Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гуманистическая направленность педагогических воззрений святителя Иоанна Златоуста в православной педагогике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе: разработки курса лекций по истории православной педагогики для учителей образовательных учреждений (Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи КРДМЦ «Норд-Вест») — участия в Республиканской научно-практической конференции «Духовнонравственное воспитание детей и молодежи» (г.Петрозаводск, 2001 г.) — участия в XXIII… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы духовно-нравственного воспитания в православной и светской педагогике
    • 1. 1. Генезис педагогических идей духовно-нравственного воспитания в православной педагогике
    • 1. 2. Православная этика и светский гуманизм
    • 1. 3. Преемственность основ православного воспитания современной педагогической наукой
  • Выводы к главе I
  • Глава II. Философско-педагогические воззрения святителя Иоанна Златоуста на проблемы духовно-нравственного воспитания
    • II. 1. Историческая эпоха и источники творческого наследия святителя Иоанна Златоуста
    • 11. 2. Духовно-нравственные основы воспитания в творениях святителя Иоанна Златоуста и проповедь как метод духовно-нравственного воспитания
  • И.З.Современные педагогические проблемы освоения творческого наследия святителя Иоанна Златоуста
  • Выводы к главе II

Гуманистическая направленность педагогических воззрений святителя Иоанна Златоуста в православной педагогике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в последние годы возрос интерес педагогической общественности к проблеме духовно-нравственного становления личности средствами воспитания, в педагогической терминологии появляется и требует обоснования понятие «духовность» (О.Н.Гулюкина, С. А. Антонова, А. Мороз). Являясь термином, заимствованным из сферы религии, оно требует осмысления и уточнения при использовании его в рамках педагогической науки. Кроме того, перед педагогикой стоит вопрос об актуализации гуманистической направленности воспитания, которая предполагает широкий круг знаний о детстве (педагогических, психологических, философских, исторических), глубокое проникновение в закономерности развития и воспитания. Особую значимость и интерес представляют нравственные основы православной педагогики, поскольку православие является постоянной во времени этнодоминантой российского общества, то есть связью между обществом и происходящими в нем социальными, в том числе и педагогическими, процессами [186, 184]. У всех современных культур ценностно-смысловое ядро складывается под влиянием одной из мировых религий. В России такой религией было православное христианство. Согласно Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятому Государственной Думой 19.09.1997, признается особая роль православия в истории страны, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

Православная педагогика является практическим аспектом православной антропологии, то есть учения о человеке с точки зрения православной веры [303]. Под этим следует понимать, что православная педагогика служит преображению человеческой личности, она направлена на прояснение Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека в добродетели, в святости, в достижении даров Святого Духа [375, 28]. Именно эта педагогика укоренилась в нашем государстве в X веке. Летопись 988 года указывает, что по воле князя Владимира после крещения киевлян начинают строиться церкви, назначаются священники, собираются дети знатных лиц (главным образом из среды дружинников) и князь «даяти нача на учение книжное» [155,143], причем учебными книгами служили: азбука, часослов (сборник ежедневных молитв и обрядов) и Псалтирь. И впоследствии именно православная педагогика получает широкое распространение в российском государстве, постепенно заменяя педагогику языческую.

Коренным отличием православной педагогики от языческой является ее христоцентричность. Христиане не склонны считать православие учением, философским течением. Это образ жизни, краеугольным камнем которой является Иисус Христос, «путь и истина, и жизнь», как об этом говорится в Святом Евангелии. Православная педагогика имеет целью спасение души во Христе для жизни вечной.

К.Д.Ушинский замечал, что христианство — это фундамент всей современной цивилизации, без которой педагогика не может существовать. Он видел христианство одним из принципов национального образования. Он писал, что у нас за плечами богатый опыт историко-культурного развития, в котором воспитание существовало столько же, сколько существует сам народ [349, 3, 147]. Очевидно, что речь идет о православном воспитании. Эта же мысль подтверждается педагогом в его «Письмах о воспитании наследника русского престола», где говорится о важной роли православия в нравственном воспитании личности.

Современный педагог, в совершенстве постигая наследие западной педагогики и философии, обучается в отрыве от ценностей православия, то есть своих коренных ценностей. Об этом свидетельствует следующий факт. С 1994 по 2000 год в Петрозаводске были проведены: научно-практическая конференция «Традиции образования в Карелии» (ноябрь 1994), международный семинар «Духовно-нравственное образование школьников» (январь 1996), учебно-методический семинар «Вопросы религии в воспитании и обучении школьников» (январь 1997), научно-практическая конференция «Воспитание как ценность образования на рубеже тысячелетий» (ноябрь 2000). На конференциях педагогической общественностью было отмечено, что учителя показывают низкий уровень информированности в области православия, не знают элементарных понятий, с ним связанных. Все это указывает на то, что назрела насущная необходимость восполнения педагогических знаний по православной педагогике. Это также было подтверждено на курсах учителей «Основ православной культуры», проходивших в июле 2003 года в Московской Духовной Академии.

Система русского православного воспитания уходит корнями в византийскую педагогику, в которой ведущее место занимает вселенский учитель Церкви — святитель Иоанн Златоуст (347 — 407 гг. н.э.). В Киевском государстве в XI — XII веках появился ряд рукописных сборников, переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты педагогического содержания. Одним из них был «Златоуст» [155, 143]. Историк православной церкви Каллист (XIV в.), ознакомленный более чем с тысячью творений Иоанна Златоуста, отмечал, что в своей деятельности тот имел большое влияние на православную экзегетику и этику. Но еще большее значение святитель имел для учения о нравственности [369, 3, 331]. Помимо этого, все исторические сведения о святителе Иоанне Златоусте так или иначе свидетельствуют о его величайшем даре проповедничества.

Святитель Иоанн Златоуст оставил после себя 804 проповеди, сохранившиеся в записях скорописцев. В основном, это проповеди нравственности беднейшим слоям населения. Милосердие, сострадание и деятельная любовь к людям были основными темами его гомилий, то есть толкований и комментариев к Священному Писанию. Проповедь являлась мощнейшим средством духовно-нравственного воспитания в православной педагогике, и Иоанн Златоуст довел ее до высшей точки развития [193, 375]. Современные педагоги утратили искусство проповеди, необходимое для эффективного осуществления нравственного воспитания, в то время как в православии — это особая область знания, именуемая гомилетикой.

Гомилетика — это часть пастырского богословия, излагающая принципы церковного проповедничества [369, 1, 423]. Система гомилетики исходит из своеобразия церковной проповеди. Последняя предполагает в качестве своих слушателей общину верующих, перед которой она и стремится раскрыть в полноте смысл христианской веры. Этим определяются и источники, откуда церковная проповедь должна черпать свой материал. Во-первых, это Священное Писание как основа вероучения и нравственности. Во-вторых, это Священное Предание, содержащее вероучительные истины.

В основу нравственного богословия святителя Иоанна Златоуста положены понятия о христианских добродетелях, нравственном долге как норме человеческой жизни. Святитель обрисовывает круг обязанностей человека по отношению к Богу, ближнему и самому себе, учит, как правильно их исполнить. В своих трудах святитель Иоанн Златоуст выражает взгляды, типичные для Православной церкви, его суждения являются святоотеческими. Это подразумевает, что истины веры в них изложены точно, к ним по сей день обращается православная общественность в поисках духовных ориентиров и наставлений.

Следует отметить, что православные основы в истории и теории отечественной педагогики были раскрыты К. Д. Ушинским, Н. И. Ильминским, П. Ф. Каптеревым, К. П. Победоносцевым, С. А. Рачинским и получили свое развитие в трудах Л. А. Зандера и В. В. Зеньковского. В настоящее время данными вопросами занимаются: И. О. Никольский (христианское воспитание в школе), С. М. Шакарян (нравственное воспитание), архимандрит Платон Игумнов, протоиерей Владислав Свешников (нравственное богословие), епископ Александр Милеант (теоретико-практические вопросы православного воспитания), Б. А. Николаев (семейное воспитание), — а также иереи А. Захаров, А. Зелененко, В. Кречетов, К. Островский, А. Сысуев, Е. Шестун, К. Ященко и светские авторы А. Андреев, А. Андрианова, А. Ермаков, О. Курова, И. Медведева, А. Стрижев, В. Сузи, Т. Шишова и др.

К истории православной педагогики в своих трудах обращались: Л. В. Бородина, З. И. Васильева, А. Н. Джуринский, О. Б. Ионайтис, В. М. Кларин, Г. Б. Корнетов, О. В. Орлова, А. В. Ососков, В. М. Петров, А. Рогозянский, JI.B.Сурова, Г. Ю. Филипповский, С. Фомин, О. Шалимов и др. Вышеперечисленные авторы внесли большую лепту в изучение традиций воспитания в православной педагогике в целом.

Вышеперечисленные авторы внесли большую лепту в изучение традиций воспитания в православной педагогике в целом. Однако в данном исследовании предпринята попытка систематического изложения философско-педагогических взглядов святителя Иоанна Златоуста и анализа его проповеднической деятельности с учетом современного педагогического контекста для светских педагогов, а также указания условий педагогического освоения святоотеческих творений, имеющих воспитательное значение, и выявления их гуманистической направленности.

Исходя из этого, темой настоящего исследования является: «Гуманистическая направленность педагогических воззрений святителя Иоанна Златоуста в православной педагогике».

Объект исследования: истоки духовно-нравственного воспитания в православной педагогике.

Предмет исследования: философско-педагогические воззрения святителя Иоанна Златоуста на проблемы духовно-нравственного воспитания.

Цель исследования: раскрыть воспитательное значение творений святителя Иоанна Златоуста для восполнения знаний по духовно-нравственному воспитанию в истории педагогики.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ религиозной, философской и педагогической литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания.

2. Выявить основы духовно-нравственного становления личности в православной этике и светском гуманизме.

3. Проанализировать философские, этические, педагогические воззрения и проповедническую деятельность святителя Иоанна Златоуста.

4. Обогатить современную педагогику знаниями о традициях духовно-нравственного воспитания в православной педагогике и охарактеризовать условия педагогического освоения творений святителя Иоанна Златоуста.

Исследовательская позиция обусловлена методологической базой, которую составили: основные положения аристотелевой логики, взгляды Н. О. Лосского, философские и педагогические идеи о роли гуманизации воспитания в современном мире (Ш.А.Амонашвили, А. Г. Асмолов, Т. К. Ахаян, И. С. Батракова, Е. В. Бондаревская, З. И. Васильева, Б. С. Гершунский, В. П. Зинченко, Г. Д. Кириллова, И. А. Колесникова, Н. М. Конжиев, Н. Д. Никандров, Г. И.Щукина) — идея ценностного наполнения содержания образования как фактора его развития (В.Г.Верещагин, П. П. Новгородцев, В.Д.Столетов) — исследования по восстановлению традиций православного воспитания (А.Рогозянский, Л. В. Сурова, Е. Шестун,) — исследования, определяющие сущностные черты педагогической деятельности (В.И.Андреев, А. Г. Козлова, А. А. Реан,.

В.А.Сластенин и др.).

В исследовании применялись комплексные методы исследования, адекватные поставленной цели и задачам. Аналитические: теоретический анализ педагогической, философской, православной богословской литературы по проблеме исследования, контент-анализ, контекстный анализ святоотеческой литературы и современных работ по православной педагогике, кластерный анализ, прогнозированиесоциологические: опросгуманитарные', интерпретация, рефлексиячастные эмпирические: синтез теоретических посылок.

Логика исследования, проходившего по плану кафедры педагогики Карельского государственного педагогического университета с 2000 по 2003гг., базировалась на основных принципах методологии и представлена следующими этапами: первый этап — определение и обоснование стратегии исследования, его цели, задачизучение педагогической, богословской, философской, психологической, исторической, культурологической литературы по проблеме исследованиявторой этап — анализ, синтез, интерпретация основных теоретических посылок, концептуального и рабочего понятийного аппарата, определение границ применяемости используемых понятий. третий этап — отбор исследовательского инструментария, базы исследования, составление системы-произведения на основе творений святителя Иоанна Златоустачетвертый этап — проведение анализа педагогических взглядов святителя Иоанна Златоуста, выявление их актуальности и условий их педагогического освоения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: выявление и теоретическое обоснование философско-педагогического аспекта творений святителя Иоанна Златоустаанализ проповеди как метода духовно-нравственного воспитания в истории православной педагогикиобоснование гуманистической направленности традиций воспитания православной педагогикираскрытие педагогических представлений святителя Иоанна Златоуста с учётом современного педагогического контекстаопределение условий педагогического освоения наследия святоотеческой литературы.

Практическая значимость исследования: полученные результаты и выводы могут способствовать повышению эффективности исследования проблем духовно-нравственного воспитания в ходе дальнейшего изучения вопросов истории воспитания. Результаты исследования применимы в образовательном процессе высших учебных заведений: они позволяют полнее и основательнее осветить развитие теории духовно-нравственного воспитания в учебных пособиях по истории педагогики, в вузовских курсах по дисциплинам педагогического цикла. Исследование в целом может составить основу для спецкурса или семинара для студентов, способствовать углублению знаний по истории отечественной школы и педагогики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Изучение творений Иоанна Златоуста позволяет утверждать необходимость трансформации понятия «нравственное воспитание» в термин «духовно-нравственное воспитание».

2. Философско-педагогические воззрения святителя Иоанна Златоуста на проблемы духовно-нравственного воспитания являются актуальными для современной педагогической науки и служат источником ее методологии.

3. Изучение феномена христианской проповеди предстает как ведущий метод духовно-нравственного воспитания в православной педагогике.

4. Основными условиями педагогического освоения творений святителя Иоанна Златоуста являются: осознание педагогами общедидактической, воспитательной, аксиологической, социальной значимости творений святителяпреодоление лингвистических барьеров, обусловленных характеристикой исторической эпохи, в которую были созданы творения, и особенностями клерикального функционального стиляповышение компетенции педагогов в области историко-культурологических и религиеведческих знаний.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обусловлены анализом широкого круга теоретико-методологических работ, многообразием применяемых методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования.

Система-произведение составлено из следующих источников:

1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о покаянии. — М.: Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999. — 128с.

2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. — 864с.

3. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений: В 12 т. — М.: Православная книга, 1991. — Т. 1, Кн. 1 — 400с.

4. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений: В 12 т. — М.: Златоуст, 1994. — Т.4, Кн.1 — 468с.

5. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т.: Т.1 /Сост. В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш. — М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. -с. 178−205.

6. О религиозном воспитании детей: Беседы святого Иоанна Златоуста и священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. — М.: Экостром, 1993. — с.12 — 25.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе: разработки курса лекций по истории православной педагогики для учителей образовательных учреждений (Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи КРДМЦ «Норд-Вест») — участия в Республиканской научно-практической конференции «Духовнонравственное воспитание детей и молодежи» (г.Петрозаводск, 2001 г.) — участия в XXIII Всероссийской заочной научно-практической конференции «Обучение с целью уменьшения насилия» (Санкт-Петербург, 2002 г.) — участия в педагогических научно-практических конференциях КГПУ (г.Петрозаводск, 2001 — 2002гг.) — разработки и реализации концепции «Школы православной культуры» на базе МОУ основной общеобразовательной школы № 4 г. Петрозаводска (2002г.) — выступлений перед учителями МОУ основной общеобразовательной школы № 4 г. Петрозаводска (2002г.) — выступлений перед учащимися и педагогами республики Карелия в духовно-просветительском православном центре имени преподобного Александра Свирского (г.Петрозаводск, 2002 г.) — участия в XXIV Всероссийской научно-практической конференции «Семейное воспитание: история и современность» (г.Санкт-Петербург, 2003 г.) — выступления перед учителями республики на курсах КРИПКРО «Основы православной культуры и этики» (г.Петрозаводск, 2003 г.).

Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Структура работы обусловлена ее логикой, сущность которой заключается в следующем: сначала определяется терминологический аппарат исследования, даются характеристики основных понятий православной и светской педагогики, исследуются их общие черты и различия, а затем изучаются педагогические воззрения святителя Иоанна Златоуста с опорой на предшествующий материал. В противном случае оперирование педагогической терминологией становится некорректным.

Выводы к главе II.

Итак, по второй главе можно сделать следующие выводы. В творениях святителя Иоанна Златоуста находит отражение характер эпохи, в которую он жил. Это не только возникновение нового государства Византии, но и переход от язычества, господствующего в римском обществе, к христианству. Основополагающими в христианском богословии того времени стали Никейский и Константинопольский Вселенские соборы, на которых был принят Никео-Цареградский символ веры, обязательный для каждой церкви, исповедующей Православие.

Характер творений святителя Иоанна Златоуста меняется от частного богословского до гомилий, направленных на укрепление христианского вероучения и исправления нравов. Кроме того, в них отражена опасность формальной религиозности. Проповеди святителя оказали влияние на дальнейшее развитие практики нравственного воспитания, поскольку пользовались необычайно высокой популярностью как у себя на Родине, так и на Руси и впоследствии в России.

Святитель Иоанн Златоуст уделяет в своих творениях большое внимание педагогическим проблемам, центральное место среди которых отводит духовно-нравственному воспитанию и воцерковлению, служащим спасению души как основной цели воспитания в православной педагогике. Об этом факте свидетельствуют данные кластерного анализа. К задачам воспитания святитель относит покаяние, добродетельную жизнь, любовь к Богу и ближнему. Процесс воспитания должен быть целенаправленным, непрерывным, последовательным, иметь преемственность, воспитании, пронизывающего весь процесс воспитания подрастающего поколения.

Этот процесс подкрепляется активной церковной жизнью и приоритета духовного в нравственном воспитании человека. Духовно-нравственное воспитание имеет внешнюю и внутреннюю стороны, соответственно, касающиеся поведения, облика человека и умения хранить ум и сердце от греховных помыслов. Также была рассмотрена проповедь как действенный метод духовно-нравственного воспитания в православной педагогике. Свое начало она (проповедь Христа) берет от апостольских времен и широко используется до сегодняшнего дня. Как в творениях отцов Церкви, так и в трудах богословов современности искусство проповеди находит свое отражение, поскольку она служит реализации цели земной жизни православного христианина — спасению души для жизни вечной.

Обогащение светских педагогов знаниями традиций православной педагогики требует от них осведомленности в других, сопряженных с данной проблемой, вопросах. На примере рассмотрения сущности и особенностей проповедей святителя Иоанна Златоуста, а также условий их педагогического освоения, можно прийти к выводу о том, что данный путь связан с различными трудностями. Среди них: языковые барьеры, историко-культурологические и религиеведческие вопросы, которые подразумевают повышение компетенции педагога в этой области. К языковым особенностям были отнесены, прежде всего, отличная от современной стилевая подача материала и лексико-семантические характеристики творений, адаптироваться к которым можно путем совместного чтения и комментирования отрывков творений, а также обращением к справочной литературе. Историко-культурологические трудности связаны с необходимостью проникновения в мыслительный универсум изучаемой эпохи, ознакомлением с ее традициями. Проанализировать труды Иоанна Златоуста педагогу поможет его религиеведческая компетентность, поскольку педагогические взгляды святителя имеют религиозную основу, которая выступает каркасом его творений.

Заключение

.

В заключении исследования необходимо подвести итоги и изложить следующие значимые выводы. Вопрос о православном воспитании как социально-исторической проблеме изложен с использованием следующей логики: предпосылки его возникновения (на основе античной и иудейской педагогики), развитие педагогических идей православия в древнехристианских общинах, в Александрийской, Латинской, Сирийской (и Антиохийской) школах, в Византии, на Руси и в России (в церковно-религиозный, государственный и общественный периоды отечественной педагогики). Был сделан вывод об этическом плюрализме дохристианских школ и античных авторов по сравнению с православной концепцией духовно-нравственного воспитания. Православная педагогика развивается вместе с православным учением, вбирая в себя всю его полноту. Поэтому генезис идей духовно-нравственного воспитания не отличается разнообразием и идет по пути уточнения педагогических реалий, согласно контексту исторической эпохи. Ядро духовно-нравственного воспитаниявоцерковление личности, служащее ее спасению, жизни во Христе, остается неизменным на протяжении всего исследованного периода истории православной педагогики.

Гуманистическая направленность светского и православного воспитания имеют сходные и различные черты. В рамках философского воззрения гуманизма светское воспитание провозгласило человека высшей ценностью. Христианское воспитание, отрицая человекобожие, выдвигает иной идеал — Богочеловека Иисуса Христа и сосредотачивает все педагогические усилия на исцелении греховной человеческой природы, на уподоблении человека Богу, Который есть Истина, Добро и Красота. Светское воспитание также использует эти идеалы, трактуя их в духе современного плюралистического мировоззрения.

Личность" является одним из ключевых понятий в контексте исследуемой проблемы. Была составлена система примеров из светской и православной теологической литературы для проведения контент-анализа, в процессе которого было выявлено: в светской педагогике в содержание понятия «личность» включается система социально значимых черт, характеризующих индивида как субъекта деятельности и общения определенного обществаглавными качествами личности в православной педагогике выступают уникальность и духовность. Личность в православии — это уникальное оформление духовной природы человека, его совершенное самовыражение.

В современной социальной среде возникла ситуация, когда насущно необходим диалог между светскими и православными педагогами и обращение светских педагогов к сокровищнице православной педагогической мысли. Этот диалог возможен в том случае, когда обе стороны имеют четкое представление о взглядах друг друга, относятся с уважением к занимаемой позиции противоположной стороны. Были рассмотрены идеи о воспитании и его главных видах в светской и православной педагогике. Идеи были проанализированы с использованием контекстного анализа, из которого можно заключить, что формально светская и православная педагогика совпадают в постановке основных задач воспитания. К общим чертам можно отнести и ожидаемые результаты при реализации этих задач. Однако коренным отличием выступает сообщение «человеческого измерения» во все сферы воспитания светской педагогики, и «Божиего измерения» — во все сферы православной, что обусловлено философско-религиозным основанием, на котором они базируются. Тем не менее, сотрудничество возможно и, прежде всего в сфере нравственного воспитания. К сожалению, наследие православной педагогической мысли в этой области еще не получило широкого теоретического осмысления, которое в свою очередь имеет серьезный потенциал для решения насущных проблем, остро стоящих сегодня перед педагогикой.

В творениях святителя Иоанна Златоуста находит отражение характер эпохи, в которую он жил. Это не только возникновение нового государства Византии, но и переход от язычества, господствующего в римском обществе, к христианству. Основополагающими в христианском богословии того времени стали Никейский и Константинопольский Вселенские соборы, на которых был принят Никео-Цареградский символ веры, обязательный для каждой церкви, исповедующей Православие.

Характер творений святителя Иоанна Златоуста меняется от частного богословского до гомилий, направленных на укрепление христианского вероучения и исправления нравов. Кроме того, в них отражена опасность формальной религиозности. Проповеди святителя оказали влияние на дальнейшее развитие практики нравственного воспитания, поскольку пользовались необычайно высокой популярностью как у себя на Родине, так и на Руси и впоследствии в России.

Было составлено система-произведение на основе творений святителя Иоанна Златоуста, изучение которой показало, что святитель уделяет серьезное внимание процессу воспитания и неоднократно разъясняет своей пастве его необходимость, причем как для детей, так и для родителей, воспитателей. Святитель Иоанн Златоуст уделяет в своих творениях большое внимание педагогическим проблемам, центральное место среди которых отводит духовно-нравственному воспитанию и воцерковлению, служащим спасению души как основной цели воспитания в православной педагогике. Об этом факте свидетельствуют данные кластерного анализа. К задачам воспитания святитель относит покаяние, добродетельную жизнь, любовь к Богу и ближнему. Процесс воспитания должен быть целенаправленным, непрерывным, последовательным, иметь преемственность, воспитании, пронизывающего весь процесс воспитания подрастающего поколения.

Этот процесс подкрепляется активной церковной жизнью и приоритета духовного в нравственном воспитании человека. Духовно-нравственное воспитание имеет внешнюю и внутреннюю стороны, соответственно, касающиеся поведения, облика человека и умения хранить ум и сердце от греховных помыслов. Мы также рассмотрели проповедь как действенный метод духовно-нравственного воспитания в православной педагогике. Как в творениях отцов Церкви, так и в трудах богословов современности искусство проповеди находит свое отражение, поскольку она служит реализации цели земной жизни православного христианина — спасению души для жизни вечной.

Обогащение светских педагогов знаниями традиций православной педагогики требует от них осведомленности в других, сопряженных с данной проблемой, вопросах. На примере рассмотрения сущности и особенностей проповедей святителя Иоанна Златоуста, а также условий их педагогического освоения, можно прийти к выводу о том, что данный путь связан с различными трудностями. Среди них: языковые барьеры, историко-культурологические и религиеведческие вопросы, которые подразумевают повышение компетенции педагога в этой области. К языковым особенностям были отнесены, прежде всего, отличная от современной стилевая подача материала и лексико-семантические характеристики творений, адаптироваться к которым можно путем совместного чтения и комментирования отрывков творений, а также обращением к справочной литературе. Историко-культурологические трудности связаны с необходимостью проникновения в мыслительный универсум изучаемой эпохи, ознакомлением с ее традициями. Проанализировать труды Иоанна Златоуста педагогу поможет его религиеведческая компетентность, поскольку педагогические взгляды святителя имеют религиозную основу, которая выступает каркасом его творений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Правило веры, 2000. — 487с.
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. СПб.: Сатисъ, 1995. — 349с.
  3. А. Наследники Александра Невского // Воскресная школа. 2000. — № 6.
  4. Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989. — 335с.
  5. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.448с.
  6. Ю.П. Искусство любить детей. М.: Молодая гвардия, 1987.- 176с.
  7. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя /Под ред. И. А. Каирова. -М.: Просвещение, 1979. -318с.
  8. Азбука православного воспитания: Сборник. М.: Правило веры, 1997. — 167с.
  9. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Между верой и знанием нет противостояния // Московские новости. 1999. — № 51.
  10. Алимпий (Кастальский-Бородин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Сергиев Посад, 1994. — 288с.
  11. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд-во Института практической психологии- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1998.-554с.
  12. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560с.
  13. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. — 496с.
  14. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000.350с.
  15. А. Очерки русской этнопсихологии. СПб.: Тропа Троянова, 2000. — 247с.
  16. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608с.
  17. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV XVIII вв./ Редкол. тома: С. Ф. Егоров и др. — М.: Педагогика, 1985.-367с.
  18. Антология педагогической мысли России XVIII в./ Редкол.: Г. Н. Волков и др. М.: Педагогика, 1985. — 479с.
  19. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т./ Сост. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — Т.1 -400 е.- Т.2 — 352с.
  20. Антоний (Блум), митроп. Сурожский. Бог каждого из нас ведет.// Книжное обозрение. 1990. — № 51.
  21. Антоний (Блум), митроп. Сурожский. Духовное путешествие: Размышление перед Великим Постом. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000.- 160с.
  22. Антоний (Блум), митроп. Сурожский. О встрече. СПб.: Сатисъ, 1994.-265с.
  23. Антоний (Блум), митроп. Сурожский. Труды. М.: Практика, 2002. — 1080с.
  24. Антоний (Блум), митроп. Сурожский. Человек перед Богом. М.: Паломник, 2000. — 384с.
  25. Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское богословие. М.: Изд-во Псково-Печерского монастыря, 1994. — 325с.
  26. Апокрифы древних христиан /Редкол.: А. Ф. Окулов и др. М.: Мысль, 1989. — 336с.
  27. Архимандрит Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. — 464с.
  28. А.Г. Непройденный путь: От культуры полезности к культуре достоинства //Практическая психология основы индивидуализации и дифференциации образования. — М., 1991.
  29. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  30. Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993. — 223с.
  31. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1979.357с.
  32. В.Г. Смогу ли я уверовать? СПб.: Электростандарт, 1993.-199с.
  33. А.А. Культурология. Антропологические теории культур. -М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. Ун-та, 1998. 241с.
  34. В.В. Философия и религия //Вопросы философии. 1992.-№ 7.
  35. Библейский богословский словарь /Под ред. свящ. В.Михайловского. М.: Канон, 1995. — 796с.
  36. B.C. Культура: диалог культур //Вопросы философии. -1989.- № 6.
  37. Библия. -М.: Изд-во Московской Патриархии, 1994. 1368с.
  38. Д., Келлоу Д. Не искажая Слова Божия. СПб.: Hoax, 1994. — 464с.
  39. Е.В. Русская религиозная философия. Критические очерки. -М.: Логос, 1995.-367с.
  40. В.А. Вершины музыкального православия // Музыкальная жизнь.-1998.-№ 12.
  41. Богословие в культуре Средневековья. Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992. — 345с.
  42. Большой толковый словарь русского языка /Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. — 1536с.
  43. Бонавентура. Путеводитель души к Богу /Пер. с лат., вступ. ст. и комм. В. А. Задворского. М.: Прогресс, 1993. — 188с.
  44. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников //Советская педагогика. 1991. — № 9.
  45. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4.
  46. А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Покров», 2002. — 256с.
  47. .С. Смысловая вертикаль сознания личности //Вопросы философии. 1999. -№ 11.
  48. В.Г. Русская живопись XVII в. М.: Искусство, 1984.338с.
  49. Брянчанинов, Игнатий. Аскетическая проповедь. М.: Правило веры, 1997. — 194с.
  50. С.Н. Два града. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. — 579с.
  51. С.Н. Православие. Очерки учения православной Церкви. -СПб.: Изд -во Русского Христианского гуманитарного института, 1997.— 243с.
  52. В.В. Малая история византийской эстетики. — М.: Мысль, 1995.-273с.
  53. С.И. Образование от слова образ // Воронежский епархиальный вестник. — 1995. — №№ 7−8.
  54. X. Человек в поисках Бога: Проблема нехристианских религий /Пер. М.: Христианская Россия, 2001. — 232с.
  55. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией /Сост. Н. Г. Федоровский. -М.:Логос, 1997. 751с.
  56. С. Человеческая личность в перипетиях диалога //Человек. 1994. -№ 3.
  57. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики: В 6 т. Нижний Новгород: Издание Братства во имя святого князя Александра Невского, 2001. — Т.6 — 350с.
  58. З.И. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988. — 157с.
  59. Введение в научное исследование в педагогике/ Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 237с.
  60. Введение в философию: Учебн. Пособие /Ред. И.Фролов. М.: Прогресс, 1988. — Т.1 — 486 е.- Т.2 — 516с.
  61. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 1994. — 236с.
  62. Ветхозаветные апокрифы /Пер. М.- Харьков: ACT, Фолио, 2001.754с.
  63. Вехи: Сборник. М.: Новости, 1990. — 325с.
  64. Взыскующие града. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. -752с.
  65. Владимир (Елисеев), иерей. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистический учения. М.: Даниловский благовестник, 1995. — 64с.
  66. Владимир Мономах: завещание потомкам: Сб. переводов с древнерусских текстов /Сост., вступ. ст. и прим. Г. Ю. Филипповского. -Ярославль: ЯГПУ, 1999. 283с.
  67. Л.А., прот. Догматическое богословие. М.: Хроника, 1994.-95с.
  68. Воспитание детей. Отечник. М.: Сестричество во имя преподобновеликомученицы Великой Княгини Елизаветы, 1997. — № 2.
  69. Воспитание младшего школьника: Пособие для учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей. М.: Академия, 2000. — 287с.
  70. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации /Под ред. Л. И. Новиковой. -М.: НИИТИИП, 1992. 132с.
  71. Восточно-христианский храм: Литургия и искусство/ Ред.-составитель Лидов A.M. СПб.: Hoax, 1994. — 328с.
  72. Всеобщая Декларация прав человека. М.: Права человека, 1996.15с.
  73. .П. Сердце в христианской и индийской мистике //Вопросы философии. 1990. -№ 4.
  74. П.П. Беседа трех святителей: Памятники древней письменности. М.: Политиздат, 1980. — 352с.
  75. В.И. Религиеведение: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1995.-447с.
  76. Д.И. Мировоззрение. М.: Альтекс, 1999. — 378с.
  77. Геродот. История в девяти книгах. Л.: Наука, 1972. — 600с.
  78. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 447с.
  79. Н.Н. Русская богословская наука и ее историческое развитие в новейшем состоянии. М.: Гнозис, 1992. — 182с.
  80. Н.В. Авторская исповедь. Псков: Псковское отделение Всероссийского фонда культуры, 1990. — 128с.
  81. Грех и средства духовной борьбы с ним. СПб.: Сатисъ, 1995.30с.
  82. Григорий (Лебедев), еп. Толкование на Евангелие от Марка. М.: Канон, 1991.-251с.
  83. Григорий Богослов. О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. -192с.
  84. Григорий Палама. Беседы. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993.-392с.
  85. Гуманизация образования в школе и в вузе: Сборник /Сост. Е. А. Сергина. Петрозаводск: КГПУ, 2000. — 116с.
  86. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Наука, 1972.-193с.
  87. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. — 368с.
  88. С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии: Филос.-гносеолог. анализ. М.: Политиздат, 1985. — 192с.
  89. М.А., Агапова И. А. Как организовать внеклассную работу в современной школе: Пособие для зам. директора по воспитательной работе и классного руководителя. М.: Просвещение, 2000. — 126с.
  90. А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. — 49с.
  91. И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. — 39с.
  92. Н.И. Организация родительских собраний в 1 11 классах. — М.: ООО Торгово-издательский дом «Русское слово», 2000. — 48с.
  93. А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Изд. Группа «ФОРУМ» — «ИНФРА-М», 1998. — 272с.
  94. А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. М.: Совершенство, 1999. — 224с.
  95. А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для вузов. -М.: ВЛАДОС, 1999.-413с.
  96. Диалектика процесса познания /Под ред. М. Н. Алексеева, А. М. Коршунова. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 367с.
  97. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах- О мистическом богословии. СПб.: Глаголъ, 1994. — 208с.
  98. С.С. Не мир я вам принес. Запорожье: Румата, 1998. -157с.
  99. Дмитрий Ростовский, св. Творения. М.: Правило веры, 1996.496с.
  100. Добротолюбие. Избранное для мирян. М.: Издание Сретенского монастыря, 1998. — 448с.
  101. К.М. Диалектика и схоластика. М.: Политиздат, 1983.158с.
  102. Дороги, ведущие в ад /Сост. А.Раков. СПб.: Сатисъ, 1996.185с.
  103. В.Н. Философия веховства и модернизма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.- 158с.
  104. Евагрий. Аскетические и богословские творения. М.: Мартис, 1994. — 384с.
  105. А.Н. Этика любви и жизни. Минск: ТетраСистемс, 1998.-96с.
  106. А.В., свящ. Записи. М.: Лепта, 2002. — 336с.
  107. Ефрем Святогорец, архим. Жемчужины подвижнической мудрости: Главы о молитве и послушании. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2001. — 142с.
  108. В.М. Святость: краткий словарь агиографических терминов. М.: Гнозис, 1994. — 110с.
  109. М.С. Любовь не властвуют, она созидает: Пед. хроника 50 70 гг. XX столетия. — Дубна, 2000. — 313с.
  110. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 164с.
  111. Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России /Под ред. Э. Д. Днепрова. -М.: Педагогика, 1978. 160с.
  112. И.Н. История Церкви Христовой. М.: Подвиг, 1991.160с.
  113. Закон Божий /Под ред. свящ. Максима Козлова. М.: Сретенский монастырь, Новая книга, Ковчег, 1998. — 704с.
  114. А., свящ. К кому нам идти? СПб.: Сатисъ, 1996. — 87с.
  115. О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие. -М.: Academia, 1999. 158с.
  116. И.Л. Основы этики: Учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 1998. — 496с.
  117. Ю.М. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002.384с.
  118. В.В., прот. Апологетика. Рига: Мирта, 1992.262с.
  119. В.В., прот. История русской философии. Харьков: Фолио- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 896с.
  120. В.В., прот. На пороге зрелости. М.: Воскресение, 1991.-48с.
  121. В.В., прот. Педагогика. Серия: Лекции профессоров Свято-Сергиевского Института в Париже. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Института, 1996. -255с.
  122. В.В., прот. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. -272с.
  123. В.В., прот.Основы православной педагогики // Вопросы православной педагогики. Вып. 1. М., 1992.
  124. Н. Русское религиозное возрождение XX века. Париж: YMCA-PRESS, 1991. — 368с.
  125. А.П. Трактат об эйтаназии. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998.-464с.
  126. Златоуст: Духовно-просветительский журнал Товарищества русских художников. М.: Товарищество русских художников. — 1992. — № 1.
  127. Е. Полемика о вере полемика безысходная// Родина. — 1993.-№ 12.
  128. Иеромонах Анатолий (Берестов), Печерская А. «Православные колдуны» кто они? — М.: Сретенский монастырь, Новая книга, Ковчег, 1998.-144с.
  129. Иеромонах Сергий (Рыбко). Современная культура: сатанизм или богоискательство? М.: Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского, 2002. — 96с.
  130. Иерофей (Влахос), митроп. Православная духовность. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 136с.
  131. Из русской думы: В 2 т. /Сост. Ю. И. Селиверстов. М.: Роман -газета, 1995. — Т. 1 — 256с.- Т.2 — 256с.
  132. Иларион (Алфеев), иером. Православное богословие на рубеже столетий. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999. — 426с.
  133. Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — 495с.
  134. С.М. Учитель и ученик: проблемы взаимоотношений. -Алма-Ата: Мектеп, 1989.- 108с.
  135. Информационно-аналитический бюллетень кафедры религиоведения РАГС «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом». 2001. — № 4.
  136. Иоанн (Максимович), архиеп. Православное почитание Божией Матери. СПб.: Hoax, 1992. — 96с.
  137. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М.: Самшит, 2000. — 1200с.
  138. Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания/Ред. В. А. Крохи. СПб.: Азбука-классика, 2001. — 192с.
  139. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. — 864с.
  140. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о покаянии. М.: Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999. — 128с.
  141. Иоанн Златоуст, свт. Краткое изъяснение молитвы «Отче наш» //Родина. 1990. -№ 9.
  142. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений: В 12 т. М.: Златоуст, 1994. — Т.4, Кн.1. — 468с.
  143. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений: В 12 т. М.: Православная книга, 1991. — Т. 1, Кн. 1. — 400с.
  144. Иоанн Сан-Францисский, архиеп. Избранное /Сост., авт. вступ. статьи Ю.Линник. Петрозаводск: Святой остров (Фонд культуры Карелии), 1992.-575с.
  145. О.Б. Русская средневековая философия и византийские традиции. Екатеринбург: Центр проблем детства, 1999. — 137с.
  146. Искушение «тайным знанием». М.: Одигитрия, 1997. — 92с.
  147. История Византии: В 3 т. /Ред. кол. С. Д. Сказкин и др. М.: Наука, 1967.-Т. 1 -524с.
  148. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /И.Н.Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др.- Под. ред. З. И. Васильевой. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 216с.
  149. История педагогики: Учеб. Пособие /Под ред. М. Ф. Шабаевой. -М.: Просвещение, 1981. 367с.
  150. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1982. 447с.
  151. История СССР. С древнейших времен до 1861 года: Учебник для студентов ист. Фак. Пед. ин-тов /П.П.Епифанов, А. И. Козаченко, П. И. Кобанов и др.- Под ред. П. П. Епифанова, В. В. Мавродина. 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1983. — 576с.
  152. Иустин (Попович), архим. Подвижнические и богословские главы. Сотница первая //Глаголы жизни. 1992. — № 2.
  153. Иустин (Попович), архим. Православная Церковь и экуменизм. -М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997.- 244с.
  154. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319с.
  155. Г., протоиер., проф. Домашняя Церковь (Очерки духовно-нравственных основ создания и построения семьи в современных условиях). М.: Правило веры, 1997. — 173с.
  156. З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание. — 1990.182с.
  157. А. Литургия святого Иоанна Златоуста //Музыкальная академия. 1993. -№ 3.
  158. Кан-Калик В. А, Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 140с.
  159. В.А. и др. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 253с.
  160. Л.П. Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994. — 532с.
  161. Л.П. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс, 1992.-323с.
  162. Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Института, 1994. — 176с.
  163. А.В. Вселенские соборы. М.: Канон, 1994. — 485с.
  164. Киприан (Керн). Евхаристия. М.: Подвиг, 1992. — 107с.
  165. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учебное пособие. СПб.: Образование, 1996. — 135с.
  166. А.А., прот. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. М.: Прогресс, 1992. — 223с.
  167. В.М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных воспитателей IX XX вв. — М.: Правило веры, 1996. — 191с.
  168. М.Н. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания //Педагогика. 1998. -№ 1.
  169. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. -280с.
  170. О. Истоки: Богословие отцов древней Церкви. М.: Путь, 1994.-383с.
  171. В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.: Мысль, 1993. — Кн.1 — 397с.
  172. Книга Еноха: Апокрифы. СПб.: Азбука, 2000. — 336с.
  173. А.С. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. М.: Правило веры, 1997. — 288с.
  174. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. -М.: Изд. Центр «Академия», 2000. 176с.
  175. Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 157с.
  176. Д.В. Пол и секс в современном обществе: Книга для учителя. М.: Изд-во УПАО, 1999. — 172с.
  177. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335с.
  178. И.В. Культура России. М.: Университет, 1999. — 356с.
  179. Н.М. Патриотическое и планетарное воспитание: Вопросы теории. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2000. — 55с.
  180. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. — 376с.
  181. А. Русская духовная философия. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1998. — 576с.
  182. В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Самара: Парадокс, 1994. — 103с.
  183. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994.575с.
  184. Краткий словарь по философии /Ред. Р.Медведева. Политиздат, 1986.-360с.
  185. Краткий справочный церковно-славянский словарь/ Под ред. Рогожина А. В. М.: Мортехинформреклама, 1994. — 77 с.
  186. Крестный путь Иоанна Златоуста /Сост. и общ. ред. О. В. Орловой. М.: Адрес-Пресс, 2002. — 400с.
  187. И.А. История религий: В 2 т. М.: Мысль, 1988. — Т.1 -445с.- Т.2 — 382с.
  188. И.А. Христос: миф или действительность? М.: Наука, 1987.- 143с.
  189. В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. -Минск: ТетраСистемс, 1997. -251с.
  190. Л.Д. Современное общество и нравственность. М.: Наука, 2000. — 63с.
  191. Т.Ф. Философия и проблема гуманизации образования: Автореф. дисс. док. фил. наук. -М., 1990. 33с.
  192. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для пед. учебных заведений. М.: Академия, 1999. — 213с.
  193. Культурология: Учеб. пособие /Под ред. П. А. Савельева. -М.-.Культура, 2002. 114с.
  194. К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. М.: Высшая школа, 1990. — 351с.
  195. А., диакон. «Троица» Рублева //Слово. 1990. — № 1.
  196. А., диакон. Библия в школьной хрестоматии. М.: Высшие православные пед. курсы «Со-действие», 1995. — 96с.
  197. А., диакон. Дары и анафемы. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. — 444с.
  198. А., диакон. Если Бог есть Любовь. М.: Фонд «Благовест», 1998. — 158с.
  199. А., диакон. Раннее христианство и переселение душ. -М.: Гнозис, 1997. 146с.
  200. А., диакон. Сатанизм для интеллигенции: В 2 т. М.: Отчий дом, 1997. — Т.1 — 528с.- Т.2 — 432с.
  201. А., диакон. Христианская философия и пантеизм. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. — 208с.
  202. А., диакон. Школьное богословие. М.: Благовест, 1997. -312с.
  203. А., диакон.Традиция, догмат, обряд: Апологетические очерки. -М.: Канон, 1995. -413с.
  204. Лазарь, архим. О тайных недугах души. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995.- 188с.
  205. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века): Учеб. пособие. — М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998.-584с.
  206. Л., прот. Крещение Руси. М.: Столица, 1987. — 170с.
  207. И.Я. Культурология: Курс лекций. Минск: ТетраСистемс, 1998. — 544с.
  208. Лекции по истории религии: Учеб. пособие /Науч. ред. А. Н. Типисина. СПб.: Лань, 1997. — 369с.
  209. Ю.В. Запредельное. Петрозаводск: Святой остров, 1993.-20с.
  210. Ю.В. Постулаты духовности. Петрозаводск: Святой остров, 1993.-24с.
  211. Ю.В. Феномен сострадания. Петрозаводск: Святой остров, 1993.-20с.
  212. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996.463с.
  213. .Т. Педагогика: Курс лекций /Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2000. — 523с.
  214. М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991.-339с.
  215. К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Знание сила. -1991.- 1.
  216. В.Н. Очерки мистического богословия Восточной церкви //Мистическое богословие. Киев. — 1991.
  217. Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2000. — 186с.
  218. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Дух, душа, тело. М.: Прогресс, 1993.-347с.
  219. Л.Д. Искусство Древней Руси: Книга для чтения. М.: Просвещение, 1974. — 336с.
  220. Макарий Египетский, преп. Творения /Пер. М.: Паломник, 2001.-639с.
  221. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М.: Мартис, 1994.- 175с.
  222. А.Г., Лысенко И. А. Долго ли до беды? Педагогическая профилактика детского наркотизма. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. — 160с.
  223. В.И. Педагогическая антропология: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.
  224. Максим Исповедник. Творения: В 2 кн. М.: Мартис, 1993. -Кн.1 -363с.- Кн.2−348с.
  225. В.В. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Удмуртии во второй половине XIX начале XX века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 22с.
  226. Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России- Ноосфера, 1999.-209с.
  227. Л.И. Педагоги, родители и дети: Воспитателю, классному руководителю о работе с родителями. М.: ТОО Интел-Тех, правления общества «Знание» России, 1995. — 216с.
  228. Л.И. Человековедение: Программа и метод, материалы для школьного педагога. М.: Педагогическое общество России, 2000. 229с.
  229. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления/ Пер. с греч. С.Роговина. Ростов-на-Дону: Книжное издательство, 1991. — 172с.
  230. И.Я., Шишова Т. Л. «Новые дети»: Книга для родителей и педагогов. М.: Народное образование, 2000. — 224с.
  231. Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: Проблемы и возможности //Вопросы психологии. 1989. -№ 5.
  232. А.В. История религии: Учеб. пособие: В 2 кн./ Редкол. Н. В. Веселовская и др. М.: ФОРУМ, ИПФРА-М, 1999. — Кн.1 — 215с.- Кн.2 -223с.
  233. А., еп. Религиозное воспитание детей. Сетевое братство «Русское Воскресенье», http:// www.voskres.ru, 1996.
  234. Э. Истоки христианской цивилизации. М.: Росмэн, 1994.-302с.
  235. В.И. Культурно-региональная определенность Творца //Вопросы философии. 1999. — № 9.
  236. П. Главные направления древнецерковной мистики //Мистическое богословие. Киев. — 1991.
  237. Мир детства: Младший школьник /Под ред. А.Г.Хрипковой- Отв. ред. В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1981. — 400с.
  238. З.А., Померанц Г. С. Великие религии мира. М.: РИПОЛ, 1995.-400с.
  239. Митрополит Кирилл. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них православная Церковь? М.: Даниловский благовестник, 2002. — 144с.
  240. Митрополит Сурожский Антоний. Любовь всепобеждающая: Проповеди, произнесенные в России. М. — Клин: Изд-во Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, Фонд «Христианская жизнь», 2003. — 256с.
  241. А.В. Языки культуры: Учеб. пособие. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 912с.
  242. Молитвослов. М.: Сестричество во имя преподобновеликомученицы Великой Княгини Елизаветы, 2000. — 128с.
  243. Молитвослов. СПб.: Синодальная типография, 1897. — 427с.
  244. ., протоиер. Антихрист. М.: Отчий дом, 1995. — 32с.
  245. Мудрость древних и тайные общества. Смоленск: Русич, 1995.-87с.
  246. Мудрые советы и мысли святых отцов. Сб.1. М.: Паломник, 1994.-204с.
  247. В.И. История богослужебного пения. М.: Подвиг, 1994.-239с.
  248. На пути к толерантному сознанию /Отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. — 255с.
  249. М. Замысел Божий о России //Родина. 1990. — № 11.
  250. С.В. Взгляды славянофилов на роль социальных институтов в становлении личности. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 39с.
  251. Наш проблемный подросток: Учеб. пособие. СПб.: Союз, 1999. — 144с.
  252. М.Н. Школа жизни: Антропоориентированный педагогический процесс. Хабаровск: ХГПУ, 2000. — 107с.
  253. .А. Нравственные основы семьи в свете Священного Писания и учения святой Православной церкви //К свету. 1993. — №№ 9 -10.
  254. И.О. О христианском воспитании детей в школе. -М.: Правило веры, 1994. 97с.
  255. П.И. Об Общественном идеале. М.: Панорама, 1991.- 196с.
  256. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. 278с.
  257. Новые педагогические технологии в начальной школе: Материалы научно-практической конференции. Петрозаводск: КГГТУ, 2000. — 143с.
  258. О будущих взаимоотношениях конфессий и государства //НГ-Религии. 2001. — № 34.
  259. О психологии К. Юнга и прозе Г. Гессе: Взгляд с позиций святоотеческого учения на спасение души /Сост. В. Димитриевич, М. Медведев и Т.Калашникова. Пермь: Панагия, 2001. — 128с.
  260. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия: В 2 кн. /Сост. О.А.Павлова- Под общ. ред. протоиерея Б. И. Пивоварова. Новосибирск: Православная Гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского, 1996. — 401с.
  261. Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М.: Просвещение, 1996.- 144с.
  262. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 10-е, стереотип. /Под ред. Шведовой И. Ю. М., 1978. — 318с.
  263. О религиозном воспитании детей: Беседы святого Иоанна Златоуста и священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. М.: Экостром, 1993. — 80с.
  264. А.И. Разгадка трагического парадокса //Труд. 1999. — №
  265. А.И. Основное богословие. М.: Мартис, 1994. — 238с.
  266. А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861−1917): Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1982. -208с.
  267. Отец Иоанн Кронштадтский. Репринт. М.: Издательско-полиграфическое объединение Профиздат, редакция журнала «Видео-Асс», 1990.- 156с.
  268. , еп. От святой купели до гроба. М.: Трим, 1994. — 223с.
  269. А.И. Популярный библейский словарь. М.: Панорама, 1994. — 464с.
  270. A.M. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. — 464с.
  271. Педагогика на рубеже веков. Сб. научных статей аспирантов. Выпуск II /Под ред. Головинской Е. В., Козловой А. Г., Тряпицыной А. П. -СПб.: Образование — Культура, 2002. — 114с.
  272. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608с.
  273. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 602с.
  274. Педагогика: Учеб. пособие /Сластенин В.А., Мищенко А. И., Исаев И. Ф., Шняпов Е. Н. М.: Школа-пресс, 2000. — 512с.
  275. Педагогика: Учеб. пособие /Ю.К.Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479с.
  276. Педагогический словарь: В 2 т. /Под ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. — T. l — 774с.- Т.2 — 766с.
  277. В.М. Философия культуры: Учеб. пособие в 2 частях. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. 4.1 — 164с.- 4.2 — 186с.
  278. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теорет.-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  279. П.И., Портнов M.JI. Искусство преподавания. М.: Российское педагогическое агенство, 1998. — 183с.
  280. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — 240с.
  281. Платон. Диалоги. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 512с.
  282. Платон. Сочинения в трех томах. АН СССР. М.: Мысль, 1968. -Т.1 — 623с.- Т.2 — 611с.- Т. З — 687с.
  283. В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М.: Изд-во Московского университета, 1974. — 162с.
  284. Подвиг семейного воспитания. М.: Храм Трех Святителей на Кулишках., 2001. — 240с.
  285. И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших пед. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-631с.
  286. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Репринт /Под ред. П. П. Сойкина. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1992. — 779с.
  287. Д.В. Ересь языкопоклонства //Ex-libris НГ. 2000. -№ 12.
  288. Православный календарь для семейного чтения. — СПб.: Титул, 1994. 736с.
  289. И.С. Нравственный выбор. М.: Знание, 1982. — 96с.
  290. А.В. Культовая музыка в России. СПб.: Hoax, 1994.-201с.
  291. Принципы православной педагогики //Образовательный вестник. Электронная версия. Воронеж, 1999. -№ 1 (1).
  292. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа: Учеб. метод, пособие. СПб.: Детство-Пресс, 1999. -203с.
  293. Психологическая готовность современных старшеклассников к жизни. Петрозаводск: КГПУ, 1996. — 87с.
  294. Психология: Учеб. пособие /Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1984.-304с.
  295. А.А. Философия: курс лекций. М.: Центр, 1999. — 272с.
  296. С. Ренессанс. М.: Белфакс, 1997. — 128с.
  297. Раннее христианство: В 2 т. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2001. — Т. 1 — 656 е.- Т.2 — 512с.
  298. Раннехристианские апологеты II IV веков. Переводы и исследования. -М.: Ладомир, 2000. — 189с.
  299. А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990. — 479с.
  300. . История западной философии.: В 2 т.: Пер. с англ. М.: Миф, 1993. — Т. 1 — 509с.- Т.2 — 444с.
  301. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000. — 432с.
  302. Религии народов ервременной России. Словарь. М.: Республика, 1999. — 623с.
  303. P.M. Проблемы формирования научного гуманистического мировоззрения учащихся в современных условиях. М.: Просвещение, 1991. — 256с.
  304. А. У истоков педагогики христианства //Журнал Московской Патриархии. Электронная версия. 2000. — №№ 3−5.
  305. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 254с.
  306. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1 — 608с.
  307. Русская философия. Конец XIX начало XX века. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1993. — 591с.
  308. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981. -Т.1 -656с.- Т.2−336с.
  309. И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М.: Политиздат, 1988.-323с.
  310. В., прот. Диалоги. М.: Канон, 1993. — 212с.
  311. В., прот. Очерки христианской этики: Учеб. пособие. М.: Паломник, 2001. — 625с.
  312. А.А. Люди и звезды /Человек. 1994. — № 1.
  313. Снегу кров А. В. Педагогика от «А» до «Я»: Полезная и занимательная книга для детей и взрослых. М.: Народное образование, 1999.- 175с.
  314. B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х годов: Движение в сторону риска: Аналитический доклад. М.: ЮНЕСКО, 1998 -120с.
  315. П. А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали/ Подгот. В. В. Сапов. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999. -446с.
  316. Софроний Иерусалимский. Проповеди. Репринт. М.: Мартис, 1992.-246с.
  317. Социология молодежи: Кн.1 2. — М.: Институт молодежи, 1995. -Кн.1 — 185с.- Кн.2−227с.
  318. А.Г. Основы философии: Учеб. пособие. М.: Политиздат, 1988. — 591с.
  319. Сто вопросов самому себе: Духовная анкета. — М.: Даниловский благовестник, 2001. 96с.
  320. В.Н. Становление личности. М.: Мысль, 1987. — 334с.
  321. В.Н. Чем больна школа? //Север. 2001. — №№ 7−8.
  322. И.И. Кризис духа кризис образования// Мир образования. — 1997. — № 3.
  323. JI.B. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. Петрозаводск: Изд-во Карельской епархии, 1999. — 495с.
  324. Таинственнее, чем мир. (О духовности) /Сост., авт. введ., коммент. и прим. Кларин В. М., Петров В. М. М.: Знание, 1991. — 79с.
  325. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. М.: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. — 491с.
  326. Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1994. — 444с.
  327. В.И. Игра в жизнь. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. — 15с.
  328. М.Н. Русская культура X XVIII веков. — М.: Просвещение, 1968. — 359с.
  329. В.Н. Воспитание безнравственности// Русский дом. -1998. -№ 3.
  330. Е.Н. Избранное. М.: Канон, 1995. — 480с.
  331. С.Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994. — 437с.
  332. Тысячелетие крещения Руси: Материалы международной церковной научной конференции /Под общ. ред. Патриаршего Экзарха
  333. Украины митрополита Киевского и Галицкого Филарета. М.: Издание Московской Патриархии, 1989. — 336с. ф 348. Учащимся о религии и атеизме /Под ред. М. П. Яковлевой.
  334. Петрозаводск: Карелия, 1989. 131с.
  335. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т./ Редкол. М. И. Кондаков и др. М.: Педагогика, 1988. — Т.1 — 414с.- Т.2 — 492с.- Т. З -5 Юс.- Т.4 — 525с.- Т.5 — 526с.- Т.6 — 527с.
  336. Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. М.: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. — 189с.
  337. Феофан Затворник, свт. О суевериях. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1995. — 76с.
  338. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М.: Правило веры, 1997. — 135с.
  339. Филарет (Дроздов), митроп. Нравственность христианина. М.: Правило веры, 1993. — 183с.
  340. Философия: Учеб. пособие /Под ред. В. Д. Губина и др. М.: TOH/TON, 1998.-431с.
  341. Философия: Учеб. пособие /Под ред. Н. И. Жукова. Минск: НТЦ «АПИ», 1999. — 367с.
  342. Н.Н. Очерки христианской апологетики. М.: Правило * веры, 1992.-292с.
  343. Г. В., прот. Восточные Отцы IV века. Париж: YMCA-PRESS, 1990.-240с.
  344. Г. В., протоиер. Византийские отцы V- VIII веков. -М.: Путь, 1992. 260с.
  345. Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, ACT, 1997.-439с.
  346. Ф 360. Фома (Шпидлик). Духовная традиция Восточного христианства.
  347. Систематическое изложение. М.: Паолине, 2000. — 495с.
  348. Формирование ценностных ориентаций школьников. СПб.: Госуниверситет педагогического мастерства, 1998. — 104с.
  349. Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики: Учеб. пособие. М.: Сфера, 1995. — 159с.
  350. Л.М. Психология воспитания: Книга для всех, кто любит детей. М.: Сфера, 1999. — 204с.
  351. Фукидид. История. М.: Мысль, 1993. — 297с.
  352. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999.-519с.
  353. В.Ю. Этическое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.235с.
  354. Хрестоматия по философии /Под ред. Радугина А. А. М.: Центр, 1998.-432с.
  355. Христианская мудрость /Сост. Лавский В. В. М.: Алетейя, 1999. -296с.
  356. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т./ Ред. кол. Аверинцев С. С. (гл. ред.) и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — Т.1 — 863с.- Т.2 — 671с.- Т. З — 783с.
  357. Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV XV веках. — М.: Просвещение, 1960. — 493с.
  358. С., протоиер. Путь чистоты. М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья, 1996. — 117с.
  359. Что необходимо знать каждой девочке, или Доверительные беседы о самом важном. М.: Даниловский благовестник, 1998. — 256с.
  360. С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 1999.- 152с.
  361. О. Отношение ранних Отцов Церкви к проблеме насилия //Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (Историческийф ракурс). М.: Институт всеобщей истории РАН, 2000.
  362. Е., свящ. Православная педагогика. М.: Православная педагогика, 2001. — 560с.
  363. А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества. -М.: Мысль, 1968. -271с.
  364. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы/ Под общ. ред. В. С. Библера. Кемерово: Алеф. Гуманитарный центр, 1993. — 445с.
  365. Школа православного воспитания /Сост. А. Н. Стрижев. М.: Паломник, 1999. — 576с.
  366. А., прот. Проповеди и беседы. М: Паломник, 2000.207с.
  367. Щуркова Н. Е Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 184с.
  368. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб.: Симпозиум, 2000.159с.
  369. И.А., игум. Православие. Византия. Россия. М.: ^ Паломник, 1992. — 433с.
  370. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1998.-432с.
  371. Энциклопедия мистицизма. СПб.: Литера, 1996. — 480с.
  372. Язык мой враг мой: О грехе празднословия. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 1999.- 48с.
  373. В.В. В поисках третьего измерения //Родина. 1992. -^ №№ 11−12.
  374. Р.В., Янушкявичене O.JI. Основы нравственности. М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. — 456с.
  375. Bloom A., Meditation on a Theme: A Spiritual Journey, YMCA-PRESS, Paris, 1971,286р.
  376. Chrisholm J., On Teaching, Tyndale House Publishers, Inc., 1987,189p.
  377. Dinwiddie R.D., The God Who Sings, Christianity Today, July 15,1983.
  378. Encyclopaedia Judica, Jerusalem, Ketter Publishing House, 1996, v.6,978p.
  379. Gaedlelein F.E., The Creator Creativity, Christianity Today, October 5, 1984.
  380. Marks A., Tingay G., The Romans, Usborne Publishing Ltd., England, 1990, 343p.
  381. Millard A., Early Civilizations, The Standard Publishing House, St. Louis, 1983,452р.
  382. Reagan C.E., Ethics for Scientific Researchers, Springfield, 1971,286p.
Заполнить форму текущей работой