Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гармоничность индивидуальности и эколого-психологическое выгорание педагога

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сам термин «выгорание» ввел американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые непосредственно находятся в интенсивном и тесном общении с другими людьми (клиентами, учениками, пациентами) в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально данный термин определялся как состояние изнеможения, истощения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГАРМОНИЧНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЭКОЛОГО-ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЯ
    • 1. 1. Феномен выгорания в отечественной и зарубежной науке
    • 1. 2. Концепция целостной индивидуальности в современной науке
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГАРМОНИЧНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА
    • 2. 1. Конкретные методологические принципы изучения типологических факторов жизнедеятельности
    • 2. 2. Подбор и модификация методов и психотехнологий исследования
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов исследования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Гармоничность индивидуальности и эколого-психологическое выгорание педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Природа учительского труда своеобразна и в ее основе заложена эмоциогенность, данные эмоциогенные формы могут оказывать негативное влияние на личность педагога, и как последствие может возникать профессиональная дезадаптация педагога. Ярким выражением подобной дезадаптации считают синдром психического выгорания.

Научная литература пестрит множеством неоднозначных определений данного синдром, а также различные его проявления: эмоциональное выгорание, психическое выгорание, синдром сгорания и т. д.

Данный феномен привлек интерес исследователей в конце XX века как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, которые работают с людьми, в частности к таким профессиям относились: педагоги, психологи, юристы, тренеры, работники сферы социального обслуживания и др.

Сам термин «выгорание» ввел американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые непосредственно находятся в интенсивном и тесном общении с другими людьми (клиентами, учениками, пациентами) в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально данный термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

Затем феномен «выгорания» был детализирован и в дальнейшем выделился в синдром. В частности, Б. Пельман и Е. Хартман обобщили многие определения «выгорания» и выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность.

В целом феномен «выгорания» оказывает негативное влияние на многие индивидуальные особенности человека и препятствует развитию целостной и гармоничной индивидуальности.

Изучение данных особенностей влияния синдрома выгорания на личность педагога требует системного подхода и изучения в различных позиций: общей психологии, которая рассматривает общие закономерности функционирования психики человека; педагогической психологии, непосредственно уделяющей внимание особенностям профессии педагога; психофизиологии, рассматривающей взаимосвязь между различными психологическими и физиологическими особенностями человека; а также и с точки зрения достаточно новой области знаний — экологической психологии индивидуальности, которая уделяет внимание анализу индивидных свойств личности в их неразрывной связи с ситуацией развития жизнедеятельности человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. А. Диагностика педагогических способностей. — М.: Просвещение, 2006. — 80 с.
  2. Т. Ф., Бутылин А. В., Кордюков В. Ф. Экологическая психология индивидуальности. — 13 с.
  3. Т. Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. — М.: Наука, 1998. — 350 с.
  4. М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: Учебное пособие. — М.: Педагогика, 2007. — 527 с.
  5. В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: Учебное пособие. — М.: Наука, 2006. — 154 с.
  6. С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2007. — 151 с.
  7. Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 421 с.
  8. . А., Жданова С. Ю. Психология познания индивидуальности. — М.: МОДЭК, 2007. — 336 с.
  9. О. И. Индивидуальность в контексте культуры: психология душевного здоровья. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. — 196 с.
  10. А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2006. — 236 с.
  11. М. И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2007. — 624 с.
  12. И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2006. — 384 с.
  13. Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2007. — 752 с.
  14. В. Н. Физиология и психология труда: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2007. — 220 с.
  15. Р. Основы психологического консультирования. — СПб.: Питер, 2007. — 242 с.
  16. А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. — Харьков, 2008. — 316 с.
  17. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1999. — 350 с.
  18. Р. А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися. — СПб.: Питер, 2007. — 267 с.
  19. С. В. Методологические и теоретические основы психологии. — М.: Академия, 2007. — 335 с.
  20. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Комарова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. — 288 с.
  21. В. С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. — СПб.: Питер, 2009. — 544 с.
  22. Ю. В. Психологические основы профилактики перенапряжения. — СПб.: Алетейя, 2006. — 263 с.
  23. В. Д. Проблемы психологии индивидуальности. — М.: МОДЭК, 2003. — 688 с.
  24. В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 221 с.
  25. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Н. В. Клюевой. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. — 400 с.
  26. Практическая психодиагностика. Методика и тесты / Под ред. Е. И. Комарова. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2007. — 272 с.
  27. Психологический словарь / Автор — составитель А. В. Петровский. — М.: Просвещение, 2007. — 598 с.
  28. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2006. — 656 с.
  29. А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей: Учебное пособие. — СПб.: Мирт, 2008. — 249 с.
  30. Е. И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 496 с.
  31. . М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М.: МПСИ, 2009. — 640 с.
  32. Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 399 с.
  33. Физиологические и психические основы труда: Учебное пособие. / Под ред. А. Б. Леонова. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 138 с.
  34. Физиологические и психологические основы научной организации труда: Учебное пособие. / Под ред. Ю. В. Моцкина. — СПб.: Мирт, 2007. — 237 с.
  35. Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2008. — 356 с.
  36. А. Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни. — СПб.: Алетейя, 2008. — 213 с.
  37. В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие.- М.: Издательская корпорация «Логос», 2006. — 320 с.
  38. И. А. Психология экологического сознания. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. — 204 с.
  39. Д., Шульц С. Психология и работа. — СПб.: Питер, 2007. — 334 с.
Заполнить форму текущей работой