Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема интермедиальности в повествовательной прозе Оскара Уайльда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разные виды искусства могут сочетаться в одном произведении двумя способами. Во-первых, можно формально ограничиться упоминанием и элементарными сведениями о произведении искусства в тексте литературного произведения (для создания фона, атмосферы, определенного психологического эффекта, характеристики героя, окружения, ситуации). Такое слияние, соединение произведений разных видов искусств будет… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИНТЕРМЕДИАЛЫЮСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ И МЕТОД АНАЛИЗА
    • 1. 1. интермедиальность как явление в искусстве
      • 1. 1. 1. Романтический синтез искусств как предтеча интермедиалъных отношений
      • 1. 1. 2. Литература Англии и Франции: от романтического синтеза искусств к явлению интермедиалъности
      • 1. 1. 3. Эстетизм Оскара Уайльда: осмысление интермедиалъных явлений в искусстве
    • 1. 2. интермедиальность как теория анализа
  • ГЛАВА 2. ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ПРОЗЫ ОСКАРА УАЙЛЬДА
    • 2. 1. Синтез искусств в рассказах и сказках Оскара Уайльда
    • 2. 2. Малые повествовательные формы: композиция, структура, художественный образ
      • 2. 2. 1. Картина и текст: способы организации
      • 2. 2. 2. Под знаком музыкальных форм
      • 2. 2. 3. Архитектура храма — как способ моделирования художественного пространства
    • 2. 3. Значение и роль интермедиальных элементов в поэтике писателя
    • 2. 4. Портрет Дориана Грея: от романа о Художнике к роману-картине
      • 2. 4. 1. «Роман о художнике»
      • 2. 4. 2. Кисть, полотно и «рама для портрета»
      • 2. 4. 3. От «романа-портрета» к «роману-картине»

Проблема интермедиальности в повествовательной прозе Оскара Уайльда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество Оскара Уайльда (1854−1900) по сей день остается объектом пристального внимания исследователей. Оно включает стихотворения и поэмы, рассказы и сказки, роман, пьесы — не говоря о многочисленных критических статьях, эссе, лекциях, рецензиях и, разумеется, о письмах, давно известных и опубликованных.

Литературоведы начала двадцатого века в большей степени интересовались биографией писателя и его эстетическими воззрениями, точнее, степенью выраженности этих воззрений в произведениях Уайльда1. Впоследствии в поле зрения исследователей попали стихотворения, единственный роман писателя — «Портрет Дориана Грея» и пьесы. В семидесятые-восьмидесятые годы двадцатого века возрос интерес к творческому методу Уайльда и к его связям с литературной традицией эстетизма и с инонациональными литературами (преимущественно, французской и русской)2. На рубеже XX—XXI вв.еков создаются наиболее авторитетные, наиболее фундаментальные биографии писателя (Ж. де Ланглад, Р. Эллман), делаются попытки по-новому подойти к его творчеству.

Особенно интересны работы Кристофера С. Назаара (Christopher S. Nasaar) и Гая Уиллоуби (Guy Willoiighby). Назаар, в работе «В демоническую Вселенную» («Into the Demon Universe», 1974) говорит о желании Уайльда утвердить новую религию — религию Зла, и научить ценить Красоту Зла, приводя в доказательство аналогии между сказками Уайльда и «Песнями невинности» Блейка. В противоположность Назаару, в работе «Искусство и христианство: Эстетика Оскара Уайльда» («Art and Christhood: The Aesthetics of Oscar Wilde», 1993) Уиллоуби рассматривает всё творчество писателя как.

1 Речь вдет, прежде всего, о работах Н. Абрамовича, Ю. Айхенвальда, З. Венгеровой, Е. Аничкова, Г. Ланггаарда, Г. Пахманн, О. Серо, Л. Акссльрода, А. Жида, в середине двадцатого века опыт литературных портретов и характеристик продолжили А. Дейч, К. Паустовский, A. Bird, T. Eagleton, G. Ccvasco, D. Ericksen, S. Ervine, R. Merle, Pearson, E. Roditi, E. San Juan, F. Winwar, J. Woodcockво второй половине двадцатого векаR.-T.Hopkins, H. Hyde, L.Kronerberger.

— Российские исследователи: С. Колесник, Т. Павлова, Т. Порфирьева, К. Савельев, С.Бэлза. Среди иностранных: J. Chamberlain, W. Holland, A.Ojala. поиск и переосмысление образа Иисуса Христа — символа Любви, для которой «мал целый мир»: автор утверждает, что герои Уайльда пытаются следовать пути Христа, движутся от эгоистической любви к любви альтруистической.

Однако Шерман (Sherman R. Oscar Wilde: Art and egotism) еще в 1977 году указывает на единый источник творчества Уайльда: исходной точкой любого его произведения, по мнению исследователя, является понимание лжи как искусства: ложь мыслится как особый «метод, при помощи которого становится возможным размножить свою личность, изображая различные грани своего характера» («a method by which we can multiply our personalities»). Автор как бы надевает различные маски, и они рассматриваются как «форма, за которой скрывается сознание и его способности к постоянному обновлению» («the mask as a figure of the mind’s metamorphosis and its possibilities for cyclic renewal»). По мысли Шермана, все произведения Оскара Уайльда представляют по-разному замаскированные, грани его самовыражения.

Среди российских исследований по прозе Уайльда последних лет следует отметить работу О. В. Ковалевой «Оскар Уайльд и стиль модерн», диссертационные исследования О. В. Тумбиной «Контраст и парадокс в повествовательной прозе Уайльда» и Е. С. Куприяновой «Литературные сказки Оскара Уайльда и сказочно-мифологическая поэтика романа «Портрет Дориана Грея». Обращаясь к проблеме творческого метода писателя, первая рассматривает творчество Уайльда на фоне развития стиля модерн и в соотношении с его основными принципами. Таким образом, хорошо известный материал изучается с особой, строго определенной точки зрения. О. В. Тумбина стремится раскрыть главные черты повествовательной прозы Уайльда как выражение эволюции парадоксального мышления писателя, его взгляда на мир, одновременно скептического и скорбного. Е. С. Куприянова увязывает поэтический стиль литературных сказок Уайльда со стилем его романа «Портрет Дориана Грея», предстающим как их органичное продолжение и выражение.

В 1990;х — 2000;х годах российские исследователи наконец обратились к малой повествовательной прозе писателя: большое внимание литературным сказкам Уайльда было уделено О.М. Валовой3 и И.Ю. Мауткиной4. Однако данные исследовательницы в большей степени вписывают литературную сказку в определенную историческую традицию, анализируют отдельные элементы поэтики писателя, не обращаясь к проблеме взаимодействия искусств, в то время, как это взаимодействие определяется эстетической программой Оскара Уайльда.

Однако несмотря на обилие работ, посвященных жизни и творчеству Оскара Уайльда, большинство исследователей, как российских, так и зарубежных, сходятся во взгляде на него только как на писателя-эстета и гедониста. Однако от механического «эстетства» писателя отличает, в первую очередь, его понимание искусства и внимание к возможностям литературного слова: рамки этих возможностей существенно раздвигаются при обращении к другим видам искусства. Следовательно, выявление этих связей становится необходимым шагом на пути изучения поэтики Оскара Уайльда.

В основу настоящей работы положена идея структуралистов о том, что весь мир есть текст5. Понятие текста толкуется в широком смысле слова: текстом являются и произведения музыки, живописи, скульптуры или архитектуры, а также мода и быт — т. е., в конечном счете, всё пространство культуры. Данная диссертация есть лишь попытка установить меж/яе/сс/юовые связи между произведениями разных видов искусств — литературы, с одной стороны, и живописи и музыки, с другой стороныосновным методом исследования, следовательно, является метод комплексного анализа, сочетающего элементы композиционного, стилистического, сравнительного и интермеди.

3 См. работы: Генезис литературной сказки О. Уайльда (Анализ литературного произведения. Киров, 1993. -С. 152−161), Положительный герой в сказках Уайльда (Жанр. теор. на. М., 1999. — С. 67−68), Темы и мотивы сказок Андерсена в произведениях О. Уайльда (Анализ литературного произведения. Киров, 2000. Вып. 2 — С. 58−63), Функция обрамления в сказках О. Уайльда (Модели успеха. Тамбов, 2001. — С. 44−45).

4 См. Мауткина И. Ю. Историческая поэтика британской сказки и литературные сказки О. Уайльда: дисс. па соиск. уч. степ, кандидата филологических наук: 10.01.03 Великий Новгород, 2006.

5 Подробнее об этом: раздел главы 1 настоящей работы «Интермедиальность как теория анализа», с. 64−71. ального анализа, где интермедиальным назван анализ соотношения и взаимодействия языков разных видов искусства.

Актуальность работы не только в выборе объекта исследования (повествовательная проза Оскара Уайльда, его сказки, рассказы и роман, впервые рассматриваются как единый корпус текстов, организованный по общим для них законам и принципам), важен сам угол рассмотрения произведений. В качестве предмета исследования взята техника его произведений, соотношение в них живописного, музыкального и литературного начал.

Разные виды искусства могут сочетаться в одном произведении двумя способами. Во-первых, можно формально ограничиться упоминанием и элементарными сведениями о произведении искусства в тексте литературного произведения (для создания фона, атмосферы, определенного психологического эффекта, характеристики героя, окружения, ситуации). Такое слияние, соединение произведений разных видов искусств будет именоваться синтезом6. Во-вторых, можно взять принципы организации произведения другого вида искусства и воплотить их в литературе. Примером может служить воспроизведение в художественном слове цветовой гаммы живописного полотна того или иного художника. В этом случае становится возможным говорить об интермедиальном характере отношений между произведениями разных видов искусств. Показать, каким образом произведения живописи и музыки входят в прозаические тексты Уайльда и взаимодействуют с ними и есть цель настоящей работы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: разграничить понятия интермедиальности как явления в искусстве и метода анализа на материале и в контексте культуры Англии и Франции XIX века, проследив истоки интермедиальных отношений и теории интермедиального анализа;

6 Проблеме разграничения синтетических и интермедиальных отношений в произведениях разных видов искусств посвящен раздел главы 1 настоящей работы «Интермедиальность как явление в искусстве», с.9−63. выявив основные особенности метода интермедиального анализа, раскрыв его преимущества и недостатки, вывести общую пошаговую схему для анализа произведений разных видов искусства на единой, общей для них основераскрыть эстетическую концепцию Оскара Уайльда как основу его творческого методаустановить связи прозаических произведений Уайльда с произведениями других видов искусства (живописи музыки, архитектуры) — исследовать характер взаимодействия средств художественной выразительности литературы и других видов искусствасистематизировать интермедиальные элементы поэтики писателя по способу взаимодействия с литературным текстом и степени выраженности этих элементов в произведениях повествовательной прозы Оскара Уайльда.

Говоря о присутствии в рассказах и сказках Оскара Уайльда произведений других видов искусств, следует иметь в виду, что речь идет только о тех из них, которые упоминает или описывает сам Уайльд в своих произведениях. Его литературные и публицистические заметки и рецензии, лекции, читавшиеся в Англии и США, критические эссе, письма и собственно художественные произведения, написанные до 1891 года включительно, — вот те источники, на основании которых произведен отбор материала для анализа7.

Немалую роль сыграла и светская жизнь Оскара Уайльда — его знакомства с виднейшими культурными людьми своего времени, его путешествия по Европе и Америке, посещение им различных выставок и салонов. Биографическая сторона жизни писателя также послужила одним из критериев отбора произведений других видов искусств8.

7 Отбор материала произведен на основе следующих книг: Уайльд, Оскар «Письма» (издания 1997 и 2000, гг.) — Уайльд, Оскар. Полное собрание сочинений. (Под ред. К.Чуковского.) Т. 1−4. СПб., 1912; а также иностранных изданий: Wilde, Oscar. Letters. (Edited by R. Hart-Davis.) London, 1962; Complete works of Oscar Wilde. Glasgow, 1994. Кроме того, учитывались книги и лекции его учителей — Джона Рескина и Уолтера Пейтера (известного в России под именем Вальтера Патера в начале двадцатого столетия).

8 В этом вопросе помогли, прежде всего, фундаментальные биографии Оскара Уайльда, написанные Ричардом Эллманом и Жаком де Лангладом.

Изучение сложной сети взаимоотношений между произведениями живописи и музыки, с одной стороны, и рассказами и сказками, с другой — позволит лучше понять творческую индивидуальность Уайльда и по-новому посмотреть на поэтику его произведений. Особенности его художественного стиля не изучались в аспекте взаимодействия литературы с произведениями других видов искусства. Между тем, характер интермедиальных связей, их принципиальная значимость, неоднократно подчеркивалась писателем в концепции эстетизма. В ней, с одной стороны, соединились два отдельных «направления» эстетизма, о которых писали в своих трудах учителя УайльдаДжон Рёскин и Уолтер Пейтерс другой — воплотились искания самого Уайльда в области художественной формы, принимая во внимание его тезис (впервые выдвинутый романтиками) о стремлении всякого искусства выйти за пределы отведенных ему границ.

Заключение

.

Подводя итоги суждениям об интермедиальном анализе в повествовательной прозе Уайльда, необходимо отметить, что эти произведения складываются в единый текст, который вписан в художественные поиски эпохи и автора — поиски красоты. Проникшись заветами романтиков, Уайльд развивает их идеи, дошедшие через творчество английских поэтов озерной школы, концепцию искусства художников-прерафаэлитов и близкого к ним Джона Рёскина, а также через поэтические открытия французских поэтов-символистов.

Взяв за основу идею создания такого произведения искусства, которое бы выходило за рамки традиционно отводимой ему области, Уайльд создает 1 свою концепцию эстетизма, давая ей последовательное и развернутое воплощение в своем творчестве. Его мастерством создается то изысканное живописное полотно, то глубокая богатая мелодия, то таинственный «храм Прекрасного» — воплощенные в организации художественного пространства, в игре точками зрения, орнаменте интонационных линий,* в том неповторимом декоративном стиле, на основе которого складывается так называемая «новая художественная проза», заговорившая на языках других видов искусства. Основополагающие темы и мотивы выявляются в значительной степени благодаря установлению интермедиальных отношений. Анализируя их, становится возможным по-новому взглянуть на пространство художественных текстов, созданных в один из самых противоречивых периодов развития английской (и мировой) литературы.

На этом фоне «Портрет Дориана Грея» предстает как роман-эксперимент, художественные открытия которого подхватили в первую очередь англоязычные писатели XX века: Артур Конан Дойль (в одном из приключений из цикла рассказов о Шерлоке Холмсе), Джеймс Джойс в произведении «Портрет художника в юности», Питер Акройд с романом «Чаттер-тон». Воспроизведение портрета перестает быть исключительно средством характеристики героя или литературным приемом и начинает выступать как один из литературных жанров.

Однако «Портрет Дориана Грея» — не только роман-портрет в узком смысле слова, выстроенный по законам живописного полотна. Он завоевывает часть художественного пространства «музыки» и «театра», становясь тем «подлинно художественным произведением искусства», над созданием которого Уайльд работал на протяжении всей жизни. Поиски Прекрасного определяющие значение искусства, по мнению Уайльда имеют не только эстетическое, но и этическое значение. Этическое совершенство достижимо только через посредничество красоты.

Показывая стремление к красоте как один из аспектов душевной жизни, Уайльд ставит вопрос о природе искусства, которое не может быть просто дурным или хорошим, добрым или злым. Уайльд стремится к созданию картины «жизни души», в которой главной силой остается Прекрасное. Размышляя об искусстве, Уайльд выстраивает своего рода триаду: отношений Искусство — Жизнь — Художник, где жизнь — материал, художник — творец, а искусство — идеал, к которому стремится душа как к высшей форме переживания Прекрасного, доступной человеку.

Способом раскрыть сложные функции искусства для Уайльда становится интермедиальность. В рамках анализа интермедиальных отношений (основания для которого дают многочисленные ключи-подсказки на страницах его эссе, рецензий и писем, опубликованных и доступных в настоящее время) становится возможным выявить его открытия в области поэтики и языка художественной прозы. Они, с одной стороны, отвечают духу времени, с другой — опережают его, ложатся в основу развития новых течений и направлений. Уайльд экспериментирует с языками других видов искусства не ради эксперимента — он создает подлинное «собирательное» произведение искусства, о котором мечтали еще романтики: его тексты являются одновременно храмом во имя Прекрасного и живописным полотном, подвижной изменчивой мелодией и статичной «скульптурой», самодостаточной и замкнутой на себе самой.

Рассказы и сказки стали мастерской писателя на пути обретения собственного стиля, настоящим шедевром которого, где Уайльд собрал все сделанные ранее открытия и приемы, сконцентрировал все свои размышления об искусстве, явился роман «Портрет Дориана Грея».

Как живописное полотно, роман обращен к десяти «обязанностям глаза», которые выделил еще Леонардо да Винчи, — «мрак, свет, тело, цвет, фигуру, место, удаленность, близость, движение и покой». Как музыкальная драма — книга призвана передавать малейшие движения человеческой души от первых предварительных аккордов до финальной трагической черты. Как 1 театральное действо — произведение приглашает зрителя и читателя стать соучастником событий, где каждый найдет что-то своё: философский ли диспут, социальное ли значение, произведение ли искусства как таковое.

Романом «Портрет Дориана Грея» Уайльд фактически создает «миф об искусстве», если понимать под ним универсальные условия существования Искусства как искусства, единые для всех его областейвыстраивает общую «картину», в рамках которой каждый элемент поэтики писателя занимает строго отведенное ему место, выполняет определенную функцию, несет определенную смысловую нагрузку, являясь в то же время частью большего целого — частью эстетической концепции, воплощенной в жизни и творчестве Оскара Уайльда.

291 Цитата по книге: Данилова И. Е. Судьба картины в европейской живописи. СПб, 2005. — С. 4.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Уайльд, Оскар. В тюрьме и цепях. Послание (Epistola: in carcere et vin-culis). Новое издание «De profundis». (Пер. и вст. ст. Жирмунского В.М.) Л., 1924.
  2. Уайльд, Оскар. Избранное. (Сост. Бабенко В.) М., 1990.
  3. Уайльд, Оскар. Избранное. (Сост. Зверев А.) М., 1989.
  4. Уайльд, Оскар. Избранное. (Сост. Колесникова Б. И., Поддубный О.К.) М., 1992.
  5. Уайльд, Оскар. Избранные произведения в 2-х томах. (Сост. Пальцев Н.- Предисл. Аникст А.) Т. 2. М., 1993.
  6. Уайльд, Оскар. Письма. М., 1997.
  7. Уайльд, Оскар. Письма. СПб., 2000.
  8. Уайльд, Оскар. Полное собрание сочинений. (Под ред. К.Чуковского.) Т. 1−4. СПб, 1912.
  9. Уайльд, Оскар. Собрание сочинений в 3-х томах. (Сост. Дорошевич) Т. 1−3. М., 2000.
  10. Уайльд, Оскар. Я всего лишь гений. М., 2000.
  11. Н. Я. Религия красоты и страдания. Оскар Уайльд и Достоевский. СПб, 1909.
  12. Л.И. Мораль и красота в произведениях О. Уайльда. Ивано-во-Вознесенск, 1923.16)17)18)19)20)21)22)23)24)25)26)27)28)29)30)31)
  13. М.В. Всеобщая история искусств. М.-Л., т. 2, 1949.
  14. М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. М.-Л., 1940.
  15. М.В. Очерки по истории портрета. М.-Л., 1937.
  16. М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения.1. М., 1976.
  17. М.В. Этюды по всеобщей истории искусств: Избр. искусство-ведч. работы. Западно-европейское искусство. М., 1979. Альфонсов В. Н. Слова и краски. СПб, 2006.
  18. Английская и французская живопись к.19-нач.20вв.: Каталог выставки. Л., 1990.
  19. Е. Оскар Уайльд. // Аничков Е. Предтечи и современники. СПб., 1910.-С. 311−348.
  20. А. Мир красоты и игры О. Уайльда: ст. //Уайльд О. Избранное. СПб., 2001. С. 5−27.
  21. В. Паломник в страну прекрасного. //Уайльд О. Избранное. М., 1990.-С. 5−18.
  22. И. Речевая природа эгоцентрических высказываний как основа для выявления личностных свойств говорящего (на примере произведений О. Уайльда): ст. // Антропоцентризм в языке и речи. Вып. 8. СПб, 2003.-С. 12−21.
  23. Барт, Ролан. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. (Сост., общ. ред. и вст. ст. Косикова Г. К.) М., 1994.
  24. М.М. Эстетика словесного творчества. (Примеч. Аверинцева С. С. и Бочарова С.Г.) М., 1986.
  25. Бейкер, Фил. Оскар Уайльд: Главы из книги (Пер. Лубницкой О.).// Бейкер Ф. Абсент. М., 2002. С. 32−36.
  26. С. Оскар Уайльд. // Бойко С. Великие сказки мира. Ставрополь, 1997.-С. 266−282.48)49)50)51)52)53)54)55)56)57)58)59)60)61)62)63)64)
  27. X. Л. Об Оскаре Уайльде: Очерк. (Пер. Дубина П.) // Борхес Х. Л. Сочинения в 3-х томах. М., 1997. Т. 2, 1997. С. 69−72. Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж, 2004.
  28. Бочкарева, Изабелла. Страсти Оскара Уайльда: Эссе. // Пролог, № 3. М., 2000.-С. 118−144.
  29. С. Роман жизни Оскара Уайльда. // Уайльд О. Избранное. М., 1989.-С. 5−28.
  30. Вагнер, Рихард. Избранные работы. (Сост. и коммент. Барсовой И. А. и Ошерова С.А.) (Вступ. ст. Лосева А.Ф.) М., 1978. Вагнер, Рихард. Избранные статьи. М., 1935. Вагнер, Рихард. Искусство и революция. Пг., 1918.
  31. Вагнер, Рихард. О музыке. Мысли. Афоризмы. Фрагменты. М., 1913. Вагнер, Рихард. Статьи и материалы. М., 1974.
  32. О.М. Функция обрамления в сказках О. Уайльда.// Модели успеха. Тамбов, 2001. С. 44−45.
  33. Вельфлин, Генрих. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. М., 2002.
  34. Венгерова 3. Суд над О. Уайльдом. // Новая жизнь, 1912, № 11. С. 156−179.
  35. Верлен, Поль. Собрание стихов в переводе В. Брюсова. М., 1911.65)66)67)68)69)70)71)72)73)74)75)76)77)78)79)80)81)82)83)
  36. П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века. М., 1997.
  37. П.П. Трагедия эстетизма. М., 1970.
  38. Ю.Л. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М., 1998.
  39. Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.
  40. Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.
  41. Европейская живопись 13−20 вв.: Энциклопедический словарь. М., 1999.
  42. Европейское искусство XIX века. Классицизм. Романтизм. СПб., 2005.
  43. А. Портрет О. Уайльда. // Уайльд О. Избранное. М., 1986. С. 3−20.
  44. Е.А. Метафизика философской сказки Оскара Уайльда «Соловей и Роза»: ст. // Поэтика русской и зарубежной прозы. Тезисы доклада. Южно-Сахалинск, 2001. С. 13−15.
  45. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Италия, Испания. М, 1996.
  46. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Англия, Франция. М., 1996.
  47. Иллюстрированный мифологический словарь. Калиниград, 2001.
  48. Импрессионизм. (Альбом. Текст и сост. Котельниковой Т.Н.) М., 2003.
  49. Интермедиальность в русской культуре ХУШ-ХХ веков. СПб, 2008.
  50. Искусство Средних веков и Возрождения: Энциклопедия. М., 2001.
  51. История мирового искусства. (Под ред. Е. Сабашниковой). М., 1998.
  52. Л.В. Бетховен и теория музыки 18-нач. 19 веков: Автореферат. М, 1989.
  53. Ю.В. Оскар Уайльд и его сказки. // Wilde О. Fairy tales. M., 1979.-С. 5−19.
  54. О.В. О. Уайльд и стиль модерн. М., 2002.
  55. С.А. О сказках Уайльда. — Поиски идеала (об эстетических взглядах Уайльда) // Ученые записки (Моск. обл. пед. инст-т). Т. 256, вып. 12. М., 1971. С. 234−250.
  56. С. А. Проза О. Уайльда. Автореферат. М., 1972.
  57. Н., Железнова М. Художники: краткий биографический словарь. М., 2003.
  58. Композиция и стиль художественного произведения: тематич. сб. науч. трудов. Алма-Ата, 1978.
  59. А. Уолтер Патер // Русская мысль, 1914. Кн. 7.
  60. Г. К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. Жан-Поль Сартр. Бодлер. М., 1993. С. 5−40.
  61. .И. Композиция и сюжетосложение: сб. ст. М., 1980.
  62. С.Н. Сказки Оскара Уайльда в русской критике. // Мат. доклада итог. науч. конф. АТПИ: 4. II. Рус. Яз., Лит. Астрахань, 1998. С. 33−38.
  63. Лангеррак, Томас. Анализ одного стихотворения Мандельштама («Как светотени мученик Рембрандт») // Russian literature, 1993. Vol. 33 С. 289−298.
  64. Ланглад, Жак де. Оскар Уайльд, или правда масок. М., 1999.
  65. Н.С. Роман как художественная система. Пермь, 1986.
  66. Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст — семиосфера -история. М., 1999.
  67. Ю.М. Избранные статьи: в Зх тт. Т. 3. Таллинн, 1993.
  68. Ю.М. Об искусстве. СПб, 1998.
  69. Ю. Динамика русского романтизма. М., 1995.
  70. Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.
  71. A.B. Эстетические идеи немецкого романтизма // Эстетика немецких романтиков. М., 1987.
  72. Музыковедение и вопросы теории искусства: сб. ст. Ростов-на-Дону, 1975.
  73. Е.Б. Проблема синтеза пространственных искусств. М., 1982.
  74. Ницше, Фридрих. По ту сторону добра и зла. // Ницше, Ф. Избранные произведения. (Сост. Иванова М.Л.) Кн. 2. М., 1990.134)135)136)137)138)139)140)141)142)143)144)145)146)147)148)149)
  75. Патер, Вальтер (Пейтер, Уолтер). Воображаемые портреты. Марий-эпикуреецМ., 1916.
  76. Патер, Вальтер (Пейтер, Уолтер). Воображаемые портреты. Ребенок в доме. М., 1908.
  77. Патер, Вальтер (Пейтер, Уолтер). Ренессанс: очерки истории искусства и поэзии. М., 1912.
  78. К.Г. Оскар Уайльд. // Паустовский К. Г. Близкие и далекие, М., 1967.-С. 226−229.
  79. Пахманн, Гедвига. Оскар Уайльд. Биографическая характеристика. СПб., 1913.
  80. Перси Биши Шелли. Избранные произведения. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Философские этюды. М., 1998.
  81. Т.А. Особенности поэтики Оскара Уайльда: Автореферат. М., 1983.
  82. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб, 1996. Пропп В. Я. Морфология сказки. СПб, 1997.
  83. Рёскин, Джон. Камни Венеции. СПб, 2009.
  84. Рёскин, Джон. Лекции об искусстве, читанные в Оксфордском университете в 1870 г. (Пер. П.С. Когана) М., 1900.
  85. Семиотика культуры: сб." ст. (Ред. Лотман Ю.М.) Тарту, 1981.
  86. , О. Процесс Оскара Уайльда. (Пер. с нем. Осипов А.Н.) СПб, 1909.
  87. Символ в системе культуры: сб. ст. (Ред. Лотман Ю.М.) Тарту, 1987. Сказки английских писателей. Л., 1986.
  88. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма: сб. ст. (Отв. ред. Лотман Ю.М.) Тарту, 1984.
  89. Структура и семиотика художественного текста: сб. ст. (Отв. ред. Лотман Ю.М.) Тарту, 1981. Суинберн А. Сад Прозерпины. СПб, 2003.
  90. О. Уайльда в коммуникативно-прагматическом аспекте викторианской эпохи: Уч. пос. (на англ. яз.). Рязань, 1999.
  91. Теоретическая поэтика: понятия и определения (Хрестоматия). (Авт.-сост. Тамарченко Н.Д.) М., 2002.
  92. Н. В. Западно-европейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. СПб., 1998.
  93. Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований. // Сб. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Вып. 12. СПб., 2001. С. 149−154.
  94. О.В. Контраст и парадокс в повествовательной прозе Оскара Уайльда (к характеристике творческого метода писателя). Автореф. на соиск. учен. степ. к. филол. н. (10. 01.03). СПб., 2004.
  95. .А. Поэтика композиции. СПб, 2000.
  96. М.П. Японская гравюра. СПб, 2006.
  97. Фарино, Ежи. Семантические аспекты в поэзии и живописи. // Russian literature, 1993.
  98. A.A. Проза Оскара Уайльда и проблема творческой личности. // Федоров A.A. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети 19 в. Уфа, 1993. С. 86−130.
  99. A.A. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети XIX в. Уфа, 1993.
  100. Форма и стиль: сб. науч. трудов. Л., 1990.
  101. К.Г. Немецкий романтрический роман. Махачкала, 1998.
  102. Д.К. Словарь по искусству. Архитектура. Живопись. Музыка. М., 1999.
  103. Художественная галерея (Милле). № 10, 2004.
  104. Художественная галерея (Тернер). № 19, 2005.
  105. Художественная галерея (Уистлер). № 67, 2006.
  106. Художники эпохи Возрождения: Справочник. (Бочаров Ю.С. и др.) М., 1997.
  107. А. «Мальчик-Звезда» Оскара Уайльда: К вопросу об интертекстуальных и жанровых аллюзиях: ст. // Мировая словесность для детей и о детях. М., 2001. С. 214−246.
  108. А.Д. Искусство США 1675−1975. Живопись. Архитектура.. М., 1975.
  109. В. Портрет господина Оскара Уайльда: Предисловие // Уайльд О. «Я всего лишь гений.». М., 2000. С. 5−13.
  110. Шелли, Перси Биши. Избранные произведения. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Философские этюды. М., 1998.
  111. Шлегель, Фридрих. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. М., 1983.
  112. Шопенгауэр, Артур. Мир как воля и представление. // Шопенгауэр, А. Избранные произведения. (Сост. Нарский И.С.) Т. 2. М., 1993.
  113. Эллман, Ричард. Оскар Уайльд. Биография. М, 2000.
  114. Энциклопедия пейзажа. (Ткач М.И.) М, 2002.
  115. Энциклопедия символизма. (Авт.-сост. Дятлева Г. В, Биркина Е.Н.) М, 2001.
  116. Юнг, Карл Густав. Коллективное бессознательное. // Юнг, К.Г. Психо-логая бессознательного. М, 1998.
  117. Д.Е. Моралисты и эстеты (Английская неоромантическая эстетика и современность). М, 1988.
  118. Д.Е. Философия эстетизма. М, 1999.
  119. Addis, Laird. Of mind and music. London, 1999.
  120. After the pre-Raphaelites: art and aesthetism in Victorian England. (Ed. by Elizabeth Prettejon) New Brunswick, 1999.
  121. Allen W. The English Novel. London, 1968.
  122. Analytical strategies and musical interpretation: Essays on nineteenth- and twentieth-centuiy music. (Ed. by Craig Ayrey and Mark Everist) Cambridge, 2003.
  123. Antokoletz, Elliott. Musical symbolism in the operas of Debussy and Bartok: trauma, gender and the unfolding of the unconscious. Oxford, 2004.
  124. Arts of the nineteenth century. New-York, 1998−1999. Vol.2
  125. Bird A. The place of Oscar Wilde. New York, 1977.
  126. Bown, Nicola. Fairies in nineteenth-century art and literature. Cambridge, 2001.
  127. Cevasco G.A. British author: Poet and wit. New York, 1972.
  128. Chamborlain J.E. Ripe was the drowsy hour: The age of Oscar Wilde. London, 1977.
  129. Complete works of Oscar Wilde. Glasgow, 1994.218)219)220)221)222)223)224)225)226)227)228)229)230)231)232)233)234)235)236)237)238)239)
  130. Curry, David Park. James McNeil Whistler: uneasy pieces. New-York, cop. 2004.
  131. Daiches D. A critical history of English literature. London, 1963. Eaglton, Terry. Introduction. // Oscar Wilde. Plays, prose writings and poems. Everyman’s library, 1942.
  132. Elam, Kimberly. Geometry of design: studies in proportion and composition. New-York, 2001.
  133. Gagnier, Regenia. Idylls of the marketplace. O. Wilde and Victorian public. Stanford University Press, 1986.
  134. Gealt, Adelheid M. Painting of the golden age: A biographical dictionary of 17th-century European painters. London, 1993. Gide, A. Oscar Wilde: In Memoriam. 1925.
  135. Hargraves, John A. Music in the works of Broch, Mann and Kafka. Woodbridge, 2002.
  136. Harris, Frank. Oscar Wilde. London, 1992.
  137. Holland W. Oscar Wilde and his world. New York, 1977.
  138. Honour, Hugh. The visual arts: A history. New-York, 2002.
  139. Hopkins R.-T. Oscar Wilde. New York, 1973.
  140. Hyde, H. Montgomery. Oscar Wilde. London, 1976.1.eminger, Gary. The aesthetic function of art. London, 2004.
  141. Johnson R.V. Aestheticism. London, 1969.
  142. Knox, Melissa. Oscar Wilde: A long and lovely suicide. London, cop. 1994. Kroneberger L. O. Wilde. Boston-Toronto, 1976.
  143. Marx, Adolf Bernhard. Musical form in the age of Beethoven: selected writings on theory and method. (Ed. a. transl. by Scott Bumham) Cambridge, 1997.
  144. Meister, Jan Christopher. Kindt Tom. Schernus Wilhelm. Narratology beyond literary criticism: Mediality Disciplinarity. // Narratology beyond literary criticism: Mediality — Disciplinarity. Berlin-NY, 2005. Merle R. Oscar Wilde. Paris, 1957.
  145. Muscular Christianity: embodying the Victorian age (ed. by Donald E. Hall) Cambridge, 2004.
  146. Music and British culture, 1785−1914: Essays in honour of Cyril Ehrlich. (Ed. by Christina Bashford and Leamie Langley) Oxford, 2000. Musical signification: essays in semiotic theory and analysis of music. (Ed. by Eero Tarasti) New-York, 1995.
  147. Nassaar, Christopher S. Into the demon universe: A literary exploration of O. Wilde. New Heaven and London, 1974.
  148. Norman, G. Nineteenth-century painters and paintings. A dictionary. Berkeley, 1977.
  149. Nunokawa, J. Tame passions of Oscar Wilde: The styles of manageable desires. Oxford, cop. 2003.
  150. Ojala A. Aestheticism and Oscar Wilde. Helsinki, 1954. Oscar Wilde: A collection of critical essays. London, 1969.257)258)259)260)261)262)263)264)265)266)267)268)269)270)271)272)273)274)275)
  151. Pearson. O. Wilde: His life and wit. New York, 1946. Roditi E. Oscar Wilde. New York, 1947.
  152. San Juan, Epifanio. The art of Oscar Wilde. Princengton (N.J.), 1967. Seaton, Douglass. Narrative in music: the case of Beethoven’s «Tempest» Sonata". // Narratology beyond literary criticism: Mediality Disciplinarity. Berlin-NY, 2005.
  153. Stanford D. Introduction to the nineties.// Zalzburg studies in English literature. 1987. № 78, Vol. 1.
  154. Stanzel, F. Typischen Formen des Romans. 12 Aufl. Gottingen, 1997. Stroud, Scott R. How to do things with Art. The Southern Journal of Philosophy: University of Texas. Vol. XLIV, 2006. Swirnoff, Lois. Dimensional color. New-York, 1992.
  155. Tarasti, Eero. Signs of music: a guide to musical semiotics. New-York, 2002.
  156. Taruskin, Richard. The Oxford history of western music. Vol. 2, New-York, 2005.
  157. The art of brevity: excursions in short fiction theory and analysis (Ed. by
  158. Per Winter) Columbia, 2004.
  159. The Artists of the World. Munchen-Leipzig, 2002.
  160. The Cambridge history of English literature / Ed. by A. W. Ward a. A. Waller. London: Cambridge univ. press, 1927.
  161. The Cambridge history of nineteenth century music. (Ed. by Jim Samson) Cambridge, 2002.
  162. The Cambridge history of Western music theory. (Ed. by Th. Christensen) Cambridge, 2002.276)277)278)279)280)281)282)283)284)285)286)287)288)289)290)291)292)293)294)
  163. The Encyclopedia of Italian Renaissance and Mannerist art. (Ed. by Jane Turner) London, 2000.
  164. The new Pelican guide to English literature /Ed. by B. Ford/ Harmonds-worth-Penguin books, 1982−1983.
  165. The Oxford companion to English literature / Ed. by P. Harvey/ Oxford: Clarendon press, 1967.
  166. The Oxford companion to English literature / Ed. by M. Drabble. London: Oxford univ. press, 1985.
  167. The Oxford dictionary of art. (Ed. by Ian Chilvers and Harold Osborne) New-York, 2004.
  168. The Pre-Raphaelites. (Edited by Leslie Parris). London, 1996. The works of Oscar Wilde (The golden heritage series). Galley Press, 1987. Velazquez. A catalogue raisonne of his oeuvre. With an introd. study by Jose Lopez-Rey. London, 1963.
  169. Velazquez’s Las Meninas (Ed. by Suzanne L. Stratton-Pruit). Cambridge, 2003.
  170. Wentworth, Nigel. The phenomenology of painting. Cambridge, 2004. Werner, Marcia. Pre-Raphaelite painting and nineteenth century realism. Cambridge, 2005.
  171. Wilde, Oscar. Fairy tales. M., 2000.
  172. Wilde, Oscar. Letters. (Edited by R. Hart-Davis.) London, 1962.
  173. Wilde, Oscar. The complete illustrated stories, plays and poems of O.Wilde.
  174. UK, Chancellor Press, 2000.
  175. Willoughby, Guy. Art and Christhood: The Aesthetic of Oscar Wilde. London and Toronto, 1993.
  176. Winwar, Frances. Oscar Wilde and the Yellow Nineties. New-York, 1958. Wollheim, Richard. Painting as an art. Princeton (N.J.), 1990. Wood, Jeremy. Hidden talents: a book of neglected artists working 18 801 950. Billinghurst, 1984.
  177. Woodcock J. The paradox of O. Wilde. London-New York, 1949. ^
Заполнить форму текущей работой