Олимпиады и политика.
Международные нормы о спорте
Одной из нерешенных правовых проблем в области профессионального спорта выступает также сфера применения дисквалификации спортсменовпрофессионалов. Отношения, связанные с указанной дисквалификацией, практически не получили должной нормативной регламентации в трудовом праве. На практике применение дисквалификационных процедур в профессиональном спорте может быть сопряжено не только с известными… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Олимпиады и политика. Международные нормы о спорте
- 2. Общая характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих труд спортсменов-профессионалов
- 3. Проблемы правового регулирования труда спорстменов-профессионалов
- Заключение
- Литература
Спорт в нашей стране был признан полноправной профессией сравнительно недавно, хотя уже задолго до этого стало очевидным, что для достижения высоких спортивных результатов спортсмен должен уделять тренировкам и соревнованиям так много времени, что возможности одновременно еще где-либо работать у него нет. В связи с этим многие известные спортсмены, тренеры и ученые неоднократно говорили о необходимости социальной защиты спортсменов и распространении трудового законодательства на отношения между спортсменами и физкультурно-спортивными организациями.
Появление термина «профессиональный спорт» в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 13 января 1999 г. предполагает возможность рассматривать деятельность профессионального спортсмена как трудоправовые отношения. С признанием статуса профессионального спорта становится актуальным признание комплекса неблагоприятных факторов профессиональной спортивной деятельности, с которыми спортсмен соприкасается в процессе своего труда, для того чтобы предусмотреть все возможные виды профилактики, социальной защиты и социальной помощи при нарушении его состояния здоровья и потере профессиональной трудоспособности, характеризующейся какими-либо вредными условиями труда.
Во всех странах мира в законодательстве есть особые положения о спорте и шоу-бизнесе. В России особенности труда профессиональных спортсменов регулируются в особой главе Трудового кодекса и ст. 26 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ».
1. Олимпиады и политика. Международные нормы о спорте
Историк Ричард ЭспиRichard Espy, авор классического исследования «Политика Олимпийских Игр"The Politics of the Olympic Games, подчеркивает, что на Олимпиадах собирались болельщики со всех концов известного древним грекам мира, поэтому на них постоянно обсуждались политические вопросы, праздновались общие победы, а также формировались политические и военные союзы. То есть, мир на Олимпиадах зачастую был лишь прелюдией к очередной войне. Известно много примеров, когда олимпионики проявляли чудеса храбрости на войне, а прославленные воины — на Олимпиадах.
Как известно, Олимпийские игры были возрождены в конце 19-го века благодаря активности барона Пьера де Кубертена. Барон за свою жизнь опубликовал более 12 тыс. страниц текста об Олимпиадах и всегда подчеркивал, что именно он является инициатором их возрождения. Дэвид ЯнгDavid Young, автор книги «Олимпиады: Борьба за Возрождение"Olympics: The Struggle for Revival, рассказывает о двух предтечах Кубертена — греке Евангелисе Заппасе и англичанине Уильяме Пенни БруксеWilliam Penny Brookes.
Заппас и Брукс не были знакомы и, вероятно, никогда не слышали друг о друге. Заппас родился в Албании, потом сражался за независимость Греции, а потом занялся виноделием в Румынии и разбогател. В 1859 году (за четыре десятилетия до Кубертена) он впервые организовал и провел Олимпиаду в Афинах, потратив на нее свои собственные деньги. В свою очередь, британский доктор Брукс организовал игры (под названием «Олимпийская Память"'Memoires Olympiques) в маленьком городке Мач Венлок. В 1887 году им были организованы уже общенациональные Британские Олимпийские Игры, на которые, кстати, были допущены женщины (на первой Олимпиаде, проведенной по версии де Кубертена, представительниц прекрасного пола не было). В 1881 году Брукс предложил правительству Греции проводить соревнования в Греции и Англии одновременно, чтобы сделать это событие международным.
Барон де Кубертен в 1890 году посетил игры в Мач Венлоке. Идея Брукса ему понравилась, однако популярные олимпийские идеалы к этому отношения не имели. Кубертен рассчитывал с помощью олимпиад восстановить величие и популярность Франции, поверженной в войне с Пруссией за два десятилетия до этого. Он рассчитывал, что Олимпиада в Париже придаст новый блеск французской столице и остановит упадок его родины. Кроме тоо, по его мнению, спорт являлся лучшим способом оздоровления населения и создания мощных вооруженных сил. То есть, по версии Дэвида Янга, Кубертен выступал не как интернационалист, а как французский националист, в первую очередь заинтересованный в укреплении мощи своей страны, а не в процветании остального мира. Изначально первую современную Олимпиаду планировалось провести в Париже — на этом настаивал Кубертен, но потом, под давлением представителей других европейских держав, символическое первенство было все-таки отдано Греции — родине Олимпиад.
Аллен ГуттманAllen Guttmann, автор книги «Олимпиады: История Современных Игр"The Olympics: A History of the Modern Games, отмечает, что получившие первую Олимпиаду греки приложили все силы, чтобы эти события в Греции проводились постоянно. Мотивация греков была примерно такая же, как у Кубертена — престиж, подъем национального духа и деньги. Однако Международный Олимпийский Комитет не согласился с предложением Греции.
Как известно, Кубертен декларировал, что спорт — лучший способ добиться мира (одним из символов современных Олимпиад стала фраза «о спорт — ты мир»). Уже на начальном этапе «мирная» идеология Игр не выдержала испытания реальностью. Олимпиада в Афинах, проведенная в 1896 году, способствовала бурному росту греческого национализма, что год спустя, стало одной из причин начала кровопролитной войны с Турцией. Аллен Гуттман приводит пророческую фразу, которая была сказана Кубертену одним из членов Олимпийского оргкомитета во время Афинской Олимпиады: «Спорт не укрепляет интернационализм, он способствует национализму»
Изначально олимпийские победы использовались для укрепления национального духа. Для этого постоянно применялись не вполне благовидные методы. Показательная история произошла в 1904 году на Олимпиаде в Сент-Луисе. Из-за неразвитости коммуникаций подавляющее большинство европейских атлетов в США не приехали. Для того, чтобы попасть на Олимпиаду, им предстояло пересечь Атлантический океан, а потом 10 часов ехать на поезде из Нью-Йорка — многие именитые спортсмены были весьма небогатыми людьми и не могли позволить себе подобные расходы. В результате, из-за отсутствия большинства конкурентов, игры закончились безоговорочной победой спортсменов США — например, в первый и последний раз в истории американские гимнасты выиграли абсолютно все медали. Американская пресса широко освещала результаты Олимпиады, акцентируясь именно на тотальном превосходстве команды США.
В ходе этой Олимпиады произошло и иное показательное событие: «Антропологические Дни». В них приняли участие представители «цветных» народов со всего мира, которые состязались с белыми спортсменами (последние безоговорочно победили, дав новые основания расистам говорить о тотальном превосходстве белой расы).
Кристофер ШоуChristopher Shaw, автор книги «Пять Колец: Мифы и Реалии Олимпийских Игра"Five Ring Circus: Myths and Realities of the Olympic Games, отмечает, что олимпийские традиции во многих случаях определялись с учетом пожеланий и представлений сильных мира сего. Показательная история произошла с марафоном. В 1908 году на Олимпиаде в Лондоне марафонцы впервые преодолели современную дистанцию — 42 км 195 метров. До этого продолжительность марафона определялась «на глазок». Уточнение длины марафонской дистанции было вызвано не уточнением расстояния, которое преодолел древнегреческий воин Федиппид в 490 году до н.э., а пожеланиями британской королевской семьи: организаторов игр попросили, чтобы забег начался у Виндзорского замка (королевская резиденция) и закончился на олимпийском стадионе. Итоговое расстояние и составило 42 км 195 метров. В 1924 году Международный Олимпийский Комитет официально утвердил именно эту дистанцию марафона.
Историк Тони ПерротеTony Perrottet, в книге «Обнаженные Олимпиады"The Naked Olympics описывает еще более показательную историю. 20 июля 1936 года, за две недели до начала Олимпиады в Берлине, полтора десятка гречанок, одетых в античные одежды и изображавших жриц, собрались на развалинах стадиона в Олимпии. Они использовали параболическое зеркало для того, чтобы сфокусировать солнечные лучи на сухой веточке. Ветка вспыхнула, от нее был зажжен факел — попутно «жрицы» декларировали: «О огонь, зажженный в древнем и священном месте, начни свой путь» и играли на античных музыкальных инструментах. После этого бегуны доставили факел на стадион в Берлине. На самом деле подобная церемония никогда в античной Олимпии не проводилась — историкам прекрасно известно, что в святилищах Зевса, которому были посвящены древние Игры, никогда не поддерживали вечных огней (это был атрибут богини домашнего очага Гестии). Эту церемонию изобрел глава Олимпийского комитета Германии Карл Дим, который подобным образом «связывал» нацизм со славой классической Греции. По мнению идеологов нацизма, древние греки были арийцами. Адольф Гитлер лично доказывал, что крестьянский суп, традиционный для земли Шлезвиг-Гольдштейн, был «потомком» знаменитой «черной похлебки» из бычьей крови и чечевицы, которую ели воинственные спартанцы. В любом случае, изобретенная нацистами олимпийская церемония благополучно пережила нацистскую Германию и существует по сей день.
Дэвид КанинDavid Kanin, автор книги «Политическая История Олимпийских Игр"Political History of the Olympic Games, пишет: «Современные Олимпиады являются не только праздником спорта, но и весьма важным политическим событием. Борьба за право принять Олимпиаду и за олимпийское «золото» стали частью большой международной политики. Игры проводили и проводят страны, где у власти находились и находятся весьма брутальные режимы. Соревнование идет не столько между атлетами, сколько между государствами. Сложно сказать, насколько это соответствует декларируемым идеалам олимпийского движения…».
Джон ХоберманJohn Hoberman, автор книги «Олимпийский Кризис: Спорт, Политика и Моральный Порядок"The Olympic Crisis: Sport, Politics, and the Moral Order, отмечает, что в мире широко распространено стремление оценивать успешность страны на основе числа олимпийских медалей, полученных ее спортсменами. Однако это не более, чем иллюзия — ГДР была безусловным мировым лидером по числу завоеванных золотых медалей к численности населения страны. Однако, как известно, эта страна всегда жила беднее соседней ФРГ, обладала несравнимо меньшим международным авторитетом и, в итоге, прекратила свое существование.
В Олимпийской Хартии указано, что одним из «основополагающих принципов Олимпизма» является следующее положение: «Любая форма дискриминации в отношении страны или лица — расового, религиозного, политического характера, или по признаку пола — несовместимы с принадлежностью к Олимпийскому движению». В свою очередь, среди задач Международного Олимпийского Комитета (МОК) числится следующая: «противостоять любым политическим или коммерческим злоупотреблениям спортом и спортсменами».
2. Общая характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих труд спортсменов-профессионалов.
Список литературы
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30. 12. 2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21. 12. 2001).
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «Собрание законодательства РФ» РФ, 1999, № 18, ст. 2206.
- Постановление Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 20.06.2001 г. № 8/2, Бюро исполкома Олимпийского комитета России 20.09.2001 г. № 69 би/19а «Об утверждении Статута сборных команд России». Сборник официальных документов и материалов Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму 2001 г., № 8.
- Бондаренко Э.Н. Об отраслевой принадлежности правоотношении, связанных с трудом // Журнал российского права. 2000, № 11, с. 31−36;
- Глазырин В.В. Регулирование трудовых отношений: экспансия гражданского законодательства // Журнал российского права. 1998, № 7, с. 12−19;
- Душанин А.П., Виноградов П. А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теория и практика физ. культуры, 2000, № 6, с. 62.
- Желтов О.Б. Развитие законодательства о трудовых договорах (контрактах) // Вести Моск. ун-та, сер. 11. Право. 1995, № 3, с. 33.
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М., 2004, с. 304.
- Коршунова Т.Н. Правовое регулирование труда руководителя организации: единство и дифференциация // Журнал российского права. 1998, № 6, с. 37−38;
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10−15.
- Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л. А. Проблемы соотношения гражданского и трудового законодательства // Право и экономика. 1995, № 7, с. 58−67.
- Переверзин И.И., Бугров Н. Н., Вилькин Я. Р. и др. Управление физической культурой и спортом: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М.: ФиС, 1987, с. 9−11.
- Путалова И.Б. Регулирование прав и обязанностей участников отношений в сфере физической культуры и спорта в свете Федерального закона РФ «О физической культуре и спорте в РФ» (правовые проблемы) // Теория и практика физ. культуры. 2000, № 2, с. 67.
- Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. М., 1999, с. 56.
- Таль Л.С. Трудовой договоръ. Цивилистическое исследование. Ярославль, 1913, с. 135.
- Трудовое право. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. — М.: Проспект, 2000. — 512 с.
- Филиппов С.С. Управление физической культурой: Учеб. пос. — СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996, с. 13−15.