Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Европейская социальная хартия и конституционно-правовые проблемы реализации социальных прав граждан в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные теоретические выводы и положения диссертационного исследования докладывались на десяти международных и межрегиональных научно-практических конференциях. Среди них следует выделить: Международную научно-практическую конференцию «Экономика, государство и общество в XXI веке» (г. Москва, 20−21 апреля 2005 г.) — Международную научно-практическую конференцию «Чернобыль — 20 лет спустя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Конституционно- правовые аспекты взаимодействия
  • Европейской Социальной Хартии и Конституции Российской Федерации
    • 1. Европейская Социальная Хартия как источник международных обязательств государства
    • 2. Конституционная характеристика России как социального государства
  • Глава 2. Конституционно-правовые вопросы социальной защиты различных категорий граждан в Российской Федерации в контексте
  • Европейской Социальной Хартии
    • 1. Защита семьи, материнства и детства
    • 2. Проблемы защиты прав лиц с физическими недостатками
    • 3. Реализация социально-экономических прав лиц пожилого возраста

Европейская социальная хартия и конституционно-правовые проблемы реализации социальных прав граждан в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила в качестве фундаментальных задач утверждение России как правового, демократического, социального государства (ст. 1,7). Таким образом, государство приняло на себя обязательство обеспечить гармоничное сочетание принципов свободы и социальной справедливости как высших конституционных ценностей.

На современном этапе одной из центральных является задача выработки конституционной концепции социальной справедливости, что требует переосмысления существующих подходов к оценке значимости социальных прав граждан, усиления позиции государства как основного субъекта, обязанного обеспечить каждому человеку право на достойную жизнь. Существующий разрыв между уровнем гарантирования личных, политических и социально-экономических прав должен быть преодолен в самое короткое время. Ограничение равных возможностей всех членов общества по обеспечению своей жизнедеятельности представляет угрозу конституционной и национальной безопасности. Поэтому так важно выработать перспективную стратегию социальных реформ.

Конституция Российской Федерации подтвердила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. В Основном Законе особо подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина в России признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 15 ч. 4, ст. 17 Конституции РФ). Тем самым Россия приняла обязательство привести действующее законодательство в соответствие с требованиями, содержащимися в важнейших международных актах о правах человека.

Со вступлением в 1996 году России в Совет Европы на повестку дня встал вопрос о реформировании российского законодательства и правоприменительной практики в соответствии с европейскими стандартами. Понятие «европейские стандарты прав человека» — комплексное, интегрирующее в своем содержании различные аспекты: личностный, политический и социально-экономический. Европейская Социальная Хартия от 18 октября 1961 г. (пересмотренная и дополненная) отражает происходящую трансформацию оценки значимости социальных прав. Так, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 18 ноября 1950 года не гарантирует социально-экономические права как таковые.

Вместе с тем в рамках Совета Европы традиционно большое внимание уделяется социально-экономической политике государств-членов. Содействие их экономическому и социальному прогрессу является одной из целей данной организации (ст. 1 п. а Устава Совета Европы). Не может быть подлинной демократии без признания всех прав человека, включая социальные права. В этой связи Парламентская Ассамблея Совета Европы неоднократно ставила вопрос о распространении на социально-экономические права режима юридической защиты, предусмотренного для гражданских и политических прав. В настоящий момент обсуждается возможность переноса прав человека из Социальной Хартии в Европейскую Конвенцию по правам человека для усиления их юридического обеспечения.

Ратификация Российской Федерацией 30 марта 1998 г. Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней — первый шаг на пути признания европейских стандартов в области прав человека. За ним должна последовать ратификация Европейской Социальной Хартии. Это вытекает из статуса России как государства-члена Совета Европы и логики развития европейского правового пространства. Вместе с тем, данный процесс неоправданно затянулся. Полагаем, что этот шаг России будет созвучен её статусу социального государства, поскольку социальные права — неотъемлемые аспекты человеческого достоинства и они, несомненно, являются правами человека, точно так же, как гражданские и политические права.

Ратификация Европейской Социальной Хартии позволит переломить ситуацию в оценке блока социальных прав как естественных, неотъемлемых субъективных прав человека, обладающих таким качеством как гарантирован-ность.

Вместе с тем, обосновывая необходимость ратификации Европейской Социальной Хартии, мы должны сосредоточить свое внимание на вопросах приведения существующей правотворческой и правоприменительной практики в соответствие с европейскими социальными стандартами. Предварительная подготовка сделает процесс адаптации российских социальных стандартов к европейским требованиям более гармоничным и неконфликтным. В этой связи, комплексный анализ конституционно-правового регулирования и практики реализации социальных прав в свете положений Европейской Социальной Хартии представляется актуальным и своевременным.

Следует отметить, что Европейская Социальная Хартия закрепила принцип непротиворечивости её положений положениям внутреннего права, двухсторонним договорам, конвенциям или соглашениям, которые уже вступили в силу или будут более благоприятны для лиц, находящихся под защитой (ст. Н). Таким образом, присоединение России к Европейской Социальной Хартии позволит не только существенно расширить каталог социально-экономических прав и свобод, гарантированных на территории РФ, но и стимулирует поиск максимального благоприятного режима социальной обеспеченности человека.

Полагаем, что нормативный потенциал статуса России как социального государства может быть раскрыт в полной мере с учетом его качественных характеристик не только с позиций национального права, но и международных универсальных и региональных стандартов. Вместе с тем, изучение конституционно-правовых проблем реализации социальных прав граждан в РФ в контексте положений Европейской Социальной Хартии предполагает незыблемость принципа верховенства, высшей юридической силы федеральной Конституции в правовой системе страны. Этот тезис имеет принципиальное значение, поскольку он позволяет не только усилить социальную защищенность граждан, но и гарантировать защиту национальных интересов.

Задачи обеспечения соответствия социальных прав граждан международно-правовым и европейским стандартам, их экономико-правовой гарантированное&tradeсудебной охраны и защиты, должны стать ведущими в правовом и социальном государстве и от того, насколько качественно и эффективно будут решаться данные вопросы, зависит успех развития государства в целом.

Актуальность исследования проблем реализации социальных прав граждан в России обусловлена:

— потребностью выработки четких, общепринятых трактовок таких категорий как «социальное государство», «социальная политика», «достойный уровень жизни», «свободное развитие человека», выявления их нормативной составляющей;

— насущной необходимостью сформулировать единый системный подход в понимании сущности и составных элементов концепции социального государства;

— потребностью разработки эффективных мер практической реализации принципов социального государства, проведения грамотной социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях с учетом разграничения полномочий в социальной сфере, определения финансовых и бюджетно-налоговых основ социальной политики;

— практическим утверждением идеи непосредственной конституционной ответственности государства за проводимую им социальную политику;

— необходимостью ратификации Европейской Социальной Хартии, позволяющей Российскому государству привести свое законодательство в соответствии с мировыми стандартами в области пенсионной и жилищной политики, защиты материнства и детства, работников, лиц с ограниченными возможностями.

Степень научной разработанности проблемы. Рассмотрение поставленных в диссертации проблем было невозможно без уяснения общих подходов к правам человека, механизму взаимодействия международного и национального права, процессу имплементации международных норм в области прав человека в правовую систему России. При написании диссертационного исследования были использованы работы таких ученых-специалистов в области теории права и государства, конституционного права, международного права как: С. С. Алексеев, Э. М. Аметистов, B.C. Афанасьев, Н. С. Бондарь, В. К. Бабаев, В. М. Баранов, Н. В. Витрук, П. Н. Бирюков, И. П. Блищенко, В. Г. Буткевич, В. Н. Бутылин, С. А. Глотов, И. В. Гончаров, Г. М. Даниленко, В. М. Жуйков, В. Д. Зорькин, Г. В. Иг-натенко, В. А. Каланда, В. Н. Карташов, Е. И. Козлова, И. А. Конюхова, Ю. М. Колосов, JI.H. Кочеткова, O.E. Кутафин, В. О. Лучин, В. В. Лазарев, Д. Б. Левин, Е. А. Лукашева, И. И. Лукашук, С. Ю. Марочкин, М. Н. Марченко, Н. И. Матузов, О. О. Миронов, P.A. Мюллерсон, C.B. Поленина, Т. М. Пряхина, Ф.М. Рудин-ский, A.C. Прудников, A.A. Рубанов, В. К. Собакин, А. Н. Талалаев, О. И. Тиунов, Ю. А. Тихомиров, В. А. Туманов, Б. Н. Топорнин, В. Т. Томин, Г. И. Тункин, Е. Т. Усенко, C.B. Черниченко, В. Е. Чиркин, Л. Н. Шестаков, Б. С. Эбзеев, и другие.

Исследование опирается на труды ученых дореволюционной юридической науки В. П. Даневского, П. Е. Казанского, Л. А. Камаровского, Ф.Ф. Мар-тенса.

Отдельное направление изучения вопросов реализации международно-правовых актов о правах человека в российском законодательстве представляют работы Л. Б. Алексеевой, А. И. Абдулаева, С. А. Горшковой, В.А. Карташки-на, М. А. Энтина и некоторых других авторов.

Свое видение проблем соответствия отечественного законодательства о социальном обеспечении международным актам о правах человека отразили также исследователи как Э. М. Аметистов, С. И. Иванов, И. Я. Киселев, Е.Е. Ма-чульская, чьи работы были также использованы.

При всем многообразии исследований, посвященных правам человека, выполнению Россией международных обязательств в сфере признания и гарантирования прав человека, представляется, что проблемы реализации социальных прав граждан в объективе Европейской Социальной Хартии изучены недостаточно. Следует отметить, что специальному монографическому исследованию проблема соотношения норм конституционного права России и европейских социальных стандартов не подвергалась. В этой связи диссертационная работа является одним из первых в отрасли российского конституционного права монографическим исследованием конституционно-правовых проблем реализации социальных прав с учетом положений Европейской Социальной Хартии.

Указанные обстоятельства определили выбор объекта и предмета, а также цели и задач исследования.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе конституционного признания, реализации и защиты в Российской Федерации европейских социальных стандартов.

Предмет диссертационного исследования составляют теоретические основы, нормативно-правовое содержание, практика реализации социальных прав человека в русле обеспечения выполнения Россией положений Европейской Социальной Хартии.

Целью диссертационного исследования является комплексный научный анализ соответствия российского законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты личности, международным актам о правах человека и, в первую очередь, Европейской Социальной Хартииобоснование конституционно-правовых новаций, позволяющих повысить качество жизни граждан и вывести его на уровень общепризнанных стандартов.

Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:

— изучить теоретические и конституционно-правовые основы реализации социальных прав граждан в Российской Федерации;

— раскрыть содержание понятия «социальное государство» с учетом международных стандартов прав человека и обозначить круг обязательств государства, конституционно продекларировавшего свой статус как социального;

— проанализировать юридическую силу и значение международных актов о правах человека для российского конституционно-правового законодательства и правоприменительной практики по вопросам защиты социальных прав;

— показать соотношение европейских социальных стандартов и конституционных социальных прав граждан России;

— выявить факторы правового, социально-экономического и политического характера, оказывающие позитивное влияние на степень социальной защищенности граждан и предложить их использовать при формировании социальной политики России;

— раскрыть содержание понятия «достойная жизнь»;

— обосновать целесообразность ратификации Российской Федерацией Европейской Социальной Хартии в максимально сжатые сроки;

— сформулировать предложения по совершенствованию законодательства РФ в сфере социальных прав граждан в целях обеспечения социальной справедливости, стабильности и устойчивого экономического развития.

Методологическая основа диссертационного исследования. Методологической основой диссертации является диалектический метод познания, предполагающий изучение правовых явлений в их взаимосвязи и развитии. В целях обеспечения достоверности и теоретико-практической обоснованности работы использовались общенаучные методы: системно-структурный, метод абстрагирования, анализа и синтеза. Важная роль принадлежит таким методам, как: функциональный, конкретно-исторический, формально-юридический, социологический, статистический. Методологической основой для выработки научных понятий являлись законы формальной логики и лингвистики.

Нормативная база исследования. В ходе исследования были проанализированы положения Конституции Российской Федерации, Европейской Социальной Хартии и иных международно-правовых актов, федеральных конституционных законов, федеральных законов субъектов РФ, подзаконных нормативно-правовых актов, отраслевого законодательства права социального обеспечения, трудового и семейного права. В процессе исследования изучались постановления и определения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, решения Европейского Суда по правам человека, акты конституционного законодательства ряда зарубежных стран.

Теоретическую основу исследования составили работы представителей общей теории права, конституционного права, международного права по проблемам обеспечения прав человека, защиты социальных прав, взаимодействия международного и национального праватруды дореволюционных российских юристовпубликации специалистов по праву социального обеспечения, трудовому и семейному праву.

Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирического материала использовались статистические показатели деятельности государственных органов, данные социологических опросов, анкетирование различных групп населения, официальная статистика об уровне жизни граждан, материалы, отражающие деятельность органов социального обеспечения и социальной защиты ряда регионов России, программы политических партий. В работе использовались материалы практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Европейского комитета по социальным правам, Международной организации труда, органов социальной защиты населения.

Научная новизна диссертационного исследования. Диссертация является первым в науке российского конституционного права комплексным монографическим исследованием, специально посвященным конституционно-правовым проблемам реализации социальных прав в Российской Федерации в контексте положений Европейской Социальной Хартии. На основе проведенного научного анализа в работе сформулированы оригинальные выводы и выработаны конкретные предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Научная новизна полученных автором результатов прослеживается в следующем:

1. В научный оборот введена авторская трактовка понятий «социальное государство», «социальная политика», «достойный уровень жизни».

2. Настоящее исследование является обобщенной работой, рассматривающей социально-экономические права и свободы человека и гражданина в комплексе взаимодействия норм конституционного права России и международного права.

3. В работе обосновывается тезис о необходимости ратификации основных международных актов в области социального обеспечения, в первую очередь Европейской Социальной Хартии.

4. На основе анализа Конституции РФ и современного российского законодательства о социальном обеспечении, определяются недостатки, пробелы, коллизии и выдвигаются конкретные предложения по приведению Конституции РФ, законодательства о социальном обеспечении женщин, детей, инвалидов, а также законодательства о пенсионном обеспечении по возрасту в соответствие с международными актами о правах человека.

5. Выявлены проблемы разграничения соответствующих полномочий между федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам социального обеспечения и предложены варианты их решения.

6. Разработаны предложения по совершенствованию правового и организационного обеспечения социальных прав человека и гражданина.

Новизна исследования определена и стремлением автора провести комплексный анализ практики приведения российского законодательства в соответствие с Европейской Социальной Хартией.

На защиту выносятся следующие положения, обладающие научной значимостью и элементами новизны:

1. Европейская Социальная Хартия от 18 октября 1961 г. (пересмотрена 3 мая 1996 г.) была подписана Российской Федерацией 14 сентября 2000 г., но до настоящего момента не ратифицирована. Таким образом, Социальная Хартия имеет статус не вступившего в силу международного договора РФ и может быть предметом конституционного нормоконтроля. Одновременно, факт её подписания означает, что Российская Федерация не должна предпринимать действий, идущих вразрез с положениями Социальной Хартии.

2. Европейская Социальная Хартия соответствует критериям конституционности, выделяемым в науке конституционного права РФ применительно к не вступившим в силу международным договорам, а также правовым позициям Конституционного Суда РФ, в которых дана характеристика России как социального государства. Конституционность положений Европейской Социальной Хартии подтверждается и тем, что Конституционный Суд РФ в мотивировочной части двух решений, ссылается на ее нормы, обосновывая правовые позиции по вопросам конституционности действующего законодательства.

3. Ратификация Европейской Социальной Хартии должна состояться в максимально возможные короткие сроки. Данный шаг Российского государства позволит максимально расширить правовое поле для социальных притязаний граждан, установить более четкие ориентиры социальной политики с учетом требований европейских социальных стандартов, поднять на качественно новый уровень стратегию экономического развития России как государства, призванного обеспечить право каждого на достойную жизнь и свободное развитие.

4. Ратификация Европейской Социальной Хартии позволит расширить каталог социальных прав, подлежащих конституционно-правовой защите. В Конституции РФ в достаточной мере нашли отражение все основные положения Европейской Социальной Хартии, принятой 18 октября 1961 года, и дополнительных протоколов к ней. Речь идет о праве на труд и его справедливые условия (ст. 1, 2, 3, 4 Хартии и ст. 37 Конституции РФ) — праве граждан на объединение (ст. 5, 9 Хартии и ст. 30 Конституции РФ) — защите материнства и детства (ст. 9 Хартии и ст. 43 Конституции РФ) — праве на образование (ст. 10 Хартии и ст. 43 Конституции РФ, включая право на профессиональное объединение) — праве на охрану здоровья (ст. 11 Хартии и ст. 41 Конституции РФ) — социальном обеспечении (ст. 12 Хартии и ст. 7 Конституции РФ) — о правах иностранцев (ст. 19 Хартии и ст. 62 Конституции РФ) — праве пожилых людей на социальную защиту (ст. 23 Хартии и ст. 39 Конституции РФ) и о праве на жилище (ст. 31 Хартии и ст. 40 Конституции РФ);

Конституция РФ и действующее российское законодательство могут быть дополнены конкретными нормами новой редакции Европейской Социальной Хартии, включая право на защиту от бедности и социального отторжения (ч. 1 п. 30), на информацию и консультации на предприятии (ст. 21 Хартии), право участвовать в определении и улучшении условий труда в производственной среде (ст. 22 Хартии), более развернутую редакцию права граждан на социальную защиту людей (ст. 23 Хартии — права пожилых людей, создание социальных служб и т. д.), а также законодательным закреплением идей социальной солидарности, являющихся основой социальной стабильности и цивилизованного экономического развития.

Вместе с тем, мы настаиваем на том, что каталог социальных прав, составленный на базе Конституции РФ и Европейской Социальной Хартии не будет исчерпывающим. Основной Закон страны (ст. 17 ч. 1 и ст. 55 ч. 1) предполагает конституционную защиту максимально широкого круга прав и свобод человека и гражданина.

5. Положения статьи 7 Конституции РФ о праве граждан на достойную жизнь должны истолковываться в совокупности со статьей 21, обязывающей государство охранять достоинство личности. Подход к оценке права на достойную жизнь с позиций гражданского права на достоинство личности означает, что Российское государство рассматривает основополагающие социальные права как естественные, неотъемлемые, субъективные права человека, подлежащие всемерной, в том числе юридической, охране и защите.

6. Россия как социальное государство обеспечивает свободное развитие человека. Согласно международному праву свободное развитие личности, полное осуществление человеком своих чаяний возможно лишь в условиях справедливого социального порядка, социальной справедливости и уважения достоинства и ценности человеческой личности. Праву на развитие корреспондирует обязанность государства учредить справедливый социальный порядок.

7. Критериями оценки степени социальности правового демократического государства, в том числе и России, также являются соблюдение прав и свобод человека, проведение активной и сильной социальной политики, обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан, адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности, соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства.

8. Первостепенной задачей социальной политики государства на ближайшую и среднесрочную перспективу является быстрейшая ликвидация массовой бедности и нищеты путем увеличения занятости населения и радикального повышения доходов граждан. При этом критерии бедности должны быть основаны не на произвольно устанавливаемой властью величине прожиточного минимума, а на принятых в развитых странах современных стандартах и нормах уровня жизни граждан.

9. Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по всем важнейшим направлениям социальной политики, которая предусматривает введение системы социальных норм и нормативов различного уровня, в том числе минимальных, рациональных и оптимальных.

10. В русле положений Европейской Социальной Хартии целью совершенствования социального законодательства является реализация социальных функций государства, обеспечение права каждого человека на достойную жизнь. Дальнейшая разработка нормативной базы социального развития осуществляется на основе принципов социальной справедливости и, прежде всего, равенства социальных прав граждан, социальной солидарности, формирования такой системы отношений, при которой все общество встречает социальные трудности как единая, согласованная система социального партнерства, выполнения всеми сторонами достигнутых договоренностей, социальных гарантий, предусматривающих предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг.

11. В целях совершенствования законодательства, регулирующего обеспечение социальных прав граждан, предложен ряд новаций соответствующих букве и духу Европейской Социальной Хартии:

— предложена новая редакция ст. 64 Трудового Кодекса РФ, которая должна звучать следующим образом: «Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанными с беременностью, а также работникам по мотивам, связанным с воспитанием несовершеннолетних детей или осуществлением ухода за нетрудоспособными членами семьи" — обоснована необходимость выделения как самостоятельного принципа равных прав инвалидов и не инвалидов, запрещение дискриминации человека по причине инвалидностипредложено законодательно закрепить обязательство государства гарантировать надежную защиту сбережений и доходов лиц пожилого возрастаавтор полагает необходимым принять социальный кодекс или кодекс социального обеспечения — базовый кодифицированный нормативный акт, закрепляющий основы правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения, систематизирующий и упорядочивающий существующие льготы.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования способствуют развитию научных представлений о правовой природе социальных прав, механизме имплементации европейских социальных стандартов в правовую систему России, ответственности государства за социальное благополучие различных категорий населения. Сделанные автором обобщения и выводы могут быть положены в основу дальнейших теоретических разработок концепции социального государства, формирования социальной политики России, определения критериев ее эффективности.

Основные положения диссертации могут быть использованы в высших учебных заведениях в ходе преподавания курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Международное право», «Трудовое право», «Право социального обеспечения».

Основные рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в законотворческой деятельности, при проведении экспертной работы по вопросам конституционности не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации, соответствия российских социальных стандартов международным образцам, планировании мероприятий по подготовке России к ратификации Европейской Социальной Хартии.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты проведенного исследования обсуждались на заседаниях кафедры конституционного и международного права Российского государственного социального университета.

Материалы исследования используются в учебном процессе в Российском государственном социальном университете в ходе преподавания учебных дисциплин «Конституционное право России», «Конституционные основы социального государства».

Основные теоретические выводы и положения диссертационного исследования докладывались на десяти международных и межрегиональных научно-практических конференциях. Среди них следует выделить: Международную научно-практическую конференцию «Экономика, государство и общество в XXI веке» (г. Москва, 20−21 апреля 2005 г.) — Международную научно-практическую конференцию «Чернобыль — 20 лет спустя. Социально-экономические проблемы и перспективы развития пострадавших территорий» (г. Брянск, 24 мая 2005 г.) — Международную научно-практическую конференцию «Национальные традиции в экономике, торговле, политике и культуре» (г. Москва, 28 ноября 2005 г.) — Международную научно-практическую конференцию «Экономика, государство и общество в XXI веке» в рамках Румянцевских чтений (г. Москва, 17 апреля 2006 г.) — Международную научно-практическую конференцию «Регион-2006. Конкурентоспособность бизнеса и технологий на региональном уровне: проблемы и перспективы» (г. Брянск, 16−17 апреля 2006 г.) — Международную научно-практическую конференцию «Экономика, государство и общество в XXI веке» в рамках Румянцевских чтений (г. Москва, 1518 апреля 2007 г.) — Межрегиональную научно-практическую конференцию «Стратегические проблемы управления социально-экономическим развитием города Брянска» (г. Брянск, 24 ноября 2007 г.).

Выводы диссертационного исследования и сформулированные предложения отражены в семнадцати опубликованных автором статьях.

Рабочие материалы исследований по теме диссертации были использованы в процессе участия автора в правотворческой деятельности в качестве члена комиссии по правам человека при Губернаторе Брянской областипри организации информационно-разъяснительной работы с населением в качестве члена общественного Совета при Главе города Брянска и в качестве помощника депутата Государственной Думы ФС РФ IV созыва.

Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных нормативных источников и научной литературы.

Заключение

.

Подводя итоги проведенного исследования, хотелось бы подчеркнуть что, хоть формально Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности, однако ни для кого не секрет, что такое состояние дел в нашей стране — пока всего лишь конституционный идеал. Успешное преодоление социальных проблем — критерий дееспособности России как социального государства.

Признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации имеет принципиальное значение для общественного развития и благополучия. Это не только демонстрирует приверженность государства общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам и характеризует качественное состояние государства, но и является фактором, обеспечивающим социальную безопасность, стабильность развития общества. В связи с этим, настаивает Председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин, должен быть определен круг социальных прав, подлежащих конституционно-правовой защите. При этом он указывает, что наиболее полный перечень социальных прав содержится в части 1 Европейской Социальной Хартии от 3 мая 1996 г. 1.

Полагаем, что данное высказывание имеет принципиальное значение. В. Д. Зорькин выразил объективно назревшую потребность внести правовую определенность в понимание социальных прав, составление предварительного их каталога с тем, чтобы установить механизм их обеспечения и защиты. При этом данный перечень будет неполным без учета положений Хартии, которая уже подписана, но еще не ратифицирована Россией. Но и данный, обогащенный круг социальных прав мы не должны считать исчерпывающим.

Конституция РФ в силу ее статей 17 (ч. 1) и 55 (ч. 1) предполагает конституционную защиту максимально широкого круга социальных прав и сво.

1 См.: Зорькин В. Защита социальных прав и преодоление несправедливости: проблемы конституционного правосудия // Конституционное правосудие. 2007. № 2. — С. 13- Он же. Верховенство права и конституционное правосудие // Журнал российского права. 2005. № 12. — С. 12. бод человека и гражданина. Данный фактор во многом предопределил выводы, которые мы сделали на базе проведенного исследования.

1. Европейская Социальная Хартия является одним из наиболее важных международных документов в сфере обеспечения прав человека. Вместе с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, которая касается преимущественно защиты гражданских и политических прав, Хартия создает на европейском уровне неразрывный комплекс международно-правовой защиты прав человека.

Исходя из факта ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод необходимо в ближайшие сроки ратифицировать Европейскую Социальную Хартию. Нельзя допускать, чтобы уровень гарантированных социально-экономических прав в нашей стране отставал от уровня гарантий в области прав гражданских и политических.

2. Конституция Российской Федерации включает в себя основные положения Европейской Социальной Хартии: о праве на труд и его справедливые условия, праве граждан на объединение, защите материнства и детства, праве на образование, праве на охрану здоровья, социальном обеспечении, о правах иностранцев, праве пожилых людей на социальную защиту, о праве на жилище.

Конституция РФ и действующее российское законодательство могут быть дополнены конкретными нормами новой редакции Европейской Социальной Хартии. Это окажет положительное воздействие на развитие российского социального законодательства.

Социальность любого демократического государства, в том числе и России, оценивается исходя из следующих критериев: соблюдение прав и свобод человекапроведение активной и сильной социальной политикиобеспечение стандартов достойной жизни для большинства гражданадресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедностигарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управлениясоблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государствагарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственностьправа и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, и прежде всего, молодежи, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

4. Российская Федерация является социальным государством, однако по важнейшим показателям мы значительно отстаем от международных стандартов. Первостепенной задачей социальной политики государства на ближайшую и среднесрочную перспективу является быстрейшая ликвидация массовой бедности и нищеты путем увеличения занятости населения и радикального повышения доходов граждан. При этом критерии бедности должны быть основаны не на произвольно устанавливаемой властью величине прожиточного минимума, а на принятых в развитых странах современных стандартах и нормах уровня жизни граждан.

5. Российская Федерация как социальное государство призвано ограничивать своекорыстные интересы тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве и силе, и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных».

Эффективные системы социальной защиты граждан и социального выравнивания их доходов включают в себя налоговые перераспределения, государственные адресные выплаты и пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно обслуживает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов.

6. Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по всем важнейшим направлениям социальной политики, которая предусматривает введение системы социальных норм и нормативов различного уровня, в том числе минимальных, рациональных и оптимальных.

Формирование системы государственных социальных стандартов должно осуществляться на базе таких принципов, как:

— соблюдение и обеспечение конституционных прав и гарантий граждан;

— целевое, адресное и поэтапное внедрение механизмов нормативного метода подушевого финансирования отраслей социальной сферы из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов с учетом социально-экономического положения в стране, региональных и местных факторов и условий;

— закрепление доходов и расходов на социальные нужды по уровням бюджетной системы государства;

— гласность, означающая обязательное информирование населения через средства массовой информации о государственных социальных стандартах, их разработке, утверждении, применении и финансовом обеспечении.

Присоединение Российской Федерации к Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы в 1961 году, ознаменует новую ступень в развитии социальной защиты населения, обеспечивающую соответствие норм российского законодательства международным стандартам в области прав человека. Предстоит, как того требует Хартия, обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом, включая защиту от принудительного труда и от дискриминации в вопросах труда и занятости. Важнейшими мерами для достижения этого положения являются:

1) установление государственных минимальных социальных стандартов в области денежных доходов населения и оплаты труда, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, юридической помощи, которые могли бы обеспечить достойное существование работнику и его семье;

2) гарантирование нормативного порядка осуществления права работника на своевременную оплату его труда, в том числе возмещение материального и морального ущерба, причиненного задержкой выдачи начисленной заработной платы и основных видов пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

3) законодательное решение вопроса о выплате заработной платы работникам обанкротившихся предприятий из специально созданных резервных фондов;

4) обновление действующих норм трудового права в соответствии с новыми общественными и экономическими отношениями, с целью обеспечения договорного характера труда без умаления прав и льгот работающих, их социальной защищенности при структурной перестройке и банкротстве предприятий;

5) проведение необходимых антиинфляционных мер, индексация заработной платы, пенсий и пособий населения с учетом колебаний реального уровня жизни;

6) развитие системы социального партнерства на предприятиях на принципах добровольности, равноправия и экономической заинтересованности договаривающихся сторон, развитие системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений (особенно в организациях негосударственных форм собственности), формирование специальных органов по рассмотрению трудовых споров, включая досудебную процедуру рассмотрения трудовых споров на принципах паритетного участия социальных партнеров;

7) разработка проектов федеральных законов: о трудовых арбитражах, о социальном партнерстве, о Государственной инспекции труда.

В связи с падением уровня занятости требуется принятие мер как для стабилизации и решения проблемы занятости, так и для смягчения социальных последствий безработицы. К числу таких мер могут быть отнесены: реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработицеосуществление мер по усилению социальной защищенности работников, занятых в частном секторе, работающих в режиме неполного рабочего дняразработка социальных программ, направленных на расширение занятости для отдельных групп населения.

Европейская социальная хартия требует, чтобы функционирующая в государстве система социального обеспечения действовала на достаточно удовлетворительном уровне и чтобы этот уровень постоянно повышался. Определенный уровень социальных гарантий, достигнутых в Российской Федерации, должен постепенно расширяться, прежде всего путем предоставления дополнительных гарантий по социальной защите для отдельных категорий граждан (дети, работающие женщины с детьми, молодежь, инвалиды и т. д.).

Присоединение России к Европейской Социальной хартии полностью соответствует положениям Конституции Российской Федерации. Будучи ратифицированной, Хартия станет неотъемлемой часть нашей правовой системы, а также системообразующим актом в области социальной политики, связывающим воедино Конституцию РФ, отраслевое законодательство и международные социальные стандарты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Российская газета. 1998. № 235. 10 декабря.
  2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 года) // Международные акты о правах человека // Сост. В.А. Кар-ташкин, Е. А. Лукашева. -М.: НОРМА, 2002.
  3. Европейская Социальная Хартия 1966 г. // Международные акты о правах человека // Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2002.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Международные акты о правах человека // Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2002.
  5. Хартия Европейского Союза об основных правах 2004 г.// Европа без России. Договор, учреждающий Конституцию для Европы от 20 октября 2004 г. -М.: Европа, 2005.
  6. Европейский Кодекс Социального обеспечения (ЕТБ N 48) (Страсбург, 16 апреля 1964 года) // Международные акты о правах человека // Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2002.
  7. Европейская конвенция о социальном обеспечении (1972 год) // Международные акты о правах человека // Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева.-М.: НОРМА, 2002.
  8. Декларация о правах инвалидов 1975 г. // Международные акты о правах человека // Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2002.
  9. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772.
  10. Конвенция о правах ребенка 1989 г. // Международные акты о правах человека // Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2002.
  11. Варшавская декларация от 27 июля 2000 г. // Московский журнал международного права. 20 001. — № 1.
  12. Конвенция MOT № 102 (1952 год), // Конвенции и рекомендации принятые Международной Конфедерацией Труда. 1952−1990. T. II / Раздел VII. Социальное обеспечение. М.: Издание МОТ, 1991.
  13. Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятости» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957−1990 гг., т.2-Женева: ИзданиеМБТ, 1991.
  14. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. // Международные акты о правах человека // Сост. В.А. Кар-ташкин, Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2002.
  15. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.
  16. Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  17. Кодекс законов о труде РФ, утвержден ВС РСФСР 09.12.1971 (в ред. ФЗ от 18.01.2002 № 2-ФЗ) // Ведомости ВС РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.
  18. Трудовой кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1).1. Ст. 3.
  19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, принят ГД ФС РФ 20.12.2001, ред. от 02.07.2005 // Российская газета. 2001. № 256.
  20. Семейный кодекс Российской Федерации 29.12.1995 № 223-ФЗ // Российская газета. 1996. № 17. 27 января.
  21. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  22. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
  23. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
  24. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
  25. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ // Российская газета.1995. № 235. 5 декабря.
  26. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
  27. Федеральный закон от 21 февраля 1996 г. «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 774.
  28. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ.1998. № 14. Ст. 1514.
  29. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 // Российская газета. 2001. 19 декабря.
  30. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ // СЗРФ. 1995. № 3. Ст. 168.
  31. Федеральный закон «О государственных пособиях граждан, имеющих детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
  32. Федеральный закон «О социальном обеспечении граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
  33. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
  34. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Феде рации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
  35. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
  36. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
  37. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
  38. Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. № 1761−1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1428.
  39. Закон РФ «О занятости в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032−1 // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
  40. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266−1 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
  41. Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 // Российская газета. 1996. 15 мая.
  42. Распоряжение Президента Российской Федерации «О подписании Европейской Социальной Хартии» от 12 июля 2000 г. № 151-РП // Российская газета. 2000. 16 мая.
  43. Распоряжение Президента РФ № 151-рп от 12 мая 2000 г. «О подписании Европейской Социальной Хартии (пересмотренной) // Российская газета. 2000.16 мая.
  44. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. — № 12.
  45. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе гражданки П. Ф. Енборисовой на нарушение ее конституционных прав пункта 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 20 апреля.
  46. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е издание. М.: РЮНД «Сашко», 2000.
  47. С.А. Реализация норм советского государственного права // Советское государство и право. 1984. — № 1.
  48. А.Н. Федеральные органы исполнительной власти — субъекты государственной социальной политики: Учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005.
  49. А., Ройтер В., Хюфнер Р. Защита прав человека. Международные и Российские механизмы. М.: НОРМА, 2000.
  50. С.С. Права человека как институт естественного и позитивного права // Права человека: История, теория и практика: Учеб. пос./ Отв. ред. Б. Л. Назаров. М.: Юристъ, 1995.
  51. Э. Защита социальных прав человека в Конституционном Суде РФ. Первые итоги и дальнейшие перспектива // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. — № 4.
  52. A.B. Осуществление прав граждан Российской Федерации на образование: конституционные гарантии и социально-экономическое обеспечение. М.: Проспект, 1999.
  53. A.M. Основы социальной политики: Лекция. М.: РАГС, 2005.
  54. Ю.Ю., Виноградов М. В. Европейский суд по правам человека и Российская Федерация: постановления и решения, вынесенные до 01.03.2004.-М.: НОРМА, 2005.
  55. Н.С. Решения Конституционного Суда как мера свободы и ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2006. — № 10.
  56. Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: ЗАО Юстициинформ, 2005.
  57. Н.С. Конституционная безопасность личности, общества, государства // Правовая реформа, судебная реформа и конституционная экономика: Сборник статей / Составит. П. Д. Баренбойм. М.: Издание г-на Тихомирова М. Ю., 2004.
  58. Большой юридический словарь / под ред. А .Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. -М.: ИНФРА-М, 1997.
  59. М.О., Кобзева С. И., Кондратьева З. А. Право социального обеспечения: Учеб. пособие.-М.: Кнорус, 2005.
  60. Вестник уполномоченного по правам человека в Брянской области. Брянск, 2006, № 7.
  61. Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития. Копенгаген. 5—12 марта 1995 г. М.: Международные отношения, 1995.
  62. Д. Выступление на заседании «Круглого стола» журнала «Государство и право» «Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия» // Государство и право. -1996. -№ 3.
  63. А.Т. Европейская социальная хартия и ее реформа // Московский журнал международного права. 2002. — № 2.
  64. А.А. Европейский Суд по правам человека: порядок обращения и подготовки дел. М.: ЮНИТИ, 2001.
  65. В.А. Социальная политика и социальная безопасность: конституционно-правовые вопросы взаимодействия и реализации: Монография / Центр прав человека и ювенальной юстиции РГСУ М.: НИЦ Инженер, 2007.
  66. С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. — Саратов: СГАП, 1999.
  67. С.А., Мазаев В. Д. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы. М.: Институт прав человека МГСУ, 2001.
  68. А.Н. Права человека: учебник / А.Н. Головистико-ва, Л. Ю. Грудцына. М.: Эксмо, 2006.
  69. Д., Харрис Д., Зваак J1. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская Социальная Хартия: право и практика. М.: МНИМП, 1998.
  70. Е.Ш. Социальные реформы: что завтра? М.: Гелиос АРВ, 2005.
  71. Н.Г. Инструментарий формирования и реализации социальной политики в России. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та экономики и финансов. 2005.
  72. С.А. Имплементация положений Европейской Социальной Хартии в российском законодательстве // Право и политика. 2002. -№ 10.
  73. С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека. -М.: Международные отношения, 2000.
  74. Государственное право Российской Федерации / Под ред. O.E. Ку-тафина. М.: Юристъ, 2002.
  75. И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.
  76. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год. М.: Юриспруденция, 2005.
  77. О.Н. Льготы, гарантии и компенсации для работника: Практическое пособие. М.: Экзамен, 2005.
  78. JI. Региональная законодательная база. // Социология работы.-2005. № 5.
  79. Европа без России. Договор, учреждающий Конституцию для Европы от 20 октября 2004 г. М.: «Европа», 2005.
  80. Европейская Социальная Хартия: Справочник: Пер. с фр. М.: Международные отношения, 2000.
  81. Имплементация решений Европейского Суда по правам человека в практике конституционных судов стран Европы: Сборник докладов. М.: Институт права и публичной политики, 2006.
  82. В.И. Некоторые аспекты социальной модернизации Российского общества. Доклад на IV Международном социальном конгрессе 25.11.2004 г. -М.: РГСУ, 2004.
  83. .Л. О применении норм международного права судами общей юрисдикции: Справочное пособие. М.: Статус- РАП, 2005.
  84. .Л. Международное право и российское право: их соотношение // Московский журнал международного права. 2000. — № 3.
  85. В.Д. Конституционный Суд России в европейском правовом поле // Журнал российского права. 2005. — № 3.
  86. В.Д. Защита социальных прав и преодоление несправедливости: проблемы конституционного правосудия // Конституционное правосудие. 2007. — № 2.
  87. А. Европейская социальная хартия: почему ее необходимо ратифицировать // Человек и труд. 2004. — № 6.
  88. А. Европейская Хартия: ратификация предполагает высокую ответственность государства // Человек и труд. 2002. — № 2.
  89. А. Ратифицирует ли Россия Европейскую Социальную Хартию? // Государственная служба. 2004. — № 3.
  90. А. Социальная Хартия подойдет россиянам не меньше, чем европейцам // Российская Федерация сегодня. 2004. -№ 11.
  91. В.А. Социальные права человека и социальные обязанности государства. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.
  92. М. Христианские истоки европейской социальной модели // Человек и труд. 2002. — № 4.
  93. В.А. Права человека на рубеже веков. // Российский ежегодник международного права. СПб., 2002.
  94. В.А. Ратификация Европейской Социальной Хартии и соблюдение Россией социально-экономических прав // Юрист-международник.- 2004.- № 2.
  95. В.А., Лукашева Е. А. Международные акты о правах человека. Сборник документов. Издание второе, дополненное. М.: БЕК, 2002.
  96. С.Ю. Реализация принципа справедливости при защите социально-уязвимых категорий населения в международном праве. (На примере Конвенции о правах ребенка). // Московский журнал международного права. 2005. — № 1 (37).
  97. Комментарий официальных органов к пенсионному законодательству Российской Федерации / Под общ. ред. Ю. В. Воронина. М.: МЦФЭР, 2004.
  98. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. Гусова К. Н. -М.: ООО «ТК Велби», 2002.
  99. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Толкование отдельных положений Конституционным Судом Российской Федерации./ Под общ. ред. Плигина В. М. и Мизулиной Е. Б. М.: Омега-Л, 2005.
  100. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий // Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Юристь, 1997.
  101. Конституции государств Центральной и Восточной Европы / Отв. ред. Н. В. Варламова. — М.: Статут, 1997.
  102. Конституционно-правовые аспекты реализации в Российской Федерации Европейской Социальной Хартии / С. А. Глотов, JI.H. Кочеткова, В. Д. Мазаев, М. П. Фомиченко: Ин-т нац. стратегии реформ. М.: НИЦ Инженер, 2005.
  103. Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов т. 1−2 / Составитель H.JI. Михалев- отв. ред. O.E. Кутафин. -М.: Юрист, 1998.
  104. Концепция социального государства. В кн.: Россия — социальное государство. Декларация, реальность, перспектива. Материалы «круглого стола» 31 марта 2005 г.- М.: Общероссийское общественное движение «Россия», 2005.
  105. И.А. Международное и конституционное право: теория и практика взаимодействия. М.: «Формула права», 2006.
  106. . О ходе реализации Закона РФ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ в Брянской области // Вестник уполномоченного по правам человека в Брянской области. 2006. — № 5.
  107. Круглый стол «Социальная парадигма развития России: возможные модели социальной модернизации / Под редакцией члена-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки РФ В. И. Жукова М.: РГСУ, 2004.
  108. В., Роик В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // Российский экономический журнал. 2005-№ 1.
  109. Е. Реформы 90-х нанесли урон каждой российской семье // Политический журнал. 2005. — № 31.
  110. И.И. Нормы международного права в правовой системе России. -М.: СПАРК, 1997.
  111. И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. -2002.-№ 3.
  112. В.П. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 г. М.: Юриспруденция. 2005.
  113. В.О., Доронина О. Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.
  114. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  115. Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. пособие / Под ред. Э. Г. Тучковой. М.: Юристъ, 1999.
  116. Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М.: Городец, 2000.
  117. Е.Е. Современные представления о предмете права социального обеспечения//Вестник МГУ. Серия П. 2003, — № 6.
  118. Международные акты о правах человека // Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2002.
  119. Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. -М.: Статут, 2000.
  120. О.О. Доклады о деятельности уполномоченного по правам человека в РФ. За 1999−2003 годы. М.: Республика, 2004.
  121. О.О. Специальные доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова. М.: Юриспруденция, 2003.
  122. М.В., Головина С. Ю. Трудовое право России: Учебник. -М.: Изд-во «Норма», 2003.
  123. Монетизация льгот и меры социальной поддержки: Сб. норм. док. М.: ГроссМедиа, 2005.
  124. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ / Под общ. ред. Н. А. Волгина, C.B. Калашникова. -М.: РАГС, 2005.
  125. О соблюдении прав детей в Брянской области. Специальный доклад уполномоченного по правам человека в Брянской области. Брянск, 2006.
  126. А. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов // Социальная работа. 2002. — № 1.
  127. Официальная Брянщина. Информационно-аналитический бюллетень администрации Брянской области. 2006. — № 11.
  128. Официальная Брянщина. Информационно-аналитический бюллетень администрации Брянской области. 2006. — № 12.
  129. Официальная Брянщина. Информационно-аналитический бюллетень администрации Брянской области. 2006. — № 13.
  130. C.B. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспекты. -М.: Проспект, 2000.
  131. Права человека в Российской Федерации: докл. о событиях 2005 г. /отв. ред. Н.Костенко. -М.: Моск. Хельс. группа, 2006.
  132. Права человека и народов: Учебное пособие. / Под редакцией д.ю.н., профессора О. О. Миронова. Учебное пособие. Научно-педагогический институт прав человека РГСУ. Москва-Саратов: Изд. центр ИНСР- Саратовский юридический институт МВД России, 2004.
  133. Правовые проблемы развития социальной сферы в Российской Федерации: Докл. и сообщения V Междунар. конф., г. Москва, 14 апр. 2005 // Рос. гос. гуманитар, ун-т, Ин-т экономики, упр. и права. М.: СПАРК, 2005.
  134. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. / Под ред А. К. Соловьева, В. В. Курочкиной.-М.: ЮНИТИ, 2005.
  135. Т.М. Конституционная доктрина Российской Федерации: науч. Издание / Т.М. Пряхина- науч. ред. В. О. Лучин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006.
  136. Т.М. Конституционные проблемы взаимодействия международного и национального права: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. О. Лучина. Саратов: Издательство «Исток», 2006.
  137. Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2003.
  138. Российская юридическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 1999.
  139. Россия социальное государство. Декларация, реальность, перспектива. Материалы круглого стола 31 марта 2005 г. — М.: РГСУ, 2005.
  140. И.В. Формирование механизма государственного регулирования в условиях социальной экономики: социальная справедливость и самоактуализация. Томск: ТГУ, 2004.
  141. Ф.М. Советские Конституции: права человека и гражданина//Советское государство и право. 1991.- № 9.
  142. О.Г., Додонов В. Н. Энциклопедический юридический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996.
  143. A.B. Европейская Социальная Хартия: вопросы ратификации и роль в развитии социального законодательства. М.: РАГС, 2002.
  144. С.Н., Сидорова Т. Ю. Социальная политика: Учеб. пособие.-М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  145. O.A. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. — № 7.
  146. Социальное меню в программах российских партий. Обзор Вячеслава Глазычева: Сборник / Сост. В. Л. Глазычев. М.: Европа, 2005.
  147. Социальная политика: сущность, итоги и возможности. В. кн.: Жуков В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. -М.: Академический проект, 2003.
  148. Социальная политика: Толковый словарь. Издание второе, доработанное / Общ. ред. д.э.н., проф. Н. А Волгина- отв. ред. д.э.н., проф. Г. А. Ра-китский. М.: Изд-во РАПС, 2002.
  149. Социальная политика: учебник // Под редакцией H.A. Волгина. -М.: ЮНИТИ, 2002.
  150. Социальная политика: проблемы и реформы: Междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2004.
  151. Социальное государство Российской Федерации: состояние и правовое развитие: «круглый стол» Совета Федерации 28 мая 2004 г. М.: Издание Совета Федерации, 2004.
  152. Социальные гарантии и льготы: новое российское законодательство. Справочник. / Автор-составитель О. Г. Кондрашова. М.: Эксмо, 2005.
  153. Социально-экономическая политика в России: приоритеты и результаты: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Саратов: Науч. кн., 2005.41. 2004.
  154. Социально-экономическая политика в России: приоритеты и результаты: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Саратов: Науч. кн., 2005.4.2, 2004.
  155. Теория права и государства / Под ред. проф. Манова Г. Н.: Учебник для вузов. М.: Издат-во БЕК, 1995.
  156. Ю.А. Коллизионное право: учебное и научно- практическое пособие. М.: Норма, 2000.
  157. В.А. Европейский Суд по правам человека: Избранные решения. В 2 т. М.: Международные отношения, 2000.
  158. Хартия Европейского Союза об основных правах. // Европа без России. Договор, учреждающий Конституцию для Европы от 20 октября 2004 года. М.: Европа, 2005.
  159. B.C. Взаимодействие национального права России и международного права: конституционные основы. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «СГАП», 2004.
  160. М.П. Защита прав народов Российской Федерации (конституционно-правовые аспекты). М.: РГСУ, 2005.
  161. JI.T. Старшее поколение в зеркале социальной политики. М.: РГСУ, 2005.
  162. A.A. Социальная политика и трудовое право России М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
  163. К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции: Учебное пособие для вузов. М.: Проспект, 2004.
  164. Е.В. Российская пенсионная система и Европейская Социальная Хартия // Аналитический вестник Совета Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации. 2002. — Вып. 33.
  165. Диссертации и авторефераты диссертаций
  166. Г. А. Основные экономические права. / Сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств: Автореферат диссерт. докт. юрид. наук. М., 1996.
  167. С.А. Конституционное обеспечение права на охрану здоровья в Российской Федерации: Автореферат диссерт. канд. юрид. наук. -Ростов-на-Дону, 2001.
  168. В.А. Социальные права человека и их закрепления в конституциях государств-участников Содружества Независимых Государств: Автореферат дис. канд. юрид. наук. СПб., 2000.
  169. Р.В. Особенности правового регулирования труда лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите: Диссертация на соискание уч. степени канд. юрид. наук. Омск. 2000.
  170. C.B. Защита конституционных прав граждан в сфере труда: Автореферат диссерт. канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
  171. Е.Е. Правовые гарантии обеспечения занятости граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке: Диссертация на соискание уч. степени канд. юрид. наук. М., 2004.
  172. JI.B. Реформа пенсионной системы, как средство реализации конституционого права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение: Автореферат диссерт. канд. юрид. наук. М., 2000.
  173. С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения: Автореферат диссерт. канд. юрид. наук. М., 1997.
  174. Т.А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда. Диссертация на соискание уч. степени докт. юрид. наук. М., 2005.
Заполнить форму текущей работой