Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономические аспекты совершенствования земельных отношений в регионе: На материалах Московской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, вопросы формирования и реализации региональной земельной политики, обеспечивающей наиболее оптимальное решение вопросов, связанных с дальнейшим совершенствованием земельных отношений и их регулированием, представляют собой важную и сложную проблему, решение которой требует соответствующего научного обеспечения. Однако, сегодня научных знаний и опыта решения такого рода проблем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы реформирования земельных отношений
    • 1. 1. Сущность и содержание земельных отношений
    • 1. 2. Система регулирования земельных отношений
    • 1. 3. Историко-экономические аспекты развития земельных 35 отношений в России
    • 1. 4. Развитие отношений собственности на землю 47 в зарубежных странах
  • Глава 2. Земельные преобразования в Московской области
    • 2. 1. Структурные изменения в земельном фонде’й: его 55 качественном состоянии
    • 2. 2. Формирование новой структуры земельной собственности 67 и реорганизация сельскохозяйственных предприятий
    • 2. 3. Основные итоги перехода к платному землепользованию 80 и современное состояние земельного рынка
  • Глава 3. Основные организационно-экономические проблемы и направления дальнейшего совершенствования земельных отношений
    • 3. 1. Зонирование как методологическая основа формирования 94 региональной концепции земельной реформы и совершенствования земельных отношений
    • 3. 2. Система платности землепользования и проблемы 116 ее совершенствования
    • 3. 3. Развитие земельного рынка его инфраструктуры

Организационно-экономические аспекты совершенствования земельных отношений в регионе: На материалах Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящее в России радикальное преобразование социачьно-экономических отношений определяет необходимость развития нового научного понимания проблем взаимодействия экономики и политики, государства и рынка, права и экономической свободы, центрапизации и децентрализации.

Среди множества проблем переходного периода одними из наиболее актуальных являются проблемы, связанные с преобразованием земельных отношений в сфере аграрного производства. Специфические особенности этой проблемы заключаются в следующем.

Во-первых, Россия обладает значительными по площади и разнообразными по качественному состоянию и целевому назначению земельными ресурсами, и поэтому организация их эффективного и рационального использования является одной из важнейших задач.

Во-вторых, подавляющая часть земель сельскохозяйственного назначения находится в сложных природно-климатических условиях и по этой причине их продуктивное хозяйственное использование сопряжено со значительными общественно необходимыми затратами, по сравнению со странами с более благоприятными природными условиями.

В-третьих, кризисные явления в экономике привели к значительной утрате как производственного, так и трудового потенциала в сельском хозяйстве и оказали негативное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов, выразившееся в потере интереса к мотивации труда и интенсификации производства. Это, в свою очередь, привело к падению эффективности использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве.

В четвертых, земельные отношения, сформировавшиеся на первом этапе земельной реформы, пока не в состоянии обеспечить эффективность использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве и переход земли к эффективно хозяйствующим субъектам. Позитивные результаты на втором этапе земельной реформы могут быть достигнуты лишь при условии приведения процесса реформирования земельных отношений в соответствие с особенностями социально-экономического развития регионов. Это обусловлено прежде всего тем, что федеральный уровень позволяет решать, прежде всего, макроэкономические проблехмы. Децентрализация и либерализация хозяйственной деятельности обусловливают смещение центра тяжести реформирования в регионы. Причем степень этого смещения будет увеличиваться по мере развития федерализма и углубления разграничения полномочий по предметам совместного ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Об усилении регионального аспекта в реформировании экономики говорит то, что сегодня на разных примерах мы видим, что очень многие проблемы решаются именно на региональном уровне. С самостоятельными инициативами в области земельных отношений выступили Нижегородская, Орловская, Белгородская, Саратовская, Самарская, Калининградская области и ряд других регионов. На наш взгляд, это имеет неоценимое методологическое значение, так как здесь отрабатываются общие принципы, методы и формы реализации общегосударственной земельной политики, идет поиск наиболее эффективных направлений и решений, являющихся важным условием формирования новой системы земельных отношений на региональном уровне и корректировки общего курса реформы.

Таким образом, вопросы формирования и реализации региональной земельной политики, обеспечивающей наиболее оптимальное решение вопросов, связанных с дальнейшим совершенствованием земельных отношений и их регулированием, представляют собой важную и сложную проблему, решение которой требует соответствующего научного обеспечения. Однако, сегодня научных знаний и опыта решения такого рода проблем недостаточно. Недостаток таких знаний ощущается как в теории самих земельных отношений, так и в методике обоснования формирования структуры земельной собственности, принципов и механизмов их регулирования. В методологическом плане необходимо определить факторы, которые непосредственно или опосредованно влияют на характер формирования региональной земельной политики, направления совершенствования земельных отношений и методы их регулирования.

Определяющими методами регулирования земельных отношений в условиях рыночного хозяйства являются экономические. Это ставит перед наукой и практикой задачу поиска оптимального сочетания экономических методов с административно-правовым регулированием. Решение этой задачи в контексте изложенного выше, также имеет преимущественно региональный аспект.

Перечисленные выше проблемы в теоретическом и методическом обеспечении развития земельной реформы в ее региональном аспекте и определили выбор темы диссертации, ее цель и задачи.

Актуальность темы

исследования. На современном этапе развития земельной реформы важнейшей политической и социально-экономической задачей при выборе стратегии и тактики дальнейшего развития земельных отношений, в том числе в аграрной сфере, является нахождение способов и методов их совершенствования, способных обеспечить повышение эффективности использования земельных ресурсов, степень которой определяется комплексом факторов хозяйственной деятельности и особенностями региональной специфики. Определяющее значение в решении этой задачи имеет организационно-экономический механизм, исследование и направленное применение которого является в современных условиях наиболее актуальным во всей совокупности проблем дальнейшего совершенствования земельных отношений.

Успешное решение указанных задач зависит от надежности научного обоснования целого ряда, характерных для переходной экономики, проблем, в числе которых наиболее важное значение имеют создание адаптированной к особенностям региона системы земельных отношений и их регулирования, системообразующих элементов земельного рынка и основ его функционирования. Отечественный и зарубежный опыт убедительно подтверждают, что успешное решение этих задач требует научно-обоснованной и апробированной в конкретных условиях теоретической и методической базы. В настоящее время целостные разработки такого характера отсутствуют, поскольку сама постановка проблемы в регионатъном аспекте возникла лишь в процессе осмысления и аналитической оценки первого этапа земельной реформы.

В рамках настоящего исследования не представляется возможным дать развернутые предложения по решению всей совокупности правовых, социальных, экономических, организационных и технических проблем, связанных с региональным аспектом совершенствования земельных отношений. Каждая из них по степени своей научной и методологической разработанности и сложности представляет собой специальный предмет исследования. Поэтому основное внимание сосредоточено на разработке первоочередных вопросов совершенствования земельных отношений в региональном аспекте на втором этапе земельной реформы.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является изучение и развитие теоретических и методологических особенностей земельных отношений в Московском регионе и разработка организационных и экономических мероприятий по совершенствованию на современном этапе земельной реформы с учетом региональной специфики.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить теоретические (научные) основы, сущность и содержание земельных отношений на современном этапе их развития.

2. Рассмотреть историко-экономические аспекты формирования и развития земельных отношений в России и их регулирования в зарубежных странах.

3. Провести анализ изменений, произошедших в системе земельных отношений в Московском регионе на первом этапе реформыдать оценку их влияния на экономические и социальные процессы в регионевыявить основные организационно-экономические проблемы дальнейшего их развития и совершенствования.

4. Определить методологические подходы к выработке региональной стратегии и тактики дальнейшего совершенствования земельных отношений в аграрном секторе на основе природно-хозяйственного зонирования территории, становления и развития земельного рынка и его инфраструктуры.

Объекты исследования. Объектом исследования является экономический механизм регулирования земельных отношений, закономерности их формирования и функционирования. Базовым объектом для разработки концептуальных и научно-методических положений, обоснования конкретных предложений является агропромышленный комплекс Московской области. Отдельные аспекты проблемы, связанные с повышением эффективности функционирования экономического механизма регулирования земельных отношений на региональном уровне, исследовались с привлечением материалов федерального уровня.

Методика исследований базируется на использовании достижений отечественного и зарубежного опыта, концептуальных и программных документах Правительства Российской Федерации, Россельхозакадемии и ее научных учреждений экономического профилядействующем земельном и аграрном законодательстве, нормативных и правовых актах федерального и областного уровняотчетных и статистических материалах федеральных ведомств, областного управления сельского хозяйствапостановлениях, решениях и нормативных актах областной администрациисобственные расчеты автора.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

1. Исследованы сущность и содержание земельных отношений на современном этапе, история их развития в России и зарубежных странах.

2. Выявлены особенности земельных преобразований в аграрном секторе Московской области.

3. Разработана система административно-правовых и экономических методов регулирования земельных отношений и дан детальный механизм действия каждого из методов регулирования на примере Московской области.

4. Теоретически и методологически разработана и апробирована на районах Московской области методика зонирования территории и дифференцированного подхода к регулированию земельных отношений в каждой зоне. Предложены направления использования системы зонирования для формирования земельной политики региона.

5. Изучено состояние земельного рынка в Московской области и разработаны конкретные предложения по его развитию, формированию рыночной инфраструктуры.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволяют обеспечить научную и методологическую основу для выработки земельной политики, стратегии и тактики дальнейшего развития земельной реформы и совершенствования земельных отношений на уровне субъекта федерации с учетом местных природно-хозяйственных, социально-экономических и других условий, разработки региональных комплексных программ, подготовки правовых и нормативных актов.

Апробация и реализация результатов исследований. Основные положения диссертации являются итогом многолетней работы автора по данной проблеме и неоднократно докладывались на международных и Всероссийских конференциях и семинарах по проблемам земельных отношений. Результаты исследования были использованы при подготовке ряда аналитическо-информационных материалов и предложений по совершенствованию земельных отношений для областных и федеральных органов государственной власти.

Автор принимал участие в подготовке ряда нормативных актов областной администрации по вопросам реформирования аграрного сектора и проекта целевой областной программы развития земельной реформы в Московской области на 1999;2005 годы. Основные положения диссертации опубликованы в 23 работах объемом 14,9 п.л.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация изложена на 160 страницах и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 116 наименований и 20 приложений. Диссертация содержит 3 схемы, 15 таблиц и 6 картосхем.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Проведенный анализ земельных преобразований в Московском регионе, помимо приведенных в тексте диссертации конкретных выводов и практических рекомендаций, позволяет сделать ряд обобщающих выводов и предложений.

1. Многообразие региональных особенностей и различий, неравномерность социально-экономического развития территорий, децентрализация и либерализация хозяйственной деятельности объективно обусловливают необходимость смещения центра тяжести аграрных, в том числе земельных преобразований в регионы. Степень этого смещения будет увеличиваться по мере развития федерализма и углубления процесса разграничения полномочий по предметам совместного ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Доказательством этому служит то, что уже сегодня многие проблемы успешно решаются именно на региональном уровне по инициативе самих субъектов Федерации (примером могут служить Белгородская, Орловская, Саратовская, Самарская и ряд других областей).

2. В методологическом плане региональная специфика аграрной и земельной реформ определяется сложившимся в регионе характером землепользования, природно-климатическими условиями, уровнем естественного плодородия почв, качественным состоянием земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения, сложившейся структурой сельскохозяйственного производства, системой расселения сельского населения, степенью урбанизированности территорий и развития социатьной и производственной инфраструктуры. Не менее существенную роль оказывают сложившиеся типы сельскохозяйственных предприятий и их организационно-правовые формы, современное состояние аграрной экономики, уровень эффективности и интенсивности использования сельскохозяйственных угодий, уровень обеспечения сельского населения сельскохозяйственными угодьями, интенсивность оборота земель, состояние земельного рынка и его инфраструктуры.

Совокупность указанных параметров предопределяет дифференциацию, а порой и поляризацию различных интересов в обществе и сложность преобразования земельных отношений в регионе.

3. Исходя из факторов, определяющих специфику преобразования земельных отношений в регионе, методологической основой для выбора стратегии и тактики их дальнейшего совершенствования может служить природно-хозяйственное зонирование территории региона на основе принципов учета и рационального использования природно-климатических, почвенно-климатических, экологических и иных условий, определяющих особенности и различия выделяемых зон и ареалов по условиям ведения сельскохозяйственного производства. Такое зонирование территории региона позволяет на научной основе разрабатывать комплексные региональные программы реформирования, дифференцированные по темпам и срокам внутри региона.

В целях обоснования данного положения в процессе оценки природно-хозяйственных условий, состояния и эффективности сельскохозяйственного производства на примере Московской области были выявлены зональные особенности размещения сельскохозяйственного производства, его специализации, организационно-правовых форм хозяйственной деятельности и мероприятия по их развитию.

4. В имеющейся специальной литературе не сложилось однозначного понятия сущности и содержания земельных отношений и системы их регулирования, что выражается в многообразии формулировок определения этой сущности и свидетельствует о необходимости углубления теории и методологии проблемы с позиций экономической науки. Анализ различных определений и понятий земельных отношений и системы их регулирования показывает, что в этих определениях не всегда учитывается сложность и многоаспектность проблемы, тем более с позиций рыночных отношений. Как правило, суть проблемы земельных отношений сводится к экономико-юридическим аспектам отношений собственности и связанным с ней производственным отношениям. Вместе с тем, в условиях радикальных экономических преобразований резко возросло значение социатьного и экологического факторов, которые в значительной степени определяют особенности преобразования земельных отношений, их роль и место в системе общественных отношений, что в свою очередь позволяет рассматривать земельные отношения в качестве специфической подсистемы общественных отношений, выполняющих особую целевую функцию с особым механизмом функционирования и регулирования.

Рассматривая земельные отношения с этих позиций нами сделан вывод, что формируясь в соответствии с идеологическими и политическими принципами государственного устройства, определяющими облик социально-экономической системы общества, земельные отношения по своей сущности представляют собой совокупность правовых, экономических, социальных, природно-ресурсных и экологических отношений, возникающих между обществом и его членами в процессе распределения, использования и управления земельными ресурсами.

Формирование и материализация земельных отношений осуществляется посредством системы объективно взаимосвязанных административно-правовых и экономических мер воздействия государства на субъекты земельных отношений, обеспечивающих права землевладельцев и землепользователей, условия эффективного, рационального и экологически безопасного использования земельных ресурсов и их охрану в интересах общества в процессе их распределения и использования.

5. Дальнейшее совершенствование земельных отношений в региональном аспекте при переходе к рыночным отношениям необходимо осуществлять в направлении формирования и развития системы организационно-экономического их регулирования. В диссертации на теоретическом и практическом материале раскрыто основное содержание системы регулирования земельных отношений и взаимосвязи ее административно-правовых и экономических элементов. Для теоретического и методологического обоснования положений, касающихся сущности и содержания земельных отношений и системы их регулирования был выполнен анализ тенденции и закономерностей их развития с использованием отечественного опыта и мировой практики.

6. Новый этап развития земельной реформы должен быть сориентирован на восстановление регулирующей функции государства, создание системы землепользования на основе более широкого использования механизмов аренды земли, перехода к экономическим методам регулирования земельных отношений, способных реализовать принцип экономической заинтересованности и ответственности землевладельцев и землепользователей за рациональное использование земель и их охрану.

7. Важным условием эффективного перераспределения земель и функционирования экономического механизма регулирования земельных отношений, прежде всего, на региональном уровне, является последовательная реализация индивидуального и общественного экономического интереса, наиболее эффективной формой проявления которого являются рыночные отношения. В переходный период система регулирования земельных отношений должна сочетать в себе как элементы рыночного саморегулирования, так и целенаправленное государственное регулирование способами и мерами адекватными рыночной экономике.

8. В целях обеспечения организационно-экономических условий для развития земельных отношений предлагается следующее: на основе зонирования территории разработать перспективную программу дальнейших институциональных и земельных преобразованийопределить перспективные организационно-правовые формы хозяйствования и структуру земельной собственности с учетом внутрирегионального зонирования территориив области платного землепользования — система платного землепользования должна быть взаимосвязанной с системой экономического регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами и включать: земельный налог, включая прогрессивный налог на часть земельного участка, превышающую установленные нормы предоставления земель в собственностьплату за приобретение прав на земельную собственность и права арендыарендную плату с землепользователей-арендаторов земельных участков, находящихся в государственной, либо муниципальной собственностикомпенсационные выплаты (возмещение экономического вреда) собственниками и землепользователями на восстановление земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначениемвозвратные залоговые платежи при предоставлении земель сельскохозяйственного назначения во временное пользование для несельскохозяйственных целейплату за изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначениястраховые сборы при страховании земли и недвижимости и связанных с ними прав собственности и арендысборы с доходов от сделок с земельными участкамидополнительные платежи на восстановление и охрану земель в соответствии с региональными программамиплату за пользование кадастровой и иной информацией, другие услуги, связанные с обеспечением сделок и операций с земельными участками. в области формирования и развития рынка земли — создание системообразующих структур, осуществляющих экономическую и финансовую политику и включающих земельный банк, страховые компании, государственный региональный Земельный фонд, государственное унитарное предприятие по землеустройству и земельному кадастру и другие элементы его инфраструктуры, а также антимонопольные меры, активизацию ипотеки.

9. Относительная активизация ипотеки может быть осуществлена путем создания агропромышленного альянса, включающего банк, сельскохозяйственных товаропроизводителей, оптовых покупателей и переработчиков продукции. Система формирования заказов на производимую продукцию в счет погашения ипотечных кредитов с конечного производителя позволяет снизить риск невозврата кредита залогодателем.

10. С учетом опыта других стран в качестве одной из системообразующих структур земельного рынка предлагается создание государственного регионального Земельного фонда, деятельность которого строится на принципах хозяйственной самостоятельности и регламентируется законодательством субъекта Федерации. В задачи Фонда входят: содействие формированию земельного рынка и целенаправленное воздействие на него с целью экономической корректировки конъюнктуры и ценовых параметров с использованием экономических способов и механизмовсодействие стабилизации земельного рынка, формирование ценовой политики и политики структуризации землепользованияконсолидация (укрупнение) земельных участков мелких землевладенийдоверительное управление земельными участками, переданными фонду государством и собственникамиоказание содействия развитию ипотеки путем частичного или полного поручительства перед кредитными учреждениями и другие.

11. В целях улучшения инфраструктурного обеспечения земельного рынка рассматривается и обосновывается создание государственного унитарного предприятия по землеустройству и земельному кадастру, в задачи которого входят: создание и ведение государственного земельного кадастраоказание обязательных услуг физическим и юридическим лицам по изготовлению документации, необходимой для регистрации прав на земельные участки и оформление сделок с нимиобеспечение единой технической политики в области землеустройства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М.- Известия, 1993. 59 с.
  2. Земельный кодекс РСФСР//Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 22, 30 мая, с. 811−859.
  3. Лесной кодекс Российской Федерации, Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 N° 5 ст. 199
  4. Закон Российской Федерации «О недрах». //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 № 16 ст. 834.
  5. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991 No 1 СТ. 4.
  6. СП РСФСР 1991 № 10 СТ. 134
  7. Указ Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. № 1767//Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993 № 44 с. 4191.
  8. Об утверждении порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков: постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации. 30.05.93//Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию. 1993 N° 9 с. 6−7.
  9. О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования: Указ Президента Российской Федерации, 28.02.96, N° 293, Москва, Кремль.
  10. О реализации конституционных прав граждан на землю: Указ Президента Российской Федерации, 07.03.96, № 337, Москва, Кремль.
  11. О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России: Указ Президента Российской Федерации, 27.10.93, № 1767, Москва, Кремль.
  12. О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев: Постановление Правительства Российской Федерации 01.02.95 № 96.
  13. О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области: Постановление Правительства Российской Федерации 27.07.94 N° 874.
  14. О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса: Постановление Правительства Российской Федерации 04.09.92 № 708.
  15. О порядке реорганизации колхозов и совхозов: Постановление Правительства Российской Федерации 29.12.91 № 86.
  16. О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР: Указ Президента Российской Федерации, 27.12.91, № 323, Москва, Кремль.
  17. Закон Российской Федерации «О плате за землю’У/Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 № 16, ст. 1860.
  18. О порядке определения нормативной цены земли: Постановление Правительства Российской Федерации 15.03.97 N° 319.
  19. О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации, 24.12.93, № 2287, Москва, Кремль.2. Книги, брошюры, статьи
  20. Аграрные отношения в странах социализма. М., 1988, с. 17
  21. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития.//Буздалов И.Н., Крылатых Э. Н., Никонов А. А. и др. — М.- Наука, 1993.270 с.
  22. Аграрные преобразования в Восточной Германии. — М., — ВИАПИ, 1997, — 63 с.
  23. Аграрный сектор США в конце XX-го века/Под редакцией Чернякова Б. А. — М.- РАН, Институт США и Канады, 1997. — с. 90−112.
  24. Аграрная реформа П. А. Столыпина в документах. — ВЗО России. М.- 1996. 124 с.
  25. Аграрная экономика и политика: история и современность./Ответственный за выпуск А. В. Петриков. — М.: Аграрный институт РАСХН, октябрь 1996. 239 с.
  26. Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее: Никоновские чтения-98. Общество „Энциклопедия российских деревень“. — М.- 1998. 261 с.
  27. Р. Две крестьянские реформы: 1861 и 1907 годы.//Экономист. 1992 № 12.
  28. В.Р. Проблемы становления рынка земли.//Сборник научных трудов ВНИИЭСХ „Аграрный рынок“ (теория и практика). Выпуск 132, М.- 1994, МП „Петит“, с. 55−66.
  29. В.Р. Меняя социалистический земельный уклад.//Экономика. 1997, № 11 с. 16−28.
  30. В.Р. Земельный рынок России: миф или реальность.//Экономика 1998, № 11 с.16−28.
  31. А., Чубенко В. Плата за землю с учетом ее экономической оценки.//Хозяин. М.- 1993 N° 2 с.12−13
  32. А. Чубенко В. Формирование платы за землю с учетом ее экономической оценки в условиях рынка.//Международный сельскохозяйственный журнал. 1992 № 5 с. 14−15.
  33. И. Собственность и рынок.//АПК: экономика, управление. 1993 № 1 с. 41−50.
  34. .Д. Очерк земельной политики иностранных государств. Пг" — 1917 с. 1.
  35. .Д. Народное хозяйство Советской России, его природа и его судьбы.//Вопросы экономики. 1991 № 9 с. 130.
  36. Н.С. Столыпинская аграрная реформа в Московской губернии.- В кн.- История сел и деревень Подмосковья XIV—XX вв.еков. М.: 1992.1. Выпуск1 с. 54−57.
  37. С.Ю. Избранные воспоминания. М.- Мысль, 1991 с. 504, 507.
  38. Варианты реорганизации сельскохозяйственных предприятий./Ред. И. Дуэль. М.- Энциклопедия российских деревень, 1997 — 147 с.
  39. Выбор пути: дискуссии на полях Земельного кодекса России./Под редакцией И. Ф. Суслова, В. В. Бакушева, М. А. Коробейникова, И. Д. Мацкуляка. М, — Флинта: Наука, 1998 — 344 с.
  40. Всемирная история экономической мысли. М.- 1987. Т. 1, с. 116.
  41. С.Н. К проблеме реализации права собственности на земли сельскохозяйственного назначения.//В сб. „Личное и коллективное в современной России. С. 27−29. Никоновские чтения-1997.//РАСХН.
  42. Дебаты о земле в Государственной Думе (1906−1917 гг.). Документы и материалы./Под редакцией В. И. Черноиванова и В. В. Шелохаева. М.- 1995 — 395 с.
  43. А.М. Современные аграрные проблемы и реформа П.А.Столыпина.//Государство и право. № 4, 1994. С. 82−91.
  44. А.С. Избранные труды. М.- Колос, 1995 — 384 с.
  45. Земельное право, М.- 1998 -/ Отв.ред. С. А. Боголюбов. М.- Изд. группа НОРМА-ИФРА* М- 1998. — 400 с.
  46. Земельная реформа и проблемы земельного законодательства: Материалы международного семинара, 10−14 июня 1991 г./ФАО, ВАСХНИЛ, Минсельхозпрод СССР и др. М., 1991 — 28 с.
  47. Земельные отношения в России. Круглый стол Совета Федерации. Выпуск 3.//Издание Совета Федерации, Москва Известия, 1996, 79 с.'
  48. Л. Аграрная реформа П.Столыпина в документах и публикациях конца XIX начала XX в.//Международный сельскохозяйственный журнал. 1993 N° 2 с. 11−16.
  49. В.П. Правда всегда одна: Российская деревня на историческом разломе. М.: МЦНТИ, 1996 — 253 с.
  50. Земельные отношения и землеустройство в России./Комов Н. В. Родин А.З., Алакоз В. В. М.- Издательство „Русслит“, 1995 — 512 с.
  51. Земля и власть. Сборник материалов по актуальным вопросам аграрной политики. /Под редакцией Н.Харитонова. М.- Издательство „Галерея“, 1998 — 239 с.
  52. Земельная реформа в Московской области: итоги и перспективы./Материалы научно-практической конференции. М.- РИАМА, 1998 — 28 с,
  53. Земля и право. Пособие для российских землевладельцев./Под редакцией С. А. Боголюбова, М.- Издательская группа Инфра*М -Норма, 1997 360 с.
  54. Земельная рента. Стратегическое оружие России. Чистякова Т., Харрисон Ф. Спб.- НИЦ „Экоград" — Лондон: ассоциация научных исследований в области экономических и общественных наук, 1993.
  55. История русской правовой мысли. Биографии, документы, публикации./Ответственный редактор С. А. Пяткина, М.- Издательство Остожье, 1998 с. 59−78- 224−226.
  56. И.А. Право собственности на землю в Российской Федерации./Акад. Правовой университет при Институте государства и права РАН, М.- 1993 16 с.“
  57. Н. Аграрная политика Столыпина. Л.- Прибой, 1925 238 с.
  58. Н.В. Управление земельными ресурсами. М.- 1995.
  59. Концепция аграрной политики России в 1997—2000 годах./Под редакцией Е. С. Строева. М.- ООО „Вершина-Клуб“, 1997 — 352 с.
  60. Н.В. Управление земельными ресурсами.//Аграрные преобразования: опыт и перспективы. Орел, 1994 с. 56−60.
  61. Н.И. Земельная реформа и земельное право в современной России.//Государство и право. 1993, № 12. с. 3−13.
  62. Э.Н. Земельная реформа, ее проблемы, пути решения.//Международный сельскохозяйственный журнал. 1993 № 3 с. 18−19.
  63. А. А. Использование земель в сельском хозяйстве США.//Экономика, политика, идеология. М.- 1997 № 7 с. 95.
  64. В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905−1907 гг. Полное собрание сочинений, Т. 16, с. 193−413.
  65. В.Н. Земельная собственность как дворянская монополия в капитатистической России: Теоретические вопросы, информационная база данных, управление земельным рынком. М.- ТОО ИИК „Катита“, изд. „Собрание“, 1997 — 240 с.
  66. Личное и коллективное в современной деревне Никоновские чтения-1997/Ответственный за выпуск А. В. Петриков — М.- РАСХН, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики, октябрь 1997 — 215 с.
  67. Е.Г. Социатьно-экономический фактор в рациональном использовании земельных ресурсов.//Социал. проблемы развития фермерства в Нечерноземной зоне Российской Федерации. С-Пб.- 1993 с. 100−115.
  68. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 12, с. 714.
  69. К., Энгельс Ф., Сочинения. 2-е издание. Т. 16, с. 26.
  70. К., Энгельс Ф., Сочинения. 2-е издание. Т. 13, с. 7.
  71. К., Энгельс Ф., Сочинения. 2-е издание. Т. 46, ч. 1, с. 480.
  72. К., Энгельс Ф., Сочинения. 2-е издание. Т. 12, с. 713.
  73. В. В. Крестьянский вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее. ч.1 Исторические этапы крестьянского вопроса в России. — М.- ГУЛ „Агропрогресс“, 1998. — 260 с.
  74. Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики./А.А.Шутьков., В. Р. Боев, А. Ф. Серков и др. Под ред. А. А. Шутькова М.- Колос, 1998 — 357 с.
  75. Методические основы социально-экологического мониторинга аграрной реформы.//Петриков А.В., Крылатых Э. Н. и др. Россельхозакадемия, 1993 184 с.
  76. В.И., Папцов А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. -М.- Информагробизнес, 1996 83 с.
  77. А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII XX вв.) — М.- Энциклопедия российских деревень, 1995. — 574 с.
  78. Г. А., Шурыгина Н. В. Обоснование размера арендных платежей за землю на основе ее комплексной оценки.//Совершенствование структур управления и форм хозяйствования в условиях реформы. С-Пб., 1992 с. 137−145.
  79. М. Частная собственность на землю коренной вопрос новой аграрной политики.//Международный сельскохозяйственный журнал. 1994 № 4 с. 22−23.
  80. .И. Социально-экономические проблемы совершенствования земельных отношений в России.//АПК: экономика, упр. 1994 № 4 с. 3−10.
  81. А.В. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. М.- Энциклопедия российских деревень, 1995. — 146 с.
  82. Е.В., Пономаренко С. В. Хавкин В.П., Офман Г. Ю. Земельная реформа в России: негативные последствия и возможностидля устойчивого развития./Лаборатория Экологического проектирования. М.- 1996 — 210 с.
  83. Н.Л. Борис Бруцкус историк народного хозяйства России.- М.- АО „Московские учебники и картолитография“, 1998 192 с.
  84. Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. М. — Мн.: „Армита — Маркетинг, Менеджмент“, 1997.- Т. 2 160 с.
  85. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий реальность и домыслы./А.В. Петриков, В. Я. Узун, М. В. Кузнецов и др. — М. Росагрофонд, 1997 — 76 с.
  86. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.- Институт экономики РАН, 1997 — 205 с.
  87. Руководство по организации внутрихозяйственных экономических отношений собственников реорганизуемых предприятий сельского хозяйства./ Ответственный за подготовку В. П. Денисов. М.- ВНИИЭТУСХ, 1994 — 79 с.
  88. Русская философия собственности (XVIII-XX вв.) Спб, СП „Ганза“, 1993, с. 97−103.
  89. А.М. Совершенствование земельных отношений и землеустройства в Краснодарском крае//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Государственный университет по землеустройству. М.- 1994 — 23 с.
  90. Столыпинская реформа: документы и факты. Труды Вольного экономического общества России. М.- 1997 — 160 с.
  91. Столыпинская аграрная реформа в царской России//Земледелие. 1991 Ня 7 с. 69−72.
  92. П.А. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. М.- 1991 с. 93−94.
  93. Социально-экономические последствия приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий./Под редакцией В. Я. Узуна, М.- Энциклопедия российских деревень, 1995 — 98 с.
  94. Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения. 2-е издание переработанное и дополненное/Коллектив авторов- Ответственный редактор И. Н. Буздалов. Мн-М.- „Армита-Маркетинг, Менеджмент“, 1998 256 с.
  95. Совершенствование земельных отношений и методов их экономического регулирования на основе данных социально-экономического мониторинга./Ответственный за выпуск И. В. Семенова, М.- РАСХН, Аграрный институт, 1996 110 с.
  96. Состояние и перспективы развития рыночных отношений в агропромышленном комплексе России./Ответственные за подготовку7 доклада: И. Г. Ушачев, В. Р. Боев, А. А. Шутьков, А. Ф. Серков. А. Е. Романов. М.- МСХП РФ, 1997 — 60 с.
  97. Социально-экономические проблемы развития сельскохозяйственных кооперативов в России (теория, рекомендации по созданию, проекты уставов). /Составитель Петриков А. В. М.- Аграрный институт, 1996 — 80 с.
  98. Е.С., Злобин Е. Ф., Михалев А. А. Теория и практика аграрных преобразований в Орловской области. М.- Агри Пресс, 1998 — 532 с.
  99. Состояние и использование земель Московской области (на 01.01.1997 г.). Государственный доклад. М.- Администрация Московской области, 1997 152 с.
  100. Сельское хозяйство в новых землях. Актуальное положение и меры./Перевод Глушковой Н. В. М.: Фирма: Экозем Гмбх, ФРГ, май 1995 — 100 с.
  101. И.В. Землевладение, Спб., Типография В. Ф. Киршбаума, 1904 234 с.
  102. А.Э. Земельный налог в сельском хозяйстве. М.- Колос, 1999 — 126 с.
  103. Трудные шаги к оздоровлению земли, деревни, России/Общ. Ред. Суслова И. Ф., Бакушева В. В. М.- МААМиК, Информаагротех, 1997 — 304 с.
  104. Территориальная организация сельской местности Нечерноземья: Сборник научных трудов//Твер. университет. Ответственный редактор Ткаченко А. А. Тверь, 1993 — 136 с.
  105. В.Я. Основные направления развития земельной реформы//Международный сельскохозяйственный журнал. 1993, № 3 с. 19.
  106. Харрисон Фред. Российская модель. Лондон. — Центр стимулирующего налогообложения. С.-Петербург: НИЦ „Экоград“.
  107. А.В. Что такое аграрный вопрос? Серия С.М., 1917 с. 55.
  108. И.В. Аграрно-крестьянская политика России за 150 лет. Крестьяне об общине накануне 9 ноября 1906 года. М.- Фонд экономической книги „Начала“, 1997 — 432 с.
  109. В.В. О закономерностях перехода от индивидуального к коллективному землепользованию в сельском хозяйстве.//Развитие форм хозяйствования АПК в условиях рыночных отношений. М.- 1993 с. 83−87.
  110. В.П. собственность. М.- Экономическая энциклопедия. 1979. Т. 3 с. 570.
  111. Экономика русской цивилизации/Составитель О. А. Платонов. М, — „Родник“, 1995 — с 95−99.Р1.cryjiiipoiuiinc земельных отношений п злкоиодательстие Германииша законодательства1 .'
  112. Земельные отношения I) Германии регулируются НС одним, я несколькими законами. Прежде всего, эго Конституция ФРГ, а также Германское Гражданское Уложение (18%г. с изменениями).
  113. Кроме того, п ФРГ дейст вует рядзаконов, регулирующих тс пли1. Kin.1с стороны земельныхотношении, например, 1. Закон об упорядочениисельскохозяйственных земель-1. Закон о планированииградостроительства и развитиигородского хозяйства-
  114. Закон о приспособлении сельскогохозяйства (1991г.) —
  115. Закон о поземельной книге-1. Закон об обороте земель-1. Строительный кодекс-1. Закон о наследуемом правезастройки-
  116. Закон о сделках, связанных с земельными участками- Закон об объявлении и рекламации договоров о сельскохозяйственной аренде {9Цг.)1. Фирмы еоПс IIICIIIIOC I и.2.~.1. Пиды земельз.
  117. Частная собственность, наследуемая, но закону (частная собственность гарантирована Конституцией ФРГ, ст. И).
  118. I laiiM пли аренда земли. Субаренда. преимущественно для сельскохозяйственного использования, в т. ч. о садоводства).3. 11ол“. зование вещными правами па чужой земельный участок (ccpBiiiyn.i, ипотека и Лр.).
  119. Осуществление вещных прав приравненных к нраву собственности, например, наследуемого право застройки. продолжение приложении 111 .) a it, а собственника (продолжение)1.IllZilZIlIZl
  120. Права, связанные с правом собственности на земельный участок.
  121. Права по устранению любого вмешательства и защите своего права (например, право требовать запрет строительства сооружении па соседнем участке и т. д.).
  122. Oiрапп’штелн на землепользование (продолжение)б. .» .~1. ОПщис
  123. Согласно Конституции (ст. 14), собственность обязывает. Ге использование должно одновременно служить общему благу.
  124. Механизм купли-продажи (продолжение)".~7.
  125. Ирана собственника (продолжение)" ."s.
  126. Ограничители на землепользование (up одолжение)
  127. Механизм купли-продажи (продолжение)1. Н l. i и оды (продолжение)8.
  128. Т.н. вышвпое производство (пар. 927 Г ГУ): Собстнепнпк можег быть лишен сноих прап, если другое дппо ндадедо участком как собстнепнпк н течение 30 лет при наличии соотпетстпуюших записей н поземельной книге.
  129. Поземельный долг (пар. 1191, пар 1199 ГГУ):
  130. Такое обременении, чтобы дину, н пользу которого оно устанонлено, была иыплачена определенная денежная сумма за счет стоимости. земельного участка (если ныплачпнаютсл периодические платежи это рента).
  131. Права собственника (продолжение)5.
  132. Ограничители на землепользование (продолжение)б.".™
  133. Механизм купли-продажи (продолжение)1. У. и ы11 од 14продолжение)
  134. Прано па пространстио, находящееся над попсрхпостыо земельного участкаи недра земли иод ним.
  135. Регулирование земельных отношении о законодательстве Китайской Народной Республики1. Форма законодательства.1.".".
  136. Земельные отношения и Китайской Народной Республике регулируются несколькими законодательными актами. Прежде всего, это Конституции (принята на 5-ii сессии Всекитайского собрании народных представителен пятого созыва 4 декабря 1982 года).
  137. Государственная собственность.
  138. Коллективная собственность. Земля в городах принадлежит государству.
  139. Земля в деревнях и пригородах является коллективной собственностью, за исключением участков, принадлежавших, но закону государству.
  140. Земля под жилыми постройками, приусадебные, земельные и горные участки являются коллективной собственностью. Имеете с тем, государство в соответствии с законом может реквизировать земли на общественные нужды.
  141. Как таковой частой собственности на землю и Китайской Народной Республике ист.
  142. В то же время трудящиеся, участвующие и коллективных сельскохозяйственных организациях, имеют право в пределах, установленных законом, хозяйствовать на приусадебных земельных я горных участках, заниматься домашним промыслом к разводить собственный ског.
  143. Ограничители па землепользование. 6.
  144. В Китайской Народной Республике поощряется аукционная продажа права пользования залежными и целинными землями.
  145. Земли сельскохозяйственных предприятий по их пидам и угодьям на 01,01.1996 г.
  146. Наименование Общая в том числе
  147. Мо№ с-х предприятий площадь. Пашня Мн. насажд. Сенокосы Пастбища С-х угодий Леса Кустарники Под водой Бопота Прочие0/11 праоооой ciaiyc та га % га % га % га % га % га % та % га % га % га %
  148. Совхозы (пользование} 123 752 79 142 64,0 569 0,5 9695 7,8 13 946 11,3 103 352 83.5 11 720 9.5 1146 0,9 1542 1.2 715 0,6 52 77 4.32 11ИИ и учебных заведений 56 239 30 012 66,6 210 0,4 4403 7,6 5317 9,1 40 750 83,7 4164 7,1 414 0,7 1209 2.1 170 0,3 3532 6,1
  149. Подсобные хоз-ва ирелиг. обилии 57 546 28 418 49,4 962 1.7 5915 10.3 4198 7.3 39 493 68,6 6650 11.6 874 1,5 3031 5,3 3163 5,5 4329 7,5
  150. Рыбхозы 5389 11 0,2 0,0 163 3,0 97 1.0 271 5,0 317 5.9 289 5,4 4300 79.8 114 2.1 98 1.8
  151. Племенные (животноводческие) 720 18 760 75,9 21 0,1 655 2,6 1919 7,0 21 355 86/1 1974 0,0 87 0.4 210. 0,0 38 0,2 1056 4,3
  152. С 11игомнико (юдчсские 4424 1550 35,0 342 7,7 59 1,3 222 5,0 2173 49,1 400 11,0 19 0.4 260 5,9 47 1,1 1437 32,5
  153. Птицеводческие 10 934 6953 63,6 0,0 615 5.6 636 5,0 0204 75,0 1309 12,0 129 1,2 164 1,5 81 0,7 1047 9,6
  154. Итого по государственным и муниципальным предприятиям 205 006 173 646 60,9 2112 0,7 21 505 7,5 26 335 9,2 223 590 70,5 26 630 9,3 2958 1,0 10 716 3,8 4328 1,5 16 776 5,9
  155. С-х коомератиоы 9/723 60 401 70,0 318 0,3 4351 4.5 6614 8.8 1 604 83,6 0937 9,1 604 0,6 1460 1,5 332 0,3 4698 4.8
  156. ЮО.ЛО и ООО 1237G19 706 153 63.5 3211 0,3 102 102 8,3 122 440 9.9 1 013 906 81.9 138 524 11.2 12 017 1.0 19 119 1,5 5569 0.4 4 7604 3,8
  157. Ассоциации крестьянских хоэ-о 372−1 3163 04,9 0 0,0 323 8,7 231 6,2 3717 99,8 6 0,2 0,0 0.0 1 0,0 0,01 1 Крестьянские хозяйства 69 085 51 884 75,1 27 0,0 5081 7.4 5633 8,2 62 625 90,6 3870 5,6 384 0,6 178 0,3 143 0.2 1877 2.7
  158. Итого по с-х предприятиям с мастной собственостыо 1 408 151 909 601 64,6 3556 0,3 111 937 7,9 136 918 9,7 1 162 012 02,5 151 345 10,7 13 805 1,0 20 765 1,5 6045 0,4 54 179 3,8
  159. Итого по с-х предприятиям 1 693 157 1 003 247 64.0 5660 0,3 133 442 7,9 163 253 9,6 1 305 610 01.0 177 975 10,5 16 763 1,0 31 401 1,9 10 373 0.6 70 955 4.2
Заполнить форму текущей работой