Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая специфика формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализируя в своей работе психологическую специфику формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы, мы определили, что мотивация выбора профессии является структурным компонентом деятельности выбора профессииа мотивы выбора профессии, степень их сформированное&trade-, иерархия, динамика выступают в качестве одних из основных критериев, оказывающих существенное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 1. 1. Профессиональный выбор как психологическая проблема
    • 1. 2. Особенности мотивации выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы
    • 1. 3. Особенности психолого-педагогического моделирования
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2.
  • ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 2. 1. Модель формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы
    • 2. 2. Экспериментальное исследование мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы
    • 2. 3. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы, анализ и интерпретация полученных данных
  • Выводы по главе 2

Психологическая специфика формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные изменения, затрагивающие наше общество в политической и социально-экономической сферах, порождают потребность в людях, способных отвечать на новые жизненные ситуации. Существенные изменения в обществе поставили перед системой образования ряд проблем. Одной из таких проблем является подготовка конкурентоспособных специалистов, которые должны быть инициативными, самостоятельными, творческими личностями, готовые к новому и неопределенному будущему в изменяющихся социально-экономических условиях.

Особое внимание педагогов и психологов направлено на изучение условий развития и формирования мотивации выбора профессии в период обучения в вузе, которые будут способствовать повышению интереса студентов к предметам специализации, активному усвоению профессионально важных знаний, умений и навыков, интеграции их в единую внутреннюю профессиональную реальность (К.А. Абульханова-Славская, Г. И. Аксенова, A.A. Деркач, H.A. Коваль и др.).

Решение этой важной проблемы особенно актуально для будущих психологов, в частности, психологов уголовно-исполнительной системы, так как им в дальнейшем предстоит работать в рамках полисубъектного взаимодействия с людьми, решать их проблемы, оказывать психологическую помощь, что требует специальных психологических знаний, умений, навыков, эффективное усвоение которых может происходить только в условиях специально организованного обучения, с учетом четко структурированной иерархии мотива выбора профессии психолога. Проблема формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы требует специального изучения.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования. Изучение мотивационной сферы личности нашли отражение в ряде исследований:

— в анализе соотношения теории мотивов и профессионализации будущего специалиста, процессов его профессионального становления (Е.А. Климов, В. И. Ковалев, Н. И. Мешков и др.);

— в совершенствовании профессионально-педагогической деятельности (В.И. Авершин, Н. В. Кузьмина, Ю. И. Куницкая, Е. И. Рогов и др.);

— в исследовании проблемы мотивации педагогической деятельности (H.A. Аминов, А. К. Байметов, Н. В. Журин, Г. А. Мюррей и др.);

— в изучении содержания, динамики и структуры мотивации выбора профессии (Б.И. Додонов, К. Замфир, A.A. Ковалев, А. К. Маркова и др.).

Отдельным спектром представлен ряд работ по изучению учебной и профессиональной мотивации (A.A. Бодалев, С. Б. Каверин, В. Н. Косырев, В. А. Сонин и др.);

Некоторые исследователи особое внимание уделяют мотивации получения профессии психолога (Ю.А. Агарков, Д. Ю. Грищенко, Г. Ю. Любимова, А. Ю. Попова и др.).

Вместе с тем проблема формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы не получила полного отражения в теории и практике современного образования.

В связи с этим возникают противоречия между:

• необходимостью изучения специфики формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы и недостаточной изученностью этой проблемы в психологии;

• практическими исследованиями мотива выбора профессии психолога и недостаточным вниманием исследователей к формированию данного мотива в уголовно-исполнительной системе;

• психологическими исследованиями формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы и внедрением полученных результатов в практику.

В связи с перечисленными противоречиями существует проблема недостаточной изученности психологической специфики формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы, что обуславливает случайность выбора профессии, текучесть кадров, некачественное выполнение специалистами служебных обязанностей. Этим продиктована актуальность данного исследования.

Цель исследования — изучить психологическую специфику формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы на этапе вузовского обучения и проверить полученные данные в ходе опытно-экспериментальной работы.

Объект исследования — процесс формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы.

Предмет исследования — психологическая специфика формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы.

Цель, объект, предмет исследования определили его задачи:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению проблемы мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы.

2. Выявить психологическую структуру мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы.

3. Определить основные типы мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы.

4. Разработать психологическую модель формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы.

5. Реализовать психологическую модель формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы в ходе опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что мотив выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы можно успешно развивать, если:

— формировать такие его компоненты как: потребностный, внутреннего фильтра, целевой;

— осуществлять последовательный переход между уровнями его развития (учебная деятельность —> квазипрофессиональная деятельность —> учебно-профессиональная деятельность);

— учитывать внешние и внутренние психолого-педагогические условия его развития: организация учебной деятельности студентов, направленная на освоение знаний, умений, навыков будущей профессиональной деятельности, субъектная активность личности студентапрофессиональная рефлексия и др.;

— применять психолого-педагогическую технологию его формирования, основанную на личностно-деятельностном, проблемном, контекстном обучении.

Методологическую основу исследования составили принципы детерминизма, развития, активности, единства сознания и деятельности (JT.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — целостного развития личности профессионала (Э.Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова и др.) — профессионального образования (A.A. Реан, В. А. Сластенин, В. А. Якунин и др.) — концепции моделирования и проектирования педагогической деятельности (Л.Г. Семушина, Д. В. Чернилевский и др.) — теоретические положения, определяющие специфику процесса социализации личности в условиях обучения в вузе (H.A. Коваль, В. Н. Косьтрев, Р. П. Мильруд, М. И. Старов и др.).

Теоретическим основанием исследования выступают концептуальные работы, раскрывающие основы мотивационной детерминации деятельности (В.Г. Асеев, В. К. Вилюнас, Б. Ф. Ломов, Д. Н. Узнадзе и др.) — развития профессиональной и учебной мотивации (М.Ш. Магомет-Эминов, А. К. Маркова, A.B. Петровский, Н. С. Пряжников и др.) — мотивационной детерминированности получения профессии психолога (Т.М. Буякас, Г. Ю. Любимова, П. Ю. Малыхин, О. Б. Полякова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: общенаучные: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияэкспериментальные—констатирующий, формирующий и контрольный экспериментпсиходиагностические: тест «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана, тест Т. И. Ильиной, модифицированный Е. П. Ильиным «Мотивация обучения в вузе», методика «Мотивация выбора профессии психолога», представляющая собой модифицированную нами методику А. П. Васильковой «Мотивация выбора медицинской профессии», «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир, «Опросник профессиональной готовности» JI.H. Кабардовойобсервационные: целенаправленное наблюдениеопросные: беседа, анкетированиеметоды математической статистики: критерий X Пирсона, Н-критерий Крускала-Уоллиса, кластерный и факторный анализы, пакет прикладных программ по статистической обработке данных SPSS.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

1 этап — поисково-теоретический (2007;2008). На данном этапе проводился анализ научно-теоретической литературы по проблеме, определялись исходные позиции исследования, его методология и методики, концептуальный аппарат, формировалась рабочая гипотеза, логика и организация исследования.

2 этап — экспериментально-диагностический (2008;2009). На этом этапе при использовании экспериментально-диагностических методик проведено исследование психологической специфики формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы.

3 этап — экспериментально-развивающий (2008;2009). Содержание данного этапа составила разработка психологической модели формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы и ее апробация в образовательном процессепроводилось теоретическое обобщение эмпирических данных, их анализ и интерпретация, систематизация результатов работы, литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыто представление о структуре мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы, включающей в себя два взаимообуславливающих и дополняющих компонента — мотивы учебной (внутренние, внешние положительные, внешние отрицательные) и профессиональной деятельности, об иерархии мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы (иерархия 1 -го и 2-го видов);

— выявлены и описаны типы, характеризующие структуру и иерархию мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы: тип с высоким уровнем развития мотива выбора профессии психолога, тип с преобладанием внутренних учебных мотивов в структуре мотива выбора профессии психолога, тип с преобладанием внешних положительных учебных мотивов в структуре мотива выбора профессии психолога, тип с низким уровнем развития мотива выбора профессии психолога;

— разработана психологическая модель формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы, включающая в себя: компоненты формирования (потребностный, внутреннего фильтра, целевой) — уровни формирования (учебная деятельность —> квазипрофессиональная деятельность —> учебно-профессиональная деятельность) — этапы формирования (возникновение первичного абстрактного мотива, поисковая активность, выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь) — иерархию мотива (иерархия 1 -го и 2-го видов).

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

— доказана возможность формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы посредством реализации психологической модели в опытно-экспериментальной работе;

— уточнено содержание понятий «мотивация выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы» как комплекса побудительных механизмов личности, который обеспечивает адекватное овладение профессией и самореализацию в ней, ядром которого выступает учебная и профессиональная мотивация и «мотив выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы», представляющий собой структурный элемент мотивационной сферы, основой которого являются профессиональные и учебные мотивы, обеспечивающие совершенствование субъектом собственной деятельности в системе вузовской подготовки;

— систематизированы психолого-педагогические условия, влияющие на процесс формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы (внешние — организация учебной деятельности студентов, направленная на освоение знаний, умений, навыков будущей профессиональной деятельностипсихологическое сопровождение учебного процесса) — (внутренние — осознание обучающимися целей, процесса и результатов учебной деятельности, своих способностей и возможностейвнут-риличностная смысловая реальность студентасубъектная активность личности студентапрофессиональная рефлексия).

Практическая значимость работы определяется тем, что:

— подобран и апробирован пакет психодиагностического материала для изучения мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы;

— разработана программа профессионально-ориентированного мотива-ционного тренинга, с целью эффективной реализации процесса формирования в вузе мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы;

— результаты диссертационного исследования использованы в учебных курсах: «Педагогическая психология», «Общая психология», «Методика преподавания психологии», «Юридическая психология».

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Мотив выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы представляет собой элемент мотивационной сферы, основой которого являются профессиональные и учебные мотивы, обеспечивающие совершенствование субъектом собственной деятельности в системе вузовской подготовки.

2.Психологическая структура мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы включает в себя такие компоненты, как: потребностный, внутреннего фильтра, целевой.

3.Основными типами мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы являются: тип с высоким уровнем развития мотива выбора профессии психолога, тип с преобладанием внутренних учебных мотивов в структуре мотива выбора профессии психолога, тип с преобладанием внешних положительных учебных мотивов в структуре мотива выбора профессии психолога, тип с низким уровнем развития мотива выбора профессии психолога.

4.Психолого-педагогическая модель формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы включает в себя: компоненты формирования (потребностный, внутреннего фильтра, целевой) — уровни формирования (учебная деятельность —> квазипрофессиональная деятельность —> учебно-профессиональная деятельность) — этапы формирования (возникновение первичного абстрактного мотива, поисковая активность, выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь) — иерархию мотива (иерархия 1 -го и 2-го видов).

5.Основу психолого-педагогической технологии формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы составила программа профессионально-ориентированного мотивационного тренинга, обеспечивающая последовательный переход от учебной к квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности.

Надежность и достоверность результатов обеспечивалась исходными теоретическими концепциями, реализацией принципов и положений современной психологической науки, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям и задачам, использованием валидного и надежного психологического инструментария, корреляцией данных по взаимодополняющим методам исследования и корректным привлечением методов математической статистики.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии Академии ФСИН Россиинаучно-практических конференциях: межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы развития личности» (Рязань, 2003), межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы развития личности» (Рязань, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «психология личностного роста специалиста» (Тамбов, 2007), международной научно-практической конференции аспирантов и докторантов «Актуальные проблемы современной психологии» (Воронеж, 2008), международной научно-практической конференции «Личность в пространстве и времени» (Смоленск, 2009) и др.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, 1 таблицы, 10 рисунков, списка литературы и 13 приложений.

Выводы по главе 2.

В ходе осуществления экспериментальной работы и анализа ее результатов мы пришли к следующим заключениям и итогам.

1. Формирование мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы происходит посредством реализации психолого-педагогической модели, которая включает в себя: компоненты (потребностный, внутреннего фильтра, целевой) — уровни (учебная деятельность —> квазипрофессиональная деятельность —> учебно-профессиональная деятельность) — психолого-педагогические условия (внешние — организация учебной деятельности студентов, направленная на освоение знаний, умений, навыков будущей профессиональной деятельностипсихологическое сопровождение учебного процесса и внутренние — осознание обучающимися целей, процесса и результатов учебной деятельности, своих способностей и возможностейвнутриличностная смысловая реальность студентасубъектная активность личности студентапрофессиональная рефлексия) — этапы (возникновение первичного абстрактного мотива, поисковая активность, выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь) — иерархия мотива (иерархия 1 -го и 2-го видов) — технологию формирования, основанную на личност-но-деятельностном, проблемном, контекстном обучении, обеспечивающую последовательный переход от учебной к учебно-профессиональной деятельности и способствующая перестройки иерархии мотивов выбора профессии, в которой ведущая роль принадлежит профессиональным мотивам.

2. Основными типами, характеризующими структуру и иерархию мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы являются: тип с высоким уровнем развития мотива выбора профессии психолога, тип с преобладанием внутренних учебных мотивов в структуре мотива выбора профессии психолога, тип с преобладанием внешних положительных учебных мотивов в структуре мотива выбора профессии психолога, тип с низким уровнем развития мотива выбора профессии психолога.

3. Реализация технологии формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы предполагает создание и апробацию программы профессионально-ориентированного мотивационного тренинга, практико-ориентированного курса дисциплины «Общая психология».

4. Результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствуют (статистически значимо) о том, что реализация комплекса выделенных педагогических условий и психолого — педагогической технологии способствует эффективному продвижению студента в уровне сформированное&tradeмотива выбора психолога уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, можно утверждать, что гипотеза нашла свое подтверждение в нашем эксперименте, поставленные задачи выполнены, а их результаты проанализированы.

Заключение

.

Современные изменения, затрагивающие наше общество в политической и социально-экономической сферах, порождают потребность в людях, способных отвечать на новые жизненные ситуации. Существенные изменения в обществе поставили перед системой образования ряд проблем. Одной из таких проблем является подготовка конкурентоспособных специалистов, которые должны быть инициативными, самостоятельными, творческими личностями, готовые к новому и неопределенному будущему в изменяющихся социально-экономических условиях. Особое внимание педагогов и психологов направлено на изучение условий развития и формирования мотивации выбора профессии в период обучения в вузе, которые будут способствовать повышению интереса студентов к предметам специализации, активному усвоению профессионально важных знаний, умений и навыков, интеграции их в единую внутреннюю профессиональную реальность. Решение этой важной проблемы особенно актуально для будущих психологов, в частности, психологов уголовно-исполнительной системы, так как им в дальнейшем предстоит работать в рамках полисубъектного взаимодействия с людьми, решать их проблемы, оказывать психологическую помощь, что требует специальных психологических знаний, умений, навыков, эффективное усвоение которых может происходить только в условиях специально организованного обучения, с учетом четко структурированной иерархии мотива выбора профессии психолога. Проблема формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы требует специального изучения.

Анализируя в своей работе психологическую специфику формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы, мы определили, что мотивация выбора профессии является структурным компонентом деятельности выбора профессииа мотивы выбора профессии, степень их сформированное&trade-, иерархия, динамика выступают в качестве одних из основных критериев, оказывающих существенное влияние на успешность выполнения этой деятельности в целом. Мотивация выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы представляет собой комплекс побудительных механизмов личности, который обеспечивает адекватное овладение профессией и самореализацию в ней, ядром которой выступает учебная и профессиональная мотивация. Мотив выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы представляет собой структурный элемент мотивационной сферы, возникающий в результате поэтапного формирования мотивации, основой которого являются профессиональные и учебные (внутренние, внешние положительные, внешние отрицательные) мотивы, обеспечивающие совершенствование субъектом собственной деятельности в системе вузовской подготовки.

Нами были выявлены и описаны типы, характеризующие структуру и иерархию мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы: тип с высоким уровнем развития мотива выбора профессии психолога, тип с преобладанием внутренних учебных мотивов в структуре мотива выбора профессии психолога, тип с преобладанием внешних положительных учебных мотивов в структуре мотива выбора профессии психолога, тип с низким уровнем развития мотива выбора профессии психолога.

Нам удалось разработать психолого-педагогическую модель формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы, которая включает в себя: компоненты (потребностный, внутреннего фильтра, целевой) — уровни (учебная деятельность —> квазипрофессиональная деятельность —> учебно-профессиональная деятельность) — психолого-педагогические условия {внешние — организация учебной деятельности студентов, направленная на освоение знаний, умений, навыков будущей профессиональной деятельностипсихологическое сопровождение учебного процесса и внутренние — осознание обучающимися целей, процесса и результатов учебной деятельности, своих способностей и возможностейвнутри-личностная смысловая реальность студентасубъектная активность личности студентапрофессиональная рефлексия) — этапы (возникновение первичного абстрактного мотива, поисковая активность, выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь) — иерархия мотива (иерархия 1-го и 2-го видов) — технологию формирования, основанную на личност-но-деятельностном, проблемном, контекстном обучении, обеспечивающую последовательный переход от учебной к учебно-профессиональной деятельности и способствующую перестройке иерархии мотивов выбора профессии, в которой ведущая роль принадлежит профессиональным мотивам. На основе модели нами была создана программа формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы, предусматривающая следующие компоненты: проведение профессионально-ориентированного моти-вационного тренинга и реализацию практико-ориентированной программы курса «Общая психология». Результаты опытно-экспериментального исследования позволили говорить о том, что реализация комплекса выделенных педагогических условий и технологий способствует эффективному продвижению студента в уровне сформированности мотива выбора психолога уголовно-исполнительной системы. Полученные результаты подтверждают гипотезу исследования и доказывают истинность положений, выносимых на защиту.

Вместе с тем, намечаются пути дальнейшей разработки исследуемой проблемы:

— выявление тендерных аспектов психологических особенностей формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы;

— выявление динамики структуры, иерархии мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы в зависимости от специализации или курса;

— совершенствование модели и технологии формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы;

— организация постоянного психолого-педагогического мониторинга степени сформированности мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. — М.: Политиздат, 1985. 263 с.
  4. Ю.А. Структурно-типологическая модель мотивации профессионального становления студентов-психологов: автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. Тамбов, 2005. — 26 с.
  5. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века / под ред. A.A. Деркача М.: Изд-во РАГС, 2001. — 277 с.
  6. Г. И. Психология и педагогика становления субъекта. Рязань: РИНФО, 1999.-210 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.-230 с.
  8. В.В. Моделирование технологий образовательных процессов. — М.: МАКС Пресс, 2005. 162 с.
  9. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.
  10. Ю.Бадоев Т. Л. Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности: дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 1998. — 191 с. 11 .Белокрылова. Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов: автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ. 1997.- 28 с.
  11. Бестужев Лада И. В. Профессиональная ориентация молодежи как социальная проблема // Проблемы профессиональной ориентации молодежи в условиях осуществления реформы общеобразовательной школы. — Красноярск: КГПИ, 1985. — С. 68−69.
  12. И.В. Системный подход в современной науке / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Проблемы методологии современных исследований. -М.: Мысль, 1970. — С. 7-^-8.
  13. М.Боголюбов В. И. Использование инновационных технологий в педагогике // Школьные технологии. — 2005. — № 1. С. 39—58.
  14. В.А. Психологические исследования профессионализации личности // Психологические исследования формирования личности профессионала. М.: Мысль, 1991. — С. 3−26.
  15. В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. М.: ПЭР СЭ, 2001. — 511 с.
  16. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1972. 340 с.
  17. Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: изд. «Институт практической психологии" — Воронеж, НПО «МОДЭК», 1995. -351 с.
  18. Е.В. Парадигмальный подход к развитию ключевых педагогических компетенций // Педагогика. — 2004. — № 10. — С. 23−31.
  19. Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография. Волгоград: Перемена, 2001 .-214с.
  20. В.Д. Представления о профессии, самооценке профессионально-значимых качеств у учащейся молодёжи // Вопросы психологии. 1976. — № 2. — С. 24−27.
  21. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  22. P.C. К проблеме развития мотивов и потребностей личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С. 30−39.
  23. Н.Ш., Пейсахов Н. М. Психологическая модель высшей квалификации и ее роль в управлении учебным процессом / Психологическая служба в вузе. Казань: КГТГИ, 1982.- С.43−50.
  24. И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2000. — № 4. — С. 33−42.
  25. И., Поплужный В.Л, Тихомиров В. К. Эмоции и мышление. М.:1. МГУ, 1980.-205 с.
  26. Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. — 127 с.
  27. И.В. Основы технологии группового тренинга : психотехники: учеб. пособие. -М.: Ось-89, 2003. 223 с.
  28. A.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: Монография. М.: Изд. центр проблем. — качества подготовки специалистов, 1999. — 200 с.
  29. A.A. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. — 1997. — № 3. — С. 12—15.31 .Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие. М.: Высш. школа, 1991. — 207с.
  30. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. — 288 с.
  31. В.В. О социальной обусловленности выбора профессии / Социальные проблемы труда и производства. Советско-польское сравнительное исследование. М.: Мысль, 1969. — С. 12−15.
  32. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  33. Т.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. -136 с.
  34. H.H. Самопознание как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1993.-24 с.
  35. П.Я. Лекции по психологии. М.:МГУ, 2002. — 234 с.
  36. A.M., Сергеев М.И, Фачеев А. Н. Социально экономические проблемы профессиональной ориентации// Сб. науч. трудов. — Красноярск: КГПИ, 1983.-С. 32−35.
  37. М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С.21−28.
  38. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. — 135 с.
  39. A.C. Дидактические технологии развития профессионально-педагогической направленности студентов (в курсе педагогики): автореф. дис. канд. пед. наук. Шуя, 1999. — 24 с.
  40. Д.Ю. Мотивация выбора профессии психолог: дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2003. — 217 с.
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт, теория и экспериментальные психологические исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  42. В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 3−18.
  43. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Теория и практика образовательной технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2004. С. 65−66.
  44. .И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 126−130.
  45. А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 15−18.
  46. C.B. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе: дис.. канд. психол. наук. — М., 2000. 142 с.
  47. В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2003.-319 с.
  48. Акад. проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336с.54.3еличенко А.И., Шмелев А. Г. К вопросу классификации мотивации факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Серия 14 Психология. — 1987. — № 4. — С. 15−19.
  49. Л.К. Особенности формирования учебно-познавательного мотива как одного из новообразований учебной деятельности: дис. канд. психол. наук. М., 1979. — 173 с.
  50. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М.: УРАО, 1998. 144 с.
  51. В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. — Киев: Наукова думка, 1977. — 352 с.
  52. B.C. Структурное единство функциональных единиц и механизмов саморегуляции в различных типах поведения // Структуры познавательной деятельности. / Под ред. Заботина В. В. — Владимир: ВГПИ, 1975. -С. 23−27.
  53. Игры обучение, тренинг, досуг./Под. ред. В. В. Петрусинского: В 4 кн.-М.: Новая шк., 1994. — 366 с.
  54. Е.П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2000. — 320с.
  55. С.Б. Мотивация труда. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 223 с.
  56. С.Б. Акмеологическая теория потребностей. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. — 297 с.
  57. Т.К. Особенности личностного развития и профессионального самоопределения студентов-психологов: дис. .канд. психол. наук. М., 2000. — 174 с.
  58. A.B. Процессы принятия решений в структуре управленческой деятельности //Психологический журнал. 2000. — Т.21. — N1. — С. 63−78.
  59. Е.А. Психология профессионала: Избр. психол. тр. М.: Изд-во Моск. психол. — соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. -456 с.
  60. Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Вопросы теории и методики индивидуальной профконсультации учащихся. -Ленинград: ЛГУ, 1976. Вып.32. — С. 82.
  61. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: МГУ Центр «Детство», 1993. — 134 с.
  62. Н.В. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль: Содействие, 1992. — 68 с.
  63. В.И. К проблеме мотивов // Психологический журнал. 1981. — Т2.- № 2. С. 5−8.
  64. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. — М.: Наука, 1991.- 136 с.
  65. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1983. — 26 с.
  66. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 118с.
  67. O.A., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности //Вопросы психологии. 1989. — N3. — С. 18−26.
  68. И.Е., Мясищев В. И. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания // Психологический журнал. 1985.-T.6.-N3.-С. 117−122.
  69. В.Н. Мотивы учебной деятельности: учеб.-метод, пособие. -Тамбов: ТГТТИ, 1993 62 с.
  70. Т.В., Шегутова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии. -1983.-N2.-С.51−59.
  71. Н.В. Методы системного педагогического исследования. — М.: Народное образование, 2002. 208 с.
  72. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. -1984. № 5. С.41−44.
  73. М.М. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 4. — С. 134 141.
  74. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Изд-во полит, лит., 1975. — 304 с.
  75. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. — 511 с.
  76. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: МГУ, 1971. — 238 с.
  77. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. — 562 с.
  78. А.Н. Философия психологии. М.: МГУ, 1994. — 286 с.
  79. А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребёнка. М.: Наука, 1976. — 182с.
  80. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования//Вопросы психологии. 1995. -N1.-C. 97−110.
  81. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  82. .Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для ст-ов пед. учеб. заведений и слушателей ИГПС и ФПК. М.: Юрайт, 1998 — 464 с.
  83. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991.-296 с.
  84. Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблема профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник
  85. МГУ. Сер. 14: Психология. — 2000. — № 1. — С. 48−55.
  86. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 161 — 166.
  87. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. — М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. 496 с.
  88. В.Г. Основы самосознания и саморазвития: учеб. пособие. М.: Академия, 2002: — 256 с.
  89. А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  90. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  91. А.К., Ковалев В. И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. — Т. 16. — N6. — С. 40−48.
  92. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  93. К., Энгельс Ф., Собр.соч. М.: Просвещение, 1982. — 2-е изд. — Т. 42. — С. 162.
  94. М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости: мотивация учения. Волгоград: ВГПИ, 1976. — С. 5−15.
  95. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  96. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  97. B.C. Лекции по психологии мотивов человека.- Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1971. 120 с.
  98. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  99. Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов: учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун — та, 1995. — 184 с.
  100. Н.И. Становление учебной мотивации студентов в процессе подготовки научно-педагогических кадров в университете: дис.. д-ра психол. наук. -М., 1993.- 383 с.
  101. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 129 — 138.
  102. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997. № 4. — С. 20−25.
  103. Натадзе Р. Г Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972. — 125 с.
  104. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Мысль, 1983.- 150 с.
  105. Л.А. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М.: НИИВШ, 1989. — 40 с.
  106. Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности преподавания наук: дис.. канд. психол. наук. Екатеринбург, 1984. — 183 с.
  107. . Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004.- 608 с.
  108. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 32−41.
  109. В. Основы проблемного обучения. — М.: Просвещение, 1968. -208 с.
  110. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. — Киев:
  111. Наукова думка, 1980. 79 с.
  112. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально -психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. — 168 с.
  113. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов Н/Д.: Феникс, 1996. 508 с.
  114. Г. В. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД // Психология: итоги и перспективы: тез. науч.-практ. конф. СПб: Речь, 1996.-С. 12−16.
  115. К.К. Структура и развитие личности. М.: Просвещение, 1982. — 356 с.
  116. А.Ю. Психологические условия развития мотивации профессионального учения студентов-психологов: дис. канд. психол. наук. М., 2004. — 172 с.
  117. Л.В. Развитие мотивационно-смысловой сферы студентов педвуза в процессе педпрактики: дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 183 с.
  118. Практикум по социально-психологическому тренингу / под ред. Б. П. Парыгина. СПб.: Питер, 2000. — 314 с.
  119. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М: изд. «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-232 с.
  120. Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 213 с.
  121. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод, пособие. М.: изд. Моск. психол.-соц. ин-та, 2003. -400с.
  122. Е.Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособие. -М: изд. центр «Академия», 2005. 496 с.
  123. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь- Ин-т тренинга, 2000. — 256 с.
  124. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  125. Психология. Словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  126. Л.М. Соотношение мотивации и представлений студентов университета о будущей профессиональной деятельности (на примере учителя): дис. канд. психол. наук. М, 2000. — 143 с.
  127. Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности // Психологическая служба в вузе. — Казань: КГПИ, 1981. 96 с.
  128. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис.. докт. психол. наук. Ярославль, 1999.-39 с.
  129. . С.Л. Основы общей психологии: монография. СПб.: Питер, 2001.-712 с.
  130. А.Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе. М.: МГУ, 2005. — 72 с.
  131. О.В. Психологическая модель развития профессиональной мотивации курсантов-психологов (на примере Академии ФСИН России): дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2008. — 254 с.
  132. Л.Г. Моделирование профессиональной подготовки в учебном процессе // Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В. И. Ядэшко. М.: МГПИим. В. И. Ленина, 1986. — С. 132−140.
  133. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. — 223 с.
  134. Е.В. Опыты реориентационного тренинга. СПб.: Ин-т тренинга, 1995.- 113 с.
  135. Е.В. Методы математической обработки в психологии. М., 2006.-350 с.
  136. П. Психология оценки и принятия решений / перевод с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. — 156 с.
  137. Современная психология мотивации / под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл: 2002.-307 с.
  138. Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностному развитию студентов // Педагогика. — 2004. — № 1. С. 62−68.
  139. Социальные проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи: метод, рекомендации к изучению спецкурса / под ред. Гендина A.M., Сергеева М. И., Фалеева A.M. Красноярск: КГПИ, 1982. — 62 с.
  140. М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя: монография. — Тамбов: 11 У, 1996. 204 с.
  141. Д.С. Психологические факторы выбора профессии. М.: МГУ, 2006.-205 с.
  142. Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся // Вопросы психологии. 1984. — № 5.- С. 45 — 48.
  143. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: ЛГУ, 1988.-231 с.
  144. Н.Ф. Педагогическая психология. M.: XADEMIA, 1998. — 278 с.
  145. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Наука, 1975.-112 с.
  146. O.K., Богданова Т. Г. Исследование структурирующей функции мотива // Психологический журнал. 1983. — № 6. — С. 12−16.
  147. .Р. Искусство быть руководителем. Иркутск, 1989. — 105 с.
  148. Укке Ю. В. Диагностика сознательного выбора у японских школьников // Вопросы психол. 1990. — N5. — С. 150−157.
  149. A.A. Мотивационные кризисы личности // Психологический журнал. Т. 10. — 1989. — № 3. — С. 23−31.
  150. A.A. Сущность педагогической технологии // Педагогика. —2008.- № 2. -С. 19−27.
  151. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  152. JI. Теория когнитивного диссонанса. — Спб.: Ювента, 1999. — 317 с.
  153. К. Техника ведения тренинга. Теория и практика: практ. пособие / пер с нем. М.: Генезис, 2005. — 267с.
  154. JI.M. Моделирование в психологии и психология моделирования // Вопросы психологии. 1977. — № 2. — С. 15−28.
  155. С.С. Мотивационные ресурсы профессионально личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе. — Курск, 2002. — 196 с.
  156. Человек и мир профессий / под .ре д. Сулейманова М. Н. / перевод с немецкого Г. В. Старцевой и др., перевод с болгар. М. Н. Сулейманова. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. 118 с.
  157. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. — М.: Юнити, 2002.-437 с.
  158. С.Е. Деловые игры: Методика и практика проведения деловых игр: Общеменеджерский конкурс. М.: Ин-т туризма, 1991. — 143 с.
  159. П.А. Психология профессионального становления. — М: Просвещение, 1981. 257 с.
  160. В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2003.-210 с.
  161. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Просвещение, 1982. — 213 с.
  162. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. — 78 с.
  163. Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.-358 с.
  164. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Педагогика, 1978. — 324 с.
  165. Е.Г. Исследование профессионального сознания педагогов // Психологическая наука и образование. — 2003.—№ 2. — С. 23−28.
  166. . В.А., А.Г. Здравомыслов Человек и его работа. М.: Наука, 1967. -392 с.
  167. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 112 с.
  168. П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. / П. М. Под. ред. Е. М. Борисовой. М.- Воронеж: Изд-во Институт прикладной психологии, НПО «МОДЭК». 1998.-304 с.
  169. В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. — Спб.: Полиус, 1998. 638 с.
  170. Ясвин В, А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001.-310 с.
  171. Atcinson J. W. An introduction to motivation. -New Jersey, 1964
  172. Brunswik E. The conceptual framework of psychology. -Chicago: The University of Chicago Press, 1952.
  173. Heckhauzen H., Schmalt H.D., Schneider K. Achievement motivation in perspective. -New York: Academik Press, 1985
  174. Herzberg F., Mausner В., Snyderman B.B. The motivation to work.—N.Y., 1959.
  175. Locke E.A., Latham G.P. Building a practically useful theory of goal setting and tesk motivation: A 35 year odyssey. American Psychologist. 2000. № 57. P. 705−717.
  176. Madsen K.B. Theories of motivation. -Copenhagen, 1968.
  177. McClelland D.C. The achievement motivy // Journal of Nervous and Mental Diseases. 1964. Vol. 139. P. 458−474.
  178. Nuttin J. Motivation, planning, and action: a relation theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven university press- Hillsdale (NJ): Lawrence Eribaum Associates. 1984.
  179. Schwartz S. H. Normative influence on altruism. In: L. Bercowitz (ed.).Advances in. Experimental Social Psychology. V. 10. —N.Y., 1977.
  180. Super P. Self-realization through the work and leisure roles. // Educational vocational guidance. Ausgabe. — 1992. — P. 16−36.
  181. Тест «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана Инструкция:
Заполнить форму текущей работой