Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическая дипломатия Японии: история и современность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом смысле японской экономической дипломатии предстоит еще немало сделать для выработки новых подходов, преодолеть косность и стереотипы мышления прошлого (и в первую очередь наконец-то «развести» политику и экономику), чтобы еще больше не отстать от конкурентов в современном быстро меняющемся и не терпящем «инерции» мире. Ведь, как бы то ни было, территориальная близость Японии к российскому… Читать ещё >

Экономическая дипломатия Японии: история и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как известно, Япония вышла из Второй мировой войны не только потерпевшей военное поражение, но и с серьезно подорванной и истощенной экономикой, достаточно отсталым производственным аппаратом, разоренным сельским хозяйством и — в связи с утратой всех колониальных владений, служивших главным источником поставок полезных ископаемых, — практически полностью лишенной минерально-сырьевой базы (за исключением каменного угля).

Тем не менее уже к концу 1960;х гг. Япония заняла второе место в капиталистическом мире по объему промышленного производства, а в начале 1970;х гг. — и по объему валового национального продукта (ВНП). Более того, в 1950—1973 гг. темпы роста японской экономики были самыми высокими среди развитых капиталистических стран, составляя в среднем около 11% в год[1].

Этот результат стал возможным благодаря не только удачному сочетанию внешних (экономических и политических) факторов, но и хорошо продуманной, рациональной и выверенной экономической стратегии («дипломатии»), во многом ставшей японским ноу-хау в послевоенном мире, позволившей достичь результатов, которые получили название «японское экономическое чудо»[2].

К 1970;м гг. «японское экономическое чудо» позволило стране выйти на второе место в мире. К этому времени японская экономика преодолела нефтяной кризис и перешла на умеренные темпы роста — на уровне А—5% в год. В 1988 г. ВНП на душу населения в Японии превысил соответствующий американский показатель, за 1990 г. его прирост составил 5—6% против 0,9% США.

Положительную роль здесь сыграл «План Маршалла для Японии», а также то обстоятельство, что благодаря принятой под давлением США «антивоенной» японской конституции 1947 г. Япония получила возможность тратить минимум средств на военные цели и сосредоточить практически все ресурсы и потенциал на достижении экономического прорыва[3].

Следует отметить, что реформирование японской экономики в послевоенный период также проходило при активном вмешательстве США и под контролем оккупационной администрации, возглавляемой генералом Макартуром, который формально подчинялся международной Дальневосточной комиссии в Вашингтоне и Союзному совету в Токио, но фактически нес ответственность перед президентом и Конгрессом США.

Главной из демократических реформ стал роспуск дзайбацу (1947— 1948) — военно-промышленных холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Была осуществлена демонополизация экономики, т. е. разукрупнены гигантские промышленные и торговые компании. Акции были пущены в свободную продажу.

В результате из-под контроля холдингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению дзайбацу образовались новые компании. Антимонопольным законом 1947 г. были запрещены картельные соглашения, различные виды рыночной дискриминации, а также создание жестких монопольных структур. Соответственно, запрещены были и «вертикально интегрированные холдинги», введен контроль над слияниями фирм, ограничено взаимное держание акций. Свобода торговых сделок и доступ к источникам финансирования получили правовую защиту. Эти меры закладывали основы будущей конкурентной экономики.

Послевоенные преобразования японской экономики включали также земельную реформу, проводившуюся в 1947—1951 гг. Она состояла в выкупе государством земли помещиков (дворян-землевладельцев) с последующей продажей арендаторам-крестьянам. Размеры участков ограничивались до 1 га. В условиях гиперинфляции реальная ценность выкупных сумм стремительно падала. К 1950 г. к крестьянам перешло 80% всей арендной земли. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка, высвободила значительные трудовые ресурсы.

Преобразования включали также структурную перестройку экономики. Предусматривалось форсировать темпы роста, без чего невозможно было преодолеть техническое отставание от Запада. Поскольку Япония, не имевшая минерального сырья, но располагавшая большим трудовым потенциалом, оказалась изолированной от мировой экономики, ей пришлось создать многоотраслевой комплекс всех современных перерабатывающих отраслей с учетом обеспечения экспорта, замещения импорта.

При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля, осуществлявшийся накануне войны, при активной роли правительства в формировании структуры промышленности. В Японии было обеспечено сочетание механизмов рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного предпринимательства исходя из национальных производственных и экономических приоритетов. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. По мере развития структурной перестройки отраслевые приоритеты менялись. Если в 1950;е гг. в центре внимания находились базовые отрасли, такие, как металлургия, химия, гидроэнергетика, судостроение, торговый флот, то в начале 1960;х гг. — автомобильная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия.

В конце 1960;х гг. на первое место выдвинулось развитие электроники.

В итоге за 30 послевоенных лет (1945—1975) Япония, практически полностью лишенная природных ресурсов, с гипертрофированной военной промышленностью, доставшейся в наследство от «Великой Японии» (Японской империи до 1945 г.), превратилась в одну из ведущих экономических держав мира.

Среди основных факторов, обусловивших столь быстрое развитие японской экономики вплоть до середины 1970;х гг. (напомним об 11% годового роста), следует прежде всего отметить те, которые способствовали ускоренному (форсированному) накоплению капитала в промышленности.

Одним из главных факторов стала экономия огромных средств на развитие собственных НИОКР благодаря массовому приобретению американских и западноевропейских патентов и лицензий, позволяющих выпускать современную продукцию без значительных затрат на собственные разработки.

В немалой степени этому также способствовали снижение цен на мировом рынке энергоносителей, относительная (по сравнению с Америкой и Европой) дешевизна и качество японской рабочей силы, отсутствие значительных военных расходов, что позволяло японским компаниям направить на развитие промышленного производства огромные сэкономленные средства.

Важную роль в экономических успехах Страны восходящего солнца сыграли человеческий фактор, высокое качество японской рабочей силы (уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки) и тщательно — с опорой на «японскую специфику», менталитет и традиции — разработанная система управления, способствующая поддержанию высокой трудовой мотивации японских рабочих (столь популярную сейчас в мире, в том числе и в нашей стране). Дополнительно этому способствовала японская корпоративная система пожизненного найма, предполагавшая крайне низкую текучесть кадров.

Следует подчеркнуть также немаловажную роль государственного участия, высокую эффективность государственного регулирования экономики и продуманность экономической политики, нацеленной на развитие прежде всего гражданского сектора, и традиционно высокую степень координации и взаимодействия государства и частного бизнеса на стадии выработки принципиальных (ключевых) решений по вопросам экономического развития.

Кризис 1974—1975 гг., связанный, в частности, с четырехкратным удорожанием нефти на мировых рынках в течение 1974 г. и по своим масштабам и глубине ставший самым тяжелым и продолжительным за весь послевоенный период, вынудил японское правительство и деловые круги предпринять срочные меры по глубокой структурной перестройке японской экономики. Приоритетным направлением стало преодоление ее высокой энергосырьевой зависимости и уязвимости. Решающая роль отводилась ориентации экономики на наукоемкое производство с относительно низкой энергои материалоемкостью (абсолютной, как показывает мировая практика, при современном уровне экономического развития добиться не удается никому).

Все эти меры дали ощутимые результаты: Японии вновь удалось значительно продвинуться в экономическом развитии, заметно укрепив свои позиции в мировом хозяйстве. В частности, доля Японии в общем объеме промышленного производства развитых капиталистических стран возросла с 13,2% в 1975 г. до 17,9% в 1989 г., а в совокупном экспорте соответственно — с 8 до 13%.

Отметим также, что с середины 1980;х гг. Япония стала крупнейшим мировым кредитором, а общая сумма ее зарубежных активов (включая прямые инвестиции) превысила 1 трлн долл. Ведущие позиции по экспорту капитала страна занимает и в настоящее время.

Главным содержанием и итогом этих преобразований стал переход Японии к постиндустриальной системе производительных сил — каковой она остается и в настоящее время (в структуре японского ВВП услуги составляют более 72%), — основанной прежде всего на значительном расширении использования достижений НТП.

При этом если до середины 1970;х гг. речь шла преимущественно о приобретении передовых иностранных технологий, то после этого периода усиленное внедрение в японскую экономику достижений НТП стало все больше обеспечиваться за счет собственных НИОКР, хотя и в настоящее время Япония остается одним из крупнейших приобретателей иностранных лицензий.

Говоря о приоритетах японской экономической дипломатии сегодня, следует отметить, что одним из них остается сохранение и дальнейшее развитие эффективных и конкурентных внешнеэкономических связей, поскольку экономика Японии в целом сохраняет ярко выраженную внешнеторговую ориентацию. По этой причине Япония ведет активную деятельность в рамках ВТО, последовательно выступая за снижение и устранение импортных тарифов на промышленную продукцию в связи с ориентацией национальной экономики на экспорт готовых изделий.

В этом смысле японская экономическая дипломатия послевоенного периода служит примером проведения гибкой государственной политики: система жесткого государственного контроля и государственного регулирования постепенно смягчалась и в 1980;е гг. перешла к формату поэтапного «дерегулирования».

Отдельно следует остановиться на истории японо-российских экономических отношений и, соответственно, основных направлениях и особенностях экономической дипломатии Японии в отношении России — СССР — Российской Федерации.

Начнем с того, что Япония никогда не была сколько-нибудь значительным внешнеэкономическим партнером России — СССР. Такой же она остается и в настоящее время.

В частности, в период до Первой мировой войны Япония неизменно уступала не только нашим традиционным европейским партнерам — Германии, Англии, Франции, Австро-Венгрии, а со второй половины XIX в. и США (Северо-Американским Соединенным Штатам — САСШ, как в первой половине XX в. именовалась Америка), но и таким малым европейским государствам, как Швейцария, Испания или Болгария[4].

Во многом это было связано с тем, что развитию советско-японских и российско-японских экономических связей неизменно мешал политический фактор (в послевоенное время и вплоть до сегодняшнего дня — так называемый «территориальный вопрос» в двусторонних отношениях, или, терминологически точнее, территориальные претензии Токио на южные острова Курильского архипелага).

Нельзя сказать, что политические проблемы и противоречия в отношениях России с другими государствами не существовали и не существуют сейчас, однако нигде они не оказывали столь длительного негативного воздействия на экономическое взаимодействие двух стран, как в случае с отношениями Москва — Токио. Это, безусловно, уникальный фактор в российской экономической истории (и не только в ней).

В истории экономических отношений России и Японии в XX — начале XXI в. можно выделить три основных периода сотрудничества. Каждый из них имел свои временные и политико-экономические особенности и, соответственно, три различных формата (модели) экономической дипломатии Токио в отношении СССР — Российской Федерации. Это: 1) период японских концессий на советском Дальнем Востоке в 1920—1944;х гг.; 2) экономическое сотрудничество с Советским Союзом в 1960—1980;х гг.; 3) современный этап торгово-экономических отношений Японии с Россией.

Наиболее плодотворным в истории экономического взаимодействия Москва — Токио был второй (первый послевоенный) период советскояпонских экономических отношений, когда отсутствие в отношениях двух стран неурегулированных территориальных споров (благодаря твердой позиции советского правительства, занимаемой с 1960 г. вплоть до 1991 г.) способствовало наиболее качественному и всеобъемлющему взаимовыгодному сотрудничеству в торговой и экономической сферах. Это хороший пример того, что неурегулированность политических отношений отнюдь не всегда служит непреодолимым препятствием для развития экономических связей.

В значительной степени такая ситуация стала возможной благодаря параллельной «неофициальной» политике деловых кругов Японии, игнорировавших недовольство Вашингтона по этому поводу. В развитии экономического сотрудничества между двумя странами были заинтересованы не связанные с американским рынком представители японского капитала, рыболовные круги, а также представители левых сил. Сказывалось также и стремление Токио к диверсификации источников сырья. В результате были заключены официальные долгосрочные генеральные соглашения на разработку угольных, лесных и рудных ресурсов Сибири с участием японского капитала.

Однако многие перспективные проекты не были реализованы по политическим причинам. В частности, проект нефтепровода Тюмень — Находка был свернут под давлением Пекина, проект снабжения Японии электроэнергией с мощных теплоэлектростанций на Сахалине встретил противодействие со стороны Управления национальной обороной Японии (ныне Министерство обороны), посчитавшего его угрожающим национальной безопасности. Одной из главных целей строительства Байкало-Амурской магистрали было расширение транспортировки сырья из Сибири в Японию, однако за годы ее постройки из-за повышения мировых цен на сырье Япония перестроила свою промышленность на «энергоэкономные» технологии[5].

Экономическое сотрудничество с СССР было целенаправленно свернуто Японией в связи с обострением советско-американских отношений на рубеже 1970—1980 гг. (тоже по политическим причинам), в результате чего Япония потеряла ведущее место в торговле Москвы с капиталистическими странами.

Следует отметить, что особой областью отношений между Россией и Японией всегда было и остается рыболовство, которое традиционно составляло и отдельное направление японской экономической дипломатии (доля «рыбной отрасли» традиционно составляет более 1% ВНП страны).

Япония всегда придавала большое значение промыслу рыбои морепродуктов в наших акваториях, а заключение российско-японских и советско-японских рыболовных соглашений, имевших и имеющих стержневое значение в системе двусторонних торгово-экономических связей, всегда было фактором политики в значительно большей степени, чем все другие соглашения в экономической сфере. При этом Япония всякий раз пыталась получить дополнительные односторонние преимущества, действуя или откровенно с позиции силы (довоенный период), или путем манипулирования экономическими и внешнеполитическими факторами. Так было и при заключении конвенций 1907, 1928 и 1956 гг., и при заключении рыболовных соглашений 1977 г. и последующих лет.

Учитывая малоизученность периода советско-японского сотрудничества 1920—1940;х гг., а также особый интерес, который представляет иностранная концессионная деятельность в СССР в довоенный период, остановимся подробнее на истории японо-советского концессионного сотрудничества.

Начало созданию японских концессий в Советской России было положено заключением Конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией (20 января 1925 г.), в ст. VI которой было установлено следующее: «В интересах развития экономических отношений между обеими странами и принимая во внимание нужды Японии в отношении естественных богатств, Правительство Союза Советских Социалистических Республик готово предоставить японским подданным, компаниям и ассоциациям концессии на эксплуатацию минеральных, лесных и других естественных богатств на всей территории Союза Советских Социалистических Республик»[6]. В Протоколе «Б» к конвенции определены общие (базовые) условия для концессионных соглашений (срок действия, процент отчисления от объема выработки в качестве платы за пользование концессией, соблюдение действующего советского законодательства, включая трудовое, и др.)[7].

14 декабря 1925 г. в Москве были заключены дополнительные соглашения, давшие старт японской концессионной деятельности в СССР (первоначально было заключено два договора на угольные концессии и один — на нефтяную концессию на северном Сахалине).

Японские концессии были не единственными в СССР. Кроме них существовали концессионные предприятия Англии, США и Германии, а также Скандинавских стран. Однако японские концессии в итоге оказались самыми масштабными и просуществовали дольше других, вплоть до 1944 г., когда были закрыты последние угольные и нефтяные концессии на Сахалине.

Так, уже к концу 1927 г. Япония заняла седьмое место по объему иностранных концессионных капиталов и четвертое (среди десяти крупнейших иностранных концессионеров) — по числу созданных предприятий (семь: шесть в добывающей промышленности и одно — в лесной). К середине 1930;х гг. Япония оставалась одним из немногих иностранных государств, сохранивших на территории СССР свои концессионные предприятия (по данным на 1 января 1936 г. из одиннадцати сохранившихся иностранных концессий Токио принадлежали четыре)[8].

Всего в разное время Японией было заключено одиннадцать концессионных соглашений с Советским Союзом (все на Дальнем Востоке): три угольные, одна нефтяная, четыре рыбные, одна лесная и две на золотодобычу, из которых реально действовали четыре (две угольные, нефтяная и рыбная). Главными из них — и по экономическому, и по политическому значению — были северо-сахалинские угольные и нефтяная концессии, учрежденные первыми в декабре 1925 г.

Следует отметить, что добыча концессионного угля и нефти для Японии облегчалась тем, что у нее уже был опыт добычи полезных ископаемых на северном Сахалине в 1920—1925 гг. (во время японской оккупации северной части острова).

Политическое значение сахалинских концессий состояло в том, что добытые уголь и нефть практически полностью шли на нужды японской армии: уголь направлялся на железоделательные заводы «Комаиси Кодзан» и «Муроран Сейкосё», выполнявшие военные заказы, а основными потребителями нефти были военно-морской флот и авиация.

Всего за время работы концессий было добыто и отправлено в Японию более 1 млн т угля и более 2,3 млн т высококачественной сырой нефти.

Несмотря на значительно ухудшившиеся после 1937 г. (новая агрессия Японии против Китая) советско-японские отношения и неоднократные попытки советского правительства расторгнуть концессионные соглашения, северо-сахалинские угольные и нефтяные концессии просуществовали практически до конца Второй мировой войны и были окончательно ликвидированы в 1944 г. (практически столь же долго, вплоть до начала войны, продолжала свою деятельность японская рыболовная концессия — компания «Нитиро Ге Ге»)[9].

Что касается современного этапа развития российско-японских экономических отношений, то можно констатировать, что они во многом остаются на том же «исторически невысоком» уровне, о котором говорилось вначале.

Россия занимает в международной торговле Японии незначительное место, традиционно входя в безымянную группу «Другие государства» во внешнеторговой статистике; что касается РФ, то хотя Япония и входит в десятку наших крупнейших торговых партнеров, товарооборот с Японией традиционно составляет скромные 4% (+/—) внешнеторгового оборота России.

Примерно то же самое наблюдается в инвестиционной сфере: объем японских прямых инвестиций в российскую экономику составляет, по данным за 2013—2014 гг., 4% от общего объема иностранных капиталовложений с общим объемом накопленных ПИИ 2,5 трлн долл.[10].

Японские фирмы до сих пор не могут наладить прочные деловые отношения в России и странах СНГ, уступая здесь многим, и, прежде всего, европейским компаниям. Причина — все та же политика (кроме «территориального вопроса», в последнее время к ней добавилось участие Токио в антироссийских санкциях), приводящая к излишней осторожности и перестраховке японских компаний, не получающих соответствующей поддержки от правительства, играющего традиционно большую роль в формировании ключевых направлений развитии японского бизнеса.

В этом смысле японской экономической дипломатии предстоит еще немало сделать для выработки новых подходов, преодолеть косность и стереотипы мышления прошлого (и в первую очередь наконец-то «развести» политику и экономику), чтобы еще больше не отстать от конкурентов в современном быстро меняющемся и не терпящем «инерции» мире. Ведь, как бы то ни было, территориальная близость Японии к российскому Дальнему Востоку, который всегда был одним из главных объектов японских интересов, и наличие у каждой из стран товарных и иных ресурсов, представляющих интерес для другой стороны, создавали и создают благоприятные условия для широкого развития торгово-экономических отношений.

  • [1] Япония: справочник / под общ. ред. Г. Ф. Кима [и др.]. М.: Республика, 1992. С. 108.
  • [2] История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920—1990 гг. / под ред.А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1996. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/history_world_econom/02.php (дата обращения: 01.10.2017).
  • [3] В отличие от стран Западной Европы, Японии не была предоставлена помощь, подобная Плану Маршалла, и страна должна была восстанавливать экономику собственными силами. Запад ограничился гуманитарной помощью в размере 2,2 млрд долл., чторавнялось «вливаниям» в Западную Германию. Кроме того, были сведены к минимумурепарации, наложенные на Японию после окончания Второй мировой войны.
  • [4] В частности, см.: Итоги внешней торговли России за 1895—1913 гг. Пг., 1915.
  • [5] Советско-японские отношения (1950—1980;е гг.). URL: http://mydocx.ru/10−97 797.html (дата обращения: 01.10.2017).
  • [6] В частности, см.: Итоги внешней торговли России за 1895—1913 гг.
  • [7] Документы внешней политики СССР. Т. 8. М., 1963. С. 70—75.
  • [8] БСЭ. Т. 34. 1937. С. 182.
  • [9] Кошкарева С. Г. Предпринимательская деятельность японских рыбопромышленников на Северо-Востоке Советского государства (1920;е гг.) // Пятые Международныеисторические и Свято-Иннокентьевские чтения «К 270-летию выхода России к берегамАмерики и начала освоения Тихого океана (1741—2011)». Петропавловск-Камчатский, 2012. С. 155; Кошкин А. А. Японский фронт маршала Сталина. Тень Цусимы длиноюв век. М.: Олма-Пресс, 2004. С. 228—230.
  • [10] Итоги внешней торговли России в 2015 году: цифры и факты: URL: http://проезд.рф/апа1унс8/ге8еагс11/32 060;по§ Тупе81теу-к^оуК-ро58п-у-2015;зос1и-18Йруч-(а1ау.1ит1(дата обращения: 01.10.2017); Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/foreign/index.html# (дата обращения: 01.10.2017).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой