Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность данного процесса обеспечивается следующими специально организованными педагогическими условиями: созданием установки на продуктивное взаимодействие в процессе учебно-творческой деятельности педагога-хореографавыработкой общей стратегии и тактикиорганизацией занятий на основе координации совместной деятельностиучастием в целе-полагании всех субъектов художественно-педагогического… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
    • 1. 1. Философский и психолого-педагогический анализ основных понятий исследования
    • 1. 2. Сущность и содержание профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа
    • 1. 3. Основные противоречия профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в условиях вуза
  • ". г
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИШЙТАЛЬЙАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА В ВУЗЕ
    • 2. 1. Исследование педагогических условий эффективного взаимодействия субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа
    • 2. 2. Технология обучения основам профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа
    • 2. 3. Оценка эффективности реализации технологии обучения основам профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в условиях вуза

Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования предопределена несколькими характерными для современной социокультурной ситуации тенденциями: изменениями в сфере культуры и искусств в целомусилением интегративных процессов в педагогической науке, хореографической практикеотсутствием целостной концепции, новых моделей развития профессионально-педагогических отношений субъектов в системе обучения танцевальному мастерству. Данное положение обуславливает необходимость обновления содержания художественно-педагогического образования, создания образовательной среды для развития личности, становления ее субъектно-творческой позиции, качественно нового видения смысла профессиональной деятельности.

Анализ научной литературы показывает, что в исследования в области хореографии носили преимущественно искусствоведческий характер (Л.Д.Блок, В. М. Гаевский, П. М. Карп, В. М. Красовская, Б.А.Львов-Анохин, А.В.Соло-довников, В. И. Уральская, С. С. Холфина и др.). В последнее десятилетие появились диссертационные работы, связанные с проблемами любительского хореографического творчества (Л.В.Богомолова, Т. В. Вольфович, В. В. Геращенко, Л. Д. Ивлева, В. Н. Нилов, Н. П. Яценко и др.). Несмотря на существование обширных теоретико-методических исследований по вопросам обучения и воспитания творческих специалистов (Н.К.Бакланова, Т. Г. Бортников, М. В. Жабровец, Т. Г. Киселева, Т. И. Рейзенкинд, А. Ф. Росляков, А. И. Савостьянов и др.), культуре профессионально-педагогического взаимодействия субъектов как совокупности смыслов, ценностно-художественных и педагогических ориентации, в сложившейся практике хореографического обучения уделяется незначительное внимание. Доминирующая в реальном образовательном процессе авторитарная и ма-нипулятивная манера общения, имеющая достаточно глубокие корни в обучении искусству танца, часто становится препятствием на пути формирования и развития общепедагогических, профессионально-значимых качеств и способностей хореографа. Существующий разрыв в теоретической и практической подготовке педагога-хореографа, связанный со спецификой распределения дисциплин психолого-педагогического цикла и хореографической практики, осложняет формирование целостных представлений о профессии, осознания ее значимости для личностного и профессионального самоопределения.

Решение данной проблемы становится возможным лишь при условии подготовки будущих специалистов, ориентированных не только на передачу искусствоведческих знаний, развитие исполнительских умений и навыков, но и становление новых ценностей образования, моделирование и прогнозирование художественно-педагогического процесса с учетом закономерностей развития и саморазвития его субъектов. Актуальным в этом плане является исследование педагогических условий эффективной реализации профессионально-педагогического взаимодействия субъектов, предполагающих вариативность в существующих и выработку новых форм организации индивидуальной и совместной творческой деятельности, на основе внутренних мотивов, личностной системы ценностей и профессиональных целей.

Базовыми для разработки данной проблемы являются научные труды посвященные исследованию общих закономерностей педагогического процесса в высшей школе, различных моделей личности будущего специалиста, соответствующих технологиях обучения и воспитания (М.А.Вейт, А. А. Вербицкий, МЛ. Виленский, В. И. Загвязинский, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, Л. Н. Макарова, А. К. Маркова, А. Б. Орлов, В. А. Сластенин, М. И. Старов, Т. Д. Суслова, Н. Ф. Талызина, И.А.Шар-шов и др.).

Общетеоретические основы профессиональной подготовки педагога-хореографа изложены в трудах Е. П. Валукина, А. Я. Вагановой, К. Я. Голейзовского, Р. В. Захарова, Ф. В. Лопухова, А. М. Мессерера, Ж. Ж. Новерра, И. В. Смирнова, Н. М. Стуколкиной, Н. И. Тарасова, В. И. Уральской и др.

Существующее противоречие между социальными потребностями общества в высококвалифицированных специалистах для сферы культуры и искусств и состоянием подготовки будущих педагогов-хореографов к художественно-педагогической деятельности, в частности, обуславливает востребованность новых форм и технологий личностно развивающего взаимодействия в теории и практике художественного образования.

Таким образом, возникает проблема выявления и анализа педагогических условий, обеспечивающих эффективность профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа.

В решении данной проблемы заключается цель исследования.

Объект исследования: процесс подготовки педагога-хореографа в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия эффективной реализации профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в высшей школе.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, содержание и структуру профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в условиях хореографического обучения.

2. Определить критерии, показатели и уровни развития профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа.

3. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие эффективному взаимодействию субъектов в образовательном процессе вуза.

4. Разработать и апробировать технологию обучения основам профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эффективность профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа определяется совокупностью следующих педагогических условий:

• созданием установки на продуктивное взаимодействие в процессе учебнотворческой деятельности педагога-хореографа;

• выработкой общей стратегии и тактики взаимодействия, организации занятий на основе координации совместной деятельностиучастием в целепола-гании всех субъектов художественно-педагогического процесса;

• обеспечением технолого-инновационной подготовки студентов-хореографов к субъект-субъектным отношениям;

• увеличением доли рефлексивных форм работы с целью овладения практикой взаимодействия, создания общего фонда профессиональных ценностей;

• повышением внимания к психолого-педагогическим факторам, педагогической направленности учебно-творческого процесса в вузе.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения философских, психологических и педагогических теорий, раскрывающие категорию «взаимодействие» (Б.Г.Аверьянов, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. К. Горшкова, И. И. Жбанкова, М. С. Каган, Я. Л. Коломинский, В. Я. Ляудис, Н. Ф. Радионова и др.), о личности как субъекте собственной жизнедеятельности и отношений (К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, И. А. Зимняя,.

A.Н.Леонтьев, А. В. Петровский, В. Н. Мясищев, М. И. Старов, С. Л. Рубинштейн,.

B.В.Рубцов и др.), идеи культурологического и аксиологического подходов (Е.В.Бондаревская, И. Ф. Исаев, Е. Г. Силяева, В. А. Сластенин и др.), исследования о роли искусств в развитии личности (А.Н.Столович, В. Н. Семенов, В. С. Селиванов, Б. М. Теплов, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.), психологии творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, П. М. Якобсон и др.), концепции целостного педагогического процесса (В.П.Беспалько, В. В. Краевский, И. Я. Лернер и др.), теоретические и методические работы педагогов различных видов искусств: музыкального (Л.Г.Арчажникова, Л. Л. Бочкарев, Л. А. Ладыгин, А. С. Петелин, В. И. Петрушин и др.), театрального (Ю.А.Завадский, М. О. Кнебель, А. Д. Попов, К. С. Станиславский, Г. А. Товстоногов и др.), хореографического (А.Я.Ваганова, П. Бошан, К. Блазис, В. И. Понамарев, М. Путтке, В. И. Руденко, Т. С. Ткаченко и др.).

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы был использован следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой литературы, программно-методической продукции, обобщение личного педагогического опыта работы в вузедиагностические (включенное наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование) — праксиметрические методы (анализ документации, продуктов творческой деятельности) — экспериментальные (констатирующий, формирующий, естественный эксперименты) — методы моделирования, экспертных оценок, переработки информации (ранжирования, контент-анализа и др.).

Экспериментальная база исследования: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, колледж искусств г. Тамбова, музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова. В пилотажном эксперименте принимали участие 20 преподавателей и 138 студентов, учащихся хореографических отделений названных заведений.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

Первый этап (1993;1995 гг.) — изучение и анализ отечественной, зарубежной научной литературы по проблеме исследованияосмысление методологических и теоретических основ исследованияразработка и проведение констатирующего экспериментапоиск критериев и показателей оценки уровня профессионально-педагогического взаимодействияизучение особенностей взаимодействия в практике хореографического обучения.

Второй этап (1996;1999 гг.) — разработка содержания формирующего экспериментавыбор экспериментальных и контрольных группапробация технологии обучения основам профессионально-педагогического взаимодействия, проверка выявленных педагогических условий эффективной реализации данного процесса в вузе.

Третий этап (2000;2001 гг.) — обработка, систематизация, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работыформулировка выводов, внедрение методических рекомендаций в практику художественно-педагогического образованияоформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• раскрыты сущность и основные структурно-содержательные компоненты профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа;

• определены критерии и показатели оценки развития профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в условиях вуза;

• выявлена и экспериментально обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации данного процесса;

• разработана технология обучения основам профессионально-педагогического взаимодействия субъектов в образовательном процессе вуза.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и внедрена технология обучения основам профессионально-педагогического взаимодействия. Теоретические выводы и практические рекомендации исследования нашли отражение в издании серии программ для средних и высших учебных заведений: в разработке программы и курса лекций по предметам «Методика педагогического руководства художественным коллективом» (2000), спецкурса «Основы профессионального мастерства педагога-хореографа» (2001), «Композиция и постановка танца» (1997), «Искусство балетмейстера» (1998), «Народно-сценический танец» (1997; 1999), «Сценическое оформление танца и народный костюм» (1999), «Народное хореографическое творчество» (1999). Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов, программ, факультативов и альтернативных технологий подготовки творческих специалистов для учебных заведений различного типа: вузов, колледжей, студий, школ искусств, лицеев, профессиональных и любительских хореографических объединений.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью применения комплекса научных методов, соответствующих цели и задачам исследованиямногоэтапностью, длительным характером опытно-экспериментальной работы, оперативным внесением корректив в ее организацию и проведениерепрезентативностью выборкиприменением методов математической статистикиапробацией и внедрением полученных выводов, методических рекомендаций, 20 летним преподавательским опытом соискателя.

На защиту выносятся следующие положения:

• Профессионально-педагогическое взаимодействие — это интегративный творческий процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой действий субъектов, основанный на взаимовлиянии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов, в результате которого осуществляется целеполагание, интенсивное и продуктивное профессионально-личностное развитие.

• Структура и содержание взаимодействия субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа включает совокупность взаимообусловленных компонентов: ценностного, когнитивного, поведенческого и эмоционального, специфика которых обусловлена учетом полифункциональной деятельности педагога-хореографа.

• Объективная оценка эффективности данного процесса возможна на основе следующих критериев: ценностная ориентация на художественно-педагогическую деятельность, степень развития профессиональных качеств и способностей, стремление к самосовершенствованию.

• Эффективность данного процесса обеспечивается следующими специально организованными педагогическими условиями: созданием установки на продуктивное взаимодействие в процессе учебно-творческой деятельности педагога-хореографавыработкой общей стратегии и тактикиорганизацией занятий на основе координации совместной деятельностиучастием в целе-полагании всех субъектов художественно-педагогического процессаобеспечением технолого-инновационной подготовки студентов-хореографов к субъект-субъектным отношениямувеличением доли рефлексивных форм работы с целью овладения практикой взаимодействия, создания общего фонда профессиональных ценностейповышением внимания к психологопедагогическим факторам, педагогической направленности учебно-творческого процесса в вузе. • Технология обучения основам профессионально-педагогического взаимодействия представляет собой творческий процесс расширения предметной области индивидуальных деятельностей субъектов, основой которой является рефлексивно-содержательный анализ совместных действий, поиск и последующее планирование новых способов организации учебно-творческой работы.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись личным участием автора в процессе организации опытно-экспериментальной работы на факультете культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Международных конференциях: г. Тамбов (1995, 1999), г. Ростов-на Дону (1999), г. Москва (2000) — всероссийских, региональных, межвузовских и внутривузовских конференциях: г. Тамбов (1995;2001), г. Курск (1999) — г. Санкт-Петербург (1999). Теоретические и практические положения исследования нашли отражение в 39 научных и методических публикациях: на страницах журнала «Образование в регионе» (вып.2, 1998), сборников научных трудов «Проблемы сценической педагогики» (1996), «Культурные традиции и творчество» (1997) и т. д. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогической и возрастной психологии, хореографии Тамбовского государственного университета, на педагогических советах хореографического отделения музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова. В практику внедрены спецкурс «Основы профессионального мастерства педагога-хореографа» и научно-методические рекомендации.

Структура диссертация определена в соответствии с логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы (262 источника), приложения. Общий объем текста составляет 192 страницы.

Результаты исследования показали, что конечным смыслом реализации данного процесса является достижение максимально возможного осмысления значения цели взаимодействия, которое предполагает актуализацию субъект-субъектных отношений, диалогичность и гуманистическую направленность контакта. Совершенствование взаимодействия повышает общую восприимчивость к нововведениям, создает условия для более интенсивного использования потенциала, личностного и профессионального роста субъектов, обеспечивает оптимизацию учебно-творческого процесса.

Данное исследование не исчерпывает всех аспектов профессионально-педагогического взаимодействия в процессе подготовки педагога-хореографа, а свидетельствует о необходимости внесения изменений и дополнений управления данным процессом в условиях вуза. Дальнейшие научные поиски мы видим в продолжении изучения особенностей профессионально-педагогического взаимодействия в подсистемах педагог—"концертмейстер, концертме-стер—"студент.

Заключение

.

Гуманистическая направленность образования ориентирует студентов на познание своих возможностей, интересов, притязаний, поиска индивидуальных способов самореализации в профессиональной деятельности. Интеграция научных концепций, школ и направлений служит своеобразным «двигателем» дальнейшего совершенствования художественно-педагогического образования, позволяя своевременно выявлять и более продуктивно использовать имеющиеся у него внутренние потенциалы. Обращение к профессионально-педагогическому взаимодействию в процессе подготовки педагога-хореографа актуализирует проблему оценки и разработки теоретических основ эффективности реализации новых форм совместной продуктивной творческой деятельности субъектов на основе мотивов, системы ценностей и профессиональных целей, что позволит значительно повысить качество обучения, воспитания и саморазвития творческих специалистов.

Теоретический анализ основополагающих категорий исследования показал, что в современной науке находит свое отражение как общая традиционная линия взаимодействия (основные характеристики, сущность и специфика взаимосвязи субъектов, степень их взаимовлияния и др.), так и частные вопросы. Несмотря на высокую актуальность и нарастающее внимание со стороны ученых к данной проблеме все еще не определен категориальный статус «взаимодействия», нет исследований, посвященных изучению потенциальных возможностей рассматриваемого феномена в практике хореографического обучения. Все это требует проведения целого комплекса взаимосвязанных исследований, интеграции различных педагогически ориентированных процессов, выявления и анализа конкретных педагогических условий, при которых может эффективно совершенствоваться качество, осуществляться обогащение уже сложившихся способов взаимодействия.

Сопоставление существующих философских и психолого-педагогических интерпретаций основных понятий исследования позволило уточнить категориальный статус данного понятия, рассмотреть его в качестве самостоятельного варианта обусловленных деятельностью контактов и заострить внимание на его содержательных элементах. Мы исходили из следующих методологических оснований: «взаимодействие» является универсальной формой связи, характеризуется высокой степенью вариативности, зависит от изменения внешних и внутренних условий его реализации, включено практически во все этапы организации и регуляции как индивидуальной, так и совместной деятельности, по сути является саморегулируемым системным образованием, состоящим и ряда структурно-функциональных компонентов, обладающее интегративным свойством целого. Возможность такого понимания вытекает из этимологии самого понятия «взаимодействия». Оно выступает как «связь», «взаимное влияние», «отношение», является «интегрирующим» фактором, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности.

При рассмотрении понятия «субъект» в качестве определяющей ориентацию исследования избрано следующее толкование: субъект деятельности — это человек, в силу своей энергии активно действующий в объективном мире, познающий его и себя, противостоящий ему. Это носитель сознания, которое формируется на основе совокупности ощущений и восприятий, эмоций, мышления и воли, художественных представлений. Вырабатывая определенные стратегию и тактику в общении с миром и с собой, субъект определяет свои ценностные ориентации и убеждения, свои желания, потребности, цели и средства их достижения. В числе основных признаков нами выделено: осознанная активность как преобразовательное отношение к себе и к миру, осознание смысла своей художественно-педагогической деятельностиспособность к це-леполаганию, определяющему направленность и способ действий по отношению к действительностиспособность к реализации деятельности в условиях свободы выбора, цели, содержания, способов и средств ее осуществления, способность к рефлексии, самоанализу и самооценке, готовность к высокой индивидуальной активности, к действиям.

Результатом определения понятия явилась следующая трактовка: лрофессионально-педагогическое взаимодействие — это интегративный творческий процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой действий субъектов образовательного процесса, основанный на взаимвлиянии внутренне значимых и активно-творческих факторов, в результате которого осуществляется целеполагание, интенсивное и продуктивное профессионально-личностное развитие.

В контексте многообразия существующих связей и отношений субъектов довольно отчетливо просматриваются вопросы роли самих индивидов в тех или иных актах взаимодействия. Как оказалось, занимаемая партнерами позиция в значительной степени определяет характер контакта (взаимодействие вертикальное и горизонтальное, прямое, опосредованное, функциональное и лично-стно-ориентированное), его направленность, основное содержание и меру развернутости во времени и пространстве. С данных позиций в нашем исследовании мы рассматриваем различные типы взаимосвязи в рамках двух плоскостей и четырех подсистем взаимоотношений: по вертикали: преподаватель студентконцертмейстер студентпо горизонтали: преподаватель <ч> концертмейстер, студент студент.

В процессе исследования выявлено, что структура, содержание и особенности профессионально-педагогического взаимодействия субъектов, определяются совокупностью взаимообусловленных компонентов, среди которых наиболее важными и инвариантными являются: ценностный, когнитивный, поведенческий, эмоциональный. Выявленные компоненты обеспечивают универсальность возможностей связи субъектов и позволяют выявить меру их включенности в данный процесс.

В исследовании проанализированы и систематизированы основные внутренние и внешние противоречия, связанные с условиями организации данного процесса. Нами выделено три группы противоречий: социально-педагогические, организационно-педагогические, личностно-профессиональные которые взаимодополняют друг друга и в целом определяют основные закономерности и педагогические условия существования и эффективного функционирование данного процесса в условиях вуза.

Для полной системной характеристики рассматриваемого нами феномена и определения уровней его развития были определены критерии оценки эффективности данного процесса с соответствующими показателями: ценностная ориентация на художественно-педагогическую деятельность (направленность личности на субъект-субъектное взаимодействиеотношение к профессиональной деятельностиполнота знаний в области художественно-педагогической деятельности) — степень развития профессиональных качеств и способностей (вербальные и невербальные способностипринятие (перенятия) педагогических ценностей (ценностей качеств) — умения вырабатывать тактику и стратегию взаимодействия) — стремление к самосовершенствованию (сохранение физической формы, дифференциация пространственных и силовых характеристик движений, стремление достичь профессионального мастерства).

В соответствии с разработанными критериями и показателями в исследовании обоснованы уровни развития профессионально-педагогического взаимодействия: функционально-ролевой, личностно-ориентированный, ценностно-профессиональный. Представлены интегративные характеристики выделенных уровней, а также методики их диагностики, включающие анкетирование, систему диагностических и тестовых заданий.

На основании анализа теории и практики исследуемой проблемы, установленных зависимостей констатирующего эксперимента нами были выделены следующие педагогические условия: создание установки на продуктивное взаимодействие в процессе учебно-творческой деятельности педагога-хореографавыработки общей стратегии и тактики взаимодействияорганизации занятий на основе координации совместной деятельностиучастие в целе-полагании всех субъектов художественно-педагогического процессаобеспечение технолого-инновационной подготовки студентов-хореографов к субъект-субъектным отношениямувеличение доли рефлексивных форм работы с целью овладения практикой взаимодействия, создания общего фонда профессиональных ценностейповышением внимания к психолого-педагогическим факторампедагогической направленности учебно-творческого процесса в вузе.

Разработанная технология — обучения основам профессионально-педагогического взаимодействия представляетсобой творческий процесс расширения предметной области индивидуальных деятельностей субъектов и включает следующие этапы: диагностический, проектировочно-организационный, аналити-ко-корректировочный. Последовательность этапов ОЭР проводило студентов через основные элементы самообразовательной деятельности в процессе взаимодействия: самодиагностика —> направленность цели план программа—> рефлексия —> коррекция. На каждом этапе функционировала вся совокупность педагогических условий профессионально-педагогического взаимодействия (в частности, реализация субъект-субъектных отношений пронизывает и обеспечивает само существование данного процесса).

Диагностический этап предусматривал: выбор экспериментальных и контрольных групп, диагностику уровня профессионально-педагогического взаимодействия, исследование типов связи между участниками системы.

Целью проектировочно-организационного этапа являлось: планирование последовательности технологических операций учебно-творческого процесса, проектирование «образа» взаимодействия: создание на основе обмена знаниями и ценностями совокупного знания как фундамента для сознательного развития, самоопределение субъектов в целеполагании, развитие профессионально-педагогических качеств будущего педагога-хореографа, заключающихся в сочетании перцептивных (гностических), коммуникативных и художественно-творческих возможностей, управление познавательной деятельностью. Эффективность этапа обеспечивалась за счет создания инновационной среды, системы организационных и научно-методических условий, личной дидактической активности субъектов, направленных на самовоспитание, самообразование.

Аналитико-корректировочный этап имел своей целью мониторинг результатов технологии обучения основам профессионально-педагогического взаимодействия, установления уровня его развития, самоанализ и оценку результатов формирующего эксперимента. Поставленные задачи решались через организацию преобразующей деятельности студентов-хореографов в естественных условиях обучения в вузе. В ходе ОЭР применялись следующие виды анализа: комплексный-вычленение и мониторинг развития компонентов взаимодействияуровневый — прослеживание сформированности каждого компонентасравнительный — выявление и сопоставление уровней развития взаимодействия в условиях начального констатирующего и формирующего эксперимента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 300 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психология и педагогика / Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998. — 320 с.
  4. В.В. Психология межгрупповых отношений. М., 1983. — 144 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-230 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. — 240 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. — 189 с.
  8. Г. М., Богомолова Н. В. Современная зарубежная социальная психология. М.: МГУ, 1984. — 255 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. — 375 с. Щ
  10. И.П. Теория и практика становления авторитета учителя. Иркутск, 1999. — 263 с.
  11. И.П. Основы педагогического мастерства. М.: Академия, 1999. — 160 с.
  12. Н.П., Винникова Г. В., Смирнов С. А. Режиссура педагогического взаимодействия. Новосибирск: НГПИ, 1991. — 92 с.
  13. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  14. П.К. Эмоции. Большая мед. энциклопедия. М., 1964. Т. 35. — 456с.
  15. Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии. -Психол. журн. 1982. — Т. 3. № 2. — С. 3 — 17.
  16. М.Л. Индивидуальные особенности психической деятельности ф учащихся хореографических училищ в процессе специальных занятий.
  17. Автореф. дис. канд. психол. наук. M., 1991. — 16 с.
  18. .В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. — 376 с.
  19. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. — 168 с.
  20. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  21. Ю.Л. Социально-культурный потенциал художественной деятельности. Львов: Свит, 1990. — 160 с.
  22. Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М.: МГИК, 1994. — 120 с.
  23. Балет: энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. М.: Сов. энциклопедия, 1981.-623 с.
  24. М.М. Эстетика совместного творчества. М., 1979. — 179 с.
  25. C.B. Функции учебного диалога в усвоении старшекласниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. — 164 с.
  26. М. Мгновения в жизни другого. М.: В/О Союзтеатр, 1989. — 252 с.
  27. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского. Москва, 1997. — 397 с.
  28. Р. Развитие Я-концепции и ее воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  30. B.C. Программа школы диалога культур. Л., 1991.-48 с.
  31. В.И. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер-Пресс, 1997.-224 с.
  32. И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдито-риал УРСС, 1997.-446 с.
  33. Л.Д. Классический танец: История и современность. М.: Искусство, 1987.- 556 с.
  34. A.A. Восприятие и понимание человека человеком: Дис.. д-ра. психол. наук. М., 1982. — 200 с.
  35. A.A. Психология общения. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 256 с.
  36. Л.И. Проблемы формирования личности. М. — Воронеж, 1995. -352 с.
  37. Е.В. Воспитание как возрождение культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. Ростов н/Дону: РГПИ, 1993.- 93 с.
  38. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Дону, 1997. — 28 с.
  39. Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 352 с.
  40. H.H. Педагогика и танец // Балет. М., 1988. — № 5. — С. 32 — 34.
  41. С.Л. Развитие у студентов направленности на диалоговое общение в условиях групповой формы обучения. Дис.. канд. пед. наук. Л., 1987.- 196 с.
  42. A.A., Савдыкбекова Д. Т. Знак как средство коммуникативного воздействия // Психосемиотика познавательной деятельности и общения. -М., 1983.-С. 25 36.
  43. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: ИПРАН. 1994. -109 с.
  44. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М. — Воронеж, 1996.-392 с.
  45. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  46. А.Я. Основы классического танца. Л.: Искусство, 5-е изд., 1980. — 192 с.
  47. М.Е. Личность педагога-хореографа в обучении мужского классического танца. М.: Имприт Гольфстрим, 1998. — 198 с.
  48. Введение в педагогическую культуру / Под общ. ред. Е. В. Бондаревской. -Ростов н/Дону, 1995. 170 с.
  49. М.А., Оганец Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе. Воронеж, ВГПИ, 1990. — 206 с.
  50. М.А., Черевко И. М. Групповое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе. М.: Прометей, 1997. — 161 с.
  51. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991. 208 с.
  52. A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200 с.
  53. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. M.: МГУ, 1990.-228 с.
  54. Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. -М.: Искусство, 1988. 240 с.
  55. E.H. Субъектность как интегративное свойство личности педагога. Автореф. дис.. канд. психол. наук. M.: Психол. ин-т РАО, 1992. — 18 с.
  56. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном ВУЗе // Сб. науч. трудов. М.: ГИТИС, 1980. — 184 с.
  57. JI.C. Психология искусства. Ростов н/Дону: Феникс, 1998. -480 с.
  58. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 534 с.
  59. М.М. Михаил Габович. Статьи, воспоминания о М. М. Габович. -М.: Искусство, 1977. 238 с.
  60. С.А., Зорин Г. А. От деловой игры к профессиональному творчеству. Минск, 1989. — 177 с.
  61. С.М. Педагогические ситуации в воспитании школьников. Учеб. пособ. Воронеж, 1985. — 144 с.
  62. H.A. О сущности профессионально-педагогической деятельности. / Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. — С. 11 — 14.
  63. О.М. Система К.С.Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущих учителей. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1991.-23 с.
  64. В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе. Дис.. д-ра. пед. наук. СПб., 1992. — 342 с.
  65. А.Л., Росляков A.M. Мотивационные и эмоциональные аспекты творческого труда актера. Пермь, 1991. — 383 с.
  66. А.Л. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний. -М.: МИП NB Магистр, 1992, ч. 3.-136 с.
  67. Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. -Новосибирск: Наука, 1985. 88 с.
  68. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментально-психологических исследований. М.: Педагогика, 1986.- 124 с.
  69. Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Наука, 1968.- 285 с.
  70. Г. Н. Танец, пантомима, балет. Л.: Искусство, 1975. — 125 с.
  71. А.И. Психология коллектива. М., 1984. — 285 с.
  72. Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. — 424 с.
  73. Л.Я. Роль визуализации эмоциональных представлений при построении хореографических образов. // Искусство и эмоции: Мат-лы. межд. симпозиума / Отв. ред. Л. Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев, В. М. Петров, В. А. Созинов. Пермь, 1991. — 335 с.
  74. И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве. М., 1984. — 22 с.
  75. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск: БГУ, 1981.- 382 с.
  76. М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. М.: Хэлтон, 1998. — 399 с.
  77. И.И. Философские принципы в научном познании. Минск.: Наука и техника, 1974. — 248 с.
  78. А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. — 136 с.
  79. А.В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопр. психол. 1974. — № 6. — С.59 -73.
  80. Р.В. Записки балетмейстера. М.: Искусство, 1976. — 351 с.
  81. Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983. — 224 с.
  82. Р.В. Слово о танце. М., 1977. — 160 с.
  83. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. — 223 с.
  84. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982. — 128 с.
  85. И.А. Педагогическая психология. Учеб. пособ. Ростов н/Дону: Феникс, 1997.-480 с.
  86. А.Я. Искусство и действительность. Традиционные категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1975. — 448 с.
  87. Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе. Челябинск, 1997. — 86 с.
  88. К.Е. Эмоции человека. М., 1980. — 440 с.
  89. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М. — Белгород. 1993. -219с.
  90. И.Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. М. — Белгород: БГУ, 1999. — 224 с.
  91. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  92. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  93. M.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопр. психол. 1989. — № 4. — С. 5 — 15.
  94. Т.А. Магическая сила пространства сцены // Совет, балет. М., 1991.-№ 5.-С. 26−29.
  95. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  96. П.М. Балет и драма. JL: Искусство, 1980. — 246 с.
  97. Н.И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. -М.: Искусство, 1983. 224 с.
  98. М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  99. A.A. Основы русского народного танца. М.: МГИК, 1994. — 320 с.
  100. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.- М.: МГУ, 1995.- 224 с.
  101. Е.А. Психология профессионала. М. — Воронеж, 1996. — 400 с.
  102. В.Н. О сущности взаимодействия // Философские вопросы современного естествознания. Сб. трудов. Вып. 3. — М., 1975. — С.71 — 77.
  103. Г. А. О системе психологического воздействий. М., 1989. — 256 с.
  104. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопр. психол. — 1987. — № 3. — С. 41 — 50.
  105. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976. -350 с.
  106. Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия // Сов. педагогика. М., 1991.-№ 10.-С. 36−42.
  107. Г. Т. Заметки на полях // Сов. балет. М., 1988.- № 3. — С. 22 — 24.
  108. И.Б., Мареев В. И., Рогов Е. И. Феноменология и типология профессионального взаимодействия педагога. Ростов н/Дону: Феникс, 1990. — 35 с.
  109. И.Б., Шиянов E.H. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Дону: Феникс, 1997. — 143 с.
  110. В.В. Моделирование в педагогической психологии // Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988. — 124 с.
  111. Краткий психологический словарь / Ред. сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд. — Ростов н/Дону: Феникс, 1998.-512 с.
  112. C.B., Мухаматулин Е. А. Сценарий тренинга педагогической эффективности. М., 1992. — 96 с.
  113. Кричевский PJL, Дубровская Е. М. Психология малой группы. М., 1991. -96 с.
  114. Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.: Ин-т психологии РАН, 1999.-235 с.
  115. Г. А. Готовность учителя к использованию новых информационных технологий обучения (теоретические основы, экспериментальные исследования). 1996. — 185 с.
  116. Ю.Г. Трехкруговый анализ художественного творчества // Вестник Моск. ун-та, 1988. № 5. — С. 34 — 46.
  117. Т.В. Проблемное обучение истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991. — 68 с.
  118. Т.М. Индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа и его формирование. Дис.. канд. пед. наук. Пермь, 1992. — 156с.
  119. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  120. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1981. — 145 с.
  121. C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. Воронеж, 1997. — 230 с.
  122. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. -М., 1981.- 120 с.
  123. В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Дону: РГУ, 1986. — 135 с.
  124. Л.М. Документы, статьи, воспоминания. М.: ВТО, 1983. -214с.
  125. A.A. О музыкальном содержании учебных форм танца. Метод.пособ. М., 1993. — 143 с.
  126. М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Минск, 1996. — 232 с.
  127. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М. — Воронеж: НПО МО ДЕК, 1998. — 288 с.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 305 с.
  129. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — 391 с.
  130. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  131. A.A. Психология общения. М.: Смысл, 2-е изд., 1997. — 365 с.
  132. Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия // Художественное творчество и психология / Отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. М., 1991. — С. 109 — 133.
  133. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -96 с.
  134. М.И. Проблемы онтозенеза общения. М.: Педагогика, 1986.- 144с.
  135. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 444 с.
  136. .Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-277 с.
  137. Ф.В. Шестьдесят лет в балете. М.: Искусство, 1966. — 367 с.
  138. Ф.В. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1971 -215 с.
  139. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Наука, 1976. — 144 с.
  140. В.Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. — 135 с.
  141. Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. В 2 ч./ МПГУ ТГУ. М. — Тамбов, — 2000. — 386 с.
  142. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Феникс, 1999. — 256 с.
  143. Г. И. Социально-психологический тренинг. M.: Совершенство, 1998.-208 с.
  144. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55 — 63.
  145. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  146. А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. -497 с.
  147. А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. A.M. Татлыдаевой: Спб.: Евразия, 1997. 430 с.
  148. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.- 175 с.
  149. .С. Психология художественного творчества и пути исследования. В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980.-284 с.
  150. .С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. — 318 с.
  151. A.M. Уроки классического танца. М., 1967. — 254 с.
  152. A.M. Танец. Мысль, Время. / Пред. Б.Ахмадулиной. 2-е изд., доп. — М.: Искусство, 1990. — 265 с.
  153. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. — 200 с.
  154. A.B. Личностный подход в воспитании // Магистр, 1991. С. 28 -32 с.
  155. В.Н. Психология отношений. М. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-356 с.
  156. О.В. Педагогическое взаимодействие как элемент педагогической культуры. Даугавпис, 1990. — 96 с.
  157. В.М. Выдающийся мастер и педагог / Сов. балет, 1986. № 3. — С. 50−53.
  158. В.H. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников. Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 184 с.
  159. .Ж. Письма о танце и балете. JI.: М.: Искусство, 1965. — 375 с.
  160. Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства. Тренинг и муштра. М.: Сов. Россия, 1969. — 271 с.
  161. H.H. Психология межличностного взаимодействия. Дис.. д-ра. психол. наук. М., 1979. — 355 с.
  162. H.H. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М., 1981.-С. 24−44.
  163. М.А. Формирование личностно-профессионального мышления будущего учителя музыки. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.- 19 с.
  164. А.Б. Психологические центрации в профессиональной деятельности учителя // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -M., 1989.- 64 с.
  165. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. — 143 с.
  166. А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопр. психол. 1996. -№ 1. — С. 5 — 19.
  167. Основы педагогического мастерства. Под. ред. И. А. Зазюна. M., 1989. -302 с.
  168. В.Н. Психология общения // Вопр. философ. 1971. — № 7. — С. 126- 127.
  169. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. — 351 с.
  170. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С. И. Самыгин. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
  171. A.C. Музыкальное образование и воспитание: от истоков до современности. Учеб. пособ. Воронеж: ВГПИ, 1997. — 243 с.
  172. A.C. Управление процессом подготовки специалистов в музыкально-педагогическом колледже. Воронеж: ВГПИ, 2000. — 136 с.
  173. Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. — 121 с.
  174. В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д., 1993. -268 с.
  175. В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
  176. Пиз А. Язык телодвижений. М.: Ай Кью, 1992. — 262 с.
  177. В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Тандем- Роспеда-генство, 1997. — 176 с.
  178. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. — 309 с.
  179. В.Д. Традиции и общество. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  180. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  181. Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопр. психол. 1982 — № 2. — С. 5 — 13.
  182. В.А., Коржуев A.B. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. М.: МГУ, 2000. — 184 с.
  183. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983.- 121 с.
  184. Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  185. Психоло-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: АПН СССР, 1980. — 159 с.
  186. Психология процессов художественного творчества / Отв. ред. Б.С.Мей-лах, H.A.Хренов. Л.: Наука, 1980. — 285 с.
  187. М. Оружие артиста // Сов. балет. 1986. — № 3. — С. 60 — 62.
  188. Н.Ф. Взаимодействие педагога и старших школьников: технология и творчество. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — 84 с.
  189. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагога и старших школьников в учебно-воспитательном процессе. Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. JI., 1991. — 36 с.
  190. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Дону: Феникс, 1996.- 512 с.
  191. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с анг. / Общ ред. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 480 с.
  192. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. Т.2. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. — 672 с.
  193. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -424 с.
  194. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. -720 с.
  195. В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения. М, 1987. — 159 с.
  196. .О., Патиотто В. И., Чурилов H.H. Опросы населения. М., 1984.-207 с.
  197. В.Н. Философские основы анализа человеческой деятельности. В кн.: Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тез. Всерос. конф. — Симферополь, 1983. — С.48 — 56.
  198. В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. Социально-психологическая концепция. СПб.: С. — Петерб. ун-т, 1995. — 200 с.
  199. В.Е. Социальная психология искусства. Л.: ЛГУ, 1988. — 168 с.
  200. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии. Волгоград, 1998. — 152 с.
  201. K.M. Сб. статей / Сост. М. И. Березкина. М.: Искусство, 1978. -206 с.
  202. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
  203. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  204. Синергетика и методы науки / Под ред. М. А. Басина. СПб, 1998.
  205. Е.Г. Методологический анализ социокультурного поля процесса отечественного образования // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения. М., 1998. — С. 71 — 75.
  206. П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981. — 347 с.
  207. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. — 188 с.
  208. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993.-243 с.
  209. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. -М., 1997. 512 с.
  210. В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М., 1997. — 267 с.
  211. В.А., Подымова JLC. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 308 с.
  212. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Авто-реф. дис. .д-ра психол. наук. М., 1994. — 44 с.
  213. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М., 1999. 416 с.
  214. И.В. Искусство балетмейстера. М.: Просвещение, 1989. — 190 с.
  215. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. — 229 с.
  216. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия. 1982. -787 с.
  217. Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева и др. М.: Наука, 1988. — 232 с.
  218. Современная американская социология / Под ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1994.-296 с.
  219. Ю.Е. Основы педагогики бальной хореографии. М., 1976. -68 с.
  220. И.И. Статьи о балете. Л.: Музыка, 1973. — 208 с.
  221. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред. А.Ю.Согамо-нов: Пер. с анг. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  222. М.И. Регулирование отношений-основное условие развития личности будущего учителя // Учитель советской школы / Под ред. В.А.Сласте-нина. -М., 1991. С. 51−53.
  223. М.И. Будущий учитель в системе отношений // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. — С. 168 — 169.
  224. М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя. М., МПГУ им. В. И. Ленина, ТГУ им. Г. Р. Державина. — М. — Тамбов, 1996. — 206 с.
  225. К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1985. — 479 с.
  226. Л.Н. Жизнь творчество — человек. Функции художественной деятельности. — М.: Полит, лит-ра, 1985. — 415 с.
  227. Т.Д. Теоретико-методологические основы художественно-эстетической подготовки учителя. Липецк.: ЛГПИ, 1999. — С. 79 — 85.
  228. Т.Д. Педагогические технологии формирования художественно-эстетической культуры учителя. Липецк.: ЛГПИ, 1999. — С. 49 — 54.
  229. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: ЛГУ, 1988.- 166 с.
  230. Н.И. Классический танец. М.: Искусство, — 1970. — 481 с.
  231. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: ВАХРАХ, 1996. -480 с.
  232. Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга. Дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 192 с.
  233. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 321 с.
  234. C.B. От образного слова к выразительному движению. Автореф.. канд. искусствед. — М., 1995. — 18 с.
  235. Филосовский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп.
  236. М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  237. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и формирование личности. // Человек в мире художественной культуры. М.: Наука, 1982. — С. 157 — 207.
  238. В.Н., Гройсман А. Л. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М.: Магистр, 1998. — 196 с.
  239. X. Мотивация и деятельность: в 2х т. М.: Наука, 1986. — 786 с.
  240. Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная психология. Тексты. М.: МГУ, 1984. — 90 с.
  241. С.И. О психологической подготовке будущего учителя // Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С. 40 — 44.
  242. Хрестоматия по психологии художественного творчества / Сост. А. Л. Гройсман. М., 1998.-200 с.
  243. Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  244. О.В. Начальные этапы онтогенеза взаимодействия: Дис.. д-ра философ, наук. М., 1987. 336 с.
  245. В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопр. психол. 1988. — № 4. — С. 16 — 21.
  246. А.Г. Концепция взаимодействия: Дис.. д-ра философ, наук. -Новосибирск, 1991.-322 с.
  247. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982.- 136 с.
  248. A.C. Формирование ценностных ориентаций и поведения личности. -Омск, 1990.-203 с.
  249. И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: Дис. .канд. пед. наук. Белгород, 2000. -212с.
  250. М. Избр. произведения / Под ред. А. В. Денежкина. М.: Гнозис, 1994.-490 с.
  251. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе.1. М.: Наука, 1985. 175 с.
  252. Г. В. Визуальная психодиагностика и ее методы: познание людей по внешнему облику. Метод, пособ. Киев, 1990. — 112 с.
  253. Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польского. -М., 1969.-224 с.
  254. Н.Е. Педагогическая технология. М., 1992. — 32 с.
  255. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1994. — 111 с.
  256. И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопр. психол. 1989. — № 6. — С. 5- 14.
  257. Argyle М., Furnham A., Graham J. Social situations. Cambridge e. a., 1981. -IX, 453 p.
  258. Averill J.R., Thomas Knowles C. Emotional Creativity // International Review of Studies on Emotion / Strongman K.T. (Ed.). V.l. — Chichester: Wiley, 1991. -P. 269 — 299.
  259. Felix Krunger. Die Veroffentlichung in der Entwicklungspsychologie. Leipzig. 1953, — 112 s.
  260. Goleman D. Emotional Intelligence. N.Y.: Bantam Books, 1995.
  261. Moony R.L. A conceptual model for integrating four approaches to the indentifi-cation of creative talent // Scientifict creativity: its recognition and development. / Taylor C. W., Barron F.(Eds.). N. Y.: Wiley, 1963. — P. 331 — 340.
  262. Stein M.I. Creativity and Culture // Journ. Of Psychology. 1953. — № 36. — P. 311 -322.
  263. Thurstone L.L. Creative talent // Applications of psychology / Thurstone L.L. (Ed.). N.Y.: Harper and Row, 1952. — P. 18 — 37.
  264. Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The Nature of Creativity. / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Univ. Press, 1988. — P. 32 -75.
  265. УВАЖАЕМЫЙ РЕСПОНДЕНТ! Просим Вас отметить, какой тип личности наиболее соответствует, по Вашему мнению, профессии педагог-хореограф.1. Тип1. Тип 1
  266. Личность с явной деловой направленностью системы отношений, у которой господствующий мотив «для дела», ему подчинен мотив «для людей», им обоим подчинен мотив «для себя».
  267. Личность с явной деловой направленностью системы отношений, у которой господствующий мотив «для дела», ему подчинен мотив «для себя», им обоим подчинен мотив «для людей».
  268. Личность с индивидуалистической направленностью системы отношений, у которой доминирующий мотив «для себя» при равнозначном подчинении мотивов «для дела» и «для людей»,
  269. Личность с индивидуалистической направленностью системы отношений, у которой доминирующий мотив «для себя», ему подчинен мотив «для дела», им обоим подчинен мотив «для людей»,
  270. Личность с индивидуалистической направленностью системы отношений, у которой доминирующий мотив «для себя», ему подчинен мотив «для людей», им обоим подчинен мотив «для дела»,
  271. Личность с альтруистической направленностью системы отношений, у которой высший мотив «для людей» при адекватном подчинении мотивов «для себя» и «для дела».
  272. Личность с альтруистической направленностью системы отношений, у которой высший мотив «для людей», ему подчинен мотив «для себя», им подчинен мотив «для дела».
  273. Личность с альтруистической направленностью системы отношений, у которой высший мотив «для людей», ему подчинен мотив «для дела», им обоим подчинен мотив «для себя».
  274. Личность с двоякой направленностью системы отношений, у которой два равнозначных господствующих мотива «для дела» и «для себя», им обоим подчинен мотив «для людей».
  275. Личность с двоякой направленностью системы отношений, у которой два равнозначных господствующих мотива «для депа» и «для людей», им обоим подчинен мотив «для себя».
  276. Личность с двоякой направленностью системы отношений, у которой два равнозначных господствующих мотива «для себя» и «для людей» им обоим подчинен мотив «для дела».1. Тип 13
Заполнить форму текущей работой