Особенности умственной деятельности младших подростков, испытывающих трудности в учении
Диссертация
Необходимостью пересмотра традиционных представлений об организации, формах и средствах учебного процесса. Невозможно поднять образовательный уровень учащихся только за счет увеличения объема предлагаемого для изучения теоретического материала, порой ненужного, перегружающего головы детей (А.К.Маркова, А. Г. Лидере, 1992), а зачастую и вовсе «проходящего мимо», не оставляющего никакого следа… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Особенности умственной деятельности младших подростков и проблема неуспеваемости
- 1. 1. Проблема школьной неуспеваемости и факторы ее вызывающие
- 1. 2. Структура умственной деятельности и ее особенности
- 1. 3. Проблема взаимодействия образных и символических компонентов в структуре умственной деятельности
- 1. 4. Предмет, гипотезы и задачи исследования
- Глава 2. Эмпирическое исследование структурно-уровневых характеристик умственной деятельности младших подростков, испытывающих трудности в учении
- 2. 1. Разработка тестовой методики ЗОВ и ее апробация
- 2. 2. Результаты исследования особенностей умственной деятельности младших подростков в аспекте оперирования символической и образной формами презентации информации
- Глава 3. Организация процесса обучения слабо успевающих по русскому языку младших подростков с учетом особенностей их умственной деятельности
- 3. 1. Обоснование методики проведения формирующего эксперимента по повышению эффективности усвоения орфографических правил
- 3. 2. Влияние тренинговых занятий с использованием знаково-образного стимульного материала на эффективность усвоения орфографических правил
Список литературы
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход.//М.: Знание, 1992−77с., ил.
- Алексеев А.А. Взаимодействие образных и символических структур в развивающемся интеллекте ребенка. Автореф. дисс. на соискание уч еной степени канд. психол. наук.// Л., 1980 — 25 с.
- Алексеев А.А. Методика исследования символических взаимодействий в мышлении ребенка. В кн. Психология познания и обучения. Сборник научных трудов. XXXI Герценовские чтения.// Л., 1978, 64 е., с. 47−50.
- Ананьев Б.Г.О проблемах современного человекознания.//М:Наука, 1977−380с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.//Л.: изд-во ЛГУ, 1968 339 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. 2 т.// М: Педагогика, 1982−295 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства.//М.: Прометей, 1994 -352 с.
- Бергер М.А., Логинова Н. А. К проблеме соотношения некоторых содержательных и структурных характеристик интеллекта. / В кн. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Под ред. Н. В. Кузьминой.//Л., 1974, вып. 2, с. 63−66.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.//М., 1986 247 с. Ю. Бернштейн Н. А. Новые линии развития физиологии и их соотношение с кибернетикой. /В кн. Философские вопросы физиологии ВНД и психомоторики.// М.: АН СССР, 1963, с. 299−322.
- Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. Сборник статей. Пер. с фр.// Гос. изд-во Украины, 1923 179 е., илл.
- БлейхерВ.М.Клиника приобретенного слабоумия.//Киев:Здоровъя, 1976−152с.
- Блейхер В. М. Клиническая патопсихология.//Ташкент:Медицина, 1976−325с.
- Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности.// Киев: Вища школа, 1978−142с., ил.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. Изд.2, перераб. и доп.// М.: Просвещение, 1966 306 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.//М.: АПН РСФСР, 1959 346 с.
- Брунер Дж. О познавательном развитии. / В кн. Исследование развития познавательной деятельности. Под ред. Брунера, Р. Олвер, П.Гринфилд. Пер. с англ.//М.: Педагогика, 1971, с.25−98.
- Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. Пер. с англ.// М. Прогресс, 1977 412 с.
- БурлачукЛ.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта.//Киев: Вища школа, 1985−175с., ил.
- Веккер Л.М. " Искусственный интеллект" и стратегия анализа познавательных структур естественного интеллекта./ В кн. Интеллект человека и программы ЭВМ.//М.: Наука, 1979, с. 196−200.
- Витцлак Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике. / В кн. Психодиагностика: теория и практика. / Под ред. Н. Ф. Талызиной.//М.: Прогресс, 1986−205с., ил.
- Воробьев Г. В. Формирование геометрических понятий на основе восприятий и представлений./Автореф.канд. пед. наук.(по психологии).// М., 1954 19 с.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.//М.: Изд во АПН РСФСР, 1960 — 500 с.
- ГабайТ.В. Учебная деятельность и ее средства.//М.:изд-во МГУ, 1988 255 с.
- Гамезо М. В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем. / В кн. Психологические проблемы переработки знаковой информации. Ред.кол. Рубахин В. Ф. (отв. ред) и др. //М.: Наука, 1977, с. 5−8.
- Гельфман Э.Г., Холодная М. А., Демидова Л. Н. Психологические основы конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания.//Психологический журнал, т. 14, № 6, 1993.
- Генина Н.В. Поморфемное проговаривание как одно из средствформирования орфографических навыков./ Автореф.канд. психол. наук.//1. М., 1969- 18 с.
- Гилфорд Д. Три стороны интеллекта. / В кн. Психология мышления: Сборник переводов с нем. и англ. / Под ред. А. М. Мапошкина.// М.: Прогресс, 1965, с 433−456.
- Горбачаускене М. Об особенностях различения как мыслительного процесса (на материале усвоения частей речи и членов предложения учащимися средних классов).// Л., 1961−75с.
- Гуревич JLM. Принцип нормативности в изучении и диагностировании мышления. //Психологический журнал, т. 15, № 1, 1994.
- Двухжилова Л.В. Соттношение теоретического и практического в обучении орфографии / Автореферат.канд.пед.наук// М., 1990 15 с.
- Диагностика умственного развития дошкольника / Под. ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской.// М.: Педагогика, 1978 248 с., илл.
- Добромыслов В.А. О развитии логического мышления учащихся 5−7-х классов на занятиях по русскому языку.//Гос. Уч.-пед. Изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР / М., 1956 63 с.
- Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь. / В кн. Нарушение речи у детей: сборник статей, сост. Р. А. Белова Давид.// М.: Просвещение, 1972, с9−31.
- Жуйков С.В. Формирование орфографических действий (у младших школьников).// М.: Просвещение, 1965 354 с.
- Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников.//М.: Просвещение, Владос, 1994 320 с
- Иванов А.Н., Иванова Е. В. Русский язык, орфография, набор обучающих схем для учащихся и преподавателей.// М., 1996 43 с
- Ильенков Э. В. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка (речи). //Вопросы философии, 1977, № 6, с 92−96
- Ильин Е.П. Изучение свойств нервной системы. //Ярославль: изд-во ЯрГУ, 1978−94с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. //М.: Просвещение, 1968 286 с.
- КалмыковаЗ.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога.//М, 1982 96 с.
- Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. //Л.: изд-во ЛГУ, 1984−216с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся.// М.: Педагогика, 1971- 112с.
- Курцева З.И. Использование средств наглядности на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие. //М., МГПИ, 1989 — 58 с.
- Левитов Н.Д. Психология характера. 3- е изд., испр. и доп.//М.: Просвещение, 1969 424 с
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.//М.: Политиздат, 1975 -304 с.
- Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения./ пер. с чешек // М.: Прогресс, 1970 685 с.
- Ломов. Б. Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения. / В кн.: Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под. ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова.//М.: изд-во АПН РСФСР, 1961, с 185−191.
- Луковников А.Н. Исследование структурных уровней организации мышления. Автореф.канд. психол. наук.//М., 1979−18с.
- Люблинская А. А. Образ, мысль и речь в разумной деятельности ребенка -дошкольника.//Уч. зап. ЛГПИ им. Герцена, 1946, т. 53, с 28−37.
- Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка // М.: изд -во АПН РСФСР, 1959 548 с.
- Малахова А.Д. Взаимоотношение образных и вербальных компонентовмышления в процессах понимания. Автореф.канд. психол. наук.// М., 1983−19с
- Маркова А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.//М., 1980−134с.
- Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку. Пособие для учащихся.// М., 1992 — 109 с.
- Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся (экспериментальное психологическое исследование обучение пониманию предложений при чтении).// М.: Педагогика, 1989 144 с.
- Наумович А.Н., Савченко B.C. Справочные опорные таблицы и схемы по русскому языку, 5−9 классы.// Минск, «Нар. асвета», 1992 160 с.
- Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект// М., Новая школа, 1995 96 с.
- Нудельман М. М. Соотношение образов, актуализируемых словесным описанием и кинофильмом.// Вопросы психологии, 1975, № 4, с. 118−123.
- Опевалова Е. В. Особенности распознавания объектов на основе наглядно выраженных признаков. В кн. Психология познания и обучения. Сборник научных трудов. XXXI Герценовские чтения.// Л, 1978, с. 1−5.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова.//М.: Педагогика, 1988- 192 е., ил.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта.- В кн. Пиаже Ж. Избр. психологические труды /пер с фр. и англ. //М.: Просвещение, 1969, с.55−232.
- Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. //М.: изд-во МГУ, 1980−149с.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника.//М.: Педагогика, 1977−272 с., илл.
- Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В. Д. Шадрикова. //М.: Просвещение, 1990 142 е., илл.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие.//М. Просвещение, 1967, 263 с.
- Пономарев Я.А. Развитие психологической организации интеллектуальной деятельности. В кн. Принцип развития в психологии / отв. ред. Л. И. Анциферова.// М.: Наука, 1978, с. 63−80.
- Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики.// М.: изд -во МГУ, 1989 176 с.
- Проблема умственного развития и его диагностика. / Материалы UII межвузовской научной конференции. Под ред. А. Н. Крылова.//Горький, 1971−86с.
- Пронина Е.П. Структурирование теоретических знаний учащихся по русскому языку. 5−9 классы (учебное пособие) //Самара, 1992 61 с.
- Психические особенности слабоуспевающих школьников. / Под ред. И.Ломпшера.//М.: Педагогика, 1984 184 с
- Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Ред. кол. А. А. Бодалев (отв. ред.) и др. //Л.: изд-во ЛГУ, 1976 248 с.
- Психологическая диагностика детей и подроостков./ Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. //М.: Международ, пед. акад., 1995 360 с.
- Психологические исследования познавательных процессов и личности./ Под ред. Д. Ковача, Б. Ф. Ломова.//М.:Наука, 1983−216с., ил.
- Психологические основы воспитания и обучения. Материалы 23-й научной конференции СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта (СПб, 25−26 декабря 1997-го года)//Санкт-Петербург, 1997 -с.23−28.
- Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников./ Ученые записки.// Казань, 1980- с.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников. / Под ред. Н, А.Менчинской.// М.: Педагогика, 1971 272 е., илл.
- Психология усвоения грамматики и орфографии./ Сборник под ред. Д. Н. Богоявленского.// М.: АПН РСФСР, 1961 183 с.
- Психосемиотика познавательной деятельности и общения. Межвузовский сборник научных трудов. Ред. кол. Гамезо М. В. (отв. ред.) и др., вып. 2 //М, 1990- 174 с.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) Под ред. Б. Г. Ананьева, Е.И.Степановой// М. Педагогика, 1977−198с.
- Развитие учащихся в процессе обучения (1−2 класс) / Под. ред. Л. В. Занкова.//М.: изд-во АПН РСФСР, 1963 292 е., илл.
- Регуш JI.A. Развитие обобщения у младших школьников в условиях программированного обучения.- Автореф.канд. психол. наук.//Л., 1970−21с.
- Рекомендации по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ / Под. ред. Ю.К.Бабанского// М., 1979 -187 с.
- Репина Т.А. Развитие воображения. / В кн. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина.//М.: Просвещение, 1964, с. 247−267.
- Рубинштейн С. JI. К вопросу о стадиях наблюдения. В кн. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.// М.: Педагогика, 1973, с. 102−115.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.//М.: Учпедгиз, 1940- 596 с.
- Рычик М.В. От наглядных образов к научным понятиям.//Киев: Радяньска школа, 1987 79 с.
- Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении.//М.: изд-во МГУ, 1985 136 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. //М.: изд-во МГУ, 1988 288 с.
- Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./ Сборник научных трудов.// С-Пб.: Образование, 1995 143с.
- Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания.//М.: Политиздат, 1971 -271 с.
- Слободчиков В. И. Эмпирическое исследование организации предметного содержания сознания. / В кн. Опыт системного исследования психики ребенка./Под ред. Н. И. Непомнящей.//М.: Педагогика 1975, с.84−118.
- Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. / Ред.кол. Л. А. Венгер (отв. ред.).//М.: Интор, 1996 128 с.
- Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти //М.:Просвещение, 1966−424с.
- Смольникова Е. К. Психологические особенности усвоения математическихзнаний в разных знаковых системах. Автореф.канд.психол.наук //Л., 199 016с.
- Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. / Под ред. Н. Н. Поддъякова. // М.: Педагогика, 1980 216 с.
- Степанова Е. И. О несовпадении уровней пространственного восприятия и воображения. / В кн. Проблемы восприятия пространства и времени. / Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова.// Л. 1961, с. 92−94
- Степанова Е.И., Петров Я. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых.//Л., 1981- .
- Структура интеллекта взрослых. / Сборник научных трудов./ Под ред. Е. И. Степановой, Я. И. Петрова.// Л., 1 979 108. Сухобская Г. С. Об особенностях обобщения и автоматизации в процессеформирования навыков орфографии. Автореф.канд. пед. наук.//Л., 1959 19 с.
- Сухобская Г. С. Усвоение знаний по русскому языку учащимися вечерних школ.// М.: Просвещение, 1965 78 с.
- Ташданова Х.М. Психологические основы методики обучения с помощью схем-конспектов./Автореф.канд. психол. наук.//Баку, 1995- 28с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека (опыт теоретического и экспериментального исследования).// М: изд-во МГУ, 1969−304с.
- Тульвисте П. Культурно- историческое развитие вербального мышления. -Автоореф.канд. психол. Наук//М., 1987−18с.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.// М.: Педагогика, 1990−188с.
- Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. //Л., 1990 145 с.
- Формирование учебной деятельности школьников./ Под ред. В. В. Давыдова, И Ломпшера, А. К. Марковой.//М.: Педагогика, 1982 215 с. Пб. Хамблин Д. Формирование учебных навыков.//М.:Педагогика, 1986−160с.
- Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления.// Томск, 1983−391с.
- Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта.// Киев, 1990 74 с.
- Холодная М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта. -Автореф.докт. психол. наук.//М., 1990−38с.
- Холодная М. А. Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления. Автореф.канд. психол. наук. //Л, 1974 — 17 с.
- ЦетлинВ.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение.//М. :Педагогика, 1977−120с.
- Шардаков М. Н. Мышление школьника. //М.: Учпедгиз, 1963 256 с.
- Щербаков А. И. Психологическая структура личности и закономерности ее формирования. //Учен. зап. ЛГПИ им. Герцена 1971, т. 445, с. 3−31.
- Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьника. //М.: Педагогика, 1980 240 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. //Л.: изд-во ЛГУ, 1988 160 .