Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Категория вежливости в глагольных формах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Русский глагол выражает в тексте множество различных значений. Специфическим является значение вежливости. Формами вежливости, или этикетными, можно считать те, употребление которых определяется культурными нормами, национальными традициями и принципом уместности. Прежде всего этикетными можно назвать личные формы второго лица единственного и множественного числа. Они показывают степень уважения… Читать ещё >

Категория вежливости в глагольных формах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русский глагол выражает в тексте множество различных значений. Специфическим является значение вежливости. Формами вежливости, или этикетными, можно считать те, употребление которых определяется культурными нормами, национальными традициями и принципом уместности. Прежде всего этикетными можно назвать личные формы второго лица единственного и множественного числа. Они показывают степень уважения говорящего к собеседнику, свидетельствуют о культуре и воспитанности человека и согласуются с местоимением вы. Ср.: Будете обедать? — Будешь обедать?', Слышишь, как падает снег? — Слышите, падает снег?

Этикетную функцию данных форм определяют два языковых явления. Первое — это противопоставление значений единственного и множественного числа, установившееся в языковой системе, и второе — проявление особой функции при употреблении форм множественного числа в несвойственном для них значении единственного. Нетипичное, переносное употребление формы множественного числа по отношению к одному лицу связано с выражением вежливости и уважения, проявляемых говорящим к собеседнику.

Что скрывается за вежливой формой? В сочетании со значением второго лица категория числа (множественное число) отражает статус собеседника по отношению к говорящему. Какие качества собеседника требуют в соответствии с правилами этикета употреблять глагольные формы множественного числа? Во-первых, принято употреблять этикетную форму, если собеседник значительно старше говорящего. Во-вторых, на выбор формы единственного или множественного числа влияет распределение социальных ролей говорящего и собеседника, например, начальника и подчиненного, ученика и учителя, продавца и покупателя, мужа и жены. В-третьих, выбор формы определяется тем, насколько близки отношения между говорящими, т. е. степенью знакомства. В разговоре с незнакомым человеком принято обращение на «вы» и, соответственно, употребление формы множественного числа.

Употребление формы второго лица единственного числа в обращении к старшему по возрасту, социальному статусу или просто незнакомому или малознакомому человеку оценивается как грубость. Однако возраст и социальный статус не мешают человеку, обладающему высокой культурой общения, обратиться к младшему на «вы». Например, преподавателю ничто не мешает употребить глагольную форму 2-го лица во множественном числе, даже наоборот, педагогическая этика предполагает это.

Отдельно следует рассмотреть формы 3-го лица множественного числа, употребляемые в значении единственного в подобной этикетной функции. Например: Юлия Александровна придут позже. Хотя в разговорной речи такое употребление форм еще встречается, оно может оцениваться как устаревшее и просторечное. Нормативным и современным считается форма единственного числа: Юлия Александровна придет позже… То же самое можно отнести и к формам прошедшего времени. Следует говорить: Семен Семенович уже пришел, а не — Семен Семенович уже пришли.

Форма 3-го лица ед. ч. тоже является этикетной формой русского глагола, ее неуместное использование может привести к негативному восприятию высказывания. Употребление этой формы недопустимо по правилам современного этикета. Подобная ситуация возможна, если в разговоре участвуют более двух человек. Например: разговаривают, А и Б, входит В. А начинает пересказывать В предшествующую беседу.

А: Он (относится к Б) завтра идет на день рождения и не знает, что подарить.

В подобной ситуации лучше дать возможность собеседнику самому рассказать о своих действиях. В противном случае в акте речи происходит «выключение» присутствующего человека из речевой ситуации. Игнорируя одного из присутствующих, говорящий может поставить в неловкое положение и остальных собеседников. Следует помнить, что о присутствующих говорить в 3-м лице не принято.

Таким образом, в формах лица и числа глагола отражается категория вежливости в русском языке. Эти формы могут быть признаны этикетными, их грамотное (уместное) использование отражает степень владения культурой общения.

Формы повелительного наклонения всегда служили для этикетного и ритуального общения. Большинство речевых этикетных формул не осознаются как формы повелительного наклонения глагола.

Такие привычные слова, как здравствуйте, прощайте, простите, извините и некоторые другие в силу частого употребления в этикетной функции утрачивают свою принадлежность к глагольным формам {здравствовать, прощать, простыть, извинить) и приобретают статус самостоятельных слов. Это отражается в толковых словарях русского языка. Между тем этикетные речевые формулы до сих пор сохраняют направленность на адресата.

Значения единственного/множественного числа взаимодействуют подобным образом и со значением повелительного наклонения: Принеси книгу — Принесите книгу, Приходи завтра — Приходите завтра.

Формы и оттенки значения повелительного наклонения глагола, служащие для передачи желания говорящего, являются не менее значимыми, чем формы числа, для выражения вежливости в русском языке. Желание говорящего может быть передано различно. Часто от способа выражения желания зависит, захочет ли другой выполнить или содействовать исполнению желания. Формы 2-го лица повелительного наклонения ед. и мн. ч.

(типа беги — бегите, неси — несите) способны выражать различные оттенки побуждения к действию. Различия оттенков побуждения от пожелания и мольбы до приказа и категорического требования зависят от значения глагола, окружения формы и интонации.

Оттенок фамильярности и разговорности создается присоединением к форме 2-го лица повелительного наклонения ед. и мн. ч. постфикса -ка принеси-ка, подай-ка. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто (Чехов А. П.).

Формы повелительного наклонения, образующиеся при помощи специальных слов (пусть, пускай), придают побуждению оттенки пожелания, разрешения, согласия.

Пусть дверь будет открыта; Хорошо, пусть он перезвонит мне в пятницу; Пускай идет себе на все четыре стороны!

При образовании формы повелительного наклонения путем присоединения слова давай или давайте возникает оттенок просьбы: Давай пойдем в кино; Давайте говорить друг другу комплименты.

Если при образовании формы повелительного наклонения участвуют слова пусть, пускай, давай, давайте, высказывание приобретает разговорный оттенок. Пускай судьба забросит нас далеко; Ребята, давайте жить дружно!

Оттенок торжественности и книжности способны выражать формы повелительного наклонения типа да здравствует, да сбудутся. Например: Да сбудутся ваши мечты! В таких высказываниях реализуется значение пожелания.

Побуждение могут выражать не только формы повелительного наклонения. Например, в высказывании Завтра придешь в шесть чесов к ограде парка, содержащем форму изъявительного наклонения 2-го лица, желаемое действие представлено как реальное. Такое выражение побуждения оценивается как наставление.

Формы изъявительного наклонения прошедшего времени могут передавать приказ, категорическое и грубое требование: Пересели все поближе; Пошел вон!

Побуждение может быть скрытым, именно такие просьбы выражаются в вопросе с отрицанием: Не подскажете, как пройти к деканату? Извините, Вы не подвинетесь? Одолжишь немного денег?

Просьбу способны передавать формы сослагательного наклонения: Не могли бы Вы передать хлеб; Принес бы ты мне тетрадь!

Категорическое требование или команда выражается неопределенной формой глагола при участии побудительной интонации: Сидеть! Лежать! Всем встать у суд идет!

Задания.

1. От приведенных глаголов образуйте формы 1-го лица ед. ч., при невозможности их образования замените их описательными выражениями. Составьте по одному предложению с каждой образованной словоформой или выражением.

Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.

2. Образуйте формы 1-го и 2-го лица ед. ч., найдите и назовите различия в образовании форм каждого слова из данных пар. Чем различаются полученные формы?

Родиться — рождаться; зажигать — зажечь; произнести — произносить; удаваться — удаться; выслать — высылать; выдавать — выдать; сослать — ссылать: плавать — плыть; осуществлять — осуществить.

Для справки о личных формах глаголов следует обратиться к словарям.

3. Составьте предложения с глагольными формами, объясните, почему нельзя смешивать и взаимозаменять эти формы.

Блистают — блещут; внимают — внемлют; капают — каплют; махают — машут; страдают — страждут; сыплют — сыпят; чтят — чтут.

4. Составьте предложения или мини-тексты, позволяющие определить видовое значение приведенных ниже глаголов.

Атаковать, воздействовать, жениться, использовать, исследовать, казнить, оборудовать, ранить, расследовать, родиться, содействовать, телеграфировать.

5. Определите вид глагола, задав вопрос: что делать? или что сделать?; подберите парный по виду глагол; употребите оба члена видовой пары в одном предложении.

Рисовать, подойти, издать, вспомнить, купить, сидеть, атаковать.

  • 6. Составьте предложения с формами повелительного наклонения глаголов простить, прощать, извинить, извинять. Опишите ситуации, в которых уместно употребить составленные вами высказывания.
  • 7. Составьте небольшие диалоги, употребив в каждом следующие нары высказывания, опишите ситуации, в которых было бы возможно каждое из приведенных высказываний.
  • 1. Не делай ошибок в диктанте! — Не сделай ошибок в диктанте!
  • 2. Читайте книгу! — Прочитайте книгу! — Прочтите книгу!
  • 3. Позвоните сейчас своим родителям. — Звоните сейчас своим родителям!
  • 4. Я гоже его встречал. — Я тоже его встретил. Я его уже поздравлял. — Я его уже поздравил.
  • 8. Образуйте все возможные формы причастий. Образец: читать — читающий, читавший, читаемый, читанный, читан.

Солить, лечить, идти, гнать, лететь, летать, призвать, сыпать, блистать, петь.

  • 9. Составьте диалоги, используя формы повелительного наклонения данных глаголов: ехать, выбросить, вылезти, захотеть, доставать, лить, надоесть, лететь, летать, трудиться. Образование форм повелительного наклонения каких глаголов вызывает трудности? Определите оттенки побуждения.
  • 10. Составьте высказывания с различными оттенками побуждения (просьба, пожелание, разрешение, категорическое требование), используя известные вам способы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой