Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обеспечение конституционной законности в деятельности государственных служащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обеспечивать права жалобы и обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерациив хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Конституционная законность в Российской
  • Федерации
    • 1. Понятие и конституционные принципы законности
    • 2. Понятие и принципы конституционной законности
  • Глава II. Роль государственной службы в укреплении конституционной законности
    • 1. Сущность и проблемы правового регулирования государственной службы в качестве гарантии законности в
  • Российской Федерации
    • 2. Государственная служба и ее роль в укреплении конституционной законности
    • 3. Проблемы и пути обеспечения конституционной законности в деятельности государственных служащих

Обеспечение конституционной законности в деятельности государственных служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главенство Конституции как Основного закона, определяющего содержание и структуру всей правовой системы страны, лежит в основе Российской государственности. Между тем, чем больше времени проходит с памятных дней декабря 1993 года, когда в результате всенародного голосования была принята первая Конституция новой демократической России, тем яснее становится очевидный факт нарастания противоречий как между ее требованиями и нормами текущего законодательства, так и практикой их применения.

Причин здесь довольно много. Часть из них лежит «на поверхности» и стала «притчей во языцех» в выступлениях политиков, публикациях средств массовой информации и констатацией ученых, причем не только юристов и политологов, но и представителей других отраслей знания. Другая же часть не столь уж очевидна и во многом обусловлена противоречиями, заложенными в самой Конституции.

Начнем хотя бы с того, что Основной закон страны был принят на волне острых политических дискуссий и противостояния различных социальных сил в условиях длящегося и по сию пору перманентного кризиса, охватившего собой буквально все сферы общества и государства. Помимо этого, следует прямо констатировать, что в большинстве конституционных предписаний изначально содержались требования, не имевшие и до сего времени во многом еще не получившие оснований в институтах государственной власти и местного самоуправления. Отвечая в целом международным стандартам правового социального государства, действующая Конституция Российской Федерации имеет своими ориентирами весьма далекие от исторических корней нашего отечества теоретические представления, реализация которых на деле сродни глубоким революционным преобразованиям. Их успешная реализация проблематична и сейчас по истечении уже более чем восьми лет после принятия Основного закона.

В результате с самого начала Конституция представляла и представляет собой во многом абстрактную модель пусть и качественно другого, но все столь же идеализированного светлого и скорого будущего, которому следовало бывшее государство победившего социализма. В этом революционная преемственность строителей коммунизма и пришедших им на смену радетелей общества развитой демократии сохранилась самым непосредственным образом, что получило подтверждение в острейших политических, экономических, социальных и даже военных конфликтов, не прекращающих сотрясать Россию на протяжении всего времени действия Конституции 1993 г.

Закономерный вопрос, который мог бы быть поставлен в этой связи: «А так ли уже все эти потрясения зависят от Конституции?» Наверняка нет. Ибо идущие в стране преобразования по сути своей являются разрешением всестороннего кризиса прошлой советской государственности и в целом общественно-политической системы. Но верно и другое. Конституция 1993 года — это не просто и не только во многом абстрагированный от действительности план длительного реформаторского и во многом, подчеркнем, опять же, увы, революционного процесса. Ее никак нельзя и приравнять к довольно совершенным по форме конституциям Советского Союза.

Последние, по замыслу их разработчиков, изначально были рассчитаны, с одной стороны на позитивное восприятие мировым общественным мнением, а, с другой — на идеологическую обработку населения собственной страны фактически подменившими юридические нормы политическими декларациями. Иначе говоря, для реального и уж тем более прямого действия эти конституции не предназначались. Конституция Российской Федерации — документ принципиально иного характера, ибо в ней самой особым образом заложены положения, в принципе исключающие возможность трактовать ее нормы в качестве абстрактных идеологических пожеланий1.

Главной в этой связи и в плане настоящего диссертационного исследования представляются требования статьи 15 Конституции. Часть первая этой статьи устанавливает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Тем самым устанавливаются исходные требования режима конституционной законности в стране, которые в связи с прямым действием всех норм Конституции обладают существенной особенностью в отношении всех субъектов правоотношений и особенно представителей властных структур и органов местного самоуправления.

Суть этой особенности определяется в совокупности частями 1 и 2 статьи 15, из которых следуют как минимум две основополагающих составляющих режима конституционной законности в Российской Федерации.

Первая, так сказать, традиционная и также, в свою очередь имеет два аспекта. Один из них сводится к обеспечению жесткой иерархии и соподчиненности разноуровневых законов и иных нормативных правовых актов в законодательной и правоприменительной практике. Причем вершиной соответствующей нормативной пирамиды является как раз Конституция Российской Федерации (часть 1 статьи 15).

Единственное исключение в этой связи установлено самой Конституцией и определяется частью 4 статьи 15. Согласно ей, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные.

1 См.: Мартышин О. В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России. — Государство и право. 1996, № 5. договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Иными словами, в правовой системе России закреплен принцип примата международного права в части, определенной приведенными выше положениями федеральной Конституции.

Другой аспект сводится к соблюдению Конституции и действующих в стране законов и иных нормативных правовых актов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Оба аспекта, понятно, связаны, ибо успешная реализация второго требует жесткой упорядоченности всего правового массива, что достижимо лишь в случае, когда входящие в него юридические нормы в полной мере соблюдаются соответствующими субъектами правоотношений.

Именно в таком ключе проблема законности более всего исследована в трудах Азовкина И. А., Андреевского И. Е., Аржанова М. А., Бабаева В. К., Васьковского Е. В., Вышинского, А .Я., Бенедиктова А. В., Григоряна Л. А., Джакона P.M., Дженигса Ю., Дюги JI., Ельяшевича В. Б. Кечекьяна С.Ф., Коркунова Н. М., Королёва А. И., Лазарева Б. М., Лукьянова А. И., Маньковского Б. С., Мушкина А. Е., Новицкого И. Б., Сергиевича В. И., Серёгина А. В., Строговича М. С., Стучки П. И., Фарбера И. Е., Хедемана А., Хайслера А., Шевцова B.C. Шершеневича Г. Ф., Щетинова Б. В., Якушева B.C. и других.

Аналогичный взгляд на проблему законности просматривается в трудах современных учёных: Адушкина Ю. С., Алексеева С. С., Алёхина А. П., Андреева В. К., Багишева З. А., Баглая М. В., Байтина М. И., Баскова В. И., Бахраха Д. Н., Белкина А. А., Вельского К. С., Бойцовой В. В., Бойцовой Л. В., Босхолова С. С., Гребенникова В. В., Гришаева С. П., Дмитриева Ю. А., Златопольского А. А., Кабышева В. Т., Кармолицкого А. А., Кашаниной Т. В., Козлова Ю. М., Козловой Е. И., Комаровой В. В., Котелевской И. В., Кудрявцева.

В.Н., Кутафина О. Е., Лейбо Ю. И., Лукашёвой Е. В., Лучина В. О., Манохина.

B.М., Марченко М. Н., Маттеи У., Нерсесянца B.C., Омельченко О. А., Перетерского И. С., Полениной С. В., Прело М., Ржевского В. А., Салищевой Н. Г., Скловского К. И., Страшуна Б. А., Суханова Е. А., Тихомирова Ю. А., Честного И. Л., Чиркина В. Е., Энтина Л. М. и других.

Более предметно рассматриваемый вопрос исследован в работах юристов, специализирующихся на проблемах правоохранительной деятельности: Аванесова Г. А., Безденежных В. М., Боброва В. К., Божьева В. П., Веселого В.3., Воронцова С. А., Гранат Н. Л., Гуценко К. Ф., Давыдова В. А., Донышина И. И., Еропкина М. И., Зуйкова Г. Г., Иванова Л. О., Ипакяна А. П., Казакова В. Н., Ковалёва М. А., Кононова А. В., Курицына В. М., Магомедова A.M., Миндагулова А. Х., Невской Т. Ю., Николаевой Л. А., Пашина С. А., Петрова.

C.М., Погосяна Н. Д., Попова Л. Л., Рохлина В. И., Савицкого В. М., Семёнова В. М., Сергеева А. И., Скуратова Ю. И., Соловья Ю. П., Степашина С. В., Стецовского Ю. И., Судорогина Н. И., Старкова В. И., Сухарева В. Ф. Демушкина О.П., Туманова Г. А., Фокина В. М. Черемных Г. Г., Шапкина М. А., Швецова В. И. и других.

Вторая составляющая режима законности менее традиционна и, как правило, не в полной мере отражается в специальной литературе и, уж тем более, в юридической практике. В ее основе — прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации, которое сводится к первоочередному исполнению ее требований по отношению к требованиям любых других актов.

Представляется очевидным, что принцип прямого действия конституционных предписаний отнюдь не сводится ни к установлению жесткой иерархии законов и иных нормативных правовых актов, ни к их неуклонному соблюдению и исполнению всеми субъектами правоотношений. Речь совсем о другом, а именно о том, что все субъекты правоотношений в Российской Федерации должны в первую очередь руководствоваться Конституцией вне зависимости от того, имеются ли специальные или конкретизирующие ее нормы законы и иные нормативные правовые акты. Более того, никто не может нарушать Конституцию, даже если при этом добросовестно следует их требованиям, каковы бы они ни были, и кем бы ни издавались.

Если следовать изложенному, то неизбежен вывод о том, что режим конституционной законности имеет два измерения. Одно — вертикальное, подразумевающее соподчиненность юридических норм, а другое горизонтальное — где верховенство Конституции должно осуществляться в действиях любых субъектов правоотношений, в каких бы связях между собой они не находились. В результате в самой Конституции заложена основа всеобъемлющего конституционного контроля с неопределенным кругом субъектов.

При этом надо иметь в виду, что современная федеральная конституция документ достаточно объемный и охватывает своим действием основополагающие элементы, как государственного устройства, так и иных сфер государственной и общественной жизни. Поэтому прямое действие Конституции в форме режима конституционной законности должно наблюдаться буквально повсеместно, имея для этого необходимые инструменты и механизмы. Сегодня они довольно ограниченны и сводятся к полномочиям федерального Президента, функциям судебной системы (формально включающей в себя Прокуратуру), а также органов юстиции. Другие правоохранительные органы и органы безопасности, наделенные отдельными правоохранительными функциями, действуют лишь в рамках первой составляющей режима законности. Ориентируются они.

2 См., например, Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. преимущественно на законы и подзаконные нормативные правовые акты, а также на правовые акты органов местного самоуправления3.

Подавляющая часть юридически значимых действий осуществляется ныне лицами, исполняющими полномочия государственных органов, т. е. государственными служащими. Именно они, в силу их особого положения в государственном аппарате, должны являться основными субъектами обеспечения конституционной законности. Чтобы это во многих отношениях пока еще гипотетическое пожелание стало действительностью нужны особые организационно-правовые механизмы, естественное место которых — в содержании института государственной службы. Поэтому саму государственную службу можно и должно анализировать в особом и пока еще фактически нераскрытом аспекте как одну из главных гарантий конституционной законности в Российской Федерации.

Существующая ныне государственная служба весьма неоднородна и включает в себя довольно много составляющих, определяемых законодательством о государственной службе в качестве ее видов. Сам институт государственной службы, возникший первоначально на основе Указов первого Президента России Б. Н. Ельцина, хотя и обрел ныне законодательные основы, пока еще, по общему убеждению исследователей этой проблемы, находится в стадии становления. В этом легко убедиться, анализируя труды Г. В. Атаманчука, Ю. С. Алушкина, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, К. С. Вельского, В. В. Володина, В. А. Воробьева, Б. Н. Габричидзе, А. А. Гришковца, А. И. Демидова, Ю. А. Дмитриева, Н. М. Казанцева, Н. М. Конина, Б. М. Лазарева, А. В. Малько, В. М. Манохина, Н. И. Матузова, О. О. Миронова, В. И. Новоселова, Д. М. Овсянко, Е. В. Охотского, И. В. Панова, С. М. Петрова, И. Н. Пахомова,.

3 См.: Городецкий П. Г. Проблемы деятельности федеральной системы правоохранительных органов россии (административно-правовой аспект). Автореф.. дисс. докт. юрид. наук. СПб. 2001.

М.И. Пискотина, Ю. А. Розенбаума, Ю. Н. Старилова, А. К. Уледова, Н. И. Фаянс, JI.B. Фаткина, Б. С. Эбзеева, Ц. А. Ямпольской и ряда других ученых.

Что же касается проблемы конституционной законности, одной из главных гарантий которой должен по идее выступать институт государственной службы, то в соответствующих исследованиях она фактически не рассматривалась. В них лишь повсеместно констатируется определяемое Федеральным законом Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации» 4 положение о том, что государственная служба основана на верховенстве Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями (Подчеркнуто мною — Н.Б.) при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав (пункт 1 части 1 статьи 5). Иными словами, речь идет лишь о первой составляющей режима конституционной законности, но не о той ее части, которая связана с прямым действием и верховенством Конституции в юридически значимых действиях государственных служащих, что просматривается во всем законодательстве о государственной службе.

Все это позволяет говорить о том, что государственная служба как ведущая гарантия конституционной законности в Российской Федерации является проблемой, весьма слабо затрагиваемой в специальной литературе и в монографическом плане пока еще не исследовавшейся. Между тем, обеспечение повсеместного приоритетного и гарантированного действия Конституции Российской Федерации является одним из наиболее актуальных в современном государственном строительстве. На его решение нацелены сегодня усилия всех уровней государственной власти. Вопрос этот напрямую связан с целым рядом радикальных мероприятий по реорганизации деятельности федеральной власти, в том числе, в регионах России. Главное в.

4 СЗ РФ". 1995. № 31. Ст. 2990. них — обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации, соответствия ей конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также наведения конституционного порядка не только на территории Чеченской Республики, но и во всей России.

Отсюда острота и актуальность темы исследования.

Изложенное, одновременно, определяет научную новизну диссертации, которая является первым монографическим исследованием, в котором государственная служба рассматривается в конституционно-правовом ключе как ведущая гарантия конституционной законности. Кроме того, в диссертации выделены и проанализированы конституционные принципы законности в Российской Федерации.

Диссертация является одной из первых работ, в которой применительно к требованиям федеральной Конституции 1993 года и существующему положению дел предметно уточнены понятие и содержание конституционной законности, раскрыты ее принципы, дано авторское определение, показана роль конституционной законности в обеспечении общего режима законности в стране.

Наконец, определена роль государственной службы по укреплению конституционной законности, а также намечены меры по ее усилению.

Практическая значимость диссертации определяется ее направленностью на решение приоритетных задач современного государственного строительства, а также соответствующими выводами и предложениями, сформулированными в итоге проведенной работы. Кроме того, приведенные в диссертации положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в законотворческой и нормотворческой работе, научных исследованиях, в учебном процессе учебных заведений политологического, социологического и юридического профиля, при подготовке аспирантов и докторантов в системе дополнительного профессионального образования.

Объектом диссертационного исследования является режим конституционной законности в Российской Федерации, а предметомгосударственная служба как одно из ведущих средств его обеспечения.

Целью диссертации является теоретический анализ проблем обеспечения конституционной законности в деятельности государственных служащих и выработка предложений по их разрешению.

Поставленная цель предопределяет необходимость решения ряда основных задач исследования. В их числе:

— исследование конституционных принципов законности в Российской Федерации;

— анализ понятия и содержания конституционной законности в Российской Федерации как особой приоритетной составляющей общего режима законности;

— рассмотрение основных принципов конституционной законности;

— уяснение роли конституционной законности в обеспечении общего режима законности в Российской Федерациианализ современного состояния и потенциала института государственной службы как средства обеспечения законности, в том числе законности конституционнойвыявление противоречий основ правового регулирования государственной службы;

— выработка предложений по укрепление режима конституционной законности средствами государственной службы.

Методологическую основу исследования составляют современные общенаучные методы познания и особенно системный подход. Кроме того, при написании работы использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, лингвистический, статический, социологические и другие более частные методы. Особое место уделялось анализу Конституции Российской.

Федерации, действующего законодательства и изучению значительного объема специальной литературы.

На защиту выносятся следующие положения:

— конституционная законность является достаточно автономной и приоритетной составляющей общего режима законности в Российской Федерацииоснову формирования и относительной автономии режима конституционной законности составляет принцип прямого действия Конституции Российской Федерации и законных актов высших органов государственной власти России на всей ее территории, непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, примат международного права;

— режим конституционной законности обладает собственной системой гарантий, в числе которых особое место занимает институт государственной службы;

— в настоящее время институт государственной службы имеет значительное число изъянов и разрознен по своим составляющим — видам государственной службы, что значительно снижает его потенциал в качестве гарантии конституционной законности;

— меры по укреплению конституционной законности средствами государственной службы должны включать консолидацию отдельных видов государственной службы до уровня ее локальных режимов с введением общих требований и установлению специфической конституционной ответственности государственных служащих за обеспечение режима конституционной законности в ходе исполнения ими своих полномочий.

Апробация результатов исследования осуществлена в многолетней практической деятельности соискателя на различных должностях государственной службы, путем опубликования основных положений диссертации, в том числе на уровне методических материалов, а также в ряде выступлений соискателя на научно-практических конференциях и семинарах.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и рекомендаций, а также списка литературы. Каждый из исследовательских разделов диссертации завершается формулированием соответствующих выводов и предложений, которые в обобщенном виде представлены в конце работы.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В современной правовой науке законность неизменно трактуется двояко: во-первых, как один из основополагающих принципов организации государственной и общественной жизни, а во-вторых — в качестве ее режима, обеспечивающего неуклонное исполнение законов всеми субъектами правоотношений.

2. В основе режима конституционной законности лежат вытекающие из норм конституции конституционные принципы законности. Последние определяют общие контуры и наиболее важные черты режима законности в Российской Федерации. К их числу относятся:

• Принцип верховенства Конституции над иными законами и нормативными правовыми актами. о Принцип прямого действия Конституции. Принцип всеобщей обязательности требований Конституции и законов. о Принцип обязательного официального опубликования законов.

• Принцип обязательного официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

• Принцип примата международного права в отношении национального законодательства. о Принцип примата прав и свобод человека и гражданина в законодательстве и правоприменительной практике.

• Принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина.

• Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип гарантирования государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Принцип гарантирования судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Принцип конституционного регулирования основ федеративного устройства Российской Федерации. Принцип двухуровневого законодательства.

Принцип прямого действия федеральных законов в сфере исключительного ведения федерации и совместного ведения федерации и ее субъектов.

Принцип разделения законодательных полномочий Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с предметами ведения федерации и ее субъектов.

Принципе конституционности федеральных законов.

Принцип прямого действия законных правовых актов Президента.

Российской Федерации.

Принцип верховенства законных правовых актов Президента Российской Федерации в отношении законодательства субъектов Российской Федерации.

Принцип верховенства и прямого действия законных актовПравительства Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Принцип прямого действия постановлений палат Федерального Собрания по вопросам, отнесенным к их исключительному ведению. Принцип ограничения круга субъектов права законодательной инициативы.

Принцип равенства каждого перед законом и судом. Принцип презумпции невиновности.

Принцип однократности осуждения за одно и то же преступление. о Принцип государственной охраны прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, о Принцип запрета обратной силы закона, о Принцип осуществления правосудия только судом, о Принцип состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, о Принцип толкования Конституции Российской Федерации и признания неконституционности законов и иных нормативных правовых актов в процессе конституционного судопроизводства. о Принцип самостоятельности местного самоуправления.

3. Охватывая костяк конституционных положений, конституционные принципы законности определяют основы Конституционного строя Российской Федерации, систему федеративного устройства, организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

4. Конституционная законность является ведущей и относительно самостоятельной частью режима законности в Российской Федерации.

5. К числу собственно принципов конституционной законности относятся:

• Принцип прямого действия Конституции.

• Принцип примата международного права в отношении национального законодательства.

• Принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. в Принцип прямого действия федеральных законов в сфере исключительного ведения федерации и совместного ведения федерации и ее субъектов.

• Принцип прямого действия законных правовых актов Президента Российской Федерации.

• Принцип верховенства законных правовых актов Президента Российской Федерации в отношении законодательства субъектов Российской Федерации.

• Принцип верховенства и прямого действия законных актов Правительства Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

• Принцип прямого действия постановлений палат Федерального Собрания по вопросам, отнесенным к их исключительному ведению.

• Принцип толкования Конституции Российской Федерации и признания неконституционности законов и иных нормативных правовых актов в процессе конституционного судопроизводства.

Принципы конституционной законности выходят за рамки иерархии законов и иных нормативных правовых актов. Большая часть из них в той или иной мере имеет прямое действие на территории Российской.

Федерации. Это: Принцип прямого действия Конституции.

• Принцип примата международного права в отношении национального законодательства.

• Принцип прямого действия федеральных законов в сфере исключительного ведения федерации и совместного ведения федерации и ее субъектов.

• Принцип прямого действия законных правовых актов Президента Российской Федерации. Принцип верховенства и прямого действия законных актов Правительства Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

• Принцип прямого действия постановлений палат Федерального Собрания по вопросам, отнесенным к их исключительному ведению.

• Принцип примата международного права в отношении национального законодательства имеет в данном случае особое значение, поскольку устанавливается верховенство международного права в правовой системе Российской Федерации. В свою очередь, это по сути одно из свидетельств принадлежности Российской Федерации к мировому сообществу, в силу чего через общепризнанные принципы и нормы сама правовая система России оказывается открытой в отношении системы международного права и в известном смысле может рассматриваться как его составная часть.

• Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина как принцип конституционной законности вообще не зависит от наличия или отсутствия тех или иных актов и означает безусловный характер реализации этих прав и свобод, что прямо объявлено Конституцией не только обязанностью всех властных структур и местного самоуправления, но и вообще смыслом и главным содержанием их деятельности.

7. Конституционную законность можно определить как приоритетную и относительно самостоятельную часть режима законности в Российской Федерации, обеспечивающую прямое действие федеральной Конституции, ее официальное толкование исключительно Конституционным Судом Российской Федерации, прямое действие законных нормативных правовых актов высших органов государственной власти России, непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, примат международного права.

8. Вся система законности в стране построена и в идеале должна функционировать по принципу обратной связи. Если в прямойразворачивается иерархия законов и иных нормативных правовых актов, то в обратной — обеспечивается прямое действие ряда основополагающих конституционных положений и непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Такая конструкция при обеспечении ее действенности должна служить внутренней системной гарантией законности и направлена на сохранение стабильности и действенности конституционных основ российской государственности.

9. Институт государственной службы в его современном виде является непосредственным порождением демократии и прямо демонстрирует своим появлением реальность разделения гражданского общества и государства, наметившегося в нашей стране.

10.Основные принципы государственной службы напрямую связаны с конституционными принципами законности в Российской Федерации, в силу чего сама государственная служба может и должна рассматриваться в качестве одной из ведущих гарантий законности.

11 .Государственная служба может анализироваться в двух ипостасях: а) как особая деятельность государственных служащих, направленная на реализацию полномочий государственных органов и б) как особый административно-правовой режим, в рамках которых осуществляется деятельность государственных служащих. С точки зрения анализа конституционной законности, наиболее важен второй аспект государственной службы, где она выступает в качестве особого административно-правового режима.

12. В своем сегодняшнем виде государственная служба, скорее, является предметом исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации, что противоречит федеральной Конституции и нормам Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации. Тем не менее, анализ показывает, что такое положение дел имеют основу в противоречивости норм самой Конституции и федерального законодательства о государственной службепри этом сложившееся положение обусловлено практикой и в наибольшей мере отвечает задачам обеспечения законности в деятельности государственных служащих.

13.Основные принципы государственной службы напрямую связаны с конституционными принципами законности в Российской Федерации, в силу чего сама государственная служба может и должна рассматриваться в качестве одной из ведущих гарантий законности. Среди этих принципов: о верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их право принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, заключающийся в обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

• принцип обеспечения единства системы государственной власти, разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в деятельности государственных служащихв принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти в организации государственной службы и деятельности государственных служащих- ® принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерациив принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, без которого нельзя представить себе единую подчиненность всех государственных служащих Закону;

• принцип профессионализма и компетентности государственных служащихо принцип гласностио принцип ответственности за подготавливаемые и' принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностейо принцип непартийности государственной службыотделения религиозных объединений от государствао принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

14. Успешная деятельность государственных служащих в сфере обеспечения законности гарантируется их правами:

• на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно — технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

• получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностейв посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

• принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

• переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.

• право на проведение по требованию государственного служащего служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

• право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

• право на судебную защиту государственных служащих.

15. Обеспечение законности в деятельности государственных служащих основано на установлении их специфических обязанностей, в числе которых: о обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализация федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу полномочий каждого государственного служащегоо обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов гражданв исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, если, эти приказы, распоряжения и указания отдаются в пределах их должностных полномочий. Если же они незаконны, то Федеральный закон не обязывает исполнять их в Р) порядке должностной подчиненности;

• обеспечивать права жалобы и обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерациив хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждано обязанность передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы ' находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным закономо гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий в соответствии с федеральным законом97 ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

16. Система ограничений, накладываемых на государственных служащих, является гарантией их деятельности в направлении реализации публичного интереса и пресечения возможных отклонений в сторону личных и любого рода корпоративных интересов. В их число входят запреты: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности- • быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления- ® заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лицсостоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов.

97 В настоящее время в связи с отсутствием соответствующего федерального закона этот вопрос урегулирован Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 года № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» .WC3 РФ. 1997. № 20. Ст. 2239.

Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организациейбыть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен емуиспользовать в неслужебных целях средства материальнотехнического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информациюполучать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащегополучать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсиюпринимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций, что может побуждать государственного служащего на игнорирование или предательство интересов Российской Федерациивыезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациямио принимать участие в забастовках, ибо последние всегда преследуют корпоративные, а не публичные интересыо запрет на использование своего служебного положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к нимв государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

17. Входящий в состав режима государственной службы институт ответственности государственных служащих содержит специальные действенные меры для установления персональной ответственности любого государственного служащего за законность его действий, а также для распределения ответственности между соподчиненными государственными служащими в случае нарушений законности в процессе государственной службы.

18. Современное законодательство о государственной службе фактически не содержит в себе норм, обеспечивающих соблюдение конституционной законности в деятельности государственных служащих. Между тем, верховенство конституционной законности является безусловным императивом деятельности государственных служащих.

19. Законодательство субъектов Российской Федерации о государственной службе в основном и главном восприняло требования Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации. Последнее создает возможность для дополненияэтого Закона положениями, обеспечивающими конституционную законность в деятельности государственных служащих.

20. Нормативное урегулирование вопросов обеспечения конституционной законности государственных служащих должно быть подкреплено соответствующей юридической ответственностью. Анализ показывает, что в данном случае имеет место конституционная ответственность государственных служащих, которая должна иметь особый порядок наложения.

21. Применение конституционной ответственности к государственным служащим должно осуществляться специальными дисциплинарными комиссиями по вопросам государственной службы, учреждаемыми Президентом Российской Федерации.

22. Изложенное позволяет сформулировать специальную норму, посредством которой должно быть урегулировано ¦ обеспечение конституционной законности в деятельности государственных служащих: Статья 51. Обеспечение конституционной законности в деятельности государственных служащих.

1. Государственные служащие обязаны: соблюдать верховенство Конституции Российской Федерацииобеспечивать непосредственное действие закрепленных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, а также прямое действие Конституции Российской Федерации, федеральных законов в сфере ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и палат Федерального Собрания Российской Федерации, принятых в пределах их полномочийосновывать свои действия по обеспечению конституционной законности лишь на официальных толкованиях Конституции Российской Федерации, данных Конституционным Судом Российской Федерации.

2. Государственные служащие подлежат ответственности за нарушение требований конституционной законности, предусмотренной статьей 14 настоящего Федерального закона.

3. Применение мер ответственности к государственным служащим, допустившим нарушение конституционной законности, осуществляется административными комиссиями по вопросам государственной службы.

4. Положение об административных комиссиях по вопросам государственной службы утверждается Президентом Российской Федерации.

23. Действие соответствующей нормы должно найти отражение во всех законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих отдельные режимы (виды) государственной службы.

24. Установление обязанностей государственных служащих по обеспечению конституционной законности и их конституционной ответственности следует рассматривать в контексте мер, проводимых Президентом Российской Федерации и другими федеральными органами государственной власти для укрепления вертикали власти и повсеместному упрочению режима конституционной законности в стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 15. Ст. 1695- 1998. № 36. Ст. 4461.
  3. Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2000.
  4. Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации «//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.
  5. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.
  6. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации.
  7. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
  8. Конституции республик в составе Российской Федерации. М., 1996.
  9. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Казань, 1997.
  10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации/Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1589.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3302- 1996. № 5. Ст. 411.
  12. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР//Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407- 1980. № 32. Ст. 987- 1988. № 5. Ст. 137.
  13. Кодекс законов о труде РСФСР//Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007- Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 41. Ст. 2254.
  14. Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях"//Ведо-мости Верховного Совета РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909.
  15. Уголовный кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
  16. Закон РСФСР «О чрезвычайном положении». Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 22, ст. 773.
  17. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». -СЗ РФ, 1998, № 13, ст. 1475.
  18. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». «Российская газета», № 72, 12.04.95.
  19. Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». «Ведомости СНД и ВС РФ», 1993, № 33, ст. 1316.
  20. Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции. «Ведомости СНД и ВС РФ», 1993, № 29, ст. 1114.
  21. Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации» «Ведомости СНД и ВС РФ», 1993, № 12, ст. 423.
  22. Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». -«Российская газета», № 6, 14.01.98.
  23. Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 49. Ст. 5906.
  24. Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990.
  25. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 51. Ст. 4970.
  26. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472- 1999. № 7. Ст. 878- № 47. Ст. 5620- 2000. № 2. Ст. 140.
  27. ЗО.Федеральный закон «О почтовой связи». СЗ РФ, 1999, № 29, ст. 3697.31 .Федеральный закон «О федеральной фельдъегерской связи». СЗ РФ, 1994, № 34, ст. 3547.
  28. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации'7/Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506- 1996. № 17. Ст. 1917- № 49. Ст. 5500- 1997. № 12. Ст. 1318- 2000. № 32. Ст. 3330.
  29. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4464.
  30. Федеральный закон «О некоммерческих организациях'7/Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.
  31. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4464.
  32. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации. СЗ РФ, 28.07.97, № 30, ст. 3586.
  33. Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1998 г. «О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 43. Ст. 5336.
  34. Татарстан"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 29. Ст. 3117.
  35. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 года № 353 «Об утверждении положения о проведении аттестации федерального государственного служащего"\ СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1036.
  36. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РСФСР и ст. 123 ГПК РСФСР в связи с жалобами граждан’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 12. Ст. 1459.
  37. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава Читинской области’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 700.
  38. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. «По делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 25. Ст. 3004.
  39. Закон города Москвы «О государственной службе города Москвы"\"Ведомости Московской Думы». № 1 (с. 49). 1998.1. Документы
  40. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР’У/Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 29. Ст. 1010.
  41. Закон СССР «О внесении изменений в Конституцию СССР 1977 г."//Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 12. Ст. 189.
  42. Закон СССР «О статусе народных депутатов в СССР"//Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 17. Ст. 277.
  43. Конституции республик в составе Российской Федерации. М., 1996.620 бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перс-пективу//Российская газета. 2000. 3 июня.
  44. Основной закон Федеративной Республики Германии//Конституции государств Европейского Союза/Под ред. JI.A. Окунькова. М., 1997.
  45. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 декабря 1988 г. «О грубейших нарушениях конституционных прав граждан в Азербайджанской ССР и Армянской ССР"//Собрание Постановлений Правительства СССР. 1989. № 1. Ст. 1,2.
  46. Проект Трудового кодекса Российской Федерации (Правительственный вариант)//Российская газета. 1999. 28 апреля.
  47. Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1994 год. Якутск, 1995.
  48. Судебная защита прав местного самоуправления в Российской Федерации//Сборник решений федеральных судов. 1997. № 1- 1998. № 3.
  49. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. 1998. № 6.
  50. С.А. Государственно-правовая ответственность//Советское государство и право. 1975. № 10.
  51. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.
  52. А.Б., Сукало А. Е. Каким может быть договор (соглашение) // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. М., 1995.
  53. Административное право зарубежных государств. М., 1997.
  54. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации («Круглый стол» в Институте государства и права РАН)//Государство и право. 1997. № 5.
  55. С.С. Общая теория социалистического права. Вып.2. Свердловск, 1964.
  56. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
  57. С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975.
  58. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М., 1996.
  59. Ю.Н. Право петиций в Российской Федерации. М., 1997.
  60. И.Е. Административный суд. Русский энциклопедический словарь И. Н. Березина. Т.1. СПб., 1873.
  61. Г. Юстиция и администрация. СПб., 1907.
  62. П. Английская судебная система. М., 1959.
  63. Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.
  64. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.
  65. A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1998.
  66. Д.Н. Административное право Российской Федерации. Екатеринбург, 1996.
  67. Д.Н., Боннер А. Т. Административная юстиция: развитие и проблема совершенствования. Сов. государство и право, 1975, № 8.
  68. В.П. Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть. СПб., 1882.
  69. О.И. Актуальные проблемы административного права. -Государство и право, 1999, № 5.
  70. К.С. Персональная ответственность и дисциплина в государственном управлении. Сов. государство и право, 1984, № 3.
  71. К.С. К вопросу о предмете административного права. -Государство и право, 1997, № 11.
  72. К.С. О системе административного права, Государство и право, 1998, № 3.
  73. .Т. Юридическая ответственность. Красноярск, 1985.
  74. Г. В. Ответственность органов управления перед Советами//Советское государство и право. 1981. № 5.
  75. И.Н. Федеративная ответственность. Конституционно-правовые аспекты. М., 1999.
  76. А.А. Актуальные вопросы работы прокуратуры по надзору за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации//Прокурорский надзор за исполнением законов: прошлое и настоящее. М., 1998.
  77. А.А. Дело о полномочиях судов. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г.//Уголовное право. 2000. № 1.
  78. К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении. М., 1988−89.
  79. К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. М., 1990.
  80. Н.А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985.
  81. Е. Государственный трибунал. Изд. «Эпока» (Польша), без даты.
  82. С.В. Государственный совет во Франции: политическая роль и юридические функции. Сов. государство и право, 1987, № 7.
  83. С.В. Правосудие во Франции. М., 1994.
  84. ЮЗ.Бойцова В. В. Нужна ли нам административная юстиция?. Сов. юстиция, 1993, № 7.
  85. В.В., Бойцов В. Е. Административная юстиция: к продолжению дискуссии о содержании и значении. Государство и право, 1994, № 5.
  86. А.Т., Квитко В. Т. Судебный контроль в области государственного управления. М., 1973.
  87. Г. Французское административное право. М., 1988.
  88. И.А. Административно-государственное управление как наука// Социологические исследования. 1994, № 8.
  89. Ю.С. Профессиональное образование кадров государственной службы и местного самоуправления. Орел, 1998.
  90. . Административное право Франции. М., 1973.
  91. О.Н. Административная юстиция (опыт зарубежных стран). Судебная реформа: итоги, приоритеты, перспективы: Материалы конференции. 1997, № 47.
  92. Ш. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Теория права. T.l. М., 1996.
  93. С.Б. Приказной строй управления Московского государства. Русская история в очерках и статьях. Т. 3. Киев, 1912.
  94. С.С. Лексика русских челобитных. Л., 1974.
  95. В.А. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, № 4.
  96. В.И. Местное самоуправление и федеральная власть//Независимая газета. 2000. 14 июня.
  97. В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практические пособие. М., 1999.
  98. Н.В. Общие вопросы правовой ответственности. Конституционная ответственность//Государство и право. 2000. № 3.
  99. О. Рудольф фон-Гнейст. СПб., 1900.
  100. Р. Правовое государство и административные суды Германии. Спб., 1896.
  101. С.К. Губернские присутствия смешанного состава, как органы административной юстиции на местах. Вестник права, 1906, № 4.
  102. Государственное право зарубежных стран. М., 1994.
  103. А.Д. Органы управления. Собр. соч. Т. 8. Ч. 2. СПб., 1903.
  104. Гражданское процессуальное право России. М., 1998.
  105. Р., Мюллер К. Государственное управление. Органы исполнительной власти. Государственная служба. М., 1998.
  106. В. В обход закона делят власть на нижнем эта-же//Российская юстиция сегодня. 1999. № 13.
  107. В.М. К вопросу о понятии юридической ответственности в советском праве//Вопросы теории советского права. Новосибирск, 1966.
  108. В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972.
  109. Р. Основные правовые системы современности. М., 1996.
  110. ДайсиА.В. Основы государственного права Англии. М., 1905.
  111. В.Ф. Административные суды в государствах Западной Европы. СПб., 1906.
  112. А.А. Административный процесс в развивающихся странах. М. 1987.
  113. А.А. Понятие административного процесса и административно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1998, № 4.
  114. Ю.А. Юридическая ответственность. Право и жизнь, 1999, № 22.
  115. Договорные формы и принципы федеративных отношений в России. Журнал Российского права, 1997, № 2.
  116. JI. Конституционное право. М., 1908.
  117. С.К., Шапиева О. Г. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Феде-рации//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. № 3.
  118. А.Ф. Основы советского административного права. М., 1925.
  119. И.И. Доктрина Ориу об административной юстиции. -Юридический вестник. 1916. Кн. 14 (2).
  120. Г. Общее учение о государстве. С116., 1908.
  121. А. И. Должностное лицо и гражданин. М., 1916.
  122. А.И. Основные начала административного права. М., 1914.
  123. А.И. Очерк административного права. М/, 1922.
  124. Н.А. Государственное строительство в Российской Федерации. Государственно-правовое развитие России. М., 1998.
  125. Ю.П., Рудинекий Ф. М. Проблема ответственности в советском государственном праве/ЛОридическая ответственность в советском обществе. Волгоград, 1974. Вып. 9.
  126. В.М. Права человека и власть закона (вопросы судебной зашиты). М., 1995.
  127. В.М. Правовые критерии предметной компетенции между судами общей юрисдикции и Конституционным судом/ЛОридический мир. 1997. Ноябрь.
  128. М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве. М., 1925.
  129. А. Может ли государственная власть руководить властью муниципальной. Российская Федерация сегодня. 1998. № 18—19.
  130. O.K. Советский административный процесс. Учеб. пособие. Воронеж, 1985.
  131. Защита прав личности в социалистическом гражданском процессе. -Под ред. А. А. Мельникова. М&bdquo- 1986. С. 234.
  132. К.П., Старилов Ю. Н. Административное судопроизводство (юстиция) в Германии: история развития и основные черты. -Государство и право, 1999, № 7.
  133. В.В. Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах//Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов/Под ред. А. В. Иванченко. М., 1999.
  134. В.Б. Законодательство субъектов Российской Федерации: объём, структура, тенденции развития//Журнал российского права. 1999. № 12.
  135. В.В. Наука административного права в прошлом и настоящем. Вестник права, 1906, № 7.
  136. Игнатюк Н А. Соотношение органов исполнительной власти и государственных органов. Российское право. 1998. № 1.
  137. М.И. Функции Первого департамента Правительствующего Сената. Вестник права, 1904, № 5.
  138. М.Н. «О государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации’У/Журнал российского права. 2000. № 7.
  139. Карадже-Искров Н. П. Новейшая эволюция административного права. Иркутск, 1927.
  140. Кирпичи и кирпичики государственности//Российская Федерация сегодня. 1999. № 24.
  141. Ю.А. Режимная организация государственной службы и ее составляющие.// Право и жизнь, 2000, № 26.
  142. М. История полицейской администрации (полиция безопасности) и полицейского суда в английских графствах и древнейших времен до смерти Эдуарда III. Прага, 1877.
  143. Ю.М. Административно-правовые гарантии конституционных прав и свобод советских граждан. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. М., 1987.
  144. Ю.М. Разрешение жалоб и заявлений трудящихся в органах советского государственного управления. М., 1955.
  145. Ю.М. Предмет советского административного права. М., 1967. Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. Отв. ред. К. Н. Гусов. М., 1996.
  146. Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иныхсубъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000.
  147. Конституции зарубежных государств. М., 1996.
  148. Комментарий к Кодексу РСФСР «Об административных правона-рушениях'УПод ред. М. А. Шапкина. М., 1989.
  149. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1997.
  150. Конституционные суды собираются быть самостоятельными//Не-зависимая газета. 2000. 8 июля.
  151. А.ГТ. Кодификация советского административного права. М., 1970.
  152. Н.М. Государственное право. Т. II. СПб., 1898.
  153. Н.М. Очерк теорий административной юстиции. Жури, гражд. и угол, права. 1885.№ 1,8,9.
  154. Н.М. Русское государственное право. Т. 2. Особенная часть. СПб., 1893.
  155. Н.М. Общее государственное право. М., 1888.
  156. Н.М. Указ и закон. СПб., 1894.
  157. С.А. Административная юстиция в России. Т. 1−2. СПб., 1910.
  158. С.А. Реформа Сената. Юридический вестник. 1915, № 121.).
  159. Т.Д. О судебной системе ФРГ. Российское право, 1997.8.
  160. Н.О. Административная юстиция в Западной Европе. Харьков, 1879.
  161. В.Н. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М., 1999.
  162. О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000.
  163. М.А. Коллегиальная и персональная ответственность в работе местных советов. М., 1990.
  164. М.А. Ответственность в системе народного представительства. М., 1995.
  165. Н.Е., Серебренникова А. В. Уголовное право зарубежных стран. М., 1998.
  166. .М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988.
  167. .М. Общая характеристика взаимоотношений аппарата управления и граждан. Органы управления и статус гражданина. Алма-Ата, 1988.
  168. Н.И. Административное усмотрение. Право. 1990. № 41.42.
  169. Н.И. Государственное право России. СПб., 1898. Ламбер Ж.-М. Маленький судья. М., 1990.
  170. К. Административная юстиция. Понятие охраны субъективных публичных прав в связи с развитием воззрений на государство. СПб., 1905.
  171. М. Судебный контроль за деятельностью администрации во Франции. Сов. государство и право. 1981, № 11.
  172. Р.З. Современная теория права: краткий очерк. М., 1992.
  173. О.Э. Санкции в советском праве. М., 1962.
  174. В.А. Существует ли административная юстиция в советском праве?. Правоведение, 1970, № 1.
  175. В.О. Ответственность в механизме реализации Консти-туции//Право и жизнь. 1992. № 1.
  176. А.Е. Вопросы административного процесса. Правоведение, 1962, № 2.
  177. П.И. Неприкосновенность личности. Пг., 1917.
  178. Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М., 1996.
  179. В.В. Административное законодательство о правах и обязанностях советских граждан. М., 1968.
  180. В.В. В учреждение поступила жалоба. М., 1972.
  181. В.В. Советское законодательство о жалобах и заявлениях. М&bdquo- 1967.
  182. В.М. Советская государственная служба. М., 1966.
  183. О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России. Государство и право. 1996, № 5.
  184. .Н. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, судебный административный процесс. — Вопросы государства и права. Томск, 1974.
  185. P.M. Административное право зарубежных государств. Минск, 1999.
  186. Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.
  187. Н.С. Юридическая ответственность и справедливость. М., 1992.
  188. Г. В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1986.
  189. В.В. К вопросу о соотношении моральной и юридической ответственности в социалистическом обществе//Проблемы правоведения. Новосибирск, 1967.
  190. B.C. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983.
  191. Г. И. Административно-процессуальное право США. -Государство и право, 1997, № 12.
  192. В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении, Саратов, 1976.
  193. К. К вопросу о теории советской административной юстиции. Сов. право, 1925, № 4.
  194. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2-х томах. Т.2. М., 1998.
  195. Общая теория государства и права. / Под ред. В.В.' Лазарева. М., 1996. Ориу М. Основы публичного права. М., 1929.
  196. Охранительный механизм в правовой системе социализма. Красноярск, 1989.
  197. В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974.
  198. Общая теория государства и права. Академический курс/Отв. ред. М. Н. Марченко. В 2-х т. М., 1998.
  199. Общая теория права. Курс лекций/Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
  200. Н. Узелок пока не велик, но если его не развязать, со временем могут возникнуть серьёзные проблемы в жизни городов и посёлков//Российская Федерация сегодня. 1999. № 2.
  201. Г. И. Советское административное право. Часть общая. Л., 1970.
  202. Г. И. Гражданин и должностное лицо в Советском государстве. Вестник Ленинградского ун-та. 1971, № 23.
  203. С.М. Правовое регулирование государственного управления: проблемы и перспективы. Право и жизнь, 1999, № 23.
  204. С.М., Кожанков Ю. А. Государственная служба в Российской Федерации как разновидность административно-правового режима. // Право и жизнь, 2000, № 26.
  205. Jl.А. Принцип обратной связи. Некоторые философские и методологические проблемы управления. М., 1967.
  206. Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения. (О влиянии философии на формирование понятий теории систем). М., 1975.
  207. Г. Е. Административная юстиция в царской России. -Правоведение. 1974, № 5.
  208. А.Н. Административная юстиция в зарубежных государствах. Законодательство и экономика. 1996. № 3−4.
  209. Ю.С., Каримуллин Р. И. Российская судебная система в контексте нового Федерального конституционного закона. Российское право. 1998. № 1.
  210. В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М., 1985.
  211. С.П. Государственный Совет во Франции как орган административной юстиции в отмене административных решений. Ярославль, 1913.
  212. В.К. Понятие, предмет, источники советского процессуального права. М., 1966.
  213. М.И. Политическая ответственность работников государственного управления в социалистических странах- (доклад на международной научной конференции на тему «Ответственность сотрудника государственной администрации»). Варшава, 1975.
  214. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих («Круглый стол» Журнала «Государство и право»)//Государство и право. 2000. № 3,4.
  215. В.В. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000.
  216. Т.Н. Юридическая ответственность как общая форма реализации социальных функций права/ЛГруды Высшей следственной школы МВД СССР. Вып.9. Волгоград, 1974.
  217. Н.В. Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти. М., 1999.
  218. А.А., Скрынников Б. М. Законы субъектов Российской Федерации в системе правовых основ местного самоуправления//Журнал российского права. 1999. № 9.
  219. А.А. О некоторых спорных вопросах общей теории юридической ответственности//Правоведение. 1968. № 1.
  220. В.И. Социалистическая законность в государственном управлении. М., 1979.
  221. В.И. Из истории развития административной юстиции в СССР. Проблемы управления и гражданского права. М.: Ин-т гос-ва и права, 1976.
  222. В.И. Право жалобы и административная юстиция в СССР. -Сов. государство и право, 1986, № 6.
  223. Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М., 1993.
  224. Н. Основания государственного благоустройства с применением к Российским законам. СПб., 1840.
  225. В.А. Единство процесса. М., 1996.
  226. В.В. Административная юстиция Великобритании. Сов. государство и право. 1983. № 12.
  227. В.В. Административная юстиция: к теории и истории вопроса. Сов. государство и право. 1989.№ 9. • —.
  228. Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964.
  229. Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1970.
  230. ВД. Административно-процессуальные отношения. JL: ЛГУ, 1968.
  231. В.Д. Административно-процессуальное право. М.: Юрид.лит., 1972.
  232. Сорокин В Д. Проблемы административного процесса. М.: Юрид. лит., 1968.
  233. Ю.Н. Административная юстиция. Проблемы теории. Воронеж: ВГУ, 1998.
  234. Е. Правовые формы административной деятельности. М., 1959.
  235. М.С. Административная юстиция нуждается в четком правовом регулировании. Российское право, 1997, № 6.
  236. М.С. Нужен ли специальный федеральный закон об административной юстиции. Закон: создание и толкование. М., 1998.
  237. В.В. Право местного самоуправления. М., 1997. Тархов В. А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов, 1973.
  238. В.А. Понятие юридической ответственности//Правове-дение. 1973. № 2.
  239. Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2000.
  240. И.Н. Основания освобождения от юридической ответственности. Дис. канд. юрид. наук. М., 1995.
  241. В.Ф. Догматика положительного государственного права во Франции при старом порядке. Юрьев, 1911.
  242. В.Ф. Отзыв на сочинение С.А. Корфа «Административная юстиция в России» (СПб., 1910). Юрьев, 1910.
  243. И.Т. Административная юстиция: больные места нашей администрации. Земство, 1882, № 52.
  244. И.Т. Организация административной юстиции. Юридический вестник. 1887. № 9.
  245. И.Т. Краткий очерк науки административного права. Т. 1. Ярославль, 1888.
  246. Теория права и государства. М., 1996.
  247. И.Г. Административная юстиция в Великобритании. -Российское право, 1997, № 5.
  248. Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994.
  249. Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
  250. Г. А. Об основаниях, содержании и перспективах теории государственного управления. Сов. гос. и право, 1984, № 1.
  251. Г. А. Организация как функция государственного управления. Сов. гос. и право, 1986, № 1.
  252. А. Рецензия на книгу МД.Загряцкова «Административная юстиция и право жалобы» (М., 1925)//Сов. право. 1925. № 4.
  253. Р. Английская судебная система. М., 1980.
  254. В.Е. Проблемы формирования административной юстиции в Российской Федерации. М., 1999.
  255. Уэйди Филлипс. Конституционное право. М., 1959.
  256. Уголовное право буржуазных стран. Общая часть. М., 1990.
  257. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.
  258. Усс А. Своя вертикаль//Российская Федерация сегодня. 1999. № 2.
  259. Н.Ю. Административная юстиция США. Государство и право, 1993, № 3.
  260. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997.
  261. Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1999.
  262. Э. Защита прав человека во Франции. Государство и право. 1992. № 12.
  263. Г. Г. Судебная власть в Российской Федерации. М., 1998.
  264. Д.М. Административная юстиция. JL, 1973.
  265. Д.М. Неисковые производства. М., 1973.
  266. Г. В. К вопросу о понятии должностного лица в советском праве. XXVI съезд КПСС и актуальные проблемы советской юридической науки и практики. Саратов, 1982.
  267. Ф. Конституционная ответственность лиц, занимающих наивысшие государственные посты в Польше. Избранные труды конституционного права. Памятная книга в честь А. Бурды. Люблин, 1985.
  268. М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 1998.
  269. Шон Т. Д. Конституционная ответственность//Государство и право. 1995. № 7.
  270. А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 1999.
  271. А.Е. Отрешение Президента от должности и уголовное право//Вестник Московского университета. Серия «Право». 1994.№ 5.1. Диссертации и авторефераты
  272. А.Б. Конституционно-правовые проблемы обеспечения статуса вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1999.
  273. А.Т. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1966.
  274. В.А. Правовое обеспечение безопасности высших органов исполнительной власти Российской Федерации. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1999.
  275. С.В. Органы внутренних дел как социальная организация: проблемы их реформирования и повышения деятельности. Автореф. дисс.. докт. социол. наук. Уфа, 1998.
  276. .П. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1998.
  277. А.И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ). Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. СПб, 1999.
  278. А.П. Контроль в сфере местного самоуправления в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.
  279. А.В. Местное самоуправление и национальная безопасность Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1999.
  280. В.М. Реализация конституционного права на судебную защиту. Дисс. канд. юрид. иаук. М, 1996.
  281. М.В. Осуществление юридической ответственности и социалистическая законность. Дис. канд. юрид. наук. М., 1984.
  282. К.А. Теория, практика и проблемы правового регулирования статуса иностранных граждан в Российской Федерации (опыт сравнительно-правового исследования). Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 1999.
  283. Н.Н. Правовой статус беженцев в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект). Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1999.
  284. В.Т. Судебный контроль за законностью действий органов государственного управления. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1968.
  285. В.Б. Совершенствование принципов и методов управления использованием финансовых ресурсов почтовой связи. Автореф. дисс.. канд. эконом, наук. М., 1998.
  286. Ю.А. Режим государственной службы в таможенных органах Российской Федерации (теоретико-прикладной аспект). Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2000.
  287. A.JI. Правовое регулирования лоббистской деятельности в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.
  288. М.Т. Управление социально-экономическим развитием административного района в условиях перехода к рынку. Автореф. дисс.. канд. эконом, наук. М., 1998.
  289. В.В. Правовые проблемы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Автореф.. дисс. канд. юрид. наук. М., 2000.
  290. С.В. Правоохранительная функция государства и проблемы защиты финансово-экономических основ публичной власти в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект). Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 1999.
  291. В.И. Стратегия развития потребительского рынка в условиях реформирования экономики. Автореф. дисс. докт. эконом, наук. М., 1998.
  292. М.В. Финансово-промышленные группы и их роль в становлении рыночных отношений. Автореф. дисс.. докт. эконом, наук. СПб., 1998.
  293. Овсянко Д-М. Административно-правовые проблемы государственной службы в Российской Федерации. Автореф.. дисс. докт. юрид наук. М., 1998.
  294. М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
  295. Ю.А. Гражданин и должностное лицо в советском государстве. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. JL, 1975.
  296. И.А. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации: проблемы теории и практики. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  297. И.А. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Дальневосточного региона). Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  298. В.К. Конституционное развитие Башкортостана.ь Историко-теоретическое исследование. Автореф.. дисс.. докт. юрид. наук. М., 1998.
  299. П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 1998.
  300. А.А. Организационно-правовые проблемы взаимоотношений законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. СПб, 1997.
  301. В.М. Центральный банк как орган государственной власти (на примере Великобритании, Испании, Российской Федерации, США, Франции и ФРГ). Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1999.
  302. Н.А. Система таможенных органов Российской Федерации: административно-правовой статус и проблемы его совершенствования. Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 1999.
  303. А.А. Государственная служба в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по материалам Западной Сибири). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Томск, 1999.
  304. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 1997.
  305. М.В. Проблемы конституционно-правового положения субъекта Российской Федерации (на материалах Республики Хакасия). М., 1997.
Заполнить форму текущей работой