Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административная юрисдикция в области обеспечения прав человека: Проблемы теории и правового регулирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В правовом государстве должен найти реализацию принцип взаимоотношений индивидуума с обществом и государством -" разрешено все, что не запрещено законом". В то же время для органов государственной власти, и прежде всего для правоприменительных органов должен действовать иной принцип — «разрешено только то, что предусмотрено законом и входит в компетенцию (круг полномочий) соответствующего органа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концепция административной юрисдикции в области обеспечения прав человека
    • 1. 1. Сущность, признаки и функции административной юрисдикции
    • 1. 2. Принципы административной юрисдикции
  • Глава 2. Субъекты административной юстиции в области обеспечения прав человека
    • 2. 1. Правовой статус и виды субъектов административной юрисдикции
    • 2. 2. Проблемы совершенствования административной юстиции

Административная юрисдикция в области обеспечения прав человека: Проблемы теории и правового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования.

Проблема прав и свобод личности — одна из наиболее острых и актуальных проблем современного общества. Вопросы реализации прав человека, их всестороннего обеспечения имеют существенное значение в аспекте формирования правового государства. В этом отношении особенно большое внимание должно уделяться обеспечению надлежащей охраны прав и свобод граждан во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере исполнительной власти. Как известно, именно в этой сфере граждане наиболее часто встречаются с определенными государственно-властными предписаниями, касающимися как реализации основных их прав, так и выполнения ими обязанностей. Реализация субъективных прав обусловливает возникновение многочисленных административно-правовых отношений.

В настоящее время все большее значение приобретает совершенствование административной деятельности. Оно должно быть направлено на обеспечение прав и свобод граждан, а также на проведение в жизнь правовых гарантий свободы личности.

Несмотря на важность проблем административной юрисдикции, ее анализ в научной литературе остается неполным. При довольно значительном количестве статей по различным, но часто узким вопросам административно-юрисдикционной деятельности, уровень концептуального обобщения не всегда соответствует современным требованиям. Нет специальных монографий, комплексно освещающих многообразные аспекты осуществления административной юрисдикции с точки зрения обеспечения прав человека.

Это свидетельствует об актуальности темы диссертации.

Предмет диссертационного исследования.

Предметом данной работы являются теоретические и практические проблемы правового регулирования административной юрисдикции в области обеспечения прав человека как правоохранительной деятельности государственных органов и их должностных лиц, охватывающей рассмотрение административно-правовых споров (дел об административных правонарушениях) и принятие по ним решений в установленных законом формах и порядке.

Цель диссертационного исследования состоит в анализе теоретических и практических проблем административно-юрисдикционной деятельности государственных органов с точки зрения обеспечения ими прав человека, развитии концептуальных основ ее совершенствования, исследовании динамики и определении перспектив возможных путей повышения эффективности правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Достижение поставленных целей осуществляется на основе научного решения комплекса исследовательских задач: проанализировать сложившееся в научной литературе представление об административной юрисдикции с точки зрения обеспечения прав человека;

— выявить основные признаки, характеризующие исследуемую деятельность, выполняемые функции, а также основные принципы, на которых она базируется;

— исследовать действие правовых норм в области административной юрисдикции с позиций обеспечения прав человека;

— определить правовой статус субъектов административной юрисдикциипроанализировать практику рассмотрения судами дел административно-правового характера;

— предложить конкретные меры, обеспечивающие реализацию прав граждан при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности.

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования. Методологическую основу данной работы составляют исторический, системно-логический и сравнительно-правовой методы исследования административной юрисдикции.

В диссертации использованы положения и теоретические выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных юристов, философов, политологов, государствоведов, где исследуются проблемы взаимоотношения личности и государства.

Проведенному в диссертации анализу и получению выводов способствовали труды ученых, исследующих проблемы теории государства и права, государственного управления, административного права: С. С. Алексеева, А. П. Алехина, Г. В. Атаманчука, Д. Н. Бахраха, А. Б. Венгерова, Е. В. Додина, Н. М. Кейзерова, Н. Г. Кобеца, Ю. М. Козлова,

A.П.Коренева, Б. М. Лазарева, Г. В. Мальцева, М. Я. Масленникова, Ю. К. Осипова, Г. И. Петрова, М. А. Пискотина, Н. Г. Салищевой,

B.Д.Сорокина, М. С. Студеникиной, Ю. А. Тихомирова, В. А. Юсупова, А. Ю. Якимова, Г. С. Яковлева, Ц. А. Ямпольской и др.

В ходе работы над диссертацией автором были изучены труды зарубежных ученых-административистов: А. Ангелова, Г. Брэбана,

C.Поповича, П. Стайнова, Е. Старосьцяка, Я. Г. Янева. Кроме того, были изучены и использованы труды русских ученых А. И. Елистратова, М. Д. Загряцкова, Н. М. Коркунова.

Нормативную основу диссертации составили Конституция Российской Федерации и российское законодательство.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в создании концепции административной юрисдикции в области обеспечения прав человека на современном этапе.

В новом аспекте рассмотрены проблемы теории и практики правового регулирования административной юрисдикции, дан анализ системы ее органов.

В работе проанализирован и представлен к защите ряд самостоятельных выводов, положений и рекомендаций, которые несут в себе элементы новизны, состоящие в следующем:

— обоснованы современные подходы к определению понятия административной юрисдикции. Административная юрисдикция рассматривается как самостоятельный правовой институт, которому присущи определенные функции, принципы, признаки;

— показано, что в условиях построения правового государства административно-юрисдикционная деятельность с точки зрения обеспечения прав человека приобретает новые черты, гарантирующие конституционный статус человека и гражданинааргументировано, что правовое положение субъектов административной юрисдикции по всей территории Российской Федерации нуждается в единообразном правовом регулировании;

— предлагается в будущем административном законодательстве, в частности в Кодексе об административных правонарушениях, более подробно, чем это сделано сейчас, очертить правовой статус различных органов, осуществляющих административную юрисдикцию;

— в дополнение к имеющимся в литературе мнениям автором более детально раскрыто понятие административной юстиции как оптимальной формы защиты прав граждан в административных правоотношениях;

— в работе осуществлен сравнительный анализ различных способов защиты прав граждан в административных правоотношениях.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Полученные в результате проведенной работы выводы и сформулированные на их основе предложения позволяют уточнить и дополнить ряд теоретико-методологических положений концепции административной юрисдикции с точки зрения обеспечения прав человека.

Теоретические положения диссертации могут быть использованы: при работе над совершенствованием российского законодательства;

— в качестве методических разработок, применяемых при составлении учебных программ на курсах повышения квалификации руководящих работников государственных органов, аспирантов и слушателей РАГС, ВВАГС и др.- для преподавания определенных тем по юридическим дисциплинам в учебных заведениях;

— как материал для последующих научных исследований.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены на проблемных группах и заседаниях кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, на студенческих семинарах и заседаниях кафедры государственной службы и местного самоуправления Волго-Вятской академии государственной службы, а также нашли свое отражение в публикациях автора.

Структура дисссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение

Проблема общественных отношений, возникающих в процессе осуществления административной юрисдикции, исключительно важна. Важность обусловлена тем, что ее постановка и решение — это ключ к пониманию сущности статуса человека и государственных органов, выявлению специфики и закономерностей развития форм взаимодействия субъекта и объекта управления. Специфика этих отношений состоит в том, что гражданин — основной и исходный компонент государства, его квинтэссенция, — отдален от процессов государственного управления. Он является объектом управляющих воздействий, а не их творцом и носителем1. Именно поэтому вопросы теории и практики обеспечения прав человека при осуществлении административной юрисдикции неизменно оказываются объектом внимания ученых-юристов. Разработка различных черт административно-юрисдикционной деятельности крайне актуальна для практической реализации вопросов обеспечения прав граждан. Однако многие аспекты исследуемой деятельности освещены недостаточно.

Уровень теоретического осмысления категорий «административная юрисдикция», «субъекты административной юрисдикции», «административная юстиция», их взаимной связи и влияния друг на друга именно с точки зрения обеспечения прав человека не отвечают современным требованиям. Поэтому в работе предпринята попытка исследовать эти категории и обосновать значимость и важность проблем обеспечения законности, создания механизма правового регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении административной юрисдикции, в области надежного обеспечения прав граждан.

1 Атаманчук Г. В. Указ.соч. С. 29.

Решение проблем теории и практики правового регулирования административной юрисдикции необходимо для укрепления законности и правопорядка. Поэтому познание закономерностей развития административно-юрисдикционной деятельности — задача не только теоретическая, но и практическая.

Особо актуальной нам представляется разработка вопросов, связанных с обеспечением прав человека не только в общетеоретическом плане, но и в рамках отдельных отраслей права (уголовном, гражданском, административном и других), выяснение специфических для данной отрасли правовых методов и средств, при помощи которых гарантируется обеспечение этих прав.

В правовом государстве должен найти реализацию принцип взаимоотношений индивидуума с обществом и государством -" разрешено все, что не запрещено законом". В то же время для органов государственной власти, и прежде всего для правоприменительных органов должен действовать иной принцип — «разрешено только то, что предусмотрено законом и входит в компетенцию (круг полномочий) соответствующего органа (представителя власти)». Однако пока цели и принципы правового государства не стали реальностью. Более того, в настоящее время государство не в состоянии обеспечить строгое исполнение законов, обеспечить надежную охрану жизни, здоровья, чести и достоинства личности.

Приведенный в диссертационном исследовании анализ позволяет раскрыть природу и определить основные закономерности правового регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности, дает возможность сформулировать ряд важных выводов и предложений.

Административная юрисдикция рассматривается нами как самостоятельный институт с присущими ему специфическими чертами. В этом смысле административная юрисдикция не может быть поглощена категориями других юрисдикционных форм.

В одной работе невозможно охватить все проблемы административной юрисдикции в аспекте обеспечения прав человека. Они могут рассматриваться в различных направлениях. На наиболее перспективные из них целесообразно обратить внимание.

Необходимо изучить проблему влияния административной юрисдикции как правового поднормативного регулятора на реализацию функций исполнительной власти, и в этом аспекте исследовать эффективность административной юрисдикции. Это будет способствовать выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию деятельности органов, рассматривающих дела об административных нарушениях, а также повышению управляющего воздействия рассматриваемого вида правоохранительной деятельности.

Одним из малоисследованных аспектов проблем административной юрисдикции является ее рассмотрение через призму функций права. В любой юрисдикции можно выделить ее основополагающие функции, свойственные публичному характеру юрисдикционной деятельности вообще, функции ее отдельных стадий и функции ее конкретных участников. Такой подход дает возможность по новому объединить основные направления правового воздействия на исполнительную власть.

Проблемы любой юридической деятельности, в том числе и административно-юрисдикционной, если их рассматривать с точки зрения обеспечения прав человека, должны изучаться с учетом неразрывной связи принципов и гарантий их обеспечения. Каждый принцип, чтобы не быть декларативным, должен быть обеспечен надежной гарантией. В этом отношении нельзя не признать, что нормы текущего законодательства подчас не обеспечены механизмом их реализации и больше напоминают лозунг. В действительности же в юридическом предписании должно быть четкое указание на права и обязанности лиц и органов, на которые оно распространяет свое действие, а также меры, обеспечивающие ответственность на случаи нарушения статьи закона.

Ограниченный объем настоящей работы не позволил осветить все проблемы, связанные с определением правового статуса субъектов административной юрисдикции. Основное внимание было сосредоточено на правовых проблемах, решение которых давно назрело, свидетельством чего является активная работа по подготовке проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По нашему убеждению, без кардинального изменения правовой основы деятельности субъектов административной юрисдикции невозможно добиться, реального перелома в борьбе с административными правонарушениями, обеспечить безусловное соблюдение прав и свобод граждан.

Между тем, за пределами исследования остались такие важные вопросы, как анализ нормативной основы правового статуса субъекта административной юрисдикции, административно-юрисдикционное производство на различных стадиях процесса и в различных инстанциях, а также перспективы развития системы субъектов административной юрисдикции.

Следует отметить, что такая правовая категория, как статус субъекта права, не получила достаточного освещения в работах ученых-юристов, специализирующихся в области теории права. Наиболее интересные, по нашему мнению, разработки посвящены вопросам правового положения личности.

Представляется, что наряду с правовым статусом личности статус государственного органа должен занять важное место в механизме правового регулирования общественных отношений. Это также важно и в деятельности органов административной юрисдикции.

Мало исследованы проблемы нормативного регулирования ответственности и совершенствования практики ответственности государственных органов и должностных лиц. Кроме того, назрела необходимость исследовать нагрузку должностных лиц органов административной юрисдикции. Оптимальная норма дел, которые может качественно и в установленные сроки рассмотреть тот или иной орган, позволит выработать и научно обоснованные нормативы штатной численности органов административной юрисдикции.

Механизм правового регулирования административной юрисдикции с теоретической и практической точки зрения чрезвычайно сложен и поэтому он нуждается в постоянном совершенствовании.

На наш взгляд, разработка концепции административной юрисдикции в области обеспечения прав человека, уяснение содержания всех ее элементов, анализ проблем ее осуществления позволит научно обосновать возможные пути совершенствования нормативной основы административно-юрисдикционной деятельности (в том числе материальных и процессуальных норм, непосредственно связанных с институтом административной ответственности) в интересах обеспечения законности и правопорядка, наметить конкретные направления дальнейшего развития административного законодательства Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовой материал
  2. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9.
  3. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ, 1995. № 31.
  4. Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31.
  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации под общей редакцией Генерального прокурора РФ. 1996.
  6. Указ Президента Российской Федерации «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан». // Российская газета. № 71. 10.04.97.
  7. Положение об адвокатуре Российской Федерации. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. № 48.
  8. Проект Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации. // Юридический вестник, 1995. № 21−22.2. Книги, монографии.
  9. Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении. М., 1990.
  10. С.С. Общие теоретические проблемы системы права. М., 1961. Алексеев С. С. Общая теория права. T.I. М., 1981. Алексеев С. С. Общая теория права T.II. М., 1982.
  11. А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1996.
  12. А., Стайнов П. Административное право НРБ. М., 1960. Атаманчук Г. В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. М., 1975.
  13. Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990.
  14. В.К. Теория современного советского права. Н. Новгород, 1991.
  15. .Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). Красноярск, 1985.
  16. И.Ф., Дагель П. С. и др. Административные правонарушения, рассматриваемые в судебном порядке. М., 1964.
  17. И.Л. Функции органов управления. М., 1976.
  18. А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.
  19. И.П. Внешние функции социалистического государства М., 1970.
  20. В.А., Студеникин С. С. Советское административное право М., 1959.
  21. H.H. Официальное толкование норм права. М., 1976.
  22. И.А. Административная ответственность в СССРгосударственное и материально-правовое исследование). Воронеж, 1970.
  23. В.М. Способы и организационные формы правовогорегулирования в социалистическом обществе. М., 1972.
  24. Л.Н. Советская военная юстиция в годы военной интервенции игражданской войны (1918−1920). М., 1951.
  25. Н.В. Участие трудящихся в охране порядка М., 1960.
  26. Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. М., 1983.
  27. Е.В. Доказательства в административном процессе. М., 1973. Елистратов А. И. Основные начала административного права. М., 1914. Елистратов А. И. Очерки административного права. М., 1922.
  28. М.И. Управление в области охраны общественного порядка М., 1965.
  29. М.Д. Административная юстиция и право жалобы. М., 1924. Зивс C.JI. Источники права. М., 1981.
  30. Д.А. Кодификация и законодательная техника. М., 1965. Клюшниченко А. П., Самойленко A.B. Применение административных штрафов органами милиции. Киев., 1968.
  31. А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М., 1993.
  32. Н.М. Общее государственное право. М., 1888.
  33. В.Н. Теоретические основы квалификациипреступлений. М., 1963.
  34. В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.
  35. .М. Компетенция органов управления. М., 1972.
  36. В.В. Применение советского права. Казань, 1972.
  37. В.В. Эффективность правоприменительных актов. Казань, 1975.
  38. О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.
  39. Лившиц Р. З Современная теория права. М., 1992.
  40. В.А. Некоторые вопросы кодификации административно-процессуального права. Тбилиси, 1974. Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986.
  41. Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.
  42. В.М. Советская государственная служба М., 1966.
  43. М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж., 1990.
  44. М.Я. Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. Калинин, 1980. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. Новиков Е. В. Акты применения права и правовой статус личности. Саратов, 1980.
  45. Общая терия права. Курс лекций. Под общей редакцией проф. В: К.Бабаева. Н. Новгород, 1993.
  46. Правопорядок и правовой статус личности. Саратов, 1980.
  47. В.И. Правовое положение граждан в советскомгосударственном управлении. Саратов, 1976.
  48. Д.М. Административное право М., 1994.
  49. Ю.К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973.
  50. И.Н. Виды советских государственных служащих, их права иобязанности. Львов, 1965.
  51. Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990.
  52. И.Л. Правосудие: время реформ. М., 1991.
  53. Л.Л. О понятии эффективности административно-правовыхсанкций. // Сб. Управление и право Вып.З. М., 1977.
  54. С. Административное право. М., 1968.1. Право и власть М., 1990.
  55. Правовые гарантии законности в СССР. М., 1962. Протасов В. Н. Вопросы теории права. М., 1997.
  56. Т.Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1970.
  57. Рене Давид. Основные правовые системы современности. М., 1979. Решетов Ю. С. Реализация норм права. Казань, 1989.
  58. И. Основы теории права. М., 1974.
  59. М.Я., Шергин А. П. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел и пути повышения ее эффективности М., 1977.
  60. Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964. Салищева Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1970.
  61. И.С. Охрана режима законности Советским государством. М., 1960.
  62. В.В. Очерки истории и теории советской административной юстиции. Гродно, 1992.
  63. Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1989. Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. Л., 1976. Сорокин В. Д. Административно-процессуальные правоотношения. JL, 1968.
  64. А.Г. Сознание и самосознание М., 1972.
  65. Е. Правовые формы административной деятельности М., 1959.
  66. .А. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. Комментарий. М., 1988.
  67. H.A. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов, 1978.
  68. М.С. Что такое административная ответственность? М., 1990.
  69. Теория правового процесса. Харьков, 1987.
  70. Л.Б. Системные связи правовой дествительности. Л., 1991. Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.
  71. P.O. Право как средство социального управления. М., 1988.
  72. В.Н. Теория государства и права. М., 1995.
  73. А.Ф. Толкование советского права. М., 1976.
  74. Д.М. Административная юстиция (вопросы теории). JL, 1976.
  75. Д.М. Административная юстиция: теоретические проблемы. Л., 1973.
  76. М.С. Гражданское процессуальное право России. М., 1996. Щербакова Н. В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986.
  77. А.И. Административная юстиция и права человека // В сб.:
  78. Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органоввнутренних дел. Вып.1. СПб., 1993.
  79. Эффективность правовых норм. М., 1980.
  80. В.А. Теория административного права М., 1985.
  81. Явич J1.C. Сущность права. Л., 1985.
  82. А.Ю. Субъекты административной юрисдикции (правовой статус и его реализация). T. I, II, III. М., 1996.
  83. Г. С. «Аппарат управления: принципы организации» М., 1974. Якуба О. М. Административная ответственность. М., 1972. Янев Я. Г. Правила социалистического общежития. Их функции при применении правовых норм. М., 1980.3. Журналы
  84. Д.Н., Боннер А. Т. Административная юстиция: развитие и проблемы совершенствования. // Сов.гос. и право. 1975. № 8. Бахрах Д. Н. Действие правовой нормы во времени. // Сов. гос. и право 1991. № 12.
  85. В.В., Бойцов В. Я. Административная юстиция: к продолжению дискуссии о содержании и значении. // Государство и право. 1994. № 5.
  86. С. Юридическая культура и юрисдикция. // Советская юстиция. 1977. № 18.
  87. В.И. Механизм обеспечения реализации закона в совеременных условиях. // Сов.гос. и право. 1991. № 12.
  88. И.А. Судопроизводство по административных делам. // Сов.гос. и право. 1970. № 2.
  89. О.С., Шаргородский М. Д. О системе советского права. // Сов.гос. и право. 1957. № 6.
  90. Т.В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере. // Сов.гос. и право. 1992. № 1.
  91. В.Н. О правопонимании и законности. // Государство и право. 1994. № 3.
  92. О.Э. Три концепции права // Сов.гос. и право. 1991. № 12. Лория В. А. Существует ли административная юстиция в советском праве? // Правоведение, 1970. № 3.
  93. Н.С. Закон, ответственность и злоупотребление правом. // Сов.гос. и право. 1991. № 11.
  94. А.Л. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии. // Правоведение. 1991. № 3.
  95. Е. К вопросу о теории советской административной юстиции. // Сов. право 1925. № 4.
  96. В.Ф. Правовые предпосылки экономической независимости индивида. // Сов.гос. и право 1990. № 6.
  97. В. Право жалобы и административная юстиция в СССР. // Сов.гос. и право. 1986. № 6.
  98. В.В. Административная юстиция: к теории и истории вопроса. // Сов.гос. и право. 1989. № 9.
  99. С.К. Задачи правового строительства. // Пролетарская революция и право. 1921. № 15.
  100. М. Административная юстиция: какой путь избрать России. // Российская юстиция. 1996. № 5.
  101. Н.Ю. Административная юстиция в США. // Государство и право. 1993. № 3.
  102. А.П. Административная юрисдикция. // Сов.гос. и право. 1976. № 6.
  103. А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции. // Государство и право. 1997. № 8.
  104. А.Ю. Суды в системе органов административной юрисдикции. // Российская юстиция. 1996. № 1.4. Авторефераты диссертаций.
  105. П.А. Административный процесс в юрисдикционной деятельности органов советского государственного управления. Автореф. дисс. канд.юрид.наук. Л., 1981.
  106. В.А. Административные комиссии юрисдикционные органы исполнительных комитетов Советов народных депутатов. Автореф. дисс. канд. юрид.наук. Одесса, 1978.
  107. Ц.А. Субъекты советского административного права. Автореф. дисс.докт.юрид.наук. М., 1958.
Заполнить форму текущей работой