Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционное право на образование и его реализация в образовательных учреждениях МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры конституционного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Результаты исследования нашли отражение в публикациях по теме, а также в выступлениях автора на научно-практических конференциях и семинарах: «МВД России — 200 лет» (Санкт-Петербург, 20−21 сентября 2002 года) — «Актуальные проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Право на образование в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина
    • 1. 1. Конституционные права и свободы человека и гражданина: понятие, общая характеристика
    • 1. 2. Конституционное закрепление права на образование в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой аспект
  • Глава 2. Правовое регулирование реализации конституционного права на образование в Российской Федерации: современное состояние и вопросы его совершенствования
    • 2. 1. Современное состояние и вопросы совершенствования федерального законодательства в сфере реализации конституционного права на образование
    • 2. 2. Современное состояние и вопросы совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации в сфере реализации конституционного права на образование
  • Глава 3. Реализация конституционного права на образование в образовательных учреждениях МВД России
    • 3. 1. Становление и развитие образовательных учреждений МВД России
    • 3. 2. Особенности реализации конституционного права на образование в образовательных учреждениях МВД России

Конституционное право на образование и его реализация в образовательных учреждениях МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена местом права на образование в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в современном государстве. Право на образование является одним из основных прав человека и гражданина, закрепленных как в Конституции Российской Федерации, так и в конституциях зарубежных стран. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (в ред. ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г.) Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной. Право на образование в федеральном законодательстве основывается на таких принципах, как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личностивоспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человекалюбви к окружающей природе, Родине, семьеединство федерального культурного и образовательного пространстваобщедоступность образования и др. Актуальным являются проблемы реализации некоторых из этих принципов, которые обусловили необходимость внесения существенных изменений в действующее законодательство.

В образовательных учреждениях МВД России реализация конституционного нрава на образование направлена не только на гарантированную государством общедоступность образования, но и на успешное решение задач, стоящих перед МВД России, которые в современных условиях в немалой степени зависят от уровня и качества профессионального образования сотрудников органов внутренних дел.

Для системы образовательных учреждений МВД России остается актуальной реализация других принципов, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «Об образовании». Так, принцип гуманистического характера образования в образовательных учреждениях МВД России реализуется не только в плане формирования у обучаемых уважения к правам и свободам человека, как того требует ст. 2 Закона РФ «Об образовании», но и в виде целенаправленной подготовки обучаемых к профессиональной деятельности, но защите этих прав и свобод.

Реализация принципов государственной политики в области образования в системе МВД России обладает определенной спецификой, которая обусловлена тем, что правовой статус сотрудников образовательных учреждений, состоящих на службе в ОВД, некоторым образом затрудняет реализацию принципа государственно-общественного характера управления образованием (попечительский совет, совет образовательного учреждения и т. п.) и автономности образовательных учреждений, закрепленного в Законе РФ «Об образовании». Государственный характер управления образованием явно превалирует над общественным характером, а автономность образовательных учреждений в МВД России практически сведена к нулю.

Степень теоретической разработанности темы. Конституционное право на образование на монографическом и диссертационном уровне исследовалось в отечественной юридической науке только в условиях СССР (Т.С. Румянцева, Ю. Ч. Орловский, JI.A. Долышкова, П. А. Шелкоплясов, Ф. Эйсен, Е. Ч. Пичугина, М. Мамедов, А.Д. Хахин)1. Органы внутренних дел в связи с реализацией конституционных прав и свобод человека и гражданина рассматривались только в контексте их места и роли в реализации и защиты этих прав и свобод (А.И. Колташов, Ч. М. Михайлов, И. В. Ростовщиков, К. Б. Толкачев и другие)2. Государственная образовательная и кадровая политика в системе МВД России исследовались В. М. Булавиным, Х. Х. Лойтом, Е.Д.

1 См. напримерРумянцева Т. С. Конституционное право на образование в социалистических странах. М., 1987; Орловский IO.II. Конститу ционные гарантии права на образование в СССР. М., 1986; Долышкова Л. А, Конституционное право на образование советских граждан. Автореф. дис.канд. юрид. наук. Саратов., 1984; Шелкоплясов II.A. Право на образование. Минск., 1984; Эйсен Ф. Право на образование. Таллинн., 1980; Пичугина Е. П. Право на образование в СССР. М., 1957; Мамедов М. Великая сталинская конституция и право на образование. Баку., 1939; Хахин А. Д. Право на образование. Ростов-на-Дону. 1939.

2 СмКолташов А. И. Конститу ционный принцип единства прав и обязанностей граждан СССР и участия в обеспечении его реализации органов внутренних дел. Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1985; Михайлов П. М. Личные конституционные права и свободы советских граждан: деятельность милиции в сфере их реализации. Автореф. дне.канд. юрид. наук. Киев., 1990; Ростовщиков И. В. Права личности в Россииих обеспечение и защита ОВД. Волгоград., 1997; Толкачев К. Б. Методологические и правовые основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина и участия в ней ОВД. СГ1 б., 1997.

Проценко и другими1. Конституционное право на образование в современной Российской Федерации и его реализация в системе МВД России диссертационному исследованию до настоящего времени не подвергались.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации конституционного права на образование, как в РФ, в целом, так и в системе образовательных учреждений МВД России, в частности.

Предметом исследования являются: теоретико-правовые основы реализации конституционного права на образованиенормы, закрепленные в международно-правовых актах, Конституции РФ, в законодательных и иных нормативно-правовых актах, в том числе в ведомственных актах МВД Россиипрактика реализации конституционного права на образование в образовательных учреждениях МВД России.

Целыо исследования является обоснование положений, которые в своей системной совокупности сформировали бы теоретическую основу института конституционного права на образование в России, выявление особенностей практической его реализации в образовательных учреждениях МВД России.

Для достижения указанных целей предполагается решить следующие задачи:

— исследовать понятийный аппарат конституционных прав и свобод человека и гражданина, выявить типологические критерии и их классификацию;

— определить место права на образование в системе конституционных прав и свобод человека;

— проанализировать регламентацию конституционного права на образование в Российской Федерации и зарубежных странах;

1 См.: Булавнн В. М. Научно-педагогические кадры системы МВД России. Дне. .канд. юрид. наук. СПб., 1998; Лойт Х. Х. Государственная кадровая политика и ее реализация в ОВД. Дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1998; Проценко Е. Д. Государственная образовательная политика в системе МВД России. Дис. .д-ра юрид. наук. СПб., 1998.

— разработать рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере реализации конституционного права на образование в РФ;

— исследовать эволюцию реализации права на образование в системе образовательных учреждениях МВД России;

— определить значимость академического (универсального) диплома как элемента системы гарантий правового статуса сотрудника МВД и возможные условия перехода на диплом узкого специалиста (профессионально-ведомственного).

Методологической основой исследовании является общенаучный диалектический метод познания, а также частно-научные методы познания: системно-научный, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие методы.

Теоретическая основа исследования. В работе были использованы труды выдающихся мыслителей Нового времени, разрабатывавших концепцию прав человека в западной Европе: Гегеля, Т. Гоббса, Г. Гроция, И. Канта, Д. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, а также работы русских юристов: Н. Н. Алексеева, П. И. Новгородцева, Б.II. Чичерина и др.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили также труды современных отечественных ученых: С. А. Авакьяна, Ю. Е Авру-тина, С. С. Алексеева, М. В. Баглая, В. В. Бородина, С. Б. Глушаченко, А. В. Зиновьева, В. Д. Зорькина, Л. М. Карапетяна, Е. И. Козловой, О.Е. Кута-фина, Х. Х. Лойта, В. В. Лысенко, Л. А. Николаевой, В. П. Очередько, Е. Д. Проценко, Р. А. Ромашова, В. П. Сальникова, В. Д. Сорокина, И. Е. Тарханова, А. Г. Хабибулина, В. Е. Чиркина и других.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты, в том числе Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), Конституция РФ, Конституции (уставы) субъектов РФ, Закон РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г.) ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовашш» (в ред. ФЗ № 122 от 22 августа 2004 г.), другие нормативные акты, в том числе ведомственные акты МВД России.

Научная новизна диссертации обуславливается тем, что данная работа является самостоятельным, законченным исследованием монографического характера, в котором на основе обобщения и систематизации научно-теоретических и нормативных материалов, дается целостное концептуально оформленное представление о конституционном нраве на образование и его реализации в комплексе культурных прав человека и гражданина. В диссертации выявлены основные проблемы, связанные с реализацией конституционного права на образование в системе МВД России, намечены пути разрешения выявленных проблем. Определено так же значение реализации конституционного права на образование для сотрудников МВД России.

На защиту выносится следующие основные положения:

1. Конституционное право на образование относится к социально-культурным и экономическим правам человека и гражданина. Социальный аспект нрава на образования заключается в вопросе о платности или бесплатности его получения, в предоставлении государством социальных гарантий его получения. Культурный аспект права на образование выражается, в том, что образование является необходимой предпосылкой духовного развития каждого человека, его благополучия и культуры. Экономический аспект права на образование заключается, в том, что его реализация является важнейшим фактором научно-технического и экономического роста государства, который может быть обеспечен только высокообразованными гражданами. Отнесение конституционного права па образование к группе социально-экономических прав и свобод обосновывается еще и тем обстоятельством, что получение соответствующего образования, как правило, предшествует реализации другого важного социально-экономического права — права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий (ст. 37 Конституции РФ).

2. Конституция РФ (ч. 3 ст. 43) предусматривает возможность получения на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования в государственных, в том числе, находящихся в ведении субъекта РФ, или в муниципальных образовательных учреждениях. Однако в результате изменений и дополнений, внесенных в ряд законодательных актов РФ в 20 032 004 г. г., такая возможность фактически нивелируется. Очевиден явный пробел в законодательстве, который необходимо восполнить. Создание региональных и муниципальных высших учебных заведений способствовало бы более эффективной реализации принципа общедоступности образования.

3. В системе МВД России в настоящее время созданы все предпосылки для реализации конституционного права на образование гражданами через разветвленную систему образовательных учреждений МВД России, включающих в себя образовательные учреждения высшего и послевузовского профессионального образования (университеты, академии, юридические институты), среднего профессионального образования (средние специальные школы и колледжи милиции), среднего (полного) общего образования (суворовские училища). В ряде образовательных учреждений МВД России осуществляется подготовка не только специалистов по профилирующим юридическим специальностям, но и по другим специальностям неюридического профиля (бухгалтерский учет, анализ и аудит, психология, менеджмент организации, экономика и бухгалтерский учет и др.).

4. Выдача диплома общегосударственного образца сотруднику МВД России (юриста, бухгалтера и т. д.) в настоящее время, является дополнительной гарантией социальной защиты, так как престиж государственной правоохранительной службы в России в целом низкий. В случае подготовки «узких» специалистов с выдачей им «ведомственного диплома», должны быть приняты эффективные меры по повышению престижа государственной службы адекватными социальными гарантиями. Повышение престижа службы во временных рамках должно опережать переход к выдаче ведомственного (узкопрофессионального) диплома.

5. В свете предстоящей реформы системы образовательных учрежде-. ний МВД России при разработке соответствующих нормативных актов следует предпринять все возможные меры, но сохранению устоявшихся многолетних положительных традиций обучения и воспитания сотрудников ОВД, научных школ, в первую очередь в сфере юриспруденции, занимающих ведущие позиции в стране. Такой шаг отвечал бы, прежде всего, потребностям высокопрофессиональной охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Для участия в разработке проектов указанных нормативных актов необходимо привлечь ведущих специалистов — сотрудников образовательных учреждений МВД России.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней на основе обобщения и критического анализа содержания материалов по исследованной проблематике ставится и исследуется в конституционно-правовом аспекте проблематика реализации конституционного права на образование, как в целом в РФ, так и в образовательных учреждениях МВД России в частности. Сформулированные в работе положения и выводы дополняют и развивают соответствующий раздел конституционного права. Проведенное исследование способствует теоретико-правовому осмыслению конституционного права на образование в качестве элемента системы гарантий статуса сотрудника МВД России.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы:

— в последующих научных разработках по данной проблематике;

— в правотворческой деятельности при разработке и обосновании положений, связанных с совершенствованием действующего законодательства в сфере конституционного права на образование;

— при подготовке лекций, проведении семинарских и практических занятий по конституционному праву России и зарубежных стран.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры конституционного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Результаты исследования нашли отражение в публикациях по теме, а также в выступлениях автора на научно-практических конференциях и семинарах: «МВД России — 200 лет» (Санкт-Петербург, 20−21 сентября 2002 года) — «Актуальные проблемы права и экономики России и стран СНГ-2003» (Челябинск, 10−11 апреля 2003 г.) — «Совершенствование правовой базЕЛ и взаимодействия правоохранительных органов различных государств в борьбе с терроризмом и экстремизмом» (Санкт-Петербург, 13 мая 2003 г.) — «Социально-правовая защита сотрудников ОВД: состояние и перспективы» (Санкт-Петербургский университет МВД России, 26 июня 2003 г.) — «Уголовно-процессуальная реформа: УПК РФ — год спустя- «Актуальные проблемы правоприменения» (Санкт-Петербург, 24 октября 2003 г.) — «Актуальные проблемы теории и истории государства и права» (Санкт-Петербург, 24 декабря 2003) — «Юридическое образование в правоохранительных органах: состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 26 февраля 2004) — «Реформа местного самоуправления в Российской Федерации (Санкт-Петербургский университет МВД России, 27 апреля 2004 г.) — «Актуальные проблемы развития процессуального права в России» (Санкт-Петербург, 21 мая 2004 г.), «Санкт-Петербургский Университет МВД России в системе подготовки кадров для органов внутренних дел и внутренних войск, всей правоохранительной системы России» (Санкт-Петербург, 11 октября 2004), а так же в опубликованных автором иных научных работах.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим основным выводам:

1. Права и свободы практически невозможно отделить друг от друга, фактически — это одно и то же — любое право означает одновременно и свободу его осуществления, а любая свобода непременно включает в себя право действовать или не действовать определенным образом. На наш взгляд, различие между этими понятиями чисто лингвистическое, просто традиционно именно так принято называть эти юридические категории в русском языке: например, право на жизнь, но свобода совести и т. д.

2. В современном мире понятие прав человека значительно шире понятия прав гражданина и являются базовыми, поскольку без их не возможен юридический статус личности Права человека в соответствии с международными и другими нормативными актами касаются всех и каждого человека независимо от его гражданства, в отличие от прав гражданина, которые распространяются только на граждан конкретного государства.

3. Среди прав человека особенное значение имеют естественные права. Концепция естественных прав человека разрабатывалась в течение всей истории развития человечества, на основе естественно-правовых теорий.

4. В Конституции РФ прямо установлено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Но не все права и свободы, закрепленные в главе 2 Конституции РФ, являются естественными.

5. По нашему мнению, классификация прав и свобод может принять следующий вид:

1) Естественные (личные) права и свободы человека.

2) Политические права и свободы человека и гражданина, которые, в свою очередь, можно подразделить на права каждого человека (например, право на свободу мысли и слова, на объединение) и права граждан определенного государства (например, избирательные права граждан и т. д.).

3) Социально-культурные и экономические права человека и гражданина, подразделяющиеся на социально-культурные права человека и гражданина и экономические права и свободы человека и гражданина.

6. Конституционное право на образование относится к социально-культурным и экономическим правам человека и гражданина.

7. Исследовав социальный аспект права на образование в зарубежных странах, мы пришли к выводу во всех рассмотренных нами государствах конституциями гарантируется бесплатность образования на различных его ступенях и только в ряде стран государством предусмотрено получение всего государственного образования бесплатно (Мексика, Польша, Румыния, Молдова, Греция).

8. В конституциях многих государств разрешается создание частных учебных заведений, обучение в которых может проводиться на платной основе, но под контролем государства. Однако в ряде стран частным лицам создание высших учебных заведений частным лицам запрещено (например, ст. 16 конституции Греции).

9. Конституционное закрепление преподавания религии в конституциях зарубежных стран неоднозначно. Существуют страны, в которых преподавание религии обязательно в государственных школах (Германия, Мальта). В конституции Греции указано, что одной из целей образования является развитие религиозного сознания. В то же время, в конституции Мексики религиозное образование не допускается вообще.

10. Пункт 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» не согласуется с нормой Трудового кодекса РФ. В ч. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» установлено, что за грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. По Трудовому кодексу РФ в случае оставления образовательного учреждения, трудовой договор могут заключать лица достигшие возраста 15 лет (ст. 63 Трудового кодекса РФ). Таким образом обучающийся, оставив образовательное учреждение в возрасте 14 лет (если он, конечно, не продолжит обучение в другом образовательном учреждении) целый год не сможет заключить трудовой договор о приеме на работу, за исключением работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, где с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства разрешается заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и исполнении произведений без ущерба здоровья и нравственному развитию. Но таких лиц меньшинство, так что основная масса лиц, оставивших образовательные учреждения и не поступившие в другие образовательные учреждения остаются не у дел. Поэтому, исходя из вышеизложенного возраст, с которого возможно заключение трудового договора следует снизить до 14 лет.

11. В нормах Закона РФ «Об образовании» существует противоречие в плане реализации муниципальными образовательными учреждениями программ среднего и высшего профессионального образования. В одном случае эта реализация осуществляется (ч.З ст.5), а в другом утратила силу (ч.З. ст. 16). Следует устранить данный пробел.

12. Право на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования нарушается ч. 12 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» в отношении осужденных, в которой для этих граждан данное право не гарантируется и даже не закрепляется, а всего лишь администрацией создаются условия и то только для получения основного общего образования. Поэтому, на наш взгляд, необходимо внести изменения в ч. 12 ст. 50, в плане гарантирования такого права государством, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

13. Во многих конституциях (уставах) субъектов РФ не закреплены общие положения, в соответствии с которым в данном субъекте гарантируются, признаются, соблюдаются права и свободы и обязанности человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ. Необходимо устранить данные пробелы в конституциях (уставах) субъектов, что будет являться дополнительной гарантией реализации конституционного права на образование, включая возможность признания несоответствующими конституции (уставу) субъектов РФ региональных нормативных актов в сфере образования в конституционном (уставном) суде субъекта РФ.

14. В конституциях (уставах) субъектов, в основном, не отражен ряд положений закрепленных в ч. 2 ст. 26 Конституции РФ и в ч. 2 ст. 6 Закона РФ «Об образовании», в которых речь идет о свободном выборе языка обучения и праве на получение основного общего образования на родном языке. В большинстве конституций (уставов) субъектов об этом говорится лишь косвенно. Так, например, в Уставе Мурманской области в отношении народности саами говорится лишь о праве на сохранение и развитие их языка. Следовало бы в Уставе указанной области закрепить и право на обучение этой народности на родном языке.

15. Необходимо внести изменения и дополнения в ч. 7 ст. 8 Закона Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» в части, касающейся предметов ведения муниципальных образований во исполнение ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», включив в их полномочия также содержание и развитие муниципальных учреждений среднего (полного) образования. Одновременно в соответствие с вышестоящими нормативно-правовыми актами следует привести уставы муниципальных образований в соответствие с вышестоящими нормативно-правовыми актами.

16. МВД России в системе федеральных органов исполнительной власти в настоящее время является практически единственным ведомством, имеющим разветвленную сеть образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, среднего профессионального образования, среднего (общего) образования, в которых реализуется конституционное право на образование. История образовательных учреждений МВД.

России имеет богатую историю, сложившиеся традиции подготовки профессиональных работников, однако право на образование в образовательных учреждениях ведомства внутренних дел, не смотря на богатую их историю, реализовывалось далеко не всегда и не в полной мере, поскольку основное внимание в них обращалось на подготовку кадров для достижения сугубо практических целей.

17. Первая попытка подготовки кадров государственной службы с ориентацией на службу в МВД была предпринята в Александровском. Однако, в результате непродуманной кадровой политики, проводимой МВД выпускники Александровского лицея, как считает, оказались не востребованы на полицейской службе. Тем не менее, на наш взгляд в указанном лицее была предпринята первая попытка соединения общеобразовательной подготовки и специальной профессиональной подготовки кадров для службы в МВД.

18. В первые годы советской власти большинство населения страны, в том числе и личный состава милиции, был не только малограмотным, но и зачастую безграмотным. Поэтому большая часть времени’при обучении личного состава в специализированных школах и на курсах уделялась общеобразовательным предметам.

19. В 1953 г. Высшая школа МВД СССР в результате многочисленных ходатайств Министерства и в результате постановления Совета Министров СССР была преобразована в высшее юридическое учебное заведение с правом выдачи выпускникам общегосударственных дипломов о высшем юридическом образовании по специальности «правоведение».

20. Первым университетом в системе МВД России в 1998 г. стал Санкт-Петербургский университет МВД России, который является правопреемником Высшего Политического училища (ВПУ) МВД СССР, образованного в 1968 г.

21. Конституционное право на образование в образовательных учреждениях МВД России реализуется с определенными ограничениями, ввиду того, что они являются специализированными образовательными учреждениями, и обучающиеся в них курсанты, слушатели, адъюнкты, докторанты обладают статусом сотрудника ОВД, что предопределяет специфику как поступления в образовательное учреждение в системе МВД, так и прохождение службы после его окончания.

22. В сфере оказания платных образовательных услуг образовательные учреждения МВД России руководствуются исключительно федеральным законодательством об образовании, а абитуриенты желающие обучаться на платной основе могут сделать это без ограничений, вытекающих из требований, связанных со службой в ОВД.

23. Ведомственная наука и образование, в том числе и в МВД, в настоящее время являются составной частью общероссийской науки и образования, участвуют в формировании правового государства. Сама же федеральная система образования интегрируется в мировую систему образования, и обязывает государство готовить специалистов мирового уровня и использовать мировой опыт, следовательно, образовательные учреждения МВД России, интегрируются не только в общероссийскую, но и в мировую систему образования.

24. Необходима унификация законодательства о государственной службе в части возраста, с достижением которого возможно поступление на службу. В этом отношении представляется возможными два варианта решения этой проблемы. Первый вариант состоит в том, чтобы не отходить от требований, установленных ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об основах государственной службы РФ». В таком случае граждане, поступающие на учебы в образовательные учреждения МВД России, военные образовательные учреждения, образовательные учреждения других ведомств, в которых предусмотрена государственная служба, до достижения ими 18 лет не должны получать статус государственного служащего. Контракт о прохождении государственной службы они должны заключать при достижении ими соответствующего возраста. Второй вариант решения проблемы — это внесение соответствующего дополнения в ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об основах государственной службы РФ», которое могло бы быть изложено в следующей редакции: «Федеральным законом о виде государственной службы может быть установлен иной возраст, по достижении которого возможно поступление на государственную службу».

25. В большинстве развитых зарубежных стран подготовка полицейских кадров является сугубо практической и осуществляется в образовательных учреждениях (учебных центрах) с выдачей ведомственного диплома (сертификата). Несколько иначе дело обстоит в странах — бывших советских республик и социалистических стран. Одни из этих стран продолжают традиции, которые до сих пор продолжают развиваться в России, другие же постепенно переходят к западным образцам. Так, диплом государственного образца продолжают выдавать выпускникам ведомственных образовательных учреждений, например, в Белоруссии, Латвии, Румынии, Словении, Украине. Ведомственные дипломы предусмотрены, например, в Венгрии, Литве, Польше, Сербии, Чехии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и другие официальные материалы
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48 Ныо-Йорк/^Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 Рим // Собрание законодательства РФ 2001 № 2, Ст. 163.
  4. Конституция РФ от 12.12.1993 //Российская газета от 25.12.1993.
  5. Основные государственные законы Российской Империи 1906 г. //Государственный строй Российской Империи. Сборник законодательных актов. М., 1995.
  6. Конституция Республики Алтай, Конституция Кабардино-Балкарской Республики, Конституция Карачаево-Черкесской Республики// Конституции республик № 3. М., 2000.
  7. ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 //Российская газета. 2001. 2 июня.
  8. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797.
  9. ФЗ «Об основах государственной службы» от 31 июля 1995 //Российская газета. 1995. 3 августа.
  10. Закон РФ «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 г.) // Российская газета. 1996. 13 января.
  11. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 // Российская газета. 1996. 29 августа.
  12. ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» от 21 июля 1997 // Российская газета. 1997. 31 июля.
  13. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1988 // Российская газета. 1998. 2 апреля.
  14. ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г // Российская газета. 2000. 13 апреля.
  15. ФЗ «О системе государственной службы РФ» // Российская газета. 2003. 31 мая.
  16. ФЗ «О внесении изменения в ФЗ «Об образовании» от 7 июля 2003 // Российская газета 2003. 12 июля.
  17. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г // Российская газета. 2003. 8 октября.
  18. ФЗ «О государственной гражданской службе от 27 июля 2004 // Российская газета. 2004. 31 июля.
  19. Указ Президента РСФСР «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» от 11 июня 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 31. Ст. 1025.
  20. Положение о службе в ОВД, утвержденное постановлением Верховного Совета РСФСР от 23 декабря 1992 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 2.
  21. Инструкция о Порядке применения Положения о службе в ОВД, утвержденная приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 17.
  22. Закон Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 23 июня 1997 г. // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1997. № 7−8.
  23. Закон Новгородской области «О правовом регулировании деятельности системы образования» // Нормативно-правовые основы функционирования и развития системы образования Новгородской области. Сборник нормативных документов. Великий Новгород, 1999.
  24. Право на образование: на пути к образованию для всех в течение всей жизни// Всемирный доклад по образованию, 2000. М., 2000.
  25. Постановление Совета муниципального образования «Владимирский округ» № 33 «О комплексной программе поддержки образовательных учреждений МО «Владимирский округ» // Владимирский округ № 5 (21). 2003. 11 апреля.
  26. Выступление Президента РФ В. В. Путина // VII съезд Российского Союза ректоров. М., 2002.
  27. Книги, отдельные издания и монографии
  28. С.С. Теория права. М., 1993.
  29. С.С. Философия права. М., 1998.
  30. Антология мировой философии. /Ред. сост. и авт. вступит, статьи, Соколов В. В. М., 1969. Т. 1.4. 1.
  31. A.M. Реализация кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров. М., 2003.
  32. Баглай М. В, Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996.
  33. Большой юридический энциклопедический словарь./ Авт. и сост. Барихин А. Б. М., 2000.
  34. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
  35. П. Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936.
  36. Государственное право Российской Федерации /Под ред. Кутафина О. Е. М., 1996.
  37. Государство и образование: опыт стран Запада. / Отв. ред. и ред. — сост. Зарецкая C.JI. М., 1992.
  38. Э.П., Григонис В. П. Конституционное право зарубежных стран. СПб., 2002.
  39. Э.П., Григонис В. П. Конституционное право России. СПб., 2002.
  40. Э. П. Механизм государства: вопросы теории и практики. Монография. СПб., 1999.
  41. Э. П. Теория государства и права. СПб., 2002.
  42. Гук А. И. Интеграция науки и образования в системе МВД России. Монография М., 2002.
  43. М.И. Развитие органов милиции в советском государстве. М., 1967.
  44. История политических и правовых учений /Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996.
  45. История полиция России. Исторический очерк и основные доклады./ Под. ред. Курицина В. М. М., 2001.
  46. И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1963−1966. Т.6.
  47. Краткий исторический очерк подразделений МВД Симбирской губернии Ульяновской области / Сост. Шарапов А. И., Романова Г. В., Сомова JI.A. Ульяновск, 2001.
  48. Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2.
  49. В.Н., Петрова А. С., Яджин Н. В. Профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка учащихся общеобразовательных школ на учебу в образовательные учреждения МВД России. Тюмень, 2001.
  50. Морозов В. В, Янкевич П. Ф. Российские и зарубежные полицейские и милицейские системы: происхождение и развитие. Владимир, 1999.
  51. Московская краснознаменная милиция. Страницы истории / Под ред. Кондауров И. А., сост. Беда A.M., Янаев С. И. и др. М., 1992.
  52. Московская краснознаменная милиция. Страницы истории / Под.ред. Кондауров И. А., сост. Мулукаев А. Я., Богданов П. С. и др. М., 1988.
  53. Р.С. Полиция в России (IX начало XX века). Н. Новгород, 1993.
  54. B.C. Философия права. М., 1998.
  55. Образование в Свердловской области: проблемы и решения./ Под. ред. Нестерова В. В. Екатеринбург, 2000.
  56. Полиция Финляндии. МВД. Департамент полиции. Хельсинки, 2000.
  57. Правовое государство: связь веков (историко-теоретический аспект). Сб. научных трудов/Отв. ред. К. И. Батыр. М., 1991.
  58. В.Н., Романов В. М. Советская милиция М., 1965.
  59. Развитие гражданско-правового образования в Псковской области / Отв. ред. Плоткин К. М. Псков, 2000.
  60. Л. П., Упоров И. В. Естественные права человека. СПб., 2001.
  61. О.Р. Становление и развитие региональной системы подготовки кадров МВД Республики Татарстан: История и современность. Монография Казань, 2002.
  62. М.И. История Полиции России (1718−1917). Выпуск № 1. М., 1992.
  63. А.В., Середа М. Ф. Начальная профессиональная подготовка в образовательных учреждениях МВД России. Брянск, 1998.
  64. М. Б. Правовая личность. М., 2000.
  65. В. С. Правовое обеспечение реализации свободы человека. СПб., 1998.
  66. Совершенствование системы подготовки кадров за рубежом./ Подготовил: Кудрявцев А. В., Янковская С. А. М., 1993.
  67. Е.Н. Смысл жизни /Сост. А. П. Полякова, П. П. Апрышко. М., 1994.
  68. М. М. Утяшева JI. М. Права человека в России: состояние и перспективы. Уфа, 1997.
  69. В.И. Кадровое обеспечение системы МВД России. Монография СПб., 2000.
  70. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. К. И. Батыра. Т. 2. М., 1996.
  71. В.И. Образовательное право. М., 2001.
  72. Юридическая энциклопедия /Под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997.1. Статьи
  73. . Т.В. Чувашская модель в реформе образования // Новая газета. 2001. 16−19 августа.
  74. Н. М. Образование в Канаде. // Педагогика. 1992. № 11/12.
  75. С. Образование в Узбекистане: в день сегодняшний // Вестник Высшей школы. 2001. № 7.
  76. Дж. Образование на Мальте //Перспективы. 1992 № 4.
  77. .А. Организация подготовки кадров в колледжах милиции //Подготовка полицейских кадров. Проблемы и пути развития в общеевропейском масштабе. М., 2000.
  78. .А., Кобозев А. А. К вопросу о дальнейшем развитии системы профессионального образования МВД России //Проблемы совершенствования подготовки сотрудников ОВД. Всероссийский институт повышения квалификации МВД России. Домодедово, 2002.
  79. И.Ф. Совершенствование профессиональной подготовки кадров ОВД и зарубежный опыт полицейского образования //Зарубежный опыт организации подготовки полицейских кадров и работы полиции. СПб., 1999.
  80. Х.Х. Кадровая политика в ОВД СССР (1917−1991 г. г). // МВД страницы истории (1802−2002). СПб., 2001.
  81. М.В., Проценко Е. Д., Байкеев С. Е. Кадровое обеспечение полицейских органов Российской империи в период абсолютизма // Сборник статей «МВД страницы истории (1802−2002)». СПб., 2001.
  82. В.И., Первухин Ю. М. Этапы организации советской милиции // История правоохранительных органов России. Челябинск, 2000.
  83. Н.В. К истории заочного образования в системе МВД России // Страницы истории правоохранительных органов России. М., 2001.
  84. Н.В., Суворов А. И. П.А Столыпин и революционный террор начала XX века // Страницы истории правоохранительных органов России. М., 2001.
  85. A.M. Заочная форма обучения основной компонент повышения образовательного уровня действующих сотрудников милиции // Подготовка полицейских кадров. Проблема и пути развития в общеевропейском масштабе. М., 2000.
  86. Л.И. Управление школьным образованием в ФРГ // Педагогика-2000 № 6.
  87. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Милицейские ведомости № 22 от 28 мая 2004 г.
  88. М. Муниципальная образовательная система: в поисках гармонии //Народное образование. 2002. Выпуск № 8.
  89. В.П. О некоторых направлениях деятельности учебных заведений МВД России по повышению уровня профессионализма обучения // Профессиональное образование в системе МВД России: Проблемы и решения. Челябинск, 1996.
  90. Е.П. Формирование и развитие органов полиции на Южном Урале //История правоохранительных органов России. Челябинск, 2000.
  91. И.С. Среднее юридическое образование: проблемы повышения эффективности и качества обучения // Проблемы повышения эффективности и качества обучения в вузе МВД России. Омск, 1998.
  92. С.В. Деятельность Челябинского жандармского отделения в конце XIX начале XX веков // История правоохранительных органов России. Челябинск, 2000.
  93. Г. Понятие свободы в «Метафизике нравов» И. Канта и современное правовое регулирование //Материалы конференции. Краснодар, 1994
  94. Диссертации и авторефераты диссертаций
  95. A.M. Реализация кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров. Дис. канд. .юрид. наук. М., 2003.
  96. С.Е. Кадровое обеспечение полицейских органов в Российской Империи. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 2001.
  97. С.В. Создание советской рабоче-крестьянской милиции РСФСР и ее деятельность по охране революционного порядка (1917−1920 г. г.) Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1971.
  98. А.И. Организация и правовое регулирование профессиональной подготовки кадров в системе МВД России. Автореф. дис. канд. .юрид. наук. М., 2001.
  99. В.М. Научно-педагогические кадры системы МВД России. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 1998.
  100. А.В. Организационно-правовые основы деятельности милиции в предвоенные годы (1931−1941 годы). Дис .канд. юрид. наук. СПб., 2002.
  101. С.И. Организационно-правовые аспекты кадрового обеспечения высших учебных заведений МВД России. Автореф. дис. .канд. юрид. наук М., 2003.
  102. И.В. Развитие педагогической системы профессионального образования в учебных заведениях МВД России. Дис. .д-ра пед. наук. М., 1999.
  103. А.В. Кадровое обеспечение органов внутренних дел. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 1997.
  104. А.В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности ОВД. Автореф. дис. .д-ра юрид. наук. М., 1997.
  105. М.Ю. Становление и деятельность милиции Петрограда и Петроградской губернии в период революций и гражданской войны в России (февраль 1917−1920 г. г.). Дис. .д-ра юрид. наук. СПб., 2002.
  106. В.Р. Министерство полиции России в период образования и отечественной войны 1812 года. Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2001.
  107. М.Э. Милиция Ленинграда в послевоенный период (1945−1956 г. г.) Дис.. канд. ист. наук. СПб., 1995.
  108. Д.А. Организация полицейской подготовки в США. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 2001.
  109. И.Н. Государственно-правовые и организационные проблемы функционирования и развития системы МВД России. Дис. .д-ра юрид. наук. СПб., 1999.
  110. С.Ф. Кадровое обеспечение деятельности ОВД. Дис. .д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
  111. Д.И. Милиция Западной Сибири в конце 20-х начала 30-х годов. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 1995.
  112. Н.А. Особенности комплектования и профессиональной подготовки органов полиции в России XIX начала XX веков. Дис.канд. юрид. наук. СПб., 2004.
  113. В.Я. Кадровое обеспечение совершенствования деятельности милиции в РФ. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 2000.
  114. А.О. Организационно-правовые аспекты работы с кадрами полиции и жандармерии Российской империи (1800−1917 г. г.). Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2000.
  115. С.В. Государственно-правовая политика Екатерины II и ее влияние на развитие полицейской системы России. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 2001.
  116. Д.Б. Высшие учебные заведения МВД России как юридические лица. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  117. В.И. Становлением и развитие законодательства о полиции в России в XVIII начале XX веков. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  118. Г. М. Организационно-правовые основы управления послевузовским образованием в системе МВД России. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1999.
  119. А.Д. Развитие теории и практики профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России. Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 2001.
  120. Лойт Х. Х Государственная кадровая политика и ее реализация в ОВД. Дис. .д-ра юрид. .наук. СПб., 1998.
  121. В.В. Полиция дореволюционной России и противоправные про явления в области общественной нравственности. Дис. д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
  122. A.M. Санкт-Петербургская столичная полиция (1906−1913 годы). Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 2000.
  123. Р.В. Полиция Российской империи (1862−1917). Историко-правовой аспект. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1992
  124. А.А. Правовые и организационные основы подготовки иностранных граждан в образовательных учреждениях МВД России. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1999.
  125. А.Н. Петроградская милиция: ее развитие и деятельность в условиях НЭПА (1921−1925 г. г.). Дис. .канд. ист. наук. СПб., 1995.
  126. Е.Д. Государственная образовательная политика в системе МВД РФ. Дис. .д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
  127. Г. И. Становление и развитие милиции в условиях формирования политической монополии партии большевиков на власть (1917−1921). Дис. канд. юрид. наук СПб., 1994.
  128. Р. А. Общество и государство: концепция Джона Локка. Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1995.
  129. М.В. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в России и гарантии их реализации: Дис.. канд. юрид. наук. СПб.2000.
  130. В.Н. Административно-правовое регулирование оказания платных образовательных услуг в системе высших учебных заведений МВД Рососии. Дис. канд. .юрид. наук. СПб., 2000.
  131. В.И. Формирование кадрового потенциала системы МВД России. Дис. канд. .юрид. наук. СПб., 1999.
  132. М.Т. Профессиональная подготовка в полицейских в США: современное состояние и перспективы развития. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. СПб., 1999.
  133. К.В. Становление полиции Финляндии и развитие правовых основ ее деятельности в начале Х1Х-серединеХХ вв. Дис. канд. юрид. наук. СПб., 2003.
  134. И.М. Организационно-правовые основы становления и развития советской милиции в Псковской губернии 1917−1924 г.г.). Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 1999.
  135. Х.А. Теоретико-правовые проблемы научного обеспечения деятельности ОВД. Дис. канд. .юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  136. И.Ч. Система подготовки кадров для правоохранительных органов зарубежных стран. Дис. канд. .юрид. наук. СПб., 1998.
Заполнить форму текущей работой