Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Возрастная одаренность. 
Психология детской одаренности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Он отмечает, что в годы возрастного созревания замечательные возможности развития заметны у всех детей: «Каждый полноценный ребенок, совершенно беспомощный при рождении, ничего не умеющий и не понимающий, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, обретает ориентировку в окружающем, у него развивается речь и сложнейшие свойства ума — он становится «человеком разумным… Читать ещё >

Возрастная одаренность. Психология детской одаренности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известный психолог Натан Семенович Лейтес еще в советский период отстаивал непопулярную в то время в отечественной психологии точку зрения, согласно которой одаренность может быть не только специальной, проявляющейся в какой-либо определенной области, но и общей. Лейтеса неоднократно критиковали, однако результаты его исследований всегда вызывали большой интерес.

Он предлагает рассматривать умственную одаренность сквозь призму возрастного развития, с этой целью вводит понятие «возрастная одаренность». Этим термином Н. С. Лейтес обозначает предпосылки умственного подъема, обусловленные свойствами детских возрастов. Одним из основных преимуществ этого понятия автор считает то, что оно имеет объяснительное значение. В нем фиксируется признание зависимости незаурядных умственных проявлений ребенка от специфических возможностей детства.

В качестве ведущего метода его эмпирических исследований выступает наблюдение. Опираясь, кроме наблюдения, на исследовательские беседы, изучение продуктов деятельности детей, автор со скрупулезностью натуралиста глубоко и последовательно исследует признаки детской одаренности. Основными признаками одаренности, проявляющейся в годы школьного детства, он считает:

  • — повышенную восприимчивость к учению;
  • — более быстрый темп продвижения;
  • — более выраженные творческие проявления.

Особое внимание Н. С. Лейтес уделял вопросам прогнозирования развития одаренной личности, отсюда его повышенный интерес к проблеме возрастных особенностей проявления одаренности. Он пишет о том, что «…с годами возрастают не только умственные возможности, но и происходит ограничение, вытеснение более ранних свойств, становление новых» (Лейтес, 2000. С. 4). Поэтому исследователь сосредоточивает свое внимание на признаках одаренности, проявляющихся по мере перехода от возраста к возрасту.

Он отмечает, что в годы возрастного созревания замечательные возможности развития заметны у всех детей: «Каждый полноценный ребенок, совершенно беспомощный при рождении, ничего не умеющий и не понимающий, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, обретает ориентировку в окружающем, у него развивается речь и сложнейшие свойства ума — он становится «человеком разумным» (Там же. С. 3). Формирование и обогащение психики ребенка идет в таком темпе и с такой интенсивностью, которые будут уже недоступны в более зрелые годы. В этом отношении все дети одарены, и более того, это позволяет утверждать, что «дети одареннее взрослых». Это утверждение лишь на первый взгляд может показаться парадоксальным. Как видим, автор дает ему весьма убедительное объяснение.

При этом Лейтес отмечает, что динамичное умственное развитие детей даже в относительно одинаковых условиях приводит к разным результатам. На практике мы сталкиваемся с весьма существенными различиями в уровнях умственного развития разных детей, встречаются и «выдающиеся дети».

По его мнению, специалисты понимают возрастное развитие почти исключительно как процесс обогащения, роста умственных сил. Такое понимание является по меньшей мере недостаточным. Каждый из периодов детства отличают свои особые умственные достоинства, а переход от одного возраста к другому, «…связан не только с приобретениями, но и с потерями».

Н.С. Лейтес подчеркивает факт существования специфической для каждого этапа детства возрастной чувствительности, особой отзывчивости на окружающее, которая проявляется в избирательности внимания, в своеобразии воображения и проявления чувств. С годами не только возрастают умственные возможности, но и происходит ограничение, вытеснение ранних свойств и становление новых: «…Каждую возрастную ступень отличает своеобразие интеллекта — умственные черты, не свойственные ни предыдущим, ни последующим возрастам» (Лейтес, 2000. С. 4).

Особое внимание уделяется изучению умственной одаренности как интегральной личностной характеристики с точки зрения психофизиологических основ индивидуальных различий. В качестве ведущих характеристик умственных способностей он выделяет активность и саморегуляцию, рассматривая при этом их обусловленность свойствами типа нервной системы. Он пишет о том, что одаренность всегда неповторимо индивидуальна и вместе с тем несет в себе те или иные типические черты. Поэтому ориентировка в типологических различиях — это уже приближение к постижению индивидуальности.

Н.С. Лейтес отмечает, что умственная одаренность в школьные годы еще весьма сильно отличается от тех развитых специализированных достоинств ума, которые свойственны взрослым. Однако уже проявившиеся типологические различия играют вполне реальную роль: они могут указывать на некоторые будущие черты индивидуальности и во многом обусловить дальнейший ход умственного развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой