Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этика русского либерализма конца XIX — начала XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе развития российского общества проблема русского либерализма переживает удивительный период и как следствие становится одной из ключевых исследовательских направлений в отечественной науке. Интерес к этой теме не случаен. Он продиктован несколькими причинами. Во-первых, это резко возросшее стремление современного российского общества к осмыслению социальных реалий жизни нашей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Либерализм как политико-иделогическое и философско-этическое учение
    • 1. 1. Истоки, философско-этические предпосылки и становление либерализма в Западной Европе и России
    • 1. 2. Основные принципы этической доктрины русского либерализма
  • Глава 2. Нравственная философия русского либерализма
    • 2. 1. Нравственная личность в воззрениях классиков консервативного либерализма К. Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина
    • 2. 2. Этика и моральный идеал во взглядах представителя идеалистического неолиберализма П.И. Новгородцева

Этика русского либерализма конца XIX — начала XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

На современном этапе развития российского общества проблема русского либерализма переживает удивительный период и как следствие становится одной из ключевых исследовательских направлений в отечественной науке. Интерес к этой теме не случаен. Он продиктован несколькими причинами. Во-первых, это резко возросшее стремление современного российского общества к осмыслению социальных реалий жизни нашей страны конца XIXначала XX века, результатом которых стала коренная ломка прежней структуры общества. Либеральные идеи надолго были преданы забвению, а научное исследование либерализма стало активно проводиться лишь с начала 90-х годов XX столетия. Ликвидация идеологических запретов дала возможность российским исследователям объективно, всесторонне изучать философские направления конца XIXначала XX века и либеральные в том числе, а не в противопоставлении марксистско-ленинской философии.

Во-вторых, в настоящее время либерализм рассматривается в качестве официальной идеологии, а его основные принципы закреплены в конституции РФ. Это закрепление, однако, еще не означает принятие либеральных ценностей широкими слоями населения. Одной из устойчивых характеристик отечественного сознания, как демонстрирует русская и советская история, является неприятие права, установка на силу, скорее «бегство от свободы», чем желание ее обрести. Политическая элита, работники системы образования, СМИ, научная общественность нередко имеют весьма смутные, и даже превратные представления о либерализме. На это накладывается общее негативное отношение к Западу, культивировавшееся во время «железного занавеса» в советский период. Тяжелые последствия «догоняющего развития» России интерпретируются как результат подражания порочным западным образцам. Все это свидетельствует о том, что в нашей культуре не выработано более или менее общее понимание как сущности либерализма, его трансформации в отдельные исторические эпохи, так и расхождений либерализма с социализмом и анархизмом, сходства и отличия западноевропейской и русской либеральных доктрин, отношения либерализма и консерватизма. Нет единодушия в оценке того, что несет с собой либерализм как явление духовной культуры, каким смыслом в нем наполнены такие ценности, как личность, свобода, творчество, добро и многие другие.

И сам либерализм в процессе своей эволюции, «адаптации» к различным национальным традициям принимал многообразные, часто противоречивые формы. Будучи мировоззренческим продуктом западноевропейской цивилизации, либерализм далеко не всегда успешно функционировал в рамках иных культурных традиций. Общественно-политическая ситуация в современной России еще раз подтверждает тот факт, что зарубежный опыт, пусть даже зарекомендовавший себя с самой положительной стороны, не может быть просто механически заимствован.

Несмотря на очевидные достижения либеральной доктрины в международной общественной практике, многие вопросы остаются открытыми, особенно актуальными для современной российской социокультурной и политической ситуации. Является ли либерализм универсальной системой? Имеет ли он жесткую «привязку» к национальной культуре, традициям, менталитету?

Сейчас либерализм рассматривается в качестве одной из моделей развития страны, а его положения, по мнению ряда политиков, журналистов и ученых, способны помочь российскому обществу выйти из кризиса. В начале XXI века проблемы построения правового государства и гражданского общества в нашей стране, установления конституционного порядка, ограничения произвола бюрократических структур стоят также остро, как и столетие назад.

Проблема истории русского либерализма многогранна. Сюда следует отнести генезис и формирование либеральной доктрины в России, историю возникновения партий либерального толка, идеологию либерализма, мировоззрение ведущих теоретиков либерализма конца XIX — начала XX веков. И если три первых аспекта получили широкое освещение в зарубежной и отечественной науке, то его мировоззренческое содержание сегодня еще только становится предметом исследования.

Российское общество до середины 1980;х годов оставалось закрытым в идейном плане, монопольно проповедовало идеи марксизма-ленинизма. Воззрения представителей русского либерализма конца XIX — начала XX веков оценивались только негативно, что обрекало отечественную науку на односторонность оценок и идеологизированность выводов. Во второй половине 1980;х годов в России начался период кардинального пересмотра государственной идеологии. Появилось стремление перейти от монистической интерпретации реальности к плюралистической. Следовательно, интерес к взглядам русских либералов конца XIX — начала XX веков не случаен. Он вызван стремлением исследовать идеи представителей одного из ведущих политико-идеологических и философских учений конца XIX — начала XX веков, для того чтобы лучше понять современное состояние российского общества и в определенной степени определиться в перспективе его развития.

Приобретение либерализмом негативного характера в сознании русского народа в 1990;х годах объясняется событиями того периода. Этопровалившаяся политика «либерализации цен», неудача проводившихся с 1992 года либеральных реформ по западному образцу и т. д. Либерализм первоначально был воспринят в качестве готовой «панацеи» от всех социально-политических и экономических кризисов. Но в результате «пробуксовки» реформ, роста недовольства населения ходом модернизационных процессов, произошло осознание всей сложности феномена либерализма, что, в свою очередь, начало стимулировать исследовательскую деятельность в этом направлении.

Обращение к анализу данной темы предполагает учет всего того, что уже стало достоянием научной мысли. Исследования либерализма на данный момент довольно обширны. Он занимает значительное место в научной, научно-популярной литературе и публицистике. Феномен либерализма аккумулирует внимание историков, политологов, социологов, юристов и философов. Анализ имеющихся работ позволяет сделать вывод о том, что в материале по данной тематике наличествуют противоречащие друг другу позиции, что обусловлено сложностью самого предмета, неоднозначностью понятия «либерализм».

Вместе с тем, либерализм пока в большей мере изучается с исторической, политико-идеологической стороны. Философско-этической составляющей либерализма, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание. На восполнение этого пробела и направлена наша работа. Изучение духовного наследия философов-либералов может помочь в поиске новой парадигмы подлинного человеческого существования в русле свободной самореализации и взаимной ответственности личностей.

Все сказанное свидетельствует об актуальности исследования самобытного идейно-теоретического наследия русского либерализма конца XIX — начала XX веков и конкретно — его нравственной философии.

Состояние и степень изученности темы.

Литературу по исследуемой проблематике мы условно разделили на блоки: к первому блоку отнесли работы дореволюционного периода, второй включает в себя советскую литературу, третий — современные исследования. Отдельным блоком хотелось бы выделить важнейшую источниковедческую базу диссертации — собственно философские произведения главных представителей отечественного либерализма К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина и П. И. Новгородцева.

Историография русского либерализма обширна, и первые отклики о либералах встречаются уже в начале XIX века. О русских «либералистах» писали Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, Ф. П. Лубяновский и М. М. Сперанский, понимая под ними выразителей идей личной свободы и права. Однако содержательное исследование русского либерализма началось только со второй половины XIX века. Историография русского либерализма того периода представлена статьями и работами К. К. Арсеньева, В. В. Водовозова, А. И. Герцена, В. А. Гольцева, А. Д. Градовского, Н. Я. Данилевского, Н. И. Иорданского, П. Н. Линицкого, М. М. Стасюлевича, Л. З. Слонимского, А. Н. Пыпина, Д. Н. Цертелева. В это же время выходят либеральные журналы «Московский наблюдатель», «Русский вестник», «Атеней», «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Русская Мысль».

В дореволюционной исследующей либерализм литературе можно условно выделить три направления. Первое может быть обозначено как «неославянофильское». Оно представлено работами НА. Бердяева, С. Н. Булгакова, М. О. Гершензона, И. А. Ильина, Е. Н. Трубецкого. Эти авторы выступают с критикой либерального учения с позиций неославянофильства.

Вторая точка зрения — «западническая» — объединяет тех, кто разделял западническую ориентацию и симпатизировал либеральной доктрине. Это Н. Н. Алексеев, Б. А. Кистяковский, Н. О. Лосский, Б. П. Вышеславцев.

Третья — марксистская — отражена в наибольшей степени в работах Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. В сочинениях последнего вскрывается «предательская» роль российского и западного либерализма, критикуется его контрреволюционность, буржуазная сущность, разоблачается «ограниченность» этого направления общественной мысли. Веру либералов в конституцию В. И. Ленин называет «конституционной иллюзией», а представителей этого направления именует не иначе как «либеральные буржуа"1.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. — М.: Политиздат. Изд-е 5. Т. 1. С. 56.

В советский период вплоть до 40-х годов исследований либерализма практически не было. В 40−50-е года интерес к специфике либерализма, как направления общественной мысли, проявляется только со стороны историковВ.М. Нечкиной, Е. Н. Городецкого, М. Н. Покровского, Д. А. Корсакова, А. Н. Цамутали, И. П. Попова. В этот период, историография в русском либерализме-, «во взглядах К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина не усматривала ничего другого, кроме теоретического обоснования контрреволюционных позиций русской буржуазии, ее пресмыкательства перед царизмом. В лучшем случае либерализм XIX века квалифицировался как замаскированная форма реакционных сил. Философская концепция либерализма объявлялась наиболее опасной для революционно-демократического лагеря"1.

С 60-х годов начался новый этап изучения русского либерализма. Появились работы Н. А. Балашевой, Н. И. Бочкарева, А. А. Галактионова, В. Д. Зорькина, В. А. Китаева, Я. Я. Кожурина, В. А. Кувакина, А. И. Новикова, К. Ф. Шацилло. «В 60-е годы под лозунгом возврата к ленинским оценкам русского либерализма было сделано немало не только отдельными учеными, но и целыми научными коллективами. О либерализме стало возможно писать серьезно», — отмечает В.Ф. Пустарнаков2. Эти работы создавали научную базу для дальнейшего объективного и предметного анализа отечественного либерализма во всем многообразии его теоретических форм, расширяли проблемное поле для творческого поиска ученых.

В 90-е годы внимание к либерализму усилилось. Исследовались разновидности либерализма и их содержание, формы, идейные истоки (Н.Г. Думова, B.C. Дякин, И. В. Левченко, Н. М. Пирумова, Т. И. Рябова, В. В. Шелохаев и др.), либеральная модель государственного устройства (Б.И. Глинский, И. И. Иванюков, В. Н. Корнев и др.), образ русского либерализма (Т.М. Журавлева, И.А. Шестаков), либеральное понимание общественного идеала (И.Н. Баркова) и т. д.

1 История философии в СССР/ Под ред. В. Е. Евграфова. В 5-ти т. T.3. — М., 1968. С. 237.

2 Либерализм в России. — М., ИФРАН, 1996. С. 17.

В настоящее время идет всестороннее изучение русского либерализма. В исследованиях А. С. Ахиезера, М. А. Абрамова, А. И. Бродского, А. А. Ермичева, А. Ф. Замалеева, В. К. Кантора, B.C. Никоненко, А. И. Новикова, И. Д. Осипова, И. К. Пантина, В. И. Приленского, В. Ф. Пустарникова, И. Н. Сиземской, А. В. Соболева, И. Ф. Худушиной, J1.E. Шапошникова рассматриваются особенности российского либерального мировоззрения. Работы В. А. Гуторова, В. В. Шелохаева, А. Н. Медушевского, С. С. Секиринского, O.JI. Гнатюк, Н. Г. Думовой, А. Н. Ерыгина, И. А. Кацаповой, В. Н. Жукова, Б. В. Емельянова, Р. А. Арсаланова, А. С. Кокорева, Т. В. Новичихиной, С. В. Пишуна, С. А. Пяткиной посвящены анализу историко-социологических проблем русского либерализма и анализу концепций отдельных либеральных мыслителей России. К. С. Гаджиев, Б. Г. Капустин, А.А. Кара-Мурза, Э. Ю. Соловьев, Б. М. Мамытов исследуют современный российский и европейский либерализм. Б. В. Васильев анализирует философию права русского неолиберализма. Что же касается нравственных взглядов либералов, то имеется лишь единственная работа И. В. Емелькиной, которая в своей работе уделяет основное внимание проблемам соотношения нравственности и права, личности и государства в рамках либеральной идеологии.

Русский либерализм рассматривался в зарубежных изданиях зачастую как подражательное, неукорененное на русской почве учение. Зарубежные исследователи русского либерализма высказывают различные точки зрения о его эволюции. Неоконсервативные теоретики1 считают либеральный путь развития экономики, культуры и политики пагубным для России. Р. Дарендорф, Ф. Фукуяма, напротив, подчеркивают жизненную силу либерализма не только как мировоззрения, но и как ведущей парадигмы политического развития всего мира, в том числе России. В последнюю треть XX века появился ряд интересных зарубежных исследований: В.В.

1 Рормозер Г. Г. Пути либерализма в России//Полис. — 1993. — № 1. -с.31−37.

Леонтовича об истории русского либерализма1, А. Валицкого о соотношении славянофильской и либеральной традиций, Дж. Фишера о специфике русского либерализма3, Д. Трегольда и Е. Ламперта об отличиях российских либеральных течений от либеральных течений Запада4 и др.

Самыми важными источниками при анализе нравственной философии русского либерализма, несомненно, для нас являлись труды самих либералов. К основным публикациям К. Д. Кавелина относятся «Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры», «Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания», «Задачи психологии" — главные труды Б. Н. Чичерина: «Наука и религия», «Философия права», «Собственность и государство», «О началах этики», «О Народном Представительстве" — важнейшие издания П. И. Новгородцева: «Введение в философию права. Кризис современного правосознания», «Об общественном идеале», «Восстановление святынь».

Таким образом, анализ существующих источников позволяет сделать вывод, что при наличии весьма значительной литературы о политических, юридических, социальных, социологических, исторических, философских взглядах основоположников русского либерализма до сих пор нет целостного философского анализа этики русского либерализма с современных методологических позиций. На восполнение этого пробела и направлено данное диссертационное исследование.

Объектом исследования является русский либерализм конца XIXначала XX веков.

В. В. Леонтович История либерализма в России. -М.: Русский путь, 1995.

2 Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Universit.: Notre-Dame Press, 1992,358 p.- Walicki A. Vladimir Soloviev and the legal Philosophies of Russian Liberalism// Russian Thought and Society 1800−1917. Essays in Honour of Eugene Lampert. 1984. p.153−180- Валицкий А. Интеллектуальная традиция дореволюционной России// Общественные науки и современность. 1991., № 1. с.146−160- Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов второй половины XIX — начала XX веков // Вопросы философии. 1991. № 8. с.25−39.

3 Fisher G. Russian Liberalism. From Gentry to Intelligentsia. Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, 1958, 240 p.

4 E. Lampert. Russian Thought and Society 1800−1917. Keele: University of Keele. 1984.

Предмет исследования — нравственные воззрения русского либерализма конца XIX — начала XX веков на материале произведений К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе текстологического анализа трудов К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева и имеющейся литературы по теме раскрыть этические представления данных философов.

Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Выделить идейные истоки и философско-этические предпосылки либерализма и определить их влияние на становление либерализма в Западной Европе и России.

2. Показать характерные особенности этики русского либерализма указанного периода по сравнению с западно-европейским либерализмом.

3. Раскрыть сущность нравственной философии консервативного либерализма конца XIX века К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина.

4. Проанализировать этическую концепцию идеалистического неолиберализма начала XX века П. И. Новгородцева. Теоретические и методологические основы исследования Философско-этическую основу данного исследования составляют труда по развитию общей теории морали А. А. Гусейнова, Р. Г. Апресяна, E.JI. Дубко, О. Г. Дробницкого, В. Ш. Сабирова и др., отразивших особенности исторического развития морали, сущность и назначение нравственного идеала, основное содержание этических категорий: любви, милосердия, добра и зла, сострадания, справедливости, свободы, долга и др.

Для выявления истоков либерализма автор опирался на концепции Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта.

Теоретической базой явились труды К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве, М. М. Сперанского, Б. П. Вышеславцева, а также наиболее значительные произведения отечественных и зарубежных исследователей либерализма второй половины XIX — начала XX веков. Среди них можно выделить работы А. И. Бродского, А. Ф. Замалеева, И. В. Емелькиной, А.А. Кара-Мурзы, В. И. Приленского, В. Ф. Пустарнакова, И. Д. Осипова. Использовались труды по этике, теоретической философии, социальной философии, политологии, истории и т. д.

Методологической основой диссертации явился диалектический анализ истории мировой и русской философско-этической мысли конца XIXначала XX веков. При этом применялись в единстве принципы научной объективности и конкретно-исторического подхода, имеющие важное мировоззренческое значение в исследовании теоретического наследия различных научных школ и направлений в этике, философии, социологии, политологии. Важное место занял аксиологический подход, который помог тщательно проанализировать основные ценности этики европейского и русского либерализма. В изучении конкретно-текстологического материалатрудов наиболее репрезентативных представителей русского либерализма конца XIX — начала XX веков — были использованы методы системности и целостности.

Научная новизна. Данная диссертационная работа представляет собой опыт исследования этики русского либерализма конца XIX — начала XX веков в полноте и целостности.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:

1.Определены основные политико-идеологические и философско-этические предпосылки либерализма и показано их влияние на становление либерализма в Западной Европе и России;

2. Показаны основные метафизические и религиозные основания этики русских либераловвыявлены и систематизированы основные этические идеи русского либерализма конца XIX — начала XX веков;

3. Дан анализ этической концепции консервативного либерализма конца XIX века К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина;

4. Рассмотрена нравственная философия идеалистического неолиберализма начала XX века П. И. Новгородцева.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Либерализм как политико-идеологическое и философско-этическое учение имеет богатые и глубокие традиции как на Западе, так и в России. Либерализм в России — учение изначально заимствованное: зарождение протолиберальных концепций начинается с философско-политического наследия Древней Греции, классическая доктрина либерализма развивается с конца XVII века в Западной Европе. В России либеральные идеи эволюционировали от Екатерининских наказов до неолиберальных концепций начала XX века. Западно-европейский и русский либерализм предоставляют человеку свободы, обоснованные «теорией права». В основе как одного, так и другого лежат понятия правовой личности и субъективного права. Однако западноевропейский либерализм выступал философско-мировоззренческой и правовой антитезой феодализма, а русский либерализм в контексте феодализма. Русский либерализм не противопоставлял традиционным религиозным ценностям буржуазные, а стремился к гармонии нового порядка со старым. Кроме того, русские либералы, вырабатывая систему ценностей, первостепенное место отводили не политике и экономике, а духовно-нравственному развитию личности.

2. Основным источником этики русского либерализма конца XIX — начала XX веков является христианский антропоцентризм. Божественный закон, закон любви представляет высшую норму и принципы всех жизненных связей. В их построении личность и общество, право и свобода сообразуются с высшим законом. Этическое учение русских либеральных мыслителей является попыткой предложить решение одной большой проблемы человеческого существования. Каждый из них предлагает свой путь ее решения. Любовь, правда, совесть, добро — эти ключевые духовные феномены представлены в системах всех русских либеральных мыслителей, они выделены ими из всех остальных как доминирующие и составляющие основу представлений о нравственной личности.

3. Творческие усилия консервативных либералов были направлены на осмысление и адаптацию либеральных идей к российским условиям. В этике консервативного либерализма К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина наряду с традиционными либеральными ценностями имели ведущее значение и ценности консерватизмарелигия, государственность, крепкая власть, национальная культура. Основную роль К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин уделяли развитию нравственной личности. В основу системы нравственных ценностей консервативных либералов положены принципы рационализма. Определяющей чертой консервативного либерального миросозерцания является идея безусловной связи относительного с Абсолютом.

4. Русский идеалистический неолиберализм начала XX века сохранял преемственную связь с русским консервативным либерализмом К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. Отличительной чертой этики русского неолиберализма является ее социальный характер и общественная проблематика. В этике идеалистического либерализма П. И. Новгородцева ставилась проблема общественного идеала. Однако философско-этическая концепция социального идеала П. И. Новгородцева не может быть полностью претворена в какую-либо социальную программу, так как нравственный прогресс бесконечен. В идеалистическом неолиберализме П. И. Новгородцева обоснование высших ценностей связано с религией, православным сознанием и христианским пониманием свободы.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы, сделанные в работе, могут служить основой для дальнейшего исследования нравственной философии русского либерализма, для разработки проблем в области этической, социально-философской, историко-философской и политологической мысли. Диссертационные выводы и положения в определенной степени восполняют пробелы в исследовании либерализма и его этической составляющей. Материалы работы представляют интерес для изучения современного либерализма, а оценка значения этики русского либерализма в наши дни является актуальной в связи с перспективами духовного развития российского общества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и выводы диссертации могут быть использованы при разработке и реализации учебных и элективных курсов, курсов по истории этики, отечественной философской мысли, а также в преподавании учебных дисциплин по этике и социальной философии, написании методических пособий.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Наука, идеология, религия» (г. Санкт-Петербург, 2005 г.), «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (г. Уссурийск, 2005 г.), «Молодежь Забайкалья: дорога в будущее» (г. Чита,.

2005 г.), «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (г. Уссурийск,.

2006 г.), «Ломоносов» (г. Москва, 2007 г.) — на Всероссийских научно-практических конференциях: «Современный российский консерватизм: политика, экономика, идеология, право» (г. Тюмень, 2005 г.), «Нравственность и религия» (г. Пенза, 2006 г.), «Православие и власть: традиция и современность» (г. Санкт-Петербург, 2007 г.) — в рамках деятельности Забайкальской межрегиональной школы молодых ученых (г.

Чита, 2005;2007 гг.) — аспирантских семинаров кафедры философии ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, а также изложены в 11 научных публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показало проведенное исследование, либерализм — весьма сложный многоплановый феномен. Это не просто некая политическая доктрина и правовое кредо, а нечто неизмеримо большее — тип и способ мышления. Либерализм — это система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип умонастроения. Это весьма гибкая и динамичная система, подверженная влиянию со стороны других течений, чутко реагирующая на изменения общественной жизни и модифицирующаяся в соответствии с новыми реалиями. Об этом свидетельствуют все перипетии и основные веки формирования и эволюции либерализма.

Проведенный анализ демонстрирует концептуальное многообразие ответственного либерализма. Ранний либерализм М. М. Сперанского, консервативный либерализм К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина, идеалистический неолиберализм П. И. Новгородцева являются примером творческого развития основной либеральной парадигмы. На содержательную специфику данных концепций оказали влияние различные общефилософские и религиозные предпосылки: христианская антропология, гегелевская метафизика, кантианство, западноевропейский либерализм, консерватизм, социализм, а также социокультурные факторы, обусловившие постановку тех или иных философско-этических проблем. Философия русского либерализма имела определенные эволюционные этапы.

Сумма идей последовательно сменялась от ранних либеральных концепций в начале XIX века к философии консервативного либерализма в пореформенный период и, наконец, ко взглядам неолибералов предреволюционных лет российской истории.

При всем различии исходных предпосылок отечественный либерализм обладал теоретической и мировоззренческой целостностью. Системообразующими категориями философии и этики русского либерализма являются свобода, правовой разум, нравственно-развивающаяся личность, исторический прогресс, социальный эволюционизм. На имеющейся ценностной основе русский либерализм сохранял свою мировоззренческую специфику при решении насущных проблем российского общества XIX — XX веков: освобождения от крепостного права, развития правового сознания, гуманизации и просвещения общества. Идея синтеза традиции и прогресса является одной из главных в отечественном либерализме, стремившимся рационально обосновать необходимость постепенного изменения существующего жизненного уклада.

В центре внимания либералов были не только внешние проявления либерализма, но и, что самое важное, его духовное содержание и нравственные устремления людей. Ключевое понятие либерализма — понятие собственности — получено у них не только экономическое, правовое, но и ценностно-этическое содержание. Собственность в глазах русских мыслителей выступила гарантом свободы и социального статуса личности, основой личностного разнообразия в общности. В сохранении за гражданином его достояния они видели защиту достоинства личности, ее права на свободу и творчество.

Русские философы имели острую и настоятельную потребность разобраться в актуальных социально-политических проблемах, вставших перед обществом. Они стремились пробудить в нем сознание опасности, привлечь внимание к роковым ошибкам социализма и анархизма, пробудить чувство ответственности. К анализу событий и перемен, происходивших в жизни российского общества, они подходили с философско-этических позиций. Они обосновывали, что необходимо строить жизнь не на перспективе абстрактного будущего, а на перспективе вечности. Иначе говоря, следует жить не специально для будущего, а определять линию своего поведения, исходя из надвременных ценностей истины, добра, любви, свободы человеческого достоинства, ответственности — не временного, преходящего, а должного и универсального.

Условия создания правового государства ставились философами в прямую зависимость от степени усвоённости в человеческом сознании духовно-нравственных ориентиров К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев видели в нравственности ту основу, которая способна искоренять недостатки в сфере человеческого сознания. Представители либеральной философии, рассматривая общественно-политические и нравственные проблемы через призму нравственности, социальной справедливости, общественной солидарности, создали философско-этические концепции, которые по ряду параметров не только не уступали, но и превосходили западноевропейские аналоги.

Но русским либералам не удалось оказать существенного влияния на политическую историю России. Причины этого коренятся в специфике интеллигентского сознания, склонного к отвлеченному, абстрактному теоретизированию, в недостаточном знании психологии широких масс, неумении сотрудничать с властью. Российские либералы не получили поддержки ни от масс, видящих в них буржуа, ни от власти, так и не признавшей необходимость правового, конституционного государства. И в этом заключается драма не только либерализма, но и всего русского общества.

В настоящее время оценка значения этики русского либерализма напрямую связана с осмыслением перспектив духовного состояния российского общества, выбравшего в наши дни либерализм в качестве официальной идеологии.

Итак, результаты диссертационного исследования, на наш взгляд, в определенной мере вносят свой вклад в осмысление русского либерализма, прежде всего его философско-этической стороны. Автор раскрывает основные принципы этической доктрины русского либерализма К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева. Этика русского либерализма дуалистична. С одной стороны, в основу нравственных ценностей либералов положены принципы рационализма. Человек, по их мнению, является действенной, разумной и сознательной натурой: он сам может влиять на уровень духовной жизни и участвовать в свободном внутреннем обновлении, а нравственные чувства могут быть возбуждены только в личном сознании. Саморазвитие и самосовершенствование личности может происходить только добровольно, а не при помощи средств государственной власти. С другой стороны, определяющей чертой либерального мировоззрения является идея безусловной связи относительного с Абсолютным, всеобщее подчинение, только этому Абсолютному источнику вселенского добра, под которым они однозначно понимают Бога в христианстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.И. Система нравственного идеализма П.И. Новгородцева: автореферат дис. .канд. филос. наук: 09. 00. 03. / М. И. Абубакирова. -Российская академия гос. службы при президенте РФ. — М., 1999. — 24 с.
  2. Н.А. Русский гегельянец Б.Н. Чичерин (Оттиск из «Логос») /
  3. Н.А. Алексеев. М. Мусагет, 1911. — 27 с.
  4. Р.А. К.Д. Кавелин: человек и мыслитель / Р. А. Арсаланов. -М.: Изд-во Рос. Ун-та дружбы народов, 2000. 377 с.
  5. А.С. Российский либерализм перед лицом кризиса / А. С. Ахиезер // Общественные науки и современность. — 1993 .—№ 1— С. 2335.
  6. И.Н. Либеральное понимание общественного идеала в русской философии: автореферат дис. .канд. филос. наук: 09. 00. И. /И.Н. Баркова. Мое. Гос. Лингв. Ун-т. — М., 2003. — 26 с.
  7. А.И. Логика идеологий: Из истории русской политической мысли XIX XX веков / А. И. Бродский. — СПб., 2006. — 90 с.
  8. А.И. Логика либерализма. «Блеск» и «нищета» русских либералов / А. И. Бродский // Вече. Альманах русской философии икультуры 1995 — Вып. 4.-С.49−58.
  9. А. Интеллектуальная традиция дореволюционной России / А.
  10. Валицкий // Общественные науки и современность. 1991, № 1. — с.146−160.
  11. СПбГУ. СПб., 2005. — 291 с.
  12. .В. Предмет философии права русского неолиберализма / Б. В. Васильев // Русская философия. Концепции. Персоналии. Методика преподавания. СПб., 2001. С.11−13
  13. В.В. Либерализм / В. В. Водовозов / Словарь Брокгауз и1. Эфрон. Т.34. СПб. 1896.
  14. .П. Несколько слов о миросозерцании Чичерина / Б.П.
  15. Вышеславцев // Свободная совесть. Кн.1. -М., 1906. С 56−57.
  16. Г. Ф. Философия права / Г. Ф. Гегель. М., Мысль, 1990. — 528 с.
  17. Гегель и философия в России. Сборник статей. М., Наука, 1974. 249с.
  18. А.И. Полное собрание сочинений и писем. Т. 9 / А. И. Герцен. — СПб., 1920.
  19. О.Л. Консервативный либерализм П.Б. Струве (Историко-социальный анализ): автореферат дис. .канд. социол. наук: 22. 00. 01./ О. Л. Гнатюк. СПБГУ. — СПБ., 1997. — 49 с.
  20. О.Л. «Охранительный» либерализм Б.Н. Чичерина и либеральный консерватизм П. Б. Струве: сравнительный анализ/
  21. О.Л. // Вестник СПбГУ. — Сер.6. 1996. — Вып. 3. — С.60 — 70.
  22. А.Д. Начала русского государственного права: в 2 т. / А. Д.
  23. Градовский. М.: Изд-во «Зерцало», 2006. — 470 с.
  24. А.Д. Сочинения / А. Д. Градовский. — СПб.: Наука, 2001.512 с.
  25. А. А. Апресян Р.Г. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М.: Гардарика, 1998. — 472 с.
  26. Г. М. История отечественной философии XX векамарксистская философия и становление «нового религиозного сознания» в начале XX века) / Г. М. Дробжева, Л. А. Роом. Тамбов:1. Изд-во ТГУ, 2003. 154 с.
  27. И.И. История русской метафизики в XIX XX веках.
  28. Русская философия в поисках Абсолюта. В 2 т. Часть I / И. И. Евлампиев. СПб.: Алетейя, 2000. — 415с.
  29. Евлампиев И. И. Философские и социально-политические взгляды
  30. Б. Н. Чичерина / И. И. Евлампиев И Чичерин Б. Н. Собственностьи государство / Б. Н. Чичерин. СПб., РХГА, 2005. — 824 с.
  31. II. Записки. Репринтное издание. М.: Наука, 1990. — 277 с.
  32. II. Полн. соб. соч.: в 12 т. СПб.: Императорская АН, 19 011 907.-Т. 12.-832 с.
  33. II. Полн. соб.соч.: в 12 т. / ЕкатеринаII. — СПб.: Императорская АН, 1901−1907. Т. 12. 832 с.
  34. II. Соб. соч. В 2 т. СПб.: Родина, 1893. Т. 1. — 320 с.
  35. И.В. Этические концепции российского либерализма второй половины XIX начала XX веков: автореферат дис.. .канд. филос. наук: 09.00.05. / И. В. Емелькина. — Мордовский Гос. Университет. — Саранск, 1997.-19 с.
  36. .Ф. Борис Чичерин: Интеллектуальная биография и политическая философия / Б. Ф. Емельянов. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003. — 108 с.
  37. А.Н. Традиция и модернизация Россия в философии русскоголиберализма / А. Н. Ерыгин. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета. Ч. 1. — 2001. — 3 76 с.
  38. В.Н. Б. Н. Чичерин и его главное философское произведение / В. Н. Жуков // Чичерин Б.Н. Наука и религия / Б. Н. Чичерин. М.: Республика, 1999.-495 с.
  39. А.Ф. Градовский как государствовед / А. Ф. Замалеев //
  40. А.Д. Сочинения / А. Д. Градовский. СПб.: Наука, 2001. -512 с.
  41. А.Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия. Лекции.
  42. Статьи. Критика / А. Ф. Замалеев. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2003. — 212 с.
  43. А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI XX вв.) /
  44. A.Ф. Замалеев. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2001. -398 с.
  45. А.Ф. Курс истории русской философии / А. Ф. Замалеев.
  46. М.: Изд-во «Магистр», 1996. 352 с.
  47. В.В. История русской философии. В 2 т. / В. В. Зеньковский.- Л.: Эго, 1991. Ч. 1.-221 с. Ч. 2−280 с.
  48. В.Д. Чичерин. Из истории политической и правовой мысли /
  49. В.Г. История этики древнего мира / В. Г. Иванов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-224 с.
  50. История философии в СССР / под ред. В. Е. Евграфова. В 5-ти т. Т.З. М.: Наука, 1968. — 624 с.
  51. К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философиирусской истории и культуры / К. Д. Кавелин. М .: Правда, 1989. — 633 с.
  52. К.Д. Материалы для биографии / К. Д. Кавелин //Вестник
  53. Европы, 1886. —№ 11.-с. 190.
  54. К.Д. Априорная философия или положительная наука / К.Д.
  55. Кавелин СПб.: Тип. Стасюлевича, 1875. — 48 с.
  56. К.Д. Задачи психологии / К. Д. Кавелин. СПб.: Тип. Сущинского, 1872.-239 с.
  57. К.Д. Соб. соч. В 4 т. / К. Д. Кавелин. СПб.: Тип. Стасюлевича, 1897−1900. Т. 1. XXXII с. Т. 2 XXXI Т. 3. XX с.
  58. К.Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания / К. Д. Кавелин. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1884. — 215 с.
  59. К.Д., Чичерин Б. Н. Письмо к издателю / К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин // Голоса из России. Сборники А. И. Герцена и Н. П. Огарева, 1974. Вып. 1., С.9−36.
  60. Кант и кантианцы: Критические очерки одной философской традиции.1. М.: Наука, 1987.-359 с.
  61. И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Мысль, 1994. — 591 с.
  62. И.А. Соотношение морали и права в философии П.И. Новгородцева: автореферат дис. .канд. филос. наук: 09. 00. 05. / И. А. Кацапова. РАН, Ин-т философии. — М., 2003. — 21 с.
  63. P.M. Судьбы западноевропейского либерализма // Демократия в Западной Европе в XX в./ под ред. М. М. Наринского. М.: Инс-тутвсеобщей истории, 1996. С. 18−46.
  64. В.А. От фронды к охранительству. Из истории русскойлиберальной мысли 50−60 г. XIX в. / В. А. Китаев. М.: Мысль, 1977. — 278 с.
  65. В.А. К.Д. Кавелин: между славянофильством и западничеством. В раздумьях о России XIX в. // под ред. Е. А. Пушкарева.-М., 1996. С. 267−271.
  66. С.П. Основы либерализма: часть первая / С. П. Костриков //
  67. Гуманизм и возрождение: эпоха, идеи, ценности. М.: МАКС Пресс, 2004.- 50 с,
  68. С.С. Б.Н. Чичерин как социолог и историк социологии: автореферат дис. .канд. социол. наук: 22. 00. 01. / С. С. Кулдин. -СПБГУ. СПб., 1997. — 17 с.
  69. Т.Н. Грановского по истории позднего средневековья / под ред. С. А. Асиновской. М., 1971.
  70. В.И. Поли. собр. соч. / В. И. Ленин. М.: Политиздат. Изд-е 5. Т. 1. — 662 с.
  71. В.В. История либерализма в России / В. В. Леонтович. М.:
  72. Русский путь, 1995. 548 с.
  73. Либерализм в России / отв. ред. В. Ф. Пустарнаков, И. Ф. Худушина.1. М., ЦОП, 1996.-451 с.
  74. Дж. Сочинения. Т.З. / Дж. Локк. М., 1988.
  75. Н.О. История русской философии / Н. О. Лосский. М.:
  76. Советский писатель, 1991. 478 с.
  77. .М. Философско-мировоззренческие основания либеральной системы ценностей: автореферат дис. .канд. филос. наук: 09. 00. 01. / Б. М. Мамытов. Моск. Гос. Ун-т Сервиса. — М., 2003. — 27 с.
  78. JI. Либерализм / Л. Мизес. М.: Экономика, 2001. — 239 с.
  79. B.C. Гегелевская философия права: история и современность
  80. B.C. Нерсесянц. М.: Наука, 1974. 287 с.
  81. П.И. Б.Н. Чичерин / П. И. Новгородцев. М.: Университ.тип., 1905.- Юс.
  82. П.И. Введение в философию права: Кризис современногоправосознания / П. И. Новгородцев. СПб.: Лань: Фонд «Университет», 2000. — 352 с.
  83. П.И. Идея права в философии Вл. Соловьева / П. И. Новгородцев // Вопросы философии и психологии. Кн. 56.-1901.
  84. П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и о государстве.
  85. Два типических построения в области философии права / П. И. Новгородцев. М.: Университ. тип., 1901. — 245 с.
  86. П.И. Кризис современного правосознания / П. И. Новгородцев. М.: Тип. Кушнерева, 1909. — 393 с.
  87. П.И. Нравственные проблемы в философии И. Канта / П. И. Новгородцев. М.: Тип. Яковлева, 1903. — 29 с.
  88. П.И. О праве на достойное существование. Социально-философские этюды / П. И. Новгородцев. СПб. — М.: 1911. — 48 с.
  89. П.И. Память Достоевского / П. И. Новгородцев II Руль. 22 декабря 1921 г.
  90. П.И. Проблемы идеализма / П. И. Новгородцев. М., 2002.
  91. П.И. Психологическая теория права и философия естественного права / П. И. Новгородцев. М.: Тип. Лисснера и Собко, 1913.-30 с.
  92. П.И. Восстановление святынь / П. И. Новгородцев // Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. — С. 574.
  93. П.И. История новой философии права / П. И. Новгородцев. -М., 1900.
  94. П.И. О путях и задачах русской интеллигенции / П. И. Новгородцев // Из глубины. М., 1990. — С. 208.
  95. П.И. О своеобразных элементах русской философии права / П. И. Новгородцев // Сочинения. М., 1995. — С. 376.
  96. П.И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев. -Киев, 1917. М.: Пресса, 1991. — 580 с.
  97. Л.И., Сиземская И. Н. Либеральная традиция в культурноисторическом опыте России / Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская //
  98. Опыт русского либерализма. Антология / отв. ред. М. А. Абрамов.-М.: Канон, 1997.-480 с. 84. Осипов И. Д. Патриарх русской государственности / И. Д. Осипов // Чичерин Б. Н. Философия права / Б. Н. Чичерин. СПб.: Наука, 1998. -656 с.
  99. И.Д. Философские основание русского либерализма (XIX -начало XX века): дис. .д-ра филос. наук: 09. 00. 03. /И.Д. Осипов. -СПбГУ. СПб., 1999. — 307 с.
  100. И. Д. Философия русского либерализма, XIX начало XX в / И.Д.
  101. Осипов. СПБ., Изд-во СПБГУ, 1996. — 192 с.
  102. Переписка Кавелина К. Д. ОР ГБЛ, карт. 40, ед. хр. 16−2.
  103. Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 3 / Платон. М., 1972. -654 с.
  104. Политология. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Московского коммерческого университета, 1993. — 431 с.
  105. К. Открытое общество и его враги. В 2 т. / К. Поппер. М.: Феникс, 1992.
  106. В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русскихлибералов / В. И. Приленский. М ИФРАН, 1995. — 312 с.
  107. Г. Г. Пути либерализма в России / Г. Г. Рормозер // Полис.1993. -№ 1.-с.31−37.
  108. Российские либералы: Сб. статей / под ред. Б. С. Итенберга, В.В.
  109. . М., «Российская политическая энциклопедия», 2001. -576 с.
  110. Рузавин В. В, Русская либеральная и консервативная философия на рубеже XIX — XX веков: основные направления эволюции: автореферат дис.. .канд. филос. наук: 09. 00. 10. / В. В. Рузавин. СПБГУ. ~ СПБ., 2000. — 25 с.
  111. Л.Б. Философские основания свободы: автореферат дис.. .канд. филос. наук: 09. 00. 11./ Л. Б. Румянцев. Поморский Государственный Университет. — Архангельск, 2003. — 22 с.
  112. Л.В. Российский либерализм на рубеже 19−20 веков и европейская традиция: дис.. .д-ра ист. наук: 07. 00. 02. / Л. В. Селезнева. Ростовский Государственный Университет. — Ростов-на-Дону, 1996. -313 с.
  113. Н.Г. Очерки истории русской общественной мысли второй половины XIX века / Н. Г. Сладкевич. Л.: ЛГУ, 1962. — 592 с.
  114. B.C. Необходимые замечания на «несколько слов» Б.Н.Чичерина / B.C. Соловьев // Философские науки. 1990. — С. 74−87.
  115. B.C. Мнимая критика. (Ответ Б.Н.Чичерину) / B.C.
  116. Соловьев // Философские науки. 1990. — № 2. — С. 901−103.
  117. В. С. Избранные произведения / B.C. Соловьев. Ростов-на
  118. Дону: Феникс, 1998. 544 с.
  119. B.C. Оправдание добра / В. С. Соловьев / Соч.: в 2 т. т. 1. М.: Мысль, 1988.
  120. . B.C. Сочинения в 2 т. / B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1988. -Т.2. — 822 с.
  121. Е.Д. История эволюции российского либерального политического сознания в начале XX века (1905 1914): дис .канд. ист. наук: 07. 00. 02. / Е. Д. Соломатина. — Российский Государственный1. оргово-экономический Университет. Воронеж, 2003. — 178 с.
  122. М.М. Свобода / ММ. Сперанский // В память графа Михаила Михайловича Сперанского. СПб., 1772−1878.
  123. Струве П.Б. Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. Сб. статей за пять лет (1905−1910)/П.Б. Струве.
  124. СПб., Изд-во Д. Е. Жуковского, 1911. 619 е.- М, 1997. — 527 с.
  125. П.Б. Дневник политика (1925−1935) / П. Б. Струве. М.: Русскийпуть- Париж YMGA-Press, 2004. 872 с.
  126. П.Б. О мере и границах либерального консерватизма / П.Б.
  127. Струве // Полис. 1994. № З.-С. 131−134.
  128. В.А. Александр Дмитриевич Градовский / В. А. Томсинов //
  129. А.Д. Начала русского государственного права: в 2 т. / А. Д. Градовский. М.: Изд-во «Зерцало», 2006. — 470 с.
  130. В.А., Ярецкий Ю. Л. История политической и правовой мысли в России / В. А. Тонких, Ю. Л. Ярецкий. М., 1999.
  131. Г. Л. Об одной ошибке русской философии / Г. Л.
  132. Тульчинский // Вопросы философии. — 1995 — № 3. С. 83 -94.
  133. Р.Ш. Социально-философский анализ этических ценностей вправе: автореферат дис. .канд. филос. наук: 09. 00. 11. /Р.Ш. Узденов. -Северо-Кавказский Государственный технический Университет. -Ставрополь, 2002. 27 с.
  134. С.Л. Соч. / С. Л. Франк. М.: Правда, 1990. — 559 с.
  135. Е.А. П.И. Новгородцев о праве и государстве / Е. А. Фролова. М.: МАКС Пресс, 2001. — 139 с.
  136. .Н. Вопросы политики / Б. Н. Чичерин. М.: Тип. Кушнерева, 1903.- 171 с.
  137. .Н. Воспоминания / Б. Н. Чичерин. М., 1929. 294 е.- 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1991- 3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  138. .Н. Воспоминания. Путешествие за границу / Б. Н. Чичерин. — М., 1932. 144 с.
  139. .Н. Московский университет (Записки прошлого. Воспоминания и письма) / Б. Н. Чичерин. М.: Изд-во Сабашниковых, 1929. 280 с.
  140. .Н. Наука и религия / Б. Н. Чичерин. М.: Республика, 1999. -495 с.
  141. .Н. О началах этики / Б. Н. Чичерин // Философские науки. -1989 № 9 — С. 69−84- № 10 — С. 89−100, № 11 — С. 83−97- № 12 — С. 8996.
  142. .Н. Основания логики и метафизики / Б. Н. Чичерин. -М.: Тип. Кушнерева, 1894. 368 с.
  143. .Н. Наука и религия / Б. Н. Чичерин. М.: Изд-во К.
  144. Солдатенкова, 1901.-451 с.
  145. .Н. Собственность и государство / Б. Н. Чичерин.
  146. СПб., РХГА, 2005. 824 с. 123. Чичерин Б. Н. Курс государственной науки: В 3 ч. / Б. Н. Чичерин. — М., 1894−1898: ч.З. Политика. М., 1898.
  147. .Н. Курс государственной науки: В 3 ч. / Б. Н. Чичерин. М., 1894−1898: ч.2. Социология. — М., 1896.
  148. .Н. Курс государственной науки: В 3 ч. / Б. Н. Чичерин. М., 1894−1898: 4.1. Общее государственное право. — М., 1894.
  149. .Н. Несколько современных вопросов: Сб. статей / Б. Н. Чичерин. М.: Изд-во Солдатенкова, 1862. — 264 с.
  150. .Н. Реальность и самосознание / Б. Н. Чичерин // Вопросы философии и психологии. 1898. Кн. 44. С. 562.
  151. .Н. Современные задачи русской жизни / Б. Н. Чичерин // Голоса из России. Вып. 2. -М., 1974. с. 112, 115, 119, 121, 124, 125.
  152. .Н. Философия права / Б. Н. Чичерин. М., Изд-во И. Н. Кушнерева, 1900. — 300 с.
  153. .Н. Философия права / Б. Н. Чичерин. СПб.: Наука, 1998. -656 с.
  154. .Н., Кавелин К. Д. Письма к издателю / Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин // Голоса из России. Кн. 1. Лондон, 1856. — С. 21 — 22.
  155. Е.Л. Либерализм: ценностные основания и идеология:): дис. .канд. полит, наук: 23. 00. 01. / Е. Л. Шаталин. РАН, институт философии и права. — Екатеринбург, 1997. — 161 с.
  156. К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905−1907 г. / К. Ф. Шацилло. М.: Наука, 1985. — 347 с.
  157. В.В. Либеральная модель переустройства России / В. В. Шелохаев. М: ЮССПЭН, 1996. — 286 с.
  158. В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема / В. В. Шелохаев // Вопросы истории. М., 1998. -№ 4. -С. 26−41.
  159. Этика / под ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. М.: Гардарика, 2006. — 496 с.
  160. Этика / под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. Минск: Новое знание, 2006. — 584 с.
  161. Barry N.P. On Classical Liberalism and Libertarianism / N.P. Barry. London.: Mackmillan, 1986 — 215 p.
  162. Fisher G. Russian Liberalism. From Gentry to Intelligentsia / G. Fisher. -Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, 1958.— 240 p.
  163. Gray J. Liberalism / J. Gray. Milton Keynes: Open University Press, 1986. -106 p.
  164. Hall J.A. Liberalism: Politics, Ideology and the Market / J.F. Hall. Chapel Hill: University of New Carolina Press, 1987. 255 p.
  165. Hayek F.A. R. Rules and Order / F.A. Hayek. Chicago: University of Chicago Press, 1973.- 184 p.
  166. Lampert E. Russian Thought and Society 1800−1917/ E. Lampert. Keele: University of Keele, 1984.
  167. Liberalism and Moral Life // edited by Nansy L. Rosenblum. Cambridge, Massachusetts. London, Engiand, 1989/ — 320 p.
  168. Touchare J. Histoire des idees politiques. Paris. 1988.
  169. Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism / A. Walicki. Universit.: Notre-Dame Press, 1992. 358 p.
  170. Walicki A. Vladimir Soloviev and the legal Philosophies of Russian Liberalism / A. Walicki // Russian Thought and Society 1800−1917. Essays in Honour of Eugene Lampert. 1984 —p. 153−180.
Заполнить форму текущей работой