Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Закономерности формирования структуры и свойств оловянных баббитов в зависимости от способов литья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны эффективные способы подготовки внутренних поверхностей корпусов подшипников перед их заливкой баббитом, обеспечивающие высокую адгезионную прочность соединения сталь (чугун) — баббит. Так, по сравнению с широко распространённым способом подготовки поверхностей корпусов перед заливкой баббитом (точение с последующим лужением), для стальных поверхностей предложена дробеструйная… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    • 1. 1. Состав, структура и свойства антифрикционных сплавов
    • 1. 2. Фазовый состав баббита Б
      • 1. 2. 1. Диаграмма состояния Sn-Sb-Cu
      • 1. 2. 2. Оловянный баббит Б
    • 1. 3. Структура и свойства баббита Б
    • 1. 4. Технология изготовления подшипников скольжения
      • 1. 4. 1. Подготовка корпусов подшипников перед заливкой расплава
      • 1. 4. 2. Подготовка жидкого металла и его заливка в форму
      • 1. 4. 3. Гравитационный способ заливки подшипников
      • 1. 4. 4. Сифонный способ заливки подшипников
      • 1. 4. 5. Центробежный способ заливки подшипников
      • 1. 4. 6. Центробежная заливка втулки с последующей запрессовкой её в стальной (чугунный) корпус
      • 1. 4. 7. Центробежный способ заливки подшипников, с предварительным расплавлением сплава в форме
      • 1. 4. 8. Центробежный способ заливки подшипников с расплавлением сплава в форме токами высокой частоты
      • 1. 4. 9. Центробежный способ заливки подшипников с применением электродугового нагрева
      • 1. 4. 10. Технология изготовления подшипника скольжения методом металлизации
      • 1. 4. 11. Технология восстановления подшипников скольжения наплавкой баббита газотермическим способом
      • 1. 4. 12. Изготовление тонкостенных биметаллических вкладышей подшипников
    • 1. 5. Дополнительная обработка сплавов скольжения с целью повышения их технологических и служебных свойств
      • 1. 5. 1. Обработка металла в процессе кристаллизации
      • 1. 5. 2. Деформационная обработка антифрикционного сплава
      • 1. 5. 3. Упрочнение баббита непрерывным СОг — лазерным облучением
    • 1. 6. Адгезионная прочность соединения корпус подшипника-антифрикционный сплав
    • 1. 7. Постановка задачи исследования
  • 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Использованные в работе материалы
    • 2. 2. Образцы для исследований и испытаний
      • 2. 2. 1. Образцы для исследования адгезионной прочности соединений сталь (чугун) — баббит
      • 2. 2. 2. Получение интерметаллидов
      • 2. 2. 3. Образцы для пластической деформации сжатием и прокаткой
      • 2. 2. 4. Образцы для испытаний трибологических свойств
      • 2. 2. 5. Образцы для исследований микроструктуры
    • 2. 3. Методики исследования и испытаний
      • 2. 3. 1. Методы микроструктурного анализа
      • 2. 3. 2. Анализ микроструктуры при помощи анализатора изображения SIAMS Photolab
      • 2. 3. 3. Методы измерения твердости
      • 2. 3. 4. Метод гидростатического взвешивания
      • 2. 3. 5. Методы контроля температур
    • 2. 4. Методы испытаний
      • 2. 4. 1. Определение адгезионной прочности соединений сталь 20 баббит Б83 и чугун СЧ 20 — баббит Б
      • 2. 4. 2. Схемы пластического деформирования баббитов в холодном состоянии при сжатии и прокатке
      • 2. 4. 3. Методика исследования трибологических свойств баббитов, полученных различными методами
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБА ЛИТЬЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ПОЛУЧЕНИЕ ГЛОБУЛЯРНОЙ ФОРМЫ ИНТЕРМЕТАЛЛИДОВ В БАББИТЕ Б
    • 3. 1. Температура формы до, во время и после заливки в неё расплава баббита Б
    • 3. 2. Влияние давления в процессе кристаллизации на структуру баббита
    • 3. 3. Роль перемешивания расплава баббита вращающимся оребрённым стержнем на его структуру
    • 3. 4. Особенности структуры баббита Б83, залитого центробежным способом
    • 3. 5. Особенности технологии и структуры баббита Б83, залитого центробежным способом с одновременным механическим перемешиванием кристаллизующегося расплава &bdquo-упругим" ребром
    • 3. 6. Сравнительный анализ формы интерметаллидов в зависимости от способа заливки баббита марки Б

Закономерности формирования структуры и свойств оловянных баббитов в зависимости от способов литья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целью проведённого исследования явилось создание способа литья и специального оборудования, обеспечивающие в оловянных баббитах формирование структуры с интерметаллидными включениями округлой (глобулярной) формы повышенной дисперсности с высоким комплексом механических, технологических и служебных свойств.

Одним из лучших баббитов, применяемых при изготовлении подшипников скольжения методами литья, наплавки и металлизации в отечественном машиностроении, является баббит марки Б83. Этот сплав кроме малого коэффициента трения обладает такими ценными свойствами, как лёгкая прирабатываемость, хорошая теплопроводность, высокая ударная вязкость, совместимость с маслом (нефтяным и синтетическим). Но этот сплав имеет как минимум два недостатка: склонность к ликвациям при литье и низкая пластичность, что снижает ресурс работы соответствующих изделий.

Низкая пластичность оловянных баббитов не позволяет изготавливать из них подшипники скольжения высокотехнологичными методами (штамповка, прокатка), которые на сегодняшний день применяются, например, для более пластичных, но менее качественных свинцовых баббитов. Преждевременный выход из строя узлов трения по вышеуказанным причинам, например, на железнодорожном транспорте, в энергетическом оборудовании и др., особенно ущербен.

В связи с этим, улучшение свойств оловянных баббитов сегодня — весьма актуальная задача, при этом, просто строгое соблюдение известных технологий литья — не достаточно, так как это не меняет качественно уровень механических, служебных и технологических свойств.

Не смотря на то, что баббиты известны более 100 лет, вышеотмеченные недостатки, по существу, являются примером консервативности данной области материаловедения и литейных технологий. За последние десятилетия в направлении их совершенствования, по существу, ничего принципиально нового не сделано. Вопросам совершенствования структуры баббита Б83 на базе новых технологических решений и посвящена настоящая работа.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать и предложить новые требования к морфологии, дисперсности и однородности распределения интерметаллидов, обеспечивающие повышенный уровень механических, технологических и служебных свойств исследуемого баббита;

2. Разработать технологический регламент получения баббитового слоя с повышенными механическими и служебными свойствами, а также сконструировать машину и оснастку, позволяющие реализовывать эту технологию в производстве.

3. На базе исследований способов подготовки поверхностей корпусов подшипников перед заливкой их баббитом разработать технологию, обеспечивающую повышенную адгезионную прочность в соединениях корпус (чугун, сталь) — отливка (баббит).

Научная новизна выполненного исследования заключается в следующем.

Предложен новый эффективный способ механического воздействия на кристаллизующийся расплав баббита непосредственно в литейной форме, что качественно меняет условия кристаллизации и, соответственно, морфологию выделяющихся интерметаллидов, а это, в свою очередь, существенно улучшает механические свойства баббита марки Б83, в частности его деформируемость в холодном состоянии.

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.

6. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Исследованы различные способы заливки подшипников скольжения баббитом (гравитационный, сифонный, центробежный, а также сифонный и центробежный с перемешиванием расплава в процессе кристаллизации специальными устройствами) и показано, что наиболее эффективным с точки зрения получения интерметаллидов требуемой формы являются комбинированные способы — это сифонный способ заливки с последующим перемешиванием расплава в процессе кристаллизации вращающимся оребрённым стержнем и центробежный способ с перемешиванием расплава упругим ребром.

2. Комбинированные способы заливки (с перемешиванием кристаллизующегося расплава) обеспечили получение в оловянных баббитах особую морфологию интерметаллидов SnSb. Вместо остроугольной формы этих интерметаллидов, формирующихся в отливках, залитых гравитационным, сифонным и центробежным способами, получена глобулярная форма, что предпочтительнее с точки зрения механических, технологических и служебных свойств этого баббита.

Интерметаллиды SnSb в баббите Б83, при заливке с перемешиванием кристаллизующегося расплава, имеют размеры в 2,5.4 раза меньше и в 2 раза более округлую форму, чем такие же интерметаллиды в баббите, залитом гравитационным, сифонным и центробежным способами.

3. Достигнута высокая пластичность баббита марки Б83, залитого с механическим перемешиванием расплава, обусловленная формированием интерметаллидов SnSb глобулярной формы, которые не разрушаются при холодной деформации до 47% сжатием или прокаткой, в то время как после всех традиционных способов заливки баббита уже после 4% пластической деформации имеет место зарождение трещин в этих кристаллах и последующее разрушение баббита.

Это свойство позволяет использовать оловянные баббиты не только как литейные, но и как деформируемые сплавы, с соответствующим расширением области их применения.

4. Сконструирована, изготовлена и апробирована специальная широкопрофильная литейная машина и оснастка для неё, позволяющие осуществлять разные варианты заливки баббита в корпус: гравитационный, сифонный, центробежный и способы литья с механическим перемешиванием кристаллизующегося баббита. Наружный диаметр корпуса заливаемого подшипника — до4 215 мм, высота корпуса — до 200 мм, частота вращения заливаемого корпуса или оребрённого стержня плавно варьируется в диапазоне от 0 до 3500 об/мин. Разработанное оборудование позволяет реализовывать большинство из известных способов заливки для подшипников скольжения.

5. Установлено, что коэффициент трения баббита Б83, полученного сифонным способом и способом с механическим перемешиванием расплава, а также температура в зоне трения практически не отличаются, в то время как баббит, полученный центробежным способом заливки, имеет на 50% выше коэффициент трения и на 15.20% выше температуру в зоне трения.

6. Разработаны эффективные способы подготовки внутренних поверхностей корпусов подшипников перед их заливкой баббитом, обеспечивающие высокую адгезионную прочность соединения сталь (чугун) — баббит. Так, по сравнению с широко распространённым способом подготовки поверхностей корпусов перед заливкой баббитом (точение с последующим лужением), для стальных поверхностей предложена дробеструйная обработка с последующим лужением, что повышает адгезионную прочность соединения сталь — баббит на 20%, а для чугунных поверхностей рекомендуется дробеструйная обработка, плазменное напыление бронзой марки БрОЮ и последующее лужение, что повышает адгезионную прочность соединения чугун — баббит на 50%. Это позволяет шире использовать чугун в качестве корпусного материала при изготовлении подшипников скольжения.

7. Производственные испытания разных типоразмеров подшипников скольжения, изготовленных способом литья с механическим перемешиванием расплава баббита по заказам ООО &bdquo-Подшипниковый завод № 6″ (г. Екатеринбург), показали увеличение срока службы не менее чем на 70% в сравнении с подшипниками, использованными ранее и заливаемыми методом гравитационной заливки.

5.5.

Заключение

.

В настоящем разделе были исследованы разные способы подготовки стальных и чугунных поверхностей перед заливкой баббитам.

Внутренняя поверхность стального корпуса (вкладыша) подшипника перед заливкой должна пройти следующие этапы подготовки: а) дробеструйная обработка (стальная колотая дробь, имеющая твердость 54.59 HRC, размер фракции ~1,5 мм.), б) химическая подготовка поверхности перед лужением, в) нагрев корпуса до температуры 240.250°С, г) лужение корпуса методом окунания (температура олова 250°С) либо натиранием.

Внутреннюю поверхность чугунного корпуса подшипника перед заливкой целесообразно подготовить следующим образом: а) дробеструйная обработка поверхности, б) плазменной напыление внутренней поверхности порошком Пр-Бр

0ЮФ1, в) химическая подготовка поверхности к лужению, г) лужение окунанием либо натиранием.

Это позволило получить адгезионную прочность соединения сталь (чугун) — баббит Тддг^ЗО МПа.

Испытания на деформируемость баббита Б83, изготовленного по новой технологии при сжатии и прокатке показали, что этот баббит обладает высокой деформируемостью даже в холодном состоянии, в сравнении с типовым (холодная деформация без разрушения до 47%), что позволяет кардинально изменить и рационализировать изготовление подшипников скольжения.

Из баббитов с шаровидной формой интерметаллидов можно изготавливать особокачественные подшипники скольжения не только методами литья, но и методами запрессовки соответствующих втулок, холодной и диффузионной сваркой, раскаткой баббитовой втулки в корпусе подшипника и др.

Коэффициент трения баббита Б83 с глобулярной формой интерметаллидов в сравнении с обычным литым баббитом, полученным, например, центробежным способом заливки в 1,5 раза ниже. Температура в зоне трения баббита с глобулярными включениями SnSb ниже на 15.20%, по сравнению с баббитом, имеющим включения остроугольной формы. В то же время коэффициент трения такого баббита не отличается, по — существу от баббита, залитого гравитационным или сифонным способами.

Используя полученные знания в области адгезионного взаимодействия стали и чугуна с баббитом Б83 и представлениях о новых служебных свойствах этого баббита, залитого с механическим перемешиванием расплава, можно изготавливать подшипники скольжения повышенного качества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Антифрикционные сплавы. М.: Металлургиздат, 1956 — 321с-
  2. В.К. Антифрикционные материалы и подшипники скольжения М,: Машгиз. 1954. 383 с-
  3. .Н., Бростем В. А., Буше Н. А. и др. Конструкционные материалы: Справочник. М.: Машиностроение, 1990. — 688 с-
  4. И.Я., Вержбицкий Н. Ф. Зоммер Э.Ф. Опоры скольжения М.: МАШГИЗ, 1958−196 с-
  5. П.Г. Справочное руководство металлургического завода Свердловск.: Металлургиздат 1962. — 734 с-
  6. Д.И., Петриченко В. К. Изготовление, обработка и применение безоловянистых и малооловянистых антифрикционных сплавов. — М.: Металлургиздат, 1952- 144-
  7. Ю.А., Рахштадт А. Г. Материаловедение. М.: Металлургия, 1975. 448-
  8. .Т., Пекелис Г. Д. Ремонт промышленного оборудования. М.: Машиностроение. 1977. 234 с-
  9. М.М. Современные теории антифрикционности подшипниковых сплавов, в кн.: Трение и износ в машинах, сб. 6, М.-Л., 1950-
  10. ГОСТ 1320 74. Баббиты оловянные и свинцовые. Технические условия. Издательство стандартов. 1985. 9 с-
  11. ГОСТ 1209 90. Баббиты кальциевые. Технические условия. Издательство стандартов. 1996. 9 с-
  12. A.M. Промышленные сплавы цветных металлов. Фазовый состав и структурные составляющие. 1980-
  13. Н.И. Диаграммы состояния систем в металлургии тяжёлых и цветных металлов. М.: Машиностроение. 1993. 376 с-
  14. М.Х., Докунина Н. В. Зависимость макро- и микротвёрдости от состава для металлических систем, входящих в состав баббитов. Труды совещания по микротвёрдости, изд. АН СССР, 1951-
  15. М.Х., Ильин А. Антифрикционные материалы в машиностроении -Гостехиздат Украины. 1947 164 с-
  16. Ю.М. Металловедение и термическая обработка металлов. М.: Металлургия. 1976.407 с-
  17. К. Дж. Металлы: Справ, изд./ Пер. с англ. М.: Металлургия. 1980. 447 с-
  18. А.П., Смрягина Н. А., Белова А. Л. Промышленные металлы и сплавы. М.: Металлургия. 1979. 336 с-
  19. М., Клемм X. Справочник по металлографическому травлению / Пер. с нем. М.: Металлургия. 1979. 336 с-
  20. Е.В., Скаков Ю. А., Кример Б. И., Арсентьев П. П., Попов К. В., ЦвилингМ.Я. Лаборатория металлографии. М.: Металлургия 1979, 439 с-
  21. М.Е. Влияние структуры на свойства высокооловянистого баббита / Трение и износ в машинах. Сб. научн. тр. М. Л. АН СССР. 1950. Вып. 5. С 83 — 93-
  22. Н.П., Садыков Ф. А., Даниленко В. Н., Асланян И. Р. К вопросу о структуре баббита Б83 // Материаловедение. 2001. № 8. С. 24 27-
  23. Ф.П. Расчёт и конструирование подшипников скольжения.-Киев, Техшка, 1974 100 с-
  24. В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т., Т. 2. 7 -изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1992. — 559 е.: ил-
  25. Metals Handbook 10th Ed., Vol. 8: Metallography, Structures, and Phase Diagrams, publ. by Amer. Soc. for Metals, Metals Park, Ohio, 1973-
  26. B.M., Сафронов А. И., Найдич Ю. В. Факторы, влияющие на механическую прочность паянных соединений металла с графитом. Адгезия расплавов и пайка материалов, 1977, вып 2, С. 81−86-
  27. Е.Ф., Аникин J1.T., Батов В. М., Костиков В. И., Кравецкий Г. А., Милехин В. Ф., Шилова В. В. Исследование растекания припоев системы олово-висмут-медь на поверхности стали и графита. Адгезия расплавов и пайка материалов, 1977, вып 2, С. 86 90-
  28. Ю.В., Журавлёв B.C. О методике определения степени смачивания твёрдых тел металлическими расплавами. Адгезия расплавов. &bdquo-Наукова думка" Киев 1974, 224 с-
  29. С.И., Захарова Т. В., Павлов С. И. Растекание свинцово-оловянистых расплавов и цинка по поверхности железа. Адгезия расплавов. &bdquo-Наукова думка" Киев, 1974, 224 с-
  30. Ю.С. Справочник механика машиностроительного завода Технология ремонта. Том 2, Изд.2. М.: Машиностроение, 1958. — 563 е.: ил-
  31. А.Г. Восстановление подшипников скольжения с антифрикционным слоем из баббита // Технология металлов № 2. 2000. С. 16−22-
  32. А.Г. Состав и структура переходной зоны в биметаллических подшипниках скольжения // МиТОМ. 1987. № 3. С. 32 35-
  33. С.И., Захарова Т. В., Масленников Ю. И. Особенности формирования интерметаллидов при контакте жидкого олова с железом. // Адгезия расплавов и пайка материалов, 1977, вып. 2, С. 21 23-
  34. М.Х., Бомбардиров П. П. Подшипники подвижного состава железных дорог.- М.: Трансжелдориздат, 1952. 188 с-
  35. С.А. Подшипники скольжения. М.: МАШГИЗ, 1963 — 244 с-
  36. М.М. Современные теории антифрикционности подшипниковых сплавов, в кн.: Трение и износ в машинах, сб. 6, M.-JL, 1950-
  37. В.В., Вахтель А. В., Гольдберг А. Г., Виноградов Е. Д. Двигатели внутреннего сгорания. Производство тонкостенных вкладышей подшипников больших размеров. М.: НИИИНФОРМТЯЖМАШ. 1965. -44 с-
  38. Л.Г. Информационный листок. Ремонт баббитовых подшипников. М.: Институт усовершенствования знаний специалистов сельского и лесного хозяйства им. Академика В. Р. Вильямса. 1957 — 4 с-
  39. В.Н., Дриц М. Х., Песков Д. А. Заливка подшипников кальциевым баббитом. М.: Трансжелдориздат, 1936 — 96 с-
  40. В.П. Новые способы изготовления и реставрации подшипников. -М: Морской транспорт, 1955 100 с-
  41. В.М., Колтунов С .Я., Лихницкий Г. В. Практическое руководство по водородной наплавке баббита. М.: МАШГИЗ, 1959 — 96 с-
  42. М.В., Кузьменко А. Г., Савоничев П. Н. Экспериментальные исследования зарождения системы трещин в баббитовых слоях, нанесённых на стальную основу / &bdquo-Заводская лаборатория. Диагностика материалов". 1998, № 1, том 64, С. 38−43-
  43. М.В., Яковлев А. В. К исследованию усталостной долговечности баббитового слоя тяжело нагруженных подшипников скольжения. / &bdquo-Заводская лаборатория" 1997 № 11, том 63, С. 39 47-
  44. Д.А. Производство биметаллических втулок. Маяк.: Одесса, 1964. -48 с-
  45. Н.А., Горшенёв В. Е., Золотарёв Б. Д., Жариков А. В., Жуликов И.Г. RU 95 103 982 А1. Способ восстановления вкладышей коленчатого вала двигателя. Локомотивное депо Поворино Юго-Восточной железной дороги, 10.12.96-
  46. Н.А., Горшенёв В. Е., Золотарёв Б. Д., Жариков А. В., Жуликов И.Г. RU 2 082 580 С1. Способ восстановления вкладышей коленчатого вала двигателя. Локомотивное депо Поворино Юго-Восточной железной дороги, 27.06.97-
  47. Г. М., Цветков В. В., Пальчиков А. И., Маренцев В. А. и др. RU 2 160 652 С2. Способ нанесения баббита на подшипник. НПП &bdquo-Технология", 20.12.2000-
  48. М.Ф. Металлы в турбостроении М.: МАШГИЗ, 1954 — 320 с-
  49. М.М., Поляков Я. Г. Изготовление биметаллических втулок с нагревом токами высокой частоты (Опыт Челябинского Кировского завода). Выпуск 54. ОРГТРАНСМАШ Москва, 1953, 8 с-
  50. Ю.И., Андибнер А. Д. Изготовление биметаллических втулок. -М.: МАШГИЗ, 1961−40 с-
  51. И.А. Восстановление подшипников способом наплавки баббита газовым пламенем/ Информационный листок. Центральный совет промысловой кооперации СССР. Москва 1953. — 13 с-
  52. И.А. Восстановление баббитовых подшипников. М.: Морской транспорт, 1952 — 68 с-
  53. А.П. Подшипники скольжения. (К организации новой отрасли машиностроительного производства). НИИМАШ, 1969 72 с-
  54. В.Г., Панкратов Д. Л., Волков Д. А. Технология получения биметаллов в процессе кристаллизации плакирующего слоя // Проблемы выживания и экологические механизмы хозяйствования в регионе Прикамья: Материалы симпозиума. Наб. Челны, 2002. С.59−60-
  55. А.А., Буянов И.М. RU 2 154 755 С2. Способ изготовления вкладышей подшипников скольжения. 20.08.2000-
  56. А.П. Ионная технология изготовления подшипников скольжения. М.: Машиностроитель, 1997, № 9, С 16-
  57. А.Г., Лукьянченков В.В. RU 2 167 738 С2. Способ заливки вкладышей подшипников скольжения баббитом. Калининградский государственный технический университет, 27.05.2001-
  58. Г. И., Кудашов О. Г., Малов В. И., Марчуков В. В., Михелин А.И. RU 95 100 437 А1. Способ получения биметаллических деталей. Воронежский механический завод. 10.11.1996-
  59. В.А., Столпнер М. Е., Хмелевская В.Б. RU 2 057 973 С1. Способ восстановления вкладышей подшипников скольжения. Российский концерн &bdquo-Норильский никель", Институт &bdquo-Гипроникель", 10.04.96-
  60. В.А., Эльдарханов А. С. Физические методы воздействия на процессы затвердевания сплавов. М.: Металлургия, 1995. 272 с-
  61. Ю.А. Кристаллизация слитка в электромагнитном поле. М.: Металлургия, 1986. 168 с-
  62. Ю.А. Влияние внешних воздействий на основные параметры кристаллизации металлов. // Изв. РАН. Металлы. 2002. № 6. С. 43 -48-
  63. Ю.А., Гладков М. И. Влияние внешних воздействий на основные параметры кристаллизации металлов. // Изв. Вуз. Чёрная металлургия. 2002. № 11. С. 52−56-
  64. М.И., Балакин Ю. А., Гончаревич И. Ф. Термодинамический анализ условий зарождения и роста кристаллов при виброобработке металла. // Изв. Вуз. Чёрная металлургия. 1989. № 9. С. 27 29-
  65. М.И., Балакин Ю. А., Никифоровский В. А. Математическое моделирование процесса диспергирования структуры кристаллизующихся металлов. // Литейное производство. 1990. № 10.С. 9-
  66. А.В., Елансков Д. И., Никулин В.В. RU 96 104 401, А1. Устройство для получения полых слитков. Волгоградский государственный университет, 20.04.97-
  67. А.В., Елансков Д. И., Никулин В.В. RU 2 108 196 С1. Устройство для получения полых слитков. Волгоградский государственный университет, 10.04.98-
  68. Н.В., Миляев А.Ф. RU 2 007 266 С1. Способ перемешивания расплава металла. Магнитогорский горно-металлургический институт им. Г. И. Носова, 15.02.94-
  69. В.Н., Христинич P.M., Бояков С. А., Рыбаков С.А. RU 2 113 672 С1. Способ электромагнитного перемешивания электропроводных расплавов. Красноярский государственный технический университет, 20.06.1998-
  70. Н.П., Асланян И. Р. Математическое моделирование режимов поверхностного пластического деформирования для повышения износостойкости подшипников скольжения // Трение и износ. 2001. Т.22, № 5. С.496−500-
  71. Ф.А., Барыкин Н. П., Валеев И. Ш. Влияние температуры и скорости деформации на механические свойства баббита Б83 с различной структурой // Проблемы прочности. 2002, № 2, с.121−126-
  72. Ф.А., Барыкин Н. П., Валеев И. Ш. Влияние структурного состояния на механические свойства баббита Б83 // Физика и химия обработки материалов, 2001, № 2. С. 86−90-
  73. Н.П., Шустер Л. Ш., Асланян И. Р. и др. Выбор режимов поверхностной пластической деформации вкладышей подшипников скольжения паровых турбин // Кузнечно-штамповочное производство, 1999, № 4, 16−19-
  74. Н.П., Асланян И. Р., Садыков Ф. А. Поверхностная пластическая обработка вкладыша подшипника скольжения // Трение и износ. 2000, Т.21, № 6, с. 634−639-
  75. М.А., Шевчук В. К., Браженко Е. Б. Получение мелкой структуры баббита при лазерном облучении. // Сборник. Вологдинские чтения. Вологдинские чтения. Владивосток, 2000-
  76. М.А., Шевчук В. К. Влияние лазерной обработки на структуру и свойства баббита Б83. // Сборник. Вологдинские чтения. Владивосток, 2001-
  77. М.А., Шевчук В. К., Браженко Е. Б. Упрочнение баббита Б83 непрерывным СОг лазерным облучением. // Сборник. Вологдинские чтения. Владивосток, 2001-
  78. М. Х. Песков Д.А. Заливка подшипников баббитом. М.: Трансжелдориздат, 1939 — 84 с-
  79. А.Д. Адгезия плёнок и покрытий. М.: Химия, 1977 — 256 с-
  80. А.С., Турусов Р. А. Свойства и расчёт адгезионных соединений. — М.: Химия, 1990.-256 с-
  81. .В., Кротова Н. А., Смилга В. П. Адгезия твёрдых тел. — М.: Наука, 1973 -280 с-
  82. В.М., Смирнов Ю. В., Петров В. Я. Определение адгезионной прочности газотермических покрытий. // Порошковая металлургия. 1982. № 7. С. 87−91-
  83. А. Техника напыления. (Пер. с японского). М.: Машиностроение, 1975−288 с-
  84. Н.П., Валеева А. Х. Повышение ресурса многослойных подшипников скольжения // Трение и износ. Т. 22, № 4, 2001. С. 464−467-
  85. Е.Н. Энциклопедия неорганических материалов. Киев, 2 тома, том 1,1977-
  86. Большая советская энциклопедия, 3 изд., 30 тт., М., изд. БРЭ- Интернет-версия (http://www.rubricon.ru/bse), 2000-
  87. А.Ф. Подготовка поверхности под напыление. Часть II (продолжение)* // Технология металлов. 2000. № 1. С. 28 36-
  88. А.Ф. Подготовка поверхности под напыление. Часть III. Абразивная обработка // Технология металлов. 2000. № 3. С. 23 30-
  89. С.А. Стереометрическая металлография. М.: Металлургия, 1970. 3-е изд., 376 с-
  90. B.C. Механические испытания и свойства металлов. М.: Металлургия, 1974 304 с-
  91. И.М., Пугина Л. И. Композиционные спеченные антифрикционные материалы. Киев. 1980-
  92. .А., Глущенко А. Н., Илюшин В.В. Патент РФ на полезную модель № 38 649, &bdquo-Устройство для заливки подшипников скольжения" БИ № 19,2004-
  93. А.П. Металловедение. Учебник для ВУЗов. 6е изд., перераб. и доп. М.: Металлургия, 1986, 544 с-
  94. .А., Глущенко А. Н., Илюшин В. В. Структурная зависимость свойств баббита марки Б83. // Технология металлов. 2006. № 1. С. 28 36-
  95. А.Е., Никифоров В. А. О качестве бронзовых вкладышей подшипников скольжения моторно-осевых подшипников тепловозов. // Вестник ВНИИЖТ, 2003 № 1-
  96. . А., Глущенко А. Н., Кочугов С. П. Влияние способов подготовки поверхности на адгезионную прочность соединения сталь (чугун) — баббит // Ремонт, восстановление и модернизация. 2005. № 7. С. 13 16. Р
Заполнить форму текущей работой