Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовой механизм внешней политики Австрийской республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, решение указанных задач предопределяет использование автором таких общенаучных и частнонаучных методов исследования, как структурно-функциональный, аналитический, статистический, юридическое моделирование, метод толкования. Структурно-функциональный метод позволяет выделить в государственном механизме различные государственные органы с точки зрения их назначения, роли, функций… Читать ещё >

Содержание

  • Положения, выносимые на защиту
  • Глава 1. Конституционно-правовые основы организации и деятельности механизма внешней политики Австрии
    • 1. Понятие конституционно-правового механизма внешней политики
    • 2. История развития конституционно-правового механизма и основных направлений внешней политики Австрии
    • 3. Конституционные принципы внешней политики Австрии и их значение
    • 1. Принцип постоянного нейтралитета
    • 2. Приоритет норм международного права над национальным законодательством
    • 3. Возможность ограничения суверенитета государства
    • 4. Участие Австрии в европейской интеграции.56,
  • Глава 2. Конституционное разграничение внешнеполитической компетенции" между Федерацией и землями
    • 1. Общие положения

Конституционно-правовой механизм внешней политики Австрийской республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Процессы демократизации общественной жизни привлекают все большее внимание к внешней политике государства и механизму ее формирования. В современном мире все более значимую роль приобретает фактор международного общения, следствием чего является совершенствование и возрастание интенсивности между нар одных отношений. Ранее сфера внешней политики была уделом правящих кругов, носила закрытый характер. Во всех государствах мира политические отношения с другими субъектами международного права, прежде всего дипломатические отношения, всегда представляли собой обособленную сферу государственной жизни, реализуемую, как правило, внешнеполитической деятельностью глав государств, глав правительств, а также специализированными дипломатическими органами государства и их должностными лицами.

В настоящее время внешняя политика государства как одна из важнейших сфер его функционирования характеризуется открытостью и подвержена активному влиянию различных общественных сил. Внешнеполитические отношения складываются не только из соответствующей деятельности государственных органов и их должностных лиц — в них участвуют также и ведущие политические партии и общественные организации. Например, программы политических партий могут содержать заявления внешнеполитического характера по вопросам реализации внешнеполитического курса государства или по актуальным событиям международной жизни и т. п.

Возрастающую значимость внешнеполитической сферы деятельности государства обуславливают также процессы глобализации. Глобальные проблемы, возникающие как объективный фактор развития общества, взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Поэтому для своего решения они требуют объединённых усилий всего мирового сообщества, в том числе и малых государств.

Вместе с тем интеграция в европейском регионе делает актуальными новые проблемы, например, проблему соотношения национальной внешней политики государств-участников Европейского Союза и совместной внешней политики и политики безопасности в рамках ЕС. С вступлением в силу Лиссабонского договора появился пост министра иностранных дел ЕС (высокого представителя ЕС по внешней политике и безопасности), в компетенцию которого входят все внешнеполитические вопросы сообщества, а также председательство на встречах глав МИД ЕС. Это делает европейский уровень принятия внешнеполитических решений вполне самостоятельным институциональным звеном осуществления внешней политики государств-участников ЕС.

В свете вышеизложенных факторов, а также ввиду традиционного тяготения внешнеэкономических и внешнеполитических связей России к странам европейского континента, в том числе к германоязычным государствам, становится актуальным исследование процессов формирования и реализации внешней политики, а также структуры внешнеполитического механизма Австрии как одного из перспективных партнеров нашей страны на международной арене.

В результате все большего развития глобализационных и интеграционных процессов результаты осуществления внешней политики сказываются на всех направлениях жизни общества и государства. Отсюда конституционно-правовой механизм внешней политики является неотъемлемой составной частью структуры государственного механизма любого современного государства. Ведущую роль в формировании и реализации внешней политики государства, а следовательно,^ и в конституционно-правовом механизме страны играют государственные органы, наделенные законодательством внешнеполитической компетенцией. Именно эти органы призваны определять основные направления внешней политики государства, устанавливать и поддерживать политические отношения с другими государствами и народами, обеспечивать международное сотрудничество в различных областях государственной и общественной жизни.

При этом особое значение приобретает эффективность функционирования государственных органов, наделенных внешнеполитическими полномочиями, четкое разграничение компетенции между ними, наличие подробного правового регулирования в данной области, слаженная работа всего механизма осуществления внешней политики государства. Основополагающие начала внешней политики современных государств находят свое отражение, как правило, в конституциях этих стран, в текущем законодательстве и в международных договорах.

Теоретическая база и степень научной разработанности темы. Анализ поставленных в диссертации вопросов предопределил необходимость использования широкой информационной и нормативной базы, обращения к обширному кругу источников. Теоретической основой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области конституционного права.

Проблемы существования, эволюции, функционирования и структуры конституционно-правового механизма внешней политики зарубежных государств в той или иной степени рассматривались в научных трудах отечественных конституционалистов: Р. Г. Абдулатипова, С. А. Авакьяна, В. Б. Аверьянова, Г. В. Александренко, А. П. Алехина, М. В. Баглая, A.M. Барнашова, В. А. Власихина, В. Ф. Воловича, Л. Я. Дадиани, М. С. Джунусова, Г. В. Игнатенко, И. П. Ильинского, А. И. Ковалева, Ю. М. Козлова, Ф. Ф. Кокошкина, Б. С. Крылова, М. И. Кукушкина, Б. П. Курашвили, В. И. Лафитского, Ю. И. Лейбо, А. И. Лепешкина, А. Е. Лунева, В. В. Маклакова, П. Ф. Мартыненко, A.A. Мишина, М. А. Могуновой, P.A. Мюллерсона, В. В. Невинского, Е. Я. Павлова, М. И. Пиголкина, В. В. Пустогарова, П. И. Савицкого, Б А. Страшуна, И. А. Умновой, В. Е. Чиркина, Л. М. Энтина и др.

Комплексным исследованием, анализирующим конституционные основы организации и функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики в отдельных странах, является коллективная монография под редакцией И. П. Ильинского, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина «Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики государств» (1986 г.). Кроме того, необходимо особо упомянуть монографию Ю. И. Лейбо «Внешнеполитический механизм буржуазных стран Центральной Европы: Австрия, ФРГ, Швейцария» (1984 г.), монографию Л. М. Энтина «Разделение властей. Опыт современных государств» (1995 г.), монографию A.C. Деева «Современная Франция: механизм формирования внешней политики» (1985 г.), а также учебное пособие под редакцией В. П. Воробьева, Ю. И. Лейбо, А. Г. Орлова, подготовленное коллективом авторов кафедры конституционного права МГИМО (У) МИД РФ «Конституционно-правовой механизм внешней политики» (2004 г.).

Отдельным аспектам организации и функционирования конституционно-правового механизма внешней политики зарубежных государств и, в частности,.

Австрийской республики посвящены оригинальные научные работы зарубежных государствоведов: Л. Адамовича, К. Берхтольда, К. Грабенвартера, С. Гриллера, К. Земанека, Г. Иеллинека, Ф. Койи, X. Майера, Т. Маунца, Т. Олингера, А. Пелинки, П. Пернталера, М. Талера, Р. Уолтера, У. Фастенрата, А. Фердросса, Б.-К. Функа, К. Хессе, С. Штаддьмайера, Г. Штуржа, Ф. Эрмакоры и др.

Научные работы отечественных правоведов, затрагивающие отдельные элементы конституционно-правового механизма внешней политики Австрии (Л.Я. Дадиани «Государственный строй Австрии» (1958 г.), И. П. Ильинского «Парламент Австрии» (1990 г.), Ю. И. Лейбо «Внешнеполитический механизм буржуазных стран Центральной Европы: Австрия, ФРГ, Швейцария» (1984 г.)), опираются на нормативную основу, которая в настоящее время претерпела существенные изменения, обусловленные назревшей необходимостью проведения конституционных реформ, которые имели место в 1988 и 2008;2009 годах. Данные изменения норм конституционного законодательства еще не являлись предметом научного исследования в работах российских ученых и юристов.

Вместе с тем какое-либо комплексное исследование структуры и функционирования конституционно-правового механизма внешней политики Австрийской республики, а также анализ осуществленной в 2008;2009 годах конституционной реформы, непосредственно затронувшей данную сферу деятельности государства, в отечественной и в известной автору зарубежной литературе отсутствуют.

Таким образом, необходимость научного исследования современного конституционно-правового механизма внешней политики Австрии определяется как потребностями развития науки конституционного права зарубежных стран, так и практическими задачами по совершенствованию структуры и функционирования внешнеполитической сферы современного государства.

Нормативную основу диссертационного исследования образуют Конституция Австрийской республики — Федеральный конституционный закон Австрии от 10 ноября 1920 года с изменениями и дополнениями 1929, 1991;1994 годов и 2008 года, Федеральный конституционный закон о нейтралитете, Федеральный конституционный закон о вступлении Австрии в Европейский Союз, а также другие законодательные акты, регулирующие внешнеполитическую сферу деятельности австрийского государства. Кроме того, автор исследовал судебную практику Конституционного суда Австрии и Суда ЕС, затрагивающую данную проблематику.

Объектом диссертационного исследования является конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики Австрии, его главные направления, формы и методы деятельности, а также совокупность правоотношений, возникающих в ходе осуществления внешнеполитических полномочий федеральными государственными органами Австрии, их должностными лицами, органами австрийских земель и общин.

Предметом данного исследования выступают правовые нормы, закрепляющие основные конституционные принципы осуществления внешней политики Австрии, разграничение внешнеполитической компетенции между Федерацией и землями, порядок формирования и компетенцию федеральных органов государственной власти, составляющих конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики Австрии, а также функциональные связи между ними.

Цели диссертационного исследования. Отсутствие в отечественной и зарубежной литературе комплексных исследований, посвященных изучению проблем теории и практики функционирования конституционно-правового механизма внешней политики Австрии, обуславливает не только актуальность, но и новизну данной диссертации, целями написания которой являются: установление отличительных особенностей структуры и функционирования конституционно-правового механизма внешней политики Австрийской республикивыявление его характерных черт, а также способов взаимодействия государственных органов во внешнеполитической сфере на основе анализа конституционно-правовых норм данной страныоценка результатов проведенных конституционных реформ и их влияния на дальнейшее совершенствование структуры и порядка функционирования исследуемого механизма.

Поставленные цели определяют следующие исследовательские задачи:

— выявление и исследование закономерностей и тенденций в развитии конституционно-правового регулирования механизма осуществления внешней политики Австриианализ конституционно-правовых принципов внешней политики австрийского государства, таких как принцип постоянного нейтралитета, приверженность принципам международного права, участие в интеграции на европейском континенте, признание приоритета норм международного права над национальным законодательствомрассмотрение проблем, связанных с конституционно-правовым закреплением разграничения компетенции между федеральными государственными органами и органами земель;

— анализ конституционно-правовых норм, закрепляющих полномочия отдельных государственных органов, и практики их осуществления, в том числе связанных с членством Австрии в Европейском Союзе;

— введение в оборот науки конституционного права зарубежных стран современного нормативно-правового материала, касающегося регулирования сферы внешних сношений Австрийской республики.

Методологическая основа диссертационного исследования. Методологической основой диссертации являются такие методы научного познания, как историзм, объективность, системность и комплексность. При анализе законодательных актов и теоретических конструкций, раскрывающих структуру и методы деятельности конституционно-правового механизма внешней политики, автором использован формально-юридический метод, традиционный для юридических наук. С помощью данного метода проведен анализ нормативно-правовых источников, что позволило систематизировать конституционно-правовой материал и выявить особенности юридической техники австрийского законодателя.

В работе использован также сравнительно-правовой (компаративистский) метод, который позволил сопоставить конституционно-правовой механизм внешней политики Австрии с аналогичным механизмом соседних германоязычных государств, различающихся историческими традициями и спецификой государственной деятельности в сфере внешних сношений, прежде всего с ФРГ.

Исторический метод помог изучить процессы возникновения, формирования и развития отдельных элементов внешнеполитического механизма в хронологической последовательности, выявить и проанализировать противоречия в развитии отдельных конституционно-правовых институтов.

Кроме того, решение указанных задач предопределяет использование автором таких общенаучных и частнонаучных методов исследования, как структурно-функциональный, аналитический, статистический, юридическое моделирование, метод толкования. Структурно-функциональный метод позволяет выделить в государственном механизме различные государственные органы с точки зрения их назначения, роли, функций, взаимоотношений с другими органами государственной власти, а также раскрыть взаимозависимость и взаимовлияние различных государственных органов, наделенных конституцией внешнеполитической компетенцией. Аналитический метод позволяет обрабатывать сведения о функционировании конституционно-правового механизма внешней политики с целью получения нового знания. Статистический метод призван систематизировать числовую информацию и отражать данные о количественной характеристике явления.

Научная новизна диссертации определяется прежде всего тем, что она является первым комплексным специально-юридическим исследованием конституционно-правового механизма внешней политики Австрийской республики в отечественной науке конституционного права зарубежных стран. В рамках сформулированных задач и обозначенных целей автором сформулирован ряд новых положений и выводов, которые выносятся на защиту:

1. Вывод о том, что конституционно-правовой механизм внешней политики Австрии является основным каналом формирования и осуществления внешней политики этой страны.

2. Сформулировано понятие «внешней власти», не разработанное в отечественной науке конституционного права зарубежных стран, которое можно сформулировать как разновидность государственной власти, выражающуюся в совокупности действий и решений высших государственных органов в сфере формирования и проведения в жизнь внешней политики государства. Обосновано деление внешней власти на формальную и материальную. Формальная внешняя власть охватывает действия, посредством которых государство изъявляет свою волю вовне, обращается как субъект международного права к остальным субъектам международного права, заявляет о принятии на себя прав или обязанностей. К сфере материальной внешней власти относится предшествующий формальным действиям процесс принятия решений на внутригосударственном уровне.

3. Положение о том, что закрепленный в конституционном законодательстве Австрии принцип постоянного нейтралитета в современных условиях членства Австрии в ЕС получил новое истолкование и на практике трансформировался в политику неучастия в военных союзах. Об этом свидетельствует и то, что при вступлении в ЕС Австрия не сделала оговорки о своем особом статусе постоянно нейтрального государства. В новой доктрине национальной безопасности и обороны Австрия характеризуется уже не как нейтральное, а как «неблоковое» государство.

4. Вывод о появлении в Австрии ограниченной внешнеполитической компетенции земель вследствие введения в ходе конституционной реформы 1988 года конкурирующей компетенции Федерации и земель во внешнеполитической сфере. Согласно новой редакции ст. 16 п. 1 ФКЗ в вопросах собственного ведения земли могут заключать государственные договоры с пограничными с Австрией государствами или их составными частями (обладающими полномочиями на заключение таких договоров).

5. Тезис о том, что Федеральный парламент в Австрии обладает ограниченными внешнеполитическими полномочиями: его роль ограничивается, в основном созданием нормативной основы внешней политики, ратификацией международных договоров и осуществлением контрольных функций за деятельностью исполнительных органов в данной сфере.

6. Вывод о том, что ключевая роль в конституционно-правовом механизме внешней политики Австрии принадлежит Федеральному правительству как коллегиальному органу. Практическое осуществление внешнеполитических полномочий Федерального правительства осуществляет Федеральный канцлер, который располагает для этого соответствующим аппаратом. Вследствие этого глава правительства имеет возможность оказывать решающее влияние на принятие внешнеполитических решений и таким образом контролировать внешнюю политику страны.

7. Выявлено противоречие в том, что согласно Конституции Федеральный президент обладает обширными внешнеполитическими полномочиями, но на практике в его компетенцию попадает в основном только формальная внешняя власть, в то время как материальная внешняя власть сосредоточена в руках Федерального правительства. Сделан вывод о наличии у главы государства в основном репрезентативных полномочий в сфере внешних сношений. Приведена аргументация в поддержку толкования полномочия Федерального президента по «представительству страны за рубежом» согласно ст. 65 п. 1 ФКЗ как осуществления чисто репрезентативных полномочий.

8. Вывод о том, что Конституционный суд Австрии обладает определенными контрольными полномочиями в осуществлении внешней политики страны, но до сих пор он весьма осторожно ими пользовался. Как правило, Конституционный суд избегает давать оценку заключаемым Австрией международным договорам. В частности, Конституционный суд Австрии признал автономность и приоритет права сообществ над собственным конституционным правом, но до сих пор не высказал свою точку зрения в отношении мнения господствующей австрийской доктрины, что основные конституционно-правовые принципы стоят выше европейского права, поскольку при вступлении в ЕС Австрия сделала оговорку против приоритета права сообществ над основными конституционно-правовыми принципами.

9. Обоснован тезис о необходимости трансформации норм международных договоров, участником которых является Австрийская республика, в нормы действующего конституционного права. Выдвинуто положение об упрощении трансформации международных договоров, заключаемых Австрией, в национальную правовую систему в результате конституционной реформы 2008 года.

10. Положение о том, что международные договоры, содержащие конституционные нормы, отныне нуждаются в принятии отдельных конституционных законов. Тезис о том, что международные договоры, закрепляющие или изменяющие основы участия Австрии в ЕС, исключаются из данного правила: они требуют всего лишь одобрения в парламенте квалифицированным большинством голосов в соответствии с процедурой принятия конституционного закона. Сделан вывод, что такие международные договоры в результате реформы сохраняют конституционно-правовой ранг во внутренней правовой системе Австрии.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ряд теоретических положений и выводов, сформулированных в работе, может быть использован при разработке общих проблем науки конституционного права, а также может служить основой для последующих компаративистских исследований внешнеполитического механизма государств Европы и России. Рассмотренные в диссертации положения могут быть использованы при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов и учебных программ по конституционному праву зарубежных стран в высших учебных заведениях юридического профиля, а также в процессе дальнейшего научного изучения проблем функционирования и структуры конституционно-правового механизма осуществления внешней политики различных государств.

Практическая значимость исследования для совершенствования механизма осуществления внешней политики РФ заключается в том, что сделанные в нем выводы могут быть применены в работе различных государственных органов, наделенных полномочиями в области осуществления внешней политики Россииа также при разработке законодательства о внешнеполитической деятельности субъектов Российской Федерации и международных соглашений субъектов РФ.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, сформулированные в диссертации, нашли отражение в опубликованных автором научных статьях и монографическом исследовании, а также в выступлениях на научно-практических конференциях. Результаты исследования используются в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу «Конституционное право зарубежных стран» на различных факультетах МГИМО (У) МИД России, а также в практической деятельности отдельных структурных подразделений МИД России. В частности, копия диссертационного исследования включена в стабильное досье Отдела Австрии, Швейцарии и Лихтенштейна Третьего Европейского департамента МИД России для последующего использования в работе, включая подготовку информационно-справочных и аналитических материалов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех «глав, разделенных на параграфы, заключения и приложения. Работа содержит также.

Заключение

.

Конституционно-правовой механизм внешней политики Австрии является основным каналом формирования и осуществления внешней политики данной страны. Особенностью его государственной организации является включение в нее как органов общеполитического руководства (парламент, Федеральное правительство, Федеральный президент), так и специализированных органов внешних сношений (различные федеральные ведомства и министерства). Особенностью австрийского правового регулирования является установление только общих рамок деятельности органов государства в сфере внешних сношений, общий характер нормативных предписаний, отсутствие детальной регламентации внешнеполитического процесса, который не сводится к формальной юридической процедуре и в значительной степени формируется в ходе политической практики.

Решающее влияние на организацию и деятельность конституционно-правового механизма внешних сношений оказывает политическая система Австрии. Именно характер политической системы и ее структурных элементов (политических партий, предпринимательских союзов и др.) определяет содержание деятельности конституционно-правового механизма внешних сношений. В то же время на конституционно-правовой механизм внешних сношений воздействует и система международных отношений, чье влияние на" этот механизм сказывается преимущественно на его организационной структуре, юридической процедуре принятия и исполнения внешнеполитических решений, на выборе форм и методов ведения внешних дел Австрии.

В данном исследовании предпринята попытка раскрыть сущность, структуру и процесс функционирования конституционно-правового механизма внешней политики Австрии, включая такие основополагающие вопросы любого федеративного государства, как конституционное разграничение внешнеполитических полномочий на разных уровнях осуществления государственной власти: как на вертикальном (разделение компетенции между Федерацией и субъектами), так и на горизонтальном (разграничение полномочий между различными федеральными органами государственной власти).

С точки зрения распределения компетенции в федеративном государстве видно, что, несмотря на зарождающийся процесс по усилению компетенции земель в этой сфере, монополия федеральной власти во многом остается неослабленной.

Значительная часть внешнеполитических полномочий сконцентрирована в руках Федерации. Согласно ст. 10 п. 1 ФКЗ внешние сношения, включая политическое и хозяйственное представительство за границей, в частности, заключение всех государственных договоров, несмотря на закрепленную в ст. 16 ФКЗ компетенцию земель, относится к делам Федерации как в законодательной, так и в исполнительной сфере. Таким образом, конституционные положения в значительной степени соответствуют утверждению Георга Иеллинека о том, что Федерации принадлежит любое право и любая обязанность по представлению государства за рубежом349.

В 1988 году федеральным землям была предоставлена ограниченная компетенция по заключению государственных договоров. Согласно новой редакции ст. 16 п. 1 ФКЗ в вопросах собственного ведения земли могут заключать государственные договоры с пограничными с Австрией государствами или их составными частями (обладающими полномочиями на заключение таких договоров). Следовательно, появилась конкурирующая компетенция Федерации и земель в рассматриваемой сфере. Однако Федерация по-прежнему уполномочена на.

350 заключение государственных договоров, находящихся в компетенции земель .

С точки зрения трех ветвей власти на федеральном уровне можно увидеть, что из многочисленных нормативных предписаний в отношении внешней политики вытекает переплетение внешнеполитических полномочий между Федеральным президентом, Федеральным правительством и парламентом. При этом право Национального совета и Федерального совета на одобрение и выражение мнения, обладает также контрольной функцией, которая проверяет внешнеполитическую волю Федерального правительства с правовой точки зрения — на соответствие Конституции и законам, и с политической — на соответствие позициям парламентских фракций. Однако основные полномочия в сфере внешних сношений принадлежат опять же органам исполнительной власти. Роль законодательных органов в осуществлении внешней политики имела с момента основания.

5С1.

Республики намного меньшее значение .

Если при распределении внешнеполитической компетенции по вертикали между Федерацией и землями Конституция устанавливает генеральную.

349 Jellinek G. Allgemeine Staatslehre. — Wien, 1921. S. 781.

350 Walter R. Die Vertragsabschlusskompetenz der osterreichischen Bundeslander // Verfassungsanderungen 1988 / R. Walter. — Wien, 1989. S. 9−14.

351 Kock H.F. Die Rolle des Parlaments in der Aussenpolitik // Parlamentarismus und offentliches Recht in Osterreich/H. Schambeck. — Wien, 1993. S. 297−395. компетенцию Федерации в сфере внешних сношений, то при регулировании внешнеполитической компетенции по горизонтали между федеральными органами конституционный законодатель определенно устанавливает подведомственность этой сферы исполнительной власти, а в ее рамках — Федеральному правительству. В этом убеждает анализ положений, содержащихся в ст. 65−67 ФКЗ, а также практика Конституционного суда, который в ряде своих решений ясно указывает, что при возможных сомнениях в отношении внешнеполитической компетенции презумпция компетенции говорит в пользу Федерального правительства.

Кроме того, детальное распределение внешнеполитической компетенции имеет исторические традиции и объясняется спецификой деятельности государства в сфере внешних сношений. При таком подходе сосредоточение внешнеполитических прерогатив в руках исполнительной власти представляется вполне оправданным, свойственным деятельности всех государств в сфере внешних сношений. Представляется также, что дальнейшее реформирование поста. Федерального канцлера только подтвердит общую тенденцию возрастания роли правительства в управлении делами общества на современном этапе его развития.

Осуществление внешней власти в сфере международно-правового представительства страны и заключения государственных договоров практически полностью изъято из общего внутригосударственного разграничения компетенции. Компетенция Федерации в этих вопросах презюмируется независимо от содержания действия по представлению страны за рубежом либо государственного договора. В сфере исполнения государственных договоров ФКЗ отсылает к общему внутригосударственному разграничению компетенции. Кроме того, Федерация обладает общим правом контроля за исполнением государственных договоров и при определенных условиях полномочия в этой сфере переходят к Федерации.

С расширением международных связей растет число специализированных органов внешних сношений и объем их внешнеполитической деятельности. Особенно это относится к федеральным министерствам экономики, финансов, обороны, сельского хозяйства и лесного хозяйства, по делам науки и исследований. Отдельное важное место занимает министерство иностранных дел. Оно направляет, координирует и контролирует внешнеполитическую деятельность всех других звеньев аппарата управления в сфере внешних сношений.

Применение вооруженных сил за границей на сегодняшний день менее связано с обороной страны, а скорее поставлено на службу операций по поддержанию мира. Участие законодательных органов в принятии решения об отправлении военных подразделений за границу закреплено более полно, чем при применении вооруженных сил для обороны страны. Таким образом, и в этом вопросе они имеют меньшее влияние.

Контроль за осуществлением внешней политики со стороны судебной системы сосредоточен в руках Федерального Конституционного суда. Объекты оспаривания перечислены в Конституции, однако ряд внешнеполитических актов не подлежит конституционно-правовому контролю. Кроме того, Конституционный суд избегает давать оценку заключаемым Австрией международным договорам.

Элементы прямой демократии (например, референдум) в соответствии с концепцией представительной демократии слабо развиты также и во внешнеполитической сфере. Вследствие этого проведение всенародного голосования относительно вступления Австрии в Европейский Союз было единственным подобным случаем в истории Республики.

В результате конституционной реформы 2008 года конституционные нормы больше не могут содержаться в обычных международных договорах. Отныне международные договоры, содержащие конституционные нормы, требуют одобрения в парламенте в соответствии с процедурой принятия конституционных законов. Таким образом, соответствующие международные договоры приобретают конституционно-правовой ранг во внутренней правовой системе Австрии.

Конституционные новеллы 2008 года являются первым шагом на пути дальнейших планируемых конституционных реформ, одним из важных аспектов которых выступает федеративная реформа (перераспределение полномочий между ом.

Федерацией и субъектами), которая давно является предметом споров между различными политическими силами Австрии. Что касается австрийской концепции федеративного государства, то в настоящее время оно все еще остается чрезмерно централизованным, а перераспределение полномочий между Федерацией и субъектами должно способствовать передаче австрийским землям необходимого.

352 Garaper A. The Austrian Constitutional Convention: Continuing the Path to Reform the Federal State? // Revista d’Estudis Autonomies i Federais. — 2006. — No 2. — S. 9. объема полномочий. Задачей данной реформы является достижение надлежащего баланса между функциональным разделением властей в малом государстве с учетом всех требований европейской интеграции.

С вступлением Австрии в Европейский Союз изменилась национальная структура государственного устройства, автономные функциональные компетенции в рамках государственного порядка Австрии частично переместились в политическую систему ЕС. Институциональная организация стала частью европейской многоуровневой системы (уровень общин, уровень земель, государственный уровень, европейский уровень). Результатом являются последствия, оказавшие влияние на участников интеграции, политические процессы и расстановку сил.

В условиях членства Австрии в ЕС получил новое истолкование и один из важнейших принципов внешней политики государства — принцип постоянного нейтралитета, который трансформировался в политику неучастия в военных союзах. Об этом свидетельствует и тот факт, что при вступлении в ЕС Австрия не сделала оговорку о своем особом статусе постоянно нейтрального государства.

С одной стороны, членство в ЕС требует адаптацию внутригосударственных полномочий по принятию решений, но в то же время предполагает и участие в наднациональных учреждениях и органах. Австрийские политики принимают участие в выработке решений на европейском уровне, а соответствующие решения и европейское право, в свою очередь, оказывают влияние на внутринациональное законотворчество и управление.

Ввиду протекающих в настоящее время в Австрии конституционных реформ можно утверждать, что изменения в сфере конституционно-правового регулирования внешней политики еще не завершены. Насколько новые шаги в рамках европейской интеграции окажут влияние на смещение акцентов в распределении внешнеполитических полномочий, остается только ожидать. Вместе с тем представляется, что господствующее положение Федерации, а также преобладание исполнительной власти будут скорее усилены дальнейшим членством Австрии в Европейском Союзе, нежели ослаблены. В дополнение необходимо обратить внимание также на то, что компетентные законодательные органы при одобрении государственных договоров, а тем более при трансформации правовых актов сообществ находятся под несоизмеримо более высоким политическим давлением, направленным на их принятие, чем при обычной законотворческой процедуре.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что конституционно-правовой механизм внешних сношений испытывает влияние не только внутренней политической системы, которое является определяющим, но и влияние системы международных отношений. Социальное и географическое пространство, в котором существует Австрия, обусловливает ее широкую вовлеченность в мировые дела, активное участие в международном общении, а следовательно, воздействие системы международных отношений на структуру и функционирование ее конституционно-правового механизма осуществления внешней политики является весьма значительным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный конституционный закон от 10.11.1920 (в редакции ФКЗ от 7.12.1929 с последующими изменениями и дополнениями) / Kodex des osterreichischen Rechts. Verfassungsrecht 2008/09. 28 Aufl. — Wien, 2008. — S. 37.
  2. Федеральный конституционный: закон о постоянном нейтралитете Австрии от 26.10.1955 (Bundesverfassungsgesetz uber die Neutralitat Osterreichs) / Kodex des osterreichischen Rechts. Verfassungsrecht 2008/09. 28 Aufh — Wien, 2008. — S. 454.
  3. Федеральный конституционный закон о вступлении, Австрии в ЕС (Bundesverfassungsgesetz uber den Beitritt Osterreichs zur. Europaischen Union), BGBl 1994/744 / Kodex des osterreichischen Rechts. Verfassungsrecht, 2008/09. 28 Aufl. -Wien, 2008. — S. 394.
  4. Федеральный закон о Регламенте Национального совета (Geschaftsordnungsgesetz 1975) / Kodex des osterreichischen Rechts. Verfassungsrecht 2008/09. 28 Aufl. — Wien, 2008. — S. 668.
  5. Федеральный закон о федеральных министерствах, их деятельности и структуре (Bundesministeriengesetz 1986) / Kodex des osterreichischen Rechts. Verfassungsrecht 2008/09. 28 Aufl. — Wien, 2008- - S. 770.
  6. Федеральный закон о Конституционном суде (Verfassungsgerichtshofgesetz 1953) / Kodex des osterreichischen Rechts. Verfassungsrecht 2008/09. 28 Aufl.. — Wien, 2008. — S. 906.
  7. Федеральный Закон о Вооруженных силах (Wehrgesetz 2001) / Kodex des osterreichischen Rechts. Verfassungsrecht 2008/09. 28 Aufl: — Wien, 2008. — S. 431.
  8. Федеральный закон об учреждении Совета по иностранным делам (Bundesgesetz uber die Errichtung eines Rates fur Fragen der osterreichischen Integrations- und
  9. Au?enpolitik), BGBl. 330/1976 / Kodex des osterreichischen Rechts. Verfassungsrecht 2008/09. 28 Aufl. — Wien, 2008. — S. 132.
  10. Амстердамский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе, Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты 1997 г. Электронный ресурс. // URL: http ://europa. eu.int/eur-lex/en/treaties/dat/amsterdam, htm/#1 010 001
  11. Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе, Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты 2001 г. Электронный ресурс. // URL: http://europa.eu.int/eur-lex/en/treaties/dat/nice
  12. Договор о Европейском Союзе 1992 г. // Европейское право: учебник / отв. ред. Л. М. Энтин. М., 2000. 720 с.
  13. Ниццский договор и Хартия основных прав Европейского Союза / МГИМО (У) МИД РФ, Ин-т европейского права- пер. с фр. Д.В. Луканина- общ. ред. Л. М. Энтина. М.: НОРМА, 2003. — 159 с.
  14. Действующее международное право (избранные документы) / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.: Издательство МАМП, 2002. — 992 с.
  15. Действующее международное право. В 3 Т. Т.1. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996. — 859 с.
  16. Конституции государств Европы. В 3 т. Т. 1 / под общей редакцией и со вступ. статьей JI.A. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. — 824 с.
  17. Конституции зарубежных стран / сост. Дубровин В. Н. М.: Юрлитинформ, 2003. -447 с.
  18. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870−1914 / сост. П. И. Остриков, П. П. Вандель. М.: Высшая школа, 1989. — 295 с. 1. Монографии
  19. И.В. Наследственная внешняя политика дома Габсбургов / И. В. Бахлов. -Саранск, 1993.-208 с.
  20. А.Ю. Австрия в XX веке / А. Ю. Ватлин. М.: Дрофа, 2006. — 222 с.
  21. Влияние международного права на национальное законодательство. Материалы заседания Меж д. школы-практикума молодых ученых-юристов //отв. редакторы Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. — М.: Юриспруденция, 2007.
  22. Государственное право Германии. В 2 т. М.: Институт гос-ва и права РАН, 1994.-Т. 1−320 е., т. 2−310 с.
  23. Государства Альпийского региона и страны Бенилюкс в меняющейся Европе / под ред. В. Я. Швейцера. М.: Весь мир, 2009. — 544 с.
  24. A.C. Современная Франция: механизм формирования внешней политики / A.C. Деев. М.: Международные отношения, 1985. — 208 с.
  25. И.П. Парламент Австрии / И. П. Ильинский. М.: Интерпракс, 1990. -64 с.
  26. Э.Н. Расширение ЕС на восток: позиции стран Евросоюза. Мировая экономика и международные отношения / Э. Н. Иорданская, A.M. Кокеев. М., 2002.
  27. JI.M. Федеративное государство и правовой статус народов / JI.M. Карапетян. М., 1996. — 150 с.
  28. Конституционно-правовой механизм внешней политики: учебное пособие. М.: МГИМО, РОССПЭН, 2004. — 318 с.
  29. В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуреамериканского федерализма / В. И. Лафитский. -М., 1993. 163 с.
  30. Ю.И. Внешнеполитический механизм буржуазных стран Центральной Европы: Австрия, ФРГ, Швейцария / Ю. И. Лейбо. М.: Международные отношения, 1984. — 159 с. f
  31. Ю.И. Государственно-правовой механизм внешних сношений ФРГ / Ю. И. Лейбо. М., 1986.
  32. И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе / И. И. Лукашук. М.: Спарк, 1997. — 322 с.
  33. Международное право: учебник / отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 1995. — 608 с.
  34. Р.Л. Соотношение международного и национального права / Р. Л. Мюллерсон. — М.: Международные отношения, 1982. 136 с.
  35. В.В. Правовое положение субъектов буржуазной федерации. На примере федеральных земель ФРГ / В. В. Невинский. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1986.-151с.
  36. E.H. Внешняя политика Австрии / E.H. Новосельцев. М.: Издательство Института МО, 1962.
  37. Е.Я. Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ / Е. Я. Павлов. М., 2004.
  38. Право Европейского Союза / отв. ред. С. Ю. Кашкин. М.: Проспект, 2009. -304с.
  39. Ю.М. Нейтралитет в современном международном праве / Ю. М. Прусаков. М.: Знание, 1972. — 64 с.
  40. К. Основы конституционного права ФРГ / К. Хессе. М., 1981. — 368 с.
  41. Adamovich L. Handbuch des osterreichischen Verfassungsrechts. Wien: Springer Verlag, 1971.-582 S. ti fi
  42. Adamovich L. Osterreichisches Staatsrecht / L. Adamovich, B.-Ch. Funk, G. Holzinger. Bd I. — Wien, 1997.
  43. Adamovich L. Eine neue Republik? Gedanken zur Verfassungsreform / L. Adamovich. Wien: Holzhausen Verlag, 2004.
  44. Adamovich L. Osterreichisches Verfassungsrecht / L. Adamovich, B.-C. Funk. -Wien: Springer-Verlag. 1985.
  45. Berchtold K. Der Bundesprasident. Eine Untersuchung zur Verfassungstheorie und zum osterreichischen Verfassungsrecht / K. Berchtold. Wien — New York: Springer Verlag, 1969.-354 S.
  46. Berka W. Lehrbuch Verfassungsrecht / W. Berka. Wien — New York: Springer Verlag, 2005.
  47. Bernhardt R. Encyclopedia of Public International Law / R. Bernhardt. Installment 4.-Wien, 1982.
  48. Bleckmann A. Grundgesetz und Volkerrecht. Ein Studienbuch / A. Bleckmann. -Berlin, 1975.
  49. Bogdandy A. Europaisches Verfassungsrecht / A. Bogdandy. Wien: Springer, 2003.-978 S.
  50. Ermacora F. Quellen zum osterreichischen Verfassungsrecht. Mitteilungen des osterreichischen Staatsarchivs / F. Ermacora. Bd. 8. — Wien: Berger, 1967. — 577 S.
  51. Ermacora F. Verfassungspolitische Strukturveranderungen / F. Ermacora. Wien, 1993.
  52. Esterbauer F. Das politische System Osterreichs / F. Esterbauer. Graz: Leykam, 1995.
  53. Fastenrath U. Kompetenzverteilung im Bereich der auswartigen Gewalt / U. Fastenrath. Munchen, 1986.
  54. Fischer H. Das politische System Osterreichs / H. Fischer. 3. Aufl. — Wien, 1982.
  55. Funk B.-Ch. Einfuhrung in das osterreichische Verfassungsrecht / B.-Ch. Funk. -Wien, 2003.
  56. Gehler M. Die Neutralen und die Europaische Integration 1945−1955 / M. Gehler, R. Steininger. Wien: Bohlau Verlag, 2000. — 800 S.
  57. Glasner H.-J. Gemeinschaftsrecht und dauernde Neutralitat / H.-J. Glasner. Wien, 1992.
  58. Gorlich E.J. Grundzuge der Geschichte der Habsburgermonarchie und Osterreichs / E.J. Gorlich. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1970.-358 S.
  59. Grabenwarter Ch. Offene Staatlichkeit: Osterreich. Handbuch Ius Publicum Europaeum / Ch. Grabenwarter. Wien, 2008.
  60. Griller S. Die Ubertragung von Hoheitsrechten auf zwischenstaatliche Einrichtungen / S. Griller. Wien: Springer, 1989. — 558 S.v.
  61. Griller S. Verfassungsfragen der osterreichischen EU-Mitgliedschaft / S. Griller. -Zentrum fur Rechts- und Verwaltungswissenschaften. Wien, 1995.
  62. Haller H. Die Prufung von Gesetzen / H. Haller. Wien: Springer, 1979.
  63. Hafelin U. Schweizerisches Bundesstaatsrecht. Ein Grundri? / U. Hafelin, W. Haller.-Zurich: Schulthess, 1988. 574 S.
  64. Hrncir M. Der demokratische Rechtsstaat Osterreich. Justiz Recht — Staat / M. Hrncir, S. Urbanek. — Forum Politische Bildung. — Innsbruck — Wien, 1999.
  65. Hummer W. Die Europaische Union und Osterreich / W. Hummer. — Wien, 1994.
  66. Hummer W. Osterreich und das Recht der Europaischen Union / W. Hummer, M. Schweitzer. Wien: Manz Verlag, 1996. — 197 S.
  67. W. 10 Jahre EU-Mitgliedschaft Osterreichs / W. Hummer, W. Obwexer. — Wien New York: Springer Verlag, 2006.
  68. Jellinek G. Allgemeine Staatslehre / G. Jellinek. Wien, 1921. — 726 S. ,
  69. Kammel A. Der Nationale Sicherheitsrat Eine Neukonstruktion des Parlamentsrechts/ A. Kammel. — Graz, 2003.
  70. Kelsen H. Die Verfassungsgesetze der Republik Osterreich. 5. Teil: Die Bundesverfassung vom 1. Oktober 1920 / H. Kelsen, G. Frohlich, A. Merkl. Wien, 1922.
  71. Klecatsky H. Das osterreichische Bundesverfassungsrecht / H. Klecatsky, S. Morscher. 3. Aufl. — Wien, 1982.
  72. Koja F. Schweiz Osterreich. Ahnlichkeiten und Kontraste / F. Koja, G. Stourzh. -Wien — Koln — Graz: Hermann Bohlaus, 1986.
  73. Kock H.F. Ist ein-EWG-Beitritt Osterreichs zulassig? / H.F. Kock. Wien, 1987.
  74. Korinek K. Osterreichisches Bundesverfassungsrecht. Textsammlung und Kommentar/ K. Korinek, M: Holoubek. Bd. 1/1, Stand: EL 5/2002.
  75. Kunnert G. Osterreichs Weg in die Europaische Union / G. Kunnert. Wien, 1993.
  76. Meyer-Lindenberg H. Worterbuch des Volkerrechts II / H. Meyer-Lindenberg. -Wien, 1961.
  77. Monijal P-Y. Les normes de droit communautaire / P.-Y. Monijal. Paris: PUF, 2002.
  78. Muller B. Verfassungsrechtliche Aspekte eines EU-Beitritts / B. Muller. — Ecolex, 1994.
  79. Schwind F. Osterreichische Stellung heute in Europarecht, IPR und Rechtsvergleichung / F. Schwind. Wien: Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften, 1989.
  80. Pelinka A. EU-Referendum. Zur Praxis direkter Demokratie in Osterreich / A. Pelinka. Schriftenreihe des Zentrums fur angewandte Politikforschung. — Wien: Signum Verlag, 1994.
  81. Pelinka A. Osterreichische Politik. Grundlagen Strukturen — Trends / A. Pelinka, S.Rosenberger. — Wien: WUV, 2000.
  82. Pelinka P. Osterreichs Kanzler. Von Leoplod Figl bis Wolfgang Schussel / P. Pelinka.-Wien, 2000.
  83. Pernthaler P. Rechtsstaat und Heer / P. Pernthaler. Wien, 1964.
  84. Pernthaler P. Das Landerbeteiligungsverfahren an der europaischen Integration / P.Pernthaler. Wien, 1992.
  85. Pernthaler P. Au? enpolitik der Gliedstaaten und Regionen / P. Pernthaler. Wien, 1991.
  86. Pernthaler P. Die neue Doppelverfassung Osterreichs / P. Pernthaler. Wien: FS Winkler, 1997.
  87. Petritsch W. Ein biografischer Essay / W. Petritsch, B. Kreisky. Wien — Munchen -Zurich, 2000.
  88. Portisch H. Osterreich II. Jahre des Aufbruchs. Jahre des Umbruchs / H. Portisch. -Wien, 1996.
  89. Raschauer B. Allgemeines Verwaltungsrecht / B. Raschauer.- 2. Aufl. Wien, 2003.
  90. Raschauer B. Beitrage zum Verfassungs- und Wirtschaftsrecht / B. Raschauer. — Wien: FS Winkler, 1989.
  91. Rauchenberger J. Entscheidung fur Europa / J. Rauchenberger. Wien, 1995.
  92. Riedl J. Der Wende-Kanzler / J. Riedl. Wien, 2001.
  93. Ringhofer K. Die osterreichische Bundesverfassung / K. Ringhofer. Wien, 1977.
  94. Roben V. Au? enverfassungsrecht. Eine Untersuchung zur auswartigen Gewalt des offenen Staates / V. Roben. Wien, 2007. — 570 S.
  95. Roniger R. Heer und Demokratie / R. Roniger. Wien, 1991.
  96. Schaffer H. Verfassungsinterpretation in Osterreich / H. Schaffer. Wien — New York: Springer Verlag, 1971.
  97. Schambeck H. Parlamentarismus und offentliches Recht in Osterreich / H.Schambeck. Wien, 1993.
  98. Schambeck H. Regierung und Kontrolle in Osterreich / H.Schambeck. Berlin: Dunkler & Humblot, 1997. — 188 S.
  99. Seidl-Hohenveldern I. Volkerrecht /1. Seidl-Hohenveldern. Wien, 1992.
  100. Stadlmeier S. Dynamische Interpretation der Neutralitat / S. Stadlmeier. Wien, 1991.
  101. Thaler M. Die Vertragsschlusskompetenz der osterreichischen Bundeslander / M.Thaler. Wien, 1990. — 88 S.
  102. Ulbrich J. Lehrbuch des osterreichischen Verwaltungsrechts / J. Ulbrich. Wien, 1904.
  103. Verdross A. Die immerwahrende Neutralitat Osterreichs / A. Verdross. Wien: Verlag fiir Geschichte und Politik, 1980.
  104. Walter R. Osterreichisches Bundesverfassungsrecht. System / R. Walter. Wien, 1972.
  105. Walter R. Parlament und Bundesverfassung / R. Walter, R. Thienel. Wien, 1990.
  106. Walter R. Bundesverfassungsrecht / R. Walter, H. Mayer. Wien, 2000.
  107. Walter R. Grundriss des osterreichischen Bundesverfassungsrechts / R. Walter, H. Mayer, G. Kucsko-Stadlmayer. 10. Aufl. — Wien, 2007.
  108. Walter R. Grundriss des osterreichischen Bundesverfassungsrechts / R. Walter, H.Mayer. Wien, 2007.
  109. Wandruszka A. Das Haus Habsburg: Die Geschichte einer europaischen Dynastie / A. Wandruszka. Wien — Freiburg — Basel, 1979.
  110. Weber K. Osterreichs kooperativer Foderalismus am Weg in die Europaische Integration / K. Weber. Wien: FS Schambeck, 1994.
  111. Weichselbaum B. B-VG-Novellen 2008. Lernbehelf zu den im Studienjahr 2007/2008 erfolgten B-VG-Novellen /B. Weichselbaum. Wien, 2009.
  112. Weissensteiner F. Die osterreichischen Bundesprasidenten / F. Weissensteiner. -Wien, 1982.
  113. Welan M. Der osterreichische Bundeskanzler. WPR-Diskussionspapier Nr. 81-R-2000 / M. Welan. Wien, 2000.
  114. Welan M. Der Bundeskanzler im osterreichischen Verfassungsgefuge / M. Welan, H.Neisser. Wien, 1971.
  115. Welan M. Der Bundesprasident. Kein Kanzler in der Republik / M. Welan.- Wien -Koln-Graz, 1992.
  116. Wildhaber L. Treaty-Making Power and Constitution. An International and Comparative Study / L. Wildhaber. Basel-Stuttgart, 1971.
  117. Wittmann M.E. Der Regierungschef in Osterreich und Frankreich. Ein rechts- und politikwissenschaftlicher Vergleich / M.E. Wittmann. Wien: Verlag Osterreich, 2008. -452 S.
  118. Статьи из сборников и периодических изданий
  119. К. Важнейший этап развития европейской интеграции / К. Борисова // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 10. — С. 115−117.
  120. С.А. Референдумы по европейскому объединению / С.А.Косоруков// Европейские правовые культуры. — М.: Юрист, 2002. № 1— С. 151−162.
  121. А.Ю. Проблема самоисполнимости международных договоров во внутригосударственной правовой системе / А. Ю. Курашвили // Правоведение. -2006. № 4 (267). — С. 175−180.
  122. Г. И. Международно-правовой статус федеративного государства / Г. И. Курдюков // Федерализм: глобальные и российские измерения. Казань, 1993 — С. 62−65.
  123. В.В. Конституционный суд Австрии / В. В. Лазарев // Государство и право. 1993. — № 9. — С. 51−62.
  124. В.В. Эволюция конституционного законодательства Австрийской Республики / В. В. Невинский // Российский юридический журнал. 2001. — № 1 (29).-С. 112−116.
  125. П.И. Регламентация вопросов международных отношений в конституциях европейских стран / П. И. Савицкий // Российский юридический журнал. 2005.-№ 5. — С. 65−75.
  126. Е.Я. Конституционно-правовой механизм внешней политики России: теоретические основы Электронный ресурс. // Обозреватель Observer. — 2004. — № 1. — URL: http://www.rau.sn/observer/N1 2004/1 10. htm
  127. П. Проблемы федеральных отношений в Австрии / П. Пернталер // Государство и право. 1994. — № 3. — С. 120−125.
  128. В.В. Общеевропейский процесс и проблемы федерализма / В. В. Пустогаров // Советское государство и право. -1991. № 6. — С. 29−38.
  129. В.В. Члены федерации как субъекты международного права / В. В. Пустогаров // Советское государство и право. 1992. — № 1. — С. 43−53.
  130. В.В. Международная деятельность субъектов федерации / В. ВПустогаров // Московский журнал, международного права. 1992. — № 2. — С. 318.
  131. Berchtold K. Uber die Durchfuhrung von Staatsvertragen durch die Lander / K. Berchtold // Juristische Blatter. 1967. — S. 244−253.
  132. Berchtold K. Zur volkerrechtlichen Vertragsabschlusskompetenz der Lander / K. Berchtold // Osterreichische Zeitschrift fur offentliches Recht und Volkerrecht. -1989-№ 40.-S. 217−219.
  133. Dossi H. Geltendmachung der EU-Staatshaftung in Osterreich: die Praxis in einem System unvollstandiger Rechtsgrundlagen / H. Dossi // Ecolex. № 5. — 2000. — S. 337 339.
  134. Eberhard H. Constitutional Reform 2008 in Austria / H. Eberhard, K. Lachmayer // International constitutional law journal. 2008. — Vol. 2. — S. 112−123.
  135. Ermacora F. Der Staatsvertrag und die osterreichische Bundesverfassung /
  136. F.Ermacora // Juristische Blatter. 1955. — S. 317−321.
  137. Fischer H. Der Au? enpolitische Ausschu? des Nationalrates / H. Fischer // Die Zukunft. -1971. -№ 21. S. 24−32.
  138. Fischer P. Neutralitat und Beitritt zu den Europaischen Gemeinschaften / P. Fischer // Vortrage, Reden und Berichte aus dem Europainstitut der Universitat des Saarlandes. — 1991.-229.
  139. Fischer P. Aktuelle osterreichische Praxis zum Volkerrecht / P. Fischer, G. Hafner // Zeitschrift fur offentliches Recht. 1981/82. — Bd. XXXII. — S. 273−345.
  140. Funk B.-Ch. Rechtsetzung unter besonderer Bedachtnahme auf den demokratischen und rechtsstaatlichen Aspekt / B.-Ch. Funk // 12. Osterreichischer Juristentag. — 1995. -Bd. ½. S. 93−98.
  141. Gamper A. The Austrian Constitutional Convention: Continuing the Path to Reform the Federal State? / A. Gamper // Revista d’Estudis Autonomics i Federals. 2006. — No 2.-S. 9−11.
  142. Glantschnig G. Der osterreichische Bundesprasident und die auswartige Gewalt /
  143. G.Glantschnig // Juristische Blatter. 1977. — S. 71−72.
  144. Grabenwarter Ch. Anderungen der osterreichischen Bundesverfassung aus Anlass des Beitritts zur Europaischen Union / Ch. Grabenwarter // Zeitschrift fur auslandisches offentliches Recht und Volkerrecht. 1995. — № 55. — S. 166−190.
  145. Grabenwarter Ch. The Austrian Federal Constitution and Peace between States / Ch. Grabenwarter // Zeitschrift fur offentliches Recht. 1996. — № 51. — S. 61−83.
  146. Jabloner C. Gliedstaatsvertrage in der osterreichischen Rechtsordnung / C. Jabloner // Osterreichische Zeitschrift fur offentliches Recht und Volkerrecht. -1989. № 40. — S. 239−244.
  147. Griller S. Der Anwendungsvorrang des EG-Rechts / S. Griller // Ecolex, Fachzeitschrift fur Wirtschaftsrecht. 1996. — S. 639−643.
  148. Griller S. Gesamtanderung durch das EWR-Abkommen? / S. Griller // Ecolex, Fachzeitschrift fur Wirtschaftsrecht. 1992. -No. 7, Vol. 3. — S. 539−544.
  149. Hummer W. Solidaritat versus Neutralitat. Die immerwahrende Neutralitat Osterreichs vor und nach Nizza / W. Hummer // Osterreichische Militarische Zeitschrift. -Wien, 2001.-S. 162−169.
  150. Koja F. Wer vertritt die Republik nach au? en? / F. Koja // Juristische- Blatter. — 1993.- S. 622−630.
  151. Koja F. Die Stellung des Bundesprasidenten in der Verfassung. Seine politische Funktion // Die osterreichischen Bundesprasidenten / F.Weissensteiner. Wien, 1982.
  152. Kock H.F. Die Rolle des Parlaments in der Au? enpolitik // Parlamentarismus und offentliches Recht in Osterreich / H. Schambeck. Wien, 1993.
  153. Lang M. Probleme des Revisionsprotokolls zum Doppelbesteuerungsabkommen Osterreich-Deutschland / M. Lang // Steuer & Wirtschaft International, Zeitschrift fur internationales Steuer- und Wirtschaftsrecht. 1992. — S. 40−42.
  154. Lienbacher G. Der erste Teil der Verfassungsreform / G. Lienbacher // Journal of Research Practice. 2008. — S. 77−82.
  155. Meissel F.-S. Gesamtanderung der Bundesverfassung durch Staatsvertrag und der Stufenbau des Verfassungsrechts / F.-S. Meissel // Osterreichische Juristische Zeitung. -1990. -S. 436−439.
  156. Morscher S. Die Hierarchie der Verfassungsnormen und ihre Funktion im Grundrechtsschutz in Osterreich / S. Morscher // Europaische Grundrechte Zeitschrift. — 1990. S. 471−480.
  157. Perntaler P. Die Verfassungsautonomie der osterreichischen Bundeslander / P. Perntaler // Juristische Blatter.- 1986. lieft 15/16. — 108. Jahrgang. — S. 477−487.
  158. Posch G. Regierungsubereinkommen Ressortubereinkommen -Verwaltungsubereinkommen / G. Posch // Zeitschrift fur offentliches Recht. — 1983. — Bd. XXXIV. — S. 205−209.
  159. Retter K. Der Beitritt Osterreichs zur Europaischen Union im Lichte der Bundesverfassung / K. Retter // Juristische Ausbildung und Praxisvorbereitung. -1994/95. S. 80−87.
  160. Rill E. Der Rang der allgemein anerkannten Regeln des Volkerrechts in der osterreichischen Rechtsordnung / E. Rill // Osterreichische Zeitschrift fur offentliches Recht. -1959/1960. № 10. — S. 439−446.
  161. Schaffer H. Osterreichs Beteiligung an der Willensbildung in der Europaischen Union, insbesondere an der europaischen Rechtssetzung / H. Schaffer // Zeitschrift fur offentliches Recht. 1996. — S. 45−50.
  162. Schreuer C. Beschlusse internationaler Organe im osterreichischen Staatsrecht / C. Schreuer // Die Zeitschrift fur auslandisches offentliches Recht und Volkerrecht. -1977. S. 468−476.
  163. Stolzlechner H. Die Auswirkungen einer Mitgliedschaft Osterreichs in der Europaischen Union auf die osterreichische Verfassungsordnung // Die Europaische Union und Osterreich / W. Hummer. Wien, 1994. — S. 163−169.
  164. Stourzh G. Vom Reich zur Republik / G. Stourzh // Wiener Journal. 1990. — S. 5770.
  165. Subedi S. Neutrality in a Changing World: European Neutral States and the European Community / S. Subedi // International and Comparative Law Quarterly. -1993. Vol. 42 (2). -p. 238−268.
  166. The Changing International System: A New Look at Collective Security and Permanent Neutrality // Austrian journal of public international law. 1991. --№ 42. — S. 277−293.
  167. Tichy H. Die Anerkennung der PLO durch Osterreich als verfassungsrechtliches Problem / H. Tichy // Osterreichische Zeitschrift fiir offentliche Recht. 1982. — № 33. -S. 57−62.
  168. Walter R. Verfassungsanderungen 1988 // Die Vertragsabschlusskompetenz der osterreichischen Bundeslander / R. Walter. Wien, 1989. — S. 9−14.
  169. B. «Staatsvertrage neu» im Geist von Verfassungsbereinigung und volkerrechtlicher Handlungsfahigkeit: eine kritische Analyse / B. Weichselbaum // Journal of Research Practice. 2007. — S. 217−221.
  170. Wieser B. Bedarf eine Gesamtanderung der Bundesverfassung durch Staatsvertrag einer Volksabstimmung? / B. Wieser // Richterzeitung. 1989. — S. 74−79.
  171. Winkler G. Zur Frage der unmittelbaren Anwendbarkeit von Staatsvertragen / G. Winkler // Juristische Blatter. 1961. — S. 8−9.
  172. Wird Osterreich das dreizehnte EG-Mitglied? // Europaische Zeitschrift fur Wirtschaftsrecht. 1991. — S. 679−687.
  173. Zemanek K. Andert sich das volkerrechtliche Neutralitatsrecht und mit ihm die osterreichische Neutralitat? / K. Zemanek // Osterreichische Juristen-Zeitung. 1992. — S. 177−182.
Заполнить форму текущей работой