Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интенсивные технологии как средство обеспечения качества обучения менеджменту в высшей школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, как показало исследование, такого результата невозможно 3 достичь даже с введением профильного предмета — «Безопасность жизнедеятельности». В связи с чем представляется целесообразным выделить в содержании курсов, обучающих менеджменту в высшей школе, компоненты (блоки, темы, модули), ориентированные на формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов, а также организовать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы обеспечения качества обучения менеджменту в высшей школе
    • 1. 1. Качество обучения как фактор профессиональной социализации студентов вуза
    • 1. 2. Культура безопасной жизнедеятельности как ключевая характеристика качества обучения менеджменту в вузе
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Интенсивные технологии как средство формирования культуры безопасной жизнедеятельности студентов вуза в процессе изучения менеджменту
    • 2. 1. Возможности интенсивных технологий в процессе обучения менеджменту в высшей школе
    • 2. 2. Методика использования интенсивных технологии на основе действий по инструкциям, для формирования культуры безопасной жизнедеятельности студентов вуза в процессе изучения менеджмента
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Оценка результативности использования интенсивных технологий как средства формирования культуры безопасной жизнедеятельности будущих руководителей
    • 3. 1. Организация и проведение опытно — экспериментальной работы
    • 3. 2. Анализ результатов исследования
  • Выводы по главе

Интенсивные технологии как средство обеспечения качества обучения менеджменту в высшей школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Вхождение России в единую образовательную европейскую систему, ориентация на новые образовательные результаты определяют необходимость повышения качества образовательного процесса в высшей школе. В связи с этим современное общество ставит новые задачи и по обеспечению качества обучения менеджменту. Это связано с тем, что обязательным критерием эффективности деятельности труда менеджера становится безопасность жизнедеятельности людей. Отсюда актуальность исследования, которая обусловлена необходимостью системных изменений высшего образования на основе современных требований к повышению уровня профессиональной подготовки выпускников вузов по вопросам управления безопасностью жизнедеятельности организации.

Специфика формирования постиндустриального общества, а также усложняющийся характер проблем безопасности в современном мире, требуют от руководителей организации новых подходов в управлении, нового мировоззрения в решении задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности общества в целом и каждого человека в отдельности. Это вызвано также тем, что в современном менеджменте обостряется проблема восприятия риска лицами, принимающими решения, связанные с управлением безопасностью конкретной организации, в нашем случаеобразовательным учреждением (ОУ). Поэтому и современная система вузовского образования должна вооружить студентов компетенциями, которые позволят им адекватно реагировать на любые изменения социально-экономических и кризисных ситуаций, а также гармонично взаимодействовать с природой и окружающим миром. Следовательно, важным показателем обеспечения качества обучения менеджменту в вузе становится формирование в процессе его изучения культуры безопасной жизнедеятельности студентов (КБЖ).

Однако, как показало исследование, такого результата невозможно 3 достичь даже с введением профильного предмета — «Безопасность жизнедеятельности». В связи с чем представляется целесообразным выделить в содержании курсов, обучающих менеджменту в высшей школе, компоненты (блоки, темы, модули), ориентированные на формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов, а также организовать процесс интеграции между учебными дисциплинами предметов менеджмента на основе выделенных компонентов и активизировать применение интенсивных технологий. Выпускники-менеджеры, обученные только традиционными методами, испытывают значительные трудности в области управления безопасностью организации, а также не обладают в полной мере правовой ментальностью, что влияет на сознательное соблюдение соответствующих правил, норм, инструкций.

Интенсификация процесса обучения менеджменту предполагает активизацию самостоятельной работы студентов, что, в свою очередь, позволяет подготовить специалиста, соответствующего современному уровню качества образования, позволяющего будущему менеджеру в экстремальной ситуации оперативно и правильно принимать управленческие решения, связанные с безопасностью.

Таким образом, основными выявленными противоречиями в системе обучения менеджменту, на разрешение которых направлено данное исследование, являются следующие:

• между существующим менталитетом российского общества в целом, менталитетом руководителей большинства образовательных учреждений, изначально отличающихся необязательностью исполнения законов, и необходимостью выполнения единых правил и инструкций по обеспечению безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения;

• между объективной потребностью общества в менеджере, обладающем компетенциями, ключевой характеристикой которых является культура безопасной жизнедеятельности, и недостаточным уровнем сформированности таких компетенций у выпускников вуза;

• между высоким образовательным потенциалом интенсивных технологий, в основе которых лежат действия по инструкции, как средства обеспечения качества обучения менеджменту в высшей школе, и недостаточной готовностью преподавателей к широкому внедрению этих технологий в процессе обучения менеджменту.

Теоретические и технологические аспекты разрешения этих противоречий определили тему настоящего исследования:

Интенсивные технологии как средство обеспечения качества обучения менеджменту в высшей школе".

Цель исследования:

Обосновать и экспериментально проверить возможности обеспечения средствами интенсивных технологий качества обучения менеджменту, важным показателем которого является культура безопасной жизнедеятельности. Объект исследования:

Процесс обучения менеджменту в высшей школе. Предмет исследования:

Интенсивные технологии, в основе которых лежат действия по инструкции, как средство обеспечения качества обучения менеджменту в высшей школе. Гипотеза исследования:

Исследование строилось на предположении, что интенсивные технологии, в основе которых лежат действия по инструкции, смогут повлиять на обеспечение качества обучения менеджменту в высшей школе, показателем которого является культура безопасной жизнедеятельности студентов, если:

• с позиции компетентностного подхода в содержании курсов, обучающих менеджменту в высшей школе, будут выделены компоненты (блоки, темы, модули), ориентированные на 5 формирование соответствующих компетенций;

• будет организован процесс интеграции между учебными дисциплинами менеджмента (основы менеджмента, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, организационная культура, организационное поведение, управление персоналом, управленческие решения, правовые основы деятельности руководителя и пр.) на основе выделенных компонентов;

• средствами интенсивных технологий будут активизированы и сформированы практические умения и навыки студентов по решению разнообразных задач профессиональной деятельности, связанных с процессом управления безопасностью организации;

• будут адаптированы содержание и методика применяемых интенсивных технологий к учебным курсам менеджмента с учётом специфики изучаемого предмета.

Цель и гипотеза обусловили постановку и решение следующих взаимосвязанных задач исследования:

1. Рассмотреть обеспечение качества обучения менеджменту как условие профессиональной социализации студентов высшей школы.

2. Рассмотреть с позиции компетентностного подхода культуру безопасной жизнедеятельности как ключевую характеристику качества обучения менеджменту в вузе.

3. Выявить возможности использования интенсивных технологий, в основе которых лежат действия по инструкции, как средства обеспечения качества обучения менеджменту в вузе, важным показателем которого является культура безопасной жизнедеятельности студентов.

4. Оценить опытно-экспериментальным путём результативность использования интенсивных технологий, в основе которых лежат действия по инструкции, как средства формирования культуры безопасной жизнедеятельности у студентов вуза, как важной составляющей качества обучения менеджменту.

Для решения данных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, среди которых ведущими были: метод теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективно-перспективный), диагностические методы (тестирование, письменная интерпретация ситуаций, учебно-познавательная и профессионально-практическая деятельность), обсервационные (прямое, косвенное и включенное наблюдение), праксиметрические (анализ продуктов деятельности, изучение и обобщение результатов профессиональной деятельности), опытно-экспериментальная работа, методы экспертной оценки и самооценки, методы математической статистики.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

— труды, раскрывающие сущность процесса обучения (С. И. Архангельский, Н. В. Бордовская, Г. А. Бордовский, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, В. А. Ситаров, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, В. В. Сериков, С. Д. Смирнов, Д. В. Чернилевский, А. В. Хуторской, В. А. Якунин и др.) — исследования, посвященные обучению менеджменту и профессиональной подготовке (В. А. Абчук, И. А. Богачек, О. С. Виханский, Р. Л. Дафт, Е. В. Егорова, Ю. А. Конаржевский, Э. М. Короткое, В. Ю. Кричевский, В. С. Лазарев, А. И. Наумов, А. П. Панфилова, Е. Н. Петровская, В. А. Спивак, С. Ю. Трапицын и др.);

— исследования, раскрывающие сущность компетентностного подхода в образовании (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, Н. А. Селезнёва, Ю. Г. Татур, А. П. Тряпицына и др.).

— работы, раскрывающие аспекты интенсивного обучения (Ю. С. Арутюнов, В. Н. Бурков, А. А. Вербицкий, С. Г. Вершловский, Б. Н. Герасимов, Р. Ф. Жуков, Б. 3. Зельдович, В. Ф. Комаров, М. М. и Л. И.

Крюковы, А. Л. Лифшиц, А. П. Панфилова, В. Я. Платов, Н. В. Сыскина, И. М. Сыроежин, Г. П. Щедровицкий и др.);

— исследования, обращенные к современному технологическому подходу в обучении (В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, Д. Г. Левитес, Г. К. Селевко и др.).

— труды, связанные с изучением проблем культуры безопасной жизнедеятельности: С. В. Андреева, В. И. Андреев, А. Г. Арбатова, Б. Г. Ананьев, И. А. Баева, А. В. Возженикова, Л. С. Выготский, Л. Н. Горина, И.

A.Зимняя, Н. А. Косолапова, В. В. Краевский, И. К. Макаренко, В. Л. Манилова, И. Н. Немкова, А. А. Прохожева, К. К. Платонов, М. Б. Сулла, В.

B. Сапронов, А. Т. Хлопьева, Э. Г. Шевелева, В. И. Щеголь, A. G. Maslow и т. д.

База и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена со студентами 2-го и 3-го курсов специальности 80 507 «Менеджмент организации» и на базе ГОУ ДОД.

Центра дополнительного образования СПб со слушателями курсов повышения квалификации. В опытно-экспериментальную работу были вовлечены 305 студентов и слушателей. Исследование проводилось с 2004 года по 2009 год и включало три основных этапа.

На первом этапе (2004;2006 гг.) проводился анализ психологопедагогической и управленческой литературы, трудов и диссертационных исследований по обучению менеджменту, вопросам безопасности жизнедеятельности, формированию культуры безопасности человека, определялась методологическая и теоретическая основа исследования, разрабатывался понятийно-категориальный аппарат, определялись цели и задачи исследовательской работы, формулировалась рабочая гипотеза.

На втором этапе (2006;2007 гг.) производился анализ содержания и принципа построения учебных программ дисциплин социального менеджмента, создавалась программа и тезаурус понятий по вопросам 8 формирования культуры безопасной жизнедеятельности у студентов высшей школы в системе обучения менеджментуразрабатывалась система применения интенсивных технологий в курсах обучения менеджменту, в основе которых лежат действия по инструкции, как инструмент формирования компетенций, основной характеристикой которых является культура безопасности жизнедеятельностиописывались конкретные сценарии — инструкции применяемых технологийосуществлялась разработка и обоснование педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2007;2009 гг.) проводилось уточнение теоретических положений работы, осуществлялась реализация педагогического эксперимента, производилась диагностика уровня развития профессиональных и специальных компетенций студентов контрольных и экспериментальных групп, а также систематизировались и обобщались полученные эмпирические данные, обосновывались выводы, готовились методические рекомендации и осуществлялось оформление результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту. 1. Важным показателем качества обучения менеджменту в вузе является формирование в процессе его изучения компетенций, ключевой характеристикой которых стала культура безопасной жизнедеятельности студентов вуза (КБЖ), а именно:

• владение знаниями:

— этических и правовых норм;

— законодательных и нормативно-технических актов, инструкций;

— основ организации безопасности производственных процессов;

— научного представления о здоровом образе жизни;

— основ экологической безопасности и безопасности в быту;

• умение проанализировать и диагностировать ситуацию, включающее в себя:

— оценку в сложившейся ситуации степени опасности для человека;

— определение уровня антропогенного воздействия на среду обитания;

— прогнозирование возможного развития и исхода ситуации;

— владение алгоритмом действий в экстремальных ситуациях и неопределённости, согласно соответствующим нормативным документам и инструкциям;

• умение предотвратить ситуацию, а именно:

— просчитать возможные риски, связанные с безопасностью, при принятии управленческих решений;

— выбрать и разработать превентивные методы и системы защиты;

— пользоваться правовой и нормативно-технической документацией;

• умение поведенческих действий, таких как:

— решать практические многоплановые задачи по управлению процессом обеспечения безопасности в организации;

— организовывать свое поведение и деятельность сознательно, учитывая правила, нормы, инструкции;

— выполнять действия по сохранению своего здоровья и работоспособности персонала;

— планировать и практически реализовывать мероприятия по сохранению природного мира;

— чётко и правильно работать с информацией в экстремальных ситуациях;

• умение рефлексии, включающее в себя:

— всесторонний анализ принимаемых управленческих решений и проводимых мероприятий по управлению безопасностью в ОУ;

— самодиагностики уровня компетенций для решения проблем в экстремальных условиях;

— стремление к развитию и обновлению знаний, умений и навыков по вопросам безопасности организации;

— проектирование профилактических мероприятий по развитию культуры безопасной жизнедеятельности у персонала организации.

2. Структура надпредметной интегрированной программы «Управление безопасностью жизнедеятельности организации» определяется требованиями принципа целенаправленности, определяющего, что весь образовательный процесс подчиняется решению общей цели — формированию культуры безопасной жизнедеятельности студентов.

Содержание учебного материала отбирается из курсов обучения менеджменту в соответствии с актуальными для нашего исследования принципами высшего профессионального образования, такими как:

• фундаментализации, определяющей логику учебного материала в контексте основных философских, психологических, педагогических категорий, уточняющих понятие «культура безопасной жизнедеятельности»;

• гуманизации, предполагающей переориентацию процесса обучения менеджменту в вузе на личностную направленность, а именно развитие и самореализацию личности студента, что является необходимым условием формирования компетенций;

• гуманитаризации, способствующей становлению индивидуальной позиции студента по сознательному выполнению определённых законов, норм, правил, инструкцийпозволяющей выстраивать ценностно-смысловую систему целостного научного знания;

• практико-ориентированности, предполагающей интенсивное взаимодействие науки и практики;

• сознательности и активности, обеспечивающих осознанное усвоение знаний путем активной деятельности студентов по их приобретению;

• систематичности и последовательности, предполагающих выделение и создание системы взаимосвязанных понятий по безопасности жизнедеятельности, а также организованную определённым образом систему реализации программы обучения менеджменту.

3. Интенсивные технологии, в основе которых лежат действия по инструкции, позволят сформировать необходимые компетенции студентов вуза, важной характеристикой которых является культура безопасной жизнедеятельности за счёт того, что процесс использования данных технологий от момента внедрения до завершения обучения будет носить целенаправленный, системный характер, основанный на определённой логической конструкции:

• от действия по инструкции (линейное изучение учебного материала, инструкция, план действий, выполнение заданий преподавателя, заданный учебником материал, жёстко контролируемое обучение, заучивание правил, норм).

• к самостоятельному, правильному, ответственному творческому действию (изучение гипертекстового материала, конструкция и открытие, материалы, отобранные для изучения проблемы самостоятельно, постановка собственных целей, личная ответственность и стремление повысить самооценку, обучение как потребность).

Методика применения данных технологий связана со следующими особенностями их реализации:

• практическое моделирование будущей реальной деятельности менеджера по управлению процессом обеспечения безопасности жизнедеятельности ОУ на основе существующих норм, правил, инструкций;

• основную нагрузку по развитию умений в интенсивных технологиях выполняет сценарий — инструкция для осуществления студентами во время занятий пошаговых действий в виде алгоритма;

• обязательным содержательным аспектом данного сценария является информация, опирающаяся на законы, правовые нормы, инструкции.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— доказано в ходе исследования, что важным показателем качества обучения менеджменту является формируемая в процессе обучения культура безопасной жизнедеятельности студентов вуза;

— определены компетенции, ключевой характеристикой которых является культура безопасной жизнедеятельности;

— обоснованы принципы выделения тематических модулей и описано их взаимодействие в учебных предметах по менеджменту, ориентированных на формирование данных компетенций;

— систематизированы те интенсивные технологии обучения, в которых инструкции являются необходимой составляющей частью;

— разработаны и включены в содержание интенсивных технологий основные показатели культуры безопасной жизнедеятельности, входящие в характеристику необходимых управленческих компетенций;

— описан инструментарий технологии обучения действиям по инструкции;

— определена новая профессиональная роль педагога, внедряющего интенсивные технологии, в основе которых лежат действия по инструкциям, как копирайтера — разработчика инструкций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория и методика обучения менеджменту обогащается современными научными знаниями:

— о зависимости сохранения жизни и здоровья от деятельности человека, основанной на системе социальных норм, убеждений и ценностей, что является характеристикой «культуры безопасной жизнедеятельности человека»;

— о сущности культуры безопасной жизнедеятельности, как важном показателе качества обучения менеджменту;

— о необходимости выделения и развития специальных компетенций, основной характеристикой которых является культура безопасной жизнедеятельности студентов;

— о возможностях интенсивных технологий в формировании данных компетенций и условий их реализации.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработаны: надпредметная программа «Управление безопасностью жизнедеятельности организации», ориентированная на обеспечение качества обучения менеджменту, а именно формирование компетенций, важной характеристикой которых является КБЖинтенсивная технология действий по инструкции и показана её значимость в развитии практических умений и навыков управления безопасностью жизнедеятельности в ОУмеханизм формирования компетенций, включающий: инструментарий, содержание и игротехнические средства интенсивных технологий, составляющей частью которых являются действия по инструкциям и алгоритмизированные шагиметодические рекомендации для преподавателей курсов менеджмента по использованию в процессе обучения интенсивных технологий, в основе которых лежат действия по инструкции.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивалась обстоятельным теоретическим анализом проблемы, определением предметной области, целей и задач исследования, всесторонним обоснованием методологических и теоретических позиций, корректным сочетанием технологического, компетентностного и личностноориентированного подходов к решению проблемы, данными экспериментального обучения, подтверждением теоретических выводов.

14 результатами практического обучения средствами разработанной технологии, результатами тестирования студентов.

Апробация результатов исследования осуществлялась автором на протяжении всех этапов работы в процессе обсуждения новых идей, положений, предварительных и итоговых результатов научного поиска: при проведении семинарских занятий в РГПУ им. А. И. Герценапреподавании на курсах повышения квалификации в ЦДО при ГДТЮ для руководителей образовательных учрежденийв процессе участия в научно-практических конференциях и семинарахна занятиях в творческой мастерской профессора А. П. Панфиловой «Игротехнический менеджмент» (2006;2008 гг.). Результаты исследования отражены в тезисах и статьях научно-практических конференций по проблемам менеджмента, рассмотрены на заседаниях кафедры социального менеджмента РГПУ им. А. И. Герцена, описаны в 9 статьях и тезисах автора, в том числе в издании, рекомендуемом ВАК для публикации результатов диссертаций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, количество страниц — 216.

Результаты исследования позволили сделать заключение, что выдвинутая гипотеза и положения, выносимые на защиту, практически подтверждены. В работе доказано, что:

1. Важным показателем качества обучения менеджменту в вузе является формирование в процессе его изучения компетенций, ключевой характеристикой которых стала культура безопасной жизнедеятельности студентов вуза (КБЖ), а именно:

• владение знаниями:

— этических и правовых норм;

— законодательных и нормативно-технических актов, инструкций;

— основ организации безопасности производственных процессов;

— научного представления о здоровом образе жизни;

— основ экологической безопасности и безопасности в быту;

• умение проанализировать и продиагностироватъ ситуацию, включающее в себя:

— оценку в сложившейся ситуации степени опасности для человека;

— определение уровня антропогенного воздействия на среду обитания;

— прогнозирование возможного развития и исхода ситуации;

— владение алгоритмом действий в экстремальных ситуациях и неопределённости, согласно соответствующим нормативным документам и инструкциям;

• умение предотвратить ситуацию, а именно:

— просчитать возможные риски, связанные с безопасностью, при принятии управленческих решений;

— выбрать и разработать превентивные методы и системы защиты;

— пользоваться правовой и нормативно-технической документацией;

• умение поведенческих действий, таких как:

— решать практические многоплановые задачи по управлению процессом обеспечения безопасности в организации;

— организовывать свое поведение и деятельность сознательно, учитывая правила, нормы, инструкции;

— выполнять действия по сохранению своего здоровья и работоспособности персонала;

— планировать и практически реализовывать мероприятия по сохранению природного мира;

— чётко и правильно работать с информацией в экстремальных ситуациях;

• умение рефлексии, включающее в себя:

— всесторонний анализ принимаемых управленческих решений и проводимых мероприятий по управлению безопасностью в ОУ;

— самодиагностику уровня компетенций для решения проблем в экстремальных условиях;

— стремление к развитию и обновлению знаний, умений и навыков по вопросам безопасности организации;

— проектирование профилактических мероприятий по развитию культуры безопасной жизнедеятельности у персонала организации.

2. Структура надпредметной интегрированной программы «Управление безопасностью жизнедеятельности организации» определяется требованиями принципа целенаправленности: весь образовательный процесс подчиняется решению общей цели — формированию культуры безопасной жизнедеятельности студентов.

Содержание учебного материала отбирается из курсов обучения менеджменту в соответствии с актуальными для нашего исследования принципами высшего профессионального образования, такими как:

• фундаментализация, определяющая логику учебного материала в контексте основных философских, психологических, педагогических категорий, уточняющих понятие «культура безопасной жизнедеятельности»;

• гуманизация, предполагающая переориентацию процесса обучения менеджменту в вузе на личностную направленность, а именно развитие и самореализацию личности студента, что является необходимым условием формирования компетенций;

• гуманитаризация, способствующая становлению индивидуальной позиции студента по сознательному выполнению определённых законов, норм, правил, инструкцийпозволяющая выстраивать ценностно-смысловую систему целостного научного знания;

• практико-ориентированность, предполагающая интенсивное взаимодействие науки и практики;

• сознательность и активность, обеспечивающие осознанное усвоение знаний путем активной деятельности студентов по их приобретению.

• систематичность и последовательность, предполагающие выделение и создание системы взаимосвязанных понятий по безопасности жизнедеятельности, а также организованную определённым образом систему реализации программы обучения менеджменту.

3. Интенсивные технологии, в основе которых лежат действия по инструкции, позволяют сформировать необходимые компетенции студентов вуза, важной характеристикой которых является культура безопасной жизнедеятельности, за счёт того, что процесс использования данных технологий от момента внедрения до завершения обучения будет носить целенаправленный, системный характер, основанный на определённой логической конструкции:

• от действия по инструкции (линейное изучение учебного материала, инструкция, план действий, выполнение заданий преподавателя, заданный учебником материал, жёстко контролируемое обучение, заучивание правил, норм).

• к самостоятельному, правильному, ответственному творческому действию (изучение гипертекстового материала, конструкция и открытие, материалы, отобранные для изучения проблемы самостоятельно, постановка собственных целей, личная ответственность и стремление повысить самооценку, обучение как потребность).

Методика применения данных технологий связана со следующими особенностями их реализации:

• практическое моделирование будущей реальной деятельности менеджера по управлению процессом обеспечения безопасности жизнедеятельности ОУ на основе существующих норм, правил, инструкций;

• основную нагрузку по развитию умений в интенсивных технологиях выполняет сценарий-инструкция для осуществления студентами во время занятий пошаговых действий в виде алгоритма;

• обязательным содержательным аспектом данного сценария является информация, опирающаяся на законы, правовые нормы.

Заключение

.

В результате диссертационного исследования достигнута его основная цель — обоснованно и экспериментально проверена возможность обеспечения средствами интенсивных технологий качества обучения менеджменту, важным показателем которого является культура безопасной жизнедеятельности.

В ходе исследования было:

• рассмотрено обеспечение качества обучения менеджменту как условие профессиональной социализации студентов высшей школы;

• рассмотрена с позиции компетентностного подхода культура безопасной жизнедеятельности как ключевая характеристика качества обучения менеджменту в вузе;

• выявлена возможность использования интенсивных технологий, в основе которых лежат действия по инструкции, как средства обеспечения качества обучения менеджменту в вузе, важным показателем которого является культура безопасной жизнедеятельности студентов;

• оценена опытно-экспериментальным путём результативность использования интенсивных технологий, в основе которых лежат действия по инструкции, как средства формирования культуры безопасной жизнедеятельности у студентов вуза, как важной составляющей качества обучения менеджменту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Н. Российские менеджеры: Социологический анализ становления профессии. М.: КомКнига, 2005.
  2. В. А., Тимченко В. В., Трапицын С. Ю. Менеджмент. СПб.: Книжный Дом, 2006. 480 с.
  3. Н. В. Конструирование педагогических технологий: Учебно-методическое пособие. Саратов: Пароход, 1999. 60 с.
  4. В. С. Композиция тестовых заданий. М., 1998.
  5. Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.
  6. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. 280 с.
  7. . Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. 230 с. (Т. 1)300 с. (Г. 2)
  8. М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд./Пер. с англ.- СПб.-Питер, 2007
  9. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  10. Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  11. И.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  12. И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
  13. И., Мурави М. Психология безопасности труда / Пер. с венг. М.: Профиздат, 1968. 207 с.
  14. Л. А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1996. 19 с.
  15. . П. Новые аргументы в педагогических технологиях // Школьные технологии. 1997. № 4. С. 47−52.
  16. В. И. Болонский процесс: середина пути. М., 2005.
  17. В. И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: Современный этап. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 674 с.
  18. В. И. Компетенции: к проблемам освоения компетентностного подхода. М., 2002.
  19. В. И. Образовательный стандарт: Опыт системного исследования. Новгород: Новгородский государственный университет, 1999. 440 с.
  20. А. А. Культурология: Антропологические теории культур. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998. 241 с.
  21. С. В. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1999. С. 448.
  22. С. В., Морозов Л. Л., Сивков В. П. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций / Под ред. С. В. Белова. М.: ВАСОТ, 1992. Ч. 1. 136 с.
  23. Белые ночи // Материалы ежегодных научных чтений МАНЭБ: В 3 т. СПБ.: МАНЭБ, 1999. 478 с.
  24. Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига, 1989.
  25. А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. 226 с.
  26. А. П. Тенденции развития профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование. СПб.: Радом, 1997. С. 25−27.
  27. В. Ф. Педагогические технологии в учебных заведениях профессионального образования: В помощь преподавателю / В. Ф. Бессараб, А. В. Кротов. Челябинск, 2002. 31 с.
  28. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  29. В. П. Педагогика и профессиональные технологии обучения. М.: Институт профессионального образования МО России, 1995. 336 с.
  30. М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Педагогический поиск, 2003.
  31. Бизнес-образование: Специфика, программы, технологии, организация / Под общ. ред. С. Р. Филоновича. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 690 с.
  32. И. А. Новые законы менеджмента: Учебное пособие. СПб.: Книжный Дом, 2005. 216 с.
  33. В. И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий. Пятигорск: ПГЛУ, 2001.
  34. В. А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Педагогика. 2005. № 1. С.5−10.
  35. В. Г. Моделирование процесса обучения // Советская педагогика. 1967. № 6. С. 32−39.
  36. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 25: Струнено Тихорецк. 600 с.
  37. И. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 304 с. (Серия «Учебник нового века»)
  38. Г. А. Управление качеством образовательного процесса: Монография / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. СПб., 2001. 359 с.
  39. П. Г., Власова О. Е. Экономическая активность и деловитость личности: Особенности формирования и развития в условиях российской ментальности. М.: ФАН, 1996. 184 с.
  40. Т., Доттино Т., Израель Р. Интеллектуальный руководитель / Пер. с англ. Г. И. Левитан. Минск: Попурри, 2003. 255 с.
  41. П. Некоторые формулы интегративной оценки качества // Материалы конференции ЕОКК: Методы количественной оценки качества продукции (квалиметрия). М: Издательство стандартов, 1972. С. 62.
  42. А. П., Проскурин С. А. и др. Социальная безопасность: Учебное пособие: В 2 ч. М.: ТОДЖИ, 1999. С. 470.
  43. А. А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
  44. А. А. Гуманизация, компетентность, контекст поиски оснований интеграции // Aima mater: Вестник высшей школы. 2006. № 5. С. 19−25.
  45. А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.
  46. JI. М., Сапронов В. В., Фрумкина Е. С., Шершнев Л. И. Безопасность жизнедеятельности: Современный комплекс проблем безопасности. М.: Русский журнал, 2004. 132 с.
  47. В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд. М.: Педагогическое общество России, 2005. 192 с.
  48. О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 1994. 223 219с.
  49. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: Подходы и практические меры // Вестник высшей школы. 1999. № 3. С. 29−37.
  50. И. Роль стандартизации в системе государственного управления качеством // Материалы конференции ЕОКК: Методы количественной оценки качества продукции (квалиметрия). М: Издательство стандартов, 1972. С. 50.
  51. П. Я., Талызина Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. М., 1979. 386 с.
  52. И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
  53. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике. М.: Прогресс, 1976. 495 с.
  54. А. В. Основы управления качеством продукции. М.: Издательство стандартов, 1988.
  55. В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. 5-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1977. 479 с.
  56. Г. Ю. и др. Электротравматизм и его предупреждение. М.: Энергоатомиздат, 1986. 256 с.
  57. А. А. Экология: Учебное пособие. М.: Центр, 1998. 240 с.
  58. Л. Н. Деловая игра «Расследование несчастного случая на производстве»: Методические указания. Тольятти: Тольяттинский политехнический институт, 1996. 29 с.
  59. Л. Н. Проблемно-ролевая игра «Проведение экологической экспертизы объекта»: Методические указания. Тольятти: Тольяттинский политехнический институт, 1997. 31 с.
  60. Л. Н. Проектирование интерактивной педагогической технологии подготовки специалиста в системе безопасности жизнедеятельности: Монография. Тольятти: Тольяттинский политехнический институт, 1999. 165 с.
  61. Н. А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с.
  62. Л. А., Трапицын С. Ю., Тимченко В. В. Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: Российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований. СПб., 2006.
  63. Ю., Давыдов В., Зинченко В., Никандров Н., Поляков Н., Тадриков В. Изменение в содержании и оценке качества образования и образовательных технологий // Вестник высшей школы. 1998. № 3. С. 17−23.
  64. В. В. Интегральная образовательная технология. М.: Знание, 1999. 159 с.
  65. К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970.271 с.
  66. П. С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Аспект-Пресс, 1994. 317 с.
  67. Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2006. 864 с.
  68. . Образование сокрытое сокровище: Предисловие к докладу международной комиссии по образованию для XXI века, представленному ЮНЕСКО // Университетская книга. 1997. № 4.
  69. П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильяме, 2004. 272 с.
  70. П. Практика менеджмента. М.: Вильяме, 2000.
  71. Ю. Н. Концепция профессиональной подготовки менеджеров: Монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 75 с.
  72. . С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. М.: Аспект-Пресс, 1994. 384 с. (Ч. 1). 240 с. (Ч. 2).
  73. Е. В. Метод кейс-стади в обучении стратегическому менеджменту в высшей школе: Автореф. дис.. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. СПб., 2008. 20 с.
  74. И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: Технология развития. СПб.: Дельта, 2003.
  75. В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001.206 с.
  76. Заир-Бек И. С. Педагогические ориентиры успеха: Актуальные проблемы развития образовательного процесса: Методические рекомендации к обучающим семинарам / И. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова. СПб.: Петроградский и Л, 1995. 331 с.
  77. Закон об охране труда РФ от 17.07.99 г. / Бюллетень Главного управления труда администрации Самарской области. 1999. № 4.
  78. Закон Российской Федерации «О безопасности». 1992 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288).
  79. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. / Ведомости РФ. 1992. № 30.
  80. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». М.: Республика, 1992.
  81. Э. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э. Зеер, Д. Заводчиков // Высшее образование в России. 2007. № 1.С. Ъ9-Л5.
  82. . 3. Активные методы обучения в дисциплине «Менеджмент». М.: МГУП, 2003. 149 с.
  83. И. А., Боденко Б. И., Кривченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 67 с.
  84. И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.
  85. И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М: Логос, 1999. 338 с.
  86. И. В. Построение обобщенной модели личности менеджера на основе модели профессиональной деятельности // Бизнес-образование. 2005. № 1 (18). С. 116−122.
  87. Т. И. Актуальные проблемы высшей школы // Новое в теории и практике обучения. М., 1979. Вып. 4. С. 11−28.
  88. Интерактивные формы в обучении менеджеров // Материалы семинара для преподавателей Президентской программы подготовки управленческих кадров. Москва, август 2000.
  89. История советской психологии труда / Под ред. В. П. Зинченко. М.: МГУ, 1983. 360 с.
  90. В. Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002.
  91. П. И. Концептуальные основы интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» Электронный ресурс. Режим доступа: http://rspu.edu.ru/iournals/pednauka/index.htm, свободный. Загл. с экрана.
  92. Кайзер Ф.-П., Камински X. Методика преподавания экономических223дисциплин: Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения, с примерами. СПб.: Мир и Семья, 2002.
  93. Качество продукции, испытания, сертификация: Терминология: Справочное пособие. М.: Изд-во стандартов, 1989. Вып. 4. 144 с.
  94. К. Эффективное управление / Пер. с англ. А. А. Хлопецкого. М., 2006.
  95. М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследовательской игры и дискуссии. Рига: Б. И., 1995. 176 с.
  96. М. В. Технология обучения: Идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1996. 118 с.
  97. Е. А. Психология профессионала. Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1996.400 с.
  98. Г. С., Красновский Э. А., Краснокутская JI. П., Краснянская К. А. Основные результаты международного исследования образовательных достижении учащихся PISA-20 001 // Школьные технологии. 2003. № 5. С. 85— 96.
  99. В. А., Шубина Н. JI. Высшее образование в зеркале Болонского процесса: Научно-методическое пособие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 429 с.
  100. В. А. Шубина Н. JI. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. С. 26−27.
  101. Н. П. Использование интерактивных форм изучения педагогики в вузе: Автореф. дис.. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. СПб, 2007. 19 с.
  102. . К. Интеллектуализация содержания высшего образования. М., 2004.
  103. Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. М., 1995. 375 с.
  104. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой, проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.392 с.
  105. Компетенции в образовании: Опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. 327 с.
  106. Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 2000.
  107. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. 1997 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24).
  108. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
  109. Конституция Российской Федерации (12.12.1993). М.: Известия, 1996. 63 с.
  110. Е. П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1990. 21 с.
  111. Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2003. 176 с.
  112. Э. М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проспект, 2006.
  113. Ю. Н. Охрана труда // БСЭ. Т. 19.1975. С. 42−43.
  114. Т. Трактат о хорошей работе. М.: Экономика, 1975.
  115. M. А. Несчастный случай: Психологические причины. СПб., 1993. 82 с.
  116. М. А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1987. 440 с.
  117. А. И. История менеджмента. М.: Академический проект, 2000.
  118. П. Ф. Формирование развитой творческой личности студента: Философско-социологический и методический анализ. Киев: Высшая школа, 1984. 155 с.
  119. JI. И. Современные педагогические технологии / JI. И. Краева, Т. А. Грузнова, Н. Д. Мартынец. Сыктывкар, 1999. 93 с.
  120. В. В. Воспитывающее обучение // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 171−172.
  121. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. В. Щурковой. М., 1997.
  122. А., Сол Э.В., Мэтьюз С., МаКинстер Дж. Стратегии активного обучения и мышления. ИОО: Нью-Йорк-Будапешт, 2004.
  123. В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255 с.
  124. В., Павлютенков Е. М. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2002.
  125. Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. 142 с.
  126. Т. В. Творческая природа психологии человека // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 113−120.
  127. Ю. В. Проблемы теории и практики менеджмента // Труды Санкт-Петербургского университета. СПб., 1994. 206 с.
  128. Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980.172 с.
  129. Я. И., Любимов Л. Л., Ларионова М. В. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней: Компетентностный подход // www.rc.edu.ru
  130. Культура и экология: Поиск путей становления новой этики / А. Зотов, Е. Чичнева, И. Василенко, Н. Моисеев и др.- ред.-сост. Е. Р. Мелкумова. М.: Интеллект, 1996. 240 с.
  131. Культура: Теории и проблемы: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. 279 с.
  132. О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3−12.
  133. Д. Г. Образовательные технологии: Теории, классификация, обзор, конструирование. Мурманск: Пазори, 2001.145 с.
  134. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  135. И. Ф. Ещё раз об экологии // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 95−97.
  136. И. Ф. О преподавании курса «Экология» в технических вузах // Высшее образование в России. 1995. № 3. С.73−80.
  137. . Ф. Методологические и теоретические вопросы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  138. А. С. Трудовое воспитание // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. С. 330−359.
  139. Г. Некоторые тенденции в науке о качестве // Материалы конференции ЕОКК: Методы количественной оценки качества продукции (квалиметрия). М: Издательство стандартов, 1972. С. 53.
  140. А. А. Охрана труда: История, теория, практика. Львов: Львовский ГУ- Высшая школа, 1984.139 с.
  141. А. А. Охрана труда: История, теория, практика. Львов: Львовский ГУ, 1984. 140 с.
  142. А. К. Менеджмент производственно-охранной культуры предприятия. М.: РИАМА, 2000. 28 с.
  143. А. К. Производственно-охранная культура // Охрана труда и социальное страхование. 2000. № 11. С. 41.
  144. А. К. Трудоохранная культура: Педагогическая теория и практика: Монография. СПб.: Алетейя, 2001. С. 251.
  145. А. К. Трудоохранная культура: Человек природа — производство. М.: РЭФИА, 1997.120 с.
  146. А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой- науч. ред., вступит, статья и коммент. И. Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
  147. Материалы и исследования по проблемам стратегий и технологий образования. http://www.NationalEdrechlMan.org
  148. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  149. M. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  150. Т. В. Педагогические технологии личностно-ориентированного обучения: Учебное пособие. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 144 с.
  151. В. Е. Дидактический аспект процесса интеграции учебных дисциплин как условия повышения качества подготовки будущего инженера Ливны 2007 год /сборник материалов конференции формате PDF http, 7/www. ostu.ru/ filial/li vny/ntunpk07/
  152. M., Альберт M., Хедоури Ф. M. Основы менеджмента. M.: Дело, 1997. 704 с.
  153. Методические рекомендации по разработке государственных требований охраны труда. СПб., 2003.
  154. Г. Профессия менеджер // Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001.
  155. Ю. М. Как правильно и быстро разработать должностные инструкции: Практическое руководство с примерами. М.: Гросс-Медиа, 2005. 192 с.
  156. В. М. Управление качеством. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  157. В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.
  158. H. Н. Быть или не быть человечеству. М., 1999. 288 с.
  159. Н. А. Технологии профессионального образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 432 с.
  160. А. И. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. 104 с.
  161. А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. 392 с.
  162. Научно-технический прогресс: Словарь / Л. И. Абалкин и др. М.: Политиздат, 1987. 1631 с.
  163. И. Н. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вузов гуманитарных специальностей Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.olo.ru/news/economy/10 877.html, свободный. Загл. с экрана.
  164. А. М. Профессиональное образование. М.: ИЦПНОРАО, 1997. 255 с.
  165. Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. 192 с.
  166. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: Методические рекомендации. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.108 с.
  167. Общая экономическая теория: Политэкономия / Под ред. акад. В. И. Видяпина и Г. П. Журавлевой. М.: Промо-Медиа, 1995. 606 с.
  168. Охрана жизнедеятельности образовательного учреждения / Сост. JI. А. Тропкина. Волгоград: Учитель, 2007. 175 с.
  169. Охрана труда в образовательных учреждениях: Пособие для административных работников / Авт.-сост. А. М. Елин, А. К. Маренго- под ред. Л. Н. Антоновой, А. И. Котовой, Л. Я. Олиференко. М.: Айрис-Пресс, 2007. 272 с. (Методика)
  170. Оценка и повышение защищённости образовательного учреждения: Методическое пособие / Авт.-сост. А. А. Парфёнов- под ред. Л. Я. Олиференко. М.: Айрис-пресс, 2007. 80 с. (Методика)
  171. В. П. Школа и качество: Выбор будущего. СПб., 2003.
  172. А. П., Громова Л. А., Богачек И. А., Абчук В. А. Основы менеджмента: Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. проф. В. П. Соломина. СПб., 2004. 238 с.
  173. А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М., 2006. 363 с.
  174. А. П. Игротехнический менеджмент: Интерактивные технологии для обучения и организованного развития персонала: Учебное пособие. СПб., 2003. 532 с.
  175. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.- под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2002. 512 с.
  176. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. И. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  177. Педагогические технологии как фактор повышения эффективностиобразовательного процесса / Под ред. В. Г. Фоменко, Л. П. Кугукиной.231
  178. Таганрог: ТГПИ, 2001. 125 с.
  179. С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений. М.: НЦ ЭНАС, 2006. 248 с.
  180. Е. Н. Методика обучения будущих менеджеров внутрифирменному развитию персонала: Автореф. дис.. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. СПб., 2007. 18 с.
  181. А. Человеческие качества. М.: Наука, 1987. 301 с.
  182. П. П., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М.: МПУ, 1996. 269 с.
  183. В. Я. Современные управленческие технологии. М., 2006.
  184. К. К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.
  185. М.М., Ямбург Е. А., Матрос Д. Ш. и др. Управление качеством образования: Менеджмент в образовании: Практикоориентированная монография и методическое пособие (под ред. Поташника М.М.). М: Педагогическое общество России, 2004. 448 с.
  186. Л. Г. Справочник экономиста. № 5. 2003.
  187. Производственный менеджмент // Менеджмент организации / Под ред. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1995. 241 с.
  188. М. В. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование. СПб.: ГИГМО (ГУ), 2000. 228 с.
  189. М. И. Практикум по методике обучения в вузах: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1990. 94 с.
  190. Психология менеджмента / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. Харьков, 2002.
  191. Г. М. Управление безопасностью труда на производстве. М.: Профиздат, 1982. 112 с.
  192. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002.
  193. Н. Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994.364 с.
  194. В. М. и др. Профессиональные заболевания. 1993. 35 с.
  195. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального образования. М.: МГУ, 1985.201 с.
  196. О. Н. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2000. С. 447.
  197. О. Н. Образовательная концепция безопасной деятельности человека. СПб.: МАНЭБ, 1993. 13 с.
  198. О. Н. Теоретические начала безопасности деятельности: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Введение в безопасность деятельности. СПб.: Ленинградский союз специалистов по безопасности деятельности человека, 1993. 267 с.
  199. М. Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.
  200. Г. К. Компетентности и их классификация- Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника // Народное образование. 2004. № 4. С. 136−144.
  201. Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. 1996. № 6. С. 3−31.
  202. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 255 с.
  203. Н. А., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований и специалистов с высшим образованием: Учебное пособие. М.: Исследовательский центр, 1991. 61 с.
  204. Ю. Г. Управление безопасностью жизнедеятельности: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 218 с.
  205. М. П. Профессиональное обучение: Педагогические технологии. М., 2002. 127 с.
  206. В. Д. Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для педагогических работников и студентов педвузов / В. Д. Симоненко, А. М. Воронин. 2-е изд., доп. и перераб. Брянск: БГПУ, 1998. 190 с.
  207. В. Д. Современные педагогические технологии: Учебное пособие / В. Д. Симоненко, Н. В. Фомин. Брянск: БГПУ, 2001. 394 с.
  208. Н. Ю. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности: Методическое пособие / Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская. М., 2001. 131 с.
  209. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда: Общие положения. М., 2000.
  210. М. Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986.
  211. М. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. 95 с.
  212. В. А. Аксиологические основания образования. М., 2000.
  213. В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.
  214. Словарь синонимов русского языка / Алекторова Л. П., Введенская Л. А., Зимин В. И. и др. 2-е изд., испр. М.: Астрель- ACT, 2008. 333 с.
  215. С. А. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. М., 1999.
  216. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1982. 1599 с.
  217. А. П. Формирование государственной системы управления охраной труда в Российской Федерации. СПб., 2000.
  218. Т. А. Технология обучения педагогике в ВУЗе. М., 2000. 220 с.
  219. Дж. Тренинг организационных изменений. СПб., 2001.
  220. А. И. Введение в квалиметрию высшей школы: Учебное пособие: В 4 кн. М.: Исследовательский центр, 1991. 96 с. (1-я кн.), 122 с. (2-я кн.), 171 с. (3-я кн.), 163 с. (4-я кн.).
  221. А. И. Системологические основы образовательных систем. М.: Исследовательский центр подготовки специалистов, 1994. Ч. 2. С. 178−179- Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М: Педагогическое общество России, 2000. С. 33.
  222. СуллаМ. Б. Охрана труда. М.: Просвещение, 1989.272 с.
  223. А. Н. Социальная психология безопасности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2004. 256 с.
  224. Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М., 2004.
  225. Технология управления охраной труда. СПб.: МАИЭБ, 1996. 41 с.
  226. В. А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: Методология и практика проведения: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2005. 303 с.
  227. Требования к диссертациям по педагогическим наукам: Научно-методические рекомендации / Авт.-сост. В. С. Леднёв. М., Воронеж, 2003.
  228. Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых: Дис.. д-ра пед. наук: (13.00.01). СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. 362 с.
  229. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996. 188 с.
  230. М. В. Социология управления: Учебник. М.- Новосибирск, 2002.
  231. С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: 2003. 218 с.
  232. Управление персоналом: Современная российская практика / С. К. Мордовии. СПб., 2003.
  233. Управление рисками. М.: Наука, 2000.
  234. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации». М., 1999.
  235. Федеральный закон о пожарной безопасности (21.12.94 г.). М., 1994.
  236. Фи К. Технология обучения менеджеров: Где, когда и как их использовать / Пер. с англ. М., 2006.
  237. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ.М., 2002.
  238. Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002.
  239. Формирование личности будущего специалиста в условиях ускорения научно-технического прогресса: Сб. науч. трудов. М.: НИИВШ, 1988. 148 с.
  240. А. В. Деятельность как содержание образования // Народное образование. 2003. № 8. С. 107−114.
  241. А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58−64.
  242. А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55−61.
  243. Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дис.. д-ра психол. наук: (19.00.05). М., 1992. 33 с.
  244. В. И. Педагогическая технология в учебном процессе. Нижний Новгород, 1998. 108 с.
  245. Шаш Н. Н. Тренинги для повышения производительности труда. М., 2006.
  246. П. Руководство по развитию персонала. СПб., 2004.
  247. Широкова JL П. Воспитание профессионально важных качеств личности у учащихся учреждений начального профессионального образования в процессе обучения спецтехнологии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. 19 с.
  248. С. Е. Мониторинг качества образования в школе. М.: 1998. С. 78.
  249. Ю. К. Квалитативные технологии обучения: Монография. Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 1998. 149 с.
  250. Ю. К. Профессиональная культура и формирование её составляющих в процессе обучения: Монография / Под науч. ред. В. В. Щипанова. Москва- Тольятти: Тольяттинский политехнический институт, 2000. 163 с.
  251. М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. 157 е.- Он же. Чтотакое педагогическая технология? // Школьные технологии. 1996. № 3. С. 812.
  252. Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
  253. Н. Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. № 2. С. 66−70.
  254. Электронный атлас программ / Российский государственный университет им. А. И. Герцена Электронный ресурс. Режим доступа: http://atlas.gersen.ru/images/logo.png., свободный. Загл. с экрана.
  255. Ф. Диалектика природы: Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 20 т. М.: Политиздат. 1986 Т. 20. С. 339−499.
  256. Эффективность образования: Монография / Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова. М.: Педагогика, 1991.272 с.
  257. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  258. Е. В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение. М: Педагогика, 1999. № 3. С. 49−54.
  259. В. И., Бузанова Я. В. Теория безопасности. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. 176 с. (Технология безопасности)
Заполнить форму текущей работой