Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом: На примере клавирных произведений XVII-XVIII вв
Диссертация
Различные фактурные позиции — как явные, так и скрытые, -приобретают в музыкальном тексте и диалогические структуры. Специфика музыкального диалога проявляется в условной, обобщенно-зашифрованной природе музыкального искусства, поэтому в анализе учитывались и различались внемузыкалъные и собственно музыкальные компоненты. Ассимилируя структурно и семантически вербальные, речевые, театральные… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. К проблеме семантической расшифровки тематизма старинных клавирных пьес западноевропейских композиторов XVII—XVIII вв.
- 1. Семантика и структура двухголосной фактуры старинных клавирных произведений западноевропейских композиторов XVII -XVIII вв
- 2. Семантика и структура трех- и четырехголосной фактуры старинных клавирных произведений западноевропейских композиторов XVII — XVIII вв
- Глава II. Интонационная лексика и артикуляция тематизма клавирных пьес в форме старинных танцев
- 1. Интонационная лексика и артикуляция пластических и риторических фигур в тематизме клавирных сочинений барокко
- 2. Образы музыкальных инструментов в тематизме клавирных сочинений барокко
- Глава III. Диалог как смысловая структура музыкального текста и его проявление в классической музыкальной теме
- I. Интонационная лексика и сюжетные виды музыкального диалога в классической музыкальной теме
- 2. Структура и функции музыкального орнамента в контексте сюжетных диалогов (на примере фортепианных сонат И. Гайдна)
Список литературы
- Абызова Е. Некоторые вопросы тематизма и формы скрипичных концертов И. С. Баха // Вопросы истории музыки. М.: Музыка, 1973. -Вып. 3.-С. 237−271.
- Авазашвили М. Д. Некоторые вопросы музыкального воспитания // Вопросы музыкальной педагогики / Сост. А. Д. Алексеев. М., 1984. -Вып. 102. -С.16−22.
- Авратинер В. И. Педагогика требует эксперимента: О проблеме подготовки в ВУЗе преподавателей исполнительских дисциплин // Сов. Музыка. 1968. — № 2. — С.75 — 78.
- Акинина Т.Н. Фортепианное обучение студентов разных специальностей в музыкальном ВУЗе // О подготовке педагогов курса фортепиано: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984. — Вып. 89. — С. 26−41.
- Акопян Л. О Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: Практика, 1995. — 256 с.
- Актуальные методологические и методические проблемы преподавания курса фортепиано для учащихся разных специальностей в системе Шко-' ла училище — ВУЗ: Сб. тр. / Ред. О. М. Мятиева. — М., 1997. — Вып. 2. -89 с.
- Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: История. Теория. Практика: Сб. тр. / Ред. Т. М. Цыпина. — Тамбов., 1999. -Вып. 1.-81 с.
- Александрова Е. И. Фактура как проявление отношений рельефа и фона (на материале фортепианной музыки австро-немецкого романтизма): Дис.. канд. искусствоведения. Л., 1988. — На правах рукописи.
- Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: Учебник: В 3 ч. М., 1988.-4.1.-290 с.
- Арановский М. Г. К интонационной теории мотива // Сов. Музыка. -1988.-№ 6.- С. 72−78.
- Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1999. — 342 с.
- Арановский М. Г. Симфонические искания: Исследовательские очерки. -Л, 1979.-С. 99−122.15 .Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. -М., 1991.- 311 с.
- Арановский М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке II Музыкальный современник: Сб. ст. / Сост. С. С. Зив. -М.: Сов. композитор, 1987. Вып. 6. — С. 5 — 44.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., i971. — 376 с.
- Асфандьярова А. И. Семантика и артикуляция образов пасторали в медленных частях фортепианных сонат Й. Гайдна: Очерк. Уфа: Лаб. муз. семантики УГИИ, 2001. — 24 с.
- Асфандьярова А. И. Интонационная лексика как проблема артикуляции фортепианных сонат Гайдна II Исторические проблемы музыкознания: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных- сост. Л. И. Шаймухаметова. М., 1999. -Вып. 156.-С. 136- 150.
- Баренбойм JI. А. Еще раз о подготовке педагогов, о курсах методики и о многом другом // Сов. Музыка. 1975. — № 9. — С. 80 — 87.
- Баренбойм JI. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. JL, 1974.- 187 с.
- Баренбойм JI. А. Путь к музицированию. — JI. — М., 1973. 184 с.
- Барсова И. А. Опыт этимологического анализа // Сов. Музыка. 1985. -№ 9.-С. 59−66.
- Бейшлаг А. Орнаментика в музыке / Пер. с нем. 3. Визеля- общ. ред., коммент. и послесл. Н. А. Копчевского. М., 1978. — 318 с.
- Бенюмов М. И. Музыкальные произведения и исполнение музыки // Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации: Межвуз. сб. Красноярск, 1989. — С. 7 — 25.
- Моск. гос. консерватория- отв. ред.-составитель В. Н. Холопова. — Москва Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. — 146 е.: нот.
- Берлянчик М. М. Основы воспитания начинающего скрипача. СПб.: Лань. — 2000. — 256 с.
- Бесноватый Я.Г. Некоторые вопросы оптимизации учебного процесса// Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. / ГМПИ им. Гнесиных- Сост. и общ. ред. Ф. Г. Арзаманова. М., 1977. — С. 100 — 103.
- Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха. М.: Музыка, 1989. — 388 е.: нот. Пер. с нем А. Е. Майкапара.
- Бонфельд М. Ш. Музыка как мышление и речь: Автореф.. дис. д-ра искусствоведения. М., 1993. — 46 с.
- Браудо И. А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Л.: Музыка, 1979. — 72 с.
- Булатова Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII первой половины XIX в.: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 199 190 с.
- Внемузыкальные компоненты композиторского текста: Межвуз. сб. ст. / Уфим. гос. ин-т искусств- Отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова. Уфа, 2002.- 120 е.: нот., ил.
- Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном вузе: Сб.тр. / РАМ им. Гнесиных- Сост. Ю.Н. Pare, Л. Н. Шаймухаметова. М., 1993. -Вып. 125.- 155 с.
- Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных- Сост. Ю.Н. Pare. М., 1961. — Вып. 2. — 207 с.
- Гарипова Н. Ф. Интонационная лексика как проблема интонирования в национальном стиле (на примере фортепианных произведений башкирских композиторов). Уфа: Лаб. муз. семантики УГИИ, 2001. — 40 е.: нот.
- Голубовская Н. И. Предисловие // Избранные пьесы старинных английских композиторов: Для фп. М., 1954. — С. 3 — 6.
- Григорьев В. Г. Некоторые черты педагогической системы Д.Ф. Ойстра-ха // Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. ст. / Сост. Т. А. Гайдамович. -М.: Музыка, 1991. С. 3 — 5.
- Девуцкий В. Э. Особенности фразировки в музыке: Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений» / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1987, — 40 с.
- Диденко Н. А. Формирование инструментальной фактуры и техника ди-минуций в органной музыкеХУ1 XVII // Проблемы теории западноевропейской музыки (XVI -XVII вв.).: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. -М., 1983. — Вып.65. — С. 132- 149.
- Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. 5-е изд. — М.- Л., 1966.-С. 108.
- Друскин М. С. Фортепианные концерты В. Моцарта. М.: Музыка, 1959.-69с.
- Друскин М.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI XVIII веков. — JL: Музыка, 1960. -285 с.
- Иоганн Себастьян Бах. Полифоническая тетрадь для фортепиано / Сост.- ред.- вступ. статья и коммент. И. А. Браудо. JL: Музыка, 1972. -110с.
- Исенко А. И. Обучение на моделях. Курс фортепиано для начинающих: Уч. пособие. Изд. 2, доп. М.: Концерн Индустрия, 1993. — 46 с.
- Истомин И. А. К проблеме межпредметных связей в музыкально- теоретических курсах // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. / ГМПИ им. Гнесиных- Сост. и общ. ред. Ф. Г. Арзаманова. М., 1977.-С. 100- 103.
- Казанцева Л.П. Автор в музыкальном содержании: Монография / РАМ им. Гнесиных. М., 1998. — 248 е.: нот.
- Казанцева JI. П. О содержательных особенностях музыкальных произведений с тематическими заимствованиями: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Л., 1984. — 24 с.
- Казунина И.В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ класса фортепиано / Моск. гос. ун-т культуры. М., 1998. — 37 с.
- Кандинский Рыбников А. Л. Об интерпретации музыки Баха советскими пианистами и органистами // Русская книга о Бахе: Сб. ст. / Сост. Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов. -М., 1986. — С. 312 — 340.
- Кандинский Рыбников А. Л. Эпоха романтического пианизма и современное исполнительское искусство // Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. ст. / Сост. Т. А. Гайдамович. -М.: Музыка, 1991.-С. 189−213.
- Катунян М.Б. Проблемы теории западноевропейской музыки: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных- Сост. Ю. К. Евдокимова. М., 1983. — Вып. 65. -С. 96−113.
- Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. — М.: Моск. гос. консерватория, 1996. — 192 е.: ил.
- Кириллова М.И., Лебедев В. М. Фортепиано: Программа для институтов культуры и искусств. М.: Моск. ин-т культуры, 1986. — 48 с.
- Кирнарская Д. К. Музыкальное восприятие: Монография. М.: Кимос-Ард, 1997.-160 е.: ил.
- Кочарян Д. Б. Техника переложения на фортепиано оркестровых партитур: Методические указания для студентов I V курсов культурно-просветительского факультета. — М., 1990. — С. 71 — 93.
- Красникова Т. Н. Музыкальная фактура и стиль: истоки и эволюция: Учеб. пособие / РАМ им. Гнесиных. М., 1995. — С. 48 — 62.
- Кременштейн Б. JI. К вопросу о противоречиях как источнике развития в процессе обучения музыканта исполнителя // Вопросы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. / Сост. В. И. Руденко. -М., 1986. С. 17 -21.
- Кройц А. Орнаментика в клавирных произведениях И.С. Баха: Приложение / Пер. с нем. Н. А. Копчевского // Бейшлаг А. Орнаментика в музыке.-М.: Музыка, 1978.-С. 311−318.
- Кузнецов И.А. «Сцены собеседования» как специфическая разновидность английского группового портрета // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М.: Наука, 1980. — С. 79 — 88.
- Кузнецова Н. М. Нетрадиционные формы работы над полифоническими произведениями И. С. Баха в классе общего фортепиано: Методическая разработка: В помощь слушателям ФПК. Уфа: Лаб. муз. семантики УГИИ, 2001.- С. 12.
- Н. А. Вольпер. Екатеринбург, 2000. — 109 с.
- Курс фортепиано в подготовке специалистов-музыкантов /Отв. ред. Л. П. Зенина. Новосибирск, 1990. — 193 с. 81 .Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М.: Музыка, 1931. — 304с.
- Ланге В. К. О роли семантического анализа в интерпретации музыкальных произведений // Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном ВУЗе: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных- Сост. О. М. Мятиева М., 1993. — Вып. 125. — С. 97−110.
- Либерман Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: НПФ «Икар -МП», 1996. — 136 е.: нот.
- Ливанова Т. Н. Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи. М.- Л.: Музгиз, 1948. — Ч. I: Симфонизм. — 232 с.
- Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII XVIII вв. в ряду искусств. — М.: Музыка, 1977. — 528 е.: ил.
- Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учеб.: в 2 ч. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1986. — 622 с.
- Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр в эпоху барокко как проблема современной истории культуры. М.: Сов. композитор, 1990. -224 с.
- Майкапар А. М. Исполнение клавирных произведений Баха на клавесине (проблемы регистровки) //Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. -М., 1986. Вып 24. — С. 94 — 124.
- Майкапар А. М. Йсполнительские ремарки Баха в его «Итальянском концерте» //Интерпретация клавирных сочинений И. С. Баха: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1990.-Вып. 109.-С. 115−131.
- М. Л. Насонова М.: Преет, 1999. С. 58 — 69.
- Малинковская А. В. Интонационный анализ произведений в работе с учащимися-пианистами // Проблемы развития системы музыкального образования / Сост. А. Д. Алексеев. М., 1986. — С. 105 — 129.
- Малов О. Ю. Методические рекомендации к освоению нотного текста в фортепианной музыке XX века. Л.: Изд-во ЛГК, 1984. — 37 с.
- Мальцев С.М. Семантика музыкального знака: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Вильнюс, 1981. — 24 с.
- Маргулис В. Об исполнительских указаниях в клавирной музыке И. С. Баха // Сов. Музыка. 1974. — № 8. — С. 68 — 72.
- МахлинаС.Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря: В 2 ч. СПб: СПб. гос. ун-т культуры искусства, 2000. -552 с.
- Медушевский В. В. Человек в зеркале интонационной формы // Сов. Музыка. 1980. — № 9. — С. 39 — 50.
- Медушевский В. В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник. М., 1984. — Вып. 5.-С. 5−17.
- Медушевский В.В. К анализу художественного мира и выразительных средствах в инструментальной музыке Баха // Полифоническая музыка: вопросы анализа: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984. -Вып. 75.-С. 83- 107.
- Медушевский В.В. К проблеме семантического синтаксиса // Сов. Музыка. 1973. — № 8. — С. 20 — 29.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Медушевский В.В. Художественная картина мира в музыке: (К анализу понятия) // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения, 1984 / АН СССР. Л.: Наука, 1986. — С. 82 — 99.
- Меркулов А. М. Редакции клавирных сочинений Гайдна и Моцарта и проблемы стиля интерпретаций // Музыкальное исполнительство и педагогика / Сост. Т. А. Гайдамович. М.: Музыка, 1991. — С. 155 — 188: нот.
- Милка А.П. Функциональность музыкальной структуры и динамика структурного развития в сюитах Баха: Сб. теоретич. ст. — М., 1975.1. С. 79−82.
- Милыптейн Я.И. Исполнительские и педагогические принципы К. Н. Игумнова // Мастера советской пианистической школы. — М., 1954, — С. 41−115.
- Музыкальная риторика и фортепианное искусство: Сб. тр. /ГМПИ им. Гнесиных. М.: Музыка, 1989. — С. 3 — 5.
- Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации: межвуз. сб. / Сост. Ю. И. Pare. Красноярск: Изд-во Краснояр. унта, 1989.- 169 с.
- Музыкальное содержание: наука и педагогика: Российская науч.-практ. конференция (2000, 4−5 декабря, Москва) / Моск. гос. консерватория- Отв. ред.-составитель В. Н. Холопова. Москва — Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. — 146 е.: нот.
- Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.- 303 с.
- Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки: Сб. ст. / Сост. Л. Н. Раабен. М.: Музыка, 1980.-С.91 — 111.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка., 1972.-383 с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961.-318с.
- Никитин А.А. О сближении «композиторского» и «исполнительского» начал в фортепианной педагогике // Проблемы и перспективы: Школа-училище-ВУЗ: Межвуз. науч.-практ. конф. (1- 1996- ноябрь- Владивосток). Владивосток, 1997. — С. 9 — 13.
- Николаев А.А. Исполнительские и педагогические принципы А. Б. Гольденвейзера // Мастера советской пианистической школы / Сост. Д. Д. Благой. М.: Музыка, 1954. — С. 8 — 36.
- Носина В. Н. Александр Львович Иохелес педагог и музыкант // Традиции отечественной фортепианной педагогики: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. — М., 1995. — Вып. 132. — С. 39 — 59.
- Ныркова В. Д. Задачи секции курса фортепиано в системе школа -училище ВУЗ // Актуальные проблемы преподавания курса общего фортепиано в системе Школа — училище — ВУЗ: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных- Сост. О. М. Мятиева. — М., 1996. — Вып. 2. — С. 5 — 11.
- Ныркова В.Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей: история и методические принципы // Вопросы истории и теории музыки: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных- Сост. Н. П. Толстых. М., 1988. -С. 12−27.
- Окраинец И .А. Доменико Скарлатти: Через инструментализм к стилю. -М.: Музыка, 1994. 208 е.: нот.
- Понизовкин Ю. В. Проблемы интерпретации и редактирования клавирных произведений И. С. Баха: Уч. пособие / РАМ им. Гнесиных. -М., 1996.-64 с.
- Проблемы методики преподавания фортепиано: Региональная науч.-практ. конф. (3- 2002- апрель- Уфа) / РИЦ УГИИ- Сост. Н. Ф. Гарипова. -Уфа, 2002.-64 е.: нот.
- Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко // Науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского: Сб.тр. -М.: Моск. гос. консерватория, 2001. -Вып. 32 206с.: нот.
- Раабен JI. Н. Музыка барокко // Вопросы музыкального стиля: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных- Сост. В. В. Смирнов. М., 1978. — С. 3 — 17.
- Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль: Избранные статьи / Ред. А. Га-пич. М.: Сов. композитор, 1979. — Вып. 1. — 320 с.
- Pare Ю. Н. «Модель специалиста» как задача развития системы музыкального образования // Проблемы высшего музыкального образования: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных- Сост. Ю. Н. Pare. М., 1975. -Вып. 19.-С. 7−17.
- Pare Ю.Н. Проблемы метода изучения музыкального произведения // Методология теоретического музыкознания: Анализ, критика: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных- Сост. Ю. Н. Pare. -М., 1987. Вып.90. — С.5 — 21.
- Pare Ю.Н. Проблемы развития системы методик в музыкальном вузе // Методика преподавания историко-теоретических дисциплин: Сб.тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1977. — Вып. 24. — С. 7 — 20.
- Розанов А.С. Музыкально-риторические фигуры в клавирных трактатах Франции и Германии первой половины XVIII века // Музыкальная риторика и фортепианное искусство: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. -М., 1989.-Вып. 3,-С. 26−48.
- Ройзман JI. И. Фортепианное творчество Й. Гайдна: Вступит, ст. // Й. Гайдн. Избранные сонаты: Для фп. / Ред. JI. И. Ройзмана. М.: Музыка, 1966. — Вып. 1. — С. 3 — 6.
- Ройзман JI. И. О фортепианных транскрипциях органных сочинений старых мастеров // Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи. -М.: Музыка, 1973. -Вып. 3. С. 155 — 177.
- Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы. JL: Музыка, 1977. -160 с.
- Савшинский С. И. О работе с музыкально одаренными детьми // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Сов. композитор, 1979. — Вып.1.
- Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.- JL: Музыка, 1964. 185 с.
- Семантика старинного уртекста: Сб. ст. / Уфим. гос. ин-т искусств- Отв. ред.-состав. JI. Н. Шаймухаметова. Уфа: Лаборатория муз. семантики, 2002. — 114 е.: нот.
- Семенов Ю.Н. К вопросу о формировании инструментовки как отрасли музыкальной практики и теории в эпоху барокко // Музыка барокко и классицизм: Вопросы анализа: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1986.-Вып. 84.-С. 56−91.
- Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М.: Музыка, 1973. С. 214 — 256.
- Скребкова Филатова М. С. Фактура в Музыке. — М.: Музыка, 1985. -285 с.
- Е. Р. Сизова и др. Магнитогорск- Челябинск, 2001. — 182 с.
- Словарь-справочник лингвистических терминов / Ред.: Д. Розенталь, М. Теленкова. М., 1976. — 97 с.
- Соколов О. Н. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века. Горький, 1977. — С. 12−59.
- Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / Ред. Ю. Н. Холопов. М.: Музыка, 1971. — С. 289 — 302.
- Спиридонова В.М. О педагогической направленности курса истории фортепианного искусства // Из педагогического опыта Казанской консерватории: прошлое и настоящее: Сб. науч. тр. — Казань, 1996. С. 143 -156.
- Стогний И.С. О конструктивной функции смысловых оппозиций в музыкальном произведении//Вопросы поэтики и семантики музыкального произведения: Сб. тр. /РАМ им. Гнесйных. М., 1998. — Вып. 144. -С. 26−38.
- Субботовская JI.M. О музыкальном воспитании в театральном ВУЗе // Об особенностях методики курса общего фортепиано: Сб. науч.тр. -ЛГИТМИК. Л., 1987. — С. 59 — 67.
- Тараева Г. Р. Интерпретация как учебная дисциплина в вузе // Сов. музыка, 1982. № 7. — С. 63 — 68. о
- Терегулов Е.Д. Как читать фортепианную музыку И. Гайдна. М., 1996.- 17 с.
- Тюлин Ю. Н. Строение музыкальной речи. М.: Музыка, 1969. -175 с.
- Уолтер Эмери. Орнаментика Баха / Пер. с англ. и вступ. ст. А. Май-капара. М.: Музыка, 1996. — 159 е.: нот.
- Фактура в системе музыкально-выразительных средств: Межвуз. сб. ст. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. — 192 с.
- ФейнбергС.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969. — 340 с.
- Фельдгун Г. П., Шевчук JI. Вопросы музыкального образования: курс на профилирование // Сов. Музыка. 1973. — № 7. — С.53 — 54.
- Фортепианное искусство: Аннотированный библиографический указатель, 1945 1975 / Сост.: М. М. Берлянчик, Е. О. Пашкова,
- Г. И. Сушон- Общ. ред. М. М. Берлянчика. Новосибирск, 1977.
- Фортепианное обучение студентов разных специальностей в музыкальном вузе: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных- Отв. ред.Н. П. Толстых. -М., 1987.-Вып. 89.-160 с.
- Фортепианные сонаты Д. Скарлатти в классе фортепиано (методические рекомендации) / М-во культуры БССР- Сост. А. И. Химченко. -Минск. 1989.-56 с.
- Хананаева В.Е. Формирование профессионально-педагогической направленности исполнителя в музыкальном вузе: Автореф.дис.. канд. искусствоведения. Л., 1985. — 22 с.
- Ходжава Р.З. К проблеме интонационного генезиса в работе над музыкальным произведением // Современные тенденции в организации высшего образования: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных- Отв. ред. Е. П. Макуренкова. М., 1977. — Вып. 93. — С. 86 — 108.
- Холопова В. Н. Зрительный ряд в музыке // Пространство и время в музыке: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1991. — Вып. 121. — С. 13 — 25.
- Холопова В. Н. Икон. Индекс. Символ // Муз. академия. 1997. -№ 4.-С. 159−161.
- Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Уч.пособие. СПб.: «Лань», 2000. — 320 с.
- Холопова В.Н. Фактура. М.: Музыка, 1979. — 86 с.
- Художественный мир музыкального произведения. Межвузовский сборник статей / Уфим. гос. ин-т искусств: Лаборатория муз. семантики- Отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова. Уфа, 2001. — 126 е.: нот.
- Целевая программа совершенствования преемственности в музыкальном образовании /Сост.: М. М. Берлянчик, А. Г. Михайленко. -Новосибирск, 1982.
- Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма: Учебник. М.: Музыка, 1987. — 239 с.
- Ч. 1: Симфония. 232 с. Ч. 2: Интонация. — 378 с.
- Черная Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. М.: Музыка, 1963.-428 с.
- Чертовской А.Н. Инновационные подходы к методике обучения на фортепиано // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыковеда: Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т. — М., 1998.-С. 29−35.
- Чигарева Е. И. Об индивидуализации выразительных средств у Моцарта //Сов. Музыка. 1977. — № 4. — С. 88 — 94.
- Шаймухаметова Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. М.: Моск. гос. ин-т искусствознания, 1999. — 308 с.
- Шаймухаметова Л. Н., Юсуфбаева Г. Р. Инструктивные сочинения И.С.Баха для клавира в практике обучения творческому музицированию. Уфа, 1998. — 114 е.: нот., ил.
- Шаймухаметова JI. Н. Основы музыкального интонирования: Программа для фортепианных отделений консерваторий. Уфа. — 1998. -72 с.
- Шаймухаметова JI. Н. Семантический анализ музыкальной темы /РАМ им. Гнесиных. -М., 1998. 265 с.
- Шаймухаметова Л. Н. Селиванец Н. Г. Семантические процессы в тематизме сонат Д. Скарлатти. Уфа, 1998. — 60 е.: нот.
- Шаймухаметова Л. Н., Гвоздева С. В. Переинтонирование как способ решения элементарных художественных задач // Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном вузе: Сб.тр. / РАМ им. Гнесиных. -М., 1993.-Вып. 125. -С.26−47.
- Шаймухаметова Л. Н., Кириченко П. В. Интонационные этюды в классе фортепиано: Уч. пособие Уфа: Лаб. муз. семантики УГИИ, 2002. — 125 е.: нот.
- Шауб В. Вопросы музыкальной теории и педагогики // В классе Сав-шинского: основные педагогические принципы / Сост. А. А. Евдокимова. Горький, 1975. — С. 200 — 214.
- Щербакова А.И. Фортепиано XX века. Новые горизонты педагогической мысли // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога музыковеда: Сб. науч. тр. / Сост. В. М. Цендровский. -М, 1998.-С. 71−80.
- Юрова Т.В. Инструктивные сочинения Баха для клавира и их редакция // Музыкальная классика в современном исполнительском репертуаре: Сб. тр. / Сост. А. В. Малинковская. -М., 1981. -Вып 53. С. 139 -151.
- Яворский Б. JI. Сюиты Баха для клавира. М.- JL: Музыка, 1947. -55 с.
- Якимович А. Об истоках и природе искусства Ватто // Западноевропейская художественная культура XVIII века / Ред. В. Прокофьев. М., 1980.-С. 41 -79.
- Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация и восприятие слушателя // Вопросы подготовки музыканта-педагога: Межвуз. сб. ст. /Магнитог. гос. консерватория, Моск. гос. консерватория- Сост.: А. Н. Якупов,
- М. М. Берлянчик. Магнитогорск: Изд-во МаГК, 1997. — Вып. 2. — С. 87 -107.
- Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация: Автореф. дис.. д-ра искусствоведения. — М., 1995. 46 с.
- Ямпольский А.И. Концерты Моцарта для скрипки с оркестром. М.: Музыка, 1961. — 39 с.
- Besseler Н. Bach und das Mittelalter // Besseler H. Aufsatze zur Musikasthetik und Musikgeschichte. Leipzig, 1978.
- Bukofzer M. Allegory in Baroque Music // Journel of the Werburg Institute. Dresden. — 1939/40. — Vol. 3.1.
- Bukofzer M. Music in the Baroque era. From Montewerdi to Bach. N I, 1947.
- Crocker R.-L. A history of musical style. New York a.o., 1966.
- Dammann R. Der Musikbegriff im deutschen Barock. -Koln, 1967.
- Danielon Alain. Semantigue musicale. Essai de psychophysiologic auditive. Pret. de Fritz Winkel. Paris- Hermann, 1967.
- Durr A. Die Kantaten von J. S. Bach. Bd 1 2. Kassel u.a., 1971.
- Fransois Couperin. Pieces de Clavecin / Verfasser Gat Jozsef. -BUDAPEST: EDITIO MUSICA by Printed in Hungary, 1969.
- Gurlitt W. J. S. Bach. Der Meister und sein Werk. Kassel Basel, 1959.1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ1. Пример № 11. Телеман Г. Пьеафт