Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционное закрепление принципов правового государства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования. Анализ развития концепции правового государства и ее основных характеристик показал, что взаимное обогащение теории и практике привело к формированию целостной системы взглядов на феномен правового государства. Поскольку любая система, с одной стороны, означает целостность и единство, а с другой — структурную дифференциацию составляющих, изучение последних возможно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концепция правового государства
    • 1. 1. История, философская основа концепции правового государства. Понятие правового государства, его основные характеристики
    • 1. 2. Российские юристы и философы о правовом государстве
  • Глава 2. Принципы правового государства и их конституционное закрепление в ряде стран Западной Европы и США
  • Глава 3. Принципы правового государства в Конституции Российской
  • Федерации

Конституционное закрепление принципов правового государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные тенденции движения государств к объединению в целостное мировое сообщество усилили интерес к проблеме правового государства. Только единые ценности, признанные достижения цивилизации могут стать основой интеграционных процессов. К их числу относятся права и свободы человека, приоритетная и абсолютная значимость которых — надежный фундамент для выработки общей мировой политики, ориентированной на всестороннее развитие личности.

Идея правового государства неотделима от прав и свобод человека. Оногарант их реальности, основной инструмент осуществления и защиты. Права человека есть гуманистическое измерение государства, главная цель его существ ов ан ия.

Охрана прав и свобод человека в современной России — одна из наиболее актуальных и одновременно чрезвычайно сложных в научном и практическом плане тем. Закрепление в Основном Законе страны главного постулата правового государства — человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), а также признание многих международно-правовых принципов и норм — только первый шаг на пути построения этой модели государственности. Провозглашение в Конституции России идеи правового государства должно пониматься скорее как цель, достижение которой возможно на основе объединения усилий государства и общества. Итог этой совместной работыосознание каждым роли и значимости личности в государственной и общественной жизни. Правовое государство начинается там, где развитие общественного сознания достигает качественно иного уровня, что обусловливает: приоритетное значение интересов индивида перед государствомвосприятие права как самостоятельного явления цивилизации и культурыформирование и функционирование общества как саморегулирующейся системы, огражденной от вмешательства государства правовыми пределами (правами и свободами человека).

Формирование российской модели правового государства — не дань политической моде или европейской традиции, но потребность российской действительности: отставание в гуманитарной сфере, неразвитость правосознания общества влияют на скорость экономических и политических преобразований. Задача реального интегрирования России в международную систему развитых государств вызывает объективную необходимость в признании и принятии (на уровне экономики, политики, права, психологии) мировых стандартов, учитывая специфику национальных условий.

Формировавшаяся веками, вобравшая в себя величайшие открытия человеческого разума — плоды научных размышлений и гениальных догадок, опыт построения государственности многих поколений, концепция правового государства является одним из уникальных и интереснейших явлений, возникших на стыке теории и практики.

Богатство и разнообразие идей, составляющих концепцию, конкретные особенности их практического применения на различных этапах государственного строительства не могут служить препятствием для понимания концепции как целостной системы взглядов, раскрывающих суть феномена правового государства.

Важнейшим компонентом этой системы являются принципы правового государства, которые будучи взаимосвязаны и взаимообусловлены в своем единстве выражают ее основные положения.

В данной диссертационной работе предлагается система принципов, основанная на выделении трех групп: принципы, объединенные идеей признания человека, его прав и свобод высшей ценностьюпринципы, основанные на понимании роли права в правовом государствепринципы, отражающие организационно-правовые требования к оформлению отношений «государство-общество» .

По мнению автора, такая систематизация отражает основные положения и приоритеты современного концептуального понимания правового государства.

Сравнительно-правовое исследование конституционного закрепления принципов правового государства в ряде демократических стран позволило выделить основные тенденции развития и построения данной модели, приоритетные направления в реализации рассматриваемой концепции. Цель диссертационного исследования — выявление соотношения: конституционной практики современных государств и основных положений теорииконкретных норм конституционного законодательства и провозглашенных ориентиров, а также определение соответствия государственной политики (в том числе и на конституционном уровне) задачам построения правового государства.

Автором предпринята попытка наметить пути совершенствования норм конституционной базы России, основываясь на теории правового государства и опираясь на анализ конституционного закрепления его принципов в некоторых западноевропейских государствах и США.

В работе решаются следующие задачи:

— изучение концепции правового государства, ее философской основы и базисных положений;

— выяснение взглядов русских философов и юристов на проблему правового государстваисследование особенностей формирования российской концепции правового государства;

— изучение основных принципов правового государства;

— анализ конституционного закрепления принципов правового государства в некоторых странах Западной Европы и США.

— анализ закрепления принципов правового государства в Конституции Российской Федерации.

Теоретической основой диссертации послужили труды российских и западных юристов в области общей теории права, отраслевых юридических наук, международного права прошлого и современности (Алексеева С.С., Авакьяна С. А., Боботова C.B., Воеводина Л. Д., Гессена В. М., Гришаева П. И., Елистратова А. И., Завадской JI.H., Иванова С. А., Карташкина В. В., Кистяковского Б. А., Ковалевского М. М., Кудрявцева В. Н., Кутафина O.E., Лазарева Б. М., Лукашевой Е. А., Лукьяновой Е. А., Ледях И. А., Мамута Л. С., Марченко М. Н., Мюллерсона P.A., Мишина A.A., Нерсесянца B.C., Салищевой Н. Г., Топорнина Б. Н., Четвернина В. А., Чиркина В. Е., Шульженко Ю. Л. и др.). Использована литература по философии, истории, политологии: Аристотеля, Бердяева H.A., Гегеля Г., Ильина И. А., Локка Д., Михайловского Н. К., Монтескье Ш., Платона и др.

Диссертационное исследование основано на изучении разнообразного отечественного и зарубежного материала: монографий, журнальных статей. Анализируются нормативные акты и судебная практика.

Источниками работы выступают также международные правовые документы по правам человека, материалы ООН, Совета Европы, российская правотворческая и правоприменительная практика.

Методология и методика исследования. В диссертации использованы исторический, сравнительно-правовой, логический, структурно-функциональный методы научного познания.

Научная новизна исследования. Анализ развития концепции правового государства и ее основных характеристик показал, что взаимное обогащение теории и практике привело к формированию целостной системы взглядов на феномен правового государства. Поскольку любая система, с одной стороны, означает целостность и единство, а с другой — структурную дифференциацию составляющих, изучение последних возможно тоже с помощью системного метода. В диссертации не только выделяются главные, основополагающие принципы правового государства, но и проводится их исследование как определенной системы. В качестве ее ядра выделяется принцип приоритета прав и свобод личности. Он оказывает определяющее влияние на всю деятельность государства, его потенциальные возможности, а значит, по мнению автора, является детерминирующим для всех остальных принципов. Признанием приоритета прав и свобод личности законодатель демонстрирует степень реализованное&tradeмодели правового государства или декларирует соответствующие цели и задачи. Все прочие принципы являются гарантами реальности первого и сами реализуются только в условиях его признания.

Традиционно первоочередным принципом правового государства считался принцип верховенства права. Однако современное понимание ценности личности, гуманистическая обусловленность целей и задач развития государства и общества определили в качестве приоритета права и свободы человека.

Принцип приоритета прав и свобод рассматривается в качестве основного начала всей системы конституционно закрепляемых принципов. В соответствии с данной позицией формулируется идея связанности государства правом: господствует и «связывает» не вообще право, а в первую очередь права человека. Для правового государства существуют границы, за которыми прекращается его активность — далее начинается сфера прав и свобод личности, в основе которых лежат постулаты общечеловеческой философии.

Значительное внимание в диссертационном исследовании уделяется проблеме развития российского правосознания. Автором предпринята попытка систематизации и анализа социально-экономических, политических, психофизических факторов, обусловивших особенности формирования правовой культуры российского общества. Акцентируется внимание на специфике исторического развития страны, а следовательно, общественно-правовой мысли. Высказывается предположение о несоответствии законов, временных рамок, процессов или их отдельных элементов западным аналогам.

Комплексность исследования концепции правового государства и перспектив ее реализации проявляется в проведении сравнительного анализа закрепления принципов этой концепции в конституционном законодательстве ряда стран и конституционной практике. Рассматриваются недостатки и достоинства отдельных национальных моделей, выявляются эволюционные тенденции конституционного закрепления.

Основываясь на проведенном сравнительно-правовом исследовании, автор анализирует конституционное законодательство России, исходя из требований современного понимания правового государства и опыта исторического развития страны. Это позволяет сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию нормативной базы правового государства, реализации его принципов и институтов в соответствии с историческим опытом и традициями.

На защиту выносятся следующие итоговые научные выводы и положения авторской концепции конституционного закрепления принципов правового государства:

1. Правовое государство есть уникальный исторический феномен, характеризующийся новым уровнем правосознания общества. Это объективный этап развития государственности на пути образования мирового правового сообщества. Концепция правового государства представляет собой целостную систему взглядов, вобравшую опыт развития теории и практики.

2. Ядром целостной системы принципов является принцип приоритета прав и свобод личности, который стал определяющим для всех остальных, в том числе для исторически первоочередного принципа верховенства права.

Реализация принципов правового государства, их конституционное закрепление детерминированы специфическим условиями каждой страны, государственно-правовыми преобразованиями в ее истории.

3. Формирование российской концепции правового государства и пути ее реализации обусловлены особенностями российской правовой культуры.

Построение правового государства в России должно основываться не только на опыте и достижениях других государств, но и учитывать национальное историческое наследие, его уникальность и специфичность. Российская история, российское общество, российское правосознание нетрадиционны в западном понимании. Этапы их развития походили и проходят по законам, отличающимся от имеющихся аналогов. Поэтому огромное значение для построения правового государства в России имеют работы российских ученых к XIX — н. ХХ вв. Задача современности — соединить наследие прошлого с мировым опытом, творчески переработать богатство теории и практики и создать достойную основу для построения правового российского государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование теории правового государства, закрепления его принципов в конституциях ряда стран Западной Европы, США и России позволяют сделать следующие выводы о самой концепции, рассматривая ее как целостную систему взглядов, представления, научных обобщений и результатов практики: это динамичная система, изменяющаяся во времени, а значит, посто я н и о р, а з в ив ающаясямеханизм ее развития заключен сегодня не столько в источниках теоретического характера, но в практическом опыте государственного строи I ельствав определенной мере к ней применим термин «саморазвивающаяся система1' (в основе данного тезиса лежит идея о праве как о самостоятельной социальной силе, а также положение о наличии определенных «высших» правовых постулатов, определяющих развитие государства и общества) — эта система отличается особым характером взаимосвязи со средой (формируясь и проявляясь во взаимосвязи с ней, она является ведущим элементом такого взаимодействия);

— как любая система, концепция правового государства позволяет, исходя из пртзила иерархичности и структурированности, рассмотреть каждый свой компонент тоже как определенного рода систему (на этом основано выделение целое гной системы принципов).

Анализ основных положений концепции позволяет сделать вывод об исторической обусловленности реализации такого феномена как правовое государство уровнем правосознания общества, в том числе формирования новог отношения к личности, праву, государству.

Подобная зависимость делает неоднозначным воплощение концепции на практике, неизбежно вызывает разнообразие его форм и методов. Т. е. пути достижения идеала — правового государства (объективного этапа развития государства), 6у слов лив аются в конечном итоге особенностями общественного сознания, наследием правовой культуры.

2. Конституционное закрепление принципов правового государствапоказатель готовности государства и общества к практической реализации модели правового государства, апробации отдельных ее элементов.

Система принципов отличается иерархичностью, взаимосвязанностью и взаимообусловленностью компонентов, что позволяет вычленить в качестве основного принцип приоритета прав и свобод личности и раскрыть его содержание через содержание и особенности других элементов.

Анализ конституционного закрепления принципов правового государства показал эволюционное развитие данного компонента концепции, постоянное обогащение его содержания за счет практики государственного строительства, изменения отношений «государство-гражданское общество» .

3. Идея построения правового государства в России только начала завоевывать общественное сознание. Вероятно, необходимо достижение разумного баланса в соотношении между старыми представлениями общества и объективными современными потребностями государства. Итогом этого должно стать обретение социального консенсуса как главного условия построения правового государства. Реальные действия государства для достижения указанной цели строятся на основе продуманной социально ориентированной полкт= ки: без авантюрных идей о возможности «скачка» и непосредственного обретения социального правового государства уже завтра, но традиций и обычаев страны. важнейшее значение для развития правовой культуры общества имеет практическая деятельность государства, в том числе в области законодательства. Нормативно-правовой основой для построения модели правового государства должна стать Конституция страны.

Большой потенциал данного документа позволяет рассматривать его в этом качестве. Однако требуется усилия юристов, подкрепленные совместными действиями политиков, экономистов, социологов, чтобы мировые стандарты теории правового государства, заложенные в Основном Законе России, стали базол г. ля законодательной системы правового государства.

Будущее России неоднозначно и плюралистично, но лишь в той степени, в какой мы сами носим в себе эту неоднозначность и плюралистичность как элементы исторического опыта. Воспитание новой личности — гражданина правового государства, а значит, и реализация данной модели, зависит от способности общества в целом и отдельного гражданина в частности творчески подойти к национальному наследию и мировому опыту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Реформа советской избирательной системы важнейший шаг б демократизации жизни общества . — В кн.: Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества. М., 1990.
  2. С.С. Право время новых подходов. — Советское государство и право, 199 i. № 2.
  3. Аристотель. Политика. М., 1911.
  4. Г. В. О некоторых идеологических аспектах государственно-правовой науки. В кн.: Актуальные проблемы советского государства и права.1. M. 19×0.
  5. М.А. Философия. Социология.Политика. М., 1989. 6. Барри Д. Возмещение убытков, причиненных государством: аспекты защип i прав человека в США. Государство и право, 1992, № 1.
  6. Д. Конституционный суд России глазами американского юриста. -Государство и право, 1993, № 12.
  7. Х.Боботов C.B. Конституционная юстиция. М., 1994.
  8. ХБойцова В. В. Народный правозащитник: статус и функционирование.1. Тверь. 1994.
  9. Ю.Боицова В. В. Правовой институт омбудсмена в системе взаимодействия государства и гражданского общества. Автореферат. М., 1995.1 .Бромхед П. Эволюция Британской Конституции. М., 1978.
  10. А.И. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки. -Государстве и право, 1993, № 7.
  11. Н.В. Конференция в Воронеже «Политика. Личность. Мораль». Государство и право, 1992, № 5.
  12. А. Нравственность и право в теории русских либералов конца XIX начала XX века. Вопросы философии, 1991, № 8.
  13. З.Варламова Н. В., Пахоленко Н. Б. Общественный консенсус: подходы и проблемы. Государство и право, 1992, № 9. 16. Верховенство права. М., 1992. i 7. Визер Б. Защита прав человека в Австрии. В кн.: Защита правчеловека в современном мире. М. 1992.
  14. В.А., Мишин A.A. Конституция США: политико-правовой докум (нт. М. ! 985.
  15. Л.Д. Свобода личности и положение граждан в советском общенародном государстве. М., 1963.
  16. В. М. Кистяковский А.Ф. и его ученые труды. СПб., 1885.1 .Всесоюзная научно-практическая конференция «Формирование социал истического правового государства». Советское государство и право, 1990, Мэ 4−6.
  17. A.A. Вопросы международного права и международнойполитики. М. 1951.
  18. Г. Философия права. М., 1990.
  19. В.М. О правовом государстве. В кн.: Правовое государство и народное голосование. СПб., 1906.
  20. П.И. Теория «правового государства» и ее служебная роль. -Правоведение. 1980, № 4.
  21. A.B. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и поли 11-чеекие методы его достижения. Государство и право, 1993, № 9.1'.7.Доклад Комиссии по правам человека при Президенте РФ. М., 1994.
  22. М.П. Собрание политических сочинений. Париж., 1906.
  23. Э.О. О разделении общественного труда. М., 1991.0 .Ел ?1 гратов А. И. Об утверждении законности в советском строш льстве. Советское право, 1992, № 1.
  24. Е.П. Личность и конституционная законность в советском государстве,-В кн.:Правовая охрана интересов личности в советском государстве. Волгоград, 1972.
  25. Л.Н. Равенство полов: международные акты и национальная политика. В кн.: Социальное государство и защита прав человека. М., 1994.
  26. З.Зинченко С. А. Лисневский Э.В. Собственность, политическая власть и право: генезис, отношение. Государство и право, 1992, № 3.
  27. С.А. Защита прав человека в трудовом праве переходного периода. Некоторые аспекты. В кн.: Конституция Российской Федерации и совери енегьолание механизмов защиты прав человека. М., 1994.
  28. И.А. О сущности правосознания. Мюнхен., 1956.
  29. Иль.ш И.А. О Родине, власти, смерти. Независимая газета, 20 декабря1994 г. 3 7. Интервью Председателя Конституционного суда РФ В. А. Туманова. -Государство и право, 1995, № 9.
  30. История политических и правовых учений. М., 1988.
  31. И. Ф. Поленина C.B. «Закон о законах»: проблемы издания и содержания.-Сов.гос. и право, 1989, M 12.
  32. И. Сочинения. М., 1963−1966,41 .Кар, юла А. Основные права и свободы по Конституции Италии.- В кн.: Защит прав человека в современном мире. М., 1993.
  33. В.В. Права человека в международном и внутр V государственном праве. М., 1995.
  34. . А. Государственное право (общее и русское). М., 1908.
  35. .А. Страницы прошлого. К истории конституционного движения в России. М., 1912.
  36. .А. Наши задачи. М., 1913.4←.Кис! яковский Б. А. Кризис юриспруденции и дилетантизм в философии. M., 1914.
  37. Кис таковский Б.А. В защиту права. Интеллигенция и правосознание. -Наше наследие, 1990, № 4.
  38. М.И. «Нестандартные» споры в СНГ кому их разрешать ?-Гос. и право, ' 995, № 10.
  39. М.М. Государственное право западноевропейских держав. 1883−1884 уч/i од. Б.м., 1884.
  40. О.Ковалевский М. М. О духе законов. в кн.: Монтескье Ш. О духе закон о i. СП 6, 1900.
  41. М.М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. М., 1906.
  42. М.М. История нашего времени. СПб., 1910.
  43. И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб. '993.
  44. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. М., 1995. 5. Ко г лин А. И. Об источниках прав человека.-Гос. и право, 1994, № 2.
  45. К? vi- нтарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. >7 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-хтомах/тод. ред Б. А. Страшуна. М., 1995.
  46. Конституция Союза Советских республик Европы и Азии. Проект,-Конституционные идеи Андрея Сахарова. М., 1990.
  47. В.В. Права человека: мифы и реальность. Киев, 1987.
  48. В. Пророк Отечества. Независимая газета, 20 декабря 1994 г.
  49. Ь1. Круглый стол «Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека.- Гос. и право, 1994, № 10.
  50. М.А. Парламент Франции. Организация и правовые аспекты деятельности. М. 1988.
  51. В.Н. О правопонимании и законности.-Гос. и право, 1994,3.
  52. В.Н., Лукашева Е. А. Социалистическое правовое государство.- В кн.: Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. М. 1989.
  53. Кук шкин Ю.С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.66Лавров ПЛ. Избр.соч. на соц-полит.темы. М., 1935.
  54. .М. Комитет конституционного надзора СССР.- Гос. и право, 1992, 5.
  55. В.В. Конституционный суд Австрии.-Гос. и право, 1992, № 9.о1).Ледях И. А. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран).- В кн.: Социальное государство и защита прав человека. М., 1992.
  56. Е.А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений. В кн.: Социальное государство и защита прав человека. К! 1994.
  57. Е.А. Межнациональные конфликты и права человека.- В.кн.: Права человека и межнациональные отношения. М., 1994.75,Лукьянова Е. А. Закон как источник советского государственного права. М., 1988.
  58. Тб.Лукьянова Е. А. Демократизация законодательного процесса. В кн.: Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества. М., 1990.
  59. В.В. Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы. М., 1991.
  60. А. Советская Конституция. Харьков, 1924.
  61. Л.С. Проблемы теории государства в современной идеологической борьбе (против буржуазной критики взглядов К. Маркса на государство к М., 1976.
  62. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.
  63. М.Н. Механизм адаптации политической системы современно! о Запада.- Сов.гос.и право, 1991, № 11.
  64. М.Н. Политические теории и политическая практика в развитых западных странах. М., 1992.
  65. Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. М., 1988.
  66. Э.Б. Буржуазная юстиция и права человека: критический анализ механизма судебной охраны. М., 1987.
  67. Н.К. Поли.собр.соч. СПб., 1883.
  68. A.A. Государственное право США. М., 1976.
  69. Ш. Избранные произведения. М., 1955.
  70. My ш и некий В. О. Моральная и интеллектуальная реформа.-Гос. и право. 1992. М> 10.
  71. Мк ллерсон P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
  72. Мя котин В. Идея Земского Собора в русском прошлом и настоящем.- В кн.: Правовое государство и народное голосование. СПб., 1906.9' .Нерсесянц B.C. Политико-правовая проблематика на X гегелевском конгрессе. (Vi .гос.и право, 1974, № 9.
  73. Hep ее» яиц B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли. М. 1980.
  74. П, а шуканис Е. Б. Марксистская теория права и строительство социализма. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1988.
  75. П.И. Русская Правда. В кн.: Восстание декабристов. Материалы ш истории восстания декабристов. M.-JL, 1925.
  76. A.C., Казьмин И. Ф., Рахманина Т. Н. Инициативный проект закона «О нормативно-правовых актах Российской Федерации».-Гос.и право, 1992, № 7.98. Платон. Соч. М, 1972.
  77. ГЬ ленина C.B. Лазарев Б. М., Лившиц Р. З., Козлов А. Е., Глушко Е. К. Инициативный проект федерального Закона о законах и иных нормативно-правовых актах РФ.-Гос.и право, 1995, № 3.1.0. Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990.
  78. Пра-т человека в буржуазной доктрине и практике (статус, законодательство, механизм защиты). М., 1991.
  79. Проект Конституции Н.Муравьева. Судная власть. В кн.: Обозрения проявлений политической жизни в России и др. статьи М. А. Фонвизина. М., 1907.
  80. Проект Конституции РФ, подготовленный группой в составе С. М. Шахрай -руководитель и др. М. 1992.1:4. Проект Конституции РФ. Московская правда, 5 мая 1993 г.
  81. Проект Конституции РФ. Российская газета, 8 мая 1993 г.
  82. Проект Конституции РФ. Правда, 5 июня 1993 г.
  83. Проект Конституции РФ. Известия, 16 июля 1993 г.
  84. Р-'/номер М. А. Основы Советской Конституции. М., 1920.
  85. А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические предпосылки и истоки. Гос. и право, 1992, № 3.
  86. В.П. Конституционное право Франции. Проблемы эволюции государственно-правовых институтов Пятой Республики 1958−1976. Минск, 1976
  87. С испанский М. М. План государственных преобразований гр.М. М. Сперанского. М. 1905.
  88. Трмнадцатый съезд РКП (б). Стенографический отчет. М., 1963.1211 ^ тнов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе.-Гос.и право, 1993, № 8.
  89. Ф. Положение рабочего в системе рыночного хозяйства и общепризнанные права человека.-Гос.и право, 1992, № 8.
  90. Ф. Права человека и европейская политика. М., 1995.
  91. Ха} и иг М. Защита прав человека в Федеративной Республике Германия.-В кн.: Защита прав человека в современном мире. М., 1992.
  92. Х н е К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.
  93. С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России.-Сов.гос.и право, 1991, № 1.12 711 !у аьженко К).Л. Закон о Конституционном суде Российской Федерации !9(Ы года.-Гос.и право. 1995, № 7.
  94. И.О. О всеобщем избирательном праве и его применении в России.-В Км, I правовое государство и народное голосование. СПб., 1906.
  95. В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.
  96. Ч чп Д. М. Административная юстиция (теоретические проблемы).1. М., 1972.
  97. В.Е. Власть, ненасилие и социальная справедливость.-Сов.гос.и право. 1991. № 9.
  98. В.Е. Контрольная власть.-Гос.и право, 1992, № 4.
  99. .Н. Собственность и государство. М., 1983.
  100. Ц ллер Э. Защита прав человека во Франции.-Гос.и право, 1992, № 12.
  101. Эг-зеев Б. С. Конституция.Демократия.Права человека. М., 1992.
  102. Энциклопедический словарь правовых знаний. М., 1965.
  103. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе/под ред.Л. Д. Воеводина. М., 1987.
  104. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.
  105. Л.С. Конституция СССР и некоторые вопросы общей теории советского плава.-В кн.: Конституция СССР и дальнейшее развитие государство? едечия и теории права.М., 1979.
  106. А.Н. От права Силы к силе Права.-Наше наследие, 1990, № 4. 141. Brossard J. Le Cour supreme et la Constitution. Monreal, 1968.
  107. Roben I., Duffur I. Libertes publiques. Paris, 1982.1. Произведения российских авторов. Публикации в периодической печати.
  108. М.А. Предисловие.- В кн.: Маклаков В. А. Речи. Париж. 1949.
  109. Афа -нл ев В.Г. О системном подходе в социальном познании.-Вопросы философии... -Nl> Ь.
  110. А.С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991.
  111. Бер леи Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  112. Героем .л.И. Собр.соч. М., 1956.
  113. Гоголь ¡-.И. Собр.соч. М&bdquo- 1991.
  114. Дал- В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989.
  115. Дое грбский Ф. М. Соч. М., 1982.
  116. Ю.Ож i →н С. И. Словарь русского языка. М., 1982.11 .Полом Г. Х. Корень проблем. М., 1989.
  117. Pí-л (а слв Б.А. Я зычество древней Руси. М., 1988.13.1л, с ой Л.Н. С обр. соч. М., 1987.
  118. В.А. Собр.соч. М., 1985.
  119. И н естпя. 30 октября 1988 г. 16.Правда. 8 апреля 1989 г. 17.Прайда. 24 июня 1989 г. 18.Труп, 2 августа 1995 г. 19. ТрИ) ноября 1995 г.
  120. I. Законодательные и иные нормативные акты. Международные документы.
  121. Конституция Российской Федерации, М., 1993.
  122. Закон СССР о порядке обжалования в суд неправомерных действий должностны лиц, ущемляющих права граждан от 30.06.87. // Ведомости Верховного в- га народных депутатов СССР, 1987, № 26, ст. 388.
  123. Закон СССР о внесении изменений в Закон СССР о порядке обжалования ъ суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан с г 20.10.S7. // Ведомости Верховного Совета народных депутатов СССР, 1987, No 42, ст. 692.
  124. Постановление Съезда народных депутатов СССР об основных направления внутренней и внешней политики СССР // Ведомости Съезда народных деп утатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, № 3, ст. 109.
  125. Зак СССР об общественных объединениях от 09.10.90. // Ведомости Съезда наро жых депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 42, ст. 839.
  126. Зак mi С ССР о собственности в РСФСР от 24.12.90. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФР и Верховного Совета РСФР, 1990, № 30, ст. 416.
  127. Зак к РСФСР о Конституционном суде РСФСР от 06.05.91. // Ведомости Съезда наро чных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 19.
  128. Закон РСФСР о чрезвычайном положении от 17.05.91. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 22, СТ. 744.
  129. Ос т чы гражданского законодательства Союза ССР от 31.05.91. // Ведомости i i -ia народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 26, ст.733
  130. Декларация нрав и свобод человека и гражданина от 22.11.91. // Ведомости С яда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 52. с 1.1865.
  131. О новы законодательства РФ об охране здоровья граждан // Собрание Актов Президента РФ и Правительства РФ, 1993. № 45, ст. 1318.
  132. Г- л'-кданский кодекс РФ (часть первая) // Собрание Законодательства РФ, 1994, М 3 2, ст. 3301.15. н он РФ о финансово-промышленных группах от 30.10.95. // Собрание х, сонодательства РФ, 1995, № 49, ст. 4697.
  133. Ф деральный закон РФ о присоединении РФ к Уставу Совета Европы от 23.02.96 /' Собрание Законодательства РФ, 1996, № 9, ст. 774.
  134. Ре п гкие Комитета Конституционного надзора СССР о принятии к рассмотрении вопроса о внесудебном порядке разрешения трудовых споров // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 23, ст. 418.
  135. К > s г ггмдии буржуазных государств., М., 1982.
  136. Г- ь н 1я. Конституция и законодательные акты. М., 1982.3L Г п человека. Основные международные документы. М., 1990.32. ! л) н ейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 1994.
Заполнить форму текущей работой