Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности темы. Основой анализа правоотношений, определяющих статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выявления путей их совершенствования послужили достижения в области государственно-правовой теории и конституционно-правовых исследований, фундаментальные положения, содержащиеся в трудах ученых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Природа и характер депутатского мандата: теоретико-правовой анализ
    • 1. Институт депутатского мандата в свете теории народного представительства
    • 2. Характер депутатского мандата и его современное законодательное регулирование
    • 3. Возникновение, прекращение и срок действия депутатского мандата
  • ГЛАВА 2. Основы правового положения депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
    • 1. Права и обязанности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
    • 2. Ответственность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
    • 3. Правовые гарантии деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, созданием в России новых органов государственной власти — законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации получили право осуществлять собственное нормативное регулирование статуса законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата этого органа. Однако, отсутствие традиций законотворческой деятельности в краях, областях, городах федерального значения и других субъектах Российской Федерации, которым, в отличие от республик в составе Российской Федерации, до принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации не были присущи черты государственных образований — субъектов федеративного государства, в значительной степени осложняет деятельность законодательной власти данного уровня. Одним из подходов к решению этой проблемы является определение возможностей и направлений совершенствования правового регулирования статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Конституционными и иными нормами федерального законодательства предусмотрены лишь основные черты правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Для конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации, развивающих положения федерального законодательства и восполняющих его пробелы, характерны, с одной стороны, очевидная неоднозначность, а с другой, — заметная мобильность регулирования вопросов правового статуса депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, что вызывает потребность в их изучении.

Изменения, произошедшие в правовом статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти в 90-х годах XX века, делают необходимым научное уточнение представлений о природе и характере депутатского мандата, о его совместимости с определенными видами деятельности и должностным положением, о правах и обязанностях депутата как по отношению к избирателям, так и по отношению к государству, об ответственности и неприкосновенности парламентария, гарантиях его деятельности.

Комплексное научное исследование правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, направленности его правового регулирования будет способствовать совершенствованию представительной демократии, качества законодательства в субъектах Российской Федерации.

Стремление проанализировать степень соответствия законодательстварегламентирующего статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, правовой концепции проводимых реформ, выявить потребности совершенствования такого законодательства, обусловили обращение к разработке проблемы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с позиций современной конституционной науки и практики функционирования этого института, актуальность и выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Основой анализа правоотношений, определяющих статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выявления путей их совершенствования послужили достижения в области государственно-правовой теории и конституционно-правовых исследований, фундаментальные положения, содержащиеся в трудах ученых по проблемам народовластия, правового государства, начиная с Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. А. Кондорсе и вплоть до таких зарубежных ученых-правоведов, как М. Амеллер, Г. Еллинек, М. Прело, а также — в работах дореволюционных отечественных, советских и современных российских и зарубежных исследователей, которые при рассмотрении направлений становления и развития правовых институтов народного представительства затрагивали вопросы правового положения народного представителя во властном органе.

Среди первых отечественных исследователей института народного представительства, проблем статуса народного представителя, правового регулирования его деятельности выделяются работы Н. П. Дружинина, М. М. Ковалевского, С .А .Котляревского, Н. И. Лазаревского, И. Л. Солоневича, Б. Н. Чичерина.

Статусу и деятельности народных избранников, представительных органов посвящены научные труды крупных юристов в сфере конституционного и парламентского права последних десятилетий: С. А. Авакьяна, И. А. Азовкина, М. В. Баглая, Г. В. Барабашева, А. А. Безуглова, В. И. Васильева, Б. Н. Габричидзе, Г. С. Гурвича, Р. К. Давыдова, А. В. Зиновьева, Д. Л. Златопольского, В. Д. Зорькина, Д. А. Керимова, А. И. Кима, М. Г. Кириченко, Е. И. Козловой, В. Ф. Коток, Л. Т. Кривенко, О. Е. Кутафина, А. И. Лукьянова, А. Я. Сливы, С. А. Солдатова, Б. А. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, Е. М. Чехарина и других.

В настоящее время вопросы народного представительства, законодательной власти, правового статуса депутата, в том числе законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, исследуются в работах А. А. Алейника, В. К. Алексеева, А. А. Белкина, И. В. Гранкина, И. С. Данилова, А. Д. Керимова М.А.Краснова, Д. А. Ковачева, И. В. Котелевской, Е. И. Колюшина, В. В. Лапаевой В.А.Максимова, Г. В. Мальцева,.

С.В.Масленниковой, О. О. Миронова, А. Ф. Ноздрачева, Л. А. Нудненко, В. И. Руднева, И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой, В. А. Шеховцова, Н. П. Чепикова, В. ЕЛиркина, И. С. Яценко, посвященных парламентаризму, законодательным, представительным органам в целом, их депутатам.

Работа парламента, его органов, деятельность парламентариев являются объектом внимания современных зарубежных исследователей, таких как И. Грей, М. Ван дер Хальст, П. Силк, Р.Волтерс.

Важнейшие идеи и выводы указанных и ряда других философов, ученых-правоведов стали теоретической базой диссертационного исследования.

Нормативную правовую базу исследования составляют конституционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 года, конституции и уставы субъектов Российской Федерации), федеральные законы (в том числе, «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации»), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции.

В работе использованы зарубежные нормативные правовые акты, прежде всего отдельных субъектов зарубежных федеративных государств.

Объектом исследования выступают правовые отношения, складывающиеся в процессе осуществления депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, предусмотренных депутатским мандатом.

Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении им депутатских полномочий.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является определение на основе изучения и анализа теоретических источников, законодательства Российской Федерации, правоприменительной практики возможностей и важнейших направлений совершенствования правового регулирования статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Поставленная цель достигается в ходе решения следующих общих и частных задач: изучение теоретических положений о сущности народного представительства, его важнейших принципов, анализ политико-правовой природы депутатского мандата, опыта их правового закрепления в российском и зарубежном законодательствеисследование правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с позиций современной конституционной науки и практики функционирования института депутата;

— анализ регулирования нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации отношений, связанных со статусом депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и определение основных направлений совершенствования законодательства с учетом исторического опыта правового регулирования института народного представителя в России и зарубежных странах;

— обобщение на материалах законодательства субъектов Российской Федерации, прежде всего входящих в состав Центрального федерального округа, опыта регулирования отдельных вопросов правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

— внесение предложений и рекомендаций по совершенствованию федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регламентирующего статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. В ходе исследования были применены диалектико-логический, структурно-функциональный, системный методы научного познания. Помимо общенаучных использованы и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, функциональный, комплексный метод и системный подход.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проведен комплексный правовой анализ статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, раскрыты особенности современного положения депутатов, неурегулированные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, обозначены возможности и направления совершенствования их законодательного регулирования.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические положения и выводы, выносимые автором на защиту и обладающие научной новизной:

• Развивая теоретические положения о сущности народного представительства, депутатского мандата применительно к условиям современной российской действительности, диссертант аргументирует позицию, в соответствии с которой депутат законодательного представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении законодательной деятельности и иных полномочий по аналогии с депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выступает представителем всего населения субъекта Российской Федерации, а не отдельных территорий и групп избирателей, поддержавших его на выборах. При этом он учитывает мнения, пожелания своих избирателей, населения одномандатного избирательного округа, отражающие его специфику, если он избран от такого избирательного округа.

• Проанализировав возможности осуществления депутатами законотворческой деятельности в государственных интересах, а не в интересах отдельных территорий субъекта Российской Федерации либо групп избирателей, диссертант делает вывод о том, что характер мандата депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, как органа государственной власти, является аналогичным характеру мандата депутата законодательного органа России, то есть, является свободным, факультативным, не требующим при его исполнении одобрения действий депутата со стороны избирателей, не допускающим подчиненности или прямой зависимости от их воли.

• Автор диссертационного исследования приходит к заключению о необходимости внесения изменений в законодательство субъектов Российской Федерации применительно к регулированию мандата депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на принципах свободного депутатского мандата.

• Диссертантом сформулирован вывод о том, что возникновение мандата депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации основано на факте избрания депутата и юридически закрепляется решением избирательной комиссии, а, следовательно, не требует признания (или непризнания) его самим этим органом. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает начало срока мандата вновь избранных депутатов и прекращение мандата депутатов предыдущего созыва. Диссертант предлагает увязывать законодательными актами субъектов Российской Федерации начало полномочий вновь избранных депутатов и одновременное прекращение полномочий депутатов предыдущего созыва с определенной датой.

• Диссертант обосновывает позицию, согласно которой права и обязанности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются исключительно законодательными актами субъектов Российской Федерации и не могут предусматриваться регламентами и другими правовыми актами, принимаемыми законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Регламентирующая роль таких правовых актов заключается лишь в более детальном изложении порядка, процедуры осуществления депутатами установленных для них прав и исполнения обязанностей.

• Диссертант аргументирует потребность определения законами субъектов Российской Федерации порядка привлечения депутата, работающего в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе, к дисциплинарной ответственности.

• В диссертационном исследовании предлагается установить федеральным законом гарантии трудовых прав депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в частности, по предоставлению прежней работы (должности) для работающих в законодательном (представительном) органе на профессиональной постоянной основе депутатов при расторжении трудового договора по решению этого органа или после прекращения депутатских полномочийнеобходимости получения согласия законодательного (представительного) органа при увольнении по инициативе администрации депутатов, осуществляющих свои полномочия без отрыва от основной деятельности).

• Диссертант обосновывает целесообразность использования субъектами Российской Федерации практики законодательного регулирования работы парламентов в зарубежных государствах по жесткому нормативному увязыванию материальных гарантий для депутатов с выполнением ими своих обязанностей, прежде всего с участием в законодательной деятельности. Диссертант также предлагает законодательно предусмотреть ограничения для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию и вступлению в силу решений о повышении денежного содержания депутатов текущего созыва.

Практическая значимость работы состоит в ее направленности на решение актуальных проблем правового регулирования вопросов установления и исполнения мандата депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Основные выводы, рекомендации и предложения по совершенствованию правового регулирования статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть использованы в законотворческой деятельности для повышения эффективности деятельности депутатов.

Материалы исследования могут также использоваться при изучении курсов конституционного права Российской Федерации и спецкурсов по законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения, идеи и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и нашли отражение в докладах, выступлениях на семинарах и научных конференциях (в частности, на межрегиональной научно-практической конференции в г. Брянск, посвященной 10-летию принятия Конституции Российской Федерации, 8−9 октября 2003 года), в преподавательской деятельности, а также в научных публикациях автора.

Автор, в качестве сотрудника правового управления аппарата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — Брянской областной Думы, основные идеи, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, применял, участвуя в разработке и подготовке к принятию ряда законов Брянской области. Проекты отдельных законов были подготовлены непосредственно диссертантом либо при его участии.

Структура диссертационной работы отражает логику исследования. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованных нормативных источников и научной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации1 является одним из органов государственной власти, входящих в систему государственной власти в Российской Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.2 Эти, а также ряд других нормативных положений3 выступают основой правового статуса члена этого органа — депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Однако федеральным законодательством в полном объеме или, хотя бы, в значительной части, статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не регулируется. В основном он регулируется конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации. По нашему мнению это является недостатком федерального законодательства. К примеру, большинство основных элементов, определяющих статус государственного служащего в Российской Федерации, в том числе и государственного служащего субъектов Российской Федерации, нормативно определяется федеральными законами.4 В.

1 См. Конституция Российской Федерации, часть 3 статьи 5, статьи 10, 11, пункт «н» части 1 статьи 72, часть 1 статьи 77.

2 См. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункт 1 статьи 4.

3 См. Конституция Российской Федерации, часть 2 статьи 3, части 1, 2 статьи 32- Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункт 4 статьи 10.

4 См. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации». настоящее время согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 40) даже статус депутата представительного органа муниципального образования в основных началах устанавливается федеральным законом. В отличие от Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который предоставлял право устанавливать такие начала и регулировать важнейшие элементы статуса депутата представительного органа местного самоуправления субъекту Российской Федерации (пункт 6 статьи 18).

Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 77) предусмотрено, что система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Таким образом, стержневые нормы, определяющие статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, как члена органа государственной власти, должны устанавливаться и регулироваться федеральным законом.

Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации посредством выборов наделяется народом на осуществление в этом органе государственной власти, на рассмотрение и решение в коллегиальном порядке вопросов, отнесенных к компетенции этого органа, прежде всего на проведение законодательной деятельности. При этом, осуществляя законодательную деятельность, указанный депутат должен учитывать интересы всего народа, населения субъекта Российской Федерации. Он не может представлять в государственном органе интересы лишь отдельных категорий граждан, своих избирателей.

Разрабатывая и принимая законы для субъекта Российской Федерации, он должен учитывать последствия их реализации для всего народа, населения.

Исходя из этого, а также из указанных положений Конституции Российской Федерации, мандат депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по аналогии с мандатом депутата Государственной Думы Федерального Российской Федерации не может быть императивным, так как императивные черты мандата депутата законодательного органа не могут быть применимы при его законотворческой деятельности, которая требует творческого подхода, персональной позиции, личных качеств. Он должен быть свободным, факультативным, не требующим при его исполнении одобрения действий депутата со стороны его избирателей, прямой зависимости от их воли, подчиненности их принуждению.

Отношения, определяющие вид мандата депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, нуждается в более качественном правовом регулировании. На основании федерального законодательства необходим переход субъектов Российской Федерации к соответствующему правовому регулированию мандата депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на принципах свободного депутатского мандата. Особенно важно это сегодня в связи с распределением не менее половины депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками по единому региональному избирательному округу. Соответствующее правовое регулирование характера мандата депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта.

Российской Федерации необходимо осуществить как федеральным законом, так и законодательством субъектов Российской Федерации.

В связи с тем, что важнейшей функцией депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации является законодательная деятельность, требующая качественной разработки нормативных правовых актов и соответствующего временного промежутка для их подготовки, срок депутатского мандата не может быть коротким и должен составлять 4−5 лет. Этот срок целесообразно устанавливать максимально статичным, законодательно увязывая его с началом полномочий вновь избранного депутата и прекращением полномочий депутата предыдущего созыва. При этом в тех субъектах Российской Федерации, в которых не применяется принцип ротации законодательного (представительного) органа, начало и прекращение мандата депутата необходимо также увязывать с началом полномочий законодательного (представительного) органа нового созыва, которое следует законодательно предусматривать в определенный конкретный день.

Права и обязанности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (пункт 4 статьи 10), необходимо устанавливать в конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации, а порядок, процедуру осуществления депутатами этих прав и исполнения обязанностей, прежде всего связанных с деятельностью депутатов в законодательном (представительном) органе, более детально регулировать регламентами и другими правовыми актами, принимаемыми законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Требуют конкретного определения в конституциях, уставах и (или) законах субъектов Российской Федерации права и особенно обязанности депутатов, работающих в законодательном (представительном) органе на профессиональной постоянной основе. При этом по аналогии с регулированием обязанностей для депутатов федерального уровня, необходимо регулировать и обязанности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, минимизируя наличие при их исполнении черт, характерных для императивного депутатского мандата.

Представляется, в связи с этим, нецелесообразность и даже невозможность установления института отзыва депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Тем более, что законодательно урегулировать порядок отзыва депутатов, особенно избираемых по общерегиональным партийным спискам, не нарушая принципа равенства депутатов (избираемых по одномандатным округам и партийным спискам), будет весьма затруднительно. Условием введения института отзыва депутата может быть только мажоритарная система формирования законодательного (представительного) органа государственной власти.

Вместо института отзыва целесообразно предусматривать более жесткое законодательное регулирование ответственности депутата перед законодательным (представительным) органом, в том числе регулирование дисциплинарной ответственности депутатов, работающих в этом органе на профессиональной постоянной основе, при которой депутаты — нарушители правовых норм, регламентирующих их деятельность, подвергались бы применению к ним данным органом неблагоприятных для них правовых санкций, к числу которых можно отнести лишение депутата части материального вознаграждения или вознаграждения за время отсутствия, применение штрафа, дисциплинарного взыскания, в том числе увольнение работающего на профессиональной постоянной основе депутата, прекращение депутатского мандата, законодательно установив при этом четкие основания для их применения.

Созданию депутатам нормальных условий для работы, для того, чтобы депутатская деятельность на принципах свободного депутатского мандата осуществлялась эффективно и беспрепятственно, приносила оптимальные результаты должен служить институт гарантий для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Такой деятельности в немалой степени будет способствовать законодательное предоставление права всем депутатам работать в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации на профессиональной постоянной основе. Для обеспечения нормальной профессиональной деятельности депутатов необходимо установить в федеральном законе либо в конституциях (уставах) или законах субъектов Российской Федерации норму о том, что на профессиональной постоянной основе в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации должны или могут работать все депутаты. Необходимо также установить в федеральных законах положения, конкретно определяющие в какой мере распространяются на депутата, работающего в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе, нормы Трудового кодекса Российской Федерации о порядке заключения, изменения и расторжения трудового договора, правилах внутреннего трудового распорядка, должностных обязанностях работника, мерах его поощрения и наказания, в том числе привлечения к дисциплинарной ответственности, гарантиях трудовых прав. Следует предоставить федеральным законом субъектам Российской Федерации право регулировать указанные положения применительно к депутатам. Важно законодательно закрепить на федеральном уровне положения о том, что депутат, работающий в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе, может быть уволен из этого органа до окончания срока депутатских полномочий только по таким основаниям, как собственное желание депутата и, возможно, таким виновным действиям как прогул, алкогольное или иное опьянение, аморальный проступок и т. п. В связи с тем, что субъектам Российской Федерации такого права не предоставлено, требуется установление федеральным законом для таких депутатов также гарантий по предоставлению прежней работы (должности) после увольнения из законодательного (представительного) органа, а для депутатов, осуществляющих свои полномочия без отрыва от основной работы, гарантий по не привлечению их к дисциплинарной ответственности, в частности, не увольнению с работы в связи с осуществлением депутатской деятельности без соответствующего решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Основываясь на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, считаем возможным установление федеральным законодателем для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации таких дополнительных процессуальных гарантий, которые, предусматривали бы обусловленное предназначением института парламентской неприкосновенности определенное усложнение соответствующих процедур, с тем, чтобы обеспечить юридически целесообразную дифференциацию процессуальных механизмов в сфере уголовной и административной ответственности.

Представляется также целесообразным установить законами субъектов Российской Федерации для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации ограничения по принятию и вступлению в силу в течение текущего срока полномочий решений о повышении денежного содержания депутатов. Вместе с тем необходимо законодательно гарантировать депутатам возможности, в том числе и материальные, для привлечения к работе, прежде всего над законами и иными нормативными правовыми актами, помощников и необходимых специалистов.

Эти, а также другие доводы, приведенные в диссертационном исследовании, указывают на то, что законодательное регулирование как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации основных элементов, составляющих правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, нуждается в скорейшем устранении значительных пробелов и недоработок, что будет способствовать становлению современного статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, характерного для демократического государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

I. Нормативные источники.

1. Конституция Российской Федерации. — М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4921.

5. Федеральный закон от 8 апреля 1994 года № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.07.1999, № 28, ст. 3466.

6. Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.1995, № 31, ст. 2990.

7. Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 28.08.1995, № 35, ст. 3506.

8. Федеральный закон от 19 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

9. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, № 24, ст. 2253.

Ю.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1996 года № 21−11 по делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 5,1996.

11.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 5, 2000.

12.Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года № 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей Злобина А. Г. и Хнаева Ю. А" // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 3, 2002.

13.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года № 9-П по делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А. П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 5, 2005.

14.0 статусе народных депутатов в СССР: Закон СССР: Принят на втором Съезде народных депутатов СССР 21 дек. 1989 г. — М.: Известия, 1990. -28 с.

15.Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 № 162−0 По жалобе граждан А. Г. Авдейчикова, A.A. Алехина, C.B. Андрушко, A.A. Дезденежных, В. Н. Дорохина, М. И. Машкарина, А. К. Никитиной и В. Д. Ровинской на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 17 Закона Омской области «О Законодательном Собрании Омской Области» и Постановлением Законодательного Собрания Омской области «О порядке приема депутатов для работы в Законодательном Собрании Омской области на профессиональной постоянной основе» // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 1, 2003.

16.Конституции зарубежных стран / Сост. Дубровин В. Н. — М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001. — 448 с.

17.Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Швейцария, Европейский Союз, США, Япония, Бразилия. — М.: БЕК, 2001. — 564 с.

18.Конституция земли Нижняя Саксония // Бюллетень законов и постановлений земли Нижняя Саксония. С. 107. С. 229. — Ганновер: Типография Ландтага, 1995.

19.Конституция Республики Северная Осетия-Алания от 12 ноября 1994 года // «Северная Осетия», 07.12.1994.

20.Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года // «Республика Татарстан», № 87−88, 30.04.2002.

21.Закон Белгородской области от 31 декабря 2003 года № 108 «Устав Белгородской области» // «Белгородские известия», № 4 — 5,10.01.2004.

22.Устав Брянской области от 30 июля 2003 года № 43−3 // «Брянская неделя», № 45, 23.10.2003.

23.Устав (Основной закон) Владимирской области" от 14 августа 2001 года № 62−03 // «Владимирские ведомости», № 152−153 (1127−1128), 23.08.2001.

24.3акон Воронежской области от 2 июля 2001 года № 11-Ш-ОЗ «Устав (Основной Закон) Воронежской области» // «Коммуна», № 100, 05.07.2001.

25.Устав города Москвы от 28 июня 1995 года // «Ведомости Московской Думы», № 5,1994.

26.3акон Ивановской области от 08 мая 1996 года № 20−03 «Устав (Основной Закон) Ивановской области» // «Законы Ивановской области и документы Законодательного Собрания», № 3 (86), март 2002 года.

27.Устав (Основной закон) Костромской области от 7 июля 1995 года № 9-ЗКО // «Костромской край», № 129,14.07.95 № 130, 15.07.95.

28.Устав Липецкой области Российской Федерации от 5 декабря 1994 года. // «Липецкая газета», 17.04.2003, № 71.

29.Устав Московской области от 11 декабря 1996 года № 55/96−03 // «Подмосковные известия», № 239, 18.12.1996,.

30.Устав Нижегородской области от 18 апреля 1995 года № 35 // Бюллетень Законодательного Собрания Нижегородской области, 1995, № 6.

31.У став Новосибирской области от 5 апреля 1996 года № 33−03 // «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов», № 15, 12.04.1996.

32.Устав Орловской области от 26 февраля 1996 года № 7−03 // Ведомости Орловской областной Думы. — Орел: Орловский Торговый Дом «Бумага», 1996. 320 с.

33.Областной Закон Свердловской области от 5 декабря 1994 года № 13−03 «Об Уставе Свердловской области» // «Областная газета», 16.12.1994, № 137.

34.Устав (Основной закон) Тамбовской области от 30 ноября 1994 года // «Тамбовская жизнь», № 223 (20 667), 06.12.1994.

35.Закон Ярославской области от 23 мая 1995 года № 5−3 «Устав Ярославской области» // «Золотое кольцо», № 120,28.06.1995.

Зб.Закон Белгородской области от 6 декабря 1994 года № 5 «О статусе депутата Белгородской областной Думы» // Бюллетень Белгородской областной Думы, № 4,1994.

37.3акон Брянской области от 5 августа 2002 года № 47−3 «Об административных правонарушениях» // «Брянская неделя», № 33, 15.08.2002, № 34, 22.08.2002.

38.Закон Брянской области от 10 декабря 1997 года № 32−3 «О порядке осуществления права законодательной инициативы в Брянскую областную Думу» // «Брянский рабочий», № 5, 10.01.1998.

39.Закон Брянской области от 14 июля 1997 года № 19−3 «О статусе депутата Брянской областной Думы» // «Брянский рабочий», № 182, 20.09.1997.

40.Закон Владимирской области от 9 апреля 2002 года № 33−03 «О статусе депутата Законодательного Собрания Владимирской области» // «Владимирские ведомости», № 71−72,17.04.2002.

41.Закон Воронежской области от 29 августа 1994 года № 2−3 «О статусе депутата Воронежской областной Думы» // «Коммуна», № 33, 22.02.2000.

42.3акон города Москвы от 13 июля 1994 года № 14−60 «О статусе депутата Московской городской Думы» // «Ведомости Московской Думы», № 5, 1994.

43.Закон Ивановской области от 29 мая 1995 года № 14−03 «О статусе депутата Законодательного Собрания Ивановской области» // «Собрание законодательства Ивановской области», № 20 (206), 31.10.2002.

44.Закон Калужской области от 29 июля 1994 года № 2 «О статусе депутата Законодательного Собрания Калужской области» // «Весть» № 159, от 03.08.1994.

45.Закон Костромской области от 1 апреля 1996 года № 35 «О статусе депутата Костромской областной Думы» // «Северная правда», № 223, 20.11.1997.

46.Закон Красноярского края от 20 января 1998 года № 4−18 «О количестве депутатов Законодательного Собрания края, работающих в нем на постоянной оплачиваемой основе, и порядке замещения соответствующих должностей» // «Красноярский рабочий», №№ 13 — 14, 24.01.1998.

47.Закон Курской области от 5 июля 1997 года № 17-ЗКО «О статусе депутата Курской областной Думы» // Сборник законодательства Курской области, 1997, № 4.

48.Закон Липецкой области от 4 февраля 1995 года № 5−03 «О статусе депутата Липецкого областного Совета депутатов» // «Липецкая газета», № 35,21.02.1995.

49.Закон Московской области от 11 мая 1994 года № 1/94−03 «О статусе депутата Московской областной Думы» // «Подмосковные известия», № 11,22.01.1998.

50.Закон Нижегородской области от 12 ноября 1996 года № 50−3 «О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области» // «Правовая среда» № 14(460) от 16.04.2003.

51.Закон Новосибирской области от 12 мая 1998 года № 4−03 «О статусе депутата Новосибирского областного Совета депутатов» // «Советская Сибирь», № 117, 20.06.2003.

52. Закон Орловской области от 8 января 1997 года № 21−03 «О статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области» // «Орловская правда», № 9, 15.01.1997.

53.Закон Псковской области от 19 августа 1994 года № 4−03 «О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов» // «Информационный вестник Областного Собрания депутатов», 1994, выпуск 3.

54.3акон Рязанской области от 24 августа 1994 года № 7 «О статусе депутата Рязанской областной Думы» // «Приокская газета», № 153,11.09.1994.

55.Закон Свердловской области от 8 сентября 1994 года № 1−03 «О статусе депутатов областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области» // «Областная газета», 1994, 18 сентября, № 101.

56.3акон Смоленской области от 1 июля 1997 года № 19-з «О статусе депутата Смоленской областной Думы» // «Вестник Смоленской областной Думы, 22.08.1997, № 4, ст. 56.

57.Закон Тамбовской области от 21 января 1995 года № 13−3 «О статусе депутата Тамбовской областной Думы» // «Тамбовская жизнь», № 17−18 от 27.01.1995.

58.Закон Тверской области от 20 октября 1994 года № 4 «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» // «Тверские ведомости», № 87 (18−24 ноября), 1994.

59.Закон Тульской области от 29 декабря 1994 года № 7-ЗТО «О статусе депутата Тульской областной Думы» // «Тульские известия», № 20, 01.02.1995. бО. Закон Хабаровского края от 27 ноября 1996 года № 86 «О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края» // Сборник нормативных актов Хабаровской краевой Думы", № 17, ноябрь-декабрь 1996.

61. Закон Ханты — Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 года № 19-оз «О статусе депутата Думы Ханты — Мансийского автономного округа» // «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа», 25 мая 2000 г., № 4, часть I, ст. 210.

62.Закон Ярославской области от 14 февраля 2001 года № 6-з «О статусе депутата Государственной Думы Ярославской области» // «Губернские вести», № 11, 17.02.2001.

63.Правила внутреннего трудового распорядка Брянской областной Думы для депутатов Брянской областной Думы, осуществляющих полномочия в Брянской областной Думе на профессиональной постоянной основе / Утверждены постановлением Брянской областной Думы от 26.09.2002 № 3−695 // Брянская областная Дума. Информационный бюллетень № 3−23 (сентябрь-октябрь 2002 года). г. Брянск. 2002.

64. Положение о комиссии Брянской областной Думы по депутатской этике / Утверждено постановлением Брянской областной Думы от 20.05.2003 № 3−958 // Брянская областная Дума. Информационный бюллетень № 3−32 (май-июнь 2003 года). г. Брянск, 2003.

65. Правила депутатской этики депутатов Государственной Думы Ставропольского края / Утверждены постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 30.04.1998 № 60-П ГДСК // Справочная правовая система Консультант Плюс Региональное Законодательство. База данных Ставропольский край.

66.Регламент Брянской областной Думы / Утвержден постановлением Брянской областной Думы от 20.12.1996 № 2−6 // Нормативные документы, регламентирующие деятельность областной Думы и ее органов, Брянск, 1996.

67.Регламент Законодательного Собрания Омской области / Принят Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 22.01.2002 № 25 // «Ведомости Законодательного Собрания Омской области», март, 2002, № 1(30), ст. 1610.

68.Регламент Новосибирского областного Совета депутатов от 29.01.2002 // Сборник нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов, 2002, ч. 1, с. 67.

69.The Constitution of the State of Florida // D’Alemberte, Talbot. The Florida State Constitution: A Reference Guide. — New York: Greenwood Press, 1991.

70.The Constitution of the State of Kansas // Kansas Constitution. United State Constitution. — Topeka, KS: Secretary of State, Ron Thornburgh, 1995. — 50 p.

71.The Constitution of the State of Louisiana // Baton Rouge: s.n., 1974,47 p.

72.The Constitution of the State of Minnesota II Mary Jane Morrison. The Minnesota state constitution: a reference guide — Westport, Conn.: Greenwood Press, 2002. 349 p.

73 .The Constitution of the State of Mississippi // John W. Winkle III. The Mississippi state constitution: a reference guide — Winter Westport, Conn.: Greenwood Press, 1993. 172 p.

74.The Constitution of the State of Montana // Elison, Larry M. The Montana State Constitution: a reference guide — Greenwood Press, 2001. 245 p.

75.The Constitution of the State of Washington // Washington State ConstitutionOlympia, WA: Office of the Coder Reviser, 1996.103 p.

76.Rules of the House of Representatives of the State of Mississippi // Rules of the House of Representatives of the State of Mississippi and joint rules. — Jackson: Tucker Printing House, 1994.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Депутат: статус и деятельность. — М.: Политиздат, 1991.- 287 с.
  2. С.А. Федеральное Собрание Парламент Российской Федерации.- М.: Рос. юрид. издат. дом, 1999. 132 с.
  3. С.А. Конституционное право России: Метод, рук. к семинарам. -М.: Рос. юрид. издат. дом, 1998.- 61 с.
  4. И.А. Местные Советы в системе органов власти. М.: Юрид. лит., 1971.-272 с.
  5. И.А. Областной Совет депутатов трудящихся. М.: Госюриздат, 1962.
  6. В.К. Депутат консультирует. М., 2001. — 79 с.
  7. М. Парламенты. Сравнительное исследование структуры и деятельности представительных учреждений 55 стран мира. М: Прогресс, 1967.
  8. В. Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М- ИД «ФОРУМ», 2000. — 488 с.
  9. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. И доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА М), 2001. — 800 с.
  10. Ю.Барабашев Г. В. Верховный Совет СССР. М.: Знание, 1980. — 64 с.
  11. П.Барабашев Г. В., Старовойтов Н. Г., Шеремет К. Ф. Советы народных депутатов на этапе совершенствования социализма. М.: Юрид. лит., 1987. — 365 с.
  12. A.A. Правовой статус советского депутата. М.: Знание, 1974.64 с.
  13. A.A., Солдатов С. А. Конституционное право России: Учеб. для вузов. Т.1. М.: Профобразование, 2002. — 928 с.
  14. A.A. Избранные работы 90-х годов по конституционному праву -СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 321 с.
  15. Болыная советская энциклопедия. Второе издание. Т. 29. М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1954. — 632 с.
  16. О.Н. Парламентское право: Учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2002. — 122 с.
  17. В.И. Советы народных депутатов политическая основа СССР. — М.: Знание, 1984. — 64 с.
  18. Вопросы депутатской неприкосновенности в зарубежных парламентах. -М.: Парламентская б-ка РФ, 2000. -13 с.
  19. .Н. Конституционный статус органов Советского государства. М.: Юрид. лит., 1982. -184 с.
  20. .Н. Органы государственной власти современной России. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2003. — 367 с.
  21. .Н., Чернявский А. Г. Служебное право: Учебник для юридических вузов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 620 с.
  22. .Н., Чернявский А. Г., Елисеев Б. П. Конституционное право современной России. Учебник для ВУЗов. М., 2001. — 416 с.
  23. Государственный строй Российской империи накануне крушения: Сборник законодательных актов / Сост. О. И. Чистяков, Г. А. Кутьина. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 208 с.
  24. И.В. Парламент России. М.: Консалтбанкир, 1999. — 304 с.
  25. Р.К. Право депутатского запроса в Советском общенародном государстве. Киев: Наук думка, 1981. — 140 с.
  26. И.С. Депутатский (парламентский) мандат в Российской Федерации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. / Рос. акад. государственной службы при Президенте РФ. М., 2002. — 23 с.
  27. Депутат парламента в зарубежных государствах. Отв. редактор Ковачев Д. А. М.: Юрид. лит., 1995. — 111 с.
  28. Ю.А. Законодательные органы России от Новгородского вече до Федерального Собрания /сложный путь от патриархальной традиции к цивилизации. М.: Манускрипт, 1995. — 102 с.
  29. Н.П. Избиратели и народные представители. Общедоступный отпуск конституционного права, с изложением предположений о реформе в России и закона о Государственной Думе. М.: Тихомиров, 1906. — 320 с.
  30. Г. Изменение и преобразование конституций. СПб., 1907. 96 с.
  31. Г. Множественное (плюральное) избирательное право. М.: Изд. Сытина, 1906. 55 с.
  32. Г. Право меньшинства. Доклад, читанный в юридическом обществе в Вене. М.: Саблин, 1906. 59 с.
  33. В.А. Парламентаризм и народное представительство в России: история и современность. М.: Изд. Гос. Думы, 2001. — 125 с.
  34. В.Д. Позитивистская теория права в России. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 269 с. 42.3орькин В. Д. Чичерин. М.: Юрид. лит., 1984. — 109 с.
  35. Избирательное право. Выборы депутатов Государственной Думы. М.: Книга сервис, 2003. — 4000 с.
  36. История политических и правовых учений. Учебник / под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство «Зерцало», 2000. — 688 с.
  37. История политических и правовых учений: Хрестоматия / под ред. О. Э. Лейста. М.: Городец, 2000. — 512 с.
  38. А.Д. Национальное Собрание Франции: вопросы организации и функционирования. М.: Сериал, 1995. — 158 с.
  39. А.Д. Парламентское право Франции. М.: Издательство НОРМА, 1998.- 176 с.
  40. Д.А. Народ и государство. Л., 1963. — 56 с.
  41. Ким А. И. Государственная власть и народное представительство в СССР (Государственно-правовое исследование). Томск: Издательство Томского университета, 1975. — 216 с.
  42. М.Г. Высшие органы государственной власти РСФСР. М.: Сов. Россия, 1968. — 244 с.
  43. М.Г. Народный парламент Российской Федерации. М.: Сов. Россия, 1963.-104 с.
  44. М.М. От прямого народовластия к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. М., 1906.
  45. М.М. Что такое парламент. СПб., 1906.
  46. Е.И. Представительные органы государственной власти в СССР: Учеб. пособие. М., 1974. — 83 с.
  47. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право: Учеб. для вузов / Моск. гос. юрид. акад. М.: Юристъ, 2002. — 587 с.
  48. Е.И. Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2003. 576 с.
  49. Комментарий к Закону о статусе народных депутатов в СССР / Отв. ред.: Васильев В. И. и др. М.: Юрид. лит., 1983.- 248 с.
  50. .А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Соцэкгиз, 1936. 264 с.
  51. Конституционное право зарубежных стран: Учеб./ Под ред. М.В.Баглая- Моск. гос. ин-т междунар. отношений. М.: Норма- М.: Инфра-М, 2002. -832 с.
  52. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. Г. В. Мальцева. М.: Изд-во РАГС, 2004,432 с.
  53. С.А. Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора. СПб.: Львович, 1907. — 250 с.
  54. В.Ф. Советская представительная система. М.: Госюриздат, 1963. -93 с.
  55. М.А., Ответственность в системе народного представительства: методологические подходы. М.: РАН, Ин-т гос. и пр., 1995. — 51 с.
  56. Л. Верховный Совет союзной республики. Лекции для студентов факультета советского строительства. М., 1975. — 44 с.
  57. Л.Т. Постоянные комиссии Верховных Советов союзных республик. М.: Изд. Моск. ун-та, 1970. — 142 с.
  58. O.E., Шеремет К. Ф. Советы народных депутатов. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  59. O.E. Полномочные представители народа. М.: Знание РСФСР, 1973.-39 с.
  60. O.E. Предмет конституционного права. М.: Юристь, 2001. — 443 с.
  61. Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Том 1. Конституционное право. Спб.: Типография Спб Акционерного Общества «Слово», 1908. — 509 с.
  62. Н.И. Народное представительство и его место в системе государственных установлений // Конституционное государство. Сб. статей. СПб., 1905.
  63. В.В. Право и многопартийность в современной России / Ин-т законодательства и сравнит, правоведения при Правительстве РФ. М.: Норма, 1999. — 296 с.
  64. А.И. Закон о статусе депутатов и некоторые вопросы практики его проведения в жизнь. М., 1974. — 71 с.
  65. А.И., Барабашев Г. В., Васильев В. И. Комментарий к закону о статусе народных депутатов в СССР. М.: Юрид. лит., 1987. — 286 с.
  66. А.П. Парламентское право России: Учеб. Пособие. 3-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Издательско-книготорговый центр Маркетинг, 2002. — 368 с.
  67. В.А. Представительная природа законодательной власти субъекта Российской Федерации (правовые аспекты) М.: РАГС при Президенте РФ, 1995. — 136 с.
  68. Г. В. Правовая система субъекта Российской Федерации. // Государственность и право республики в составе Российской Федерации. Ростов н/Д, 1996. — С. 3−12.
  69. Г. В. Понимание права: Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.-419 с.
  70. М.В., Смоленский М. Б., Яценко И. С. Конституционное право Российской Федерации: Учебник СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — 439 с.
  71. С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. М.: ООО «Городец-издат», 2001. 176 с.
  72. Д.С. Размышления о представительном правлении. Benson: Chalidze Publ., 1988. — 263 с. — Перепечатка с изд. Яковлева, СПб., 1863.
  73. H.A. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. М.: Юристь, 1998. — 350 с.
  74. Ш. Л. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. -800 с.
  75. Бб.Народовластие в России очерк истории и современного состояния. / Дмитриев Ю. А., Журавлев А. Л., Комарова В. В., Мухачев И. В., Новиков Ю. А., Черемных Г. Г.- Под ред. Дмитриева Ю. А. — М.: Манускрипт.- 1997. -291 с.
  76. Национальное собрание во Франции: его состав и роль в системе верховной власти. М.: Фр. орг. тех. сотрудничества, 1994. — 55 с.
  77. А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 1999. — 591 с.
  78. Нудненко J1.A. Конституционно правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. -475 с.
  79. Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 1999. — 392 с.
  80. Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. Т. Я. Хабриевой 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 655 с.
  81. Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы науч. конф., г. Москва, 21−23 марта 2002 года / Под ред. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 475 с.
  82. Представительная система социалистического государства (на опыте СССР и ВНР). М.: Мысль, 1981. — 256 с.
  83. М. Конституционное право Франции. М.: Госюриздат, 1957.
  84. Проблемы народного представительства в Российской Федерации. / Под редакцией проф. С. А. Авакьяна М.: Издательство МГУ, 1998. — 184 с.
  85. В.А.Прокошин, С. Ю. Кузнецов, А. Л. Пашин. Право и реальность власти народа: демократизация региональных отношений. Москва Тула, 1999. -271с.
  86. Регламенты в парламентской практике: Материалы междунар. конф. Регламенты в парламент, практике, Пултукс, 8−11 мая 1994 г. / Ред.: Д. Лукаш, В. Стаськевич. Варшава: Бюро по исслед. и эксперт, заключениям Респ. Польша, 1995. — 321 с.
  87. P.M. Российский парламентаризм: история и современность. -М., 2000.-330 с.
  88. . Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. — 703 с.
  89. А .Я. Депутатский запрос: Пособие для слушателей народных университетов. М.: Знание, 1988. — 95 с.
  90. А .Я. Контрольная деятельность Советов: состояние и резервы перестройки. -М.: Политиздат, 1987. 303 с.
  91. Советы народных депутатов: Справ./ Лукьянов А.И.- Авакьян С. А., Гуреев П. П. и др. М.: Политиздат, 1984. — 382 с.
  92. Советский энциклопедический словарь. /Гл. ред. А. М. Прохоров. 4 изд. -М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  93. И.Л. Народная монархия. М.: Феникс, 1991. — 511 с.
  94. Становление российского парламентаризма начала XX века / Под ред. Селунской Н. Б. М.: Мосгорархив, 1996. — 282 с.
  95. .А. Социализм и демократия (Социалистическое народное представительство). М.: Издательство «Международные отношения», 1976. — 207 с.
  96. Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: 1998. — 526 с.
  97. М.Ю. Теория компетенции. М., 2001. — 355 с.
  98. Van der Hulst Marc The parliamentary mandate.-Geneva: Inter-Parl. Union, 2000. 154 p.
  99. Н.П. Юридический справочник депутата. М., 2004. — 1024 с.
  100. Е.М. Советы народных депутатов воплощение народовластия. — М.: Юрид. лит., 1978. — 103 с.
  101. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 1999. — 567 с.
  102. .Н. О народном представительстве. М., 1899. — 810 с.
  103. В. А. Развитие российского парламентаризма. Владивосток: Дальнаука, 2002. 321 с.
  104. Энциклопедия Книжного клуба «XX век». В 20 т. Т. 6. Г-Д. М.: ООО Издательство Астрель, 2001. — 256 с.
  105. И.С. Конституционное право Российской Федерации. М.: Бератор-Пресс, 2003. — 496 с.
  106. Grey I. The parliamentarians: the history of the commonwealth parliamentary association, 1911−1985. -Brookfield (Ve): Gower, 1986. XIII, 319 p.
  107. Paul Silk and Rhodri Walters. How Parliament Works. London and New York: Longman, 1998. — 286 p.
  108. Respect for international humanitarian law. -Geneva: Inter. Com. of the Red Cross, 1999. -104 p. (Handbook for parliamentarians- № 1).
  109. The politics and law of term limits/ Ed. :E.H.Crane- R.Pilon. -Washington (DC): CATO, 1994. 163 p.
  110. Публикации в периодических изданиях:
  111. Ф. Институт депутатской неприкосновенности // Уголовное право. -1998.-№ 2.-С. 54−55.
  112. А.А. Правовая природа мандата депутата представительного (законодательного) органа в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 1997. — № 3. — С. 108−115.
  113. С.М., Скрыпникова Б. М. Правовое регулирование депутатской неприкосновенности на региональном уровне // Журнал российского права. 1998. — № 10−11. — С. 132−137.
  114. А.Д. Иммунитет депутатский // Прокурорская и следственная практика. 1998. — № 1. — С. 159−166.
  115. А. Два срока не предел. // Российская Федерация сегодня. -2000.-№ 21.-С. 17−18.
  116. И. Как работают законы в краях и областях. // Российская Федерация. 1997. № 6. — С. 25 — 27.
  117. Г. С. Народ, народный суверенитет и народное представительство. //Советское государство и право. 1985. — № 12.: С. 47.
  118. C.B. Императивный депутатский мандат в России // Конституционное и муниципальное право. 2001. — № 1. — С. 38−41.
  119. М. К вопросу о правовом иммунитете членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ // Уголовное право. 2000. — № 1. — С. 88−93.
  120. Ю.Зорькин В. О депутатском иммунитете // Российская Федерация. 1996. -№ 8. — С. 18.
  121. П.Керимов А. Д. Выражает ли парламент всеобщую волю? // Право и политика. 2003. — № 6. — С. 4−10.
  122. Д. А. Государство и правовое государство // Право и образование. 2003. — № 6. — С. 4−25.
  123. А.Н. Роль законодателей в подготовке законов: законодательный процесс в штате Миссисипи. // Российский юридический журнал. 1998. -№ 3. — С. 97−100.
  124. И.В. Современный парламент. // Государство и право. 1997.- № 3. С. 5−13.
  125. И.А. Правовой статус депутатов Государственной Думы и выборных членов Государственного Совета в свете теории народного представительства // Журнал российского права. 2000. — № 8, с. 136 — 145.
  126. М.А. Депутат в системе народного представительства. // Сб. Конституционный строй России. Выпуск 1. — М.,'1992.
  127. С.Н. Законодательная власть в субъектах Российской Федерации: сравнительный анализ. // Конституционное и муниципальное право. -1998. -№ 1.- С. 2−7.
  128. В.В. Фракции и депутатские группы в Государственной Думе как субъекты парламентского процесса// Адвокат. 1998. — № 4. — С. 107−121.
  129. О.О. Мандат депутата, права, обязанности, гарантии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995. — № 2.- С. 12−21.
  130. О. Они представляют нацию: Статус депутатов зарубежных парламентов // Российская Федерация. 1997. — № 7. — С. 59−60.
  131. О.О. Конституционный статус депутатов парламентов // Журнал российского права. 1997. — № 4. — С. 130−138.
  132. А. Иммунитет в Уголовном праве // Уголовное право. 1998. -№ 2. — С. 23−28.
  133. В.Ю. Институт депутатского запроса: мировой опыт и российская специфика. // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1997. — № 2−3. — С. 44−52.
  134. P.M. Понятие и сущность парламентаризма. // Социально-политический журнал. 1998. — № 4. С. 210 — 225.
  135. В.Б. Организация законодательной власти в штате Висконсин. // США: экономика, политика, идеология. г 1998. № 9. — С. 69 — 77.
  136. В.Н. Институты «отзыва» и «роспуска» в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2002. — № 4. -С. 44−53.
  137. В.И. Иммунитеты от уголовного преследования // Журнал российского права, 1998 -№ 7.-С. 36 -45.
  138. С., Ионов А. Депутатские запросы // КоммерсантЪ Деньги. -1998. № 46. — С. 7−10.
  139. Н.Г. О правовом положении депутатов // Законодательство зарубежных стран: Реф. сб. 1990. — № 6. — С. 7−9.
  140. A.B. Депутатская неприкосновенность и уголовная ответственность // Конституционное и муниципальное право. 1999. -№ 1. С. 32−34.
Заполнить форму текущей работой