Базовое содержание учебного пособия
Общая цель настоящего учебного пособия: обстоятельно ознакомить студентов со структурой, с базовыми проблемами, первичными принципами и способами исследования, с основными понятиями и научным тезаурусом дисциплины «Общая психология», раздел «Психические познавательные процессы». Данное пособие направлено на системное усвоение обучающимися базового учебного материала в этой области: информации… Читать ещё >
Базовое содержание учебного пособия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящем пособии детально рассматриваются разнообразные научные классические и современные подходы к пониманию и осмыслению психических познавательных процессов людей. Анализируется научная ретроспектива изучения системы психических познавательных процессов человека как за рубежом, так и в нашей стране. Исследуется психическая сущность каждого познавательного процесса как элемента сознания. Сознание человека понимается в качестве функциональной системы (функционального комплекса) последовательно (параллельно) действующих[1] психических познавательных процессов (ППП). В данном пособии излагается история научной эмпирической психологической работы по исследованию системы психических познавательных процессов человека, т. е. изучается научная ретроспектива теоретического изучения и практического исследования системы ППП.
Совокупность психических познавательных процессов понимается как комплексное и целостное психологическое феноменальное явление, представляющее собой когнитивную (интеллектуальную, познавательную) сферу человека.
В пособии постулируется, что система психических познавательных процессов составляет единый функциональный комплекс, представляющий собою сознание человека. Утверждается, что психические познавательные процессы как последовательно, так и совместно (перекрестно) осуществляют работу (психическую познавательную деятельность) с поступающим и имеющимся разнообразным информационным материалом (каким-либо смысловым содержанием).
В пособии восемь тематических глав (учебных тем).
Первая глава посвящена ретроспективе научного исследования системы ППП как в нашей стране, так и за рубежом: дается характеристика психического познавательного взаимодействия отдельных ППП между собой, происходящего в ходе осуществления человеком психической познавательной деятельности. Вместе с этим, подвергаются анализу как обусловленные окружающей информационной средой общие свойства всех ППП, так и специфические особенности их психического познавательного функционирования.
Во второй главе описано изучение ощущения в качестве психического познавательного процесса. Третья глава посвящена изучению восприятия в качестве ППП; четвертая — внимания в качестве ППП; пятая — памяти; шестая — воображения; седьмая — мышления в качестве ППП. В восьмой главе рассматривается такой психический познавательный процесс, как речь.
После каждой тематической главы даны вопросы для самостоятельной работы и рекомендуемая научная и учебно-методическая литература.
Общая цель настоящего учебного пособия: обстоятельно ознакомить студентов со структурой, с базовыми проблемами, первичными принципами и способами исследования, с основными понятиями и научным тезаурусом дисциплины «Общая психология», раздел «Психические познавательные процессы». Данное пособие направлено на системное усвоение обучающимися базового учебного материала в этой области: информации об основных свойствах, видах, функциях психических познавательных процессов людей. Пособие содержит в себе психологическую методологию: целостные основы научных знаний по ППП человека, которые будут необходимы всем студентам для более глубокого понимания и лучшего содержательного усвоения отраслей и направлений психологии, изучаемых ими в ходе дальнейшего обучения в вузе по специальности «Психология» и смежным направлениям подготовки. Информационное наполнение учебных тем пособия представляет собой основное содержание каждой из предусмотренных тем, построенное по следующему алгоритму: определение, свойства, виды, функции (всех последовательно рассматриваемых ППП).
Далее следует учебно-тематический план, отражающий сущностное содержание настоящего учебного пособия (таб. П.1).
Таблица П. 1
Учебно-тематический план раздела «Психология познавательных процессов».
(«Психические познавательные процессы») для очного (дневного) отделения психологии (специальность «Психология»).
Раздел «Психология познавательных процессов». Семестр 2. | Всего часов. | Курс I, семестр 2, в том числе часов. | |||
Темы занятий. | аудиторная нагрузка. | лекции. | семинары и практические занятия. | внеаудиторная нагрузка (самостоятельная работа студентов). | |
1. Феномен психических познавательных процессов. |
Окончание табл. П. 1
Раздел «Психология познавательных процессов». Семестр 2 | Всего часов | Курс I, семестр 2, в том числе часов | |||
Темы занятий | аудиторная нагрузка | лек ции | семинары и практические занятия | внеаудиторная нагрузка (самостоятельная работа студентов) | |
2. ППП «Ощущение». | |||||
3. ППП «Восприятие». | |||||
4. ППП. «Внимание». | |||||
5. ППП. «Память». | |||||
6. ППП. «Воображение». | |||||
7. ППП «Мышление». | |||||
8. ППП «Речь». | |||||
Итого часов. |
Подчеркиваем, что, как было заявлено в самом начале предисловия к данному пособию, мы понимаем психологию познавательных процессов или психические познавательные процессы в качестве второго из трех разделов учебной дисциплины «Общая психология».
- [1] Посредством системы ППП человеком осуществляется психическаяпознавательная деятельность.