Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философско-этические идеи в творчестве М. А. Булгакова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования определяется также и логикой происходящих в современном мире изменений. В условиях развития современного общества, образовавшееся опасное несоответствие между научно-технической и духовно-нравственной сферами жизнедеятельности человечества, особенно актуальной делает проблему нового осмысления роли и места морали и нравственности в создании современной целостной концепции человека… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. |Общественно-политические и |философские воззрения М. А. Булгакова
  • §-1.|Жизнь М. А. Булгакова и его 1 |отношение к социально-| |политическим процессам в | |России 4−43 |
    • 2. 1. Влияние на писателя некоторых | |религиозно-философских учений 4−70 |
  • ГЛАВА11. [Этические идеи в мировоззрении и творчестве М. А. Булгакова
    • 2. !Приоритет морали перед | |политикой 1−80 |
  • §-2. Значение моральной мотивации | |научной деятельности 1−106 |
  • М.Булгаков о счастье, долге, | [ответственности и достоинстве I [человека 07−125 |

Философско-этические идеи в творчестве М. А. Булгакова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

БИБЛИОГРАФИЯ 39−148.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

49−152 (.

Михаил Афанасьевич Булгаков — выдающийся деятель русской культуры и философии. Проблемы, поставленные писателем, обретают более значимую актуальность в наши дни. Смысл человеческой жизни, мораль и нравственность, человек и общество, человек в обществе — проблемы современной эпохи. Поэтому Булгаков — один из наиболее читаемых писателей, а его творческое наследие занимает значительное место в истории как русской, так и мировой культуры. Однако сложность и противоречия в постановке и решении этих проблем позволяют по-разному толковать его наследие и вызывает определенные • трудности в постижении глубины сложного мира художника-мыслителя. Искаженное и неверное толкование. его мировоззрения, и соответственно запоздалое должное признание, объясняются сложностью и противоречивостью его творчества. Всестороннее исследование творческого наследия Булгакова и определение его места как мыслителя в сокровищнице мировой культуры являются основной задачей данного исследования. Насколько можно говорить о скурпулезном изучении мастерства Булгакова, достаточно полном анализе литературоведческого творчества, в особенности за последнее десятилетие, эстетической деятельности и ее воплощении в творчестве писателя, настолько сложно обнаружить исследования этического аспекта его творчества. Конечно же Булгаков не является философом. И на первый взгляд может показаться странным, что автор решил изучить творчество Булгакова с философско-этической точки зрения. Однако, это вполне объяснимо, поскольку Булгакова можно назвать «философом-практиком». Не изучая теоретически и «научно» этические и нравственные аспекты общественной жизни, он смог на «практике» жизни через реальные и нереальные образы и жизненные ситуации сформировать морально-этический и нравственный «образ» своего современника и общества и предложить своеобразную оригинальную этическую «концепцию», которая особенно выражена в гуманистическом идеале Иешуа в его закатном романе. Бессмысленно выискивать какую-либо законченную, логически оформленную философско-этическую концепцию, однако, исследуя творчество писателя, мы находим в его произведениях и письмах множество этических идей, касающихся различных проблем этики, в том числе и его оригинальное представление, относящееся к отдельным традиционным и новым категориям этики. Например, глубокие размышления о счастье, долге, достоинстве, ответственности и воздаянии и другие. Эти идеи и высказывания о категориях рассматриваются в соответствующем разделе данной диссертации, особенно во втором параграфе первой главы и целиком во второй главе.

Автор диссертации не задавался целью давать свои дефиниции, а лишь рассмотреть взгляды в образно-мыслительном материале его произведений. Автором так же не ставится задача развивать научную этику. Использование Булгаковым каких-либо философских терминов и понятий представляется как выражение того, как они мыслились самим Булгаковым под влиянием философских авторитетных учений, но не ставиться целью сопровождение своими современными дефинициями и определениями, которые даны в любой академической литературе. Если же раскрывать истинное содержание у Булгакова этических понятий, как они существуют в современной научной этике, то представляется целесообразнее обратиться к современным словарям, где они даны в традиционной научной форме.

Объект исследования ограничивается систематизированием и анализом имплицитно содержащихся идей в художественных произведениях писателя. Исследования сосредоточены на выделении собственно этических идей в мировоззрении писателя, тесно переплетенных с рядом других: социально-политических, ' философских, психологических, научных, в том числе и фантастических и мистических. Почти все исследователи, прямо или косвенно, касаются социально-политических взглядов писателя, и единого мнения по этому вопросу нет. Много пишется о значении творчества Булгакова для современности, изучаются и философские взгляды писателя. Но, несмотря на обилие работ о М. Булгакове, в которых раскрыты существенные особенности его мировоззрения, целостного исследования нравственных воззрений в его творчестве пока еще нет. Необходимо исследование творчества Булгакова в этическом плане с той целью, чтобы личность писателя была представлена в целом, тем более, что нравственные мотивы в его творчестве представлены широко и богато. Специальный анализ этических воззрений Булгакова поможет снять некоторые недоразумения и кривотолки относительно его личности и творчества, которых было в его недавнем биографическом прошлом не мало.

Актуальность темы

исследования определяется также и логикой происходящих в современном мире изменений. В условиях развития современного общества, образовавшееся опасное несоответствие между научно-технической и духовно-нравственной сферами жизнедеятельности человечества, особенно актуальной делает проблему нового осмысления роли и места морали и нравственности в создании современной целостной концепции человека. В глубоком осмыслении нуждаются сегодня такие проблемы как индивидуализм и индивидуальность, проблема долга, свободы и ответственности, общечеловеческих ценностей, гуманизации современного общества. Поскольку проблемы развития современного общества все чаще для своего решения требуют индивидуального, творческого подхода, то вклад М. Булгакова в проповедование гуманизма, который отразился в нравственном идеале Иешуа Га-Ноцри, — очень значителен. Как известно, Булгаков не оставил никакого трактата по этике с четкими классификациями и с логическим содержанием текста, подобно Канту. Поэтому к нему трудно приложить «ярлык» какого-либо. одного философского направления. Он использует философско-этические идеи Канта, Ницше, Фрейда, Вл. Соловьева, Флоренского, представления некоторых мистиков и т. д. Но это вовсе не значит, что мы должны считать его неуклонным последователем этих учений. Все философско-этические категории он использует лишь постольку, поскольку хотел выразить какую-либо мысль в художественно-образной форме. Как например: мы не находим специальных рассуждений о мистике и мистицизме, ' зато находим гениальные образы и картины, рисующие в художественно-образной форме мистический мир Воланда и его спутников. Это полет в космосе, шествие человечества в видениях Мастера, касающиеся древнего Иерусалима и древнего христианства, великий бал у Сатаны. Нет так же каких-либо пространных специальных философских рассуждений об ответственности, воздаянии, но так рисуются герои, их поступки и ситуации, что приобретают более сильную выразительность. Нет у Булгакова и специальных размышлений о счастье, о благе, нет конкретных определений, но зато он нам впечатляюще с огромной силой рисует счастье Мастера и.

Маргариты, как они его переживают, каждый по разному и противопоставляет сухим кабинетным определениям.

Научная новизна данной работы состоит в том, что впервые предпринят целостный философско-этический анализ творчества писателя и систематизированы этические идеи в мировоззрении Булгакова и раскрыты существенные особенности его нравственной концепции.'.

Новым также является рассмотрение проблемы научного эксперимента в русле не естественнонаучных, а социально-политических духовно-нравственных проблем. Нетрадиционность решения Булгаковым других нравственных проблем представлена в отражении их разрешимости в ирреальном мировом пространстве. Проблематика исследований философской антропологии представляет собой специфическое отражение проблем гуманистической этики в творчестве писателя. Применение метода реконструкции идей, выраженных в художественно-образной форме, в философские понятия и проблемы.

Любая естественно-научная проблема у Булгакова незаметно переходит в план социологии, так как научные открытия приходят в серьезный конфликт с действительностью. Все социальные проблемы представлены в гротескном плане и преломляются, как правило, в личные и отчасти в религиозные.

Можно было бы посвятить специальную работу гю проблемам общества, поскольку нет специального исследования этой темы, хотя не сложно составить представление о том, что большинство внутренних проблем возникают по общественно-социальным причинам. В связи с этим представляется вполне оправданным интерес к исследованию биографии и творческого наследия представителей нефилологических наук. Принципиально новое рассмотрение предложено, например, психоаналитиком и социологом А.Эткиндом.- Исследования проблематики развития технотронного общества и рассмотрение такого ряда проблем, как проблема добра и зла в научной деятельности, проблемы экологии, наркомании, научного эксперимента, представленных в творчестве Булгакова в свете социальных проблем, позволили автору диссертационного исследования провести параллели с проблемами гуманизации технологического общества и предложить попытку сопоставительного анализа в постановке и решении проблем гуманистической этики Эриха Фромма и своеобразном понимании и отношении Булгакова к идеям гуманизации технологического общества и психодуховного нравственного обновления.

В предлагаемой диссертационной работе предпринята попытка систематизировать рассыпанные по многотомному наследию этические идеи Булгакова в цельную «научную биографию» для воссоздания этического мировоззрения писателя во всей его сложности. Следует отметить, что предлагаемая работа является первым целостным философско-этическим исследованием творчества Булгакова. Поскольку нельзя объять 'необъятное, автор вынужден оставить в стороне множество интересных вопросов, связанных с некоторыми представлениями религиоведов, представителей философских, социальных, психологических и других наук. Могло бы вызвать определенный научный интерес сопоставление Булгакова с некоторыми идеями в неоплатонизме, можно поискать связь с идеями Николая Федорова. Интересным можно было бы предположить вопрос о малой духовности перестроителей мира. Проблема власти лишь номинально затронута в данной диссертации и, как нам представляется, могла бы вызвать научный интерес в более полном и глубоком изучении. Так же представляется целесообразным посвятить специальную работу вопросу о своеобразном «Булгаковском евангелии» в его философском романе «Мастер и Маргарита». Идеи и положения данного диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке курса истории этики, истории мировой культуры, культурологии, эстетике, психоанализа, социологии.

Степень разработанности предлагаемой темы в отечественной литературе, можно сказать, ничтожна, за исключением исследований по одному его произведению, так называемому философскому роману ллМастер и Маргарита". Во всяком случае нет ни монографии, ни диссертационного исследования, которые были бы посвящены этическим проблемам в творчестве М.Булгакова. Нужно сказать, что не страдают изобилием так же и статьи о специальном анализе этического аспекта его творчества. Можно назвать лишь некоторые работы, напечатанные в большей степени в периодических изданиях и сборниках, изданных в последние годы таких авторов, как Л. Ф. Киселевой, Пенкиной Е. О., 1.

Скалона Н.Р., Маркова А. и другие. Нравственным проблемам в творчестве Булгакова посвящен ряд статей в периодических изданиях: А. В. Зайцева, П. Абрагама, Л. А. Левина, Л. Г. Ионина и другие2. Поэтому имеет смысл посвятить М. А. Булгакову диссертацию, содержащую специальный этический анализ его творчества.

Научный аппарат предлагаемой диссертации опирается, в основном, на собственно булгаковские произведения, письма, дневники и воспоминания друзей и современников. Особую ценность представляют его произведения, насыщенные глубокими этическими идеями и представлениями такие произведения, как «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Адам и Ева» ,.

Киселева Л. Ф. Диалог добра и зла в романе «Мастер и Маргарита// в cö-.:Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Куйбышев, 1990.

Пенкина Е. О. Реализация идеи русского экзистенциализма в творчестве М.А.Вулгакова//в сб.?Тезисы республиканских Булгаковских чтений, под ред. А. Р. Волкова.Черновцы, 1991.

Скалон Н. Р. Природа человека в романе «Мастер и Маргарита» // в сб.:Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте. Самара, 1991 /Марков А. «К вопросу о религиозно-философских аспектах романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» //в сбТворчество Михаила Булгакова. Киев, 1992.

2 Зайцев A.B. Нравственные искания интеллигенции в творчестве М. Булгакова//Вестник Моск. ун-та, филол., 1991,№ 6 VАбрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков//Филос.науки.М., 1990,№ 7.

Левин Л. А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе «Мастер и Маргарита» //Научн.докл.высш.шк.филолог.наук.М., 1991,№ 1.

Ионин Л. Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» //Вопр.философии.М., 1990,№ 2.

Блаженство", «Записки юного врача» и другие. А также те его произведения, в которых в той или иной степени представлены его общественно-политические взгляды и настроения, оказавшие влияние на его нравственные установки. К таким произведениям можно отнести «Белую гвардию», «Бег», «Дни Турбиных», «Дьяволиаду» и другие.

Следует отметить особенность вышедшей в 1997 году «Булгаковской Энциклопедии» Бориса Соколова, в которой содержательно глубоко ракрыты философские взгляды писателя, а также наряду с другими рассматриваются и нравственные проблемы в творчестве Булгакова.

Весь комплекс текстов, связанных с нравственной проблематикой творчества Булгакова, можно разделить на три основные группы.

К первой группе относятся исследования научной биографии Булгакова. Этопрежде всего литература о жизни и творчестве писателя М. О. Чудаковой, JI.M. Яновской, В. И. Лосева, Л.Е. Белозерской-Булгаковой .

Ко второй группе можно отнести исследования философских проблем в творчестве писателя. Среди авторов таких работ можно назвать Б. В. Соколова, А. Эткинда, Л. Г. Ионина, A.A. Кораблева, Ю. М. Смирнова, Н. К. Гаврюшина, И. Е. Ерыкаловой.

И третий блок литературы, посвященной проблемам комплексного подхода к человеку в контексте проблемы культуры, гуманизма, диалектики отношений человек-общество, представлен в работах Н. О. Лосского, В. А. Кутырева, А. А. Гусейнова, С. Ф. Анисимова, А. В. Разина, Е. Д. Мелешко и др. Можно сказать, что ориентация на проблемы человека, ценностей, размышления по поводу человеческой деятельности, свободы, ответственности, моральных установок и повседневного поведения характерны почти для всех представителей зарубежной философскоантропологической мысли. Классическими стали работы таких авторов, ' как З. Фрейд, Э. Фромм, С. Гроф3.

Следует отметить, что этические идеи в творчестве Булгакова тесно переплетены с разными другими: политическими, философскими, — и выделение чисто этических, иногда очень затруднительно. Поэтому приходиться ограничиться лишь теми вопросами, ответы на которые можем найти в творчестве Булгакова в более или менее ясно выраженном виде.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В первой главе изложены общефилософские и политические взгляды, которые проявили себя и в этике Булгакова. Вторая основная глава посвящена собственно этическим аспектам его творчества, которые явственно представлены в его произведениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

/.

Рассмотрев нравственные воззрения творческого наследия М. Булгакова, можно сделать вывод о том, что он разработал свою оригинальную синтетическую нравственную концепцию в гуманистическом направлении, в основе которой лежат антропологические проблемы. По причине многочисленных пересечений с различными философскими направлениями, достаточно сложно выделить какое-либо, которое в большей мере повлияло бы на мировоззрение писателя и позволило бы отнести его этические идеи к какой-либо философской системе. Булгаков — самостоятельный художник-мыслитель, который формирует своим творчеством миропонимание читателя.,/.

I'.

М.Булгаков поставил такие проблемы науки и нравственности, которые актуальны и в наши дни. Однако, с предлагаемыми их решениями с позиций абстрактного гуманизма, а чаще мистицизма, согласится весьма затруднительно, ибо практически все решения предложены за гранью того, что называется реальным миром, в некоем мнимом пространстве на границе света и тьмы, земного и внеземного бытия.

V Выдвинутая Булгаковым нравственная концепция, некоторые положения которой восходят к экзистенциалистским идеям Бердяева, лишена того безысходного трагизма личности, как у.

Достоевского. Булгаков устами Иешуа Га-Ноцри сформулировал практически ту же самую мысль, что и Бердяев, об анархизме как идеале свободной гармонии для подлинно творческой личности, при котором настанет время, когда не будет власти ни кесарей, никакой-либо иной власти, поскольку всякая власть является насилием над людьми, и человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть. Здесь же Булгаков предвосхищая критику толстовской идеи «заражения добром» показывает, как Понтий Пилат и Афраний, выслушав проповедь Иешуа о том, что все люди добрые и злых людей нет, начинают творить добро злыми средствами, организуя убийство Иуды. В «Мастере и Маргарите» в соответствие с учением.

П.А.Флоренского о троичности присутствует трехмирная структура: древний ершалаимский мир, вечный потусторонний и современный московский. При этом, в полном согласии с идеей Бердяева, царство истины и справедливости, о котором говорит Иешуа, ни в одном из этих миров не присутствует. Вместо него, в современном мире оказывается еще один, четвертый, мнимый мир, через который нечистая сила и вступает в контакт с москвичами. В учении Флоренского о троичности, как наиболее общей характеристике бытия, связанной с христианской Троицей, особенно выделена надмирная область Неба, где должны действовать законы мнимого пространства. У Булгакова современный и потусторонний миры как бы пародируют, воспроизводя в сниженном виде, древний, евангельский мир, который превращается в финале романа в надмирность, где прощенный Пилат, наконец встречается с Иешуа, но куда не дано попасть Мастеру и Маргарите, обретающим свой последний приют вне света. Общий смысл троичного числа у Флоренского заключается в том, что Троица может быть без четвертой ипостаси, тогда как четвертая не может иметь самостоятельности. Для Булгакова троичность тоже оказывается соответствующей Истине, на ней не только основана пространственно-временная структура Мастера и Маргариты, но и, по утверждению Бориса Соколова, на ней держится этическая концепция романа. Мнимый мир романа, в полном согласии с мыслями Флоренского, не является структурообразующим и не имеет самостоятельного значения. /Этот мир — новая ипостась в недрах современного московского мира, в котором свершаются мнимые действия с мнимыми же результатами. Мнимый мир как бы создан действиями Воланда и его свиты в качестве особого отражения мира потустороннего/ В мире, где роль и действия человека определяются его общественным положением, все-таки существуют добро, правда, любовь, творчество, которые, не имея возможности торжествовать в реальном мире, вынуждены скрываться в мир потусторонний, искать защиты у самого Дьявола — Воланда. У Булгакова Бог и дьявол не противостоят, а дополняют друг друга. Создание общества истины и справедливости Булгаков видит только в утверждении этих ценностей гуманизма и приоритета простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями. В своем творчестве Булгаков поставил многие проблемы, проявившиеся не только в двадцатые годы, но и сегодня, в девяностые.

V Основные положения этической концепции Булгакова автор диссертации полагает допустимым сделать попытку свести к основополагающим идеям гуманистической этики Фромма: гуманизация технологического общества через решение проблем гуманистической совести, удовольствия и счастья, средств и целей, нравственных сил человека, а также психодуховное осмысление через религиозность, веру и стойкость, обращения к духовным ценностям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. «И судимы были мертвые.»: Романы. Повесть. Пьесы. Эссе.
  2. Сост., прим., биохроника Б. С. Мягкова. Предисл. В. Я. Лакшина. М., 1994
  3. М.А. «Рукописи не горят»: Роман «Мастер и Маргарита». Фантастические повести. Автобиографические материалы.
  4. Предисл. М. С. Петровского, Послеслов. Ф. Р. Балонова. М., 1996
  5. М.А. «Я хотел служить народу»: Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя.
  6. . П.С. Попова. Сост., биохроника Б. С. Мягкова. М., 1991
  7. М.А. Библиографический указатель. Вильнюс, 198 8
  8. М.А. Великий канцлер. Черновые редакции романа «Мастер и Маргарита». Сост., публикация, предисл. и коммент. В. И. Лосева. М., 1992
  9. М.А. Записки юного врача. Сост. и предисл. К. Н. Питоевой. Коммент С. П. Ноженко, Г. Е. Аронова и Л. В. Вдовиной. Киев, 1995
  10. М.А. Из лучших произведений: Грядущие перспективы. Собачье сердце. Белая гвардия. Бег. Великий канцлер. Подготовка текста, предисл., коммент. В. И. Лосева. М., 1993
  11. М.А. Избранные сочинения в 2-х томах. М., 1996
  12. М.А. Мастер и Маргарита. Роман. Статьи В. Я. Лакшина и П. В. Палиевского. М., 1989
  13. М.А. Письма. М., 1989
  14. М.А. Письма: Жизнеописание в документах. Предисл В. В. Петелина.
  15. Сост. и коммент. В. И. Лосева и В. В. Петелина.1. М., 1989
  16. М.А. Пьесы 20-х годов, под ред. и с пред. А. А. Нинова. Л., 1989
  17. М.А. Пьесы 30-х годов/ под ред. А. А. Нинова.
  18. Предисл. А. М. Стремлянского. Спб., 1994
  19. М.А. Собрание сочинений в 5 тт./под ред. Г. С. Года, А. В. Карганова, В. Я. Лакшина,
  20. П.Н.Николаева, А. И. Пузикова, В. В. Новикова. тт. 1−5. М., 1989−1990.
  21. М.А. Чаша жизни: Повести. Рассказы. Очерки. Фельетоны. Пьесы. Письма. Предисл. Б. В. Соколова. Сост., подготовка текстов и коммент. Б. С. Мягкова и Б. С. Соколова. М., 1988
  22. При исследовании духовной биографии писателя иего отношения к социально-политическим процессам в
  23. Е.С. Дневник Елены Булгаковой.
  24. В.Я. Булгакиада. М., 1987
  25. В.Я. Михаил Булгаков//Смена, № 15,198 8 ЮМазур Н. Л. Феномен «эмигрантности» втворчестве М. Булгакова// в сб. Тезисы республиканских Булгаковских чтений/
  26. Отв.ред. А. Р. Волков. Черновцы, 1991
  27. Мастер: М. А. Булгаков. Рекомендательный библиографический указатель. М., 1992
  28. .В. Энциклопедия булгаковская. М., 1997
  29. Н.А.Грознова, А. И. Павловский. JI., 1991
  30. Творчество Михаила Булгакова: к 100 летию со дня рождения писателя. С. научн. работ/ Сост. Т. А. Пахарева, Л. А. Киселева, А. Ю. Мережинская. Киев, 1992
  31. М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988
  32. А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. С-Петербург, 1993
  33. Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 19 8320Natov N. A Bibliography of Works by and about Mihail Bulgakov|| Canadian-American Slavic Studies, Toronto, 1981, V. 15, No 2−3
  34. Proffer E. Bulgakov: Life and Work. Ann Abor: Ardis, 1984
  35. Right A.C. Michail Bulgakov: Life and interpretations. Toronto, 1978
  36. П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков// Философские науки, М., 1990, № 7
  37. М.А.Булгакова// в сб. Тезисы республиканских Булгаковских чтений/ Отв.ред. А. Р. Волков. Черновцы, 1991
  38. В.Н. О влиянии Достоевского на Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»//в сб. Достоевский и современность. Новгород, 1989
  39. .В. Андрей Белый и Михаил Булгаков// Рус. лит., Спб., 1992, № 2
  40. .В. Генрих Сенкевич и Михаил Булгаков: «Злых людей нет на свете «// Моск. правда, 1991, 15 мая
  41. .В. Мастер и Демон (Михаил Булгаков и Лев Троцкий: заочныйдиалог)//Ленинское знамя, М., 1991, 26 июня
  42. .В. Энциклопедия булгаковская. М., 1997
  43. Д. Золотая ветвь. М., 1983
  44. Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. Психологическое исследование. М., 199 215Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988
  45. . О. Закат Европы. Причинность и судьба, ч.1, Пг., 1923
  46. А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. С-Петербург, 1993
  47. JI.M. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983
  48. .В. Энциклопедия булгаковская. М., 19 974Соловьв B.C. Оправдание добра. М., 1996
  49. Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983
  50. A.B. От моральных абсолютов к конкретной действительности М., 1996
  51. .В. Энциклопедия булгаковская. М., 1997
  52. Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита"// Научн докл. высш. шк. Филол. науки. М., 1991, № 15Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994бЛосский Н. О. Условия абсолютного добра.М., 1991
  53. А. К вопросу о религиозно-философскихаспектах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита"// в сб. Творчество Михаила Булгакова. Киев, 1992 8 Словарь по этике// ред. И. С. Кона. М., 19 819Соловьв В. С. Оправдание добра. М., 1996
  54. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения//Под ред. А. А. Гусейнова, В. Жемяйтис, И. С. Кона, В. М. Межуева, Ю. В. Согомонова,
  55. А.И.Титаренко, В. И. Толстых, М., 1988
  56. Stenbock-Fermor Е. Bulgakov’s «The Master and Margarita» and Goethe’s «Faust"// Slavic and East European Journal, L, 1981, V.13,No3
  57. JI. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, мили 13 загадок Михаила Булгакова. Предисл А. Вулиса М., 19 92
  58. .В. Американский дипломат -знакомец Михаила Булгакова// Иностр. лит., М., 1991, № 5
  59. А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта. Свердловск, 1990
  60. Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. Психологическое исследование. М., 1992
  61. С. За пределами мозга. М., 1992
  62. Э. Психоанализ и этика. М., 1993
  63. H.K. Нравственный идеал и литургическая символика в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» //в сб. Творчество Михаила Булгакова. Исследования, материалы. С-Петербург, 1995
  64. .В. Энциклопедия булгаковская. М., 1997
  65. Воронский А. К. Фрейдизм и искусство, 1925
  66. Н.Я. Россия и Европа. М., 1991
  67. A.B. Нравственные искания интеллигенции в творчестве М.Булгакова// Вест МГУ. Филология. 1991, № 6.4Кораблев A.A. Ученичество как принцип читательского восприятия (на материале романа «Мастер и Маргарита"/канд. филолог, наук/ Киев, 1989
  68. Ю.Г. Три круга Достоевского, м., 1979бЛОССКИЙ Н.О. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. М., 19 947Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 19 948Лосский Н. О. Условия абсолютного добра.м., 1991
  69. Отдельные издания сочинений М.А.Булгакова
  70. М.А. Из лучших произведений: Грядущие перспективы. Собачье сердце. Белая гвардия. Бег. Великий канцлер. Подготовка текста, предисл., коммент., В. И. Лосева. М., 1993
  71. М.А. «И судимы были мертвые."-: Романы. Повесть. Пьесы. Эссе. Сост., прим., биохроника Б. С. Мягкова. Предисл. В. Я. Лакшина. М., 1994
  72. М.А. Пьесы 30-х годов/ под ред.А. А. Нинова. Предисл.A.M.Стремлянского. Спб., 1994
  73. Д.А. Михаил Булгаков на берегах Терека: Документальная повесть. Орджоникидзе, 1980
  74. Л.М. Творческий путь Михаила1. Булгакова. М., 198 317. Лакшин В. Я. Булгакиада. М., 198 718. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988
  75. В. В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. М., 198 920. Булгакова Е. С. Дневник Елены Булгаковой. Предисл. Л.Яновской. Сост.В. И. Лосев. М., 1990
  76. Творчество Михаила Булгакова: к 100 летию со дня рождения писателя. С. научн. работ/ Сост. Т. А. Пахарева, Л. А. Киселева, А. Ю. Мережинская. Киев, 1992
  77. Н.Л. Феномен «эмигрантности» в творчестве М.Булгакова // в сб. Тезисы республиканских Булгаковских чтений/ Отв.ред. А. Р. Волков. Черновцы, 1991
  78. Е.О. Реализация идеи русского экзистенциализма в творчестве М.А.Булгакова // в сб. Тезисы республиканских Булгаковских чтений/ Отв.ред. А. Р. Волков. Черновцы, 1991
  79. А. К вопросу о религиозно-философских аспектах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита"// в сб. Творчество Михаила Булгакова. Киев, 1992
  80. Булгакова//Слово. М., 1992, № 8
  81. A.A. Хорошо продуманное пророчество (философские идеи романа) //Лепта.М., 1991, № 5
  82. Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита"// Научн докл. высш. шк. филол. науки. М., 1991, № 1
  83. В.Н. 0 влиянии Достоевского на Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»// в сб. Достоевский и современность. Новгород, 198 9 :52. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков// Философские науки, М., 1990, № 7
  84. В. И. Проблема автора в романах М.А.Булгакова/канд филолог. наук/М., 1986
  85. A.A. Ученичество как принцип читательского восприятия (на материале романа «Мастер и Маргарита"/канд. Филолог. наук/ Киев, 198 9
  86. Библиографические указатели
  87. Н.О. История-русской философии. М., 1994
  88. Н.О. Условия абсолютного добра.М., 1991
  89. Н.О. Бог и мировое зло. М., 199 468. Соловьв B.C. Оправдание добра. М., 1996
  90. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988
  91. Ю.Г. Три круга Достоевского, М., 1979
  92. A.B. От моральных абсолютов к конкретной действительности М., 199 672. Словарь по этике// ред. И. С. Кона. М., 1981
  93. Г. Современная утопия. Спб., 190 674. Перри Д. М. Багровое царство. СПб., 190 875. Шпенглер. 0. Закат Европы. Причинность и судьба, ч.1, Пг., 1923
  94. Д. Золотая ветвь. М., 198 377. Ермолинский С. Из записок разных лет. М., 199 078. Степун Ф. Мысли о России. Современные записки. СПб., 1924
  95. Н.Я. Россия и Европа. М., 199 180. Митрохин JI.H. Философия религии. М., 1993
  96. Э. Психоанализ и этика. М., 199 382. Гуревич П. Человек в авантюре саморазвития// Э.Фромм. Психоанализ и этика. М., 1993
  97. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. С-Петербург, 199 384. Уткин А. И. Дипломатия Франклина Рузвельта. Свердловск, 1990
  98. Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. Психологическое исследование. М., 1992
  99. А.К. Фрейдизм и искусство, 192 587 . Гроф С. За пределами мозга. М., 199 288. Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994
  100. Proffer Е. Bulgakov: Life and Work. Ann Abor: Ardis, 1984
  101. Right A.C. Michail Bulgakov: Life and interpretations. Toronto, 1978
  102. Lowe D. Bulgakov and Dostoevsky: A Tale of Two Ivans//Russian Literature Triquaterly, Ann1. Arbor, 1978, Nol5
  103. П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков//
  104. Философские науки, М., 1990, № 7 2Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988
  105. М.А. «И судимы были мертвые.»: Романы. Повесть. Пьесы. Эссе.Сост., прим., биохроника Б. С. Мягкова. Предисл. В. Я. Лакшина. М., 1994
  106. М.А. «Рукописи не горят»: Роман «Мастер и Маргарита». Фантастические повести. Автобиографические материалы.Предисл.
  107. М.С.Петровского, Послеслов. Ф. Р. Балонова. М., 1996
  108. М.А. «Я хотел служить народу»: Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя. Предисл. П. С. Попова. Сост., биохроника Б. С. Мягкова. М., 1991
  109. М.А. Библиографический указатель. Вильнюс, 198 8
  110. М.А. Великий канцлер. Черновые редакции романа «Мастер и Маргарита». Сост., публикация, предисл. и коммент. В. И. Лосева. М., 1992
  111. М.А. Записки юного врача. Сост. и предисл. К. Н. Питоевой. Коммент С. П. Ноженко, Г. Е. Аронова и Л. В. Вдовиной. Киев, 19 95
  112. М.А. Из лучших произведений: Грядущие перспективы. Собачье сердце. Белая гвардия. Бег. Великий канцлер. Подготовка текста, предисл., коммент., В. И. Лосева. М., 1993
  113. М.А. Избранные сочинения в 2-х томах. М., 1996
  114. М.А. Мастер и Маргарита. Роман. Статьи В. Я. Лакшина и П. В. Палиевского-. М., 1989
  115. М.А. Письма. М., 1989
  116. М.А. Письма: 'Жизнеописание в документах. Предисл В. В. Петелина. Сост. и коммент. В. И. Лосева и В. В. Петелина. М., 1989
  117. М.А. Пьесы 20-х годов, под ред. и с пред. А. А. Нинова. Л., 1989
  118. М.А. Пьесы 30-х годов/под ред А. А. Нинова. Предисл А. М. Стремлянского. Спб., 1994
  119. М.А. Собрание сочинений в 5 тт./под ред. Г. С. Года, А. В. Карганова, В. Я. Лакшина,
  120. П.Н.Николаева, А. И. Пузикова, В. В. Новикова. тт. 1−5. М., 1989−1990.
  121. М.А. Чаша жизни: Повести. Рассказы. Очерки. Фельетоны. Пьесы. Письма. Предисл. Б. В. Соколова. Сост., подготовка текстов и коммент. Б. С. Мягкова и Б. С. Соколова. М., 1988
  122. Гуревич П. Человек в авантюре саморазвития//Э.Фромм. Психоанализ и этика. М., 1993
  123. Н.Я. Россия и Европа. М., 1991
  124. С. Тайнопись в «Собачьем сердце» Булгакова//Слово. М., 1992, № 8
  125. И.А. К вопросу о масонской традиции в романе «Мастер и Маргарита»// в сб. Тезисы республиканских Булгаковских чтений/ Отв.ред. А. Р. Волков. Черновцы, 1991
  126. Ю.Г. Три круга Достоевского, М., 1979
  127. В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994
  128. Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита"// Научн докл. высш. Шк. филол. науки. М., 1991, № 1
  129. ЗбЛосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994
  130. Н.О. История русской философии.М., 19 9438Лосский Н. О. Условия абсолютного добра.М., 1991
  131. А. К вопросу о.религиозно-философских аспектах романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита"// в сб. Творчество Михаила Булгакова. Киев, 1992
  132. Мастер: М. А. Булгаков. Рекомендательный библиографический указатель. М., 1992
  133. Л.Н. Философия религии. М., 19 93
  134. М.А.Булгакова/канд филолог. наук/М., 19 864 4 Пенкина Е. О. Реализация идеи русскогоэкзистенциализма в творчестве М.А.Булгакова// в сб. Тезисы республиканских Булгаковских чтений/ Отв.ред. А. Р. Волков. Черновцы, 1991
  135. М. Дело о «Батуме» //Театр. М., № 2, 19 904 б Разин A.B. От моральных абсолютов к конкретной действительности М., 1996
  136. Словарь по этике// ред. И. С. Кона. М., 19 814 8 Соколов Б. В. Американский дипломат знакомец
  137. Михаила Булгакова// Иностр. лит., М., 19 91, № 5
  138. .В. Андрей Белый и Михаил Булгаков// Рус. лит., Спб., 1992, № 25 0 Соколов Б. В. Генрих Сенкевич и Михаил Булгаков:
  139. Злых людей нет на свете «// Моск. правда, 1991, 15 мая
  140. .В. Мастер и Демон (Михаил Булгаков и Лев Троцкий: заочный диалог)//Ленинское знамя, М., 1991, 2 6 июня
  141. .В. Энциклопедия булгаковская. М., 1997
  142. В.С. Оправдание добра. М., 1996
  143. Творчество Михаила Булгакова: к 100 летию со дня рождения писателя. С. научн. работ/ Сост. Т. А. Пахарева, Л. А. Киселева, А. Ю. Мережинская. Киев, 1992
  144. А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта. Свердловск, 1990
  145. Д. Золотая ветвь. М., 19 835 9 Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон, психологическое исследование. М., 1992
  146. Э. Психоанализ и этика. М., 1993
  147. М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988
  148. . О. Закат Европы. Причинность и судьба, ч.1, Пг., 1923
  149. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения//Под ред А. А. Гусейнова, В. Жемяйтис, И. С. Кона, В. М. Межуева, Ю. В. Согомонова,
  150. А.И.Титаренко, В. И. Толстых, М., 1988
  151. А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. С-Петербург, 1993
  152. Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983
  153. Right А.С. Michail Bulgakov: Lifе and interpretations. Toronto, 19 7868Stenbock-Fermor E. Bulgakov’s «The Master and Margarita» and Goethe’s «Faust"// Slavic and East European Journal, L, 1981, V. 13, No3
Заполнить форму текущей работой