Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идеи космизма и нравственные искания в русской поэзии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во все времена человеческий разум стремился к организации явлений в единую картину мира, к осознанию своей связи с космосом. В течение всей истории человек мыслил себя существующим не только во времени, но и в вечности, в безграничном пространстве вселенной, поэтому являлся носителем непреходящих ценностей, передающихся из культуры в культуру. Проблема космоса и места человека в нем — одна… Читать ещё >

Содержание

  • 1. глава: Истоки космизма в русской философии и поэзии
    • 1. 1. Этико-философская проблематика русского космизма
    • 1. 2. Поэзия русского космизма в контексте проблемы «литературоцентризма» отечественной философии
  • 2. глава: Космизм в русской поэзии: этико-философский аспект
    • 2. 1. Идеи космизма в философской лирике М.Ю.Лермонтова
    • 2. 2. Космическое единение человека и природы в поэзии Ф.И.Тютчева
    • 2. 3. Космизм и нравственная проблематика в творчестве М.А.Волошина

Идеи космизма и нравственные искания в русской поэзии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Своеобразие русской философской мысли является одним из наиболее спорных и противоречивых вопросов современного гуманитарного знания. Однако большинство исследователей сходятся во мнении,)что среди ведущих доминант российского самосознания русский космизм занимает не последнее место [63- 52- 67- 87- 110- 135- 147- 172- 176- 247]. В широком смысле этим термином обозначается определенная ориентация нашей национальной культуры, в основе которой лежит идея живого нравственного единства человека, человечества и вселенной. Как отмечал Ф. М. Достоевский, «ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть изо все народов более предназначено."[78, 148].

Черты космизма в разной степени интенсивности присутствуют в трудах большинства русских мыслителей, писателей, поэтов, художников. В его составе различают естественнонаучный (В.И.Вернадский Н. А. Умов, Н. Г. Холодный, A.JI. Чижевский, К. Э. Циолковский и другие), религиозно-философский (Н.А.Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский и другие), поэтически-художественный, или культурно-философский (В.Ф.Одоевский, А.В.Сухово-Кобылин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, В. А. Хлебников, М. А. Волошин и другие) космизм. Все направления этого учения тесно взаимосвязаны и переплетены.

Русский космизм возник как закономерное продолжение мировой и отечественной философской мысли, научных концепций о мире, религиозных представлений о боге и его творении, о роли человека во взаимодействии с космосом. Необходимо отметить прежде всего этическую ориентированность русского космизма. Постоянное обращение к духовным и социальным традициям, поиск смысла индивидуального и коллективного бытия, стремление обосновать и проверить состоятельность этической теории в свете тысяче4 летнего взаимодействия человека и природы приводили к постоянному анализу нравственных принципов человечества.

Другая особенность данного духовно-теоретического феномена состоит в том, что как и вся русская философия русский космизм формировался не только в рамках философских трактатов, но и в рамках литературного творчества, художественного слова, в центре внимания которых постоянно оказывался неисчерпаемый духовный опыт личности и осмысление человека как природного существа. Изначально воплощение идей космического мировидения осуществлялось в художественной форме. В дальнейшем эта традиция переросла в поэтически-художественное направление. Особенностью данного направления русского космизма является метафорическое отражение и предвосхищение философских идей, знаний о сущности человека и космоса.

В связи с этим, правомерность обращения к истокам и анализу философ-ско-этического содержания основных направлений русского космизма обуславливается проблематикой исследований, в которых нет единого мнения по вопросу о своеобразии поэтически-художественного направления русского космизма. Задача исследователя видится в том, чтобы показать философско-этическую традицию рассматриваемого направления во всей полноте и единстве.

Интерес к поэтическому осмыслению нравственных установок русского космизма служит основой для практического решения жизненных проблем человека. Большое значение обращение к проблематике русского космизма приобретает в переломные моменты истории, когда происходит коренные преобразования в обществе и культуре, влекущие за собой переоценку и поиск жизненных идеалов. Дифференциация научного знания, глобальные проблемы освоения космоса, экологии все чаще заставляют исследователей исходить из приоритета гуманистических и социально-нравственных ценностей. 5.

Степень разработанности проблемы.

Проблематике русского космизма посвящено довольно большое количество исследований в отечественной научной литературе. Однако многообразие работ по данной тематике свидетельствует о том, что в целом вопрос о сущности космизма в отечественной философской традиции до сего времени остается открытым. Наряду с фундаментальными трудами, в которых рассматриваются все направления данного этико-философского течения (работы О. Д. Куракиной, В. Н. Демина, В. П. Селезнева, И. А. Сафронова и других) [75- 110- 172] существуют исследования, ставящие под сомнение сам факт существования подобного явления [53]. Исходя из этого, весь комплекс исследований по данной проблеме можно разделить на несколько групп.

К первой группе принадлежат работы, авторы которых (Ф.И. Гиренок, А. Д. Урсул, В. П. Казарян, Н.Н. Моисеев) сходятся во мнении, что русский космизм, прежде всего, естественнонаучная традиция, преемственность идей физического освоения космоса человеком [64- 52- 171- 149]. Естественнонаучный вариант космизма наиболее объективно и логично «отображает ту или иную стороны отношения и связи человека и космоса в генетических и структурных аспектах», рассматривает преобразующую деятельность человечества как космическую, в первую очередь, планетарную силу, играющую значительную роль в преобразовании мироздания на основе нравственного совершенствования личности [201, 157].

Ко второму, наиболее обширному, блоку относятся исследования, посвященные анализу русского космизма как совокупности разнородных естественнонаучных, религиозно-философских и поэтически-художественных течений, объединенных космоцентрической ориентацией. (А.Г.Грачева, В. Н. Демин, Р. С. Карпинская, Л. Ф. Кузнецова, А. П. Огурцов, С. Г. Семенова, В. С. Степин, Л. В. Фесенкова, О. В. Шубаро и’др)[75- 95- 132- 176]. На этой основе анализируются взгляды Н. А. Бердяева, В. Я. Брюсова, В. И. Вернадского, В. С. Соловьева, Н. А. Умова, Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, К. Э. Циолковского, 6.

Н.Г.Холодного, А. Л. Чижевского и определяются центральные направления русского космизма: направление активного христианства, эволюционное направление, концепция «живого космоса», принципы антропокосмизма, идея космобиологических явлений, тема жизни, человека и разума как космических явлений, космическая историософия, тема преобразования человека, человечества и человеческой жизни в рамках космической морали[5- 46- 144- 110- 137- 143- 150- 172- 179- 182].

В третью группу можно выделить ряд статей и монографий, авторы которых анализируют космизм как систему, отражающую антиномии русской культуры в целом, поскольку между естественнонаучным, религиозно-философским и литературно-художественным течениями в русской культуре нет жестко зафиксированной границы. Более того, они взаимосвязаны и взаи-мопереплетены, и, как сообщающиеся сосуды, пополняют друг друга. Сюда можно отнести работы О. Д. Куракиной, Е. Н. Магницкой, И. А. Сафронова, О. А. Карчевцева, диссертацию И. С. Овечкиной «Космизм и русское искусство первой трети XX века"[80- 120- 164- 213- 234].

К четвертой группе отнесены работы, в которых в той или иной степени раскрываются особенности поэтически-художественного направления. Для нас особый интерес представляют исследования, акцентирующие внимание на нравственной проблематике отечественной поэзии в рамках русского космизма. В этой сфере наиболее продуктивны работы литературоведческого характера, в которых делается попытка представить этический идеал в русской художественной литературе. В данном контексте особый интерес представляют труды М. М. Бахтина [9- 17- 18- 28- 121- 159- 29- 36- 58- 60- 68- 94].

Теоретические основания диссертации составили работы специалистов в области философии, этики, литературоведения. Это труды русских религиозных философов рубежа веков Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского и других, философско-этические представления 7.

Н.Ф.Федорова, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, идеи которых оказываются во многом схожи и позволяют вычленить общий семантический инвариант: идея о космическом природе любви, добра, милосердия, долга и ответственностиидея всеединства, предусматривающая глобальное единство живого и косного веществаидея преображения мира как смысла человеческой жизни, соответственно, восприятие человека в качестве творцаидея достижения нравственного совершенства. Работы по истории культуры и литературы (С.С Аве-ринцева, Р. И. Александровой, М. М. Бахтина, В. С. Библера, Д. Д. Благого, В. Я. Брюсова, А. Ф. Лосева, Ю. Н. Тынянова и других).

Цели и задачи диссертационного исследования.

Целью работы является анализ философско-этической проблематики русского космизма и его проявления в отечественной философии и литературе. Постановка данной цели предполагает решение следующих взаимообусловленных задач:

— выявление особенностей русского космизма, включающего в себя идеи мирового космизма на основе трудов отечественных мыслителей XIXначала XX веков;

— анализ концептуальных этических представлений различных направлений русского космизма;

— определение сущности явления «литературоцентризма» как отличительной черты отечественной философской мысли, благодаря которому происходит взаимодействие художественной литературы и этико-. философских учений;

— рассмотрение особенностей становления и трактовки идей русского космизма в отечественной литературе XIX — начала XX веков.

Методологические основания исследования 8.

Методологической основой диссертации, исходя из поставленных задач, является сочетание сопоставительного и культурно-исторического подходов, обусловленное спецификой этико-философского содержания русского космизма.

В качестве основных методов диссертационного исследования выступают:

— метод исторической реконструкции, позволяющий проследить процесс становления представлений о космосе и месте человека в нем;

— сравнительный метод с опорой на проблемно-тематический анализ стихотворных произведений М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, М. А. Волошина;

— аксиологический метод исследования, позволяющий выявить и обосновать ценность единства человека и космоса в системе ценностей русского народа.

Научная новизна исследования.

Научную новизну данной работы можно определить следующими положениями:

— определены основные аспекты этико-философского содержания русского космизма;

— исследован процесс становления и развития идей русского космизма в отечественной поэзии;

— отражена специфика интерпретации нравственной проблематики русского космизма в творческом наследии М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, М. А. Волошина.

Положения, выносимые на защиту:

— своеобразие идей русского космизма заключается в нравственном осмыслении проблемы единства человека, человечества и вселенной- 9.

— ценность поэтически-художественного направления русского космизма состоит в том, что поэзия выступает как источник интуитивного знания о мире и человеке, на основе которого развиваются этико-философские представления данного философского явления;

— философская лирика М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, М. А. Волошина, одной из основных тем которой является осознание целостности объективного мира во всех его проявлениях, включая единство вселенной и человека, нравственное отношение к акту творения, созвучна идеям космизма.

Практическая значимость исследования.

Материалы и выводы диссертации способствуют углублению теоретических представлений о этико-философском феномене русского космизма. Результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе со студентами и практике преподавания философии в ВУЗе при изучении соответствующих тем курса, в спецкурсах и семинарах по истории русской философии и литературы.

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования изложены в виде сообщений на Огаревских чтениях (Саранск, 2000 — 2001гг.), на Международной конференции «Человек — Культура — Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований» (Москва, 2002 г.), на Всероссийской научной конференции (Великий Новгород, 2000 г.).

Заключение

.

Во все времена человеческий разум стремился к организации явлений в единую картину мира, к осознанию своей связи с космосом. В течение всей истории человек мыслил себя существующим не только во времени, но и в вечности, в безграничном пространстве вселенной, поэтому являлся носителем непреходящих ценностей, передающихся из культуры в культуру. Проблема космоса и места человека в нем — одна из самых актуальных в истории человечества, приобретает новое звучание в современную эпоху, когда стремительное развитие науки открывает перед человеком новые возможности постижения мира. Идеи космизма пронизывают мировую философскую мысль, проявляясь в разных формах. Идеи всемирной упорядочности в диалоге с различными вариантами представлений о хаотичности бытия составляют одну из профилирующих линий развития философии.

Провозглашенная в начале XX века Н. А. Бердяевым «космическая эпоха» диктует новые подходы в осмыслении взаимосвязи космоса и человека. Одним из таких подходов к пониманию человека как действующего лица космического процесса, глубоко включенного в миропорядок и обладающего потенцией коренного преобразования мира, является особый духовно-теоретический феномен отечественной культуры — русский космизм.

Русский космизм является, с одной стороны, органичной частью мировой космоориентированной философской традиции. С другой стороны, он представляет собой уникальную этико-философскую систему, базирующуюся на христианской, прежде всего православной традиции мирочувствования живого нравственного единства человека и вселенной.

Специфической особенностью русского космизма, определяющей его место в контексте общемировой философской традиции, является его четко выраженная нравственная ориентация. Примером тому может служить идея всеобщего воскрешения Н. Ф. Федорова, которая имеет этическую обусловлен.

141 ность, уделяя при этом незначительное внимание онтологической и технологической сторонам проблемы.

Этическое значение русского космизма обусловлено его тесной взаимосвязью с центральной идеей классической этики, которая может быть представлена как тенденция гармонизации отношений между людьми, духовной связи между ними. Космизм, воплощающий идею всеобщей гармонии, придает этической рефлексии глубину, всеобъемлемость. Этический горизонт русского космизма позволяет выявить потенциал гармонизации взаимосвязей не только между элементами мироздания, но и между науками, разными типами аналитической рефлексии.

Одухотворение природы, этизация внечеловеческой сферы в трудах русских философов-космистов и художников подтверждает данный факт. Здесь виден этико-методологический потенциал исследований космизма, который может стать одним из перспективных направлений. Для русского космизма характерно основание этического смысложизненого самоопределения человека, осуществление идеала добра, истины и красоты в рамках реального мира.

Наконец, широкая трактовка русского космизма как духовного синтеза науки, философии, религии и искусства позволяет говорить о поэтически-художественном направлении данного явления как об отличительной черте русской философской мысли в целом. Представляется, что в этом направлении перспективен диалогический метод, позволяющий рассматривать художественное слово, текст как слепок культуры, мировоззрения, насыщенный метафизической проблематикой человеческого существования.

Художественно-поэтическое направление русской культуры развивает и дополняет этйко-философские идеи русского космизма, решает проблему человека в контексте его взаимодействия с природой и космосом, позволяет с помощью художественного слова представить метафизическую проблему соотнесенности макрои микрокосмоса в образах и символах поэтического текста.

О поэтически-художественном направлении русского космизма можно вести речь, когда космические объекты или явления рассматриваются в связи с судьбой отдельного человека или человечества, когда поэт видит в космосе источник творческого созидательного, нравственного начала.

Философско-этическая проблематика поэтических произведений М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, М. А. Волошина во многом созвучна моральным установкам русского космизма. Поэзия в метафорической форме отражает суть философских концепций о взаимодействии человека и космоса: идеи единства, бессмертия и воскрешения, нравственного совершенствования человека.

Таким образом, русский космизм как многоаспектный, универсальный феномен культуры позволяет раскрыть взаимосвязь философии, этики и искусства, выявить гуманистический потенциал человеческого творчества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Трагедийная тема в творчестве Лермонтова.// Творчество М. Ю. Лермонтова. М.: Наука, 1964. — С. 42−75.
  2. Г. В. Одиночество и свобода. М.: Республика, 1999. — 447с.
  3. И.С. Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк.// Тютчев Ф. И. в документах, статьях и воспоминаниях современников. -М.: Книга и Бизнес, 1999. С. 259−369.
  4. Г. П. О научном творчестве Вернадского// Вопросы философии. 1992. № 6. С. 74.
  5. Г. П. Философия всеединства: От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. — 158с.
  6. Р.И., Курносикова Е. А. Россия: духовность, философия любви. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1999. — 176с
  7. А.Л. Роза мира. // Новый мир. 1989. № 2. С. 176−193.144
  8. А.В. Одинокий мыслитель // Шестов Л. Соч. В 2-х тт. М.: Наука, 1993. Т. 1.С. 5−26.
  9. К.Д. Избранное,— М.: Сов. Россия, 1989. 592с.
  10. В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума. Ульяновск: УлГУ, 1999. — 447с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.
  12. А. Крылатая душа. Стихотворения. Поэма. -М.: Летопись, 1998. 571с.
  13. Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М.: Политиздат, 1990.-415с.
  14. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.607с.
  15. Н.А. Микрокосм и макрокосм // Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. T.l. -М.: Искусстио, 1994.-С.77−94.
  16. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383с.
  17. Н.Я. Ф.И.Тютчев.// Ф.И.Тютчев. Стихотворения. М.-Л.: Сов. писатель, 1962. — С.5−23.145
  18. Дж. Возникновение жизни. -М.: Мир, 1969. 146с.
  19. B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. 169 с.
  20. B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат., 1991. -412с.
  21. Е.Н. Тайная доктрина. В 3-х т. T.I. JI.: Экополис и культура, 1991. 826с.
  22. А. Собр. соч. В 8-ми тт. М.-Л.: «Худож. лит.», 1980. Т.З. 438 с.
  23. М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1973. 232 с.
  24. А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения,— М.: Худож. лит., 1991.702с.35.' Бродский А. И. Анатомия нравственного идеала// Вече: Альманах русской философии и культуры. Выпуск 7. 1996. С.96−107.
  25. В.Я. Ф.И.Тютчев. Критико-биографический очерк.// Полное собрание сочинений Ф.И.Тютчева. СПб., 1913. — С.5−37.
  26. В.Я. Максимилиан Волошин.// Брюсов В. Я. Собрание сочинений. В 7-ми томах. Т.VI. Статьи и рецензии 1893−1924. -М.: Худож.лит., 1975.-С 341−342.
  27. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. 413с.
  28. О.Л. Западноевропейская средневековая историография. -М.-Л.: Наука, 1964. 483с.
  29. В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 358с.
  30. В.И. Химическое строение биосферы земли и ее окружения. М.: Наука, 1965. 374с.
  31. В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. Т. 1: От Возрождения до Просвещения. -М: ТЕРРА Книжный клуб- КАНОН-пресс-Ц- 2000. 640с.
  32. П.А. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. М.: Современник, 1987. 494с.
  33. М.А. Автобиографическая проза. Дневники. М.: Книга, 1991.416с.
  34. М.А. Стихотворения. М.: ТЕРРА, 1997. — 464 с.
  35. М.А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М.: Правда, 1991, 480с.
  36. Волошинские чтения. Сб. науч. трудов. М.: Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина, 1981. 136с.
  37. Воспоминания о Максимилиане Волошине: Сборник. М.: Сов. писатель, 1990. 380с.
  38. Н.К. Космический путь к «вечному блаженству» (К.Э.Циолковский и мифология технократии) // Вопросы философии, 1992. № 6. С.125−131.
  39. Н.К. А был ли русский космизм? // Вопросы истории естествознания и техники, 1993. № 3. С. 104−105.
  40. П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. 472с.
  41. П.П. Мистический революционаризм Н.А.Бердяева.// Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. —С.5−18.
  42. П.П. Эволюция понятия науки. М.: Наука, 1980. 568с.
  43. А.А., Никандров П. Ф. Русская философия XI XIX веков. — Д.: Наука, 1970. 652с.
  44. М.Л. Композиция пейзажа у Тютчева.// Тютчевский сборник: Статьи о жизни и творчестве Федора Ивановича Тютчева. Тарту, 1990. — С. 5−31.
  45. Г. Русская Дума. Портреты русских мыслителей. М.: Новости, 1991.-272с.
  46. Гегель. Сочинения. В 8-ми тт.Т.З. М.: Госполитиздат, 1956. — 536с.
  47. Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М.: Наука, 1987. -181с.
  48. Ф.И. Ускользающее Бытие. М.: РАН, 1994. 220с.
  49. Л.В. Созвучье полное в природе. М.: Наука, 1977.
  50. А. Тютчев и Волошин.// Волошинские чтения. Сб. науч. трудов. М.: Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина, 1981. — 58−79.
  51. Грезы о земле и небе: Антология русского космизма. СПб: Ху-дож.лит. 1995. — 582 с.
  52. М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х- XVII веков. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 285с.
  53. А.Г. Г.Р.Державин.// Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1935.-С.5−19.148
  54. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л. Изд-во Ленинградского ун-та, 1969. — 356 с.
  55. Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. 560 с.
  56. А.А. Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова// Творчество М. Ю. Лермонтова. М.: Правда, 1964. — С. 147−181.
  57. Е.Н., Карпухин О. И. Лермонтов в жизни. Систематизированный свод подл, свидетельств современников. Калининград: Янтарный сказ, 1998. 405с.
  58. М.Б. Концепция Вернадского// Вопросы философии. 1992. № 6. С. 88.
  59. В.Н., Селезнев В. П. К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М.: Народная педагогика, 193. — 432 с.
  60. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1993. 620 с.
  61. Г. П. Россия, Запад и Восток в современной культурной ситуации. // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Тезисы докладов и выступлений международной научной конференции г. Курск., 20−21 мая 1997 г. 292 с.
  62. Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-ти тт. Л.: Наука, 1985. Т. 28. Кн. 1. 552 с.
  63. Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-ти тт. Л.: Наука, 1984. Т. 26. 518 с.
  64. М.И. Человек и человечество в философии русского космизма. Тамбов, 1999. 148с.
  65. М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993. 344с.
  66. А.Э. Русская философская проза (1820−1830-е годы). -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989. 192с.
  67. Н.А. Избранные сочинения. М.: Худож.лит., 1991. 536с.149
  68. В.В. История русской философии. В 2-х т. Ростов-на Дону. Феникс, 1999. — Т.2. — 544 с.
  69. Г. Конфликт современной культуры//Культурология: XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. С. 379−395.
  70. А.В. Социально-правовой космос России: суждено ли сбыться мечте? // Вестник Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1992. № 2. С. З-14.
  71. А. В. Журавлева С.М. Сознание человека на пороге XXI века (обзор IV конференции «Алтай-Космос-Макрокосм») // Вестник Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1991. № 1. С.86−90.
  72. Иванов Вяч. Всев. Волошин как человек духа //Иванов Вяч. Всев. Избранные труды по семиотике и истории культуры. В 2-х томах. Том II. Статьи по русской культуре. М.: Языки русской культуры, 2000. -С.155−200.
  73. В. И. Заветы символизма.// Иванов В. И. Родное и вселенское. -М.Республика, 1994. СЛ 80−190.
  74. Из творческого наследия советских писателей. Л.: Наука, 1991.
  75. К.Г. О перспективах междисциплинарной коллегиальности в изучении истории русской философии//Философские науки, 1989. № 8. С. 97−98.
  76. В.И. У истоков экологического мышления в России (экологическая философия Н.А. Умова) // Вестник Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1998. № 1. С.77−89.
  77. И. Соч. в 6-и тт. T.l. М.: Мысль, 1963. 543с.
  78. В.К. В поисках личности: Опыт русской классики. М.: Московский Философский Фонд, 1994. 240с.
  79. Р. С. Лисеев И.К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. — 325 с.150
  80. JI.A. Философия Н.Ф.Федорова // Вопросы философии. 1990. № 1. С.74−84.
  81. В.В. О «тютчевской» школе в русской лирике (1830.- 1860-е годы).// К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973. — С.345−385.
  82. В.В. Соборность поэзии Тютчева: к 190-летию.// Наш современник. 1993. № 2. С. 167−172.
  83. Л.А. Место человека во Вселенной: (философия личности и видения мира в поэзии О. Манделыптама).//Вестник Моск. Унта. Сер.9. Филология. 1991. № 2. С.3−14.
  84. И.Ф. Антропокосмизм и антропоцентризм как мировоззренческие концепции эпохи.// Философские проблемы современного естествознания. 1990. Вып.72. — С.95−101.
  85. В.А. Метафорический поиск смысла. Философия и поэзия.// Сознание в социо-культурном измерении. М.: 1990. С.96−118.
  86. Кузанский Николай Сочинения. В 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1979. 488с.
  87. Культура древнего Рима. В 2-х тт. М.: Наука, 1985. Т.1. 426 с.
  88. И.Т. Судьба поэта. Киев: Наукова думка, 1978. 232с.151
  89. В.П., Давыдов З. Д. «Я голос внутренних ключей» Миф и мир Максимилиана Волошина.// Волошин М. А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. -М.: Правда, 1991, — С.5−22.
  90. В.П. «Совопросник века сего."//Максимилиан Волошин. Стихотворения. М.: Книга, 1989. — С.386−399.
  91. О.Д. Русский космизм как социо-культурный феномен. -М.: МФТИ, 1993. 183 с.
  92. Куракина О. Д Русский космизм как социо-культурный феномен. -М.: МФТИ, 1993.- 183 с.
  93. Ф., Паскаль Б., Лабрюйер С. Суждения и афоризмы. -М.: Политиздат, 1990. 383с.
  94. Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996. 491 с.
  95. М.Ю. в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1989. 627с.
  96. М.Ю. Полное собрание стихотворений: В 2-х т. Т.1. Стихотворения и драмы, — Л.: Сов. писатель, 1989. 688 с.
  97. М.Ю. Полное собрание стихотворений: В 2-х т. Т.2. Стихотворения и поэмы.- Л.: Сов. писатель, 1989. 688 с.
  98. М.Ю. Сочинения в шести томах. Т.VI. М.-Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1957.
  99. Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В. А. Мануйлов. М.: Советская энциклопедия, 1981. 784с.
  100. А. Лермонтов и Тютчев.// Михаил Лермонтов. 1814 -1989. Нортфилд, Вермонт, 1992. — С.99−117.
  101. Ю.В. Эстетика космоса. Автореф. дис. док. филос. наук. -М., 1988.- 30 с.
  102. Личность и судьба Ф. И. Тютчева. М. Культура, 1992. — 336 с.
  103. Е.В. Поэма М.Ю.Лермонтова „Демон“. М.: Худож. лит., 1977. 118с.
  104. А.Ф. История античной философии. М.: Наука, 1981. 192 с.
  105. А.Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы//Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1993. 388 с.
  106. А.Ф. Философия имени. М.: Изд-во МГУ, 1990. 269 с.
  107. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
  108. Н.О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994. 460с.
  109. Н.О. Учение о перевоплощении: Интуитивизм. М.: Прогресс, 1992.
  110. Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа. -М.: Политиздат, 1991. 368с.
  111. Лукреций О природе вещей. Т.1. М.: АН СССР, 1945. 256с.
  112. Е.А. Творческая интерпретация космоса. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных. — 182 с.
  113. Е.Л. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. М.: Наука, 1976. 192 с.
  114. МаксимовД.Е. Поэзия Лермонтова.// Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2-х т. Т.1. Стихотворения и драмы, — Л.: Сов. писатель, 1989.-С.5−60.
  115. В.А. Искусы русского космизма// Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: материалы международной конференции 29 июня 1 июля 1999. — Санкт Петербург: Изд-во „Нестор“, 1999. -544с.153
  116. Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1996. -384с.
  117. В.М. „Я хочу привести вас в восторг. от ожидающей всех судьбы“ (Космическая этика К.Э.Циолковского). М.: Знание, 1991.-64с.
  118. М.К. Язык осуществившейся утопии//Искусство кино. М.: Наука, 1993. С.40−65.
  119. В.А. Максимилиан Волошин поэт, мыслитель, художник.// Волошинские чтения. Сб. науч. трудов. — М.: Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина, 1981. — С.3−11.
  120. Д.С. Лермонтов поэт сверхчеловечества.// Мережковский Д. С. Акрополь. — М.: Просвещение, 1992. 561с.
  121. Михаил Лермонтов. 1814 1989. — Нортфилд, Вермонт, 1992. 189с.
  122. Э.Н., Чанышев А. Н. Ионийская философия. М.: Наука, 1966. 184с.
  123. И. И. Хайруллин К.Х. Концепция антропокосмизма Н.Г.Холодного // Вопр. Философии. 1982. № 11. С. 131−139.
  124. Е.Н. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии начала XX века. М.: Мартис, 1997. 160с.
  125. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896с.
  126. И.С. Космизм и русское искусство первой трети XX века. Автореф. дис. .канд. филос. Наук. — Краснодар, 1999. -16с.
  127. В.Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. — 342с.
  128. Ю.В., Оносов А. А. Ноосферный проект социоприрод-ной эволюции. М.: РАН, 1999. — 210 с.154
  129. В.П. Критический анализ религиозного философского учения Н.Ф.Федорова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 134 с.
  130. Переписка А. В. Ветухова и П. А. Флоренского (1908−1918)// Вопросы философии. 1995.№ 11.-С. 10−21.
  131. Персонология русской философии: Материалы IV Всеросийской научной заочной конференции // Под ред. проф. Б. В. Емельянова, О. Б. Ионайтис, Екатеринбург, март апрель 2001 г. — Екатеринбург: Изд-во уральского ун-та, 2001. — 330с.
  132. Платон Сочинения в 3-х тт. Т.З. 4.1.- М.: Мысль, 1971.
  133. Прот. Иоанн Мейендорф Введение в святоотеческое богословие. -Клин: Христианская жизнь, 2001. 447с.
  134. Е.М. „Демон“ как философская поэма.// Творчество М. Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. М.: Наука, 1964. — С.76−105.
  135. А.С. Собр.соч. В 6-ти тт. М.: Наука, 1948. Т.2. 560 с.
  136. С. Без Пушкина, или Начало и конец гармонии.// Знамя. I1991. № 7. С.216−229.
  137. П.А. Человек в зеркале философии//Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1998. № 2. С.33−46.
  138. В.В. М.Ю.Лермонтов.// Религия. Философия. Культура. -М.: Республика, 1992. С.263−273.155
  139. А.Л. Проблема мастерства М.Ю.Лермонтова-поэта. -Иркутск: Изд-во Иркутск, гос. ун-та, 1963. 172с.
  140. А.Л. Эстетические идеалы М.Ю.Лермонтова. Иркутск: Изд-во Иркутск, гос. ун-та, 1968. 360с.
  141. Русская идея.- М.: Республика, 1992. 494с.
  142. Русская идея, Славянский космизм и станция „Мир“. Сб. статей. -М.:АКИРН, 2000. 310с.
  143. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. 624с.
  144. Русская философия: Словарь/ Под ред. М.Маслина. М.: ТЕРРА Республика, 1999. — 656с.
  145. Русская философская поэзия: Четыре столетия. СПб.: Наука, 1992. -396с.
  146. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн Велесова книга. М.: Наука и религия, 1992. — 542с.
  147. Русский космизм и Ноосфера: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. В 2-х частях. М.: МФТИ, 1989. 4.1. — 232 с.
  148. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика -Пресс, 1993. — 368 с.
  149. .А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. — 782 с.
  150. В.Ф. Чувство природы в поэзии Лермонтова, Пушкина, Тютчева.-М., 1913. 212с.
  151. В.Н. Идеал человека в русской культуре. В кн.: Человек и духовно-культурные основы возрождения России. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. — С.34−41.
  152. И.А. Человек и Космос в истории культуры. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1993.- 107 с.
  153. Е.М. Поэзия и революция (Тема революции в творчестве М. А. Волошина советского периода).// Волошинские чтения. Сб. на156уч. трудов. М.: Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина, 1981. — С.20−34.
  154. С.Г. Вестничество Лермонтова. // Человек. 2002. № 1. -С.169−85.
  155. С.Г. Н.Ф.Федоров и его философское наследие. В кн. Федоров Н.Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982. — С.5−50
  156. С.Г. Две мировоззренческие альтернативы для XX! Века. Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений 8−10 декабря 1995 г. Вып.1. -М.: Наследие. С.9−22.
  157. С.Г. Этика „общего дела“ Н.Ф.Федорова. М.: Знание, 1989.- 64 с.
  158. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989. 447с.
  159. B.C. Поэзия Ф.И.Тютчева.// Тютчев Ф. И. в документах, статьях и воспоминаниях современников. М.: Книга и Бизнес, 1999. — С. 92−408.
  160. B.C. Сочинения в двух томах. Т.2. М.: Мысль, 1988.
  161. Э.Ю. Благослови свой синий окоем: Космоперсонализм и историософская ирония Максимилиана Волошина.// Независимая газета. 1998. -28 мая.-С. 11.
  162. Социальное бытие человека. Спецкурс по русской социальной философии, социологии и политической науке. -Пенза, 1998. -192с.
  163. Р.С. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. 140с.
  164. Н.Н. Мир как целое: Черты наук о природе. -Спб., 1892.
  165. В.Н. Принцип „двойного бытия“ в лирике Ф.И.Тютчева (к проблеме античной и христианской традиции). Автореф. дис. канд. филол. наук. -Петрозаводск, 1996.
  166. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965.
  167. М.Б., Туровская С. В. Концепция В.И.Вернадского и перспективы эволюционной теории // Вопросы философии. 1993. № 6. С.86−104.
  168. Ю.Н. Тютчев и Гейне.// Тынянов Ю. Н. Поэтика. История. Кино.-М.: Наука, 1977.-С. 29−51.
  169. Ю.Н. Вопрос о Тютчеве.// Тынянов Ю. Н. Поэтика. История. Кино. М.: Наука, 1977. — С.39−51.
  170. Ф.И. Полн.собр.стихотворений. JL: Сов. писатель, 1939. -560 с.
  171. Ф.И. в документах, статьях и воспоминаниях современников. М.: Книга и Бизнес, 1999. — 512с.
  172. .Т. М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1973. -702с:
  173. Н.А. Сочинения. Т.З. М., 1916. 485 с.
  174. А.Д., Урсул Т. А. Эволюция. Космос. Человек. Кишинев: Штииница, 1986. — 270 с.
  175. И.Е. Философская поэзия любомудров.// К истокам русского романтизма. -М.: Наука, 1973. С. 154−183.
  176. Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева// Вопросы философии. 1989. № 6. С.59−76.158
  177. А.А. Европейская мистическая традиция и русская философская мысль(последняя треть XVIII первая треть XIX века). -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. — 232с.
  178. А.А. Европейская мистическая традиция и русская философская мысль(последняя треть XVIII первая треть XIX века): Монография. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.-232с.
  179. Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. — 711 с.
  180. Н.Ф. Философия общего дела. Верный, 1906. — 524 с.
  181. Л. Избранные философские произведения. Т.». -М.:Госполитиздат, 1995.-648с.
  182. В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба // Вопросы философии. 1994. № 2. С.3−12.
  183. Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений 8−10 декабря 1995 г. Вып.1. М.:Наследие. — 272 с.
  184. Философия любви. В 2-х частях. 4.1. -М.: Политиздат, 1990. 510с.
  185. Философия русского космизма. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.- 376 с.
  186. Философия любви. 4.1. М.: Политиздат, 1991. 510 с.
  187. П.А. Макрокосм и микрокосм. В кн.: У водоразделом мысли. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. 1991. С.16−176.
  188. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М.: Наука, 1975. 190с.
  189. Фрагменты по натурфилософской диалектике Шеллинга.// Философские науки. 1973. № 1. С.13−46.159
  190. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. От эпических космо-гоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. 575с.
  191. C.JI. Космическое чувство в поэзии Тютчева.// Франк C. J1. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. — С. 312−340.
  192. С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии.// Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. — С. 103−310.
  193. Г., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Наука, 1984. 236с.
  194. Г. М. Пушкин. Достоевский. «Серебряный век». -СПб.:, 1995.264с.
  195. К.Х. Антропокосмизм, К.Э.Циолковского и Н. Г. Холодного.//Труды XIV Чтений К. Э. Циолковского. М.: Наука, 1980.-С. 58−59.
  196. Л.А. Поэмы Лермонтова. Поэтика и фольклорно-мифологические традиции. Кемерово, 1990. 91с.
  197. Н.Г. Избранные труды. Киев: Наукова думка, 1982.346 с.
  198. Хлебников Велимир. Творения. М.: Сов. Писатель, 1986. 745 с.
  199. К.Э. Утописты. Живая Вселенная // Вопросы философии. 1992. № 6. С.148−154.
  200. К.Э. Реактивные летательные аппараты. -М.: Наука, 1964.
  201. К.Э. Космос есть животное. // Человек. 1991.№ 6.
  202. К.Э. Грезы о земле и небе. Тула: Приокское книжное изд-во, 1986. 447с.
  203. А.С. Проблема человека в философии русского космизма. -Саранск: Рузаевский печатник, 1999. 228с.160
  204. А.Н. Философия как «Филология», как мудрость и мировоззрение. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1999. № 1. С. З-20.
  205. Человек, космос, творчество: история и современность.- М: история и современность.- М: ИНИОН РАН, 1992. 68 с.
  206. Э.И. «Эстетическое христианство» Андрея Белого // Вопросы философии. 1990. № 11. С.85−89.
  207. Шеллинг Ф.-В. Философские исследования о сущности человеческой свободы. СПб., 1908. С. 61.
  208. А. Христианство и мировые религии//Швейцер А. Жизнь и мысли. М.: Республика, 1996. 576 с.
  209. Г. Г. Эстетические фрагменты//Шпет Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. 608 с.
  210. С.В. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. М.-Л., 1925. 192с.
  211. М. Космос и история. -М.: Прогресс, 1987. 311с.
  212. Это человек. Антология. М.: Высш.шк., 1995. 320 с.
  213. .В. Мощь философии// На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. -С.88−103.
  214. Я связь миров: Философская лирика русских поэтов XVII -начала XX в. М.: Правда, 1989. — 464 с.161
  215. М.Г. Переживание и драма развития лично-сти//Вопросы философии. 1993. № 3. С. 81−87.
  216. Hagemeister М. Nikolaj Fedorov und «russiche Kosmismus"// Russische Religiose Philosophic. Stuttgart, 1992.
Заполнить форму текущей работой