Проблема интермедиальности в повествовательной прозе Оскара Уайльда
Диссертация
Разные виды искусства могут сочетаться в одном произведении двумя способами. Во-первых, можно формально ограничиться упоминанием и элементарными сведениями о произведении искусства в тексте литературного произведения (для создания фона, атмосферы, определенного психологического эффекта, характеристики героя, окружения, ситуации). Такое слияние, соединение произведений разных видов искусств будет… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ИНТЕРМЕДИАЛЫЮСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ И МЕТОД АНАЛИЗА
- 1. 1. интермедиальность как явление в искусстве
- 1. 1. 1. Романтический синтез искусств как предтеча интермедиалъных отношений
- 1. 1. 2. Литература Англии и Франции: от романтического синтеза искусств к явлению интермедиалъности
- 1. 1. 3. Эстетизм Оскара Уайльда: осмысление интермедиалъных явлений в искусстве
- 1. 2. интермедиальность как теория анализа
- 1. 1. интермедиальность как явление в искусстве
- ГЛАВА 2. ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ПРОЗЫ ОСКАРА УАЙЛЬДА
- 2. 1. Синтез искусств в рассказах и сказках Оскара Уайльда
- 2. 2. Малые повествовательные формы: композиция, структура, художественный образ
- 2. 2. 1. Картина и текст: способы организации
- 2. 2. 2. Под знаком музыкальных форм
- 2. 2. 3. Архитектура храма — как способ моделирования художественного пространства
- 2. 3. Значение и роль интермедиальных элементов в поэтике писателя
- 2. 4. Портрет Дориана Грея: от романа о Художнике к роману-картине
- 2. 4. 1. «Роман о художнике»
- 2. 4. 2. Кисть, полотно и «рама для портрета»
- 2. 4. 3. От «романа-портрета» к «роману-картине»
Список литературы
- Уайльд, Оскар. В тюрьме и цепях. Послание (Epistola: in carcere et vin-culis). Новое издание «De profundis». (Пер. и вст. ст. Жирмунского В.М.) Л., 1924.
- Уайльд, Оскар. Избранное. (Сост. Бабенко В.) М., 1990.
- Уайльд, Оскар. Избранное. (Сост. Зверев А.) М., 1989.
- Уайльд, Оскар. Избранное. (Сост. Колесникова Б. И., Поддубный О.К.) М., 1992.
- Уайльд, Оскар. Избранные произведения в 2-х томах. (Сост. Пальцев Н.- Предисл. Аникст А.) Т. 2. М., 1993.
- Уайльд, Оскар. Письма. М., 1997.
- Уайльд, Оскар. Письма. СПб., 2000.
- Уайльд, Оскар. Полное собрание сочинений. (Под ред. К.Чуковского.) Т. 1−4. СПб, 1912.
- Уайльд, Оскар. Собрание сочинений в 3-х томах. (Сост. Дорошевич) Т. 1−3. М., 2000.
- Уайльд, Оскар. Я всего лишь гений. М., 2000.
- Абрамович Н. Я. Религия красоты и страдания. Оскар Уайльд и Достоевский. СПб, 1909.
- Аксельрод Л.И. Мораль и красота в произведениях О. Уайльда. Ивано-во-Вознесенск, 1923.16)17)18)19)20)21)22)23)24)25)26)27)28)29)30)31)
- Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.-Л., т. 2, 1949.
- Алпатов М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. М.-Л., 1940.
- Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. М.-Л., 1937.
- Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения.1. М., 1976.
- Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств: Избр. искусство-ведч. работы. Западно-европейское искусство. М., 1979. Альфонсов В. Н. Слова и краски. СПб, 2006.
- Английская и французская живопись к.19-нач.20вв.: Каталог выставки. Л., 1990.
- Аничков Е. Оскар Уайльд. // Аничков Е. Предтечи и современники. СПб., 1910.-С. 311−348.
- Аствацатуров А. Мир красоты и игры О. Уайльда: ст. //Уайльд О. Избранное. СПб., 2001. С. 5−27.
- Бабенко В. Паломник в страну прекрасного. //Уайльд О. Избранное. М., 1990.-С. 5−18.
- Баракина И. Речевая природа эгоцентрических высказываний как основа для выявления личностных свойств говорящего (на примере произведений О. Уайльда): ст. // Антропоцентризм в языке и речи. Вып. 8. СПб, 2003.-С. 12−21.
- Барт, Ролан. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. (Сост., общ. ред. и вст. ст. Косикова Г. К.) М., 1994.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. (Примеч. Аверинцева С. С. и Бочарова С.Г.) М., 1986.
- Бейкер, Фил. Оскар Уайльд: Главы из книги (Пер. Лубницкой О.).// Бейкер Ф. Абсент. М., 2002. С. 32−36.
- Бойко С. Оскар Уайльд. // Бойко С. Великие сказки мира. Ставрополь, 1997.-С. 266−282.48)49)50)51)52)53)54)55)56)57)58)59)60)61)62)63)64)
- Борхес X. Л. Об Оскаре Уайльде: Очерк. (Пер. Дубина П.) // Борхес Х. Л. Сочинения в 3-х томах. М., 1997. Т. 2, 1997. С. 69−72. Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж, 2004.
- Бочкарева, Изабелла. Страсти Оскара Уайльда: Эссе. // Пролог, № 3. М., 2000.-С. 118−144.
- Бэлза С. Роман жизни Оскара Уайльда. // Уайльд О. Избранное. М., 1989.-С. 5−28.
- Вагнер, Рихард. Избранные работы. (Сост. и коммент. Барсовой И. А. и Ошерова С.А.) (Вступ. ст. Лосева А.Ф.) М., 1978. Вагнер, Рихард. Избранные статьи. М., 1935. Вагнер, Рихард. Искусство и революция. Пг., 1918.
- Вагнер, Рихард. О музыке. Мысли. Афоризмы. Фрагменты. М., 1913. Вагнер, Рихард. Статьи и материалы. М., 1974.
- Валова О.М. Функция обрамления в сказках О. Уайльда.// Модели успеха. Тамбов, 2001. С. 44−45.
- Вельфлин, Генрих. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. М., 2002.
- Венгерова 3. Суд над О. Уайльдом. // Новая жизнь, 1912, № 11. С. 156−179.
- Верлен, Поль. Собрание стихов в переводе В. Брюсова. М., 1911.65)66)67)68)69)70)71)72)73)74)75)76)77)78)79)80)81)82)83)
- Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века. М., 1997.
- Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М., 1970.
- Герчук Ю.Л. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М., 1998.
- Грушевицкая Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.
- Грушевицкая Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.
- Европейская живопись 13−20 вв.: Энциклопедический словарь. М., 1999.
- Европейское искусство XIX века. Классицизм. Романтизм. СПб., 2005.
- Зверев А. Портрет О. Уайльда. // Уайльд О. Избранное. М., 1986. С. 3−20.
- Иконникова Е.А. Метафизика философской сказки Оскара Уайльда «Соловей и Роза»: ст. // Поэтика русской и зарубежной прозы. Тезисы доклада. Южно-Сахалинск, 2001. С. 13−15.
- Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Италия, Испания. М, 1996.
- Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Англия, Франция. М., 1996.
- Иллюстрированный мифологический словарь. Калиниград, 2001.
- Импрессионизм. (Альбом. Текст и сост. Котельниковой Т.Н.) М., 2003.
- Интермедиальность в русской культуре ХУШ-ХХ веков. СПб, 2008.
- Искусство Средних веков и Возрождения: Энциклопедия. М., 2001.
- История мирового искусства. (Под ред. Е. Сабашниковой). М., 1998.
- Кириллина Л.В. Бетховен и теория музыки 18-нач. 19 веков: Автореферат. М, 1989.
- Ковалев Ю.В. Оскар Уайльд и его сказки. // Wilde О. Fairy tales. M., 1979.-С. 5−19.
- Ковалева О.В. О. Уайльд и стиль модерн. М., 2002.
- Колесник С.А. О сказках Уайльда. — Поиски идеала (об эстетических взглядах Уайльда) // Ученые записки (Моск. обл. пед. инст-т). Т. 256, вып. 12. М., 1971. С. 234−250.
- Колесник С. А. Проза О. Уайльда. Автореферат. М., 1972.
- Комарова Н., Железнова М. Художники: краткий биографический словарь. М., 2003.
- Композиция и стиль художественного произведения: тематич. сб. науч. трудов. Алма-Ата, 1978.
- Коральник А. Уолтер Патер // Русская мысль, 1914. Кн. 7.
- Косиков Г. К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. Жан-Поль Сартр. Бодлер. М., 1993. С. 5−40.
- Куйбышев Б.И. Композиция и сюжетосложение: сб. ст. М., 1980.
- Лаврин С.Н. Сказки Оскара Уайльда в русской критике. // Мат. доклада итог. науч. конф. АТПИ: 4. II. Рус. Яз., Лит. Астрахань, 1998. С. 33−38.
- Лангеррак, Томас. Анализ одного стихотворения Мандельштама («Как светотени мученик Рембрандт») // Russian literature, 1993. Vol. 33 С. 289−298.
- Ланглад, Жак де. Оскар Уайльд, или правда масок. М., 1999.
- Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Пермь, 1986.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст — семиосфера -история. М., 1999.
- Лотман Ю.М. Избранные статьи: в Зх тт. Т. 3. Таллинн, 1993.
- Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб, 1998.
- Манн Ю. Динамика русского романтизма. М., 1995.
- Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.
- Михайлов A.B. Эстетические идеи немецкого романтизма // Эстетика немецких романтиков. М., 1987.
- Музыковедение и вопросы теории искусства: сб. ст. Ростов-на-Дону, 1975.
- Мурина Е.Б. Проблема синтеза пространственных искусств. М., 1982.
- Ницше, Фридрих. По ту сторону добра и зла. // Ницше, Ф. Избранные произведения. (Сост. Иванова М.Л.) Кн. 2. М., 1990.134)135)136)137)138)139)140)141)142)143)144)145)146)147)148)149)
- Патер, Вальтер (Пейтер, Уолтер). Воображаемые портреты. Марий-эпикуреецМ., 1916.
- Патер, Вальтер (Пейтер, Уолтер). Воображаемые портреты. Ребенок в доме. М., 1908.
- Патер, Вальтер (Пейтер, Уолтер). Ренессанс: очерки истории искусства и поэзии. М., 1912.
- Паустовский К.Г. Оскар Уайльд. // Паустовский К. Г. Близкие и далекие, М., 1967.-С. 226−229.
- Пахманн, Гедвига. Оскар Уайльд. Биографическая характеристика. СПб., 1913.
- Перси Биши Шелли. Избранные произведения. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Философские этюды. М., 1998.
- Порфирьева Т.А. Особенности поэтики Оскара Уайльда: Автореферат. М., 1983.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб, 1996. Пропп В. Я. Морфология сказки. СПб, 1997.
- Рёскин, Джон. Камни Венеции. СПб, 2009.
- Рёскин, Джон. Лекции об искусстве, читанные в Оксфордском университете в 1870 г. (Пер. П.С. Когана) М., 1900.
- Семиотика культуры: сб." ст. (Ред. Лотман Ю.М.) Тарту, 1981.
- Серо, О. Процесс Оскара Уайльда. (Пер. с нем. Осипов А.Н.) СПб, 1909.
- Символ в системе культуры: сб. ст. (Ред. Лотман Ю.М.) Тарту, 1987. Сказки английских писателей. Л., 1986.
- Структура диалога как принцип работы семиотического механизма: сб. ст. (Отв. ред. Лотман Ю.М.) Тарту, 1984.
- Структура и семиотика художественного текста: сб. ст. (Отв. ред. Лотман Ю.М.) Тарту, 1981. Суинберн А. Сад Прозерпины. СПб, 2003.
- Творчество О. Уайльда в коммуникативно-прагматическом аспекте викторианской эпохи: Уч. пос. (на англ. яз.). Рязань, 1999.
- Теоретическая поэтика: понятия и определения (Хрестоматия). (Авт.-сост. Тамарченко Н.Д.) М., 2002.
- Тишунина Н. В. Западно-европейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. СПб., 1998.
- Тишунина Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований. // Сб. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Вып. 12. СПб., 2001. С. 149−154.
- Тумбина О.В. Контраст и парадокс в повествовательной прозе Оскара Уайльда (к характеристике творческого метода писателя). Автореф. на соиск. учен. степ. к. филол. н. (10. 01.03). СПб., 2004.
- Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб, 2000.
- Успенский М.П. Японская гравюра. СПб, 2006.
- Фарино, Ежи. Семантические аспекты в поэзии и живописи. // Russian literature, 1993.
- Федоров A.A. Проза Оскара Уайльда и проблема творческой личности. // Федоров A.A. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети 19 в. Уфа, 1993. С. 86−130.
- Федоров A.A. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети XIX в. Уфа, 1993.
- Форма и стиль: сб. науч. трудов. Л., 1990.
- Ханмурзаев К.Г. Немецкий романтрический роман. Махачкала, 1998.
- Хачатурян Д.К. Словарь по искусству. Архитектура. Живопись. Музыка. М., 1999.
- Художественная галерея (Милле). № 10, 2004.
- Художественная галерея (Тернер). № 19, 2005.
- Художественная галерея (Уистлер). № 67, 2006.
- Художники эпохи Возрождения: Справочник. (Бочаров Ю.С. и др.) М., 1997.
- Чалова А. «Мальчик-Звезда» Оскара Уайльда: К вопросу об интертекстуальных и жанровых аллюзиях: ст. // Мировая словесность для детей и о детях. М., 2001. С. 214−246.
- Чегодаев А.Д. Искусство США 1675−1975. Живопись. Архитектура.. М., 1975.
- Чухно В. Портрет господина Оскара Уайльда: Предисловие // Уайльд О. «Я всего лишь гений.». М., 2000. С. 5−13.
- Шелли, Перси Биши. Избранные произведения. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Философские этюды. М., 1998.
- Шлегель, Фридрих. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. М., 1983.
- Шопенгауэр, Артур. Мир как воля и представление. // Шопенгауэр, А. Избранные произведения. (Сост. Нарский И.С.) Т. 2. М., 1993.
- Эллман, Ричард. Оскар Уайльд. Биография. М, 2000.
- Энциклопедия пейзажа. (Ткач М.И.) М, 2002.
- Энциклопедия символизма. (Авт.-сост. Дятлева Г. В, Биркина Е.Н.) М, 2001.
- Юнг, Карл Густав. Коллективное бессознательное. // Юнг, К.Г. Психо-логая бессознательного. М, 1998.
- Яковлев Д.Е. Моралисты и эстеты (Английская неоромантическая эстетика и современность). М, 1988.
- Яковлев Д.Е. Философия эстетизма. М, 1999.
- Addis, Laird. Of mind and music. London, 1999.
- After the pre-Raphaelites: art and aesthetism in Victorian England. (Ed. by Elizabeth Prettejon) New Brunswick, 1999.
- Allen W. The English Novel. London, 1968.
- Analytical strategies and musical interpretation: Essays on nineteenth- and twentieth-centuiy music. (Ed. by Craig Ayrey and Mark Everist) Cambridge, 2003.
- Antokoletz, Elliott. Musical symbolism in the operas of Debussy and Bartok: trauma, gender and the unfolding of the unconscious. Oxford, 2004.
- Arts of the nineteenth century. New-York, 1998−1999. Vol.2
- Bird A. The place of Oscar Wilde. New York, 1977.
- Bown, Nicola. Fairies in nineteenth-century art and literature. Cambridge, 2001.
- Cevasco G.A. British author: Poet and wit. New York, 1972.
- Chamborlain J.E. Ripe was the drowsy hour: The age of Oscar Wilde. London, 1977.
- Complete works of Oscar Wilde. Glasgow, 1994.218)219)220)221)222)223)224)225)226)227)228)229)230)231)232)233)234)235)236)237)238)239)
- Curry, David Park. James McNeil Whistler: uneasy pieces. New-York, cop. 2004.
- Daiches D. A critical history of English literature. London, 1963. Eaglton, Terry. Introduction. // Oscar Wilde. Plays, prose writings and poems. Everyman’s library, 1942.
- Elam, Kimberly. Geometry of design: studies in proportion and composition. New-York, 2001.
- Gagnier, Regenia. Idylls of the marketplace. O. Wilde and Victorian public. Stanford University Press, 1986.
- Gealt, Adelheid M. Painting of the golden age: A biographical dictionary of 17th-century European painters. London, 1993. Gide, A. Oscar Wilde: In Memoriam. 1925.
- Hargraves, John A. Music in the works of Broch, Mann and Kafka. Woodbridge, 2002.
- Harris, Frank. Oscar Wilde. London, 1992.
- Holland W. Oscar Wilde and his world. New York, 1977.
- Honour, Hugh. The visual arts: A history. New-York, 2002.
- Hopkins R.-T. Oscar Wilde. New York, 1973.
- Hyde, H. Montgomery. Oscar Wilde. London, 1976.1.eminger, Gary. The aesthetic function of art. London, 2004.
- Johnson R.V. Aestheticism. London, 1969.
- Knox, Melissa. Oscar Wilde: A long and lovely suicide. London, cop. 1994. Kroneberger L. O. Wilde. Boston-Toronto, 1976.
- Marx, Adolf Bernhard. Musical form in the age of Beethoven: selected writings on theory and method. (Ed. a. transl. by Scott Bumham) Cambridge, 1997.
- Meister, Jan Christopher. Kindt Tom. Schernus Wilhelm. Narratology beyond literary criticism: Mediality Disciplinarity. // Narratology beyond literary criticism: Mediality — Disciplinarity. Berlin-NY, 2005. Merle R. Oscar Wilde. Paris, 1957.
- Muscular Christianity: embodying the Victorian age (ed. by Donald E. Hall) Cambridge, 2004.
- Music and British culture, 1785−1914: Essays in honour of Cyril Ehrlich. (Ed. by Christina Bashford and Leamie Langley) Oxford, 2000. Musical signification: essays in semiotic theory and analysis of music. (Ed. by Eero Tarasti) New-York, 1995.
- Nassaar, Christopher S. Into the demon universe: A literary exploration of O. Wilde. New Heaven and London, 1974.
- Norman, G. Nineteenth-century painters and paintings. A dictionary. Berkeley, 1977.
- Nunokawa, J. Tame passions of Oscar Wilde: The styles of manageable desires. Oxford, cop. 2003.
- Ojala A. Aestheticism and Oscar Wilde. Helsinki, 1954. Oscar Wilde: A collection of critical essays. London, 1969.257)258)259)260)261)262)263)264)265)266)267)268)269)270)271)272)273)274)275)
- Pearson. O. Wilde: His life and wit. New York, 1946. Roditi E. Oscar Wilde. New York, 1947.
- San Juan, Epifanio. The art of Oscar Wilde. Princengton (N.J.), 1967. Seaton, Douglass. Narrative in music: the case of Beethoven’s «Tempest» Sonata". // Narratology beyond literary criticism: Mediality Disciplinarity. Berlin-NY, 2005.
- Stanford D. Introduction to the nineties.// Zalzburg studies in English literature. 1987. № 78, Vol. 1.
- Stanzel, F. Typischen Formen des Romans. 12 Aufl. Gottingen, 1997. Stroud, Scott R. How to do things with Art. The Southern Journal of Philosophy: University of Texas. Vol. XLIV, 2006. Swirnoff, Lois. Dimensional color. New-York, 1992.
- Tarasti, Eero. Signs of music: a guide to musical semiotics. New-York, 2002.
- Taruskin, Richard. The Oxford history of western music. Vol. 2, New-York, 2005.
- The art of brevity: excursions in short fiction theory and analysis (Ed. by
- Per Winter) Columbia, 2004.
- The Artists of the World. Munchen-Leipzig, 2002.
- The Cambridge history of English literature / Ed. by A. W. Ward a. A. Waller. London: Cambridge univ. press, 1927.
- The Cambridge history of nineteenth century music. (Ed. by Jim Samson) Cambridge, 2002.
- The Cambridge history of Western music theory. (Ed. by Th. Christensen) Cambridge, 2002.276)277)278)279)280)281)282)283)284)285)286)287)288)289)290)291)292)293)294)
- The Encyclopedia of Italian Renaissance and Mannerist art. (Ed. by Jane Turner) London, 2000.
- The new Pelican guide to English literature /Ed. by B. Ford/ Harmonds-worth-Penguin books, 1982−1983.
- The Oxford companion to English literature / Ed. by P. Harvey/ Oxford: Clarendon press, 1967.
- The Oxford companion to English literature / Ed. by M. Drabble. London: Oxford univ. press, 1985.
- The Oxford dictionary of art. (Ed. by Ian Chilvers and Harold Osborne) New-York, 2004.
- The Pre-Raphaelites. (Edited by Leslie Parris). London, 1996. The works of Oscar Wilde (The golden heritage series). Galley Press, 1987. Velazquez. A catalogue raisonne of his oeuvre. With an introd. study by Jose Lopez-Rey. London, 1963.
- Velazquez’s Las Meninas (Ed. by Suzanne L. Stratton-Pruit). Cambridge, 2003.
- Wentworth, Nigel. The phenomenology of painting. Cambridge, 2004. Werner, Marcia. Pre-Raphaelite painting and nineteenth century realism. Cambridge, 2005.
- Wilde, Oscar. Fairy tales. M., 2000.
- Wilde, Oscar. Letters. (Edited by R. Hart-Davis.) London, 1962.
- Wilde, Oscar. The complete illustrated stories, plays and poems of O.Wilde.
- UK, Chancellor Press, 2000.
- Willoughby, Guy. Art and Christhood: The Aesthetic of Oscar Wilde. London and Toronto, 1993.
- Winwar, Frances. Oscar Wilde and the Yellow Nineties. New-York, 1958. Wollheim, Richard. Painting as an art. Princeton (N.J.), 1990. Wood, Jeremy. Hidden talents: a book of neglected artists working 18 801 950. Billinghurst, 1984.
- Woodcock J. The paradox of O. Wilde. London-New York, 1949. ^