Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование выборов в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления: На примере Московской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность полученных результатов определяется комплексным характером исследования и базируется на научно — методическом, нормативно — правовом материале. В работе использовались методы научного исследования, сравнения и анализа сведений, полученных из независимых источников. Автором был изучен достаточный объем работ по общей теории права, конституционному, муниципальному, избирательному… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Избирательное право и его реализация при проведении выборов в органы местного самоуправления
    • 1. Избирательное право в системе политических прав
    • 2. Правовая основа выборов в Российской Федерации
    • 3. Правовые основы формирования органов местного самоуправления в России
  • Глава 2. Реализация права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления в Московской области
    • 1. Особенности правового регулирования выборов в органы местного самоуправления в Московской области
    • 2. Вопросы организации и проведения выборов
    • 3. Проблемы и пути совершенствования правового регулирования выборов в органы местного самоуправления

Правовое регулирование выборов в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления: На примере Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема реализации права граждан на местное самоуправление путем выборов в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления занимает одно из центральных мест в становлении местного самоуправления в России, которое закреплено в Конституции Российской Федерации. Провозглашение России демократическим государством предполагает участие народа в управлении этим государством двумя путями: непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Именно местное самоуправление обоснованно названо «основой конституционного строя"1. От того, как действует, и будет действовать избирательный механизм, зависит реализация народом своего суверенитета, прав населения на местное самоуправление, избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

К сожалению, способность местного населения к самоуправлению, реализации своих интересов путем выборов находится еще на низком уровне, и любой просчет, ошибка в правовом регулировании или правовая неурегулированность муниципальных избирательных отношений в большинстве случаев приводит к самоуправству чиновников.

Нередко у государственных органов субъектов федерации возникает соблазн подчинить себе систему органов местного самоуправления: например, «лоббировать» избрание нужного главы местного самоуправления, используя для этого административный ресурс. Административный ресурс используется также действующей местной властью на муниципальных выборах для самосохранения, что нередко продолжает бездействие.

1 Кутафин O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право РФ. М.: Юристъ. 1997. С. 83. муниципальных органов по решению вопросов местного значения Все это подрывает авторитет власти в народе и уменьшает число граждан, пришедших на местное голосование. Такое положение является проблемой в организации и проведении муниципальных выборов, недостатком их правового регулирования.

Исследование порядка формирования (выборов) органов местного самоуправления с учетом их организационной независимости, а также проблем и перспективы развития избирательного права в этой области является весьма актуальным, но недостаточно изученным.

В условиях стремительно меняющейся политической и экономической обстановки, структурной реорганизации местного самоуправления, 2 целью которой является приближение власти к народу, назрела необходимость более полного и конкретного правового обеспечения конституционного права граждан на местное самоуправление, через реализацию права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления и должностным лицом местного самоуправления.

Теоретический анализ названных проблем, обобщение практики проведения местных выборов в Московской области, опыта деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссий, проведенные автором, определили выбор темы настоящего диссертационного исследования, а также создали основу для разработки предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования отношений по выборам в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

1 См.: Пеликан-Информ. 2004. 9 апр.- Заводская правда. 2004. 15 мар.

См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Степень разработанности темы исследования. Избранная диссертантом тема является теоретически мало разработанной. Если проблемы местного самоуправления давно находятся в центре внимания научных исследований (особо надо отметить в этой связи работы Авакьяна С. А., Барабашева Г. В., Баранчикова Г. В., Бахраха Д. Н., Болтенковой Л. Ф., Безобразова В. П., Бондарь Н. С., Бондарева Л. А., Васильева В. И., Васильчикова А. И., Велихова В. А., Градовского А. Д., Дурова А. И., Замотаева А., Каткова Д. Б., Кутафина O.E., Кононова A.M., 1 Козлова Ю. М., Козловой Е. И., Корчиго Д. Б., Лазарева В. В., Лазарева Б. М., Мокрого B.C., Мулукаева P.C., Переверзева Е. А., Пискотина М. И., Постникова А. Е., Постового Н. В., Прониной B.C., Савицкого В. А., 2 Сливы А. Я., Таболина В. В., Тихомирова Ю. А, Хангельдыева Б. Б., Фадеева В. И., Черногора H.H., Чичерина Б. Н., Шабайлова В. И., Шихова Е. Ю., Шеремета К. Ф., Шестаева Н. Т. и других ученых), общетеоретические вопросы избирательного права и правового регулирования отношений по выборам в органы государственной власти также исследуются учеными (здесь следует отметить работы Вешнякова A.A., Дмитриева Ю. А., Иванченко A.B. Пылина В. В. и других авторов), то аспекты правового регулирования отношений, возникающих в процессе выборов в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления пока пристального внимания ученых не вызвали.

Таким образом, в настоящее время, несмотря на перманентное развитие практики муниципальных выборов (особенно сегодня в связи с реформой местного самоуправления), в правовой основе этого процесса существует достаточно много пробелов и противоречий, что определило тему для исследования в данной работе.

1 Кононов A.M. Место и роль органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка (вопросы теории и практики) // Государство и право. 1997. N 12. С. 28.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между субъектами избирательных отношений в процессе выборов в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (на примере Московской области).

Предметом исследования являются основные закономерности формирования и развития процесса выборов в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (на примере Московской области), а также историческая ретроспектива, современное состояние, динамика, основные тенденции развития и состояние научных разработок в этой сфере.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в выработке с учетом современных достижений юридической науки, научно-обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию законодательства о выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на основе критического анализа действующего законодательства и практики проведения муниципальных выборов в Российской Федерации (на примере Московской области).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— проанализировать теоретико-правовые основы избирательного права и уяснить цели проведения муниципальных выборов;

— изучить Конституцию Российской Федерации, международные правовые источники, российское законодательство, нормативные правовые акты Московской области и ее муниципальных образований, другие правовые акты на предмет правового регулирования отношений по выборам в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

— исследовать на примере Московской области правовую основу регулирования отношений в муниципальных выборах в субъектах РФ;

— выявить особенности правового регулирования отношений в процессе местных выборов в Московской области;

— рассмотреть организацию и проведение выборов, сложившееся положение по реализации права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления (на примере Московской области);

— исследовать и раскрыть проблемы проведения местных выборов и пути & совершенствования правового регулирования отношений по выборам в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (на примере Московской области), а также сформулировать и внести предложения по защите избирательных прав граждан.

Методологическая база и методы исследования. Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания, в рамках которого применены и иные специальные методы изучения социально-правовых явлений и процессов: формально-логический, комплексный, статистический, сравнительно-правовой, системный, конкретно-социологический. Исследование строилось на основе обобщения и критического анализа научных работ и нормативной базы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является одним из первых комплексных исследований актуальных проблем совершенствования правового регулирования отношений по выборам в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Подробно рассмотрены вопросы, связанные с организацией муниципальных выборов, информированием избирателей организаторами выборов, финансированием избирательных кампаний, ведением агитации, голосованием и подсчетом голосов, разрешением избирательных споров.

Исследование может способствовать научному поиску новых правовых решений в организации выборов в органы местной власти с учетом более 1 полного и реального мнения избирателей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Избирательные права являются связующим звеном между обществом, его политической системой и государством, то есть избирательные права граждан важны не сами по себе, а в той мере, в какой они служат реализации существующих политических интересов граждан, а через них удовлетворению конкретных потребностей людей.

2. Авторская редакция понятия «местные выборы». Местные выборы можно определить как форму прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица, а также избрание должностного лица местного самоуправления (в том числе главы муниципального образования) собранием (сходом) граждан муниципального образования или его представительным органом из своего состава, если в соответствии с уставом муниципального образования на главу возложены соответствующие полномочия по решению вопросов местного значения.

3. Анализ правового регулирования отношений по выборам и практики проведения выборов в органы местного самоуправления позволяет утверждать, что для того, чтобы максимально полнее выявить волю местного сообщества (в том числе политического меньшинства), обеспечить социальную справедливость и стабильность, а местная власть была легальной и легитимной необходимо соблюдение следующих основных избирательных принципов:

— свободные и добровольные выборы,.

— обязательность и периодичность местных выборов,.

— гарантированность и своевременность проведения муниципальных выборов,.

— гласность и открытость выборов,.

— проведение выборов на альтернативной основе,.

— применение только социально справедливых избирательных цензов,.

— проведение выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании,.

— подлинные (нефальсифицированные) выборы,.

— независимость избирательных комиссий.

4. В муниципальных образованиях Московской области применяются мажоритарные одномандатные или многомандатные избирательные системы, глава муниципального образования избирается непосредственно избирателями или представительным органом местного самоуправления. С развитием в муниципальных образованиях местной политико-общественной структуры на муниципальных выборах возможно применение и пропорциональной избирательной системы.

5. Учитывая принцип федерализма в России, на федеральном уровне следует принять:

— Основы избирательного законодательства РФ;

— Модельный (примерный) избирательный кодекс субъекта РФ;

— Примерный устав муниципального образования, где детально урегулировать компетенцию органов местного самоуправления в области избирательных отношений. Это назревшая необходимость, когда свободные демократические и периодические выборы в органы местного самоуправления становятся существенной частью политической и правовой системы страны.

6. С целью защиты избирательных прав жителей поселений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» необходимо внести следующие дополнения и изменения:

— последний абзац п. 13 ст. 17 изложить в следующей редакции: «Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита и пронумерована), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписями ее председателя и секретаря, а также каждый лист книги должен быть заверен печатью и подписями председателя и секретаря участковой комиссии»;

— п.4 ст. 27 дополнить предложением: «Состав членов участковых комиссий с правом решающего голоса публикуется в местной печати». Статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дополнить пунктом 7 следующего содержания: «Одно и то же лицо не может занимать выборную должность главы муниципального образования более двух сроков подряд».

Закон Московской области «О выборах депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской области» дополнить самостоятельной статьей «Порядок избрания главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан», установив диспозитивные, рамочные или вариантные нормы, регулирующие данные избирательные отношения.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего научного исследования в этой области, в качестве методических разработок, применимы при составлении учебных программ для подготовки специалистов в области избирательного и муниципального права, а также при разработке проектов правовых актов по регулированию соответствующих общественных отношений органами власти. Содержащиеся в диссертации выводы о правовом регулировании отношений по выборам в органы местного самоуправления могут быть использованы для дальнейшего отраслевого исследования данной тематики в условиях созидания в России правового государства.

Материалы диссертации могут использоваться в деятельности избирательных комиссий, органов местного самоуправления, избирательными объединениями, судамив целях совершенствования законодательства в области правового регулирования выборов в органы местного самоуправления. Также положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе во время лекций и семинаров по конституционному, муниципальному и избирательному праву.

Достоверность полученных результатов определяется комплексным характером исследования и базируется на научно — методическом, нормативно — правовом материале. В работе использовались методы научного исследования, сравнения и анализа сведений, полученных из независимых источников. Автором был изучен достаточный объем работ по общей теории права, конституционному, муниципальному, избирательному праву, иным юридическим наукам, использовались современные научные достижения в исследуемой области. В процессе работы были изучены и проанализированы Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон Московской области «О выборах депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской области», для сравнения привлекалась нормативная правовая база субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, а также другие нормативные правовые акты, имеющие отношение к теме работы. Проведение исследования потребовало изучения специальных отечественных и зарубежных источников по проблематике темы.

В целях уяснения проблем реализации правовых норм, касающихся темы диссертационного исследования всесторонне анализировались важнейшие судебные решения Конституционного Суда Российской.

Федерации, других судебных органов, обзоры судебной практики, уставных судов субъектов РФ, избирательных комиссий.

Эмпирическую базу исследования составил опыт участия автора в избирательных кампаниях по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, результаты опроса и анкетирования специальными методами избирателей, членов избирательных комиссий, судей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены автором в опубликованных научных статьях, докладывались на научно-практической конференции «Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России» (г.Москва, 2001 г.), использовались в докладе «Принципы проведения выборов и их значение для демократии в России» при выступлении на секции гуманитарных дисциплин научно-методической конференции МГОУ (г.Подольск, 2002 г.), а также в дискуссии на телеконференции СГА «Участие молодежи в выборах органов власти» при участии в студиях представителей избирательных комиссий субъектов РФ (г.Москва, 2003 г.), получили практическое применение в учебном процессе Подольского филиала Современной гуманитарной академии.

По материалам диссертационного исследования автором был подготовлен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных материалов и литературы, приложений.

Заключение

.

В результате диссертационного исследования установлено, что первоисточником власти является воля. Эта психическая функция мозга присуща как властителям, так и подвластным. У подвластных, как правило, «воля подчинения» появляется после внешнего проявления воли властителя, но именно ее следует считать определяющей при возникновении властеотношений, т. к. в конечном итоге каждый человек является носителем власти над собой, ибо он рожден со свободной волей.

Способность властителя подчинять и появление у подвластного побуждения повиноваться — такие отношения порождают власть (в социальном понимании), превращаются во властеотношения. Другими словами властьэто парная категория, которая предполагает две стороны с их сложной диалектической взаимосвязью «власть — подчинение».

Государственная воля формируется из проявления воли политически активного большинства (которое реально может составлять меньшинство данного общества) и находит свое выражение в праве.

Наиболее важным и эффективным способом выражения и формирования воли народа являются свободные выборы, право на которые можно считать основным политическим правом граждан, а избирательное право — приоритетным, властеобразующим, то есть избирательное право важно не само по себе, а как средство реализации политических интересов граждан и их общественных объединений.

Необходимо соблюдение основных избирательных принципов, которые изложены в первом параграфе первой главы настоящей работы, для того чтобы максимально полнее выявить волю народа, обеспечить социально-политическую справедливость и стабильность, а власть на всех уровнях, в том числе на местном, была легальной и легитимной.

Установлено, что в зависимости от политических традиций и понимания принципа справедливости в Московской области применяется мажоритарная избирательная система с одномандатными или многомандатными избирательными округами.

Исследованием выявлено, что одним из недостатков комплексной отрасли избирательного права, на наш взгляд, является ее форма «неписаной конституции», т. е. состоящей из отдельных нормативных правовых актов. Считаем, что существенно облегчит применение избирательного законодательства его детализация, унификация и кодификация. В этом плане можно использовать опыт Белоруссии, где принят Избирательный кодекс РБ, а также опыт некоторых субъектов Российской Федерации, например, Воронежской и Белгородской областей.

Принятие Основ избирательного законодательства и модельного (примерного) избирательного кодекса субъекта РФ, примерного устава муниципального образования на федеральном уровне позволит надежнее защитить права избирателей, уменьшить злоупотребления при проведении выборов и сократить количество избирательных споров. Это назревшая необходимость, когда свободные демократические и периодические выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления становятся существенной частью политической и правовой системы страны.

В целях защиты избирательных прав граждан и права граждан на управление государством необходимо во всех образовательных учреждениях, начиная с 9 класса, в курсе правоведения ввести раздел основ избирательного права, а также регулярно проводить семинары для членов избирательных комиссий с аттестацией последних.

Необходимо чаще использовать принцип прямого действия Конституции Российской Федерации при рассмотрении судами общей юрисдикции избирательных споров. Особенно это необходимо при правовом столкновении различных нормативных правовых актов или пробелах в законодательстве. Данная мера позволит во многих случаях избежать судебных ошибок, волокиты и затягивания судебного разбирательства, особенно при проведении избирательных кампаний.

Особое внимание при применении избирательного права стоит обратить на решения Конституционного Суда Российской Федерации, которые следует считать важной составляющей правовой основы выборов в России, поскольку они оказывают существенное влияние на нормативное (статутное) избирательное право. При применении избирательного законодательства постоянно надо иметь в виду соответствующие постановления Конституционного Суда РФ, поскольку они имеют свойство аналогии и сохраняют силу в отношении нормативных правовых актов, которые основаны, воспроизводят или содержат такие же положения, по которым уже было принято постановление Конституционного Суда РФ о неконституционности данных актов или их частей.

Принятие в 2003 году нового Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ повлечет изменение структуры организации местной власти. Следовательно, изменение порядка выборов в органы местного самоуправления потребует принятия новых правовых норм, которые, на наш взгляд, должны закрепить ныне действующие избирательные принципы и усовершенствовать избирательную систему.

Новым Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в качестве обязательной предусмотрена должность главы муниципального образования, который не может одновременно совмещать должности председателя представительного органа местного самоуправления и главы администрации муниципального образования.

На наш взгляд избрание должностного лица местного самоуправления (в том числе главы муниципального образования) собранием (сходом) граждан муниципального образования, если в соответствии с уставом муниципального образования на него возложены соответствующие полномочия по решению вопросов местного значения, или представительным органом муниципального образования из своего состава является выборами, которые могут регулироваться нормативными правовыми актами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Кроме основных нормативных правовых актов, регулирующих выборы в органы местного самоуправления, существуют сопутствующие, которые также весьма важны при выборах в органы местной власти. Данный факт необходимо учитывать, исходя из специфики российской правовой системы, где можно встретить достаточно противоречий и неясностей, а также отсылок в основных нормативных правовых актах, регулирующих порядок формирования органов местного самоуправления, к нормам других отраслей права и подзаконным актам. Настоящее правило позволит соблюдать дух и букву закона при выборах органов местного самоуправления.

В Московской области в соответствии с новым Федеральным законом от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 7 марта 2003 года был принят Закон Московской области «О выборах депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской области», нормы которого, по сравнению с предыдущим Законом, носят отсылочный характер. Данный факт указывает на тенденцию к централизации регулирования избирательного процесса. Однако относительно особенностей правового регулирования выборов в органы местного самоуправления в Московской области можно сказать что: в Московской области одним законом определяется порядок выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образованийв Московской области в основном действуют территориальные избирательные комиссии, которых насчитывается 67 в 73-х муниципальных образованиях Московской области, на которые по обращению представительного органа местного самоуправления возложены функции избирательных комиссий муниципальных образований. Территориальные избирательные комиссии формируются Избирательной комиссией Московской областидля выдвижения кандидатов в органы местного самоуправления в Московской области в их поддержку могут собираться подписи в количестве 1,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных по данному округу, в то время как в других регионах эта цифра колеблется от 1 до 2 процентов, или вносится избирательный залог.

На наш взгляд в Московской области следует использовать опыт Кемеровской области и законодательно закрепить норму, согласно которой состав членов избирательных комиссий с правом решающего голоса публикуется в местной печати, что позволит укрепить принцип гласности на муниципальных выборах.

Закрепление ответственности за нарушение избирательных прав в Законе Московской области «О выборах депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской области», по нашему мнению, необходимо сделать более конкретным, установив открытый перечень избирательных правонарушений. Использовать в данных целях можно нормативный опыт Приморского края. Это позволит защитить более слабую сторону в избирательном процессе и ослабить административный ресурс.

В настоящее время прослеживается четкая тенденция к централизации регулирования муниципальных выборов, то есть федеральный законодатель намерен сам полнее и конкретнее определить избирательные процедуры, что должно способствовать укреплению законности.

Выборы главы или другого органа муниципального образования представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан должны регулироваться законом субъекта РФ, который может установить диспозитивные, рамочные или вариантные избирательные нормы. Регулирование настоящих правоотношений законом субъекта РФ позволит более квалифицированно решить данный вопрос, укрепив гарантии избирательных прав граждан.

В Закон о выборах депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской области необходимо внести следующие дополнения и изменения: основные списки избирателей перед их заверением в избирательных комиссиях должны быть прошиты и пронумерованы по каждому избирательному участкуизбиратели, не включенные в основные списки по каким либо причинам, включаются по их заявлениям в дополнительные списки на соответствующем участке территориальной или участковой избирательной комиссией. Данная норма может исключить возможность подмены листов в списках избирателей.

По результатам исследования можно сказать, что необходимо создать такие избирательные нормы, реализация которых позволила бы местному сообществу почувствовать силу соей власти, в результате чего все большее количество его членов привлекалось бы к решению вопросов местного значения.

С этой целью предлагается внести в Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации дополнения и изменения, что одно и то же лицо не может занимать выборную должность главы муниципального образования более двух сроков подряд с указанием порядка реализации этой нормы. Данная норма может быть диспозитивной или «рамочной» (аналогично ограничению срока полномочий органа местного самоуправления пятью годами). Субъекты Российской Федерации (в том числе Московская область) в этом вопросе обладают возможностью опережающего правового регулирования данных общественных отношений и способны более оперативно разрешить «вопрос о сроках».

Также в законе Московской области необходимо закрепить, что Избирательная комиссия Московской области учитывает рекомендации местной власти по назначению руководителей территориальных избирательных комиссий только тогда, когда нет других предложений от политических партий, избирательных объединений и избирательных блоков, а также, что руководителем избирательной комиссии не может быть назначен работник местной администрации. На заседания вышестоящих избирательных комиссий, представительных органов местного самоуправления по формированию избирательных комиссий должны приглашаться представители политических партий, избирательных объединений и избирательных блоков, допущенных к распределению мандатов в Государственной Думе РФ, в Московской областной Думе, в представительном органе соответствующего муниципального образования.

Любое упоминание в средствах массовой информации о кандидате со дня его выдвижения и до дня голосования во время предвыборной кампании должно оплачиваться из его избирательного фонда, а руководитель СМИ, в случае нарушения этой нормы, нести административную ответственность. Данная норма должно найти свое воплощение в законе.

Проведенное диссертационное исследование, а также предлагаемые правовые меры позволят уменьшить влияние административного ресурса на проведение муниципальных выборов, укрепить законность и гарантии избирательных прав граждан — членов местного сообщества, что, в свою очередь, положительно отразится на качестве решения вопросов местного значения в интересах данного сообщества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юр. лит. 1993.
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. № 217 А // Российская газета. 1998. 10 дек.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
  4. Европейская Хартия местного самоуправления № 122 // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
  5. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 2-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
  6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
  7. Уголовный кодекс РФ № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ // СЗ РФ. № 1 (часть 1). Ст. 1.
  9. Гражданский процессуальный кодекс РФ № 138-Ф3 // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  10. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  11. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  12. Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
  13. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
  14. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № ПЗ-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336.
  15. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. № 19. Ст. 685.
  16. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
  17. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
  18. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242−1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.
  19. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» // СЗ РФ. № 31. Ст. 2990.
  20. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224.
  21. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
  22. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.
  23. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 228 «О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в РФ» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 862.
  24. Указ Президента РФ от 30 мая 1997 г. № 535 «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел
  25. РФ, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры РФ» // СЗ РФ. 1997. № 22. Ст. 2572.
  26. Постановление Правительства РФ от 13 января 2000 г. № 32 «О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов Президента РФ» // СЗ РФ. 2000. № 3. Ст. 280.
  27. Определение Конституционного Суда РФ от 22 октября 1999 г. № 162−0 // Российская газета. 1999. 31 дек.
  28. Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 года № 118−0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Ярославской области» // СЗ РФ. 1996. № 46. Ст. 5611.
  29. Постановление ЦИК РФ от 14 января 2000 г. № 69/785−3 «Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов» // Российская газета. 2000. 20 янв.
  30. Постановление ЦИК РФ от 5 апреля 2000 г. № 98/1110−3 «О результатах выборов Президента РФ» // Российская газета. 2000. 7 апреля.
  31. Устав Московской области от 11 декабря 1996 г. № 55/96−03 // Вестник Московской областной Думы. 1997. № 1.
  32. Закон Московской области от 7 марта 2003 г. № 24/2003−03 «О выборах депутатов представительных органов, глав муниципальных образований идругих должностных лиц местного самоуправления в Московской области» // Вестник Московской областной Думы. 2003. № 5.
  33. Закон Московской области от 13 июня 1996 г. № 27/96−03 «О местном самоуправлении в Московской области» // Вестник МОД. 1996. № 8.
  34. Закон Московской области от 15 апреля 2003 г. № 31/2003−03 «Об Избирательной комиссии Московской области» // Вестник Московской областной Думы. 2003. № 5.
  35. Закон Московской области от 5 июля 2001 г. № 121/2001−03 «О выборах депутатов Московской областной думы» // Ежедневные новости. Подмосковье. 2001. 10 июля.
  36. Закон Московской области от 24 сентября 1999 г. № 66/99−03 «О выборах Губернатора Московской области» // Вестник МОД. 1999. № 11.
  37. Закон Московской области от 23 ноября 1998 г. № 51/98−03 «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Московской области» // Вестник Московской областной Думы. 1998. № 12.
  38. Закон Ленинградской области от 29 апреля 1996 г. «О местном самоуправлении в Ленинградской области» // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 1996. № 5.
  39. Закон Приморского края от 19 августа 1999 года «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Приморском крае» // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 1999. № 8.
  40. Закон Приморского края от 9 февраля 1996 г. «О местном самоуправлении в Приморском крае» // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 1996. № 2.
  41. Закон Кемеровской области от 10 марта 1998 г. «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» // Кузбасс. 1998. 18 мар.
  42. Устав города Климовска Московской области от 28 апреля 2000 г. // Местные вести. 2000. 11 мая.
  43. Устав города Подольска Московской области от 5 марта 2000 года // Подольский рабочий. 2000. 13 мая.
  44. Устав города Пущина Московской области // За новый регион. 2000. 13 фев.
  45. Устав Подольского района Московской области от 16 мая 2000 г. // Подольский рабочий. 2000. 4 июля.
  46. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР"// Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 16. Ст. 267.
  47. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550−1 «О местном самоуправлении в РСФСР"// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.
  48. Закон РСФСР № 3199−1 «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 44. Ст.1306
  49. Закон РФ от 24 октября 1991 г. «О выборах главы администрации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1491
  50. Постановление У (внеочередного) Съезда народных депутатов РФ от 1 ноября 1991 г. «Об организации исполнительной власти в период радикальнойэкономической реформы» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1457.
  51. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам» // Бюллетень ВС РФ. 1998. № 2.
  52. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам» // Бюллетень ВС РФ. 2000. № 1.
  53. В.Ф. Местное самоуправление: опыт и проблемы // Социологические исследования. 1997. N 1. 189С.
  54. Ю.В. Некоторые проблемы правового регулирования статуса выборного должностного лица местного самоуправления // Центр. Регионы. Местное самоуправление (Россия и зарубежный опыт). М. 2000. 172С.
  55. Актуальные проблемы реформы местного самоуправления в современной России: Материалы конф. Москва, 31 октября 1998 г. М. 1998. 272С.
  56. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации: «Круглый стол» в Институте государства и права РАН // Государство и право. 1997. N 5. 128С.
  57. Т. Дрезненский тупик // Российская Федерация. 1997. N 10. 78С.
  58. К. Местное самоуправление в системе публичной власти, гарантии прав и проблемы ответственности // Право и жизнь. 2000. N 30. 280С.
  59. Арбитражный процесс / Под ред. В. В. Яркова. М.: Юристь. 2000. 356С.
  60. C.B. Юридические свойства устава муниципального образования // Вестник Омского ун-та. 2000. N 4. 192С.
  61. П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. Орел: Изд-во ОРАГС. 1999. 98С.
  62. П.А. Проблема ограничений избирательных прав граждан, замещающих выборные должности два срока подряд // Государственная власть и местное самоуправление. 2000. N 1. 70С.
  63. В. Государственная власть и местное самоуправление. М. 1907. 280С.
  64. Д.Ф. Становление местного самоуправления в России в 90-х годах XX века / Под ред. В. А. Динеса. Саратов: Изд. центр Сарат. гос. экон. акад. 1997. 270С.
  65. И. Правовой перекос. Максимум полномочий у мэра, минимум у представительного органа//Российская Федерация сегодня. 1998. N 14. 126С.
  66. И.В. Выборное лицо местного самоуправления // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1999. 98С.
  67. И.В. Субъекты местного самоуправления и их взаимодействие. М.: Издательский дом «Восточный рубеж». 2000. 123С.
  68. И.В., Калантарова Н. Р. Уставы муниципальных образований (сравнительный анализ) // Местное право. 2000. N 11−12. 92С.
  69. Г. В. Муниципальное право. М.: ЮНИТИДАНА. 2000. 287С.
  70. Барышев В. В. Проблемы и пути совершенствования законодательства о выборах на федеральном и региональном уровне//Право и власть.2001.№ 1.78С.
  71. Е., Сумина 3. На утро после выборов городской голова вспомнил о законе и обратил его против политоппонентов // Российская Федерация сегодня. 1998. N7. 126С.
  72. A.C. Субъекты заседаний представительных органов муниципальных образований // Государственная власть и местное самоуправление. 2000. N 1. 70С.
  73. И.Б. Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса // Журнал российского права. 2000. № 4.182С.
  74. A.C. Местное сообщество как субъект самоуправления // Правоведение. 2000. N 5. 136С.
  75. А. Два срока не предел. Если уважать Основной закон // Российская Федерация сегодня. 2000. N 21. 126С.
  76. И.Ф., Пухтинский H.A. Концепция законодательства союзных республик о местном самоуправлении // Сов. государство и право. 1991. N 1. 128С.
  77. В.Н. Конституционные основы правового положения личности: Лекция. М. 1995. 24С.
  78. В.Н., Переверзев Е. А. Конституционно-правовые основы местного самоуправления: Лекция. М. 1999. 26С.
  79. В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск- М.: Новосиб. гос. акад. экономики и упр-я. 1997. 247С.
  80. Т.М. Законодательство субъектов Российской Федерации об уставах муниципальных образований // Журнал российского права. 1997. N 6. 190С.
  81. Т.М. О некоторых аспектах статуса выборного должностного лица местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2000. N 1. 70С.
  82. В.И. Когда городом правит голова // Российская Федерация. 1997. N 12. 78С.
  83. В.И. Как выбрать главу муниципального образования: Сравнительный анализ избирательного законодательства // Журнал российского права. 1997. N 11. 190С.
  84. В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал российского права. 2001. N 8. 190С.
  85. В.И., Постников А. Е. Путеводитель по избирательной кампании: Пособие для кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. М.: Изд-во «Права человека». 1999. 65С.
  86. М.И. Реформирование власти // Кворум. 2003. 10 сент.
  87. . Административное право Франции. М. 1973. 188С.
  88. Ю.А. Новое избирательное право Российской Федерации: проблемы реформирования и механизм развития // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1997. N 2. 62С.
  89. Ю.А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1998. N 2. 62С.
  90. A.A. Международные избирательные стандарты // Международная жизнь. 2001. N 3. 128С.
  91. Власть и право. J1. 1990. 248С.
  92. Гегель. Философия права. М. 1990. 296С.
  93. JI.B. Из истории становления местного самоуправления в России // Государство и право. 1996. N 2. 128С.
  94. JI.B. Местное самоуправление: долгое возвращение: Становление местного самоуправления в России. М.: Моск. обществ, науч. фонд. 1998. 86С.
  95. Г. О праве войны и мира. М. 1956. 289С.
  96. JI. Общее учение о государстве. Спб. 1910. 362С.
  97. M.B. Соотношение представительных и исполнительных органов местного самоуправления // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1994. 277С.
  98. Ю.А. Ставить подписи или вносить залог? // Право и политика. 2000. N 12. 280С.
  99. Ю.А., Пылин В. В. Удастся ли унифицировать избирательное законодательство? // Юрист. 1997. № 7. 48С.
  100. H.A., Емельянова Т. С. Местное самоуправление в Российской Федерации. Курс лекций. М.-Тула. 2001. 144С.
  101. А.Г. Макс Вебер и его преодоление марксизма // Социологические исследования. 1976. № 4. 192С.
  102. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. М. 1996. 148С.
  103. Т.Д. Проблема конституционного закрепления принципов избирательной системы Российской Федерации // Право и власть. 2001. N 1. 244С.
  104. H.A. Система органов местного самоуправления // Журнал российского права. 1998. N 6. 190С.
  105. H.A. Соотношение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 1998. N 1. 190С.
  106. Избирательное право и избирательный процесс в РФ / Отв. редактор А. В. Иваненко. М.: Изд. НОРМА. 1999. 842С.
  107. Избирательное право: Вопросы и ответы / Под ред. Ю. А. Веденеева. М.: Юриспруденция. 2001. 170С.
  108. Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX начала XX вв. / Авт.-сост. Ю. А. Веденеев, И. В. Зайцев, В.В. Луговой- Под общ. ред. A.A. Вешнякова. М.: Норма. 2001. 382С.
  109. В.Т. Выборы в России: конституционные функции, тенденции развития // Право и власть. 2001. N 1. 244С.
  110. И. Сочинения. Т.4. 4.2. М. 1992. 446С.
  111. . Юридическая социология. М. 1986. 186С.
  112. Д.Б., Корчиго Е. В. Избирательное право: вопросы и ответы. М.: Юриспруденция. 2001. 168С.
  113. Киселева J1. Подведомственность дел о защите избирательных прав граждан // Российская юстиция. 1998. № 9. 80С.
  114. Книга правителя области Шан. М. 1993. 281С.
  115. С.Д. Демократические принципы избирательного права в Российской Федерации // Известия Владивостокского института международных отношений. 1997. N 3. 48С.
  116. С.Д. Конституционно-правовые основы муниципальных выборов // Проблемы местного самоуправления в Хабаровском крае. Хабаровск: ХГАЭП. 1997. 190С.
  117. С. Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. 1998. N2. 136С.
  118. С.Д. Современное российское избирательное право. Понятие, принципы, источники. Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос. ун-та. 1999. 244С.
  119. С.Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме // Журнал российского права. 2001. N 2. 190С.
  120. С.Д., Хрусталев E.H. Добровольность участия в выборах и обязательность явки избирателей: есть ли противоречия? // Власть. 1997. N 10. 128С.
  121. В. Трудности местного самоуправления // Президентский контроль. 1998. N4. 146С.
  122. A.M. Место и роль органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка (вопросы теории и практики) // Государство и право. 1997. N 12. 128С.
  123. A.M. Местное самоуправление в Российской Федерации. Саратов. 1997. 262С.
  124. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б. А. Страшуна. М. 1999. 466С.
  125. И. Формирование местного самоуправления в Новосибирской области: стратегия реализации и политико-правовые коллизии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998. N 3. 98С.
  126. В.В. Реформа местного самоуправления в России: теория и реальность // Государство и право. 2000. N11. 128С.
  127. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право РФ. М.: Юрист. 1997. 429С.
  128. Н.В. Право на судебную защиту местного самоуправления И Государственная власть и местное самоуправление. 2000. N 1. 70С.
  129. И.В. Административно-территориальное устройство и система муниципальных образований: региональные особенности реформы местного самоуправления // Местное право. 2001. N 8. 92С.
  130. Н. Государь. М. 1990. 356С.
  131. Т.С. Нормотворчество органов местного самоуправления Российской Федерации. Сургут: Сургут, гос. ун-т. 1999. 239С.
  132. Т. Государственное право Германии. М. 1959. 298С.
  133. И.Г. Аналитический обзор российских и зарубежных моделей местного самоуправления. Новосибирск. 1996. 92С.
  134. И.Г. Региональное законодательство о формах народного представительства в местном самоуправлении // Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1999. 286С.
  135. И.Г. Соотношение прав Российской Федерации и прав ее субъектов в области организации местного самоуправления // Российская государственность: состояние и перспективы развития. М.: Изд-во «Республика». 1995. 88С.
  136. Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт // Сб. документов 1861—1917 гг. / Под общ. ред. А .Я. Сливы. М. 1998. 466С.
  137. Местное самоуправление: проблемы и пути их решения / Под общ. ред. С. Н. Юрковой. СПб. 2000. 132С.
  138. Местное самоуправление: теория и практика / Акад. управления МВД России. М. 1998. 96С.
  139. Местное управление и самоуправление в России и за рубежом: Пробл.-темат. сб. / ИНИОН РАН. Центр социал. науч.-ин-форм. исслед. Отдел политологии и правоведения. Отв. ред. В. В. Маклаков, В. И. Фадеев. М. 2000. 278С.
  140. .И. Избирательный процесс и местное самоуправление // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1998. N 9 (63). 62С.
  141. Е.В., Овчинникова И. И. Исполнительный механизм в системе органов местного самоуправления // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учеб. пособие. М. 1998. 172С.
  142. A.A. Конституционное право зарубежных стран. М.: Белые альвы. 1998. 446С.
  143. Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. Ю. А. Дмитриева. М. 1999. 348С.
  144. Муниципальное право: Учебник / Под ред. A.M. Никитина. М.: ЮНИТИ: Закон и право. 2000. 290С.
  145. М.А. Гражданские права и свободы в США. М. 1991. 280С.
  146. Ю.А. Избирательная система России: 90 лет истории. М.: Манускрипт. 1996. 288С.
  147. Jl.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления России. М.: ИНИОН РАН. 2000. 282С.
  148. И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М. 1999. 266С.
  149. И.И. Местное самоуправление: конституционно-правовая основа формирования // Конституционный строй России. Вып.1. М. 1992. 90С.
  150. В.А. Воля и волеизъявление. Душанбе. 1983. 98С.
  151. A.A. США, исламский Ближний Восток и Россия. М. 1995. 165С.
  152. Основы Европейской Хартии местного самоуправления: Методическое пособие / Отв. ред. И. А. Володин. М. 1999. 48С.
  153. О. Местное самоуправление в Скандинавии: достижения и перспективы//Полис. № 2. 1999. 189С.
  154. А.Л. Местное самоуправление в политической системе общества. Саратов: Приволжск. кн. изд-во. 1997. 48С.
  155. Полн. собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. ХХУ. Отд.1. № 26 662. 562С.
  156. А. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы: плюсы и минусы // Народный депутат. 1993. N 12. 48С.
  157. А.Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разделение полномочий между различными уровнями власти при проведении выборов // Журнал российского права. 2002. № 5. 190С.
  158. Представительные и исполнительные органы власти в системе местного самоуправления Российской Федерации: Научно-аналит. обзор. М. 1994. 219С.
  159. П. Жизнь и смерть Учредительных собраний. Пг. 1918. 98С.
  160. В.Г., Сергеев A.A. Муниципальное правотворчество и государственный контроль за законностью // Правоведение. 2000. N 6. 136С.
  161. Д.А., Шугрина Е. С., Горожанин В. А. Понятие и виды местного нормотворчества: Устав муниципального образования. Новосибирск. 1997.120С.
  162. Г. Д. Некоторые направления реформы избирательного законодательства Российской Федерации // Право и власть. 2001. N 1. 244С.
  163. A.C. Территориальная основа местного самоуправления. Челябинск. 1996. 76С.
  164. И. А. Местное самоуправление: перспективы развития // Библиотечка «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита». 1995. № 11. 168С.
  165. М. Муниципальные выборы: общее и особенное // Российская Федерация сегодня. 2000. N 5. 126С.
  166. О. Институт местного самоуправления и российское общество / Сост. и ред. Г. Люхтерхандт. М.: Фонд ФН. 1997. 188С.
  167. A.A. Проблемы временного правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления // Муниципальное право. 2000. N 2. 98С.
  168. A.A. Система правовых основ местного самоуправления. Воронеж: НОУ «Академия естественнонаучного и гуманитарного образования». 1999. 266С.
  169. Собрание узаконений Временного правительства. 1917. Ст. 916. 488С.
  170. В.О. О сущности права // Правоведение. 1980. № 1. 136С.
  171. А. Демократия в Америке. М. 1992. 174С.
  172. В.И. Проблемы реализации конституционной модели местного самоуправления // Конституционно-правовая реформа в Российской
  173. Федерации: Сб. ст. / ИНИОН РАН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. политологии и правоведения / Отв. ред. Ю. С. Пивоваров. М. 2000. 167С.
  174. В.И. Участие советских граждан в формировании и деятельности местных Советов народных депутатов. М.: ВЮЗИ. 1989. 78С.
  175. И. Выборы по решению Фемиды // Российская Федерация. 1997. N 10. 78С.
  176. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Ильичев Л. Ф., Федосеев П. Н., Ковалев С. М., Панов В. Г. М.: Сов. Энциклопедия. 1983. 838С.
  177. Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. М. 1999. 31 ОС.
  178. В. Человек в поисках смысла. М. 1990. 126С.
  179. И.Д. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М.: ИНИОН РАН 1996. 118С.
  180. H.A. Муниципальное право России. М. 1998. 260С.
  181. К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учеб. пособие / Под ред. К. Ф. Шеремета, И. И. Овчинникова. М. 1998. 48С.
  182. Диссертации, авторефераты.
  183. И. Л. Формирование муниципального права Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук. Волгоград. 2002. 26С.
  184. H.A. Организационно-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с избирательными комиссиями. Дис.. канд. юрид. наук. М. 2001.24 С.
  185. И.А. Правовой статус депутатов представительных органов местного самоуправления Южного федерального округа. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2001. 26С.
  186. К.И. Юридическая защита местного самоуправления, ответственность его органов и должностных лиц. Дис.. канд. юрид. наук. М. 2001. 24С.
  187. Н.Ф. Избирательный округ: законодательство и практика. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 2001. 26 С.
  188. О.В. Теоретико-методологические основы модельного законодательства субъектов РФ в сфере местного самоуправления. Дис.. док. юрид. наук. Воронеж. 2002. 362С.
  189. В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан. Дис. док. юрид. наук. М.2001.26С.
  190. В.П. Конституционно-правовые аспекты совершенствования избирательной системы в Российской Федерации на современном этапе. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 2000. 26С.
  191. И.А. Проблемы правового регулирования выборов депутатов в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ. Дис. канд. юрид. наук. М. 1999. 156С.
  192. A.M. Правовые основы институционализации территориального общественного самоуправления в России. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М. 2001. 26С.
  193. С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации (проблемы теории и практики). Автореф. дис.. докт. юрид. наук. СПб. 1999. 26С.
  194. A.M. Теоретические основы организации муниципальных органов охраны общественного порядка в Российской Федерации. Дис.. док. юрид. наук. М. 2000. 344С.
  195. Е.В. Актуальные вопросы теории избирательного процесса в России. Дис. канд. юрид. наук. М. 2002. 155С.
  196. .А. Трансформация органов государственной власти и местного самоуправления. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург. 1996. 26 С.
  197. Ю.Л. Проблемы теории муниципального права. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М. 1997. 24 С.
  198. М.А. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов. 2001. 26С.
  199. A.B. Местное самоуправление как форма народовластия. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 1995. 24 С.
  200. A.M. Конституционно-правовые основы территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 2001. 26 С.
  201. Е.А. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 2000. 26 С.
  202. Л.Н. Муниципальная власть: правовые проблемы теории и практики. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург. 1999. 24 С.
  203. Ю.А. Избирательное право и избирательная система России 1906 1996 г.г. Дис. док. юрид. наук. Спб. 1997. 396С.
  204. В.В. Представительные органы местного самоуправления. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 1996. 24 С.
  205. В.В. Проблемы теории и практики народовластия в процессе становления местного самоуправления России. Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М. 1999. 26С.
  206. Д.Д. Реализация принципа народовластия в организации местного самоуправления зарубежных стран СНГ и Балтии. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М. 1998. 26 С. 1. Зарубежные источники.
  207. Dahl R. Democracy and Its Critics. New Haven. L. 1989. 69 P.
  208. Diamond L. The End of the Third Wave and the Global Future of Democracy. Vienna. 1997. 128 P.
  209. Hyland J.L. Democratic Theory: Phlosophical Foundations. Manchester. N.Y. 1995. 75 P.
  210. Sharpe L.J. The European meso: and appraisal. The rise of meso government in Europe. 1993.98 P.
  211. Sharpe L.J. Theories and values of local government. «Political Studies». 1970. № 2. 192 P.
Заполнить форму текущей работой