Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовое регулирование охраны здоровья человека

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К сожалению, приходится констатировать, что в соответствии с Законом РФ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. (статья 35) признана утратившей силу статья 16 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в которой было указано: «При органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Законодательство об охране здоровья граждан
    • 1. 1. Международное закрепление права на охрану здоровья
    • 1. 2. Общая характеристика нормативно-правовых актов РФ
  • об охране здоровья граждан
  • Глава 2. Проблемы и пути дальнейшего развития законодательного регулирования права граждан на охрану здоровья
    • 2. 1. Организационно-правовые проблемы повышения эффективности деятельности в сфере охраны здоровья населения
    • 2. 2. Перспективы формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан
  • Заключение
  • Библиография
  • Актуальность темы
  • Ускорение научно-технического прогресса, внедрение достижений науки и техники в различные сферы общественной жизни, несомненно, приводят к облегчению существования человека в природной среде

Однако данное явление имеет и обратную сторону: резкое ухудшение экологической ситуации на земном шаре, изменение климата, глобальные техногенные катастрофы подрывают физическое и психическое здоровье человека. Поэтому фокус внимания законодателей развитых стран мира все больше и больше смещается сегодня в сторону обеспечения правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан.

Законодательное обеспечение охраны здоровья граждан направлено на достижение одной из главных целей государственной политики — сбережение и укрепление здоровья народа. Национальная система здравоохранения должна быть построена на основе прогрессивного законодательства, впитавшего в себя передовой опыт отечественной мировой науки и практики в области охраны здоровья и права. Поэтому в первую очередь необходимо совершенствовать нормы и положения основных отраслей права, затрагивающих отрасль здравоохранения. Это необходимо, чтобы добиться их внутренней согласованности в рамках комплексной отрасли законодательства о здравоохранении.

Издание законов о координации вопросов здравоохранения (о системе здравоохранения РФ) является конституционной обязанностью, как федерального законодателя, так и законодателей в субъектах РФ, поскольку вопросы здравоохранения, охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и ее субъектов.

Законодательная база обеспечивается Федеральным Собранием Российской Федерации (в основном Государственной Думой, в структуре которой сформирован Комитет по охране здоровья, обеспечивающий проведение и принятие законодательных актов в области охраны здоровья.) и Правительством Российской Федерации.

Несмотря на очевидную значимость в жизни современного общества правового регулирования здоровья граждан, законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 г. в Российской Федерации было весьма ограниченным. Практически все законодательство исчерпывалось Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении (1961 г.) и Законом РСФСР «О здравоохранении» (1971 г.), принятым в соответствии с вышеуказанными основами. В настоящее время процесс законотворчества в сфере здравоохранения активно развивается, что связано с реформированием рассматриваемой сферы.

Объектом моего исследования являются закономерности правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере охраны здоровья граждан.

Предметом исследования являются нормы права, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, доктринальные положения и научные точки зрения, а также практическая деятельность правоприменительных органов в процессе их воздействия на общественные отношения в сфере применения законодательства об охране здоровья граждан.

Необходимо отметить, что в предмет данного исследования, прежде всего, включены нарушения международного и российского законодательства, в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Исходя из этого, целью данной работы является выработка представления о структуре законодательства РФ, регулирующего охрану здоровья граждан.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

— рассмотрение права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленного в международных нормативных актах;

— общая характеристика нормативно-правовых актов РФ об охране здоровья граждан;

— рассмотрение и анализ конституционного закрепления права граждан на охрану здоровья;

— выявление организационно-правовых проблем повышения эффективности деятельности в сфере охраны здоровья населения;

— предложение перспективных направлений формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан.

Теоретическая основа исследования. В работе использована

литература по международному, конституционному праву России, а также иные литературные источники, относящиеся к теме исследования. В частности, теоретической основой исследования послужили работы российских авторов Головистиковой А. Н., Каменевой З. В., Кутафина О. Е., Гусейновой Т. П., Александровой О. Ю., Герасименко Н. Ф., Григорьева И. Ю., Григорьева Ю. И., Сергеева Ю. Д., Милушина М. И., Никульниковой О. В. и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается характеристика нормативно-правового регулирования охраны здоровья граждан, во второй главе рассматриваются существующие проблемы правового регулирования в сфере и здравоохранения, а также пути выхода из сложившейся ситуации. В заключении сформулированы основные

выводы по результатам проведенного исследования.

Глава 1. Законодательство об охране здоровья граждан

1.1. Международное закрепление права на охрану здоровья

Право на охрану здоровья — одно из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье — высшее неотчуждаемое благо человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных общественных интересов .

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения и др.

Особая значимость здоровья нашла отражение и в документах, принятых в рамках ООН на рубеже тысячелетий. Достаточно отметить, что из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, половина имеют прямое отношение к праву на охрану здоровья. За последние годы практически все органы и структуры ООН выразили озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему является значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и других органов.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия. С юридической позиции здоровье выражается в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Социально-экономические аспекты рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда. Также от состояния здоровья населения зависит качество труда, социально-демографические процессы воспроизводства поколений, воспитание и обучение предшествующими поколениями последующих. Главная причина многих смертей кроется в социальных факторах, т. е. в том, насколько хорошо отлажена работа системы жизнеобеспечения и безопасности граждан. Если у человека нет работы, позволяющей достойно зарабатывать, нормального жилья, возможности полноценно отдыхать, питаться, то уровень его здоровья резко падает.

1.2. Общая характеристика нормативно-правовых актов РФ об охране здоровья граждан

Характеристику законодательства об охране здоровья целесообразно начать с рассмотрения соответствующих норм Конституции РФ, так как он является основным законом нашей страны, и в силу этого среди нормативных правовых актов, регулирующих охрану здоровья, она занимает особое, главенствующее положение. В области охраны здоровья Конституция исходит из положений Всеобщей декларации прав человека Генеральной ассамблеи, Конвенции о защите основных прав и свобод человека, Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины и др.

Основной закон страны в соответствии с нормами международного права включает в обязанность государства охрану здоровья людей (ст. 7, ч. 1), в Конституции признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, Конституция РФ закрепляет разграничение предметов ведения в сфере здравоохранения между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями .

Право на охрану здоровья закрепляется в Конституции РФ (ст. 41) за каждым. Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Этому праву корреспондирует обязанность государства охранять здоровье людей (ст. 7 Конституции РФ). Государственный контроль охраны здоровья раскрывает гуманистический характер демократического государства.

Необходимость именно государственного регулирования охраны здоровья рождается в понимании, к которому уже пришла современная западная либеральная теория, — что рыночная экономика не способна вопреки существующим либерально-догматическим воззрениям полностью обеспечивать все сферы жизни. Существуют сферы общественной жизни, частично или целиком не вписывающиеся в концепции рынка по причине своей гуманистической природы, противоречащей рыночным законам, выражающимся в формуле «эгоизм каждого — благо для всех». И здравоохранение наряду с наукой, культурой, искусством и т. п. — одна из сфер жизни, в которых обязательно государственное вмешательство, регулирование и финансирование, несмотря на самые высокие уровни развития рыночной экономики. Большинство демократических стран пришли к схеме смешанных экономик, где рынок подвергается в необходимой мере государственному вмешательству, осознав опасность оставления социальной сферы на волю рынка, который не в состоянии решать задачи удовлетворения множества социальных потребностей общественной жизни. Эти задачи могут решаться только целенаправленной социальной политикой государства. И краеугольным камнем в здании этой политики лежит такая конституционная декларация, как рассматриваемое право на охрану здоровья, задающая вектор развития и гарантирующая, что человек, имеющий свободу распоряжаться своим временем и жизнью, вольный принимать решение трудиться или не трудиться, никогда не останется без поддержки его главной ценности — жизни .

Закрепление Конституцией РФ права на охрану здоровья за каждым означает также, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Данное право согласно ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Такая помощь гражданам оказывается при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях, включая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Положения Конституции РФ, касающиеся охраны здоровья граждан, получили свое развитие и детализацию в специальных законодательных актах, непосредственно посвященных охране здоровья граждан.

Конституционно-правовое регулирование охраны здоровья человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отсутствие финансовой и управленческой стабильности также оказывает значительное влияние на этот процесс. Известно, что периодические изменения в руководстве управления федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения приводят к постоянному выдвижению различных концепций, проектов и предложений в отношении путей развития отрасли. Кроме того, довольно часто некоторые политические лидеры и административные работники не являются профессионалами и не обладают компетентностью в данном вопросе из-за отсутствия достаточного опыта практической работы в здравоохранении, имея лишь поверхностное представление о целях и конечном итоге реформ в сфере охраны здоровья населения. Несмотря на это, представители различных партий, учреждений, организаций, общественных и иных групп граждан пытаются продвигать свои идеи в направлении тех изменений, которые являются только для них наиболее выгодными на определенном этапе их деятельности.

Для ряда стран мирового сообщества главным сдерживающим фактором в осуществлении реформ в области здравоохранения является макроэкономическая ситуация. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что многие проводящиеся в современной России реформы здравоохранения были начаты в период экономического спада, что значительно отличается от ситуации с десятилетиями роста благосостояния и здоровья населения в западноевропейских странах и США. В то же время опыт этих стран показывает, что внедрение нового механизма управления медцинской помощью часто связано со значительными расходами. Даже небольшие изменения в существующей организации системы управления органами и учреждениями здравоохранения, а также новые приоритеты между областями медицинской деятельности могут потребовать выделения дополнительных ресурсов. Следовательно, финансово-правовая устойчивость предлагаемых реформ, без признания того факта, что здравоохранение является приоритетным социальным благом, должна всегда тщательно анализироваться и учитываться .

Во многих странах, особенно с недостаточно развитой экономической базой и находящихся в переходном периоде, администрирование очень часто ошибочно принимается за управление. Такой механизм регулирования социальных отношений обычно является несовместимым с происходящими в современном развитом обществе демократическими процессами .

На мой взгляд, в Российской Федерации при проведении реформ в здравоохранении не учитывается процесс адаптации к вновь возникшей, во многом значительно изменившейся в стране социально-экономической и политической ситуации. Однако и в этом случае не должна преуменьшаться роль научно обоснованного осуществления стратегического управления отраслью, регулирующая функция которого остается значимой и в новых условиях государственного хозяйствования.

Определенное воздействие на эффективность охраны здоровья населения обычно оказывают такие факторы развития отрасли как технические, в том числе информационные, возможности и инфраструктура для управления реформой. По данным Европейского регионального бюро (ЕРБ) ВОЗ, наибольшего прогресса в реформировании систем здравоохранения добились те экономически развитые страны, где уже имелись управленческие и технологические навыки, хорошие информационные системы и финансовые структуры, необходимые для результативного проведения медико-социальной политики и контролирования данного процесса. При этом ЕРБ ВОЗ высказано мнение, что без использования современных информационных, технических и управленческих возможностей вряд ли удастся выполнить или сохранить новые ориентиры, а также осуществить на практике применение принимаемых нормативных правовых актов, исполнение предлагаемых мер и осуществлени рекомендуемых мероприятий .

Не менее важным и существенным моментом является то, что политику и законодательство о здравоохранении нельзя разрабатывать и осуществлять без наличия специальных знаний, без споров и дискуссий, без должного учета вопросов этики. Это касается установления приоритетов и принятия разумных решений в отношении введения дополнительных сервисных медицинских услуг, конкурирующих видов обслуживания, дорогостоящего продления медицинскими средствами жизни безнадежно больных пациентов, организации оказания лечебных мероприятий с помощью современных медицинских технологий. В дополнение к сказанному следует указать, что, например, вопросы эвтаназии и клонирования являются лишь частью тех многочисленных проблем, которые также нуждаются в дальнейшем обсуждении.

К сожалению, приходится констатировать, что в соответствии с Законом РФ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. (статья 35) признана утратившей силу статья 16 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в которой было указано: «При органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения могут создаваться комитеты (комиссии) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан в целях защиты прав человека и отдельных групп населения в этой области, для участия в разработке норм медицинской этики и решения вопросов, связанных с их нарушением, в подготовке рекомендаций по приоритетным направлениям практической и научно-исследовательской деятельности, для решения иных вопросов в области охраны здоровья граждан» .

В Люблянской хартии (1996 г.) говорится о том, что развитие здравоохранения с учетом социально-экономических условий является неотъемлемой частью политики общества и государства в отношении здоровья граждан. В то же время политические, управленческие и технические решения о развитии системы здравоохранения, как правило, основываются на имеющемся международном и национальном опыте, подтверждающем реальную действительность и эффективность проводимых реформ. При этом любая реформа здравоохранения, включая деятельность конкретных отдельных медицинских служб, должна быть, направлена в первую очередь на улучшение жизни и здоровья людей, а также на то, чтобы оказание медико-санитарной помощи ориентировалось на постоянное улучшение качества предоставляемого обслуживания, чтобы информационные системы основывались на научно установленных показателях (стандартах) медицинских услуг .

Вместе с тем, обеспечение надлежащего здоровья граждан требует признания государством приоритета социальной политики в этой сфере хозяйственной деятельности, активной позиции и осознания необходимости взаимодействия многих его структур и ведомств. Этому может способствовать осуществление комплексного, в ряде случаев системного подхода к решению вопросов, касающихся организации оказания качественной медицинской помощи и эффективного совершенствования управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Люблинская хартия реформирования здравоохранения: Принята государствами-членами Совета Европы / Европейская конф. ВОЗ по реформам в области здравоохранения. 17−20 июня 1996 г., Словения. Любляна: WHO, 1996.
  3. Доклад Генерального секретаря от 27 марта 2000 г. UN Doc. A/54/2000.
  4. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Рез. ГА ООН 55/2 от 8 сентября 2000 г. UN Doc. A/RES/55/2.
  5. Устав Всемирной организации здравоохранения от 22 июля 1946 г.
  6. Европейская политика по достижению здоровья для всех на двадцать первое столетие: EUR/RC 47/II от 23.07.1997 г. // Всемирная организация здравоохранения: Европейское региональное бюро; Европейский региональный комитет, 47 сессия. Стамбул, 15−19.09.1997 г. Копенгаген: ЕРБ ВОЗ, 1997.
  7. РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Официальный текст.
  8. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 31 декабря 2005 г., 2 февраля, 29 декабря 2006 г., 24 июля, 18 октября 2007 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 3. Ст. 1318.
  9. Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» // СЗ РФ. 1994. № 15. Ст. 1791.
  10. Постановление ВС РФ от 22 июля 1993 г. № 5489−1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
  11. О.Ю. Перспективы формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан // Главврач. 2007. № 3.
  12. Н.Ф. Проблемы и перспективы формирования законодательной базы в области охраны здоровья на федеральном и региональном уровнях // Управление здравоохранением. 2001. № 3.
  13. Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации // Здравоохранение в Российской Федерации. 2003. № 2.
  14. Н.Ф., Александрова О. Ю., Григорьев И. Ю. Проблемы реализации государственной политики в области здравоохранения на региональном уровне // Медицинское право. 2003. № 3.
  15. И.Ю., Григорьев Ю. И. О праве граждан на охрану здоровья // Известия ТулГУ. Вып. 10. Тула: Изд-во ТулГУ, 2004.
  16. Т.П. Понятие «здоровье человека» в системе экологического знания // Социальная экология и устойчивое развитие. М., 1997. Вып. II.
  17. З.В. Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь // Адвокат. 2004. № 7.
  18. Р.А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохранения // Государство и право. 2001. № 8.
  19. Ю.М. Рынок в здравоохранении: что сейчас и что потом? // Экономика здравоохранения. 2003. № 8 (76).
  20. П.Р. Управление медицинской помощью: Практическое руководство в 2-х т.: Пер. с англ. / Под общей ред. акад. РАМН О. П. Щепина. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.
  21. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова, Ю. П. Орловского. М., 2004.
  22. Н.Б., Ковалевский М. А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М., 1999.
  23. О.В. Государственное управление здравоохранением в России. Энгельс, 2001.
  24. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. Д. Карповича. М.: Юрайт-М, Новая правовая культура, 2002.
  25. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О. Е. Кутафина (официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, докт. юрид. наук, проф. В. Д. Зорькина. М.: ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003.
  26. В.Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России. М., 1995.
  27. Н.В. Законодательство об охране здоровья граждан: перспективы
  28. систематизации // Журнал российского права. 2007. № 1.
  29. Р.Б., Фигейрас Дж. Реформа системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий: Пер. с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.
  30. Ю.Д., Милушин М. И. Становление и теоретические проблем российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. 2005. № 3.
  31. О. Модернизация российского здравоохранения // Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Королевстве Нидерландов, Российский дневник. № 62.
  32. В.И. О состоянии здравоохранения и мерах, направленных на его улучшение // Здравоохранение РФ. 1999. № 2.
  33. Н.Д., Колосов П. В. Лечебно-профилактические учреждения в системе обязательного медицинского страхования // Здравоохранение. 1996. № 1.
  34. В.Б., Чудинова И. Э., Погорелов Я. Д. Здравоохранение как социальный институт // Экономика здравоохранения. 2000. № 7−8.
  35. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: Издатцентр, 1998.
Заполнить форму текущей работой