Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы государственного геологического контроля в недропользовании: На примере Республики Коми

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственный геологический контроль в данной работе рассматривается как сложная, многообразная, комплексная деятельность специально уполномоченных органов МПР России, которая является неотъемлемой частью системы государственного регулирования экономики. Автор обосновал иерархию целей управления, что позволило построить адекватную модель воздействия принимаемых решений на управляемый объект… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
    • 1. 1. Становление и развитие геологического контроля в России
    • 1. 2. Государственный геологический контроль в зарубежной практике
    • 1. 3. Государственный геологический контроль в минерально-сырьевом секторе Республики Коми
  • ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ
    • 2. 1. Система государственного геологического контроля в Российской Федерации
    • 2. 2. Особенности государственного геологического контроля на территориальном уровне
    • 2. 3. Роль государственного геологического контроля в развитии территории
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)
    • 3. 1. Совершенствование структурно-организационных отношений государственного геологического контроля
    • 3. 2. Типизация основных нарушений при пользовании недрами
    • 3. 3. Методические подходы к оценке эффективности государственного геологического контроля

Совершенствование системы государственного геологического контроля в недропользовании: На примере Республики Коми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В конце 1990;х гг. в России ясно обозначилась общественная потребность в новых функциях и институтах государственного регулирования социально-экономическим развитием. Конечно, речь идет не о простом возврате к прежним методам директивного управления, а об активном использовании рыночных механизмов в регулировании хозяйственных процессов. Основными функциями государства в сфере экономики становится обеспечение национальной безопасности и эффективности воспроизводственных процессов, согласование интересов всех субьектов хозяйствования.

Государственный геологический контроль (ГГК) — важнейший элемент системы государственного управления. Опыт России и наиболее развитых стран мира свидетельствует, что ГГК является одним из наиболее действенных институтов регулирования минерально-сырьевого сектора народного хозяйства. Триада «природные ресурсы — цели — результаты» в системе ГГК последовательно отслеживается, анализируется и оценивается под углом зрения эффективности самой государственной политики в этой области, а также хозяйствования недропользователей. Поэтому разработка и обоснование путей совершенствования ГГК представляет собой актуальную задачу экономической науки. Вместе с тем, в организации ГГК в Российской Федерации имеется ряд недостатков и несоответствий условиям рынка, что выводит всю систему ГГК за рамки нормального положения. К настоящему времени накопился целый ряд вопросов, но совершенствованию ГГК, требующих изучения, обсуждения и реализации:

1. Есть ли «узкие места» в понимании организационно — экономической сущности государственного геологического контроля, адекватной рыночным условиям.

2. Существующая нормативная база ГГК характеризуется отрывочностью и бессистемностью, имеет принципиальные изъяны и упущения.

3. Отсутствуют общие правила (стандарты) и комплексные методические руководства по осуществлению контрольных мероприятий.

4. Имеет место нерациональное разделение функций между субъектами ГГК. Не отвечает требованиям происходящих реформ организация контроля на уровне субъекта Российской Федерации.

5. Недостаточно развита система обмена информацией между органами госконтроля о выявленных нарушениях. Отсутствие же единой информационной базы органов госконтроля не позволяет полностью владеть ситуацией в сфере организации недропользования.

Перечисленное обуславливает необходимость совершенствовать ГГК, как в теории, так и на практике.

Степень изученности темы. Проблемы государственного геологического контроля в условиях рыночной системы хозяйствования были поставлены и разработаны в классических трудах В. Зомбара, Р. Гильфендинга, К. Роннера, Дж. Кейнса, А. Пигу, С. Витте, К. Викселя, В. Ойкена, Дж. Стиглера, П. Арпиламша, Дж. Боурна, Дж. Клементе, Ш. Мане, Э. Кларра, Дж. Хитинса, отечественных ученых В. Бурцева, А. Есипова, С. Нестеренко, В. Оковитого, В. Орлова, А. Стругова и других авторов. В них проблемы ГГК рассматриваются с позиции исторической преемственности, системности, всемерного учета мирового опыта. Однако отдельные вопросы методологии ГГК, правового регламента структурирования отношений его органов, а также пути адаптации методов контроля остались мало изученными, а социальные аспекты ГГК практически только начинают исследоваться. Дискуссионными являются вопросы разграничения полномочий субъектов контроля (федерация — субъект федерациимуниципальное образование), реформирования структурно — организационных отношений. Требуют уточнения содержание и роль института ГГК на территориальном уровне.

Государственный подход к совершенствованию ГГК делает необходимым формирование нового качественного содержания элементов контроля и использование системного подхода к организации контрольной деятельности.

Цель и задачи исследования

.

Цель работы — повышение эффективности использования и охраны недр через определение основных направлений реформирования государственного контроля недропользования на территориальном уровне.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

— сформулировать определение понятия государственного геологического контроля, интерпретировать его цели и задачи, определить его сущность и значение в современных условиях;

— выявить системообразующие свойства государственного геологического контроля, определить его основные элементы;

— на основе институционального подхода разработать основные пути совершенствования и развития государственного геологического контроля;

— определить роль структурно — организационных отношений государственного геологического контроля (Центр — федеральный округ — субъект РФмуниципальное образование) в повышении эффективности контроля;

— осветить основные аспекты формирования нормативной базы государственного геологического контроля;

— обосновать основополагающую роль стандартизации государственного геологического контроля в части формирования его методического обеспечения (периодичность контроля, циклы контроля, типизация основных нарушений при недропользовании);

— проанализировать и дополнить критерии оценки эффективности государственного геологического контроля в соответствии с современными условиями;

— определить значение государственного геологического контроля в улучшении динамики социально-экономического развития Республики Коми.

Объектом исследования является минерально-сырьевой сектор хозяйства Республики Коми.

Предмет исследования — специфические отношения по поводу совершенствования государственного геологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации.

Общетеоретическую и методологическую основу исследования составили методология системного подхода, новая институциональная экономическая теория, теория рационального выбора, труды российских и зарубежных ученых по теории и практике управления недропользованием, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Коми.

Методологию системного подхода автор использовал для формирования представлений о государственном геологическом контроле как едином (целостном) процессе.

Применение институционального подхода позволило выделить приоритетные направления в формировании, структуризации и развитии основополагающих норм, правил и оргструктур геологического коггтроля государства.

В своих общетеоретических и методологических построениях автор опирался на научные труды авторитетных ученых: Е. А. Кочерина, В. А. Крюкова, А. Н. Курского, В. П. Орлова и многих других отечественных специалистов, а также западных ученых: К. Минара, Д. Порта, Дж. Стиглица и др.

Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации в сфере недропользования, справочные материалы статистической отчетности Госкомстата России и Республики Коми, Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке и разработке теоретических и практических вопросов совершенствования организационной структуры государственного геологического контроля, в определении методов его эффективности.

Изучение конкретных структурно — организационных и контрольных отношений в пределах крупного территориального минерально-сырьевого комплекса позволило получить следующие результаты:

— Раскрыты предпосылки совершенствования системы государственного геологического контроля, состоящие в том, что такой контроль обеспечивает необходимую в управлении обратную связь, систематическую сверку планов и фактических результатов, принятие правильных решений для обеспечения экономического подъема.

— Предложена классификация методов государственного геологического контроля, заключающаяся в том, что с учетом тенденций изменения содержания труда специалистов-контролеров структурированы и систематизированы приемы контроля: общенаучные методические, эмпирические и специфические.

Проведена типизация основных нарушений законодательства о недрах по стадиям недропользования (при проектировании, лицензировании, геологическом изучении, добыче полезных ископаемых и др.) в зависимости от их общих признаков, что позволило глубже понять существо ГТК, выявить специфические особенности различных его составляющих, повысить действенность системы предотвращения нарушений.

— Разработана и реализована концепция периодичности процесса геологического контроля по основным программам, базирующаяся на циклическом подходе к достижению цели контроля с минимальными затратами.

— Обоснована рациональная организационная структура ГГК в субъекте Российской Федерации с четким разграничением сфер деятельности субъектов ГГК. Это придает ГГК выраженные черты системности и создает условия для проявления взаимосвязи и взаимодействия их контрольных функций на всех уровнях управления (федеральном, региональном, территориальном, муниципальном).

— Определены показатели оценки эффективности ГГК в зависимости от конкретных направлений, целей контроля и состояния объектов недропользования.

Практическая значимость полученных результатов связана с возможностью их использования в качестве методической основы частичной институциональной трансформации системы государственного контроля недропользования.

Сформулированные автором концептуальные положения по структуре государственного геологического контроля могут быть использованы функциональными менеджерами и специалистами предприятий-недропользователей, государственными органами исполнительной власти для повышения обоснованности при принятии управленческих решений, затрагивающих различные сферы как государственной эколого-экономической политики, так и хозяйственной деятельности государственных организаций, организаций с государственным участием.

Апробация и внедрения результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации диссертации были доложены, обсуждались и получили одобрение на научно-практической конференции «Север в экономике России» (Россия, Сыюывкар, октябрь 1997 г.), па республиканской научнопрактической конференции «Эколого-экономические проблемы охраны окружающей среды» (Россия, Сыктывкар, февраль 1998 г.), на XIII геологическом съезде Республики Коми (Россия, Сыктывкар, февраль 1999 г.), международном научно-промышленном форуме «Великие реки» (Россия, Нижний Новгород, май 2000 г.), на семинаре «Государственное управление нефтегазовым бизнесом» (Россия, Москва, февраль 2001 г.), на третьей Всероссийской научной конференции «Южные районы Республики Коми: геология, минеральные ресурсы, проблемы освоения» (Россия, Сыктывкар, апрель 2002 г.). Результаты исследования использованы при разработке Закона Республики Коми «О недрах» (1992 и 1996гг.), положений: «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми», «О порядке лицензирования пользования недрами при разработке месторождений общераспространеншлх полезных ископаемых и использовании недр для местных нужд в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Коми», «О внештатном инспекторе геологического контроля по Республике Коми», «О порядке досрочного прекращения права пользования недрами на территории Республики Коми», а также научно-аналитических записок, представленных в Комиссию по изучению естественных производственных сил при Главе Республики Коми и Министерство экономического развития Республики Коми, в МПР России при разработке концепции Национальных проверок выполнения требований законодательства субъектами Российской Федерации в области недропользования и охраны окружающей среды и концепции системы государственного контроля МПР России в области природопользования и охраны окружающей среды и др.

Материалы исследования используются в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников предприятийнедропользователей Республики Коми, специалистов государственной службы контроля Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Результаты исследования использованы МПР России при создании и совершенствовании организационной структуры государственного геологического контроля, органами представительной и исполнительной власти Республики Коми в целях совершенствования законодательства о недропользовании.

По теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных работ общим объемом 2,0 печатных листа.

Структура и содержание работы. Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Она содержит 150 страниц текста, семь рисунков, 14 таблиц. Библиографический список включает 172 наименования.

11. Результаты работы показывают, что за период 1992;2004г.г. в республике была создана при участии автора система государственного геологического контроля, учитывающая региональные особенности. Такая система способствует рациональному, комплексному использованию и охране недр на территории Республики Коми.

Изложенные в работе предложения по совершенствованию системы государственного геологического контроля в части развития структурноорганизационных отношений, оценки эффективности, методического обеспечения ГГК и др. являются актуальными и могут быть использованы при административной реформе в России.

Автором и ранее направлялись служебные записки в МПР России, делались сообщения на различных форумах по вопросам развития государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды Российской Федерации и Республики Коми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Существующая ресурсная ориентация экономики страны, Республики Коми и возрастающая роль в ней минерально-сырьевого сектора в новых трансформационных условиях делают государственный геологический контроль одним из важнейших элементов системы мер по обеспечению рационального, комплексного использования и охраны недр.

Проведенные исследования теоретических и практических вопросов совершенствования системы государственного геологического контроля в регионе с развитым минер&тьно-сырьевым сектором позволяют констатировать следующее:

1. Государственный геологический контроль в данной работе рассматривается как сложная, многообразная, комплексная деятельность специально уполномоченных органов МПР России, которая является неотъемлемой частью системы государственного регулирования экономики. Автор обосновал иерархию целей управления, что позволило построить адекватную модель воздействия принимаемых решений на управляемый объект. Установлено, что наибольшее влияние на эффективность контроля оказывает вскрытие нарушений законодательства в области использования и охраны недр, отклонений от принятых стандартов (норм и правил). Основным механизмом обеспечения эффективного регулирования деятельности недропользователей является интерактивный контроль за динамическим равновесием всей системы изучения, освоения и использования полезных ископаемых.

2. Совершенствование организационной структуры государственного контроля заключается в следующем:

— преобразование трехзвенной структуры органов государственного контроля в четырехзвенную;

— дополнение функций органов государственного контроля надзором в сфере непосредственного производства;

— наделение полномочиями государственного контроля за использованием и охраной недр субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и создание соответствующих служб;

— закрепление за федеральной государственной инспекцией контроля сквозных полномочий, включая муниципальный уровень;

— создание и развитие горизонтальных и вертик&чьиых связей между органами государственного контроля за недропользованием на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления;

— создание механизмов взаимодействия внутри структур органов госконтроля МПР России и вне их.

Данные меры позволят: наиболее полно использовать потенциал специалистов различных ведомств природно-ресурсной экономики, обеспечить контроль за всей технологической цепочкой минерально-сырьевого комплекса, что особенно актуально в условиях активно формирующихся корпоративных структур.

3. Показано, что ГГК по своей сути является сложной социально-экономически ориентированной системой. Его системообразование обеспечивают взаимосвязи между субъектами и объектами контроля — прямые — контрольное воздействие и обратные — ответная реакция на контроль. Другими системообразующими свойствами ГГК являются его организационная структура и упорядоченность понятийного аппарата, законодательной и нормативно — правовой базы, совокупности субъектов контроля, кадрового обеспечения. Формирование и развитие указанных элементов и определяют основные направления совершенствования ГГК.

4. Совершенствование методов контроля в области недропользования предполагает некоторые изменения в содержании труда специалистов-контролеров. На основе цслеполагания автор разработал классификацию методов ГГК, что позволяет глубже понять его сущность. Классификация включает основные и дополнительные методы и их сочетания. Она раскрывает механизм «контрольных» отношений, выявляет специфические их особенности, обеспечивает повышение действенности системы предотвращения нарушений и способствует росту эффективности использования минерально-сырьевого потенциала.

5. В диссертации выделены типы основных нарушений законодательства о недрах в Республике Коми, которые распределены по этапам правоприменительной практики. Это позволило установить причинно-следственные связи выявленных нарушений и разработать конкретные предложения и рекомендации по улучшению работы проверяемого предприятия, определить некоторые направления совершенствования законодательства о недрах.

6. Разработана и реализована концепция периодичности процесса геологического контроля (циклический подход к достижению цели). Показано, что эффективность ГГК имеет прямую связь с регламентацией контрольной деятельности. Без этого контролирующая организация не сможет работать слаженно. Более того, без регламентации существующего потенциала госконтроля может не хватить для решения возникающих проблем в области недропользования.

7. Показано, что динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования системы ГГК в Республике Коми обуславливается единством и рациональным уровнем централизации ее организационной структуры. В диссертации на основе новой институциональной теории обоснована рациональная организационная структура ГГК в сырьедобывающем регионе, устанавливающая четкое разграничение сфер деятельности субъектов контроля и устраняющая нерациональное разделение полномочий между ними.

Организационная упорядоченность придает ГГК выраженные черты системности и создает условия для проявления взаимосвязи и взаимодействия их контрольных функций на всех уровнях управления (федеральном, региональном, территориальном, муниципальном).

8. Установлено, что система ITK должна отвечать требованию экономической эффективности: расходы на нее не должны превышать фактических или предполагаемых убытков в результате отсутствия контрольных мероприятий.

Предложенный в диссертации подход принципиально изменяет представление об эффективности ГГК, который не ограничивается выявлением уже свершившихся нарушений (прямой эффект), а включает в контрольный процесс фактор упреждения нарушений (эффект упреждения), что способствует рационализации функционирования конкретных объектов недропользования. Предложены основы методического подхода к оценке «эффекта упреждения». Эффективность ГТК нами рассмотрена и изложена с точки зрения как ее результативности, так и экономичности (обоснованности затрат на этапах правоприменительной практики при недропользовании).

9. Важным признаком эффективности ГГК является укрепление государственной минерально-сырьевой безопасности. Именно ГГК во многом решает проблемы экономических субъектов, в частности контроль на предмет действенности системы минерально-сырьевой безопасности предприятий, ее способности обеспечить защиту от недобросовестных иностранных конкурентов или контрагентов по договорам, минимизировать упущенную выгоду в рамках внешнеэкономических операций.

10. Установлено, что в современных условиях многочисленные проблемы совершенствования ГГК следует решать во взаимодействии как государственных, так и негосударственных контрольных органов. В Республике Коми в современных условиях многоукладной экономики целесообразно широкое использование независимого горного аудита в деятельности органов ГГК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Государственная геологическая экспертиза: проблемы совершенствования // Минеральные ресурсы России, 2002. № 4. — С. 34−36.
  2. И. Рыночная экономика и контроль (из зарубежного опыта) // Контроллинг. 1991. — № 1. — С. 70−75.
  3. В.Д. Использование экономического анализа в контрольной работе. М.: Мокоинт, 1999. — 211 с.
  4. Г. И., Аминов JI.3., Корепанов Н. А. и др. Законодательно-правовое обеспечение и эффективность современной системы воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтегазодобывающей отрасли Республики Коми, -Ухта: ТП 11ИЦ-2,2001.- 112 с.
  5. А. Реформы Петра Великого // Президентский контроль. -1997.-№ 6.-С. 60−64.
  6. Г. В. Государственное управление.- М.: Экономика, 2000.56 с.
  7. Г. В. Управление: социальная ценность и эффективность. -М.: 1995.- 145 с.
  8. Аудиторские стандарты ИПТОСЛИ для госконтроля // Контроллинг. -1991.-№ 3.-С. 70−95.
  9. А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования. Вопросы экономики, 2001. — № 5.
  10. Р. Законы управления в рыночных условиях. // Экономист. -1996.-№ 5.-С.З.
  11. Ф. Исторический очерк Государственного контроля в России. -М.: народ. Комис. Гос. контроля, 1919.-61 с.
  12. Н.М. Основы экономического управления предприятием. -Сыктывкар: СЛИ, 1998. 152 с.
  13. Н.М. Управление учебным заведением как социальной технологической системы: Сыктывкар.: СЛИ, 2001. 38 с.
  14. Г. Ю. Риски информационного обеспечения проектов недропользования // Минеральные ресурсы России, 2002. № 4. — С. 46−50.
  15. Л.И. Горные законы США о недрах и некоторЕле особенности аналогичного законодательства в ряде других зарубежных стран. СПб: АБС, 1993. 127 с.
  16. И.П., Калинин Е. П., Бурцева И. Г. Республики Коми в минерально-сырьевом потенциале России Сыктывкар: ИГ Коми НЦ УрО РАН, 1997.-71с.
  17. Верховные контрольные органы и управленческий контроль в правительственной администрации: материалы международного семинара ИПТОСАИ, Голавице, 25−27 марта 1996 г. Варшава: Издание Верховной Контрольной Палаты Республики Польша, 1996.-253 с.
  18. В. Объединяющая вертикаль // Президентский контроль. -1994.-№ 5.-С. 16−17.
  19. Возрождение экономики России: пути в XXI век / Кол.авторов. М.: Наука, 2000. — 232с.
  20. А.С., Есипов А. В., Рейтлингер А. С. Организация государственного контроля функции управления природопользованием //Разведка и охрана недр, 2002. — № 6−7. ~ С. 41−44.
  21. В.Г. Государственный контроль в Японии // Контроллинг. -1991.-№ 2.-С. 70−78.
  22. В.Г. Европейская организация высших контрольных органов (ЕВРОСАИ) //Контроллинг 1991. — № 4. — С. 40−45.
  23. Временная инструкция по проведению государственного геологического контроля. М.: ХОЗУ, 1958. — 26 с.
  24. Временное положение о порядке проведения экспертизы материалов и работ по геологическому изучению, использованию и охране недр органами государственного геологического контроля в Российской Федерации. М.: ЦСП Росгеолфонд, 1994.-С. 148−152.
  25. Геологический контроль Западной Сибири //Разведка недр, 1939.- № 4−5.
  26. Геологоразведка и бизнес: 100 основных понятий рыночной экономики. Краткий русско-китайский глоссарий. Пекин, 2000. — 35 с.
  27. Госконтроль в Швеции//Контроллинг. 1994.-№ 1.-С. 45−81.
  28. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов. М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. — 735 с.
  29. Государственный баланс запасов полезных ископаемых Российской Федерации (нефть) Северо-Западный федеральный округ, часть 2, Республика Коми: М.: ФГУНПП «Росгеолфонд, 2003. — 196 с.
  30. Государственный баланс запасов полезных ископаемых Российской Федерации (газ и горючие) Северо-Западный федеральный округ, часть 2, Республика Коми: М.: ФГУНПП «Росгеолфонд, 2003. — 193 с.
  31. В.П., Шаклеин С. В., Уткина JI.A. Контроль за рациональным использованием недр угледобывающими предприятиями в условиях либерализации экономики // Разведка и охрана недр, 2002. № 1.- С. 56−59.
  32. Декрет ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 27 января 1918 г. «О социализации земли». М.: 1918.
  33. М. Государственное управление: проблемы и перспективы // Проблемы теории и практики управления, 1999. № 6. — С.5−16.
  34. Т.Е. Развитие сырьевого региона: факторы и проблемы реализации ресурсно-трансформационной концепции // Новые факторгл регионального развития. М.: ИГ РАН, 1999. — С. 133−140.
  35. Т.Е., Лаженцсв В. Н. От научного предвидения к практике государственного управления развитием региональных хозяйственных систем // Республики Коми: экономическая стратегия вхождения в XXI век. Сыктывкар: КЕПСРК, 1996.-С. 21−25.
  36. Доклад об итогах деятельности государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России за 2001. -М.: МПР России, 2002. 212 с.
  37. Т. Модели и механизмы корпоративного контроля // Вопросы экономики. 2002. — № 5. — С. 46−61.
  38. А.Б. Экономика и рациональное природопользование на рубеже веков // Вестник Моск. Ун-та. Сер.6. Экономика, 2000. № 3. — С. 54−59.
  39. Закон Республики Коми «О недрах» от 2 февраля 1996 г. № 11-РЗ.
  40. Закон РФ «О недрах». М.: Издательство «Радуга», 1992. — 26 с.
  41. Н.А. Из истории Государственного контроля //Контроллинг — 1994.-№ 2.-С. 26−33.
  42. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. -М.: Дело, 1993.-304 с.
  43. Ю. Основы взаимодействия // Президентский контроль. 1999.- № 3. С. 23−26.
  44. П.А. Экономическая жизнь социалистического общества. М.: Экономика, 1983. С. 213−215.
  45. Институциональные основы рыночной экономики в России // Коллектив авторов. М.: Наука, 1996.
  46. Инструкция по осуществлению государственного геологического контроля в СССР. М.: ВИЭМС, 1970. — 12 с.
  47. Инструкция по проведению государственного геологического контроля.- М.: Госгеолиздат, 1942. 31 с.
  48. К. Вопросы управления. Пер. с англ. -М.: 1981. С.31−108.
  49. Ф., Кушникова И. Ресурсный потенциал субъектов федерации и его исполЕ, зование //Экономист, 1998. № 12. — С. 33−47.
  50. С. НаучнЕле основы административного управлеЕ1ия. Пер. с польск.-М.: 1979.
  51. Кодекс РФ об административшлх иравоЕЕарушениях. М.: «Юрайт -М», 2002.-251 с.
  52. Г., Шелюто Ф. Высшие кошрольиые органы Каналы // Контроллинг. 1991. — № 4. — С. 53−65.
  53. М.А., Мелехин Е. С., Кимельман С. Л. Проблемы развития экономики недропользования. Калуга: ВИЭМС, 1999.-216 с.
  54. Компетентность, требовательность, результативность. Отчет о работе Главного контрольного управления Президента Российской Федерации в первом полугодии 1999 года // Президентский контроль. 1999. — № 9. — С.3−22.
  55. Конституция Республики Коми. Сыктывкар.: Редакционно-издательский центр Управления делами Верховного Совета Республики Коми, 1994.-79 с.
  56. Конституция Российской Федерации. М.: «Известия», 1993. — 59 с.
  57. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию -Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г., № 440.
  58. Н.Л. Государственный контроль за состоянием, рациональным использованием и охраной недр // О состоянии окружающей среды Республики Коми: Материалы государственного доклада. Сыктывкар: «Пролог», 1999.-С.69−74.
  59. Н.А. Контроль как функция регулирования раЕшоиалЕ>ного недропользования// Север в экономике России: Материалы Всероссийской научно-Е1рактической конференции. Сыктывкар: КЕПС РК, 1998.-С.167−169.
  60. Н.А. Корпоративный интерес не должен довлеть над государственным//Регион. 1999. -№ 11.- С. 31−33.
  61. Н.А. Методы регионалыЕОго регулирования ЕЕедроЕюльзования //МежтерриториальЕЕЕлй научно-производствеЕшый журнал. Проблемы региональной экономики. 1998. № 1−2. — С. 268−275.
  62. Н.А. Нормативно-правовая основа охраны недр и ЕЕриродной среды //Эколого-экономические проблемы охраны окружающей средЕл: Материалы Республиканской научно-практической конференции. СЕлктывкар: 1998. — С. 11−13.
  63. Н.А. Проблемы повышения роли государства в управлении недропользованием // Межтерриториальный научно-производственный журнал. Проблемы региональной экономики. 1999. — № 4. — С. 487−493.
  64. Н.А. Что может дать административная реформа региону // Регион: 2004. — № 3. — С.17−19.
  65. О.И. Природные ресурсы России //Комментарии законодательства ЛНХ при Правительстве РФ. М.: 2002.
  66. Т. Трактат о хорошей работе. Пер. с польск. М.: 1975.94 с.
  67. Е.А. Контроль в системе управления социалистическим производством: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра эконом, наук. М.: 1986. — 38 с.
  68. Е.А. Контроль как функция управления. М.: Знание, 1982.64 с.
  69. Е.А. Контрольная палата СССР: потенциал и нроблемгл // Контроллинг. 1991. -№ 4.-С. 3−4.
  70. Красноиояс АЛО. Новая контрольно-информационная система // Контроллинг. 1994.-№ 1.-С. 11−13.
  71. В.Ф. Актуальность проблемы сертификации объектов недропользования // Разведка и охрана недр, 2002. № 10. — С. 31−32.
  72. А.И., Беневольский Б. И., Минаков В. М. Национальная минерально-сырьевая безопасность. М.: ЦНИГРИ, 2000. — 196с.
  73. А.И., Беневольский Б. И., Минаков В. М., Морозов И. В. Термины и понятия отечественного недропользования (словарь-справочник). М.: ЗАО «Геоинформмарк», 2000. — 344с.
  74. В.А., Севастьянова А. Е., Токарев А. П. Шмат В.В. Функционирование нефтегазового сектора в условиях перехода территорий к принципам устойчивого социально-экономического развития. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1996.-39 с.
  75. В.А., Севастьянова А. Е., Шмат В. В. Нефтегазовые территории: как распорядиться богатством? Тюмень: «Правовая экономика" — Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1995. — 368 с.
  76. А.В. Создать единую вертикаль контроля // Президентский контроль. 1999. — № 2. — С. 4−5.
  77. В.Н. Опыт комплексного исследования проблем территориального развития. Сыктывкар, 2003. — 192 с.
  78. B.II. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования.-СПб.: 1996.-96 с.
  79. В.Н., Дмитриева Т. Е. География и практика территориального хозяйствования. Екатеринбург: Наука, 1993.- 137с.
  80. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Контроллинг. 1991.-№ 1.-С. 56−65.
  81. Т., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. Пер. с англ. М.: РАУ, 1993.
  82. Магомедов III., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики //Экономист, 1999. № 8. — С.29−35.
  83. Марков Марко. Технология и эффективность управления. Пер. с бол г. -М.: 1982.
  84. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента . Пер. с англ.-М.: 1992.
  85. В.И. Проблемы формирования и совершенствования аппарата государственной власти и управления//ИРЛГС. Научный журнал. Серия 1 -социология. 1996. — № 2. — С. 18−39.
  86. Международные стандарты аудита М.: МЦРСБУ, 1999 — 699 с.
  87. А., Чурилов Л. Компетентность, законность, требовательность // Президентский контроль. 1999, № 7. — С. 3−9.
  88. К. Экономика организаций. М.: Инфра-М, 1996. 31 с.
  89. Методические указания по организации и проведению государственного геологического контроля территориальными органами МПР России.-М.: 1999.
  90. Механизмы рыночной адаптации северной экономики. Сыктывкар, 1998. — 200с. (Тр. Коми НЦ УрО РАН, № 159).
  91. Р.Н. Правовое регулирование отношений собственности в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья в Российской Федерации. -Новосибирск: Наука, 2000. 176 с.
  92. Л.Ф., Портнов В. П. Социалистический контроль в СССР: Исторический очерк-М.: Политиздат, 1984, 137 с.
  93. А.С., Гаджиев II.Г. Контроль в условиях рыночной экономики. М.: Финансы и статистика, 1999. — 167 с.
  94. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О недрах» // Законодательство и экономика, 1999. № 4,5.
  95. Не ради справки и отчета. Об итогах работы Контрольного управления Президента Российской Федерации за 1994 г. // Президентский контроль. 1995. -№ 2.-С. 6−17.
  96. Ю.Н. Государственный контроль в развитых капиталистических странах // Контроллинг. 1991. — № 2. — С. 52−55.
  97. О концепции национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г., № 24.
  98. В.П. О повышении экономической эффективности использования и изучения недр//Минеральные ресурсы России, 1999.- № 4.- С.2−10.
  99. Освоение ресурсов нефти и газа в федеративных государствах (опыт Канады и России).-М.: ВНИИОЭНГ, 1997.-355 с.
  100. В.П., Кужелева О. Б. Недропользование на Аляске. -Екатеринбург: УрО РАН, 1994. 160 с.
  101. А.И. Горное право. Словарь. Термины, понятия, институты. -М.: «Квадратум», 2000. 303 с.
  102. А.И. Основы горного права. М.: Недра, 1996.-297 с.
  103. А.С. Управление предприятием. М.: Знание, 1972. — 95 с.
  104. А.Н. и др. Северная экономика и радикальная реформа (американский опыт и российские реалии). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 1996. -180 с.
  105. Положение о государственном контроле за ведением работ по геологическому изучению недр, утв. постановлением Совмина СССР от 24.08.1978 г., № 721.
  106. Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 г., № 132.
  107. Положение о межведомственной комиссии Республики Коми по недропользованию, утв. Указом Главы Республики Коми от 11 мая 1999 г., № 174.
  108. Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 г., № 726.
  109. Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.08.1992 г., № 3314−1.
  110. Положение о порядке передачи месторождений нефти и газа недропользователям в Республике Коми, утв. постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 22.03.1994 г., № 64−14.
  111. Положение о порядке проведения конкурса на право пользования недрами в Республике Коми, утв. постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 08.02.1994 г., № 63−3.
  112. Положение об органах государственного геологического контроля в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1993 г., № 899.
  113. Положение об органах Государственного геологического контроля в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.1995 г., № 1124.
  114. Положение об организации работы территориальных органов государственного геологического контроля, утв. Главным государственным инспектором Российской Федерации по геологическому контролю заместителем Председателя Роскомнедра от 8 апреля 1996 г.
  115. В.В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики//Записки Горного института. 1999.-Т. 144, № 1.-С.3 -6.
  116. В.В. Не будет ни революций, ни контрреволюций. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета, 2001.04.04.
  117. В.В. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета, 2002. 19.04.
  118. В.В. Россия на рубеже тысячелетий. Версия Интернета. М., 2000.
  119. Республика Коми: природные ресурсы и производительные силы. -Сыктывкар: КЕПС РК, ИСЭПС Коми ПЦ УрО РАН, 1999. 192 с.
  120. И.Л. Минерально-сырьевые циклы производства: Проблемы районирования и рационального природопользования. Новосибирск: Наука, 1988. — 131 с.
  121. Г. Менеджмент в организациях. М.: Экономика, 1995.
  122. Современный экономический словарь. М.: ИНФОРА, — 1997.
  123. Ю.А. Межрегиональное сотрудничество актуальная задача современности // Академическая наука в Республике Коми: потенциал и возможности. — Сыктывкар, 1999.
  124. Ю.Л. Республики Коми: настоящее и будущее. -Сыктывкар, 1995.-32 с.
  125. Статистический ежегодник Республики Коми. Сыктывкар: Госкомстат Республики Коми, 2002. — 369 с.
  126. Ю.Н. Высшие органы государственного контроля (некоторые сравнительные данные) // Контроллинг. 1991. — № 1. — С. 49−55.
  127. Ю.Н. Органы административного контроля Китайской народной республики // Контроллинг. 1991. — № 2. — С. 79−83.
  128. A.M. Технология государственного (президентского) контроля: проблемы эффективности // Консультант директора, 2001.- № 22, — С.2−11.
  129. Ю.Л. Плата за недра. СПб.: Наука, 1998. — 168 с.
  130. Топливный сектор Республики Коми: направления и методы регулирования развития / Коллектив авторов. Сыктывкар, 2002. — 416 с.
  131. Д., О. Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. М.: 1991.
  132. В.Н. Народный контроль. -М.: Знание, 1970. -163 с.
  133. Управленческое консультирование. Пер. с англ. В 2-х томах. М.:1992.
  134. Фал мер Роберт М. Энциклопедия современного управления. Пер. с англ. М.: ВИПК ЭНЕРГО, 1992. — Т. 1 -5.
  135. Федеральный закон «О защите нрав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. № 134-Ф3.
  136. Федеративный договор: Документы. Комментарий / Редкол.: Абдулатипов Р. Г. и др. М.: Республика, 1992. — 79 с.
  137. Х.С. Система государственного кошгроля в США // Контроллинг 1995. -№ 1.-С. 47−63.
  138. А. Механизм обеспечения соблюдения правил (экономический анализ) //Вопросы экономики, 2002. № 1. — 49с.
  139. А. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории //Вопросы экономики, 2003. № 1. -41с.
  140. В.Н. Развитие социалистического контроля Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. — 215 с.
  141. Л.П., Гусятников Н. В., Беликов И. В. Корпоративное управление. М.: «Акционер», 2001. — 190 с.
  142. С.О. Эффективность бюджетно-финансового контроля. М.: АО «Издательская группа «Прогресс», 1995.-62 с.
  143. Экономическая программа Правительства Республики Коми па 20 012 005 годы. Сыктывкар: Госкомстат Республики Коми, 2001. — 82 с.
  144. Экстремальные регионы: вопросы хозяйственного освоения и структурных сдвигов. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАМ, 1991. — 149 с.
  145. Эффективность государственного управления /Пер. с англ. М.: Фонд «За экономическую грамотность.», 1998. — 848с.
  146. Atanasi E.D., Mast R.F., Root D.N. Oil, gas field growth projections: wishful thinking or reality? // Oil & Gas Journal. 1997, № 14. — P. 79−81.
  147. Axclod R. The Problem of Cooperation, fn: Public goods and Market Failures. A Critical Examination, (ed. by T. Cowen). New Brunswick, London, 1992. P. 237−254.
  148. Axclod R. The Evolution of Cooperation N.Y., 1984-
  149. Barry R. The Management of International Oil Operations. Tulsa: Penn Well Publishing Company, 1993.
  150. Cooter R. The Rule of State law and the Rule of law State: Economic Analysis of the Legal Foundations of Development, p. 191−217.
  151. Edwin R.A. Seligman Alwin Johnson (eds). Encyclopaedia of Social Scicnces.N.Y., 1967. Vol.1. P.403.
  152. Greif A. Contracting. Enforcement, end Efficiency: Economics beyond tne law. Ln: Annual World Bank Conference on Development Economics 1996, P. 245.
  153. Hossain K. Law and Policy in Petroleum Development, London: Frances Pinter (Publishers) Ltd. 1979. .
  154. Janet К. Local Benefits from Mineral Development: The law Applicable in the Northwest Territories. March, 1999. P. 127.
  155. Knight J. Institutions and Social Conflict. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.
  156. Livingstone J. Leslit and van Breda, Vichael F. Strategy, structure and budgeting in management planning and control. Columbus, Ohio: Century Publishing Co, 1987.
  157. Manfred M. Korruption, Kontrolle und Konzepte zum Abbau von
  158. Mc Adam Comparative Perspectives on Social Movements, Cambridge University Press, Cambridge. 1996.
  159. Mi Batanden in PolitiK und Vervvaltung «Die Verwaltung», 1990, № 2. S.50.62.
  160. North D. Structure and Change in Economic History.N.Y.: Norton, 1981.1. P. 22.
  161. Vanberg V. Rutes and Choice in Economics. L., 1994.
  162. Wold Commission on Environment and Development //Our Common Future, Oxford University Press, Oxford. 1987.
Заполнить форму текущей работой