Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактическое обеспечение курса «Электрорадиотехника с основами автоматики и вычислительной техники» в подготовке учителя технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В лаборатории радиотехники и автоматики кафедры общетехнических дисциплин Ульяновского государственного педагогического университета нами разработан комплект радиотехнического набора, который обладает широкими дидактическими возможностями и универсален по назначению. В данный комплект входит радиотехнический набор-конструкгор, представляющий из себя комплект наборных плат по различным разделам… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Особенности изучения курса «Электрорадиотехника» в
    • 1. 1. Роль и место курса «Электрорадиотехника» в профессиональной подготовке будущего учителя технологии в непрерывном образовании на
    • 1. 2. Основные направления совершенствования процесса обучения электрорадиотехнике на различных ступенях образовательных структур
    • 1. 3. Состояние дидактического обеспечения по выполнению демонстрационного эксперимента и лабораторных работ по курсу «Электрорадиотехника» на современном этапе непрерывного образования
    • 1. 4. Роль дидактического обеспечения с использованием комплекта радиотехнического набора полифункционального назначения в непрерывном образовании по электрорадиотехнике
  • ГЛАВА 2. Комплект радиотехнического набора полифункционального назначения как необходимое дидактическое обеспечение в непрерывном обучении по электрорадиотехнике
    • 2. 1. Назначение, состав и устройство комплекта радиотехнического набора
    • 2. 2. Методика использования комплекта радиотехнического набора
      • 2. 2. 1. Методика проведения демонстраций с применением комплекта радиотехнического набора
      • 2. 2. 2. Методика проведения лабораторно-практических занятий с применением комплекта радиотехнического набора
    • 2. 3. Дидактические возможности использования комплекта радиотехнического набора на различных ступенях непрерывного образования
  • ГЛАВА 3. Организация и проведение педагогического эксперимента
    • 3. 1. Задачи и методика педагогического эксперимента
    • 3. 2. Критерии оценки эффективности предлагаемой методики
    • 3. 3. Анализ результатов педагогического эксперимента

Дидактическое обеспечение курса «Электрорадиотехника с основами автоматики и вычислительной техники» в подготовке учителя технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ускоряющееся развитие науки, обновление техники, появление новых технологий, предъявляет всё более строгие требования к системе образования, удовлетворить которые, используя только традиционные средства и методы обучения, становится все труднее. В настоящее время перед высшей и средней школой стоит задача совершенствования учебного процесса, направленное на улучшение качества подготовки специалистов. В решении рассматриваемой задачи немаловажная роль принадлежит прогрессивным методам обучения, созданию дидактических условий, способствующих быстрому и глубокому осознанному усвоению новых знаний. Необходимым элементом учебного процесса стало использование современных технических средств обучения.

Проблема подготовки будущих учителей к педагогической деятельности освещена в работах А. И. Пискунова, В. А. Сластенина, В. Д. Симонешсо, В. Д. Спирина, П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой и др.

Подготовка будущих учителей технологии к трудовой деятельности в условиях рыночно-экономических реформ изучалась А. И. Абрамовой, В. Д. Поповым, И. А. Сасовой, В. Д. Симонешсо и др.

Одним из условий успешного обучения студентов специальности «Технология и предпринимательство» как будущих специалистов столь широкого профиля от предпринимательской деятельности до учителя по технологии, является овладение ими знаниями, умениями и навыками по электрорадиотехнике.

На необходимость совершенствования обучения студентов педагогических вузов по техническим и, в частности, по электрорадиотехническим наукам указывается в научных работах таких дидактов и методистов: O.A. Абдуллиной [1], Н. И. Бабкина, М. В. Гемранова [37],.

М.М. Балашова [20], Ю. С. Тюнникова [20], В. Д. Симоненко [131], К. К. Гомоюнова [41], В. А. Тайницкого [138] и других.

В курсе преподавания электрорадиотехники ведущую роль играют различные технические средства, наглядные пособия и демонстрационный эксперимент. О необходимости сопровождения лекционного материала демонстрациями неоднократно писал в своих трудах ещё М. В. Ломоносов. Он же одним из первых указывал на полизначимость демонстрационных опытов: с одной стороны они направлены на создание наглядности, с другой являются средством позволяющим облегчить анализ экспериментальных результатов. Принцип наглядности является одним из основных и практически присущ процессу преподавания любой из технических дисциплин. Большой вклад в развитие учебного демонстрационного эксперимента внесли ученые-методисты: Л. И. Анциферов, Д. Д. Галанин, E.H. Горячкин, В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, В. А. Зибер, A.A. Покровский, В. Я. Синенко, Н. М. Шахмаев, Т. Н. Шамало и другие.

Внедрение в учебный процесс последних достижений науки и техники, в том числе видео и компьютерной техники — объективное требование реформы высшей школы. Методическому и дидактическому обеспечению использования технических средств обучения посвятили свои исследования целый ряд учёных. Например А. М. Захаров [63] очень фундаментально раскрывает использование видеопроекции в демонстрационном эксперименте. Работы И. И. Дриги [52], Л. П. Прессмана [118], A.A. Степанова [136], Н. М. Шахмаева [160] посвящены исследованию комплексного применения технических средств в обучении.

В процессе обучения электрорадиотехнике в настоящее время используются различные технические средства обучения. Что касается использования видеотехники, то известна установка для видеопроекции демонстрационных опытов, получившая название по первым буквам.

УВДО-1. Установка УВДО-1 изготавливается Нальчинским электровакуумным заводом на основе совместного с Ульяновским пединститутом акта о внедрении законченной научно-исследовательской работы по теме «Разработка установки для видеопроекции опытов школьного демонстрационного эксперимента и их методического обеспечения» от 22 марта 1991 года, в котором сказано, что УВДО-1 изготавливается как учебное пособие для выполнения видеопроекции демонстрационных опытов в школах, профтехучилищах, вузах, и техникумах страны. Автор предлагаемого здесь научного исследования, являясь одним из разработчиков УВДО-1, имеет положительный опыт использования данной установки в процессе обучения электрорадиотехнике, что отражено в научных публикациях [62], [64], [65], [151].

Применение компьютерной техники в учебном процессе рассмотрено в работах A.A. Абдукадырова [4], С. И. Архангельского [14], Б. С. Гершунского [39], Л. И. Карпенко [71], М. В. Карчевской [72], Д. М. Клеймана [76], Г. В. Рубиной [127], В. В. Рубцова [85], B.C. Кузнецова [94] и других. Вопросам применения компьютерной технологии в процессе обучения в качестве дидактического обеспечения посвятили свои работы В. Ф. Горбенко [43], С. Б. Ерёмин [56], МБ. Карчевская [72], H.A. Клещева [77], H.A. Клочко [79], Г. А. Козлова [80], М. Ю. Кривуляк [90], A.A. Кузнецов [92], Т. А. Сергеева [92], В. И. Киев [75], В. М. Махов [100], М. Ф. Поснова [117], В. Д. Симоненко [128], Г. В. Рубина [127], И. М. Шлапаков [163] и др.

В связи с реформой высшей профессиональной школы резко возрастают требования к фундаментальной подготовке студентов, которые наряду с прочными теоретическими знаниями должны обладать практическими умениями и навыками. Наиболее продуктивной формой учебных занятий, на которых происходит формирование у студентов практических умений и навыков, является лабораторный практикум. В процессе выполнения лабораторных работ активизируется познавательная деятельность студентов, развивается их способность к самостоятельному труду, осмыслению сложных явлений и процессов, развиваются творческие способности.

Дидактическому обеспечению лабораторного практикума по электрорадиотехнике посвящены работы В. А. Каторгина, Ю. А. Грушевского, Ю. Ф. Колонтаевского, ГШ. Головина и других авторов. Так в работах В. А. Каторгина [48, 49] представлены лабораторные работы всего учебного курса электрорадиотехники с применением стандартного радиотехнического оборудования и сборкой исследуемых цепей и схем на макетной плате. В работе Ю. Ф. Колонтаевского [81] представлен комплекс лабораторного оборудования для проведения работ лабораторного практикума по радиоэлектронике и методические рекомендации по их выполнению. Этот комплекс выполнен в виде стенда, на котором собирается исследуемая схема и подключаются измерительные приборы.

Для формирования технического мышления обучаемых важен правильный выбор дидактического обеспечения по выполнению лабораторных работ по курсу электрорадиотехники, которое позволяло бы манипулировать узлами и деталями в соответствии с дидактическими задачами и целями. Быстрому формированию у студентов конструкторских умений и навыков способствует предъявление им в каждой работе отдельных заданий на выявление функционального назначения каждого из узлов установки в отдельности и во взаимосвязи с иными узлами и устройствами.

В настоящее время всвязи с развитием науки и техники постоянно совершенствуются и создаются новые учебно-наглядные пособия и приборы, применяемые для лабораторных работ и демонстрационного эксперимента в курсе электрорадиотехники педагогических вузов. Оборудование, применяемое в настоящее время в учебном процессе, самое разнообразное по конструкции, дидактическим возможностям, назначению.

В лаборатории радиотехники и автоматики кафедры общетехнических дисциплин Ульяновского государственного педагогического университета нами разработан комплект радиотехнического набора, который обладает широкими дидактическими возможностями и универсален по назначению. В данный комплект входит радиотехнический набор-конструкгор, представляющий из себя комплект наборных плат по различным разделам курса «Электрорадиотехника». На каждой наборной плате установлены съёмные элементы и функциональные узлы радиотехнических устройств, объединённые единой тематикой раздела, и наборное поле, которое позволяет производить коммутацию узлов и элементов между собой для реализации различных радиотехнических схем. Кроме того, на наборной плате установлены разъёмы для подключения контрольно-измерительной аппаратуры. Для увеличения наглядности на наборной плате выделяются основные элементы и узлы посредством нанесения условно-графических обозначений. Радиотехнический набор-конструктор эффективен при проведении демонстрационного эксперимента, при объяснении нового материала, при проведении лабораторных работ и самостоятельной творческой деятельности студентов в рамках изучения курса «Электрорадиотехника». Как было уже сказано, радиотехнический набор-конструктор входит в состав разработанного нами комплекта дидактического обеспечения, называемого в дальнейшем комплект радиотехнического набора.

Дидактическое обеспечение курса «Электрорадиотехника» выполнено нами на основе применения компьютерной технологии. Это выполненные с использованием компьютерной графики схемы, модели процессов, программы расчетов и проектирования, обучающие и контролирующие программы. Такой подход к разработке и выполнению дидактических материалов очень актуален, что нашло своё отражение в научных публикациях [4,43, 56,71,72,77,92,94,116, 117,122,127,128].

Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод: эффективность преподавания курса «Электрорадиотехника» во многом определяется методикой обучения, техническими средствами, дидактическим обеспечением предмета и умением преподавателя комплексно их использовать.

Необходимость выявления возможностей применения и использования разработанного нами дидактического обеспечения для подготовки студентов специальности «Технология и предпринимательство» по курсу «Электрорадиотехника с основами автоматики и вычислительной техники» послужили основанием для выбора темы исследования.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием научного анализа использования комплекта радиотехнического набора в учебном процессе по электрорадиотехнике.

Цель исследования заключается в разработке дидактического обеспечения подготовки учителя к обучению учащихся «Электрорадиотехнике» .

Объект исследования: подготовка студентов — будущих учителей технологии к обучению учащихся «Электрорадиотехнике» с использованием комплекта радиотехнического набора.

Предмет исследования: Дидактические средства обучения будущих учителей технологии по предмету «Электрорадиотехника» .

Гипотеза исследования: Будущий учитель технологии будет подготовлен к обучению учащихся электрорадиотехнике при условиях:

• создания комплекта дидактических средств обучения будущих учителей-технологии, отвечающего требованиям научно-технического прогресса и психолого-педагогической науки;

• разработки и апробации методики использования данного комплекта при обучении электрорадиотехнике.

Исходя из цели и гипотезы исследования нами определены следующие задачи:

• разработать методику эффективного использования средств обучения и осуществить её экспериментальную проверку при обучении электрорадиотехнике, выявить дидактические возможности;

• создать комплект дадакгических средств обучения будущих учителей электрорадиотехнике;

• выбор и подготовка программного обеспечения;

• разработать рекомендации по совершенствованию подготовки будущих учителей технологии и методики преподавания курса «Электрорадиотехника» с использованием комплекта радиотехнического набора.

Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности реального мира, а также о социальной, деятельностной и творческой сущности личности как целостной системы и многофакторном характере её развития. Теоретическим фундаментом исследования являются:

• личностно-деятельностный подход в дидактике и психологии (А.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A.B. Петровский, В. Д. Шадриков, Б. М. Теплов, К. К. Платонов, В. А. Сластенин и другие);

• работы по технологии педагогического процесса (В.И. Андреев, В. В. Краевский и другие);

• активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся (С.И. Архангельский, A.A. Вербицкий, Т. Н. Ильина, Ю. К. Бабанский, Й. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Т. В. Кудрявцев, О. В. Попов Т.И. Шамова, Г. И. Щукина и др.);

• политехнизм образования (П.Р. Атутов, П. Н. Андрианов, Ю. К. Васильев и др.).

Принципы и критерии систематизации и отбора содержания обучения элекзрорадиотехнике с основами автоматики и вычислительной техники в рамках образовательной области «Технология» рассматривались с учетом теоретических положений П. Р. Атутова, В. А. Полякова, С. Я. Батышева, Н. Н. Бабкина, В. Д. Симоненко, Г. В. Рубиной и др.

В процессе исследования применялись следующие методы научно-педагогического исследования:

• выявление новых форм и методов обучения путём обобщения передового педагогического опыта;

• анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по технике, охране труда, а также учебников;

• наблюдение и анализ занятий проводимых с использованием комплекта радиотехнического набора;

• анкетирование учащихся;

• опытно-экспериментальная работа в процессе преподавания в Ульяновском государственном педагогическом университете имени Й. Н. Ульянова;

• статистическая обработка опытно-экспериментальных данных с применением ЭВМ.

Исследование проводилось в течение 1991 — 1997 годов в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И. Н. Ульянова в несколько этапов. 1 ЭТАП. (1991 г. -1993 г.).

• Общее ознакомление с проблемой исследования;

• формулирование цели и гипотезы;

• постановка задач исследования;

• изучение литературных источников;

• анализ учебников по электротехнике, радиотехнике, автоматике;

• создание комплекта радиотехнического набора;

• подготовка программного обеспечения по курсу «Электрорадиотехника» ;

• разработка методики преподавания электрорадиотехники с применением комплекса средств обучения;

• проведение констатирующего эксперимента.

2 ЭТАП. (1993 г. — 1994 г.).

• Создание организационных, материальных и методических условий для экспериментальной работы;

• составление программы опытно-экспериментальной работы;

• осуществление наблюдения за учащимися на занятиях с применением комплекта радиотехнического набора;

• выбор эффективных форм организации деятельности студентов на занятиях;

• проведение пробного эксперимента.

3 ЭТАП. (1994 г. — 1995 г.).

• Разработка и апробация. методики использования комплекта радиотехнического набора на учебных занятиях и средств вычислительной техники для обучения и контроля знаний;

• проведение первого этапа обучающего дидактического эксперимента.

4 ЭТАП. (1995 г. — 1996 г.).

• Разработка и внедрение рекомендаций по совершенствованию подготовки будущих учителей труда по курсу «Электрорадиотехника с основами автоматики и вычислительной техники» с применением дидактического обеспечения комплекта радиотехнического набора;

• проведение второго этапа обучающего дидактического эксперимента.

5 ЭТАП. (1996 г. — 1997 г.).

• Проведение контрольного эксперимента;

• обработка результатов опытно-экспериментальной работы;

• анализ и обобщение результатов эксперимента, их математическая обработка;

• подведение итогов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Разработан универсальный комплект радиотехнического набора по комплексному использованию в обучении студентов высшей школы, средних специальных заведений и учащихся средних школ по разделу «Электрорадиотехника с основами ЭВМ», предполагающего ступенчатое использование его деталей, узлов и блоков, позволяющих оптимально сочетать составляющие комплекта в зависимости от конкретной дидактической задачи конкретного вида учебного заведения.

2. Разработана методика использования комплекта радиотехнического набора с целью ознакомления обучаемых с элементами радиотехники и приобретения практических умений и навыков составления конкретных радиотехнических цепей и схем на лекционных, лабораторно-практических, самостоятельных, факультативных и других видах учебных занятий по электрорадиотехнике.

3. Выявлены возможные направления создания наиболее удобных комплектов радиотехнического набора как комплексного дидактического обеспечения для различных видов учебных заведений по ступеням.

Практическая значимость исследования.

Предложена методика эффективного использования средств обучения при проведении практических занятий по радиотехнике с применением дидактического обеспечения комплекта радиотехнического набора. Полифункциональность комплекта радиотехнического набора и программного обеспечения заключается в том, что комплект является гибким и может использоваться как при подготовке учителя технологии по радиотехнике, основам моделирования и техническому творчеству учащихся, специальному факультативному курсу «Ремонт радиоаппаратуры», так и в общеобразовательной школе и профтехучилище по соответствующим предметам.

Апробация результатов исследования,.

Основные положения и предварительные результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях: г. Брянск — 1996, г. Тула — 1996, г. Ульяновск — 1997, на проффесорско-преподавательских конференциях УлГПУ им. И. Н. Ульянова (1996,1997).

Содержание работы нашло отражение в статьях автора исследования, приведённых в списке литературы.

На защиту выносятся:

1. Комплект радиотехнического набора предназначенный для дидактического обеспечения курса «Электрорадиотехника» педагогического вуза, включающий в себя радиотехнический набор-конструкгор, устройство видеопроекции демонстрационных опытов и автоматизированное рабочее место электроника-. '.

2. Программно-методическое обеспечение проведения лекционных, лабораторно-пракшческих, самостоятельных и проектно-конструкторских занятий при обучении электрорадиотехнике студентов — будущих учителей технологии;

3. Методика эффективного использования средств обучения при проведении занятий по электрорадиотехнике с использованием комплекта радиотехнического набора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Имея научную документацию, фиксирующую начальное состояние исследуемого объекта, содержание, способы и результаты введения в учебный процесс по электрорадиотехнике нашего дидактического обеспечения, мы вместе с преподавателями электрорадиотехники кафедры общетехнических дисциплин Ульяновского государственного педагогического университета теоретически обобщили, осмыслили собранные данные, сопоставили с требованиями педагогической науки, сформулировали окончательные выводы о результатах исследования, а также разработали рекомендации для внедрения в практику обучения электрорадиотехнике.

В ходе выполнения диссертационного исследования по выявлению возможностей и педагогической целесообразности использования комплекта дидактических средств на занятиях при обучении студентов — будущих учителей технологии электрорадиотехнике в процессе формирования знаний, умений и навыков поставленные задачи выполнены полностью и в ходе исследования достигнуты следующие результаты:

• изучено состояние проблемы преподавания электрорадиотехники в вузе, техникуме, профтехучилище, общеобразовательной школе;

• на основе анализа психолого-дидактической и методической литературы обоснована эффективность использования на занятиях по электрорадиотехнике современных дидактических средств;

• разработан и изготовлен комплект радиотехнического набора, отвечающий требованиям научно-технического прогресса и психолого-педагогической наукиразработано программно-методическое обеспечение проведения учебных занятий с использованием комплекта радиотехнического набора для подготовки будущих учителей к обучению учащихся электрорадиотехнике;

• разработана методика использования комплекта радиотехнического набора в лекционно-теоретических, лабораторно-практичзских, самостоятельных, факультативных, проектно-шнструшгорских учебных занятиях по электрорадиотехнике педагогического вуза;

• выявлены дидактические возможности использования комплекта радиотехнического набора на различных ступенях непрерывного образования;

• экспериментально исследовано влияние использования комплекта радиотехнического набора на формирование у обучаемых системы знаний по электрорадиотехнике;

• экспериментально доказано положительное влияние использования комплекта радиотехнического набора на занятиях по электрорадиотехнике на качество усвоения студентами — будущими учителями технологии знаний и приобретение умений по электрорадиотехиике;

• на базе полученных материалов нами были разработаны научно обоснованные предложения по совершенствованию учебного процесса по электрорадиотехнике, методики обучения и самостоятельной работы студентов.

Обобщая результаты проведённого теоретического и экспериментального исследования использования комплекта радиотехнического набора на занятиях по электрорадиотехнике, молено сделать следующие выводы:

1. Решение задач, поставленных перед современными учебными заведениями в соответствии с требованиями реформы школы, требует значительного повышения качества обучения будущих учителей технологии на основе учёта и использования новейших достижений педагогической науки и практики преподавания в педагогических вузах, предельно чёткого изложения основных понятий и ведущих учебных дисциплин, отражения в содержании ведущих предметов и в методах преподавания достижений науки и техники.

2. Повышение качества обучения будущих учителей технологии предмету «Электрорадиотехника», необходимому для обучения учащихся электрорадиотехническим разделам и темам предмета «Технология», а также и смежных предметов, положительно влияет на качество всей специальной профессиональной подготовки.

3. На основе анализа работ психологов и дидактов по теории обучения видно, что совершенствование преподавания электрорадиотехники неразрывно связано с использованием в учебной практике новых форм и методов обучения, а также современных дидактических средств.

4. Результаты проведённого дидактического эксперимента подтвердили правильность основной гипотезы нашего исследования.

5. Использование на учебных занятиях по электрорадиотехнике при обучении студентов — будущих учителей технологии комплекта радиотехнического набора способствует более полному раскрытию перед обучаемыми сущности изучаемых явлений и законов, помогает им полнее усвоить знания, приобрести научные, технические и специальные профессиональные умения и навыки.

Задачи исследования выполнены полностью, гипотеза подтверждена. Основные результаты исследования опубликованы в работах, перечисленных в списке литературы.

Использование комплекта радиотехнического набора на занятиях по электрорадиотехнике будет весьма полезным для профессиональной подготовки студентов — будущих учителей технологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общетехническая подготовка учителж в системе высшего педагогического образования: Для педагогических специальностей ВУЗов. -2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  2. O.A. Проблемы формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей. // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. -М.: АПН СССР, НИИ ОП, 1976.-C.43−4S.
  3. O.A. Проблемы педагогических умений в теории и практик©- высшего педагогического образования. 11 Сов. педагогика, 1976, -№ 1 С.7б" 84.
  4. A.A. Теория и практика интенсификации подготовки учителей физико-математических дисциплин (Аспекты использования компьютерных средств в учебном процессе): Автореферат дисс.. д.и.н, Ташкент, 1990. 20 с.
  5. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.5 1980. — 250 с .
  6. Т.А. Моделирование познавательной деятельности школьников в условиях компьютеризации обучения: Автореферат диссертации. к.п.н. Санкт-Петербург, 1993. — 20 с.
  7. Д.С., Любченко С. А. Персональный компьютер и Windows для всех. -М.: «Филинь, 1996.- 336 с.
  8. Д.С., Любченко С. А. Работа на персональном компьютере дж всех. -М.: Филинь 1995. 228 с.
  9. К.К., Златогурский Д. Н., Киселёв В. Г. Радиотехнические системы: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1979.333 е., ил.
  10. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности.: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981. *• 240 с.
  11. П.Анциферов Л. И. Применение видеокамеры в демонстрационном эксперименте. // Физика в школе. 1987. № 2. С. 54−65.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  13. С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974. — 48 с.
  14. С.И. Состояние и перспективы использования ЭВМ в учебном процессе в высшей школе. // Современная высшая школа. -1974.-№ 216)-С. 97−101.
  15. А.А. Интенсификация лабораторно-практических занятий по физшсе с применением вычислительной техники в вузе. Автореферат диссертации. к. п. н. Ташкент, 1991. — 19 с.
  16. ВТ. Человек, компьютер, творчество. // Советская педагогика, 1991.-№ 5-С. 50 -56.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
  18. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательном школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с .
  19. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. -256 с.
  20. М.М., Тюнников Ю. С. Изучение вопросов ускорения научно-технического прогресса в процессе преподавания предмета «Электротехника». М.: 1990. — 64 с.
  21. С.И. Радиотехнические цепи и сигналы. М.: Высшая школа, 1988.-432 с.
  22. С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984. — 672 с.
  23. С.Я. Разработка и применение дидактических средств в средних профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1986. — С. 29.
  24. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М&bdquo-: Педагогика, 1989.- 208 с.
  25. Е.П. Учитель труда: Состояние и перспективы профессиональной подготовки. // Советская педагогика, 1983, -№ 6. С. 93−99.
  26. Е.А. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения ТСО. Ярославль: Верхне-волжское книжное издательство, 1982. -107 с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192 е.: ил.
  28. В.П. Эффективность обучения. М., 1976. -180 с.
  29. .М. Краткий радиотехнический справочник. Минск, 1976. -335 с.
  30. Брунер Д, Джером С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. / Дж. Брунер: пер. с англ. К.И. Бабицкого- предисл. и общ. ред. д. чл. АПН СССР А. Р. Лурия. М.: Прогресс 1977. — 412 с.
  31. Ю.А., Мироненко И. Г. Электронные цепи и устройства: Учебное пособие для электротехн. и энерг. вузов. М.: Высшая школа, 1989. -278 с.
  32. Е.К. Понятие. М.: Наука, 1969.
  33. Т.В. Автоматизированные обучающие системы с точки зрения психологии. // Психолого-педагогические и психолого-физиологические проблемы компьютеризации обучения: Сборник научных трудов АПН СССР. М.: МГУ, 1985. — С.25−32.
  34. П.Я. О формировании чувственных образов и понятий. // Материалы совещания по психологии в 1955 г. М., 1957.
  35. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология.- 1979. № 4.
  36. М.В. Профессионально-педагогическая направленность в преподавании технических дисциплин. // Профессиональная подготовка учителя трудового обучения. // Под ред. И. С. Анисимова к др. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1976, — С. 29 — 34 ,
  37. .С. Прогностический подход к компьютеризации. // Советская педагогика. -1986. № 7. — С. 43 — 48.
  38. .С. Компьютеризация в сфере образования.: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  39. П.П. Школьный физико-технический кружок: книга для учителя.: Из опыта работы / Под ред. Б. М. Игошева. М.: Просвещение, 1991.
  40. К.К. Совершенствование преподавания технических дисциплин. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1983.
  41. И.С. Радиотехнические цепи и сигналы. М.: Радио и связь, 1986. -512 с.
  42. В.Ф. Самостоятельная работа студентов педвузов в условиях компьютеризации. Автореферат дисс.. к. п. н. М.: 1990 18 е.
  43. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. -136 с.
  44. В.М., Ионина O.A. Преподавание электротехники с основами промышленной электроники: Метод, пособие для сред, проф,-тех. училищ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1982, -216 е., ил.
  45. A.A., Бондарецкая Е. В. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов. // Советская педагогика, № 8 — С.83−87.
  46. З.Г. Качественный анализ знаний учащихся. // Сов. педагогика. 1984. № 2.
  47. Ю.А., Каторгин В. А. Методика преподавания электротехники в средней школе. Учебное пособие для студентов индустриально-педагогического факультета пединститута. Ульяновск: УГПИ имени И. Н. Ульянова, 1993. — 89 о.
  48. Ю.А., Каторгин В. А. Методические указания к лабораторным работам по радиотехнике.: Учебное пособие для студентов индустриально-педагогического факультета пединститута. -Ульяновск: УГПИ имени И. Н. Ульянова, 1993. 40 с.
  49. А.Е., Казанский В. М. Дидактические принципы применения средств обучения. Киев: «Вища школа — 1982. — 52 с.
  50. Дидактические основы применения ЭЗС в школе. / Под ред. Л.П. Прессмана- НИИ ШОТСО. М.: Педагогика, 1987. -152 с.
  51. Дрига И. И, Рах Г. И. ТСО в общеобразовательной школе.: Учебное пособие для студентов педагогических институтов.-М.: Просвещение, 1985.
  52. И.И. Кабинетная система в общеобразовательной школе. = М.: Просвещение, 1985.
  53. А.М. Реализация проектов в курсе «Технология». // Подготовка студенческой и учащейся молодежи к предпринимательству. // Тезисы докладов научно-практической конференции 21−23 мая 1996 г. Брянск, 1996.-С. 72−73.
  54. Е.В., Татаринцева Т. И., Корнилов Д. Ю., Саулов О.Н.
  55. С.Б. Дидактическое обеспечение предмета «Безопасность жизнедеятельности в учреждениях образования». Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. п. н.- Брянск, 1983. 18 с.
  56. Ю.Н. Импульсная техника. М.: Высшая школа, 1989. — 527 с.
  57. А.П. Человек и ЭВМ. М.: 1985. 60 с.
  58. В.И. Методология и методика дидактических исследований. М.: Педагогика, 1982. -160 с.
  59. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987.- 80 с.
  60. А.М. Видеопроекция в школе: Пособие для учителя школы. -Ульяновск: «Симбирская книга», 1993. 112 е., ил.
  61. А.М. Использование ввдеепроекции в процессе формирования понятий в курсе физики средней школы (молекулярная физика, волновая оптика). Автореферат дисс. к. п. н. Челябинск, ЧГПИ, 1988. -20 с.
  62. А.М., Шайланов С. Н. Учебный демонстрационный эксперимент: возможности видео. ПТО Профессионал, № 5,1991. — С. ВО — 85.
  63. В.П. Формирование у будущих учителей труда умений управлять учебной и трудовой деятельностью учащихся. Автореферат дисс.. К.П.Н.-М.: 1987. -20 с.
  64. Г. В. Компьютеризация педагогического эксперимента по выявлению творческих способностей у студентов в обучении. Автореферат дисс. к. п. н. Казань, 1990. — 18 с.
  65. Г. В. Улучшилась практическая подготовка студентов. // Школа и производство. М.: 1984. — № 7 — С. 60 — 61.
  66. Г. И., Королев В .Г., Терехов В.А, и др. Расчет электронных схем. Примеры и задачи. М&bdquo-: Высшая школа, 1987. — 335 с.
  67. Л.И. ЭВМ в просвещении. / Под редакцией А. А. Кугаенко.-Мл МГПИ, 1981. -95 с.
  68. М.В. Особенности применения микроЭВМ на практических занятиях в ВУЗЕ (На примере обучения студентов инженерна-педагогической специальности): Автореферат дисс. к.п.н.™ Стаханов, 1989. «20с.
  69. Квалификационная характеристика учителя трудового обучения и общетехнических дисциплин по специальности 0302 «Труд». Брянск: БГПИ, 1990. -18 с.
  70. .М. О природе научного понятия. // Вопросы психологии. -1969. № 8.
  71. В.И. Теория и методика проверки качества знаний обучаемых с применением ЭВМ.: Автореферат дисс. к. п. н.-М.: 1990,
  72. Д.М. Школа будущего: Компьютер в процессе обучения. М.- Радио и связь, 1987. -176 с.
  73. Н.А. Индивидуализация обучения на основе ЭВМ в системе практических занятий по физике в техническом вузе: Автореферат диссертации. к. п. н. Челябинск, 1990. -20 с.
  74. Л. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984. — 256 ©.
  75. Н.А. Дидактические основы использования автоматизированных обучающих комплексов в учебном процессе вуза. Автореферат диссертации. к. п. н. Винница, 1991. -18 с.
  76. Г. А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения по материалам зарубежных публикаций.: Автореф. дисс. к.п.н. М.5 1992.
  77. Ю.Ф. Лабораторный практикум по радиоэлектроники: Учебное пособие для ПТУ. 2-е изд., перераб. М.: Высшая шкода, 1989. -206 е.: ил.
  78. Ю.Ф. Радиоэлектроника. М., 1988.
  79. Н.И. Логический словарь: Справочник. -М.: Наука, 1975.-720с.
  80. Концепция информатизации образования. // Информатика и образование. -1990, № 1. С. 340.
  81. Концепция применения компьютера в учебном процессе.: Психологический аспект. // Под ред. В. В. Рубцова. М.: НИИ СПП, 1990. — 17 с.
  82. В.В., Скмоненко В. Д. Общественно-полезный производительный труд учащихся. М.: Просвещение, 1990. -175 с.
  83. А.И. Педагогическое исследование. Учебное пособие дляаспирантов, студентов-дипломников, учителей. Рязань, 1975. — 178 с.
  84. Краткий психологический словарь (сост. JI. H, Карпенков). / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431 с.
  85. М.И. Основы телевизионных измерений. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Радио и связь, 1989. — 608 е.: ил.
  86. М.Ю. Компьютер и студент. // Вестник высшей школы -1987. № 6. С. 66−67.
  87. А.М. О воспитании у студентов интереса к исследовательской работе в области трудового обучения. // Профессиональная подготовка учителя трудового обучения. / Под ред. И. С. Анисимова и др. М.: МОПИ им. Крупской, 1976. С. 53 — 60.
  88. А.А., Сергеева Т. А. Обучающие программы и дидактики. // Информатика и образование. 1986, № 2. — С. 87 — 90.
  89. В.И. Категория причинности и её познавательное значение. // Теория познания и современная наука. М.: Мысль, 1967.
  90. B.C. Обеспечение эффективности функционирования вычислительных средств Вуза. // Использование ЭВМ в высшей школе. М.: 1986.-С. 5−7.
  91. H.B. Методы исследования педагогической деятельности. = Л.: ЛГУ, 1970. -114 с.
  92. A.A. Методы моделирования в профессиональной подготовке. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  93. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  94. И. Я. Дидактические основы методики обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
  95. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  96. В.М. Информационная технология обучаемых с точки зрения методических задач реформы школы.//Вопросы психологии, 1988, № 2. С. 27−36.
  97. Е.А. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  98. М.Н. Периодическая стимуляция познавательной активности учащихся ПТУ на основе порциональной подачи учебной информации на уроке физики. Автореферат диссертации. к.п.н. ЧГГГУ, Челябинск, 1995.
  99. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ. / А. П. Бежева, С. Я. Баев, Л. В, Савельева и др.- Под ред. А. П. Беляевой. М.: Высшая школа, 1986. -200 е.: ил.
  100. Методы и средства управления процессом обучения в АОС. / Лобанов Ю. И., Селиванов А. Д., Съедин В. В., Токарева B.C. Под ред. Новикова
  101. B.А. М.: НИИ ВШ, 1985. — 52 с.
  102. Методы педагогических исследований. / Под ред. A.A. Пискунова, Г. Г. Воробьева. «М., 1979.
  103. Метрология, стандартизация и измерения в технике связи. / Б. П. Хромой, A.B. Кандинов, А. Л. Сенявский и др. / Под ред. Хромого. М.: Радио и связь, 1986. — 423 с.
  104. А.П., Ястребов Г. Г., Гельтищева В. А. Гигиенические проблемы применения ТСО в вузах и школах. //Гигиена и санитария, 1988, № 8.-С.4−7
  105. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения. // Советская педагогика, 1990, № 7.
  106. C.B. Каким быть учителю труда.//Школа и производство. «1983, № 7.-С. 12 14.
  107. Оборудование школьное. Средства обучения.: Педагогические требования. ОСТ 794−04−85.-М.: МП СССР, 1986.-35 с.
  108. Опыт компьютерной диагностики творческих способностей. Казань: Издательство казанского университета, 1989. — 144 с.
  109. Основы вузовской педагогики. / Под ред. Н. В. Кузьминой.- М., 1972.
  110. Основы профессиональной педагогики. / Под ред. С. Я. Батышеза,
  111. C.А. Шапоринского. М., 1977.-25 с.
  112. В.В., Чиркин Л. К. Полупроводниковые приборы. М.: Высшая школа, 1987. — 479 с.
  113. Н.И. Урок на экране дисплея. // Народное образование, 1989. -№ 1. С. 85 — 89.
  114. М.Ф. Повышение эффективности учебного процесса в Вуз©- с помощью ЭВМ (На примере лабораторно-практических занятий). Автореф. дисс. к.п.н. Минск, 1989. — 20 с.
  115. Л.П. Методика применения TCO. М.: Просвещение, 1988. -191 с.
  116. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие для студентов пед. институтов специальности 2120 / А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко, B.C. Аванесов, Б. И. Бухалов / Под ред. А. Д. Сазонова. М.: Просвещение. 1988.
  117. Программа образовательного раздела «Технология». М.: Просвещение.
  118. Психология решения производственно технических задач./Под ред. Минчинской. — М.: Просвещение, 1965.
  119. Радиолаборатория в персональном компьютере. // Радио, 1996. № 1 С. 50 -51.
  120. Разработка и оформление конструкторской документации радиоэлектронной аппаратуры: Справочник / Э. Т. Романычева, А. К. Иванова, А. С. Куликов и др.- Под ред. Э. Т. Романычевой. -М.: Радио и связь, 1989. 448 е.: ил.
  121. Л.А. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, 1991. № 6. — С. 42 — 46.
  122. Ред Э. Т. Схемотехника радиоприемников. Практическое пособие: Пер. с нем. -М.: Мир, 1989. -152 е., ил.
  123. Ред Э. Т. Справочное пособие по высокочастотной схемотехнике: Схемы, блоки, 50-омная техника: Пер. с нем. -1990. -256 е., ил.
  124. Г. Б. Методические рекомендации по спецкурсу «ЭВМ в обучении». Брянск, 1994.
  125. Г. Б., Симоненко В. Д. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов. Брянск, 1992. — 88 с.
  126. С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: 1958. -147 с.
  127. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование, 1991. № 1. — С. 3−10.
  128. В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1985.
  129. Справочник конструктора РЭА: Общие принципы конструирования / под. ред Р. Г. Варламова. М: Сов. радио, 1980. — 480 е., ил.
  130. Степанов .Основы микроэлектроники. М.: Сов. радио, 1980.- 424 с.
  131. А.А. Особенности информационной деятельности учителя в условиях применения ТСО. // Психология труда и личности учителя. -М.: 1976.-С. 72−85.
  132. М.Б., Заенчик В. М. Использование ТСО в учебно-воспитательном процессе при подготовке учителей труда. // Тезисы докладов всесоюзной конференции. // Научные основы разработки и внедрения ТСО. М.: МИФИ, 1984, — С. 292.
  133. B.A. Влияние работ по моделированию и конструированию на формирование физических понятий. // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. Челябинск, 1974. — Вып. 4.
  134. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. -344 с.
  135. Н.Ф. Усвоение существенных признаков понятий при организации действий испытуемых. H Доклады АПН РСФСР.-1967.- № 2.
  136. Телевизионная техника: Справочник: Под общей редакцией Ю. Б. Зубарева и Г. Л. Г’лориозова. М.: Радио и связь, 1994. — 312 е.: ил.
  137. Г. С. Принципы построения телевизионных лекций с полной экранизацией. // Тезисы докладов всесоюзной конференции. // Научные основы разработки и внедрения TCO. М.: МИФИ, 1984. — С. 220.
  138. Р. Основы цифровой электроники: Пер. с англ. М.: Мир, 1988. -392 с., ил.
  139. А.В. Роль самостоятельных работ в формировании у учащихся понятий. // Вопросы методики формирования физических понятий. -Челябинск, 1970. Вып. 2.
  140. А.В. Формирование у учащихся научных понятий. М.: Педагоги ка, 1986.
  141. А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий: учебное пособие к спецкурсу. Челябинск, ЧГПИ, 1988. — 90 с.
  142. А.В. Формирование учебных умений учащихся. // Сов. педагогика. 1982. № 2.
  143. Учебная и педагогическая деятельность в активных формах обучения. // Под ред. О. С. Анисимова. M .: ВВШУАПН РСФСР, 1989.
  144. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметны©- связи. •¦ М.: Педагогика, 1972.
  145. Ч. Основные принципы планирования эксперимента. / Пер. с англ. Под ред. Налимова В. В. М.: Мир, 1967. — 406 с.
  146. Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 95 е.
  147. Н.М. Дидактические проблемы применения ТСО в средней школе. М.: Педагогика, 1973.
  148. Шахмаев Н.М. TCO.- М.: Знание, 1975.
  149. М.А., Зельвянский Я. А., Титова Т. С. Электротравматизм в технических вузах. // Безопасность труда в промышленности. -1992 С. 27−28.
  150. А.Я. Электротехника. M.: Просвещение, 1988.
  151. И.М. Дидактический комплекс для обучения информационным технологиям будущих учителей технологии и предпринимательства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. п. к. Брянск, 1997.
  152. В.Г., Чулков В. П., Опыт чтения экранизированных лекций по электротехнике. // Тезисы докладов всесоюзной конференции. II Научные основы разработки и внедрения TCO. М.: МИФИ, 1984, — С. 260.
  153. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина. -М.: Педагогика, 1993. — № 2. — С. 66 — 70.
  154. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  155. John R. Barnes. Electronic System Design. Prentice-Hall, Ins., 1990.
  156. Eric Tart Red. Funkempfanger Schaltungstechnik praxisorientiert. Mimchen: Franzis, 1985.
Заполнить форму текущей работой