Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нормативную базу исследования составляют, прежде всего, международные договоры, участником которых является Российская Федерация (к примеру, Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция, определяющая государство, ответственное за рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, поданных в одном из государств — членов Европейских Сообществ (Дублинская конвенция) 1990 г.), конституционные акты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации
    • 1. Общая характеристика правового статуса вынужденного переселенца и правового статуса беженца
    • 2. Развитие норм международного права о беженцах и их соотношение с законодательством Российской Федерации
    • 3. Сравнительно-правовое исследование законодательства европейских стран, закрепляющих правовой статус лиц, вынужденно покинувших обычное местожительство
  • Глава II. Совершенствование законодательства о вынужденных переселенцах и беженцах в Российской Федерации и практики его применения
    • 1. Развитие законодательства и правового механизма обеспечения статуса вынужденных переселенцев и беженцев в
  • Российской Федерации
    • 2. Система органов государственной власти и органов местного самоуправления, занимающихся обеспечением прав вынужденных переселенцев и беженцев
    • 3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о вынужденных переселенцах и беженцах в
  • Российской Федерации

Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Коне! XX — начало XXI в. отмечены крупнейшими геополитическими изменениями, социальными и военно-политическими кризисами, межэтническими конфликтами, что стало причиной массовых миграционных потоков, оказавших существенное воздействие на внутреннюю ситуацию государств и на международную политику. В Российской Федерации проблема регулирования миграции населения является одной из наиболее острых. С 1990 по 2002 г. на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из государств — членов СНГ и стран Балтии переехало от 8 до 10 млн. человек. Из них 1,7 млн. человек получили статус беженца или вынужденного переселенца. Наиболее сложной является ситуация с вынужденными переселенцами в Южном федеральном округе. В докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 2002 г. указывается, что с сентября 1999 г. по декабрь 2002 г. только миграционной службой Республики Ингушетия было учтено более 300 тыс. человек.

Заметим, что в 2002;2003 гг. был издан ряд нормативных правовых актов, направленных на упорядочение миграционных процессов. В частности, Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 1 марта 2003 г. № 256-р одобрило Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, определившую содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области управления миграционными процессами.

Однако решены далеко не все проблемы в области государственного регулирования миграции, предоставления убежища, а также правового положения беженцев или вынужденных переселенцев. Иммиграционный поток в нашу страну постоянно увеличивается: если в 1992 г. в Российскую Федерацию въехало около 12 млн. человек, то в 2002 г. это количество увеличилось до 30 млн. В 2002 г. за нарушение режима пребывания были задержаны и выдворены из Российской Федерации свыше 22 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства. По различным экспертным оценкам, число лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, составляет от 1,5 до 15 млн. человек, к 2010 г. их количество может возрасти до 19 млн. человек1.

Нормативные правовые акты в области миграционной политики, принятые в 2002;2003 г., лишь частично урегулировали правовой статус лиц, прибывших в Российскую Федерацию в 90-х гг. XX в. из государств — бывших республик СССР, а также положение т.н. трудовых мигрантов. На данное обстоятельство обратил внимание Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Л.

Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 мая 2003 г. Конституционно-правовой статус беженцев, также как и статус.

1 См.: Отчет о брифинге Незаконная миграция в России, состоявшемся в Министерстве внутренних дел Российской Федерации 10 сентября 2003 г. // www.mvdinfom.ru/index.php7newsidH354.

2 См.: Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 мая 2003 г. // Российская газета. 2003. 17 мая. вынужденных переселенцев в Российской Федерации нуждается в уточнении и дальнейшем упорядочении.

Все вышесказанное предопределило необходимость исследования способов решения проблемы вынужденных переселенцев и беженцев, сложившихся в международно-правовой практике, их влияния на российское законодательство и перспективы совершенствования нормативных правовых документов в данной сфере.

Степень научной разработанности темы. Отечественная и зарубежная юридическая наука уделяет серьезное внимание изучению проблем правового регулирования миграции, юридического закрепления прав и обязанностей лиц, изменяющих место жительства под влиянием политических, социально-экономических, природных факторов, в частности, определения и развития конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Существенный вклад в изучение статуса беженцев и вынужденных переселенцев как одного из видов конституционно-правового статуса человека и гражданина, а также в исследование юридических механизмов обеспечения и защиты их прав и законных интересов внесли С. А. Авакьян, Э. А. Аметистов, В. В. Бойцова, Н. В. Витрук, Л. И. Котиева, И. А. Ледях, О. О. Миронов, H.A. Михалева, Б. Н. Топорнин, А. И. Туз, В. Е. Чиркин, Т. Я. Хабриева и другие.

Проблемы международной защиты прав мигрантов получили освещение в трудах Г. С. Витковской, В. А. Карташкина, Ю. И. Лейбо, В. А. Туманова, Н. В. Щербаковой, Л. М. Энтина, А. Ю. Ястребовой и других.

Проблемам государственного регулирования миграционных процессов, а также реализации конституционных, гражданских, социальных и иных прав беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации посвящены работы H.A. Ворониной, О. Д. Воробьевой, JI.A. Графовой, Ж. А. Зайончковской, В. А. Ионцева, Т. М. Регент, JLJL Рыбалковского, С. Б. Ягодина и других.

Вместе с тем, содержание конституционно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации еще недостаточно изучено. Изменение характера миграционных процессов, происшедшие в конце XX — начале XXI в., в т. ч. усиление т.н. трудовой миграции, появление категории временно перемещенных лиц, угроза террористических актов послужили причиной реформы миграционной политики России, что ставит перед учеными-правоведами новые проблемы в данной сфере.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, метод комплексного подхода и другие, а также ряд частно-научных методов — сравнительного правоведения, технико-юридический, статистический, конкретно-социологический и иные методы.

Особенностью диссертации является сочетание сравнительно-правового и комплексного исследования. Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений требованиями объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности.

Нормативную базу исследования составляют, прежде всего, международные договоры, участником которых является Российская Федерация (к примеру, Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция, определяющая государство, ответственное за рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, поданных в одном из государств — членов Европейских Сообществ (Дублинская конвенция) 1990 г.), конституционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 г., Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации) — федеральные законы (в частности, Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528−1 О беженцах, Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17 октября 2003 г.) О гражданстве Российской Федерации), законы Российской Федерации (Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530−1 О вынужденных переселенцах), указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерацииежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Важное значение для исследования имел анализ информационных материалов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Парламента Республики Ингушетия, в частности, заключений экспертов по отдельным законопроектам, s стенограмм тематических парламентских слушаний, материалов научно-практических конференций, круглых столов.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по теории и истории государства и права, конституционному, административному, гражданскому, социальному праву. Особое внимание уделено анализу трудов ученых — юристов, внесших большой вклад в разработку теории права и государства, теории прав человека, конституционного права, а также актуальных проблем, связанных с темой диссертационного исследования, среди них: М. В. Баглай, И. Н. Барциц, A.B. Васильев, Р. Ф. Васильев, Б. П. Елисеев, С. Э. Жилинский, И. А. Исаев, А. Д. Керимов, Б. С. Крылов, В. Н. Кудрявцев, М. Н. Кузнецов, Б. М. Лазарев, В. В. Лазарев, Е. А. Лукашева, В. О. Лучин, Г. В. Мальцев, М. Н. Марченко, Т. Д. Матвеева, С. И. Носов, C.B. Соловьева, Б. А. Страшун, Ю. А. Тихомиров, О. И. Чистяков, Т. М. Шамба, А. И. Экимов, И. С. Яценко и другие.

В работе использованы также труды зарубежных ученыхН. Барри Стейна, Г. Гудвин-Гилла, Д. Робертсона, A.C. Хелтона.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся между государством и лицами, вынужденно изменившими место жительства, в результате признания их вынужденными переселенцами или беженцами, а также в процессе реализации предоставленных им прав, свобод и обязанностей.

Предметом диссертационного исследования выступают нормы конституционного права, закрепляющие критерии и порядок предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца, устанавливающие права и обязанности данной категории лиц, определяющие механизм государственного регулирования вынужденной миграции в Российской Федерации.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является комплексное исследование проблем правового регулирования статуса вынужденных переселенцев и статуса беженцев, а также выработка практических рекомендаций по их совершенствованию.

В ходе ее реализации решались следующие задачи:

— на основе комплексного подхода к рассмотрению проблем вынужденной миграции выделить основные типы и методы осуществления государственной миграционной политики в Российской Федерации;

— путем сравнительного анализа норм международного права, российского и зарубежного законодательства уточнить понятия вынужденный переселенец и беженец, а также основания отграничения данной категории мигрантов от иных лиц, покинувших место жительства;

— определить основные принципы и составные элементы конституционно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев;

— на основании исследования понятия временное убежище, безопасная третья страна предложить рекомендации по предоставлению временного убежища, а также предоставлению временного места пребывания вынужденным переселенцам;

— исследовать систему органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих обеспечение и защиту прав и законных интересов вынужденных переселенцев и беженцев, а также исполнение ими юридических обязанностей, и предложить направления ее совершенствования;

— рассмотреть проблемы юридической ответственности за нарушение прав вынужденных переселенцев и беженцев.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в диссертации проведено комплексное исследование конституционно-правового статуса вынужденного переселенца и беженца. В диссертации проанализированы его характер, принципы и составные элементы.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать положения и выводы, выносимые на защиту и содержащие элементы научной новизны, наиболее существенными из которых представляются следующие:

— содержание конституционно-правового статуса вынужденного переселенца, также как и конституционно-правового статуса беженца по мнению диссертанта, коррелируется с миграционной политикой Российской Федерации. Современная миграционная политика России является жесткой, ее сущность заключается в обеспечении устойчивого социально-экономического и демографического развития и национальной безопасности Российской Федерации, рациональном размещении населения на территории страны. Миграционная политика характеризуется применением ускоренных процедур рассмотрения ходатайств о предоставлении статуса вынужденного переселенца или статуса беженца, поощрением добровольного возвращения вынужденных переселенцев и беженцев в места прежнего обычного местожительства, установлением квот для принятия беженцев;

— рассматривая правовой статус вынужденного переселенца и правовой статус беженца как виды конституционно-правового статуса человека и гражданина, диссертант выделяет их отличительные признаки:

• специальный характер — статус вынужденного переселенца или беженца предоставляется лицу, в зависимости от его специфических качеств (покинуло место жительства в силу преследований по политическим, религиозным, расовым, национальным мотивам, либо вполне обоснованных опасений стать жертвой таких преследований и не может или не желает вернуться вследствие обоснованных опасений);

• целевой характер — предоставляется лицу с целью социальной адаптации и утрачивается по ее завершении;

• срочный характер;

— рассмотрев законодательство Российской Федерации о вынужденных переселенцах и беженцах, а также нормы международных договоров, определяющих основы правового положения беженцев, диссертант предлагает выделить принципы статуса вынужденного переселенца и статуса беженца, которые являются общими для них:

• признание и гарантирование прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

• взаимосвязь прав и обязанностей, закрепленных за лицами, имеющими рассматриваемый правовой статус;

• недопустимость дискриминации вынужденных переселенцев и беженцев по признаку расы, религии или места происхождения;

• приобретение статуса беженца или статуса вынужденного переселенца на основании решения уполномоченного государственного органа;

• запрет произвольного лишения специального статуса по решению органа исполнительной власти;

• запрет принудительного возвращения в места постоянного проживания;

— в структуре конституционно-правового статуса вынужденного переселенца, также как и в структуре конституционно-правового статуса беженца диссертант выделяет специальную правосубъектность, права, обязанности и ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации. При этом на государство необходимо возлагать обязанность обеспечения посредством дополнительных мер экономического, социального и юридического характера условий для ресоциализации и восстановления прав лиц, признанных вынужденными переселенцами или беженцами;

— исследовав деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению миграционной политики, и в частности, по обеспечению реализации прав беженцев и вынужденных переселенцев, диссертант полагает необходимым восстановление системы специализированных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование и реализацию политики Российской Федерации в области миграции населения;

— по мнению автора, для обеспечения наиболее полной реализации прав вынужденных переселенцев и беженцев необходимо в законодательных актах, регулирующих как правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, а также государственное управление в сфере миграционной политике закрепить меры административной ответственности должностных лиц и государственных служащих за массовое или грубое нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, в частности, за незаконный отказ в предоставлении соответствующего статуса.

Практическая значимость результатов работы. Выводы и рекомендации, сделанные в диссертации, могут быть использованы нормотворческими и правоприменительными органами. Положения, основанные на выводах диссертационного исследования, могут быть использованы в процессе преподавания курсов Конституционное право Российской Федерации, Социальное право.

Апробация исследования. Диссертация выполнена и рекомендована к защите на кафедре государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные выводы и положения диссертации были изложены автором на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, а также нашли отражение в научных публикациях.

Структура и содержание работы. Цели и задачи, поставленные диссертантом, определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Суммируя все вышеизложенное, следует отметить, что в целом правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, определенный отечественным законодательством, позволяет лицам, обладающим или желающим обладать данным статусом, реализовать весь комплекс прав человека и гражданина, закрепленный в Конституции Российской Федерации и международных договорах РФ.

Конституционно-правовой статус беженца и конституционно-правовой статус вынужденного переселенца являются видами конституционно-правового статуса человека и гражданина, их отличительными признаками являются:

— специальный характер — статус вынужденного переселенца или беженца предоставляется лицу, в зависимости от его специфических качеств (покинуло место жительства в силу преследований по политическим, религиозным, расовым, национальным мотивам, либо вполне обоснованных опасений стать жертвой таких преследований и не может или не желает вернуться вследствие обоснованных опасений);

— целевой характер — предоставляется лицу с целью социальной адаптации и утрачивается по ее завершении;

— срочный характер.

Принципами, которые присущи обоим данном правовым статусам являются:

— признание и гарантирование прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

— взаимосвязь прав и обязанностей, закрепленных за лицами, имеющими рассматриваемый правовой статус;

— недопустимость дискриминации вынужденных переселенцев и беженцев по признаку расы, религии или места происхождения;

— приобретение статуса беженца или статуса вынужденного переселенца на основании решения уполномоченного государственного органа;

— запрет произвольного лишения специального статуса по решению органа исполнительной власти;

— запрет принудительного возвращения в места постоянного проживания.

В структуру конституционно-правового статуса беженца и конституционно-правового статуса вынужденного переселенца входят следующие элементы:

— специальная правосубъектность, обусловленная специфическим признаками, присущими обеим категориям;

— права, направленные на обеспечение условий для ресоциализации;

— обязанности, обусловленные необходимостью государственного контроля за передвижением данной категории населения;

— ответственность, наступающая за нарушение правил проживания и передвижения по территории государства.

Законодательство Российской Федерации, определяющее статус беженца и статус вынужденного переселенца, в 80−90-е годы XX в. прошло большой этап в своем развитии. Однако в нем имеется ряд серьезных пробелов и коллизий. На основании исследования международных стандартов в области прав и свобод человека и гражданина, зарубежного опыта диссертант предлагает ряд мер, направленных на его совершенствование.

В качестве приоритетных направлений совершенствования российского законодательства, конкретизирующего конституционно-правовой статус беженцев и конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев можно определить следующие:

1) подготовка предложений и создание правовой базы, определяющей основные взаимные права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев и государства;

2) защита прав беженцев и. вынужденных переселенцев (при этом следует уделить особое внимание защите прав соотечественников). Следует ускорить заключение межгосударственных соглашений с государствами СНГ по проблемам, связанным с регулированием миграционных процессов;

3) разработка региональных и межрегиональных миграционных программ и организация их выполнения. Необходимость единого подхода в реализации государственной миграционной политики, включая учет демографической ситуации и состояния рынка труда регионов, возможность территориального перераспределения миграционных потоков требуют разработки межрегиональных и региональных программ на основе рационального расселения мигрантов на территории России, что снизит нагрузку на региональные рынки жилья, труда и потребления. Региональные программы должны сочетать в себе интересы всех слоев и групп населения;

4) разработка механизма взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами. Создание единой системы взаимодействия в управлении миграционными процессами исключит возможность дублирования функций и позволит эффективно осуществлять программные мероприятия.

5) взаимодействие с российскими, международными и зарубежными правительственными и неправительственными организациями, ассоциациями и фирмами с целью оказания практической помощи и привлечения финансовых средств для решения миграционных проблем.

6) система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоковпринятие единой классификации категорий мигрантов;

7) развитие единой системы учета и регистрации мигрантов;

8) заключение между Российской Федерацией и другими государствами двусторонних договоров о защите прав и основных свобод человека, национальных меньшинств, соотечественников и создание комиссий по наблюдению за ходом их выполнения, уполномоченных принимать решения, обязательные для выполнения сторонами.

Список использованных нормативных правовых источников и литературы.

Нормативные правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации. М. 1993.

2. Конвенция, определяющая государство, ответственное за рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, поданных в одном из государств — членов Европейских Сообществ (Дублинская конвенция) 15 июня 1990 г.

3. Протокол 1967., касающиеся статуса беженца УВКБ ООН/ В кн. Алексеева Л. Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. — M. 1996.

4. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. / В кн. Алексеева Л. Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. -М. 1996.

5. Права человека. Основные международные документы. -М. 1992.

6. Положение о Межгосударственном фонде помощи беженцам и вынужденным переселенцам / Бюллетень международных договоров. — 1995. № 11. С. 5−9.

7. Соглашение между Российской Федерации и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев / Бюллетень международных договоров. — 1995. № 12. С. 35−39.

8. Соглашение стран СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам / Бюллетень международных договоров. — 1995. № 5. С.З.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г., Часть вторая от 26.01.1996 г.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г.

11. Арбитражно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г.

12. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации» .

13. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» .

14. Федеральный Закон Российской Федерации от 30.07.1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» .

15. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02. 1998 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

16. Закон Российской Федерации «О беженцах» / Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. № 12. Ст. 425.

17. Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» / Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. -1993. № 12. Ст. 426.

18. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 № 256-Р.

19. Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской.

Федерации" от 31.05.2002 г. 362-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.2002.№ 22.ст.2031.

20. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 г. № 5742−1.

21. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 20.12.1995 г. № 202-ФЗ.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 52. Ст. 5110.

22. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах» от 19.02.1993 г. № 45 281 (в редакции от 28.06.1997 г. № 95-ФЗ. от 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, от 1)7.08.2000 г. № 122-ФЗ, от 07.11.2000 г. № 135-Ф3// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 2956.

23. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ (в редакции от 18.07.1998 г. № 110-ФЗ, от 24.06.1999 г. № 118-ФЗ).

24. Федеральный закон «О внесении дополнений в Закон Российской.

Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 10.02.1999 г. № 29-ФЗ.

25. Федеральный закон «О государственной политики Российской.

Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 24.05. 1999 г. № 99-ФЗ.

26. Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25.07.1998 г. № 128-ФЗ.

27. Федеральный закон «О внесении дополнений в Закон Российской.

Федерации «О государственной границе Российской Федерации» «от 29 11.1996 г. № 148-ФЗ.

28. Указ Президента Российской Федерации от 16.12.1993 г. №.

О мерах по введению иммиграционного контроля" .

29. Указ Президента Российской Федерации от 16.12.1993 г. №.

О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" .

30. Указ Президента Российской Федерации от 9.08.1994г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе» .

31. Указ Президента Российской Федерации от 19.02.1996 г. №.

О продлении действия президентской программы «Дети России» .

32. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.1997 г. №.

О внесении изменений в закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» / Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. № 52. Ст. 5110.

33. Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе» / Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. № 18. Ст. 2065.

34. Постановление Совета Министров РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 539 «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» / Сборник постановлений РСФСР. -1991. № 4. Ст. 49.

35. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 1992 г. № 135 «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» / Российская газета. 10 марта1992.

36. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 1992 г. № 762 «О предоставлении беженцам и вынужденным переселенцам долговременных беспроцентных возвратных ссуд» / Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1992. № 15. Ст. 1160.

37. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 года № 106 «О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья» / Российская газета. 10 февраля 1997 г.

38. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года № 724 «О порядке оказания содействия лицу, ему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, и вынужденному переселенцу в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту пребывания или месту жительства» / Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. № 25. Ст. 2944.

39. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1992 года № 740 «Вопросы Федеральной миграционной службы России» (в ред. постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1993 года № 124).

40. Закон Краснодарского края от 23 июня 1995 года № 9-КЗ «О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края» .

41. Закон Республики Северная Осетия — Алания от 10 ноября 1996 года № 155 «О миграции» (в редакции Закона Республики Северная Осетия — Алания от 17 апреля 1998 года № 23 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Северная Осетия — Алания «О миграции»).

42. Закон Ставропольского края от 13 декабря 1996 года № 45-кз «Иммиграционный кодекс Ставропольского края» .

43. Указ Президента Республики Адыгея от 30 мая 1994 года № 83 «О мерах по ограничению миграции в Республику Адыгея» в ред. Указов Президента Республики Адыгея от 5 сентября 1994 года№ 139 и от 31 октября 1995 года № 133.

44. Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 5 мая 1994 года № 17-П-П О некоторых мерах регулирования миграции в Кабардино-Балкарской Республике" .

45. Постановление Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 31 августа 1994 года № 201 «О состоянии миграции в Кабардино-Балкарской Республике и мерах по выполнению постановления Парламента КБР от 05.05.94 № 17-П-П» .

46. Постановление Президиума Совета Министров Карачаево-Черкесской Республики от 23 августа 1994 года № 139 «О мерах по усилению контроля за миграционными процессами» .

47. Постановление Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23 августа 1997 года № 205 «О комиссии миграционного контроля» .

48. Постановление главы администрации Краснодарского края от 16 июля 1997 года № 236 «О мерах по усилению государственного контроля за миграционными процессами на территории Краснодарского края и снижению негативных последствий избыточной миграции» .

49. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР. 1932. Отдел первый. № 84. Ст. 516, 517. С. 812—822.

50. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1922. № 68. Ст. 901.

51. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1923. Отдел первый. № 69. Ст. 673. С. 1235—1237.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.М., Клинова Е. В., Манов Б. Г. Обеспечение прав и свобод человека в международном праве. Сборник обзоров / АН СССР ИНИОН. — М., 1987 — 208 с.
  2. Э.М., Зименкова О. Н., Клинова Е. В. Обеспечение прав и свобод человека в национальном праве. Сборник обзоров/АН СССР. ИНИОН. М., 1989. — 137с.
  3. JI.B., Белоусова Е. В. Беженцы и вынужденные переселенцы: (Правовые проблемы) // Государство и право. 1995. № 5. С. 39−47
  4. JT.B., Белоусова Е. В. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах. М.: Юридлит., 1998. 543 с.
  5. М. Положение с правами и свободами беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации // Российский бюллетень по правам человека. Выпуск 3. М.- 1994.-С.32−48
  6. М. Б. Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра-М, 1996. — 510 с.
  7. О.Д. Миграционная политика России и проблемы ее реализации/Доклады и тезисы докладов Международной на практической конференции 17 ноября 2000 г., М., 2000.
  8. О.Д. Особенности миграции трудовых ресурсов России/Аналитический вестник № 9(121). 2000.
  9. Вопросы трудовых ресурсов в районах Сибири. Новосибирск, 1999
  10. Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов. М., 1994.
  11. О.Д. Миграционная политика и реализация/Народонаселение. 2000. № 4.
  12. С. Проверки исполнения законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Законность. 1995. — № 11.-С. 19−25
  13. Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. М., 1993. 173 с.
  14. Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение, /под ред. В. А. Тишкова. М., 1997.- 308 с.
  15. Вынужденная миграция и права человека, /под ред. М. Арутюнова. М., 1998. 124 с.
  16. О.Д. Труд и миграция/Миграция в России, 2000.
  17. Вынужденные мигранты в центральной России/Под ред.1. В.
  18. Мукомеля и Э. Паина. М., 1999.
  19. Вынужденные мигранты и государство/ Отв. ред. В. А. Тиг. М., 1998.
  20. Вынужденные мигранты: Интеграция и возвращение/ Отв.ред.В. Тишков. М., 1997. 15.
  21. Г. А., Филина B.H. Региональные особенности маятников миграции в СССР // Региональное расселение в СССР. М., 1989 г. 102с.
  22. Гражданство и свобода передвижения. М., 1994.
  23. Л. Без покаяния. // Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Москва, 1997. — 142с.
  24. А.Г. Основы региональной экономики: Учебное пос. М.-2001.
  25. И.А. Переселения крестьян в Сибирь. М., 1988.
  26. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.
  27. М.Б., Ионцев В. А., Хорее Б. С. Миграциология: Учебноепособие. М, 1989.
  28. Зайончковская Ж. А. Исторические корни миграционной ситуации
  29. Средней Азии//Миграция русскоязычного населения из Центральной
  30. Азии: Причины, последствия, перспективы/ Под ред. Г. Витковской:Науч. докл. Моск. Центра Карнеги. Вып.П. М., 1998.
  31. Зайончковская Ж. А. Межреспубликанские миграции населения
  32. СССР//Проблемы прогнозирования. 1991. № 3.
  33. .А. Миграционные тенденции в СНГ//Миграция в постсоветском пространстве: Политическая стабильность и международное сотрудничество. М., 1997.
  34. .А. Миграция населения и рынок труда в России1. M. t1995.
  35. .А. Рынок труда как регулятор миграционныхпотоков/Миграция и рынки труда в постсоветской России. М.
  36. Деятельность ФМС России в 1996 году: основные итоги, проблемы и перспективы // Информационно-аналитический бюллетень ФМС России. 1997. — № 1. — С.8.
  37. В.В., Говтань О.Дж., Ксенофонтов М. Ю., Панфилов B.C., Узяков М. Н. Экономика роста (Концепция развития России в среднесрочной перспективе)// Проблемы прогнозирования. 2000.№ 1.
  38. А. Экономика роста//Эксперт. 2001. № 1—2.
  39. У. Методы регионального анализа: Введение в науку о регионах. М., 1966.
  40. Информационные, информационно-аналитические, информационно-статистические сборники ФМС России. М., 1994— 1999.
  41. В.А. Международная миграция населения: Теория и история изучения. М., 1999.
  42. В.А. Миграционная политика буржуазных государств. М., 1980.
  43. В.А. Мировые миграции. М., 1992.
  44. А. А. Переселения в русском народном хозяйстве. СПб, 1891. Исторический опыт регулирования миграции населения в России/Под ред. JI. J1. Рыбаковского. М., 1994.
  45. В.М. Эмиграция и реэмиграция в России в XVIII — начале XX века. М., 1998.
  46. А.Н. Проблемы международного трудового обмена и Россия. М., 1999.
  47. Л.Б. Географический анализ интенсивности миграционных связей России и её регионов с республиками ближнего зарубежья (1969—1997 г.): Автореф. дисс. к.г.н. М., 1999.
  48. A.A. Переселение и колонизация. СПб., 1905.
  49. A.A. К вопросу о переселении и колонизации. СПб., 1905.
  50. JI. В., Тапилина В. С., Трофимов В. А. Миграция и жилище. Новосибирск, 1988.
  51. А.Г. Динамика занятости и рынка труда. М., 2001 г.
  52. В.Т. Доклад на международной научно-практической конференции «Социально-экономическое и демографическое развитие: Проблемы взаимосязи в современной России. 17 ноября 2000 г.» М., 2001.
  53. Е. С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. М., 1997.
  54. Е., Кубишин Е., Тюрюканова Е. Нелегальная миграция в России. М., 2000.
  55. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах. М. 1998. С. 538
  56. Конференция по проблемам беженцев и мигрантов в странах СНГ. М. 1996. С. 19.
  57. Н.М. Новая русская диаспора: Социально-психологический анализ. М., 1995.
  58. Ли Рози Анжела. Программы УВКБ ООН по оказанию помощи мигрантам в России//Миграция. 1998. № 3—4.
  59. Т. Проблемы северной миграции: Печерский угольный бассейн. М., 1997.
  60. И. С. Моделирование размещения населения. М.1975.
  61. Методологические положения по статистике. Вып.1. М., 1996. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / Отв. ред. Тишков В. А. М., 1996 г.
  62. Материалы Конференции СНГ по проблемам беженцев и мигрантов // Конференция СНГ по проблемам беженцев и мигрантов. УВКБ ООН. -1996. № 1. т. 1,2.
  63. Миграционная подвижность населения в СССР/ Под ред. Б.С. Хорева
  64. Миграционная ситуация в странах СНГ. М., 1999.
  65. Миграционная ситуация на Дальнем Востоке и политика России.
  66. Под ред. Г. Витковской. М., 1996.
  67. Миграционные процессы в трансформируемом обществе / Ред. И. Г. Ушкалов. М., 1997.
  68. Миграция сельского населения: Цели, задачи и методырегулирования. Новосибирск, 1969.
  69. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. — 135 с.
  70. А.П. Конституционное право Российской Федерации. М., 1993.
  71. В. Наши беженцы и переселенцы: Куда и зачем они мигрируют // Сегодня. 1994. — 13 октября.
  72. О. Миграция русских, новые тенденции // Этнополитический вестник. 1995. — № 5. — С. 124−132.
  73. Компас беженца и вынужденного переселенца. Москва, 1998.-215 с.
  74. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994.
  75. Конференция: беженцы и мигранты в странах СНГ. УВКБ ООН.-М., 1996.-20 с.
  76. Кто поможет беженцам и переселенцам. М., 1998.
  77. В.М. Территориальное движение населения: Характеристика и проблемы управления. М., 1985.
  78. И., Ноздрина Н. Миграция и жилищная ситуация в Центральном районе России/Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. М., 1999, с.241−268.
  79. Д.Д. Население СССР: Проблемы миграции. М., 1991.
  80. В.И. Правовые основы и практика регулирования миграции в субъектах Федерации/Миграция. 1997. № 3. С. 15
  81. В.М. Вынужденная миграция в СНГ // Миграция. 1997. -№ 1. — С. 7
  82. Конференция СНГ по проблемам беженцев и мигрантов. УВКБ ООН. -1996. № 1. т. 1,2.
  83. Е. Этносоциальные и криминальные последствия вынужденной мшрации // Этнополитический вестник.- 1995.-№ 2.-С.117−127
  84. В. Межнациональные конфликты как причина появления потока беженцев // Безопасность. 1993. — № 6.- С. 57−64
  85. Миграция. Журнал ФМС России 1997. № № 1−4.
  86. Миграция населения в России: последние тенденции// Информационно-аналитический бюллетень ФМС России. М. -1997. № 1. С.32
  87. Миграция населения. Вып.5 Стадии миграционного процесса. М., 2001. 158 с.
  88. Миграция населения. Вып.6. Миграционная политика. М.2001. 175 с.
  89. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах // под ред.В. А. Тишкова, — М. 1996. — 232 с.
  90. Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы. М. 1996. — 151 с.
  91. Москвин JL, Потемкина О. Миграционные процессы в СНГ (тенденции развития, проблемы, перспективы) // Социально-политический журнал. М. — 1995. — № 1. — С.34−44
  92. Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцевбеженцев в контексте современной миграционной политики России. Социологический анализ. М., 1999.
  93. Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994.
  94. Население и кризисы / Под ред. Б. С. Хорева. Вып.2. М., 1996.
  95. Население России за 100 лет (1897—1997). М., 1998.
  96. Н., Стерник Г. Рынки жилья и миграция в городах
  97. России// Московский Центр Карнеги, рабочие материалы. 1999.
  98. А. Миграционная политика России //
  99. Обозреватель. 1996. — № 4. — С.20−22
  100. Е. Статус беженцев и вынужденных переселенцев // Российская юстиция. 1996. — № 9.- С.25−26
  101. И.Б. Современная миграционная ситуация в России // Социально-политический журнал. 1993. — № 7.- С.9−14.
  102. Отчет Региональной конференции по рассмотрению вопросов беженцев, недобровольно перемещенных лиц. Других форм недобровольных перемещений и возвращающихся лиц в странах СНГ и соответствующих соседних государствах. УВКБ ООН, MOM, ОБСЕ 1996. 7 с.
  103. Права человека: Сборник международных документов. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 232 с.
  104. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред. д. ю. н., проф. А. Я. Сухарев. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000.
  105. Права человека. Беженцы, вынужденные переселенцы, соотечественники за рубежом // Информационный бюллетень. 1998. — № 2
  106. В.И. Методы изучения миграции населения. М., 1964.
  107. В. И. Миграция населения и трудовыепроблемы
  108. Сибири. Новосибирск, 1966.
  109. Переведенцев В. И. Современная миграция населения Западной
  110. Сибири. Новосибирск, 1965.
  111. В.В. Заселение Сибири. Иркутск, 1951.
  112. В.В. Миграции населения как общественное явление и задачи статистического их изучения // Статистика миграции населения / Ред. А. Г. Волков. М., 1973. С.7—34.
  113. П.М. География принудительных миграций в СССР/Автордисс. д.г.н. М., 1998.
  114. Проблемы миграции населения и трудовых ресурсов. М., 1970.
  115. JI.JI. Россия и новое зарубежье: Миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику. М., 1996.
  116. Рыбаковский JI. J1., Гришанова А. Г., Кожевникова Н. И. Проблемы новой миграционной политики в России. М., 1995.
  117. JI.JI., Захарова О. Д., Миндогулов В. В. Нелегальная миграция в приграничных районах Дальнего Востока: История, современность и последствия. М., 1994.
  118. JI.JI., Тарасова Н. В. Миграционные процессы в СССР: Новые явления//Социологическиеисследования. 1990. № 7, с.35—42.
  119. JT. JI., Шапиро В. Д. Методика социологического изучения демографического поведения. Вып. 1: Миграционное поведение. М., 1985.
  120. С. Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новыхгеополитических условиях. Ставрополь, 1999.
  121. Т.М. Иммиграция в Россию. М., 1997.
  122. Т.М. Миграционная ситуация в СевероКавказскомрегионе//Народонаселение. 1998. № 1. С.28—37.
  123. Т.М. Миграция в России: Проблемы государственного управления. М., 1999.
  124. Т.М. Российское государство — вынужденным переселенцам и беженцам. М., 1998.
  125. Российская диаспора и проблемы недобровольной миграции на советском пространстве. М., 1997. Проблемы общей теории права под ред. Нерсесянца B.C. М.: Издательская группа Норма-Инфа, 1999.
  126. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах // Отв. ред. Д. А. Ковачев. М.: ИНИОН РАН, 1995.
  127. Римское частное право: Учебник// Под. ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М.: Юрист, 1994.
  128. Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 1,2 т. № 5.6.
  129. Российские законы. Сборник текстов: по состоянию на декабрь 1995 год. Под ред. Суханова Е. А. М.: Издательство БЕК, 1996.
  130. О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994.
  131. Р. Теория обязательств. М., 1972.
  132. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М., 1960.
  133. Сборник международно-правоых документов и национального законодательных актов по вопросам беженцев. Минск.2000.
  134. Совет Безопасности Российской Федерации: функции, структура, нормативные документы. М., 1997.
  135. Современные зарубежные конституции. М., 1992.
  136. .А. Конституционные перемены в Восточной Европе. М&bdquo- 1991.
  137. А. Общая теория населения. Т. 1—2. М., 1977.
  138. Современная демография/ Под ред. А .Я. Кваши, В. А. Ионцева. М., 1995
  139. Социальные права человека: документы и материалы Совета Европы. М., 1996. — (Б-ка журн. «Социальная защита». Вып. 14).-Ч. 1.-172 с.
  140. М.С. Избранные труды. Проблемы общей теории права. М., 1990.
  141. H.B. Методологические основы разработки концепция развития миграции населения СССР//Население СССР в 80-е годы.
  142. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства (Под ред. С. Н. Братуся и И.С. Самощенко) М., 1962.
  143. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. М.: Юристъ, 1997.
  144. Ю.А. Курс сравнительного правоведения. -М.: НОРМА, 1996.
  145. .Н. Европейское право: М.: Юрист, 1998.
  146. Н.В., Гришанова А. Г. Социально-демографическиепроблемы миграции населения в 90-е годы. М., 1997.
  147. Н.В., Гришанова А. Г. Социальные проблемы миграциинаселения в 90-е годы. М., 1997.
  148. Форум переселенческих организаций (сборник основополагающих документов). Москва. 1998.- 58 с.
  149. Чтоб не пропасть поодиночке. Как создать переселенческое общественное объединение. Москва. 1998. — 143 с.
  150. M.JI. Международные гарантии прав человека: Опыт Совета Европы. М.: Изд-во Моск. независимого института междунар. права, 1997. — 295 с.
  151. Europe and refugees L’Europe et les refugies: A challenge? / Ed. by Carlier J.Y.,
  152. Vanheule D. The Hague: Kluwer law intern., 1997. — XI, 280p.
  153. Politics and human rights / Ed. by Beetham D.- Contributors: Mendus S. et al.- Polit. studies assoc. (PSA). Oxford- Cambridge (MA): Blackwell, 1995., 224p.
  154. Reconceiving international refugee law/ Ed. by Hathaway J.C. -The Hague etc.: Nijhoff, 1997. -XXK, 171 p.
  155. Robertson D. A dictionary of human rights. L.: Europa, 1997.-VI, 301 p.
Заполнить форму текущей работой