Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Матюшева Т. Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования: Дисс. канд.юрид.наук. Ростов-н/Д, 1999 образование в негосударственном образовательном учреждении в России"1 (М., 2002) — Грачевой Т. В. «Реализация конституционного права человека и гражданина российской Федерации на образование"2 (М., 2005) — Калпинской О. Е. «Право на образование и механизм его реализации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. ПОНЯТИЕ, ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ
    • 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ
    • 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 4. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА — ВАЖНЕЙШАЯ ГАРАНТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ

Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем центральным местом, которое занимает образование в жизни человека и общества. Культурная ценность образования как основы духовного совершенствования личности, как способа утверждения ее достоинства, средства экономического благосостояния человека и условия всестороннего развития общества определяет конституционное закрепление права на образование в качестве одного из основных прав человека и гражданина и влечет необходимость обеспечения гарантий его реализации.

Рассматриваемая проблема — один из частных вопросов общей проблемы прав человека в современной России. Российское образование наряду с большими людскими ресурсами, территорией и природными богатствами, является одной из фундаментальных основ России, позволяющей ей сохраниться в качестве великого государства. Конституция Российской Федерации, Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании», международные Пакты о правах человека устанавливают констшуционно-правовые и международно-правовые основы прав человека и гражданина. Однако реализация указанных норм происходит в условиях социально-экономического и духовного кризиса, охватившего страну. И это в полной мере относится и к образовательной сфере.

Актуальность исследования обусловлена принятием Концепции модернизации образования до 2010 года, Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 года, приоритетного национального проекта «Образование», а также присоединением Российской Федерации к Болонской декларации.

Однако отсутствие достаточно серьезной и научно-обоснованной программы действий государства по данной проблеме, поспешное и не до конца продуманное реформирование системы образования может губительно сказаться на будущем нашей страны. Проекты реформ, которые начали осуществляться, вызывают серьезную критику научной общественности.

В числе ключевых проблем, требующих своего скорейшего разрешения, можно выделить: обеспечение прав и свобод человека и гражданина в образовательной сферерасширение доступности образованиякардинальное улучшение качества образования на всех его ступеняхкоренное повышение эффективности государственно-общественного и муниципального управления сферой образованияувеличение бюджетного финансирования и совершенствование организационно-экономического механизма развития образования.

Сегодня в России общее количество законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, только на федеральном уровне составляет более 500 документов. Это создает существенные трудности в правовой регламентации деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием, осложняя деятельность юридических служб и руководителей учебных заведений, и формируя условия для юридических коллизий и необоснованных проблем конкретных людей, возникающих при реализации ими права на образование. Все это ведет к необходимости принятия Кодекса об образовании.

В то же время в образовательной сфере достаточно большой круг отношений регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. .И одной из основных проблем в развитии законодательства об образовательной деятельности является вопрос о соотношении законодательного регулирования в этой сфере на федеральном и региональном уровне. Существуют и другие проблемы: недостаточное финансирование образовательных учреждений, низкая зарплата преподавателей, коррупция и другие правонарушения, совершаемые чиновниками и другими деятелями образования. В последние годы появилось немало диссертационных исследований, посвященных праву на образование. В частности, работы Меншикова А. А. «Административно — правовое регулирование образования в Российской Федерации» (М., 1998)1- Матюшевой Т. Н. «Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования» (Ростов н/Д., 1999) — Голубковой Н. С. «Особенности реализации конституционного права на.

1 Меншиков А. А. Администрапгено-правовое регулирование образования в Российской Федерации: Дисс.. канд.юрид.наук, М., 1998.

2 Матюшева Т. Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования: Дисс. канд.юрид.наук. Ростов-н/Д, 1999 образование в негосударственном образовательном учреждении в России"1 (М., 2002) — Грачевой Т. В. «Реализация конституционного права человека и гражданина российской Федерации на образование"2 (М., 2005) — Калпинской О. Е. «Право на образование и механизм его реализации в системе МВД России"3 (М., 2005) — Теплякова О: А. «Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления"4 (Тюмень, 2005) — Безуглов С. В. «Особенности нормативного регулирования права граждан на образование, реализуемого в условиях сельской местности"5 (Краснодар, 2005) — Столбушинская О. Н. «Защита права на образование по гражданскому законодательству Российской Федерации"6 (М., 2005) — Смирнова М. В. «Конституционное право на образование и гарантии его реализации в у негосударственных общеобразовательных учреждениях» (М., 2006) — Серегина С. JI. «Конституционное право на высшее образование в Российской п.

Федерации" (Саратов, 2006) — Брюхина Е. Р. «Право на труд и право на образование: регулирование отношений по профессиональной переподготовке работников в России"9 (Пермь, 2007) — Шинкарева Е. Ю. «Право на образование ребенка с ограниченными возможностями и его реализация в Российской Федерации: историко-правовое исследование"10 (М., 2007).

1 Голубкова Н. С. Особенности реализации конституционного права на образование в негосударственном образовательном учреждении в России. Автореф, дисс.. канд юрид.наук. М., 2002.

2 Грачева T.B. Реализация конституционного права человека и гражданина российской Федерации на образование: Дисс. канд.юрид.наук. — М., 2005.

3 Калпинская О. Е. Право на образование и механизм его реализации в системе МВД РФ: Дисс.. канд.юрид.наук. — М., 2005.

4 Теплякова О. А. Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: Дис.. канд. юрид. наук. — Тюмень, 2005.

5 Безуглов С. В. Особенности нормативного регулирования права граждан на образование, реализуемого в условиях сельской местности: Дис. канд. юрид. наук. — Краснодар, 2005.

6 Столбушинская О. Н. Защита права на образование по гражданскому законодательству Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. — М., 2005.

7 Смирнова М. В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2006.

8 Серегина С. JL Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. — Саратов, 2006.

9 Брюхина Е. Р. Право на труд и право на образование: регулирование отношений по профессиональной переподготовке работников в России: дис. канд. юрид. наук. — Пермь, 2007.

10 Шинкарева Е. Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями и его реализация в Российской Федерации: историко-правовое исследование: автореферат дне. канд. юрид. наук. — М., 2007.

Между тем, далеко не все проблемы исследованы, существует немало спорных вопросов. После начала реформы образования в науке отсутствуют работы, посвященные системному анализу действующего законодательства в сфере образования. Не исследованы проблемы, связанные со спецификой реализации права на образование в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена: необходимостью дальнейшего развития и укрепления гарантий права человека и гражданина на образованиенедостатками в конституционном и текущем законодательстве, в частности, наличием противоречий между федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ в образовательной сференедостаточностью научных исследований, посвященных вопросам содержания права на образование и его реализации в субъектах Российской Федерации.

Степень разработанности темы исследования. В работе использовались научные труды российских ученых, разработавших фундаментальные категории общей теории государства и права: С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лазарева, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова.

Использовались работы по теории прав человека В. Н. Бутылина, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, Л. И. Глухаревой, Е. А. Лукашевой, М. Н. Лазутовой, ВА Патюлина, В. А. Ржевского, Ф.М. РудинскогоДЕ. Фарбера, Б. С. Эбзеева.

В основу исследования вопросов конституционного законодательства положены научные исследования ученых — представителей науки конституционного права: С. А. Авакьяна, Н. С. Бондаря, Е. Д. Волоховой, В. Т. Кабышева, Е. И. Козловой, Т. Н. Комковой, О. Е. Кутафина, В. О. Лучина, Т. Я. Хабриевой, В. А. Черепанова, В. Е. Чиркина, Б. С. Эбзеева.

Проблемы реализации права на образование и положения человека и гражданина в сфере образования исследовались в трудах Е. Б. Баянова, Е. В. Буслова, Е. Д. Волоховой, Г. А. Дороховой, Л. А. Дольниковой, С. В. Курова, И. А. Рожкова, В. М. Сырых, B.C. Толстого, В. И. Шкатуллы.

Использовались работы по психолого-педагогическим, социологическим, философским, организационно-управленческим аспектам образования Н. И. Булаева,.

ЕБ. Буслова, Б. С. Гершунского, Н. П. Пищулина, А. В. Петровского, В. А. Садовничего, О. Н. Смолина, 3.КШнекендорфа.

Объект исследования — общественные отношения, связанные с конституционным, международно-правовым регулированием права человека и гражданина на образование в Российской Федерации и ее субъектах.

Предмет диссертационного исследования — составляют нормы российского законодательства, а также комплекс проблем, охватывающих понятие, содержание и юридическую природу права на образование, конституционно-правовые и иные правоотношения, складывающиеся в процессе его реализации.

Цель исследования. В условиях функционирования двухуровневой системы конституционного законодательства, для повышения эффективного регулирования отношений по реализации личностью конституционного права на образование, требуется уточнить содержание права на образование, проанализировать механизм разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области образования, проанализировать эффективность механизма реализации конституционного права граждан на образование и выработать новые предложения по его совершенствованию.

Для достижения вышеназванной цели поставлены следующие частные задачи: в рамках концепции прав человека уточнить теоретическое понятие права человека на образованиеисследовать конституционно-правовые и иные нормы Российской Федерации, международно-правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с реализацией конституционного права на образованиесистематизировать эмпирические данные о противоречиях в определении компетенции в сфере образования субъектов Российской Федерацииисследовать систему образования и механизм реализации права на образование в субъектах РФ.

Методологическая база и методы исследования. В процессе работы над диссертацией использовались следующие общенаучные и специально-правовые методы исследования: системный метод, анализ и синтез, историко-правовой, формально-юридический методы. При исследовании федерального и регионального законодательства применялись методы сравнительно-правового анализа.

Методологической основой работы являются теория прав человека, научные достижения современного конституционного права, общей теории государства и права. Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные законы и нормативные акты, Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также законодательство субъектов Российской Федерации (Республик: Башкортостан, Татарстан, Тыва, Чувашской, Коми, Мордовия и др., областей: Пензенской, Ульяновской, Тюменской, Ленинградской, Ярославской, Тульской и др.) в сфере образования, нормы международного права.

Научная новизна. В настоящем исследовании, одном из первых в Российской Федерации, выявлены особенности реализации права человека и гражданина на образование в РФобосновано место права на образование в системе прав и свобод личностипо-новому определены элементы конституционного права на образованиерассмотрены возможности ограничения права на образованиедан анализ реализации права на образование на уровне субъектов Российской Федерацииисследованы проблемы компетенции Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образованияразработаны предложения, направленные на совершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации с учетом присоединения России к Болонской декларации, реализации проводимых реформ в сфере образования и национального проекта «Образование».

Положения, выносимые на защиту:

1. Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Право на образование в объективном значении — система правовых норм (правовой институт), регулирующий общественные отношения, связанные с обеспечением гражданам возможности получения образования.

Рассматривая классификацию прав человека, можно увидеть отсутствие единого мнения о месте права на образование в системе прав и свобод личности.

Юридическая природа права на образование характеризуется отнесением права на образование к основным конституционным правам человека и гражданина и его специфическим содержанием. В общей системе основных прав и свобод право на образование занимает одно из ведущих мест в группе социально-экономических прав, являясь своеобразным ядром и одним из важнейших условий и необходимой предпосылкой для осуществления многих других конституционных прав.

Уточнено понятие права на образование, его место в системе конституционных прав и свобод.

2. Особое место в системе образовательного законодательства занимает Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (принята Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.) — документ, выступающий, наряду с Конституцией РФ, политико-правовой основой правового регулирования российской системы образования. В то же врёмя политическая, и одновременно декларативная составляющая этого документа, занимает значительно больший удельный вес, чем собственно правовое его содержание.

Национальная доктрина образования пока еще не заняла предназначенного ей подлинного места в государственной образовательной политике. Поэтому суть наших предложений состоит в том, чтобы Национальная доктрина образования в Российской Федерации была введена федеральным законом.

3. Выдвинуты дополнительные аргументы в пользу принятия образовательного кодекса. Их суть состоит в следующем:

— принятие кодекса об образовании ставит четкие пределы нормотворческим полномочиям Министерства образования и науки РФ и становится исключительной компетенцией законодательной власти;

— кодекс об образовании представляет эффективное средство, нацеленное как на улучшение качества правового регулирования отношений в сфере образования, так и на обеспечение доступности самого образовательного права;

— образовательный кодекс позволяет решить ряд проблем юридико-технического характера: устраняет разного рода несостыковки и разночтения, возникающие в связи с применением большого количества разрозненных нормативных правовых актовобеспечивает унификацию понятийного аппарата, содействует устранению так называемых скрытых коллизий (коллизий правовых норм, возникающих из-за того, что одно и то же понятие по-разному определяется в разных нормативных правовых актах);

— кодекс будет содействовать более четкому разрешению противоречий между нормами образовательного законодательства и нормами «пограничных» отраслей законодательства (гражданского, административного, бюджетного и т. д.);

— кодекс позволил бы объединить в единую систему правового регулирования различные проявления образовательной деятельности, значительно расширить субъектный состав отношений, регулируемых образовательным правом.

4. Реализация права на образование в Российской Федерации сопряжено с рядом трудностей препятствующих обеспечению этого права в полном объеме: недофинансирование образования, качество образованияотсутствие дополнительных льгот для отдельных категорий граждан в целях доступности образования — детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов I и II группы и др.

В этой связи предлагается ежегодно определять на федеральном уровне и субъектов РФ фиксированный процент от бюджета на развитие образования и меры по обеспечению доступности образования для вышеуказанных категорий граждан.

5. В связи с реализацией национального проекта «Образование» автор на основе проведенного социологического исследования выдвинул следующие предложения: необходимо обеспечить полное информирование граждан о целях и преимуществах указанного проекта, а также о ходе его реализации;

— безусловное финансирование проекта и обеспечение образовательных потребностей граждан во всех государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

— создание равных условий для всех участников проекта, а не только поддержка отличившихся и одаренных.

6. В исследовании выражено отношение к Болонскому процессу, даны прогнозы реализации Болонской декларации.

Интеграция России в европейское образовательное пространство несет в себе очевидные преимущества. Новая система призвана предоставить студентам большую самостоятельность в выборе вектора своего образования, дополнительные возможности варьировать свое расписание и трудозатраты. Признание отечественных дипломов о высшем образовании в европейских странах значительно облегчит молодым специалистам поиск работы за рубежом, повысит их конкурентоспособность на международном рынке труда.

В то же время подобная реформа потребует кардинального пересмотра основ образовательной политики и учебного процесса в Российской Федерации. Она несет в себе и негативные последствия для российского образования, такие как: отказ от большинства базовых фундаментальных курсов и замену их системой спецкурсовшестилетнее образование (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры) еще не имеет соответствующего правового обеспечения в трудовом законодательствев результате дистанционного обучения из образовательного цикла, по существу, выпадает воспитательный момент. Об этом свидетельствуют замена связки «преподаватель — студент» связкой «компьютер — студент».

7. Исследована проблема разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти в сфере образования. В диссертации сделан вывод о том, что в настоящее время произошло значительное сокращение компетенции субъектов РФ по предметам совместного ведения в области образования. Причиной этому стала не только политика федерального центра по расширению своих полномочий, но и отсутствие в законе «Об образовании» четкого разграничения полномочий между органами власти в сфере образования.

8. Выявлены на основе социологического исследования, проведенного в Пензенской, Ульяновской областях и Республике Мордовия с участием автора, причины нарушения конституционных прав молодежи, включая право на образование.

Отмечено пять основныхпроблем (приобретение жилья, безопасность жизни, отсутствие социальных гарантий, право на образование, право на труд), волнующих молодежь, связанных с нарушением их прав. 28,8% опрошенных указали, что нарушается право на образование. С возрастом (от 16 до 30 лет) значимость данной проблемы снижается с 30,8% до 24,3%. Однако к 30-ти годам каждый четвертый продолжает считать эту проблему не решенной.

Главной и основной причиной незащищенности прав молодежи является, отсутствие надежных законов! по молодежной проблематике. Так считают 45,4% опрошенных. На втором месте находится проблема, связанная с отсутствием законов, направленных на защиту интересов большей части населения. Такого мнения придерживаются 39,1% опрошенных. Коррумпированность государственных структур волнует более чем третью часть молодежи (38,3%). Практически в такой же мере респондентов волнует бесконтрольность действий правоохранительных органов — 37,6%.

Теоретическая и практическая значимость. Выводы и предложения диссертации могут быть использованы в правотворческой деятельности, а также в научных исследованиях, в педагогической деятельности, в частности, вузами в учебном процессе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения диссертационного исследования докладывались на III Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы Российского права на современном этапе» (Пенза, 2004 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Социальная политика в проблемном регионе» (Пенза, 2004 г.), IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского права на современном этапе» (Пенза, 2005 г.), межрегиональной научной конференции «Государство и общество: проблемы взаимодействия» (Пенза, 2005 г.), V Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе» (Пенза, 2006 г.), XI Международной научно-методической конференции «Университетское образование» (Пенза, 2007 г.).

Основные результаты исследования опубликованы в аналитическом докладе «Российская молодежь в регионах „скромного“ достатка. Каковы жизненные перспективы?» (2005г.), освещались и обсуждались в ходе семинаров, дискуссий, научно-практических конференций, проводимых в течение 2007;2008 г. г. Министерством образования и науки Пензенской области.

Основные положения работы изложены в научных статьях по теме диссертационного исследования.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе преподавания дисциплин «Конституционное право Российской Федерации» и «Муниципальное право Российской Федерации» на кафедре государственноправовых дисциплин Пензенского государственного университета.

Структура и объем диссертации

определяется ее содержанием и состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения, списка источников и использованной литературы. Основные выводы и предложения представлены по параграфам и в заключении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подведем итоги исследования.

Конституционное признание права на образование как одного из основных прав человека является существенной характеристикой современного российского законодательства. Закрепив это право в ст. 43, Конституция РФ 1993 года ввела его в качестве элемента в конституционный статус личности, придала ему исходное значение, послужила основой для создания национального образовательного законодательства, призванного конкретизировать положения ст. 43 Конституции РФ, гарантии и порядок их реализации, а также способы защиты.

Как сложившийся правовой институт (право на образование в объективном смысле) представляет собой систему правовых норм, регулирующих ту часть общественных отношений в области образования, которые связаны с приобретением знаний, способствующих развитию самой личности, приобретению ею профессиональных навыков.

В субъективном смысле конституционное право человека и гражданина на образование относится к числу субъективных прав личности. Конституционное право на образование в субъективном смысле — реально существующая, гарантированная государством и международным сообществом фактическая возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня в личных интересах, и в интересах всего общества.

Содержание конституционного права на образование вытекает из статей 43, 44, 26 Конституции Российской Федерациист. 26 Всеобщей декларации прав человекаст. 13 и 14 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правахКонвенции по борьбе с дискриминацией в области образованияКонвенции о правах ребенкаКонвенции о техническом и профессиональном образованииРекомендации о положении учителей, Европейской Конвенции об эквивалентности дипломов, Хартии Европейского Союза об основных правахФедерального Закона.

Об образовании". При этом необходимо привести некоторые нормативные акты в соответствие с международными нормами.

Реализация данного права происходит в виде конституционных, административно-правовых, гражданско-правовых, трудовых и некоторых других правоотношениях. По мнению некоторых исследователей существуют и образовательные правоотношения. Реализация права на образование может осуществляться как индивидуально, так и коллективно, как правило, в правоотношениях, но возможна реализация и вне правоотношений (в сфере самообразования). Следовательно мы можем утверждать о том, что сложилась отдельная отрасль образовательного права.

Таким образом можно сделать следующие выводы. Реализация есть претворение в жизнь правовых норм, закрепляющих это субъективное право. Смысл реализации права на образование состоит в том, что человек пользуется благами науки и культуры, ради которых и существует данное субъективное право и также приобретает общее образование и профессиональное образование. В первом случае право на образование выступает как динамичный процесс (совершенствование), а во втором случае речь идет о достижении определенного уровня образованности. Право на образование реализуется как правило в правоотношениях, но оно может быть реализовано и вне правоотношений (например, в процессе самообразования). Отношения в сфере образования имеют качественное своеобразие вследствие того, что они определяются наличием педагогических, правовых и организационно-управленческих отношений и сочетаются с элементами правоотношений других отраслей, вследствие чего правовое регулирование положения граждан в сфере образования имеет комплексный характер.

Механизм реализации права на образование представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативных, организационных и инструментальных институтов, при помощи которых устанавливаются правила, регламентирующие поведение субъектов образовательной деятельности, определяются пути преодоления конфликтных ситуаций, возникающих в образовательном процессе, закрепляются меры и процедуры юридической ответственности за неисполнение и нарушение предписаний образовательного законодательства.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленностисети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видоворганов управления образованием и подведомственных им учреждений и организацийобъединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в ' области образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждениив форме очной, очно-заочной (вечерней), заочнойв форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» решение вопросов организации образовательной деятельности осуществляется на уровнях федеральном, региональном, муниципальном и уровне образовательного учреждения. Недостатками механизма реализации права на образование уже на федеральном уровне можно назвать отсутствие ряда нормативных документов, определяющих порядок применения отдельных положений Закона Российской Федерации «Об образовании». Таким образом встает необходимость принятия образовательного кодекса.

Что касается разграничения полномочий в сфере образования, мы пришли к выводу, что компетенция между уровнями власти разграничена эпизодично, нет полной картины полномочий каждого уровня власти. Тем не менее можно выделить определенные группы полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

1 .Полномочия по нормативно-правовому регулированию сферы образования.

2.Полномочия по управлению сферой образования.

3. Полномочия по финансированию сферы образования. На наш взгляд, полномочия Российской Федерации в сфере финансирования образования нуждаются в конкретизации, необходимо законодательно определить следующие вопросы:

1. Понятие федеральных государственных образовательных услуг и его соотношение с понятием минимальных государственных социальных стандартов, которые определены в Бюджетном кодексе Российской Федерации именно как государственные услуги.

2. Перечень федеральных государственных образовательных услуг, которые финансируются из федерального бюджета.

3. Объем финансирования федеральных государственных образовательных услуг путем принятия Федерального закона «О минимальных государственных социальных стандартах в области образования».

Предложенное нами разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере образования строится на принципах обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законодательного разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти, соответствия полномочий и финансовых ресурсов для осуществления данных полномочий. Кроме того, необходимо снять ряд противоречий и правовых коллизий, возникших при разграничении полномочий Федерации и субъектов Федерации в сфере образования.

Региональные законы об образовании принимаются в рамках собственной компетенции субъектов РФ в области образования, отражают специфику регионов. Среди вопросов, решение которых находится только в ведении субъектов Российской Федерации прежде всего необходимо назвать право каждого субъекта определять и осуществлять политику в области образованиязаконы об образовании некоторых субъектов предусматривают дополнительные меры социальной защиты обучающихся и педагогических работников. Многие нормативные правовые акты, принятые в последние годы (начиная с 1999 г.), в целом соответствуют духу и букве федеральных законов. Однако, среди проблем, с которыми столкнулись регионы, следует назвать противоречия, обусловленных недостаточно конкретным определением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, есть и другие проблемы, влияющие на эффективность действия нормативных правовых актов в сфере образования. Сегодня можно говорить о трудностях перехода регионов к самостоятельности, от директивных методов управления к экономическим, стремлением управляющих и контролирующих органов удержать командные позиции по отношению к образовательным учреждениям. В связи с этим, развитие регионального законодательства об образовании связано с преодолением указанных противоречий и недостатков.

Общими недостатками сферы образования в регионах, можно считать отставание в разработке нормативно-правовой основы взаимосвязи средней и высшей школырост платного образованияпадение уровня подготовки и переподготовки выпускаемых специалистоввозрастание социального неравенства в получении качественного образованиянеэффективность управления в негосударственных образовательных учреждениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)// «Российская газета», N 237, 25.12.1993 г.
  2. Закон Российской Федерации от 25.10.1991 г. № 1807−1 «О языках народов Российской Федерации"// Ведомости СНД и ВС РСФСР. -12.12.1991.-N50.-ст. 1740.
  3. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266−1 «Об образовании"//Первоначальный текст документа опубликован: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 30.- Ст. 1797.
  4. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 (в ред. ФЗ от 14.12.1995 г. № 197-ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» //СЗ РФ. 1995. — № 51. — Ст. 4970.
  5. Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266−1 «Об образовании» в ред. от 28.02.2008 г. // «Российская газета». 05.03.2008.
  6. Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ в ред. от 01.12.2007 «О международных договорах Российской Федерации». // «Российская газета» 05.12.2007.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации 29.12.1995 г. № 223-Ф3. // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 1. — Ст. З
  8. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в ред. от 01.12.2007 г. // Собрание Законодательства РФ.- 26.08.1996 N 35- ст. 4135, Российская газета от 05.03.2008.
  9. Федеральный Закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. -29.09.1997. N 39.- ст. 4465.
  10. Ю.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998.- N 31.- ст. 3823.
  11. Федеральный Закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. — N 40.- ст. 3822.
  12. Федеральный Закон от 21.07.2007 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установление обязательности общего образования"// Собрание законодательства РФ. 23.07.2007.- N 30. — ст. 3808.
  13. Федеральный Закон от 24.10.2007 № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)"// Собрание законодательства РФ. 29.10.2007.- N 44.- ст. 5280
  14. Постановление Правительства РФ от 05.06.1994 г. № 650 (в ред. от23.12.2002г.) «Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования"// Собрание законодательства РФ. 20.06.1994. — N 8.- ст. 864.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 г. № 677 (в ред. от 01.02.2005 г.) «Об утверждении Типового положение о дошкольном образовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ. 10.07.1995. — N 28. — ст. 2694.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.1997 г. № 179 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении».
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ. 17.03.1997. — N 11. — ст. 1326.
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 г. № 796 (ред. от 03.10.2002 г.) «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» // Собрание законодательства РФ. N 43.- 23.10.2000, — ст., 4249.
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196 (ред. от 30.12.2005 г.) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ. -26.03.2001.-N13.-ст. 1252
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 г. № 505 (ред. от 28.12.2005 № 815) «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» // Собрание законодательства РФ.-02.01.2006.-N1.-ст. 156.
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 20 062 010 годы» //Собрание законодательства РФ. 09.01.2006. — N 2. — ст. 186.
  22. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 367 (в ред. от 01.03.2005) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих и должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016−94».
  23. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 1994 г. № 225 «Об утверждении примерных положений о получении общего образования в форме экстерната и получении образования в семье».
  24. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.04.2002 г. № 1306 «Об утверждении Положения о проведении Единого государственного экзамена».
  25. Закон Республики Башкортостан от 29.10.1992 г. № ВС 13/32 «Об образовании». Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. — 1993. — N 4.- ст. 77.
  26. Закон Республики Коми «Об образовании» от 28.12.1993 г. № XII-17/10. Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 26.02.2007: — N 2. — ст. 4695
  27. Закон Республики Татарстан «Об образовании» от 19.10.1993 г. № 1982-XII Ведомости Государственного Совета Татарстана. 1997. — N 8−9. — ст. 225.
  28. Зб.Закон республики Саха от 14.05.1995 № 67−1 (ред. от 28.04.2002 г.) «Об учителе». Якутские ведомости. N 22. — 19.07.1995.37.3акон Республики Тыва «Об образовании» от 23 июня 1995 г. № 336. Тувинская правда. 10.08.1995.
  29. Закон Архангельской области от 03.04.1996 г. № 38−22−03 (ред. от 27.09.2007) «Об образовании в Архангельской области».
  30. Закон Республики Башкортостан от 10.06.1996 г. № 34 з «О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений».
  31. Закон Республики Адыгея «Об образовании» от 28.12.1999 г. № 156. Собрание законодательства Республики Адыгея. N 1. -январь, 2000.
  32. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.01.2000 г. № 6-ЗОА (ред. от 18.04.2007) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
  33. Закон Кемеровской области от 28.12.2000 г. № 110 ОЗ (ред. от 04.06.2007) «Об образовании в Кемеровской области».
  34. Закон Республики Марий Эл от 09.04.2001 г. № 9−3 «О регулировании отношений в сфере образования на территории республики Марий Эл». 44.3акон Удмуртской Республики от 16.04.2004 № 22-РЗ «Об образовании».
  35. Закон Воронежской области от 14.02.2005 г. № 3 ОЗ (ред. от 09.10.2007) «Об образовании в Воронежской области».
  36. Областной Закон Ленинградской области от 29.11.2005 № 101-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2006 год».
  37. Закон Челябинской области от 31.10.2006 № 72−30 «Об областном бюджете на 2007 год».
  38. Закон Тюменской области от 10.11.2006 № 514 (ред. от 26.09.2007) «Об областном бюджете на 2007 год».
  39. Закон Пензенской области от 14.11.2006 № 1172-ЗПО (ред. от 10.10.2007 г.) «О бюджете Пензенской области на 2007 год».
  40. Закон Томской области от 14.11.2006 № 272−03 (ред. от 19.09.2007 г.) «Об областном бюджете на 2007 год».
  41. Закон Свердловской области от 08.12.2006 № 82−03 «Об областном бюджете на 2007 год». 52.3акон Ярославской области от 12.12.2006 № 100-з «Об областном бюджете на 2007 год».
  42. Областной закон Архангельской области от 20.12.2006 № 310−14−03 (ред. от 27.09.2007 г.) «Об областном бюджете на 2007 год».
  43. Закон Республики Коми от 22.12.2006 № 131-Р3 «О республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год».
  44. Закон Республики Алтай от 25.12.2006 № 95-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2007 год».
  45. Закон Приморского края от 27.12.2006 № 28-КЗ «О краевом бюджете на 2007 год».
  46. Закон Удмуртской Республики от 27.12.2006 № 63-P3 «О бюджете Удмуртской республики на 2007 год».
  47. Закон Владимирской области от 27.12.2006 № 186−03 «Об областном бюджете на 2007 год».
  48. Закон Тульской области от 27.12.2006 № 779-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2007 год"бО.Закон Мурманской области от 28.12.2006 № 828−01-ЗМО «Об областном бюджете на 2007 год».
  49. Закон Ставропольского края от 29.12.2006 № 97-кз «О бюджете Ставропольского края на-2007 год».
  50. Закон Амурской области от 31.12.2006 № 263−03 «Об областном бюджете на 2007 год».
  51. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 № 343 «О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005−2010».
  52. Постановление Администрации Ярославской области от 28.10.2005 № 278 «Об областной целевой программе развития образования на 20 062 007 годы в перспективе до 2010 года».
  53. Определение Верховного Суда РФ от 17. 10 2007 года по делу № 5-Г07−81.//Бюллетень Верховного Суда РФ. -№ 1. — январь 2008.
  54. Л.Д., Жаромских Д. Г., Матейкович М. С., Чеботарев Г. Н., Фальков В. Н. Новый федеральный закон о местном самоуправлении: содержание и проблемы реализации: научно-практическое пособие / Тюмень, ГУЛ ТО «Тюменский издательский дом». 2004.-С. 18.
  55. А.Н. Противоречия законодательства об образовании. Спецкурс. -Архангельск, 2001.
  56. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право Рссии: Учебник. 4-е изд. -М., 2006.-С. 110.
  57. В.М. Юридические нормы субъекта федерации: феномен их совокупности: Учебное пособие / В. М. Костылев, Ю. В. Самигуллина. -Уфа: БашГУ, 2004.-С. 35.73 .Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. — С. 75.
  58. В.В. Общая теория государства и права. М., 2005. С. 112.
  59. И.И. Международное право. Общая часть. М., 2001. — С. 253.
  60. Нормативно — правовое обеспечения образования. Правовое регулирование системы образования. Учебник для вузов /под ред. Д. А. Ягофарова. -М.: Владос. -2007.77.0бщая теория прав человека. Учеб. пособие /отв. ред. Е. А. Лукашова. М., 1996. -С.30.
  61. Проблемы общей теории государства и права. Учебник для вузов, /под ред. Марченко М. Н. М.: Юрист, 2007.- С. 414.
  62. Г. А., Страунинг Э. Л. Защита и самозащита гражданских прав: Учебное пособие. М., 2002. — С. 90−93.
  63. Н. Социология: Учебное пособие. М., 1994.- С. 427.
  64. Теория государства и права: Курс лекций /под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько.- М., Юрист. 2005. — С.255−259.
  65. Теория государства и права. Учебник для вузов./ Под ред. Морозовой Л. А. М.: НОРМА, 2005.-С.393.
  66. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М. Н. Марченко. М., 2006.-С .182-
  67. В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА. — М., 2001.
  68. В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть. -М., 2006. С. 45
  69. Экономика и финансы образования. Учебное пособие. М.: МГОУ.- 2003
  70. Е.Г. Социальное законодательство. Научно-практическое пособие. М.: Контакт. — 2005.
  71. С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. С. 219.
  72. С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. — 123.
  73. В.И. Болонский процесс: Популярные лекции. М., 2004. -С.287.
  74. С.В., Бахрах Д. Н. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Изд.Казан. Ун-та.- 2004.
  75. О.В., Захаров А. В., Садохина Н. Е. Досудебная защита прав граждан на образование. — Тамбов, 2005.
  76. Н. А. Философия свободного духа. М.: ACT, 2006. — С. 87—89
  77. Н.В. Современный российский федерализм: конституционная модель и политико-правовая динамика. М., 2001. — С. 33-
  78. Ю.В. Страницы отечественного образования. Кн.1. М., 1996. — С.29.
  79. Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации: Монография. М.: Готика, 2004. — С. 208.
  80. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.// Международное гуманиратное право в документах. М., 1996.- С.27−28.
  81. Высшее образование в России. Очерки истории до 1917 г. М., 1995. -С.43.
  82. Глигич-Золотарева М. В. Правовые основы федерализма. М., 2006-С. 296.
  83. Д.И. Действие права (Методологический анализ). М., 1992. — С.50−51.
  84. Т.В. Право человека и гражданина на образование. Международные стандарты и российское законодательство. Волгоград, 2003.
  85. В.И. Российской образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2001. — С.79.
  86. Европейский Суд по правам человека: порядок обращения. М., 1999. -С.З.
  87. В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М., 1980.-С. 8−10.
  88. Использование мониторинга системы образования в законотворческом процессе. Издание Госдумы.- М., 2002.
  89. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 2001. — С.5−19.
  90. Д.А. Философские проблемы права. — М., 1992. С. 171.
  91. А.В. Система народного образования как фактор всестороннего развития личности. Куйбышев, 1992.- С. 17.
  92. В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Издательство ACT, 2003.- С. 34.
  93. Кодекс Российской Федерации об образовании. Общая часть: (Проект. С изменениями и дополнениями)/ отв. ред Сырых В. М. М., 2003 г.
  94. А. И. Правители России. Чебоксары, 1994. — С.40.
  95. С.В. Образование и гражданское общество. М.: Готика. -2004.
  96. А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999. — С. 156, 157
  97. Г. А., Сырых В. М. Документы международного права по вопросам образования. М.: Готика, 2003. — С. 413.
  98. М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М., 2002. — С.40.
  99. А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994. — С.59.
  100. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. Международное гуманитарное право в документах. М., 1996.
  101. Международные акты о правах человека. М., 1999. С.539−570.
  102. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Международное гуманитарное право в документах. М., 1996. С.34
  103. Менеджмент, маркетинг и экономика образования/Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород, 2001. — С. 30−32.
  104. И.Р. Правовая система республики в составе РФ. М.: НОРМА, 2002. — С. 24.
  105. В.Б. Век образования. М., 1990. — С. 145.
  106. Ф.Р. Проблемы формирования системы законодательства субъекта Российской Федерации. Уфа, 1999.- С 55.
  107. Народное образование в СССР: сборник нормативных актов. — М., 1987.-С. 93.
  108. Народное образование в России: Исторический альманах. М., 2001.-С. 129.
  109. B.C. Общая теория права и государства. М.: НОРМА-ИНФА, 2004.-С.475.
  110. Об итогах деятельности Минобразования России по реализации первого этапа модернизации российского образования. Аналитический доклад. М., 2004.
  111. Ю.П. Конституционные гарантии права на образование в СССР.-М., 1986.-С. 15.
  112. Очерки истории российского образования. М.: МГУП, 2002. — С. 13.
  113. Н. Прикладной анализ бюджетных расходов на обучение детей, имеющих инвалидность, в г. Архангельске //Общественный доклад о положении детей с инвалидностью в г. Архангельске. Архангельск: 000 «Гефест», 2007.
  114. Педагогическая энциклопедия. М., 1989. Т.З. — С.141.
  115. А.Н., Пошибякина Е. Н., Кураков A.JI. Региональная система образования: социально-экономическое управление. М.: Вуз и школа.-2006.-С.110.
  116. А. С. Понятие правоприменения и его место в механизме социального регулирования. М.: Юрлит, 1985. — С. 249.
  117. Платные услуги образовательного учреждения. Справочник. 2-е изд. -М:.-2005. -С. 61−63.
  118. Правовое регулирование образовательной деятельности. / Под ред. Сырых В. М. М.: Ваклер, 2005. — С. 57.
  119. Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании / под ред. В. И. Шкатуллы, О. Н. Смолина, С. М. Широкобокова, В. М. Утенкова. Издание Госдумы. — 1999.
  120. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. — С. 551
  121. . В.А. Высшая школа России: ориентиры на будущее. — М.: МГУ, 2005.
  122. М.С. О некоторых итогах и проблемах развития конституционного федерализма в России. Конституция как символ эпохи. -Т. 1 / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. -М., 2004. -С. 306−307.
  123. Г. С. Отношения по воспитанию и обучению — предмет правового регулирования. -М., 1977. С. 128
  124. Н.А., Субетто А. И. Новое качество высшего образования в современной России М., 2005. С. 109
  125. В.В. Образовательные правоотношения: вопросы теории. -М.: Локус-Пресс, 2005.
  126. В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития. М.: Поматур, 2006.
  127. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукина 17 апреля 2006.
  128. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989.- С. 302.
  129. .А. Вступительная статья .Федеральное конституционное право России. Основные источники. М., 1996. — С. 8.
  130. М.А. Нормативный правовой акт как объект систематизации . Систематизация законодательства в Российской Федерации. СПб., 2003. — С. 98- 99.
  131. В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М., 2000.-С. 110.
  132. В. М. Введение в теорию образовательного права.- М.: Готика.- 2002.
  133. Тенденции развития юридического образования в России: Сборник тезисов выступлений на конференции и статей / Под ред. А. К. Голиченкова. М., 2006.
  134. Ю.А., Постников А. Е., Васильев В. И., Пяткина С. А., Лапаева В. В., Пешин Н. Л. Концепция развития конституционного законодательства. Концепция развития российского законодательства. -М., 1998.-С. 35.
  135. Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 2005.-С. 644
  136. Ю. А. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: Юрист, 2002. — С. — 367. Троцковская В. А. Региональное нормотворчество: проблемы становления и развития. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. — С. 5.
  137. Е.Н. Труды по философии права. СПб., 2001. — С.291.
  138. В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. М., 1973.
  139. И.А. Современная российская модель разделения власти между Федерацией и ее субъектами (Актуальные правовые проблемы). -М., 1996.-С. 16.
  140. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма.- М., 1998. С. 212.
  141. Т.Я. Разграничение законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. М., 2003. — С. 120−122.
  142. Е.В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. Конституционно-правовое исследование. М., 2006. — С. 164−167.
  143. В.И., Смолин О. Н., Широкобоков С. М., Утенков В. М. Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании. М., 1999. С.3−6.
  144. В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы.- М., 1997. С. 68
  145. В.Ф. Россия: экономика, гражданское право.- М., 2006. С. 86.
  146. В.Ф. Принуждение в гражданском праве // Проблемы совершенствования гражданского права: Сборник статей. М., 2007. С 56.
  147. В.Ф. Россия: экономика, гражданское право. М., 2005.1. Периодические издания:
  148. В.М. Кодекс об образовании как основной закон о праве человека на полезные знания (критическое чтение проекта Кодекса об образовании под редакцией В.М. Сырых) //"Академия Тринитаризма». -14.02.2005.
  149. А.Г. Основы Концепции регионального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в Республике Башкортостан // Регионология. № 4. — 2004.
  150. В.И., Буслов Е. В., Шудегов В. Е. Формирование функционального полного и прогрессивного законодательства в области -основополагающее условие эффективного развития российской системы образования // Право и образование.- № 9.- 2007.
  151. С.В. Проблемы и перспективы развития законодательства об образовании // Право и образование. 2006. № 3. — С. 22−26.
  152. A.M. Новые подходы к управлению развитием высшей школой и задачи повышения кеачества высшего образования // Право и образование, 2007. № 12. — С. 7.
  153. А.Ю. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем //Педагогика. 2003. — № 1. — С.98 — 104.
  154. В.Г. Понятие прав и свобод человека и гражданина // Философские науки. № 4.- 2002.
  155. Болонский процесс: за и против//Российская газета. 12.04.2005. -С.4.
  156. Большая Советская Энциклопедия. М., 1974. -Т. 18. С. 641.
  157. Н. И. О государственной политике в области образования // Официальные документы в образовании. 2005. — № 27.
  158. Е.В., Рожков И. А., Шудегов В. Е. Проблемы и перспективы законодательного регулирования статуса педагогических работников // Право и образование. № 3. — 2002.
  159. Е.В., Шудегов В. Е. Болонская декларация с точки зрения законодательства в области образования // Право и образование.- № 2. 2003.
  160. Е.В., Шудегов В. Е. Законодательное обеспечение как обязательное условие развития среднего профессионального образования // Право и образование. № 4. — 2003.
  161. Е.В. Законодательная база управления образовательным учреждением: функциональная полнота и пути совершенствования // Право и образование. № 1. — 2006.
  162. Е.В., Шудегов В. Е. Законодательное обеспечение социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений // Право и образование. № 4. — 2006 г.
  163. Е.В., Дащинская З. П. Система уровней образования // Ежегодник Российского образовательного законодательства. — Том 1., 2006.-С. 30
  164. Н.В. Права и обязанности Российского государства в сфере образования/Образование и права человека. Материалы научно практической конференции. Воронеж, 2003. — С.22−25.
  165. И.Л., Груф Я. М. Законодательное формирование структур высшего образования // Высшее образование в Европе. 1981. T.XIX. № 4. С. 83.
  166. Е.Д. Понятие и содержание конституционного права на образование //Право и образование.- 2002.- № 3. С.22−32.
  167. Т.В. Право человека на образование и его реализация в условиях глобализации //Закон и право. № 3. — 2004.
  168. Ф.А., Олесюк Е. В., Динес В. А. Образовательное право: вопросы теории // Журнал Российского права. № 3.- 2003.
  169. З.М. Обеспечение и оценка качества высшего профессионального образования: мировой опыт / З. М. Григорьева // Вестник развития науки и образования. 2007. — № 2. — С. 34.
  170. Г ук А. И. Основные тенденции развития законодательства в образовательной сфере// Право и образование. № 5. — 2002.
  171. А.Д. О правах человека и гражданина// Социально-гуманитарного знания.-№ 3.- 2002.
  172. З.П. Типология образовательных учреждений: правовой аспект // Право и образование. 2002. — № 6.
  173. Двухступенчатое высшее образование // Высшее образование в России. № 4. — 2007.
  174. С. Г., Иванов В. Г., Овсиенко JI.B. Дополнительное образование новые возможности// Высшее образование в России. — № 2. -2003.
  175. Е.С. Введение в институт источников образовательного права // Основы государства и права. 2005. — № 1.
  176. Е. Что такое Болонский процесс // Компютерра. 2007.-№ 23.-С. 14.
  177. С.А. Интеграция в сфере профессионального образования //Интеграция образования.- № 3. 2006.
  178. А.Н. Нормативно-правовое регулирование высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации: к вопросу о системе источник российского образовательного права. // Право и образование, 2007. — № 2. С. 5.
  179. С.В. Проблемы законности в сфере образования // Вестник Международного юридического института при Министерстве юстиций Российской Федерации. 2002. — № 3.
  180. С.В. Правовые средства обеспечения качества образования //Право и образование.-2003.- № 5.
  181. С. В. Правовая защита субъектов образовательной деятельности в условиях модернизации законодательства об образовании // Право и образование. 2005. — № 1.
  182. С.В. Проблемы разработки законодательного обеспечения модернизации системы российского образования. // Право и образование. -2008.-№ 2. С.8−12.
  183. О.В. Глобализация и юридическая процедура осуществления прав человека // Вопросы теории государства и права. — Выпуск 5 (14).- 2006.
  184. О., Майоров А., Золотухина В. Права детей. // Народное образование, 2000. № 9. С. 27−36Ленин В. И. Полн.собр.соч. -Т.45. -С.365.
  185. В.М. Судейская беспристрастность и социальный контроль за судом // Российская юстиция. 2006. — № 7. — С.2.
  186. В.Н. Школьные реформы в России. Библиотечка журнала «Вестник образования». 2002, № 8.
  187. Г. В. Реформа юридического образования и Болонский процесс // Право и образование, 2006. № 6. — С.41−45.
  188. В.М. О проблемах правового просвещения, специального и педагогического юридического образования (в контексте болонского процесса) // Право и образование, 2007. № 2. — С. 30−33.
  189. И.Ф. Конституционная характеристика права на образование // Право и образование. 2003.- № 1. С. 29.
  190. Об обеспечении государственных гарантий прав граждан на образование в общеобразовательных учреждениях. Информация ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ// Официальные документы об образовании. 2000. — № 1. — С. 19.
  191. Н.В. Права ребенка в образовательном учреждении // СОЦИС. -№ 8.- 2003.
  192. Ю.М. Проблемы развития российского высшего образования в условиях Болонского процесса. Педагогическая наук и практика: проблемы и перспектиы.- Сб.науч.статей. Выпуск первый.-Москва: ИОО МОН РФ. 2004.
  193. И.В. Институт прав и обязанностей граждан в российской правовой системе // Право и образование. 2001. — № 4. — С. 99−106.
  194. В.А. Российский национальный проект «Образование» может стать базисом будущей совершенной модели глобального пространства XXI века // Право и образование, 2006. № 6. — С. 25.
  195. Правительство РФ одобрило законопроект, обеспечивающий переход на двухуровневую систему высшего образования в российских вузах// Всероссийская общественно-политическая интернет — газета lenta com.ru. 09.03.2007.
  196. Права и возможности инвалидов в Российской Федерации: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Правозащитник, 2001. № 3.
  197. Российская газета.- Федеральный выпуск № 3743. 12.04. 2005.
  198. Российские дипломы будут признавать за рубежом//РБК daily еженедельная деловая газета. 22.05.2007.
  199. П.А. О мерах по предупреждению функционирования в России «теневой» юстиции // Государство и право. 2007. — № 2.
  200. В.В. К вопросу о специфике образовательных правоотношений // Право и образование. № 2. — 2005.
  201. В.В. Проблемы' обеспечения законодательного разграничения и обеспечения реализации полномочий по контролю и надзору в сфере образования/ В. В. Спасская. // Право и образование. -2005.-№ 6.
  202. В.В. Право на образование как источник образовательных правоотношений //Правоведение. -2006.- № 3.
  203. В.В. Современная система российского законодательства об образовании // Право и образование. 2006. № 5. — С. 1−2.
  204. В.В. О правовой регламентации приема граждан в образовательные учреждения // Закон и право. 2006. — № 10.
  205. В.В. Образовательное правоотношение как система: структура и взаимодействие элементов // Современное право. -2006, — № 8.
  206. В.В. Современная система российского законодательства об образовании/ В. В. Спасская //Право и образование. 2006.- № 5.
  207. В.В. Современные теоретико методологические подходы к изучению правоотношений в сфере образования в российской федерации // Ежегодник Российского образовательного законодательства. -Том 1., 2006.-С. 40.
  208. В.В. Вопросы обеспечения защиты прав граждан в сфере образования (по материалам судебной и правоприменительной практики)// Современное право. -2007.- № 8.
  209. Е.А. О концепции кодекса об образовании и самостоятельного «образовательного права». //Юридическое образование и наука, 2001, — № 3. С. 2−5
  210. Ю.А. Публичное право: падение и взлеты // Государство и право, 1996. № 1. — С. 3−11
  211. С.Н. Право гражданина Российской Федерации на образование // Право и образование. 2002.- № 6.
  212. Фурсенко: Россия успешно внедряет положения Болонского процесса.//Взгляд 18.05.2007. С.З.
  213. Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. 2004.- № 8.- С. 8.
  214. Н.Н. Особенности и проблемы современного образовательного нормотворчества субъектов Российской Федерации // Право и образование. № 3.- 2005.
  215. В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерации и ее субъектами // Журнал российского права.- 2003. № 9.
  216. В.А. Особенности разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов // Казанский федералист. № 1. — 2006.
  217. О.А. Принципы и направления развития законодательства Российской Федерации об образовании // Учительская газета. № 44. — 02.11.2004.
  218. Ю.Е. Образовательное пространство региона как фактор дифференциации образования // Право и образование. 2006. № 3. — С. 140−146.
  219. А.С., Ягофаров Д. А. Основные положения концепции преодоления коллизий в образовательном законотворчестве // Право и образование. № 5.- 2005.
  220. И.И. О правах человека в свете общечеловеческой нравственности // Социально-гуманитарные знания. № 2.- 2002.
  221. Е. Право на специальное образование — субъективное право или законодательная гарантия? // Право и образование, 2007. № 7. -С. 33.
  222. Г. Д. Образование в ожидании реформы законодательства // Право и образование. № 3. 2006.
  223. Д.А. О некоторых теоретико-правовых и практических аспектах кодификации российского образовательного законодательства // Право и образование.- 2003.- № 2.
  224. Д.А. Ювенальное право: Правовой статус несовершеннолетних как субъектов образовательных отношений // Основы государства и права. 2005.
  225. И.Д. Ограничение прав и свобод // Право и образование. -2003. № 3. — С. 127.
  226. И.Д. Коллизии при ограничении права на образование // Право и образование. № 5. — 2005.1. Авторефераты диссертаций:
  227. А.А. Право Граждан Российской Федерации на образование: законодательство и социально экономическое обеспечение: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -Москва, 1999.
  228. Н.С. Особенности реализации конституционного права на образование в негосударственном образовательном учреждении в России. Автореф. дисс.. канд. юрид.наук. Москва, 2002. С. 9.
  229. Т.В. Реализация конституционного права человека и гражданина российской Федерации на образование: Дисс. канд.юрид.наук. М., 2005.
  230. Л.А. Конституционное право на образование советских граждан: Дисс.. канд.юрид.наук. Саратов, 1984. С. 37.
  231. О.Е. Право на образование и механизм его реализации в системе МВД РФ: Дисс.. канд.юрид.наук. М., 2005. — С. 28.
  232. Т.Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования: Дисс.. канд.юрид.наук. Ростов-на-Дону, 1999.-С.24.
  233. А.А. Административно-правовое регулирование образования в Российской Федерации: Дисс.. канд.юрид.наук, М., 1998. -С.61.
  234. Т.А. Доступность образования в Германии и России: Автореферат .канд.соц.наук, Саратов, 2004.
  235. Т.С. Конституционное право на образование в социалистических странах. Дисс.. канд.юрид.наук. — М., 1984. — С.56.
  236. В.В. Конституционное право на общее образование в Российской Федерации (проблемы теории и практики). Дисс.. канд.юрид.наук. — Екатеринбург, 2005.
  237. Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями и его реализация в Российской Федерации (историко-правовое исследование). Автореферат дисс.канд.юрид.наук. Москва, 2007.
  238. Материалы научно-практических конференций:
  239. Е.Ю. Европейские региональные соглашения и структуры, обеспечивающие защиту прав человека. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза, 2003.
  240. В.И. Развитие образования взрослых в России: проблемы законодательного обеспечения. Материалы научно-практической конференции 14 декабря 2001 г. СПб, 2002.
Заполнить форму текущей работой