Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепция разделения властей конституционно-правовые гарантии эффективности

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По доминирующему в юридической науке мнению, принцип разделения властей является одним из необходимых условий формирования правового государства и правовых законов, препятствующим возникновению какой-либо неограниченной власти, не связанной с естественным правом и конституционными принципами. При этом очень важно, чтобы три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) не были бы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • I. Становление, развитие и реализация концепции разделения властей в современном государственном механизме
  • 1. Становление и развитие теории разделения властей
  • 2. Реализация концепции разделения властей в государственном механизме

II. Конституционное закрепление принципа разделения и соотношения исполнительной, законодательной и судебной властей в Российской Федерации… 24

1. Законодательная власть в государственном механизме… 24

2 Понятие и назначение исполнительной власти… 30

3. Судебная власть в системе разделения властей… 39

III. Проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации… 45

1. Проблема взаимоотношений различных ветвей власти в РФ… 45

2. Пути решения проблем реализации принципа разделения властей в РФ… 57

Заключение… 63

Библиографический

список…

Концепция разделения властей конституционно-правовые гарантии эффективности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По доминирующему в юридической науке мнению, принцип разделения властей является одним из необходимых условий формирования правового государства и правовых законов, препятствующим возникновению какой-либо неограниченной власти, не связанной с естественным правом и конституционными принципами. При этом очень важно, чтобы три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) не были бы полностью разобщены или, напротив, соединены под единым началом, в том числе и под эгидой президентской власти. Такое их состояние позволяет каждой из ветвей власти эффективно осуществлять свои полномочия для обеспечения сбалансированных интересов личности, общества и государства как основы национальной безопасности России .

Но можно ли говорить о первичности, приоритете или верховенстве той или иной ветви власти?

Актуальность темы

выражена в том, что данный вопрос возникал и перед мыслителями прошлого, стоявшими у истоков зарождения концепции разделения властей.

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в процессе деятельности, взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей.

Предмет данной работы — современное законодательство регламентирующее вопросы деятельности различных ветвей власти, составляющих структуру государственного механизма, а также теоретические положения российских и иностранных исследователей о концепции разделения властей, нормативно-правовые акты, регулирующие отношения различных ветвей власти в российском государственном механизме.

Цель работы — комплексный теоретико-правовой анализ концепции разделения властей и реализации данного института в российском государственном механизме.

В связи с поставленной целью, были поставлены и решены следующие задачи:

— рассмотрение становления и развития теории разделения властей;

— анализ реализации концепции разделения властей в государственном механизме;

— исследование конституционных норм разделения и соотношения исполнительной, законодательной и судебной властей в РФ;

— рассмотрение проблем взаимоотношений различных ветвей врасти в РФ;

— выявление путей решения проблем реализации принципа разделения властей в РФ.

Практическая актуальность многообразных вопросов, связанных с реализацией принципа разделения властей обусловила повышенное внимание к ним в современной отечественной доктрине. Появляются специальные работы, посвященные данной проблематике; указанная тема неизменно затрагивается также в исследованиях иных проблем и разделов конституционного права, отдельных его институтов.

В настоящее время интересующая нас тема затрагивается в работах Безрукова А. В., Джангиряна Ж. Д., Истиховской М. Д., Ишекова К. А., Калинина А. Ю., Седегов А. В., Фокова А. П., Цалиева А. М. и других.

Методологическую основу исследования составили всеобщий диалектический метод познания, позволяющий рассматривать явления в их развитии и взаимосвязи. В работе были использованы исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы, а также общенаучные приемы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция). Применение перечисленных методов в едином комплексе позволило осуществить системный анализ концепции разделения властей.

Глубочайшие политические и социально — экономические, а также правовые преобразования, осуществленные за последние годы, обусловили возникновение и эволюцию фундаментальных институтов и категорий конституционного права России, изменение не только подходов, но и самой концепции этой ведущей отрасли российского права.

Возник ряд крупных теоретических проблем, нуждающихся в серьезной разработке с новых теоретических позиций, основанных на прогрессивных идеях и постулатах, юридически закрепленных в Конституции Российской Федерации 1993 г. и развитых в федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

Среди крупных проблем конституционного права выделяется своей теоретической актуальностью проблема соотношения принципа разделения властей и парламентаризма в современной России.

В последние годы солидных трудов и фундаментальных статей по этой проблематике, по существу, не было, поскольку все внимание исследователей концентрировалось на теории Советов как полновластных и «работающих корпораций». При таком подходе крайне редким было даже упоминание принципа разделения властей, парламентаризма, не говоря уже об исследовании содержания данных понятий и тем более — анализе их соотношения.

Определенное исключение составляли труды А. А. Мишина, Б. А. Страшуна, Б. С. Крылова, М. А. Крутоголова, В. А. Туманова, В. Е. Чиркина и некоторых других авторов.

Однако в целом названная проблема остается недостаточно исследованной в свете новых условий политического и социально — экономического развития России, хотя уже после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. ряд известных специалистов в области конституционного права затрагивали этот вопрос Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, федеральные законы.

Новые научно обоснованные позиции и взгляды порой позволяют по-новому взглянуть на вопросы, которые, казалось, уже давно решены и не вызывают никаких сомнений. Именно этим и объясняется интерес автора к проблематике концепции разделения властей, толкования данного явления и его места в структуре государственного механизма.

Практическая значимость исследования определяется его ориентацией на решение актуальных проблем деятельности различных ветвей власти.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 7 пунктов, заключения и списка использованных источников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 //Российская газета. 1993. 25 дек.
  3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 22 декабря 1997. — № 51. — Ст. 5712.
  4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. — 6 января 1997. — № 1. — Ст.1.
  5. Федеральный закон от 05.08.200 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 32.Ст. 3336.
  6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005
  7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  8. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» //СЗ РФ. 2002. № 11. Ст.1022
  9. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2000. 18 янв.
  10. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. (в ред. от 22.06.2009 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  11. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт „г“), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 10 февр.
  12. Устав Иркутской области: Научно — практический комментарий. Иркутск, 1995.
  13. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. — М.: РЮИД; Сашко, 2000. -530.
  14. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2006. -524с.
  15. А.В. Единство и разделение государственной власти: проблемы сочетания и реализации //Конституционное и муниципальное право. 2009. № 21.
  16. .Н., Чернявский А. Г., Елисеев Б. П. Конституционное право современной России. Учебник для ВУЗов. — М.: ДиС, 2001. -652с.
  17. Глигич-Золотарева М. В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2002. № 7.
  18. .Д. Соотношение теории разделения и единства властей //Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4.
  19. Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Гос. и право. 1992. № 10.
  20. Иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1995. -563с.
  21. М.Д. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в системе разделения властей (на примере Республики Коми) //Общество и право. 2009. № 2.
  22. К.А. Становление региональной системы разделения властей в России: начальный этап //Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.
  23. К.А. Развитие системы разделения властей в субъектах Российской Федерации //Российская юстиция. 2009. № 12.
  24. А.Ю. Принцип разделения властей и особенности правообразования в России //Юридический мир. 2009. № 8.
  25. Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. № 5.
  26. Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М.: НОРМА, 2004. -541с.
  27. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л. А. Окуньков. — изд. 2-е, дополненное и переработанное.-М.: Проспект, 2003. -627с.
  28. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. — М.: Издательство БЕК, 1996. -312с.
  29. Н.В. Проблема разделения властей в государственно-правовом учении С.А. Котляревского //Право и политика. 2006. № 12.
  30. Г. В., Экимов А. И., Ефимов В. И. Новый российский парламент: надежды на будущее // Российская Федерация. 1993. № 1/13.
  31. М.Н. Разделение властей в государственном механизме // Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. — М.: Спарк, 1999. -403с.
  32. А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М.: Зерцало, 1996. -427с.
  33. И.А., Комарова В. В. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации //Государственная власть и местное самоуправление. 2001. № 1.
  34. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общей ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Издательство НОРМА, 2002. -698с.
  35. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие: В 2-х чч. Ч. 1. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. -367с.
  36. А.В. Разделение властей как критерий классификации формы государства //Общество и право. 2009. № 1.
  37. А.А. Конституционная ответственность органов федеральной власти Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2006 — 178с.
  38. Л.Б. Место исполнительных органов власти местного самоуправления в системе разделения властей //Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 1.
  39. С.Н. Избирательная власть как ветвь государственной власти к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 1
  40. .А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1. — М.: Проспект, 1993. -341с.
  41. И.А. Конституционные основы российского федерализма. — М.: Проспект, 2000. -256с.
  42. В.Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы становления и деятельности. — М., 2006. -415с.
  43. Д.В. Судебная власть в системе разделения властей //Российский следователь. 2008. № 10.
  44. А.П. Судебная власть в системе разделения властей //Российский судья. 2007. № 10.
  45. А.М. Судебная власть в системе разделения властей субъекта Российской Федерации //Российская юстиция. 2009. № 2.
  46. В.Е. Современное государство. — М.: НОРМА, 2001. -267с.
  47. В.Е. Государственная власть субъекта Федерации // Государство и право. 2000. № 10. С. 6.
  48. И.И. Юридический аспект теории разделения властей //Конституционное и муниципальное право. 2005. № 3
Заполнить форму текущей работой