Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема Памяти в творчестве И. А. Бунина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степун Ф. А. Ив. Бунин — Литература русского зарубежья. Антология. Т.З. (1931;1935). М., 1997. С.438−439. началу века, все же не кажутся мемуарными, а современными"23. «Современность», «немемуарность» бунинских рассказов, считает критик, отдаленное и непрямое следствие тех потрясений, через которые прошел писатель, оказавшись за пределами любимой им России, тех тяжелых переживаний, мук… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема Памяти в творчестве И. Бунина 1910-х годов
  • ГЛАВА 2. Проблема Памяти в творчестве И. Бунина эпохи эмиграции. Книга «Освобождение Толстого» как её философское обоснование
  • ГЛАВА 3. Роман «Жизнь Арсеньева» и проблема Памяти
  • ГЛАВА 4. Художественный мир рассказов книги «Темные аллеи». Проблема Памяти в рассказе «Чистый понедельник»

Проблема Памяти в творчестве И. А. Бунина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Творчество И. А. Бунина занимает особое место в русской литературе XX века. Оно во многом связано с идейно-художественными принципами и традициями русской литературы XIX века. Но традиции русской литературной классики, которые Бунин хотел сохранить в своем творчестве, воспринимались им уже через призму сложного переходного времени, в котором он жил. Ощущение «грани времен», гибели старой дворянской культуры во многом определило трагическую тональность творчества писателя.

О Бунине хорошо сказал М. Горький, который был одним из тех, кто сразу оценил талант Бунина и считал его лучшим русским писателем и поэтом эпохи: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души"1. Л. Толстой сказал об одном из его ранних рассказов: «Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего"2. А Чехов незадолго до смерти просил передать Бунину, что из него «большой писатель выйдет».

Свои самые совершенные вещи в прозе Бунин написал в эмиграции. Важнейшим событием в зарубежной жизни Бунина было присуждение ему в 1933 г. Нобелевской премии. Но в Советском Союзе он был тогда оценен немногими.

1 Цитируется по: Бабореко А. К. И. А. Бунин: Материалы для биографии (с 1870 по 1917). М., 1983. С. 181.

2 Михайлов О. Н. И. А. Бунин. Жизнь и творчество: Литературно-критический очерк. Тула, 1987. С. 11.

В 1920;1930;е годы эмигрантская литература вообще (и соответственно, творчество Бунина) была объявлена идеологически враждебной мировоззрению советских людей, после чего последовали запретительные меры: произведения писателей-эмигрантов исчезли из библиотек, в историко-литературных работах их творчество начали трактовать как явление «буржуазного распада», начавшегося ещё до Октября и логически завершившегося неприятием всего советского — Советской власти, советской идеологии, советской литературы. Такое отношение к эмигрантской литературе в советском литературоведении было и в 1940;е и в 1950;е годы, вплоть до «оттепели» 1960;х годов, когда возрос интерес к литературе конца XIX — начала XX в. — «серебряному веку» русского искусства, и в этой связи и к творчеству писателей-эмигрантов как продолжателей его традиции.

И.Бунин эмигрантского периода был «открыт» соотечественниками уже после его кончины. Первое советское издание его сочинений состоялось в 1956 году. И лишь с этого времени началась более или менее систематическая публикация произведений Бунина, включая эмигрантские, воспоминаний современников о его жизни и творчестве, исследовательских статьей.

На первоначальном этапе большую работу по собиранию текстов Бунина, подготовке их к печати и изданию провели Л. Никулин, П. Вячеславов, А. Тарасенков, Н. Смирнов, Л.Афонин. В 1960;80-е годы в литературоведении и критике все более активно изучалось творчество И. Бунина эмигрантских лет. В 1965;1967 годах благодаря личным усилиям А. Т. Твардовского было издано собрание сочинений в 9-ти томах. «Бунин — по времени последний из классиков русской литературы, чей опыт мы не имеем права забывать. — писал о Бунине Твардовский. — Перо Бунинаближайший к нам по времени пример подвижнической взыскательности художника, благородной сжатости русского литературного письма, ясности и высокой простоты, чуждой о мелкотравчатым ухищрениям формы ради самой формы.». В 1960;е годы, наряду с многочисленными статьями, стали выходить книги о И.Бунине. В первую очередь следует назвать книгу.

A.К.Бабореко «И.А.Бунин"4, очерки творчества писателя.

B.Афанасьева «И.А.Бунин"5 и О. Михайлова «Иван Алексеевич Бунин"6. В книге «И.А.Бунин» А. Бабореко систематизировал многочисленные материалы о жизни и творчестве И.Бунина. Он подробно освещает жизнь Бунина до отъезда из России, а в главе «Последние дни» прослеживает основные вехи судьбы писателя с начала 20-х годов до кончины. О. Михайлов в своей книге наблюдает за судьбой «строгого таланта» в социальной и историко-литературной среде. Он характеризует эстетические, общественные позиции Бунина и его место в литературной жизни России и эмиграции. О. Михайлов показывает национальное своеобразие творчества писателя, глубокое знание Буниным народной жизни и неизменную, трагическую любовь его к России.

Твардовский А. О Бунине — Бунин И. А. Собр. соч. в 9-ти томах, 19 651 967, Т.1. С. 48.

4 Бабореко А. К. И. А. Бунин: Материалы для биографии (с 1870 по 1917). М, 1967.

5 Афанасьев В.И. А. Бунин: Очерк творчества. М., 1966.

6 Михайлов О. Иван Алексеевич Бунин: Очерк творчества. М., 1967.

В 1969 году вышла книга А. Волкова «Проза Ивана Бунина». Анализируя рассказы и повести, особенно характерные для художественного метода писателя, автор пытается раскрыть своеобразие реализма прозы Бунина.

В 1970;е годы А.А.Нинов8, В.А.Гейдеко9, Р.С.Спивак10 и другие ученые в историко-сопоставительных исследованиях сравнивали эстетические взгляды Бунина и Л. Толстого, А. Чехова, М.Горького. В этом измерении Бунин выступал наследником и завершителем классических традиций русской литературы XIX века. В частности, в своей книге А. А. Нинов полагает, что «подробности взаимоотношений Горького и Бунина имеют не только биографический интерес. Осмысленные в общей исторической перспективе, они составляют важнейшую страницу истории русской литературы, русского реализма XX века"11.

Со временем изучение жизненной и творческой судьбы Бунина в советском литературоведении развивалось. В 1973 году вышел 84-й.

1 о том «Литературного наследства», посвященного творчеству И.Бунина. Материалы, помещенные в книге, позволяют осмыслить п.

Волков А. Проза Ивана Бунина. М., 1969.

8 Нинов A.A. М. Горький и Ив. Бунин: История отношений. Проблемы творчества. Л., 1973.

9 Гейдеко В. А. Чехов и Ив.Бунин. М., 1976.

10 Спивак Р. Принципы худ. конкретизации в творчестве Л. Толстого и И.Бунина. Деталь — Ученые записки (Пермский гос. ун-т им. Горького). Пермь, 1968, № 193, Литературоведение.

11 Нинов A.A. М. Горький и Ив. Бунин: История отношений. Проблемы творчества. Л., 1973. С. 20.

12 Литературное наследство. Ив.Бунин. Т. 84, кн. 1, 2, М., 1973. драматизм судьбы писателя, дают сведения для прояснения его философско-эстетических взглядов, позволяют уточнить существенные особенности его творческого метода.

В работах А. Ачатовой, Л. Выготского, Б. В. Аверина, Л. Н. Долгополова, Л. В. Крутиковой, Н. М. Кучеровского,.

О.В.Сливицкой, Л. Никольской, Л. Смирновой и других исследователей рассмотрены важнейшие особенности мировосприятия и поэтики писателя (см. Библиографию). В последнее время в России появилось особенно много книг, посвященных жизни и творчеству Бунина, вышедщих в свое время за рубежом. В 1990 году вышло переиздание «Грасского дневника» Галины Кузнецовой, которая с конца 20-х до начала 40-х гг. жила в доме Буниных во Франции. С ней делился Бунин «секретами мастерства», новыми замыслами, рассказывал об истории создания своих произведений, о том, что осталось за страницами книг. Благодаря этому дневнику многое раскрывается в личности Бунина и в «технологии» его творчества.

2. Кроме названных книг, исследований общего характера в последние годы появились работы, в которых в той или иной мере рассматривалась проблема Памяти в творческом сознании Бунина, проблема, являющаяся центральной в нашей диссертации.

В 1994 году издательство «Посев» выпустило книгу Ю. Мальцева «Иван Бунин», в которой большое внимание уделяется и проблеме Памяти в творчестве Бунина. Ю. Мальцев, в частности, говорит, что «Жизнь Арсеньева» — это не воспоминание о жизни, а воссоздание своего восприятия жизни и переживание этого восприятия (то есть «восприятие восприятия»). «Жизнь сама по себе как таковая вне ее апперцепции и переживания не существует, объект и субъект слиты неразрывно в одном едином контексте, поэтому я (Ю.Мальцев — Р.Ч.Х.) и осмеливаюсь назвать «Жизнь Арсеньева» первым русским феноменологическим романом («ego.

13 cogito cogitata qua cogitata") .

Память в романе есть очень трудный и напряженный творческий процесс, считает Мальцев, ибо она устраняет фиктивное, шаблонно установившееся у нас представление о прошлом и воссоздает его подлинный образ. «Прошлое заново переживается в момент писания, и потому в романе Бунина мы находим не мертвое «повествовательное время» традиционных романов, а живое время повествователя, схваченное и зафиксированное во всей своей неотразимой непосредственности"14.

Сам Бунин довольно четко сознавал новый характер своего хронотипа. Об этом свидетельствует, например, его разговор с Кузнецовой: «Говорили о романе, как. писать его новым приемом, пытаясь изобразить то состояние мысли, в котором сливаются настоящее и прошедшее, и живешь и в том и в другом одновременно"15.

В настоящее время проблема Памяти в связи с проблемой времени, считают многие критики, приобретает важное значение для понимания творчества Бунина, его взглядов на искусство, природу творчества. И. Д. Альберт в статье «Проблема памяти в системе этико-философских и эстетических взглядов И.А.Бунина» подчеркивает,.

13 Мальцев Ю. Иван Бунин. Франкфурт на Майне — Москва, 1994. С. 305.

14 Там же. С. 305.

15 Бабореко А. Новые материалы об И. А. Бунине — Вопросы литературы и фольклора. Воронеж, 1972. С. 187. что «Бунин никогда не претендовал на то, чтобы быть теоретиком. Но его суждения складываются в определенную (при всей своей противоречивости и сложности) систему эстетических, философских, этических воззрений, и проблема Памяти входит в неё как всепроникающее и цементирующее начало"16.

А.Т.Твардовский называл Бунина «великим знатоком «механизма» человеческой Памяти. властно вызывающим в нашей душе канувшие в небытие часы и мгновения, сообщающим им новое и новое повторное бытие и тем самым позволяющим нам охватить нашу жизнь на земле в её полноте и цельности, а не ощутить её только быстрой, бесследной и безвозвратной пробежкой по годам и десятилетиям"17.

Обостренный интерес к проблеме Памяти был сопряжен с актуализацией категории времени. Как отметил современный исследователь, «время приобретает особое значение и как тема, и как принцип конструкции произведения, и как категория, вне которой невозможно воплощение художественного замысла"18. Здесь В. Иванов связывает категорию времени с протестом человеческой культуры против смерти и разрушения, то есть против тех ограничительных рамок, в какие поставлены природой человеческая жизнь и все живое. Это была та проблема, которая всю жизнь.

16 Альберт И. Д. Проблема памяти в системе этико-философских и эстетических взглядов И. А. Бунина — Вопросы русской литературы. Львов, 1983. № 1 (41). С. 114.

17 Твардовский А. О Бунине — Бунин И. А. Собр. соч. в 9-ти томах. М., 1965;1967, Т.1.С.36.

18 Иванов В. В. Категория времени в искусстве и культуре XX века — Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 39. волновала Бунина. И. Альберт справедливо считает, что бунинские раздумья о Памяти по-своему включались и в сложные философско-психологические и философско-эстетические споры эпохи.

У Бунина мир вызывает две основные эмоции: прекрасноеужасное, служащие истоком философских концепций и религий, которые должны, но не могут дать человеку ответ о смысле жизни. В рассказе «Сны Чанга» воплощены две глубинные человеческие интуиции: «Две правды на свете, постоянно сменявшие друг друга: первая та, что жизнь несказанно прекрасна, другая — что жизнь мыслима лишь для сумасшедших"19. Но в конце рассказа Бунин разрешает проблему, утверждая некую третью правду, «снимая» извечное, казалось бы, противоречие двух жизнеощущений. Правду уже неизменную, не подверженную времени. Но она не открывается человеку с определенностью и ясностью нравственных правил. Она только предчувствуется, и не только человеком, а всем живым. В этом мире человеку она так же недоступна, как и собаке. Ее знает лишь Бог, а все живое, в том числе и человек, может только в какие-то редкие мгновения жизни ощущать ее присутствие. Только с помощью Памяти человек в мире Бунина может преодолеть время. «Сны Чанга» написаны в 1916 году, еще задолго до эмиграции Бунина, но уже тогда Бунин как бы нашел жизненную и творческую основу, которая станет для него опорой в годы разлуки с родиной.

Бунин сознательно подчеркивал, что Память художника является неиссякаемым источником творчества, ибо, по справедливому утверждению Б. В. Аверина, «в воспоминании.

19Бунин И. А. Собр. соч. в 9-ти томах. М., 1965;1967, Т.4. С. 371. В дальнейшем ссылки на это издание даются в диссертации с обозначением тома и страницы в тексте. действительность преображается, и преображение действительности в воспоминании адекватно процессу преображения её в художественном произведении, то есть действительность, превратившаяся в воспоминание, — эстетика".20.

Тема Памяти в творчестве позднего Бунина, как говорилось, важна для проникновения в сущность его эстетики и творчества.

Если пространственное познание мира протекает строго во времени, то эстетическое — по Бунину, — независимо от времени,.

21 преодолевает его и даже саму смерть.". Ф. Степун говорит, что «в сущности, каждый подлинный художник — творец „вечной Памяти“, а великое подлинное искусство — прообраз и предвосхищение в земных условиях последней мистерии, обещанной нам, мистерии воскресения наших неустанно во времени умирающих дней к вечной жизни в преображенной плоти. несбереженное Памятью прошлое проходит во времени, сбереженное — обретает вечную жизнь. Память никогда не спорит со временем, потому что она над ним властвует. Возвышаясь над временем, она (Память — Р.Ч.Х.) естественно возвышается над всеми измерениями его, над прошлым, настоящим и будущим» .

Как пишет М. Иофьев, бунинские «рассказы, помеченные 30-ми и 40-ми годами, в то время как действие их относится чуть ли не к.

20 Аверин Б. В. Из творческой истории романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева — Бунинский сборник. Орел, 1974. С. 73.

21 Михайлов О. Н. Строгий талант. М., 1976. С. 208.

22 Степун Ф. А. Ив. Бунин — Литература русского зарубежья. Антология. Т.З. (1931;1935). М., 1997. С.438−439. началу века, все же не кажутся мемуарными, а современными"23. «Современность», «немемуарность» бунинских рассказов, считает критик, отдаленное и непрямое следствие тех потрясений, через которые прошел писатель, оказавшись за пределами любимой им России, тех тяжелых переживаний, мук ностальгии, которые преследовали его. С точти зрения техники, средств выражения эта немемуарность проявилась в форме своеобразного преодоления времени, смещения временных пластов, образующих единый «поток сознания», в котором, погружаясь в разновозрастные впечатления, путешествует вспять рассказчик.

По мнению Л. Долгополова, рассматривавшего «Жизнь Арсеньева», сам факт обращения Бунина к автобиографической хронике явился для писателя бессознательной попыткой реализации буддийского понятия «перевоплощения». «Известно, что в личном восприятии Бунина жизнь была постоянной «борьбой со смертью» и что он сам боялся смерти. Работа над автобиографическим романом.

24 как бы отодвигала смерть, создавая иллюзию нового рождения" .

Однако при всей значимости проведенных наблюдений и сделанных учеными выводов о проблеме Памяти в творческом сознании Бунина все же остается ощущение какой-то неполноты исследования. В современных работах проблема Памяти в творчестве Бунина особенно эмигрантского периода — одна из наиболее сложных и неразработанных проблем, которая ждет своего систематического истолкования.

Иофьев М. Поздняя новелла Бунина — Иофьев М. Профили искусства. М., 1965. С. 288.

24 Долгополов Л. К. Литературное движение века и Иван Бунин. — На рубеже веков. Л., 1977. С. 319.

В настоящей работе ставится задача исследовать проблему Памяти в творчестве И. А. Бунина. Рассматриваются его роман «Жизнь Арсеньева» и рассказы книги «Темные аллеи».

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. В первой главе рассматривается проблема Памяти в творчестве И. Бунина 1910;х годов.

Вторая глава диссертации посвящена проблеме Памяти в творчестве И. Бунина эпохи эмиграции. Анализируется книга «Освобождение Толстого» как её философское обоснование. Творчество Бунина этого периода рассматривается как «поэтическое преображение прошлого в Памяти» (9, 366).

Третья глава — «Роман „Жизнь Арсеньева“ и проблема Памяти». В ней рассмотрена эстетическая функция Памяти в романе.

В четвертой главе анализируется художественный мир рассказов книги «Темные аллеи». Особо выделена проблема Памяти в рассказе «Чистый понедельник».

В заключении обозначена проблема Памяти в творчестве писателей-эмигрантов-современников И. Бунина, прежде всего Б. К. Зайцева, А. И. Куприна, И. С. Шмелева, для которых Память была, как для Бунина, одной из важнейших эстетических категорий. Силой Памяти в своих произведениях они тоже «переносили» прошлые события, в которых они сами принимали участие, в современность. Мир прошлого тесно соприкасался в их творчестве с миром современной действительности. Анализ проблемы Памяти в творчестве эмигрантского периода этих писателей показывает, какую важную роль играла Память и в их художественном сознании.

1. Бунин И. А. Собр. соч. в 9 т.т., М., 1965 1967.

2. Бунин И. А. Собр. соч. в 6 т.т., М., 1987 1988.СТАТЬИ И МОНОГРАФИИ.

3. Аверин Б. В. Из творческой истории романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» Бунинский сборник. Орел, 1974.

4. Адамович Г. Б. Одиночество и свобода. М., 1996.

5. Адамович Г. Б. Бунин. Воспоминания Крейд В. Дальние берега. М., 1994.

6. Аксенова Е. М. Художественное выражение позиции писателя. Владимир, 1959.

7. Алданов М. О Бунине Новый журнал. Нью-Йорк, 1953, кн.35.

8. Альберт И. Д. Традиции. Память. Творчество. И. Бунин: завещанное и новое. Львов, 1995.

9. Антонов С. От первого лица. (Рассказы о писателях, книгах и словах), ст. третья (И.Бунин «Жизнь Арсеньева») Новый мир. 1973, № 2.

10. Афанасьев В. Н. О некоторых чертах поздней лирической прозы И. Бунина Известия АН СССР. Серия лит-ры и языка. М., 1970. Т. 29, вып.6.

11. Афанасьев В. Н. И. А. Бунин: Очерк творчества. М., 1966.

12. Афанасьев В. Н. А. И. Куприн. М., 1960.

13. Ачатова A.A. Из наблюдений над лирической прозой И. А. Бунина Ученые записки Томского ун-та. 1973. № 83.

14. Ачатова А. А Концепция личности художника в романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева» Труды Томск, ун-та. 1974. Т.252.

15. Ачатова A.A. Поздняя литературная новелла И. А. Бунина (К вопросу композиции) Изв. Воронеж, пед. ин-та. 1971. Т.114.

16. Бабичева Ю. В.

Литература

в годы реакции. История русской литературы: литература конца XIX — начала XX века. Т.4. Л., 1983.

17. Бабореко А. К. И. А. Бунин: Материалы для биогр. (с 1870 по 1917). М., 1983.

18. Бабореко А. К. Грасский дневник Предисловие. М., 1991.

19. Бабореко А. К. Типы и прототипы (Неизвестные материалы о Бунине) Вопросы литературы. 1960, № 6.

20. Бабореко А. К. Последние годы Бунина Вопросы литературы, 1965, № 3.

21. Бахрах А. Из разговоров с Буниным Нева. Спб., 1993. № 8.

22. Бахрах А. Бунин в халате Слово. М., 1990. № 10.

23. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. -Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

24. Бахтин М. М. Формы времени и хронотипа в романе. Очерки по исторической поэтике Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

25. Берберова Н. Курсив мой: Автобиография. М., 1996.

26. Бердникова O.A. Концепция творческой личности в прозе И. А. Бунина: Автореф. дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1992.

27. Бунджулува Б. «Жизнь Арсеньева» как энциклопедия бунинского стиля Болг. Русистика. София, 1993. № 4.

28. Бунин И. А. Устами Буниных: Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы: В 3 т.т. Под ред. М. Э. Грин. Франкфурт на — Майне, 1977, 1981, 1982.

29. Бунин И. А. Воспоминания. Paris, 1950.

30. Бунин И. А. Материалы межвузовской научной конференции, посвященной творчеству И. А. Бунина в октябре 1969 в Елецком пед. инст. Воронеж, 1972.

31. Бунин И. А. Вернись на родину душа. Орел, 1995.

32. Бунин И. А. Творческое наследие И. А. Бунина и мировой литературный процесс. Орел, 1995.

33. Бунин И. А. Перечитывая Куприна Литература русского зарубежья. Антология, т.4. М., 1998.

34. Бунин И. А. В кн.: Литературная энциклопедия Русского Зарубежья (1918;1940). М, 1997.

35. Василевская О. Отверженная Россия Бунин И. А. Великий дурман: Неизвест. страницы. М., 1997.

36. Вихрян O.E. Художественное слово И. А. Бунина Русская речь. М, 1987.

37. Вихрян O.E. Языковые средства выражения авторской модальности в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: Автореф. дис.. канд. филол. наук, Ун-т дружбы народов им. П.Лумумбы. М., 1990.

38. Вишняк М. И. С. Шмелев Крейд В. Дальние берега. М., 1994.

39. Волков A.A. Проза И.Бунина. М., 1969.

40. Волков A.A. Творчество А. И. Куприна. М., 1981.

41. Волынская Н. И. К проблеме героя в романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева» Филологические науки. М., 1966. № 1.

42. Воропаева Е. Жизнь и творчество Бориса Зайцева Б. К. Зайцев. Соч.: В 3 т.т., Т.1.М., 1993.

43. Врангель Л. Воспоминание об А. И. Куприне Крейд В. Дальние берега. М., 1994.

44. Газер И. Д. О своеобразии лиризма в новеллах БунинаВопросы русской литературы, 1971, № 1.

45. Газер И. Д. Забытая статья И. А. Бунина об искусстве Вопросы русской литературы. 1971, № 2.

46. Гей Н. К. Поэтическое время и пространство Гей Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975. гл. 6.

47. Гейдеко В.А. А. Чехов и Ив.Бунин. М., 1987.

48. Гейдеко В. А. Толстовство в творчестве Бунина Бунинский сборник. Орел, 1974.

49. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1977.

50. Генри Питер (Великобритания). «Дорогой собрат .» (Константин Паустовский и Иван Бунин) Русская литература. Спб, 1996. № 3.

51. Гречнев В. Я. Цикл рассказов И. Бунина «Темные аллеи» (Психологические заметки) Русская литература. Спб, 1996. № 3.

52. Григорков Ю. А. И. Куприн (Мои воспоминания) Крейд В. Дальние берега. М., 1994.

53. Григорьева Н. В. Авторское пространство в книге Ивана Бунина «Темные аллеи». Киев, 1993.

54. Дмитриева Т. Г. Проблема национального характера в прозе И. А. Бунина И.А.Бунин и русская литература XX в: По материалам Меж. науч. конф. М., 1995.

55. Добровольский Ю. Литературно-критические взгляды И. А. Бунина. Киев, 1985.

56. Долгополов Л. К. На рубеже веков. Л., 1977.

57. Дроздецкая И. В. К типологии форм повествования в прозе И. А. Бунина Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1980.

58. Евстафьева Н. П. Своеобразие жанровых форм в книге И. А. Бунина «Темные аллеи». Харьков, 1990.

59. Евстафьева Н. П. О жанре и композиции лирической миниатюры в книге И. Бунина «Темные аллеи» Вестн. Харьк. ун-та, Харьков, 1989. № 329.

60. Евстафьева Н. П. Новелла и рассказ ведущие жанровые формы в книге И. А. Бунина «Темные аллеи» — Вопр. рус. лит. Львов, 1986. Вып. 1(47).

61. Зайцев Б. К. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Берлин, 1937.

62. Зайцев Б. К. Бунин: Очерк. Наше наследие. 1990. № 3.

63. Иванов В. В. Категория времени в искусстве и культуре XX века Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1979.

64. Иезуитова Л. А. Реалистическая литература 1890−1907 годовИстория русской литературы: литература конца Х1Х-начала XX века. Т.4.Л., 1983.

65. Иезуитова Л. А. В мире Бориса Зайцева Б.Зайцев. Земная печаль. Л., 1990.

66. Иезуитова Л. А. В поисках выражения «самого главного, самого подлинного, что есть в нас» «счастья жизни». Бунин в работе над рассказами: по материалам русского архива в Лидсе. -Русская литература. Спб, 1996, № 3.

67. Ильин И. А. О тьме и просветлении. Мюнхен, 1959 М., 1991.

68. Иофьев М. Поздняя новелла Бунина Иофьев М. Профили искусства. М., 1965.

69. Иссова Л. Н. Некоторые особенности структуры новеллы И. А. Бунина «Темные аллеи» Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз. сб., Калининград, 1974. Вып. 1.

70. Иссова Л. Н. Пространство и время в рассказах об эмиграции из цикла «Темные аллеи» И. А. Бунина: Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1976. Вып.З.

71. Казаркин А. Художественная переспектива в романе «Жизнь Арсеньева» Проблемы метода и жанра. 1977. Вып.4.

72. Калмановский Е. Иван Бунин. Эскиз к портрету. К столетию со дня рождения Звезда. Л., 1970. № 10.

73. Карпенко И. Н. Проблемы динамического и статического в прозе И. А. Бунина Изв. Воронеж, пед. ин-та. 1971. Т. 114.

74. Карпов И. П. Проза Ивана Бунина (Очерки авторства). М., 1996.

75. Келдыш В. А. Новое в критическом реализме и его эстетикеЛитературно-эстетические концепции в России конца XIXначала XX в. М., 1975.

76. Келдыш В. А. Русский реализм XX века. М., 1975.

77. Кожемякина Л. И. Отражение в прозе И. А. Бунина стихии объективной изобразительности русского реализма 1910;х годов Эволюция художественных форм и творчество писателя. Алма-Ата, 1989.

78. Кожемякина Л. И. Сюжетно-композиционная организация рассказов И. А. Бунина 1900;х и 1910;х гг. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Томск, 1983.

79. Кожемякина Л. И. Развитие традиций русской лирической прозы в творчестве И. Бунина Проблема традиции и новаторства в литературе и фольклоре. — Ижевск, 1990.

80. Колобаева Л. А. Проблема личности в творчестве И.А.БунинаКолобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа веков. М., 1990.

81. Котляр Л. В. Жизнь Арсеньева И.Бунин. Соб. соч. М., 1966. Т. У1.

82. Котляр Л. В. Художественная проза И. А. Бунина (1917;1953). Автореферат канд. дисс. М., 1967.

83. Кочетков А. К. Средства выражения эмоциональности и экспрессивности в языке И. А. Бунина (Сб. «Темные аллеи») -Изв. Воронеж, пед. ин-та. 1971. Т. 114.

84. Кривонос В. Ш. Душа города (Елец в творч. И. Бунина) Филол. зап. Воронеж, 1993. Вып. 1.

85. Крутикова Л. В. Иван Бунин История русской литературы: литература конца XIX — начала XX века. Т.4. Л., 1983.

86. Крутикова Л. В. Прочитан ли Бунин? Русская литература. Л., 1968. № 4.

87. Крутикова Л. В. «Жизнь Арсеньева» итоговая книга И. А. Бунина — Бунинский сборник. Орел, 1974.

88. Крутикова Л. В. А. И. Куприн. Л., 1971.

89. Кузнецова Г. Грасский дневник. М., 1995.

90. Кульбачук В. Р. Лишь слову жизнь дана (К 120-летию со дня рождения И.А.Бунина). М., 1991.

91. Курляндская Г. Б. Авторская позиция И. А. Бунина в романе «Жизнь Арсеньева» Бунинский сборник. Орел, 1974.

92. Кучеров^кий Н.М. «Деревня» И. А. Бунина в критике 1910;х годов и эстетическая концепция жизни в его прозе Страницы истории русской лит. Калуга, 1969.

93. Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза (1887−1917). Тула, 1980.

94. Линков В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И.Бунина. М., 1989.

95. Лобанова Т. К. Ориентальная проза И. Бунина и духовно-эстетическое наследие народов Востока Русская литература и Восток. Ташкент, 1988.

96. Любимов Н. Образная память (Искусство Бунина) Бунин И. А. Собр. соч.: В 4-х т. М., 1988. Т. 4.

97. Лявданский Э. К. Роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Л., 1974.

98. Лявданский Э. К. К Вопросу об источниках автобиографического романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» -XXV Герценовские чтения. Литературоведение. Краткое содержание докладов. Л., 1972.

99. Лявданский Э. К. К творческой истории романа И. А. Бунина. «Жизнь Арсеньева» (Рассказы 1890-х 1900;х годов как один из источников романа) — Жанры в советской лит-ре. Л., 1973.

100. Лявданский Э. К. Из истории текста романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньва» (Работа писателя над композицией произведения) Герценовские чтения. Научные доклады литературы. Л., 1973.

101. Мальцев Ю. В. Иван Бунин (1870−1953). Франкфурт на МайнеМосква, 1994.

102. Марченко T.B. Традиции русской классической литературы в прозе И. А. Бунина И.А.Бунин и русская литература XX в: По материалам Меж. науч. конф. М., 1995.

103. Марулло Т. Г. (США). Рассказ Бунина «Братья»: апология буддизма И. А. Бунин и русская литература XX в: По материалам Меж. науч. конф. М., 1995.

104. Материалы к творческой биографии Ивана Алексеевича Бунина. Волгоград, 1995.

105. Мелкова A.C. Толстой и Бунин (По материалам архива Л.Н.Толстого) Бунинский сборник. Орел, 1974.

106. Мескин В. А. Человек в круге бытия (О творчестве И. Бунина) -Рус. словесность. М., 1993. № 4.

107. Михайлов О. Н. Строгий талант. Иван Бунин: жизнь, судьба, творчество. М., 1979.

108. Михайлов О. Н. Литератута русского зарубежья. М., 1996.

109. Михайлов О. Н. Бунин и Толстой сб. «Л.Н.Толстой» (вып. 2). М., 1959.

110. Михайлов О. Н. Путь Бунина художника — Литературное наследство. И.Бунин. Т.84. Кн. 1, М., 1973.

111. Михайлов О. Н. Вступ. ст. Шмелев И. С. «Лето Господне». М., 1988.

112. Михайлов О. Н. Исповедь Алексея Арсеньева Сибирские огни. 1962, № 1.

113. Мраморов О. Иван Бунин перед загадкой русской душиНовый мир. М., 1995. № 9.

114. Муратова-Логинова Т. Д. Живое прошлое Литературное наследство. И.Бунин. Т.84. Кн. 2. М., 1973.

115. Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989.

116. Нефедов В. В. Бунин как художник (Предшественники, современники, наследники). М., 1991.

117. Николаев Д. Д. Проза И. Бунина первой половины 1920;х годовИ.А.Бунин и русская литература XX в.: По материалам Меж. науч. конф. М., 1995.

118. Никольская Л. Д. Лирическое и эпическое в повести Бунина. «Жизнь Арсеньева» Самаркандский ун. им. А.Навои. Науч. кон. профессорско-преподавательского состава, 24-ая 1967. «Материалы.» Самарканд, 1968.

119. Никонова Т. А. Тема России и русской культуры в произведениях И. Бунина периода эмиграции. Постановка проблемы Воронежский край и зарубежье. Воронеж, 1992.

120. Никулин Л. Роман или автобиография? («Жизнь Арсеньева» И.А.Бунина) Москва. М., 1961. № 7.

121. Никулин Л. Чехов. Бунин. Куприн. Литературные портреты. М., 1960.

122. Нинов А. М. Горький и Ив. Бунин. Л., 1984.

123. Одоевцева И. В. На берегах Сены Одоевцева И. В. Избранное. М., 1998.

124. Осьминина Е. А. Галатея Ивана Бунина И. А. Бунин и русская литература XX в.: По материалам Меж. науч. конф. М., 1995.

125. Ошар Клер (Франция). «Окаянные дни» как начало нового периода в творчестве Бунина Русская литература. 1996. № 4. Спб.

126. Павловский А. И. К характеристике автобиографической прозы русского зарубежья: Бунин, М. Осоргин, В. Набоков) Русская литература. Спб., 1993. № 3.

127. Панкратов В. А. Эстетическая проблематика в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» Внутренняя организация художественного произведения. Махачкала, 1987.

128. Паустовский К. Г. Иван Бунин Паустовский К. Г. Лавровый венок. М., 1985.

129. Пильский П. И. А. Бунин Бунин И. А. Собр. соч.: В 8 т.т. М., 1994. Т. 2.

130. Рогачевская Е. Б. Художественное пространство аллей в творчестве И. А. Бунина Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь, 1992.

131. Роговин М. С. Философские проблемы теории памяти. М., 1966.

132. Романович А. (Италия). Проблема жизни и смерти в «Освобождении Толстого» Бунина Русская литература. Спб. 1996, № 4.

133. Ростовский Л. Роза Иерихона И. А. Бунин. Собр. соч. в 8 т.т. М., Т.4. 1995.

134. Русское литературное зарубежье. Воронеж, 1996.

135. Саакянц А. Проза позднего Бунина: Жизнь Арсеньева, Темные аллеи, Рассказы поздних лет Бунин И. А. Собр. соч.: В 6 т.т., Т.5.

136. СадыковаН.А. Проза И. А. Бунина. Душанбе, 1975.

137. Сарычев Я. В. Эстетический идеал И. Бунина в рассказе «Чистый понедельник» Край Воронежский: история и традиции. Воронеж, 1996. Вып .1.

138. Седых А. Далекие, близкие. М., 1995.

139. Сигов В. К. Народный характер и судьба России в творчестве И. А. Бунина И.А.Бунин и русская литература XX в.: По материалам Меж. науч. конф. М., 1995.

140. Сидякова Т. В. Жанровое своеобразие романа Бунина «Жизнь Арсеньева» Содержательность форм в художественной литературе. Самара, 1991.

141. Силантьев С. Е. Пересветов Е.Л. О ритме прозы Бунина («Темные аллеи») Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев, 1988.

142. Слепухов Г. Н. Пространственно-временная организация худ. произведения Науч. докл. высш. школы филол. науки. 1984. № 1.

143. Сливицкая О. В. Фабула-композиция-деталь бунинской новеллы. Бунинский сборник. Орел, 1974.

144. Сливицкая О. В. Реалистическая проза 1910;х годов История русской литературы: литература конца XIX — начала XX века. Т.4.Л., 1983.

145. Сливицкая О. В. Бунин и Восток (К постановке вопроса) Изв. Воронеж, пед. ин-та. 1971. Т.114.

146. Смирнова Л. А. Философско-эстетическая функция пейзажа И. Бунина Русская литература. Спб., 1984. № 4.

147. Смирнова Л. А. Реализм И.Бунина. М., 1984.

148. Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. М., 1991.

149. Смольянинова Е. Б. «Буддийская тема» в прозе И. А. Бунина. (Рассказ «Чаша жизни») Русская литература. Спб., 1996. № 3.

150. Соколов А. Г. Реализм И.А.Бунина История русской литературы. Конец XIX — начало XX. М., 1984.

151. Соколов А. Г. Писатели-реалисты поколения 1890−1910;х годовСоколов А. Г. Судьбы русской литературной эмиграции 20-х годов. М., 1991.

152. Солоухина О. В. О нравственно-философских взглядах И. А. Бунина Русская литература. Спб., 1984. № 4.

153. Сорокина О. Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994.

154. Спивак Р. Живая жизнь И. Бунина и Л. Толстого Ученые записки Пермского гос. ун-та. Пермь, 1967. № 155.

155. Спивак Р. Принципы худ. конкретизации в творчестве Л. Толстого и И.Бунина. Деталь Ученые записки (Пермский гос. ун-т им. Горького), Литературоведение, Пермь, 1968. № 193.

156. Спивак Р. Некоторые особенности структуры поздней новеллы И. А. Бунина Изв. Воронежского гос. пед. ин., Т. 114. Воронеж, 1971.

157. Спивак Р. И. Художественное время в поздней новелле И. БунинаРусская литература XX века (доокт. пер.). Калуга, 1973.

158. Степун Ф. А. Ив. Бунин Литература русского зарубежья. Антология. Т.З. М., 1997.

159. Струве Г. П. Русская литература в изгнании. Париж Москва, 1996.

160. Твардовский А. Т. О Бунине Бунин И. А. Собр. соч. в 9 т.т., М., 1965 — 1967. Т.1.

161. Удонова З. В. Временные аспекты повествования в реалистической прозе конца XIX начала XX в. (По рассказам И.А.Бунина) — Категория времени в художественной литературе. М., 1987.

162. Ум-Эль-Банин. В Париже после войны Слово. М., 1990. № 10.

163. Федулова Р. О некоторых особенностях языка И. Бунина («Темные аллеи») «Revue des Etudes Slaves», v. 55, fas.4, Paris, 1983.

164. Фостер JI. О композиции «Темных аллей» Русская литература. Спб., 1975, № 9.

165. Цетлин М. Иван Бунин. Роза Иерихона Литература русского зарубежья. Антология в шести томах. Т.1, кн.2. М., 1990.

166. Черный А. Роза Иерихона И. А. Бунин. Собр. соч. в 8 т.т., М., Т.4, 1995.

167. Чуковский К. Смерть, красота и любовь в творчестве Ив.БунинаНива. 1914. №№ 49−50.

168. Шешунова С. Бунин против критического реализма Вопр. лит. М., 1993. Вып.4.

169. Штерн М. С. Рассказ И. Бунина «Темные аллеи» (опыт системного анализа) Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе. Свердловск, 1990.

170. Эберт Криста (Германия). Образ автора в художественном дневнике Бунина «Окаянные дни» Русская литература. Спб., 1996. № 4.

171. Ясенский С. Ю. Пассеизм Бунина как эстетическая проблема. -Русская литература. Спб., 1996, № 4.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой