Коммуникативная неудача как проявление деструкции педагогического дискурса
Диссертация
Функциональный анализ 59 речевых ситуаций неполного педагогического дискурса, осуществленный через анализ прагматического контекста и анализ дискурса, позволил составить типологию коммуникативных неудач, в которой отражены причины, типы и их частотность, носители, подтипы коммуникативных неудач. Высокочастотными типами являются манипулятивное речевое поведение и субъективация… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
- 1. 1. Психолого — педагогические составляющие понятия «коммуникативная компетенция»
- 1. 2. Лингвистические составляющие понятия «коммуникативная компетенция»
- 1. 3. Коммуникативная профессиограмма педагога
- Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
- 2. 1. Теория речевой деятельности и педагогическая коммуникация
- 2. 2. Теория речевых актов как лингвистическая основа исследования педагогического взаимодействия
- 2. 3. Структура дискурса. Деструкция уиефрош дискурса
- 2. 4. Понятие «коммуникативная неудача» в соотнесении с педагогическим дискурсом
- Глава 3. АНАЛИЗ И ТИПОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НЕУДАЧ НЕПОЛНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
- 3. 1. Коммуникативные неудачи, вызываемые различиями в индивидуальных свойствах педагога и ученика
- 3. 2. Коммуникативные неудачи, порождаемые прагматическими факторами
- Глава 4. ДИСКУРС-АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 4. 1. Анализ дискурса урока в начальной школе
- 4. 2. Анализ деструкции дискурса учебного занятия
Список литературы
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. 415с.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. М.: Наука, 1974. 267с.
- Апресян Ю.Д. Прагматическая информация для толкового словаря // Прагматика и проблемы интенсиональности. М.: Просвещение, 1988. С.34−52.
- Апресян Ю.Д. Типы информации для поверхностно-семантического компонента модели «Смысл-Текст» // Wiener slavistischer Almanach. Wien, 1980. 119c.
- Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола. М.: Наука, 1967. 251с.
- Апухтин В.Б. О смысловой структуре связного текста (в связи с обучением порождению текстов на иностранном языке)// Психологические проблемы общения и обучения языку / Ин-т яз. АН СССР. М., 1976. С.112−122.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. 279 с.
- Арутюнова Н.Д. Дискурс// Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С.136−137.
- Арутюнова Н.Д. Сокровенная связка// Изв. АН СССР. Серия лит. и яз. М., 1980. № 4. С.347−358.
- Арутюнова Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и «почему» -реплики в русском языке // Филологические науки. 1970. № 3. С.44−55.
- Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976. 384с.
- Арутюнова Н.Д. Стратегия и тактика речевого поведения// Прагматические аспекты изучения предложения и текста. Киев, 1983. C. SS'SS.
- Арутюнова Н.Д. Фактор адресата// Изв. АН СССР. Серия лит. и яз. 1981. № 4. Т.40. С.356−368.
- Балли Ш. Французская стилистика. М.: Изд-во иностр.лит., 1961. 291с.
- Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1965. 278с.
- Бахтин М. М. Проблема речевых жанров// Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1986. С.250−296.
- Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 444с.
- Белл Р.Т. Социолингвистика. М.: Международные отношения, 1980. 320с.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. 447с.
- Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск: Изд-во БГУ, 1975. 160с.
- Бернштейн С.И. Словарь фонетических терминов / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Восточ. лит-ра. РАН, 1996. 171с.
- Блумфилд Л. Язык. М.: Прогресс, 1968. 607с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 200с.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л: Изд-во ЛГУ, 1980. 135с.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2-хт. М.: Изд-во АН СССР, 1963. T.l. 384с. Т.2. 391с.
- Божович Е.Д., Шеина Е.Г.Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков// Психологические науки и образование. 1999. № 2. С.64−76.
- Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: Проблемы и подходы// Вопросы психологии. 1997. № 1. С.33−44.
- Бондаренко А.Ф. Психологическая наука и педагогическая практика. Киев: Рад. шк., 1983. с. 236.
- Борботько В.Г. Элементы теории дискурса. Грозный, 1981. 107с.
- Брунер Дж. Онтогенез речевых актов// Психолингвистика /Сост. A.M. Шахнарович. М.: Прогресс, 1984. С.21−50.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216с.
- Вежбицкая А. Речевые акты// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М.: Прогресс, 1985. С.251−275.
- Вендлер 3. Причинные отношения// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 18. М.: Прогресс, 1986. С.264−276.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 235с.
- Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. 492с.
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. 171с.
- Винокур Т.Г. К характеристике говорящего. Интенция и реакция// Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 11−24.
- Винокур Т.Г. Стилевой состав высказывания в отношении к говорящему и слушающему// Русский язык: функционирование грамматических категорий: Текст и контекст. М.: Наука, 1984. С.217−231.
- Витгенштейн JI. Философские исследования// Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16. М: Прогресс, 1985. С.79−128.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. 288с.
- Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. М.: Лабиринт, 1993.190с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 414с.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М: Наука, 1981. 139с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М: Изд-во МГУ, 1985. 45с.
- Гаузенблас К. Культура языковой коммуникации// Новое в зарубежной лингвистике. Вып.20. М.: Прогресс, 1987. С. 296−306.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608с.
- Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник. М.: ИНФРА, 1997. 272с.
- Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения// Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16. М.: Прогресс, 1985. С.276−30Q.
- Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения//Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 24. М.: Прогресс, 1989. С.5−31.
- Городецкий Б.Ю., Кобозева И. М., Сабурова И. Г. К типологии коммуникативных неудач// Диалоговое взаимодействие и представление знаний. Новосибирск, 1985. С. 17−29,
- Грайс Г. П. Логика и речевое общение// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М.: Прогресс, 1985. С.217−237.
- Греймас А.Ж., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка// Семиотика: Сб.статей. М.: Радуга, 1983. С.483−550.
- Гринфилд П.М. Информативность, пресуппозиция и семантический выбор в однословных высказываниях// Психолингвистика / Сост. A.M. Шахнарович. М.: Прогресс, 1984. С.70−94.
- Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 397с.
- Гуревич Ю.Г., Кошелова С. В. Психологические особенности учебной деятельности. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1988. 70с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика, 1986. 239с.
- Давыдов В. В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. С. 132−147.
- Девкин В.Д. Диалог. Немецкая разговорная речь в сопоставлении с русской. М.: Высшая школа, 1981. 160 с.
- Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 312с.
- Демьянков В.З. Аргументирующий дискурс в общении (по материалам зарубежной лингвистики)// Речевое общение. Проблемы и перспективы. М.: Наука, 1983. С.114−131.
- Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце 20 века// Язык и наука конца 20 века: Сб.статей. М.: Рос.гос.гуман. ун-т, 1985. С.239−320.
- Демьянков В.З. Интерпретация текста и поведения// Семантика языковых единиц и текста. М.: Прогресс, 1979. С.45−61.
- Демьянков В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания // Изв. АН СССР. Серия ЛЯ. 1981. № 4. Т.40. С.341−354.
- Демьянков В.З. Конвенции, правила и стратегии общения (интерпретационный подход к аргументации)// Изв. АН СССР. Серия лит. и яз. 1982. № 4. Т.41. С.327−337.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. 176с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. 207с.
- Долинин К.А. Стилистика французского языка. Л.: Просвещение, 1978. 344 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. 268с.
- Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия. Она должна «работать» на образовательный процесс// Учитель. 2001. № 1. С.27−30.
- Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка// Новое в зарубежной лингвистике. Вып.1. М.: Наука, 1960. С.12−48.
- Ермакова О.Н., Земская Е. А. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога)// Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. С.30−64.
- Ерофеева Т.Н. Профессия и речь: к проблеме их взаимодействия // Разновидности текста в функционально-стилистическом аспекте. Пермь, 1994. С.70−83.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 159с.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 184с.
- Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. 164 с.
- Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 307с.
- Зимняя И.А. Вербальное общение в общественно-коммуникативной деятельности// Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль: Яр. ГУ, 1988. С.79−88.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч. пособие для студентов вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 476с.
- Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М.: Наука, 1976. С.87−99.
- Зимняя И. А. Психологическая схема смыслового восприятия // Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Прогресс, 1976. С.36−61.
- Зубарева Н.С. Коммуникативная компетентность учителя (к постановке проблемы)// Филология на рубеже тысячелетий. Материалы Международной научной конф. Ростов н/Д.: Донской изд. дом, 2000. В.4. С. 16.
- Зубарева Н.С. Коммуникативные навыки как основа оптимального педагогического общения// Теория и практика развивающего обучения: Сб.статей. Вып. 12. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. С.28−32.
- Зубарева Н.С. Педагогическое речеведение. Челябинск: ИИУМЦ, «Образование», 2000. 32с.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4. С.70−73.
- Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск: ОГУ, 1999. 285с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319с.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения. Учебное пособие. М.: Наука, 1998. 496с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190с.
- Карасик В.И. О категориях дискурса// Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград, Саратов: Перемена, 1998. С.185−197.
- Карасик В.И. Структура институционального дискурса// Проблемы речевой коммуникации: Межвуз.сб.науч.трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С.25−33.
- Карасик В.И. Характеристики педагогического дискурса// Языковая личность: аспекты лингвистики и лигводидактики. Волгоград: Перемена, 1999. С.3−17.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 263с.
- Киселева JI.A. Вопросы теории речевого воздействия. JL: Изд-во ЛГУ, 1978. 160с.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. М.: Приор, 1998. 224с.
- Клюканов И.Э. Единицы речевой деятельности и единицы языкового общения// Языковое общение: процессы и единицы. Калинин, 1998. 156с.
- Кобозева И.М. «Теория речевых актов» как один из вариантов теории речевой деятельности//Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М.: Прогресс, 1986. С.7−21.
- Кожина М.Н. О функциональных семантико-стилистических категориях в аспекте коммуникативной теории языка// Разновидности и жанры научной прозы. Лингвостилистические особенности. М.: Наука, 1989. С.3−27.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1993. 223с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск: Нар. асвета, 1984. 239с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984. 175с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. 269с.
- Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. М.: Знание, 1968. 78с.
- Коротеева О.В. Дефиниция в педагогическом дискурсе. Автореферат диссерт. .канд. фил. наук. Волгоград, 1999. 26 с.
- Костомаров В.Г., Бурвикова Н. Д. Символы прецедентных текстов в коммуникации// Изучение и преподавание русского слова от Пушкина до наших дней: Материалы конф. и семинаров. Волгоград, 1999. С.82−91.
- Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социолингвистические исследования. М.: Наука, 1976. С.42−62.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 183с.
- Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. 560с.
- Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. 441с.
- Культурно-речевая ситуация в современной России / Под ред. Н. А. Купиной. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. 379с.
- Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1986. 124с.
- Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. 2-е изд., перераб. М.: Флинта, Наука, 1998. 136с.
- Лазуткина Е.М. Причины коммуникативных неудач// Культура русской речи. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. С.68−72.
- Лаптева О.А. О структурных компонентах разговорной речи// Русский язык в нац.школе. 1965. № 5. С.35−40.
- Латыпов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты// Психологический журнал. 1995. № 6. С.90−100.
- Левитан К.М. Культура педагогического общения. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985. 102с.
- Леонтьев А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятельности// Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. С.36−63.
- Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 112.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 47с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967. 118с.
- Леонтьев А. Ад Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. 307с.
- Леонтьев А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. 365с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. 575с.
- Лингвистические проблемы функционального моделирования речевой деятельности. Вып. 1−5. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.
- Линский Л. Референция и референты// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. М.: Прогресс, 1982. С.161−179.
- Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978. С.107−113.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 143с.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С. 64−93.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии// Проблема общения в психологии: Сб. статей. М.: Наука, 1981. С.3−24.
- Лотман Ю.М. Общение. Текст. Высказывание. М., 1989. 2Ьбс.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: НИИОП, 1980. С.37−52.
- Макаров М.Л. Интерпретационный анализ дискурса в малой группе. Тверь: ТГУ, 1998. 200с.
- Мальковская Т.Н. Учитель ученик. М.: Знание, 1977. 64с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192с.
- Матвеева Т.В. Непринужденный диалог как текст// Человек текст -культура: Коллективная монография / Под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой. Екатеринбург, 1994. С.201−217.
- Мейер О.А. Семантические и просодические особенности речевого акта «сообщение» в учительской речи// Проблемы фонетики. III: Сб. статей. М.: Наука, 1999. С. 272−286.
- Месеняшина Л.А. Деловой стиль// Русский язык для делового общения / Под ред. Л. А. Месеняшиной. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1996. С.9−72.
- Мильруд Р.П. Эмоциональная регуляция поведения учителя// Вопросы психологии. 1987. № 6. С.45−47.
- Митина JI.M. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Психологическая наука и образование. 1999. № 3−4. С.5−21.
- Михальская А.К. Дискурс// Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М.: Флинта, Наука, 1998. С. 51.
- Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М.: Просвещение, 1996.416с.
- Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. М.: Академия, 1998. 432с.
- Михальская А.К. Теоретические основы педагогической риторики. М.: Просвещение, 1993.265с.
- Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ.пед.вузов. М.: Академия, 1999. 304с.
- Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981. 183 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112с.
- Мурашов А.А. Речевое мастерство учителя (Педагогическая риторика). М.: Педагогическое общество России, 1999. 394с.
- Мурзин Л.Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 172с.
- Мурзин Л.Н. Текст как интерпретация текста // Отбор и организация текстового материала в системе профессионально-ориентированного обучения.1. Пермь, 19 85. С. 32−4 4.
- Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983. 216 с.
- Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 424с.
- Новое в зарубежной лингвистике: Вып.24. Компьютерная лингвистика / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 432с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус.яз., 1984. 816 с.
- Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. 368с.
- Остин Дж.Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М.: Прогресс, 1986. С.22−130.
- Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: Наука, 1985.471с.
- Падучева Е. В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке, семантика нарратива. М.: Язык рус. культуры, 1996. 464 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социальной психологической теории. М.: Мысль, 1971.351с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1965. 208 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 512с.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М.: Флинта, Наука, 1998.312с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении:Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 509с.
- Пешковский A.M. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Пешковский A.M. Избранные труды. М., 1959. С. 50−62.
- Поливанов Е.Д. По поводу звуковых жестов японского языка // Поливанов Е. Д. Статьи по общему языкознанию. М.: Наука, 1968. 376 с.
- Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998. 352с.
- Пражский лингвистический кружок: Сб. статей. М.: Прогресс, 1967. 559с.
- Прохоров И.О. Психологическое состояние школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке// Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 156 162.
- Психологические и психофизиологические исследования речи / Отв. ред. Т. Н. Ушакова. М.: Наука, 1985. 236с.
- Психология педагогического общения. Саратов, 1980. 96с.
- Риторика. Культура речи учителя (педагогическая риторика). Сборник программ учебных курсов. М.: Флинта, 1999. 160с.
- Русская разговорная речь / Отв. ред. Е. А. Земская. М.: Наука, 1973. 485с.
- Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект / Отв. ред. Е. А. Земская, Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1993. 224с.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 127с.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск: Белоруская навука, 1998. 319с.
- Сахарный-J1. В. Опыт многоуровневой тематической структуры текста (к моделированию семантической деривации)// Деривация в речевой деятельности. Пермь: ПТУ, 1990.С.28−50.
- Сахарный JI. В. Человек и Текст: две грамматики // Человек-Текст-Культура. Екатеринбург, 1994. С.7−59.
- Седов К. Ф. Речевое поведение и типы языковой личности И Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000.С.298−311.
- Седов К. Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 180с.
- Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999. С. 85−96.
- Серль Дж.Р. Классификация иллокутивных актов// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М.: Прогресс, 1986. С. 170−194.
- Серль Дж.Р., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов//Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 18. М.: Прогресс, 1986. С.170−186.
- Серль Дж.Р. Что такое речевой акт?// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М.: Прогресс, 1986. С.151−169.
- Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1974. 144с.
- Сиротинина О.Б. Тексты, текстоиды, дискурсы в зоне разговорной речи // Человек текст — культура. Екатеринбург, 1994. С.105−124.
- Скребнев Ю. М. Очерки теории стилистики. Горький: Гор.гос.пед.институт, 1975. 175 с.
- Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976,350с.
- Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Под ред. Т. Н. Ушаковой. СПб.: Алетейя, 2000. 316 с.
- Сметюк И.Н. Диалогический текст: коммуникативно динамический и лингво — дидактический аспекты. Пермь, 1994. 145с.
- Смирнова Г. Коммуникативные умения учителя// Народное образование. 1999. № 1−2. С.206−208.
- Соковнин В.М. О природе человеческого общения: Опыт философского анализа. Фрунзе: Мектеп, 1974. 147с.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. 192с.
- Соловьева А.К. О некоторых вопросах диалога// Вопросы языкознания. 1965. № 6. С.103−110.
- Сорокин Ю.Л., Левченко Е. Б. Общение и текст// Речевое общение: проблемы и перспективы: Сб. научно-аналитических обзоров. М.: Наука, 1983. С.34−62.
- Сорокин Ю.С., Тарасов Е. Ф., Шахнорович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. 237с.
- Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1976. 695с.
- Сохор A.M. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. М.: Педагогика, 1988. 127с.
- Социологический энциклопедический словарь. М.: Изд. группа Инфра М-НОРМА, 1998. 488 с.
- Степанов Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца 20 века: Сб. статей. М.: Изд. Центр РГГУ, 1995. С.35−73.
- Страхов И.В. Психология педагогического такта. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1966. 280с.
- Стросон П.Ф. Намерение и конвенция в речевых актах// Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17. М: Прогресс, 1986. С. 131−150.
- Супрун А.Е. Лекции по теории речевой деятельности. Пособие для студентов фил. фак. вузов. Минск: Бел. фонд Сороса, 1996. 287с,
- Тарасов Е.Ф. Речевое общение как воздействие// Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики. Тезисы докладов Всерос. научн. конференции. Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 1999. С. 98.
- Теория речевых актов// Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17. М.: Прогресс, 1986. 424с.
- Теплицкая Н.И. Диалог с позиции теории актуального членения // Филологические науки. 1984. № 4. С. 12−24.
- Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. 160с.
- Ушакова Т.Н. Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных ситуаций. М., 1995. 297 с.
- Ушакова Т.Н. Речь как когнитивный процесс и как средство общения // Когнитивная психология. М.: Наука, 1986. С.131−143.
- Ушакова Т.Н., Зачесова И. А., Павлова Н. Д. Речь человека в общении. М.: Наука, 1989. 191с.
- Федосюк М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: «утешение, убеждение и уговоры"// Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1996. С.33−42.
- Федосюк М.Ю. Нерешенные проблемы теории речевых жанров// Вопросы языкознания. 1997. № 5. С. 102−119.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. 176с.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989. 156с.
- Фрумкина М.И. Вероятность элементов текста и речевое поведение. М.: Наука, 1971. 168с.
- Хасан Б.И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт// Вопросы психологии. 2000. № 2. С.79−86.
- Холодович А.А. О типологии речи// Историко-филологические исследования. Сб. статей к 70-летию Н. И. Конрада. М.: Наука, 1967. С. 202−208.
- Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М: Изд-во Мое. ун-та, 1972.259 с.
- Хомский Н. Синтаксические структуры// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 1. М.: Наука, 1962. С.153−165.
- Хунснуршер Ф. Основы, развитие и перспективы анализа диалога // Вопросы языкознания. 1998. № 2. С.38−50.
- Хэар P.M. Дескрипция и оценка// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М.: Прогресс, 1985. С.183−195.
- Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми? Минск: Нар. асвета, 1987. 142с.
- Шейн С.А. Диалог как основа педагогического общения// Вопросы психологии. 1991. № 1. С.44−53.
- Ширяев Е.Н. Разговорная речь. Основные синтаксические характеристики функциональных разновидностей современного русского языка// Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М.: Наука, 1996. С.192−197.
- Шкатова JI.A. Инвариант как универсальный компонент речевого поведения// Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание. Тезисы докладов X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1991. С.332−333.
- Шкатова Л.А. Проблемы подготовки специалистов в сфере профессиональных коммуникаций //Современные языковые системы и совершенствование подготовки учителей-словестников: Тезисы докладов. Воронеж: ВГПУ, 1996. 4.2. С. 87.
- Шкатова Л. А., Дида Н. А. Профессиональная коммуникация в сфере услуг // Русский язык для делового общения / Под ред. Л. А. Месеняшиной. Челябинск: ЧелГУ, 1996. С. 73−94.
- Шкатова Л.А. Речевое поведение как лингвистическое понятие// Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1996. С.136−137.
- Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М.: Наука, 1977. 168с.
- Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: Наука, 1973. 280 с.
- Шмелева Т.В. Кодекс речевого поведения// Русский язык за рубежом. 1983. № 1. С.72−77.
- Шнейдер В.Б. Нормативные основания достижения адекватного понимания в актах речевой коммуникации. Екатеринбург: Изд-во Уральск, унта, 1993. 93с.
- Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 428с.
- Язык и моделирование социального взаимодействия / Общ. ред. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. 464с.
- Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. М.: ИНИОН, 1984. 222с.
- Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с.
- Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика// Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С.193−230.
- Якобсон P.O. Язык в его отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. 455с.
- Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. 205с.
- Якубинский Л. П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. С. 17−58.
- Янко Т.Е. О понятиях коммуникативной структуры и коммуникативной стратегии (на материале русского языка)// Вопросы языкознания. 1999. № 4. С.28−55.
- Brown G., Yule G. Discourse Analysis. Cambridge Textbook in Linguistics, Cambridge, 1989.
- Discourse and Communication, ed. By T. van Dijk, B.-N.-Y., 1985.
- Grice H. P. Utterer’s Meaning // Faundations of language, 1968, vol. 5.
- Grice H. P. Meaning // The philosophical review, 1957, vol. 66, p. 377−385.
- Gasden C., Johns V., Hymes D. (eds.) Funktions of Language in the Classroom. N.-Y., 1972.
- Harris Z. Discourse Analysis // Language. 1952. v.28. № 1.
- Hartmann P. Textlinguistische Tendenzen in der Sprachwissenschaft // Folia linguistics v. 8, The Hfgue, 1975.
- Hays D.G. How many levels should a grammar recognize? // Language and discourse: test and protest. Amsterdam- Philadelhia, 1986.
- Humes D. On Communicative Competence, original paper. Exctrpts in Pride, I. B. and Holmes, I. (eds) 1972. P. 269−293.
- Kasher A. Conversational Maxims and Rationality // Language in focus: Foundations, methods and systems: Essays in memory Yehoshua Bar-Hiller D- Baston- Reidel.
- Lakoff R.T. The Logic of Politeness, or mind your p’s and g’s // CLS, 1973. Vol. 9. P. 292−305.
- Lakoff R.T. Stylistic Strategies within a Grammar of Style Language, sexand gender // Annals of the New-York Academy of Science, 1979.
- Levinson S. C. «Speecy Act Theory» : the state of the Ait // Language teaching and Linguistics: Abstracts. Cambridge, 1980.
- Lyons Y. Semantics. Cambr. Etc.: Camb. U. P., 1977.
- Maynard D. W. Placement of Topic Changes in Conversation // Semiotica. 30. 1980. P. 263−290.
- Michaels S., Reier D. Establisying Conversational Cooperation // BLS. 1981. Vol. 7. P. 178−191.
- Miller G. The Psychology of Communication.-Harmondworth: Penguin, 1967.
- Osgood Ch. Exploration in Semantic Spase: A Personal Diary // J. Social Issues. 1971. Vol. 8. P. 315−393.
- Pike K.L. Language in Relation to a Unified Theory of Human Behavior. 2nd ed. The Hague, Paris, 1967.
- Saville Troike М/ The Ethnography of Communication: An Introduction. Oxford, 1982.
- Schank R. C. Rules and Topic in Conversation // Cognitive Science. 1977. № 1. P.421−442.
- Schiffrin D. Discourse Markers. Cambridge, 1987.
- Sinclair J., Coulthard R. Towards an Analysis of Discourse. The English used by Teachers fnd Pupils. L., 1975.
- Skinner B. F. Verbal Behaviour. N.-Y., 1957.
- Stubbs M. Analysis: The Sociolinguistic Analysis of Natural Language. Chicago, 1983.
- Tannen D. Conversational Style. New Jersey, 1988.
- Weiser A. How not to Answer a Question: Purposiv Devices in Conversational Strategy// CLS, 1975. Vol. 11. P.649−660.
- Wunderlich D. Studdien sur Sprechaktteoric. Frankfurt /М., 1976.
- Wunderlich D., Sprechekte L., Maas U. Pragmatik und sprachliches HandeIn. Frankfurt/М., 1974.
- Воскобойников В. Тетрадь в красной обложке. Л.:Дет.лит., 1976.25 с.
- Горбачев A.M. Сельская учительница: Повесть. Челябинск: Юж.-Урал, Кн. изд-во, 1989.318 с.
- Давыдычев Л. Жизнь Ивана Семенова. М.: Сов. Россия, 1970.234 с.
- Демина А.Г. Наши воспитанники. Очерки о воспитании. М.: Мол. гвардия, 1953. 184 с.
- Додон Л.А. Задания по педагогике. М.: Просвещение, 1968. 156 с.
- Драбкина А.В. Меня не узнала Петровская: Повести. Л.: Дет.лит., Ленингр. отд-е, 1981. 144 с.
- Единица «с обманом»: Повести. М.: Дет.лит., 1983. 576 с.
- Зюзюкин И.И. Из-за девчонки: Повести и рассказ. М.: Мол. гвардия, 1982. 271 с.
- Истоки: Альманах // Сост. Т. Рой, Е. Еремина. М.: Мол. гвардия, 1984. 245 с.
- Камалов Ф. Здравствуй, Артем!: Повесть. М.: Дет.лит., 1981.165 с.
- Козлов Ю.В. Качели в Пушкинских Горах: Рассказы и повесть. Л.: Дет.лит., Ленингр. отд-е, 1984.127 с.
- Коршунов М. Друзья и знакомые: Рассказы. М.: Дет.лит., 1963. 215 с.
- Коршунов М. Школьная вселенная. М.: Дет.лит., 1968. 153 с.
- Кудрявцева Т. Сто имен Тани Филимоновой. М.: Дет.лит., 1987. 150 с.
- Ловля бабочек и брошенный крут: Рассказы и повести молодых писателей. М.: Дет.лит., 1990. 189 с.
- Маринов А.А. Детский дом: Док. повесть. М.: Сов. Россия, 1984. 84 с.
- Матвеева Е.А. Черновой вариант: Повесть. М.: Дет.лит., 1980. 111 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Academia, 1998. 365 с.
- Несерьезные дети: Рассказы молодых писателей. М.: Дет.лит., 1983. 56 с.
- Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. М.: Дет.лит., 1978. 204 с.
- Панич М. Взрослые и дети. Л.:Лениздат, 1961. 220 с.
- Поляков Ю.М. Работа над опшбками:Повесть. М.: Современник, 1989.174 с.
- Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т.1. М.: Педагогика, 1979. 374 с.
- Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т.З. М.: Педагогика, 1981. 279 с.
- Токарева B.C. День без вранья: Повести и рассказы. М.: Совмест. рос,-герм. предприятие «Квадрат», 1995. 602 с.
- Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1978. 203 с.
- Фролова М.Ф. Современная девочка: Роман. М.: Дет.лит., 1977. 206 с.
- Школьные истории, веселые и грустные: Рассказы. М.: Дет.лит., 1989. 205 с.