Методы, модели и алгоритмы интеллектуального анализа данных при создании обучающих систем в текстильной и легкой промышленности
Диссертация
Формализующий базой для широкой совокупности промышленных технологий может служить теория распознавания образов. Описание технологического процесса массивом «объект-атрибуты—значения» позволяет представить задачу проектирования модели знаний как обучение распознаванию образов, когда из баз данных извлекается система решающих правил, описывающих порядок изготовления продукции заданных классов… Читать ещё >
Содержание
- Список сокращений и обозначений
- 1. Проблема формирования знаний в области технологии и дизайна
- 1. 1. Формальные методы проектирования систем учебного назначения
- 1. 1. 1. Модель обучаемого
- 1. 1. 2. Модель процесса обучения
- 1. 1. 3. Структурирование учебных элементов
- 1. 2. Особенности задач, возникающих при формировании знаний в текстильной и легкой промышленности
- 1. 3. Методики выделения закономерностей
- 1. 4. Методы представления знаний
- 1. 5. Экспертная система как информационная технология решения трудноформализуемых задач
- 1. 6. Приобретение знаний в экспертных системах и. при обучении распознаванию образов
- 1. 7. Направления использования интеллектуальных систем в текстильной и легкой промышленности
- 1. 1. Формальные методы проектирования систем учебного назначения
- Выводы по разделу
- 2. Теоретические основы формализации знаний о технологических процессах
- 2. 1. Моделирование технологического процесса на основе выделения классов
- 2. 2. Особенности исследования технологических процессов на основе выделения классов
- 2. 3. Решение слабоформализованных задач на основе теории распознавания образов
- 2. 3. 1. Этапы обработки данных, представленных моделью «объект-атрибуты-значения»
- 2. 3. 2. Комплексное применение множества дискриминантных алгоритмов для построения поля знаний технологического процесса
- 2. 3. 3. Оптимизация знаний о классах при выделении адекватных статистических моделей
- 3. 1. Виды систем описания
- 3. 2. Оптимизация систем описаний для логических РП
- 3. 2. 1. Дискретизация признакового пространства
- 3. 2. 2. Оптимизация объема пространства признаков
- 3. 2. 3. Аддитивный алгоритм минимизации рабочего словаря
- 3. 3. Формирование систем описания объектов при наличии неопределенности
- 4. 1. Этапы формирования базы знаний
- 4. 2. Анализ достаточности данных для формирования базы знаний
- 4. 3. Формирование динамической составляющей поля знаний на основе дискриминантных методов
- 4. 4. Формирование логических решающих правил
- 4. 4. 1. Формирование бинарной решающей матрицы с доверительными областями
- 4. 4. 2. Формирование нечеткого логического решающего правила
- 4. 5. Уточнение описаний классов
- 4. 6. Последовательный метод выделения класса с новыми потребительскими свойствами
- 4. 7. Алгоритмическое обеспечение инструментального комплекса для формирования знаний
- 4. 8. Представление знаний в форме решающих правил
- 5. 1. Проектирование поля знаний для учебно-методических материалов, использующих технологии гипермедиа
- 5. 1. 1. Схема процесса создания двумерных изображений
- 5. 1. 2. Классы изображений
- 5. 1. 3. Параметры процесса создания изображений
- 5. 1. 4. Формирование бинарной решающей матрицы учебно-методических материалов
- 5. 2. Компьютерная система дизайн-проектирования рационального ассортимента производственной одежды
- 5. 3. Обучающая система «Текстильные технологии»
- 5. 4. Построение компонентов модели знаний обучающих систем на основе выделения классов
- 5. 4. 1. Мультимедийный учебник «Анализ данных»
- 5. 4. 2. Мультимедийный учебник «Разработка экспертных систем»
- 5. 6. Перспективные направления применения методов интеллектуального анализа данных для построения модели компьютерной обучающей системы
Список литературы
- Агапонов, С.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С. В. Агапонов, 3. О. Джалиашвили, Д. JI. Кречман, И. С. Никифоров, Е. С. Черносова, А. В. Юрков / Под. ред. 3. О. Джалиашвили. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 336 с.
- Александрова, Л. А. Сравнительный анализ алгоритмов обучения ЭВМ распознаванию образов / JI. А. Александрова, Т. Г. Бархат, Н. И. Мальцева // Программирование и численные методы. Казань, 1978. — С. 77−82.
- Алексеев, О. Г1 Некоторые алгоритмы решения задачи о покрытии и их экспериментальная проверка на ЭВМ / О. Г. Алексеев, В. Ф. Григорьев // Журнал выч. математики и матем. физики. 1984. — Т. 24. — № 10. — С. 1565— 1570.
- Алексеев, О. Г. Комплексное применение методов дискретной оптимизации / О. Г. Алексеев. М.: Наука, 1987. — 243 с.
- Андреев, А. А. Дидактические основы дистанционного обучения / А. А. Андреев. М.: РАО, 1999. — 127 с.
- Андрейчиков, В. В. Интеллектуальные информационные системы: учебник / В. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. М.: Финансы и статистика, 2004. — 424 с.
- Баранова, Е.В. Теория и практика объектно-ориентированного проектирования содержания обучения средствам информационных технологий: автореф. дис.. д-ра техн. наук. / РГПУ им. А. И. Герцена. -СПб., 2000. 36 с.
- Башаринов, А. Е. Методы статистического последовательного анализа и их радиотехнические приложения / А. Е. Башаринов, Б. С. Флейшман. М.: Сов. радио, 1962. — 352 с.
- Бонгард, М. М. Проблема узнавания / М. М. Бонгард. М.: Наука, 1967.-320 с.
- Бурев, В. А. Методы сокращения вычислительных затрат в задачах распознавания изображений / В. А. Бурев, Ю. К. Клоков, Т. В. Кудрявцева и др. // Зарубежная радиоэлектроника. 1980. — № 4. — С. 52−75.
- Буч, Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения / Г. Буч. М.: Конкорд, 1992. — 519 с.
- Вальд, А. Последовательный анализ / А. Вальд. М.: Физматгиз, 1960.-328 с.
- Вапник, В. Н. Теория распознавания образов (статистические проблемы обучения) / В. Н. Вапник, А. Я. Червоненкис. М.: Наука, 1974. -416 с.
- Вапник, В. Н. Восстановление зависимостей по эмпирическим данным / В. Н. Вапник. М.: Наука, 1979. — 444 с.
- Вапник, В. Н. Индуктивные принципы поиска эмпирических закономерностей / В. Н. Вапник // Распознавание. Классификация. Прогноз. -М.: Наука, 1989. Вып. 1. — С. 17−82.
- Васильев, В. И. Распознающие системы: Справочник / В. И. Васильев. Киев: Наукова думка, 1983. -422 с.
- Васильев, В. И. О простоте решающих функций в проблеме обучения распознаванию образов / В. И. Васильев // Автоматика. 1984. — № 2. — С. 14−23.
- Васильев, В. И. Метод предельных упрощений в проблеме обучения распознаванию образов / В. И. Васильев, Ф. П. Овсянникова // Автоматика. -1986.-№ 5-С. 32−39.
- Васильев, В. И. Разделяющая сила признаков в задаче обучения распознаванию методом предельных упрощений / В. И. Васильев, Ф. П. Овсянникова, К. А. Бекмуратов // Автоматика 1987. № 4. — С. 3−8.
- Васильев, В. И. Обучение в технических системах / В. И. Васильев // Автоматика. 1987. — № 5. — С. 26−37.
- Васильев, В. И. Имитационное управление неопределенными объектами / В. И. Васильев, В. В. Коноваленко, Ю. И. Горелов. Киев: Наукова думка, 1989 — 216 с.
- Воронов, М. В. Структура поля знаний интеллектуальных систем / М. В. Воронов // Математические методы в образовании, науке и промышленности: матер, междунар. науч.-практ. конф. — Тирасполь, 1999. -С. 80−83.
- Воронов, М. В. Комплексный подход к подготовке специалистов по художественному проектированию / М. В. Воронов, А. И. Птушкин,
- B. И. Пименов // Современные технологии обучения: матер, междунар. конф. СПб., 1998. — Т. 1. -С. 51−52.
- Воронов, М. В. Мультимедийные образовательные системы для инженеров-технологов / М. В. Воронов, В. И. Пименов // Современные технологии обучения: матер. VI междунар. конф. СПб., 2000. — Ч. 2. — С. 180−181.
- Воронов, М. В. Проблемы создания изделий компьютерного дизайна / М. В. Воронов, В. И. Пименов // Дизайн-2000: матер, междунар. конф. — Херсон, 2000. С. 65−66.
- Воронов, М. В. Использование тренажеров в дистанционном обучении / М. В. Воронов, В. И. Пименов, А. Н. Блинов // Информатизация образования 2000: матер, всерос. науч.-практ. конф. — Хабаровск, 2000.1. C. 23−24.
- Воронов, М. В. Мультимедийные технологии и дистанционное обучение / М. В. Воронов, В. И. Пименов // Университетское управление: практика и анализ / Уральский ГУ. 2000. — № 1(12). — С. 67−69.
- Гаврилов, А. В. Системы искусственного интеллекта: учеб. пособие- в 2 ч. / А. В. Гаврилова Новосибирск: Изд-во НТТУ, 2001. — Ч. 1. — 67 с.
- Гаврилова, Т. А. Объектно-структурная технология разработки баз знаний интеллектуальных систем: дис.. д-ра техн. наук: 05.13.01 и 05.13.13 / Гаврилова Татьяна Александровна. СПб.: СПбГТУ, 1996. — 217 с.
- Гаврилова, Т. А. Базы знаний интеллектуальных систем / Т. А. Гаврилова, В. Ф. Хорошевский. СПб.: Питер, 2000. — 384 с.
- Гладун, В. П. Эвристический поиск в сложных средах / В. П. Гладун.- Киев: Наукова думка, 1977. 166 с.
- Глаз, А. Б. Параметрическая и структурная адаптация решающих правил в задачах распознавания / А. Б. Глаз. Рига: Зинатне, 1988. — 167 с.
- Голенков, В. В. Виртуальные кафедры и интеллектуальные обучающие системы / В. В. Голенков, В. В. Емельянов, В. Б. Тарасов // Новости искусственного интеллекта. 2001. — № 4. — С. 4 — 10.
- Головкин, Б. А. Машинное распознавание и линейное программирование / Б. А. Головкин. М.: Сов. радио, 1973. — 100 с.
- Горелик, A. Л. Об аддитивности информации в задачах распознавания объектов и явлений / A. JI. Горелик, С. С. Эпштейн // Кибернетика. 1983. — № 6. — С. 85−88.
- Горелик, А. Л. Некоторые особенности задачи селекции / A. JI. Горелик, С. С. Эпштейн // Кибернетика. 1988. — № 1. — С. 67−70.
- Горленко, О. А. Корректирующая структурно-смысловая модель лекционного материала учебных дисциплин / О. А. Горленко,
- Ю. П. Подлеснов, Т. П. Можаева // Качество. Инновации. Образование. -. 2004. -№ 2-С. 45−51.
- Городецкий, В. И. Оптимизация описания классов ситуаций в задаче распознавания по неполному множеству признаков / В. И. Городецкий // Кибернетика. 1987. — № 4. — С. 127−128.
- Дворянкин, A.M. Модель автоматизированного синтеза учебных объектов с использованием и-или деревьев / А. М. Дворянкин, Г. Г. Геркушенко // Качество. Инновации. Образование. — № 1. 2004. С. 49−53.
- Джалиашвили, 3. О. Экспертная обучающая система как эвристический инструмент для формирования креативных знаний / 3. О. Джалиашвили, В. В. Кондратьев / СПбГИТМО (ТУ) — -http://ito.edu.ru/2001/ito/III/2AII-2-l l.html.
- Дозорцев, В. М. Компьютерные тренажеры для обучения операторов технологических процессов / В. М. Дозорцев. М.: СИНТЕГ, 2009. -372 с.
- Донской, В. И. Алгоритмы обучения, основанные на построении решающих деревьев / В. И. Донской // Журнал вычислительной математики и математической физики. 1982. — Т. 22. — № 4. — С. 963−974.
- Донской, В. И. Исследование алгоритмов распознавания, основанных на построении решающих деревьев: автореф.. канд. физ.-мат. наук / ВЦ АН СССР.-М., 1982.-16 с.
- Дюк, В. А. Обработка данных на ПК в примерах / В. А. Дюк. СПб.: Питер, 1987. — 240 с.
- Дюк, В. А. Формирование знаний в системах искусственного интеллекта: геометрический подход / В. А. Дюк // Вест, академии техн. творчества / СПбГТУ. 1996. — № 2. — С. 46−67.
- Дянкова, Т. Ю. Методы систематизированного проектирования текстильной колористической отделки / Т. Ю. Дянкова, В. И. Пименов // Современные технологии обучения (СТО-2004): матер. X междунар. конф. — СПб., 2004.-Т. 1.-С. 103−104.
- Ерош, И. JI. Адаптивные робототехнические системы / И. JI. Ерош, М. Б. Игнатьев, Э. С. Москалев. Л.: ЛИАП, 1985.-144 с.
- Журавлев, Ю. И. Корректные алгебры над множествами некорректных (эвристических) алгоритмов / Ю. И. Журавлев // Кибернетика. -1978.-№ 2-С. 35−43.
- Журавлев, Ю. И. Об алгебраическом подходе к решению задач распознавания и классификации / Ю. И. Журавлев // Проблемы кибернетики. -М.: Наука, 1978. Вып. 33. — С. 5−68.
- Загоруйко, Н. Г. Методы распознавания и их применение / Н. Г. Загоруйко. -М.: Сов. радио, 1972. -208 с.
- Заде, JI. А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений / Л. А. Заде. М.: Мир, 1976. — 168 с.
- Зак, И. С. База данных и компьютерная система для подготовки производства фирменной рабочей одежды / И. С. Зак, Р. И. Сизова, Б. А. Козлов // Швейная промышленность. 1998. — N° 1. — С. 37−39.
- Зак, Ю. А. Методы направленного перебора в задачах целочисленного линейного программирования с булевыми переменными / Ю. А. Зак // Кибернетика. 1977. — № 4. — С.70−79.
- Зуева, Т. В. Разработка методических принципов дизайн-программирования ассортимента производственной одежды: дис.. канд. техн. наук: 05.19.04 / Зуева Татьяна Васильевна. СПб.: 2000. — 202 с.
- Иванов, В. В. Дискретизация признаков с непрерывными шкалами при извлечении концептуальных знаний из экспериментальных данных /
- B. В. Иванов, К. А. Найденова, А. В. Яковлев // Национальная конференция по искусственному интеллекту- КИИ-2004: труды IX междунар. конф. -М., 2004. С. 87−88.
- Кабальное, Ю. С. Алгоритм генерации электронных учебных модулей для самостоятельной работы студентов / Ю. С. Кабальнов,
- C. В. Тархов, Н. С. Минасова // Информационные технологии моделирования и управления. 2006. — № 2(27). — С. 155−159.
- Камилов, М. М. О классификаторах в алгоритмах частичной прецедентности / М. М. Камилов, Р. Т. Абдукаримов, Р. М. Норматов // Изв. АН УзССР. СТН. 1985. — № 6. — С. 9−13.
- Кандрашина, Е. Ю. Представление знаний о времени и пространстве в интеллектуальных системах / Е. Ю. Кандрашина, JI. В. Литвинцева, Д. А. Поспелов- под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука, 1989. — 328 с.
- Киясбейли, Ш. А. О различиях теории нечетких множеств и теории вероятностей / Ш. А. Киясбейли, В. М. Мамедов // Автоматика. — 1987. -№ 3.-С. 76−78.
- Коблякова, Е. Б. Рациональная структура ассортимента одежды на основе маркетинговых исследований / Е. Б. Коблякова // Швейная промышленность. 1995. — № 4. — С. 37.
- Ковалерчук, Б. Я. Некоторые методы согласования решающих правил и исходных данных в задачах распознавания образов: автореф. дис.. канд. физ.-мат. наук / АН УзССР, ИК с ВЦ. Ташкент, 1977. — 20 с.
- Козинец, Б. Н. Рекуррентный алгоритм разделения выпуклых оболочек двух множеств / Б. Н. Козинец // Алгоритмы обучения распознаванию образов. — М.: Сов. радио, 1973. С. 43−50.
- Козлов, Ю. М. Принципы автоматизации проектирования систем технического зрения / Ю. М. Козлов, В. И. Пименов // Автоматизация проектирования приборов и систем управления: сб. науч. тр. / ЛИАП. — Л., 1989.-С. 113−118.
- Козлов, Ю. М. Метод последовательного выделения объектов / Ю. М. Козлов, В. И. Пименов // Сб. тр. ЛМИ. Сер. 6. Л., 1990. — С. 101−108.
- Козлов, Ю. М. Анализатор речевого сигнала для оценки эмоционального состояния человека-оператора / Ю. М. Козлов, В. И. Пименов, И. Л Горьков, О. Г. Малеев // Региональная информатика: тез. докл. III междунар. конф. СПб, 1994. — Ч. III. — С. 53−54.
- Козлов, Ю. М. Компьютерное обучение разговорному иностранному языку / Ю. М. Козлов, Г. Д. Невзорова, В. И. Пименов // Региональная информатика: тез. докл. III междунар. конф. СПб., 1994. — Ч. III. — С. 66−67.
- Козлов, Ю. М. Аппаратно-программные средства речевого общения / Ю. М. Козлов, В. И. Пименов // Вопросы повышения качества управления движущимися объектами: тр. БГТУ. СПб., 1995. — С. 54−60.
- Комаревцев, Е. М. Образовательные порталы как средство систематизации и структурирования информации.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: / Комаревцев Евгений Михайлович. Ставрополь, 2004. — 207 с. -Библиогр.: с. 147 — 163.
- Конструирование одежды с элементами САПР / под. ред. Е. Б. Кобляковой. М.: Легпромбытиздат, 1988. — С. 358−360.
- Корбут, А. А. Гибридные методы в дискретной оптимизации / А. А. Корбут, И. X. Сигал, Ю. Ю. Финкелылтейн // Известия АН СССР. Сер. Техн. кибернетика. 1988. — № 1. -С.65−77.
- Коробов, Н. А. Развитие теории и практики построения методов измерения характеристик строения текстильных материалов с использованием современных информационных технологий: автореф. дис.. д-ра техн. наук / МГУДТ. М: 2007. — 36 с.
- Кофман, А. Введение в теорию нечетких множеств / А. Кофман. -М.: Радио и связь, 1982. 432 с.
- Куафе, Ф. Взаимодействие робота с внешней средой / Ф. Куафе- под ред. А. Б. Мещерякова. М.: Мир, 1985. — 285 с.
- Кудинов, В. А. Принципы создания системы дистанционного образования на основе мультиагентных технологий / Кудинов, В. А., Цуканов М. В. http://ito.edu.ru/2003AII/2/III-2−2944.html.
- Куликов, С. М. Примитивные решающие правила в распознавании / С. М. Куликов // Автоматика и телемеханика. 1984. — № 7. — С. 121−129.
- Кунчева, Л. Критерий за оценявине на подмножества от признаци с използуване на теорията на размите множества / JI. Кунчева // Автом. изчисл. техн. и автоматизир. сист. 1986. — № 10. — С. 26−30.
- Куприянов, М. С. Построение отношения и меры сходства нечетких объектов / М. С. Куприянов, О. Н. Ярыгин // Изв. АН СССР. Сер. Техн. кибернетика. 1988. — № 3. — С. 147−154.
- Кутин, Г. И. Методы ранжировки комплексов признаков / Г. И. Кутин // Зарубежная радиоэлектроника. 1981. — № 9 — С. 54−70.
- Ларичев, О. И. Интеллектуальные обучающие системы для пользователей лазерных технологических комплексов / О. И. Ларичев и др. // Новости искусственного интеллекта 2003. — № 4 (58) — С.4−11.
- Латышев, В. Л. Интеллектуальные обучающие системы: контроль знаний и психодиагностика / В. Л. Латышев. http://nit.miem.edu.ru/2004/ plenar/9.htm.
- Лбов, Г. С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных / Г. С. Лбов. Новосибирск: Наука, 1981. — 160 с.
- Лбов, Г. С. Логические функции в задачах эмпирического предсказания / Г. С. Лбов // Вычислительные системы. 1978. — Вып. 76. — С. 34−64.
- Леман, Э. Проверка статистических гипотез / Э. Леман- под ред. Ю. В. Прохорова. -М.: Наука, 1979. 408 с.
- Либенсон, М. Н. Минимизация исходного описания в распознавании образов / М. Н. Либенсон // Проблемы случайного поиска. -Рига: Зинатне, 1975. № 4. — С. 259−269.
- Липский, В. Комбинаторика для программистов: пер. с польск. / В. Липский- под ред. А. П. Ершова. М.: Мир, 1988. — 213 с.
- Луговская, Е. А. Многоагентные системы поддержки открытого образования в техническом университете / Е. А. Луговская, В. Б. Тарасов // Программные продукты и системы. 2001. — № 2. — С. 29−34.
- Манделъ, И. Д. О выборе информативных признаков при классификации объектов / И. Д. Мандель // Автоматика и телемеханика. -1986.-№ 2.-С. 164−167.
- Марк, Д. Методология структурного анализа и проектирования: пер. с англ. / Д. Марк, К. МакГоуэн. М.: МетаТехнология, 1993. — 240 с.
- Маслов, В. К. Исследования непараметрических методов поиска информативных признаков и построения решающих правил в задачах распознавания образов: автореф. дис.. канд. техн. наук. — М., 1973. — 22 с.
- Минасова, Н. С. Разработка моделей формирования индивидуализированных учебных модулей в системе электронного обучения / Н. С. Минасова // Информационные технологии моделирования и управления. 2005. — № 7(25). — С. 945−950.
- Модели принятия решений на основе лингвистической переменной / А. Н. Борисов и др. Рига: Зинатне, 1982. — 256 с.
- Насекин, В. Я. Метод решения монотонных задач целочисленного программирования / В. Я. Насекин // Кибернетика. 1979. — № 5. — С. 106— 109.
- Неймарк, Ю. И. Динамические системы и управляемые процессы / Ю. И. Неймарк. М.: Наука, 1978. — 336 с.
- Немыченков, И. В. Алгоритм классификации ситуаций, описываемых нечеткими параметрами в автоматизированной системе / И. В. Немыченков // Математические методы распознавания образов: тез. докл. III Всесоюз. науч. конф. Львов, 1987. — Ч. I. — С. 101−102.
- Норматов, Р. М. Покрытие образов многогранными логическими классификаторами / Р. М. Норматов // Изв. АН УзССР. Сер. Техн. науки -1983.- № 5. -С. 3−8.
- Носов, А. Л. Описание объектов распознавания в системах технического зрения роботов / А. Л. Носов- КПИ. — Киров, 1986. 19 с.-Деп. в ЦНИИТЭИприборостроения 01.04.86, № 3202-пр.
- Обработка нечеткой информации в системах принятия решений / А. Н. Борисов и др. М.: Радио и связь, 1989. — 304 с.
- Обучающие машины и комплексы: Справочник / Под. общей ред. А. Я. Савельева. Киев: Вища шк., Головное изд-во, 1986. — 303 с.
- Орлов, В. А. Граф-схемы алгоритмов распознавания / В. А. Орлов. -М.: Наука, 1982. 120 с.
- Перепёлкин, К. Е. Современные химические волокна и перспективы их применения в текстильной промышленности / К. Е. Перепёлкин // Российский химический журнал (Ж. Рос. хим. об-ва им. Д. И. Менделеева). — 2002. Т. XLVI. — № 1. — С. 3 М8.
- Петрунин, Ю.Ю. Современное состояние и тенденции развития анализа данных / Ю. Ю. Петрунин // Ученые труды МГУ им. М. В. Ломоносова. — 2003. — Вып. 2. — С. 63—79.
- Петрушин, В. А. Экспертно-обучающие системы / В. А. Петрушин. Киев: Наукова думка, 1992. — 196 с.
- Пименов, В. И, Автоматизация проектирования программного обеспечения систем технического зрения / В. И. Пименов // Разработка СТЗ и их применение в промышленности: тез. докл. науч.-техн. конф. — Ижевск, 1988.-Ч. 1.-С. 138−139.
- Пименов, В. И. Обучение в распознающих системах / В. И. Пименов // Интеллектуальные системы: тез. докл. всесоюз. науч.-техн. конф. / МАИ. -М., 1991.-С. 45.
- Пименов, В. И. О распознавании размытых образов / В. И. Пименов // Сб. тр. ЛМИ. Сер. 6. — Л., 1990. — С. 109−113.
- Пименов, В. И. Выбор алгоритмов распознавания / В. И. Пименов // Системы управления и обработки информации: матер, юбил. науч.-техн. конф. / БГТУ. СПб., 1992. — С. 87−93.
- Пименов, В. И. Использование методов статистики для построения алгоритмов распознавания / В. И. Пименов // Математика в вузе: тр. междунар. науч.-метод. конф. СПб., 1997. — С. 158−159.
- Пименов, В. И. Перспективы применения мультимедийных компьютерных средств и сетевых технологий в системах дистанционного образования / В. И. Пименов // Телематика-97: тр. всерос. науч.-метод. конф. -СПб., 1997.-С. 143.
- Пименов, В. И. Использование компьютерных средств мультимедиа в учебном процессе / В. И. Пименов // Особенности учебно-воспитательной работы в современных условиях: тр. межвуз. конф. СПб., 1998. — С. 112−113.
- Пименов, В. И. Обучение дизайнеров в среде Intranet / В. И. Пименов // Новые информационные технологии в вузах и на предприятиях легкой промышленности: тез. докл. всерос. науч.-метод. конф. / СПГУТД. СПб., 1998. — С. 92−93.
- Пименов, В. И. Анализ данных при обучении распознающих систем / В. И. Пименов // Вопросы повышения эффективности управления техническими системами с различными информационными каналами: тр. БГТУ. СПб., 1998. — С. 15−20.
- Пименов, В. И. Особенности создания среды виртуальной лаборатории технологического вуза / В. И. Пименов // Технологии открытого образования: матер, регион, конф. — Владивосток, 2001. С. 125−126.
- Пименов, В. И. Решение проблем применения компьютерных технологий при обучении дизайнеров / В. И. Пименов, М. В. Воронов // V Царскосельские чтения: матер, науч.-теор. межвуз. конф. с международ, участ. СПб., 2001. — Т. 1. — С. 205−208.
- Пименов, В. И. Моделирование текстурных изображений с объемной архитектурой / В. И. Пименов, М. В. Воронов // Новыеинформационные технологии в университетском образовании: матер. IX междунар. науч.-метод. конф. Кемерово, 2002. — С. 161—164.
- Пименов, В. И. Проектирование мультимедийных учебников / В. И. Пименов // Информационные технологии в образовательной, научной и управленческой деятельности (ИНФОТЕКСТИЛЬ—2004): матер, всерос. науч. конф. М., 2004. — с. 66−67.
- Пименов, В. И. Мультимедийная обучающая система «текстильные технологии» / В. И. Пименов, Н. Н. Труевцев, Ю. Н. Ветрова // Современные технологии обучения (СТО-2004): матер. X междунар. конф. СПб., 2004. -Т. 2.-С. 91−92.
- Пименов, В. И. Извлечение знаний при построении решающих правил / В. И. Пименов // Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения): матер. 3-й междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2004, — С. 281−282.
- Пименов, В. И. Формирование поля знаний интеллектуальных обучающих систем для дисциплин технологического цикла / В. И. Пименов // Телематика'2005: тр. XII всерос. науч.-метод. конф. СПб., 2005. — Т. 2. — С. 518−520.
- Пименов, В. И. Проектирование баз знаний о технологических процессах / В. И. Пименов // Автоматизация и современные технологии. — 2006.-№ 6.-с. 27−37.
- Пименов, В. И. Применение методов обучения распознаванию образов для проектирования динамической модели знаний о технологических процессах / В. И. Пименов // Системы управления и информационные технологии. 2006. — № 2 (24). — С. 98−103.
- Пименов, В. И. Компьютерная графика. Работа в CorelDRAW: учеб. пособие / В. И. Пименов / Рекомендовано учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования. — СПб.: СПГУТД, 2006. 130 с.
- Пименов, В. И. Построение обучающей системы на базе модели онтологии / В. И. Пименов // Качество. Инновации. Образование. — 2006. — № 4. С.42—48.
- Пименов, В. И. Проектирование обучающих систем в области технологии и дизайна: монография / В. И. Пименов. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006. — 229 с.
- Пименов, В. И. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 006 612 731. Мультимедийный комплекс по прикладной статистике / В. И. Пименов. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ, Москва, 03 августа 2006 г.
- Пименов, В. И. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 006 612 223. Обучающая программа по разработке экспертных систем / В. И. Пименов, М. В. Воронов. — Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ, Москва, 15 августа 2006 г.
- Пименов, В. И. Проектирование и управление содержанием обучающих систем технологической направленности / В. И. Пименов // Дизайн. Материалы. Технология. 2007. — № 1(2). — С. 3—7.
- Пименов, В. И. Формализация технологических процессов при построении обучающих систем / В. И. Пименов // Дизайн. Материалы. Технология. 2007. — № 1(2). — С. 95−99.
- Пименов, В. И. Построение модели дистанционного курса по технологическим дисциплинам / В. И. Пименов // Математическое моделирование в образовании, науке и производстве: тезисы 5-й междунар. конф. Тирасполь, 2007, — С. 193−194.
- Пименов, В. И. Проектирование модели знаний обучающих систем технологической направленности / В. И. Пименов // Информационные технологии. 2007. — № 6. — С. 66−71.
- Пименов, В. И. Применение информационных технологий в обучении студентов-технологов / В. И. Пименов, Е. Н. Якуничева // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. — 2008. № 3. — С. 138— 141.
- Пименов, В. И. Построение электронного курса на основе выделения классов / В. И. Пименов // Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2008. -Ч. 2.-С. 24−26.
- Пименов, В. И. Модель электронного курса при выделении знаний о последовательности действий / В. И. Пименов // Информатика: проблемы, методология, технологии: материалы Восьмой междунар. науч.-метод. конф. Воронеж, 2008. — Т. 2. — С. 170−174.
- Пименов, В. И. Алгоритмическое обеспечение инструментального комплекса для формирования знаний о технологических процессах / В. И. Пименов // Известия вузов. Приборостроение. 2009. — № 1. — С. 3−9.
- Планирование эксперимента в задачах нелинейного оценивания и распознавания образов / Г. К. Круг, В. А. Кабанов, Г. А. Фомин, Е. С. Фомина. -М.: Наука, 1981. 172 с.
- Подвальный, С. JI. Модели формирования многовариантного состава контентов информационно-образовательных систем / С. JI. Подвальный, М. Ю. Сергеев // Информационные технологии моделирования и управления. 2005. — № 5(23). — С. 669−674.
- Поспелов, Д. А. Десять «горячих точек» в исследованиях по искусственному интеллекту / Д. А. Поспелов // Интеллектуальные системы. -1996. Т. 1. — Вып. 1−4. — С. 47−56.
- Представление и использование знаний / под ред. X. Уэно. М.: Исидзука- М.: Мир, 1989. — 220 с.
- Привалов, С. Ф. Методы теории распознавания образов при исследовании текстильных материалов / С. Ф. Привалов, А. В. Гусаков, А. Н. Могильный. СПб.: ООО «Недра», 2001.- 144 с.
- Прикладная статистика: исследование зависимостей / С. А. Айвазян, В. М. Буштабер, И. С. Енюков, JI. Д. Мешалкин. М.: Финансы и статистика, 1985. — 488 с.
- Приобретение знаний / под ред. С. Осуги, Ю. Саэки. М.: Мир, 1990.-304 с.
- Прилсивайт, Я. И. О совместной работе алгоритмов автоматической классификации и отбора информативных признаков / Я. И.
- Приживайт II Модели и алгоритмы принятия решений в автоматизированных системах. Фрунзе: Илим, 1977. — С. 62—72.
- Разоренов, Г. И. Автоматизированный отбор признаков при классификации объектов / Г. И. Разоренов, Г. А. Поддубский // Заводская лаборатория. 1985. — № 7 — С. 48−50.
- Растригин, Л. А. Метод коллективного распознавания / JI. А. Растригин, Р. Х. Эренштейн. — М.: Энергоиздат, 1981. — 80 с.
- Растригин, Л. А. Адаптивное обучение с моделью обучаемого / JI. А. Растригин, М. X. Эренштейн. Рига: Зинанте, 1988. — 160 с.
- Саакян, Р. Р. Системный анализ трудноформализуемых непрерывнозначных технологических задач: дис.. д-ра техн. наук: 05.13.01: защищена 20.11.2002 / Саакян Рустам Рафикович- СПГУТД. СПб., 2002. -253 с. — Библиогр.: с. 240 — 253.
- Самойленко, А. П. Data Mining: учебный курс / А. П. Самойленко, В. А. Дюк. СПб.: Питер, 2001. — 368 с.
- Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ Ns 2 005 611 643. Коруна-дизайн / Е. Я. Сурженко, В. И. Пименов, Е. И. Петрова, Е. JI. Хлебникова, JI. П. Васеха. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ, Москва, 01 июля 2005 г.
- Семикин, В. А. Семантическая модель контента образовательных электронных изданий: автореф. дис.. канд. техн. наук / ТГУ. Тюмень, 2004.-21 с.
- Сигал, И. X. Введение в прикладное дискретное программирование: модели и вычислительные алгоритмы / И. X. Сигал, А. П. Иванова. М.: Физматлит, 2002. -240 с.
- Смолин, Д. В. Введение в искусственный интеллект: конспект лекций / Д. В. Смолин. М: Физматлит, 2004. — 208 с.
- Соловов, А. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология / А. В. Соловов. Самара: Новая техника, 2006. — 464 с.
- Станенис, К. JI. Использование дополнительной экспертной информации в задачах распознавания с малыми обучающими выборками / К. Л. Станенис- Ин-т физ.-техн. пробл. энерг. АН ЛитССР. Каунас, 1988. — 8 с. — Деп. в ЛитНИИНТИ 28.04.88, № 2090, Ли88.
- Структурирование учебного материала инженерных дисциплин / С. Ф. Артюх, В. М. Приходько, С. А. Капленко, А. Т. Ашеров, И. В. Федоров. М.: МАДИ (ГТУ) — Харьков: УИПА, 2002. — 30 с.
- Суздалов, Е. Г. Анализ системы дистанционного обучения / Е. Г. Суздалов, В. И. Пименов, Н. Р. Туркина // Телематика-2004: тр. XI всерос. науч.-метод. конф. СПб., 2004. — Т. 2. — С. 511−512.'
- Суздалов, Е. Г. Система дистанционного обучения / Е. Г. Суздалов, Н. Р. Туркина, В. И. Пименов // IT-инновации в образовании: матер, всерос. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2005. — С. 203−206.
- Суздалов, Е. Г. Системный анализ дистанционного обучения: учеб. пособие / Е. Г. Суздалов, В. И. Пименов, Т. А. Кравец / Рекомендованоучебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования. СПб.: СПГУТД, 2005. -55 с.
- Сурженко, Е. Я. Методы анализа проектных ситуаций при планировании разработок спецодежды / Е. Я. Сурженко, Е. JI. Хлебникова, В. А. Максимов, Ю. Ю. Антонова // Изв. вузов. Сер. Технология легкой промышленности. 1985. — № 4. — С. 73−77.
- Сурженко, Е. Я. Теоретические основы и методическое обеспечение эргономического проектирования специальной одежды: автореф. дис.. д-ра. техн. наук / СПГУТД. СПб., 2001. — 49 с.
- Сурженко, Е. Я. Дизайн-программирование ассортимента производственной одежды / Е. Я. Сурженко, Е. И. Петрова, В. И. Пименов // Дизайн. Материалы. Технология. 2006. — № 1. — С. 3−6.
- Тарасов, В. Б. Агенты, многоагентные системы, виртуальные сообщества: стратегическое направление в информатике и искусственном интеллекте / В. Б. Тарасов // Новости искусственного интеллекта. 1998. — № 3. — С.5−54.
- Тархов, С. В. Оценка эффективности адаптивного электронного обучения / С. В. Тархов // Информационные технологии моделирования и управления. 2005. — № 3(21) — С. 337 — 346.
- Тархова, Л. М. Проектирование и компиляция электронных информационно-справочных материалов по инженерной графике / JI. М. Тархова // Информационные технологии моделирования и управления. — 2005. № 7(25). — С. 950−955.
- Тимофеев, А. В. Адаптивные робототехнические комплексы / А. В. Тимофеев. Л.: Машиностроение, 1988. — 332 с.
- Ткемаладзе, Н. Т. Обучающаяся модель в задачах распознавания и классификации / Н. Т. Ткемаладзе // Теоретическая кибернетика — 1986. -№ 3. С. 80−83.
- Ту, Д. / Принципы распознавания образов / Д. Ту, Р. Гонсалес- под ред. Ю. И. Журавлева. М.: Мир, 1978. — 414 с.
- Тулупъев, A. JI. Алгебраические байесовские сети. Логико-вероятностный подход к моделированию баз знаний с неопределенностью / А. Л. Тулупьев. СПб.: СПИИРАН, 2000. — 292 с.
- Фогелъсон, Ю. Б. Сокращение перебора при построении разделяющих признаков / Ю. Б. Фогельсон // Описание и распознавание объектов в системах искусственного интеллекта. — М.: Наука, 1980. С. 8992.
- Фодор, Дж. Коннекционизм и когнитивная структура: критический обзор / Дж. Фодор, 3. Пылишин // Язык и интеллект. — М.: Прогресс, 1996. — С. 230−313.
- Фомин, Я. А. Статистическая теория распознавания образов / Я. А. Фомин, Г. Р. Тарловский. М.: Радио и связь, 1986. — 264 с.
- Фор, А. Восприятие и распознавание образов / А. Фор- под ред. Г. П. Катыса. М.: Машиностроение, 1989. — 272 с.
- Француз, А. Г. Линейные и полилинейные решающие правила и их применение в некоторых задачах медицинской диагностики и химической технологии / А. Г. Француз // Практические применения распознавания образов / ВЦ АН СССР. М., 1972. — С. 53−61.
- Фу, К. Последовательные методы в распознавании образов и обучении машин / К. Фу- под ред. JI. А. Мееровича, Я. 3. Цыпкина. М.: Наука, 1971.-256 с.
- Фу, К. Структурные методы в распознавании образов / К. Фу- под ред. М. А. Айзермана. М.: Мир, 1977. — 322 с.
- Хохлюк, В. И. Параллельные алгоритмы целочисленной оптимизации / В. И. Хохлюк. М.: Радио и связь, 1987. — 224 с.
- Цибульский, Г. М. Модели обучения автоматизированных обучающих систем / Цибульский Г. М., Герасимова Е. И., Ерошин В. В. // Системотехника: сетевой электронный журнал. — 2004. № 2.
- Цыпкин, Я. 3. Основы теории обучающихся систем / Я. 3. Цыпкин. -М.: Наука, 1970.-251 с.
- Частиков, А. П. Разработка экспертных систем. Среда CLIPS / А. П. Частиков, Т. А. Гаврилова, Д. JI. Белов. Санкт-Петербург: BHV, 2003. — 608 с.
- Щедрина, А. А. Интеллектуальные агенты как средство автоматизации роли преподавателя / А. А. Щедрина // Educational Technology & Society. 2002. — № 5(2). — С. 187−197.
- Экспертные системы. Принципы работы и примеры / Под ред. Р. Форсайта. М.: Радио и связь, 1987. — 224 с.
- Юдов, А. И. Метод построения и управления структурой технических средств учебного процесса : автореф. дис.. канд. техн. наук / ППИ, филиал СПГПУ. Псков, 2003. — 18 с.
- Ядьгкин, И. Б. Адаптивное управление непрерывными технологическими процессами / И. Б. Дцыкин, В. М. Шуйский, Ф. А. Овсепян. Энергоатомиздат, 1985.
- Якуничева, Е. Н. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 007 612 178. Информационная система верификации знаний / Е. Н. Якуничева, В. И. Пименов. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ, Москва, 25 мая 2007 г.
- Antamoshkin, А. N. On the definition of informative subsystem of signs in the pattern recognition problem / A. N. Antamoshkin // Computer and Artificial Intelligence. 1985. — № 3 — P. 245−252.
- Bertolazzi, P. An 0(mn) algorithm for regular setcovering problems / P. Bertolazzi, A. Sanasso // Theor. Comput. Science. 1987. — № 2−3. — P. 237 247.
- Brusilovsky, P. Adaptive and Intelligent Technologies for Web-based Education / P. Brusilovsky // Konstliche Intelligenz: Special Issue on Intelligent Systems and Teleteaching. 1999. — Vol. 4. — P. 19−25.
- Devroye, Luc. Automatic pattern recognition: A study of the probability of error / Luc Devroye // IEE Transaction on Pattern Analysis and Machine Intelligence. 1988. -V. 10. — № 4. — P. 530−543.
- Foroutan, I. Automatic feature selection for classification of non-Gaussian data / I. Foroutan, J. Sklansky // Proc. 8th Int. Conf. Pattern Recogn., Paris, Oct. 27−31, 1986. New York, 1986. — P. 327−329.
- Gregory, John С. Using surrogate constraints in a lagrangian relaxation approach to set-covering problems / John C. Gregory, Gary A. Kochenberger // Journal of the Operational Research Sosiety. 1988. — V. 39. — № 7. — P. 681−685.
- Hammer, P. L. Order relation of variables in 0−1 programming / P. L. Hammer, Br. Simeone // Surv. Comb. Optimiz. Amsterdam, 1987. — P. 83 112.
- Kozlov, J. M. Acoustic-Phonetic Analysis Methods of Speech Signal / J. M. Kozlov, V. I. Pimenov, I. L. Gorkov // Regional Informatics-95: Proceed, of the IV St.-Petersb. International Conf. St.-Petersb., 1995. — P. 71−74.
- Kinshuk. A conceptual framework for Internet based intelligent tutoring systems / Kinshuk, A. Patel // Knowledge transfer. — London, pAce, 1997. -Vol. II.-P. 117−124.
- Lemone, КA. Retargetable Course Generation — A methodology for reusability in distance education / K. A. Lemone // ITS'96: Workshop on Architecture and Methods for Designing Cost-Effective and Reusable. Montreal, 1996.
- Luck, W. V. The structuring and testing of hypermedia learning environments / W. V. Luck // Computer Mediated Education of Information Technology: Professionals and Advanced Users. North-Holland, 1993. — P. 4955.
- Nwana, H. S. Software Agents: An Overview / H. S. Nwana // Knowledge Engineering Review. 1996. — Vol. 11. — № 3. — P. 1−40.
- Vasko, F.J. Using a facility location algorithm to solve large set covering problems / F. J. Vasko, G. R. Wilson // Oper. Res. Lett. 1984. — № 2. -P. 85−90.