Национальные модели в русской музыкальной культуре на рубеже XIX-XX веков
Диссертация
По мнению В. Д. Конен, задачей первостепенной важности для музыкознания, если оно не хочет обрекать себя на научный провинциализм (Конен 1997, 30−32), является тесная связь с современной гуманитарной мыслью. Следуя совету классика исторического музыковедения, можно использовать утвержденный научный каркас для нового исследовательского проекта в рамках музыкальной науки. В рассматриваемых работах… Читать ещё >
Содержание
- Введение. Обзор литературы
- Глава I. Национальный дискурс в музыкальной культуре: Европа и Россия
- 1. Социокультурные механизмы адаптации национальной идеологии в музыкальной культуре
- 2. Национальная идентичность в русской музыкальной культуре второй половины XIX века. Особенности «традиционной» модели
- 3. Искушение «русским стилем»
- Глава II. Стратегии утверждения «традиционной» модели в музыкальной культуре конца XIX века
- 1. «Русский стиль» и постановка «Снегурочки» в Мамонтовской частной опере: формирование новой идентичности в 1880—1890-х годах
- 2. Н.А. Римский-Корсаков как лидер музыкального сообщества: от национального символа к профессиональному идеалу
- 3. Святой Град и Древняя Русь в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»: национальный метатекст в начале XX века
- Глава III. Поиски национальной идентичности и музыкальная культура начала XX века в России. Мессианская модель в творчестве А. Н
- Скрябина
- 1. А.Н. Скрябин и национальный диспут начала XX века
- 2. Мессианство в социальных практиках А. Н. Скрябина: автобиографический
- 3. Мессианство как художественная стратегия А.Н. Скрябина
Список литературы
- Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. М.: «Экономика», 2004. — 620 с.
- Адорно Т. Избранное: Социология музыки. -М., СПб.: Университетская книга, 1999.-445 с.
- Азадовский М. История русской фольклористики в 2-х тт. Т. II. — М.: Учпедгиз, 1963.-363 с.
- Акопян J1. Д. Шостакович: опыт феноменологии творчества. СПб.: Дмитрий Була-нин, 2004. — 393 с.
- Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 288 с.
- Андреева М.В. «Русский путь»: от западников и славянофилов до философии всеединства // Философский век. Европейская идентичность и российская ментальность. Альманах 16. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2001. — С.12−23.
- Антология русской философии: в 3-х тт. СПб.: Сенсор, 2000:
- Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства М.: Композитор, 1998. — 344 с.
- Арановский М. Симфонические искания. Проблема жанра в советской музыке 19 601 975 годов. Исследовательские очерки. JL: Советский композитор, 1979. — 287 с.
- Арановский М.Г. Симфония и время // Русская музыка и XX век. М.: ГИИ, 1997.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
- Асафьев Б. Об опере: Избранные статьи. Л.: Музыка, 1985. — 344 с.
- Асафьев Б. Симфонические этюды. М.: Композитор, 2008. — 308 с.
- Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В 3-х тт. T.I. — М.: Современный писатель, 1995. — 396 с.
- Бандура А. Александр Скрябин. Челябинск: Аркаим, 2004. — 384 с.
- Барсова Л. Роль творческой личности в формировании художественной жизни эпохи (на примере жизни и творчества Н.А. Римского-Корсакова и его ближайшего окружения): Автореф. .док. иск. СПб., 2007.
- Бархатова Е. Рождение русской художественной афиши // Наше наследие. —1993. № 27.
- Бассин М. Россия между Европой и Азией: идеологическое конструирование географического пространства//Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет: Антология. М.: Новое издательство, 2005. — 696 с.
- Белоненко А. Стасов о древнерусской музыке // Советская музыка. 1974. — № 7.
- Бельский В. Либретто оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-нии». СПб.: Типография С. Л. Кинда, 1907.
- Бальмонт К. Избранное. М.: Советская Россия, 1989. — 592 с.
- Белый А. Воспоминания об А.А.Блоке // Запискй мечтателей. СПб., 1922. — № 6.
- Белякова-Казанская Л. Ошуоты музьжального Сашст-Пет^ 499с.
- Бердяев Н. Героизм и подвижничество // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.
- Берлин И. Национализм: вчерашнее упущение и сегодняшняя сила // Берлин И. Философия свободы. М.: НЛО, 2001.
- Берченко Р., Акопян JI. Музыкальная наука // История русской музыки: в 10-ти т. -Т. 1 ОБ: 1890−1917. М.: Музыка, 2004. — С. 457 — 507.
- Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978. -238 с.
- Бершадская Т. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни. Л.: Музгиз, 1961. — 157 с.
- Биллингтон Дж. Икона и топор: Опыт истолкования истории русской культуры. М.: Рудомино, 2001. -880 с.
- Биллингтон Дж. Россия в поисках себя. М.: РОССПЭН, 2005. — 220 с.
- Бинкли Т. Против эстетики //Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века антиэссенциализм, перцептуализм, институционизм. Антология. — Екатеринбург: «Деловая книга" — Бишкек: «Одиссей», 1997. — С. 289−318.
- Биржевые ведомости. 1906. — № 9182 от 3 февраля.
- Блаукопф К. Пионеры эмпиризма в музыкальной науке. Австрия и Богемия колыбель социологии искусства. — СПб.: Изд-во им. А. И. Новикова, 2005. — 320 с.
- Блок М. Апология истории или ремесло историка, М.: Наука, 1986. — 255 с.
- Бобровский В. О драматургии скрябинских сочинений//Советская музыка, -1972. -№ 1.
- Бородин А. Письма Т. 4. М., Л.: Музгиз, 1950. — 479 с.
- Браудо Е. Скрябинский год // Известия Петроградского скрябинского общества. Вып. l.-Пг., 1916.
- Брайн Р. Конструирование индивидуальных мифов // INTER. 2004. — № 2−3.
- Букина Т. Коммуникативные маршруты вагнерианы: в поисках виртуального слушателя. Петрозаводск: Издательство ПетрГу, 2002. — 148 с.
- Букина Т. Артистический успех как социокультурный феномен (на материале вагне-рианства в России рубежа XIX XX веков): дисс. канд. иск. — СПб., 2005. — 289 с.
- Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. — 562 с.
- Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства: в 2-х тт. -Т.П. СПб.: Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1861.
- Бычков В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма // История философии. 1999. — № 4. — С.3−43.
- Вагнер Р. Избранные статьи / Ред., прим., вступ. и поясн. статьи Р. И. Груббера. — М.: Госмузизд, 1935. 108 с.
- Валькова В. Конфликты национально-культурной идентичности в сообществе музыкантов современной России // Социология музыки: новые стратегии гуманитарных наук. Сб. материалов. М.: Композитор, 2009 (в печати).
- Валькова В. Музыкальный тематизм мышление — культура. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1992. — 161 с.
- Валькова В. «Неизвестная эпоха»: 1880−90-е годы в истории русской музыки // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Сб. тр. по материалам конф. 30 октября 1 ноября 2007 / РАМ им. Гнесиных. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. — 424 с.
- Валькова В. «Солнце русской музыки»: Глинка как миф национальной культуры // Памяти М. А. Этингера. Сборник научных статей. Выпуск 1. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2006. 276 с.
- Валькова В. От «отвлеченной романтики» к социальному заказу: Асафьев-критик на переломе эпох (1914−1924 годы) // Искусство XX века: диалог эпох и поколений. Сб. статей в 2 т. T.II. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1999. — С. 17−29.
- Вальтер В. Рассуждения о музыке. Скрябин и Стравинский // Ученые записки. Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина. Вып.З. — М.: Издательство «Ирис-Пресс», 1998. — С.161−163.
- Вальтер В. Skriabiniana (к годовщине со дня смерти А.Н.Скрябина). М., 1916.
- Васильев Б. Приём письма личного на фресках церкви святого Георгия в Старой Ладоге: электронный ресурс // Новгород и Новгородская земля. 1998. — № 12.
- Василькова В. Эволюция мифа: от архаической онтологии к современному мифокон-струированию // Системные исследования культуры. СПб.: Алетейя, 2009. — С.158−181.
- Васина-Гроссман В. Русский классический романс XIX века. М.: АН СССР, 1956.
- Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
- Вердери К. Куда идут «нация» и «национализм»? // Нации и национализм. Праксис, 2002.-С. 297−307.
- Вермайер А. К вопросу об историческом месте и значении музыкальной эстетики Б.Шлёцера // Искусство XX века: диалог эпох и поколений. Сб. статей в 2-х тт. Т.2. -Нижний Новгород, 1999. — С. 7−16.
- Вишневецкий И. Евразийское уклонение в музыке 1920 1930-х годов. — М.: НЛО, 2005. — 512 с.
- Войтковский С. С.И. Зимин. Антрепренер. М., 2004. — 427 с.
- Волков С., Редько Р. А. Блок и некоторые музыкально-эстетические проблемы его времени // Блок и музыка. Сборник статей. Л.: Советский композитор, 1972. -С.85−114.
- Вольф А. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года: в 3-х чч. -Ч. l.-СПб.: Тип. Р. Голике, 1877.
- Вульф Дж. Общественное производство искусства // Контексты современности И. Хрестоматия. — Казань: Издательство Казанского университета, 2001. — С. 16−23.
- Габай Ю. Романтический миф о художнике и проблемы психологии музыкального романтизма // Проблемы музыкального романтизма. Сб. научных трудов. ЛГИТМИК, 1987.-С. 5−30.
- Гаврилова Н. К проблеме национального в музыке XX века // Пособия по истории зарубежной музыки. Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Вып. 1. М.: Московская гос. консерватория им. Чайковского, 2003. -С.5−98.
- Галайку В. Национальное в музыкальном искусстве (на примере музыкальной культуры Молдовы): Автореф. дис. .канд иск. СПб., 1992.
- Гаспаров Б. Пять опер и симфония: слово и музыка в русской культуре. М.: Классика — XXI, 2009. — 320 с.
- Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Academia, 1998. — 430 с.
- Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. — 319 с.
- Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. -М.: Музыка, 1983. 288 с.
- Гервер Л. Скрябин и Хлебников. «Божественная поэма» и поэма «Ангелы» // Музыкальная академия. 1994. — № 3. — С. 102−112.
- Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с. «
- Глазунов А. Воспоминания о Н.А. Римском-Корсакове // Советская музыка. -1954, № 9.
- Глазунов А. О Н.А. Римском-Корсакове // Советская музыка. 1954. — № 9.
- Глебов И. Скрябин. Опыт характеристики Пг.: Светозар, 1921.
- Гнесин М. Мысли и воспоминания о Н.А. Римском-Корсакове. — М.: Госмузиздат, 1956.-335 с.
- Гнесин Ф. Римский-Корсаков в консерватории // Музыка (газета). — 1937. № 33.
- Гозенпуд А. Н.А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества. — М.: Гос. муз. из-во, 1957. 215 с.
- Головинский Г. Композитор и фольклор. М.: Музыка, 1981. — 220 с.
- Гончаров Г. А. Энциклопедия гипноза. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 256 с.
- Горюхина Н. Методика анализа национального стиля // Горюхина Н. Очерки по вопросам музыкального стиля и формы. Киев: Музична Украша, 1985. — 111 с.
- Горячих В. Из наблюдений над творческим методом Н.А. Римского-Корсакова // Musicus. 2008. — № 4.
- Гройс Б. Комментарии к искусству. М.: Издательство «Художественный журнал», 2003.-344 с.
- Гройс Б. Утопия и обмен. Сборник статей. — М.: Знак, 1993. — 374 с.
- Грякалова Н. Человек модерна: Биография — рефлексия — письмо. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. — 384 с.
- Гудков JL, Дубин Б. Своеобразие русского национализма // Pro et contra. 2005, сентябрь-октябрь.
- Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984. — 256 с.
- Гуляницкая Н.С. Русская музыка: становление тональной системы. XI XX вв.: Исследование. — М.: Прогресс-традиция, 2005. — 384 с.
- Гура И. Мусоргский: метафизика трагедийности: дисс.канд. иск. — Красноярск, 2003.
- Гуревич А. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1. -М.: Наука, 1989. С. 75−89.
- Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники К. Дебюсси // Денисов Э. Современная музыки и проблемы эволюции композиционной техники. — М.: Советский композитор, 1986. 206 с.
- Дернова В. Гармония Скрябина. JL: Музыка, 1968. — 124 с.
- Джумакова У. Творчество композиторов Казахстана в 1910—1980-х годах. Проблемы истории, смысла и ценности: Автореф. дис. докт. иск. М., 2003.
- Дмитриева А. Петербургская опера Верди // Музыкальная жизнь. 1988. — № 8.
- Добреньков В., Кравченко А. Социология: в 3 томах. Т. З. Социальные институты и процессы. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 519 с.
- Должанский А. О связи между ритмом русской речи и русской музыки // Должанский А. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1973.
- Дремов С., Семин И. Измененные состояния сознания. — Новосибирск: изд-во СО РАН, 2001.-204 с.
- Дрожжина М. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века: Автореф. дисс. докт. иск. Новосибирск, 2005.
- Друскин М. Возможности и границы гипотезы // Друскин М. Очерки, статьи, заметки.-Л.: Советский композитор, 1987. С. 171−181.
- Друскин М. Зарубежная музыкальная историография. — М.: Музыка, 1994. 63 с.
- Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. — М.: Советский композитор, 1973.-272 с.
- Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. М.: Классика-ХХ1, 2003. — 256 с.
- Дуков Е., Жидков В., Осокин Ю., Соколов К., Хренов Н. Введение в социологию искусства. СПб.: Алетейя, 2001. — 256 с.
- Дулат-Алеев В. Национальная идея в операх А. Н. Серова // Из истории русской музыкальной культуры: памяти А. И. Кандинского: сб. ст. / Моск. гос. консерватория. — М.: Моск. гос. консерватория, 2002. 237 с.
- Дулат-Алеев В. Текст национальной культуры: новоевропейская традиция в татарской музыке. Казань: Казанская гос. консерватория, 1999. — 243 с.
- Ежегодник императорских театров. Сезоны 1890−1891, 1900−1901, 1901−1902, 1907−1908.-СПб., с.г.
- Ермоленко Т. Патернализм в России: культурологический анализ: Автореф. дисс. док. философ, наук. Ростов-на-Дону. — 2000.
- Жидков В., Соколов К. Искусство и картина мира. СПб. СПб.: Алетейя, 2003. — 464 с.
- Жидков В., Соколов К. Культурная политика России. М.: Академический проект, 2001.-592 с.
- Живов В. О превратностях истории или о незавершенности исторических парадигм // Россия/Russia. Культурные практики в идеологической перспективе. — Москва-Венеция: ОГИ, 1999.-№ 3(11).-280 с.
- Живов В., Успенский Б. Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Языки культуры и проблема переводимости. М.: Наука, 1987.
- Зайцева Т. «Попробуйте меня от века оторвать.» // М. А. Балакирев. Личность. Традиции. Современники. Сб. статей и материалов. СПб.: Композитор, 2004. — С. 11−61.
- Зарифов А. О творчестве Назиба Жиганова в аспекте средств выражения национальной специфики: Автореф. дис.канд. иск. М., 2005.
- Земцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. Л.- М.: Советский композитор, 1978.
- Зенкин С. Французский романтизм и идея культуры (аспекты проблемы). М.: РГГУ, 2001.-144 с.
- Зеньковский В. История русской философии. М.: Академический Проект- Раритет, 2001.-880 с.
- Зинькевич Е. III Безымянное пространство русской оперы (1970−1980) // Зинькевич Е. MUNDUS MUSICAE. Тексты и контексты. Избранные статьи. Киев: ТОВ «Задруга», 2007.-616 с.
- Зинькевич Е. I А. Рубинштейн 1850-е годы. Первые оперы в контексте смены эпох // Зинькевич Е. MUNDUS MUSICAE. Тексты и контексты. Избранные статьи. — Киев: ТОВ «Задруга», 2007. — 616 с.
- Зинькевич Е. Динамика обновления украинской симфонии на современном этапе в свете диалектики традиции и новаторства (1970- начало 80-х годов). Киев: Муз. Украша, 1986.- 182 с.
- Зинькевич Е. II От «истории рассказа» к «истории — проблеме» // Зинькевич Е. MUNDUS MUSICAE. Тексты и контексты. Избранные статьи. — Киев: ТОВ «Задруга», 2007.-616 с.
- Иванов В. Задачи и перспективы наук о человеке: электронный ресурс. // Полит, ру. Публичные лекции. М., 2007. — URL: http: //www.po1it.ru/lec (uic4'2007/09/17/ ivanov.html.
- Иванов Вяч. Национальное и вселенское в творчестве Скрябина // Иванов Вяч. Скрябин М.: ИРИС-Пресс, 1996. — С.38−62.
- Иванов Вяч. О русской идее // Золотое руно. — 1909. № 1.
- Иванов Вяч. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и примеч!: В. М. Толмачев. — М.: Республика, 1994.
- Иванова JI. Типология фольклоризма в русской музыкальной культуре XX века: дисс. .док. искусств. СПб., 2005.
- Иванова С. Композитор: очерки по истории профессии: Автореф. дисс.канд. иск. -М., 2005.
- Иванова Н.А., Желтова В. П. Сословно-классовая структура России в конце XIX начале XX века. — М.: Наука РАН, 2004. — 574 с.
- Иванченко Г. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. — М.: Смысл, 2001.-264 с.
- Иванченко Г., Рыжов Ю. «Неоархаика» в искусстве в контексте современных социокультурных трансформаций // Системные исследования культуры. 2008. — СПб.: Але-тейя, 2009. С.182−197.
- Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН, 2001. — 384 с.
- Ильина Л. Проблема национальной самобытности искусства в эстетике В.В. Стасова: дисс. .канд. философ, наук. М., 2003.
- Исследования национального характера и картины мира // Отечественные записки, 2002. № 3.
- История России с начала XVIII до конца XX века. М., 2001.
- История русской музыки: в 10-ти тт. М.: Музыка, 2004. — Т.10Б. — 1071 с.
- Исупов К. Диалог столиц в историческом движении // Москва Петербург: pro et contra: Диалог культур в истории нац. самосознания: Антология Сост.: К. Г. Исупов. -СПб.: РХГИ, 2000.-712 с.
- Казанцева Л. Автор в музыкальном содержании. М.: РАМ, 1998. — 247 с.
- Канетти Э. Элементы власти // Райгородский Д. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. Самара, Изд. дом «БАХРАХ-М», 1999. — С. 120−168.
- Каратыгин В. А.Н. Скрябин. Пг.: Тип. «Сириус», 1916.
- Каратыгин В. Избранные статьи. М.-Л.: Музыка, 1965. — 352 с.
- Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 560 с.
- Кац Б. Наследие Асафьева и социальные аспекты анализа музыкального текста // Б. В. Асафьев и советская музыкальная культура. М.: Советский композитор, .1986. — С74−77.
- Кац Б. Супермессианизм Скрябина как свидетельство лжемессианизма романтической эстетики // Toronto Slavic Quarterly. Электронный журнал. 2008. — Режим доступа: URL: http://www.utoronto.ca/tsq/12/katz 12.shtml.
- Келдыш Ю. Русский оперный репертуар // История русской музыки: в 10-ти тт. М.: Музыка, 2004. — Т. 1 ОБ. — С. 119−140.
- Келле В. О методологии исследования национальной природы музыки // Музыка народов СССР (50−70-е гг.): Сб. трудов. Вып. 72. М.: РАМ им. Гнесиных, 1985.
- Кириллина JI. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков. Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: НТЦ «Консерватория», 1996. — 192 с.
- Кириченко Е. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII начало XX века. — М.: Галарт, 1997. — 432 с.
- Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М.: Кимос-Ард., 1997. — 160 с.
- Кирнарская Д. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI век, 2004. — 496 с.
- Кисилева Л. Жизнь за царя. Слово музыка — идеология в русском театре 1830-х годов// Россия/Russia. Культурные практики в идеологической перспективе. — Москва-Венеция: ОГИ, 1999. — № 3(11). — 280 с.
- Клонигер С. Теории личности: познание человека. СПб.: Питер, 2003. — 550 с.
- Кнабе Г. Жажда тождества. Культурно-антропологическая идентификация. Вчера. Сегодня. Завтра. М.: РГГУ, 2003. — 60 с.
- Книги. Библиотеки. История: Статьи. Публикации. Сообщения: Сб. Вып. 5. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004.
- Ковнацкая Л. Английская музыка XX века. Истоки и этапы развития. М.: Советский композитор, 1986. — 206 с.
- Коломийцев В. «Сказание» Римского-Корсакова//Русь.-1907. № 44.11 (24) февраля. «
- Коляденко Н. Синестетичность музыкально-художественного сознания: Авто-реф.док. искусс. Новосибирск, 2006.
- Ковтун Н.В. Русский проект исправления мира и художественное творчество XX века // Философский век. Российская утопия: От идеального государства к совершенному обществу. Альманах. Вып. 12. СПб.: С.-Петерб. центр истории идей, 2000. — С.270−278.
- Композиторы могучей кучки о народной музыке / сост. Е. М. Гордеева. М.: Госмуз-издат, 1957. — 244 с.
- Кон Ю. Скрябин и Берг: совпадение или влияние? // Нижегородский скрябинский альманах. Нижний Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 1995.
- Кон X. Идея национализма // Ab Imperio: теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. Казань, 2001. — № 3.
- Кондаков II. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект Пресс, 1997. — 686 с.
- Кондаков И. «Смута»: эпохи «безвременья» в истории России // Общественные науки и современность. 2002. — № 4. — С.55−67.
- Кондаков И., Корж Ю. «Дух музыки» в философии русского символизма // Общественные науки и современность. 1996. — № 4. — С. 152−162.
- Кондаков И., Корж Ю. Фридрих Ницше в русской культуре Серебряного века // Общественные науки и современность. 2000. — № 6. — С. 176−186.
- Конен В. Очерки по истории зарубежной музыки. — М.: Музыка, 1997. 640 с.
- Константинова М. История БМШ: 1862−1917: Автореф.дисс.кавд.искус.-СПб., 2008.
- Корабельникова Л., Рахманова М. Музыка // Очерки русской культуры XIX века. Художественная культура. Т.6. — М.: МГУ, 2002. — С.260−373.
- Коротеева В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et contra. 1997, № 3. — Т.2.
- Костина А. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 352 с.
- Кравченко В. Мистицизм в русской философской мысли XIX начала XX веков, -М.: Издат. центр, 1997. — 278 с.
- Красникова Т. Фагаура и стиль: истоки и эволюция.-М.: РАМ им. Гнесиных, 1995.-224с.
- Кривцун О. Эстетика. Уч. пособие. М.: Аспект-пресс, 2001. — 446 с.
- Кривцун О. Художник в истории русской культуры: эволюция статуса // Человек. -1995. -№ 1−3.
- Кудрявцев А. Две редакции мифа о «национальной музыке»: электронный ресурс. // Израиль XXI. 2007, № 3. — Режим доступа: URL: http://www.21 israel-music.com /National.htm.
- Кузин В. Теория конкурсов // Сибирский музыкальный альманах 2000. — Новосибирск, 2001.
- Кунин И. Н.А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах. М.: Советский композитор, 1974.
- Купец Л. Музыкальная картина мира как образовательный феномен (на материале современных российских учебных изданий) // Вопросы музыкальной науки. 2008, № 1 (1). — С.241−248.
- Купец Л. Официальные образы русского Шопена (историографический экскурс) // Петербургская музыкальная полонистика. Вып.4. — СПб.:ГИИ, 2004.
- Купец JI. Феномен Глинки как педагогическая проблема // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Материалы научных конференций: в 2-х тт. — Т. I. — М.: НИЦ Московская консерватория, 2006. 440 с.
- Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Р. Вагнера. М.: Музыка, 1975.-551 с.
- Кустарев А. Рецензия на книгу «Национализм в мировой истории» // Pro et contra. -Ноябрь-декабрь 2007. С. 136−143.
- Кюи Ц. Избранные статьи Л.: Гос. муз. изд-во, 1952. — 692 с.
- Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М. Массовая коммуникация и общество. М.: Аван-ти плюс, 2004. — 428 с. •
- Ларош Г. Избранные статьи, в 5-ти вып. — Вып.1. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1974.
- Левашев Е., Тетерина Н. В редакции Римского-Корсакова // Музыкальная академия. -1994. № 2.
- Левая Т. В поисках нового синтеза, или Почему Дягилев не поставил «Прометей» // А. Н. Скрябин в пространствах культуры XX века. М.: Композитор, 2009. — 75−79.
- Левая Т. Космос Скрябина // Русская музыка и XX век. М.: ГИИ, 1997.
- Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. — М.: Композитор, 1991. 168 с.
- Левая Т. Скрябин и новая русская живопись: от модерна к абстракционизму // Нижегородский скрябинский альманах. Нижний Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 1995.
- Левая Т. Скрябин и художественные искания XX века СПб.: Композитор, 2007. — 184 с.
- Летопись жизни и творчества А. Н. Скрябина / Сост. М. Пряшникова и О. Томпакова. М.: Музыка, 1985. — 295 с.
- Ливанова Т. Оперная критика в России. — М.: Наука, 1969. Т. 2, ч. 3. — 421 с.
- Липатова А. К проблеме типологии сакральной вещи в традиционной культуре // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика: электронный ресурс. -2004. — Режим доступа: URL: www.mthenia.ru/folklore/ls04lipatoval.htm.
- Липкин А. «Духовное ядро» цивилизационной общности // Синтез цивилизации и культуры. Международный альманах. М.: ИНИОН РАН, Институт-Европы РАН, Центр межцивилизационных исследований, 2004. — Вып.2.
- Лосев А. Мировоззрение Скрябина // Лосев А. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995.-900 с.
- Лосева О. Титульный лист как компонент художественного целого // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Мат-лы науч. конференции. М., 2002.
- Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII -начала XIX века). СПб.: Искусство, 1998. — 414 с.
- Лотман М. Семиосфера. Культура и взрыв. СПб.: Искусство СПб., 2000. — 703 с.
- Лотман Ю. Современность между Востоком и Западом // Знамя. 1997. — № 9.
- Лубченков Ю. Суггестия и харизма. М.: Центр гуманитарных исследований, Центр политических кампаний и избирательных технологий, 1998.-41 с.
- Лукина А. Социо-культурные технологии формирования национальной идентичности (историко-методологический аспект): Автореф. дисс. .канд. культ. Екатеринбург, 2004.
- Лукша О. Профессиональные группы: модели измерения социального статуса: Автореф. дис. канд. соц. наук. — М., 2001.
- Лукша О. Социология профессиональных групп: определение понятий // Профессиональные группы интеллигенции / отв. ред. В. А. Мансуров. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003.- С.61−79.
- Лурье С. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1998 — 447 с.
- Лурье С. Национализм, этничность, культура. Притча о слоне: электронный ресурс. // Этнопсихология. Онлайновый учебный центр. 2008. — Режим доступа: URL: http://ethnopsvhologv.narod.ru/svlourie/articles/nationalizm.htm.
- Луцкер П., Сусидко И. Итальянская опера XVIII века: в 2-х ч. Ч. 2. Эпоха Метаста-зио. — М.: Классика-ХХ1, 2004. — 768 с.
- Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М.: Классика-ХХ1, 2008. — 624 с.
- Магомедова Д. Автобиографический миф в творчестве А. Блока М.: Мартин, 1997. 224 с.
- Магомедова Д., Тамарченко Н. «Сверхтекст» и «сверхдеталь» в русской и западной культуре //Дискурс. Коммуникативные стратегии культуры и образования. М., 1998. -№ 7. — С. 24−28.
- Мазель Л. Проблемы классической гармонии. — М.: Музыка, 1972. 616 с.
- Малахов В. Национализм как политическая идеология. — М.: Университет Книжный Дом., 2005.-320 с.'
- Малинин В. История русского утопического социализма второй половины XIX начала XX веков. — М.: Наука, 1991.-240 с.
- Мамаев С., Тышко С. Глинка в Германии, или Апология романтического сознания. — Киев, 2002.
- Маркова Л. О возможности диалога в науке // Наука глазами гуманитария. М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 688 с.
- Масловская Т. О национальной сущности произведений Свиридова (на примере кан-татно-ораториальных сочинений): дисс.канд. иск. — М., 1984.
- Массовая культура: учебное пособие. М.: Альфа-М- ИНФРА-М, 2004. — 304 с.
- Матюшин М. Опыт художника новой меры // Харджиев Н., Малевич К., Матюшин М. К истории русского авангарда. Stockholm, 1976.
- Медушевский В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник. Вып. 5. М.: Советский композитор, 1984.
- Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. Музыка, 1976. — 254 с.
- Мейерхольд В. Некролог // А. Н. Скрябин в пространствах культуры XX века. М.: Композитор, 2009. — С. 283.
- Мпллер А. О дискурсивной природе национализмов // Pro et contra. -1997. № 4. — Т.2.
- Миллер А. Триада графа Уварова. Публичная лекция: электронный ресурс. // Полит. ру. 2007. — Режим доступа: URL: http://vvww.polil.ru/lectures/ 2007/04/11/ uvarov .ht ml.
- Миллер А. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX века). СПб.:Алетейя, 2000. — 267 с.
- Миронов Б. Социальная история России периода империи(ХУШ- начала XX веков). — СПб. Дмитрий Буланин, 1999. Т.2. — 221 с.
- Миронова Н. Музыкальное образование // История русской музыки. М., 2004. -Т.10Б. — С.631−703.
- МихаГшенко JI. Скрябин и стиль модерн // Музыкальная академия. 2002. — № 2.
- Михайленко JI. Стиль модерн и творчество русских композиторов начала XX века: Дисс. канд. иск. Нижний Новгород, 1997.
- Михайлов М. Национальный стиль // Михайлов М. Этюды о стиле в музыке. Статьи и фрагменты. Л.: Музыка. Ленингр. отд., 1990. — С.255−258.
- Михайлов М. О национальных истоках раннего творчества Скрябина // Русская музыка на рубеже XX века.-М.: Музыка, 1966. С.129−149
- Михайлов М. О некоторых психологических механизмах музыкального мышления // Михайлов М. Этюды о стиле в музыке. Статьи и фрагменты. Л.: Музыка. Ленингр. отд., 1990.-283 с.
- Михайлов М. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. — 261 с.
- Михайлова Л. Философское мировоззрение А.Н. Скрябина: дис. канд. философ, наук. Тверь, 2008.
- Морозова М. Из воспоминаний // Музыкальная академия. — 1994. № 2.
- Москвичи С. Век толпы. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. -480 с.
- Музыка 1907 года в России // Русская музыкальная газета. 1908. — № 1.
- Музыкальный современник, 1916. № 4−5, дек. — янв. — 206 с.
- Музыкальная форма. М., 1974.
- Мыльникова И. Статьи Вяч. Иванова о Скрябине // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1983. Л.: Наука, 1985. — С.88−119.
- Назайкинский Е. Лейтмотив как имя // Слово и музыка. Сб. статей памяти А. В. Михайлова. М., 2002.
- Назайкинский Е. Речевой опыт и музыкальное восприятие // Эстетические очерки. -Вып.2. М.: Музыка, 1967. — С.245−283.
- Назайкинский В. Еще раз о музыковедческих терминах и понятиях // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб. тр. По материалам конф.24−26 сентября 2002. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2002.
- Назаров М. Массовая коммуникация и общество. М.: Аванти плюс, 2004. — 428 с.
- Направник Э. Автобиографические, творческие материалы, документы. Письма. — JI.: Музгиз, 1959.-448 с.
- Науменко Т. «Стиль времени»: о некоторых тенденциях современного музыковедения // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Сб. трудов по материалам Международной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. — С.28−37.
- Национализм в мировой истории / Под ред. В. А. Тишкова, В. А. Шнирельмана / Институт этнологии и антропологии РАН. М., 2007.
- Наши дни. № 39 от 5 февраля 1905 года.
- Нестьев И. Скрябин и его русские «антиподы» // Музыка и современность. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 10. С.79−112.
- Никитина Н. Философия культуры русского позитивизма начала XX века. — М.: Аспект-Пресс, 1994. 127 с.
- Нилова В. Музыка Снбелиуса в контексте культурно-исторических перемен в Финляндии конца XIX начала XX века — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2005.-320 с.
- Новая история стран Европы и Америки. 1-й период. Учебник по специальности «История». М.: Высшая школа, 1997. — 552 с.
- Обатнин Г. Иванов-мистик. Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вяч. Иванова (1907−1919). -М.: НЛО, 2000. 240 с.
- О.В. А. К. Глазунов (биографическая мозаика) // Русская музыкальная газета. № 3334.
- О премиях имени М. П. Беляева // Русь. 1904, № 347 от 27 ноября.
- Овчинников Р. А.Н. Скрябин и теософия Е. П. Блаватской // Сибирский музыкальный альманах. Новосибирск, 2002. — С.25−31.
- Огаркова Музыка как феномен церемониальной и повседневной жизни русского двора: XVIII начало XIX века: дисс.док. иск. — СПб, 2004. — 369 с.
- Озуф М. Революционный праздник 1789−1799. М.: Языки славянской культуры, 2003.-416 с.
- Орджоникидзе Г. Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке // Музыкальный современник. Вып. 1. М .: Советский композитор, 1973.
- Ольшанский Д. Психология масс СПб.: Питер, 2001. — 368 с.
- Орлов Г. Древо музыки. СПб.: Сов. композитор., С.-Петербургское отделение. -Вашингтон, Frager, 1992. — 408 с.
- Орлов Г. Творческая эволюция Римского-Корсакова в 1890-е и 1900 годы и «Сказание о невидимом граде Китеже» // Вопросы музыкознания. Сб. статей.—Т.Ш.-М., 1960.
- Орлов А., Георгиев В., Георгиева Н., Сивохина Т. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. — М.: Изд-во Проспект, 2000. — 528 с.
- Оссовский А. Скрябин. Характеристика творчества и личные воспоминания // А.Н. Скрябин в пространствах культуры XX века. — М.: Композитор, 2009. — С.318−337.
- Оссовский А. Юный Скрябин // Оссовский А. Воспоминания. Исследования. Л.: Музыка, 1968. — С.66−90.
- Павчннский С. Сонатная форма произведений Скрябина. — М.: Музыка, 1979. 236 с.
- Папсрно И. Николай Чернышевский человек эпохи реализма: семиотика поведения. — М.:НЛО, 1996.-207 с.
- Паперный В. Культура Два. М.: НЛО, 1996. — 384 с.
- Ларин А. Хождение в невидимый град. Парадигмы русской классической оперы. -М.:Аграф, 1999. 464 с.
- Пархоменко Т. Культура России и просвещение народа. — М.: Рос. ин-т культурологии, 2001.-257 с.
- Пастернак Б. Люди и положения // Пастернак Б. Стихотворения. — Петрозаводск: Карелия, 1989.-С. 227−279.
- Петрова Е. Социально-философские аспекты русского мессианизма: Автореф. дис. .канд. философ, наук. — Новосибирск, 1999.
- Петровская И. Театр и зритель российских столиц. 1895−1917.-Л.: Искусство, 1990.-272 с.
- Петровская И., Сомина В. Театральный Петербург начала XVIII века октябрь 1917 года. Обозрение-путеводитель. — СПб.: СППО-2, 1994. — 450 с.
- Петровский Е. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» // Русская музыкальная газета. — 1907, №№ 7, 8, 11.
- Плаггенборг Ш. Революция и культура: культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб.: Журнал «Нева», 2000. — 416 с.
- Плотинский Ю. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001. — 293 с.
- Польдясва Е., Старостина Т. Звуковые открытия раннего русского авангарда // Русская музыка и XX век. М.: ГИИ, 1997.
- Попова Н. Шуман о музыкальном искусстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып.2. -М.: Музгиз, 1958. С.454−508.
- Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. -1040 с.
- Почепцов Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
- Православие: pro et contra: Осмысление роли Православия в судьбе России со. стороны деятелей культуры и Церкви / Сост., вступление, ст., коммент. Ф. Федорова- Отв.ред. Д. К. Бурлак. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та, 2001. — 791 с.
- Пресман М. Воспоминания // А. Н. Скрябин. 1915−1940: Сб. к 25-летию со дня смерти. М.-Л.: Музыка, 1940. — 247 с.
- Прокудин Б. Идея славянского единства в политической мысли России XIX века: генезис основные направления и этапы: Автореф. дисс.канд. полит! наук. М., 2007.
- Птицын А. Концепция «славянской цивилизации» Н.Я. Данилевского. Ставрополь: Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003. — 164 с.
- Равичер Л. В.И.Сафонов. М.: Музгиз, 1959. — 366 с.
- Радаев В., Шкаратан О. Социальная стратификация: Уч. пособие. М.: Аспект-пресс, 1996.-317 с.
- Раку М. «Работа над Бетховеном» в советской культуре 20-х годов // Русская музыкальная культура. Современные исследования: сб. тр.: Вып. 164 / РАМ им. Гнесиных. -М.: РАМ им. Гнесиных 2004. С.291−299.
- Рахманинов С. Из воспоминаний, записанных Оскаром фон Риземанном // Музыкальная академия. 1994. — № 2.
- Рахманова М. I Вступление // Музыкальная академия. — 1994. № 2.
- Рахманова М. II Духовная музыка // Музыкальная академия. 1994. — № 2.
- Рахманова М.П. Музыка // Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. М.: Наука, 1991. — С. 59−61.
- Рахманова М. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки: в 10-ти т. М.: Музыка, 2004. -Т.10Б:1890−1917.
- Рахманова М. III Последние годы // Музыкальная академия. 1994. — № 2.
- Рахманова М. Н.А. Римский-Корсаков. М.: РАМ им. Гнесиных, 1995.
- Редепеннинг Д. Музыкальный город Петербург. Размышление о диалоге культур: электронный ресурс // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2003. — № 4.
- Резник Ю., Смирнов Е. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002. — 260 с.
- Рейтблат А. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. — М.: НЛО, 2001. 336 с.
- Рерих Н. Листы дневника: в 3-х тт. T. III (1942−1947). — М: Международный центр Рерихов, 1996.-688 с.
- Риман Г. Музыкальный словарь / Пер. с 5-го нем. изд. Б. Юргенсона, доп. рус. отд. сост. при сотрудничестве П. Веймарна и др.- Пер. и все доп. под ред. Ю. Энгеля. М. Лейпциг, 1904. — 723 с.
- Римский-Корсаков А. Н.А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып. I-V. — М., 1933−1946.
- Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. -М.: Музыка, 1982.-440 с.
- Римская-Корсакова Н. Н.А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин // Советская музыка. -1950. № 5.
- Рихтер К. Вагнер и Скрябин два творца Gesamtkunstwerk’a своей эпохи // Р. Вагнер и Россия: Исследование. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 109−125.
- Рицци Д. Р. Вагнер в русском символизме // Серебряный век в России. М.: Радикс, 1993. — С.117−137.
- Розенберг М. Становление режиссуры в русском оперном театре рубежа XIX XX веков и формирование постановочных приемов народно-массовых сцен: Дисс. канд. иск. — М., 2005.
- Розин В. Природа и особенности гуманитарного познания и науки // Наука глазами гуманитария. М.: Прогресс-традиция, 2005. — С.59−94.
- Россихина В. Оперный театр С. Мамонтова. — М.: Музыка, 1985. — 237 с.
- Ротенберг В. Психофизиологическая аспекты изучения творчества // Хрестоматия по психологии художественного творчества. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Рубцова В. А.Н.Скрябин. М.: Музыка, 1989. — 447 с.
- Русская музыкальная газета I. 1908. — № 5.
- Русская музыкальная газета И. 1908. — №№ 39−40.
- Русская музыкальная газета III. — 1908. № 49.
- Русский курьер.- 1885, № 280.
- Ручьевская Е. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации (на примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина, JI. Пригожина) // Поэзия и музыка. -М., 1973.
- Рябцева О. Театр оперетты в условиях российской провинции культуры конца XIX -начала XX века: культурно-исторический анализ: Дисс. .канд. культурологии.-М., 2006.
- Рыжкова Н. Полонез в России // Петербургская музыкальная полонистика. Вып. 2. -СПб.: РИИ, 2002.
- Сабанеев J1. Воспоминания о Скрябине. М.: Классика-ХХ1, 2003. — 400 с.
- Сабанеев J1. История русской музыки. М.: Работник просвещения, 1924. — 88 с.
- Сабанеев JI. Скрябин и Рахманинов // Музыкальная академия. 1993. — № 2.
- Сабанеев J1. Воспоминания о Танееве. М.: Классика-ХХ1, 2004. — 196 с.
- Савельева И., Полетаев А. История и время. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры: Кошелев, 1997. — 796 с.
- Савенко С. Мир Стравинского. — М.: Композитор, 2001.
- Савенко С. Утопия национального в русской музыке первой половины XX века. // Искусство и цивилизационная идентичность. — М.: Наука, 2007. С.280−288.
- Сапронов П. Феномен героизма. СПб.: СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2005, -512 с.
- Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX начала XX. — М.: Галарт, 2001.-303 с.
- Сарабьянов Д. Русская живопись. Пробуждение памяти. М.: Искусствознание, 1998. -432 с.
- Сарабьянов Д. Модерн. История стиля. М.: Галарт, 2001. — 344 с.
- Северюхин Д. Старый художественный Петербург. Рынок и самоорганизация художников. М.: Издательский дом «М1РЪ», 2008. — 536 с.
- Серебрякова Л. «Китеж»: откровение «Откровения» // Музыкальная академия. -1994. -№ 4. -С.90−105.
- Сиднева Т. Искусство и религия в России на рубеже XIX XX веков (метаморфозы вечного диалога) // Искусство XX века: диалог эпох и поколений. Сб. статей. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1999. — Т.1.
- Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.: ВЛАДОС, 1999. — 800 с.
- Скорина Е. Музыкальные орнаменты в «Шехеразаде» Н.А. Римского-Корсакова // Северное сияние=Aurora Borealis: Альманах молодых ученых. —Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.
- Скорина Е. Оперный театр Н.А. Римского-Корсакова: магистерская' работа (рукопись). СПб., 2002.
- Скорина Е. «Щелкунчик» П.И.Чайковского: у истоков музыкальной рекламы // Культурные коды двух тысячелетий. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2000. — С.37−41
- Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М.: Музыка, 1973.
- Скребкова О. Эстетические взгляды Ф. Листа // Вопросы музыкознания. Вып. 1. М., 1972. — С.28−65.
- Скрыбыкина Ч. Гармония в музыке современных композиторов Якутии (о претворении национального звукоидеала средствами колористики и сонорики): Автореф. дис.канд. иск. Магнитогорск, 2007.
- Скрынникова О. Поздние оперы А.Н. Римского-Корсакова в художественном контексте русского модерна // Келдышевский сборник. Музыкально-исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша. М.: ГИИ, 1999. С.165−175.
- Скрябин А. Письма. М.: Музыка, 2003. — 720 с.
- Скрябин А. Открытое письмо Брянчанинова // Музыка. 1915. — № 215.
- Смирнов С. Петербург — Москва: сумма истории. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.-268 с.
- Смит Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004. — 464 с.
- Снежкова Е. Творчество Такэмицу Тору в контексте национальной музыкальной культуры Японии на примере инструментальных сочинений: Автореф. дис.канд. иск. -Новосибирск, 2007.
- Соколов Н. Из воспоминаний // Музыкальная академия. — 1994. № 2.
- Соловьев А. Политология. Политическая теория. Политические технологии. — М.: Аспект Пресс, 2000. 559 с.
- Соловьев Вл. Русская идея // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по российской общественной мысли XIX—XX вв.еков. М.: Логос Пресс, 2002.-752 с.
- Софьина Н. Национальная история в русской классической опере: Автореф. дисс. канд. иск. Казань, 2006.
- Социология. Энциклопедия. Минск: Эдиториал УРСС, 2003. — 368 с.
- Спивак Д. Язык при измененных состояниях сознания. — М.: Наука. Ленингр. отд., 1989.-86 с.
- Старчеус М. Слух музыканта. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2003. — 640 с.
- Стасов В. М.П. Беляев. М.: Музгиз, 1954. — 59 с.
- Стасов В. III Избранные сочинения: в 3-х тт. — Т. III. М.: Искусство, 1953.
- Стасов В. Наша музыка за последние 25 лет // Стасов В. Статьи о музыке: в 5-ти вып. Вып. 3. — М.: Музыка, 1977. — С.143−197.
- Стасов В. I Полное собрание сочинений: Художественно-исторические статьи. М. 1953, — T. I, отд. 2.
- Степин В. Теоретическое знание. М., 2000.
- Стернин Г. Введение // Очерки русской культуры XIX века. Художественная культура. Т.6. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 496 с.
- Стефанснко Т. Этнопсихология. Учебник. М., 2003.
- Стравинский И. Хроника. Поэтика. М.: РОССПЭН, 2004. — 364 с.
- Твердовская Т. Дебюсси и Скрябин: два взгляда на жанр фортепианной прелюдии // Русско-французские музыкальные связи. Сб. научных статей. СПб.: РИО Санкт-Петербургской гос. консерватории, 2003. — С.162−177.
- Теляковский В. Воспоминания. Театральные мемуары- М.-Л.: Искусство, 1965.-483 с.
- Тетерина Н. Историзм художественного мышления М.П. Мусоргского: Автореф. дис.канд. иск. М., 2007.
- Томпсон Дж. Идеология и современная культура // Назаров М. Массовая коммуникация и общество. М.: Аванти плюс, 2004. — С. 257−264.
- Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. — 464 с.
- Трайнин В. М.П. Беляев и его кружок. М., 1984. — 128 с.
- Трубецкой Е. Старый и новый национальный мессианизм // Православие: pro et contra: Осмысление роли православия в судьбе России со стороны деятелей культуры и Церкви СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 2001.
- Трубина Е. Память коллективная // Социальная философия. Словарь. М.: Академический проект, 2003. — 560 с.
- Тюменев И. Дневник // Советская музыка, — 1959. № 7.
- Уварова Е. Вокзалы, сады, парки // Развлекательная культура России XVIII— XIX веков. Очерки истории и теории. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2001. — С. 316−349.
- Усманова А. Текстуальные стратегии // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. — 1040 с.
- Успенский Б. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры // Русская интеллигенция и западный интеллектуализм. Сост. Б. А. Успенский. М.- Венеция — ОГИ, 1999.
- Уортман Р. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии. В 2 тг. Т.Н. -М.: ОГИ, 2004. — 796 с.
- Ученова В., Шомова С. Полифония текстов в культуре. М.: Омега-JI, 2003. — 392 с.
- Федоров И. Индивидуальный имидж как феномен духовной жизни общества: Автореф. дис.док. соц. наук. -М., 1999.
- Федякин С. Скрябин. М.: Молодая гвардия, 2004. — 557 с.
- Филонович С. Теория лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. 2003. — № 2.
- Финдейзин Н. Музыка 1907 года в России // Русская музыкальная газета. -1908. № 1.
- Фишман Н. Скрябин о себе // Советская музыка. 1966. — № 1.
- Фрадкина Э. Зал дворянского собрания: Заметки о концертной жизни Санкт-Петербурга: Очерки.-СПб.: Композитор, 1994.- 198 с.
- Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «я» // Преступная толпа. М.: Изд-во КСП+, 1998.-С. 119−196.
- Фукс Э. Erotica. Буржуазный век: конвейер удовольствий. Интймный век эпохи. — М.: Диадема-пресс, 2001. 800 с.
- Халид А. Российская история и спор об ориентализме // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет: Антология. М.: Новое издательство, 2005.-С. 311−323.
- Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. -2005. -№ 2−3 (40−41).
- Харлап М. Народно-русская музыкальная система // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. — С. 221−274.
- Хвостова К. История: проблемы познания //Вопросы философии. -1997. -№ 4. -С. 63−65.
- Хренов Н. Переходность как следствие колебательных процессов между культурой чувственного и культурой идеационального типа // Переходные процессы в русской художественной культуре. М.: Наука, 2003. — 496 с.
- Хобсбаум Э. Век империи. 1875−1914. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 512 с.
- Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб.- Алетейя, 1998. — 360 е.
- Холопов Ю. Скрябин и гармония XX века // Ученые записки. Вып.1. — М.: Композитор, 1993. -С.25−38.
- Холопова В. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань, 2000. — 320 с.
- Холопова В. Русская музыкальная ритмика. М.: Сов. композитор, 1983. — 281 с.
- Чайковский П. Избранные письма. М.: Музыка, 2002. — 455 с.
- Чаки М. Идеология оперетты и венский модерн. СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2001.- 348 с.
- Чередниченко Т. I Музыкальный запас: Владимир Мартынов // Неприкосновенный запас. 2000.-№ 4 (12).
- Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. М.: НЛО, 2002. — 592 с.
- Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. Монография. В двух томах. Т. II. -Долгопрудный, «Аллегро-пресс», 1994 — 350 с.
- Чередниченко Т. Русская музыка и геополитика // Новый мир. — 1995. № 6.
- Чередниченко Т. II Традиция без слов. Медленное в русской музыке // Новый мир. -2000. № 7.
- Черепанова И. Вербальная суггестия: теория, методика, социально-лингвистический эксперимент: Автор, дисс. док. фил. наук. М., 1996. 1
- Черкашина М. Историческая опера эпохи романтизма (опыт исследования). — Киев: Муз. Украина, 1986. 149 с.
- Чернова Т. Драматургия в инструментальной музыке. М.: Музыка, 1984. — 144 с.
- Чернышевский И. Русский национализм: несостоявшееся пришествие // Отечественные записки. 2002. — № 3.
- Чешихин В. История русской оперы (с 1674 по 1903 г.). СПб.: Юргенсон, 1905.
- Чижова И. Традиции психоделии в стилистике прогрессивного рока // Сибирский музыкальный альманах. Новосибирск, 2002.
- Чугунов Ю. Скрябинская Москва. Это город контрастов.—М.: Композитор, 1999.-116 с.
- Шарль К. Интеллектуалы во Франции: вторая половина XIX века. М.: Новое издательство, 2005. — 328 с.
- Шаров К. К определению понятия «национализм»: новые подходы // Космополис. -зима 2005/2006. № 4 (14). — 151−165.
- Шаров К. Музыка как инструмент национализма // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1. М., 2005.
- Шахназарова Н. Национальные традиции и композиторское творчество. — М., 1992.
- Шлёцер Б. де А.Скрябин. Личность. Мистерия. Т.1.- Берлин, 1923.
- Шкафер В. 40 лет на сцене русской оперы. Л., 1936.
- Шкуратов В. Историческая психология. Ростов-на-Дону: Город N, 1994. — 288 с.
- Шорске К. Вена на рубеже веков: Политика и культура. СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2001.-512 с.
- Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. 2 а. М.: Музыка, 1978. — 327 с.
- Эйзенштейн С. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. — 369 с.
- Элиаде М. Аспекты мифа. — М.: Академический проект- Парадигма, 2005. — 224 с.
- Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии. М.: Языки славянской культуры: А. Кошелев, 2002. — 366 с.
- Энгель Ю. А.Н.Скрябин // Музыкальный современник. 1916. — № 4−5.
- Энгель Ю. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» // Русские ведомости. 1908. — № 2.
- Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. -М.: ИЦ-Гарант, 1996.-140с.
- Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. М.: Гнозис- Прогресс-комплекс, 1994. — 376 с.
- Этническая психология. Хрестоматия. История и методы. Социализация и идентичность. Общение и конфликты / Под ред. А. И. Егоровой. — СПб.: Речь, 2003. 314 с.
- Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. — 320 с.
- Юнггрен М. Русский Мефистофель. СПб.: Академический проект, 2001. — 288с.
- Яковенко И. Искусство и базовые идентичности // Искусство и цивилизационная идентичность. М.: Наука, 2007. — С.402−421.
- Янковский М. Стасов и Римский-Корсаков // Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма. В 2-х тт. (Музыкальное наследство). — Т.1. М.: АН СССР, 1953. — С.337−404.
- Ястребцев В. Н.А. Римский-Корсаков. Воспоминания. В 2-х томах / Ред. А. В. Оссовский: Т.1. Л.: Музгиз, 1959. — 528 е.- T. II — Л.:Музгиз, 1960. — 636 с.
- Abraham G., Calvocoressi M.D. Masters of Russian Music. NY: Alfred A. Knopf, 1936.
- Antcliffe H. Prometheus in Music // The Musical Quarterly, Vol. 12, No. 1 (Jan., 1926), pp. 110−120.
- Bartlett R. Wagner and Russia. Cambrige: Cambrige univ. press, 1995.
- Botstein L. Art and the State: The Case of Music // The Musical Quarterly. May, 2007
- Chapman E. Presenting Scriabin Anew // Musical events. 1972. — Feb.
- Dahlhaus C. Between Romanticism and Modernism. Four Studies in the Music of the Later Nineteenth Century. Berkeley- Los Angeles- London, 1980 — 129 p.
- DeNora T. Musical Patronage and Social Change in Beethoven’s Vienna // The American Journal of Sociology. 1991, № 2. — Vol.97.
- Desgraupes H. Les poetes symbolistes et la musique: de Verlaine a Blok // Interporel. Bulletin de la Societe Nationale de Musique. 1996, № 19.
- Emerson C., Oldani R. Modest Musirgsky and Boris Godunov. Myths, Realities, Reconsideration. Cambridge, 1994.
- Frolova-Walker M. Nikilay Andreyevich Rimsky-Korsakov // The New Grove Dictionary of Music and Musicians, Second Edition, 29 vols. ed. Stankey Sadie. London: MacMillian, 2001.
- Frolova-Walker M. Russian music and nationalism from Glinka to Stalin. Yale University Press, 2007.
- Fulcher J. The Composer as Intellectual: Music and Ideology in France 1914−1940. New York and Oxford, 2005.
- Garcia E. Rachmaninov and Scriabin. Creativity and Suffering in Talent and Genius // Psy-choanalitic Review, 91 (3), June 2004.
- Grant J. The Coolest Composer? //Opera. January 2008.
- Green L. Why «Ideology» is still relevant for critical thinking in music education // Action, Criticism, and Theory for Music Education. Vol. 2, #2 (December 2003).
- Grimley D. Tonality, clarity, strength: gesture, form and Nordic identity in Carl Nielsen’s piano music // Music and Letters. Oxford, 2005. Vol. 86, № 2.
- Hart St. Review on «Music and Society since 1815» by Henry Raynor. New York: Schocken Books, 1976 //The American Journal of Sociology. Vol. 84, № 4. Jan., 1979.
- Hutnyk J., Sharma S. Music & Politics: An Introduction // Theory, Culture and Society. -2000, 17(3).-P 55−63.
- Klapp O. Symbolic leaders. Public dramas and public men. Chi., 1964.
- Lampert V. Nationalism, Exotism, or Concessions to the Audience? Motivations behind Bartok’s Folksong Settings // Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. -2006.-47/3−4, pp. 337−344.
- Lobanova M. Mystiker, Magier, Theosoph, Theurg: Alexander Skrjabin und seine Zeit. -Hamburg, 2004.
- Macdonald H. A.N. Skryabin // The New Grove dictionary of music and musicians. -N.Y., 1980. — V.17.
- Macdonald H. Words and Music by A. Skryabin // Musical Times.— 1972. Jan.
- Maes F. A History of Russian music. From Kamarinskaya to Babi Yar. Berkeley, 2002.
- Martin P. Sounds and society: Themes in the sociology of music. Manchester, 1996.
- Morrison S. Russian Opera and the Symbolist Movement. Berkeley, University of California press, 2002.
- Musical Constructions of Nationalism: Essays on the History and Ideology of European Musical Culture 1800−1945 // Ed. by M. Murphy, H. White Cork University Press, 2001.
- Matich O. Androgyny and the Russian Religious Renaissance // Western Philosophical System in Russian Literature. A collection of Critical Studies. Series in’Slavic Humanities. № 3. University of Southern California Press, 1979.
- Newmarch R. The Development of National Opera in Russia. Rimsky Korsakov // Proceedings of the Musical Association, 31st Sess. (1904 1905). — Oxford University Press on behalf of the Royal Musical Association. — P. 111−129.
- Palmer C. A note on Skryabin and Pasternak // Musical Times. 1972. — Jan.
- Perle G. Scriabin’s self-analyses // Music Analysis. № 3 (2). — P. 101−122.
- Powell J. A.N. Skryabin // The New Grove dictionary of music and musicians, 2nd ed. (Vol. 23).-London, 2001.-P. 483−495.
- Raynor H. Music and Society since 1815. New York: Schocken Books, 1976. — 213 p.
- Ridenour, Robert C. Nationalism, Modernism, and Personal Rivalry in Nineteenth-Century Russian Music. Ann Arbor: UMI Research Press, 1981.
- Rosenthal B. New Myth, New World: From Nietzsche To Stalinism. Penn State Press, 2004.
- Ross J. D’lndy’s «Fervaal»: reconstruction French identity at the «Fin de siecle» // Music and Letters. Oxford, 2003. Vol. 84, № 2.
- Sargeant L. A new class of people: the conservatoire and musical professionalization in Russia, 1861−1917 // Music and letters. Vol. 85, № 1. Oxford, 2004.
- Shepherd J. Music as social text. Cambridge, 1991.
- Schwarz B. Glazunov, Aleksandr Konstantinovich // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Oxford, 2005.
- Smith K. Erotic Discourse in Scriabin’s Fourth. Sonata // British Postgraduate Musicology. June 2005. Vol. 7.
- Taruskin R. Nationalism // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Oxford, 2005.-P.567.
- Taruskin R. Defining Russia Musically. Princeton, 1997.
- Taruskin R. On Russian music. California Press, 2008.
- Turino T. Nationalism and Latin American Music: Selected Case Studies and Theoretical Considerations // Latin American Music Review. 2003,24 (2). — P. 169−209.
- Wilson A. The Puccini problem: opera, nationalism and modernity. Cambridge University Press, 2007.
- Wood R. Scriabin and his critics // The Monthly musical record. — 1956. — Nov.-Dec.