Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация международных избирательных стандартов в законодательстве субъекта Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стержнем, духовно-интеллектуальным нервом правового прогресса, происходящего в человеческом обществе, стала философия гуманистического права. Наблюдается тенденция антропологизации всех отраслейзнаний. В отличие от прежнего социоцентрического складывается персоноцентрический подход. В силу этого, исследование, в фокусе которого находится человек в статусе избирателя, представляется… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Юридическая природа международных избирательных стандартов
    • 1. Понятие и особенности международных избирательных стандартов
    • 2. Источники международных избирательных стандартов
    • 3. Содержание международных избирательных стандартов
  • Глава II. Реализация международных избирательных стандартов в законодательстве субъекта Российской Федерации
    • 1. Проблемы реализации международных избирательных стандартов в законодательстве субъекта Российской Федерации
    • 2. Основные направления совершенствования законодательства субъекта Российской Федерации в свете реализации международных избирательных стандартов

Реализация международных избирательных стандартов в законодательстве субъекта Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глобализационные процессы к началу XXI столетия сформировались в мощный фактор, активно влияющий на дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Вступая в новое тысячелетие, человечество начинает осознавать себя как единое целое и свое будущее видит в движении от сообщества государств к единому человеческому сообществу, что отражается во всевозрастающем внимании к гуманитарной проблематике, к вопросам прав человека.

Стержнем, духовно-интеллектуальным нервом правового прогресса, происходящего в человеческом обществе, стала философия гуманистического права. Наблюдается тенденция антропологизации всех отраслейзнаний. В отличие от прежнего социоцентрического складывается персоноцентрический подход. В силу этого, исследование, в фокусе которого находится человек в статусе избирателя, представляется высокоактуальным. Известно, что реальность прав человека, направленных на осуществление непосредственного народовластия, характеризует правовую природу государства, приводит к эволюционному обновлению публичной власти, противодействует формированию авторитарных и тоталитарных режимов, и, в конечном счете, способствует устойчивому развитию мирового сообщества. Однако этого сложно достичь без эффективной правовой регламентации, отвечающей высоким требованиям правового государства. Представляется, что решению этой задачи способствует и теоретико-критическое осмысление регионального законодательства о выборах в Российской Федерации.

Усложнение в результате глобализационных процессов выполняемых правом функций, отвечающих объективным потребностям развития социума, предопределяет реформирование всей системы правового регулирования, многообразие нормативного инструментария, расширение диапазона и форм правотворчества. Появляются новые виды норм, между ними устанавливаются новые связи, расширяется их взаимодействие. Наиболее интенсивно это происходит в сфере прав человека, которые теперь превратились в предмет смежного регулирования международного и национального права. Одним из результатов данного процесса является возникновение уникального правового феномена — международных избирательных стандартов. Реализация последних представляет собой одну из самых слаборазработанных тем отечественного правоведения, в связи с чем обладает высокой актуальностью.

Принятое за короткий постсоветский период региональное избирательное законодательство не получило должного научного осмысления и обоснования с точки зрения его соответствия нормам международного права. А это — одна из причин формирования на уровне субъектов Российской Федерации непра-возаконного законодательства о выборах, массовых нарушений избирательного права человека.

Восполнить образовавшийся пробел — первостепенная задача. Всестороннее осмысление вопросов реализации международных избирательных стандартов в региональном законодательстве России позволит: во-первых, выработать значимые для науки теоретические положенияво-вторых, сформулировать ценные практические выводы и рекомендации.

Степень научной разработанности и круг использованных источников. Проблемы поиска наиболее эффективной системы управления государством и участия в ней населения привлекали ученых еще с древнейших времен. Платон, Аристотель и Конфуций пытались выявить самые совершенные формы государства, вскрывали худшие.

Научное исследование природы непосредственной демократии началось в XVIII в. Именно тогда сформировались известные социальные теории: естественного права (Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Н. Радищев, Ж.-Ж. Руссо), общественного договора (А. Гамильтон, Т. Гобс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), народного суверенитета (Т. Джефферсон, Ж.-Ж. Руссо), правового государства (К. Вель-кер), верховенства права (Д. Джеффрис, Д.Н. Мур), плюралистической демократии (Г. Хекшер, С. Файер).

Теоретическое осмысление вопросов электорального права получило развитие в работах видных ученых начала XX века: В. В. Водовозова, В. М. Гессена, С. Ф. Годлевского, JI. Катца, Н. М. Коркунова, Д. С. Милля, И. А. Петровского, В. Ривса, Н. А. Рожкова, В. И. Сергеевича, В. М. Хвостова, JI. Штейна и др.

В современный период электоральная тема стала предметом изучения многих гуманитарных наук, особенно политологии, социологии, психологии, государственного управления. Идет интенсивное развитие таких специализированных направлений, как электоральная политология и социология. Вместе с тем наблюдается, что со стороны отечественной юриспруденции, специалис-ф тов в сфере конституционного и международного права, а также сравнительного правоведения, данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Об этом свидетельствует отсутствие основательных монографий и диссертационных исследований в данной области знаний. Отдельные теоретические вопросы избирательного права затронуты в трудах, предметом которых являются права человека, прямая демократия, правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления. Но теоретико-правовые вопросы реализации международных избирательных стандартов в региональном законодательстве России все еще остаются слаборазработанными.

Цели исследования обусловили обращение автора к широкому кругу отечественной и зарубежной юридической, политологической, исторической, философской, социологической литературы. Среди российских и зарубежных ученых, в чьих трудах анализировались общетеоретические проблемы правового регулирования избирательных отношений, и которые находятся в центре ф внимания диссертанта, можно назвать С. С. Алексеева, В. К. Бабаева,.

Ж.-Л. Бержеля, Н. С. Бондаря, С. Н. Братуся, А. Б. Венгерова, Р. Давида, В. М. Корельского, О. Э. Лейста, А. В. Малько, Г. В. Мальцева, Л. С. Мамута, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, Н. А. Михалеву, В. Д. Перевалова, Ф.М. Рая-нова, Ю. А. Тихомирова и других.. .

Диссертация опирается на работы ученых, в которых рассмотрены относящиеся к теме диссертации теоретические и прикладные вопросы конституционного права. Наибольшую ценность, по мнению диссертанта, представляют труды С. А. Авакьяна, А. С. Автономова, К. В. Арановского, М. В. Баглая, А. А. Белкина, Н. А. Богдановой, В. И. Васильева, Ю. А. Веденеева, А. А. Вешнякова, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, И. В. Выдрина, Р. Даля, М. Дюверже,.

A.З. Зиновьева, Т. Д. Зражевской, С. Д. Князева, Д. А. Ковачева, А. И. Ковлера, Е. И. Козловой, А. Н. Кокотова, Е. В. Колесникова, С. Коливер, М. И. Кукушкина, О. Е. Кутафина, В. А. Лебедева, Е. А. Лукашевой, В. И. Лысенко, В. В. Мак.

4 лакова, Г. Мейера, П. Мерло, А. Е. Постникова, М. Прело, А. С. Саломаткина,.

B.К. Самигуллина, В. В. Смирнова, Б. А. Страшуна, А. Шайо, А. А. Югова и других авторов.

Поскольку внимание в диссертации уделяется международным стандартам, следует назвать отечественных и зарубежных специалистов в области международного права, в частности, С. А. Глотова, С. А. Горшкову, Г. С. Гуд-вин-Джилла, Г. В. Игнатенко, В. А. Карташкина, И. И. Лукашука, Р.А. Мюллер-сона, Б. Н. Топорнина, О. И. Тиунова, Г. И. Тункина, С. В. Черниченко, B.JI. Четвернина, труды которых оказали неоценимую помощь в подготовке диссертации.

Эмпирический материал. Теоретические положения и выводы опираются на анализ широкого круга источников, в числе которых: международные договоры, документы международных организаций и конференций по правам человека, содержащие международные избирательные стандарты, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы о выборах и референдумах, конституции, уставы и избирательные законы субъектов Российской Федерации, а также электоральные законы ряда зарубежных стран. В работе использованы также материалы судебной практики Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, российских избирательных комиссий.

Объект и предмет исследования. Объект настоящего исследования — область правовой действительности, которая складывается в сфере действия электорально-правовых норм. Предметом же исследования выступает реализация международных избирательных стандартов в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Цель и задачи исследования

Главная цель данного исследования — выработка теоретико-методологической основы, изучение наиболее актуальных теоретических проблем и направлений дальнейшего осмысления реализации международных избирательных стандартов в законодательстве субъектов Российской Федерации, а также разработка конкретных рекомендаций, имеющих прикладное значение для совершенствования регионального законодательства. В соответствии с поставленной целью определен круг взаимосвязанных исследовательских задач: ¦ .

1. Раскрыть юридическую природу международных избирательных стандартов: определить понятие и установить место в правовой системе Российской Федерации, проанализировать особенности, источники, содержание.

2. Углубить теоретическую разработку проблем реализации международных избирательных стандартов в законодательстве субъекта Российской Федерации.

3. Изучить природу избирательного права человека, определить его понятие, особенности, субъектный состав, охарактеризовать содержание и его место в системе прав человека.

4. Выявить основные противоречия между региональным избирательным законодательством Российской Федерации и международными избирательными стандартами, разработать конкретные рекомендации, имеющие прикладное значение для совершенствования конституционно-правового регулирования избирательного права человека в субъектах России,.

Методологические основы исследования. В основу методологии диссертационного исследования положен диалектический подход в сочетании с персо-ноцентрическим. Использован ряд методов исследования, выбор которых обусловлен, прежде всего, спецификой объекта и предмета, а также целями и задачами исследования: теория познания, индукция и дедукция, анализ и синтез, логический, синергетический методы, методы специально-юридического и функционального анализа.

Автор использовал возможности системного подхода к изучению избирательно-правовых явлений. Особое значение для раскрытия темы диссертации имеет сравнительный метод, который позволил выявить как общие черты, так и существенные различия международного, отечественного и зарубежного правового регулирования избирательного права человека.

В методологии исследования учтен аксиологический элемент — особая ценность избирательного права в обеспечении практического участия человека в трансформации власти народа в государственную и муниципальную власть посредством выборов.

Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту. Настоящая диссертация представляет собой одно из первых в Российской Федерации комплексных монографических исследований проблем реализации международных избирательных стандартов в законодательстве субъекта Российской Федерации.

В работе сформулированы и обоснованы следующие новые теоретические положения, практические выводы, предложения и рекомендации, которые выносятся на защиту:

1. Положение о том, что важнейшую основу правового регулирования выборов (основу основ) образуют международные избирательные стандарты, которые в самом общем виде могут быть определены как нормативная форма упорядочения, стабилизации и воспроизводства общественных отношений в сфере выборов органов публичной власти, юридически обеспечивающая реализацию народного суверенитета и свободы личности в политической сфере, а в специальном, узком, значении как совокупность признанных в качестве образца правового регулирования и имеющих итоговый характер международно-правовых норм, регулирующих право человека участвовать в управлении государством и обществом путем избрания органов публичной власти.

2. Вывод о том, что международные избирательные стандарты отличает особый характер закрепления в источниках права. В материальном (содержательном) разрезе источниками международных избирательных стандартов является некая общественная реальность (совокупность социально-экономических, политических, идеологических, философских и других факторов), которая влечет за собой возникновение международных избирательно-правовых норм и обусловливает их сущность и содержание, а в специально-юридическом смысле — внешняя форма выражения этих норм, посредством которой они получают юридическую силу. Диссертантом отмечается, что официальный перевод ряда ключевых положений международных документов о международных стандартах в области выборов, в частности, пункта 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека и пункта «Ь» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, на русский язык некорректен и требует исправления.

3. Мысль о том, что для международных избирательных стандартов характерна иерархия содержащихся в них норм. Систему исследуемых стандартов диссертант представляет в виде пирамиды иерархически устроенных правил, каждое из которых получает силу обязательной нормы исключительно за счет своего соответствия с нормой самого ближнего из вышестоящих уровней.

На вершине этой пирамиды располагается стандарт подлинных выборов, затем, спускаясь по уровням вниз, находятся стандарты справедливых, свободных и периодических выборов. Обеспечению этих четырех основополагающих стандартов, которые выступают международными критериями демократических выборов, служат все остальные стандарты. На самом низшем уровне международной избирательно-правовой иерархии — нормы процедурно-процессуального характера.

4. Положение о том, что на сегодня уровень реализации международных избирательных стандартов в законодательстве субъектов Российской Федерации недостаточен. Важно, чтобы рассматриваемые стандарты получили должное закрепление в конституциях (уставах) субъектов Россййской Федерации. В частности, основополагающие международные избирательные стандарты' — подлинные, справедливые, свободные и периодические выборы — должны получить статус конституционных принципов избирательного права.

5. Положение о том, что в качестве общего субъекта права избирать органы публичной власти выступает не гражданин Российской Федерации, а человек. Следовательно, из конституций и уставов субъектов Российской Федерации ценз гражданства должен быть устранен, особенно если учесть, что избирательным правом на муниципальных выборах, наряду с гражданами Российской Федерации, могут наделяться и иностранцы. Предоставление права избирать негражданам — это не просто исключение из общего правила, а четко обозначившаяся тенденция, которая отражает общую тенденцию сближения правовых статусов человека и гражданина. * •.

6. Идея о том, что в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, в первую очередь, должны получить закрепление следующие положения:

Непосредственным выражением власти народа являются референдум, выборы, отзыв и иные формы прямого волеизъявления";

Каждый имеет право избирать органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы народного представительства на основе подлинных, свободных, справедливых и периодических выборов";

Подготовка и проведение выборов обеспечивается независимыми и беспристрастными органами — избирательными комиссиями. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан, иных лиц не допускается".

7. Выявлены конкретные несоответствия конституций, уставов и законов о выборах субъектов Российской Федерации международным избирательным стандартам, указано на те обстоятельства, которые являются причиной пока еще невысокого уровня реализации международных избирательных стандартов в региональном законодательстве современной России, сформулированы предложения и рекомендации, направленные на преодоление этих несоответствий и обуславливающих их факторов, на конструктивное развитие регионального избирательного законодательства. В частности, внесены уточнения в определения понятий «избирательное право», «избирательные права граждан», «конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления».

8. В диссертации отстаивается идея о том, что в современных условиях региональное избирательное законодательство в целом должно развиваться на основе принципа правозаконности, господства права.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении конституционно-правовой науки новым знанием, выразившимся в разработке проблем реализации международных избирательных стандартов в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут быть использованы в ходе дальнейшего исследования избирательного, референдумного и отзывного права человека и практики их реализации в отечественном законодательстве с точки зрения соответствия международным стандартам.

Работа имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут служить рекомендательной базой для совершенствования региональной правотворческой деятельности и правоприменительной практики, особенно деятельности региональных избирательных комиссий. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических и учебных пособий, а также в процессе преподавания курсов конституционного права, избирательного права, муниципального права, международного права и политологии.

Апробация результатов исследования. Диссертация прошла обсуждение на кафедре государственного права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», а также на кафедре теории государства и права и конституционного права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет».

Основные положения диссертации изложены в 12 опубликованных работах, а также апробированы в выступлениях диссертанта на международных и общероссийских научных и научно-практических конференциях, в числе которых: Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы реформирования экономики и законодательства России и стран СНГ — 2002» (Челябинск, 12−13 апреля 2002 г.) и две общероссийские научно-практические конференции: «Актуальные проблемы обеспечения безопасности личности, общества, государства в современных условиях» (Уфа, 26 апреля 2001 г.) и «Международные и национальные механизмы защиты прав и свобод человека» (Уфа, 19 декабря 2002 г.).

Положения и выводы диссертационного исследования использовались автором при чтении лекций по конституционному праву России, а также при проведении специального учебного курса по избирательному праву в Институте права Башкирского государственного университета.

Результаты исследования автора использованы при разработке региональных нормативных правовых актов: Закона Республики Башкортостан «О референдуме Республики Башкортостан» (2001) и Кодекса Республики Башкортостан о выборах (2002).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Возникновение международных избирательных стандартов является результатом сложных процессов взаимодействия международного и внутригосударственного права, а также специализации международно-правовых норм.

Первым международным договором, установившим международные избирательные стандарты, следует считать Межамериканскую конвенцию о предоставлении политических прав женщинам, принятую на девятой Международной конференции Организации Американских Государств, проходившей в Боготе (Колумбия) 30 апреля — 2 мая 1948 года. В соответствии со статьей 1 данной Конвенции «Высокие Договаривающиеся Стороны согласны, что право голосовать и избираться на национальные должности не должно отрицаться или ущемляться в зависимости от пола».

Международные избирательные стандарты — особый вид международно-правовых норм. Они являются нормами-правилами международного права, которые основываются на двух его принципах — уважения прав человека и демократии.

Международные избирательные стандарты, которые являются общеобязательными нормами международного права, пользующимися всеобщим признанием, либо содержащиеся в явно выраженном соглашении между государствами, одним из участников которого является Российская Федерация, относительно признания того или иного правила в качестве нормы международного права, изменения или ликвидации существующих норм международного права, являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Поэтому конституционно-правовое понятие «международные избирательные стандарты» по своему содержанию отличается от международно-правового.

Международные избирательные стандарты обладают присущими только им отличительными признаками, которые их специфицируют и позволяют рассматривать как самостоятельный вид международных стандартов в области прав человека.

Исследуемые стандарты занимают особое место в системе международного права — субинститута отрасли международного права прав человека.

Обособление рассматриваемых стандартов внутри международного права связано с их особым предметом регулирования. Они охватывают общественные отношения, которые возникают в связи с осуществлением и защитой электоральных прав человека.

Их отличает особый характер закрепления в источниках права. Анализ, проведенный диссертантом, показал, что официальный перевод ряда ключевых положений международных документов на русский язык некорректен и требует исправления.

Проведенный анализ приводит к выводу о том, что на международном уровне закреплено не только избирательное право (право голоса на выборах), но и референдумное, а также отзывное право, т. е. все основные электоральные права человека. Таким образом, все эти права являются признанными международным сообществом.

Международные избирательные стандарты до последнего времени представляли собой разрозненные, не систематизированные нормы международного права. Сейчас процесс их развития перешел в новый этап — этап кодификации. 7 октября 2002 года впервые был принят международный договор, регулирующий исключительно электоральные правоотношения, — Конвенция Содружества Независимых Государств о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ.1 Принятие данной Конвенции можно назвать началом новой эпохи в избирательном праве.

Международные избирательные стандарты выполняют следующие функции: 1) определение перечня избирательных прав человека- 2) формулирование условий реализации в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях главных черт этих прав- 3) установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне необходимых гарантий, обусловливающих их реаль.

1 См.: Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 2002. № 3. С.343−366. ность- 4) фиксирование правомерных условий пользования избирательными правами, в том числе законные основания и порядок ограничения данных прав.

Из всех международных избирательных стандартов особо выделяются основополагающие, обеспечению которых служат все остальные стандарты, — международные критерии народного голосования. Выделяются четыре таких критерия: подлинность, свободный характер, справедливость и периодичность народного голосования.

На основе изложенного, международные избирательные стандарты — совокупность международно-правовых норм, регулирующих право человека участвовать в управлении государством и обществом путем голосования на выборах, обладающих качеством обязательного образца правового регулирования, имеющих итоговый характер и выражающих особый правовой режим.

Проведенный анализ показал, что уровень реализации международных избирательных стандартов в законодательстве субъектов Российской Федерации представляется недостаточным. Основными и первоочередными задачами, стоящими перед региональным законодателем, на наш взгляд, являются следующие.

1. Международные избирательные стандарты должны получить должное закрепление в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации.1 •.

Во-первых, в них требуется внесение поправок, предусматривающих обязательность соответствия региональных правовых актов международным стандартам прав человека, в частности в области избирательного права.

Во-вторых, международные стандарты подлинных, свободных, справедливых и периодичных выборов должны получить статус конституционных принципов путем их прямого закрепления в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации.

1 В литературе не раз указывалось на необходимость установления принципов избирательного права применительно ко всем видам выборов в Конституции России. См., напр.: Князев С. Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации (Проблемы теории и практики): Дис. д-ра юрид. наук. Владивосток, 1999. С. 164.

Существующий характер конституционного закрепления вопросов избирательного права несовершенен. Так, частью 3 статьи 3 Конституции Республики Башкортостан установлен принцип свободных выборовв части 1 статьи 83 — принципы всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Это порождает ряд проблем: за исключением свободных выборов, указанные принципы распространяются только на выборы высшего должностного лицаданные принципы не в полной мере отражают содержание основных международных избирательных стандартов.

На наш взгляд, в качестве общего субъекта избирательного права должен выступать не гражданин Российской Федерации, а человек. В связи с этим из конституций и уставов субъектов России необходимо устранить ценз гражданства.

Кроме того, во всех региональных конституциях и уставах традиционно выделяются принципы всеобщего и равного избирательного права.1 Это обусловлено исторической необходимостью уйти от принципов ограниченных и неравных избирательных прав, применявшихся в недавнем прошлом. В современную эпоху наблюдается признание принципов всеобщности и равенства применительно ко всем правам человека и гражданина2, которые получили конституционное закрепление в части 2 статьи 19 Конституции России. Кроме того, одним из критериев международных электоральных стандартов является справедливость голосования, в содержание которого входит обеспечение недискриминационного, всеобщего и равного, характера электоральных прав. Поэтому мы полагаем, что следует отказаться от выделения принципов всеобщего и равного избирательного права, т.к. при этом нарушается логика общего, особенного и единичного.

1 Следует отметить, что по этому пути идет и действующее федеральное законодательство. Например, принципы всеобщего и равного избирательного права закреплены в статье 81 (часть 1) Конституции Российской Федерации, статье 1 (пункт 1) Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19—ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др. законах.

2 См.: Самигуллин В. К. Указ. соч. С. 76.

В-третьих, при установлении избирательного права в региональных конституциях (уставах) не следует ограничиваться его предоставлением только гражданам. Данное право должно рассматриваться как одно из прав человека.

В современных условиях важно учитывать, что правом избирать органы местного самоуправления в предусмотренных законом случаях наряду с гражданами Российской Федерации наделяются и иностранные граждане. Предоставление права избирать негражданам — это не просто исключение из общего правила, а четко обозначившаяся тенденция, которая отражает отмеченную в литературе общую тенденцию сближения правовых статусов человека и гражданина. В связи с этим из конституций и уставов субъектов Российской Федерации необходимо устранить избирательный ценз гражданства.

Таким образом, в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, как минимум, три положения: в качестве элемента одной из основ конституционного строя — народовластия — необходимо установить следующее положение: «Непосредственным выражением власти народа являются референдум, выборы, отзыв и иные формы прямого волеизъявления" — положение об избирательном праве человека: «Каждый имеет право избирать на подлинных, свободных, справедливых и периодических выборах органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного представительства" — положение о статусе избирательных комиссий: «Подготовка и проведение выборов обеспечивается независимыми органами — избирательными комиссиями. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается».

2. Международные избирательные стандарты должны получить должное закрепление в текущем законодательстве субъектов Российской Федерации. Прежде всего, требуется устранить имеющиеся противоречия избирательного законодательства субъектов Российской Федерации международным избирательным стандартам и федеральному законодательству, восполнить пробелы, устранить внутренние противоречия регионального избирательного законодательства.

Создание эффективного избирательного законодательства субъектов Российской Федерации, соответствующего универсальным и региональным международным избирательным стандартам, несет в себе огромный потенциал в реализации человеком прав на демократическое управление страной. В этом можно усмотреть одну из неотложных задач государственной политики и научной мысли на современном этапе.

В целом настоящая работа — лишь первая комплексная попытка анализа проблемы реализации международных избирательных стандартов в законодательстве субъекта Российской Федерации. Сложность и многогранность данной проблемы не позволяет останавливаться на достигнутых результатах, требует продолжения ее исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные договоры и иные международные документы
  2. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. — М., 1999. — С. 37—38.
  3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Рос. газета. — 1995. — 5 апр.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. — № 17. — Ст.291.
  5. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1969. — № 25. Ст. 219.
  6. Международная конвенция ООН о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1976 года // Международные акты о правах человека. — С. 149—154.
  7. Конвенция Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1982. — № 25. — Ст. 464.
  8. Конвенция Организации Объединенных Наций о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г. // Действующее международное право. — М., 1997. Т.2. — С. 45−48.
  9. Декларация Организации Объединенных Наций о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 г. // Международные акты о правах человека. — С. 241—244.
  10. Декларация Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 20 ноября 1963 г. // Международные акты о правах человека. — С. 132—135.
  11. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 г. // Моск. журн. междунар. права. — 2001. — № 1. — С. 257—269.
  12. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20 марта 1952 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. № 20. — Ст. 2143.
  13. Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. // Хартия Европейского Союза об основных правах: Комментарий / Под ред. С. Ю. Кашкина. — М.: Юриспруденция, 2001. — С. 67—151.
  14. Межамериканская конвенция о правах человека от 22 ноября 1969 г. // Международные акты о правах человека. — С. 720—736.
  15. Африканская Хартия прав человека и народов от 27 июня 1981 г. // Международные акты о правах человека. — С. 737—747.
  16. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 13. — Ст. 1489.
  17. Конвенция Содружества Независимых Государств о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах—участниках СНГ от 7 октября 2002 г. // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. — 2002. № 3. — С. 343−366.
  18. Венская Декларация и Программа действий. Принята 25 июня 1993 г. Всемирной конференцией по правам человека // Международные акты о правах человека. — С. 80—95.
  19. Документ Копенгагенского совещания Конф. по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 29 июня 1990 г. // Международные акты о правах человека. — С. 653—664.
  20. Парижская Хартия для Новой Европы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 21 ноября 1990 г. // Известия. — 1990. — 22 нояб.
  21. Варшавская декларация «К сообществу демократий» от 27 июня 2000 г. // Моск. журн. междунар. права. — 2001. — № 1. — С. 270—275.
  22. Декларация Межпарламентского союза о критериях свободных и честных выборов от 26 марта 1994 г. // Избирательные системы и наблюдение за выборами. М., 1995. — С. 64−67.
  23. Повышение эффективности принципа периодических и подлинных народных голосований: Основа для будущих усилий. Резолюция 1989/51 Комиссии по правам человека от 7 марта 1989 года / Ibid. Р.23.
  24. Декларации о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 года. Резолюция 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года. Available on web-site: http://www.un.org/russian/documen/declarat/retarded.htm 14.05.03.
  25. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года. Утверждена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 9 декабря 1975 года. Available on web-site: http://www.un.org/russian/documen/declarat/disabled.htm 14.05.03.
  26. Принципы ООН в отношении пожилых людей от 16 декабря 1991 года. Приняты резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1991 года. Available on web-site: http://www.un.org/russian/topics/socdev/elder-ly/oldprinc.htm 14.05.03.
  27. Решение Европейского Суда по правам человека от 7 декабря 1976 г. «Kjeldsen, Busk Madsen and Pedersen v. Denmark» // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. — М., 2000. — Т.1. — С. 138—148.
  28. Нормативно—правовые акты Российской Федерации
  29. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. — 1993. — 25 дек.
  30. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционногозакона от 27 сент. 2002 г. № 5-ФКЗ) // Рос. газета. 1995: — 19 окг.- - 2002. -28 сент.
  31. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175—ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Рос. газета. — 2002. — 25 дек.
  32. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19—ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Рос. газета. — 2003. — 16 янв.
  33. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95—ФЗ «О политических партиях» // Рос. газета. — 2001. — 14 июля.
  34. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115—ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ) // Рос. газета. 2002. — 31 июля.- - 2003. -1 июля.
  35. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. № ВС-22/15 (в ред. законов Республики Башкортостан от 3 ноября 2000 г. № 94-з, от 3 декабря 2002 г. № 369-з) // Республика Башкортостан. — 2002., — 4 дек.
  36. Избирательный кодекс Свердловской области от 29 апреля 2003 г. // Областная газета. — 2003. — 30 апр.
  37. Избирательный кодекс Белгородской области от 23 апреля 2001 г. // Белгородские известия. — 2001. — 15 мая.
  38. Избирательный кодекс Хабаровского края от 4 июля 2000 г. (в ред. Закона Хабаровского края от 25 июля 2001 г.) // Приамурские ведомости. — 2000. 4 авг., -2001.-27 июля.
  39. Закон Республики Алтай от 11 сентября 2001 г. «О приостановлении действия закона Республики Алтай „О порядке отзыва главы Республики Алтай“» // Звезда Алтая. — 2001. — 2 окт.
  40. Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина A.M. Трас-пова" // Рос. газета. — 2002. — 22 янв.
  41. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 июня 1997 г. № 9-П по делу о проверке конституционности положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия // Собрание законодательства РФ. 1997. № 26. Ст. 3145.
  42. Нормативно—правовые акты зарубежных государств
  43. Билль о правах (Англия, 1689 г.) // Международные акты о правах человека: Сборник документов. — М., 1999. — С.14—18.
  44. Законы и учреждения Соединенных штатов Америки: Сборник материалов для группы наблюдателей на выборах в США 23 октября—8 ноября 1998 г. T.I. Available on web-site: http://www.democracy.ru/library/foreign/ coun-tries/usa/rus1998—15/page9.html 18.05.03.
  45. Электоральный кодекс Республики Албания от 8 мая 2000 г. Available on web—site: http://bjoerna.dk/albanien/valgloven.htm 12.05.03.
  46. Электоральный кодекс Республики Армения от 17 февраля 1999 г. Available on web-site: http://elections2003.media.am/?i=338 12.05.03.
  47. California Elections Code. Available on web-site: http://leginfo.ca.gov/cgi-bin/calawquery?codesection=elec&codebody=&hits=20 12.05.03.
  48. Code electoral, France. — 6. ed. — Paris: Dalloz, 1992. — 582 c.
  49. Elections Code of Illinois State University. Available on web—site: http://www.ilstu.edu/depts/studentlife/studentelection/code.shtml 10.03.03.
  50. A.C. Методологические аспекты исследования системы категорий конституционного права // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под. общ. ред. Т. Я. Хабриевой. — М.: ИГиП РАН, 2000. С.3−23.
  51. А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. — М.: ООО Фирма «Инфограф», 1999. — 384 с.
  52. А.Б., Сукало А. Е. Развитие договорных отношений между субъектами Российской Федерации // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. — М., 1995. — С.55−65.
  53. И.А. О предмете и системе конституционного права // Государство и право на рубеже веков: Материалы Всерос. конф.: Конституционное и административное право / Отв. ред. Ю. Л. Шульженко. — М., 2000. — С. 44−48.
  54. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. — М.: Изд-во НОРМА, 2003. 752 с.
  55. С.С. Общая теория права. — М., 1982. — Т. 2. — 359 с.
  56. Л.Г. Конституционные основы соотношения федерального и регионального избирательного законодательства // Журн. рос. права. —1999. — № 9. С. 4−16.
  57. Л.Г., Постников А. Е. Признание недействительными итогов голосования и результатов выборов: правовые проблемы // Журн. рос. права. — 2001.-№ 6.-С. 25−36.
  58. О.В. Система нормативных правовых актов Российской Федерации // Вестник Челябинского гос. ун-та. — 2002. — № 2. — С. 60−64.
  59. П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития: Учеб.-метод. пособие. — Орел: Орлов, регион, акад. гос. службы, 1999. — 201 с.
  60. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. — 741 с.
  61. В.М., Пшеничнов М. А. Проблемы обеспечения соответствия Конституции России международным стандартам в области прав человека // Российский конституционализм: Материалы междунар. конф. — М.: ИГиП РАН, 1999. С. 205−210.
  62. И.Н. Федеральное и региональное законодательства: требование соответствия // Право и политика. — 2001. — № 3. — С. 115−125.
  63. Е., Юрин А. Выборы в России. Честные и справедливые // Правозащитник. 1999. — № 4. — С. 27−36.
  64. А.А. Избирательные ограничения // Правоведение. — 1992.— № 1. С. 3−15.
  65. Р.Т. Некоторые теоретические и практические проблемы совершенствования избирательной системы РФ // Вестник Центр, избират. комиссии Рос. Федер. 2001. — № 11. — С. 69−79.
  66. Н.А. Система науки конституционного права. — М.: Юристъ, 2001. 256 с.
  67. Н.С. Права человека в теории и практике российского конституционализма // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы междунар. конф. М.: ИГиП РАН, 1999. — С. 200−204.
  68. И.Б. Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса // Журн. рос. права. —2002. № 4. — С. 104−108.
  69. И.Б., Малеев Ю. Н. Основные права и обязанности государств в избирательном процессе // Моск. журн. междунар. права. — 2002. — № 1. — С. 4−15.
  70. С.В. Доктрина как форма и источник права // Журн. рос. права. 2003. — № 12. — С. 70−79.
  71. В помощь наблюдателю на выборах и референдуме / Галушко И. В., Кораблин В. Е., Кулясова Н. А. и др. — М., 2003. — 220 с.
  72. Ю.А. Электоральная демократия // Правовая культура, электоральная активность и телевидение / Отв. ред. А. В. Иванченко. — М., 1996. — С. 9−16.
  73. Ю.А., Миронов Н. М. Современное избирательное право: понятие и система // Вестник Центр, избират. комис. Рос. Федер. — 2004. — № 8. С. 76−84.
  74. Ю.А., Навальный С. В. Избирательное право: роль и место в системе права России // Вестник Центр, избират. комис. Рос. Федер. —2003. № 2. — С. 50−60.
  75. Ю.А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. — 1999. — № 5. — С. 27—35.
  76. Ю.А., Князев С. Д. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. 1997. — № 8. — С. 5−13.
  77. Ю.А., Смирнов В. В. Российский избиратель и государство: между электоральными правами и электоральными обязанностями // Этика успеха: Вестник исслед., консульт. и ЛПР. — Вып. 9. — Тюмень—Москва. — 1996. С. 103−112.
  78. Ю.А., Мостовщиков В. Д. Введение в избирательное право: Учеб. пособие. М.: РЦОИТ, 2003. — 208 с.
  79. А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации (монографическое исследование.). — М.: Весь Мир, 1997. — 184 с.
  80. Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М.: Изд-во ИНФРА-М, 1997. — 304 с.
  81. Выборы в механизме народовластия в Российской Федерации / Отв. ред. М. И. Кукушкин. — Екатеринбург, 2000. — 215 с.
  82. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно—правовой аспект): Монография. — Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998. 208 с.
  83. В.В. ООН и права человека: механизмы создания и осуществления нормативных актов. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. 156 с.
  84. С.А. Конституционно—правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. — Саратов: Изд-во Саратовской Государственной Академии Права, 1999. — 544 с.
  85. С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство: Монография. — М.: Изд-во «НИМП», 2001. — 352 с.
  86. Ю.А. Политические права и свободы граждан в механизме реализации народовластия в Российской Федерации (на примере отдельных законопроектных работ) // Правоведение. — 1994. — № 2. — С. 16—24.
  87. З.Д. Свобода личности — высшее благо человечества // Идеалы Всеобщей декларации прав человека и современный мир: Материалы межд. науч.—практ. конф. Уфа: РИЦ БашГУ, 1999. — С. 59−65.
  88. Е. Принцип недискриминации в праве Совета Европы // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — 2002. — № 2. — С. 113−134.
  89. Законотворчество в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголки-на. — М.: Формула права, 2000. — 608 с.
  90. А.В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России // Государство и право. — 1995. — № 1. — С. 12−21.
  91. А.В., Поляшова И. С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003.- 359 с.
  92. Интернет-мониторинг выборов в России (новая гражданская инициатива проекта «Информатика для демократии — 2000+»). — М., 2001. — 235 с.
  93. А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. — 1998. — № 1. — С. 15—22.
  94. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. — М., 1995. — 133 с.
  95. В.А., Лукашева Е. А. Вступительная статья // Международные акты о правах человека: Сборник документов. — М., 1999. — С. V—XXX.
  96. С.Д. Выборы в субъектах Федерации: правовые акты и реалии //Журн. рос. права. 1997. — № 10. — С. 44−53.
  97. С.Д. Предмет современного российского избирательного права // Государство и право. — 2000. — № 5. — С. 31—40.
  98. С.Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. 1998. — № 2. — С. 20−31.
  99. А.И. Европейское право прав человека и Конституция России //Журн. рос. права. 2004. — № 1. С. 150.
  100. А.И. Избирательные права российских граждан: нормы права и политическая практика (проблемы реализации избирательных прав граждан)
  101. Права человека и политическое реформирование (юридические, этические, социально-психологические аспекты) / Отв. ред. Е. А. Лукашева. — М.: ИГиП РАН, 1997.-С. 113−126.
  102. Конституционное законодательство России / Под. ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Городец, 1999. — 382 с.
  103. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред.
  104. B.А. Кряжков. — М.: ООО «Городец—издат», 2002. — 864 с.
  105. В.А. Государственная власть в Российской Федерации: Конституционно-правовые основы корреляции. — Пермь: Изд-во Перм. унта, 2000. 230 с.
  106. М.И., Югов А. А. Выборы — конституционный институт прямого народовластия в Российской Федерации. // Рос. юрид. журн. — 1996. — № 2. С. 72−86. • •
  107. О.Е. Источники конституционного права. — М.: Юристъ, 2002. 348 с.
  108. О.Е. Предмет конституционного права. — М.: Юристъ, 2001.-444 с.
  109. А.В. Закрепление политических прав и свобод в законодательстве субъектов Российской Федерации // Вестник Челябинского гос. ун-та. —2002. № 1. — С. 44−50.
  110. В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. — М.: Изд-во МГУ, 2000. 273 с.
  111. Д.А. Основные элементы электорального права и их применение в российском законодательстве 1992—1994 гг. // Кентавр. — 1994. — № 5. —1. C. 105−114.
  112. О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. 288 с.
  113. И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. — М.: Изд-во «Спарк», 1997. — 322 с.
  114. И.И. Принцип демократии в международном праве // Моск. журн. междунар. права. — 1998. — Декабрь. Специальный выпуск. — С. 50—72.
  115. Г. Е. Европейские стандарты в области прав человека: Теория и практика функционирования Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. — М.: Изд-во «Звенья», 2000. — 303 с.
  116. В.О. Конституционные нормы и правоотношения. — М., 1997. 159 с.
  117. В.И. Выборы и представительные органы в Новой Европе: политологический опыт и тенденции 80—90-х годов. — М.: Наука, 1994. — 349 с.
  118. В.И. Некоторые проблемы развития российского избирательного права // Государство и право. — 1995. — № 8. С. 14—22.
  119. В.И. Развитие демократической основы российского избирательного права // Вестник Центр, избират. комис. Рос. Федер. — 1995. — № 5. — С. 51−63.
  120. А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. — Саратов, 1994. — 187 с.
  121. С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1998. — 199 с.
  122. С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. — М.: ООО «Городец—издат», 2001. — 176 с.
  123. М.С. Правовое регулирование выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации: Монография. — Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1999. — 184 с.
  124. М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: Монография. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 304 с.
  125. М.С. Субъективные избирательные права граждан в системе прав и свобод личности // Правоведение. — 2003. — № 1. — С. 31—39.
  126. Международное право. 2-е изд., доп. и испр. / Отв. ред. Ю. М. Колосов и В. И. Кузнецов. М., 1998. — 612 с.
  127. Международные нормы и стандарты в области прав человека: (Учебный курс ООН) // Сов. журн. междунар. права. — 1991. — № 2. — С. 28—67.
  128. Н.В. Международное право: нормы и их юридическая сила. — М.: Юрид. лит., 1980. — 160 с.
  129. Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М.: Юрид. лит., 1991. 160 с.
  130. B.C. Право в системе социальной регуляции. — М., 1986. — 260 с. • ¦
  131. JI.A. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления России / Отв. ред. С. А. Авакьян. — М., 2000. — 180 с.
  132. Очерки по истории выборов и избирательного права / Под ред. Ю. А. Веденеева и Н. А. Богодаровой. — Калуга: Калужский областной фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций «Символ», 2002. — 692 с.
  133. А.Е. Избирательное право России. — М.: Издательская группа ИНФРА • М-НОРМА, 1996. 224 с.
  134. Права человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. — М.: Изд-во НОРМА, 2001.-573 с.
  135. Правовая культура, электоральная активность и телевидение / Отв. ред. А. В. Иванченко. М.: Студия «ВИКОН», 1996. — 128 с.
  136. Представительная демократия и электорально-правовая культура / Под общ. ред. Ю. А. Веденеева и В. В. Смирнова. — М.: Изд-во «Весь Мир», 1997. 224 с.
  137. М. Конституционное право Франции: Пер. с фр. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1957. — 672 с.
  138. Проблемы науки конституционного права: Монография / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. — Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998. — 308 с.
  139. Ф.М. Международные нормы о правах человека и российская действительность // Идеалы Всеобщей декларации прав человека и современный мир: Материалы межд. науч.—практ. конф. — Уфа: РИЦ БашГУ, 1999. — С. 81−85.
  140. Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции). — М.: Право и государство, 2003. — 304 с.
  141. Реформы избирательной системы в Италии и России: Опыт и перспективы / ИГП РАН. М., 2000. — 294 с.
  142. В.К. Конституционное право России: Курс лекций. — Уфа: Изд—е Башкирск. ун-та, 2004. — 320 с.
  143. В.К. Конституция Башкортостана: история и современность. Уфа, 1995. — 190 с.
  144. В.К. Некоторые вопросы реализации прав человека // Идеалы Всеобщей декларации прав человека и современный мир: Материалы межд. науч.—практ. конф. Уфа: РИЦ БашГУ, 1999. — С. 118−121.
  145. В.К. О республиканской избирательной системе // Экономика и управление. — 1996. — Уфа, — № 5. — С. 38—41.
  146. В.К. Теория права: Курс лекций. В 2 ч. Уфа, 1996. Ч. 2. С. 76.
  147. Сравнительное конституционное право / В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин, М. А. Никифорова и др.- Отв. ред. В. Е. Чиркин. — М. Изд. фирма «Манускрипт», 1996. 728 с.
  148. .А. Международные стандарты выборов и избирательное право России // Выборы. Законодательство и технологии. — 2000. — № 11. — С. 52−55.
  149. А.Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией Российской Федерации // Государство и право. — 1998. — № 3.— С. 64−70.
  150. В.В. Судебные аспекты непосредственного применения норм международного права // Рос. юрид. журн. — 1997. — № 2. — С. 53—58.
  151. А.Н. Права человека в свете принципов политической антропологии // Идеалы Всеобщей декларации прав человека и современныймир: Материалы межд. науч.—практ. конф. — Уфа: РИЦ БашГУ, 1999. — С. 203−205.
  152. О.И. Международное гуманитарное право. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1999. 328 с.
  153. О.И. Международно—правовые стандарты прав человека: развитие и характерные черты // Рос. юрид. журн. — 2001. — № 4. — С. 41—49.
  154. Ю.А. Курс сравнительного правоведения. — М.: Изд-во НОРМА, 1996. 432 с.
  155. В.А. Иерархия российского и международного права. — М.: Юрайт-М, 2001. 128 с.
  156. А.А., Трегубенков В. А. Понятие выборов в Российской Федерации // Рос. юрид. журн. 2001. — № 2. — С. 40−48.
  157. Г. И. Теория международного права / Под общ. ред. JI.H. Ше-стакова. — М.: Изд-во «Зерцало», 2000. — 416 с.
  158. В. Демократия и выборы // Выборы. Законодательство и технологии. — 2000. — № 6. — С. 46—54.
  159. Ш. Хабиров Р. Ф. Избирательная система Республики Башкортостан с точки зрения международного права и практики // Права человека на рубеже XX—XXI вв.еков: Материалы научно—практической конф. — Уфа, 1997. — С. 18−22.
  160. Е.Н. Избирательный процесс в России: Понятие и стадии // Правоведение. 1998. — № 2. — С. 32−35.
  161. С.В. Теория международного права: В 2-х т. — М.: Изд-во «НИМП», 1999. Т. 2. — 531 с.
  162. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. — М.: Изд-во «Зерцало», 1998. — 448 с.
  163. А.А. Субъективное избирательное право по действующему законодательству Российской Федерации // Рос. юрид. журн. — 2000. — № 3. — С. 60−69.
  164. А.А., Бендюрина С. В. Конституционные основы статуса народных представителей в органах публичной власти // Рос. юрид. журн. — 2001. — № 3. С. 20−28.11.2. Труды российских ученых начала XX века
  165. Н.Н. Русский народ и государство. — М., 1998. — 230 с.
  166. В.В. Избирательное право в Европе и России. — СПб.: Брокгауз—Ефрон, 1906. — 66 с.
  167. Правовое государство и народное голосование. — СПб.: Издание Н. Глаголева. 1906. — Вып. 2. — 210 с.
  168. Н.М. Лекции по общей теории права. — СПб., 2003. — 430 с.
  169. Е.Н. Труды по философии права. — СПб., 2001. — 228 с.
  170. .Н. О народном представительстве. — М., 1899. — 130 с. 1.3. Труды зарубежных ученых
  171. Аристотель. Политика. — М., 1980. — 354 с.
  172. Бержель Ж.—Л. Общая теория права: Пер. с фр. — М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000. 576 с.
  173. М. Введение в публичное право: Институты—Основы—Источники: Пер. с фр. — М.: Издательская группа «Интратэк — Р», 1995. — 345 с.
  174. Р., Жоффре—Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. — М.: Междунар. отношения, 1999. — 400 с.
  175. М., Кэй Р., Бредли Э. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии): Пер. с англ. — М.: «Права человека», 1997. — 640 с.
  176. М. Политические партии: Пер. с франц. — М.: Академический Проект, 2002. 560 с.
  177. Л. Конституционное право. Общая теория государства. — М., 1908. 506 с.
  178. Г. Избирательное право. — М.: Издание В. М. Саблина, 1906. — Кн. 1−2. 585 с.
  179. П. Электоральная практика, права человека и общественное доверие к демократической системе // Политические исследования. — 1995. — № 4. С. 123−130.
  180. April С. The Political Theory of Global Citizenship. — New York: Routledge, 2001.
  181. Choe Y., Darnolf S. Free and fair elections: What do we mean and How can we measure them? — Seoul, 1997.
  182. Coliver S., Merloe P. Guidelines for Election Broadcasting in Transitional Democracies. — London, 1994.
  183. Democratic elections: Human rights, public confidence and fair competition / International National Democratic Institute for International Affairs. — Washigton, 1997.
  184. Democratic governance and international law / Ed. by G.H. Fox, B.R. Roth. —Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
  185. Election Observation Handbook, 4tht edition / OSCE/ODIHR. Warsaw, 1999.
  186. Election Observation Handbook. 4tht edition / OSCE/ODIHR. Warsaw, 1999.
  187. Electoral systems: A world-wide comparative study. — Geneva: Inter-parliamentary union, 1993.
  188. Fox G.H. The Right to Political Participation in International Law / Yale Journal of International Law. 1992. № 17.
  189. Goodwin-Gill G.S. Free and Fair Elections: International Law and Practice. — Geneva: Inter-Parlamentary Union, 1994.
  190. Goodwin-Gill G.S. International law and the movement of persons between states. — Oxford: Clarendon Press, 1978.
  191. Guidelines for Reviewing a Legal Framework for Elections / OSCE/ODIHR. —Warsaw, 2001.
  192. Guidelines to Assist National Minority Participation in the Electoral Process / OSCE/ODIHR. Warsaw, 2001.
  193. Handbook for European Union Election Observation Missions / Ed. by A. Eriksson. Brussels, 2002.
  194. Handbook for European Union Election Observation Missions / Ed. by A. Eriksson. — Brussels, 2002.
  195. Human rights and elections: A handbook on the legal, technical and human rights aspects of elections / Centre of Human rights, United Nations. — New York, Geneva, 1994.
  196. Human rights: A Basic Handbook for UN Staff / United Nations Staff College Projects. — New York, 1994.
  197. International electoral standards: Guidelines for reviewing the legal framework of elections / International National Democratic Institute for International Affairs. Washigton, 2002.
  198. International Standards and Commitments on the Right to Democratic Elections: A Practical Guide to Democratic Elections Best Practice / OSCE/ODIHR Draft Paper. Warsaw, 2002.
  199. Masclet J.C. Droit electoral. — Paris: Presses univ. de France, 1989.
  200. Resolving Election Disputes in the OSCE Area: Towards a Standard Election Dispute Monitoring System, by Denis Petit, Rule of Law Expert / OSCE/ODIHR. -Warsaw, 2000.
  201. Reynolds A, Reilly B. The International IDEA handbook of electoral system design. — Washigton, 1997.
  202. Steiner H J. Political Participation as a Human Right / Harvard Human Rights Yearbook. 1998. — № 1. — P.77−134.
  203. The compatibility of law of the Russian Federation with the requirements of the European Convention on Human Rights. — Moscow- Strasbourg, 1997.
  204. Waldrauch H. Electoral rights for foreing nationals: A comparative overview of regulations in 39 countries. — Vienna, 2002.
  205. Конституцшне право У^ра1ни / За ред. В. Ф. Погоршка. — К., 2002.
  206. С.А. Конституционное право России. Методическое руководство к семинарам. — М.: ИКД «Зерцало—М», 2001. — 96 с.
  207. Башкортостан на выборах и референдумах в 1991—2000 годах: Справочные материалы. Итоговые таблицы / Кинзягулов Б. И., Алтынова Н. Ф., Гепо-лова Т.С. и др. Уфа, 2002. — 108 с.
  208. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Общество и государство. Правители и полководцы. Народы и страны. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. 832 с.
  209. М.А., Вершинин М. С. Избирательная система России: Словарь—справочник. — СПб., 1999. — 202 с.
  210. А.Б. Теория государства и права. — 3-е изд. — М., 2000. — 387 с.
  211. Вопросы права и государства: Публикации разных лет (1972—1997 гг.): Избранные статьи / Сост. В. К. Самигуллин. Уфа, 2002. — 325 с.
  212. Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 1998—2000. Электоральная статистика: В 2-х т. — М., 2001. — Т.1. — 168 с.
  213. И.В. Избирательное право Российской Федерации. — М.: Норма, 2004. 256 с.
  214. И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. — М.: Изд-во НОРМА, 2003. 368 с.
  215. И.В., Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Челябинская область — субъект Российской Федерации: Учеб. пособие. — Челябинск: Полигр. об-ние «Книга», 1997. 237 с.
  216. Ю.А., Исраелян В. Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. — 864 с.
  217. Доклад о мировом развитии 2002 года. Создание институциональных основ рыночной экономики. М., 2002. — 260 с.
  218. Р.В., Тадевосян Э. В. Конституционное право. — М., 2000. — 270 с.
  219. Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии. — М., 1999. — 290 с.
  220. А.В. Избирательное право и избирательные системы // Конституционное право / Отв. ред. В. В. Лазарев. — М., 1999. — С. 340−376.
  221. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А. В. Иванченко. — М.: Изд-во НОРМА, 1999. — 841 с.
  222. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А. А. Вешняков. — М.: Изд-во НОРМА, 2003. — 816 с.
  223. Институты конституционного права иностранных государств / Отв. ред. Д. А. Ковачев. — М.: «Городец—издат», 2002. — 496 с.
  224. Д.Б., Корчиго Е. В. Избирательное право: Учеб. пособие / Под ред. Ю. А. Веденеева. М., 2001. — 288 с.
  225. С.А. Наше будущее — свободные граждане свободной страны // Рос. газета. — 1994. — 9 авг.
  226. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебщник. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2001. — 520 с.
  227. Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 381 с.
  228. В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 1998. — 304 с.
  229. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4 т. / Отв. ред. Б. А. Страшун. 3-е изд., обновл. и дораб. — М.: Изд-во БЕК, 2000. —1. Т. 1−2. 784 с.
  230. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общей ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. — М.: Издательство НОРМА, 2001. 832 с.
  231. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. — Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001. — 548 с.
  232. Конституционное право. Энциклопедический- словарь. / Отв. ред.
  233. С.А. Авакьян. М.: Изд-во НОРМА, 2000. — 688 с.
  234. Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. М. С. Саликов. М., 2003. — 416 с.
  235. Конституция Российской Федерации и проблемы ее реализации: Сб. науч. тр. / Науч. ред. А. С. Саломаткин и А. А/ Хашимов. — Челябинск, 1999. 190 с.
  236. Ю.И., Толстопятенко Г. П., Экштайн К. А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» / Под ред. К. А. Экштайна. — М.: «Изд-во ЭКОМ», 2000. 448 с.
  237. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. М.: Изд-во НОРМА, 2000. — 584 с.
  238. О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах: Доклад Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. — М., 2000. — 120 с.
  239. С.И., Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 762.
  240. А.Г., Осипов В. И. Англо-русский юридический словарь: право и экономика. М., 2002. — 774 с.
  241. Право Европейского Союза: Документы и комментарии / Под ред. С. Ю. Кашкина. М.: Терра, 1999. — 260 с.
  242. В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. — 561 с.
  243. Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами // Вестн. Центр, избират. комис. Рос. Федер. 2002. — № 11. — С. 232−280.
  244. Рекомендации по анализу законодательной базы выборов / ОБСЕ, БДИПЧ. Варшава, 2001. — 54 с.
  245. Рекомендации, способствующие участию национальных меньшинств в избирательном процессе / ОБСЕ, БДИПЧ. — Варшава, 2001. — 67 с.
  246. Рекомендации, способствующие участию национальных меньшинств в избирательном процессе / ОБСЕ/БДИПЧ. Варшава, 2001. — 104 с.
  247. Советский энциклопедический словарь. — 4-е изд. — М., 1987. — 1010 с.
  248. Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие /Автономов А. С., Веденеев Ю. А., Луговой В. В. М.: Изд-во НОРМА, 2003. — 208 с.
  249. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 776 с.
  250. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Ко-рельского и В. Д. Перевалова. 2-е изд. — М., 2001. — 616 с.
  251. Ю.А. Публичное право: Учебник. — М.: Изд-во БЕК, 1995. 496 с.
  252. .Н. Европейское право. — М., 1998. — 428 с.
  253. Хартия Европейского Союза об основных правах: Комментарий / Под ред. С. Ю. Кашкина. — М.: Юриспруденция, 2001. — 208 с.
  254. Н.Э. Основы избирательного права: Учеб. пособие. — Иркутск, 1998. 96 с.
  255. I. Диссертации, авторефераты диссертаций
  256. Н.М. Политико—правовые основы реализации избирательных прав граждан в современной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2001.-23 с.
  257. П.А. Проблемы совершенствования избирательного законодательства в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — Саратов, 1998. 235 с.
  258. И.Б. Основные права и обязанности государств в избирательном процессе: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2002. — 22 с.
  259. А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1997. — 170 с.
  260. С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека: Дис.. д-ра юрид. наук. — М., 1999. 308 с.
  261. И.А. Проблемы правового регулирования выборов депутатов в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1999. 23 с.
  262. В.П. Избирательные права граждан Российской Федерации и роль органов внутренних дел в их реализации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук.-М., 2001.-21 с.
  263. Т.Д. Реализация конституционного законодательства (Проблемы теории и практики): Дис.. д-ра юрид. наук. — Воронеж, 1999. — 369 с.
  264. С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации (Проблемы теории и практики): Дис. д-ра юрид. наук. — Владивосток, 1999. 507 с.
  265. В.А. Система государственной власти в Российской Федерации (Основные публично-правовые параметры): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2002. — 47 с.
  266. К.В. Субъекты избирательного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2000. — 26 с.
  267. А.В. Политические права и свободы граждан Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Челябинск: ЧелГУ, 2003. — 38 с.
  268. В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: Дис.. д-ра юрид. наук. — М., 2000. — 416 с.
  269. В.И. Проблемы современного избирательного права в России и в европейских странах: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. — М., 1995. — 35 с.
  270. М.В. Избирательный процесс в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. — Волгоград, 1999. — 201 с.
  271. М.С. Проблемы правового регулирования выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — Тюмень, 1998. — 172 с.
  272. В.Д. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 1998. — 185 с.
  273. Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (проблемы теории и практики): Автореф. дис. д-ра юрид. наук. — М., 2001. — 52 с.
  274. А.Е. Система избирательного законодательства в Российской Федерации: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. — М., 1997. — 49 с.
  275. В.В. Публичная власть: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Уфа, 2003. 21 с.
  276. В.К. Конституционное развитие Башкортостана: Исто-рико-теоретическое исследование: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. — М., 1998. 50 с.
  277. С.В. Принципы избирательного права и их реализация в условиях формирования новой Российской государственности: Дис.. канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 1999. — 191 с. 1. Материалы Всемирной сети Интернет
  278. Select Orations and Letters of Cicero, ed. J.B. Greenough & G.L. Kittredge. Boston: Ginn and Company, 1902. Available on web-site: http://www.uah.edu/stu-dentlife/organizations/SAL/misc/romancon.html 22.04.03.
  279. Законы и учреждения Соединенных штатов Америки: Сборник материалов для группы наблюдателей на выборах в США 23 октября — 8 ноября 1998 г. T.I. Available on web—site: http://www.democracy.ru/library/ foreign/coun-tries/usa/rus1998—15/page4.html 18.05.03.
  280. В. Выборы глав исполнительной власти регионов. Available on web—site: http://pubs.carnegie.ru/books/2001/01np 22.04.03.
  281. Сборник материалов для группы наблюдателей на выборах в США 23 октября—8 ноября 1998 года. Т.1. Законы и учреждения Соединенных штатов Америки. Available on web-site: http://www.democracy.ru/library/for-eign/countries/usa/rus1998—15/page9.html 18.05.03.
  282. Тезаурус Библиографическо-информационной системы ООН (ЮНБИС). Available on web-site: http://lib-thesaurus.un.org/LIB/DHLUNBISThesaurus.nsf/caabd090fl9349e385256cf400648 b21/b480ef40e3b5abf585256aa0005f08370penDocument 06.08.03.
  283. A.O. Избирательные права граждан Европейского Союза. Available on web-site: http://eulaw.edu.ru/documents/articles/izbirprav.htm 16.05.03.
Заполнить форму текущей работой