Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сакральные тексты в истории культуры: На примере Библии и Корана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Общее напряженное драматическое состояние российского общества связано с историческим переломным моментом, характерной чертой которого является переход ОТ одних ценностных ориётиров и идеалов к другим, в связи с чем нарастает ощущение растерянности, неустойчивости бытия, потери смысла жизни. Общество ищет пути, формы, средства выхода из подобного состояния. Религия и Церковь наряду… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Религия и культура как единая целостность
    • I. Религия как феномен культуры
    • 2. Христианство и ислам как культуросозидающее явление в м1фовой культуре
    • 3. Культурно-историческая миссия Моисея,
  • Христа и Мухаммеда
  • ГЛАВА II. Библия и Коран как основа духовной культуры
    • 1. Нравственно-этические принципь! Библии и Корана
    • 2. Эстетические идеалы Библии и Корана.,

Сакральные тексты в истории культуры: На примере Библии и Корана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Общее напряженное драматическое состояние российского общества связано с историческим переломным моментом, характерной чертой которого является переход ОТ одних ценностных ориётиров и идеалов к другим, в связи с чем нарастает ощущение растерянности, неустойчивости бытия, потери смысла жизни. Общество ищет пути, формы, средства выхода из подобного состояния. Религия и Церковь наряду с другими общественными силами стремятся внести свою лепту в этот процесс. Мы явжемся свидетелями возросшей общественной и культурной активности религии и Церкви. При этом следует отметить, что Россиямногонациональное и многоконфессиональное государство, в котором складываются взаимоотношения многообразных религиозных организаций с государством и обществом. Для стабилизации этих отношений важным является поиск диалога между религиозными организациями и объединениями, который предполагает сознательную ориентацию на взаимоуважение традиций имеющего право на существование иного культурного мира. Для конструктивного диалога культур и религий необходимо акцентировать внимание на ценностных идеалах, являющихся едиными для всех религиозных систем, что предпринимается в данном исследовании и представжет его актуальность.

В истории культуры России важнейшую роль играли прежде всего христианство и ислам. Современное общество, видимо обоснованно, видит в религии некую духовную силу, способную помочь обществу выйти из кризисного состояния, в связи с этим обращение к сакральным книгам, в которых мы видим квинтэссенцию религиозного мировоззрения, является насупщой потребностью сегодняшнего дня. Необходимо преодолеть сложившееся отчзждение между обществом и священными 1снигами, ввести их в активный культурный оборот. Исторически сложилось так, что Библия и Коран, сконцентрировавшие в себе мировоззренческие идеи христианства и ислама, явились основой культуры.

Актуальность обуславливается и тем, что и Библия, и Коран представляют собой памятники, которые не могут быть локализованы исключительно границами религиозного видения. Их можно и должно осмысливать и переживать как явление культуры в целом. Д. С. Лихачев как-то заметил, что Библия — это ключ к культуре. Эти слова могут быть применены в равной степени и к Корану. Знание сакральных текстов продиктовано жизненной необходимостью, поскольку Библия и Коран освещают особенности и своеобразие христианской и мусульманской культур. В Библии и Коране представлены этические и эстетические идеалы, на основе которых сформировалась иерархия духовных ценностей христианской и мусульманской культур. Система нравственно-этических и эстетических ценностей, представленная в Библии и Коране, имеет ценностное значение для общечеловеческой культуры.

Библия и Коран являются литературно-художественными памятниками мировой культуры. Как художественный текст они представляют собой эстетико-художественный феномен. В них поднимаются проблемы, являющиеся актуальными и в наше время: проблема нравственности, добра и зла, проблема человека, смысла его жизни, отношений в обществе. Поэтические сказания Библии и Корана, написанные рифмованной прозой, представляют художественную ценность. Идеи, сюжеты и образы героев Библии и Корана нашли отражение в произведениях философской и художественной литературы, искусства.

Для верного понимания взаимодействия разных культур в рамках целостности российского общества обращение к Библии и Корану, пристальное и осознанное изучение данных сакральных текстов, имеющих ценностное значение в мировой культуре, представляется актуальным в настоящее время.

Степень научной разработанности проблемы. В исследованиях, посвященных вопросам христианства и ислама в ракурсе этической и эстетической проблематики, внимание уделяется раскрытию основных идей, содержания, роли и значения Библии и Корана в историко-культурном процессе. Осмысление истории происхождения, структуры, различных переводов и принципов интерпретации Библии и Корана обуславливается тем или иным подходом.

Первой формой религиозного знания является теология, стремящаяся осветить смысл и содержание Священных текстов с позиций самой религии. Теологические и богословские труды составляют богатый пласт в изучении сакральных тестов. Для богословского подхода характерным является тожование Библии и Корана как богооткровенной истины. В библейском богословии, в православии и католицизме, считались абсолютно верными излагаемые в Библии события, в то время как в протестантизме сложился аллегорический метод толкования сакрального текста. Мусульманская теологическая концепция Бога, мира и человека нашла отражение в классических трудах мусульманских теологов. Представляют большой интерес для данного исследования труды Ибн ал-Араби. Основываясь на материале Корана, Ибн ал-Араби размышляет об отношениях Бога и человека. Человек, утверждает он, является зеркалом, в котором отражаются Божественные качества. Ибн ал-Араби раскрывает понятие «божественное имя». Супщости мира, согласно воззрениям философа, генетически связаны с атрибутами божественной сущности и онтологически тождественны им.

В XX веке теологическая система подвела итог определенному этапу развития христианской мысли, ознаменовала собой новый период в осмыслении содержания христианского Писания. Р. Бультман говорит о необходимости экзистенциональной интерпретации дуалистической мифологии Нового Завета, поднимает проблему демифологизации новозаветного провозвестия, феномены которого подлежат историко-критическому, социологическому и психологическому рассмотрению. Р. Гвардини обращает внимание на то, что видение христианским сознанием в Иисусе Христе Единосущного Сына Бога указывает на догматический характер христианства, научный же взгляд распознает в нем тот же коренной феномен, что лежит в основе других образов «спасителей» известных из истории религий. Но, указывает философ, сакральный характер личности «спасителя» проявляется у Христа иначе. В культурных мифах в «Спасителе» видна стихийная жизненная сила, у Христа она носит психологический, этический и личностный характер, в нем оживают все универсальные представления о «спасителе» мира.

Особый интерес представляют труды русских философов «серебряного века», выработавшие собственные принщшы интерпретации библейского текста (Н.Бердяев, С. Булгаков, В. Соловьев, С. Трубецкой и др.). Так, В. Соловьев исходил из философского и нравственного осмысления супщости сюжетов Библии, в котором библейская история, выражавшая общие закономерности человеческой истории, приобретала глубокий смысл. В произведениях русских философов «серебряного века» большое внимание уделяется проблемам добра и зла. Бога и человека, идеи первородного греха и смысла искупления. Так, Е. Трубецкой утверждает, что искупление есть акт исцеления человека, человечества и всего распавшегося на части космоса, видит в нем восстановление мира как живого целого.

Обращались к Библии и философы-экзистешщалисты, Э. Фромм, рассматривая концепщпо мира у ветхозаветных пророков, считает, что она является частью общей исторической и религиозной их концеппди, находящей полное выражение в идее мессианского времени, которое, согласно философу, есть воплощение истинной гармонии и единения, конец отчуждения, возвращение человека к самому себе. К. Ясперс отмечает, что Библия — хранилище тысячелетних пограничных опытов человечества, которые озарили дух человека, уверовавшего в Бога, а вместе с тем и в самого себя, что создает, согласно философу, неповторимую атмосферу Библии. Он обращает внимание на хфотиворечия в Библии (религия закона и религия любви, национальный Бог и Бог всех людей и др.). Следствием этих полярностей в Библии, отмечает он, явилось то, что все партии и представители разных тенденций последующей истории могли так или иначе ссылаться на Библию. М. Бубер отмечает, что для библейского г) ПУ1анизма важное значение имеет конкретное преобразование всей нашей жизни, а не только внутренней.

Сакральные тексты рассматривались и с атеистической точки зреконя. Так, И. Крывелев при помощи методов беспристрастного и научного исторического анализа показывает несостоятельность библейской морали и попыток приукрашивания библейских персонажей церковниками. Л. Климович с этих же позиций анализирует Коран. Он отмечает, что в Коране отсутствует представление о человеке как «венце творения», а также постепенности развития жизни на Земле, ее биосферы и тем более ноосферы. Согласно ученому, эта книга не внесла ничего нового в познание природы, незначительны в ней и географические сведения. Подобная критика сакральных текстов отражает сложившееся атеистическое отношение к ним только как к религиозным текстам, но не как к памятникам культуры. с позиций научного и исторического методов, в которых используются данные истории, археологии, литературоведения, дается анализ библейских и коранических сказаний в трудах таких исследователей, как З. Косидовский, М. Пиотровский, Д. Фрэзер, И. Шифман и др. Исследователи рассматривают Библию и Коран как памятники древности, отражаюпще определенный этап историко-культурного развития. Так, И. Шифман, считая единственно верным подходом исторический — изучение Ветхого Завета как литературного памятника, возникшего в определенной среде и в определенную историческую эпоху, исследует священный текст как сборник избранных произведений древней иудейско-израильской литературы, показывает его связь с культурой и литературой древней Передней Азии.

Споры вокруг коранических сказаний составляли непременный элемент христиано-мусульманской полемики. Долгое время в коранических сюжетах видели лишь заимствования из библейских. В 20-е годы XX в. в ряде работ по исследованию идей и сюжетов Корана были сделаны акценты на обнаружение конкретной языковой и культурной среды, к которой они восходят. Первая попытка сравнительного анализа социальной морали и социальной психологии в доисламской поэзии и Коране сделана И.Голъциером. В исследовании М. Б. Пиотровского предлагается новый подход: коранические сказания рассматриваются с точки зрения их места в коранической проповеди и их связи с u u u и тт аравийской культурной средой. Исследователь, анализируя истоки коранических легенд и преданий, их бытование в доисламской Аравии и в странах арабо-мусульманской культуры, акцентирует внимание на композиционных и цдейных особенностях сказаний, вошедпшх в Коран, своеобразных феноменов «двойничества» и «обрамленной» проповеди, составляющих одну из наиболее характерных черт проповеди Мухаммеда. Важной является попытка исследователя реконструировать тот культурный фон, духовную среду, где рождался ислам, роль иудейско-христианских и гностических учений.

Наиболее полно основные этапы истории изучения Корана в Европе, исследование и понимание Свяш-енного Писания ислама как памятника культуры, отражающиеся в истории его изданий и переводов, представлены в работах Е. А. Резвана. Исследователь подчеркивает, что с момента своего возникновения Коран интерпретировался и изучался в контексте противостояпщх политико-идеологических и конфессиональных интересов, в условиях многовековой конфронтащш христианского мира с миром ислама. Это отразилось в многообразных подходах в изучении Корана, в которых выделяются две традициивнеисламская и внутриисламская. Выбор подхода к Священной книге ислама и ее толкования обуславливала идеологическая заданность. Так, раннелатинские переводы по существу являются пересказами, переложениями текста, главная цель которых — доказательство несостоятельности претензий мусульман на обладание священным писанием. В 1647 г. был опубликован французский перевод Корана, выполненный Андрэ Де Рие, вызвавший интерес, хотя и не вполне отвечал научным требованиям. Он был переведен в Англии (1688), Голландии (1698), позднее в Германии и в России (1716). Первым собственно научным переводом Корана в Европе был латинский перевод Л. Мараччи (1698г.), основанный на сличении нескольких рукописей арабского текста Корана, за которым последовала целая серия переводов на европейские языки. Переводы Корана были сделаны и в России. В 1787 г. был напечатан арабский текст Корана, подготовленный и прокомментированный муллой У.Ибрахимом. Этот текст, получивший высокую оценку ориенталистов, выдержал множество изданий. Перевод Корана, выполненный М. И. Веревкиным, отличаюпщйся высокими литературными достоинствами, вдохновил А. С. Пушкина на создание поэтического переложения фрагментов 33 сур — знаменитых «Подражаний Корану». В России был издан перевод Г. С. Саблукова (1878), который явился важнейшим достижением «казанской школы» исламоведения. Перевод Сабл) Лова был сделан из необходимости иметь представление о «татарском исламе», основывался на сочинениях, популярных в татарской среде. Труд генерала Д. Н. Богуславского, основанный на поздних турецких комментариях, был попыткой передать понимание Корана в османской Турции. И. Ю. Крачковский одним из первых поднял вопрос о необходимости нового подхода к переводу Корана. Рассматривая Священное Писание ислама как памятник определенной эпохи и среды, Крачковский опирался на материал языковой среды и текст самого Корана (опубликован в 1963 г., переиздан 1986, 1990 Г. Г.).

В 90-е годы в нашей стране были изданы переводы Корана, выполненные В. Пороховой, М.-Н. Османовым. Перевод В. Пороховой, названный автором «Коран. Перевод смыслов» (1993), представлен в стихотворной форме. Автор, воспринимая Коран как «один из величайших литературных шедевров человечества», стремится передать поэтическую красоту, большую эмоциональную и стилистическую гфиближенность к оригиналу. М.-Н. Османов в своем переводе Корана, стремясь осуществить более полное и точное воссоздание арабского оригинала, используя достижения предшественников и наиболее авторитетные источники, нашедшие отражение и в данных им комментариях, главный приоритет в выборе варианта перевода отдавал контексту, анализу и смысловому воспроизведению лексического, грамматического и синтаксического богатства оригинала.

В последние годы появились исследования Библии и Корана как феноменов культуры. Так, А. В. Медведев рассматривает Библию как исторический документ, представляющий целостный образ жизни древнееврейского общества, и как эстетико-художественный феномен, определяет эстетику Библии как «воплощение эстетического сознания той эпохи, когда складывались библейские тексты" — Коран, как подчеркивает исследователь, заложил новые принципы нравственности, новое понимание человека. Л. З. Немировская отмечает, что сакральные тексты вводят человека в мир культуры. Она анализирует космогонию и антропологию Библии и Корана, их состав и содержание, проблемы Бога и человека, нравственные и социальные проблемы, нагпедшие отражение в сакральных текстах. А. В. Никифоров подчеркивает, что показываемая им параллель библейских и коранических сюжетов не является тождеством, несмотря на множество обпщх мифологических источников, каждая из этих Священных книг имеет свою специфику и неповторимость. Как утверждает Д. В. Фролов, кораническое откровение содержит довольно большой и многогранный набор идей и образов, имеюпщх отношение к эстетике и в значительной степени определивших эстетические представления многих культур, входящих в мусульманский ареал.

Объект исследования — Библия и Коран.

Предметом исследования выступают этические и эстетические ценности Библии и Корана, представляющие основу сакральных текстов.

Целью исследования явжется обоснование культурообразующей роли сакральных текстов в истории культуры.

Поставленная цель предполагает решение следуюпщх задач:

— проашливировать соотношение религии и культуры;

— раофьпь роль христианства и ислама в истории культуры;

— определить роль Пророков в истории культурного развития;

— выявить генезис отношений «Бог — человек» в Библии и Коране;

— проследить развитие системы тфавственно-этических принципов и эстетических идеалов, гфедставляюпщх духовную основу Библии и.

Корана.

Методологическая база определяется задачами диссертащонного исследования. В диссертации использован историко-ьоАжтурологический подход с целью раскрытия специфики са1фальных текстов как мщювснАнческого аспекта культуры человечества Важным явился диахронический метод, позволивший выявить хАакгерные особенносга становления и развития иудаизма и ислама Для более полного расьфыгия своеофазия христианской и мусульманской религий и культур тфименены диахронический и компАативистский методы, обусловившие все формы исследования: сравнительно-сопоставительный, исгоржо-типологаческий и исгорико-генетический. С помощью системного и структурно-функциошльного метода расБфывАтся концепция единого религиозного мировоззрения, в которое входят иудаизм, ?фистиансгво и ислам. Герменевтический метод помогает заглянуть вглубь сакральных текстов, рас1фьгть их сакральную смысловую ценность. Стремление глубже рассмотреть мщювоззренческий аспект Библии и Корана, эволюцию отношений «Бог — человею) потребовало обращение к исторической 1ультурологии.

Научная новизна данного исследования заключается в ффмул1фовке концепции целостности религиозной системы авраамистических религий, гфедставляющей возможность проследить генезис религиозного мщювоззрения с точки зрения культурологических гроблем, что отображено в следующих полояжниях:

— анализируются основные гфинципы? фистианства и ислама с целью выявления общего и различного в данньис религиозных мировоззрениях и их влияния на культуру,.

— рассматривается роль личности Пророков в культурно-историческом процессе;

— дается сравнительно-сопоставительный текстологический анализ.

Библии и Корана;

— рассматривается генезис отношений «Бог-человею> в Библии и Коране;

— выявляется единство 1 фавственно-этияеских принципов в Библии и Коране, гугем вьшолнения которых вшвьштается человеческая духовность;

— рассматриваются эстетические цдеаль! Библии и Корана.

Теоретическая и практическая значимость исследования ОЕределяегся возможностью использования материала исследования в подготовке обпщх и специальных учебно-мегодических курсов, на грактических и семинАких занятиях по предметам «Культурология», «Исторнн религии», «Этша», а также в теоретическом аспекте (как часть хфоцесса осмысления религии и ее значимости как духовного явления в истории человечества).

Апробация работы: основные положения диссертации бьгши использованы тща чтении лекций по спецкурсу «Культура и религия: са1фальные тексты» в Низшевфговском пхудАхлвенном педагогическом инстшуте. Диссертация обсуждалась и рекомендована к запщте на заседании кафедры ьультурологии Уральского госудфсгвеяного университета Основные положения диссертационного исследования обсуждались в ходе работъг. региональной научно-теоретической конференции асшфангов и студентов «Культура и образование» (ЕНижневартовск, май 1995 г.) — международной научно-грактической конференции «Культура, человек, образование» (Москва, октябрь 1996 г.) — «Человек в философско-культурологическом измерении». (Нижневщлювск, 6−7 февраля 1998 г.) — «Философская и педагогическая антропология» (Первые Соколовские чтения) (Нижневартовск, 25−27 мая 1998 г) — «XXI век: будущее России в философском измерении». (Екатеринбург, 711 июня 1999 г.) — «Культура и образование» (Третьи Соколовские чтения) (Нижневартовск, 16−19 мая 2000 г.) — оьфужной научно-хракгической конфАюнции «Гуманизацця культуры и образования в Ханты-Мансийском автономном 01фуге ш пороге третьего тысячелетии» (НижневЛговск, 19 мая 2000 г.) — IV Всероссийской научной конференции «Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики» (Екатеринбург, 23 март 2001 г).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В мировой культуре человечества религия сыграла ведущую роль. Определяя идеалообразование в культуре, религия является сакральной основой культуры. Утвердив духовную ориентацию человека на целостное миропонимание и мировоззрение, религия утверждает целостность как устремленность к созиданию и творчеству, что ярко проявлено в сакральных текстах. Главное в Библии и Коране — это Бог и человек. Человек, наследуя Дух Божий и качества Аллаха, выраженные в Его 99 Прекрасных Именах, является существом духовным, отличающимся от всего тварного мира. Духовность возвышает его над остальными созданиями Бога. Человек в своей жизни руководствуется нравственно-этическими принципами, определившими нравственные ценности культуры. Религия, согласно А. Медведеву, выполняет роль смыслополагающего центра, которым определяется цель человеческого бытия.

Христианство и ислам утверждают бытие человека как бытие нравственное. В культурах христианства и ислама человек признан свободной личностью, что подтверждается Священными Писаниями, в которых ни Бог, ни Аллах не навязывает своей воли, а предоставляет человеку право сделать выбор самому в пользу добра или зла. Бог только советует, рекомендует, предупреждает о последствиях: соответственно своим деяниям, поступкам и помыслам человек, согласно Писаниям, заслужит воздаяние — ад иди рай. Основой сакральных текстов иудаизма, христианства и ислама являются нравственно-этические ценности, эстетические идеалы, ставшие духовной основой общечеловеческой культуры.

Иудаизм, христианство и ислам представляют собой единую мировоззренческую религиозную систему. Данная концепция показывает генезис религиозного мировоззрения, в котором отражаются изменения в понятиях Бога, божественного предопределения и свободы воли человека, идеалов совершенства, усиление роли самого человека в его предопределенной богом судьбе. Критерием духовности человека в сакральных текстах является этическое, поскольку только через этическое отношение к миру и людям возможно единение с Богом, осознаже единства всего бытия.

Ислам заявил о себе как религии, возродившей авраамистические традиции. В Коране отражены все события, происшедшие в истории общесемитских племен. Он продолжает традиции иудаизма и христианства.

Христианство и ислам являются культуросозидающими религиями, демонстрирующими ментальность культур с доминирующей в ней идеей о месте и роли человека в мире. Они дали человечеству уникальные и своеобразнью типы культур — христианскую и мусульманскую. Ментальность данных культур отмечена религиозной духовностью. Различия в культурах христианства и ислама объясняется существенным различием видения мира и человека в христианстве и исламе. Единой основой культур христианства и ислама являются нравственные ценности, эстетические идеалы. Осознание человеком самого себя как явления уникального, творческое осмысление понятия «судьба» (судьба не всецело зависит от воли Бога, но предопределена Богом согласно Его знанию о человеке, его устремленности и деяниях, поскольку человек не отделим от своих деяний) предоставляет человеку возможность духовного совершенства, которое сопряжено с соблюдением нравственно-этических принципов. Пролагая путь к совершенству через этическое, человек созидает самого себя. Конец света, о котором говорится в Библии и Коране, не означает конца жизни, это начало более совершенной жизни, причем, не где-то на небесах, а здесь, на Земле. Царство Божие или рай не даются, они достигаются через нравственное совершенствование. Истина, Добро и Красотавысшие человеческие ценности, которые и приведут человечество в истинное бесконечное бытие.

Неоценимую роль в истории человечества сыграли Пророки Моисей, Иисус Христос и Мухаммед. Их культурно-историческая миссия заключается прежде всего в том, что Пророки дали новое понятие Бога, через которое актуализируется этическая сторона учения Моисея, Христа и Мухаммеда. Деятельность Пророков является культуротворческой. Именно с их деятельностью связано появление в мировой культуре нового религиозного мировоззрения, на основе которого сформировались новые типы культур — христианская и мусульманская. Мировоззренческие идеи и учения Пророков нашли отражение в сакральных текстах — Библии и Коране.

Положения, выносимые на зашнту:

1. Религия и культура взаимосвязаны и взаимообусловлены, они представляют собой единую целостность. Став сакральной основой конкретной культуры, религия утвердила свою доминируюшую роль в духовной культуре человечества. Возникая как заданность социума, религия претворяет эволюцию духовного развития личности и обш-ества. Всякое религиозное мировоззрение генетически связано с историческими корнями культуры того обш-ества, в недрах которой оно зарождается (например, в иудаизме и исламе). Культуротворческий потенциал релипш ярко проявился в возникновении новых тшов культ) ф — христианской и мусульманской, отражающих основные мировоззренческие идеи христианства и ислама. Христианство и ислам заявили о себе как культуросозидаюпще религии.

2. Иудаизм, христианство и ислам, являясь единой целостной религиозной системой, выявляющей генезис религиозного мировоззрения авраамистических религий, зафиксировали в сакральных текстах логику понимания божественного, что позволяет рассмотреть усиление этииеской стороны религиозного мировоззрения. В текстах Ветхого и Нового Завета и Корана прослеживается изменение понятия божества. В религиозном мировоззрении изменяются формы — ритуальные требования, но содержание — нравственно-этические принципы — составляет единую основу этих религий. Усиление этической стороны в религиозном мировоззрении утверждает возможности человека как личности, несущей ответственность за свободно сделанный выбор. Свобода воли, данная человеку, согласно Библии и Корану, Богом, возвышает человека. От самого человека зависит его судьба в этом М1фе и награда или наказание в мире будущем. Духовное совершенство человека, к которому он стремится, пролагается через этическое отношение к окружающему миру, к людям.

3. История религии содержит в себе личностный аспект. Внимание к личности создателя оказывается методологически полезным, ибо позволяет приблизиться к тайнам христианской и мусульманской культур. С деятельностью Моисея, Христа и Мухаммеда связано утверждение нового религиозного мировоззрения, на основе которого явились миру уникальные и своеобразные типы культурхристианская и мусульманская, т. е. деятельность Пророковкультуротворческая. Культурно-историческая миссия Моисея, Христа и Мухаммеда состоит в кристаллизахщи нового понятия Бога, через которое формируются нравственно-этические ценности, являющиеся смыслополагаюпщми в культуре.

4. Концепция единой религиозной системы, в которую входят иудаизм, христианство и ислам, демонстрирует усвоение человеком нравственно-этических ценностей, определяющих бытие как бытие нравственное. Культовые предписания предполагают очищение души, что невозможно в отрыве от добрых деяний и помыслов, т. е. они имеют нравственную основу. Вера в Бога, культивируемая религией, является лакмусовой бумагой, которой проверяются деяния человека, его поступки и помыслы. Ключевыми понятиями, характеризующими веру, являются понятия «добро», «милосердие», «сострадание», «любовь к ближнему». Понятия «богобоязненность» означает творить добро, а «страх Господен» — ненавидеть зло.

5. Сакральные тексты выражают уровень эстетического развития культур, в которых они заложили эстетическую парадигму, определили эстетическое миропонимание. Доминанта эстетики сакральных текстов — своеобразное отношение Бога и человека. Эстетический ракурс в Библии и Коране представлен в образах Бога и человека. Эстетические идеалы форм1фуются на основе нравственных представлений: идеал прекрасного — нравственное, безобразногобезнравственное. Эстетическое и этическое находятся в едином пространстве, составляют единую целостность. В этом заключается своеобразие, специфика эстетики сакральных текстов. Образ Богаидеал совершенного, прекрасного. Человек одухотворен Богом, богоподобие его утверждается в Библии и Коране. Идеал прекрасного — образы Царства Небесного и рая, где, согласно сакральным текстам, человек воссоединится с Богом, т. е. достигнет духовного совершенства — явится идеалом прекрасного. Критерием духовности является этическое. Образ Ада — образ безобразного. Адместопребывание творящих зло. Бездуховность, безнравственность характеризует их как образ безобразного.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу ал-Аала ал-Маудуди. Принципы ислама. М., «Захра», 1993 -127 с.
  2. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. /Ихна улум ад-дин/: Избр. главы /Абу Хамид ал-Газали: Пер. с арабск., исслед. и коммент. Наумкин В. В. М., Наука, 1980 376 с.
  3. A.B., Мавлютов P.P. ЬСнига о Коране. Ставрополь: Кн. изд-во, 1979 191 с.
  4. Агада. Сказания, притчи, изречения талмуда и мидрашей / Перевод С. Г. Фруга. Вступ. ст. В. Гаркин. М.: Раритет, 1993. — 319 с.
  5. Аль-Ахадис аль-Кудсийа. Хадисы Пророка. Пер. и комм. Иман В. Пороховой. Изд. 1-е. Гл.ред. Мухаммад Сайд Аль-Рошд. Центр Аль-Фуркан. Дамаск, 1419 г. по Хиджра. 1998. 255 с.
  6. Аш -Шахрастани. Книга о религии и сектах. Пер. с арабск. Прозорова. Ч. 1. М., Наука, 1984−270 с.
  7. В.В. Соч. (в 9-ти т. Пред. ред. коллег. Б.Г.Гафуров). М., Наука, 1966. Т.6 Работы по истории ислама и арабск. халифата. 1966. -784 с.
  8. В.В. Ислам и культура мусульманства. М., Наука, 1992 167 с.
  9. Ю.Бартольд В. В. Культура мусульманства. М., «Леном», 1998 112 с. П. Басилов В. Культ святых в исламе. М., Мысль, 1970 — 144 с.
  10. М.С. Иудаизм. 2-ое изд. М., Политиздат, 1974 239 с.
  11. М.С. О мифологии и философии Библии. М., Наука, 1977 -167 с.
  12. М. С. Что такое Талмуд. Очерк истории и мировоззрения Талмуда и современный иудаизм. Изд. 2-е, доп. М., Наука, 1970 216 с.
  13. В. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. 2-ое изд. М., Наука, 1966 280 с.
  14. H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994 480 с.
  15. П.Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993 383 с.
  16. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., «Правда», 1989. 607 с.
  17. Библия. 1Сниги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Издание Московской патриархии. М., 1992 1371 с.
  18. О.Г. История халифата /В 4-х т./ /АН СССР, Ин-т востоковедения.Т. 1. Ислам в Аравии. 570−630. М., Наука, 1989 -312с.
  19. Большой путеводитель по Библии / Пер. с нем./. М., 1994
  20. Ю. Эстетика. В 2-х т. Т. 1. 5-ое изд., доп. Смоленск, «Русич», 1997. 576 с.
  21. Х.Л. Письмена Бога: Сборник: Пер. /Сост., автор вступ. статьи и прим. И. М. Петровский. М.: Республика, 1994 — 510 с.
  22. Р. Новый Завет и мифология. Пер. с нем. Г. Вдовиной //Культурология XX век. Философия культуры. 11(6). М., 1998. С. 67 111
  23. М. Библейский гуманизм. Пер. с нем. В. Брун-Цехового. // Там же. С. 210−216.
  24. М. Мир пророков и мир Апокалипсиса. Пер. с нем. В. Брун-Цехового. //Там же. С. 217−231.
  25. М. Коран и современная наука. М., «Иман», Казань, 1993 15 с.
  26. Будда. Конфуций. Магомет. Биографические очерки. М.- Республика, 1995. — 348 с: ил.
  27. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. — 415 с.
  28. Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М., 1999. 427 с.
  29. Бытие культуры: сакральное и светское. Сб. статей. /Отв. ред. А. В. Медведев. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995. — 256 с. (Сер. Философия религии- Вып. 4)
  30. В.В. По поводу двухтысячелетия христианской культуры. Эстетический ракурс. //Полигнозис. 1999. № 3. С. 38−48
  31. В ночь на 14 нисана: Иисус Христос. Иуда Искариот. Понтий Пилат /Сост. В. А. Блинов, — Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во. Ассоциация уральских издателей. 1991. 560 с. с ил.
  32. И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., Наука, 1986.-206 с.
  33. В. Избранное: Дух и история. Пер. с нем. М.: «Юрист», 1995.687 с.
  34. Взаимодействие культур Востока и Запада. Вып.2. Сборники. Изобразительное искусство народов Востока. М., Наука, 1991. 168 с.
  35. Всемирное писание. Антология священных текстов. /Под общ. ред. П. С. Гуревича: Пер с англ./ М., 1995. 591 с.
  36. СМ. Коран без чудес. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1982. 96 с.
  37. Г. Жизнь Иисуса. //Философия религии. В 2-х томах. М., Мысль, 1976.-Т. 1.С.35−100
  38. . Г. Эстетика. В 4-х т. Т. 1 М., «Искусство», 1968, 312 с.
  39. P. Язык птиц. О смысле «карнавальных» праздников. Тайны буквы «нун». Традиция и бессознательное. Влияние исламской цивилизации на Европу. //Вопросы философии. 1991, № 4. С. 43−57
  40. Г. Библейские истории: /Пер. с венгр./ 2-е изд. М., 1989. — 317 с.
  41. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: (Сборник): Пер. с англ. и фр. /Сост. Л. И. Василенко, В.Е. Ермолаева- вод. ст. Ю. А. Шрейдера. М.: «Прогресс», 1990 495 с.
  42. И. Мусульманские очерки. М., 1982. 347 с.
  43. Г. Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600−1258). Пер. с англ. М. М. Дижура. -М., Гл.ред.вост.лит., Наука, 1988. 215 с.
  44. Г. Э. Основные черты арабской мусульманской культуры. Статьи разных лет /Переводы. М., Наука, 1981 227 с.
  45. П.А. Коран в России (изучение, переводы и издания). //Ислам: Религия, общество, государство. М., 1984. С. 76 — 82.
  46. П.А. Развитие исторического сознания арабов (VI-VE вв.) // Очерки истории арабской культуры V—XV вв. М., 1982. С. 75−155.
  47. П.А. Происхождение ислама. //Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки. М.-Таппсент, 1980. С. 449−462.
  48. П. А. Формирование арабской народности раннего средневековья (к постановке проблемы). М., Просвещение, 1993. 223 с.
  49. П.С. Гуманизм и вера. М., Знание, 1990 64 с.
  50. A.A. Великие моралисты. М., Республика, 1995. 315 с.
  51. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. //Вестник Моск. ун-та. Сер 13. Востоковедение. Изд-во Моск. ун-та. 1998. № 1 С. 81−91, № 2. С.82−97, № 3. С. 51−67, № 4. С.84−92
  52. . В.М., Рубакин H.A. Легевды и сказки Востока. (Факсимильное издание) Алма-Ата, «Онер», 1991.- 303 с.
  53. СМ. Краткая история евреев. М., «Сварог», 1996. 446 с.
  54. Евангелие от Фомы //Флуссер Д. Иисус. Челябинск, «Урал LTD», 1999. С 255- 268
  55. Еврейские праздники.: М.: «Корона», 1990 64 с.
  56. Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мыпшения. М., Политиздат, 1990. 286 с.
  57. Д.Е. Социальные факторы раннеисламского движения: (Опыт социологического анализа Корана // Религии мира М., 1989. С. 121−132
  58. A.n. Коранические сказания и дуальная картина мира. //Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Кострома, 1996.-ВЫП.1.- С. 112−125
  59. Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 1991. -216 с.
  60. Жизнь Святого пророка Мухаммеда. Islam international Publications LTD, 1991.-229 с.
  61. B.K. Бог человек: Основы этики. М.: «Лицей», 1992. — 123 с.
  62. A.B. Иисус в Коране // Мир Библии. Вып. 4. 1997.- С. 8996.69.3иммель Г. Избранное. Т. 1 Философия культуры. М., «Юрист», 1996. 671 с.
  63. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения.Пер.с араб., введ., прим. и библ. А. Д. Кныша.- СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1995. -288 с.
  64. Т., Ефремова Н. Мусульманская священная история. От Адама до Иисуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих. Сост. Т. К. Ибрагим, Н. В. Ефремова. Под ред. A.B. Сагадеева. М.: «Ладомир», 1996. 392 с. (Серия «Ех Oriente Lux»).
  65. Избранные речения Святого Пророка Ислама. /Мир да почет на нем/. -Islam 1991. -28 с.
  66. А.И. Православие и русская культура. М., Сов. Россия, 1985. -128 с.
  67. Ислам. Историографические очерки. Под общ. ред. СМ. Прозорова. М., Наука, гл. ред. вост. лит., 1991, 231 с.
  68. Ислам. Религия, общество, государство. (Сб.ст.) /АН СССР Ин-т восток.- Отв. ред. П. А. Грязневич, С.М.Прозоров/ М.: Наука, 1984. -232 с.
  69. Ислам: Энциклопедический словарь. /АН СССР, Ин-т востоковедения- /Г. В. Милославский и др./. М.: Наука, 1991. — 311 с.
  70. Иллюстрированая история религий в 2-х томах. Под ред. проф. Д. П. Шантепи де ля Соссей. Т. 1. М., 1992. 410 с.
  71. Искусство и религия в истории философии /(Я. К. Гришанов, Г. С. Соколов, И. Я. Цвик и др.) Отв. ред. В. Г. Штюка. Кишинев: Штиинца, 1980 142 с.
  72. М. Зеленая книга. М., Междунар. отношения, 1989. 159 с.
  73. Т. Герой как пророк. Магомет: ислам. //Теперь и прежде. М., Республика, 1994. С. 38 66.
  74. И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. М.: Педагогика, 1991 — 159 с.
  75. В. Библия как история. Пер. с англ. А.Блейз. М., КРОП-ПРЕСС, 1998.-471 с.
  76. КЛИЗОВСКИИ А. И. Основы миропонимания Новой Эпохи. Минск: ООО «Вида-Н» ИП «Лотаць», 1997. 816с.
  77. KJiHMOBH4 Л. И. Ислам. Очерки. М., Изд-во АН СССР, 1962. 228 с.
  78. Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифология. (2-е изд., доп.). М., Политиздат, 1988. 284 с.
  79. КЛИМОВИЧ Л. И. Обряды, праздники и культ святых в исламе. Грозный, Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1958. 63 с.
  80. КЛИМОВИЧ Л. И. Содержание Корана. С предисл. и под ред. проф. В. Диггякина. Изд. 2-е. перераб. М., Атеист, 1965
  81. В. И. Этическое сознание. Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и эстетических воззрений. Л., изд-во Ленинградского университета, 1979. 138 с.
  82. К0ЛОСНИЦЫН В. И. Человек и бог. Свердловск, Сред. Урал. кн. изд-во, 1968.- 127 с.
  83. К0Л0СНИЦЫН В.И., Медведев A.B. Роль личности в истории религии. Пророки. Екатеринбург, 1993. 97 с.
  84. КОЛНИН A.A., Рыбаков Н. С. На перекрестках мировоззрений. Псков, 1993 99 с.
  85. Коран. Пер. с араб. акад. И. Ю. Крачковского. Предисл. к изд. 1963 г. В. Беляева, П. Грязневича М., Изд-во «Раритет», 1990. — 528 с.
  86. Коран: Пер. с араб, и коммент. М.-Н. Османова М.: Ладомир, Восточная летература, 1995. — 576 с.
  87. Коран. Перевод смыслов и комментарии Ванерии Пороховой. М.: АО «Аюрведа», 1992. 622 с.
  88. Коран: Сказания, предания, притчи (цитаты с комментариями). Автор сост. X. Исмаилов. М.: ред-изд. комплекс «Милосердие», 1991 — 57 с.
  89. Л.А. Законы природы и Закон Божий //Человек. М., 1990, Вып5.-С. 39−47
  90. КОСИДРВСКИИ 3. Библейские сказания. Изд. 3-е. Пер. с польк. Ред. Т. Трифонова. М., Политиздат, 1975.- 455 с. с ил.
  91. Косидовский 3. Сказания евангелистов. Пер. с польск. /Послесл. и примеч. И. С. Свенцицкой. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 256 с.
  92. A.n. Искусство и религия. М., Знание, 1984 63 с.
  93. СЛ. О красоте духовной (П. А. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения). М.: Знание, 1990. — 64 с.
  94. В.Г. Вселенная, антропный принцип и Библия //Взаимосвязь физ. и религиоз. картины мира. Кострома, 1996. -Вьш. 1.-С. 168−175
  95. П. Иов. Жизнь это страдание. Пер. с англ. Н. Трауберг. //Мир Библии. Вып 4. 1997. С. 5 — 15
  96. П. Песнь песней. Жизнь это любовь. Пер с англ. Н. Трауберг /Яам же. С. 16−22
  97. И. А. Библия: историко-критический анализ. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  98. И.А. Книга о Библии М., Политиздат, 1959 359 с.
  99. С. Христос есть путь. //Флуссер Д. Иисус. Пер. с нем. Изд-во «Урал LTD», 1999. С. 243 254
  100. М. Кабала. Тайное еврейское учение. Ч.1−3. Новосибирск, Наука, 1993.
  101. В.Н. История византийской живописи. М., Искусство, 1986.-331 с.
  102. Н.О. Условия абсолютного добра /Вступ. ст. А. И. Титаренко/ М.: Политиздат, 1991. 367 с.
  103. Н.О. Бог и мировое зло //Сост. А. Поляков, П. Алексеев, А. Яковлев. М.: ТЕРРА — Книжный клуб- Республика, 1999. — 432 с.
  104. Л.Д. Искусство Древней Руси. М., Просвещение, 1974.336 с.
  105. Р. Ислам /Пер. с англ. Изд-во Торговый дом «Гранд» агенство «Фаир», М., 1998 304 с. с ил.
  106. К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. Т. 1. М., «Искусство», 1976. 575 с.
  107. А. Ислам: Очерк истории. /Пер. с фр. 3-е изд. М., Наука, 1982. — 191 с.
  108. А. В. Роль личности в истории религии: реформатор, миссионер, святой, оппонент: Уч. нос. Екатеринбург: УрГУ, 1996. 50 с.
  109. A.B. Сакральное как причастность к абсолюту /Рос. Филос. 0-во- Межвуз. Центр проблем непрерыв. гуманитар, образования при Урал. гос. ун-те им. А. М. Горького. Екатеринбург: Банк культурной информащш, 1999 — 152 с.
  110. А. Р1коногафия Христа и загадка Туринской плащаницы //Флуссер Д. Иисус. Челябинск, «Урал LTD», 1999. С. 313 — 328
  111. А. Ветхозаветные пророки: (Библейские пророки от Амоса до Реставрации, УШ IV в.в. до н.э.) — Л.: «Б-ка «Звезды»: Сов. Писатель. Ленигр. отд., 1991. — 251 с.
  112. А. Культура и духовное восхождение. /Прот. А. Мень. М.: Искусство, 1992. — 495 с.
  113. А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. -М.: СП «Слово», 1991. -191 с, илл.
  114. А. Сьш Человеческий. 4-е изд.-М.: Вита, 1991. -336 с.
  115. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Пер. с нем. Д.Бертельса. М., Изд-во «ВиМ», 1996. 544 с.
  116. З.А., Померанц Г. Е. Великие религии мира: М.: РИПОЛ, 1995.-416 с.
  117. Народы и религии мира. Энциклопедия /Гл. ред. Типпсов В. А. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 928 с: ил.
  118. Л.З. Сакральные тексты: Ветхий и Новый Завет, Типитака, Коран. М., Российский гос. аграрн. заочный ун-т, 1996. -103 с.
  119. A.M. Мифы и легенды Древнего Востока. М.: Просвещение, 1994. 368 с: ил.
  120. A.B. Библия и Коран: истоки и параллели. Алматы: Казахстан, 1995.-172 с.
  121. Нравственность и религия. (Сб. ст. Ред. коллегия: М. П. Гапочка и др.) М., Наука, 1964−215 с.
  122. Нравственные портреты пророков /Сост. Г. В. Арзямова. М.: Изд-во ИНК и ПРНОМО, 1993. — 127 с.
  123. Д. Иисус глазами суфиев. М., «Когелет», 1999. 127 с.
  124. О началах. Сочинение Оригена учителя Александрийского (Ш в.) В рус. переводе (с прим. и введ.) Н.Петрова. Новосибирск, типография № 4 ВО Наука, 1993.-383 с.
  125. Осмысление духовной целостности. Екатеркшбург, 1992
  126. Основы этики ислама /Авт. предисл. и сост. В. Антонов СПб, 1993. — 13 с.
  127. В., Вахтин Ю. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1990. 495 с.
  128. Д.В. Религия как социальная связь. Сакрализахщя основания культуры. Екатеринбург, УрГУ, 1993 96 с.
  129. М.Б. Коранические сказания. М., Наука, Гл. ред. вост. лит. 1991.-217 с.
  130. М.Б. Легенды и сказания в Коране. //Наука и религия. 1990−91
  131. СМ. Иудаизм /Пер. с англ. Изд-во Торг. дом «Гранд» агентство «Фаир». М., 1998 400 с. с ил.
  132. М. Идея завета бога с израильским народом в Ветхом Завете /Опыт богословско-философского обозрения истории израильского народа/. Богуслав, 1902 -197 с. + 95 с. примеч.
  133. Н. В. Культы и мировые религии. М.: Благовестник, 1994.-336 с.
  134. Е.А. Коран и коранистика. /Ислам. Историографические очерки. М., Наука, 1991. С. 7 68.
  135. Е.А. Коран и доисламская культура (проблема методики изучения). Ислам: Религия, обпхество, государство. М., 1984
  136. Е.А. Этические представления и этикет в Коране. /Этикет у народов Передней Азии. М., 1987
  137. Религия и общество. Хрестоматия по сощюлогии религии: Для высш.уч. заведений /В 2-х частях/ Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Наука, 1994. Часть 1. — 300 с.
  138. М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. -М.: Политиздат, 1987. 366 с.
  139. М.И. Книга Иова: (из истории древ, свободомыслия) /Отв. ред. Окладников А. И. Новосиб. гос. ун-т им. Лен. комсомола. -Новосибирск, 1983. 322 с.
  140. Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. Пер. с англ. С. Хомутова. М., Гл. ред. вост. лит. изд-ва Наука, 1978. 372 с.
  141. В. Ш. Два лика зла: (Размыпшения рус. мыслителей о добре и зле). М.: Знание, 1992. 62 с.
  142. В. Я. Философские основания истолкования Священного Писания у Оригена. //Вопросы философии. 1998, № 6. С. 120 — 132
  143. Современный философский словарь. Лондон, Франкфурт на -Майне, Париж, Москва, Минск, 1998. Статьи: Абсолют, Идеал, Культура, Религия, Символ, Смысл, Текст, Христология.
  144. М. Основы ислама (основы мусульманского вероучения) Пер. с турецкого М. Веоинур. Стамбул, 1993. 109 с.
  145. Социальные функции искусства и религии.: (Сравнит, характеристика): (Сб. ст.) /Уральск, гос. ун-т. им. А. М. Горького- (Редколлегия: проф. А. Ф. Еремеев (отв. ред.) и др.) Свердловск.: Ур. ун-т. 1976. — 149 с.
  146. Суфизм в контексте мусульманской культуры (Сб. ст.) /АН СССР Ин-т востоковедения, науч. совет по ист. мир. культуры (Отв. ред. и авт. введ. П. Пригарина) М., Наука, 1983. 337 с.
  147. П. Изранное: Теология культуры. Пер. с англ. М.: Юрист, 1995. 479 с.
  148. CA. Религия в истории народов мира. 4-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1986. Религия евреев (иудаизм). — С. 349 — 381- Христианство. — С. 470 — 517- Ислам. — С. 518 — 556
  149. Д. М. Искусство и религия. М., Политиздат, 1983. 287 с.
  150. E.H. Смысл жизни /Сост. А. П. Полякова. П. П. Апрышко. -М.: Республжа. 1994. 432 с.
  151. . А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 360 с.
  152. Учение «Пятикнижие Моисеево». /От Бытия до Откровения/. /Пер., введ. и комм. И. Ш. Шифмана/. М., 1993
  153. ФастГ. Моисей, египетский царевич. М., «Армада», 1998. 392 с.
  154. Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология /Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М., Прогресс, 1993. 400 с.
  155. Философский анализ явлений духовной культуры: (Теоретический и исторический аспекты). (Сб. ст.) /МГУ им. М. В. Ломоносова философ, фак-т. Под ред. А. А. Гусейнова. М.: Изд-во МГУ, 1984. -137 с.
  156. И.М., Шидфар Б. Я. Очерк арабо-мусульманской культуры (УП-ХП вв.) М., Наука, гл.ред.вост.лит., 1971 327 с.
  157. С. Л. Реальность и человек /Сост. П. В. Алексеев- Прим. Р. К. Медведевой. -М.: Республжа, 1997. 479 с.
  158. И. Иудейские древности. В 2-х т. М., 1994
  159. Д. Иисус- Челябинск, «Урал LTD», 1999. 326 с.
  160. Д. Фольклор в Ветхом завете: Пер с англ.- 2 -е изд., испр. -М.: Политиздат, 1990. 542 с, ил.
  161. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., Наука, 1993. 173 с.
  162. Христос и культура. Избранные труды Р. Нибура и Р. Нибура. М., Юрист, 1995. 575с.
  163. Христианство и иудаизм. Сб. ст. М., 1992
  164. Христиане и мусульмане: Проблемы дианога. Составление, вступительная статья и комментарии А.Журавского.М., Изд-е Библейско-богословского института Св. апостола Андрея, М., 2000. 558 с.
  165. Человек в зеркале наук. Под ред. А. Бороноева. Л., изд-во ЛГУ, 1991.- 123 с.
  166. Человек как философская проблема: Восток Запад. (Отв. ред. П.С. Кирабаев). М., 1991
  167. H.A. Пространство жизни человека в новозаветной картине мира //Философия культуры «96: Сборник научных статей. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1996. С. 12−26
  168. А. Жизнь и мысли /Сост., пер. с нем., поел., примеч. А. Л. Чернявского. -М.: Республика, 1996. 528 с.
  169. И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987
  170. ШЬйфман И. Ш. Исторические корни коранического образа Аллаха. //Проблемы арабской культуры. Л., 1987
  171. Д.Ф. Жизнь Иисуса: пер. с нем. М., Республика, 1992, 147 с.
  172. Ш. Искусство и тайна. М.: Алетейа, 1999. 248 с.
  173. Ш. Метафизические основания искусства Ислама1. Творчество. № 9, 1991
  174. Л.А. Духовность как способ человеческого бытия. //Полигнозис. 1999. № 3. С. 117−131
  175. Э. Великие Посвященные. Очерки эзотеризма мировых религий. Пер. с фр. Е. Писаревой. М.: Сфера, 1998. — 592 с.
  176. М. Священные тексты народов мира /Пер. с англ. В. Федорина. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. — 624 с. — Серия «Академия»
  177. М. Очерки сравнительного религиоведения. Пер. с англ. Отв. ред. В. Я. Петрухин. М., «Ладомир», 1999. 488 с.
  178. Эстетика Бытия и эстетика Текста в культурах средневекового Востока. М.: Издат. фирма «Вост. лит.» РАН, 1995. — 285 с.
  179. Юнц Э. Г. Книга Экклесиаста. //Вопросы философии. 1991. № 4. -С. 139−142.
  180. Е.Г. Искусство и мировые религии (система искусств в структуре мировых религий). -М.: Высш. школа, 1977. 224 с.
  181. Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия. М.: Искусство, 1969 175 с.
  182. Янг Дж. Христианство. /Пер. с англ. М.: Изд-во Торг. дома Республика, 1994. 527 с.
  183. К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. 2-ое изд. М.: «Гранд» агентство «Фаир», 1998. 384 с.
  184. Eslin, J.-C1. Experience religieuse-experience esthetique //Esprit. P., 1982. -№ 9.-p. 15−33.
  185. Burgel, J.Chr. L' idee de la non- violence dans 1' Islam, quelques reflections et quelques exemples. //Droit de 1' homme: 3-eme recontre islamo- chretienne, Carthage, 24−29 mai 1982. Tunis, 1985. — P. 229−233.
  186. Kristeva J. Lire la Bible. //Esprit. P., 1982. P. 146−152.
Заполнить форму текущей работой