Развитие идей компьютерного обучения в отечественной педагогике второй половины XX-начала XXI века
Диссертация
Становление компьютерного обучения в отечественной педагогике второй половины ХХ-начала XXI века представляется поэтапным процессом, обусловленным информатизацией общества и образования, развитием педагогических и информационных технологий, технической базы и включающим: а) использование обучающих и контролирующих программ, разработанных в соответствии с положениями теории алгоритмизации… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические предпосылки становления и развития компьютерного обучения
- 1. 1. Философские концепции компьютерного обучения
- 1. 2. Психолого-педагогические основы компьютерного обучения
- 1. 3. Технико-технологические предпосылки становления компьютерного обучения
- 1. 4. Организационно-педагогические условия развития компьютерного обучения в России
- Глава 2. Анализ развития и реализации идей компьютерного обучения в отечественных педагогических исследованиях второй половины ХХ-начала XXI века
- 2. 1. Педагогическая сущность и этапы становления компьютерного обучения
- 2. 2. Сравнительный анализ идей компьютерного обучения
- 2. 3. Программно-технологическое обеспечение реализации идей компьютерного обучения
- 2. 4. Развитие технологий проектирования электронных учебнометодических комплексов
Список литературы
- Авдеева, С.М. О подготовке учителей к использованию Интернета в Московском центре Федерации Интернет Образования / С. М. Авдеева // Информатика и образование. — 2001. — № 3. — С. 18−23.
- Аверьянов, Л.Я. Современные проблемы Интернет-обучения / Л. Я. Аверьянов, А. В. Рунов // Информатика и образование. 2003. — № 5. — С. 70−75.
- Агапова, О.И. О трех поколениях компьютерных технологий обучения / О. И. Агапова, А. О. Кривошеев, А. С. Ушаков // Информатика и образование. -1994.- № 2.-С. 34−40.
- Агеев, В.Н. Электронные учебники и автоматизированные обучающие системы / В. Н. Агеев. М., 2001. — 58 с.
- Александров, Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии в обучении / Г. Н. Александров // Информатика и образование. -1993.-№ 5.-С. 7−19.
- Александров, Г. Н. Разработка общей концептуальной модели программированного обучения: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. -М., 1992. -29 с.
- Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 1999. -36 с.
- Андреев, А.А. Предмет и некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах Электронный ресурс. / А. А. Андреев, Ю. Б. Рубин. Режим доступа: http:// www.mifp.ru/ pedagogika/ Ibk/ 1В1/ problem/htp.
- Андреева, B.B. Проектирование и реализация системы многоуровневой подготовки специалистов по информационным технологиям: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 2004. — 43 с.
- Ю.Апокин, И. А. История вычислительной техники (от простейших счетных приспособлений до сложных релейных систем) / И. А. Апокин, Л. Е. Майстров.-М.: Наука, 1990.-264 с.
- Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1978. — Т.2. -688 с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Ахаян, А.А. Теория и практика становления дистанционного педагогического образования: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб, 2001.-439 с.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский- сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Багиева, М.Г. Становление современных информационных технологий в образовании (на примере общего образования): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 2003.-184 с.
- Бахтина, О.И. Информатизация гуманитарного образования / О. И. Бахтина // Сов. педагогика. 1990. — № 1. — С. 34−39.
- Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. М.: Филин, 2003. — 616 с.
- Беляев, М.И. Основы концепции создания образовательных электронных изданий (ОЭИ) Электронный ресурс. / М. И. Беляев [и др.]. Режим доступа: http ://www.eir.ru/concept.php
- Берг, А.И. Творческий специалист и адаптивное обучение / А. И. Берг // Вест. высш. шк.-1971.-№ 3.-С. 15−17.
- Беспалов, В.П. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения / В. П. Беспалов // Педагогика. 2003. — № 4. -С. 41−45.
- Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров / В. П. Беспалько. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 351 с.
- Беспалько, В.П. Программированное обучение. Дидактические основы / В. П. Беспалько. М.: Высш. шк., 1970. — 300 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Билак, Н. Учебная экспертная система ЭСОР / Н. Билак, С. Раков // Информатика и образование. 1992. — № 2. — С. 46−48.
- Бобков, В.В. Реализация дифференцированного подхода в обучении студентов программированию с помощью дидактического технологического комплекса: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 2005. — 244 с.
- Богомолов, Д. Использование Пролога в гуманитарных предметах / Д. Богомолов // Информатика и образование. 1992. — № 2. — С. 21−25.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4.-С. 11−17.
- Бордовский, Г. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков // Сов. педагогика, 1993. № 5. — С. 12−15.
- Бояринов, Д.А. Проектирование личностно ориентированной обучающей системы: дис. канд. пед. наук: 13.00.01,13.00.02. Смоленск, 2004. — 204 с.
- Брусенцова, Т.Н. О психолого-педагогических принципах компьютерной системы обучения Лого / Т. Н. Брусенцова // Вопросы психологии. 1986. -№ 2.-С. 164−170.
- Буданов, В.Г. Синергетические стратегии в образовании Электронный ресурс. / В. Г. Буданов. Режим доступа: http:// spkurdyumov. narod.ru/ budanovll. htm
- Буданов, В.Г. Трансдисциплинарное образование в XXI веке: проблемы становления Электронный ресурс. / В.Г. Буданов- Режим доступа: http://www.spkurdyumov. narod.ru/budanovl2.htm.
- Бурцев, С. Комплект учебных миров «КуМир» / С. Бурцев и др. // Информатика и образование. 1992. — № 2. — С. 15−20- № 3−4. — С. 11−17.
- Бусленко, Н.П. Беседы о поколениях ЭВМ / Н. П. Бусленко, В. Н. Бусленко. М.: Молодая гвардия, 1977. — 240 с.
- Буторина, Т.С. Современные тенденции разработки компьютерных технологий обучения / Т. С. Буторина, Е. В. Ширшов, А. Н. Ундозерова // Экономические и социальные проблемы развития Европейского Севера: сб. науч.тр. Архангельск, 2006. — С. 14−18.
- Буторина, Т.С. О содержании подготовки специалистов по информатике и вычислительной технике в области компьютерных технологий обучения / Т. С. Буторина, Е. В. Ширшов, А. Н. Ундозерова // Открытое образование. 2006. -№ 5.-С. 33−37.
- Буторина, Т.С. Функциональная модель процесса проектирования электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД) / Т. С. Буторина, Е. В. Ширшов, А. Н. Ундозерова. -М.: ВНТИЦ, 2006. -№ 50 200 602 003.
- Бухарова, А.В. Развитие теории и практики дистанционного образования в России и за рубежом в 80-е годы ХХ-начале XXI века (Историко-педагогический аспект): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов н/Д., 2002. -135 с.
- Ваграменко, Я.А. О направлениях информатизации российского образования / Я. А. Ваграменко // Системы и средства информатики. 1996. — № 8. -С.27−38.
- Василенко, Н.В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб, 2001.-24 с.
- Н.Ватник. Опыт разработки и использования УАОС / Н. Ватник и др. // Информатика и образование. 1990. — № 6. — С. 15−19.
- Велихов, А.Ю. Новая информационная технология в школе / А. Ю. Велихов II Информатика и образование. 1986. — № 1. — С. 18−22.
- Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в ВУЗе: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01.-М., 1991.-55 с.
- Вихман, В.В. Оценка и анализ эффективности применения информационных технологий в образовании: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 2004. -132 с.
- Виштак, О.В. Дидактические возможности учебных изданий в совершен-ствованиисамостоятельной учебной деятельности учащихся / О. В. Виштак // Информатика и образование. 2003. — № 2. — С. 110−115.
- Виштак, О.В. Критерии создания электронных учебных материалов / О. В. Виштак // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 19−22.
- Виштак, О.В. Дидактические основы построения информационных комплексов для самостоятельной учебной деятельности студентов, изучающих информатику: дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2005. — 355 с.
- Воеводин, А.А. Педагогические подходы к построению базы знаний для автоматизированных обучающих систем с элементами искусственного интеллекта: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1998. — 23 с.
- Воронин, В.Н. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01.-Тольятти, 1999.-331 с.
- Вострокнутов, И.Е. Гомогенность и агрессивность визуальной среды в программных средствах учебного назначения / И. Е. Вострокнутов // Педагогическая информатика. 1997. — № 4. — С. 43−49.
- Выготский, JI.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский. М.: Издательство «Лабиринт», 1999. — 352 с.
- Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988.
- Гадамер, Х.-Г. Текст и интерпретация / Х.-Г. Гадамер // Герменевтика и деконструкция- под ред. В. Штегмайера, X. Франка, Б. В. Маркова. СПб., 1999. — С. 202−242.
- Гальперин, П.Я. К теории программированного обучения: материалы лекций, прочитанных на факультете программированного обучения при Политехническом музее / П. Я. Гальперин. М.: Знание, 1967. — 44 с.
- Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45 с.
- Гальперин, П.Я. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе / П. Я. Гальперин, З. А. Решетова, Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. — 38 с.
- Гальперин, П.Я. В основе управление процессом усвоения знаний / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вест. высш. шк. — 1965. — № 6. — С. 33−37.
- Гейн, А.Г. Десять лет спустя / А. Г. Гейн, В. Ф. Шолохович // Информатика и образование. 1995. — № 2. — С. 23−30.
- Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 263 с.
- Гершунский, Б.С. Прогностический подход к компьютеризации / Б. С. Гершунский //Сов. педагогика. 1986. — № 7. — С. 43−48.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
- Глазов, Б. И. Компьютеризированный учебник / Б. И. Глазов и др. // Информатика и образование. 1994. — № 6. — С. 86−94.
- Голицына, И. Использование оболочки ЭС для создания ППС / И. Голицына // Информатика и образование. 1992. — № 1. — С. 88−90.
- Голицына, И.Н. Вопросы эффективности внедрения компьютерных технологий в профессиональное образование / И. Н. Голицына // Educational Technology & Society. 2000. — № 3(3). — pp. 538−547.
- Гончарова, И.А. Подготовка будущих инженеров к использованию инструментальных средств при решении и моделировании научных и учебных задач: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Калуга, 2005. — 248 с.
- Горовенко, JI.A. Построение информационной образовательной среды с элементами искусственного интеллекта: дис.. канд. техн. наук: 05.13.01.1. Краснодар, 2002. 167 с.
- ГОСТ 7.83−2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. М.: Изд-во станд., 2002.
- Готлиб, М.А. Компьютеру дидактическое обеспечение / М. А. Готлиб //Информатика и образование. — 1987. — № 4. — С. 3−14.
- Готлиб, М.А. Структура АОС / М. А. Готлиб // Информатика и образование.- 1987.- № 3. -С. 11−19.
- Графова, С.Р. Автоматизированная обучающая система как дидактическое средство высшей школы: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Калиниград, 2000. -137 с.
- Гребнев, И.В. Методические возможности локальных сетей КУВТ «Корвет» / И. В. Гребнев // Информатика и образование. 1994. — № 2. — С. 122−124.
- Гриншкун, В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2004. — 554 с.
- Гриценко, В.И. Возможности и перспективы классов УКНЦ в учебном процессе / В. Н. Гриценко, А. Н. Тушев // Информатика и образование. 1995. -№ 6.-С. 113−117.
- Гриценко, В. Пути развития информатизации образования / В. Гриценко, А. Довгялло // Информатика и образование. 1989. — № 6. — С. 3−12.
- Громыко, Н.В. Интернет и постмодернизм их значение для современного образования /Н.В. Громыко // Вопросы философии. — 2002. — № 2. — С. 175−180.
- Груздева, M.JI. Реализация межпредметных связей курсов высшей математики и физики инженерного вуза средствами компьютерных технологий: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. -Н. Новгород, 2004. 168 с.
- Гужвенко, Е.И. Использование педагогических программных средств в целях повышения эффективности личностно ориентированного обучения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1999.-230 с.
- Гусева, А.И. Модель оценки качества распределенных обучающих систем / А. И. Гусева // Информатика и образование. 2003. — № 2. — С. 106−109.
- Гусева, Е.Н. Дидактические условия использования педагогических программных средств в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 1999. — 168 с.
- Гуссерль, Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. М.: Мысль, 1994.
- Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль // Вопросы философии. 1992. — № 7. — С. 136−176.
- Давыдов, В.В. Тенденции информатизации советского образования / В. В. Давыдов, В.В.^убцрв //гСов. педагогика. 1990. — № 2. — С. 50−55.
- Даниленко, О.В. Повышение эффективности процесса усвоения учебного материала младшими школьниками в условиях компьютеризации обучения: автореф. дисканд. пед. наук: 13.00.01. М., 2000. — 19 с.
- Декарт, Р. Сочинения: в 2 т./ Р. Декарт М.: Мысль, 1989. — Т.1. — 654 с.
- Дозоров, Е.В. Дидактические основания компьютеризации процесса профессиональной подготовки студентов вуза: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. -Магнитогорск, 2001. 201 с.
- Долженко, О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе / О. В. Долженко, B. J1. Шатуновский. М.: Высш. шк., 1990. — 191 с.
- Долинер, Л.И. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспективы / Л. И. Долинер // Информатика и образование. -2003.-№ 6.-С. 125−128.
- Долинер, Л. И. Структурно-функциональная модель обучения в условиях использования информационных и коммуникационных технологий / Л. И. Долинер // Информатика и образование. 2003. — № 7. — С. 114−117.
- Доманова, С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов н/Д., 1995.-39 с.
- Дьюи, Д. Демократия и образование / Д. Дьюи. М.: Педагогика-Пресс, 2000.
- Ершов, А.П. Алгоритмический язык в школьном курсе основ информатики и вычислительной техники / А. П. Ершов // Микропроцессорные средства исистемы. 1985. — № 2. — С. 48−52.
- Ершов, А.П. Компьютеризация школы и математическое образование /
- A.П. Ершов // Информатика и образование. 1992. — № 5−6. — С. 3−12.
- Ершов, А.П. Концепция информатизации образования / А. П. Ершов и др. //Информатика и образование. 1988 — № 6. — С. 3−31.
- Ершов, А.П. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы) / А. П. Ершов, Г. А. Звенигородский, Ю. А. Первин // Информатика и образование.-1995.-№ 1.-С. 3−19.
- Ефименко, A.JI. КУВТ-86 продолжает жить / A.JI. Ефименко // Информатика и образование. 1996. — № 5. — С. 101−106.
- Журавлев, В.И. Введение в научное исследование по педагогике / В. И. Журавлев. -М.: Просвещение, 1988. 176 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Зайнутдинова, J1.X. Теоретические основы создания и применения дидактических интерактивных программных систем по общетехническим дисциплинам: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. -М., 1999. 42 с.
- Захарова, И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. -Тюмень, 2003.-47 с.
- Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О. В. Зимина. М.: МЭИ, 2003. -135 с.
- Зинченко, В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы /
- B.П. Зинченко // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 23−34.
- Иванников, А. Развитие сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации / А. Иванников, А. Кривошеее, Д. Куракин // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С. 87−93.
- Иванов, Ю.С. Индивидуализация обучения школьников в процессе использования электронного учебника: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01,1300.02. Курск, 2004. — 177 с.
- Ильина, Т.А. О теории и практике программированного обучения / Т. А. Ильина // Сов. педагогика. 1964. — № 1. — С. 61−71.
- Ильина, Т.А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике / Т. А. Ильина// Сов. педагогика. 1971.- № 9.-С. 123−134.
- Ильченко, О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08. -М., 2002.-26 с.
- Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / сост. Д. А. Поспелов. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 352 с.
- Исаев, JI.H. Педагогическая эффективность программированного обучения (из опыта экспериментальной работы) / JI.H. Исаев // Сов. педагогика. -1963. -№ 11.-С. 118−126.
- История педагогики и образования / под ред. А. И. Писку нова М.: Сфера, 2001.-512 с.
- Ительсон, Л.Б. О некоторых основных проблемах теории программированного обучения (опыт экспериментально-аналитического исследования) / Л. Б. Ительсон // Сов. педагогика. 1963. — № 9. — С. 117−131.
- Карлащук, В.И. Обучающие программы / В. И. Карлащук. М.: Салон-Р, 2001.-450 с.
- Касторнова, В.А. Методика создания и использования прикладных программ на основе мультимедиа технологии в обучении информатике: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 1998. 16 с.
- Кинелев, В.Г. Контуры системы образования XXI века / В. Г. Кинелев // Информатика и образование. 2000. — № 5. — С. 2−8.
- Кирилова, Г. И. Дидактические основы построения системы контроля знаний и умений в компьютерной технологии обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-Казань, 1994.- 16 с.
- Китаевская, Т.Ю. Построение дифференцированного содержания обучения информатике в вузе с использованием компьютерно-ориентированных технологий: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 2000. -26 с.
- Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Князева, Е.Н. Научись учиться / Е. Н. Князева // Мост. СПб, 2001. -№ 44. — С.52−53- № 45. — С.38−40.
- Князева, Е.Н. Антропный принцип в синергетике / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 62−79.
- Князева, Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Приго-жиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С.3−20.
- Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 256 с.
- Комарова, Н.М. Развитие кибернетической педагогики в ФРГ (1960-е -1990-е годы): дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 1995. 127 с.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — 656 с.
- Компьютерная технология обучения: словарь-справочник / под ред. В. И. Гриценко, A.M. Довгялло, А. Я. Савельева. Киев: Наукова думка, 1992. -652 с.
- Кондратенко, Г. Н. Обучающие программы с адаптацией по сложности / Г. Н. Кондратенко, Н. М. Розенберг // Сов. педагогика. 1969. — № 10. -С. 32−42.
- Коновалец, JI.C. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения / JI.C. Коновалец // Педагогика. 1999. — № 2. -С. 46−50.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: приложение к приказу Минобразования России № 393 от1102.2002. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.informika.ru/ text/goscom/curdoc/393.html# 1
- Концепция электронных изданий и информационных ресурсов: отчет ФЦП РЕОИС Электронный ресурс. М., 2003. — Режим доступа: http:// www.eir.m/concept.php?doc=/t2/t2conceptl6−2.
- Корнилова, Т.В. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютерами/ Т. В. Корнилова, O.K. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 192 с.
- Короткий, С.В. Философские проблемы развития современной вычислительной техники: дис. канд. филос. наук: 09.00.08. СПб., 2002. — 203 с.
- Коротков, A.M. Теоретико-методическая система подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2004.-361 с.
- Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В. А. Красильникова // Информатика и образование. 2003. — № 4. -С. 21−27.
- Красильникова, В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: моногр. / В. А. Красильникова. М.: ИИО РАО, 2002. — 168 с.
- Краснов, Н.Ф. АСУ. Проблемы, перспективы / Н. Ф. Краснов // Вест, высш. шк. 1971. -№ 3. — С. 28−34.
- Краснова, Г. А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г. А. Краснова, М. И. Беляев, А. В. Соловов. М.: МГИУ, 2001. — 224 с.
- Кречетников, К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08. Владивосток, 2003. — 410 с.
- Кречетников, К.Г. Проектирование средств информационных технологий обучения / К. Г. Кречетников // Educational Technology & Society. 2002. -№ 5(1).-pp.222−243.
- Кречетников, К.Г. Системный дизайн при построении интерфейса компьютерных обучающих программ Электронный ресурс. / К. Г. Кречетников, Н. Н. Черненко. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/articles/ krechetnikov. htm
- Кривошеев, А.О. Проблемы развития компьютерных обучающих программ/ А. О. Кривошеев // Высш. образование, в России. 1994. — № 3. -С. 12−20.
- Кудинов, В.А. Принципы построения и использования экспертных обучающих систем в курсе «Теоретические основы информатики»: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 2000. -26 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
- Куклин, В.Ж. О сравнении педагогических технологий / В. Ж. Куклин,
- B. Г. Новоднов // Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С. 12−20.
- Курдюмов, С.П. Синергетика теория самоорганизации Электронный ресурс. / С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. — Режим доступа: http:// spkurdyumov.narod.ru/Malin.htm.
- Кушниренко, А.Г. Активные гипертекстовые среды на уроках информатики / А. Г. Кушниренко, М. Г. Эпиктетов // Информатика и образование. -1994.- № 1.-С. 27−36.
- Кушниренко, А.Г. КуМир новое семейство учебных программ / А. Г. Кушниренко, М. Г. Эпиктетов // Информатика и образование. — 1993. — № 1.1. C. 23−25.
- Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда. М.: Просвещение, 1966. — 523 с.
- Латышев, В.Л. Психолого-педагогические проблемы развития мышления и личности учащихся в условиях информатизации образования / В. Л. Латышев //Информатика и образование. 2003. — № 6. — С. 113−116.
- Лейбниц, Г.-В. Сочинения: в 4 т. / Г.-В. Лейбниц М.: Мысль, 1983. -Т.2. — 686 с.
- Леонтьев, А.Н. Теория усвоения знаний и программированное обучение / А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин //Сов. педагогика. 1964. — № 10. — С. 56−65.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 320 с.
- Лернер, И .Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Ломоносов, М.В. Заметки по физике и корпускулярной философии / М. В. Ломоносов // Избр. произв.: в 2 т. М.: Мысль, 1986. — С. 31−36.
- Лыгина, Н.И. Рабочая программа учебной дисциплины как показатель качества деятельности преподавателя: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 2000. — 16 с.
- Маклаков, С.В. BPwin и Erwin. CASE-средства разработки информационных систем / С. В. Маклаков. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2000. — 230 с.
- Максимовская, М.А. Пособие для ученика по LOGO WRITER / М. А. Максимовская // Информатика и образование. 1999. — № 1. — С. 39−51.
- Малыхина, О.А. Идея программированного обучения в отечественной педагогике высшей школы (60−70-е гт. XX века): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 2002. — 195 с.
- Матрос, Д.Ш. Электронная модель школьного учебника / Д. Ш. Матрос // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 40−42.
- Мархель, И.И. Компьютерные технологии обучения / И. И. Мархель // Сов. педагогика. 1990. -№ 5. — С. 87−91.
- Матецкий, Н.В. Компьютерные задания как средство эвристической учебной деятельности учащихся в дистанционном обучении: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 2001. 19 с.
- Маттошкин, A.M. Проблемные ситуации в программированном обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 159 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. -М.: Знание, 1986. 80 с.
- Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 191 с.
- Машбиц, Е. И. Диалог в обучающей системе / Е. И. Машбиц и др.- под ред. А. А. Стогния и др. Киев: Вища школа, 1989. — 182 с.
- Медведева, С.Н. Проектирование компьютерных технологий обучения для профессиональной математической подготовки по специальности «Прикладная математика и информатика»: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2000. — 23 с.
- Меламуд, М.Р. Методические основы построения компьютерного учебника для вузов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 1998. 16 с.
- Микешина, Л.А. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре / Л. А. Микешина и др. // Вопросы философии. 2003. — № 12. — С. 3−52.
- Могилев, А.В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. Воронеж, 1999. — 36 с.
- Мозолин, В.П. Теоретические основы создания учебной информационной среды телекоммуникационного обучения: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01.- М., 2000.-29 с.
- Моисеев, В.Б. Представление знаний в интеллектуальных системах / В. Б. Моисеев // Информатика и образование. 2003. — № 2. — С. 84−91.
- Монахов, В.М. Обеспечить компьютерную грамотность школьников / В. М. Монахов, А. А. Кузнецов, С. И. Шварцбург // Сов. педагогика. 1985. -№ 1.-С. 21−28.
- Монахов, В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения / В. М. Монахов //Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 17−22.
- Национальная доктрина образования в Российской ФедерацииДпроект) Электронный ресурс. М., 2000. — Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ ministry/pravo/zl3883.html.
- Невуева, JI. О перспективных тенденциях разработки педагогических программных средств / JI. Невуева, Т. Сергеева // Информатика и образование. 1990.-№ 5.-С. 5−10.
- Несмелова, И.А. Использование компьютерных моделей в процессе формирования естественно-математических понятий: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1999. — 18 с.
- Никандров, Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики (Анализ зарубежного опыта) / Н. Д. Никандров. М.: Наука, 1970. — 206 с.
- Николайчук, Г. С. Лого- язык и среда. Первые шаги и первые препятствия / Г. С. Николайчук, Ю. С. Титова // Информатика и образование. 1996. -№ 4.-С. 65−70.
- Нуркаева, И.М. Методика организации самостоятельной работы учащихся с компьютерными моделирующими программами на занятиях по физике: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1999. — 18 с.
- О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393. Электронный ресурс. М., 2002. — Режим доступа: http:// www.ed.gov.ru/min/pravo/276.
- О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)»: постановление правительства
- Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630. Электронный ресурс. -М., 2001. Режим доступа: http://npa-gov.garweb.ru.
- Образцов, П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы / П. И. Образцов // Педагогика. 2003. — № 5. — С. 27−33.
- Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. / П. И. Образцов. Орел: Орлов, гос. техн. ун-т, 2000. — 145 с.
- Околелов, О.П. Современные технологии обучения в вузе. Сущность, принципы проектирования, тенденции развития / О. П. Околелов // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С.45−51.
- Открытое образование объективная парадигма XXI века / под ред. В. П. Тихомирова. — М.: МАОО, 2000. — 288 с.
- Очерки истории информатики в России / ред.- сост. Д. А. Поспелов и Я. И. Фет. Новосибирск: Науч.-изд. центр ИГШ СО РАН, 1998. — 664 с.
- Панкратова, О.П. Проектирование междисциплинарной технологии обучения студентов в условиях информатизации образовательного процесса вуза: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2004. — 157 с.
- Педагогический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.dictionary.pedlib.ru.
- Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: пер. с англ. / С. Пейперт. М.: Педагогика, 1989. — 220 с.
- Первин, Ю.А. Учителя и школьники в сетях Роботландии / Ю.А. Первин
- Информатика и образование. 1999. — № 6. — С. 95.
- Петров, А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? / А. Е. Петров, Е. С. Полат // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 29−34.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка / Ж. Пиаже. М.: Междунар. пед. академия, 1994. -674 с.
- Пиаже, Ж. Суждение и рассуждение ребенка / Ж. Пиаже. СПб.: Союз, 1997.-282 с.
- Пидкасистый, П.И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / П. И. Пидкасистый, О. Б. Тыщенко // Педагогика. 2000. — № 5. -С. 7−13.
- Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый и др. М.: Пед. о-во России, 1999. -354 с.
- Платон. Сочинения: в 4 т. / Платон. М.: Мысль, 1990. — Т.1. — 860 с.
- Плеухова, JI. Структура и содержание мотивационного обеспечения обучающих программ / J1. Плеухова// Информатика и образование. 1991. — № 3. -С. 20−23.
- Полат, Е.С. Метод проектов Электронный ресурс. / Е. С. Полат. Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/project/metodpro.htm.
- Полат, Е. С. Основные направления развития современных систем образования Электронный ресурс. / Е. С. Полат. Режим доступа: http://www. 1 september.ru/~dec.
- Полат, Е.С. Дистанционное обучение: каким ему быть? / Е. С. Полат, А. Е. Петров // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 29−34.
- Политика в области образования и новые информационные технологии: национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. — № 5. -С. 1−20.
- Попов, С.М. Модель информатизации школы: теоретическая концепцияи методика реализации: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 1997.-17 с.
- Поспелов, Д.А. История искусственного интеллекта до середины 80-х годов / Д. А. Поспелов // Новости искусственного интеллекта. 1994. — № 4. -С. 74−95.
- Поспелов, Д. А. Становление информатики в России Электронный ресурс. / Д. А. Поспелов. Режим доступа: http://newasp.omskreg.ru/intellect/ f3. htm
- Пригожин, И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. -1991. № 6. — С.46−52.
- Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986.
- Приказ Министерства образования РФ № 1646 от 19.06.98 «О создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям». М., 1998.
- Применение новых информационных технологий в образовательном процессе //Педагогика. 2003. — № 9. — С. 32−38.
- Проект «Поколение. RU» и Федерация Интернет Образования // Информатика и образование. 2001. — № 5. — С. 8−11.
- Прозорова, Ю.А. Создание среды учебного информационного взаимодействия в компьютерных телеконференциях / Ю. А. Прозорова, В.А. Кастор-нова // Информатика и образование. 2003. — № 6. — С. 84−92.
- Прозорова, Ю.А. Организация среды учебного информационного взаимодействия на базе Интернета / Ю. А. Прозорова // Информатика и образование. 2003. — № 3. — С. 62−66.
- Прокудин, Д.Е. Методические основы курса «Новые информационные технологии в образовании» для педагогических вузов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02.-СПб., 1998.-160 с.
- Психология: слов. / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Разумовский, В.Г. ЭВМ и школа / В. Г. Разумовский // Советская педагогика.-1985, — № 9.-С. 12−16.
- Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. -М.: Политиздат, 1991. 287 с.
- Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. СПб.: Петрополис, 1997. — Т.4: От романтизма до наших дней. — 880 с.
- Ретинская, И.В. Характеристики качества инструментальных систем для создания компьютерных учебных программ / И. В. Ретинская, М. В. Шугрина //Информатика и образование. 1994. — № 5. — С. 69−71.
- Ричмонд, У.К. Учителя и машины. Введение в теорию и практику программированного обучения: пер. с англ. / У. К. Ричмонд. М.: Мир, 1968. -277 с.
- Роберт, И.В. Виртуальная реальность / И. В. Роберт // Информатика и образование. 1993. -№ 5. — С. 53−56.
- Роберт, И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования / И. Роберт // Информатика и образование. -1991. -№ 4. С. 18−25.
- Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 8−12- 2003. -№ 1. — С. 2−9- 2003. — № 2. — С. 8−14.
- Роберт, И.В. Теоретические средства создания и использования средств информатизации образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 1994.-39 с.
- Розенберг, Н.М. Компьютер и учебник / Н. М. Розенберг // Сов. педагогика. 1988. — № 6. — С. 30−35.
- Розенберг, Н.М. Проблемы компьютерного обучения в изданиях последних лет / Н. М. Розенберг // Сов. педагогика. 1992. — № 3−4. — С. 113−117.
- Русанов, В.П. Система индивидуализированного обучения студентов на основе мотивационного программно-целевого управления: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2000. — 31 с.
- Савельев, А.Я. Новые информационные технологии в обучении / А. Я. Савельев // Совр. высш. шк. 1990. — № 3−4. — С. 9−14.
- Савельев, А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А. Я. Савельев // Высш. образование в России. 1994. — № 2. -С.29−37.
- Садовская, Н.А. Педагогический айсберг / Н. А. Садовская // Информатика и образование. 1987. — № 2. — С. 89−96.
- Салатов, Д.Н. Методика обучения работе с электронной почтой / Д. Н. Салатов // Информатика и образование. 1997. — № 4. — С. 20−24- № 6. -С. 54−64.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сергеева, Т. Новые информационные технологии и содержание обучения (на примере предметов естественно-научного цикла) / Т. Сергеева // Информатика и образование. -1991. № 1. — С. 3−10.
- Сергеева Т. Дидактические требования к компьютерным обучающим программам / Т. Сергеева, А. Чернявская // Информатика и образование. -1988.-№ 1.-С. 48−51.
- Скибицкий, Э.Г. Теория и практика проектирования и применения в учебном процессе целостных компьютеризированных курсов: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. Барнаул, 1997. — 36 с.
- Солдаткин, В.И. Информатика в системе дистанционного образования на рубеже XXI в. / В. И. Солдаткин // Дистанционное образование. 1998. -№ 1.-С. 10−12.
- Соловов, А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: учеб. пособие / А. В. Соловов. Самара: СГАУ, 1995. — 138 с.
- Соловов, А.В. Дидактический анализ проблематики электронного обучения / А. В. Соловов // сб. тр. Междунар. конф. «IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies». Казань: КГТУ, 2002. — С. 212−216.
- Соловьев, B.C. Кризис западной философии (против позитивистов) / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1988. — Т. 1. — 596 с.
- Соловьева, Л.Ф. Формирование информационно-технологической культуры учащихся на основе учебно-методических комплексов нового поколения: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2005. — 160 с.
- Спирин, В.А. Управление познавательной деятельностью учащихся в процессе работы с компьютерными моделями: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 2000.-24с.
- Сташкевич, И.Р. Теория и практика развития познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2004. — 353 с.
- Степин, B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / B.C. Степин // Вопросы философии. 1989. — № 10. — С.3−18.
- Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации Электронный ресурс. / B.C. Степин. Режим доступа: http:// spkurdyumov.narod.ru/Stepin51 .htm
- Сумина, Г. А. Преемственность компьютерного обучения на основе открытой модели образования (на основе синергетического подхода): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2001. — 24 с.
- Сыротюк, С.Д. Проектирование модульных междисциплинарных комплексов для профессиональной подготовки инженера (На примере специальности 340 100 «Управление качеством»): дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. -Тольятти, 2005. 226 с.
- Талызина, Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс научную основу / Н. Ф. Талызина // Сов. педагогика. — 1985. — № 12. — С. 34−38.
- Талызина, Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М.: Изд-во АПН СССР, МГУ, 1985.-С. 15−26.
- Талызина, Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения /
- Н.Ф. Талызина. -М.: Знание, 1968. 102 с.
- Талызина, Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина, Т. В. Габай. М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Телетестинг // Информатика и образование. 1997. — № 4. — С. 7−15.
- Тимофеев, А.В. Информатика и компьютерный интеллект / А. В. Тимофеев. М.: Педагогика, 1991. — 128 с.
- Тихомиров, O.K. Основные психолого-педагогические проблемы компьютерного, образования / O.K. Тихомиров // Вопросы психологии. 1986. -№ 5. — С. 67−68.
- Тихомиров, O.K. Информатика и новые проблемы психологической науки / O.K. Тихомиров // Вопросы философии. 1986. — № 7. — С. 44.
- Тыщенко, О. Диалог компьютера и студента / О. Б. Тыщенко // Высш. образование в России. 2000. — № 6. — С. 120−123.
- Тыщенко, О.Б. Электронные лектории / О. Б. Тыщенко // Педагогика. -2002.-№ 8.-С. 39−43.
- Тыщенко, О.Б. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М, 2003. — 175 с.
- Уваров, А.Ю. Вступая в век информации / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 1995. — № 2. — С. 9−14.
- Уваров, А.Ю. Учебные телекоммуникационные проекты в школе / А. Ю. Уваров. Барнаул, 1996. — 136 с.
- Уваров, А.Ю. Интернет в школе: смена парадигмы / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 2001. — № 3. — С. 7−14.
- Угринович, Н.Д. Основы Интернет / Н. Д. Угринович, В. В. Морозов. -М.: АО «Московские учебники-СиДи-пресс», 1999. 96 с.
- Ундозерова, А.Н. О специализации выпускников в области информационных технологий и вычислительной техники / А. Н. Ундозерова // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: сб. науч. тр. Северодвинск, 2004.-Вып.З.-С. 110−112.
- Ундозерова, А.Н. О психолого-педагогических проблемах компьютерного обучения в отечественной педагогике второй половины ХХ-начала XXI века / А. Н. Ундозерова // Актуальные проблемы социологии: сб. науч. тр. Северодвинск, 2005. — С. 27−32.
- Ундозерова, А.Н. Философские основы компьютерного обучения / А. Н. Ундозерова // Актуальные проблемы общего и профессионального образования: сб. науч. тр. Архангельск, 2005. — Вып.З. — С. 157−168.
- Ундозерова, А.Н. Обучающая программа-тренажер «Решение задачи коммивояжера методом ветвей и границ» / А. Н. Ундозерова, A.JI. Силуянов. -М.: ВНТИЦ, 2006. -№ 50 200 600 025.
- Ундозерова, А.Н. Демонстрационная программа «Обходы графа в глубину и в ширину» / А. Н. Ундозерова, Е. А. Самбурских. М.: ВНТИЦ, 2006. -№ 50 200 600 321.
- Ундозерова, А.Н. Инструментальное программное средство «Анализ алгоритмов поиска и сортировки» / А. Н. Ундозерова, Р. А. Судаков. М.: ВНТИЦ, 2006. -№ 50 200 601 760.
- Ундозерова, А.Н. Обучающая программа «Решение задачи о максимальном потоке в сети» / А. Н. Ундозерова, Е. А. Самбурских. М.: ВНТИЦ 2006. -№ 50 200 601 824.
- Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)»: постановление Правительства РФ № 630 от 28 августа 2001 Электронный ресурс. М., 2001. — Режим доступа: http ://www. edu.ru/index .php7pageicN 138.
- Фикс, Н.П. Теоретическое обоснование создания и опыт применения автоматизированного учебно-методического комплекса: На примере курса теоретических основ электротехники: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Томск, 2001.-197 с.
- Филатов, O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1999. — 45 с.
- Философия техники история и современность: моногр. / РАН. Ин-т философии- отв. ред. В. М. Розин. — М., 1997. — 283 с.
- Философы XX века / науч. ред. A.M. Руткевич, И. В. Вдовина. М.: Искусство, 1999. — 263 с.
- Фролова, Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт, проблемы, перспективы / Г. В. Фролова. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1988. — 173 с.
- Харламов, И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание / И. Ф. Харламов // Сов. педагогика. 1990. — № 12. — С.29−34.
- Хегенган, Б. Теории научения / Б. Хегенган, М. Олсон. СПб: Питер, 2004. — 474 с.
- Христочевский, С.А. Информационные технологии: пособие для 8−11 классов / под общ. ред. С. А. Христочевского. М.: АРКТИ, 2001. — 200 с.
- Частиков, А.П. Архитекторы компьютерного мира / А. П. Частиков. -СПб.: БХВ-Петербург, 2002. 384 с.
- Чебышев, Н. Высшая школа XXI века: проблемы качества / Н. Чебышев, В. Каган // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С.19−26.
- Челышева, И.В. Основные этапы развития медиаобразования в России: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Таганрог, 2002. — 232 с.
- Шалкина, Т.Н. Информационно-предметная среда как фактор подготовки будущих инженеров-программистов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. -Оренбург, 2003. 190 с.
- Шапошникова, Т.Л. Научно-методические основы проектирования и использования информационных компьютерных технологий в обучении студентов вуза: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. -М., 2001. -20 с.
- Шаравин, В.В. Применение сетевых учебно-методических комплексов в условиях профессиональной подготовки специалистов в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2004. — 153 с.
- Шеншев, Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? / Л. В. Шеншев // Сов. педагогика. 1992. — № 11−12. — С. 13−19.
- Ширшов, Е.В. Применение технологий искусственного интеллекта в учебном процессе вуза / Ширшов Е. В. // Образовательные технологии для новой экономики: материалы междунар. конф. М.: Изд-во МЭСИ, 2002. -С.340−348.
- Ширшов, Е.В. Информационно-педагогические технологии: хронология становления и развития: учеб. пособие / Е.В. Ширшов- под ред. Т.С. Бутори-ной. Архангельск: Изд-во АГТУ, 2003. — 172 с.
- Ширшов, Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий: моногр. / Е. В. Ширшов, Е. В. Ефимова. М.: Университет, книга- Логос. — 272 с.
- Ширшов, Е.В. Электронный учебно-методический комплекс: учеб. пособие по проектированию, разработке и применению дистанционных форм обучения / Е. В. Ширшов, В. А. Илинский. Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005. -132 с.
- Ширшов, Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: моногр. / Е. В. Ширшов, О. В. Чурбанова. -Архангельск, 2005. 307 с.
- Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И.Б. Кото-ва. М.: Академия, 1999. — 288 с.
- Шолохович, В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1995. — 25 с.
- Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. М.: Изд-во шк. культур, политики, 1995. — 759 с.
- Щенников, С.А. Развитие системы открытого дистанционного профессионального образования: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2003. — 675 с.
- Якиманская, И.С. Разработка личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С.3−12.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Яковлев, А. Не рано ли начинать работу над шестым поколением? / А. Яковлев, Р. Дименштейн // Информатика и образование. 1988. — № 6. -С. 120−123.
- Якушина, Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия / Е. В. Якушина // Педагогика. 2001. — № 4. — С. 55−62.
- Ястребцева, Е.Н. Особенности образовательного Интернета в зарубежных странах и России / Е. Н. Ястребцева // Педагогика. 2000. — № 9. -С. 87−97.
- Crowder, N.A. Jhe Arithmetic of Computers / N.A. Crowder // An introd: To binary and octal mathematics. Garden City, 1960. — № 4.
- Pask, G. Electronic Keyboard Teaching Machines / G. Pask // Teaching Machines and Programmend Learning- Edited by A. Lumsdaine and R. Glaser. Washington, 1960.
- Pressey, S. A mahine for automatic teaching of drill material / S. Pressey // School and Society. 1927. — V. 25. — № 3.
- Skinner, B.F. The Science of Learning and the Art of Teaching / B.F. Skinner // Havard Educational Review, 1954. Spring, 24.