Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сравнительный анализ избирательного права Российской Федерации и Великобритании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обосновано положение о том, что, несмотря на сущностные отличия национальных правовых систем и различные предпосылки формирования избирательных систем России и Великобритании, в данных государствах сложился в целом единый подход к правовому регулированию выборов, включающий следующие общие черты: тенденции к систематизации избирательного законодательстваналичие большого количества норм-гипотез… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общая характеристика избирательного права России и Великобритании
    • 1. Избирательное право как один из конституционно-правовых институтов государства
    • 2. Избирательное право Российской Федерации и Великобритании: исторические предпосылки становления и современная система источников
  • Глава II. Избирательные системы Российской Федерации и Великобритании
    • 1. Общая характеристика избирательных систем Российской Федерации и Великобритании
    • 2. Сравнительно-правовой анализ принципов избирательной системы Российской Федерации и Великобритании
    • 3. Избирательный процесс в Российской Федерации и Великобритании

Сравнительный анализ избирательного права Российской Федерации и Великобритании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Избирательное право по своей природе является неотъемлемой частью любого демократического государства и выступает одним из критериев непосредственной демократии. Демократические преобразования избирательной системы России, как правило, связывают с принятием Конституции РФ 1993 г. 1 (далее — Конституция).

Вместе с тем демократизм избирательной системы определяется не столько нормами конституции государства, сколько закрепленными в нормативных правовых актах механизмами реализации избирательного права граждан, обеспечивающими доступность, прозрачность и подлинность выборов, учет мнения основных социальных и политических интересов населения при формировании органов власти.

Первые выборы Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, основанные на демократических принципах, проводились на основе Указа Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации"2.

После принятия нового Федерального закона от 06.10.1994 № 56-ФЗ «Об о основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» избирательное законодательство РФ неоднократно подвергалось существенным изменениям и в отдельных случаях было направлено на смену избирательных систем в России. Следует также отметить, что в ныне действующий Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"4 (далее — Закон об основных гарантиях избирательных прав) внесено более 40 изменений. Трансформация федерального законодательства неизбежно приводила к существенным изменениям в избирательном законодательстве субъектов РФ.

1 См.: Конституция РФ, принята народным голосованием 12 декабря 1993 г. // РГ. 1993. № 273.

2 См.: Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

3 См.: С3 РФ. 1994. № 33. Ст. 3406.

4 См.: Там же. 2002. № 24. Ст. 2253.

Нестабильность избирательного законодательства и избирательной системы России порождает необходимость более глубокого научного исследования процессов, происходящих в политической системе России, что определяет актуальность выбранной темы.

Одним из образцов «состоявшейся», консервативной и стабильной избирательной системы и избирательного права, по мнению автора, является Великобритания. Британское избирательное право не представляет собой совершенной модели с точки зрения построения и закрепления правовых норм, но, тем не менее, является примером стабильности правового регулирования данной сферы правоотношений и избирательной системы в целом. Так, в течение нескольких веков существования британской избирательной системы в избирательное законодательство Великобритании изменения вносились не более десяти раз.

Избирательная система Великобритании является одной из самых «крепких» избирательных систем с точки зрения отрицания внедрения новых правовых норм.

Таким образом, изучение опыта правового регулирования избирательной системы Великобритании является для России интересным и актуальным.

Актуальность проведенного исследования, с учетом современного состояния и накопленного опыта правовой системы Великобритании, заключается также в том, что сравнительный анализ норм избирательного законодательства, процедур проведения выборов, отдельных стадий избирательного процесса стран, имеющих различное историческое развитие, иную правовую систему и порядок решения задач, форм и методов проведения выборов, позволит не только определить тенденции развития избирательного права и избирательной системы России и Великобритании в целом, но и выработать предложения по решению практических задач, возникающих в ходе проведения выборов в Российской Федерации.

Кроме того, актуальность темы диссертационного исследования обусловливается необходимостью совершенствования норм избирательного права Рос4 сии. В связи с этим представляется важным сравнение норм динамично развивающегося российского избирательного законодательства с нормами избирательного законодательства Великобритании.

Целью диссертационного исследования является сравнительно-правовой анализ норм избирательного права, а также выявление на его основе тенденций развития избирательного законодательства и пробелов в правовом регулировании, общих и особенных черт избирательного права России и Великобритании, а также выработка теоретических и прикладных положений, направленных на совершенствование избирательного законодательства РФ.

Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:

— провести сравнительно-правовой анализ избирательного права РФ и Великобритании, его норм как конституционно-правового института;

— комплексно проанализировать источники избирательного права РФ и Великобритании с точки зрения исторических процессов становления и тенденций внесения в них изменений;

— выявить общие и особенные черты избирательных систем, применяемые при общегосударственных, региональных и местных выборах в Российской Фе дерации и ВеликобританииI.

— рассмотреть принципы избирательного права в Российской Федерации и Великобритании, их классификацию;

— выделить особенности избирательных процессов в Российской Федерации и Великобритании.

Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере организации и проведения выборов в Российской Федерации и Великобритании на всех уровнях осуществления власти.

Предмет исследования составляют нормы законодательных и иных актов РФ и Великобритании, в том числе актов общегосударственного, регионального и местного уровня, регулирующие избирательные отношения, а также правовые обычаи Великобритании, сформировавшиеся в процессе избрания органов власти.

Степень научной разработанности темы исследования. Хотя избирательное право и избирательные системы РФ и Великобритании неоднократно были предметом исследований в научной литературе, сравнительно-правового анализа избирательного права и избирательных систем РФ и Великобритании до настоящего момента не проводилось.

Теоретическая разработка проблем избирательного права, несмотря на свою значимость и высокий практический интерес, осуществлялась в основном по отдельным направлениям развития избирательного законодательства РФ и Великобритании.

По рассматриваемой тематике автор обратился к трудам К. А. Агаларовой (2004 г.), Л. Т. Аглеевой (2006 г.), В. А. Ахлюстина (2002 г.), С. А. Белова (2003 г.), Е. Н. Босовой (2005 г.), А. Г. Головина (2005 г.), Р. Р. Гятова (2007 г.), А. Е. Люба-рева (2004 г.), Д. Б. Сергеева (2003 г.), С. В. Юсова (1999 г.) и др. В 1999 г. С. Д. Князевым была защищена докторская диссертация «Избирательное право в правовой системе Российской Федерации (проблемы теории и практики)». В области избирательного права Великобритании были защищены диссертации Д. В. Лафитского (2006 г.), Т. Г. Левченко (2008 г.), И. Ю. Шухминой (2004 г.). В указанных исследованиях рассматривались проблемы теории и практики применения избирательного права, особенности избирательного права и процесса. Кроме того, авторами изучался институт выборов и правоприменительная практика в этой области в регионах.

Исследования британского избирательного права не так часто проводились российскими учеными. Однако в работе Д. В. Лафитского «Избирательное право Великобритании (институты и тенденции развития)» достаточно подробно проанализированы избирательное право Великобритании и весь процесс проведения выборов5.

5 См., напр.: ЛафитскийД. В. Избирательное право Великобритании (инеттугы и тенденции развития): ав-тореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2006.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы анализа: формально-логические, в том числе метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и абстрагирования, а также диалектико-материалистический, исторический и системно-структурный методы.

Помимо общенаучных методов, при проведении исследования применялись частнонаучные: сравнительно-правовой, правового анализа, структурно-функциональный, формально-юридический. Особое значение имеет применение сравнительно-правового и формально-юридического методов исследования, позволяющих выделить общие черты и особенности избирательных правовых норм и их применения на практике в России и Великобритании.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной юридической науке сделана попытка осуществить сравнительно-правовой анализ теоретических взглядов на сущность избирательных систем и избирательного права России и Великобритании, принципов избирательного права и законодательного закрепления его основных элементов, нормативного регулирования избирательного процесса с точки зрения принадлежности к различным правовым семьям — романо-германской и англосаксонской. На основе обширной источниковедческой базы, включая ранее не использованные в отечественной юридической литературе английские источники, рассматриваются общие и особенные черты избирательного права двух национально-правовых систем, а также выработаны предложения по совершенствованию избирательного законодательства РФ.

Новизной отличается подход к анализу избирательного права России и Великобритании, основывающийся на изучении этого института с точки зрения исторического пути развития правовых норм, влияющих на весь институт избирательного права в целом, и структуры источников избирательного права, их влияния на избирательную систему и на права граждан.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие новые или содержащие элементы новизны положения:

1. Обосновано положение о том, что, несмотря на сущностные отличия национальных правовых систем и различные предпосылки формирования избирательных систем России и Великобритании, в данных государствах сложился в целом единый подход к правовому регулированию выборов, включающий следующие общие черты: тенденции к систематизации избирательного законодательстваналичие большого количества норм-гипотез и норм-диспозиций и незначительного объема абстрактных норм-гипотезсхожесть по содержанию и сфере действия норм-диспозицийследование основным признакам демократии, а именно соблюдение прав граждан, недопустимость лишения избирательного права по признакам пола, расы, национальности, языка, вероисповеданияединые основания для ограничения избирательного права (избирательных цензов) — в том числе лишение пассивного и активного избирательного права душевнобольных лиц и лиц, осужденных за совершение преступлений и находящихся в местах лишения свободыединство основных принципов избирательного права, в том числе всеобщности, равенстваобязательности,.периодичности, прямого и тайного голосованияединый порядок агитации и др.

2. На основе анализа общего и особенного в регулировании института избирательного права РФ и Великобритании сделан вывод о томчто к недостаткам российского избирательного права следует отнести частое изменение норм избирательного законодательства, что снижает его качество, значительное количество норм, дублирующих идентичные избирательные процедуры. Недостатками избирательного права демократической: консервативной Великобритании являются: размытость и несистемность правового регулирования большинства процедур в избирательном процессеналичие ограничений избирательного права, обоснованных объективными, в том числе политическими предпосылками формирования избирательной системы, и не отвечающих тенденциям развития социально-политических институтов общества на современном этапе развития.

3. Выявлены особенности избирательного права РФ и Великобритании. К особенностям избирательного права России относятся: нестабильность избирательного законодательства и избирательных системпринцип альтернативности выборов (исключительный характер проведения безальтернативных выборов) — регистрация кандидата (списка кандидатов) на основе сбора подписей избирателейнеограниченность использования каналов СМИ для проведения агитационной кампании. К особенностям избирательного прав Великобритании относятся: стабильность избирательного законодательства и избирательной системыналичие дополнительных профессиональных цензов избирательного права (активным и пассивным избирательным правом не обладают военнослужащие, судьи (за исключением мировых судей), священники государственной церкви, банкроты (лишаются активного избирательного права на срок от пяти до десяти лет), условно осужденные лица) — регулярность безальтернативных выборовизбирательный залогнедопустимость негосударственных СМИ участвовать в избирательной кампанииинститут голосования по почте.

4. Анализ норм избирательного законодательства, направленных на реализацию принципа равного избирательного права, позволил сформулировать и обосновать новые принципы избирательного права в России и Великобритании: принцип справедливой финансовой поддержки со стороны государства (принцип можно применить к избирательной системе РФ) — принцип дифференцированной финансовой поддержки со стороны государства (применяется к избирательной системе Великобритании).

5. Обосновано, что, несмотря на наделение Избирательной комиссии Великобритании в 2009 г. дополнительными полномочиями по расследованию административных нарушений избирательного законодательства и применению административных санкций за правонарушения, данный орган обладает достаточно узким кругом полномочий. Избирательная комиссия Великобритании, в отличие от Центральной избирательной комиссии РФ (далее —- ЦИК России), была создана формально, а не как орган, регулирующий и координирующий все избирательные процессы, в то время как ЦИК России формировался как единый орган, ответственный за все избирательные процессы и обладающий широким объемом полномочий в области избирательного права, что существенно облегчает все этапы подготовки и проведения выборов, а также обеспечивает последовательный контроль за соблюдением избирательных прав при проведении выборов на всех уровнях осуществления власти.

6. На основе анализа норм избирательного законодательства показано общее и особенное в регулировании порядка проведения телевизионных дебатов. Существующая в Российской Федерации неопределенность в понятии и порядке определения рейтингового времени может привести к нарушению принципа равенства при проведении дебатов в телевизионном эфире. В этой связи предлагается внести изменения в п. 2 ст. 51 Закона об основных гарантиях избирательных прав в части, касающейся определения понятия рейтингового времени, и в ст. 4 Федерального закона от 12.05.2009 № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами"6 (далее — Закон о гарантиях равенства парламентских партий), дополнив ее нормой, устанавливающей порядок определения статистических данных, подлежащих учету при выделении телерадиокомпаниями эфирного времени как рейтингового (такие статистические данные должны быть доступны всем кандидатам, принимающим участие в дебатах).

7. На основе сложившегося опыта правового регулирования избирательного законодательства Великобритании в области создания благоприятных условий для людей с ограниченными возможностями (в частности, печать бюллетеней рельефно-точечным шрифтом Брайля для слепых и слабовидящих людей), а также с учетом полученных в ходе диссертационного исследования результатов предложено (de lege ferenda) внести изменения в п. 10 ст. 63 Закона об основных гарантиях избирательных прав и предусмотреть печать бюллетеней рельефно-точечным шрифтом Брайля для беспрепятственного личного голосования людей с ограниченными возможностями, поскольку отсутствие данной нормы не способствует созданию благоприятных условий для их присутствия на избирательном участке.

6 См.: СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2392.

Теоретическая основа диссертации представлена научными трудами в области общей теории права и государства, теории конституционного права, теории избирательного права и процесса А. С. Автономова, Л. В. Андриченко, И. А. Алебастровой, Л. Г. Алехичевой, М. В. Баглая, И. Б. Борисова, С. В. Большакова, Н. С. Бондаря, А. П. Буркова, Ю. А. Веденеева, И. В. Выдрина, В. А. Виноградова, В. В. Гребенникова, А. А. Громыко, Б. В. Завидова, А. В. Зиновьева, Т. Д. Зражевской, Г. И. Иванца, А. В. Иванченко, В. Б. Исраеляна, А. В. Кынева, А. Е. Козловой, Э. Кука, В. В. Лазарева, В. И. Лысенко, В. В. Мак-лакова, М. Н. Марченко, М. С. Матейковича, А. А. Мишина, В. В. Невинского, Д. Олдера, А. Е. Постникова, М. Пинто-Душинского, А. А. Сергеева, В. Н. Си-шокова, А. Б. Страшуна, Л. В. Тихомировой, В. А. Тумановой, Е. Уэйда и др.

Нормативную базу исследования составили:

— в части характеристики российской правовой системы — Конституция, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления ЦИК России. Кроме того, в исследовании рассматривались нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, решения судов различных инстанций;

— в части характеристики правовой системы Великобритании — нормативные правовые акты Парламента Великобритании, Королевы Великобритании, приказы органов исполнительной власти Великобритании, региональные акты и акты органов местного самоуправления Соединенного Королевства. Обычаи и традиции, приравнивающиеся к нормам права в Великобритании, также рассматривались в исследовании наравне с инструкциями и разъяснениями по применению норм избирательного права, которые носят нормативный характер.

В исследовании были проанализированы акты ненормативного характера: разъяснения ЦИК России и Избирательной комиссии Великобритании, акты органов местного самоуправления.

В целях проведения наиболее точного анализа правовых норм использовались оригинальные тексты данных актов в собственном переводе автора с английского языка.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы при устранении пробелов и противоречий избирательного законодательства РФ, а также позволяют оценить целесообразность применения пропорциональной и мажоритарной избирательных систем на практике и использовать опыт правового регулирования Великобритании в этой области права.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшей научной разработке исследуемой тематики по проблемам конституционного и избирательного права, совершенствовании избирательных систем РФ, а также в учебном процессе в ходе преподавания таких дисциплин, как: «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран» и «Избирательное право и избирательный процесс».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации и результаты исследования нашли свое отражение в научных публикациях автора, а также апробированы в выступлениях на Вторых Всероссийских Державинских чтениях (Москва, 9—10 ноября 2006 г.), Пятых Всероссийских Державинских чтениях (Москва, 15 декабря 2009 г.) и Международной научно-практической конференции «История и современность глазами молодых» (г. Железнодорожный, 10 апреля 2010 г.) — при обсуждении и одобрении кафедрой конституционного и муниципального права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Выводы. В отличие от Российской Федерации, в. Великобритании практически весь процесс принятия решения о назначении выборов строится на традициях.

Из результатов анализа порядка выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов) следует, что в Великобритании^ в отличие от Российской Федерации, сбор подписей в поддержку списка кандидатов не является основанием для регистрации партии. В Великобритании обязанностью партии является уплата взноса (избирательного залога), в то время как в Российской Федерации избирательный залог упразднен в 2009 г. и основанием для регистрации является сбор подписей.

Для выборов депутатов Государственной Думы агитационный период начинаетсясо дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Аналогичный агитационный период предусмотрен федеральным законодательством при выборах Президента РФ и при проведении референдума Российской Федерации. Надо отметить, что такой же период проведения агитационных мероприятий предусмотрен и британским законодательством:

В законодательстве РФ, в. отличие, от законодательства Великобритании, нет ограничения относительно определенных каналов, на которых должна, проводиться. предвыборная агитация, в то времякак законодательством Великобритании предвыборная агитация на частных телевизионных каналах запрещена. На наш взгляд, предоставление эфирного времени для проведения.

170 предвыборной агитации на частных каналах в Великобритании могло бы способствовать выравниванию уровня доступности эфирного времени для «незначительных» партий. Закрепление всей процедуры предоставления эфирного времени между «весомыми» и «незначительными» в Великобритании могло бы способствовать устранению правовой неопределенности относительно использования такого времени.

Голосование по почте достаточно активно используется в британском избирательном праве. В свою очередь, Законом об основных гарантиях избирательных прав предусмотрена возможность закрепления в законе субъекта РФ положения о голосовании по почте. Вместе с тем порядок голосования по почте при проведении региональных и местных выборов и референдумов законодательством РФ не установлен. На наш взгляд, возможность голосования по почте при проведении выборов в Российской Федерации существенно облегчила бы участие граждан в голосовании.

Надо отметить, что как в Великобритании, так и в Российской Федерации бюллетени печатаются на государственном языке: английском и русском соответственно. В Великобритании текст бюллетеня может быть напечатан рельефно-точечным шрифтом Брайля для слепых и слабовидящих людей, переведен на другие языки, либо информация может быть изображена графически (для людей с ограниченными возможностями).

В свою очередь, в российском законодательстве аналогичной нормы, предусматривающей печать бюллетеня рельефно-точечным шрифтом Брайля, не содержится.

На основе сложившегося опыта правового регулирования избирательного законодательства Великобритании в области создания благоприятных условий для людей с ограниченными возможностями, а также с учетом полученных в ходе диссертационного исследования результатов, полагаем целесообразным внести изменения в п. 10 ст. 63 Закона об основных гарантиях избирательных прав и предусмотреть печать бюллетеней рельефно-точечным шрифтом Брайля для беспрепятственного личного голосования людей с ограниченными возмож.

171 ностями, поскольку отсутствие данной нормы не способствует созданию благоприятных условий для их присутствия на избирательном участке.

Избирательный процесс в Российской Федерации и Великобритании имеет большое количество отличий, что, на наш взгляд, объясняется британской традиционностью права и российским «отражение» норм права исключительно в законах.

К отрицательным чертам избирательного процесса Великобритании, по нашему мнению, следует отнести размытость его правового регулирования, большое количество традиционных и прецедентных положений, что способствует открытости избирательных процедур и усложняет порядок участия субъектов избирательного права (особенно избирателей) в выборах. К отрицательным чертам избирательного процесса Российской Федерации следует отнести значительное количество норм, дублирующих идентичные избирательные процедуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сравнительный анализ во многом абсолютно разных норм избирательного права РФ и Великобритании свидетельствует о том, что необходимо извлекать полезный опыт из опыта других государств в развитии избирательного права, поскольку этот институт касается непосредственно граждан государства.

Англосаксонская правовая семья, к которой принадлежит Великобритания, характеризуется рядом признаков, отличных от признаков романо-германской правовой семьи, которая наиболее родственна России, несмотря на все особенности ее современной правовой системы.

Одной из основных черт англосаксонской правовой семьи является то, что основным источником права является судебный прецедент, на основании которого и выносятся судебные решения, а также акты представительных органов. Для романо-германской правовой семьи характерна единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее положение в которой занимают законы. На наш взгляд, романо-германская правовая семья может служить примером упорядоченности норм права, поскольку кодификация предполагает структурированность и правовой порядок в источниках права.

Само по себе избирательное право является единым конституционно-правовым институтом, в связи с чем могут выделяться подинституты избирательного права, включающие в себя отдельные правовые процессы, такие как процесс голосования, подведение итогов выборов и т. д. Анализ избирательного права РФ и Великобритании как единой структурированной системы норм показал, что в обоих государствах избирательное право представляет собой правовой институт.

Говоря об источниках избирательного права РФ и Соединенного Королевства необходимо отметить, что на данный момент в Великобритании отсутствует как таковой Основной закон, поскольку британская Конституция базируется на конституционных нормах, заимствованных из различных актов права. Конституция РФ представляет собой единый акт, который имеет высшую юри.

173 дическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Анализ тенденции изменений, вносимых в источники избирательного права РФ и Великобритании, показал, что в британском законодательстве нет тенденции частого изменения положений нормативных правовых актов, что способствует принятию более качественных актов.

В результате проведенного анализа структуры норм избирательного права сделан вывод, что в избирательном праве РФ и Великобритании присутствует большое количество норм-гипотез и норм-диспозиций и мало абстрактных норм-гипотез. Однако нормы избирательного права Великобритании нельзя назвать поливалентными, поскольку они существуют как отдельные «ячейки» норм права в разных правовых институтах.

В Российской Федерации и Великобритании при проведении выборов используются различные виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При проведении региональных выборов в Великобритании используется смешанная избирательная система. В свою очередь, в субъектах РФ при проведении региональных выборов применяется смешанная или пропорциональная избирательная система. На федеральном уровне в России используется как мажоритарная избирательная система относительного большинства, так и пропорциональная избирательная система. В Великобритании при выборах в Парламент Британии применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства.

При выборах в Великобритании в органы местного самоуправления — советы также применяется мажоритарная избирательная система. В Российской Федерации при выборах в органы местного самоуправлении может применяться мажоритарная, а также смешанная и пропорциональная избирательные системы.

Несмотря на применение мажоритарной избирательной системы, в Соединенном Королевстве традиционно применяется система выдвижения кандидатов партиями, что не установлено законодательством, в отличие от законодательства РФ.

Анализ избирательных систем РФ и Великобритании показал, что необходимо тщательно подходить к выбору пропорциональной или мажоритарной избирательной системы и их разновидностей, как это происходит в Соединенном Королевстве.

В результате сравнения функций избирательных комиссий РФ и Великобритании сделан вывод, что Избирательная комиссия Великобритании, в отличие от ЦИК России, представляет собой орган, который, скорее, носит номинальный характер.

Несмотря на наделение Избирательной комиссии Соединенного Королевства в 2009 г. дополнительными полномочиями по расследованию административных нарушений избирательного законодательства и применению административных санкций за правонарушения, данный орган обладает достаточно узким кругом полномочий. Центральная избирательная комиссия РФ формировалась как единый орган, ответственный за все избирательные процессы и обладающий широким объемом полномочий в области избирательного права.

Помимо избирательной системы, основу избирательного права составляют его принципы, общий анализ которых показал, что в обоих государствах практически в полной мере соблюдаются права граждан в области избирательного права. Не допускается лишение избирательного права по признакам пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, что является основным признаком демократии. Общим является то, что пассивным и активным избирательным правом в Российской Федерации и Великобритании не обладают душевнобольные лица (которые признаются недееспособными в Российской Федерации) и лица, осужденные за совершение преступлений и находящиеся в местах лишения свободы.

Избирательные цензы в Российской Федерации и Соединенном Королевстве практически полностью совпадают.

Принцип проведения выборов при тайном голосовании соблюдается как в России, так и в Великобритании.

Что касается принципа всеобщности, то нельзя не отметить, что в Великобритании ограничению активного и пассивного избирательного права подлежит более широкий круг лиц, чем в Российской Федерации. Активным и пассивным избирательным правом в Великобритании, в отличие от Российской Федерации, не обладают военнослужащие, судьи (за исключением мировых судей), священники государственной церкви, банкроты (лишаются активного избирательного права на срок от пяти до десяти лет), условно осужденные лица.

Избирательная система РФ основана на принципе альтернативности в отличие от Великобритании, где по сложившейся традиции всеобщие (парламентские) безальтернативные выборы проходят регулярно.

Отличия в принципе проведения прямых выборов в Российской Федерации и Великобритании можно проследить в том, что при проведении выборов избираются разные органы и должностные лица государства.

В результате рассмотрения норм избирательного законодательства, направленных на реализацию принципа равного избирательного права, сформулированы и обоснованы такие новые принципы избирательного права в России и Великобритании, как: принцип справедливой финансовой поддержки со стороны государства (принцип можно применить к избирательной системе РФ) — принцип дифференцированной финансовой поддержки со стороны государства (применяется в Великобритании для содержания избирательной системы).

Анализ избирательного законодательства в области проведения телевизионных дебатов показал, что в законодательстве РФ отсутствует норма, устанавливающая порядок и определение понятия рейтингового времени. В этой связи предлагается внести изменения в п. 2 ст. 51 Закона об основных гарантиях избирательных прав в части, касающейся определения понятия рейтингового времени, и в ст. 4 Федерального закона «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами», дополнив ее нормой, устанавливающей порядок определения статистических данных, подлежащих учету при выделении телерадиокомпаниями эфирного времени как рейтингового.

Что касается принципа открытости (прозрачности) выборов, то представляется целесообразным закрепить указанный принцип в законодательстве РФ. В Великобритании в связи с поддержкой государством более мелких партий возникают сомнения относительно полноценного применения данного принципа.

Еще одним элементом избирательного права, который приводит в действие практически все правовые нормы, является непосредственно избирательный процесс, который имеет достаточно много различий в России и Великобритании.

Так, в Российской Федерации основанием для регистрации партии является сбор подписей. В свою очередь, в Великобритании обязанностью партии является уплата взноса (избирательного залога).

Необходимо отметить, что законодательством Великобритании предвыборная агитация на частных телевизионных каналах запрещена, в то время как в законодательстве РФ такие ограничения отсутствуют.

Различия прослеживаются и в особенностях самой процедуры голосования в РФ и Великобритании.

Голосование по почте достаточно активно используется в британском избирательном праве в отличие от законодательства РФ, которым такой порядок не установлен, несмотря на возможность закрепления в законе субъекта РФ положения о голосовании по почте.

Надо отметить, что в Великобритании текст бюллетеня может быть напечатан рельефно-точечным шрифтом Брайля для слепых и слабовидящих людей. В российском законодательстве не содержится нормы, предусматривающей печать текста бюллетеня рельефно-точечным шрифтом Брайля. В этой связи полагаем целесообразным внести изменения в п. 10 ст. 63 Закона об основных гарантиях избирательных прав и предусмотреть печать бюллетеней рельефно-точечным шрифтом Брайля для беспрепятственного личного голосования людей с ограниченными возможностями, поскольку отсутствие данной нормы не способствует созданию благоприятных условий для их присутствия на избирательном участке.

При рассмотрении избирательного права РФ и Великобритании необходимо учитывать исторические этапы становления политического устройства. Поскольку в России структура и система избирательного права начали меняться относительно недавно (в 90-х гг. XX в.), это послужило толчком к изменению всего избирательного права в государстве. Однако в данном случае необходимо брать пример с Великобритании, которая не спешит вносить изменения в избирательное право, несмотря на критику мирового сообщества.

Однако, учитывая все произошедшие изменения в избирательном законодательстве РФ и Великобритании, можно сделать вывод, что процесс совершенствования избирательного права двух государств продолжается.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Действующее международное право. — М.: Московский независимый институт международного права, 1996. — Т. 1. — С. 7—33.
  2. О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств: Конвенция, заключена в г. Кишиневе 7 октября 2002 г. // Бюллетень международных договоров. — 2006. — № 2. — С. 18—34.
  3. О защите прав человека и основных свобод: Конвенция от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. —2001. —№ 2, —Ст. 163.
  4. О гражданских и политических правах: Международный пакт от 16 декабря 1966 г. // БВС. — 1994. — № 12.
  5. О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ//СЗ РФ. — 2009. — № 1. —Ст. 2.
  6. Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от3012.2008 № 6-ФКЗ // РГ. — 2008. — 31 дек.
  7. О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 27.09.2002 № 5-ФКЗ (утратил силу) // СЗ РФ. — 2003. — № 25. — Ст. 2564.
  8. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ//СЗ РФ. — 1997. — № 51. — Ст. 5712.
  9. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ // СЗ РФ. — 2004. — № 27. — Ст. 2710.
  10. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-Ф3 // РГ. — 2005. — 26 июля.
  11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов): Федеральный закон от 12.07.2006 № 107-ФЗ // СЗ РФ. — 2006. — № 29. — Ст. 3125.
  12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от1402.2009 № 21-ФЗ // СЗ РФ. — 2009. — № 7. — Ст. 789.
  13. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3//С3 РФ. — 1998, —№ 13.— Ст. 1475.
  14. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ // СЗ РФ. — 2005. —№ 21. —Ст. 1919.
  15. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ//СЗРФ. —2003. —№ 2. —Ст. 171.
  16. О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами: Федеральный закон от 12.05.2009 № 95-ФЗ // СЗ РФ. — 2009. — № 20. — Ст. 2392.
  17. О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»: Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ // СЗ РФ. — 2003. — № 2. —Ст. 172.
  18. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 22. — Ст. 2031.
  19. О политических партиях: Федеральный закон от 11.08.2001 № 95-ФЗ // СЗ РФ. — 2001. — № 29. — Ст. 2950.
  20. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-Ф3 // СЗ РФ. — 2000.—№ 32. —Ст. 3336.
  21. О средствах массовой информации: Федеральный закон от 24.12.1991 № 2124−1 // РГ. — 1992. — 8 февр.
  22. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26.11.1996 № 1Э8-ФЗ //РГ. — 1996. — 4 дек.
  23. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ // СЗ РФ. — 1999. — № 42. —Ст. 5005.
  24. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 // СЗ РФ. — 2003.—№ 40. —Ст. 3822.
  25. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1994 № 56-ФЗ (утратил силу) // СЗ РФ. — 1994. —№ 33. —Ст. 3406.
  26. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.
  27. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 № 3132−1 //РГ. — 1992. —29 июля.
  28. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. 1). — Ст. 1.
  29. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824- часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Там же. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.
  30. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  31. О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11.10.1993 № 1626 // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. — 1993. — № 42. — Ст. 3994.
  32. О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 20.12.1993 № 2227 // СЗ РФ. — 1993.— № 52. — Ст. 5060.
  33. О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва: Указ Президента РФ от 02.09.2003 № Ю30 // СЗ РФ. — 2003. — № 36. — Ст. 3497.
  34. О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва: Указ Президента РФ от 02.09.2007 № 1144 // СЗ РФ. — 2007. — № 37. — Ст. 4435.
  35. О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. — 1993. — № 39. — Ст. 3597.
  36. Об обеспечении деятельности автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»: Указ Президента РФ от 18.08.1995 № 861 // СЗ РФ. — 1995. — № 34. — Ст. 3443.
  37. Об утверждении Основных положений о выборах в органы местного самоуправления: Указ Президента РФ от 29.10.1993 № 1797 // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. — 1993. — № 44. — Ст. 4197.
  38. Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва: Указ Президента РФ от 29.02.2008 № 286 // СЗ РФ. — 2008. — № 10 (Ч. 2). — Ст. 904. '
  39. Послание Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. // РГ. — 2009. — 13 нояб.
  40. О назначении членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: постановление Государственной Думы от 09.03.2007 № 4274−4 ГД // СЗ РФ. —2007.—№ 12. —Ст. 1369.
  41. О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: постановление ЦИК России от 28.06.1995 № 7/46-П // Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  42. Об информационном обеспечении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации: постановление ЦИК России от 14.08.2008 № 127/945−5 // Вестник ЦИК России. — 2008. — № 10.
  43. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона «О политических партиях»: Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2007 № 11-П // СЗ РФ. — 2007. — № 30. — Ст. 3989.
  44. По делу о проверке конституционности положений статей 74 (часть 1) и 90 Конституции Республики Хакасия: Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.1997 № 9-П // СЗ РФ. — 1997. — № 26. — Ст. 3145.
  45. Избирательный кодекс Белгородской области от 01.04.2005 № 182 // Белгородские известия. — 2005. — 16 апр. (спецвыпуск).
  46. Избирательный кодекс Владимирской области: Закон Владимирской области от 13.02.2003 № Ю-ОЗ // Владимирские ведомости. — 2003. — 18 марта.
  47. Избирательный кодекс Псковской области: Закон Псковской области от 01.08.2003 № 295−03 // Псковская правда. — 2006. — 1 июля.
  48. Избирательный кодекс Свердловской области: Областной закон от 29.04.2003 № Ю-ОЗ // СЗ Свердловской области. — 2003. — № 4. — Ст. 219.
  49. Избирательный кодекс Тверской области от 07.04.2003 № 20−30 // Тверские ведомости. — 2003. — 11—17 апр.
  50. Избирательный кодекс Хабаровского края от 26.11.2003 № 154 // СЗ Хабаровского края. — 2004. — № 12(17).
  51. О внесении изменений в Закон Мурманской области «Об избирательных комиссиях в Мурманской области»: Закон Мурманской области от 16.04.2008 № 956−01-ЗМО // Мурманский Вестник. — 2008. — № 23.
  52. О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О референдумах в Республике Алтай»: Закон Республики Алтай от 01.08.2006 № 59-РЗ // СЗ Республики Алтай. — 2006. — № 34 (40).
  53. О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае: Закон Красноярского края от 02.10.2003 № 8−1411 // Красноярский рабочий. — 2003. —28 окт.
  54. О выборах депутатов Государственной Думы Астраханской области: Закон Астраханской области от 26.12.2007 № 90/2007−03 // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. — 2007. — № 59.
  55. О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований: Закон Мурманской области от 09.03.2007 № 841−01-ЗМО // Мурманский Вестник. — 2007. — № 49.
  56. О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области: Закон Оренбургской области от 17.05.2004 № 1154/178-Ш-ОЗ // Южный Урал. — 2004. — № 95.
  57. О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Удмуртской Республике: Закон Удмуртской Республики от 27.06.2006 № ЗО-РЗ // Известия Удмуртской Республики. — 2006. — 30 июня (спецвыпуск).
  58. О выборах депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.06.2003 № 40-ЗАО // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. — 2003. — № 6/1.
  59. Постановление Президиума Московского областного суда от 17.05.2006 № 323 по делу № 44Г-229/06 // Доступ из справочной правовой системы «Кон-сультантПлюс».
  60. О внесении изменений в Положение «О Томской городской муниципальной избирательной комиссии»: решение Думы г. Томска от 25.12.2007 № 746 // Сборник официальных материалов муниципального образования «Город Томск». — 2007. — № 52.2.
  61. Об отчете избирательной комиссии муниципального района города Барнаул: решение Барнаульской городской Думы от 29.04.2008 № 766 // Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  62. Конституция СССР от 10.10.1977 // СЗ СССР. — 1990. — Т. 3. — С. 14.
  63. Конституция СССР 1936 г. — М.: Госюриздат, 1937.
  64. Конституция РСФСР от 10.07.1918 // СУ РСФСР. — 1918. — № 51. — Ст. 582.
  65. О выборах в Государственную Думу: Высочайше утвержденное Положение от 6 августа 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи. — СПб., 1908. — Собр. III. — Т. XXV. — Отд. 1. — Ст. 26 662. — С. 645—651.
  66. О выборах в Государственную Думу: Высочайше утвержденное Положение от 3 июня 1907 г. // Полное собрание законов Российской империи. — СПб, 1910. — Собр. III. — Т. XXVII. — Отд. 1. — Ст. 29 242. — С. 321—335.
  67. Act of Settlement 1700 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/RevisedStatutes/Acts/aep/1700/caep 170 0000en 1. — Загл. с экрана.
  68. Broadcasting Act 1990 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/acts/actsl990/ukpga19900042en 4#ptl-ch2-pb5-llg36. — Загл. с экрана.
  69. Changes brought about by the Political Parties and Elections Act 2009 // The Electoral Commission: сайт. — Режим доступа: http://www.electoral commission.org.uk/elections/voter-registration. — Загл. с экрана.
  70. Constitutional Reform Act 2005 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2005/ukpga20050004 enl. — Загл. с экрана.
  71. Criminal Justice And Police Act 2001 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2001 /еп/01 en 16-a.htm. — Загл. с экрана.
  72. Electoral Administration Act 2006 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2006/ukpga20060022 enl. — Загл. с экрана.
  73. European Parliament (Representation) Act 2003 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts 1999/ ukpga 1 999 000 lenl. — Загл. с экрана.
  74. European Parliamentary Elections Act 1999 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/acts/actsl999/ 19 990 001.htm. — Загл. с экрана.
  75. Government of Wales Act 1998 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/acts/actsl998/ukpga19980038 enl. — Загл. с экрана.
  76. Ministers of the Crown Act 1975 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/RevisedStatutes/Acts/ukpga/1975/ cukpga 19 750 026 en 1. — Загл. с экрана.
  77. Northern Ireland Assembly Elections Act 2003 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2003 /pdf/ukpga 20 030 003 en.pdf. — Загл. с экрана.
  78. Parliament Act 1911 and 1949 // Parliamentary UK: сайт. — Режим доступа: http://www.parliament.uk/commons/lib/research/notes/snpc-675.pdf. — Загл. с экрана.
  79. Parliament Act 1949 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/RevisedStatutes/Acts/ukpga/1949/cukpga 19 490 103 enl. — Загл. с экрана.
  80. Peerage Act 1963 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.Uk/RevisedStatutes/Acts/ukpga/l963/cukpga 19 630 048 en 1. — Загл. с экрана.
  81. Political Parties and Elections Act 2009 // Parliamentary Library Legislative Yuan: сайт. — Режим доступа: http://npl.ly.gov.tw/pdf/6903.pdf. — Загл. с экрана.
  82. Political Parties, Elections and Referendums Act 2000 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/acts/ acts2000/ukpga20000041 en 6#pt3-pb2-llg47. — Загл. с экрана.
  83. Qualification of Women Act 1918 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/RevisedStatutes/Acts/ukpga/ 1918/cukpga 19 180 047 en 1. — Загл. с экрана.
  84. Representation of the People Act 1983 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/RevisedStatutes/Acts/ ukpga/1983/cukpga 19 830 002 en 1. — Загл. с экрана.
  85. Representation of the People Act 2000 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2000/ukpga20000002 enl. — Загл. с экрана.
  86. Scotland Act 1998 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/acts/actsl998/ukpga19980046 en 2. — Загл. с экрана.
  87. Scottish Local Government (Elections) Act 2002 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/legislation/scotland/ acts2002/asp20020001 en 1. — Загл. с экрана.
  88. The Family Law Reform Act 1969 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.ul
  89. The Political Parties and Elections Act 2009 // Parliamentary Library Legislative Yuan: сайт. — Режим доступа: http://npl.ly.gov.tw/pdf/6903.pdf. — Загл. с экрана.
  90. The Political Parties, Elections and Referendums Act 2000 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk /acts/acts2000/ukpga 20 000 041 en 4#pt2. — Загл. с экрана.
  91. The Nationality, Immigration and Asylum Bill: Nationality and Citizenship Bill 119 of 2001/02 // Parliament UK: сайт. — Режим доступа: http://wvw.parliament.ul^commons/lib/research/rp2002/ip02−025.pdf. — Загл. с экрана.
  92. The Electoral Commission Order 2002 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/si/si2002/uksi20020505en.pdf. — Загл. с экрана.
  93. The Local Authorities (Categorization) (England) Order 2005 // Parliament UK: сайт. — Режим доступа: vvwvv.publications.parliament.uk. — Загл. с экрана.
  94. The Local Government Elections (Wales) Order 2001 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/legislation/ wales/wsi2001 /2 001 3540e.htm. — Загл. с экрана.
  95. The National Assembly for Wales (Representation of the People) Order 2007 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/si/si2007/uksi20070236 en 1. — Загл. с экрана.
  96. The Scottish Parliament (Elections etc.) (Amendment) Order 2008 № 307 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/si/si2008/uksi20080307 en 1. — Загл. с экрана.
  97. Application to register a political party in Great Britain // The Electoral Commission: сайт. — Режим доступа: http://www.electoralcommission.org.uk/ data/assets/ excel doc/0008/68 309/RP lGB-Partv-Application-Form.xls. — Загл. с экрана.
  98. Party Election broadcast. Standard Note // Parliament UK: сайт. — Режим доступа: http://wvvw.parliament.uk/conimons/lib/PartYElectionBroadcasts.pdf. — Загл. с экрана.
  99. Statutory Instrument 1999 № 3323. The Transnational Information and Consultation of Employees Regulations 1999 // The Office of Public Sector Information: сайт. -— Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/si/sil999/19 993 323.htm. — Загл. с экрана.
  100. The Electoral Commission. Managing the UK Parliamentary by-election. Part D — Absent voting // The Electoral Commission: сайт. — Режим доступа: http://www. electoralcommission.org.uk/ data/assets/pdffile/OQ 18/60 516/PartD-FINAL.pdf. — Загл. с экрана.
  101. The Great London Authority Elections Rules 2000 // The Office of Public Sector Information: сайт. — Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2000/ukpga 20 000 041 en 1. — Загл. с экрана.
  102. Alder, J. Constitutional and Administrative Law / J. Alder. — Oxford, 2002.
  103. Bogdan, M. Comparative law / M. Bogdan. — Kluwer, 1994.
  104. Coke, E. The Institutes of Laws in England / E. Coke. — London: Printed for W. Clarke and Sons, 1817.
  105. Cowell, A. Labor Formally Names Brown as Blair’s Successor / A. Cowell // The New York Times. 2007. 24 june.
  106. Denver, D. The results: how Britain voted (or didn’t) / D. Denver // Labour’s second landslide: The Brit, general election 2001. — Manchester — N. Y., 2002.
  107. Dictionary of Sociology and Related Sciences. Fotowa — New Jersey, 1988.
  108. Ewing, K. D. Transparency, accountability and equality: the Political Parties, Elections and Referendums Act 2000 / K. D. Ewing // Publ. law. — L., 2001.
  109. Foreign and Commonwealth Office. — L., 1991.
  110. Grant, A. Party and election finance in Britain and America: a comparative analysis / A. Grant // Parliamentary affairs. — L., 2005. — Vol. 58. — № 1.
  111. James, L. The Rise and Fall of the British Empire / L. James. — L., 1994.
  112. Jennings, W. I. The British Constitution / W. I. Jennings. — L.: University of London Press, 1938.
  113. Norris, P. The twilight of Westminster? Electoral reform and consequences / P. Norris // Polit. studies. — Oxford, 2001. — Vol. 49. — № 5.
  114. Shugart, M. S. Wattenberg, Mixed-Member Electoral Systems: The Best of Both Worlds? / M. S. Shugart, P. Martin. — Oxford: Oxford University Press, 2003.
  115. Watt, B. UK election law. A critical examination / B. Watt. — London: Glasshouse Press, 2006.
  116. , А. С. Общественный контроль на выборах: быть или не быть / А. С. Автономов // Власть. — 1996. — № 2.
  117. , А. С. Сравнительное избирательное право : учеб. пособие / А. С. Автономов, Ю. А. Веденеев, В. В. Луговой. — М.: Норма, 2003.
  118. , И. А. Конституционное право зарубежных стран / И. А. Алеба-строва. — М.: Юрайт-М, 2001.
  119. , Л. Г. Конституционные основы соотношения федерального и регионального избирательного законодательства / Л. Г. Алехичева // Журнал рос. права. — 1999. — № 9.
  120. , Л. В. Проблемы развития законодательства субъектов РФ / Л. В. Андриченко, Ю. А. Тихомиров // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 3.
  121. , Я. Г. О критериях оценки выборов / Я. Г. Ашихмина, П. В. Панов, О. Б. Подвинцев // Полис. — 2004. — № 4.
  122. , М. В. Конституционное право зарубежных стран / М. В. Баг-лай. — М.: Норма, 2002.
  123. , М. В. Малая энциклопедия конституционного права / М. В. Баглай, В. А. Туманов. — М., 1998.
  124. , И. Ю. Особенность систематизации в странах «общего права» / И. Ю. Богдановская // Право и политика. — 2007. — № 7.
  125. , Н. А. Правовые аспекты ответственности СМИ за нарушения законодательства о выборах / Н. А. Бокова // Актуальные проблемы политики и политологии в России. — М.: Изд-во РАГС, 2004.
  126. , Н. С. Конституционная ценность избирательных прав граждан России / Н. С. Бондарь, А. А. Джагарян. — М.: Формула права, 2005.
  127. , А. П. Судебная защита избирательных прав граждан // Личность и государство на рубеже веков: сб. науч. ст. / А. П. Бурков — под ред. В. В. Не-винского. — Барнаул, 2000.
  128. , Н. В. Российская Конституция: опыт трехмерной интерпретации / Н. В. Варламова // Становление Российской государственности в посттоталитарной России. — М., 1996. — Вып. 1.
  129. , Ю. А. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты / Ю. А. Веденеев, В. И. Лысенко // Государство и право. — 1997. — № 8.
  130. , А. А. Выборы и выбор России / А. А. Возьмитель // Власть. —2004. —№ 2.
  131. , М. Е. Большой юридический словарь / М. Е. Волосов и др. — М.: Инфра-М, 2006.
  132. , И. В. Институт общественных наблюдателей за выборами органов власти / И. В. Выдрин // Государство и право. — 1996. — № 6.
  133. , А. А. Всеобщие выборы в Великобритании 2005 года: итоги и последствия / А. А. Громыко // Сравнительное конституционное правоведение. —2005. — № 3.
  134. , А. А. Проблема перехода Британии от вестминстерской к плюральной модели демократии / А. А. Громыко // Выборы. — 2005. — № 4.
  135. , В. В. Развитие республиканской формы правления на постсоциалистическом пространстве / В. В. Гребенников, Ю. А. Дмитриев // Государство и право. — 2006. — № 7.
  136. , А. А. Гражданин Российской Федерации конституционный субъект права на предвыборную агитацию / А. А. Джагарян // Право и политика. — 2006. — № 9.
  137. , К. Сравнение политических партий: исследования и теория // Современная сравнительная политология: хрестоматия / К. Джанда. — М.: Первый печатный Двор, 1997.
  138. , Ю. А. Избирательное право : учебник / Ю. А. Дмитриев, В. Б. Ис-раелян. — М.: Юстицинформ, 2008.
  139. Доклад о пребывании делегации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в Великобритании (14 мая 2007 года) // ЦИК России: сайт. — Режим доступа: http://zoom.cikrf.ru/zoom/RdFields.asp?nqr=-1 &ndoc=0& npg=-1 — Загл. с экрана.
  140. , И. Новеллы британского законодательства о выборах / И. Дудко // Право и жизнь. — 2004. — № 76 (12).
  141. , Ю. Политическое устройство Великобритании / Ю. Емелина // История и культура стран изучаемого языка: Великобритания и США. — Казань, 2004.
  142. , Б. В. Угловно-правовой анализ преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина / Б. В. Завидов // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  143. , А. В. Конституционное право России: проблемы теории и практики / А. В. Зиновьев. — М.- СПб.: Герда, 2000.
  144. , Т. Д. Проблемы конституционного закрепления принципов избирательной системы / Т. Д. Зражевская // Право и власть. — 2001. — № 1.
  145. , Н. Правое дело Тони Блэра / Н. Зубов // Власть. — 1997. — № 27 (233).
  146. Иванег{, Г. И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Г. И. Иванец, И. В. Калинский, В. И. Червонюк — под общ. ред. В. И. Чер-вонюка. ¦— М.: Юрид. лит, 2002.
  147. , А. В. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы / А. В. Иванченко, А. В. Кынев, А. Е. Любарев. — М.: Аспект Пресс, 2005.
  148. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. ред. А. В. Иванченко. — М.: Норма, 1999.
  149. История России. XX век / А. Н. Боханов и др. — М.: ACT-Лтд., 1998.
  150. , А. Россия — многонациональная империя: Возникновение. История. Распад / А. Каппелер. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  151. , И. Россия и Британия в поисках достойного правления / И. Кирьянов, Н. Оуэн, Дж. Сникер. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000.
  152. , С. Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура / С. Д. Князев // Правоведение. — 1999. — № 3.
  153. , С. Д. Принципы российского избирательного права / С. Д. Князев // Правоведение. — 1998. — № 2.
  154. , С. И. Британский регионализм. Конституционная реформа / С. И. Коданева. — М.: Юристь, 2004.
  155. , А. Е. Избирательное право и избирательные системы / А. Е. Козлов // Конституционное право: учебник / под ред. В. В. Лазарева. — М.: Новый юрист, 1998.
  156. , Е. И. Конституционное право России : учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — М.: Юристъ, 2004.
  157. , В. В. Всеобщее избирательное право (опыт регионального законодательства) / В. В. Комарова // Государственная власть и местное самоуправление. — 1998. — № 1.
  158. Комментарий Конституции Российской Федерации. По материалам судебной практики / под ред. Г. А. Жилина. — М.: Омега-Л, 2005.
  159. Конституции государств Европейского Союза / под ред. Л. А. Окунькова. — М.: Норма —ИНФРА-М, 1997.
  160. Конституционное право зарубежных стран / под ред. В. О. Лучина, Г. А. Василевича, А. С. Прудникова. — М.: Юнити-Дана, 2001.
  161. , В. Е. Региональные законодатели о пропорциональной избирательной системе / В. Е. Кораблин // ЦИК России: сайт. — Режим доступа: ЬИр://гоот.с1кг?ги/2оош/Е (1Р1еМ8.а5р?пдр=-1 &п^с=0&праг=-1. — Загл. с экрана.
  162. Кортней Илберт. Парламент. Его история, организация и практика / Ил-берт Кортней. — Петроград: Тип. дело в Петрограде, 1915.
  163. , А. В. Переход к смешанным выборам в регионах: принудительная трансформация / А. В. Кынев // Полис. — 2004. — № 2.
  164. , А. В. Открытый обман / А. В. Кынев // Политический журнал. —2004. — № 20 (23).
  165. , А. В. Пропорциональная Россия / А. В. Кынев // Политический журнал. — 2004. — № 21.
  166. , В. В. Избирательные права граждан: опыт конституционно-правового исследования / В. В. Лазарев, Н. Н. Чучелина // Журнал рос. права. —2005. —№ 6.
  167. , В. В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / В. В. Лазарев. — М.: Спарк, 2002.
  168. , А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование / А. Лейпхарт. — М.: Аспект-Пресс, 1997.
  169. , В. И. Полн. собр. соч / В. И. Ленин. — М.: Изд-во полит, лит., 1969. —Т. 36.
  170. , Д. Российская империя и Советский Союз как имперские государства / Д. Ливен // Европейский опыт и преподавание истории в постсоветской России. —М., 1999.
  171. , О. Принципы регулирования предвыборной агитации на телевидении США И Европы / О. Лобанов // Законодательство и практика масс-медиа. — 2002. — № 7.
  172. , В. И. Представительные начала и избирательные системы в контексте правового регулирования избирательного процесса / В. И. Лысенко // Вестник ЦИК России. — 1997. — № 3.
  173. , А. 77. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм и парламентаризм: сравнит, анализ / А. П. Любимов — РАН. Ин-т Европы. — М., 2004.
  174. , В. В. Иностранное конституционное право / В. В. Маклаков. — М.: Юристъ, 1996.
  175. , А. Ю. Комментарий к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» / А. Ю. Малумов. -— М.: Юстицинформ, 2007.
  176. , М. Н. Проблемы теории государства и права / М. Н. Марченко. — М.: Юристъ, 2001.
  177. , М. С. Федеральное избирательное законодательство нуждается в кодификации / М. С. Матейкович // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 14.
  178. Международные избирательные стандарты: сб. документов / отв. ред. А. А. Вешняков — науч. ред. В. И. Лысенко. — М.': Весь Мир, 2004.
  179. , А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А. А. Мишин. -— М.: Белые Альвы, 1996.
  180. , А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов / А. А. Мишин. — М.: Юстицинформ, 2008.
  181. , Е. В. Выборы: торжество справедливости или самообман? / Е. В. Моспанова // Региональные аспекты экономики, управления и права в современном обществе. — Йошкар-Ола, 2004. — Вып. 2.
  182. Научно-практический комментарий к Федеральному закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  183. , В. В. К понятию свободных и прямых выборов в науке государственного права / В. В. Невинский, Е. В. Барышников // Актуальные проблемы правоведения в современный период: сб. ст. / под ред. В. Ф. Волович. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996.
  184. , С. П. Великобритания после парламентских выборов 2001 года: Время платить по векселям / С. П. Перегудов // Россия и Британия. — М., 2002. —Вып. 3.
  185. , Н. А. О состоянии и перспективах развития института отзыва выборных лиц в Российской Федерации / Н. А. Петрова // Вестник Амурского гос. ун-та. — Сер. «Гуманит. науки». — Благовещенск, 2004. — Вып. 24.
  186. Пинто-Душинский, М. Аспекты финансирования политических кампаний / М. Пинто-Душинский // Юридическая Россия: сайт. URL: http://www.law. edu. rdoc/document.asp?doclD=l 133 820#ftnrefl 6. — Загл. с экрана.
  187. , А. Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разделение полномочий между различными уровнями власти при проведении выборов / А. Е. Постников // Журнал рос. права. — 2002. — № 5.
  188. Рене Давид. Основные правовые системы современности / Давид Рене — пер. с фр.- сост. В. А. Туманов. — М.: Прогресс, 1988.
  189. , Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник / Ф. М. Решетников. — М.: Юрид. лит., 1993.
  190. , Ю. П. Хроника избирательных кампаний в I—II Государственные Думы в Сибири / Ю. П. Родионов //Материалы к хронике общественного движения в Сибири в 1895 — феврале 1917 гг. — Томск, 1994. — Вып. 1.
  191. Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы / отв. редактор Ю. Н. Старилов. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1999.
  192. , А. А. Институт местного референдума в законодательстве Российской Федерации / А. А. Сергеев // Государственное и местное самоуправление. — 2004. — № 2.
  193. , В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию / В. Н. Синюков. — Саратов: Полиграфист, 1994.
  194. , В. В. Избирательная система не может превращаться в систему крепостную / В. В. Смирнов // Рабочий край. — 2008. — № 202.
  195. , А. Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. / А. Б. Страшун — отв. ред. Б. А. Страшун. — 3-е изд., об-новл. и дораб. — М.: БЕК, 2000.
  196. , Л. В. Юридическая энциклопедия / Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров — под ред. М. Ю. Тихомирова. — М., 2000.
  197. , Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. — 1990. —№ 3.
  198. , Р. О. Договор в английском гражданском праве / Р. О. Халфина. — М.: Изд-во АН СССР, 1959.
  199. , Е. Н. Избирательный процесс в России: понятие и стадии / Е. Н. Хрусталев // Правоведение. — 1998. — № 2.
  200. , И. Ю. Парламентские выборы в Великобритании: основные особенности и процедуры / И. Ю. Шухмина // Политические феномены и процессы глазами молодых ученых. — М, 2002.
  201. I. Диссертации и авторефераты
  202. , К. А. Развитие избирательного законодательства субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ: автореф. дис.. канд. юрид. наук / К. А. Агаларова. — М, 2004.
  203. , Л. Т. Предвыборная агитация в избирательном праве Российской Федерации: Вопросы теории и практики: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Л. Т. Аглеева. — Екатеринбург, 2006.
  204. , В. А. Избирательный процесс в Российской Федерации (проблемы теории, правового регулирования и правоприменения): дис.. канд. юрид. наук / В. А. Ахлюстин. — СПб, 2002.
  205. , С. А. Избирательная система как правовой институт : автореф. дис.. канд. юрид. наук / С. А. Белов. — СПб, 2003.
  206. , Е. Н. Избирательное законодательство: Проблемы систематизации: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Е. Н. Босова. — Казань, 2005.
  207. , А. Г. Основы построения и тенденции развития системы избирательного законодательства в Российской Федерации : автореф. дис.. канд. юрид. наук / А. Г. Головин. — М, 2005.
  208. , Р. Р. Институт референдума в Российской Федерации и зарубежных странах: конституционно-правовое и сравнительное исследование: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Р. Р. Гятов. — М, 2007.
  209. , В. П. Избирательные права граждан Российской Федерации и роль органов внутренних дел в их реализации : автореф. дис.. канд. юрид. наук / В. П. Заботин. — М., 2001.
  210. , В. Б. Особенности судебной защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации : автореф. дис.. канд. юрид. наук / В. Б. Исраелян. — М., 2004.
  211. , Д. В. Избирательное право Великобритании (институты и тенденции развития): автореф. дис. канд. юрид. наук / Д. В. Лафитский. — М., 2006.
  212. , Т. Г. Конституционно-правовая ответственность в избирательном праве: сравнительно-правовой аспект: на примере России, Великобритании и США: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Т. Г. Левченко. — М., 2008.
  213. , А. Е. Конституционно-правовые основы многообразия избирательных систем в Российской Федерации : дис.. канд. юрид. наук / А. Е. Любарев. — М., 2004.
  214. , Д. В. Институт юридической ответственности за избирательные правонарушения в современной России : автореф. дис.. канд. юрид. наук / Д. В. Орлов. — Н. Новгород, 2007.
  215. , Д. Б. Избирательное право субъектов Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Д. Б. Сергеев. — Владивосток, 2003.
  216. , Н. А. Региональное избирательное законодательство как элемент системы законодательства: Историко-правовое исследование: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Н. А. Школа. — Краснодар, 2005.
  217. , А. Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации: общеправовая характеристика и юридическая природа мер: автореф. дис.. канд. юрид. наук / А. Е. Штурнев. — Владивосток, 2004.
  218. , И. Ю. Избирательная система Великобритании: основные факторы и тенденции эволюции в 80—90-х гг. XX века: дис.. канд. полит, наук / И. Ю. Шухмина. — М., 2004.
  219. , С. В. Принципы избирательного права и их реализация в условиях формирования новой Российской государственности : дис.. канд. юрид. наук / С. В. Юсов. — Ростов н/Д., 1999.1. Справочно-информационные системы
  220. Справочная правовая система «КонсультантПлюс"1. V. Ресурсы сети Интернетhttp://www.cikrf.ruhttp://www.electoralcommission.org.ukhttp://www.guardian.co.ukhttp://www.law.edu.ruhttp://www.opsi.gov.ukhttp://www.parliament.uk
Заполнить форму текущей работой