Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние избирательного законодательства Российской Федерации на легальность и легитимность выборных органов государственной власти

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование по данным аспектам можно найти в работах дореволюционных отечественных ученых-правоведов: В. В. Водовозова, H.H. Ворошилова, Н. М. Коркунова, E.H. Трубецкого, Б. Н. Чичерина и др. В советской и постсоветской юридической литературе вышеперечисленные проблемы нашли отражение в работах следующих отечественных ученых: С. А. Авакьяна, Ю. Е. Аврутина, A.C. Автономова, И. С. Алехиной, И. Н… Читать ещё >

Содержание

  • Г лава 1. Роль избирательного законодательства в обеспечении легальности и легитимности выборных органов государственной власти
    • 1. 1. Соотношение народного, национального и государственного суверенитетов в демократическом правовом государстве
    • 1. 2. Сущностное значение понятий «легальность» и «легитимность» для избирательного законодательства Российской Федерации
    • 1. 3. Становление и развитие федерального избирательного законодательства
    • 1. 4. Тенденции изменения избирательного законодательства и их влияние на легальность и легитимность выборных органов государственной власти
  • Глава 2. Пути совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации с целью повышения легальности и легитимности выборных органов государственной власти
    • 2. 1. Система избирательных комиссий в Российской Федерации и порядок их формирования
    • 2. 2. Конституционно-правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации: законодательство, практика, проблемы
    • 2. 3. Правовой статус политических партий и их взаимодействие с избирательными комиссиями как фактор легальности власти
    • 2. 4. Возможные способы обеспечения легальности и легитимности выборных органов государственной власти

Влияние избирательного законодательства Российской Федерации на легальность и легитимность выборных органов государственной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В демократическом обществе посредством выборов формируются и легитимируются органы публичной власти. Действующая Конституция Российской Федерации установила, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением народной власти (пп. 1, 3 ст. 3).

Суверенитет народа является конституционным принципом организации и функционирования власти в российском правовом государстве, а основой источника власти является воля народа, которая придает избранным органам государственной власти народные одобрение и признание. Поэтому демократическое общественное устройство предполагает вполне определенную связь между государственным суверенитетом и суверенитетом народа. Обязательные периодические и свободные выборы позволяют народу сохранить свои суверенитет и верховенство, а также контролировать деятельность всей системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Принцип свободных выборов является ключевым в правовых демократических государствах. В политической системе этих стран особую роль играют избирательные органы, в Российской Федерации ими являются избирательные комиссии. Система избирательных комиссий призвана обеспечивать легитимный и публичный характер выборов, осуществлять защиту и реализацию избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий, воплощать в правоприменительной практике конституционные принципы организации избирательного процесса. На сегодняшний день избирательное законодательство имеет ряд положений, которые затрудняют реализацию возложенных на избирательные органы полномочий.

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской.

Федерации" (далее — Федеральный избирательный закон)1 не содержит системы сформулированных принципов формирования и функционирования избирательных комиссий, большая их часть сформулирована нечетко или отсутствует. В то же время сложившийся порядок формирования системы избирательных комиссий не позволяет охарактеризовать данные органы как беспристрастные и независимые.

Поэтому актуальность темы исследования определяется значительным влиянием избирательного законодательства на правовую легитимацию выборных органов государственной власти.

Своевременной на сегодняшний день остается проблема перманентного изменения избирательного законодательства. Коррекция федерального избирательного законодательства осуществляется перед каждым избирательным циклом, что, в сущности, предопределяет необходимость постоянного анализа введенных изменений и их влияния на легальность и легитимность выборных органов государственной власти. На сегодняшний день внимание общества, политической и научной элиты к поставленным проблемам породило дискуссию о сложившейся политической системе в Российской Федерации. Ярким примером является проведение заседания Государственного совета по вопросам развития политической системы под председательством Президента Российской Федерации Д. А. Медведева. Научным ответом по итогам Государственного совета можно считать доклад Института современного развития «Россия XXI века: образ желаемого завтра"2, который продолжил диалог о возможных изменениях в политической системе.

Отмеченное диктует настоятельную необходимость углубленного исследования проблемы.

Цель исследования. Выявить влияние избирательного законодательства Российской Федерации на публичную власть, а также характер и направление его.

1 Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в ред. от 04.10.2010 № 263-ФЭ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253- 2010. № 41 (2). Ст. 5192.

2 См.: Россия XXI века: образ желаемого завтра. М.: Экон-Информ, 2010. 66 с. действия на обеспечение таких важных качеств выборных органов государственной власти, как легитимность и легальность.

Задачи исследования:

1. Провести анализ развития федерального избирательного законодательства в постсоветский период с позиции реализации конституционных принципов.

2. Рассмотреть взаимосвязь действующей Конституции, суверенитета народа, легальности и легитимности выборных органов государственной власти.

3. Проанализировать влияние порядка формирования избирательных комиссий Российской Федерации на легальность и легитимность выборных органов государственной власти.

4. Выявить тенденции изменения избирательного законодательства и их влияние на легальность и легитимность выборных органов государственной власти.

5. Определить влияние правового статуса политических партий на легализацию и демократическую легитимацию представительной власти.

6. Сформулировать рекомендации по совершенствованию избирательного законодательства, обеспечивающие легитимность выборных органов государственной власти.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, оказывающие влияние на легальность и легитимность выборных органов государственной власти и их нормативно-правовое регулирование.

Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования выступает совокупность конституционных норм и норм избирательного права, регулирующая институты демократии, реализацию суверенитета народа, решения Конституционного Суда Российской Федерации и научные источники по проблематике исследования.

Степень научной разработанности темы. Проблемы осуществления народовластия в правовом демократическом государстве исследуются уже длительный период как отечественными, так и зарубежными учеными. В течение продолжительного времени изучаются и различные аспекты (правовой, политологический) реализации народовластия и народного суверенитета, среди которых и уровень легальности и легитимности органов государственной властиисследуется правовой статус избирательных комиссий и их роль в процедуре демократической легитимации.

Исследование по данным аспектам можно найти в работах дореволюционных отечественных ученых-правоведов: В. В. Водовозова, H.H. Ворошилова, Н. М. Коркунова, E.H. Трубецкого, Б. Н. Чичерина и др. В советской и постсоветской юридической литературе вышеперечисленные проблемы нашли отражение в работах следующих отечественных ученых: С. А. Авакьяна, Ю. Е. Аврутина, A.C. Автономова, И. С. Алехиной, И. Н. Барцица, С. А. Белова, Н. С. Бондаря, А. Ю. Бузина, С. В. Васильевой, В. А. Виноградова, Ю. А. Веденеева, A.A. Вешнякова, К. К. Гасанова, С. А. Глотова, JI.A. Григоряна, Р. В. Енгибаряна, A.B. Зиновьева, A.B. Иванченко, JT.M. Карапетяна, С. Д. Князева, И. Ю. Козлихина, М. И. Козлова, Е. И. Козловой, А. Н. Кокотова, Е. И. Колюшина, Г. Н. Комковой, М. И. Кукушкина, O.E. Кутафина В. В. Лапаевой, A.A. Ливеровского, И. Д. Левина, В. О. Лучина, В. И. Лысенко, А. Е. Любарева, Л. С. Мамута, О. О. Миронова, B.C. Нерсесянца, Ж. И. Овсепян, И. А. Побережной, А. Е. Постникова, В. В. Пылина, В. П. Сальникова, Ю. И. Скуратова, Б. А. Страшуна, Ю. Г. Судницына, И. А. Умновой, В. И. Фадеева, М. П. Фомиченко, Т. Я. Хабриевой, Б. С. Эбзеева Л.С. Явича и др.

Политологические аспекты легитимации органов государственной власти, анализ политической легитимности власти отражены в работах таких ученых-политологов, как В. Я. Гельман, А.-Н.З. Дибиров, С. А. Елисеев, З. М. Зотова, A.B. Кынев, Б. И. Макаренко, A.M. Салмин и др. Среди зарубежных исследователей вопросы легитимации, влияния на представительность избирательных систем, а также роль политических партий в этом механизме наиболее детально исследованы в работах Р. Даля, Г. О’Доннела, М. Дюверже, Д. Истона, Н. Лумана, Ю. Хабермаса, О. Хёффе, С. Холмса, Д. Ламберта, Э. Лейкмана, С. М. Липсета, М. И. Фрага и др. Стоит отметить, что порядок и принципы формирования системы избирательных комиссий не рассматривались в качестве критериев правовой легитимности выборных органов государственной власти и поэтому детально не анализировались.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектический метод познания, общенаучные (абстрагирования, анализа и синтеза, логический, социологический, статистический, системно-структурный), а также другие частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой. В диссертации также используются методы политологической науки.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные труды ученых в области теории государства и права, конституционного права, избирательного права и процесса: С. А. Авакьяна, Ю. Е. Аврутина, A.C. Автономова, М. В. Баглая, A.A. Белкина, Ю. А. Веденеева, А. Б. Венгерова A.A. Вешнякова, Ю. А. Дмитриева, A.B. Зиновьева, A.B. Иванченко, С. Д. Князева, Е. И. Колюшина, А. Н. Кокотова, В. О. Лучина, В. И. Лысенко, М. Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, В. В. Пылина, Л. С. Явича, а также научные труды ученых-политологов, философов.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральное законодательство, указы Президента Российской Федерации, регламенты палат Федерального Собрания, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерацииакты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В диссертации используются решения Конституционного Суда Российской Федерации, акты федеральных судов общей юрисдикции, а также Европейского суда по правам человека.

В работе также анализируются конституции и отдельные правовые акты ряда иностранных государств.

Научная новизна диссертации состоит в том, что автором осуществлена одна из первых попыток анализа легальности и легитимности выборных органов государственной власти посредством избирательного законодательства.

В диссертации формулируются и обосновываются понятия принципов легальности и правовой легитимности выборных органов государственной власти как структурных элементов народовластия. Проведён анализ новейших тенденций изменения избирательного законодательства и законодательства о политических партиях, позволяющий выработать предложения по совершенствованию механизма реализации народовластия. В исследовании выявляется и обосновывается необходимость изменения отдельных элементов правового статуса политических партий, влияющих на избирательный процесс в условиях сложившейся избирательной системы.

Автор обосновывает важность всестороннего рассмотрения легальности и легитимности выборных органов государственной власти Российской Федерации через анализ порядка формирования системы избирательных комиссий как независимых государственных органов. С учетом результатов анализа положений международных договоров, правовых документов Совета Европы, а также международной практики формирования избирательных органов предлагается внести ряд корректировок в федеральное избирательное законодательство.

Основные положения, вносимые на защиту и содержащие элементы научной новизны:

1. На основе анализа избирательного законодательства Российской Федерации обоснованы выводы о существенном влиянии на легальность и легитимность выборных органов государственной власти бюрократии и стремлении различных общественных сил позиционировать себя единственными носителями суверенитета народа, выразителями его интересов.

Выявлена и исследована закономерность, доказывающая, что законы по реализации высшего непосредственного выражения власти народа оцениваются федеральными властями как акты временные, с ограниченным сроком действия. Так, депутатов Государственной Думы Российской Федерации в 1995 г. избирали по Федеральному закону от 21.06.1995 № 90-ФЗ, в 1999;м — от 24.06.1999 № 121-ФЗ, в 2003 г. — от 20.12.2002 № 175-ФЗ, в 2007;м — от 18.05.2005 № 51-ФЗ. Точно такая же тенденция наблюдается и в отношении выборов Президента страны.

Показано, что правомерным основанием изменения законов может быть только социальная обоснованность — непреодолимые трудности, создаваемые прежними законами.

2. Исследование взаимосвязи суверенитета народа и конституционно-правового статуса выборных органов государственной власти позволило выделить в науке конституционного права принципы легальности и правовой легитимности. Применительно к избирательному праву и избирательному процессу это означает: а) принцип легальности — одно из базовых положений права, выраженное в конституционном регулировании и законодательной конкретизации определенных общественных отношений (в частности, процессов формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления) в соответствии с основами конституционного строяб) принцип правовой легитимности — основополагающее начало при формировании выборных органов государственной власти, заключающееся в определении воли и доверия народа демократическим большинством на основе таких конституционных принципов, как народный суверенитет, приоритет прав и свобод человека и гражданина, периодические и свободные выборы.

3. На основе анализа становления и развития федерального избирательного законодательства Российской Федерации с 1993 по 2010 гг. выделены четыре периода. Первый (сентябрь-декабрь 1993 г.) — организационно-учредительный. Второй (1994—1996 гг.) — период радикальной трансформации избирательной системы. Третий (1997;2003 гг.) — период системной концептуальной проработки гарантийной процедурной составляющей избирательного процесса. Четвертый (2004;2010 гг.) — период коррекционного законодательства.

4. Обоснован вывод о том, что несмотря на позитивную динамику проведения периодических выборов в Российской Федерации, развитие избирательных правоотношений демонстрирует тенденцию на перманентную, от выборов к выборам, корректировку федерального избирательного законодательства в пользу пропорциональной избирательной системы и обеспечивает явное преимущество одной политической партии. Это, во-первых, порождает немалые трудности в реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства и, во-вторых, снижает уровень легальности и легитимности выборных органов государственной власти.

5. Анализ проведения выборов на федеральном уровне дает основание зафиксировать наличие существенного разрыва между их демократической формой и административно-мобилизационным содержанием. Административно-аппаратный способ институционализации демократических выборов ведет к превалированию неформальных правил их проведения и дискредитации демократического института выборов в целом.

На основе оценки реформирования политической системы в стране, в качестве первостепенных мер по исключению параллельного существования народа и власти: народ — сам по себе, власть — сама для себя, сформулированы основные направления: а) укрепление народовластия, переход наших соотечественников на «гражданский стиль поведения" — для становления гражданского общества и создания партийной системы, общественных организаций и движений необходимы новые федеральные законы о политических партиях и об общественных организациях. б) снижение заградительного барьера по выборам в Государственную Думу до 5 процентов с возможным понижением до 3 процентов, если федеральные списки кандидатов в совокупности не набирают 80 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосованииколичество таких списков должно быть при этом не менее четырех.

6. Выявлены основные тенденции изменения избирательного законодательства и их влияние на легальность и легитимность выборных органов государственной власти. В их числе: а) повышение роли Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов в формировании нижестоящих избирательных комиссийб) окончательное закрепление определенных политических партий как доминирующих участников избирательного процесса. Принцип партийной квоты при формировании избирательных комиссий отсекает партии, не прошедшие в законодательные (представительные) органы государственной власти, от участия в этом процессе. в) удлинение временных промежутков между электоральными циклами, связанное с увеличением сроков полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации до 6 и 5 лет соответственног) постоянное усиление влияния органов исполнительной ветви власти в формировании избирательных комиссий различного уровня, организационная зависимость избирательных органов от органов исполнительной власти, увеличение численности государственных и муниципальных служащих в составах избирательных комиссий различного уровня.

7. Сформулировано авторское видение постепенной корректировки порядка формирования избирательных комиссий Российской Федерации в целях усиления процессуальных гарантий реализации принципа народного суверенитета. Его суть: а) на первом этапе избирательные комиссии Российской Федерации должны формироваться законодательными (представительными) органами государственной власти, так как именно они в наибольшей степени выражают интересы народаименно представители законодательной ветви власти, сформированной на основе партийной конкуренции, политического плюрализма, коллегиальности и иных демократических принципов, способны объективно, в условиях консенсуса политических сил, решать эту задачуб) на втором этапе допустить к формированию избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных и участковых избирательных комиссий весь спектр легальных политических партий без дискриминирующих барьеров по различным признакам (в том числе отказаться от привилегий политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах различного уровня).

8. Обоснована необходимость закрепления в российском законодательстве принципа независимости организационных структур, обеспечивающего проведение выборов, сформулированного в Документе Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990), Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ (2002), Своде норм, рекомендуемых Советом Европы при проведении выборов (2002).

9. В целях упразднения административного давления на избирательные комиссии предложено: а) сократить количество государственных и муниципальных служащих в избирательных комиссиях до не более одной четвертой от общего числа членов избирательной комиссии, а снижение числа государственных и муниципальных служащих компенсировать представителями всего спектра легальных политических партийб) усовершенствовать механизм общественного наблюдения за ходом голосования и подсчета его результатов, предусмотрев в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» гарантированную возможность назначения наблюдателей не только от политических партий, но и от иных общественных объединений.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в развитии основных положений легитимирующей сущности народовластия. Сформулированные в работе теоретические положения дополняют и развивают существующие научные представления о роли системы избирательных комиссий в процессе формирования выборных органов государственной власти.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе высших образовательных учреждений при преподавании дисциплин «Избирательное право Российской Федерации», «Конституционное право Российской Федерации», составлении учебной и учебно-методической литературыв процессе реформирования российского избирательного законодательства.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были представлены на различных научных конференциях, как всероссийских, так и международных:

Всероссийская научно-теоретическая конференция «Принципы права», Санкт-Петербург, 30 ноября 2007 г.

Международная научная ассамблея молодых ученых «Государственное управление в XXI веке: актуальные проблемы», Санкт-Петербург, 22 июня 2007 г.

Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы административного законодательства», Санкт-Петербург, 21 ноября 2007 г.

VIII международная научная конференция «Россия: ключевые проблемы и решения», Москва, 18−19декабря 2007 г.

VI международный научный форум «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность», 22−24 мая 2008 г.

Ежегодная междисциплинарная аспирантская конференция «Россия: ключевые проблемы и решения», 10−12 декабря 2008 г.

VIII Международный научный форум «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность», 28 мая 2010 г.

Теоретические положения диссертационного исследования используются автором при проведении практических занятий в Северо-Западной академии государственной службы по дисциплинам: «Конституционное право Российской Федерации», «Муниципальное право». Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры конституционного права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 15 печатных работ общим объемом 5.4 п.л. (авт. — 4.4 п.л.).

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы, пяти приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование влияния избирательного законодательства Российской Федерации на легальность и легитимность выборных органов государственной власти, проведенное диссертантом, позволило ему прийти к следующим основным выводам.

1. Принципы легальности и легитимности формирования публичной власти являются ключевыми принципами правового демократического государства и в то же время выступают критериями реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства. В сущности, эти принципы являются производными от конституционного принципа народного суверенитета, который реализуется через конституционные нормы и избирательное законодательство Российской Федерации. Поэтому от стабильности законодательства напрямую будет зависеть возможность осуществления народного суверенитета. Государственная власть в демократическом правовом государстве невозможна без упорядоченного законом стабильного избирательного процесса. При этом сущность института выборов не исчерпывается периодическим воспроизводством представительной системы, а, в большей степени, определяется общими отношениями народовластия, в рамках которого путем реализации народного суверенитета через выборный порядок органов государственной власти осуществляются конституционные права граждан.

Формулирование легальности и легитимности как принципов (основополагающих начал) правового демократического государства позволяет раскрыть конституционную основу выборных органов государственной власти. Указанные принципы, применительно к избирательному праву и избирательному процессу, это:

1. Принцип легальности — одно из основополагающих положений права, выраженное в конституционном регулировании и законодательной конкретизации общественных отношений, в частности, процессов формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, соответствие законодательства основам конституционного строя.

2. Принцип правовой легитимности — является одним из основополагающих начал при формировании выборных органов государственной власти и заключается в определении воли и доверия народа демократическим большинством на основе конституционных принципов (приоритета прав и свобод человека и гражданина, народного суверенитета, периодических и свободных выборов).

2. В становлении и развитии федерального избирательного законодательства Российской Федерации с 1993 по 2010 гг. выделяются четыре периода. Первый (сентябрь-декабрь 1993 г.) — организационно-учредительный. Второй (1994;1996 гг.) — период радикальной трансформации избирательной системы. Третий (1997;2003 гг.) — период системной концептуальной проработки гарантийной процедурной составляющей избирательного процесса. Четвертый (2004—2010 гг.) — период коррекционного законодательства.

3. Целесообразны системные поправки в действующее законодательство, которые позволят качественно повысить легитимность выборных органов государственной власти путем привлечения граждан к активному участию в управлении государственными делами. Для этого необходимо: а) Вносить в действующее избирательное и партийное законодательство поправки, направленные на либерализацию порядка создания политических партий, что позволит обеспечить реальный доступ граждан к государственному управлению. б) Отказаться от дискриминационного барьера представления кандидатур в избирательные комиссии только политическими партиями, представленными в законодательных (представительных) органах государственной власти федерации и ее субъектов. Гарантировать участие всех легальных политических партий в формировании как минимум территориальных и участковых избирательных комиссий. в) Ввести в законодательство определение «политическая коалиция», регламентирующее взаимодействие между политическими партиями. г) Изменить закрепленную методику пропорционального распределения депутатских мандатов, в частности, ввести запрет на отказ от депутатского мандата и передачу его далее по федеральному списку кандидатов политической партии. Данное изменение позволит предотвратить фактическую делегитимацию народного представительства, а также обезличивание депутатского корпуса. д) В целях реализации конституционных гарантий беспартийных граждан установить более жесткие законодательные требования к политическим партиям по обязательному включению в федеральные списки кандидатов беспартийных граждан (гарантией представительства может служить квота в размере 5 процентов от общего числа кандидатов в федеральном списке) либо вернуться к совмещению мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. е) Для повышения уровня представительности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации понизить заградительный барьер до 5 процентов с возможным понижением до 3 процентов, если федеральные списки кандидатов в совокупности не набирают 80 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Количество таких списков должно быть при этом не менее четырех.

Данные меры будут способствовать реализации в полной мере конституционного принципа народного суверенитета.

4. Сложившиеся за последние десятилетия тенденции в изменении избирательного законодательства Российской Федерации оказывают негативное воздействие на структуру процесса легитимации выборных органов государственной власти. Они влияют на уровень доверия гражданского общества к легальному порядку их формирования, отражают степень легитимности органов государственной власти в целом. В числе наиболее тревожных следует отметить:

— тенденцию, которая заключается в повышении роли Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов в формировании нижестоящих комиссийтенденцию окончательного закрепления политических партий как доминирующих участников избирательного процессахарактерной ее чертой можно назвать выборочность влияния политических партий на избирательный процесстенденцию на удлинение временных промежутков между электоральными циклами, связанную с увеличением сроков полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации до 6 и 5 лет соответственно;

— тенденцию на усиление влияния органов исполнительной ветви власти в формировании избирательных комиссий различного уровня, организационную зависимость избирательных органов от органов исполнительной власти, увеличение численности государственных и муниципальных служащих в составах избирательных комиссий различного уровня.

5. Конституционное закрепление Российской Федерации как демократического государства с республиканской формой правления означает, что правила осуществления государственной власти по отношению к обществу, гражданам, их объединениям исключают диктат или подчинение граждан режиму личной власти того или иного руководителя или одного органа власти. Они подразумевают и широкое гражданское участие населения в управлении делами государства через членство в различных партиях, общественных организациях.

399 взаимодеиствие с различными органами государственной власти .

Однако анализ действующего избирательного и партийного законодательства показал: реализация конституционного права граждан на объединение серьезно затруднена. Предполагаемая стабилизация партийного строительства обернулась снижением легитимности самих политических партий. Беспартийные граждане фактически ограничены к доступу в законодательные (представительные) органы государственной власти. Как следствие — снижение уровня представительности законодательных (представительных) органов государственной власти.

Политическая стабильность в условиях демократии требует консенсуса, согласия различных слоев общества относительно базовых демократических.

399 Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Под общ. ред. A.B. Иванченко. Новое издательство, 2005. С. 126. ценностей. Для этого необходимо институциональное закрепление политико-правовой системы государства. Легальная борьба за власть является целью любой политической партии, а происходить она может только в рамках системы народовластия, через свободные, честные и справедливые выборы.

Действенность демократических институтов предполагает реальность осуществления гражданами их политических прав, в частности, права на объединение. А для этого необходим закон, гарантирующий гражданам возможность ими применения инструментов представительной демократии. В Документе Копенгагенского совещания в п. 7 определяется: «воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности (!) любого правительства». Поэтому важна свободная реализация гражданами своего активного и пассивного избирательного права. Государство обязано уважать право граждан добиваться политических или государственных постов как в личном качестве, так и в качестве представителей политических партий и организаций без дискриминации.

Таким образом, демократическая ротация и передача власти по итогам выборов, основанных на конституционных и общепризнанных принципах международного права, представляется характерной чертой политико-правовых взаимоотношений в демократических обществах. Ключевую роль здесь играет избирательный процесс с должной степенью гарантированности и реализации избирательных прав граждан.

6. В целях укрепления народовластия, основ конституционного строя, а также реализации процессуальных гарантий и принципа беспристрастности избирательных органов, закрепленного в документах Совета Европы, необходимо откорректировать принципы и порядок формирования системы избирательных комиссий Российской Федерации и законодательно их закрепить. Избирательные комиссии должны формироваться законодательными (представительными) органами государственной власти. В ч. 3 ст. 3 Конституции говорится: высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Именно представители органов законодательной ветви власти, основанной на партийной конкуренции, политическом плюрализме, коллегиальности и иных демократических принципах, в условиях консенсуса политических сил должны способствовать формированию независимых государственных избирательных органов.

Представляется оправданным, что формирование Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может осуществлять Федеральное Собрание в следующем порядке: 7 членов Центральной избирательной комиссии назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и 7 членов Центральной избирательной комиссии — Советом Федерации Федерального Собрания (из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации). Количество членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сократится до 14.

Должна быть снижена и существующая ограничительная норма представительства государственных служащих с одной второй до одной четвертой от общего числа членов избирательной комиссии. Для этого в п. 5 ст. 22 Федерального избирательного закона необходимо внести изменения следующего содержания: «Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной четвертой от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии». Внесение данной поправки позволит ограничить влияние на избирательный процесс органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К формированию избирательных комиссий (особенно территориальных и участковых) необходимо допустить представителей всего спектра легальных политических партий, что позволит в большей степени реализовать как конституционные положения о политическом плюрализме, так и положения Документа Копенгагенского совещания, касающиеся гарантий политического многообразия, политической недискриминации и честного избирательного процесса (пп. 2, 3, 6, 7.6, 7.7).

Предложенные изменения в порядке формирования избирательных комиссий Российской Федерации: 1) позволят восстановить конституционный баланс разделения властей- 2) станут дополнительной гарантией от административного воздействия государственных органов исполнительной власти- 3) повысят легитимность самих избирательных органов- 4) позволят поднять уровень доверия граждан к избирательным, а также выборным органам государственной власти- 5) обеспечат реализацию международного принципа проведения выборов беспристрастным органом (пп. «с1» п. 3.1. Свода рекомендуемых норм при проведении выборов) — 6) в должной мере обеспечат реализацию принципов легальности и легитимности в избирательном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 5 апреля.
  2. Декларация принципов международного наблюдения за выборами // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 12.
  3. Документ Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ (1990) // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕТЭ N 5). Заключена в 04.11.1950 //Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
  5. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СЕТ. Кишинев, 07.10.2002 // Журнал о выборах. 2006. Спецвыпуск. С. 108−117.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) ООН // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
  7. Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принципы и пояснительный доклад. Принят Венецианской комиссией на 52-й сессии. Страсбург, 30.10.2002. СБЬ-АБ (2002) 23. // Журнал о выборах. 2006. Спецвыпуск. С. 87−90.
  8. Федеральные конституционные законы
  9. О внесении изменения в статью 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.11.2010 № 325-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 49. Ст. 6421.
  10. О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами: Федеральный закон от 12.09.2009 № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2392.
  11. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ, в ред. от 04.10.2010 № 263-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 171.
  12. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон о г 27.05.2003 № 58-ФЗ, в ред. от 01.12.2007 № 309-ФЭ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063- 2007. № 49. Ст. 6070.
  13. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 20.12.2002 № 121-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 51. Ст. 4982.
  14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.10.2001, в ред. 04.10.2010 № 263-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1- 2010. № 41(2). Ст. 5192.
  15. О политических партиях: Федеральный закон от 11.07. 2001 № 95-ФЗ, в ред. о г 04.06.2010 № 116-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 2950- 2010. № 23. Ст. 2798.
  16. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской
  17. Федерации: Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-Ф3, в ред. от 14.02. 2009 № 21-ФЗ //170
  18. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3336- 2009. № 7. Ст. 789.
  19. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.1999 № 228-ФЗ, в ред. от 21.03.2002 № 31-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 1 (ч. 1). Ст. 11- 2002. № 12. Ст. 1093.
  20. О выборах депутатов Государственной Ду1мы Федерального Собраиия Российской Федерации: Федеральный закон от 24.06.1999 № 121-ФЗ, в ред. от 21.03.2002 № 31-Ф3 // Собрание законодательства Российской Фендерации.1999. № 26. Ст. 3178- 2002. № 12. Ст. 1093.
  21. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 05.12.1995 № 192-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4869.
  22. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 21.06.1995 № 90-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст. 2398.
  23. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ, в ред. от 22.07.2010 № 164-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930- 2010. № 30. Ст. 3995.
  24. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 17.05.1995 № 76-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1924.
  25. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 06.12.1994 № 56-ФЗ, в ред. от 26.11.1996 № 139-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 33. Ст. 3406- 1996. № 49. Ст. 5498.
  26. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
  27. Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 № 3171
  28. ФЗ, в ред. от 27.07.2010 № 121-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 74- 2010. № 31. Ст. 4181.
  29. О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации: Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2449−1, в ред. от 16.11.1997 № 144-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 13. Ст. 663.
  30. О вступлении в должность Президента РСФСР: Закон РСФСР от 27.06.1991 № 1494−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 26. Ст. 880.
  31. О Президенте РСФСР: Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1098−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17. Ст. 512.
  32. О выборах Президента РСФСР: Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1096−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17. Ст. 510.
  33. О государственном суверенитете РСФСР: Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22−1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
  34. Указы Президента Российской Федерации
  35. О мерах по совершенствованию избирательной системы Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 20.12.1993 № 2227 // СПС «КонсультантПлюс».
  36. О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 11.10.1993 № 1626 (04.02.1994) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 42. Ст. 3994- 1994. № 6. Ст. 437.
  37. О поэтапной конституционной реформе: Указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993 № 1400 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.
  38. Акты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  39. Законы субъектов Российской Федерации
  40. О Санкт-Петербургской избирательной комиссии: Закон Санкт-Петербурга от1812.2006 № 587−95 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2007. № 1. .
  41. О территориальных избирательных комиссиях в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2006 № 385−57 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2006. № 29.
  42. Об избирательной комиссии Ленинградской области: Областной закон Ленинградской области от 27.02.2004 № 16−03// Вестник Законодательного Собраиия Ленинградской области. 2004. 03 марта. № 1/1.
  43. Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
  44. О проекте Федеральной программы развития избирательной системы Российской Федерации: Постановление Центризбиркома РФ от 30.11.1994 № 271 // Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1994. № 25.
  45. О регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: Постановление Центризбиркома РФ от 28.06.1995 № 7/46−11 (в ред. от 28.12.2007) // СПС «КонсультантПлюс».1. Монографии, сборники, учебники и учебные пособия Монографии и сборники
  46. С.А. Выборы 99 депутатов Государственной Думы: правила и процедуры М.: Интерлигал, 1999. 112 с.
  47. С.А. Выборы и коррупция. Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов. Материалы международной конференции / Под ред. A.B. Иванченко, А. Е. Любарсва. М.: Аспект Пресс, 2006. 348 с.
  48. С.А. Выборы народных депутатов. М.: Информэнерго-Рекма, 1990. 60 с.
  49. A.C. Избирательная власть М.: Права человека, 2002. 88 с.
  50. A.C. Правовая онтология политики. К построению системы категорий М.: Инфограф, 1999. 384 с.
  51. В.А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. М.: Аспект Пресс, 1996. 125 с.
  52. С.А. Избирательная система как правовой институт СПб.: Издательство юридического факультета СПбГУ, 2005. 120 с.
  53. Бондарь Н. С, Джагарян A.A. Конституционная ценность избирательных прав граждан России М.: Формула права, 2005. 336 с.
  54. А.Ю., А.Е. Любарев Преступление без наказания. Административные технологии федеральных выборов 2007—2008 годов. М.: ЦПК «Никколо М», 2008. 284 с.
  55. М.А., Вершинин М. С. и др. Политология: словарь-справочник. М.: Гардарики, 2001. 328 с.
  56. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.
  57. Ю.А. Очерки по истории выборов и избирательного права / Под ред. Ю. А. Веденеева. Калуга-М.: Фонд «Символ», 1997. 388 с.
  58. Ю.А. и др. Развитие институтов избирательного права и законодательства в России / Под ред. Ю. А. Веденеева. Калуга-М.: Фонд «Символ», РЦОИТ, 2002. 692 с.
  59. Выборы депутатов Государственной Думы. 1995. Электоральная статистика. М.: Весь мир, 1996.268 с.
  60. Р. О демократии. М.: Аспект Пресс, 2000. 208 с.
  61. Дибиров А.-Н.З. Теория политической легитимности: курс лекций. М.: РОССПЭН, 2007. 272 с.
  62. Ю.А. Народовластие в России очерк истории и современного состояния. М.: Манускрипт, 1997. 294 с.
  63. М.Б., Шаретдинов Э. Ф. Конституционный Суд в вопросах избирательного права России. Уфа: БАГСиУ при президенте Республики Башкортостан, 2006. 175 с.
  64. Т. О демократии. СПб.: Лениздат, 1992. 335 с.
  65. Европейский суд по правам человека. Избранные решения. В 2 т. М.: Норма, 2000.
  66. С.М. Легитимность власти. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. 96 с.
  67. В.А., Васецкий H.A., Краснов Ю. К. Парламентаризм и народное представительство в России: история и современность. М.: Изд-во Гос. Думы, 2001. 125с.
  68. Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. М.: Норма, 2007. 496 с.
  69. Д.Т. Легитимность власти // Энциклопедия государственного управления в России. В 4 т. Т. 2 / Под общ. ред. В. К. Егорова. М.: Издательство РАГС, 2006. 352 с.
  70. A.B., Поляшова И. С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2003. 359 с.
  71. З.М. Партии и общественные организации в политической жизни и управлении обществом. Лекция. М.: Луч, 1993. 45 с.
  72. З.М. Избирательная кампания: технологии организации и проведения. М.: РЦИТ, 1995. 52 с.
  73. И.А. Толковый словарь по теории права. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 128 с.
  74. A.C., Любарев А. Е. Гражданам об их политических правах / Под ред. A.C. Иванченко. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006. 420 с.
  75. A.B. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. М.: Весь мир, 1996. 303 с.
  76. A.B., Кынев А.В, Любарев А. Е. Пропорциональная избирательная система в России. История, современное состояние, перспективы. М.: Аспекг Пресс, 2005. 333 с.
  77. A.B., Любарев А. Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. М.: Аспект Пресс, 2007. 232 с.
  78. История Конституции России: хрестоматия / Под ред. P.A. Ромашова. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. 572 с.
  79. Л.М. Политические партии в судьбе России. СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2009. 266 с.
  80. А.Д. Современное государство: вопросы теории. М.: Норма, 2008. 144 с.
  81. Ким А.И., Барнашов A.M. Народное представительство в СССР. Томск: Издательство Томского университета, 1982. 89 с.
  82. С.Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток: Издательство ДГУ, 1999. 416 с.
  83. Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2003. 430 с.
  84. O.E., Туманов A.B. и др. Популярный юридический энциклопедический словарь / Под ред. O.E. Кутафина, В. А. Туманова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 800 с.
  85. В.В. Право и политика: из научной публицистики. М.: Норма. 2005. 128 с.
  86. И.Д. Суверенитет. СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2003. 373 с.
  87. И. Власть. М.: Праксис, 2001. 256 с.
  88. В.И. Выборы и представительные органы в новой Европе: политологический опыт и тенденции 80−90-х гг. М.: РАН Наука, 1999. 350 с.
  89. JI.C. Народ в правовом государстве. М.: Издательство «НОРМА», 1999. 237с.
  90. Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с.
  91. Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика B.C. Нерсесянца / Сост. В. Г. Графский. М.: Норма, 2006. 416 с.
  92. B.C. История идей правовой государственности. М.: РАН ИГП АПУ, 1993. 16 с.
  93. B.C. Право в системе социальной регуляции: История и современность. М.: Знание, 1986. 64 с.
  94. B.C. Право — математика свободы: Опыт прошлого и перспективы. М.: Юрист, 1996.160 с.
  95. Перспективы развития российского парламентаризма. Материалы круглого стола. СПб.: ЗакС Ленинградской области, 2006. 132 с.
  96. Политическая наука в современной России: время поиска и контуры эволюции. Ежегодник. М.: РОССПЭН, 2004. 456 с.
  97. Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному
  98. Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2008. 06 ноября.
  99. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. 2005. М.: Проспект, 2005. 16 с.
  100. Правовая политика и пути совершенствования правоприменительной деятельности в Российской Федерации / Под ред. Н. С. Соколовой. М.: Изд-во РУДН, 2006. 541 с.
  101. Право и общество в эпоху перемен. Материалы философско-правовых чтений им. академ. В. А. Нерсесянца. М.: Институт государства и права РАН, 2008. 274 с.
  102. Прорыв к свободе: о перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 436 с.
  103. Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт, перспективы / Под ред. A.B. Иванченко, В. И. Лысенко. М.: РАН, 1995. 156 с.
  104. В.А. Общественно-политический строй СССР как воплощение суверенитета советского народа. Ростов-на-Дону. 1974. 132 с.
  105. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Под общ. ред. A.B. Иванченко. М.: Новое издательство, 2005. 368 с.
  106. Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации: постатейный / Г. Д. Садовникова. М.: Юрайт-Издат, 2005.188 с.
  107. Е.В. Принципы права: монография. М.: Ось-89, 2008. 192 с.
  108. Современные избирательные системы. Вып. 1: Великобритания, Канада, Мексика, Польша / Под ред. В. И. Лысенко. М.: Норма, РЦОИТ, 2006. 496 с.
  109. Современные избирательные системы. Вып. 2: Аргентина, Германия, Швеция / Под ред. Ю. И. Лейбо. М.: РЦОИТ, Норма, 2007. 320 с.
  110. Современные избирательные системы. Вып. 3: Испаиия, США, Финляндия, Япония / Под ред. Ю. И. Лейбо М.: РЦОИТ, Норма, 2009. 448 с.
  111. Ю.И. Народный суверенитет развитого социализма (конституционные вопросы) / Ю. И. Скураюв. Красноярск: Изд. Краснояр. Ун-та, 1983. 168 с.
  112. .А. Социализм и демократия (социалистическое народное представительство). М.: Международные отношения, 1976. 208 с.
  113. Суверенитет: сборник. М.: Европа, 2006. 304 с.
  114. М.П. Защита народов в Российской Федерации (конституционно-правовые аспекты). М.: РГСУ, 2005. 404 с.
  115. Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в 21 веке. М.: ACT, 2006. 220 с.
  116. Т.Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2007. 320 с.
  117. В.В. Непосредственная демократия и субъекты прямого народовластия в Российской Федерации: монография. М.: ЕИКПЦ Восход-А, 2008. 191 с.
  118. О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Гнозис, 1994. 328 с.
  119. Централизм, демократия, децентрализация в современном государстве: конституционно-правовые вопросы. Материалы международной научной конференции. Москва, 7−9 апреля 2005 г. / Под ред. С. А. Авакьяна. М.: ТК ВЕЛБИ, 2006. 432 с.
  120. В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М.: ИГиП РАН, 1993. 141 с.
  121. .Н. Избранные труды. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997. 555 с.
  122. Д.Ю. Народовластие (история концепции и современность). М.: АОН ЦК КПСС, 1991. 157 с.
  123. А.Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации: монография. Иркутск: Институт законодательства и правовой политики, 2004. 208 с.
  124. Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М.: Инфра-М, 1998. 285 с.
  125. .С. Конституция. Демократия. Права человека. Москва, Черкесск: Изд-во АО «Пул», 1992. 228 с.
  126. Учебники и учебные пособия
  127. С.А., Алехичева Л. Г., Альхименко В. В. и др. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / Под ред. A.B. Иванченко. М.: Издательство «НОРМА», 1999. 856 с.
  128. С.А. Конституционное право России. В 2 т. Т. 2. М.: Юрист, 2007. 778 с.
  129. A.C. и др. Зарубежное избирательное право: учебное пособие / Под ред. В. В. Маклакова. М.: Издательство «НОРМА», 2003. 288 с.
  130. A.A., Капицын В. М. Политология. М.: Юриспруденция, 2004. 192 с.
  131. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 2. / Под ред. Г. Ю. Семигина, Г. К. Ашина. М.: Мысль, 1997. 832 с.
  132. М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / Под ред. М. В. Баглай. М.: Норма, 2001. 800 с.
  133. Д.Н. Административное право России: учебник. М.: Эксмо, 2006. 528 с.
  134. А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.
  135. И.В. Избирательное право Российской Федерации: учебное пособие. М.: Норма, 2004. 256 с.
  136. А.Н., Грудцина Л. Ю. Конституционное право в схемах и таблицах: учебное пособие. М.: Эксмо, 2005. 208 с.
  137. Ю.А., Исраелян В. Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 864 с.
  138. A.B. и др. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. A.B. Иванченко. М.: Норма, 1999. 856 с.
  139. Избирательное право: учебное пособие / Под ред. К. К. Гасанова, В. Н. Белоновского. М.: Юнити-Дана, 2007. 351 с.
  140. Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2000−2007 гг. В 2 т. М.: ЦИК России, 2008. 511 с., 496 с.
  141. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / Под ред. A.A. Вешнякова. М.: Норма, 2003. 816 с.
  142. О.С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права / О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский. М.: Гос. изд. юрид. лит. 1961. 385 с.
  143. История государства и права России: учебник / Под ред. Ю. П. Титова. М.: Проспект, 1999. 544 с.
  144. С.Д. Российское избирательное право. Владивосток: Издательство ДГУ, 2001. 447 с.
  145. С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. Владивосток: Издательство ДГУ, 1999. 160 с.
  146. И.Ю. История политических и правовых учений: от софистов до Гегеля. СПб.: Издательство юридического факультета СПбГУ, 2005. 352 с.
  147. , И.Ю. Современная политическая наука: учебное пособие / И. Ю. Козлихин / Под ред. И. Ю. Луковской. СПб.: специальный юридический факультет СПбГУ, 1994. 79 с.
  148. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. М.: Проспект, 2005. 587 с.
  149. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия др. / Сост. В. В. Маклаков. М.: Вотерс Клувер, 2006. 608 с.
  150. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник для вузов / Под общ ред. Б. А. Страшуна. М.: Норма, 2005. 896 с.
  151. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2007. 200 с.
  152. В.О. Избирательное право России: учебник / В. О. Лучин и др. / Под ред. В. О. Лучина. М.: Юнити-Дана, 2008. 671 с.
  153. М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М. Н. Марченко. М.: Проспект, 2006. 768 с.
  154. , М.Н. Разделение властей / М. Н. Марченко и др. / Отв. ред. М. Н. Марченко. М.: Изд-во МГУ, 2004. 428 с.
  155. B.C. Общая теория права и государства: учебник / B.C. Нерсесянц. М.: Норма, 2004. 552 с.
  156. B.C. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. 832 с.
  157. , B.C. Философия права: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. 848 с.
  158. Общая теория права / Под общ. ред. A.C. Пиголкина. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1996. 384 с.
  159. A.C. Конституционное право России. М.: Юнити-Дана, 2006. 687 с.
  160. В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: учебно-практическое пособие. СПб.: Юридический Центр-Пресс, 2003. 561 с.
  161. В.В. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. 864 с.
  162. В.Ц., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 2003. 477с.
  163. .Б. Избирательные системы и технологии: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2007. 174 с.
  164. .А. Избирательное право социалистических государств. М.: ИМО, 1963. 248 с.
  165. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: учебное пособие. М.: Велби, 2002. 768 с.
  166. .В., Горшенев А. Н. и др. Курс советского государственного права / Под ред. Б. В. Щетинина. М.: Высшая школа, 1971. 448 с.
  167. I. Публикации в периодических печатных изданиях
  168. К.В. Политические партии в электоральном контексте и в российской перспективе // Правоведение. 2008. № 4. С. 36−48.
  169. Г. Ночной процент//Власть. 2007. 10 декабря. С. 17−19.
  170. И.Б. Международная защита избирательных прав: от обычаев к международным нормам // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12. С. 16−18.
  171. И.Б. Российская избирательная система на федеральном уровне // Журнал о выборах. 2007. № 5. С. 9−16.
  172. А.Ю. Составы участковых избирательных комиссий как зеркало российских выборов // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12. С. 9−12.
  173. C.B. Об итогах выборов официально и подробно // Журнал о выборах. 2007. Спецвыпуск. С. 12−19.
  174. Н. Пять лет шестой Конституции России: проблемы реализации / Н. Варламова // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998. № 2. С. 95−102.
  175. Ю.А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления//Бюллетень ЦИК РФ. 1995. № 2. С. 39−48.
  176. Ю.А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Журнал российского права. 1998. № 10/11. С. 71−83.
  177. Ю.А. Новое избирательное право Российской Федерации: проблемы развития и механизм реформирования // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997. № 2. С. 78.
  178. Ю.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан // Государство и право. 1997. № 2. С. 33−38.
  179. Ю.А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и юридическая реальность // Государство и право. 1995. № 7. С. 19−29.
  180. A.A. К единому пониманию избирательных прав и свобод, к единым избирательным стандартам//Журнал о выборах. Специальный выпуск. 2006. С. 14−16.
  181. A.A. Новый закон правовая гарантия чистых и честных выборов // Журнал российского права. 1999. № 9. С. 3−8.
  182. A.A. ООН и международные избирательные стандарты: некоторые аспекты становления и развития // Московский журнал международного права. 2005. № 4. С. 82−100.
  183. A.A. Развитие избирательного права укрепляет гражданское общество // Журнал российского права. 2003. № 10. С. 3−10.
  184. НИ. Конституционность реформы избирательной системы // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3. С. 25−31.
  185. Выборы Государственной Думы пятого созыва в цифрах и фактах // Журнал о выборах. 2007. № 6. С. 2−3.
  186. Выступление члена Центризбиркома РФ В. И. Лысенко. Развитие и кодификация международных избирательных стандартов // Материалы 3-й Европейской конференции представителей избирательных комиссий. М.: РЦОИТ, 2006. С. 26—27.
  187. В. Выборы депутатов Государственной Думы: правила игры, законодательная политика и правоприменительная практика // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1995. № 1. С. 20—34.
  188. С.А., Фомиченко М. П. Избирательное право и избирательный процесс // Российский государственный социальный университет. М.: НИЦ «Инженер», 2005. 104 с.
  189. С.А., Фомиченко М. П., Шаклеин Н. И. Какителашвили М.М. Избирательное право и избирательный процесс. Альбом схем и таблиц. М.: Научно-педагогический центр прав человека РГСУ, АПКиППРО, 2009. 120 с.
  190. И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования // Журнал российского права. 2005. № 8. С. 23−31.
  191. A.A. Выборы в механизме государственного целеполагания: конституционно-правовые аспекты // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. №> 2. С. 3−47.
  192. Е.П. Выступление на 3-й Европейской конвенции представителей избирательных комиссий. М. / Е. П. Дубровина // Журнал о выборах. Специальный выпуск. 2006. С. 40−42.
  193. П. Интервью с председателем Центральной избирательной комиссии A.A. Вешняковым // Российская газета. 2006. 30 ноября.
  194. М. Партийные системы. Количество партий: многопартийность // Городское управление. 2006. № 5. С. 2—18.
  195. М. Партийные системы. Количество партий: однопартийность // Городское управление. 2006. № 6. С. 2−16.
  196. М. Партийные системы. Партии и политические режимы: партии и выбор правящих//Городское управление. 2006. № 10. С. 2−14.
  197. М. Партийные системы. Партии и политические режимы: партии и структура управления // Городское управление. 2006. № 12. С. 2−22.
  198. М. Партийные системы. Размеры и союзы: союзы партий // Городское управление. 2006. № 9. С. 2−19.
  199. A.B. Суверенитет, демократия, государство // Правоведение. 2006. № 6. С. 20−28.
  200. A.B. Федеральное устройство России: проблемы и перспективы // Правоведение. 1997. № 3. С. 9−10.
  201. В.Д. Право на свободные выборы в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 1. С. 69−72.
  202. З.М. Взаимодействие избирательных комиссий с политическими партиями // Журнал о выборах. 2007. № 4. С. 9−13.
  203. Европейская конвенция о стандартах выборов, избирательных прав и свобод (проект)//Журнал о выборах. 2006. Спецвыпуск. С. 129−139.
  204. С.А. Юридическая сила инструкций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и их место в правовой системе // Журнал российского права. 2006. № 7. С. 28−35.
  205. Интервью с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В. Е. Чуровым // Профиль. 2007. № 32. С. 20−24.
  206. Карапетян J1.M. Конституция и партийно-правовая система в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. С. 9−19.
  207. JI.M. Политические партии и интересы народа. Полемика с депутатами Госдумы // Свободная мысль. 1995. № 3. С. 98−106.
  208. С.Д. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации: перспективы развития. //Журнал российского права. 1999. № 10. С. 36−45.
  209. Ю.Г. Уничтожение субъектности. «Единая Россия» как партийная организация: становление и инволюция//Полития. 2009. № 1. С. 123−150.
  210. М. Власть вышла из-под контроля // Новая газета. 2008. № 17. 13−16 марта.
  211. О.В. Милитократия и демократия в России XXI века // Управленческое консультирование. 2006. № 2. С. 24−41.
  212. М.И., Югов A.A. Выборы конституционный институт прямого народовластия в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1996. № 2. С. 72−86.
  213. К. Сравнительная таблица законов о выборах двенадцати стран // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1994. № 2. С. 18−26.
  214. В.В. Законодательное требование к численности политической партии как ограничение конституционного права на объединение: критерии правомерности // Журнал российского права. 2007. № 9. С. 25—34.
  215. В.А., Киреев В. В. Правовые принципы суверенной демократии // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 19. С. 3−5.
  216. А.И. Суверенитет в советском союзном государстве и его укрепление в период развитого социализма // Советское государство и право. 1976. № 7. С. 26−34.
  217. В.О., Мазуров A.B. Новый закон о референдуме // Право и политика. 2004. № 8. С. 4−9.
  218. А.Е. Избирательные системы и российское законодательство // Политические исследования. 2003. № 4. С. 120−129.
  219. А.Е. Обеспечивает ли российское законодательство свободную конкуренцию на выборах? // Журнал о выборах. 2006. № 2. С. 53—57.
  220. В.И. Развитие демократической основы российского избирательного права//Бюллетень ЦИК РФ. 1995. № 5. С. 45−55.
  221. X. Избирательное право как инструмент распределения власти, или избирательное право и политика // Сравнительное конституционное правоведение. 2005. № 1. С. 62−68.
  222. .И. Верна ли будет пропорция? // Полития. 2004. № 1. С. 6−11.
  223. Международные избирательные стандарты по наблюдению за выборами (документы) //Журнал о выборах. 2006. Спецвыпуск. С. 80−139.
  224. М.Н. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль в избирательном процессе // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2. С. 48−63.
  225. Н.М. Конституционные и международно-правовые основы системы избирательных комиссий в Российской Федерации // Право и политика. 2006. № 9. С. 66−71.
  226. Н.М. О роли выборов в демократическом государстве // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 2. С. 12−15.
  227. Миронов I LM. Российские выборы и международные стандарты // Правозащитник. 2005. № 2. С. 66−77.
  228. . Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2. С. 9−17.
  229. В.А., Демидов Д. Г. Принципы права: принципы легальности и легитимности в избирательном законодательстве РФ // Управленческое консультирование. 2007. № 1. С. 63−74.
  230. О’Доннелл Г. Делегативная демократия // Пределы власти. 1994. № 2−3. С. 52−69.
  231. Особое мнение члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Е. И. Колюшина. Итоговый протокол ЦИК РФ // Вестник ЦИК РФ. 2007. № 19. С. 24−28.
  232. В. Законность как condicio sine qua non российской демократии // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2. С. 4−8.
  233. В. Рецензия на книгу A.B. Иванченко «Избирательные комиссии в Российской Федерации. История. Теория. Практика» // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997. № 3−4. С. 218−219.
  234. А.Е. Актуальные направления развития законодательства // Журнал российского права. 2004. № 2. С. 3—10.
  235. А.Е. Закон о выборах в Государственную Думу и практика его реализации в 1995 году // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. № 1. С. 12−19.
  236. А.Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разделение полномочий между различными уровнями власти при проведении выборов // Журнал российского права. 2002. № 5. С. 12−22.
  237. А.Е. Пропорциональная избирательная система в контексте российской политической практики // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 3 // СПС «КонсультантПлюс».
  238. Н.Т. Статус территориальных избирательных комиссий, порядок и практика их формирования в белгородской области // Журнал о выборах. 2006. № 6. С. 36−40.
  239. Я. Избирательная система современной России в лабиринтах перманентных реформ // Обозреватель-Observer. 2007. № 6. С. 35−49.
  240. Г. Д. Парламентские процедуры: роль и значение в обеспечении представительной функции парламента // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12. С. 2−6.
  241. A.M. Избирательные системы и партии: выбор выборов // Полития. 2004. № 1.С. 12−24.
  242. Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. 52-я сессия. Венеция, 2002. 18−19 октября.
  243. С.Н. «Избирательная власть» как ветвь государственной власти: к постановке проблемы//Конституционное и муниципальное право. 2004. № 1. С. 16−20.ч
  244. Стенограмма заседания № 79 Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13.03.2009 // Бюллетень № 79 (Ю52). Ч. 1. 2009. С. 9−86.
  245. Стенограмма заседания № 243 Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10.03.1999 // Бюллетень № 243 (385). Ч. 1. 1999. С. 6−63.
  246. Стенограмма заседания № 242 Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 05.03.1999 // Бюллетень № 242 (384). Ч. 1. 1999. С. 5−63.
  247. Ю.Г. Конституционное обеспечение суверенитета народа в Советском государстве//Советское государство и право. 1981. № 1. С. 19−27.
  248. Ю.Г., Скуратов Ю. И. Народный и национальный суверенитет в советском государстве //Правоведение. 1979. № 3. С. 3−11.
  249. Ю.А. Развитие социалистической государственной власти // Советское государство и право. 1963. № 3. С. 26−38.
  250. JI.A. Современный российский избирательный процесс в условиях федерализации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 9. С. 13−15.
  251. М.П. Совершенствование избирательного законодательства в России: проблемы и перспективы // Пятые Всероссийские Державинские Чтения. М.: РИА Минюста России, 2010. С. 266−270.
  252. Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Журнал юридического права. 2004. № U.C. 3−10.
  253. В.В. Многонациональный народ Российской Федерации субъект непосредственной демократии: проблемы теории // Государство и право. 2008. № 2. С. 96−100.
  254. С. Этажи демократии: законодательство о выборах // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1994. № 2. С. 2−4.
  255. В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 11−15.
  256. И. Некоторые аспекты формирования конституционной модели разделения властей в России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. № 3−4. С. 2−9.
  257. Т.В. Теории коалиций и становление российской многопартийности. Методики рационализации политического процесса // Полис. 1996. № 5. С. 28−52.1. Авторефераты и диссертации
  258. С.А. Правовое регулирование деятельности представительных органов власти в СССР (проблемы теории и практики): автореф. дис. .докт. юрид. наук. М.: МГУ, 1980. 32 с.
  259. И.С. Правовые избирательные стандарты Российской Федерации и их реализация в субъектах Российской Федерации (на примере Северо-Западного федерального округа): автореф. дис. .канд. юрид. наук. СПб.: СЗАГС, 2005. 25 с.
  260. A.A. Особенности избирательного права и процесса в ФРГ: автореф. дис. .канд. юрид. наук. Казань: КГУ, 2004. 22 с.
  261. В.А. Избирательный процесс в Российской Федерации (проблемы теории, правового регулирования и правоприменения): автореф. дис. .канд. юрид. наук. СПб.: СЗАГС, 2002. 16 с.
  262. А.Ю. Проблемы правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М.: МГУ, 2006. 25 с.
  263. М.Н. Принципы избирательного права Российской Федерации: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М.: РАГС, 2002. 22 с.
  264. A.B. Легитимация и делегитимация выборной государственной власти в современной России: автореф. дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД, 2003. 26 с.
  265. В. А. Конституционно-правовая ответственность: системное исследование: дис. .докт. юрид. наук. М., 2005. 348 с.
  266. Л.Д. Проблемы правового регулирования организации и деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению федеральных выборов в России: автореф. дис. .канд. юрид. наук. Тюмень: ТГУ, 2004. 30 с.
  267. М.Б. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в решениях по вопросам избирательного права: автореф. дис. .канд. юрид. наук. Уфа: БАГС, 2005. 31 с.
  268. С.А. Проблема легитимности политической власти в истории и теории политической науки: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М.: МПГУ, 2003. 22 с.
  269. Д.В. Избирательное право Великобритании (институты и тенденции развития): автореф. дис. .канд. юрид. наук. М.: РАН ИГП, 2006. 26 с.
  270. Е.В. Правовое положение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (на примере Северо-Западного федерального округа): автореф. дис .канд. юрид. наук. СПб.: СЗАГС, 2000. 23 с.
  271. Е.А. Становление и развитие избирательной системы Российской Федерации в контексте эволюции норм электорального законодательства: автореф. дис. канд. полит, наук. Нижний Новгород: НГУ им. Лобачевского, 2004. 30 с.
  272. О.Н. Информационная деятельность политических партий в Российской федерации: конституционно-правовые проблемы: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2009. 25 с.
  273. Д.А. Современная российская многопартийность: юридический механизмы институализации: автореф. дис. .канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД, 2004. 27 с.
  274. А.Х. Принципы избирательного права: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М.:РАУ, 1993. 17 с.
  275. И.В. Злоупотребления правом в избирательном процессе: автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2006. 26 с.
  276. К.К. Современное избирательное право России: проблемы становления и развития: автореф. дис. .канд. полит, наук. Пятигорск.: Академ, информ. технол. в образовании и науке, 2005. 18 с.
  277. М.П. Права народов в Российской Федерации (конституционно-правовые аспекты): дис. .докт. юрид. наук. М., 2007. 399 с.
  278. По делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второйстатьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 ипункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов
  279. Республики Татарстан» в связи с жалобой гражданина М. М. Салямова: Постановление191
  280. Конституционного Суда РФ от 22.01.2002 № 2-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 6. Ст. 627.
  281. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы
  282. Федерального Собрания Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.10.1998 № 26-П // Собрание законодательства РФ. 1998. № 48. Ст. 5969.
  283. По делу о проверке конституционности положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.1997 № 9-П // Собрание законодательства РФ. 1997. № 26. Ст. 3145.
  284. Bell, D.S. Presidentialism Enthroned: The French Presidential and Parliamentary Elections of April-May and June 2007 / D.S. Bell, B. Criddle // Parliamentary Affairs. 2008. V. 61. № l.Pp. 185−205.
  285. Dunleavy, P. The Impact of UK Electoral Systems / P. Dunleavy, H. Margetts // Parliamentary Affairs. 2005. V. 58. № 4. pp. 854−870.
  286. Jennings, Sir I. The Law and the Constitution. London: University of London press ltd., 1967. 327 p.
  287. База данных Фонда «Общественное мнение». URL: http://bd.fom.ru/ (дата обращения: 02.10.2010).
  288. ВЦИОМ: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения. URL: http://vvciom.ru/ (дата обращения: 02.10.2010).
  289. Информационный сайт радио «Свобода слова». URL: http://www.svobodanews.ru/ (дата обращения: 02.10.2010).
  290. Интервью главы Российского центра обучения информационным технологиям при Центризбиркоме РФ А. В. Иванченко. Сайт ИД «Коммерсантъ». URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=856 659 (дата обращения: 02.10.2010).
  291. Информационный портал Российского информационного агентства URL: http://www.rian.ru (дата обращения: 02.10.2010).
  292. Левада-Центр. Аналитический центр Юрия Левады. URL: http://www.levada.ru (дата обращения: 02.10.2010).
  293. Московский центр Карнеги. Carnegie Endowment. URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/77 435.htm (дата обращения: 02.10.2010).
  294. Независимый институт выборов. URL: http://www.vibori.ru/index.htm (дата обращения: 02.10.2010).
  295. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://www.duma.gov.ru (дата обращения: 02.10.2010).
  296. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. URL: http://www.cikrf.ru (дата обращения: 02.10.2010).
  297. Официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. URL: http://www.iacis.ru/data/normdoc/2007−12−02mimrd zakluchenie rossia. doc (дата обращения: 02.10.2010).
  298. Официальный сайт Московской городской избирательной комиссии. URL: http://www.moscowcity.izbirkom.ru (дата обращения: 02.10.2010).
  299. OSCE Parliamentary Assembly. URL: http://www.oscepa.org/ (дата обращения: 02.10.2010).
  300. Официальный сайт Коммунистической партии Российской Федерации. URL: http://kprf.ru/vibory2007/chronicle/53 712.html (дата обращения: 02.10.2010).
  301. Официальный сайт политической партии «ЯБЛОКО». URI/. http://www.yabloko.ru/Elections/2007/violations-23.html (дата обращения: 02.10.2010).
  302. Официальный сайт Либерально-демократической партии России. URL: http://www.ldpr.ru/events/election/1728 (дата обращения: 02.10.2010).
  303. Официальный сайт Фонда «Либеральная миссия». URL: http://liberal.ru/DiscussionsDisplayDiscussion.asp?Rel=191 (дата обращения: 02.10.2010).
  304. Пресс-коференция председателя ЦИК России А. А. Вешнякова в пресс-центре еженедельника «Аргументы и факты» 12.02.2007. Стенограмма. URL: http://vvwxikrf.ru/cikrr/aboutcik/chairrnan/stcnogramma140207.jsp (дата обращения: 02.10.2010).
  305. ВЛ. Выступление на парламентских слушаниях / ВЛ Шейнис. URL: http://www.vibory.ru/analyt/sheinis.htm (дата обращения: 02.10.2010).
  306. Electoral legislation. Elections Canada. URL: http ://m4v.elections.ca/intro.asp?section=loi&document—index (дата обращения: 02.10.2010).
  307. Germany: Federal electoral law (1996). Electoral materials. URL: http://aceproiect.org/ero-en/regions/europe/DE/Germany%20-%20Federal%20Electoral%20Law-1996.doc/view/ (дата обращения: 02.10.2010).
  308. Political Parties, Elections and Referendums Act 2000. Office of Public Sector Information (OPSI). URL: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2000/ukpga20000041 enl (дата обращения: 02.10.2010).
Заполнить форму текущей работой