Правительство Российской Федерации
В сфере экономики Правительство РФ реализует регулирование экономических процессов, обеспечивает цельность экономического пространства, прогнозирует социально-экономическое формирование РФ, разрабатывает и реализовывает программы развития ключевых отраслей экономики; разрабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее осуществлению, выполняет управление… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- I. Характеристика Правительства РФ
- 1. 1. Конституционно-правовая природа Правительства
- 1. 2. Порядок формирования и состав Правительства Формирование Правительства
- 1. 3. Срок полномочий и отставка Правительства РФ
- II. Компетенция и ответственность Правительства РФ
- 2. 2. Ответственность Правительства РФ
- 2. 3. Функции Правительства
- 2. 4. Совещательные органы Правительства
- 2. 5. Регламент Правительства
- 2. 6. Нормативные акты Правительства
- Заключение
- Список использованной литературы
В предоставленной курсовой работе будет рассмотрена тема Правительство РФ. Целью данной работы является рассмотрение института правительства в Российской Федерации. Согласно со ст. 11 (Конституции 1993 г.), Правительство реализовывает государственную власть в Российской Федерации наравне с Президентом, Федеральным собранием и судами Российской Федерации, А в соответствии ст. 110 Конституции, федеральное Правительство реализовывает административную власть Российской Федерации. Из содержания этих утверждений ясно, что Правительство высший орган исполнительной власти. Принятая Конституция весьма значительно модифицировала статус Правительства, подняв его, а также зафиксировала его независимость. Так согласно ст. 10 Конституции, Государственная власть в Российской Федерации реализовывается на основании деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти независимы. Старая Конституция возлагала прямое управление исполнительной власти на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту.
В теперешнем облике Правительства более последовательно сформулированы прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социальноэкономических преобразований в государстве, реализация цельной государственной политики в отраслях и сферах всенародного хозяйства.
I. Характеристика Правительства РФ
1.1. Конституционно-правовая природа Правительства
Согласно функционирующей Конституции Правительство является ключевым органом исполнительный, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России. Конституционный статус Правительства, его место в системе органов государственной власти обусловлены принципом разделения властей, определенного ст. 10−11 Конституции РФ. Соответственно, конституционно-правовую природу Правительства характеризуют:
1. Особенность формы правления Российской Федерации. Наделение Президента РФ существенными конституционными полномочиями по образованию Правительства, определению ключевых направлений деятельности Правительства и контроля за этой деятельностью, потенциал Президента аннулировать действие актов Правительства в установленных законом случаях, ответственность Правительства перед Президентом и др. свидетельствует о том, что ключевую административную власть в Российской Федерации Правительство «разделяет» с российским Президентом.
2. Правительство является федеральным органом административной власти, который обладает корпоративными полномочиями, данный орган возглавляет всю систему органов власти в РФ и обеспечивает их слаженную деятельность. Правительство — это такой федеральный орган исполнительной власти, который реализует руководство всеми ключевыми сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности. Правительство, с этой точки зрения, есть высший орган исполнительной власти, которому в той или иной мере подчинены все иные исполнительные структуры власти. Действующая Конституция РФ не употребляет термин «высший» применительно к характеристике федерального Правительства. Такая характеристика Правительства дана в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1977 г. «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 1). В качестве высшего федерального орган исполнительной власти Российской Федерации Правительство: а) осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов — также за деятельостью органов исполнительной власти субъектов РФ; б) обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ; в) в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, для чего создает согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон; г) в случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству вносит Президенту РФ предложения об их приостановлении.
3. В пределах своей компетенции Правительство организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. В соответствии с концепцией правового государства, организация исполнения законов является главной функцией Правительства и подчиненной ему системы государственных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
4. Правительство РФ — коллегиальный федеральный орган исполнительной власти. Его коллегиальность проявляется в характере обсуждаемых и принимаемых решений, на заседаниях, которые проводятся Председателем Правительства систематически, не реже одного раза в месяц. Из принципа коллегиального принятия Правительством решений вытекает принцип коллегиальной ответственности Правительства за осуществляемый политический курс.
5. Деятельность Правительства основывается на принципах верховенства федерального права, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Для выполнения своих функций Правительство образует постоянно действующий орган — Президиум. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 января 2000 г. состав Президиума уточнен и в него включены: Председатель Правительства, его первые заместители, заместители, несколько федеральных министров — министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, путе сообщения, юстиции, а также директор ФСБ, председатель Государственного комитета по управлению государственным имуществом и руководитель Аппарата Правительства РФ. Заседание
Президиума Правительства РФ проводится по мере необходимости. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Президиума. При этом Правительство вправе отменить любое решение Президиума.
1.2. Порядок формирования и состав Правительства
Формирование Правительства охватывает два взаимосвязанных этапа, две стадии. На первом этапе формируется институт главы Правительства.
Глава IIравительства — ключевая и ведущая должность в государстве. В силу значительности процедура и порядок назначения Председателя Правительства назначены Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституция определяет, что Председатель Правительства определяется Президентом по согласию Государственной Думы. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 111) Государственная Дума рассматривает отрекомендованную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Второй этап формирования Правительства связан с определением членов Правительства: первых заместителей Председателя Правительства, заместителя Председателя и федеральных министров. Кроме того, Конституция устанавливает, что Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Структура федеральных органов исполнительной власти есть создаваемая в порядке, определенном Конституцией РФ, совокупность государственных органов, осуществляющих под руководством Правительства РФ федеральную исполнительную власть. Основываясь на предложениях Председателя Правительства, Президент своим указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти в составе: 1) федеральных министерств и 2) иных федеральных органов исполнительной власти — государственных комитетов, комитетов, федеральных служб, государственных служб, агентств, федеральных надзоров, департаментов налоговой полиции РФ.
В соответствии с осуществляемой в РФ реорганизацией федеральной исполнительно власти предполагается ограничиться тремя видами федеральных органов исполнительной власти: министерством, федеральной службой (управлением) и федеральным надзором. Соответственно в систему (структуру) федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации будут входить федеральные министерства, федеральные службы и федеральные надзоры России.
Действующая структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 14 августа 1999 г. Соответственно в структуру федеральных органов исполнительной власти входят: 1) Правительство; 2) федеральные министерства (всего 25); 3) государственные комитеты (10); 4) федеральные комиссии (3); 5) федеральные службы (14); 6) российские агентства (9); 7) иные федеральные органы исполнительной власти (3).
Все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Исключение составляют ряд федеральных структур, непосредственное руководство деятельностью которыми осуществляет Президент РФ. Это те федеральные органы, которые находятся в юрисдикции Президента — министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, федеральная служба безопасности, федеральное агентство правительственной связи и др. Из общего числа федеральных органов исполнительной власти к ведению Президента отнесено 16 — пять федеральных министерств; семь федеральных служб; одно российское агентство, а также федеральные ведомства, отнесенные к иным федеральным органам исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте и Управление делами Президента
Состав Правительства. Федеральной Конституцией предусмотрен закрытый перечень лиц, в число которых входят: Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства, федеральные министры. Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» определяется круг должностных лиц, которые входят в состав Правительства РФ по должности: Председатель, его первые заместители, несколько заместителей (как правило, именуемых вице-премьерами) и 24 федеральных министра (с образованием новых министерств либо упразднением существовавших число федеральных министров, представленных в Правительстве, может изменяться).
Список литературы
- Конституция РФ от 12.12.93 г.
- Федеральный закон О Правительстве Российской Федерации от 14 мая 1997
- года
- Федеральный закон О безопасности от 05.03.92г
- Федеральный закон Об обороне от 31.05.96 г.
- О системе федеральных органах исполнительной власти. Указ Президента РФ
- от 14.08.96 г. № 1176.
- О структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента
- РФ от 22.07.98 г. № 1142.
- Положение об Аппарате Правительства, утв. Постановлением Правительства
- РФ от 18 июня 1998 года.
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М.: 2001
- Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. М.: ИНФРМАМ. 2000
- Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации, М., 2001
- Малько А.В., Колесников Е. В. Конституционное право России, М.:Норма, 2000
- Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: Юнити, 2000