Ключевой сценой романа Сервантеса «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанческий» по нашему мнению является та, в которой главный герой рассказывает козопасам о Золотом веке. Именно в ней с наибольшей ясностью проявляется тот мир, в котром живет Дон Кихот и то влияние которое оказывает данное мировосприятие на всю его жизнь и действия.
Однако в данной работе мы попытаемся рассмотреть внутренний мир не только Дон Кихота, но и другого главного героя, оруженосца Рыцаря Печального образа — Санчо Пансы. На наш взгляд, несмотря на то, что судьба этих двух персонадей неразрывно связана, миры в которых они живут и чувствуют пересекаются лиш одномоментно, в заданнных точках времени и пространства.
Необходимо также прояснить вопрос об эпохе, в которой писался и сам роман о Дон Кихоте. Когда Сервантес создавал свое бессмертное произведение испанское общество, да и весь мир находились на пороге смены парадигм. На смену Средевековья пришло Новое время, диктовавшее свои законы и порядки. Земля, которую полагали раньше плоской вдруг стала шарообразной. Колумб и Магеллан раздвинули границы мира, подготовив почву для Галилея и Коперника, которые перевернули представления о жизни и времени. Именно в эти годы на пыльных дорогах Новой Кастилии появились два нелепых всадника. Один, высокий и худой, облачённый в доспехи, верхом на изнурённом, нескладном, с выпирающим хребтом и впавшими боками, коне, считал себя странствующим рыцарем Дон Кихотом Ламанчским. Второй, с коротким туловищем и толстым животом, восседающий, как некий патриарх, на сером осле, был оруженосцем рыцаря и прозывался Санчо Панса.