Государственно-территориальное устройство Китая
Правовое положение собраний народных представителей и местных народных правительство помимо конституции Китая определяется Законом об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств 1982 г. (в редакции 1995 г.). Имеют право самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами на местах (Государственный совет устанавливает статьи финансовых поступлений… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Понятие государственно-территориального устройства
- 2. Государственно-территориальное устройство Китая
- 2. 1. Общая характеристика государственно-территориального устройства Китая
- 2. 2. Система местных государственных органов
- 2. 3. Районы национальной автономии
- 2. 4. Особые административные районы
- Заключение
- Список литературы
Изучение государственно-территориального устройства Китая, как и в целом изучение Китая, в настоящее время становиться все более актуальным. Китай является прогрессивно развивающимся государством, превосходящим все остальные государства по численности населения, бережно относящимся к своей истории и традициям.
Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году и особенно в период проведения политики реформ и открытости, т. е. с 1979 года, по настоящее время, успехи Китая в экономическом строительстве привлекают внимание всего мира. По абсолютным показателям производства ряда важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
От правильного решения вопроса организации государственной власти в огромной по территориальным масштабам и численности населения многонациональной стране во многом зависит целостность Китая и его социальная стабильность.
Форма государственно-территориального устройства Китая формировалась под действием множества факторов: исторических;
социально-экономических;
национально-демографических;
наличие языково-диалектных барьеров;
сложившиеся в Китае многовековые традиции государственного управления.
Главной задачей, которая всегда учитывалась при организации государственно-территориального устройства, являлось и является сохранение единого, целого и неделимого Китая, сдерживание сепаратизма регионов, повышение эффективности государственного управления, что могло быть обеспечено лишь при высокой степени концентрации власти в руках центра.
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА Государственно-территориальное устройство является одним из трех элементов, характеризующих форму государства, наряду с формой правления (порядок организации высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними) и политическим режимом (совокупность методов и способов осуществления государственной власти).
Под государственно-территориальным устройством принято понимать внутреннее устройство государства, его деление на составные части административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства [3.С. 181].
Кроме того, государственно-территориальное устройство характеризует характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.
В настоящее время различают две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная;
федеративная.
Унитарное государство это единое, цельное государство, составные части которого не обладают политической самостоятельностью.
Федеративное государство по своей природе является союзным государством, которое состоит из нескольких государственных образований, имеющих особый политико-правовой статус.
На форму государственно-территориального устройства влияют многие элементы: условия образования государства;
исторические традиции;
национальный состав;
наличие противоречий между центром и регионами;
и т.д.
Форма государственно-территориального устройства отражает: степень централизации / децентрализации государственных функций;
распределение компетенции между центром и регионами.
Унитарная форма государственно-территориального устройства в современном мире является самой распространенной [2.С. 154]. Как правило, унитаризм свойственен подавляющему большинству государств, образовавшихся после распада колониальной системы. Кроме того, унитарными могут быть и крупные развитые и среднеразвитые государства (Франция, Япония, Китай и др.).
Унитарной форме государства присущи два основных признака: правовой статус административно-территориальных образований, которые составляют государство, определяется центральной властью;
центральная власть осуществляет контроль (прямой или косвенный) за деятельностью местных органов власти. В законе закрепляется право на вмешательство центральной власти в дела местного управления.
Унитарное государство имеет единую конституцию и единую правовую систему, единое гражданство, единую систему высших органов государства, единую судебную систему.
Унитарные государства можно разделить на: централизованные (административно-территориальные единицы единолично управляются назначенными из центра чиновниками, а выборные местные органы, в большинству случаев отсутствуют);
относительно децентрализованные (наряду с назначенными из центра чиновниками существуют избранные населением муниципальные органы. Права местных выборных органов существенно ограничены, а правительственные агенты обладают не только обширными административными полномочиями, но и право вмешательство в деятельность местного управления);
децентрализованные (назначенные правительством администраторы отсутствуют. Местное управление осуществляют выборные органы местных административных единиц. Контроль правительства за местными органами носит опосредованный характер.
Федеративное государство представляет собой более сложное государство. Составные части таких государств обладают определенной политической самостоятельностью. Им присущи некоторые признаки государства. В федеративном государстве закрепляется децентрализация государственных функций.
Список литературы
- Григонис Э.П., Григонис В. П. Конституционное право зарубежных стран. Спб.: Питер, 2006. 208 с.
- Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. Ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М.: Норма, 2006. 1056 с.
- Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х томах / Под ред. М. Н. Марченко. Том 1. Теория государства. М.: Зерцало, 1998. 416 с.
- Чиркин В.Е. Конституционное право: Учебник. М.: Юристъ, 2006. 669 с.