Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конструирование будущего как реальности: на материале всемирных универсальных выставок

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сведения от непосредственных участников всемирной выставки в Ганновере, в частности от директоров павильонов Азербайджана и Парагвая, представляются особенно интересными, так как видны мотивы и цели участия развивающихся стран во всемирных экспозициях. В результате переписки, с Бюро всемирных выставок получена книга Ф. Барта, посвященная 150-летию универсальных выставок «Идентичность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема социокультурной динамики: выставка как проект
    • 1. 1. Проблема трансформации и проектирования социокультурной реальности
    • 1. 2. Всемирные универсальные выставки в контексте социокультурной динамики: выставка как проект
  • Глава 2. Всемирные выставки как отражение и фактор трансформации социокультурной реальности
    • 2. 1. Всемирные выставки в контексте динамики капитализма. История вопроса
    • 2. 2. «Индустриальный» проект социокультурной реальности и выставки 18 511 950 гг
    • 2. 3. Постиндустриальный" проект социокультурной реальности и выставки 1951−2005 гг
  • Глава 3. Выставки как проект будущего
    • 3. 1. «Неоиндустриальный» проект как проект будущего
    • 3. 2. Роль ЭКСПО в национальных футурологических проектах (выставка как мечта о будущем)

Конструирование будущего как реальности: на материале всемирных универсальных выставок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

вызвана общекультурными тенденциями развития цивилизации.

Конструирование реальности тесно связано с коллективными представлениями о будущем. Одной из форм отражения коллективных ' представлений о будущем являются всемирные универсальные выставки. По мере развития общества меняется представление о будущем, меняется и содержательное наполнение экспозиций универсальных выставок. Автор опирается на техногенное понимание природы современной цивилизации, в которой техника и технологии играют решающую роль в развитии общества, и рассматривает коллективные представления о будущем в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе, а также способ их отражения в экспозициях всемирных универсальных выставок.

После завершения радикальных структурных перемен в. Западной Европе, ' связанных с переходом к индустриальному типу общества, начинается распространение этого проекта на остальной мир. Индустриальный проект опирается на ценность машин, производительного труда, классического образования, на этапе постиндустриального общества главенствует консюмеризм, наслаждение, поп-культура, нехватка ресурсов. Всемирные выставки как продукт западного общества, обслуживающий его идеологию, способствовали распространению идей коммерческого либерализма, демократии и эмансипации в индустриальном проекте. В постиндустриальном обществе идеологической основой всемирных универсальных выставок стала концепция устойчивого развития, закрепляющая однополярный мир, ставший итогом культурного империализма, и его проблемы. Глубокий кри^гс современности, в том числе протекающий с осени 2008 г. распад мировой финансовой системы, актуализирует необходимость создания нового проекта, который использует всемирные выставки для формирования нового способа конструирования безопасного и счастливого будущего человечества, который автор рассматривает как концепцию неоиндустриального общества.

— л J.

Вышеизложенное определяет актуальность рассмотрения всемирных выставок в социально-философском контексте как полигона идеологической борьбы по вопросам выбора будущего человечества, где на глобальном форуме отбираются идеи и технологии, которые станут экономическим, политическим, социокультурным основанием радикальных структурных трансформаций и перехода к качественно новому состоянию общего будущего.

Степень разработанности проблемы. Феномен всемирных выставок привлекал внимание общественности с первых дней своего существования. Выставочная деятельность рассматривалась в отечественной искусствоведческой литературе с точки зрения анализа отдельных видов искусства (архитектуры, живописи и т. д.) как совокупность знаковых форм в исторической ретроспективе. Здесь формулировались принципы диалога культур и семиотического развития культуры (Г.В. Белкин, С. П. Дягилев, И. В. Грамолин, Е. В. Завадская, М. А. Орлов, Ю. Д. Дмитриев, И. И. Комаров, Н. Я. Матвеева, И. С. Николаев, Н. П. Овчинникова, М. В. Посохин, А.В. Чуканова).

Проблемы стиля эпохи, стиля мышления и национального менталитета участников выставки изучались в работах В. В. Стасова, А. Н. Бенуа, Ф. М. Достоевского, Д. М. Зарецкой, В. Н. Шпакова, а среди зарубежных исследователей — в трудах Ф. Барта, М. Пентох, В. Фрибе, У. Хальтерна, Я. Ауэрбаха и др.

Исследование всемирных выставок в научно-техническом ключе связано с именами Н. П. Мельникова, Д. И. Менделеева, Н. А. Мезенина, Г. В. Зубкова, И. И. Коваленко, Б. П. Рачкова, А. А. Фурсенко, В. А. Саюшева, А. В. Ремнева.

Экономическая, маркетинговая составляющая всемирных выставок была изучена И. В. Алешиной, И. С. Березиным, Е. П. Голубковым, В. Э. Гординым, В. В. Ивановым, С. А. Игнащенко, О. А. Канатаевой, И. В. Князевой, Б. В. Кокоревым, Ф. Котлером, К. Марксом, В. И. Мартыновым, Л. Ф. Назаренко, А. П. Панкрухиным, А. Тета, Ф. Энгельсом, Дж. Девисом, Ф. Броделем и некоторыми другими.

При рассмотрении современных всемирных выставок автор опирается на оригинальные материалы оргкомитета ЭКСПО 2000. Одна из книг посвящена ландшафтному планированию и архитектуре всемирной выставки в Ганновере и дает бесценный актуальный материал. Другая книга представляет собой перечень всех культурных событий этой выставки: спектаклей, концертов, шоу. Мы знакомимся с выдающимися деятелями культуры всех участников ЭКСПО 2000.

Сведения от непосредственных участников всемирной выставки в Ганновере, в частности от директоров павильонов Азербайджана и Парагвая, представляются особенно интересными, так как видны мотивы и цели участия развивающихся стран во всемирных экспозициях. В результате переписки, с Бюро всемирных выставок получена книга Ф. Барта, посвященная 150-летию универсальных выставок «Идентичность и универсальность», в которой собраны эссе разных авторов. Кроме того, нам удалось получить от Бюро библиографию, посвященную всемирным выставкам, собранную учеными Европейского университета (Флоренция, Италия), Калифорнийского государственного университета (Фресно, США) и ' Бранденбургского Технического университета (Котбус, Германия). Сборник представляет собой перечень книг и статей, посвященных выставкам с 1851 по 1951 гг. Библиография включает в себя только вторичные источники, которые являются аналитическими, а не просто описывают события. Эта библиография включает 1200 источников, касающихся более чем 100 выставок, проведенных более чем в 20 странах.

Основная проблема исследования вызвана необходимостью создания нового проекта будущего и выявления роли всемирных универсальных выставок в трансформации и конструировании социокультурной реальности. Эта проблема может быть сформулирована в виде следующих вопросов: что такое «проект» как социально-философское понятие, какова роль всемирных универсальных выставок как фактора трансформации социокультурной реальности? Какую роль играют универсальные всемирные выставки в решении проблемы выбора проекта будущего в традиционных и современных обществах?

Цель работы — рассмотреть социокультурный феномен всемирных — выставок как фактор социальной трансформации в условиях глобализации, у раскрыть взаимосвязь радикальных структурных перемен общества и выставочной деятельности. Задачи исследования:

• проанализировать социокультурную динамику развития общества, выявить сущность социокультурного проекта будущего;

• рассмотреть всемирные универсальные выставки как фактор конструирования реальности будущего;

• показать роль всемирных универсальных выставок в конструировании национальных футурологических проектов;

Методологическая база диссертационного исследования и теоретические источники. В качестве теоретической базы исследования взяты концепции проекта в философии К. Маркса, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, А. И. Неклесса, В. П. Щедровицкого, В. В. Чешева, П. И. Балабанова, концепция потребления Э. Фромма, теория отчуждения Франкфуртской школы, анализ ожидаемых социокультурных трансформаций Э. Тоффлера, 3. Бжезинского, Ф. Фукуямы. Для анализа феномена всемирных выставок были использованы подходы различных областей знаний гуманитарной науки: социальной философии, культурологии, искусствоведения, психологии, маркетинга, семиотики. Большое влияние на диссертационное исследование оказали работы Ж. Аттали, И.В. Бестужева-Лады, Ю. Р. Вишневского, О. И. Генисаретского, В. Е. Кемерова, Ю. М. Лотмана, А. Моля, Г. В. Мокроносова, С. Н. Некрасова, А. С. Панарина, В. М. Розина, А. Тойнби, Ф. Г. Федотовой, С. Хантингтона. Автором рассматривались разные концепции настоящего и будущего человечества: левые (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, антиглобалисты), марксистские (Л. Альтюссер, Ж. Бодрийяр, К. Маннгейм, представители Франкфуртской школы, Ж-П. Сартр), правые либеральные (Ж. Аттали, Д.

Гелбрейт, Дж. Сорос, Э. Тоффлер, Ф. Хайек), традиционалистские (неоевразпйские) (А.Г. Дугин, Р. Генон).

Многоплановость и многоаспектность объекта исследования, разнообразие задач определили общую междисциплинарную направленность работы, что предполагает применение элементов теоретико-аналитического, культурно-исторического и проектно-антропологического подходов.

Объектом исследования является способ конструирования будущего как социокультурный феномен современного общества. Предметом исследования выступают всемирные выставки и их место в социокультурном пространстве общества, их возможности как «проекта будущего».

Научная новизна исследования.

1. Определено понятие «конструирование будущего», его отграничение от смежных социокультурных феноменов;

2. проанализированы философские и культурные предпосылки конструирования будущего, выявлены и исследованы его социокультурные катализаторы;

3. показано, что всемирные универсальные выставки являются фактором транзиторного перехода общества от одного проекта к другому в рамках техногенного подхода;

4. проанализированы наиболее значимые эффекты всемирных универсальных выставок, включая такие как феминизм, геополитические изменения и идеологическая борьба, социальные последствия по направлениям наука-технология, культура-общество.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Конструирование будущего может быть определено как реализованное в творческом воображении идеологов и практиков исторически многообразной социальной инженерии собрание архетипов и коллективной мечты человеческих сообществ, нацеленное на практическое воплощение проектов социальных ожиданий рас, наций, полов, социальных групп, классов, страт, их индивидуальных идеологов и коллективных реализаторов — партий, консорций, корпораций, кланов. Поэтому вопрос о конструировании будущего — это вопрос конкретно-исторического анализа: кому, к каким группам, к каким интересам и архетипам следует отнести те или иные выдвинутые и реализуемые, индивидуальные по происхождению, но социальные по смыслу и значению, проекты. В этом смысле тематика нашей работы продолжает классическую проблематику социологии знания К. Маннгейма, всей конспирологической традиции в обществознании, начиная со знаменитого римского вопроса «кому — выгодно?» и марксизма. Понятно, что скромное исследование автором самого процесса генезиса проектов будущего лишь заполняет тот пробел, который существует в общефилософской проблематике социальной црироды познания, и который в социологии знания обозначен как социальная детерминация познания и уровни такой детерминации. Вместе с тем автор выходит за рамки социологии познания, поскольку ставит вопрос о практическом воплощении проектов будущего — предложении их широкой публике и человечеству в целом на всемирных выставках.

2. Выявлено, что история всемирных выставок и сам факт их появления б: шсвязан с развитием торговли и имел целью распространить идеалы капиталистического хозяйства, его методы производства и соответствующие социокультурные ценности по всему миру как первый в Новой истории западный, успешный и ненасильственный проект глобализации мира.

3. Утверждается, что всемирные универсальные выставки являются фактором конструирования будущего поскольку:

• всемирные выставки — продукт западного индустриального общества, они пропагандируют ценности либерально-демократического проекта;

• в постиндустриальном обществе всемирные выставки маскируют «существующие проблемы, выступая площадкой для демонстрации технологий и идей, обслуживающих глобальный империализм и возникший в конце XX века однополярный мирдавший первые серьезные трещины в начале XXI столетия;

• всякая выставка в отличие от ярмарки представляет собой начало реализации мечты о будущем. Возникающий в условиях кризиса мировой системы отношений новый проект использует всемирные выставки для формирования нового способа конструирования потребного и более благополучного будущего, которой автор рассматривает как результат реализации концепции неоиндустриального общества. В этой концепции сочетаются лучшие черты характера народов планеты, народная мечта лидеров планетарного развития (русского, китайского, индийского, еврейского народов) и императивы мирного сосуществования многополярного мира;

• глобальный проект будущего и его воплощение в частичных сценариях потребного развития должен отражать новые фундаментальные идеи мирового сообщества, учитывать меняющееся соотношение экономических и политических сил в мире, а также растущее самосознание отдельных национальных государств, регионов, национальных и социальных меньшинств и опасную для судеб человечества стратегическую нестабильность в XXI в. Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа имеет, прежде всего, теоретическое значение в контексте развития философии культуры, философской антропологии и социальной философии. Ее результаты могут использоваться в преподавании общего курса философии, в преподавании названных философских дисциплин и различных спецкурсов. Кроме того, данная работа может послужить методологической основой для изучения всемирных выставок средствами философии. Она содержит в себе также и определенный потенциал для разработки и реализации национального футурологического проекта России. Результаты работы позволяют рассматривать всемирные выставки как новую форму отражения социальной реальности и фактор трансформации социокультурных процессов.

Апробация работы. Основные результаты и положения работы докладывались и обсуждались на Международной научной конференции.

Отечественная культура в контексте мирового культурно-исторического наследия" (Екатеринбург, 1999), Всероссийской научно-практической конференции «Культура. Творчество. Личность» (Екатеринбург, 2001), научных конференциях «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, 2002), «Глобализация: реальность, противоречия, перспективы» (Екатеринбург, 2002), на Международной научной конференции «Альтернативы глобализации: человеческий и научно-технический потенциал России» (Москва, 2002), научной конференции «Антропологические принципы в философии и проблемы развития личности в XXI веке» (Екатеринбург, 2002), на Летней школе «Cultural diversities East and West: Postcommunism, Postcolonialism and Ethnicity» (Будапешт, Венгрия, 2002), на научно-практической конференции «Возрождение России: общество, управление, образование, культура, молодежь» (Екатеринбург, 2003), научной конференции «Россия в XXI веке: л прогнозы культурного развития. Качество жизни на рубеже тысячелетий. «Антропологические чтения — 2005» (Екатеринбург, 2005), на IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005), на I Российском культурологическом конгрессе (Санкт-Петербург, 2006), на X Фулбрайтовской. Летней школе по гуманитарным наукам «The Art of Change: Word as Performance in Modern Culture» (Москва, 2007).

Публикации. Основные положения диссертации отражены в двух статьях и семи тезисах докладов.

Структура и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (343 источника). Общий объем работы — 183 страницы.

Выводы по третьей главе:

1. Высказано предположение о том, что неоиндустриальный проект будущего может стать достойной альтернативой постиндустриальному проекту, поскольку в центре него стоит I личность, а технологии подчинены ее стремлению к самосовершенствованию, саморазвитию.

2. Утверждается, что цель всемирных универсальных выставок будущего — стать транзиторным переходом от постиндустриальной модели к более перспективному типу общества, в мир «креатосферы» и индустриального развития принципиально иного уровня по сравнению с современным этапом.

3. Показано, что Россия может использовать всемирные универсальные выставки, чтобы предложить миру идеи для — транзиторного перехода к новому типу общества.

Заключение

.

В завершении исследования, посвященного изучению всемирных выставок с точки зрения конструирования будущего как реальности, необходимо сделать ряд выводов и обобщить основные положения, выносимые на защиту. Р.

Исследование всемирных выставок — непростая задача, обусловленная сложной структурой этого феномена формирующейся международной культуры. Мы проанализировали роль всемирных универсальных экспозиций в динамике социальных изменений и применили для этого категорию «проекта».

На фоне ускорения социального времени (И.В. Бестужев-Ладя.), человечество ищет ответы на такие глобальные вызовы, как преодоление разрыва в благосостоянии между богатыми и беднымистранами мира, ограниченность ресурсов (голод, недоступность здравоохранения, I лимитированное сырье и топливо, безработица), дисбаланс экологической < ситуации, перенаселение планеты. Будущее неопределенно, но ясно одно — взаимозависимость людей на планете резко увеличилась, что создает дополнительную напряженность и нестабильность.

В этой связи выработка проекта будущего человечества становится важной социально-философской задачей, решение которой будет способствовать формированию нового проектного мировоззрения и мышления на уровне государств, наций, народов, различных социальных слоевв экономике, политике, культуре.

Для того чтобы приблизиться к поставленной цели, мы изменяем наше > настоящее. В основе «проекта» лежит стратегическая цель, которая включает видение будущего состояния объекта. Любой проект направлен на достижение конкретной цели, включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий, имеет ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом, в определенной степени неповторим — и уникален.

Проектное мышление возникло как реакция на ускорение социального времени и усложнение задач, требующих решения. Специально разработанные программы позволяют максимально точно определить эффективность проекта и наличие ресурсов для его реализации, что обусловливает выбор единственного проекта из множества вариантов.

Современная социально-историческая ситуация диктует нам свои правила игры, мы живем в эпоху глобализации и серьезных изменений во всех сферах человеческой жизнинеоколониализм и глобальный империализм заставляют нас искать пути выхода из сложившейся ситуации. Поэтому автор рассматриваем всемирные выставки в исторической перспективе в контексте техногенного понимания природы современной цивилизации от момента зарождения индустриализма до настоящего времени и предлагает возможный вариант проекта будущего, который может быть опробован на территории очередных ЭКСПО.

Несмотря на главенство ценностей глобального гегемона и насильственную модернизацию, в мире, согласно техногенному понимаю природы, одновременно сосуществуют несколько типов обществ «традиционные», «индустриальные» и «постиндустриальные». Причем доминирование последних лишает индустриальные и традиционные общества права выбора своего будущего. Эта проблема настолько остро заявляет о себе, что человечеству постоянно приходится искать ответы, создавая новые идеи, вдовые идеалы и утопии. Проект как инструмент построения будущего питается и|уш, черпает из них энергию для развития.

Социальные идеи заставляют человека развиваться в соответствии со своим содержанием. Как правило, в обществе бытует множество идей, которые требуют структуризации и организации. В целостном видении мира, каким является «проект», нормы и идеи служат единой цели. Поэтому «социальная идея» является только частью «проекта». «Проект» направляет деятельность людей по преобразованию мира и становится реальностью, если его разделяет большинство людей.

Понятие «социальный идеал» отражает желаемое состояние. Основное его отличие от проекта в том, что он не достижим и существует в сознании человека и поэтому, в определенной степени, индивидуален.

Идеи служат основанием для социальной утопии, или описания воображаемого общественного строя. Утопия в обществе играет роль абсорбента всего того недовольства, которое в нем существует. Эти утопии, как системы взглядов, отличаются от идеологии, то есть официально признанной концепции развития общества. К. Маннгейм выделяет утопию как систему взглядов, имеющую негативную по сравнению с идеологией характеристику. Основное отличие утопии от идеологии состоит в том, что она разрушает существующий порядок вещей. В. В. Штепа определяет утопию как пароль для тех, кто хочет выйти за пределы консервативной действительности, это мечта о прекрасном будущем, творческий проект (306. С. 6). С точки зрения теории проектного менеджмента, «проект» ничего не разрушает, а постепенно изменяет настоящее в соответствии с представлениями о будущем, путем четкого выполнения поставленных целей и задач.

Автор выделяет следующие основные характеристики «проекта»:

• Это категория, служащая для понимания мира как таковогочерез «жизненный проект» человек ориентируется в мире;

• Это образ, совокупность представлений о будущем состоянии, которое задает существование в настоящем. Эта совокупно" сть представлений может принадлежать одному человеку или группе, то есть быть коллективными представлениями о будущем;

• Проект воплощает трансцендентные идеи и ориентирован на ценности своего автора;

• Проект работает только в реализации, через практику и воплощает общие для государства или человечества фундаментальные принципы существования.

Исходя из этих характеристик проекта, мы применяем его к анализу всемирных выставок как проекта будущего всего человечества.

У каждого типа общества свой проект, то есть характерное для него представление о будущем.

Проект традиционного типа общества обладает следующими чертами: ^ t.

• Циклическое время;

• Будущее строится в соответствии с архетипом, предзаданным актом творения;

• Постоянное воспроизведение ритуалов, большая роль традиций;

В индустриальном обществе работает проект «модерн», который обладает такими особенностями как:

• Универсальность;

• Взаимозависимость, предполагающая глобальное объединение i экономики и культуры разных стран на основе демократического правления под эгидой мирового правительства;

• Линейное понимание времени;

• Концепция «прогресса»;

• Идеология «потребления» и «потребительства», в том числе и по отношению к природе;

• Модернизация и вестернизация мира;

• Техногенность, сциентизм;

У проекта «постиндустриализм» автор выделяет следующие г характеристики: 1.

• Отказ от таких понятий проекта «модерн» как разум, истина, знание, личность;

• Деконструкция любых общепризнанных смыслов;

• Мультикультурализм;

• Ирония и игра в культуре;

На всемирной выставке, как правило, присутствуют все типы обществ (традиционное, индустриальное и постиндустриальное). Задача ЭКСПО к состоит в том, что найти ответы на глобальные вызовы современности и вывести человечество из этого круга проблем.

Всемирные выставки стали продуктом индустриальной модели развития и служили для глобальной пропаганды этого типа общества. Главной задачей всемирных выставок этого этапа (1851 — 1950 гг.) было внушить всем странам I мира идеи коммерческого либерализма, свободной торговли, эмансипации (практическое воплощение принципа «Разделяй и властвуй») для того, чтобы западные страны, как авторы этого проекта, могли продолжать обогащаться и развиваться за счет остального мира.

В качестве доказательства Британия, родина коммерческого либерализма, представляла на выставках новейшие изобретения в науке итехнике, которые должны были доказать экономическую эффективность новой модели общества. Присущие данному проекту черты в полной мере отразились в экспозиции всех всемирных выставок, начиная в 1851 г. до 1950 г.

Самым главным достижение первой всемирной выставки 1851 г. стало инициирование в мире разговоров о свободном рынке.

Всемирные выставки вошли в экономическую теорию как уникальные события, собирающие вместе потребителей и производителей всех сфер производства и из всех стран мира, торговый обмен на ЭКСПО получил огромную поддержку и сформировал прочные связи, которые сделали идеи коммерческого либерализма более привлекательными за рубежом.

Кроме того, всемирные выставки XIX в. способствовали интеграции национальных и международных рынков.

Глобализация науки и стандартизация производства стали частью идеологической работы всемирных выставок. Для этой цели организаторы экспозиций проводили конгрессы, конференции и другие международные встречи. На этих мероприятиях обсуждались новые идеи и результаты передовых исследований. Самые значимые из них становились новыми глобальными парадигмами, менявшими ход истории всего человечества.

Социальный проект этого периода опирается на научно-технические и инженерные образы и идеи. Общество рассматривается как механизм, который можно изменить путем внедрения новых социальных технологий. Социальный проектировщик выступает как инженер социального действия. Механизация жизни приводит к «обездушиванию» человека. Техника, технология, роботы, человек, уподобленный роботу — вот идеалы того времени.

Индустриальный тип общества открыт для новых идей и смело внедряет новые промышленные и социальные технологии для того, чтобы приблизить f прекрасное будущее. Этот процесс называется модернизация. Всемирные выставки становятся важным фактором модернизации не только всего мира, но в первую очередь страны-организатора. При проектировании территории выставки в работу включается все население города' и близлежащих окрестностей, задействуется вся городская инфраструктура от новейших технологий планирования территории выставки до гостиничного сервиса, транспорта, не говоря уже о том, что сооружения, возведенные для всемирной выставки, навсегда меняют облик города, делая его ультрасовременным.

Для тех, кто не имеет средств путешествовать, всемирные выставки t являются единственной возможностью увидеть другие культуры и народы, расширить свое представление о них. Технические достижения, объединенные на территории всемирной выставки, информируют общественность о том, что систематическая интеграция новых технологий, появляющихся в различных сферах принесет большую пользу человечеству в будущем. .Любая всемирная выставка вызывает целый ряд культурных трансформаций в. обществе страны-организатора.

Эмансипация, освобождение покоренных меньшинств, стала одной из функций всемирных выставок XIX — первой половины XX в. Покоренные — меньшинства (этнические, социальные, тендерные) получили возможность не только напитаться новыми идеями для творчества, они увидели свою значимость для общества, страны и мира. Самосознание меньшинств отразилось на усилении связей между представителями рабочих, крестьян, женщин на глобальном уровне.

В послевоенную эпоху мир находился в процессе перехода от «индустриализма» к «постиндустриализму». Формируется новый мировой порядок, который привел к неоколониализму, глобальному империализму, обострению геополитической, экологической и социально-гуманитарной ситуации в мире. Глобальный мир строится в интересах глобального капитала, транснациональные корпорации начинают играть все большую роль в политике, культуре, иногда беря на себя часть государственных обязанностей в сфере социальных гарантий.

Основные черты проекта «постиндустриализма» состоят в следующем:

• Внимание к личности рабочего привело к формированию концепции «социального маркетинга»;

• Большую роль начинает играть высокая социальная мобильность и творческая деятельность, «капитал пляшет под дудку таланта» (200);

• Повышается роль знания и информациикак сказал Н. Ротшильд: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»;

• Глобальный социум базируется на глобальной коммуникации как деятельности;

• Начинает превалировать сфера услуг, особенно гуманитарных;

• Падение колониальной системы привело к расцвету национальных культур и параду суверенитетов, который сменился глобальным неоколониализмом;

• Глобальные корпорации становятся практически членами общества, берущими на себя функции государства по поддержанию социальной стабильности с опорой на традиционные ценности;

• Сформировался глобальный рынок и глобальная экономика;

• Внедрение новых технологий сознательно тормозится;

• Закрепляется существующий миропорядок;

Главной чертой постиндустриализма стало сознательное замедление технического развития и внедрения принципиально новых технологий. Над миром витает страх перед технологическим развитием, поскольку, привнеся в жизнь комфорт в течение эпохи индустриализма, оно не позаботилось о? духовном и культурном росте личности, что неизбежно привело к экологическим и гуманитарным проблемам глобального масштаба.

Крупный бизнес использует всемирные выставки как уникальный инструмент влияния на государственную политику, что позволяет ему, так или иначе, унифицировать социальные и экономические ценности в различных обществах, формировать положительное отношение к бизнесу, преодолеь-ая кризис проекта индустриализма как идеологии развития человечества.

Концепция устойчивого развития стала идеологической базой для ЭКСПО постиндустриального периода, что неизбежно привело к * гуманитарному и экологическому крену в экспозициях этого этапа. Речь начинает идти о культурном плюрализме, равенстве, равнозначности и равноценности всех культур как условии гармоничного существования мира.

Как продукт капитализма, всемирные выставки формируют культуру глобального массового потребления, используя местные и национальные особенности для продвижения товаров и услуг. С точки зрения искусства основные национальные характеристики сконцентрированы в фольклоре, в декоративно-прикладном искусстве. Их используют для манипуляции сознанием человека, создавая произведения массового искусства с элементами i национального, чтобы привлечь покупателей.

На всемирных выставках начинается усиленное изучение искусства и культуры восточных стран в интересах капитала. Полученные знания используются транснациональными корпорациями. Заимствование элементов других культур сейчас воспринимается как проявление уважения, заинтересованности народов друг в друге. Это является базой для глобального консьюмеризма, поскольку глобализация обострила культурные различия, а для сбыта продукции необходимо их учитывать, используя в рекламе. у.

152 f.

Несмотря на очевидное формирование глобального империализма и неоколониализма, на территории всемирных выставок продолжает пропагандироваться идея национальной идентичности. Особенно ярко она проявилась на послевоенных ЭКСПО, когда бывшие колонии получили политическую самостоятельность.

Меняющаяся система мирового сообщества, безусловно, отразилась и на представлении государств на ЭКСПО. Выставка 2000 г. открыла двери в новый XXI век, наметив главные социальные и культурные задачи, стоящие перед мировой системой обществ в эпоху глобализации и постколониализма — признание ценности традиционных культур, их гармоничная интеграция в культуру постиндустриализма, формирование личностиXXI века через обновленную систему образования и знаний.

Идеологической основой для постиндустриальных всемирных выставок стала концепция устойчивого развития (КУР), которая, по сути, закрепила неоколониализм и глобальный империализм, построение мира в интересах, глобального гегемона. Тот факт, что ценности традиционной культуры вышли на первый план, говорит о сознательном торможении технического прогресса в мире.

Всемирные выставки обслуживают КУР, облегчают последствия таких проблем как качество и изменение условий труда современного человека, связанных с компьютеризацией производстваохрана здоровья, доступность медицинского обслуживания и качество услуг здравоохраненияздоровое и экологически чистое питание и нехватка питьевой водыв центре этих вопросов стоит активная личность, способная на местном уровне решать эти проблемы.

ЭКСПО формируют и опираются на глобальный средний класс, прививая посетителям новые ценности и ориентиры. Так формируется личность XXI в.

Личность будущего — свободная и независимая, несущая ответственность за свое благосостояние. По сути дела, всемирные ' выставки всегда ориентировались на широкие слои населения, которые составляет средний класс. Поэтому ценности и проект личности, пропагандируемый выставками — это проект типичного представителя среднего класса. Он видится организаторам как личность знания. Это не просто человек, имеющий превосходное образование, он или она может вообще не иметь диплома, но? то личность, обладающая знаниями о культурах народов мира, экономических законах развития общества, прекрасно ориентирующаяся в современных технологиях, умеющая быстро находить информацию и создавать на ее основе новые уникальные идеи и технологии.

Тем не менее, мир зашел в тупик идеологического развития, поэтому, I автор считает, что настало время изменить идеологическую базу для всемирных выставок, заменив КУР на концепцию неоиндустриального общества. Всемирная выставка должна стать транзиторным переходом к принципиально новому типу общества, в центре которого находится личное-ь, ее гармоничное развитие и формирование новой этики, только в этом случае технологии смогут решить проблемы урбанизации, бедности, экологического кризиса, творческого развития личности и формирования нового ноосферного сознания.

Поиск ответа на вопрос «зачем?», «ради чего?» должен стать главным в «работе ЭКСПО ХХГ в.

Всемирные выставки дают человеку возможность заглянуть в мир будущего, увидеть на практике, как работают различные поведенческие и идеологические нормы и соответствующие им технологии, • которые касаются всех отраслей жизни — биотехнологии, информационные технологии, технологии управления транспортом, социальные технологии.

Они должны восстановить общечеловеческое чувство уверенности в будущем. ЭКСПО ставят перед человеком экзистенциальные проблемы, вырабатывают новые нормы поведения людей. Они апеллируют к сознанию / людей, их здравому смыслу, а также к одному из самых сильных подсознательных мотивов человеческого поведения — инстинкту самосохранения.

По мнению футурологов, конец гегемонии США наступит приблизительно к 2030 г. Поэтому в настоящий момент происходит выбор проекта будущего человечества. Всемирные выставки XXI в. станут местом столкновения глобальных национальных проектов («русская идея», «исламский проект», «американизация», проект стран АТР и ряд других). По нашему мнению задача последующих всемирных выставок должна заключаться в определении контролера, в интересах которого будет строиться мир будущего.

Для России это означает, что ЭКСПО становятся не просто экономическим событием, но местом идеологической борьбы за привлечение сторонников по реализации нового российского национального глобального проекта, базирующегося на концепции неоиндустриального общества. Опираясь на глобальные мировоззренческие идеи и концепцию неоиндустриального общества, Россия сможет стать лидером не только в Евразии, но и вовлечь в реализацию этой концепции страны, — заинтересованные в той или иной составляющей данного проекта. Внутригосударственная пропаганда ЭКСПО поможет «раскрутить» этот проект внутри страны, поднять население на его выполнение, опорой которого станет средний класс.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архитектура пассажей Электронный ресурс. / Архи.Всё. — Электрон, текст, дан. — 2003. — Режим доступа: http://cih.ru/ae/ac91.htmK свободный
  2. Введение в проектный менеджмент Электронный ресурс. / Project — management-управление проектами. Электрон, дан. — Режим доступа: http://proiectm.narod.ru/publicol.htm, свободный
  3. Вегер JI.JI. XXI век — капитализм или социализм? Электронный ресурс. / JI.JI. Вегер. Электрон. биб-ка. — Режим доступа: http://lib.ru/POLITQLOG/maksimow.txt, свободный
  4. A.M. Галантный век Электронный ресурс. / A.M. Габриэль. -Электрон. текстовые дан. — 2006. -.- Режим доступа: http://zhurnal.lib.rU/g/gabrielxam/galantnyjwek.shtml, свободный
  5. Евразия: информационно-аналитический портал Электронный ресурс. — Электрон, дан. 2008 —. — Режим доступа: www.eurazia.org, свободный
  6. В.Р. «Мифы о России» / В. Р, Мединский Электрон, дан. -офиц. сайт депутата Гос. Думы РФ. — Режим доступа: http://medinskiy.ru/content/view/1246/1 /, свободный —
  7. Русский архипелаг. Сетевой проект «Русского мира» Электронный ресурс.: А. И. Неклесса. Режим доступа: http://www.archipelag.m/authors/neldessa/?librarv=l 184, свободный
  8. ЭКСПО-2005 Электронный ресурс. / официальный сайт выставки. -Электрон, дан. 2005. — Режим доступа: www. expo2005.com, свободный
  9. , В.Л. Манхейм / В. Л. Абушенко JI Новейший философский словарь. -Мн.: Интерпресссервис, 2001. С. 590−592.
  10. , Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / Т.1.>
  11. , М. Хоркхаймер. СПб.: Медиум, Ювента, 1997. — 312 с.
  12. Антиглобализм: новые повороты / Сост. Е. А. Громова, Е. Г. Широкова. -М.: ЛО «Московия», 2005. 224 с.
  13. , Г. А. Социальное проектирование и управление общественным tразвитием: Теоретико-методологический аспект / Г. А. Антонюк. Минск: Наука и техника, 1986. — 203 с.
  14. , Н. В поисках справедливости / Н. Архангельская // Эксперт. 2006. — № 1−2. — С. 64−68.
  15. , Ж. На пороге нового тысячелетия / Ж. Аттали. М.: Междунар. к1отношения, 1993. 135 с.
  16. , З.В. Идеология социального глобализма: Критич. анализ доктрины Рим. Клуба / З. В. Балабаева. Киев: Выща шк., 1989. — 161 с.
  17. , П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности / П. И. Балабанов. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1990. -199 с.
  18. , Р.К. Ноосфера или техносфера / Р. К. Баландин // Вопросы философии. 2005. — № 6. — С. 107−117.
  19. , О. Господа Хаоса / О. Банных // Эксперт-Урал. 2005. — № 22. — - С. 19−21.
  20. , B.C. Социальная философия / B.C. Барулин. М.: Изд-во МГУ, 1993.-567 с.
  21. , Г. В. Международная выставка в Париже / Г. В. Белкин // Новый мир. 1937. -№ 8. — С. 35−47.
  22. , Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. — М.: Academia, 1999. 956 с.
  23. , А.Н. Мои воспоминания: В 5-ти кн. / А. Н. Бенуа. М.: Наука, 1980. г —
  24. , И. А. Зачем, Почем и Как средним региональным компаниям участвовать в столичных выставках / И. А. Березин // Практический маркетинг. 2000, № 9 (43). — С. 5−10.
  25. Бестужев-Лада, И. В. Альтернативная цивилизация / И.В. Бестужев-Лада. М.: Владос, 1998. — 352 с.
  26. Бестулсев-Лада, И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций / И.В. Бестужев-Лада. -М.: Педагогическое общество России, 2002. 392 с.
  27. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы / 3. Бжезинский. — М.: Междунг-р. / отношения, 2000. — 256 с.
  28. , М. Характерные черты французской аграрной истории / М. Блок. — М.: Наука, 1957. -214 с.
  29. , С. Азбука выставок и конференций / Блэк С. М.: Медино-пре^с, 1989.-270 с. '
  30. , Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории / Е. В. Боголюбова. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 232 с.
  31. , Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. М.: Добросвет, 2000. — 387 с.
  32. , Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр- пер. с фр. С. Зенкина, М.: Рудомино, 1995.- 172 с.
  33. , Ф. Динамика капитализма / Ф.Бродель. — Смоленск: Полиграмма, 1993. 124 с.
  34. , Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XY-XYIII вв. В 3-х томах / Ф.Бродель. М.: «Прогресс», 1987−1992.- 3 т.
  35. , Ф.А. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. -М.: Terra, 1990, Т.4, С. 685.
  36. , М. Проблема человека / М. Бубер. М.: Республика, 1992. — 146 с.
  37. , Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения / Будон. М.: Аспект Пресс, 1998. — 284 с.
  38. Будущее мировой экономики: Докл. группы экспертов ООН во главе с В. Леонтьевым / В. Леонтьев. М.: Междунар. отношения^ 1979. — 212 с.
  39. , А.В. Глобальный капитал / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов. -М.: УРСС, 2004. 512 с.
  40. , А.В. Постмодернизм устарел (Закат неолиберализма чреват угрозой протоимперии) / А. В. Бузгалин // Вопросы философии. 2004. -№ 2. -С. 3−16.
  41. , А.В. Социальная философия постсоветского марксизма в России: ответы на вызовы XXI в. / Бузгалин А. В., Колганов А. И. // Вопросы философии. 2005. — № 9. — С. 3−26.
  42. , М.К. Макроэкономика / М. К. Бункина, A.M. Семенов, A.M. Семенов. М.: ДИС, 2003. — 544 с
  43. , П. Социология политики / П. Бурдье. М.: SocioLogos, 1993. -333 с.
  44. , П.Дж. Смерть Запада / П.Дж. Бьюкенен М.: ACT, 2004. -444 с. -
  45. , В.А. Логика «Капитала» Карла Маркса / В. А. Вазюлин. М.: Современный Гуманитарный Университет, 2002. — 390 с.
  46. , М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.— (Социологии, мысль Запада).- С. 44−271.
  47. , В. И. Труды по всеобщей истории, науки / В. И. Вернадский. -М.: Наука, 1988. 336 с.
  48. , В.Н. Социальное проектирование становления и развития — гражданского общества: создание стратегического плана района, города, региона / В. Н. Виноградов, О.В. Эрлих- научно-методическое пособие. -СПб: Леонтьевский центр, 2000. 120 с.
  49. , Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. М.: Наука, 1958.- 133 с.
  50. Всемирное хозяйство сфера борьбы и сотрудничества / Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. О. Фаризов. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 320 с.
  51. Выставки II БСЭ. — 2-е изд. М.: Большая советская энциклопедия, 1951.1. Т. 9. С. 492. -t
  52. , КС. Геополитика / К. С. Гаджиев. М.: Междунар. отношения, 1997.-383 с.
  53. , А.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации / А. А. Галкин, Ю. А. Красин // Социс. 2003. — № 8. — С. 64−75.
  54. , Д.М. Системные исследования. Методологические проблемы / Д. М. Гвишиани. М., 2004. — 400 с.
  55. Гелбрейт Дэ/с.К. Новое индустриальное общество / Дж. К. Гелбрейт. -М.: ACT, Транзиткнига, 2004. 602 с. 61 .Гелбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества / Дж. К. Гелбрейт. -М: Прогресс, 1979. -406 с.
  56. Геиисаретский, О. И Социальное проектирование как средство активной культурной политики / О. И. Генисаретский // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. проблемы. 1986. № 152. -С. 29−42.
  57. , О.И. Круг понятий, относящихся к предмету технической эстетики / О. И. Генисаретский // Разработка терминологического понятия дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1982. — С. 4−16.
  58. , О.И. Опыт методологического конструирования общественных систем / Моделирование социальных процессов / О. И. Генисаретский. М.: Наука, 1970. — 226 с.
  59. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины / Гл. ред. А. Ф. Трешмиков. -М.: Сов. энцикл., 1998. -431с.
  60. , B.JI. Методические рекомендации по программированию культурного развития города / B. JL Глазычев // Социальное проектирование в сфере культуры. М.: НИИК, 1987. — С. 28−32.
  61. Глобальное сообщество: новая система координат: подходы к проблеме: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А. И. Неклесса. СПб.: Алетейм, 2000. — 314 с.
  62. Глобальные проблемы современности: Сб. ст. / Сост. И. Т. Фролов. М.: Знание, 1984.-390 с.
  63. , Т. Философские основания учения о гражданине / Т. Гоббс. NT.: Харвест, 2001.-302 с.
  64. , И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И. А. Гобозов. — М.: Академический Проект, 2007. 352 с.
  65. , В.А. Основы новой концепции МАВЭ о водородной цивилизации будущего / В. А. Гольцов, Т. Н. Везироглу, Л. Ф. Гольцова //
  66. Водородные технологии для производства энергии: Тез. докл. Междунар. форум. М.: АНО «Русдем-Энергоэффект», 2006. — С. 38−41. f'
  67. , И.В. Архитектура на выставке в Монреале / И. В. Грамолин. — М.: Наука, 1968. 48 с.
  68. , Э.П. О методических проблемах художественного конструирования / Э. П. Григорьев // Труды ВНИИТЭ. 1972. — № 1. -С.28−45.
  69. , А. А. Поппер К.Р. / А.А. Грицанов // Новейший философский словарь. -Мн.: Интерпресссервис- Книжный дом. -2001. С. 769−771.
  70. , А.А. Социализм / А. А. Грицанов // Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис, 2001. — С. 966−967.
  71. , Г. П. Дюркгейм Э. / Г.П. Давидюк // Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис, 2001. — С.349−350.
  72. , B.C. Орбиты планетарной экономики / B.C. Дадаян. М.: Наука, 1989.- 192 с.
  73. , Г. Глазами репортера. Заметки о Всемирной выставке в Брюсселе/Г. Дейниченко, Ю. Харламов. -М.: Сов. Россия, 1959. 143 с.
  74. , Ж. Логика смысла / Ж.Делез. М.: Раритет- Екатеринбург: Деловая книга, 1958. — 480 с.
  75. ДеМарко, Т. Deadline. Роман об управлении проектами / Т. ДеМарко. -) М.: Вершина, 2006. 288 с.
  76. , С.В. Культурно-онтологические основания, проектирования : автореф. дис. канд. философ, наук: 09.00.01: защищена 15.12.98 / С.В. Денисенко- ОмГПУ. Омск, 1998. — 23 с.
  77. , Дж.К. Методы проектирования / Дж.К. Джон. М.: Мир, 1996. -324 с.
  78. , Д. Салоны: в 2-х т./ Д. Дидро М.: Искусство, 1989. — 2 т.
  79. , Г. Г. Конец истории или смена цивилизаций? / Г. Г. Дигиленский // Вопросы философии. — 1991. № 3. — С. 29−43. >г
  80. , Я. Проектирование и конструирование: Системный подход, пер. с польского / Я. Дитрих. М.: Мир, 1981.- 454 с.
  81. , Ю. Искусство на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 / Ю. Дмитриев. М.: Междунар. отношения, 1960. — 150 с.
  82. ЪП.Дондурей, ДБ. Социальное проектирование в сфере культуры: поиск перспективных направлений / Д. Б. Дондугей // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М.: НИИК, 1986.-С. 36−42.
  83. , Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30-ти томах. Т 21: Дневник писателя 1873 / Ф. М. Достоевский. М.: Наука, 1980. — С. 69−74.
  84. , А. Г. Философия политики / А. Г. Дугин. — М.: Арктогея-Центр, 2004.-616 с.
  85. , А.Г. Десять лет Евразийскому вектору / А. Г. Дугин // Евразийское обозрение. 2004. — № 11. — С. 1 -3.
  86. , Э. О разделении общественного труда / Э. О. Дюркгейм. М.: Канон, 1996.-432 с.
  87. Дягилев Сергей и русское искусство: Ст., открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: в 2-х т. / Сост*. авт. вступ. ст. икоммент. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. — М.: Изобразит, искусство, 1982, — 2 т.
  88. Евразийская миссия (программные материалы Международного «Евразийского Движения»). М.: РОФ «Евразия», 2005. — 96 с.
  89. Единое поле мировой культуры: обсуждение новой концепции // ОНиС. —2003. № 6.-С. 151−164.
  90. , А.Н. Качество жизни и местное самоуправление в условиях < социальной модернизации / А. Н. Ершов, Ю. Р. Хайруллина // Социс.2004. № 8. — С. 63−70.
  91. , Г. К. Устав ООН инструмент мира / Г. К. Ефимов. — М.: Наука, 1986.- 136 с.
  92. , И.В. Пирамида власти собственности: будущее планетарной экономики? / И.В. Ефимчук// ОНиС. — 2004. — № 1. — С. L7−26.101 .Ефимчук, И. В. Социальная организация прошлое без будущего? / И.В.
  93. Ефимчук // ОНиС. 2005. — № 3. — С. 144−154. 102. Ефремов, И. А. Туманность Андромеды / И. А. Ефремов. — М.: ACT, 2000. — 478 с.
  94. , О.Г. Международные межправительственные организации / О. Г. Зайцева. -М.: Наука, 1983. 168 с. а
  95. , Д.М. Россия на всемирной выставке 1851 г. / Д. М. Зарецкая //
  96. Вопросы истории. 1986. — № 7. С. 180−185. 105. Зиновьев, А. А. Глобальный человейник / А. А. Зиновьев. — М.: Алгоритм- Эксмо, 2006. — 448 с.
  97. , Г. В. На явку выходит Эйфелева / Г. В. Зубков // Новый мир.1983. № 7. -С. 46−57.
  98. , В.И. Массовая коммуникация в условиях глобализации / В. Н. Иванов, М. М. Назаров // Социс. 2003. — № 10. — С. 20−29.
  99. , И.Д. Международные корпорации в мировой экономике/ И. Д. Иванов. -М.: Мысль, 1976.-215 с.
  100. , Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия ' человеческой жизни / Н. Я. Иванова. Киев: Наукова думка, 1980. — 287 с. 110 .Игнащенко, С. А. Прогулка по российской экспозиции / С.А.
  101. Игнащенко// Экспомир. 2000. — № 2. — С. 12−15.
  102. , B.JT. За пределами экономического общества = The constitution of Post-Economic State: Постиндустр. теории и постэконом, тенденции в соврем. Мире / B. JL Иноземцев. — М.: Academia- Наука, 1998. 639 с.
  103. , В.Л. Расколотая цивилизация / B.JI. Иноземцев. — М.: Academia Наука, 1999. — 740 с.
  104. , В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / B.JI. Иноземцев. М.: Логос, 2000. — 304 с.
  105. , Л.Г. Основания социокультурного анализа: учебное пособие / Л. Г. Ионин. М.: Рос. гос. ун-т, 1996. — 151с.
  106. , Л.Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 280 с.
  107. , В.А. Что такое «Мертвая вода»? / В. А. Истархов. М.: Русская правда, 2005. — 112 с.
  108. , М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. ' Каган. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  109. , М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранное статьи / М. С. Каган. Л.: 1991. — 383 с.
  110. , М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Изд-во «Метрополис», 1996. — 414 с.
  111. , М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  112. М. Третий проект. Точка перехода: книга расследование / Калашников М., С. В. Кугушев. М: ACT, 2005. — 736 с.
  113. , М. Вперед в СССР-2 / М.Калашников. М.: ЭКСМО, 2003. -416с.
  114. , К.М. Глобализация? Да! Но какая? / К. М. Кантор // Вопросы философии. — 2006. — № 1. — С. 25−38.
  115. , С.П. Население Земли и предвидимое будущее цивилизации / С. П. Капица // Социс. 2003. — № 1. — С. 7−16.
  116. , М.Р. Философские и социальные аспекты проектирования техники / М. Р. Капланов // Вопросы философии. — 1978. № 5. — С.141−152.
  117. Кара-Мурза, С. Г. Матрица «Россия» / С.Г. Кара-Мурза. -М.: Алгоритм, 2007. 320 с.
  118. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс.- М.: изд-во ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  119. , М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М.Кастельс. — М.: У-Фактория, 2003. 322 с. -
  120. , В.Е. Введение в социальную философию: Учеб. пособие для гуманит. Вузов / В. Е. Кемеров. М.: Наука, 1994. — 185 с.
  121. , В.Е. Грани социальности: постклассический взгляд / В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. Екатеринбург: УралНАУКА, .1999. — 259 с.
  122. , Ф. Грей Управление проектами. Практическое руководство / Ф. Грей Клиффорд, Эрик У. Ларсон. М.: Дело и Сервис, 2003. — 528 с.
  123. , В.М. От безопасной экономики к экономике безопасности. Ответ России на угрозу глобального мира / В. М. Клячин, С. Н. Некрасов. Екатеринбург: Изд-во ИМИР, 2004. — 3 30 с.
  124. , Е.Н. Антропный принцип в синергетике / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С.62−79.
  125. , И.В. Реальный маркетинг начинается с выставки / И. В. Князева // ЭКО. 2001. № 4. — С. 25−30.
  126. , В.П. Всемирный рынок: Экономического законы развития/ В. П. Коваленко. -М.: Экономика, 1990. 128 с.
  127. , И.И. Международные неправительственные организации / И. И. Коваленко. М.: Междунар. отношения, 1976. — 167 с.
  128. , JI.H. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы / JI.H. Коган, С. Г. Панова // Методологические аспекты социального программирования. 1981.- Вып. 6. — С. 56- 80.
  129. , JI.H. Цель и смысл жизни человека / JI.H. Коган. М.: Мысль, 1984.-252 с.
  130. , JI.H. Человек и его судьба / JI.H. Коган. М.: Мысль, 1988. — 286л
  131. , А.С. Объект деятельности в проектировании и прогнозировании / А.с. Козлов // Труды ВНИИТЭ: Проблемы «прогнозирования материально-предметной среды. — 1972. — Вып. 2. — С.39−67.
  132. , П. Культура постодерна / П. Козловский. — М.: Изд-во „Республика“, 1997. 238 с.
  133. , Б.В. Роль рекламы в выставочной деятельности. Методическоеifпособие / Б. В. Кокорев. М.: ИПКИР, 1992. — 36 с.
  134. , И. Первые всемирные выставки / И. Комаров // Декоративное искусство.- 1970. № 9. — С. 22−26.
  135. , Е.Д. Международный совет научных союзов и Академия наук СССР / Е. Д. Лебедкина. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  136. JIeeu-Брюлъ, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 603 с.
  137. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Лёви-Стросс. М.: Наука, 1985.-523 с.
  138. , Ю.М. К понятию „взрыва“ в динамических процессах культурной деятельности человека: (конспект лекции) / Ю.М. Лотман// Москов. ун-т. 1992.- № 5.
  139. , Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Ст. Исслед. Заметки / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб., 2001.-703 с.
  140. , Д. К онтологии общественного бытия / Д. К. Лукач. М.: Прогресс, 1991. -412 с.
  141. , Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Т. Лукман, П. Бергер. М.: Моск. Философский фонд- Медиум- Academia, 1995. — 534 с.
  142. , Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Д.Р. Льюис- пер. с англ. Т. А. Нестика, науч.ред. П. Н. Шихирев. М.: Дело, 2001. — 448 с.
  143. , И.И. Социальное конструирование / И. И. Ляхов. М.: Наука, 1970.-245 с.
  144. , К. Диагноз нашего времени / К. Маннгейм. М.: Юрист, 1994.-700 с.
  145. , К. Капитал: Критика политической экономии: в 2 т. Т.1., кн. 1. Процесс производства капитала / К. Маркс. — М.: Политиздат, 1983. 905 с. I
  146. , B.C. Постмодерн реванш „проклятой стороны Модерна“ /
  147. B.C. Мартьянов//Полис. -2005. № 2. — С. 147−158.17Матвеева, Н. Я. Архитектура всемирных выставок и международные выставки и ярмарки / Н. Я. Матвеева // Жилищное и гражданское строительство. Выставки. Жилые дома в жарких странах. — 1962.- № 5. 1. C. 9−56.
  148. , А. А. Из славной Нобелевской династии / А. А. Матвейчук // f НефтеГАЗета. 2006. — 26 февр.
  149. , Ю. Золотой век стучится в дверь / Ю. Медведев // Российская газета. — 2006. 24 марта.
  150. , Д. X. За пределами роста / Д. Х. Медоуз, Д. Л. Медоуз, И. Рандерс. М.: Прогресс, 1994. — 304 с.
  151. Международные неправительственные организации и учреждения: Справочник / Отв. ред. B.C. Шапошников. М.: Междунар. отношения, 1982.-373 с. 17 6. Международные отношения: социологические подходы. — М.: Гардарики, 1998.-352с.
  152. , Н.А. Парад всемирных выставок / Н. А. Мезенин. М.: Знание, 1991.- 160 с.
  153. , Н.А. Урал на всемирных выставках / А. Н. Мезенин.
  154. Свердловск: Сред-Урал. кн. изд-во, 1981. 94 с.., I179. Мельников, М. Обработка цветных камней в Екатеринбурге- Современное состояние промысла и его будущее / М. Мельников // Горный журнал. 1885. — № 4−6.-С. 29−40.
  155. , Н.П. Технические письма с Парижской выставки 1889 / Н. П. Мельников. Одесса, 1890. — 442 с.
  156. , Д.И. Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвания и на Кавказе / Д. И. Менделеев. СПб.: тип. тов-, за Обществ, польза, 1877. — 231 с.
  157. , Д.И. О современном развитии некоторых химических183 .Методологические проблемы социального предвидения. Киев:
  158. Наукова думка, 1975. 347 с. 184. Миллер, С. Как использовать торговые выставки с максимальным эффектом / С. Миллер. — М.: Довгань, 1999. — 114 с.
  159. , Ю.И. Аксео логическая структура социокультурной коммуникации / Ю. И. Мирошников. Екатеринбург:* Банк культурной информации, 1998. — 113 с.
  160. , А. А. Япония: социальная рефлексия в модернизированном обществе (50−70-е гг. XX столетия) / А. А. Михалев. М.: ИФ РАН, 2001.- 83 с. I
  161. , Н.Н. Быть или не быть человечеству / Н. Н. Моисеев. — М.: ' Изд-во МНЭПУ, 1999. 288 с. 188 .Мокроносо, в Г. В. Методологические проблемы исследования общественных отношений / Г. В. Мокроносов. — Свердловск: Сред.-Уральск. кн. изд-во, 1972. 380 с.
  162. , Г. В. Личность и общество. Сборник статей в помощь изучающим марксистско-ленинскую философию / Г. В. Мокроносов.' -Свердловск: УПИ, 1967. 170 с.
  163. , А. Социодинамика культуры / А.Моль. М.: КомКнига, 2005. -415 с. ?
  164. , Г. Б. Осака / Г. Б. Навлицкая. М.: Наука, 1983. — 287 с.
  165. , Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга / Л. Ф. Назаренко.- М.: Филинъ, 1997. 112 с.
  166. , А.И. Мир на краю истории, или Глобализация-2. / А.И. Неклесса// Москва. 1999. — № 4. — С. 120−134.
  167. , С.Н. Философия будущего: 250 взглядов на новизну / С. Н. Некрасов. Екатеринбург: Изд-во ИМИР, 2003. — 304 с.
  168. , И.С. Всемирная выставка в Брюсселе 1953 / И. С. Николаев,
  169. Н.П. Мельников. М.: Наука, 1963 .-318с. f
  170. , Ф. Сочинения: в 2 т. Т.2 По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. — С. 354−358.
  171. Новые ценности всемирной экономики. — СПБ.: Изд-кий фонд Бахай Единение, 1997. 13 с.
  172. , Э.Е. Глобальные интересы и национальный эгоизм: Экономический аспект / Э. Е. Обминский. — М.: Междунар. отношения, 1990.-304 с.
  173. , Н.П. Россия на Всемирной выставке 1900 года в Париже / Н. П. Овчинникова // Жилищное строительство. 1990.- № 7. — С. 27−29.»
  174. , Н. 77. Чикагская выставка 1893 года/Н.П. Овчинникова// Архитектура и строительство России. 1994. — № 7/8. — С. 11−16.
  175. , Дж. Выставки: планирование и дизайн / Дж. Олвуд, Б. Монтгомери. Новосибирск: Интербук, 1991. — 160 с.
  176. , М.А. Всемирная выставка 1900 г. в илл. и описаниях / М. А. Орлов. СПб., 1900. — 224с.
  177. , К.А. Международные выставки и ярмарки / К. А. Павлов. — М.: Внешторгиздат, 1962. ~ 139 с.
  178. , К.А. Промышленные выставки / К. А. Павлов // Внешняя торговля, 1949. № 9. — С. 23−25.
  179. , С. Проектный менеджмент: Ускоренный курс / С. Пайпе. М.: ДИС, 2005.- 191 с.
  180. , А. С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегическое нестабильности / А. С. Панарин. — М.: Эдиторпал УРСС, 1999.-272 с.
  181. , А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. М.: Алгоритм, 2002. — 496 с.
  182. , А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы / А. С. Панарин // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. — М.: ЦОП Ин-та филос. РАН, 1995. 242 с.
  183. , А.С. Россия в цивилизационном процессе: между атлантизмом и евразийством / А. С. Панарин. М.: ЦОП Ин-та филос. РАН, 1994. — 262 с.
  184. , Л.Б. Дизайн в культурном строительстве: проектирование смыслового пространства /Л.Б. Переверзев // Социальное проектирование в сфере культуры. М.: Наука, 1992. — 232 с.
  185. , С. Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске / С. Б. Переслегин. М.: ACT, 2005. — 621 с.
  186. , Э. За пределами роста / Э. Пестель. — М.: Прогресс, 1988. — 272 с.
  187. , А. Человеческие качества / А.Печчеи. М.: Политиздат, 1985. -311с.
  188. Планета Антиглоб. Бюллетень российских антиглобалистов. 2005.2.
  189. Планета Антиглоб. Бюллетень российских антиглобалистов. — 2006. -№ 1.
  190. , Н.С. Справочник по международным и национальнымвыставкам и ярмаркам в Великобритании / Н.С.'* Платова. М.:t
  191. Внешторгиздат, 1968. 150 с.
  192. , К.Р. Открытое общество и его враги: в 2 т. / К. Р. Поппер. М.: Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992. — 446 с.
  193. , М.В. Архитектура «ЭКСПО-70″ / М. В. Посохин. М.: Междунар. отношения, 1970. — 48 с.
  194. Постмодернизм и культура: (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1993. — № 3. — С. 3−16.
  195. , Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. М.: Рефл-бук, 2001.-626 с.
  196. Проект „Россия“. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. — 382 с. >
  197. , Б.П. Мир и всемирные выставки 1867 1967 / Б. П. Рачков // Внешняя торговля. — 1967. — № 1 — С. 19−24.
  198. , А.В. Участие комитета Сибирской железной дороги 5во всемирной выставке 1900 года в Париже / А. В. Ремнев // Хозяйственное освоение Сибири. 1991. — Вып.1. — С.167−176.
  199. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / Ред. Д. М. Гвишиани. М.: УРСС, 1997. — 388 с.
  200. , В. М. Семиотические исследования / В. М. Розин. М.: ПЕРСЭ, 2001.-256 с.
  201. , В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования / В. М. Розин // Вопросы философии. 1985. — № 10. — С. 32- - 40.
  202. , В.М. Смысл прогностической деятельности в проектировании / В. М. Розин // Труды ВНИИТЭ: Проблемы прогнозирования материально-предметной среды. 1972. — Вып. № 2. — С. 85−90.
  203. , В.М. Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации / В. М. Розин. М.: УРСС, 2002. — 320 с.
  204. , P. Философия и будущее / Р. Рорти // Вопросы философии.— 1994. № 6.-С.29−34.
  205. Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. СПб.: А. С. Шустов, 1900. — 248 с.
  206. Россия-Ъ. Евразийское вторжение. М.: Международное Евразийское Движение, 2005. — 24 с.
  207. , Т.Г. Гегель / Т. Г. Румянцева // Новейший философский словарь. -Мн.: Интерпресссервис, 2001. С. 213−222.
  208. , Т.Н. Интервью с будущим / Т. Н. Румянцева. JL: Лениздат, 1978.-318 с.
  209. , Т.Н. Самоопределение и самопроектирование на уровне личности / Т. Н. Рычкова // Социальное прогнозирование, планирование, проектирование. Красноярск, 1988. — 168 с.
  210. , И.М. Альтернативный мир: модели и идеалы / И. М. Савельева. М.: Наука, 1990. — 208 с.
  211. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж-П. Сартр. М.: Республика, 2002. — 640 с.
  212. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода / Ж-П. Сартр. М.: Прогресс, 1993. -240 с.
  213. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж-П. Сартр // Сумерки богов. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 536 с.
  214. , В.А. Психологические аспекты научно-технической пропаганды на ВДНХ СССР / В. А. Саюшев // Психол. журн. 1986. — Т.7, № 5. — С.70−78.
  215. , В.Ф. Генезис проектной культуры / В.Ф. Сидоренко// Вопросы философии. 1984. — № 10. — С.87−90.
  216. , Д.А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну / Д. А. Силичев // Вопросы философии. -2005. № 7.-С. 3−21.
  217. Современный философский словарь. / Под ред. проф. В. Е. Кемерова. — Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996. 608 с.
  218. , Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности / Дж. Сорос. М.: ИНФРА-М, 1999. — 262 с.
  219. , Дж. Мыльный пузырь американского превосходства. На что следует направить американскую мощь / Дж.Сорос. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.- 192 с.
  220. Социальная модернизация России: Материалы обсуждения за „круглым столом“ в Институте философии РАН // Вестн. Рос. Акад. Наук. 1993.-Т.63. — № 3. — С. 186−197.
  221. Социальное прогнозирование, планирование, проектирование. -Красноярск.: изд-во Красноярского пед. ин-та, 1998. 168 с.
  222. Социальное проектирование в сфере культуры. М.: Наука, 1990. — 432 с.
  223. Социодинамика культуры: Сб. науч. тр. / Ин-т Социологии РАН / Отв. ред. Л. Г. Ионин. М.: Рос. АН, Ин-т Социологии, 1993.- 192 с.
  224. Социокультурные утопии XX века. 1986. — Вып. 4. — С. 33−34.
  225. , B.C. Философия и образы будущего / B.C. Степин // Вопросы философии. 1994. — № 6 — С. 10−22.
  226. , Л.Н. Об общечеловеческих ценностях / Л. Н. Столович // Вопросы философии. 2004. — № 4. — С. 86−98.
  227. CmpyeaifKue, А. и Б. Полдень, XXII век- Далекая радугу: Повести / А. и Б. Стругацкие- предисл. изд-ва, справка „Публикации“ А. Керзина, худож. В.Любаров. М.: Текст, 1992. — 398 с.
  228. , В.А. Что есть Россия? (перспективы нациостроительства)/ В. А. Тишков // Вопросы философии. 1995. № 2. — С. 8−25.
  229. , Дж. Глобальная экономика: кто у руля / Дж. Тобин // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 1. — С. 45−51.
  230. , А.Дж. Цивилизация перед судом истории / А.Дж. Тойнби. — М.: Айрис-пресс, 2003. 589 с.
  231. , Дж. Л. Социология / Дж. Томпсон, Дж. Пристли. М.: ACT, 1995.-496 с.
  232. , Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: ACT, 1999. — 784 с.
  233. , Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2003. — 557 с. ^
  234. , Ж.П. Социальное проектрование / Ж. П. Тощенко. М.: Мысль, 1982.-254 с.
  235. , Е.Г. Проблема самоидентификации личности в философии постмодернизма. / Е. Г. Трубина. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995. — 150 с.
  236. Турро, у Л. К. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний день / JI.K. Турроу, — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. — 433 с.
  237. , АД. Космические перспективы автотрофности человечества / '< А. Д. Урсул // Общественные науки и современность. 1995. — № 2. — С. 131−139.
  238. Успенский, Б.A. Historia sub specie semioticae / Б. А. Успенский // Культурное наследие Древней Руси. -М.: Наука, 1976, с. 286 292.
  239. , А.И. Американская футурология международных отношений в XX веке / А. И. Уткин. М.: Наука, 1990. — 172 с.
  240. , Л. Бои за историю/ JI. Февр. М.: Наука, 1991. — 543 с.
  241. , В.Г. Модернизация „другой“ Европы/ В. Г. Федотова. — М.: РАН, Ин-т философии, 1997. 225 с.
  242. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский. — М.: Инфра, 2002. 574 с.1771″
  243. , П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. М.: Прогресс, 1993. — 324 с.
  244. , Д. Мировая динамика / Д. Форрестер. М.: Наука, 1978. -167 с.
  245. Франция // БСЭ: в 51 т. Т 45.— 2-е изд. М.: Большая советская энциклопедия, 1956. — С. 471.
  246. Фрейд, 3. Я и ОНО / 3. Фрейд. М.: ЭКСМО, 2002. — 864 с.
  247. , Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. М.: Харвест, 2004.-384 с.
  248. , Э. Иметь или быть. Ради любви к жизни /Э.Фромм. М.: Айрисс-пресс, 2004, — 384 с.
  249. , Э. Концепция человека у Маркса / Э. Фромм // Душа человека. —•51
  250. М.: Республика, 1992. С. 375−414.
  251. Фуку ям, а Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф.Фукуяма.- М.: ACT, 2004. 730 с.
  252. , Ф. Конец истории и последний человек / Ф.Фукуяма. — М.: ACT, 2004. 592 с.
  253. , А.А. Выставка достижений науки, техники и культуры СССР в Нью-Йорке 1959 года / А. А. Фурсенко // История СССР. 1988. — № 1. -С.203−206.
  254. , Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, апр. 1989. /Ю. Хабермас. -М.: Наука, 1992. 175 с.
  255. , Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий / Ю. Хабермас // Социс. 2006. — № 1. — С. 45−54.
  256. , Ю. Модерн незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. — 1992. — № 4. — С. 40−51.
  257. М. Бытие и время. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  258. , Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек. М.: Новое издательство, 2005.- 264 с.
  259. , С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции: сценарии энергетического будущего / С. Д. Хайтун // Вопросы философии. 2005. -№ 11.-С. 90−106.
  260. , С. Будущее демократического процесса: от экспансии- к консолидации. / С. Хантингтон // Мировая экономика и международные, отношения.-1997. № 6. -С. 87−94. 1
  261. , С. Запад уникален, но не универсален / С. Хантингтон // Мировая экономика и международные отношения. — 1997. № 8. — С. 8493.293 .Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон. М.: ACT, 2004. — 640 с.
  262. , П.А. Всемирная выставка в Монреале (1967)7 П. А. Черняков -М.: Знание, 1967.-280 с.
  263. , В.В. Являются ли цивилизационные войны признаком нашей, жизни?/ В. В. Чешев // Проблемы цивилизационных войн и глобализации.- Томск: изд-во „Знание“, 2002. С. 30−32.
  264. , Т. Записки маркетолога-выставочника У Т. Шастина // Маркетинг. 1995. — № 4. — с. 12−18. *
  265. , Е. Утопия и традиции / Е. Шацкий. М.: Прогресс, 1990. — 456•
  266. , М. Формы знания и общество/ М. Шелер // Социологический журнал.- 1996.- № ½.
  267. , В.Н. История всемирных выставок / В. Н. Шпаков. М.: ACT, 2008.-384 с.
  268. , В.Н. Россия на всемирных выставках 1851−2000 / В. Н. Шпаков. -М.: Знание, 2000.- 184 с.
  269. , О. Закат Европы / О. Шпенглер. Новосибирск: Наука, 1993. -584 с.
  270. , О. Человек и техника / О. Шпенглер // Культурология XX век: Антология. -М.: Юрист, 1995. С.465−479.
  271. , В.В. Яитопия / В. В. Штепа. М.: Ультракультура, 2004. — 384 с.
  272. , В.Н. Рефлексия в деятельности / В. П. Щедровицкий // Вопросы методологии. 1994. — № 3. — С. 7−10.
  273. Эко, У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию / У.Эко. — СПб.: Петрополис, 1998.-431 с.
  274. Architectur / Architecture EXPO 2000. Hannover, 2000. — 287 p. '(
  275. Bhaba Homi K. The Location of Culture / Homi K. Bhaba. London, 1994. — 342 p.
  276. Crouzet F. Britain Ascendant: comparative Studies in Franko-British Economic History / F. Crouzet. — Cambridge, 1990. 543 p. -
  277. Culture and rationality. Special issue // Philosophy East and West. 1992. -Vol. 10.-p. 12−21.
  278. Davis, J. The Great Exhibition / J. Davis. Stroud, 1999. — 208 p.
  279. Doxey, M. International organization in Foreign Policy Perspective / M. Doxey. — London, 1975. 75 p.
  280. Droysen, P.G. Grundriss der Historik / P.G. Droysen. — Halle: Niemeyer, 1925.- 104 p.
  281. Duncan R. W. Ethic Nationalism and Regional Conflict: Former Soviet Union And Yugoslavia / R. WDuncan, P. G. Holman. Oxford, 1994. — 324 p.
  282. Eliot A. Notes toward an ideal museum / A. Eliot // Art in America. 1960. — Vol. 1.—p. 79−85.1. У»
  283. Geertz, C. The Uses of Diversity / C. Geertz // Michigan Quarterly Review. -1986.-Vol. 25. p. 105−123.
  284. Goltsov, V.A. Hydrogen civilization of thefuture — a novel conception of the International Association for Hydrogen Energy / V.A. Goltsov, T.N. Veziroglu, L.F. Goltsova // Intern. Hydrogen Energy Congress & Exhibition.-2005.-CD-10 pp.
  285. Harris, Ph. Managing cultural differences / Ph. Harris, R. Moran. N.-Y., 1979.-278 p.
  286. Huntington, S.P. The Soldier and the State: the Theory and Politics of Civil-Military Relations / S.P. Huntington. Cambridge: Belknap Pressof Harvard University Press, 1981.-534 p.
  287. Jameson, F. Cultures in globalization / F. Jamesom. Durham. — 1998. — 3931. P
  288. Ъ21 .Kahn, H. The Year 2000. A Framework for Speculation on the Next Thirty Three Years / H. Kahn, A, J. Wiener. New York: MacMillan, 1967 — 431 p.
  289. King, A. D. Culture, globalization and the world-system: contemporary condition for the representation of identity / A.D. King. Minnesota, 1991 -450 p.
  290. Kotler, P. Marketing-Management: Analyse, Plannung und Kontrolle / P. Kotler. Stuttgart, 1982. — 689 p.
  291. Kristeva J. Nations without Nationalism / J. Kristeva. New York, 1993. — (i209 p. f
  292. Nederveen, P. J. Multiculturalism and Museums, Discourse about Others in the Age of Globalization / P.J. Nederveen // Theory, Culture and Society. -1997. Vol. 13 (3). — P. 123−146.
  293. Projects around the world of EXPO 2000. Hannover, 2000. — 893 p.1.
  294. Radhakrishnan, S. The concept of man. A study in comparative philosophy / ' S. Radhakrishnan, T.P. Raju. London, 1960. — 274 p.
  295. Said, E. Culture and Imperialism / E. Said. London- New York, 1993. — 348p. '
  296. Schlesinger, A. The disuniting of America: Reflections on a multicultural
  297. Society / A. Schlesinger. — Knoxville, 1991.-280 p. 340. Schutz, A. The Phenomenology of the Social World / A. Schutz. London, 1972.- 198 p.
  298. Spivak, G С. In Other World: Essays in Cultural Polities / G.C. Spivak. -NewYork, 1987.-301 p.
  299. Waters, M. Globalization / M. Waters. London, 1998. — 132 p.
  300. Young, R. C. Colonial Desire. Hybridity in Theory / R.C. Young // Culture and Race. London, 1996. — P. 81- 98.
Заполнить форму текущей работой