Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международно-правовые проблемы физической защиты ядерных материалов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ядерные материалы в процессе их использования становятся объектом непрерывного государственного учёта и контроля. Эффективный учёт и контроль над ядерным материалом принципиально важен для обеспечения достоверности и надёжности режима ядерного нераспространения. В соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия международные гарантии применяются к государствам-участникам… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Международно-правовые основы обеспечения физической защиты ядерных материалов
    • 1. Понятие и принципы физической защиты ядерных материалов
    • 2. Стандарты по физической защите ядерных материалов
  • Глава 2. Роль мирового сообщества в деле обеспечения физической защиты ядерных материалов
    • 1. Совершенствование правовых основ борьбы с ядерным терроризмом
    • 2. Особенности законодательства по физической защите ядерных материалов некоторых зарубежных государств
  • Глава 3. Правовое регулирование физической защиты ядерных материалов в Российской Федерации
    • 1. Современное состояние законодательства по физической защите ядерных материалов в Российской
  • Федерации
    • 2. Комплексный характер правовой основы органов внутренних дел в осуществлении физической защиты ядерных материалов

Международно-правовые проблемы физической защиты ядерных материалов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В международном публичном праве как самостоятельная отрасль права существует ядерное (атомное) право. Как одной из составляющих понятия «ядерная безопасность» является группа норм, направленных на предотвращение угрозы несанкционированного завладения ядерными материалами, что в свою очередь обусловливает необходимость физической защиты ядерных материалов. Уже в конце 40-х, а затем 50-х годах двадцатого века крупнейшие державы мира приняли законы о ядерной энергии, которые регламентировали вопросы обращения с ядерными материалами, установили нормы сотрудничества с зарубежными странами в этой сфере.

С увеличением количества расщепляющихся материалов и числа обладающих ими стран возрастает потенциальная опасность явного или тайного изъятия этих материалов в преступных целях. Эффективные меры борьбы с такой деятельностью являются актуальной задачей всего международного сообщества.

В последние годы на различных международных форумах, а также в трудах российских и западных учёных определённое внимание уделяется вопросу о необходимости дальнейшей разработки правовых мер по физической защите ядерных материалов.1 Это объясняется тем, что, хотя система гарантий МАГАТЭ направлена на предотвращение переключения ядерных материалов с мирных целей на военные, она не обеспечивает их сохранность. Поэтому нельзя исключить того, что различные террористические организации или отдельные лица могут похитить какое-либо количество ядерных.

1 Жуков Г. П. Международно-правовые проблемы разоружения на современном этапе. М.: Знание, С. 10−11. Guhin М.А. Nuclear paradox: Security risks of the peaceful atom. Wash., 1976. расщепляющихся материалов и использовать их для шантажа и иных подобных целей.1.

Под ядерными материалами следует понимать материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющие) ядерные вещества. Физическая защита ядерных материалов — совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов.

Актуальность темы

обусловлена следующими обстоятельствами: ядерные материалы при отсутствии надлежащей защиты способны нанести вред здоровью людей. Во избежание этого необходимо обеспечивать охрану и оборону ядерно-опасных объектов, где содержатся ядерные материалы, которая осуществляется внутренними войсками МВД РФ и вневедомственной охраной МВД РФ.

Необходимо отметить, что данной проблемой занимались следующие известные ученые: Вавилов А. И., Измайлов А. В., Иойрыш А. И., Котельников В. Н., Конькова В. П., Кизяковский Е. Г., Мостовец А. И., Мишарин В. Н., Молодцова Е. С., Петросьянц A.M., Парамузова О. Г., Петровский В. Ф., Питель В. Н., Супатаева О. Г., Терентьев В. И., Чопорняк А. Б., Шиян Ю. К, и ряд других ученых, в том числе иностранных, таких как Allison G., Berman W. Н., Cote О., Falkenrath Jr. R., Guhin M.A., Hydeman L. M., Hans Blix, Miller S., Osiers D., внесших большой вклад в разработку проблемы физической защиты ядерных материалов. Однако, и это естественно, в силу многоаспектности проблемы и ее сложности, в работах указанных ученых разрешены далеко не все вопросы, что обуславливает необходимость дальнейшего комплексного ее исследования с целью повышения эффективности применения международно-правовых, внутригосударственных мер, направленных на предупреждение незаконного завладения ядерными материалами в преступных целях. Необходимо исследование вопросов отечественного и зарубежного опыта обеспечения.

1 Иойрыш А. И. Правовые проблемы физической защиты ядерных материалов. — Советское государство и право, 1980, № 8. физической защиты, целенаправленная разработка научно-обоснованных предложений и рекомендаций по внесению изменений в международное и национальное законодательство.

Эти обстоятельства обусловили научную и практическую актуальность I выбранной темы и необходимость ее исследования.

Эмпирическую базу исследования составили общепризнанные нормы, принципы и договоры международного публичного права, Конституция РФ, нормы и принципы конституционного, уголовного, других отраслей права России и зарубежных стран.

Объектом диссертационного исследования выступают отношения, ф складывающиеся в процессе осуществления физической защиты ядерных материалов, закономерности ее осуществления.

Предметом исследования являются законодательные правовые акты России и ряда зарубежных стран, регламентирующие принципы, основания и организационные формы органов, обеспечивающих физическую защиту ядерных материалов. Кроме того предметом исследования являются формы и методы работы МВД РФ, касающиеся направлений деятельности в данной области.

Методологическую основу исследования составила система различных i научных методов (общих, частных и специальных), логических приемов и.

I средств, способствующих познанию рассматриваемой проблемы.

I Целью работы является комплексное и одновременно сравнительноi правовое изучение — прежде всего с позиций международного публичного права — становления, развития и функционирования физической защиты ядерных материалов как в законодательстве Российской Федерации и ряда других стран, так и в международном праве. Особое значение придается исследованию места, роли и целей МВД РФ в осуществлении физической защиты ядерных ^ материалов.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1)на основе анализа научных публикаций рассмотреть различные подходы к пониманию сущности и правовой природы физической защиты ядерных материалов и выделить в обобщенном виде те из них, которые объективно отражают суть явления на современном этапе безопасного развития атомной энергии;

2) сформулировать признаки физической защиты и дать её определение;

3) провести сравнительно-правовой анализ физической защиты ядерных материалов по нормам международного и национального права и предложить меры по их совершенствованию;

4) определить место, роль и значение МВД РФ в осуществлении физической защиты ядерных материалов;

5)опираясь на современную законодательную базу, работы ученых по международному праву, отраслевым юридическим наукам, проанализировать эффективность функционирования физической защиты ядерных материалов как в Российской Федерации, так и за рубежом, обосновать необходимость и определить основные направления дальнейшего совершенствования законодательства в означенной сфере.

Научная новизна работы определяется автором тем, что, пожалуй, впервые в рамках одного исследования предпринята попытка комплексного и одновременно сравнительно-правового анализа международного и внутригосударственного аспектов физической защиты ядерных материалов, а также определение механизма реализации мер по обеспечению физической защиты ядерных материалов на территории РФ, в том числе Министерством внутренних дел РФ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Необходимость правового регулирования физической защиты • ^ ядерных материалов вызвана наличием различных фактов, свидетельствующих о заинтересованности определённых групп в незаконном завладении ядерными материалами. В связи с этим физическая защита является не самоцелью, а социально оправданными действиями, призванными обеспечить безопасное развитие атомной энергетики.

2. Особую актуальность представляет категория оружейных расщепляющихся материалов, не являющихся более необходимыми для целей обороны. Данная проблема является сложным и пока ещё до конца не решённым вопросом проблемы обеспечения безопасности таких материалов. Несмотря на то, что ответственность за сохранность оружейных расщепляющихся материалов лежит в первую очередь на самих государствах, международное сообщество оказывает содействие национальным усилиям в данной области путём осуществления различных мероприятий, включая правовые меры.

3. Обеспечение безопасности при транспортировке ядерных материалов уже давно является одной из важных международных проблем, актуальность которой трудно переоценить. Среди мер, направленных на обеспечение безопасной перевозки ядерных материалов, большое значение имеет правовая регламентация, которая, для того, чтобы быть эффективной, должна затрагивать все ключевые моменты и необходимые условия транспортной безопасности. Важно отметить, что правовая регламентация достигается различными способами, главными из которых являются: 1) издание правил безопасности каждым государством в отдельности (национальное законодательство) — 2) заключение специальных международных соглашенийи 3) принятие правил транспортировки компетентными международными организациями, такими как МАГАТЭ, ИМО, ИКАО и рядом других.

4. Характерным для международного атомного права в области физической защиты ядерных материалов является обилие рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Данные нормы не императивны, но необходимость их явно очевидна. С другой стороны требования Конвенции о физической защите ядерного материала, являющиеся по своей сути обязательными, имеют очень общий и неконкретный характер. В настоящее время подготавливается проект поправки в целях соответствия положений Конвенции реалиям сегодняшней жизни.

5. Представляется, что физическая защита ядерных материалов является важным фактором в ряду мероприятий, укрепляющих режим противодействия ядерному терроризму и формированию в свою очередь международно-правового режима. Немаловажно отметить и то, что нормы внутригосударственного права по физической защите ядерного материала обеспечивают эффективность действия норм международного права посредством механизма их реализации и имплементации (адаптации, трансформации) во внутригосударственной сфере, и в первую очередь закрепляя положения относительно борьбы с ядерным терроризмом.

6. В зарубежном законодательстве физическая защита ядерного материала представлена в основном нормами законов (значительно реже — подзаконных актов). Специфика правовой системы каждого государства отражает различные подходы к регулированию физической защиты, однако общим является принцип ответственности каждого отдельного государства.

7. На сегодняшний день в России законодательная база по физической защите ядерного материала остаётся неполной, хотя в основном и соответствует международным стандартам. Наиболее общей тенденцией должно стать подробное регламентирование условий и порядка организации и осуществления физической защиты на ядерных объектах, а также разработка механизма, обеспечивающего соответствие федеральных и региональных актов в данной сфере.

8. Органы внутренних дел выступают субъектом реализации физической защиты ядерных материалов, так как: а) непосредственно осуществляют охрану и оборону ядерно-опасных объектов, их сопровождение при транспортировкеб) проводят оперативно-розыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материаловв) разрабатывают и утверждают в установленном порядке нормативно-правовые акты по вопросам обеспечения охраны и обороны ядерно-опасных объектов.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Практическая ценность работы определяется ее актуальностью, научной новизной и сделанными выводами, носящими как общетеоретический, так и практический характер. Материалы исследования в определенной степени расширяют научные представления о сущности физической защиты ядерных материалов. Внесенные автором предложения по совершенствованию как международного, так и национального законодательства, вероятно, будут способствовать активизации законотворческой работы в означенной сфере. Основные положения диссертационного исследования могут найти применение в общетеоретических и отраслевых научных исследованиях, связанных с изучением проблем правового закрепления и реализации физической защиты ядерных материаловв учебно-воспитательном процессев процессе преподавания международного атомного права, отраслевых юридических наукпри разработке учебных программ, учебников, учебно-методических пособий по международному атомному праву для юридических вузов.

Содержащиеся в диссертации положения могут служить вспомогательным материалом для дальнейших исследований по данной теме.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в опубликованных работах, использованы в учебном процессе Университета МВД РФ, Уфимского юридического института МВД РФ, Обнинского государственного технического университета атомной энергетики, Медицинского Радиологического Научного Центра РАМН.

Основные положения диссертации докладывались в виде научных сообщений на заседаниях кафедры международного права Университета МВД.

РФ, а также обсуждались на научно-практических конференциях адъюнктов и соискателей.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Заключение

.

Завершая работу, представляется необходимым изложить в концентрированном виде ее основные и наиболее значимые, на наш взгляд, выводы и предложения, сформулированные в ходе исследования:

1. Под физической защитой подразумевается комплекс мероприятий, призванных воспрепятствовать, в том числе правовыми средствами, несанкционированному использованию, обращению с ядерными материалами и установками либо захвату, хищению, разрушению, диверсии в отношении ядерного материала или ядерных установок.

2. Ядерные материалы в процессе их использования становятся объектом непрерывного государственного учёта и контроля. Эффективный учёт и контроль над ядерным материалом принципиально важен для обеспечения достоверности и надёжности режима ядерного нераспространения. В соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия международные гарантии применяются к государствам-участникам, не обладающим ядерным оружием, в целях проверки соблюдения ими обязательств не стремиться к приобретению ядерного оружия или взрывных устройств путём получения уверенности в том, что находящиеся под гарантиями ядерная деятельность и материалы не переключаются из сферы их намеченного мирного использования. При этом ответственность за контроль и защиту ядерных материалов внутри государства возлагается на национальные органы власти, что является признанием суверенности государств в качестве основы, на которой зиждется международная система. Такое разделение ответственности между международной проверкой непереключения, с одной стороны, и национальной ответственностью за защиту материалов — с другой, в течение долгого времени действовало вполне успешно. Но оно не обеспечило создание цельной системы в полной мере эффективного контроля за ядерным материалом.

Каждое государство, имеющее ядерные материалы, пригодные для изготовления оружия, или ядерные установки повышенной опасности, должно срочно оценить свои меры и правила обеспечения безопасности в свете масштабов угроз, и в необходимых случаях усовершенствовать их. Такое государство должно также рассмотреть свои организационные структуры, с тем чтобы была ясность в сферах компетентности и подходах к координации в разных аспектах ядерной безопасности и чтобы ответственные лица обладали необходимыми полномочиями и ресурсами.

Каждое государство, обладающее ядерными материалами оружейного класса, должно пересмотреть и в случае необходимости повысить точность и эффективность своих государственных систем учёта и контроля, поскольку эти системы являются важным элементом в предотвращении и обнаружении хищений, совершаемых «своими».

3. В практике транспортировки ядерных материалов существует целый ряд проблем. Так, одни государства используют различные редакции Правил МАГАТЭ, в других странах приняты дополнительные требованияне до конца унифицированы национальные правила по оформлению сертификатов соответствия формам безопасности упаковочных комплектов и упаковок.

Необходимо отметить, что эффективное осуществление Правил возможно только в случае их единообразного применения во всём мире. С этой целью Агентство осуществляет программы технического сотрудничества и программы координированных исследований, непрерывный обмен информацией, подготовку и распространение руководящих документов.

4. Проведя сравнительно-правовой анализ развития российского и зарубежного законодательства по физической защите, автор отмечает, что национальное регулирование, как правило, осуществляется двумя способами: либо в рамках базового закона об использовании атомной энергии, который содержит специальные разделы по физической защите ядерного материала, либо в рамках специального закона или правил о физической защите, принятых в развитие закона об атомной энергии.

Особые сложности вызывает несоответствие национальных норм нормам международного права, когда специальные законы об использовании атомной энергии или по физической защите в целом не отвечают международно-правовым принципам, закреплённым международными стандартами.

В то же время многие государства, которые не являются участниками многосторонних международных соглашений в этой области, формулируют свои нормы, ориентируясь на международно-правовые принципы.

5. Российская система законодательства, регулирующая организацию и применение физической защиты на ядерных объектах остаётся неполной. Работа по созданию высокоэффективной и экономичной системы безопасности ядерного комплекса далека от завершения. Предстоит освоить новые методики, создать материальную базу и совершенствовать учебные центры, разработать соответствующее законодательство и создать благоприятные условия для его выполнения.

В проблеме обеспечения ядерной безопасности в России одним из приоритетных направлений является совершенствование национальной системы физической защиты ядерных материалов. С учетом понимания этого факта в России широко развернуты работы по совершенствованию системы физической защиты ядерных материалов в пределах ограниченных финансовых возможностей России на современном этапе. В связи с этим разрабатываются федеральные целевые программы, направленные главным образом на совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материаловразработку и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, установление требований к физической защите ядерных материалов.

Нельзя недооценивать и роль международного сотрудничества в рассматриваемой области, где для большей эффективности требуется заключение ряда международных соглашений.

6. В разработке и осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением физической защиты ядерных материалов в Российской Федерации, призваны осуществлять не только органы внутренних дел, но и другие службы и государственные органы.

Круг государственных органов, взаимодействующих с органами внутренних дел в вопросах обеспечения физической защиты ядерных материалов, в настоящее время весьма широк и разнообразен. К ним, в частности, относятся ФСБ, ведомственная охрана и другие федеральные органы исполнительной власти. Взаимодействие органов внутренних дел и других государственных органов в обеспечении физической защиты ядерных материалов в Российской Федерации вызывается не только общностью задач, которые они решают в соответствии со своим назначением и компетенцией, но и использованием общих присущих им форм, методов и средств органов внутренних дел.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международно-правовые акты
  2. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Final Declaration on the Review Conference of the Parties to the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons (NPT/CONF/30/Rev. 1).
  3. Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 г. Convention on the Physical Protection of Nuclear Material // IAEA. Legal Series. № 12. Vienna, 1982. P. 396−397.
  4. Конвенция о ядерной безопасности 1994 г. // Ядерная безопасность. //
  5. Международная жизнь. 1996. № 8.
  6. Внутригосударственное законодательство
  7. Конституция Российской Федерации 1993 года.
  8. Уголовный кодекс РФ //СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  9. Федеральный закон «О международных договорах» от 15 июля 1995 г.
  10. СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
  11. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 15 мая 1995 г. //СЗ РФ. 1995. № 48. ст. 4552.
  12. Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77 «О ведомственной охране» // «Российская газета» от 20 апреля 1999 г., в Собраниезаконодательства Российской Федерации от 19 апреля 1999 г., N 16, ст. 1935.
  13. Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. //ВВС РСФСР. 1991.
  14. Ст. 503- 1993. № Ю. Ст. 360- СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964- 1999.
  15. Ст. 5905- Российская газета. 1999. 8 апреля- 2000. 27 июля.
  16. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1997 г. № 264 «Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» // СЗ РФ 1997. № 11. ст. 1317.
  17. Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 149 «О федеральной целевой программе «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000−2006 годы «// СЗ РФ 2000. № 9, ст. 1037.
  18. Постановление Правительства РФ от 20 июня 2000 г. № 587 «Перечень объектов, подлежащих государственной охране» // СЗ РФ 2000 г. № 49. ст1386.
  19. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 238 о «Перечень ядерно-опасных объектов» //СЗ РФ 1995 г. № 52. ст. 1427.
  20. Постановление Правительства РФ от 12 июля 2000 г. № 514 «Об организации ведомственной охраны» // «Российская газета» от 19 июля 2000 г., N 138, в Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 2000 г., N29, ст. 3100.
  21. Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. № 139 «Об утверждении положения о ведомственной охране Министерства по атомной энергии» // СЗ РФ 2001 г., N 9, ст. 871.
  22. Положение о МВД РФ. СЗ РФ. 1996 г. N 30. ст. 3605.
  23. Приказ МВД РФ от 6 сентября 1996 г. № 499 «О концепции развития вневедомственной охраны до 2000 года и задачах органов внутренних дел по её реализации» //Бюллетень текущего законодательства, 1996 г., N 17, стр. 109.
  24. Монографии, учебники, сборники
  25. Г. А. Криминология. М., 1994.
  26. Атом только мирный — М., 1985 — 130с.
  27. Безопасная перевозка радиоактивных веществ. МАГАТЭ., 1982. Австрия. 78с.
  28. П.Н. Международное право. Воронеж, 1996 — 257с.
  29. А.И., Иойрыш А. И., Молодцова Е. С. МАГАТЭ: Политико-правовой статус. М., 1992. — 392с.
  30. А.И., Чопорняк А. Б. Атомное законодательство капиталистических стран (сравнительно-правовой анализ). М., 1990 — 456с.
  31. А.И., Супатаева О. А., Парик Р. Ю. Государственный надзор за обеспечением безопасности атомной энергии: правовые проблемы. М., 1991 — 248с.
  32. Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Б. Н. Топорина. М., 1994 —218с.
  33. В.Н. Основы физической защиты. Обнинск. 2001. 180с.
  34. Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. — М.: Междунар. отношения, 1991. — 213 с.
  35. Международное право: Учебник /Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М.: Междунар. отношения, 1998. — 624 с.
  36. Международное право: Учебник /Отв. ред. Г. И. Тункин. — М.: Юрид. лит-ра, 1994.-512 с.
  37. Международное публичное право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. /Под ред. К. А. Бякишева. М.: ПБОЮЛ1. Грачев С. М., 1999. 640 с.
  38. Международное речное право. Учебник. Гуреев С. А., Тарасова Н. И. -М., 1993.- 177 с.
  39. Международное право. Учебник. /Под ред. П. Н. Бирюкова. -Воронеж, 1996.- 175с.
  40. Международное публичное право: Сборник документов. Т.2 М., 1996−412с.
  41. Международное атомное право / Отв. ред. А. И. Иойрыш, А. М. Петросьянц, В. Ф. Петровский. М., 1987. — 385с.
  42. В.Н. Мирное использование атомной энергии. Правовые вопросы. М., 1986. С. 45.
  43. В.Ф. Некрасов. МВД России. Энциклопедия. М. 2002 — 579с.
  44. Ответственность за ядерный ущерб. М.: Институт государства и права РАН, 1997.-47 с.
  45. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации /Под общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. — М.: Фонд «Правовая культура», 1996. — 560 с.
  46. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации
  47. Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во БЕК, 1994. — 486 с.
  48. Перевозка опасных грузов. Учебно-методическое пособие. Казань, 1995.-98с.
  49. Правила перевозок грузов по железным дорогам. М., 1996. — 67с.
  50. Проблемы распространения: Анализ деятельности Соединённых Штатов по обеспечению безопасности ядерных и других высокоопасных материалов и технологий в странах бывшего СССР/ Нац. исслед. совет, США- Ред. Шиян Ю. К. Киров: Триада-С — 1998 — 256с.
  51. Ю. И. Скуратов. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации М., 1996 — 488с.
  52. Словарь международного права /Авт. Бацалов С. Б., Ефимов Г. К., Кузнецов В. И. и др. — М.: Межд. отношения, 1986. — 432 с.
  53. Труды Российской международной конференции по Учёту, Контролюи физической защите ядерных материалов. Обнинск. 9−14.03.1997. Т.2. 624 с.
  54. Труды российской международной конференции по учёту, контролю и физической защите ядерных материалов. Обнинск, 9−14 марта 1997 года. Т. 1. — 249с.
  55. Труды российской международной конференции по учёту, контролю и физической защите ядерных материалов. Обнинск, 9−14 марта 1997 года, Т. 3. — 614с.
  56. Н.А. Ушаков. Международное право. М., 2000 — 155с.1. Статьи
  57. В.Г., Веремеенко И. И., Стрельников С. С. Взаимодействие МВД с добровольными народными дружинами.// М., 1975. С. 34.
  58. А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). //М., 1997. С. 92.
  59. В. Михайлов. Решения Московской встречи на высшем уровне актуальны и сегодня//Бюллетень по Атомной Энергии. № 6. 2001. С. 18.
  60. Пути предотвращения создания ядерных взрывных устройств//Бюллетень по атомной энергии 6/2000 г. С. 47.
  61. Хищения ядерных материалов: факты или домыслы//Бюллетень центра общественной информации по атомной энергии № 12/1996. С. 39.
  62. Принципы физической защиты ядерных материалов//Бюллетень Центра Общественной Информации по Атомной Энергии. 1997. № 9. С. 7.
  63. П. Танги. Специальное сообщение: Безопасность Ядерных Установок. Три десятилетия ядерной безопасности//Бюллетень МАГАТЭ. 1988. Т. 30, № 2. С. 60.
  64. Международные новости. Предотвращение незаконного использования ядерных материалов и радиационных источников//Бюллетень МАГАТЭ. 2001. Т. 43, № 2. С. 47.
  65. В. Пархитько. Международное сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии//Бюл. по Атомной Энергии. 2001, № 10. С. 41.
  66. Безопасность жизни и деятельности. Франция. «Рекордный год» в деле соблюдения технической безопасности на АЭС//Бюллетень по Атомной Энергии. 2001. № 5. С. 73.
  67. Многосторонние конвенции: документы международного сотрудничества//Бюллетень МАГАТЭ. 1987. Т. 29, № 3. С. 31.
  68. Национальные системы физической защиты//Бюллетень МАГАТЭ. 1975. Т. 17, № 1.С.34.
  69. Предотвращение угрозы ядерного терроризма//Бюллетень по атомной энергии. 3/2002. С. 13.
  70. Рекомендации в отношении международных норм по ядерной безопасности//Бюллетень по атомной энергии. 4/2001. С. 26.
  71. Международное сотрудничество в деле предотвращения ядерных угроз//Бюллетень по атомной энергии 6/2001. С. 17.
  72. М. Банн, Д. Банн. Ядерные материалы и установки: Риск хищения и диверсий. Приоритеты для уменьшения новых угроз//Бюллетень МАГАТЭ, 43/4/2001. С. 26.
  73. Безопасность ядерных объектов//Бюллетень по атомной энергии. 6/2000. С. 46.68. 3. Харьковщенко. Повышение безопасности АЭС Российской конструкции в странах Восточной Европы//Бюллетень по атомной энергии. ¾/2000. С. 12.
  74. Система обеспечения безопасной перевозки ядерных материалов в Российской Федерации//Бюллетень по Атомной Энергии. 1/2002. С. 80.
  75. Россия будет работать по новым правилам МАГАТЭ по транспортировке радиоактивных материалов//Бюллетень по Атомной Энергии. 11/2000. С. 37.
  76. В. Ларин. Состояние ядерной и радиационной безопасности на ПО «Маяк"//Бюллетень по атомной энергии 12/2000. С. 22.
  77. Безопасность жизни и деятельности на ядерных объектах — особый режим//Бюллетень по Атомной Энергии. 11/2001. С. 81.
  78. Безопасность жизни и деятельности. Россия. Для охраны ядерных объектов в ФСБ создано специальное управление «В» с собственным спецназом//Бюллетень по атомной энергии. 5/2000. С. 66.
  79. Ядерный топливный цикл. Россия. Донские казаки будут охранять Ростовские АЭС//Бюллетень по атомной энергии. 3−4/2001. С. 85.
  80. Единые международные правила по безопасной перевозке ядерных материалов//Бюллетень Центра Общественной Информации по Атомной Энергии. 11/2000. С. 77.
  81. Е. Калиберда. Волгодонская АЭС современная, безопасная и надёжная станция//Бюллетень по атомной энергии. М. 11/2001. С. 15.
  82. В. Терентьев, А. Чопорняк, В. Питель, В. Конькова. Ядерный материал как объект права исключительной федеральной собственности //Бюллетень центра общественной информации по атомной энергии № 8. 2000. С.З.
  83. Атомная энергия в мирных целях//Вокруг света № 10. С. 29.
  84. Г. П. Международно-правовые проблемы разоружения на современном этапе. //М.: Знание, С. 10−11.
  85. А.В. Проблемы физической защиты ядерных объектов и материалов в Российской Федерации.// Нахабино, 1994. С. 56.
  86. А.И. Правовые проблемы физической защиты ядерных материалов. // Советское государство и право, 1980, № 8. С. 76.
  87. А. И., Мостовец А. И. Международный режим безопасного развития ядерной энергетики. // М., 1986. С. 28−31.
  88. А.И. Научно-технический прогресс и новые проблемы права.// М.: международные отношения, 1981. С. 75.
  89. А.И. Атом и право. //М., 1969. Издательство «Международные отношения». С. 27.
  90. Ф.Е. Взаимодействие МВД с добровольными народными дружинами в процессе осуществления административных функций.// Участие трудящихся в охране общественного порядка.: Труды Академии МВД СССР. М. 1986. С. 26.
  91. Конференция ООН по содействию международному сотрудничеству в области использования ядерной энергии в мирных целях //Технические доклады. Том 4. Ядерная безопасность и радиологическая защита. Женева. 23.03−10.04.1987. С. 7.
  92. В.Н. Причины правонарушений.// М., 1986
  93. М. Андреева Губа: раскрыто ещё одно ядерное хищение // Ядерный контроль. 1995 г. № 11. С. 2−5.
  94. И.И., Наумов А. В. Выдача обвиняемых и осуждённых в международном уголовном праве.// М., 1998, С. 18.
  95. В.Н. Мирное использование атомной энергии. Правовые вопросы. //М., 1986. С. 45.
  96. Международный режим нераспространения ядерного оружия//Международная жизнь № 6. 1996. С. 24.
  97. С.А., Мусин В. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности. //Л., 1974. С. 28.
  98. О.Г. Физическая защита ядерных материалов: Международно-правовые вопросы // Изв. вузов. Правоведение. — Спб., 1998. -№ 2.-С. 191−199.
  99. О.Г. Проблема нераспространения ядерного оружия на современном этапе // Вестник СПбГУ. 1997. № 4.
  100. Социальная профилактика правонарушений в социальном обществе.// М., 1988.
  101. Совместный Бюллетень Министерств.// 42-й год издания. NR. 9. Бонн, 14.03.91.
  102. К.Б., Хабибулин А. Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. // Уфа, 1991. С. 60−61.
  103. Устав МАГАТЭ. Вена, 1973. С. 46−47.
  104. Н.Н. Проблема теории государства и права. //Казань. 1995. С. 206.
  105. Незаконный оборот ядерных материалов//Ядерный контроль. № 5. сент.-окт. 2001. Т. 7, М. С. 24.
  106. Хищение ядерных материалов в целях создания ядерных взрывных устройств//Ядерный контроль. № 13. 1/1996. С. 13.
  107. Ответственность за сохранность ядерных материалов//Ядерный контроль, 1,18−19, июнь-июль 1996. С. 14−17.
  108. Ядерный терроризм. Независимое военное обозрение // М., № 35.2127 сентября 2001. С. 5.
  109. Ядерная безопасность // Международная жизнь. 1996. № 8. С. 18.
  110. Bulletin des Transports Internationalaux per Chemins de fer. 1952. № 4. P. 94.107. BCB 1.1,8. 1565
  111. CRS B60: SU-Natalie-W34BRSam-P:Seminare Sem 3429.11.9443.109. CPNM/27. P. 3.110.CPNM/53. P. 12.
  112. Conference on physical protection of nuclear materials: Experience in regulation, implementation and operations Vienna (Austria) 10−14 Nov. 1997. IAEA-CN-68/7.
  113. Conference on physical protection of nuclear materials: Experience in regulation, implementation and operations Vienna (Austria) 10−14 Nov. 1997. IAEA-CN-68/54.
  114. Conference on physical protection of nuclear materials: Experience in regulation, implementation and operations Vienna (Austria) 10−14 Nov. 1997. IAEA-CN-68/13.
  115. Chech Law No. 21/1992, Coll. Of 21 Dec. 1992, The Changes and Amendment of Czech Law No. 2/1969, Coll. To Establish Ministres and other Central Organizations of the Czech Republic (1992).
  116. Czechoslovak Law No. 28/1984, Coll. Of 22 March 1984, State Supervision on Nuclear Safety of Nuclear Facilities (1984).
  117. Czech Law No. 287/1993, Coll. Of 11 Nov. 1993, Competence of the State office for Nuclear Safety (1993). Czech Law No. 85/1995, Coll. Of 19 April 1995 Amendment of the Czech Law No. 287/1993, Coll. (1995).
  118. Czech Law No. 18/1997, Coll. Of 24 January 1997, Peaceful Utilization of Nuclear Energy and Ionizing Radiation (Atomic Law) and Changes and Amendment, Selected Law (1997).
  119. Czech Law No. 283/1991. Coll. Of 21 June 1991, Police of the Czech Republic.
  120. Conference on physical protection of nuclear materials: Experience in regulation, implementation and operations Vienna (Austria) 10−14 Nov. 1997. IAEA-CN-68/71.
  121. Vol. 38, № 4. 1996. P. 29−31.
  122. Decreto-Lei no 375/90 de 10 de Novembro de 1990. Diario da Republica, no 274. pp. 4865−4866.
  123. Decret № 63−1228 du 11 decembre 1963 relatif aux installations nucleaires//Ibid. 1963. 14 dec. P. 11 092- Modifie par le decret № 73−405 du 27 mars 197 311. Ibid. 1965. 6 aout P. 6987.
  124. David Osias, National Intelligence Officer for Strategic Programs, & «Security of Nuclear Weapons and Weapons-Usable Material in the FSU», testimonyto the Senate Foreign Relations Committee, August 22, 1995.
  125. Energy reorganization act of 1974 as amended // US Code. P. 5801- US Public Law 93−438. The 93th Congress.
  126. Extrabudgetary Programme Resourses Utilized. (IAEA. Highlights of Activity. 1996. Vienna, 1996. P. 55).
  127. Final Declaration on the Review Conference of the Parties to the Treaty on the Non-Pro 1 iferation of Nuclear Weapons (NPT/CONF/30/Rev. 1).
  128. Guhin M.A. Nuclear paradox: Security risks of the peaceful atom. Wash., ^ 1976. P 23.
  129. Gezets uber die friedliche verwendung der kernenergie und den Schuts gegen ihre Gefahren//Bundesgesetzblatt. 1959. T.l. S.814. Verordnung uber den$ Schuts vor Schaden durch ionisierende Strahben: (Strahlenshutzverordnung) vom
  130. X 1976//Ibid. 1976. T.l. S. 2905.
  131. General Accounting Office, «Nuclear Proliferation: Status of U.S. Efforts to Improve Nuclear Material Controls in Newly Independent States», GAO/NSLAD/RCED-96−89 (Washington, D.C.: General Accounting Office, March 1996). P.3.
  132. G. Allison, O. Cote, Jr., R. Falkenrath, and S. Miller, «Avoiding Nuclear Anarchy: Containing the Threat of Loose Russian Nuclear Weapons and Fiasile Material» (Cambridge, Mass.: The MIT Press, 1996), p. 21.
  133. Hydeman L. M., Berman W. H. International Control of Nuclear Maritime Activities. Ann, Arber, Michigan, 1960. P. 27−34.
  134. Hans Blix, «Preface» in The Physical Protection of Nuclear Material, INFCIRC/225/Rev. 3, IAEA, Vienna, December 1989.
  135. IAEA. Yearbook. 1990. D. 68.
  136. IEAE Safeguards. Glossary. International Atomic Agency. Vienna, 1980.1. P. 71.
  137. INFCIRC/ 153/para 112 — INFCIRC/ 66/Rev. 2/para 77.
  138. IAEA Safeguards. Glossary. International Atomic Energy Agency. P. 7.
  139. IAEA. Legal Series.№ 12. Vienna, 1982. P. 383.
  140. INFCIRC / 237, Article 1(b).
  141. INFCIRC /251, Section 1 (b).jy 143. IAEA Safeguards. Guidelines for State’s System of accounting for and
  142. Control of Nuclear Material. International Atomic Energy Agency. Vienna, 1980. P. 3. i 144. INFCIRC/254.145. INFCIRC/Rev. 4. 1999.146. INFCIRC/237.
  143. INFCIRC/247. 148. INFCIRC/248.1. A- 149. INFCIRC/250.150. INFCIRC/251.
  144. IAEA. Yearbook 1993. International Atomic Energy Agency. Vienna, 1993. P. 55−59.
  145. IAEA. Highlights of Activity. 1996. Vienna, 1996. P. 44.
  146. IAEA. Highlights of activities. 1995. Vienna, 1995. P. 65- Quarterly Journal of the IAEA. IAEA. Bulletin. Vol. 38. № 1.1996.P.52 154. INFCIRC/237, май 1976.155. INFCIRC/248,1977.156. INFCIRC/225/Rev.3.157. INFCIRC/225/Rev. 4.
  147. John Deutch, Director of Central Intelligence, «The Threat of Nuclear Diversion», testimony to the Permanent Subcommittee on Investigations of the Senate Committee on Government Affairs, March 20, 1996, p. 8.
  148. J. Carson Mark, «Explosive Properties of Reactor Grade Plutonium», Science and Global Security, vol. 4, 1993, pp. 111−128.
  149. JNMM. (Jan 1988). US. V. 16(2) Fecher, J.B. Physical protection philosophy and techniques in the Federal Republic of Germany, p.20−25.
  150. Loi du 17 avril 1986 relative a Г execution des articles 7 et 8 de la Convention sur la protection physique des matieres nucleaires, faite a Vienne et a New York le 3 mars 1980. 14 Aug. 1986. 3 p.
  151. Office of Technology Assessment, Nuclear Safeguards and the International Atomic Energy Agency (Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1995), p. 27.
  152. Physical Protection of nuclear material and facilities (Proc. 10th Int. Training Course, Albuquerque, NM, 27 Oct. to 14 Nov. 1991), Sandia Natl. Lab., Albuquerque, NM (1991), four volumes.
  153. Recommendations on the Transport of Dangerous Goods Doc. ST/SG/AC. 1011/Rev. 6. Sixth Revised Edition. United Nations. N.Y., 1989.
  154. Regulations for the Safe Transport of Radioactive Material 1985. IAEA. Safety Series. № 6. Vienna, 1990.
  155. Report of the Advisory Group on Physical Protection. March 1977 (document A.G. 117, Section II (a)).
  156. Safe Transport of Radioactive Material // IAEA. Highlights of Activity. 1995. Vienna, 1995. P. 63).
  157. Status of the physical protection and its amelioration in Korea. Yoon Wan Kee. Nov. 1994. p. 95.
  158. Symposium on international safeguards: Verification and nuclear material security. Vienna. 2001. P. 41.
  159. Sousselier Y. Analyse des Principaux Problems Techniques Relatifs an Transport Maritime des Matieres Radioactives // Maritime Carriage of Nuclear Materiales. Vienna, 1972. P. 43−50.
  160. The Nonproliferation Review, Winter, 1996. P. 21.
  161. The Law and Practices of the International Atomic Energy Agency 19 701 980. Supplement 1 to the 1970 Edition of Legal Series № 7-Sl.IAEA. Vienna, 1993. p. 448−456.
  162. The Law and Practices of the International Atomic Energy Agency. 19 701 980. Supplement 1 to the 1970 Edition of Legal Series № 7-S1.
  163. The atomic energy act of 1954, as amended // US Code. 1958. Title 42, Chap. 23, Subchap. I-XVII. P. 2011−2281.
  164. Testimony of Lawrence Gershwin, CIA, before the House Committee on Appropriations, DOD Appropriations for 1993, Part 5, May 6, 1992, p. 498). ^ 179. US NUCLEAR REGULATORY COMISSION, Code of Federal
  165. Voluntary offers (nuclear-weapon states): United Kingdom ф (INFCIRC/263), USA (INFCIRC/228), France (INFCIRC/290).
  166. c. 144/1997 Sb., о fyzicke ochrane jadernych materialu a jadernych zarizeni, а о jejich zarazovani do jednotlivych kategorii. Sedlacek, J. Bezpecnost Jaderne Energie. 1998. P. 118−126.I
Заполнить форму текущей работой