Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегии интеграции и адаптация иммигрантов из стран Северной Африки в современном французском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На уровне идеологии французский гражданский национализм, закрепленный в Конституции и других нормативных документах, обладает мощным интеграционным потенциалом. Предполагаемая универсальность декларируемых идей свободы и равенства граждан, непосредственное участие каждого отдельного гражданина в жизни общества посредством развитых демократических институтов, принадлежность к нации, обусловленная… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНАЯ ЧАСТ
  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ
  • 1. Л Выбор терминов: интеграция или ассимиляция?
    • 1. 2. Работы социологов Чикагской школы. &bdquo-Классическая" теория ассимиляции
    • 1. 3. Критика &bdquo-классической," теории ассимиляции
    • 1. 4. Специфика &bdquo-французской модели" интеграции иммигрантов
  • 2. НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ МАГРИБСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ
    • 2. 1. Социально-демографические характеристики исследуемой группы
    • 2. 2. Социально-экономическая интеграция
    • 2. 3. Культурная интеграция
    • 2. 4. Реисламизация населения магрибского происхождения
    • 2. 5. Интеграция населения магрибского происхождения в политическую сферу общественной жизни
  • 3. ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИНИМАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА
    • 3. 1. Негативный образ арабо-мусульманского населения: основные составляющие
    • 3. 2. Дискриминация населения магрибского происхождения
    • 3. 3. Факторы, способствующие интеграции

Стратегии интеграции и адаптация иммигрантов из стран Северной Африки в современном французском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. За последние два десятилетия интеграция полиэтнического и поликонфессионального общества, принимающего значительные потоки иммигрантов, стала привлекать все большее внимание российских специалистов. Страны Запада с давним опытом демократических институтов и гражданского общества первыми столкнулись с необходимостью выработки мер по регулированию интеграционных процессов. Опыт интеграции выходцев из стран Третьего мира в Европе и Северной Америке насчитывает не одно десятилетие. И сегодня западная социология предлагает различные объяснения социальной реальности, на которых основывается оценка эффективности той или иной политики интеграции, а также выводы о необходимости конкретных изменений в политической практике. Более глубокое знакомство российских специалистов с социальными реалиями в странах Запада и их концептуализацией в научной литературе представляет собой ресурс для осмысления российской ситуации, а также позволяет более осторожно подойти к использованию иностранного опыта в качестве обоснования прогнозов и конкретных политических мер в России.

В последние несколько лет на русском языке вышло немало публикаций, посвященных рассмотрению существующих социальных и политических практик в полиэтнических странах и их сопоставлению с ситуацией в России. При этом интерес исследователей был направлен прежде всего на так называемые «иммигрантские» страны — США, Канаду, Австралию. Подобный выбор во многом справедлив. Именно в этих странах начались и в дальнейшем получили свое развитие дебаты вокруг политики регулирования культурного разнообразия. В то же время европейский опыт, представляющий не меньший интерес, известен не столь широко.

Среди государств Европы особое место занимает Франция — страна с исторически сложившимся этническим разнообразием, которое за последние полвека увеличилось благодаря значительному числу иммигрантов не-европейского происхождения. Французская республика, изначально осуществляющая политику построения нации по модели гражданского общества (политический [1] или гражданский [2] национализм), в последнее время стала объектом пристального внимания в России в связи с попытками концептуализации российского нациестроительства и особенно после событий в пригородах французской столицы осенью 2005 г. Произошедшие беспорядки стали серьезным поводом как для переоценки отношения в обществе к «проблемным» городским районам, так и для трансформации политики интеграции все более этнически разнообразного населения страны.

Интерес к ситуации во Франции не в последнюю очередь связан с тем, что в этой, традиционно католической, стране проживают самые крупные по своей численности в Западной Европе конфессиональные меньшинства — буддисты и мусульмане, причем, именно последние привлекают к себе наибольшее внимание и становятся объектом алармистских заявлений о «войне религий» и «разрушении европейской цивилизации» [3]. Идея «Еврабии» [4], прозвучавшая в 2005 г., получила широкий резонанс в прессе и политических кругах. В России подобные настроения нашли свое отражение в намеках на «доморощенных марокканцев «[5] в лице трудовых мигрантов из Средней Азии и на возможность повторения «французского сценария» в российских городах. Распространение идей о «мусульманской угрозе «ведет к необходимости исследования реального положения выходцев из стран Северной Африки во Франции.

Во Франции прежние волны иммиграции преимущественно из европейских и католических стран (до 1960;х гг.) нередко противопоставляются новым иммигрантам из бывших африканских колоний, где преобладает мусульманское население. Французские политики и общественные деятели регулярно заявляют о меньшем интеграционном потенциале молодежи североафриканского происхождения в сравнении с выходцами из Испании или Португалии. Подобные сравнения в пользу предыдущих волн иммиграции характерны и для других стран, столкнувшихся со значительными новыми потоками иммигрантов. Однако если в США противопоставление выстраивается в первую очередь на предположении о более низкой квалификации новых иммигрантов, то во Франции акцент делается на их меньшую культурную готовность к ассимиляции.

Начиная с 1980;х гг. республиканская модель интеграции монополизировала право на политический, общественный и научный дискурс вокруг проблематики иммигрантов [6]. Следствием этого является незначительное число работ, посвященных данной проблематике, а также заметное отставание в области эмпирических и теоретических исследований не только от США, где литература подобного рода начиная с работ социологов Чикагской школы получила наибольшее развитие, но и от других европейских стран, характеризующихся менее продолжительной историей иммиграции. Сложности изучения интеграции населения иммигрантского происхождения во Франции также связаны с практически полным отсутствием «этнической статистики» — статистической информации, отражающей этническую и конфессиональную принадлежность ' жителей страны.

Если социальные реалии французского населения магрибского происхождения и в целом мусульман уже освещались в работах российских социологов, этнологов и историков, то анализ интеграции рассматриваемой группы во французскую нацию в контексте политической модели, формально не признающей этнокультурную специфику в публичном пространстве, проводился лишь в связи с ее отдельными аспектами. Комплексный анализ интеграционного процесса в различных сферах социальной жизни с учетом роли индивидуальных и коллективных акторов, интеграционного потенциала принимающей среды, нарастающей роли транснациональных сообществ и динамики политических практик в отечественной литературе до сих пор проведен не был. Все это обусловливает актуальность данного исследования и его практическую значимость.

Научная разработанность проблемы. Возникновение концепций социальной интеграции связано с общественными изменениями на рубеже XIX—XX вв. — процессом модернизации общества. Переход от «традиционной», «механической» в определении Э. Дюркгейма, к «органической» социальной организации способствовал смене представлений о становлении единого национального общества. Традиции социологического осмысления интеграции и социальной сплоченности, заложенные классиками социологии, были продолжены исследователями Чикагской школы, в работах которых прослеживается значительное влияние идей о «чужаке» Г. Зиммеля, представлений Ф. Тенниса о Gemeinschaft и Gesellschaft, а также трудов Э. Дюркгейма, посвященных социальной интеграции.

Основные положения теории ассимиляции, предложенной чикагскими социологами, оставались господствующими в литературе, посвященной интеграции иммигрантов на протяжении большей части XX в. Вклад Чикагской школы в понимание процесса интеграции также заключается в разработке таких основополагающих для дальнейших исследований концепций как дезорганизация и реорганизация (У.Томас, Ф. Знанецкий [7]), цикл ассимиляции (Р.Парк, Э. Бер-джесс [8]), сегрегация городского пространства (Э.Берджесс, Л. Вирт [9], Ф. Фрейзер [10]), социальная дистанция (Э.Богардус [11]), маргинализация (Э.Стоунквист [12]) и др.

Операциональное определение концептов «классической» теории ассимиляции дал М. Гордон [13], выделивший различные аспекты этого процесса. Тем не менее предложенная им модель, ставшая основой для множества эмпирических исследований, была подвергнута критике со стороны специалистов, рассматривающих этнокультурное разнообразие как неотъемлемую характеристику принимающего общества (Н.Глейзер, П. Мойнихан [14] и др.), а также со стороны социологов, разделяющих неомарксистскую точку зрения и подчеркивающих роль классового неравенства в процессе интеграции (Р.Блаунер [15], Э. Бо-насич [16] и др.). Кроме того существовавшая парадигма ассимиляции не учитывала транснационального характера иммиграции, на которое прежде всего обратили внимание исследователи диаспор (П.Джилрой [17], У. Сафран [18], Х. Тололян [19] и др.).

Попытка пересмотреть «классическую» теорию с учетом критики и наработок экономической социологии была сделана исследовательским коллективом под руководством А. Портеса, предложившего теорию сегментной ассимиляции [20]. Важную роль в осмыслении интеграции населения иммигрантского происхождения авторы данной теории отводят социальному капиталу, концепция которого была введена в социологическую литературу П. Бурдье [21] и разработана Дж. Коулмэном [22]. Отдельного упоминания заслуживает недавняя работа американских социологов Р. Алба и В. Нн [23], демонстрирующих адекватность теории ассимиляции для понимания реалий «новых» волн иммиграции и предлагающих ее современное прочтение. Во франкоязычной литературе схожая точка зрения на процессы интеграции иммигрантов прослеживается в работах таких авторов как Ф. Дюбе [24], Р. Касторьяно [25], К. Ле Ю [26], Д. Ле-путр [27], А. Мансо [28], М. Сафи [29], М. Трибала [30].

Непосредственно с темой диссертационного исследования связаны работы многих французских специалистов, занимающихся проблематикой населения магрибского происхождения во Франции, которые могут быть объединены в несколько основных направлений. В частности, социально-демографические и социально-экономические аспекты интеграции иммигрантского населения исследуют П. Вейль [31], Ф. Дюбе, Д. Лапейронни [32], Ж.-Л.Ришар [33], М. Трибала [30], Ф. Эран [34] и др. Политические предпочтения и электоральное поведение — С. Бруар, В. Тибери [35] и др. Ценности и верования, определяющие повседневность иммигрантов и их потомков, анализируются в исследованиях Э. Фланкара [36]. Проблематику дискриминации и расизма в отношении жителей Франции магрибского происхождения анализируют В. Жейссер [37], Р. Ка-стель [38] и др. Отдельное направление связано с изучением населения магрибского происхождения через призму ислама, данной тематике посвящены работы таких авторов как Л. Азаб [39], А. Буайе [40], Ж. Ваис и Дж. Лоуренс [41], К. Витоль де Вандэн [42], Н. Какпо [43], Ж. Кепель [44], Р. Лево [45], Х. Мозен-Финан [46], О. Руа [47], Ж. Сезари [48], Ф. Хосрохавар [49] и др.

Публикации российских специалистов, исследующих проблематику интеграции в условиях Франции, стали появляться с середины 1990;х гг. Особого внимания среди них заслуживают работы Е. И. Филипповой [50], анализирующей положение французов североафриканского происхождения в контексте французской иммиграционной и культурной политики, а также И. В. Понкина [51], рассматривающего взаимодействие государства и ислама в условиях верховенства принципа светскости. Истории становления мусульманского сообщества во Франции посвящены работы М. К. Любарт [52], А. В. Кудрявцева [53]. Роль иммиграции в изменении французского подхода к культурному разнообразию рассматривает А. И. Куропятник [54]. В проведенном Е.Б.Деминце-вой [55] комплексном исследовании предпринята попытка охватить разные стороны жизни, а также проблемы, с которыми сталкиваются жители Франции североафриканского происхождения.

В рамках данной работы важную роль для выявления страновой специфики теоретического и практического подхода к интеграции иммигрантов и регулированию культурного разнообразия сыграли исследования таких авторов как П. Вейль [31], Г. С. Витковская [56], Д. Горовиц [57], Ж. А. Зайончковская [58], К. Инглис [59], Р. Касторьяно [60], В. И. Мукомель [61], Ж. Нуарьель [62], Э. А. Паин [63], А. Сайад [64], А. Фэйвелл [65], Д. Шнаппер [6] и др.

Для понимания межгрупповых взаимодействий в условиях культурного разнообразия важное значение имели работы, посвященные исследованию этнического самосознания, процессов воспроизводства и производства этнической и надэтнической идентичности, Б. Андерсона [66], Ю. В. Арутюняна [67], Ф. Барта [68], З. Бокшаньского [69], Р. Брубэйкера [70], В. Воронкова [71], М. Вье-вьорка [72], А. А. Галкина [73], Э. Геллнера [74], М. К. Горшкова [75], А. Б. Гофмана [76], М. Н. Губогло [77], Л. Д. Гудкова [78], Л. М. Дробижевой [79], И. М. Кузнецова [80], Н. Р. Маликовой [81], С. В. Рыжовой [82], Э. Смита [83], Г. У.Солдато-вой [84], Н. Е. Тихоновой [85], В. Тишкова [86], Э. Хобсбаума [87], В. Д. Шапиро [88] и др. Отдельного упоминания заслуживает классификация этносоциальных процессов, разработанная Ю. В. Бромлеем [89].

Объектом исследования являются жители Франции магрибского происхождения, т. е. связанные своим происхождением с одной из стран МагрибаАлжиром, Марокко или Тунисом. Их этническая и конфессиональная принадлежность, страна исхода и опыт иммиграции при необходимости оговариваются в тексте дополнительно.

Предметом исследования является процесс интеграции иммигрантов и их потомков в демократическое общество с идеологией гражданской нации.

Под иммигрантами в данной диссертации понимаются лица, родившиеся за пределами Франции, изначально являющиеся гражданами другого государства, переехавшие и проживающие во Франции, вне зависимости от их легального статуса. Термины, обозначающие национальную принадлежность (например, «алжирец»), используются в соответствие с политическим определением нации, т. е. как указание на гражданство.

Хронологические рамки исследования — 1980;2000;е гг.

Целью данной диссертационной работы является анализ подходов к интеграции иммигрантов для выявления наиболее эффективных приемов включения иммигрантского населения в принимающее общество.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие задачи:

— проанализировать социологические подходы к изучению процесса интеграции иммигрантов в принимающее общества и сформулировать теоретические основы для исследования процесса интеграции населения магрибского происхождения во Франции;

— раскрыть специфику «французской модели» интеграции иммигрантов в принимающее общество;

— проанализировать демографические, социально-экономические и культурные характеристики населения Франции магрибского происхождения;

— рассмотреть ценностные ориентации принимающего общества и политику, проводимую правительством Франции, способствующие интеграции населения магрибского происхождения во французскую политическую нацию;

— выявить значимость индивидуального и коллективного действия в процессе интеграции, концептуализировать рассматриваемый в работе эмпирический материал, опираясь на существующие теории интеграции иммигрантов в принимающее общество;

— предложить концептуальную основу для осмысления интеграционных процессов в российских реалиях.

Теоретико-методологические основы исследования базируются на синтезированном, интегральном подходе. В понимании интеграционных процессов автор опирается на структурно-функциональный и деятельностно-акти-вистский подходы.

Эмпирическая часть исследования выполнена на основе анализа Конституции, официальных документов, характеризующих французскую национальную политику на уровне отдельных регионов и страны в целом, материалов аналитических отчетов, опубликованных французскими правительственными органами (Национальная консультативная комиссия по правам человека (CNCDH),.

Центр стратегического анализа при правительстве Франции (CAS), Совет по экономике, социальным вопросам и окружающей среде при правительстве Франции (CES), Национальный институт статистики и экономических исследований (INSEE) и др.), а также неправительственными аналитическими центрами (UNESCO, Institut Montaigne, CSA, Commission Islam et Ьшскё и др.).

Основными источниками для анализа социальных практик интеграции явились результаты работ французских исследователей:

— Проекта «Географическая мобильность и социальная инсертация» (Mobilite geographique et insertion sociale — MGIS), проведенного в 1992;1993 гг. под руководством М. Трибала [30], который включал опрос на основе трех выборок: иммигрантов в возрасте 20−59 лет из Алжира, Испании, Марокко, Португалии, Турции, стран Тропической Африки и Юго-Восточной Азии (случайная выборка, 8522 чел.) — детей иммигрантов из Алжира, Испании, Португалии в возрасте 20−30 лет, родившихся во Франции (случайная выборка, 1921 чел.) — и французов (репрезентативная выборка, 1822 чел.);

— Исследования, проведенного в 2005 г. под руководством С. Бруара и В. Тибери [35], включавшего опрос совершеннолетних французов иммигрантского происхождения, у которых по крайней мере один из родителей был гражданином одной из стран Африки или Турции (п=1003), и опрос совершеннолетних французов, родители которых родились во Франции (п=1006). «Иммигрантская «выборка изначально отличалась большей долей молодежи, чем в группе сравнения (так, в первой выборке лица в возрасте 18−31 год составляли 51%, во второй — 22%);

— Опросов, проведенных исследовательской компанией CSA совместно с Информационной службой правительства Франции для Национального консультативного комитета по правам человека (CNCDH) в 2005;2008 гг [90−93]. Выборка репрезентативная, составленная методом квот по стратифицированной и территориальной модели. Объем выборочной совокупности составил 1011 чел. в 2005 г., 1026 чел. — в 2006 г., 992 чел. — в 2007 г., 968 чел. — в 2008 г.;

— Опроса молодежи иммигрантского происхождения в возрасте 18−25 лет, родившихся или прибывших в возрасте до 6 лет в Германию, Францию, Великобританию, проведенного в рамках проекта Европейской комиссии «Эффективность стратегий национальной интеграции в отношении второго поколения мигрантов» (Effectiveness of National Integration Strategies Towards Second Generation Migrants — EFFNATIS) [94]. В 1999;2000 гг. были опрошены: в Великобритании 178 лиц, имеющих пакистанское происхождение, 130 — гуджарати и 418 лиц, родившихся в неиммигрантских семьяхв Германии — 287 лиц турецкого и 283 югославского происхождения, а также 215 выходцев из неиммигрантских семейво Франции — 218 лиц алжирского, 212 португальского и 286 неиммигрантского происхождения.

Особую группу эмпирических данных составили материалы экспертных опросов французских социологов и политологов, проведенных диссертантом в октябре-декабре 2007 г., дополнившие используемые для анализа результаты исследований комментариями и замечаниями их авторов, а также невключен-ные наблюдения автора диссертации в Париже, Сен-Дени и Вильжуифе осенью 2007 г. В работе также использовались материалы периодической печати и информационно-аналитических интернет-порталов.

Основные положения диссертационной работы, выносимые на защиту 1. На основе анализа теоретических подходов к изучению интеграции иммигрантов в принимающее общество интеграция может быть определена как многоаспектный и многоакторный процесс сближения между различными группами, формирующими социальную структуру общества, что предполагает постепенное ослабление этнических и, таким образом, социально-культурных отличий;

2. Культурная и социальная близость лиц магрибского происхождения к выходцам из того же этнического или конфессионального сообщества не препятствует их осознанию общности с остальными французами. С точки зрения языка общения и культурного потребления можно говорить об их аккультурации. На этом фоне у них сохраняется приверженность к религии и традиционная модель семьи, которые также находятся в процессе трансформации;

3. Успешная культурная интеграция не означает, однако, что иммигранты магрибского происхождения и их потомки наравне с другими французами участвуют в жизни принимающего общества, политических институтах и экономических практиках;

4. Расхождение между уровнем культурной, политической и социально-экономической интеграции неизбежно порождает фрустрации среди части иммигрантов и их потомков, которые особенно болезненно воспринимают условия своей жизни, будучи политически и культурно во многом французами. Разделяя западные ценности и, в частности, стремление к благополучию, успеху и профессиональному росту, молодежь магрибского происхождения в большей степени, чем их сверстники ощущает свой низкий социальный статус, что в ряде случаев является причиной агрессии по отношению к принимающему обществу;

5. Религия, предлагая четкие духовные и моральные ориентиры, становится для молодежи магрибского происхождения своего рода «убежищем» от трудностей, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. При этом они обращаются к некоему универсальному исламу, отдаляясь от «семейного ислама» их родителей, включающего элементы марокканской, алжирской или тунисской культурной традиции. Ислам, который они выбирают, является, таким образом, не столько «возвращением к корням «, сколько приобщением к новой «универсальной» идентичности, имеющей религиозную основу. Не воспринимаемые в качестве французов окружающими, но уже не считающие себя алжирцами, марокканцами или тунисцами, дети и внуки иммигрантов из Магриба сталкиваются с неизбежным противоречием в процессе самоидентификации. Принадлежность к универсальному, в значительной степени «воображаемому «, исламскому сообществу позволяет выстроить положительный образ себя и пересмотреть свою инакость в позитивном смысле. В свою очередь это становится основанием для конструирования особой идентичности «французского мусульманина», предполагающей интеграцию во французское общество и обосновывающей сохранение этнорелигиозной и, в ряде случаев, социальной специфики;

6. Дискриминационные практики, расизм и исламофобия, распространенные во французском обществе, усугубляют положение населения магрибского происхождения и препятствуют его интеграции. В результате совмещения этнокультурных, расовых и социальных стереотипов в массовом сознании формируется образ «парня из пригорода» как отражение страхов, с одной стороны, перед «нашествием исламского фундаментализма на западную цивилизацию «, а с другой — перед «опасными и неконтролируемыми пригородами»;

7. Интеграции населения магрибского происхождения способствует как личная заинтересованность иммигрантов и их потомков, так и французская политика по отношению к меньшинствам. За последние три десятилетия она претерпела значительные изменения — от «ортодоксального республиканского» подхода, не замечающего культурных различий в рамках французского общества, к стратегии, учитывающей реалии и проблемы, связанные с социальным и культурным разнообразием;

8. Можно выделить три направления, которые в дальнейшем, по всей видимости, могут способствовать решению проблемы интеграции населения иммигрантского происхождения во французское общество: признание в том или ином виде расового и этнокультурного разнообразия как основы для борьбы против расовой и этнической дискриминациипредотвращение «негативной дискриминации" — рассмотрение транснационального измерения проблемы и политических перспектив в рамках единой Европы, в частности, признание и поддержка культурной свободы на общеевропейском уровне.

Научная новизна исследования:

— обобщен опыт социологического изучения интеграционных процессов в отношении иммигрантов магрибского происхождения и их потомков во Франции;

— уточнено понятие интеграции как многостороннего процесса, отдельные аспекты которого в индивидуальном или коллективном жизненном опыте могут не совпадать по своим темпам, направленности или же вовсе отсутствовать;

— продемонстрировано сохранение национальной специфики в обсуждении интеграции иммигрантов на фоне сближения конкретных социальных и политических практик с опытом других демократических стран;

— предложена концептуальная основа для потенциального совершенствования интеграционных процессов в российских реалиях.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования позволяют уточнить концептуальные подходы к анализу процессов интеграции населения иммигрантского происхождения в гражданское обществодают дополнительный материал для понимания природы коллективных идентификаций в условиях глобализирующихся обществпозволяют сформулировать подходы к практическому решению проблемы регулирования этнокультурного разнообразия в рамках гражданской нации. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе при подготовке профессиональных социологов, политологов, управленцев, а также при написании учебников и учебных пособий по данной проблематике.

Апробация положений диссертационного исследования. Основные положения, идеи и выводы диссертации апробированы автором в докладах и сообщениях, представленных на трех научных конференциях в том числе: на международной конференции «Пост-коммунистический мир: 25 лет перемен» (Варшава, 5−8 июля 2006 г.) — ежегодной конференции Сообщества профессиональных социологов «Социология в современном российском обществе: диагноз тенденций и перспектив» (Москва, 15 декабря 2007 г.) — III Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» (Москва, 21−24 октября 2008 г.). Материалы диссертации обсуждались на заседаниях Отдела этнической социологии, Центра исследований межнациональных отношений Института социологии РАН. По вопросам, обсуждаемым в диссертационной работе, автором было опубликовано 5 печатных работ, среди которых три статьи в научных журналах (в том числе одна — в ведущем рецензируемом издании) [95−97], а также тезисы докладов на научной конференции [98] и Всероссийском социологическом конгрессе [99].

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В представленной диссертации делается попытка комплексного анализа включения населения магрибского происхождения в современное французское общество. Опираясь на типологию ассимиляции М. Гордона [13], автор обращает внимание на аспекты интеграции, связанные не только с изменениями характеристик населения иммигрантского происхождения, но и с изменениями, затрагивающими установки и практики принимающего общества.

Данные исследований французских социологов, свидетельствующие о различных темпах аккультурации и структурной интеграции выходцев из стран Магриба во Франции, автор диссертации предлагает анализировать с учетом расовых и религиозных предубеждений и дискриминирующих практик, характерных для принимающего общества, а также политических и социальных факторов, способствующих участию рассматриваемой группы в жизни французской нации.

На основании анализа результатов исследований французских социологов и проведенных экспертных интервью, автор диссертации заключает, что ислам остается важным ориентиром в организации повседневной жизни населения магрибского происхождения, но главным образом на индивидуальном уровне. Диссертант обращает внимание на выборочное соблюдение религиозных предписаний: одни получают особую, «символическую» значимость, тогда как другие забываются. Верующие не столько подчиняются традиционным нормам и религиозным институтам, сколько сами выбирают отвечающие их индивидуальным запросам ценности и практики.

Принадлежность к «воображаемому» исламскому сообществу позволяет выстроить положительный образ себя и пересмотреть свою инакость в позитивном ключе. В свою очередь, это становится основанием для конструирования особой идентичности «французского мусульманина», предполагающей интеграцию во французское общество с сохранением этнокультурной специфики.

Опираясь на результаты опросов, проведенных в 2004;2006 гг., диссертант отмечает, что французское население характеризуется относительной терпимостью к иммигрантам и иностранцам, которая сочетается с негативным отношением к иммиграции. Следствием «иммигрантофобии «, а также сохраняющихся во французском обществе расовых предубеждений становится повседневная дискриминация населения магрибского происхождения в сфере жилья и досуга, на рынке труда, в СМИ и со стороны полиции.

Сопоставляя опыт адаптации различных волн иммиграции во Франции, автор диссертации делает предположение, что ксенофобия и дискриминация, наблюдаемые сегодня в отношение выходцев из Магриба и их потомков, воспринимаемые некоторыми как отражение «французского шовинизма» и непреодолимое препятствие на пути к интеграции, по всей видимости, представляют собой ситуативное явление.

Обращая особое внимание на специфику «французской модели» интеграции иммигрантских этнических меньшинств в гражданскую нацию, диссертант показывает несоответствие между декларируемым республиканским идеалом и конкретными политическими и социальными практиками во Франции. Тем самым автор диссертации подтверждает мысль о «политике прагматизма» [180], определяющей шаги французского правительства в сфере интеграции иммигрантского населения.

На уровне идеологии французский гражданский национализм, закрепленный в Конституции и других нормативных документах, обладает мощным интеграционным потенциалом. Предполагаемая универсальность декларируемых идей свободы и равенства граждан, непосредственное участие каждого отдельного гражданина в жизни общества посредством развитых демократических институтов, принадлежность к нации, обусловленная свободным волеизъявлением, — все это делает французский политический проект, по крайней мере в теории, привлекательным и достаточным для обеспечения политической лояльности вне зависимости от этнической, расовой или религиозной принадлежности французских граждан. Отказ от признания этнокультурных и расовых сообществ в публичном пространстве, что многими ставится в упрек французской модели, по сути поощряет производство множественных и гибридных культурных идентичностей, выходящих за рамки традиционных этнических или расовых сообществ. Таким образом, идеология гражданского национализма в данном случае изначально предполагает возможность сосуществования культурной свободы, которая становится неотъемлемой характеристикой современных обществ, с политической лояльностью, ограниченной пределами одной нации. В России подобная идеология находит свое отражение в опыте построения российской гражданской идентичности.

В то же время характерной чертой французской модели интеграции на уровне практик является ориентированность на прагматизм, что неизбежно требует признания специфики отдельных групп населения. Спектр возможных политических мер здесь варьирует от признания «через религию», продемонстрировавшего свою эффективность в процессе интеграции французских евреев и активно реализуемого президентом Н. Саркози в отношении «этнических» мусульман, до прямой (как в случае с квотами для французских алжирцев в эпоху Ш. де Голля) или опосредованной «позитивной дискриминации» (как в случае с «городскими зонами, требующими особого внимания»).

Отдельно диссертант оговаривает значение институтов гражданского общества в процессе интеграции. В отсутствие целенаправленной политики интеграции в 1960;1970;е гг. именно негосударственные объединения, в т. ч. инициируемые Католической церковью Франции, взяли на себя обеспечение процесса интеграции во французское общество. Сегодня деятельность местных и национальных ассоциаций предполагает, с одной стороны, поддержку в культурной и социальной сфере, с другой — мониторинг, противодействие дискриминации и расизму и привлечение внимания общественности к проблемам населения магрибского происхождения. Участие гражданского общества в борьбе с дискриминацией во французском обществе может быть особенно интересно для российского опыта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Kohn, Hans. Nationalism: Its meaning and history. New York: Van Nostrand, 1955.
  2. Greenfeld, Liah. Nationalism: Five Roads to Modernity. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1993.
  3. Fallaci, Oriana. La Rage et l’orgueil. Paris: Plon, 2002.
  4. Ye’Or, Bat. Eurabia: The Euro-Arab Axis. Madison (NJ): Fairleigh Dickinson University Press, 2005.
  5. , C.B. Погас ли осенний костер? // Азия и Африка сегодня. 2006. № 4(585). С. 38−46.
  6. Schnapper, Dominique. La France de l’integration: sociologie de la nation en 1990. Paris: Gallimard, 1991.
  7. Thomas, William I., Znaniecki, Florian. The Polish Peasant in Europe and America. Chicago: The University of Chicago Press, 1918−1920.
  8. Park, Robert E., Burgess, Ernest W. Introduction to the Science of Sociology. New York: Greenwood Press, 1924.
  9. Wirth, Louis. The ghetto. Chicago: The University of Chicago Press, 1929.
  10. Frazier, Franklin E. The Negro in the United States. Chicago: Charles Scribner’s Sons, 1933.
  11. Bogardus, Emory S. A Social Distance Scale // Sociology and Social Change. 1933.7. pp. 265−271.
  12. Stonequist, Everett V. The Marginal Man. A Study in Personality and Culture Conflict. New York: Charles Scribner’s Sons, 1937.
  13. Gordon, Milton M. Assimilation in American life: the role of race, religion, and national origins. New York: Oxford University Press, 1964.
  14. Glazer, Nathan, Moynihan, Daniel P. Beyond the melting pot: the Negroes, Puerto Ricans, Jews, Italians, and Irish of New York City. Cambridge (Mass.): M.I.T. Press, 1963.
  15. Blauner, Bob. Racial oppression in America. New York: Harper & Row, 1972.
  16. Bonacich, Edna. A Theory of Ethnic Antagonism: the Split Labor Market // American Sociological Review. 1972. 37. pp. 547−559.
  17. Gilroy, Paul. The black Atlantic: modernity and double consciousness. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1993.
  18. Safran, W. Diasporas in Modern Societies: Myths of Homeland and Return // Diaspora. 1991. 1(1). pp. 83−99.
  19. Tololyan, Khachig. Rethinking Diaspora (s): Stateless Power in the Transnational Moment//Diaspora. 1996. 5(1). pp. 3−36.
  20. Portes, Alejandro. The economic sociology of immigration: essays on networks, cthnicity, and entrepreneurship. New York: Russell Sage Foundation, 1995.
  21. Bourdieu, Pierre. Les trois etats du capital culturel // Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 1979. n°30. pp. 3−6.
  22. Coleman, J. Social Capital in the Creation of Human Capital // The American Journal of Sociology. 1988. N94. pp. 95−121.
  23. Alba, Richard D, Nee, Victor. Remaking the American mainstream: assimilation and contemporary immigration. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 2003.
  24. Dubet, F. Trois processus migratoires // Revue franchise des affaires sociales. 1989. n° 33(3). pp. 7−28.
  25. Kastoryano, Riva. Etre Turc en France et en Allemagne // Cahiers d’etudes sur la Medirerranee orientale et le monde turco-iranien. 1992. n° 13. pp. 5−19.
  26. Le Huu, Khoa. L’immigration asiatique: economic communautaire et sti^gies professionnelles. Paris: C.H.E.A.M.: Diffusion: La Documentation frangaise, 1996.
  27. Lepoutre, David. Coeur de banlieue: codes, rites et langages. Paris: Odile Jacob, 1997.
  28. Mango, Altay. Turquie: vers de nouvelles horizons migratoires? Paris: Harmattan, 2004.
  29. Safi, Mima. Le processus d’integration des immigres en France: hregaltes et segmentation // Revue frangaise de sociologie. 2006. n° 62(3). pp. 618−639.
  30. Tribalat, Michele. Faire France: une grande enquete sur les immigres et leurs enfants. Paris: La Decouverte, 1995.
  31. Weil, Patrick. La Republique et sa diversite: immigration, integration, discrimination. Paris: Scuil, 2005.
  32. Dubet, Francois, Lapeyronnie, Didier. Les quartiers d’exil. Paris: Seuil, 1992.
  33. Richard, Jean-Luc. Partir ou rester? Destinees des jeunes issus de Г immigration. Paris: PUF, 2004.
  34. Immigration, marche du travail, integration // Francois Heran, Jean-Luc Richard, Maryse Aoudai. Paris: Commissariat gёnёral du Plan: La Documentation frangaise, 2002.
  35. Brouard, Sylvain, Tiberj, Vincent. Rapport au politique des Frangais issus de l’immigration. Paris: CEVIPOF-Sciences Po, 2005.
  36. Flanquart, Негуё. Croyances et valeurs chez les jeunes Maghrebins. Bruxelles: Complexe, 2003.
  37. Geisser, Vincent. La Nouvelle islamophobie. Paris: La Оёсот^еЛе, 2003.
  38. Castel, Robert. La discrimination negative. Citoyens ou indigenes? Paris: Seuil, 2007.
  39. Azab, Lamiss. Dire l’islam en banlieue. De l’offre islamique a Г experience religieuse et aux presentations de soi. Terrains croises 2001−2006: These de doctorat / Lamiss Azab. Paris: Institut d’etudes politiques, 2007.
  40. Boyer, Alain. L’islam en France. Paris: PUF, 1998.
  41. Laurence, Jonathan, Vai’sse, Justin. Ir^grer l’islam. La Francc ct ses musulmans, enjeux et reussites. Paris: Odile Jacob, 2007.
  42. Wihtol de Wenden, Catherine, Leveau, Remy. La beurgeoisie. Les trois ages de la vie associative issue de 1'immigration. Paris: CNRS Editions, 2001.
  43. Kakpo, Nathalie. L’islam, un recours pour les jeunes. Paris: Presses de Sciences Po, 2007.
  44. Kepel, Gilles. Les banlieues de l’islam. Paris: Seuil, 1991.
  45. Les Musulmans dans la societc fran9aise // Remy Leveau, Gilles Kepel. Paris: FNSP, 1988.
  46. Leveau, Remy, Mohsen-Finan, Khadija, Wihtol de Wenden, Catherine. L’islam en France et en Allemagne: identities et citoyennetcs. Paris: La Documentation fran9aise, 2001.
  47. Roy, Olivier. L’islam mondialise. Paris: Seuil, 2004.
  48. Cesari, Jocelyne. Demande de l’islam en banlieue: un defi a la citoyennete Электронный ресурс. / Cemoti. 2006. n° 19 Laicite (s) en France et en Turquie. Режим доступа: http://cemoti.revues.org/documentl695.html
  49. Khosrokhavar, Farhad. L’islam dans les prisons. Paris: Balland, 2004.
  50. , Е.И., Филиппов, В. Государство и общество перед лицом социального кризиса (две парадигмы: российская и французская) // Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии. М.: УОП ИЭА РАН, 2006.
  51. , И.В. Ислам во Франции. М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2005.
  52. , М.К. Арабы-мигранты в современной Франции // Меняющаяся Европа: проблемы этнокультурного взаимодействия. М.: ИЭА РАН, 2006. С.234−260.
  53. , А.В. Мусульмане во Франции // Россия и мусульманский мир. 2002. № 11. С. 155−168.
  54. , А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
  55. , Г. С. Миграционная политика на региональном уровне // Материалы семинара по миграционной политике мэрии Москвы, Берлина и Вены. М., 2001.
  56. Horowitz, Donald. Immigration and Group Relations in France and America // Donald Horowitz, G6rard Noiriel (eds.). Immigrants in Two Democracies: French and American Experience. New York: New York University Press, 1992.
  57. , Ж.А. Адекватна ли интересам страны миграционная политика Российской Федерации? // Миграционное законодательство в Российской Федерации и проблемы прав человека. М.: Международная правозащитная ассамблея, 2002. С. 18−28.
  58. Inglis, Christine. Multiculturalism: New Responses to Diversity // 1995 Global Cultural Diversity Conference. MOST UNESCO, 1995.
  59. Kastoryano, Riva. Negotiating identities: states and immigrants in France and Germany. Princeton: Princeton University Press, 2002.
  60. , В.И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты. М.: Диполь-Т, 2005.
  61. Noiriel, Gerard. Le creuset frangais. Histoire de l’immigration. XlXe-XXe siecle. Paris: Seuil, 1988.
  62. , Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнопо-литичееких процессов в постсоветской России. М.: ИС РАН, 2004.
  63. Sayad, Abdelmalek. Qu’est-ce que l’integration? // Hommes et Migrations. 1994. n°l 182. pp. 8−14.
  64. Favell, Adrian. Philosophies of integration: immigration and the idea of citizenship in France and Britain. Houndmills, Basingstoke, Hampshire — New York, N. Y: Palgrave: Centre for Research in Ethnic Relations, University of Warwick, 2001.
  65. Anderson, Benedict. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London, New York: Verso, 1983.
  66. , Ю.В. Армяне в Москве // Социологические исследования. 2001. № 11. С. 13−21.
  67. Barth, Fredrik. Introduction // Fredrik Barth (ed.). Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Difference. Boston: Little-Brown, 1969 1963.
  68. Bokszanski, Zbigniew. Tozsamosci zbiorowe. Warszawa: Wydawnictwo naukowe PWN, 2006.
  69. Brubaker, Rogers. Ethnicity without Groups. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 2004.
  70. Конструирование этничности / B.M. Воронков, И. Освальд. СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 1998.
  71. Wieviorka, Michel. La diffёrence. Identites culturelles: enjeux, debats et politiques. Paris: Edition de l’Aube, 2005.
  72. , A.A. Германский фашизм. M.: Наука, 1989.
  73. Gellner, Ernest. Nations and Nationalism. Oxford: Blackwell Publishers, 1983.
  74. , M.K. Российское общество в социологическом измерении // Социологические исследования. 2009. № 3. С. 15−27.
  75. , А.Б. Классическое и современное. Этюды по истории и теории социологии. М.: Наука, 2003.
  76. , М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003.
  77. , Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: ИС РАН, 2003.
  78. , И.М. Тип экономических ориентаций и дифференциация этнических групп // Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. / Л. М. Дробижева. М.: Acadcmia, 2002.
  79. , Н.Р. Парадоксы межнационального общения. М.: Рос. акад. наук: Ин-т социал.-полит, исслед.: Ин-т социологии, 1992.
  80. , С.В. Социальные аспекты межкультурного восприятия // Социология межэтнической толерантности. / Л. М. Дробижева. М.: ИС РАН, 2004.
  81. Smith, Anthony. The Ethnic Origins of Nations. Oxford: Blaclcwell Publishers, 1988.
  82. , Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
  83. , Н.Е. Социальный капитал как фактор неравенства // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 24−35.
  84. , В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003.
  85. Hobsbawm, Е. J. Nations and nationalism since 1780: programme, myth, reality. Cambridge England., New York: Cambridge University Press, 1992.
  86. , В.Д. Национальное самосознание российских евреев // Диаспоры. 2001. № 1−3.
  87. , Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Издательство ЛКИ, 2008 1983.
  88. La lutte contre le racisme et la x6nophobie: rapport d’activite 2005. Paris: La Documentation fran9aise, 2006. (Rapport de la Commission nationale consultative des droits de l’homme)
  89. La lutte contre le racisme et la хёпорИоЫе: rapport d’activite 2006. Paris: La Documentation franfaise, 2007. (Rapport de la Commission nationale consultative des droits de l’homme)
  90. La lutte contre le racisme et la xenophobie: rapport d’activite 2007. Paris: La Documentation fran^aisc, 2008. (Rapport de la Commission nationale consultative des droits de l’homme)
  91. La lutte contre lc racisme et la xenophobic: rapport d’activit6 2008. Paris: La Documentation francpaise, 2009. (Rapport de la Commission nationale consultative des droits de l’homme)
  92. Schnapper, Dominique. Qu’est-ce que l’integration? Paris: Gallimard, 2007.
  93. , К.Б. Особенности интеграции этнических и конфессиональных меньшинств во Франции // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 83−91.
  94. , К.Б. Из практики адаптации иммигрантов // Жизнь национальностей. 2008. № 1. С. 19−23.
  95. , К.Б. Мультикультурализм через религию: интеграция французов магрибского происхождения // Этнодиалоги. 2008. № 2(28). С. 119−141.
  96. Dyakonov, Konstantin. Ethnic Minorities in a Large Russian City. Case of Moscow // Post-Communist World: 25 Years of Change. Warsaw East European Conference. Warszawa: Uniwersytet Warszawski, 2006.
  97. , К.Б. Роль политических практик в формировании коллективной идентичности французов магрибского происхождения // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М., 2008.
  98. Дюркгейм, Эмиль. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.
  99. , А.Б. Социология и гражданская религия в современной России // Социология и современная Россия. / А. Б. Гофман. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  100. Schnapper, Dominique. La relation a lAutre. Au cceur de la pensee sociologique. Paris: Gallimard, 1998.
  101. Оценка автора диссертации, основанная на предварительном анализе каталогов библиотек Конгресса США и Гарвардского университета.
  102. , И.М., Мукомель, В.И. Адаптационные возможности и сетевые связи мигрантских этнических меньшинств. М.: ИС РАН, 2005.
  103. , JI.B. Социология адаптаций: этюды апологии. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997.
  104. Мертон, Роберт. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT, 2006 1949.
  105. Парсонс, Талкотт. Понятие общества: его компоненты и их взаимоотношения // Теоретическая социология. Антология. Часть 2. / С.П. Бань-ковская. М.: Книжный дом Университет, 2002.
  106. , И.М. Адаптационные стратегии мигрантов в условиях мегаполиса: дисс. канд. соц. наук / И. М. Кузнецов. М.: ИС РАН, 2006.
  107. Ossowslca, Maria. Socjologia moralnosci. Zarys zagadnien. Warszawa: PWN, 2005.
  108. Park, Robert E. Race and Culture. Essays in the Sociology of Contemporary Man. Glencoe (111.): The Free Press, 1950.
  109. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность/ J1.M. Дробижева. М.: Academia, 2002.
  110. Francis, Emerich К. Interethnic Relationships. An Essay in Sociological Theory. New York, Amsterdam: Elsevier, 1976.
  111. Eisenstadt, Shmuel N. An Absorption of Migrants. A Comparative Study Based Mainly on the Jewish Community in Palestine and the State of Israel. London: Routledge and Kegan Paul, 1954.
  112. Coulon, Alain. L’ecole de Chicago. Paris: PUF, 1992. (Que sais-je?)
  113. Burgess, Ernest W., Bogue, Donald J. Contributions to Urban Sociology. Chicago: The Chicago University Press, 1964.
  114. Persons, Stow. Ethnic Studies in Chicago. Urbana (II.): University of Illinois Press, 1987.
  115. Zhou, Min. Segmented Assimilation: Issues, Controversies, and Recent Research on the New Second Generation // International Migration Review. 31(4). pp. 975−1008.
  116. Lee Hansen, Marcus. The Problem of the Third Generation Immigrant // Werner Sollors (ed.). Theories of Ethnicity. A Classical Reader. London: Mac Millan Press, 1996.
  117. Glazer, Nathan. Ethnic Groups in America. From National Culture to Ideology // Morrow Berger, Theodore Abel, Charles H. Page (eds.). Freedom and Control in Modern Society. New York: Van Nostrand, 1954. pp. 158−173.
  118. Weinfeld, M. Myth and Reality in the Canadian Mosaique: Affective Identity // Canadian Ethnic Studies Etudes ethniques au Canada. 1981. XIII (3). pp. 80−100.
  119. Yinger, Milton J. Toward a Theory of Assimilation and Dissimilation // Ethnic and Racial Studies. 1981. IV (3). pp. 249−264.
  120. MacKay, James. An Exploration Synthesis of Primordial and Mobilisationist Approaches to Ethnic Phenomenon // Ethnic and Racial Studies. 1982. V (4). pp. 395−420.
  121. Cox, Oliver C. Caste, Class and Race. A Study in Social Dynamics. New York: Doubleday, 1948.
  122. Hechter, Michael. Internal colonialism: the Celtic fringe in British national development, 1536−1966. London: Routledge and Kegan Paul, 1975.
  123. Pior, Michael J. Birds of Passage. Migrant Labor and Industrial Societies. Cambridge: Cambridge University Press, 1979.
  124. Clifford, James. Diasporas // Cultural Anthropology. 1994. 9(3). pp. 311.
  125. Portes, Alejandro. The Study of Transnationalism: Pitfalls and Promises of an Emergent Research Field // Ethnic and Racial Studies. 1999. 22(2). pp. 217−237.
  126. , В.Д. Феномен этнических диаспор. М.: ИС РАН, 2003.
  127. Sheffer, Gabriel. Modern diasporas in international politics. New York: St. Martin’s Press, 1986.
  128. Новые диаспоры. Государственная политика по отношению к соотечественникам и национальным меньшинствам / В. И. Мукомель, Э. А. Паин. М.: Диполь-Т, 2002.
  129. Hettlage, R. Diaposra: Umrissc zu cincr soziologischen Theorie // M. Dabag, K. Piatt (eds.). Identitat in der Fremde. Bochum: N. Brockmeyer, 1993. pp. 75−105.
  130. Raulin, Anne. L’ethnique est quotidien: diasporas, marches et cultures metropolitaines. Paris: L’Harmattan, 2000.
  131. Tololyan, Khachig. Elites and Institutions in the Armenian Transnation // Diaspora. 2000. 9(1). pp. 107−136.
  132. Portes, Alejandro, Zhou, Min. The New Second Generation: Segmented Assimilation and its Variants // The Annals of the American Acadcmy of Political and Social Scienccs. 1993. 530. pp. 74−96.
  133. Portes, Alejandro. The New Second Generation. New York: Russell Sage Foundation, 1996.
  134. Portes, Alejandro, Sensenbrenner, Julia. Embeddedness and Immigration: Notes on the Social Determinants of Economic Action // The American Journal of Sociology. 1993. 98(6). pp. 1320−1350.
  135. Gans, Herbert. Toward a Reconciliation of Assimilation and Pluralism: the Interplay of Acculturation and Ethnic Retention // International Migration Review. 1997. 31(4). pp. 875−892.
  136. Alba, Richard D, Nee, Victor. Rethinking Assimilation Theory for a New Era of Immigration // International Migration Review. 1997. 31(4). pp. 826−874.
  137. Jle Коадик, Ронан. Мультикультурализм // Диалоги об идентичности и мультикультурализме. / Ронан Ле Коадик, Е. И. Филиппова. М.: ИЭА РАН, 2005.
  138. Brubaker, Rogers. Citizenship and Nationhood in France and Germany. Cambridge: Harvard University Press, 1992.
  139. Mauss, Marcel. Nation, nationalite, internationalisme // CEuvres III. Cohesion sociale et divisions de la sociologie. Paris: Les Editions de Minuit, 1969.
  140. Из интервью автора диссертации с П. Вейлем (Patrick Weil). 4 декабря 2007.
  141. Borrel, Catherine. Enquetes annuelles de recensement 2004 et 2005. Pres de 5 millions d’immigres a la mi-2004 Электронный ресурс. / Insee Premiere, juillet 2007. n°1098. Режим доступа: http://www.insee.fr/fr/default.asp
  142. Le bilan de la politique d’integration 2002−2005 // Haut Conseil a Г integration. Paris: La Documentation fran9aise, 2006.
  143. Rapport sur rimmigration et la presence ё^аг^ёге en France. 1995−1996 / Млш81ёге de lAn^nagement du territoire de la ville et de l’n^gration. Direction de la population et des migrations. Paris: La Documentation fran9aise, 1996.
  144. Аль-Хатыб, Абдулла А. Аль-муслимин фи уроба аль-гарбийя (Мусульмане в Западной Европе) // Аль-джалийят аль-исламийя фи уроба аль-гар-бийя (Исламские сообщества в Западной Европе). Бейрут: Дар ан-нафаис, 2003.
  145. Gilbert, Charles, Besma. Lahouri. «3,7 millions de musulmans en France». L’Express. 4 dёcembre 2003.
  146. Tavan, Chloe. Les immigres en France: une situation qui ёуо1ие Электронный ресурс. / Insee Premiere, septembre 2005. n°1042. Режим доступа: http:/ /www.insee.fr/fr/themes/document.asp7refid4pl042
  147. L’acceuil des immigrants et l’intёgration des populations issues de rimmigration // Rapport an President de la Rёpubliqlle suivi des reponses des administrations et des organismes interesses. Paris: Direction des journaux officiels, 2004.
  148. Robert-ВоЬёе, Isabelle. La population continue de croitre et le vieillissement se poursuit Электронный ресурс. / Insee Ргеппёге. juillet 2006. n°1089. Режим доступа: http://www.insee.fr/fr/themes/document. asp? refid=ip 1089®id=0
  149. Legros, Franipoise. La fscondite des ёtrangёres en France: une stabilization entre 1990−1999 Электронный ресурс. / Insee Premiere. mai 2003. n°898. Режим доступа: http://www.insee.fr/fr/themes/docmnent.asp?refid=ipS98
  150. Viprey, Mouna. L’insertion des jeunes d’origine etrangere // Journal Officiel -Avis et rapports du Conseil Economique et Social. 26 septembre 2002. n°12.
  151. M Ars2005-D is criembauchc. p df
  152. Silberman, Roxane. Les enfants d’immigres sur le marche du travail // Francis Heran, Jean-Luc Richard, Maryse Aoudai (dir.). Immigration, marchi du travail, integration. Paris: Commissariat general du Plan: La Documentation frantpaise, 2002.
  153. Bronner, Luc. «L'academie de Creteil concentre les maux de l’ecole en banlieue». Le Monde. 23 avril 2003.
  154. Laronche, Martine. «Comment les strategies des lycccs pesent sur la reussite des eleves». Le Monde. 31 mars 2004.
  155. Entretien avec Jean-Louis Borloo // La M6dina. janvier 2003. n° 18.
  156. Dagnaud, Monique, Roclte, Sebastian. Mineurs ct Justice. Analyse des dossiers judiciaires des auteurs mineurs de delits graves juges dans l’lsere de 1985 a 2000. Rapport de recherche pour France 5. Grenoble: Cerat-Pacte, 2003.
  157. Zappi, Sylvia. «Vers une haute autorite unique contre toutes les discriminations». Le Monde. 16 fevrier 2004.
  158. Tribalat, Michele, Simon, Patrick, Riandey, Benoit. Dc l’immigration a l’assimilation. Enquete sur les populations d’origine etrangere cn France. Paris: La Decouverte, 1996.
  159. Stebe, Jean-Marc. La crise des banlieues. Sociologie des quartiers sensibles. Paris: PUF, 1999. (Que sais-je?)
  160. Ceu Cunha, M. Evolution des roles dans la famille maghrebine // Panoramiques. 1996. n° 26. pp. 74−80.165. van Eeckhout, Laetitia. «La frequence des marriages forces pose la question dc la penalisation». Le Monde. 11 avril 2005.
  161. Borrel, Catherine, Tavan, Chloe. La vie familiale des immigres // France, portrait social 2003/2004. Paris: INSEE, 2004.
  162. Todd, Emmanuel. Le destin des immigres. Paris: Seuil, 1994.
  163. International Religious Freedom Report 2008 Электронный ресурс.: Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. / US Department of State. Режим доступа: http://www.state.gOv/g/drl/rls/irf/2008/
  164. Geisser, Vincent, Mohsen-Finan, Khadija. L’islam a l’ecole. Paris: IHESI, 2001.
  165. L’islam dans la Republique // Haut Conseil, а Г integration. Paris: La Documentation fran9aise, 2000.
  166. Jurisprudence et avis de 2003. Un sieclc de lai’cite // Etudes et documents du Conseil d’Etat n°55. Paris: La Documentation fran^aise, 2004.
  167. Sarkozy, Nicola. La Republique, les religions, Tcsperance. Paris: Cerf, 2004.
  168. Bronner, Luc. «Un projet de lycee musulman prive pres de Lyon». Le Monde. 6 aout 2006.
  169. Portrait des musulmans Электронный ресурс.: Rapport final. / Sondage exclusif CSA / LA VIE. Режим доступа: http://www.csa-fr.com/dataset/ data2006/opi20060823b.htm
  170. Dargent, Claude. Les musulmans declares en Francc: affirmation rcligieuse, subordination sociale et progressisme politique // Cahiers du CEVIPOF. fevrier 2003. n° 34. pp. 40−93.177. «Entretien avec Regis Debray». La Vie. 17 avril 2003.
  171. Ternisien, Xavier. «Le Franprix „Halal“ d’Evry, qui ne vend ni pore ni vin, provoque la colere du maire». Le Monde. 11 decembre 2002.
  172. Гидденс, Энтони. Социология. M.: Едиториал УРСС, 2005 2001.
  173. Из интервью автора диссертации с Р. Касторьяно (Riva Kastoryano). 13 ноября 2007.
  174. Pichler, F. Cosmopolitanism and Identity in Europe from Below: a matter of social divides? // Материалы 8-й Конференции Европейской социологической ассоциации. Глазго, сентябрь 2007.
  175. L’Election presidenticllc: le vote en fonction de la religion et de la pratique religieuse Электронный ресурс.: Sondage Sortie des Urnes. / CSA-CISCO. Режим доступа: http://www.csa-fr.com/dataset/data2002/opi20020421d.htm
  176. Noiriel, Gerard, Levasseur, Claire. Atlas de Timmigration en France: exclusion, int6gration. Paris: Autrement, 2002.
  177. Berthomet, Stephane, Bigot, Guillaume. Le jour ou la France tremblera. Paris: Ramsay, 2005.
  178. Indigenes de la Republique Электронный ресурс.: сайт. Режим доступа: http://www.indigenes-republique.org/
  179. La lutte contre le racisme et la xenophobie: rapport d’activite 2004. Paris: La Documentation frangaise, 2005. (Rapport de la Commission nationale consultative des droits de l’homme)
  180. Из интервью автора диссертации с Н. Какпо (Nathalie Kakpo). 19 ноября 2007.
  181. Sala Pala, Valerie. Le racisme institutionnel dans la politique du logement social // Sciences de la societ6. mai 2005. n°65. pp. 87−104.
  182. Smolar, Piotr. «Les etrangers sont les premieres victims des violences policieres». Le Monde. 4 decembre 2004.
  183. La lutte contre le racisme et la xenophobie: rapport d’activite 2003. Paris: La Documentation franfaise, 2004. (Rapport de la Commission nationale consultative des droits de l’homme)
  184. Бауман, Зигмунд. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.
  185. Mayer, Nonna, Michelat, Guy. Analyse du racisme et de l’antisemitisme en France en 2004 // La lutte contre le racisme et la xenophobie: rapport d’activite 2004. Paris: La Documentation franfaise, 2005.
  186. Houellebecq, Michel. Plateforme. Paris: Flammarion, 2001.
  187. Tcrnisien, Xavier. «Trouble au Haut Conseil, а Г integration a la suite des propos de Claude Imbert». Le Monde. 5 novembre 2003.
  188. Ni quotas, ni indifference: l’entreprise et l’egal^ positive Электронный ресурс.: Note Octobre 2004. / Institut Montaigne. Режим доступа: http:/ /www.institutmontaigne.org/ni-quotas-ni-indifference~l-entreprise-et-l-egalite-positive-73.html
  189. Lc Top 50 des Personnal^s Электронный ресурс.: Ifop pour le Journal du Dimanche. / Ifop. Режим доступа: http://www.ifop.com/ ?option=compublication&type=poll&id=303
  190. Bilan sur la diversite dans les medias audiovisuals fran9ais dc Novembre a Octobre 2006 Электронный ресурс. / Club Averroes. Режим доступа: http:/ /www.altcrites.com/cache/centermedia/id1465.php
  191. Из интервью автора диссертации с К. Витоль де Вандэн (Catherine Whitol de Wenden). 4 декабря 2007.
  192. Gabizon, Cecilia. «Tokia Sai’fi: «Donner des gages a la societe franchise ««. Le Figaro. 25 octobre 2003.
  193. Leparmentier, Arnaud. «Philippe Seguin: «Le modele canadien ou anglais est plus efficace que le modele frangais non applique»». Le Monde. 22 fevrier 2006.
  194. Les Fran^ais et la discrimination positive Электронный ресурс.: Sondage 2 d6cembre 2004. / CSA / France Europe Express / France Info. Режим доступа: http://www.csa-fr.com/dataset/data2004/opi20041202c.htm
  195. Entzinger, H. L’integration des immigres aux Pays-Bas: du multiculturalisme a Г assimilation // Материалы выступления в Институте политических исследований (Sciences Ро). Париж, 13 ноября 2007.
  196. Из интервью автора диссертации с М. Вьевьорка (Michel Wieviorka). 23 ноября 2007.
  197. Wihtol de Wenden, Catherine. Multiculturalism in France // IJMS. 2003. V (l). pp. 77−87.
Заполнить форму текущей работой