Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Юридические механизмы института ответственности в системе местного самоуправления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертант излагает ряд выводов по развитию и совершенствованию законодательства, регулирующего институт муниципально-правовой ответственности, в том числе проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенного Президентом Российской Федерации 4 ноября 2002 года. Так, автор аргументирует предложение внесения в указанный Законопроект… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общие положения об ответственности органов и должност- 9 ных лиц местного самоуправления
  • Глава 2. Основания и условия ответственности органов и должност- 60 ных лиц местного самоуправления
  • Глава 3. Виды ответственности органов и должностных лиц местного 95 самоуправления

Юридические механизмы института ответственности в системе местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблемы установления и реализации института ответственности, несмотря на их большое практическое значение, недостаточно анализируются в научной литературе и на практике, следствием чего являются неоднократные нарушения законодательства со стороны органов и должностных лиц местного самоуправления. Существует ряд нерешенных проблем теоретического осмысления и законодательного регулирования данного института.

Так, в российском законодательстве закреплен принцип регулирования вопросов деятельности органов местного самоуправления на трех уровнях: Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, однако несогласованность и противоречивость правовых норм, устанавливающих институт ответственности, особенно характерных для нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, препятствуют применению института ответственности на практике и требует решения вопросов теоретического и прикладного характера.

Кроме того, проблема ответственности в деятельности органов власти является определяющим началом современной концепции демократии в государстве, и в настоящее время значимость института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления повышается1. Интерес к указанной проблематике связан с формированием новых подходов к взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления, сопряженных с усилением ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, проведением реформ в публично-правовой сфере.

Автор обращает внимание на то, что инструменты защиты интересов населения и государства в целом, санкции в отношении органов и должностных лиц.

1 См, например, Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2002.19 апреляЗаключение по проекту федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (новая редакция), вносимому в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. // Официальное интеренетпредставительство Президента России. President.Kremlin.ru, 23.11.2003. местного самоуправления, механизмы реализации ответственности должны быть четко определены в законодательстве. Кроме того, контроль за осуществлением управления на местах должен быть не просто зафиксированным, а реально действующим. Необходимо не только декларировать ответственность, но и вырабатывать механизмы ее реализации, учитывая, что на органы местного самоуправления возложено решение задач, значимых для государства и общества1.

Степень научной разработанности темы и круг использованных источников.

Проблема регулирования юридических механизмов ответственности в системе органов местного самоуправления в российском законодательстве является относительно новой. До настоящего времени комплексно не отражены теоретические положения о муниципально-правовой ответственности, не выработаны действенные правовые механизмы возложения ответственности на органы и должностные лица местного самоуправления.

В тоже время те или иные аспекты соотношения органов государственной власти и местного самоуправления, контроля, ответственности рассматривались учеными на разных этапах исторического развития общества.

Так, вопросы организации и взаимодействия государственной власти и местного самоуправления (земского и городского самоуправления) исследовались в трудах русских юристов конца XIX — начала XX вв.: В. П. Безобразова, JI. А. Велихова, Б. Б. Веселовского, А. Д. Градовского и др. В советский период проблемы организации местного самоуправления изучались в рамках науки советского строительства.

В отечественной юридической науке изучение вопросов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также ответственности представлено работами С. А. Авакьяна, Г. В. Атаманчука, В. И. Васильева, И. В. Выдрина, Н. А. Емельянова, Е. М. Ковешникова, А. Н. Кокотова, О.Е. Ку-тафина, Н. В. Постового, В. И. Фадеева, Е. С. Шугриной, а также трудами таких теоретиков права, как: С. А. Авакьян, С. С. Алексеев, К. И. Амирбеков, В.Д. Ар

1 Широков А. Точечными поправками не обойтись // Муниципальная власть. .№ 1., 2003.С.42. дашкин, В. К. Бабаев, Б. Т. Базылев, И. Н. Барциц, Н. А. Боброва, С. Н. Братусь, В. М. Горшенев, Е. В. Гриценко, Т. Д. Зражевская, О. Э. Лейст, Ю. М. Козлов, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Н. С. Малеин, А. А. Пионтковский, Н. В. Постового, И. С. Самощенко, А. А. Сергеева, М. С. Строгович, Ю. А. Тихомиров, И. А. Умнова, М. Х. Фарукшин, Н. Н. Черногор, Д. Т. Шон и др.

Кроме того, автор использовал работы отечественных ученых-юристов по сравнительному муниципальному, конституционному праву и труды зарубежных исследователей (И.А. Андреевой, М. В. Баглая, Г. В. Барабашева, Е. В. Гриценко, Н. П. Медведева, А. А. Мишина, Б. С. Страшуна, А. Токвиля, Э. Харлоф, А. И. Черкасова, В. Е. Чиркина, ХШоллера, Г. Штимпфла).

Особую группу источников составили материалы Полного Собрания Законов и Свода Законов Российской империи различных годов изданиятексты советских конституций, законов, постановленийтексты конституций зарубежных государствЕвропейская Хартия о местном самоуправленииКонституция Российской Федерации, акты федерального, регионального законодательства, уставы муниципальных образованийзаконопроект Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" — решения Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерациипубликации результатов социологических опросов.

Целью диссертационного исследования является анализ проблемы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления как целостного, самостоятельного правового института, изучение правовых аспектов механизма ответственности в системе местного самоуправления и особенностей практического применения данного института, выработка на этой основе предложений и рекомендаций. Постановка цели определила возникновение конкретных задач, решение которых и составило содержание данной работы:

1) отражение развития института муниципально-правовой ответственности в истории отечественного права и права некоторых иностранных государств;

2) анализ понятия юридической ответственности, установление взаимосвязи социальной и юридической ответственностиисследование специфики института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;

3) выявление особенностей правового регулирования, оснований и условий муниципально — правовой ответственностиправового статуса органов и должностных лиц местного самоуправления;

4) выявление форм и порядка (процедуры) возложения ответственности на органы и должностные лица местного самоуправления;

5) формулирование выводов и предложений по совершенствованию законодательства.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области установления и применения ответственности к органам и должностным лицам местного самоуправления.

В диссертации рассматриваются основные группы указанных отношений, а именно: отношения по установлению и реализации ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государствомпо возложению ответственности на органы и должностных лиц местного самоуправления в случае утраты доверия населенияпо установлению и реализации ответственности указанных субъектов перед физическими и юридическими лицами.

Предметом исследования являются юридические механизмы реализации ответственности в системе местного самоуправления, проблемы их применения.

Методологическую основу исследования представляют апробированные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой. Использованы общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него часгнонаучные методы: логический, историко-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системно-структурный и системно-функциональный. Методология исследования основана на достижениях наук теории государства и права, конституционного, муниципального, административного, уголовного гражданского и других отраслей права. Их применение позволило исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, выявить определенные тенденции, сделать обобщения.

Научная новизна диссертации состоит в том, что на основе комплексного и междисциплинарного подхода осуществлена попытка осмысления теоретических и практических проблем муниципально-правовой ответственности, механизмов ее реализации. Исследованы особенности юридических механизмов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в рамках института муниципально-правовой ответственности.

На основе анализа федеральных законов, законодательства субъектов Федерации, нормативно-правовых актов местного самоуправления критически осмыслен существующий опыт правовой регламентации и применения института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Диссертант отмечает существенные недостатки действующих в данной сфере законодательных актов: нечеткое определение оснований наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправленияотсутствие конкретной процедуры ее применениянарушение правил юридической техники при конструкции соответствующих норм, отсутствие гарантий от злоупотребления использованием данного института ответственности.

Автор предлагает дополнительное основание ответственности перед государством — фактическое прекращение деятельности органов местного самоуправленияперечень оснований ответственности в случае утраты доверия населениемсоздание органа надзора и координации за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, а также включение в процедуру применения муниципально-правовой ответственности перед населением стадии предупреждения.

В исследовании разработаны и выносятся на защиту следующие положения и выводы, предложения и рекомендации, отражающие новые подходы к проблемам юридических механизмов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:

— Сущность (природа) ответственности, ее функции и основные признаки позволяют выявить взаимосвязь социальной и юридической ответственности, сформулировать понятие юридической ответственности. На современном этапе юридическая ответственность является многофакторным феноменом, где «позитивная ответственность» является общеметодологической составляющей, а «негативная ответственность» отражает конкретные меры реагирования.

Муниципально — правовая ответственность, являясь самостоятельным комплексным правовым явлением, представляет собой разновидность публично-правовой ответственности, что обуславливает специфику ее отдельных элементов и форм.

В ходе анализа исторического развития института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в отечественном праве установлена преемственность отдельных видов, мер ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Целесообразно использовать опыт Местных Советов, закрепив процедуру предварительного заслушивания должностного лица, предваряющую непосредственно инициацию механизма отзыва выборного должностного лица органа местного самоуправления.

Сложность и противоречивость процессов, связанных с установлением и применением муниципально-правовой ответственности, требуют изменения в подходах к законодательному закреплению данного института на федеральном уровне.

Необходимо активное использование предупредительных процедур при решении вопросов, связанных с применением муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в случае утраты доверия со стороны населения.

Следует расширить правовое регулирование процессуальных особенностей применения института муниципально-правовой ответственности законодательными актами субъектов Российской Федерации, направленное на повышение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, а также унифицировать структуру и содержание регионального законодательства, устанавливающего процедуру избрания и отзыва выборных должностных лиц органов местного самоуправления.

Апробация результатов исследования. Положения диссертации обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Содержание отдельных положений диссертации озвучены на межрегиональной научно-практической конференции «Законодательное регулирование деятельности органов местного самоуправления: опыт, проблемы, перспективы». Основные выводы и предложения изложены автором в ряде статей, опубликованных в сборниках научных статей Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Результаты исследования нашли свое применение в практической работе правовых служб органов государственной власти Республики Бурятия (Народный Хурал), в разработке законопроекта Республики Бурятия «Об отзыве депутата представительного органа местного самоуправления», в учебном процессе юридического факультета Бурятского государственного университета.

Структура и содержание диссертации определяются целями и задачами исследования и включают в себя введение, три главы, заключение, библиографический список использования литературы и нормативных правовых актов.

Заключение

.

Проведенное исследование показало, что проблема ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, юридических механизмов ее реализации является сложной и многогранной.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления развивалась от самых простых форм, таких как: уголовная, административная, дисциплинарная ответственность должностных лиц. Первоначальной функцией органов местного самоуправления было осуществление государственного управления на местах, таким образом, осуществлялся перенос государственной функции по обеспечению жизнедеятельности населения на местах на органы местного самоуправления. Но с развитием государственности местное самоуправление становится политическим институтом, призванным обеспечивать самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, а не просто решение текущих хозяйственных вопросов. В связи с этим появляется ответственность органов местного самоуправления перед населением. А такая мера ответственности как роспуск представительного органа местного самоуправления органом государственной власти заменяет тотальный государственный контроль за деятельностью органов самоуправления на урегулированный правом институт ответственности органов местного самоуправления перед государством. В диссертации установлена преемственность отдельных видов, мер ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Предлагается использовать опыт Советов, закрепив процедуру предварительного заслушивания должностного лица, предваряющую непосредственно инициацию механизма отзыва выборного должностного лица органа местного самоуправления.

В настоящее время Российская Федерация активно использует практику зарубежного опыта функционирования системы местного самоуправления. В диссертации отмечено, что в России, как и во всех государствах с развитой демократией имеют место элементы и общественной теории местного самоуправления, основанной на принципе самостоятельности местного населения в решении вопросов местного значения, и государственной, рассматривающей местное самоуправление как нижнее звено единой общегосударственной системы управления.

В диссертации рассмотрена сущность ответственности. Установлено, что юридическая ответственность является многофакторным феноменом, где «позитивная ответственность» является общеметодологической составляющей, а «негативная ответственность» отражает конкретные меры реагирования. Думается, данный подход является необходимым условием правильного понимания содержания института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

В ходе исследования выявлены особенности содержания, цели муници-пально-правовой ответственности как вида публично-правовой ответственности, выведено ее понятие.

Раскрыты присущие муниципально — правовой ответственности специфические признаки, функции, виды и основные формы, характеризующие ее как самостоятельный вид ответственности. Отмечается, что муниципально-правовая ответственность выступает, с одной стороны, гарантией защиты надлежащей реализации прав и обязанностей органов местного самоуправления и должностных лиц в различных сферах местного самоуправления, а с другойгарантией стабильности для населения, поскольку позволяет реализовывать принцип непрерывности исполнения муниципальной власти, следствием которого является качественное оказание услуг населению.

Диссертантом проведен анализ нормативной базы, составляющей основу правового регулирования отношений ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, юридических механизмов ее реализации и сделан вывод о том, что имеют место неточности и пробелы в правовом регулировании рассматриваемых отношений.

4- Диссертант предлагает процедуру досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающих закон или устав муниципального образования, осуществлять по решению суда, при условии, что законодательные и исполнительные органы государственной власти имеют право инициировать рассмотрение этого вопроса. При этом закрепить в качестве дополнительной стадии процедуры прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления возможность приостановления незаконных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления до рассмотрения судом в установленные процессуальные сроки дела по существу. В таком случае одновременно решаются два вопроса: о реализации принципа законности и соблюдении прав местного самоуправления.

Диссертант излагает ряд выводов по развитию и совершенствованию законодательства, регулирующего институт муниципально-правовой ответственности, в том числе проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенного Президентом Российской Федерации 4 ноября 2002 года. Так, автор аргументирует предложение внесения в указанный Законопроект в качестве дополнительного основания временного исполнения полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъекта Российской Федерации — фактическое прекращение деятельности органов местного самоуправленияизменение наименования одной из статей, как нарушающее правила юридической техники, а именно аутентичности отображения содержательной части наименованиюприостановление исполнения решения об отрешении от должности в случае судебного обжалования такого решения должностным лицом местного самоуправленияустановление механизма привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в случае неисполнения отдельных государственных полномочий, а также формы их ответственности перед государством.

Автор обосновывает необходимость использования предупредительных процедур при решении вопросов, связанных с применением муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в случае утраты доверия со стороны населения, а также в случае предусмотренного Законопроектом введения временного исполнения полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъекта Российской Федерации в ситуации возникновения просроченной задолженности муниципального образования по исполнению своих обязательств в объеме свыше 30 процентов собственных доходов бюджета.

В исследовании отмечается, что в настоящее время становится очевидной тенденция к повышению роли ответственности по сравнению с предыдущим этапом функционирования местного самоуправления в России.

Автор приходит к выводу, что практика требует совершенствования законодательства, устанавливающего юридические механизмы ответственности в системе местного самоуправления. Диссертант полагает, что следует выработать и закрепить единые принципы и критерии применения муниципально-правовой ответственности, определяющие допустимость тех или иных оснований, процедур возложения ответственности, учитывающие эффективность принимаемых мер. Следствием этого должно стать как обеспечение стабильности осуществления муниципальной власти, так и ответственности ее представителей за исполнение возложенных на них обязанностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Европейская хартия местного самоуправления И Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. ст. 4466.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.07.2002. N 30. ст. 3012
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации N 51-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 5.12.1994. N 32. ст. 3301.
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 18.11.2002. N 46. ст. 4532.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). ст. 1.
  7. Трудовой Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). ст. 3.
  8. Уголовный Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. N 25. ст. 2954.
  9. Федеральный Закон «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 15. ст. 1695.
  10. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. ст. 3506
  11. Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12.01.1998. N2. ст. 224.
  12. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 33. Ст. 3406.
  13. Закон «О гражданстве» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. 1992. № 6. ст. 243
  14. Закон Российской Федерации N 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 13. 05.1993 г., N 19, ст. 685.
  15. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6.07.1991 г.// Ведомости Съезда Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.
  16. Закон РСФСР «О порядке отзыва депутата местного Совета народных депутатов РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1979. № 51. Ст. 1273.
  17. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава основного Закона Читинской области // Собрание законодательства. 1996. № 7.
  18. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2002 № 7-П // Российская газета. 2002. 10 апреля.
  19. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава-основного Закона Читинской области // Собрание законодательства, 1996, N 7.
  20. Постановление Конституционного суда Российской Федерации N — 14-П // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 октября 1997 г., N 42, ст. 4902.
  21. Указ Президента Российской Федерации «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. ст. 5071.
  22. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 31. ст. 3249
  23. Указ Президента Российской Федерации «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993, № 44. ст. 4188.
  24. Указ Президента Российской Федерации «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993, N 52, ст. 5071.
  25. Указ Президента Российской Федерации «О реформе представительных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 11.10.1993. № 41.ст. 1197.
  26. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных округов Российской Федерации. М.: Известия, 19 951 997. Вып. 1 -3.
  27. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных округов Российской Федерации. М.: Известия, 1996. Вып.2.
  28. Закон Республики Хакасия «О порядке отзыва главы администрации, района, города республиканского значения, главы местного самоуправления в Республике Хакасия» от 14.06.2001 N 29 //Вестник Хакасия. 22.06.2001 г.
  29. Закон Московской области «О местном самоуправлении в Московской области» от 13.06.1996 // Вестник московской областной Думы, N 8, август 1996.
  30. Закон Республики Марий Эл «О порядке отзыва выборного должностного лица, депутата представительного органа муниципального образования Республики Марий Эл» от 12.09.2000 N 37−3 // Марийская правда, N 231, 10.12.2002.
  31. Закон Архангельской области «О порядке отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления» от 06.07.1999 N 138−23−03 // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва, N 23, 1999.
  32. Закон Иркутской области «О местном самоуправлении в Иркутской области» от 15.12.1997 // Восточно-Сибирская Правда. 1997.20 декабря.
  33. Закон Иркутской области «О статусе главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местногосамоуправления» от 18.11.1998. N 25/5-ЗС // Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области, 08.12.1998.
  34. Закон Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» от 26.09.1996 N 11−322 // Красноярский рабочий, NN 204−205, 26.10.1996.
  35. Закон Республики Бурятия «О местном самоуправлении в республике Бурятия» от 29.11.1991 N 162-XII // Бурятия. 24.12.1991.
  36. Закон Саратовской области «О местном самоуправлении в Саратовской области» от 09.07.2002 N 71 —ЗСО // Саратов столица Поволжья. 13.07.2002.N 127−128 (559−560).
  37. Закон Тамбовской области от 28.11.2000 N 152−3 «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления в Тамбовской области» // Тамбовская жизнь, N 247 (22 191). 22.12.2000 г.
  38. Закон Тверской области «О порядке отзыва депутата, главы муниципального образования и иного выборного должностного лица местного самоуправления» от 12. 02.2002 N 7- ОЗ-З // Тверские ведомости, N 22 (15−21 марта), 2002.
  39. Избирательный кодекс Белгородской области от 10.01.2003 N 64 // Белгородские известия. 10.01. 2003.
  40. Кодекс о выборах, референдумах и отзыве выборных лиц от 08.09.2000 N 178-И-ОЗ//Воронежские ведомости, 10.10.2000.
  41. Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 28.11.2002 N 364-П-3 «О проекте избирательного кодекса (закона) Тверской области».
  42. Высочайше утвержденное городовое положение от 16 июня 1870 // Полное собрание Законов Российской империи -2. T.XLV. № 48 498.
  43. Городовое положение" 1785 г // Полное собрание законов Российской империи -1. T.XXVI.№ 19 900.
  44. Городовое положение от 11 июня 1892 г. // Полное собрание Законов Российской империи 3. Т. XII.№ 8708.
  45. Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи" 1785 года // Полное собрание законов Российской империи-1. Т.ХХП.№ 16 188.
  46. Положение 1864 года // Полное собрание законов российской империи-2.T.XXXIX. № 40 457.
  47. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 12 июня 1890 г. // Полное собрание Законов Российской империи 3. Т. Х.№ 6927.
  48. Ю. Вакуум права порождает произвол власти / Российская Федерация. М.: «Тип. «Новости», 1998. № 24.
  49. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.
  50. А.К. Регионы и муниципальное самоуправление: Вопросы ответственности // Социологические исследования. 2002. № 2.
  51. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации («Круглый стол» в Институте государства и права РАН) // Государство и право. 1997. № 5.
  52. Н.Г. Законность и правоотношение в советском обществе. М.: Госюриздат. 1955.
  53. А.А. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 1992. № 7.
  54. С.С. Общая теория права: в 2-х т. T. I М.: Юрид. лит., 1981.
  55. С.С. Общая теория права: в 2-х т. Т.2 М.: Юрид. лит., 1982.
  56. С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит. 1989.
  57. С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. T.I.
  58. С.С. Теория права. М., 1993.
  59. А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть Сущность и основные институты административного права. М.: «ТЕИС», 1994.
  60. А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Часть 2. Административно-правовая организация управления экономикой, социально-культурной и административно-политическими сферами. М.: «ТЕИС», 1995.
  61. К. Юридическая ответственность муниципальных образований и прокурорский надзор // Право и жизнь. 2001, № 31.
  62. И. А. Реформа местных органов власти и территориального самоуправления в Польше(1990) Реформы местного самоуправления в западной Европе. М., 1993.
  63. В.Д. О принуждении по советскому праву // Советское государство и право. 1970. № 7.
  64. Г. В. Теория государственного управления. М., 1998.
  65. В.К. Правомерное поведение. Правонарушение // Общая теория права: курс лекций / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
  66. .Т. Юридическая ответственность. Красноярск, 1985.
  67. Г. В. Идеалы самоуправления и российская действительность // Государство и право. 1996. № 11.
  68. Г. В. Совет и мэр «в упряжке» самоуправления // Народный депутат. 1991. № 11.
  69. Д.Н. Административная ответственность и законность. Очерк теории. М., 1976.
  70. В.П. Земские учреждения и самоуправление. М., 1874.
  71. Д.И. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения. Ташкент. 1989.
  72. Н.А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985.
  73. Большая российская энциклопедия, 1995.
  74. С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). М., 1976.
  75. В.И. Как выбрать главу муниципального образования (сравнительный анализ избирательного законодательства) // Журнал российского права. 1997. № 11.
  76. В.И. Местное самоуправление сегодня и завтра // Журнал российского права. 1997. № 8.
  77. А.И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб. Д 872.Т2.
  78. Л.А. Основы городского хозяйства. М., 1928.
  79. .Б. Земство и земская реформа. Петроград, 1918.
  80. Н.А. Кризис местного самоуправления и правовые средства его преодоления //Законодательное регулированиедеятельности органов местного самоуправления: опыт, проблемы, перспективы. Улан-Удэ, 2000 г.
  81. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект): Монография. -Екатеринбург: Изд-во УрПО А, 1998.
  82. Гильченко J1.B. Из истории становления местного самоуправления в России. // Государство и право. 1996. № 2.
  83. JI. Местное самоуправление: долгое возвращение. Серия «Библиотека муниципального служащего», Выпуск 1. М.: Московский общественный научный фонд, 1998.
  84. Н.Н., Емельянов Н. А. Емельянова Т.С. Модернизация российского общества: реформа местного самоуправления. М.- Орел, 1999.
  85. Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972.
  86. Государственная дисциплина и ответственность./ Под ред. Антоновой Л. И., Кожохина Б. И. -JL: Издат-во Ленинградского Университета, 1990.
  87. Государственное право буржуазных и освободившихся стран. М., 1986.
  88. А.Д. Системы местного управления на западе Европы и России // Сб. соч. СПб., 1904. T.IX.
  89. Гражданское право. T. I / Под ред.М. М. Агаркова, Д. М. Генкина. М., 1944.
  90. Гражданско правовая ответственность. Справочник практикующего юриста. Издательство «Р -центр», 2000.
  91. Е.В. Местное самоуправление и государство в условиях федерализма: Сравнительно-правовое исследование на примере Германии и России: Автореферат дис. .доктора юрид. наук. СпБ., 2002.
  92. В.М. Государственное управление и гражданско-правовая ответственность//Советское государство и право. 1985.№ 1.
  93. Дитятко некий М. Ю. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Автореф. дис. канд. юр. наук. Екатеринбург, 2001.
  94. В.Ф., Федоров М. В. Местное самоуправление в России (XII-XX века).Уч. пособ. -М.: Новый юрист, 1998.
  95. Н.А. Выступление на заседании «круглого стола» на тему «Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления//Круглый стол Совета Федерации, Изд. Совета Федерации. Вып. 14. М., 2001.
  96. Н.А. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1997.С.20
  97. Н.А. Местное самоуправление в России: генезис и тенденции развития. М., 1997.
  98. Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Монография. -Москва-Тула: ТИГИМУС, 1997.
  99. Н.А. Муниципальные системы зарубежных стран. Курс лекций. Москва-Тула: Гриф, 1998.
  100. Н.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционно-правовой и институциональный анализ: Дис. доктора юрид. наук. М., 1998.
  101. Н. А. Шафиков Р.Ф. Местное самоуправление в Российской Федерации: теория и практика. М., 2000.
  102. Н.А., Емельянова Т. С. Местное самоуправление в Российской Федерации. Курс лекций. М. Тула, 2001.
  103. Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: проблемы, поиски, решения. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.
  104. А.А. Может ли государственная власть руководить властью муниципальной? / / Российская Федерация. М.: «Тип. «Новости». — 1998. № 18−19.
  105. А.А. Прекращение полномочий выборных лиц местного самоуправления // Муниципальная власть. 1999. № 2.
  106. О.С. Вина и ответственность по советскому праву // Сов. Государство и право. 1972. № 9.
  107. История государства и права России в документах и материалах. С 1930 г. по 1999 г. / Автор-сост. И. Н. Кузнецов —Мн.:Амалфея, 2000.
  108. История государства и права России в документах и материалах. С древнейших времен по 1930 г. / Автор-сост. И. Н. Кузнецов -Мн.:Амалфея, 2000.
  109. История отечественного государства и права. 4.2., Под ред. Чистякова.-З-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2002.
  110. В. Т. Личность и власть в развитом социалистическом обществе // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции 1977 года. Саратов. 1980.
  111. Ю.Д., Писарев А. Н. Муниципальное право России. Учебник. М.: Новый юрист, 1998.
  112. Е.А., Малов В. Г. Материальная ответственность рабочих и служащих на предприятии. М., 1968-
  113. В.О. Сочинения, в 9 т. М., 1987.Т.2.
  114. Л.Н. Правонарушения и закон.// Правоведение. 1991 .№ 1.
  115. Е.М. Муниципальное право. М.: Издательство НОРМА, 2002.
  116. Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Издательство НОРМА, 2002.
  117. В.И. Предложения к проекту Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Проблемы местного самоуправления. 2002.№ 4.
  118. Ю.М. Предмет советского административного права. М., 1967.
  119. Е.И., СХЕ.Кутафин. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. -М.: «Юристъ», 1995.
  120. Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. -М.: Городец, 2000.
  121. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М.: Фонд «Правовая культура», 1996.
  122. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е доп. и перераб. М.: Издательство БЕК, 1996.
  123. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: «Проспект», 1997. — 760 с.
  124. Комментарий к Федеральному Закону Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Изд. группа Инфра-М-Норма, 1997.
  125. Конституционное право зарубежных стан. Под общ. ред. член-корр. РАН, проф. М. В. Баглая.-М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 483.
  126. Конституция (Основной Закон) СССР: Утверждена Чрезвычайным съездом Советов Союза ССР 5.12.36г./ Кукушкин Ю. С. Чистяков О.И. Очерк истории советской конституции./ Изд. II, доп., М.: Изд-во полит, лит., 1987.
  127. Конституция Российской Федерации. Комментарий / под общей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М.: Юрид. лит., 1994.
  128. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий. / Под ред. акад. Б. Н. Топорнина. М.: «Юристъ», 1997.
  129. Конституция, закон, подзаконный акт. М.: Юрид. лит., 1994.
  130. О.А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. М., 1966.
  131. М.А. Ответственность в системе народного представительства (теоретические подходы). М., 1995. 53-Кремков В. П. Местное самоуправление: правовое регулирование и структуры. // Государство и право. 1993, № 1.
  132. М.А. Введение в муниципальное право. М., 1993.
  133. М.А. Ответственность власти.(государство в открытом обществе) М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
  134. М.А. Проблема ответственности в местном самоуправлении. М., 1997.
  135. Круглый стол. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью // Муниципальное право. 1998.№ 3.
  136. А.П. Конституция Российской Федерации и проект Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Проблемы местного самоуправления. 2002. № 4.
  137. Кун А. П. Противоправность и вина в обязательствах по возмещению вреда, причиненного гражданину актами власти/У Право ведение. 1984.№ 3.
  138. Курс советского уголовного права / Отв. ред. Н. А. Беляев. М., 1981.
  139. О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: «Юристъ», 1997.
  140. Л.Е. Организация местного управления в Российской Империи. // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. № 1(194). М., 2003.
  141. И. Первый опыт отзыва. «Известия», 1999,14 января.
  142. А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). Монография. М., 1999.
  143. О. Э. Понятие ответственности в теории права. // Вестник МГУ. Право. Сер. 11., 1994, № 1.
  144. О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.
  145. В.И. Поли. Собр. Соч., т. 30, М.: 1970.
  146. В.И. Полн. собр. соч., т. 15.
  147. О.П. Региональное законодательство о статусе главы муниципального образования (по материалам Иркутской области) // Сибирский юридический вестник. 1999. № 2.
  148. В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. № 1.
  149. В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации.: ЮНИТИ-Дана, 2002.
  150. Н. С. Вина — необходимое условие имущественной ответственности // Сов. государство и право. 1971. № 2.
  151. В. Вина основание юридической ответственности // Законность. 1993. № 11.
  152. М.Ф. Ответственность за вред, причиненный органами государственной власти и местного самоуправления по гражданскому праву России: 2-е изд., доп. и испр. — Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002.
  153. Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор) / под общей ред. Н. П. Медведева, А. И. Ракитова, А. Ю. Федорова, В. В. Бенкевича, С. И. Жупанова. М.: Юрид.лит., 1994.
  154. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие / под ред. В. И. Васильева. М., 1999.
  155. Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт. Сборник документов (1861−1917 гг.). Серия «Библиотека муниципального служащего», Выпуск 4. М.: Московский общественный научный фонд, 1998.
  156. Местное самоуправление в современной России: Политика, практика, право. Серия «Библиотека муниципального служащего». Выпуск 2. М.: Московский общественный научный фонд- Международный институт гуманитарно-политических исследований, 1998.
  157. Местное самоуправление. Учебное пособие / под ред. В. И. Васильева. М., 1999.
  158. Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы. Серия «Библиотека муниципального служащего», Выпуск 3. -М.: Московский общественный научный фонд, 1998.
  159. Местное самоуправление: теория и практика / сост. и ред. Г. Люхтерхандт. 2-е изм. и доп. изд. М.: Фонд Фридриха Науманна, 1997.
  160. Е. Народ как источник власти. Право как источник ее ограничения. М.: «Проспект», 1998. — 90 с. 77. Мирошниченко Е.В.
  161. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 1993. № 6.
  162. А.А. Конституционное право зарубежных стран. М.:Белые альвы, 2000.
  163. Муниципальная политика. Информационный бюллетень Комиссии Объединения «Яблоко» по муниципальной политике. М., 1998. № 3.
  164. Муниципальная политика. Информационный бюллетень Комиссии Объединения «Яблоко» по муниципальной политике. М., 1998. № 4.
  165. . Л. Социалистическое право в системе социальных связей. М, 1976.
  166. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Коллектив авторов / под ред. В. В. Лазарева. М.: Изд. «Спарк», 1997.
  167. Е.Е. Государственная власть и местное самоуправление в России: опыт историко-правового исследования. Монография. М., 1999.
  168. С. И. Словарь русского языка / Под ред. Шведовой Н. Ю. -М.: «Русский язык», 1998.
  169. С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
  170. Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН. 1994.
  171. Ответственность в системе народного представительства (методологические подходы). М., 1995.
  172. Отечественное законодательство XI XX веков: Пособие для семинаров. Часть II (ХХв.) /Под., ред. Проф. О. И. Чистякова. — М.: Юристь., 1999.
  173. А.А. Учение о преступлении. М. 1961.
  174. И.Н. Ответственность по обязательствам вследствие причинения вреда. М.: Юридическое бюро «Городец», 1998.
  175. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации / Российская газета. 2002. 19 апреля.
  176. Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. -М., 1995
  177. Президентский контроль. Информационный бюллетень. — М.: Юрид. лит. Администрации Президента Российской Федерации. -1996. № 5.
  178. Проблемы ответственности и наказания в советском праве. Сб. научн. трудов. // Под ред. Сиротина А. С., М., 1990.
  179. Рекомендации международной конференции по проблемам обеспечения соответствия законодательства субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления федеральному законодательству. // Муниципалитет. 1998, № 3.
  180. В.В. Гражданско-правовая ответственность (теоретисческий этюд): Учебное пособие. Иркутск: Иркут. ун-т, 1997.
  181. Российская государственность: состояние и перспективы развития / Авторский коллектив: Л. Ф. Болтенкова и др. М.: Республика, 1995.
  182. Российская Федерация сегодня / Общественно-политический журнал. М.: ОАО «Тип. «Новости», 1998. № 11−12.
  183. В.Н. Институты «отзыва» и «роспуска» в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования. //Журнал российского права. 2002. № 4.
  184. О.Г. Основы конституционного строя России. М.: Юрист, 1994.
  185. В. Гарантии от бесконтрольности // Муниципальная власть.2003. № 1.
  186. Н.И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Автореф. дис. канд. юр. наук. Екатеринбург, 1999
  187. И.С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
  188. А.А. Прекращение полномочий выборных лиц публичной власти как мера юридической ответственности // Журнал российского права. № 7. 2002.
  189. А.А., Розенфельд В. Г. Административный контроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления // Государство и право. 2002. № 12.
  190. Словарь-справочник по местному самоуправлению (термины, понятия, определения из российского законодательства). Серия «Библиотека муниципального служащего». Выпуск 9. М.: Московский общественный научный фонд, 1999.
  191. В.Т., Собчак А. А. Общее учение о деликтных обязательствах в советском гражданском праве. JL: Изд-во Ленингр. Ун-та. 1983.
  192. А.А. О некоторых спорных вопросах общей теории правовой ответственности//Правоведение. 1968. № 1.
  193. Советское административное право /под ред. Ю. М. Козлова. М., 1985.
  194. Советское гражданское право/отв. ред. В. А. Рязанцев.М., 1985.
  195. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы (открытый доклад). М.: Изд. УРСС, 1996.
  196. М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966.
  197. А.Я. Юридический энциклопедический словарь. // Гл. ред. Сухарев А. Я., М., 1984.
  198. В. В. Право муниципального управления. М.: ЭЛИТ, 1997.
  199. Теория государства и права. Курс лекций. // Под ред. Марченко М. М., т. 2, М., 1995.
  200. Теория государства и права/Под ред. В. Г. Стрекозова. М., 1993.
  201. Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: 1997.
  202. А. Демократия в Америке. М: Прогресс, 1992.
  203. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998.
  204. С. Ю. Правовое регулирование финансово-экономического взаимодействия субъекта Федерации и местного самоуправления. Серия «Библиотека муниципального служащего». Выпуск 8. М.: Московский общественный научный фонд, 1999.
  205. В.А. Муниципальное право России. М.: «Юристъ», 1994.168.
  206. Т. Что такое права человека / пер. с нем. Г. Люхтерхандт. -М.: ИГПИ, изд. «Логос», 1997.
  207. Э. Местные органы власти в Европе. М.: Финансы и статистика, 1992.
  208. В.Н. Теория государства и права / под ред. В. Г. Стрекозова. М., 1993.
  209. А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика. М.: Изд. группа «Форум-инфра-М». 1998.
  210. Н.Н. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления (вопросы теории): Дис. кандидата юрид. наук.-М., 1999.
  211. В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт // Журнал российского права.1997. № 8.
  212. М.Д. Стадии юридической ответственности: Учебное пособие. М.: Книжный мир, 1998.
  213. А. «Точечными поправками не обойтись.» // Муниципальная власть.2003. № 1
  214. С.И. Государственно-правовые проблемы регионализации в Российской Федерации. Иркутск, 1996.
  215. С.И. О трансформации статуса главы муниципального образования. // Сибирский юридический вестник. 1999,№ 1.
  216. С.И. Закон о местном самоуправлении Иркутской области: комментарии к общим положениям. // Сибирский юридический вестник.1998, № 2.
  217. С.И. На дворе муниципальная революция. // «ВосточноСибирская правда». 1996,25 сентября.
  218. С.И. Устав Иркутской области: первый капитальный ремонт. // Сибирский юридический весник. 1998, № 3.
  219. Н.Э. Муниципальные банкротства: законодательная практика США. Иркутск, 1995.
  220. Н.Э. Современные государственно-правовые проблемы муниципального управления и самоуправления в зарубежных странах (экономико-финансовый аспект). Атвореф. дис. докт. юридических наук. Иркутск, 1997.
  221. Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. № 7.
  222. Г., Шоллер X. Местное самоуправление. М., 1995.
  223. Е.С. Муниципальное право России. Новосибирск, 1995.
  224. А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГТОА, 1999.
  225. JI.C. Научно-техническая революция, право и юридическая наука // Правоведение. 1973. № 5.
  226. В.В. Государство и местное самоуправление в зарубежных странах// Сибирский юридический вестник, 2000 г., № 4.
  227. О.М. Административная ответственность. М., 1972.
Заполнить форму текущей работой