Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование педагогической деятельности в аспекте социализации личности дошкольникав определении методов научно-педагогических исследований, с помощью которых изучается уровень сформированности социальных умений детей дошкольного возраста. Разработка и реализация содержания процесса формирования социальных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы социализации личности дошкольника
    • 1. 1. Социализация личности дошкольника как социально-педагогическая проблема
    • 1. 2. Научные подходы к социализации личности дошкольника средствами этикета
    • 1. 3. Модель формирования социальных умений дошкольника средствами этикета
  • Глава 2. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы по формированию социальных умений дошкольника средствами этикета
    • 2. 1. Определение исходного уровня сформированности социальных умений у дошкольников
    • 2. 2. Педагогические условия формирования социальных умений дошкольников средствами этикета в воспитательно-образовательном процесс детского сада
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию социальных умений детей дошкольного возраста средствами этикета

Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время социализация личности является важной составляющей системы образования. Это самое широкое понятие среди процессов, характеризующих воспитание личности. Проблема социализации детей в образовательных учреждениях и, в частности, в дошкольных учреждениях вызывает большой интерес ученых и практиков, что находит свое отражение в многочисленных психолого-педагогических исследованиях.

Несмотря на значительное число работ, в которых изучались проблемы социализации личности, педагогические возможности использования средств этикета в этом процессе не были объектом пристального внимания. Вместе с тем, социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, заложенным в этикете, позволяющем быть успешным в социальном взаимодействии.

В каждый исторический период такие правила определялись философами, учеными, государственными деятелями. Первый известный трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», изданный в 1204 году, был сочинён испанским священником Педро Альфонсо. Книга была предназначена для духовенства. На её основе позднее выходят пособия по этикету в Англии,.

Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В их содержании преобладали правила поведения за столом. Затрагивались и другие вопросы порядок ведения бесед, приёма гостей. Эти правила считались пригодными и для дипломатов. В средние века сфера применения этикета в международном общении расширилась. Всё чаще общаются между собой по правилам этикета не только дипломатические представители, но и коронованные особы, дворяне, купцы, учёные и странствующие студенты. Законодателем правил этикета в начале и середине Средневековья была церковь, а в позднее Средневековье королевские дворцы Парижа, Лондона и других европейских столиц. Так, в.

России артиллерийское и морское образование, которое ввёл Пётр Первый для дворян, впоследствии было дополнено школой светских манер. Самой з популярной стала книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» — своего рода учебник этикета, неоднократно перепечатывавшийся в XVIII веке.

Ученые рассматривают этикет не только как специфическую коммуникативную систему и особую форму поведения, но и как определенную систему знаков. Любой акт общения предполагает наличие, по меньшей мере, двух партнеров, имеющих определенный коммуникативный статус. Коммуникативные роли участников общения взаимно обусловленыс одной стороны, они определяются их половозрастными и социальными ролями, а с другой — задаются самой ситуацией общения.

Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую и воспитательную функции. Знания правил этикета необходимы и государственным деятелям, и широким народным массам, и узко обозначенным социальным группам. Поэтому обучение детей правилам и нормам поведения, принятым в обществе, является одной из важных задач в системе образования и воспитания подрастающего поколения, способствует успешной социализации личности.

В настоящее время издано большое количество литературы по современному этикету, где охватываются самые разнообразные стороны жизнедеятельности человека (работа, быт, отдых, деловая сфера, отношения между мужчиной и женщиной, международные отношения, правила переписки и т. д.). Эта литература становится популярной и востребованной, так как помогает людям в простаивании социального взаимодействия, в более успешном исполнении разнообразных социальных ролей, делает жизнь красивее и приятнее.

Для оптимизации процесса социализации личности в современной педагогической науке ведется поиск условий становления социального опыта, начиная с дошкольного возраста — сензитивного периода развития речи.

J1.C. Выготский), периода, имеющего особую значимость для всего последующего развития человека (A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, 4.

B.C. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.).

Анализ литературы, основных тенденций социализации личности в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике, в теории и практике дошкольного образования позволил обнаружить ряд противоречий, наличие которых затрудняет реализацию задач социализации личности. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между:

— социальной потребностью общества в овладении детьми уже с раннего детства социальным опытом и отсутствием конкретных технологий формирования социальных умений, способствующих успешному выполнению социальных ролей, что, в свою очередь, обеспечивает становление социального опыта личности ребенка;

— объективно существующими возрастными предпосылками усвоения детьми дошкольного возраста норм и правил этикета и недостаточной ориентацией на них в воспитательно-образовательном процессе учреждений дошкольного образованияпотребностями педагогической науки в знаниях о стратегических направлениях и дифференциации методов использования средств этикета в процессе социализации личности дошкольника и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса.

Таким образом, несоответствие между запросами и реалиями современного общества и состоянием теоретического знания по проблеме формирования социального опыта, социальных умений дошкольников средствами этикета, а также стремление разрешить вышеназванные противоречия обусловили научную проблему нашего исследования.

В теоретическом плане это проблема определения подходов к формированию социальных умений дошкольникав практическом планевыявление педагогических условий эффективного формирования социальных умений детей средствами этикета в учебно-воспитательном процессе учреждений дошкольного образования.

Цель исследования — научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования социальных умений дошкольников средствами этикета.

Объект исследования — процесс социализации личности дошкольника.

Предмет исследования — педагогические условия формирования социальных умений детей средствами этикета в дошкольных учреждениях.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения способен обеспечивать более эффективное, в сравнении с имеющейся практикой, формирование социальных умений дошкольника, если будет обеспечено выполнение следующих условий: на основе изучения полиролевого поведения в социуме, теоретических основ и методологических подходов к организации процесса социализации личности ребенка в дошкольном учреждении определено содержание понятия «социальные умения дошкольника" — разработана и внедрена модель формирования социальных умений личности дошкольника средствами этикетаопределены требования к профессиональной компетентности воспитателя по проблеме формирования социальных умений дошкольника средствами этикетавыделена группа критериев для оценки эффективности процесса формирования социальных умений личности дошкольника, определены уровни и соответствующие показатели, методики диагностики по каждому из критериевразработано методическое сопровождение процесса формирования социальных умений ребенка средствами этикета.

Задачи исследования.

1. Осуществить теоретический анализ проблемы социализации личности применительно к исследованиям проблемы формирования социального опыта дошкольника и определить на этой основе содержание понятия «социальные умения дошкольника».

2. Разработать и внедрить модель формирования социальных умений дошкольника средствами этикета, реализующую программу социализации детей в дошкольных учреждениях.

3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности социальных умений дошкольника.

4. Обосновать совокупность педагогических условий повышения эффективности процесса формирования социальных умений личности ребенка средствами этикета.

5. Разработать, апробировать и внедрить программу «В царстве вежливых наук» и методические рекомендации по обучению правилам этикета детей дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные философские теории, концепции, раскрывающие проблемы человеческого существованиясовременные психологические, социологические, педагогические теории и концепции социализации личностиантропологический, средовый и деятельностный подходы к изучению проблемы социализации личности.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

— о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, A.A. Бодалев, Л. П. Буева, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, A.B. Петровский, В. А Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов и др.);

— о социализации личности (Л.П. Буева, Б. З. Вульфов, Н. Ф. Голованова, Л. Ю. Гордин, П. Ф. Каптерев, И. С. Кон, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев,.

A.B. Мудрик, М. И. Рожков, и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют современные подходы к проблемам гуманизации и гуманитаризации образования (А.Г. Асмолов, В. П. Бездухов, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, М. В. Бугуславский, A.B. Кирьякова, Ю. Н. Кулюткин, Ю. В. Сенько,.

B.В. Сериков, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская, E.H. Шиянов, И. С. Якиманская и др.) — концепция поуровневого социального развития личности и теория социально одобряемой деятельности (Д.И. Фельдштейн) — теория социальных эмоций (A.B. Запорожец) — культурологические аспекты воспитания как 7 приобщение детей к ценностям, обеспечивающее восхождение детей к культуре (Н.В. Бордовская, З. И. Васильева, О. С. Газман, И. Н. Емельянова, В. А. Конев, М. С. Каган, И. А. Колесникова, Н. Б. Крылова, A.A. Реан, Е. В. Титова и др.).

Методы исследования. Обзорно-аналитическое исследование психолого-педагогической, социологической и философской литературыэмпирические методы: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, беседатеоретическое моделирование и экспериментальная проверка программыконстатирующий и формирующий варианты экспериментастатистические методы исследования.

Экспериментальной базой настоящего исследования явились: учреждения дошкольного образования № 207 «Эдельвейс», № 193 «Земляничка», № 127 «Гуси-лебеди», № 124 «Мотылек», «Планета детства Лада» г. Тольятти.

Исследование проводилось с 1998 по 2008 гг. в несколько этапов.

На первом этапе (1998;2001 гг.) изучалась психолого-педагогическая, философская, социологическая литература по теме исследования, анализировались нормативные и программные документы федерального и местного значения, изучался и анализировался опыт работы по проблемам социализации личности в различных образовательных учреждениях Тольятти и других городов России. Проведенный анализ научной литературы и исследований, тематически близких нашему, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать задачи. Результатом этого этапа явились формулировка гипотезы, выбор методологии и методов исследования, обоснование его программы, разработка методики проведения констатирующего эксперимента.

На втором этапе (2002;2006 гг.) проводился эксперимент, направленный на уточнение и проверку гипотезы исследованияконкретизировались содержание, формы и методы процесса формирования социальных умений детей дошкольного возраста средствами этикетаанализировались и систематизировались полученные данные.

Третий этап (2007; 2008 гг.) — теоретическое осмысление, анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, публикации материалов. Результаты исследования оформлялись в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования: конкретизировано содержание понятия «социальные умения дошкольника» (содержание образуют освоенные субъектом способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, необходимые для исполнения им определенной социальной роли (культурного человека за столом во время приема пищисобеседникасобеседника по телефонудругаэкскурсантадарителя и получающего подаркипокупателя в магазинезнакомящегося и знакомящегоопрятно одетого в соответствии с социальной ситуацией человекапассажира в пассажирском транспортезрителя в кино и театре и другие) — теоретически обоснована и апробирована модель процесса формирования социальных умений детей дошкольного возраста средствами этикета (модель раскрывает основные этапы, в рамках которых можно осуществлять процесс формирования социальных умений ребенка, определяющих цели, содержание, методы и формы, педагогические условия и результаты данного процесса);

— обоснованы основные подходы к процессу формирования социальных умений детей средствами этикета (антропологический, средовый и деятельностный) — определены критерии сформированности социальных умений дошкольников на основе соотношения средств этикета и социальных ролей («поведенческий» и «коммуникативный»), уровни и их показатели;

— определены педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать социальные умения дошкольника средствами этикета.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют осуществлять многоаспектный подход к решению проблемы гуманизации дошкольного образованиярасширяют научные представления о 9 механизмах социализации личности дошкольника. Создана теоретически и организационно обоснованная программа формирования социальных умений детей дошкольного возраста средствами этикета, в которой выделены теоретические принципы ее конструирования, определены педагогические условия формирования социальных умений, разработано содержание с учетом диагностических данных, определено организационно-временное пространство реализации программы с учетом индивидуальных особенностей детей.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование педагогической деятельности в аспекте социализации личности дошкольникав определении методов научно-педагогических исследований, с помощью которых изучается уровень сформированности социальных умений детей дошкольного возраста. Разработка и реализация содержания процесса формирования социальных умений личности дошкольника являются фактором обновления содержания учебно-воспитательного процесса в системе дошкольного образования и его гуманизации. Представленные в исследовании эмпирические данные и сделанные на их основе обобщения могут быть использованы при подготовке педагогических кадров к работе в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, при переподготовке в системе повышения квалификации работников образования, а также могут быть учтены в циклах лекций по дошкольной педагогике, по социальной педагогике, в содержании спецкурсов и спецсеминаров. Разработана авторская программа «В царстве вежливых наук», которая может быть использована в обучении студентов — будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Достоверность результатов обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемепроведением исследования на теоретическом и практическом уровняхадекватностью использованных для избранной сферы анализа взаимодополняющих методов исследованиямноголетней практической работой и возможностью ее воспроизведения.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Социализация рассматривается как самое широкое понятие среди процессов, характеризующих воспитание личности. Начиная с дошкольного возраста, формирование социальных умений, которые рассматриваются как освоенные субъектом способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, необходимые для исполнения им определенной социальной роли, способствует успешному исполнению социальных ролей, что является одним из механизмов социализации личности.

2. Создание модели процесса формирования социальных умений детей дошкольного возраста средствами этикета позволяет выявить: содержательно-организационный аспект данного процесса в соответствии с логикой развития самого ребенкааспект насыщения предметно-средового пространства для осуществления игровой и познавательной деятельности дошкольника в процессе обучения этикетуприоритет субьект-субьектного взаимодействия между воспитателем и детьминеобходимость слаженного, тесного сотрудничества педагогического коллектива и семьи.

3. Процесс формирования социальных умений дошкольника должен строиться с учетом антропологического, средового и деятельностного подходов и оцениваться по критериально ориентированной системе специальных показателей, иллюстрирующих уровень осознания ребенком этикетных норм поведения (норм внешнего вида, столового этикета, речевого этикета, норм поведения в общественных местах), способствующих его успешной социализации.

4. Основными педагогическими условиями, соблюдение которых способствует формированию социальных умений дошкольников средствами этикета, являются: разработка и внедрение программы «В царстве вежливых наук», состоящей из двух частей, первая из которых ставила цель формирование социальных умений, необходимых для комфортной и безопасной жизнедеятельности ребенка, а вторая — формирование социальных умений, необходимых для социального взаимодействияопределение требований к профессиональной компетентности воспитателя по проблеме.

11 формирования социальных умений дошкольника средствами этикетаразработка методического сопровождения процесса формирования социальных умений ребенка средствами этикетасоздание предметно развивающей средыорганизация взаимодействия с родителями.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были обсуждены и одобрены на межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы развития дошкольного образования в условиях поликультурной среды» (Чебоксары, 2001 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности в процессе непрерывного художественного образования» (Ульяновск, 2005 г.) — Международной научно-практической конференции «Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке» (Ульяновск, 2005) — городском семинаре «Развитие семейных ценностей посредством музея семьи» (Тольятти, 2006). Основные результаты диссертации опубликованы в 12 научных работах, в том числе 2 — из списка изданий, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 144 страницы машинописного текста, 7 рисунков, 11 таблиц, 12 диаграмм, библиографический указатель, включающий 258 наименования, из них 7 на иностранных языках, а также 9 приложений.

Выводы.

1. Обоснованы критерии и показатели сформированности социальных умений дошкольника. Принципиально важным при этом явилось доказательство того, что формирование социальных умений детей дошкольного возраста средствам этикета охватывает все сферы личности: когнитивную, в которой она получает знания о нормах и правилах этикетаэмоциональную, где формируются ее отношение к культуре поведениядеятельностную, предполагающую овладение основными социальными умениями, связанными с этикетными нормами и правилами. Отсюда определение уровней сформированности социальных умений в структуре личности дошкольника следует осуществлять по критериям: поведенческий и коммуникативный. Каждому из этих критериев соответствуют определенные показатели, по наличию которых можно судить о высоком, среднем или низком уровнях сформированости социальных умений дошкольника.

2. Установлено, что соблюдение следующих педагогических условий способствует реализации модели формирования социальных умений дошкольников: разработка программы «В царстве вежливых наук», приоритетным направлением которой является формирование социальных умений детей дошкольного возрастатребования к профессиональной и этикетной компетентности воспитателя дошкольного учрежденияразработка методики диагностики уровней сформированности социальных уменийсоздание предметно-развивающей средывзаимодействие с родителями.

3. Осуществлена апробация предложенной модели формирования социальных умений дошкольников средствами этикета. По результатам опытно-экспериментальной работы была установлена положительная динамика по всем диагностируемым показателям. Данные формирующего эксперимента сопоставлялись с данными констатирующего эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной из важнейших задач общества на современном этапе является реформирование образовательной системы с целью ее гуманизации и гуманитаризации. Новая парадигма педагогики обозначила главную ценность — развитие личности человека, его индивидуальности. Гуманизация педагогического процесса в основу общения с ребенком положила субъект-субъектные отношения. В результате образования должна сложиться своеобразная готовность в жизни. Современный человек должен быть хорошо социализирован. Дошкольное образование, опираясь на принципы гуманизма, должно стать источником формирования социального опыта ребенка, способствующего его успешной социализации. Именно поэтому очень важным сейчас является поиск путей совершенствования процесса формирования социальных умений детей дошкольного возраста разными средствами, в том числе и средствами этикета.

Идея формирования социальных умений дошкольников средствами этикета является отображением тенденции перехода содержания образования к личностно — ориентированному, который обеспечивает единство и связь социокультурного пространства и развивающейся личности. В результате раскрытия того, что проблема формирования социальных умений дошкольников является важной социально-педагогической проблемой, т.к. социализация личности в настоящее время рассматривается как центральный компонент системы воспитания и образования, обосновано, что приобщение детей к нормам и правилам этикета создает условия для осознания ими значения социального опыта в жизни человека, способствует успешному выполнению возрастной социальной роли.

В основе процесса формирования социальных умений детей дошкольного возраста средствами этикета лежат положения педагогической науки о том, что: высшей ценностью и целью воспитания является человек, предназначение и подлинные возможности в плане его.

114 самореализации. Человек как субъект социальных отношений и сознательной созидательной деятельности должен быть хорошо социализирован в современном мире;

• стратегию современного образования составляют идеи о процессе становления личности, развивающейся в отношениях к другому и самому себе и в деятельности. Деятельность — изначально принадлежность ребенка как сущностное определение его в социальном мире. Она составляет условие, средство, цель и результат его взросления;

• развитие ребенка в деятельности и деятельностью происходит в естественно-культурной среде, которая создает условия для становления его человеческих свойств. Среда, являющаяся источником развития ребенка, включает в себя не только характеристики определенного конкретно-исторического общества, но и сферу деятельности окружающих ребенка взрослых и других детей.

В процессе теоретического анализа было обосновано, что методологической основой решения проблемы формирования социальных умений детей дошкольного возраста средствами этикета являются антропологический, средовый и деятельностный подходы.

В ходе исследовательских поисков было конкретизировано научное представление о содержании понятия «социальные умений дошкольника», которые рассматриваются как освоенные субьектом способы выполнения действий, необходимых ему для исполнения определенной социальной роли (роль культурного человека за столом во время приема пищи, роль опрятно одетногго, одетого в соответствии с социальной ситуацией человека, роль дарителя, рользнакомящегося (знакомящего), роль собеседника по телефону, роль экскурсанта на выставке, в музее).

В процессе исследования были обоснованы критерии и показатели сформированности социальных умений дошкольника. Определение уровней сформированности социальных умений в структуре личности дошкольника следует осуществлять по критериям: поведенческому и коммуникативному.

Каждому из этих критериев соответствуют определенные показатели, по наличию которых можно судить о высоком, среднем или низком уровнях сформированости социальных умений дошкольника.

Исследуя уровни сформированности социальных умений дошкольников средствами этикета в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы установили, что результаты обследования и в контрольных и в экспериментальных группах на данном этапе не имели больших отличий в своих показаниях. Поступая в дошкольное образовательное учреждение, ребенок уже имеет определенный уровень сформированности социальных умений, связанный со знанием и применением правил этикета, который он получил в семье. Низкий уровень сформированности социальных умений, связанных с взаимодействием, определяемый коммуникативным критерием, свидетельствует о том, что требуется кропотливая работа всего педагогического коллектива по организации процесса формирования социальных умений.

Одним из центральных вопросов исследования была проблема обоснования модели формирования социальных умений детей дошкольного возраста средствами этикета.

Модель формирования социальных умений дошкольника включала в себя взаимосвязанные, последовательно сменяющие друг друга два этапа, на каждом из которых были определены цели, отобрано содержание, выбраны методы, средства и формы его организации. На первом этапе — знакомство с.

Царством вежливых наук" была поставлена цель — способствовать принятию детьми роли — образца поведения, одобряемого окружающимисориентировать детей средствами этикета в правилах поведения, которые необходимо соблюдать для успешной и безопасной жизнедеятельности в окружающей среде. Целью второго этапа — активное овладение правилами «Царства вежливых наук» было способствование освоению детьми с помощью средств этикета ролевого поведения с сфере отношений, имеющей главенствующее значение в жизни каждого ребенкаоказать помощь в восприятии и осознании этикетных норм поведения субъектов сферы отношенийвозбудить интерес к не применению своих социальных умений в разных жизненных ситуациях.

Содержание каждого этапа модели формирования социальных умений дошкольников средствами этикета подчинено вышеуказанным целям. Последовательность перехода от одного этапа к другому обеспечивает преемственность между ними. Характер перехода от одного этапа к другому обусловливает «вектор» движения детей к формированию социального опыта, способствующего успешной социализации ребенка.

Для реализации представленной модели необходимо использовать совокупность общих и частных педагогических условий. К группе общих относятся условия, которые оказывают влияние на целостный процесс и могут быть использованы в любой другой системе: методологическое обеспечение, которое заключается в выборе теоретических основ для организации процесса формирования социальных умений дошкольника средствами этикета, в использовании научных методов исследования, которые позволили давать объективные сведения о значении формирования социальных уменийматериальное обеспечение, которое призвано создать условия для организации и проведения образовательного процесса дошкольного учрежденияпрограммно — методическое обеспечение процесса формирования социальных уменийорганизационно-управленческое обеспечение, которое способствует решению комплекса организации и проведения образовательного процесса дошкольного учреждениякадровое обеспечение процесса формирования социальных умений детей дошкольного возраста, которое помогает совершенствовать педагогическое мастерство, способствующее организации ценностного взаимодействия.

На группе общих условий базируются частные условия, направленные на формирование социальных умений детей дошкольного возраста средствами этикета: создание модели формирования социальных умений дошкольниковразработка программы «В царстве вежливых наук», приоритетным направлением которой является формирование социального опыта дошкольника средствами этикетавзаимодействие с родителями. Итоговый этап эксперимента наглядно продемонстрировал, что произошла положительная динамика по всем диагностируемым показателям.

Выполненное нами исследование проблемы формирования социальных умений детей дошкольного возраста средствами этикета вносит определенный вклад в решение задач гуманизации образования. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено, в частности, исследование формирования социального опыта на разных уровнях системы образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азбука вежливости: знакомство с окружающим миром (для дошк. возраста) / текст И. Сыроваткиной. — Рн/Д: Феникс, 1997. — 1. BN 585 880−560−4.
  2. Азбука этикета. Развивающие игры. Лото: пособ. для дошкольного и начального школьного обучения / под ред. Н. В. Писаренко. М.: Умка, 2007. — (Умка — развивающие игры). — ISBN 760 188.
  3. Азы этикета: о правилах хорошего тона / сост. и ред. С. И. Банюлис. — Тольятти: Анфас, 1997. 360 с. — ISBN 5−86 403−006−6.
  4. Актуальные проблемы дошкольного образования: сборник научных трудов / сост. И. В. Груздова, И. В. Руденко, О. А. Еник. Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2001. — .239с.
  5. . Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. 1974. — № 4. — С. 18 — 37. ISSN 0042−8841.
  6. В. Ф. Золотая книга этикета / В. Ф. Андреев. 2-е изд., исправл. и доп. — М.: Вече, 2004. — 398 с. — ISBN 5−9533−0350−5.
  7. И. М. Магия общения : история и практика этикета / И. М. Анисимова. М.: Издательский дом «Звонница-МГ», 2004. — 478 с. -ISBN 5−88 093−137−4.
  8. И. М. Хорошие манеры для детей / И. М. Анимсимова. — СПб.: Аквариум: Дельта, 1996. 350 с. — ISBN 5−85 684−072−0.
  9. JI. Г. Развитие речи. Уроки риторики: популярное пособие для родителей и педагогов / JI. Г. Антонова. Ярославль: Академия развития, 1997. — 220 с. — ISBN 5−7797−0034−6.
  10. Ю.Анцыферова JI. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / JI. И. Анцыферова — отв. ред. JI. И. Анцыферова. М.: Наука, 1987. — С. 3−18.
  11. П.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей. -2 -е119изд., испр. и доп. М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 126 с. — ISBN 5 — 86 775 — 098— 1.
  12. О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников : метод, пособие для воспитателей / О. Ю. Безгина. М.: Мозаика-синтез, 2005 (Домодедово: ДНК). — 34, 2. с. — (Библиотека воспитателя). — ISBN 586 775−253−4.
  13. JI. А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Белашова. М., 2004. — 21 с.
  14. В. Г. О детских книгах / В. Г. Белинский // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 9 т. Т. 3 / В. Г. Белинский. М.: Худож. лит., 1978.-С. 62−63.
  15. В. Г. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т. 4 / В. Г. Белинский. М., 1954. — 674 с.
  16. Г. В. В царстве Вежливых наук : программа и методические рекомендации по обучению правилам этикета детей дошкольного возраста / Г. В. Белокурова. Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2001. — 120 с.
  17. Т. В. Тендерная психология : учебное пособие / Т. В. Бендас. -СПб.: Питер, 2006. 430 с. — (Учебное пособие). — ISBN 5−94 723−369-Х.
  18. Л. С. Этикет для малышей или «Что такое хорошо и что такое плохо?» / Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. Рн/Д: Феникс, 2003. — 280 с. — (Школа радости). — ISBN 5 222 031 519.
  19. И. И. Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания, в России, обоего пола благороднаго и мещанскаго юношества- с прочими в пользу общества установлениями. — СПб.: Тип. И. К. Шнора, 1789−1791.
  20. Н. Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. -Екатеринбург: АРГО, 1997. 190 с. — ISBN 5−85 956−056−7.
  21. Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте / Л.120
  22. И. Божович. М., 1968. — 115 с.
  23. JI. И. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения / JI. И. Божович, JI. И. Славина, Т. В. Евдовицкая // Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С. 55−68. — ISSN 0042−8841.
  24. JI. И. Что такое воля / JI. И. Божович // Семья и школа. 1981. -№ 1. — С. 32−35.-ISSN 0131−7377.
  25. JI. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / JI. И. Божович // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 23−24. — ISSN 428 841.
  26. Большая книга обо всём на свете: энциклопедия для самых маленьких: для младшего школьного возраста / авт. рус. текста Е. Карганова и др. -Москва: Астрель: ACT, 2007. 268 с. — ISBN 978−5-17−39 562−0.
  27. . В. Поговорим о воспитанности : книга для подростков / Б. В. Бушелева. -М.: Просвещение, 1980. 192 с.
  28. В поисках смысла / сост. А. Е. Мачехин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 908, 3. с. — (Мудрость тысячелетий). — ISBN 5224−5 052−9.
  29. О. Уроки вежливости : этикет для детей / О. Вакса, С. Потапов. -М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. 143 с. — ISBN 5−7805−0783-Х.
  30. Э. Этикет : пер. с англ. В 2 кн. / Э. Вандербильт. М.: АО «Авиаль», 1996. — 480 с. — ISBN 5−250−2 578−1.
  31. Васильева-Гангнус JI. П. Азбука вежливости: для дошк. и мл. шк. возраста. / JI. П. Васильева-Гангнус — [илл. С. Алимова]. М.: Изд. дом «Росмэн», 1996. — 126 с. — ISBN 5−257−17−2.
  32. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 494 с. — ISBN 5−7695−0084−0.
  33. JI. А. Восприятие и обучение / JI. А. Венгер. М.: Просвещение, 1969.-365 с.
  34. JI. А. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого / JI. А. Венгер, К. Н. Поливанова // Вопросы психологии.1988. № 4. — С. 56−63. — ISSN 0042−8841.121
  35. JI. А. Психология : учебное пособие для учащихся пед. училища по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1988. — 335 с. — ISBN 5−09−760−8.
  36. В. И. О деловой этике и этикете / В. И. Бенедиктова. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 175 с. — ISBN 5−87 759−002−2.
  37. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / авт.-сост. Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.: АРКТИ, 2003.-11 е.-ISBN 5−89 415−318−2.
  38. С. М. Профессиональное образование : словарь: ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НПЦ СПО, 1999. — 535 с. — ISBN 5−89 714−013−8.
  39. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждений и родителей / Т. Н. Доронова и др. 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2006. — 190 с. — ISBN 5−09−15 538−0.
  40. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / М. В. Матюхина и др. М.: Просвещение, 1984.-256 с.
  41. . С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. Учебное пособие. Научн. Ред.-Волков Б. С. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. — 102 с. — ISBN 5 — 85 449−033 — 1.
  42. Все об этикете или Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. Рн/Д: Феникс, 1995. — 510 с. — ISBN 5−85 880−056−4.
  43. JI. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / J1. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 76. — ISSN 428 841.
  44. JI. С. История развития высших психических функций / JI. С. Выготский // Выготский JI. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3 / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — С. 5−328.
  45. JI. С. Кризис 7 лет / JI. С. Выготский // Выготский JI. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / JI. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1984. С. 376−385.
  46. JI. С. Орудие и знак в развитии ребенка / JI. С. Выготский // Выготский JI. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 6 / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — С. 5−90.
  47. JI. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4: Детская психология / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  48. Галина JL Вежливость воспитывается вежливостью: обучение речевому этикету / JI. Галина // Ребенок в детском саду. 2001. — № 2. — С. 49−55.
  49. Р. X. Этноэтикет в воспитании дошкольников / Р. X. Гасанова. -Уфа, 2002.-42 с. ISBN 5−7159−0581−8.
  50. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /123
  51. С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 447 с. — ISBN 5−88 527−082−1.
  52. Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня / Н. Ф. Голованова. СПб.: Детство-пресс, 2002. — 154 с. — ISBN 5−89 814−149−9.
  53. Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ф. Голованова. — СПб.: Спец. лит., 1997. 189 с.-ISBN 5−87 685−037−3.
  54. Е. Вечеринки : для девочек / Е. Гудкевич. М.: Олимп: Премьера, 2000. — 204 с. — ISBN 5−8195−0063−6.
  55. И. Е. Этикет от, А до Я / И. Е. Гусев. Минск: Харвест, 1999. -463 с.-ISBN985−433−675−1.
  56. В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. — 614 с. — ISBN 5−87 322−714−4.
  57. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : избранные статьи / В. И. Даль — под ред. JI. В. Беловинского. М.: OJIMA-Пресс Образование, 2004. — 949 с. — ISBN 5−94 849−650−3.
  58. В. И. Толковый словарь русского языка : современная версия / В. И. Даль. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 639 с. — ISBN 5−04−7 976−1.
  59. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: метод, рекомендации: кн. для учителя / Т. А. Ладыженская и др. — под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1995. — 94 с. — ISBN 5−09−6 373−7.
  60. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: метод, рекомендации: кн. для учителя / Т. А. Ладыженская и др. — под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1995. — 94 с. — ISBN 5−09−6 373−7.
  61. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, каф. дошк. педагогики — В. И. Логинова и др. 2-е изд., перераб. — СПб.: Акцидент, 1996. — 223 с. — ISBN 588 375−020−6.
  62. Т. Н. Игра в дошкольном возрасте / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева. — 3-е изд. М.: Воспитание дошкольника, 2002. — 127 с.
  63. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / В. И. Логинова и др. — под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 287 е.
  64. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: метод, рук-во для работников дошк. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. — 223 с. — ISBN 58 252−18−5.
  65. Л. Развитие у детей коммуникативных способностей./Л. Дубина// Дошкольное воспитание. 2005. — № 1.- С 3 — 10. — ISSN 0012 — 561Х.
  66. . О. В. Социокультурная среда дошкольника: учебнометодическое пособ. для студентов и воспитателей / О. В. Дыбина, И. В.125
  67. , О. А. Сергеева. Тольятти, 2001. — 128 с.
  68. Е. Путешествие в Страну этикета : Конспект дидактического занятия-развлечения по закреплению правил этикета и культуры общения (ст. группа д/с) / Е. Елизарова // Дошкольное воспитание. -1999.-N 11.-С. 58 —64 .-ISSN 0012−561.
  69. Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. № 10 — 1980. — С. 16 — 24. -ISSN 0012−561.
  70. В. В. Этикет для девочек / В. В. Иванова. М.: Премьера: ACT, 1999. — 169 с. — ISBN 5−236−634−1.
  71. В. В. Этикет и антиэтикет : книга для стильной молодежи: для шк. возраста / В. В. Иванова. М.: Лабиринт-К, 1999. — 382 с. — ISBN 57 811−0077−6.
  72. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т. Н. Доронова и др. -М.: Просвещение, 2007. — 302 с. — ISBN 5−09−14 919−4.
  73. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И.
  74. Алиева и др.- отв. ред. Л. Е. Курнешова. 2-е изд. — М.: Карапуз, 2002.126- 304 с. ISBN 5−8403−0284−8.
  75. Истомина 3. М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте / 3. М. Истомина//Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып. 14. — С. 51−88.
  76. Д. Н. Обучение и игра : введение в активные методы обучения: учеб. пособие для учителей / Д. Н. Кавтарадзе. М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1998. — 191 с. — ISBN 5−89 502−015−1.
  77. Как украсить стол за 10 минут: оригинальные решения / пер. с англ. А. Н. Поповой -М.: Ниола XXI-й век, 2000. 128 с. — 1−55 870−525−2.
  78. Е. Хорошие манеры : для ст. дошк. возраста / Е. Карганова. -М.: Планета детства, 2000. 45 с. — ISBN 5−17−825−2.
  79. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всерос. конф. / ред.-сост. Т. И. Оверчук. М.: ГНОМ и Д, 2004. — 239 с. — ISBN 5−296−290−3.
  80. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всерос. конф. / ред.-сост. Т. И. Оверчук. М.: ГНОМ и Д, 2004. — 239 с. — ISBN 5−296−290−3.
  81. М. Ю. Формирование нравственно-волевых качеств ребенка / М. Ю. Кистяковская // Дошкольное воспитание. 1978. — № 1. -С. 23−26.-ISSN 0012−561.
  82. Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с. — ISBN 5 -7797 — 0012 — 5.
  83. JI. П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду : учеб. пособие к спецкурсу / JI. П. Князева. -Пермь: ПГПИ, 1984. 70 с.
  84. JI. П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (к вопросу об усвоении правил поведения) / JI. П. Князева. — Пермь, 1974. 124с.
  85. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флтнта», 1998. 192с.: ил.
  86. Г. А. Воспитывая маленького гражданина : практическое пособие для работников дошк. образоват. учреждений / Г. А. Ковалева. — 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2003. -19 с.- ISBN 5−89 415−304−2.
  87. С. А. Социальное развитие дошкольника : советы родителям / С. А. Козлова. М.: Школьная пресса, 2004 — 24 с. — ISBN 5−9219−0248−9.
  88. С. А. Я — человек: Программа социального развития ребенка / С. А. Козлова. М.: Школьная Пресса, 2005. — 45 с. — (Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников» — Вып. 33). — ISBN 5−9219−0225-Х.
  89. В. В. Культура речи культура поведения / В. В. Колесов. — JL: Лениздат, 1988. — 271 с. — ISBN 5−289−151−4.
  90. Л. Программа социального развития./ Л. Коломийченко// Дошкольное воспитание. 2005. — № 1. — с. 9 — 18. -ISSN 0012 — 561Х.
  91. М. М. Воспитание полезных навыков и привычек у детей / М. М. Кольцова, А. Н. Знаменская. М., 1965. — 35с.
  92. М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей / М. М. Кольцова- отв. ред. Э. А. Асратян. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. — 164 с.
  93. Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет / Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. 3-е изд. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с. — ISBN 5−93 134−183−8.
  94. Т. С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ : учеб.-метод. пособие / Т. С. Комарова, О. Ю. Филлипс. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 127 с. — ISBN 5−93 134−272−9.
  95. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи / И. С. Кон. -М.: Знание, 1988. 63 с.
  96. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
  97. Е. В. Я и другие: программа с методическими рекомендациями для психологов / Е. В. Котова. — Тольятти:
  98. Издательство Фонда «Развитие через образование», 2005. 60 с.
  99. Краткий психологический словарь / ред.-сост. JI. А. Карпенко — под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Рн/Д.: Феникс, 1999. — 512 с. — ISBN 5−222−239-Х.
  100. Т. Ф. Этика и этикет : эксперим. учеб. пособие для учащихся ст. кл. гимназий, лицеев, колледжей и шк. гуманитар, профиля / Т. Ф. Кругляницо. М.: Аз, 1995.- 157 с.
  101. О. А. Искусство и целостная картина мира / О. А. Куревина. М., 1998. — 102 с.
  102. О. А. Прекрасное рядом с тобой. 3 класс / О. А. Куревина, Е. А. Лутцева. М.: Баласс, 2007. — 63 с. — ISBN 978−5-85 939−597−2.
  103. И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников : учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2003. — 224 с. — ISBN 5−691−654−1.
  104. И. Н. Увлекательное путешествие в страну хороших манер : пособие для детей старшего дошкольного возраста / И. Н. Курочкина.. М.: Просвещение, 2007. — 63 с. — ISBN 978−5-09−15 888−6.
  105. И. Н. Этикет для детей и взрослых : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Курочкина. М.: Академия, 2001. 252 с. — ISBN 5−7695−0807−8.
  106. И. Путешествие в страну хороших манер : для детей дошк. и мл. шк. возраста / И. Курочкина. М.: Просвещение, 2007. — 63 е. — ISBN: 978−5-09−15 888−6.
  107. И. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И. Курочкина // Дошкольное воспитание. -2003.-N 11.-С. 113−117.-ISSN 0012−561Х.
  108. Н. Б. Авторская программа «Воспитание культурой». Дошкольники в музее / Н. Б. Кутьина. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. 68 с. — ISBN 5−93 572−073−6.
  109. Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : пособие для педагогов дошк. учреждений: програм.-метод. пособие / Л. В. Куцакова. М.: ВЛАДОС, 2003. — 143 с. — ISBN 5691−1 034−4.
  110. Г. П. Культура общения дошкольников / Г. П. Лаврентьева. К.: Рад. шк., 1988. — 128 с.
  111. Н. Н. Элементы воли / Н. Н. Ланге // Вопросы философии и психологии. Социальный отдел. Экспериментальная психология. 1890. — Кн. 4. — С. 1−25.
  112. Н. М. Ручейки времени : Музейно-образовательная программа (для детей 6−7 лет) / Н. М. Ланкова. Тольятти: Тольяттинский краеведческий музей, 1999. с.46
  113. Р. Е. Идеи Выготского Л. С. о планирующей функции речи / Р. Е. Левина // Вопросы психологии. 1968. — № 4. — С. 56−63. — ISSN 0042−8841.
  114. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975 304 с.
  115. А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. — М.: МГУ, 1981. — 584 с.
  116. Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие / Д. А. Леонтьев // Вестник высшей школы. 1989. — № 1. — С. 39−45. -ISSN 0321−0383.
  117. Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы : кн. для воспитателя дет. сада: пер. с англ. / Д. Лешли. М.: Просвещение, 1991. — 220 с. — ISBN 5−09−2 768−4.
  118. М. И. О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные / М. И. Лисина // Доклады Академии педагогических наук РСФСР. 1957. — № 1. — С. 85−87.
  119. М. И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность / М. И. Лисина II Общение и его влияние на развитие психики дошкольников.- М., 1974. С. 3−24.
  120. М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина- под ред. А. Г. Рузской — Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. -М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1997. 383 с. — ISBN 513 189 395−027
  121. Л. С. Школа этикета : поучения на всякий случай / Л. С. Лихачева. — Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 1995. — 448 с. -ISBN 5−7529−0698−9.
  122. С. Прием гостей / С. Лыба, А. Лыба. М.- Riga: ACT: Apgads «Rija, 1994. — 212 с. — ISBN 5−86 597−003−8.
  123. А. А .Психолого — педагогические особенности профессиональной компетентности педагога в области дошкольного образования / А. А. Майер // Вера Иосифовна Логинова. Наследие педагога и ученого. СПб., 2002. — 94 с.
  124. Май ере Д. Социальная психология: учебник / Д. Майерс- пер. с англ. В. Гаврилова и др. 2-е изд., испр. — СПб.: Питер, 1999. — 688 с. -ISBN 5−88 782−141−8.
  125. А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : метод, пособ. / А. Р. Маллер. 2-е изд., испр. и доп. — М., АРКТИ, 2002. — 174 с. — ISBN 5−89 415−087−6.
  126. М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили- сост. и общ. ред. Ю. П. Сенокосова. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Прогресс: Культура, 1992. — 415 с. — ISBN 5−01−2 570−1.
  127. Д. Этикет. Все о правилах поведения за столом / Д.132
  128. . М. : Эксмо-Пресс, 2001. — 320 с. — ISBN 5−04−7 327−5.
  129. М. Е. Социально-педагогическая адаптация детей группы риска : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Е. Маслова. Ставрополь, 2001.-21 с.
  130. Материалы и оборудование для детского сада: пособ. для воспитателей и заведующих / под ред. Т. Н. Дороновой, Н. А. Коротковой. М.: Элти-Кудиц, 2003. — 154 с. — ISBN 5−98 411−001−6.
  131. А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов /
  132. A. В. Мудрик. 5-е изд., доп. — М.: Академия, 2005. — 200 с. — ISBN 57 695−1790−5.
  133. И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5−7 лет : метод, пособ. / И. Ф. Мулько. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96 с. — ISBN 589 144−506−9.
  134. Мы продолжаем себя в детях: сб. статей и очерков о семейном воспитании. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1981. — 120 с.
  135. Я. 3. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Я. 3. Неверович // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психол. исслед. / А.
  136. B. Запорожец и др.- под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович- НИИ дошк. воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — С. 32−51.
  137. Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. заведений: в 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. — 2-е изд. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 576 с. — ISBN 5−09−7 334−1.
  138. Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. заведений: в 3-х кн. Кн. 3: Психодиагностика / Р. С. Немов. — 2-е изд. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 630 с. — ISBN 5−09−7 334−1.133
  139. Н. И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста / Н. И. Непомнящая // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М.: Просвещение, 1965. — С. 358 395.
  140. Н. И. Формирование воли / Н. И. Непомнящая // Дошкольное воспитание. 1963. — № 9. — С. 36−40. — ISSN 0012−561Х.
  141. Н. Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе / Н. Николаев, П. Петров. М.: Цитадель: Триада, 1999. — 224 с.-ISBN 5−86 344−091−0.
  142. Новые уроки для маленьких леди и джентльменов / ред.-сост. Е. Погодина и др. СПб.: Корона принт: Кристалл, 1998. — 221 с. -ISBN 5−85 366−010−1.
  143. О самоваре и не только: метод, пособ. для воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальной шк. Тольятти: Развитие через образование, 2006.-118 с.
  144. JI. Ф. Возрастная психология : учеб. для студ. вузов / JI. Ф. Обухова. 4-е изд. — М.: Пед. о-во России, 2004. — 444 с. — ISBN 5−93 134 086−6.
  145. С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова- Российская акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: А ТЕМП, 2006. — 941 с. — ISBN 978−5-9 900 358−6-7.
  146. JI. Я. Социально-педагогическая поддержка детей134группы риска : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / JI. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. М.: Академия, 2002. -254 с. — ISBN 5−7695−0775−6.
  147. Г. Нарушения правил вежливости, приличия, этикета и др. / Г. Остер. -М.: ACT, 2000.-91 с.-ISBN 5−17−556−3.
  148. И. А. Энциклопедия этикета : 1000 советов на каждый день / И. А. Панкеев. 2 изд., испр. и доп. — М.: OJIMA-Пресс, 2002. -381 с. 1.BN 5−224−2 444−7.
  149. И. А. Энциклопедия этикета для детей / И. А. Панкеев. 2 изд., испр. и доп. — М.: OJIMA-Пресс, 2002.-382 с. 1.BN 5−224−3 923−1.
  150. И. Энциклопедия этикета для детей : ил. пособие школьника / И. Панкеев. М.: Олма-Пресс, 1999. — 398 с. — ISBN 5−22 400 354−7.
  151. Н. П. К вопросу о развитии психологического механизма произвольных движений / Н. П. Парамонова // Вопросы психологии. 1955. — № 3. — С. 51−62. — ISSN 0042−8841.
  152. М. Подарки на все случаи жизни / М. Пастухов, Е. Шевченко. М.: АСТ-Пресс, 2001. — 336 с. — ISBN 5−7805−0794−5.
  153. О. Н. Добрые сказки : этика для малышей / О. Н. Пахомова. М.: Книголюб, 2004. — 86 с. — ISBN 5−93 927−021−2.
  154. Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: рекомендации и материалы к проведению: младший и средний дошкольный возраст / А. И. Булычева и др. — М.: Гном-Пресс, 2000. -128 с. ISBN 5−296−46−3.
  155. С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателя детского сада / С. В. Петерина. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
  156. В. Энциклопедия хороших манер / В. Пивовар. СПб.: Диамант: Золотой век, 1998. — 511 с. — ISBN 5−88 155−113−3.135
  157. Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — 752 с.
  158. Д. И. Избранные педагогические сочинения / Д. И. Писарев. М.: АПН РСФСР, 1951. — 416 с.
  159. Н. И Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения / НИ. Портянкина // Дошкольное воспитание. -1989 -№ 1-С. 13−18.-ISSN 0012−561Х.
  160. С. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим / С. Потапов, О. Вакса. М.: АСТ-Пресс Книга, 2003. — 366 с. -ISBN 5−7805−0367−2
  161. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: материалы науч.-практ. конф. преподавателей и студентов (Тольятти, 4−9 апр. 2004 г) / под. ред. О. В. Дыбиной, О. А. Еник. Тольятти: Развитие через образование, 2004−168 с. — ISBN 5−88 299−105−6.
  162. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: материалы науч.-практич. конф.: в 2-х ч. / под. ред. О. В. Дыбиной, О. А. Еник. — Тольятти: ТГУ, 2006.
  163. Программа «Развитие»: основные положения. М.: Новая школа, 1994.-64 с.
  164. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 — 229 с. — ISBN 978−5-86 775−272−9
  165. Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: материалы Всерос. науч. конф. (Тольятти, 12−13 нояб. 2003 г.). Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2003. — 340 с. — ISBN 5−82 590 155−8.
  166. И. Ю. Культурологическое образование детейдошкольного возраста : метод, пособие: рекомендации поформированию театр.-игровой культуры детей мл. и сред. дошк. возраста
  167. И. Ю. Пугачева, Л. П. Бочкарева — Упр. образования администрации
  168. Ульян, обл. и др. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.- 92 е.- ISBN 5 — 74 321 360 168 — 4.
  169. . Искусство сервировки / Б. Рабе — худож. ред. Клаус Аррас — пер.: Е. Карпова. М.: Внешсигма: ACT, 2000. — 111 с. — ISBN 5−17 001 445−7
  170. Радуга: прогр. и руководство для воспитателей первой мл. группы дет. сада / Т. Н. Доронова и др. М.: Просвещение, 1993. — 224 с. -ISBN 5−09−4 374−4.
  171. Развитие волевых и познавательных способностей у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М.: Просвещение, 1965. — 157с.
  172. Развитие общения у дошкольников: характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рожд. до 7-ми лет / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
  173. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособ. для педагогов дошкольных учреждений / Е. В. Прима и др. — М.: ВЛАДОС, 2002. 224 с. — (Здоровьесберегающая педагогика). — ISBN 5691−715−7.
  174. Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке: материалы Междунар. науч. практ. конф. (заочной).—Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2005. — 407 с. — ISBN 5−94 655−0519.
  175. А. А. Психология личности : социализация, поведение, общение / А. А. Реан. СПб. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 416 с. ISBN 5−93 878−123-Х.
  176. С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 1999. 712 с. — 5−314−16−4.
  177. С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн- отв. ред. Е. В. Шорохова- Ин-т философии- Ин-т психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  178. С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн- отв. ред. Е. В. Шорохова- Ин-т философии- Ин-т137психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  179. Руководство к перспективному планированию работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью на материале ознакомления с родным краем: (из опыта работы МДОУ № 153) / под. ред. А. А. Майера. Барнаул, 2002. -82 с.
  180. И. Г. Упражнения по закреплению культуры поведения / И. Г. Рычашкова // Дошкольное воспитание. 1989. № 3. — С. 21−27. -ISSN 0012−561Х.
  181. Секреты хороших манер / авт.-сост. О. Н. Улищенко. Харьков: СП «Инарт», 1995. — 399 с. — ISBN 5−85 882−163−4 I.
  182. А. И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте / А. И. Сильвестру // Новые исследования в психологии. 1978.- № 2. С. 80−84.
  183. В. И. Психология возраста в психологии и педагогике развития / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 37−49.-ISSN0042−8841.
  184. Словарь иностранных слов для школьников / сост. JI. А.Субботина.- 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 488 с. -ISBN 5−94 799−359−7.
  185. Н. А. Этика и этикет младших школьников : пособ. для учителей и родителей учащ. нач. кл. / Н. А. Смирнов. — М.: Шк. пресса, 2002. 109 с. — ISBN 5−9219−0145−8.
  186. Е. О. Особенности общения с дошкольниками : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. М. :
  187. Издательский Смирнова Е. О. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме / Е. О. Смирнова, А. А. Лагутина центр «Академия», 2000. 160 с. — ISBN 5−7695−0437−4.202. // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 30−38. — ISSN 0042−8841.
  188. Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е. О. Смирнова. М.- Воронеж: Ин-т практической психологии: НПО «МОДЭК», 1998. — 256 с. — (Библиотека педагога-практика). — ISBN 5−89 112−042−9.
  189. Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 49−58.-ISSN0042−8841.
  190. Содержание коммунистического воспитания в детском саду: учеб. пособие для пед. ин-тов. / Н. А. Курочкина и др. М.: Просвещение, 1988. — 255 с. — ISBN 5−09−314−9.
  191. Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, М. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 159 с.-ISBN 5−89 144−302−3.
  192. Л. Д. Основы психологии : учеб. пособ. для вузов / Л. Д. Столяренко. третье изд., перераб. и доп. — Рн/Д: Феникс, 1999. -(Учебники, учебные пособия). — ISBN 5−222−483-Х.
  193. Е. В. О некоторых причинах стереотипности поведения при выполнении сложных программ детьми раннего возраста / Е. В. Субботинский // Новые исследования в психологии. 1972. — № 1. — С. 24−38.
  194. С. Взращенные с любовью : Классический подход к воспитанию талантов / С. Судзуки — пер с англ. С. Э. Борич. Минск: Попурри, 2005. — 196 с. — ISBN: 985−483−428-х.
  195. Ф. Д. Этикет и дипломатический протокол для всех : учеб. пособие / Ф. Д. Сутырин — Междунар. банк, ин-т (IBI). СПб.: Сентябрь, 2001. 77 с. — ISBN 5−94 234−014−5.
  196. В. А. Как воспитать настоящего человека : пед.139наследие / В. А. Сухомлинский- вступ. ст. О. В. Сухомлинской. М.: Педагогика, 1989.-287 с. — (Б-ка учителя). — ISBN 5−7155−0145−8.
  197. В. А.Как воспитать настоящего человека.: (Советы воспитателям). — Минск: Нар. асвета, 1978. — 288 с.
  198. В.А. Хрестоматия по этике, М: Педагогика, 1990. -303 с.
  199. С. Об опрятности и аккуратности / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. 1988. — № 9. — С. 7−15. — ISSN 0012−561Х.
  200. Т. А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей : метод, рук. для проведения бесед, игр, упражнений / Т. А. Ткаченко. М.: Книголюб, 2005. — 56 с. — (Педагогические беседы). — ISBN 5−93 927−162−6.
  201. О. И. Психологические особенности ребенка от рождения до 17 лет / О. И. Тушканова. Волгоград: Изд. Тушканова О. И., 2002. — 64 с. — ISBN 5−7730−0008−3.
  202. Увлекательное путешествие в страну Хороших Манер: (для детей дошк. и мл. шк. возраста): в 2 ч. / сост. Г. Годубицкий. — Тольятти: Анфас, 1998. (Мир знаний).
  203. Этикет. 5−7 лет. Правила дорожного движения и уважения (для ст. дошк. и мл. шк. возраста). — М.: Олма-Пресс, 2002. — 64 с.
  204. Т. Учим детей вежливости / Т. Усачева // Дошкольное воспитание. 2006. — N 5. — С. 19−22. — ISSN 0012−56IX.
  205. И. Хорошие манеры — в любой ситуации / И. Уффельман — пер. с нем. Е. Забайло. Минск: ООО «Этоним», 1995.320 с. — ISBN 985 — 6035 — 07 — 4.
  206. Учимся общению. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий по культуре речевого общения детей дошкольного возраста. — Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2004.
  207. К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. Вопросы воспитания / К. Д. Ушинский — под ред. В. Я. Струминского. -М.: Госучпедгиз, 1953. 638 с.
  208. Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн — НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 208 с. — ISBN 5−7155−0030−3.
  209. Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д. И. Фельдштейн. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1997. — 160 с. — ISBN 5−89 502−009−7.
  210. Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: (Речевой этикет в нашем общении) / Н. И. Формановская. — М.: Знание, 1982. — 160 с.
  211. А. Азбука для родителей : перевод / Фромм Аллан — предисл. И. М. Воронцова. JT.: Лениздат, 1991. — 320 с. — ISBN 5−28 900 855−1.
  212. Н. А. Преемственность в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе русского (родного) языка: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Н. А. Халезова. М., 2000. — 21 с.
  213. Человек и общество. Проблемы социализации индивида / под общ. ред. Б. Г. Ананьева и др. JI., 1971. — 190 с.
  214. А. И. Этикет на все случаи жизни / А. И. Чиненный, Т. А. Стоян. М.: Гном-Пресс, 1998. — 149с. — ISBN 5−89 334−035−3.
  215. Т. И. Психологическая служба в детском саду : учеб. пособие для психологов и специалистов дошк. Образования / Т. И.141
  216. . М. : Педагогическое общество России, 2001. — 224 с. — ISBN: 5−93 134−005-Х.
  217. Что такое этикет? Детям о правилах Хороших Манер: в помощь учителю: два года увлекат. путешествия в стране Хороших Манер / авт.-сост. А. Н. Армер. Тольятти: Анфас, 1998. — 207 с. — (Мир человеч. отношений). — ISBN 5−86 403−007−4.
  218. Н. В. Избранные педагогические сочинения / Н. В. Шелгунов. М.: Изд-во АПН, 1954. — 403 с.
  219. Т. А. Вежливые сказки: этикет для малышей / Т. А. Шорыгина. М.: Прометей: Книголюб, 2001. — 63 с. — (Развивающие сказки для детей). — ISBN 5−7042−1116-Х.
  220. Ю. А. Лекции по этике : учеб. пособие / Ю. А. Шрейдер. -М. :МИРОС, 1994.- 136 с.-ISBN 5−7084−0047−1.
  221. Д. Б. Развитие личности ребенка- дошкольника / Д. Б. Эльконин // Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1965. — С. 254−293.
  222. Энциклопедия для самых маленьких. Хорошие манеры / автор рус. текста Е. Карганова. Назрань: ООО «Издательство ACT», 1999. — 128 с.
  223. Энциклопедия этикета / сост. И. Панкеев. — М.: ОЛМА-Пресс, 1999. 477 с. — ISBN 5−224−17−3.
  224. Энциклопедия этикета: для сред. шк. возраста / сост. JI. Н. Рукавчук. СПб.: Изд. дом «МиМ», 1997. — 348 с. — ISBN 5−7562−0124−8.
  225. Энциклопедия этикета: для сред. шк. возраста / сост. Л. Н. Рукавчук. СПб.: МиМ-экспресс, 1996. — 350 с. — (Хочу все знать). -ISBN 5−7562−0068−1.
  226. Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома / сост. И. Панкеев. — М.: Россия молодая, 1996. 191 с. — ISBN 5−86 646 077−7.
  227. Этикет и сервировка стола. Смоленск: Русич, 1996. — 463 с. -(Азбука быта). — ISBN 5−88 590−492−8.
  228. Этикет от, А до Я / авт.-сост. И. Е. Гусев. Минск: Харвест, 1999.142 463 с. (Энциклопедия домашнего хозяйства). — ISBN 985−433−675−1.
  229. Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе / сост. Николаева, Петров. М.: ООО «Цитадель»: ТОО «Триада», 1995. — 223 с.-ISBN 5−86 344−038−4.
  230. Этикет. Школа изящных манер. Игра-лото для детей от 5 и старше. -Киров: ОАО «Радуга», 2003.
  231. Этическое образование детей седьмого года жизни: Методическое пособие для работников дошкольных учреждений/ Н. П. Иванова, Н. А. Косухина, А. П. Сергеева, Т. Ю. Фомина. Ульяновск: ИПК ПРО .1999. -С. 76. — ISBN 5 7432 — 0235 — 4.
  232. П. М. Воля / П. М. Якобсон // Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. — Гл. 15. — С. 389−404.
  233. С. Г. Моральное воспитание в детском саду : пособ. для воспитателей дет. садов / С. Г. Якобсон. М.: Воспитание дошкольника, 2003.-110 с.
  234. С. Г. Психологические проблемы этического развития детей / С. Г. Якобсон. М.: Педагогика, 1984. — 143 с.
  235. Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков / Т. Яковенко, 3. Ходонецких // Дошкольное воспитание.. — 1979. — № 8. -С. 27−34.-ISSN0012−561Х.
  236. Deveau Е. J. Perceptions of Death Through the Eyes of Children and Adolescents / E. J. Deveau // Beyond the Innocence of Childhood / ed. by David W. Adams and Eleanor J. Deveau. N. Y.: Baywood Publishing Company, 1995. — P. 55−92.
  237. Erikson E. H. Childhood and society. Second edition, Revised and enlarged / E. H. Erikson. N.Y.: W. W. Norton & Co, 1963.
  238. Erikson E. H. Toys and Reasons: stages in the Ritualization of Experience / E. H. Erikson. New York: W. W. Norton, 1977.
  239. Giblin N. Reaching the Child’s Perception of Death / N. Giblin, F. Ryan // Young People And Death / ed. by John D. Morgan. — Philadelphia: The Charles Press Publishers, 1991. P. 3−10.143
  240. Lonetto M. Childrens Conceptions of Death / M. Lonetto. N.Y.: Springer Publishing Company, 1980.
  241. Opie I. Children’s Games in Street and Playground / I. Opie, R. Opie. -London: Oxford University Press, 1969.
  242. Piaget J. The Science of Education of the Psychology of the Child / J. Piaget. N. Y.: Grossman, 1970.
Заполнить форму текущей работой