Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурная типология сквозь призму философско-антропологических концепций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смена специфики философско-исторического и культурноисторического доказательства закономерно приводит к значимости типологии. Культурологическая ориентация на место абстрактно конструируемых эпох, которые иллюстрировались произвольно подобранными фактами, выдвигает позитивный анализ, самих этих фактов, на место рассуждений о перевоплощениях и предназначении-абсолютного духа приходит… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТИПОЛОГИИ В
  • ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ
    • 1. 1. Введение в проблему типологии культуры: основные подходы к пониманию культуры
    • 1. 2. Проблема типологизации культуры в современной философской традиции
    • 1. 3. Теоретические положения культурной типологии
  • ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ В
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ
    • 2. 1. Культурная типология и проблема человека в западной философской антропологии
    • 2. 2. Культурная типология в ракурсе современных антропологических концепций восточной философии
    • 2. 3. Антропологические концепции культурной типологии Муаммара Аль-Каддафи, Шри Ауробиндо Гхоша и Самюэля Хантингтона

Культурная типология сквозь призму философско-антропологических концепций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Культурная типология является необходимым основанием понимания процесса развития культуры, ее основных форм и феноменов.

Становление культурной типологии в философском дискурсе становится научно-методологической проблемой типологизации культуры.

Выявление теоретических положений культурной типологии даёт возможность провести компаративный анализ трех основных парадигм культурной типологии, приобретающих важное значение в развитии современной культуры.

Парадигма исторического прогресса, играющая особую роль в западной философии XVIII—XIX вв., уступает место циклической культурной парадигме, а та, в свою очередь, определяет место для постмодернистской парадигмы в культурной типологии.

В рамках современного антропологического поворота культурная типология не может существовать вне проблемы человека. А само многообразие антропологических философских концепций, как западной, так и восточной научной традиции развертывает проблематику культурной типологии в совершенно иной плоскости.

Таким образом, классическая трактовка культурной типологии в философско-историческом ключе на сегодняшний день претерпевает значительные изменения.

Введение

в центр философского дискурса антропологической проблематики выявляет необходимость переосмысления многих основополагающих научных подходов к пониманию культуры.

Именно неразрывная связь культуры и человека требует от нас предпринять исследование культурной типологии в связи с современным философско-антропологическим знанием.

Степень разработанности темы.

Все литературные источники по исследуемой проблематике следует разделить на три основные группы:

1. Проблема типологии и типологизации. .

Поворот к методологическому пониманию задач типологии связан в начале ХХ> века с работами Э. Сепира, Н. Трубецкого, пражского лингвистического кружка. Этот поворот повлек за собой не только, интерпретацию генеалогической классификации как типологической, но и почти полный отказ от глобальных классификаций, анализ иерархии уровней языка и их единиц, отвлечение от проблем развития* языков. Развитие методов типологии привело к формированию содержательнойили семантической типологииколичественной типологии (Дж. Гринберги др.), характерологической типологии, изучающей взаимообусловленность языковых черт (В. Скаличка и др.), генеративнойили порождающей типологии (Б. А. Успенский и др.), структурной типологии, анализирующей определённые отношения между элементами системы языка, подчёркивающей значение языка-эталона и метаязыка (Ф: де Соссюр и др.). Аналогичная линия заметна и в развитии типологии в биологии «(попытки усовершенствовать или даже критически пересмотреть классическую филетическую таксономию, нашедшие своё выражение в «числовой таксономии» американского энтомолога Р. Сокала,' «конструкционной морфологии» немецкого зоолога F. Бебера, «гомологической морфологии» немецкого зоолога А. Ремане, номогенетической таксономии советского биолога А. А. Любищева и др.). В зарубежной социальной мысли тенденция к методологическому переосмыслению типологии обнаруживается в концепциях моделей истории А. Тойнби, моделей культуры П. Сорокина, А. Крёбера и особенно в методе идеальных типов, разработанном М: Вебером. Типология, по Веберу, заключается в создании некоторых идеальных типов, абстрактных. конструкций, которые представляют собой заведомое упрощение «логической фикции», предельные понятия, не имеющие прямого аналога в реальности и использующиеся для исследования характера и причин отклонения исторического развития от идеального типа.

В отечественной науке проблемой типологии занимались Б. А. Успенский, представивший принципы структурной типологии, И. И. Канаев, изучавший морфологический тип, А. А. Лгабищев, показавший значение и будущее систематикиВ. А Ядов, выяснявший методологические основания типологизации, В. А. Виноградов, выделивший методы типологии, А. П. Огурцов и Э. Г. Юдин, рассмотревшие сущностные аспекты типологии и др. 2. Проблема культуры и культурной типологии. Особое значение в исследовании отводится анализу культуры в ее исторических, формообразованиях, т. е. типологизации культуры. Среди работ западных философов следует выделить труды И. Г. Гердера, М. Ж. Кондорсе, Г. В. Ф. Гегеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Г. Риккерта, М. Вебера, среди отечественных исследований дляг нас наиболее интересными являются труды Н. Я1. Данилевского, Н. А. Бердяева, M.G. Кагана, 3.А. Каменского, G.H. Артановского, Г. П. Выжлецова, Н. З. Чавчавадзе, В. Н. Романова, Э. С. Маркаряна, М. К. Петрова, В .Г. Лукьянова, А. А. Ивина, В. Н. Сагатовского и др. «.

3 — Антропологическая проблематика.

Яркими представителями антропологической философии являются М: Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер, Э. Ротхаккер, Э. Агацци, А. С. Эспиноза. Также антропологическая проблематика вэтнологическом аспекте рассматривается в концепции К. Лоренса, социальный аспект выделяется в работах П. Бурдье и М. Мосса, структурологический аспект представлен трудами К. Леви-Стросса, иррациональный аспект выделяется в исследованиях В: Дильтея^ А. Бергсона,. Ф. Ницше, Н. БердяеваН. Аббаньяно, Г. Марселя, в работах М. Вебера, К. Манхейма, Э. Трёльча, Г. Зиммеля, П. Тиллиха, Я. Буркхардта, ЭКассирера, М. Фуко, В. Дильтея, Э. Жильсона, Р. Арона, Т. Адорно, П. Рикёра, Н. Элиаса, К. Леви-Стросса,.

Ж. Маритена, Р. Бультмана, Б. Малиновского, К. Гирца, JL Уайта, А. Крёбера, М. Шелера, А. Гелена, Г. Маркузе, X. Плеснера, Ж. Бодрийяра.

Особое значение для осуществления исследования имели антропологические концепции: индийских мыслителей Сарвепалли Радхакришнана, Махатмы Ганди, Свами Вивекананды, Шри Ауробиндо Гхоша, арабских философов Мухаммада Маяна Шарифа, Мухаммада Икбала, Ибн Халдуна, А. Абдель-Малека, С. X. Насра, иудейского философа и политического деятеля Шимона Переса, современных китайских философов Фэн Юланя, Фан Дунзема, Тан Цзюньи, Моу Цзун-саня, У Цзинсюя, Ло Гуана, Цзан Дайнаня и Г. Гонга, японских философов Нисида Китаро и Исида Байгана.

Также особое внимание .было уделено взглядам Муаммара Аль-Каддафи, Шри Ауробиндо Гхоша и Самюэля Хантингтона.

Объект, исследования. Философско-антропологический дискурс, современные мировоззренческие концепции человека в их сопряжении с v культурой.

Предмет исследования. Культурная типологияее научно-теоретические и методологические основания, ее место и роль в современном философско-антропологическом знании.

Гипотеза. В исследовании делается предположение о том, что культурная типология как схема историко-культурного развития и, одновременно, методология рассмотрения культурно-исторических типов, их взаимодействия в современном культурфилософском и культурологическом знании, подвергается изменению под влиянием философско-антропологических концепций, вследствие чего приобретает новую характеристику, становится все более «антропологической».

Цель диссертационного исследования: рассмотреть культурную типологию сквозь призму философско-антропологических концепций, выявить антропологический компонент культурной типологии, степень его влияния на современные формы и содержание типологии культуры.

Задачи исследования вытекают из актуальности темы и сформулированной цели работы.

1. Проследить становление культурной типологии в философском дискурсе, рассмотреть проблему типологии культуры, основные подходы к пониманию культуры.

2. Провести анализ проблемы типологизации культуры в современной философской традиции, сформулировать теоретические положения культурной типологии.

3. Выявить особенности культурной типологии в антропологических концепциях, рассмотреть в сопряжении культурную типологию и проблему человека в западной философской антропологии. i.

4. Проанализировать основные положения культурной типологии в ракурсе современных антропологических концепций восточной философии.

5. Провести сравнительный анализ антропологических концепций культурной типологии Муаммара Аль-Каддафи, Шри Ауробиндо Гхоша и Самюэля Хантингтона. Теоретико-методологическая база исследования. Методологические основания исследования формируются посредством гипотетико-дедуктивного метода, концептуального анализа искомой проблематики в трудах ведущих отечественных и зарубежных философов и антропологов. Основным методом исследования послужил типологический подход. Также значимую роль в исследовании сыграл компаративный подход: сравнение культурфилософских походов в типологии культуры. Аргументация теоретических положений, выдвигаемых в процессе исследования опирается на общенаучные методы исследования: анализа, синтеза, диалектический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Научная новизна исследования:

1. На основании философского и культурологического анализа культуры дано авторское определение «культурной типологии». Под культурной типологией понимается группировка сложных культурных объектов по определенным основаниям, необходимая для исследования динамики культуры, культурных типов, их взаимодействия. При этом дается различение понятий и сущности методологических приемов классификации и типологии в сопряжении с проблемой культурной типологии.

Выделяются три основные парадигмы культурной типологии: парадигма исторического прогресса, циклическая парадигма и постмодернистская парадигма.

2. Дано авторское определение философской антропологии, под которой понимается совокупность гуманитарного знания о человеке, всех аспектах его жизнедеятельностив философском и культурологическом аспекте антропология представляет собой совокупность — научно-теоретических концепций о человеке, заключающих в себе проблемы сущности человека-и его отношения с культурой.

3. Впервые в философско-антропологическом контексте затрагивается проблема культурной типологии, формулируется тезис о том, что рассмотрение типологии культуры в рамках философской антропологии является необходимым условием исследования современных культурных оснований человека и человечества в целом.

4. Впервые посредством компаративного подхода проводится анализ современных западных и восточных философских концепций с целью углубления анализа проблемы культурной типологии в философско-антрополо-гическом аспекте.

5. Впервые в ракурс философского рассмотрения вводятся в* единстве философско-антропологические концепции М. Каддафи, Шри Ауробиндо, С. Хантингтона, анализируемые в аспекте культурно-типологической проблематики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Имманентное единство человека и культуры в философии и антропологии проявляется в постановке множества научных проблем. Динамику данного единства может и должна проследить культурная типология, которая формирует культурно-антропологическую картину мира, выделяет ее специфические черты и возможные сценарии развития. Именно по этой причине следует рассмотреть проблему культурной типологии, выступающей, с одной стороны, средством единства человека и культуры, с другой стороны, возможным результатом данного единства.

Обычно концепции и теории в философской антропологии рассматриваются локально, обособленно. Данное обстоятельство порождает в философской антропологии и в философии в целом узость научного мышления. Наибольшая трудность при этом наблюдается в соотношении проблемы человека и методологических когнитивных оснований философии и культурологии. Данная научная ситуация является неприемлемой, т.к. во всех концепциях культурной типологии и антропологии постоянно проводится идея соотношения человека и культуры, человека в культурно-историческом процессе, в различных культурных ситуациях и эпохах (культурных типах).

2. Основные идеи культурологии и культурной типологии исходят из того факта, что понимание специфики культур может быть техникой установления соразмерности между народами, способом освоения культурного мира, попыткой разума дать новые средства понимания и деятельности человеку в динамике социокультурных процессов.

3. Рассмотрение культурной типологии сквозь призму антропологических концепций приводит к углублению, с одной стороны, самой проблемы культурной типологии, с другой стороны — расширяет научно-теоретический потенциал философской и культурной антропологии.

4. В восточных философских антропологических концепциях проблема культурной типологии представлена как одна из первостепенных. При всей неоднородности Востока и восточной философии наблюдается тенденция постоянного разграничения двух противоположных друг другу культурных типов: западной цивилизации и восточной цивилизаций. Западный монологичный культурный диктат первой половины XX века сменяется диалогом культур полицивилизационной модели.

5. Концепции мыслителей Востока и Запада — М. Каддафи, Шри Ауробиндо и С. Хантингтона являются антропологическими и содержат в себе проблематику культурной типологии. По существенным культурно-антропологическим позициям все эти мыслители приходят к общим выводам о культурном и антропологическом единстве человечества.

Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование дает возможность конкретизировать основные направления философскогои культурологического изучения культуры: проводится необходимый анализ современногопонимания* культуры, ее сущностных характеристиквыдвигается идея о проблемном характере культурной типологии как предмета научного рассмотрения, проблема культурной типологии рассматривается^ научно-антропологическом философском аспекте.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования значимы в образовательной и научной сферах глубокого анализа культурной типологии как одного из определяющих методологических подходов современной науки: философии культуры, философской антропологии, культурологии. Особую роль результаты работы могут играть при анализе-культурного развития в современный период глобализации. Отдельные положения работы могут быть включены в чтение общих и специальных курсов по философским и культурологическим дисциплинам. Проблемы, сформулированные в исследовании' и предложенные решения, имеют открытый характер и требуют дальнейшего разрешения в рамках современного философского осмысления.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования были апробированы диссертантом на лекционных и семинарских занятиях по философии, философии культуры, культурологии, истории западной философии, философской антропологии, а также в статьях, публикациях и докладах на теоретических и практических семинарах СевероКавказского научного центра высшей школы Южного Федерального университета, на Всероссийских и региональных научных конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы из 216 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с поставленными целью и задачами исследования можно сделать следующие выводы:

1. Подробно рассмотрев основные подходы к культуре в философии культурологии, следует ввести в исследование собственное определение культуры.

Под культурой понимается:

1) сложная совокупность материальных и духовных достижений человека в его становлении антропологического бытия;

2) совокупность материальных и духовных ценностей человека, определяющих основу его существования в обществе;

3) сложная символическая реальность, являющаяся необходимым условием взаимодействия человека и окружающего мира;

4) антропологическая реальность, основанная на совокупности творческих потенций человека.

Только после определения культуры возможно дальнейшее движение исследования в проблеме типологизации культуры в философии и культурологии.

2. Культурная типология — это группировка сложных культурных объектов по определенным основаниям, необходимая для исследования динамики культуры, культурных типов, их взаимодействия.

3. В культурной типологии мы выделяем три основные парадигмы: парадигму исторического прогресса, циклическую парадигму и постмодернистскую парадигму.

Под теоретическими основаниями культурной типологии понимаются базовые положения, формирующие культурную типологию как особое направление понимания культуры в ее историческом развитии и социальном многообразии.

4. Смена специфики философско-исторического и культурноисторического доказательства закономерно приводит к значимости типологии. Культурологическая ориентация на место абстрактно конструируемых эпох, которые иллюстрировались произвольно подобранными фактами, выдвигает позитивный анализ, самих этих фактов, на место рассуждений о перевоплощениях и предназначении-абсолютного духа приходит систематизация этих реальных фактов, установление разнообразных корреляций между ними, на место «ленточного червя» одномерности, результатом которой оказалось создание европоцентризма, выдвигается многомерноепространство, в котором мириады фактов группируются. в большие и малые галактики — культуры.

Культурный подход оказывается позитивным и, начиная со Шпенглера, философия истории превращается в философию культуры, а та в свою-очередь .выделяется в теорию культуры.

Такими образом, основные идеи культурологии и культурной-типологии^ исходят из того1 факта, что понимание специфики культур может быть' техникой установления соразмерности между народами, способом освоения культурного мира, попыткой разума дать новые средства* понимания и деятельности человеку в динамике социокультурных процессов.

Поскольку проблема культурной типологии — это своеобразная адаптивная картина мира, в которой сталкиваются реальность, речь, духовные сущности, текст, творческая личность, естествознание и миф, наука и религия, типы менталитета и философская рефлексия1, наблюдается диалектически взаимосвязанный процесс поисков самоидентификации современной нам культуры и истории, осознание множественности* отражения понимания культурно-исторических процессов.

5. Реальная интернационализация, глобализация современной’жизни и культуры человечества привносит и новый опыт видения и, владения своими и чужими ценностями, а вместе с ними и тяготение к художественному, мифопоэтическому, метафорическому, философскому и т. п. многоязычию, полистилистике" чуждого опыта иной культуры.

Проблема культурной типологии рассматривается как диалектически противоречивый процесс перехода от одного образа культурно-исторического мира в другой.

Таким образом, на сегодняшний день можно выделить три основные парадигмы культурной типологии: парадигма исторического прогресса, циклическая парадигма и постмодернистская парадигма. Рассмотрение типологии культуры в рамках философской антропологии является необходимым условием исследования современных культурных оснований человека и человечества.

6. Под антропологией понимается совокупность гуманитарного знания о человеке, всех аспектах его жизнедеятельности, в философском и культурологическом аспекте антропология представляет собой совокупность научно-теоретических концепций о человеке, заключающих в себе проблемы сущности человека и его отношения с культурой.

Особое значение при этом обретает связь антропологии с культурой, выступающей имманентным условием бытия человека. Поэтому культурная антропология в совокупности с философской антропологией (мировоззренческой методологической базой) должна занимать в современном научном познании главенствующее место.

Имманентное единство человека и культуры в философии и антропологии проявляется в постановке множества научных проблем. Динамику данного единства может и должна проследить культурная типология, которая формирует культурно-антропологическую картину мира, выделяет ее специфические черты и возможные сценарии развития.

Именно по этой причине следует рассмотреть проблему культурной типологии, выступающей, с одной стороны, средством единства человека и культуры, с другой стороны, возможным результатом данного единства.

Обычно концепции и теории в философской антропологии рассматриваются локально, обособленно. Данное обстоятельство порождает в философской антропологии и в философии в целом узость научного мышления. Наибольшая проблема при этом наблюдается в соотношении проблемы человека и методологических когнитивных оснований философии и культурологии.

Данная научная ситуация является в корне неверной, т.к. во всех концепциях культурной типологии и антропологии постоянно проводится идея соотношения человека и культуры, человека в культурно-историческом процессе, в различных культурных ситуациях и эпохах (культурных типах).

Рассмотрение культурной типологии сквозь призму антропологических концепций приводит к углублению, с одной стороны, самой проблемы культурной типологии, с другой стороны — расширяет научно-теоретический потенциал философской и культурной антропологии.

7. В восточных философских антропологических концепциях проблема культурной типологии представлена как одна из первостепенных.

При всей неоднородности Востока и восточнойфилософии наблюдается тенденция постоянного разграничения двух противоположных друг другу культурных типов: западной цивилизации и восточной цивилизации.

8. Резюмируя проведенный анализ трех концепций мыслителей Востока и Запада — М. Каддафи, Шри Ауробиндо и С. Хантингтона, можно сделать следующие выводы: все названные концепции являются антропологическими и содержат в себе проблематику культурной типологиипо существенным культурно-антропологическим позициям все названные мыслители приходят к одинаковым выводам.

Современная социокультурная ситуация, а также тенденции развития философского знания требует с необходимостью более глубокого научного рассмотрения типологии культуры в рамках антропологической проблематики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994
  2. Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М, 1977.
  3. Актуальные проблемы развития современной цивилизации. М., 2000.
  4. . Понятие цивилизации вчера и сегодня // Общественные науки и современность. 1992. .
  5. А. Культурное время и образы времени в культуре. М., 1999.
  6. М. Н. Символы в культурных контекстах. M’f, 1998-
  7. Артановский С. Н- Сравнительно-типологические исследования1 * современной этнографии//Методология и методы исследованиякультуры /Л., ЛГИК им. Крупской, 1984.
  8. С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. — М., 1989 '
  9. Ахундов М. Д: Концепция пространства и времени: истоки, эволюция-. перспектива. М., 1982
  10. С. А. Теория цивилизации. Курск. 1997: 1 Г. Баландин'Р., Бондарев Л1Природа и цивилизация.М., 1988.
  11. БаргМ. Эпохи и дни. Становление историзма. М., 1987.
  12. А.А. Культурология: антропологические теории культур. М., 1998-
  13. А.А. Психологическая антропология: история и теория. М., 1992.
  14. А. Символизм и миропонимание (Мыслители XX века).М., 1994.
  15. Бердяев Н-А. Философия творчества, культуры и искусства:.В 2 т. М.: Искусство: ИЦП «Лига», 1994.
  16. М. Апология истории. М., 1986.
  17. . Система вещей. М., 1995.
  18. А. Греческая цивилизация. В 2-х тт. М., 1989−1992.
  19. В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. М., 1988
  20. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. В 3-х тт. М., 1987.
  21. Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. М., 1986.
  22. М. Два образа веры. М., 1995.
  23. А. Н., Киселёв В. А. Мир культуры и культура мира. Новосибирск, 1996.
  24. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов: издательство Ростовского университета, 1979.
  25. . Повседневность как плавильный тигель рациональности. // Социологос. М., 1991.
  26. В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. Спб., 1973.
  27. Введение и постановка проблемы // Культурология XX век. Антология^' -М., 1995.
  28. М. Избранные произведения. М.: «Прогресс», 1990.
  29. А. Семантические универсалии и описание языков М. 1999
  30. Взаимодействие культур Запада и Востока. М., 1987
  31. Взаимодействие форм культуры в духовной жизни общества. JL, 1986.
  32. ЗЗ'.Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1999.
  33. В. Избранное. Дух и история. М., 1994.
  34. П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебераи веберовский ренессанс. М., 1991
  35. Г. В. Лекции по философии истории. Спб., 1993
  36. Э. Нации и национализм. М., 1991.
  37. И. Идеи к философии истории человечества. М., 1999.
  38. В. А. Динамика культуры: проблема изучения. М., 1996.
  39. Глобальные проблемы и перспективы цивилизаций. М., 1993.
  40. Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. М., 1990.
  41. Т. Г. и др. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.
  42. . JI. Западная философия культуры XX в. Тверь, 1997.
  43. JI. Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 2001.
  44. А. Я. Исторический синтез и «школа Анналов». М., 1994.
  45. А.С. Категории средневековой культуры. М., 1984.
  46. П.С. Философия культуры. М., 1995.
  47. Н.Я. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития//Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
  48. . Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990.
  49. . Логика смысла. М., 1995.
  50. Дж. Политическая мифология и социальное управление. М., 2001.
  51. . Голос и феномен. М., 1999.
  52. . Граммотология. М. 2000.
  53. Дефиниции культуры. Томск. 1994.
  54. В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. // Культурология. XX век. Антология. М., 1996.
  55. Динамика культурных и социальных связей. М., 1992.
  56. Динамика культуры: Теоретико-методологические аспекты. М., 1989.
  57. Н.А. Краткая история искусств. Вып.1. От древнейших времен по XVI век.М., 1985.
  58. Э.О. О разделении общественного труда. Метод социологии М. 1991.
  59. Ю.Н. Введение в культурологию.СПб., 1992.
  60. Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994-
  61. .С. История и культурология. М., 1999.
  62. .С. Социальная культурология. М., 1994.
  63. Э.В. Философия и культура (Мыслители XX века).М!, 1991. 65: Ильин И. П- Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.1. М., 1996.
  64. Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство.М., 1993. ¦ ' .
  65. Л. F. Основания социокультурного анализа. М., 1995.
  66. История древних цивилизаций- М-, 1999- • 69-История культур народов мира. М, 2001.
  67. История культуры. М., 2000.
  68. История ментальностей. Историческая: антропология. МС, 1996- .
  69. Каган М: .С. Философия культуры. СПб., 1995.
  70. М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. первая. СПб., ООО «Издательство «Петрополис», 20 001 .
  71. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  72. З.А. Культурно-исторические типы или единство’историко-философского процесса//Вопросы-философии.-1995.- № 2. С. 61−67.
  73. А. Бунтующий человек. М., 1990.
  74. Э. Избранное: опыт о человеке. М., 1998
  75. К. Зеркало для человека. Введение в антропологию-.Спб-, 1998.
  76. КобзевА.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия.. М., 1983.
  77. Н. Н. Социально-историческая антропология- М., 19 981
  78. Комадорова’И. В. Культура как социальный феномен в символической антропологии Л. Уайта. М., 2001.
  79. А. А. Человек в лице культуры. Самара 1996.
  80. П. Этот человеческий мир. М. 1998.
  81. В. Нигилизм и идеалы. М., 1994.
  82. А., Клакхон С. Критический анализ концепций культуры. М., 1993.
  83. А., Клакхон С. Наука о культуре и социальная практика: антропо-логическая перспектива. М., 1998.
  84. Кризис ценностей и современная культура. М., 2001.
  85. В. Культура в объятиях культурологии // Человек 1999 — № 5.
  86. С. Г., Ерёмин С. Н. Межкультурное взаимодействие в историческом процессе. Новосибирск, 1991.
  87. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.М., 1992.
  88. Леви- Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  89. Леви- Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
  90. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1994.
  91. А. М. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997
  92. А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982
  93. А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1996
  94. Ю. М., Успенский Б. А. Миф-имя-культура // Лотман Ю. М. Избранные труды. Т.1. Таллинн, 1994.
  95. Ю. М. Культура и взрыв. Таллинн, 1992.
  96. Ю. М. Символ в системе культуры // Труды по знаковым' системам. М., 1987.
  97. С. В. Историческая этнология. М., 1997
  98. Н. О модернизме.М.1995.
  99. С. М. Природные факторы культурного процесса. М., 1999
  100. Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур. В кн.: Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, изд-во АН Арм. ССР: 1978, с. 8 9.
  101. Э.С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США. В сб.: Е. А. Веселкин, В. А. Тишков (ред.) Этнология в США и Канаде. М.: 1989.
  102. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: 1983.
  103. Г. Эрос и цивилизация. Киев. 1995.
  104. А. А. Структурно- функциональный анализ культуры. М., 1998.
  105. В. М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М., 1987.
  106. Механизмы культуры. М., 1990.
  107. Мишина И А. и др. Становление современной цивилизации. М., 1995.
  108. А. Социодинамика культуры. М., 1994.
  109. Морфология культуры. М., 2000.
  110. Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994
  111. М. Общество, обмен, личность. М. 1996.
  112. С., Огурцов А. Время культуры. Спб., 2002
  113. В.Н. Восток и всемирная история.М., 1975.
  114. Ф. Европейский нигилизм // Избр. произведения в 3-х тт., т1. М., 1994.
  115. Ф. Человеческое слишком человеческое. Соч. в 2-х тт., т1. М., 1990.
  116. Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
  117. Ортега-и-Гассет X. Философия. Эстетика. Культура. М., 1993.
  118. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  119. Т. О структуре социального действия М. 2000.
  120. М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
  121. Постмодернизм и культура. М., 1991.
  122. П. Время и рассказ. В 3-х томах Москва-Спб 2000 том 1.
  123. Г. Ценности жизни и культурные ценности // Экн. Альманах новой и старой культуры. М., 1995.
  124. В.М. К вопросу о культурологии, ее предмете и методе // Социально-политический журнал. 1993 — № 3.
  125. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М. 1989
  126. В.Н. Историческое развитие культуры: Проблемы типологии. М., 1991.
  127. Россия и Запад: диалог культур. М., 1994
  128. Россия на перекрёстке времён. М., 2001
  129. И.М., Полежаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997
  130. Самосознание европейской культуры XX века.М., 1991.
  131. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М. 1993.
  132. А. М. Коммуникации в культуре. Петрозаводск, 1996
  133. К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации. // Человек, 1993, № 2−4.
  134. . Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М.: Интерпракс, 1994.
  135. Э. Понятие, сущность и функции культуры. Л., 1990.
  136. Ю. А. Межкультурные коммуникации: особенности современного этапа. М., 1997.
  137. П. А. Социокультурная динамика // Человек, цивилизация, общество. М. 1992.
  138. П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
  139. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» М, 1993.
  140. Структура культуры и человек в современном мире. М., 1987
  141. Структурный анализ в культурологии. М., 2001
  142. Э.Б. Первобытная культура.М., 1989.
  143. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1983
  144. Теория общества: фундаментальные проблемы. М., 1991
  145. А. Постижение истории. М., 1992
  146. М. Б. Философские основания культурологии. М., 1997
  147. JI. История, эволюционизм и функционализм как три типа интерпретации культуры. //Антология исследований культуры, т. 1. Спб., 1997
  148. А. Избранные работы по философии. М., 1990
  149. А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001
  150. Февр Л, Бои за историю. М., 1991
  151. Философия и культура. М., 1994
  152. Философия культуры. Самара, 1997
  153. Философия культуры: становление и развитие. Спб., 1998
  154. А.Я. Культурогенез. Москва: Российский институт культурологии, 1995.
  155. А.Я. Культурология и ее место в системе образования // Культурология сегодня. Основы, проблемы, перспективы. М., 1993
  156. Формы культуры в исторической динамике. М., 2002
  157. С. Л. Реальность и человек. Спб., 1997
  158. В. Человек в поисках смысла. М., 1990
  159. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992
  160. Э. Бегство от свободы. М. 1990
  161. Фромм Э. Иметь или быть. Москва 1990
  162. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М. 1993
  163. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990 № 3
  164. Ю. Теория коммуникативного действия // Язык в культуре Спб 1999
  165. Хайдеггер М. Бытие и время Москва 1997 год
  166. М. Пролегомены к истории понятий времени. Томск 1998
  167. Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2000
  168. С. Столкновение цивилизаций. С. 2005.
  169. Дж. «Хронос» и «Топос» культуры. Спб., 2001
  170. Хейзинга Й. Home ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992
  171. ХейзингаЙ. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988.
  172. XX век. Многообразие. Противоречивость. Целостность. М., 1996
  173. Г. К. Вечный человек. М., 1991
  174. А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993
  175. И. Е. Динамика культуры. Минск, 1980
  176. B.C. Структура исторического знания и картина мира. Новосибирск 1990 год
  177. О. Закат Европы. М., 1992.
  178. Юнг К. Архетип и символ. М., 1992
  179. Юнг К. Г. Человек и его символы. М., 1997
  180. Ю. История цивилизаций. МД994
  181. К. Истоки истории и ее цель. Москва 1991
  182. К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
  183. Kroeber. Superorganic. //American Anthropologist. Vol. XIX, 1917, p. 192.
  184. A.L. Kroeber, C. Kluckhohn. Culture: A Critical Review of Concepts and Difinitions. New York: Vintage Book, 1952, p. 181, 189.
  185. A.L. Kroeber. The Nature of Culture, p. 5.
  186. A.L. Kroeber. The Nature of Culture. Chicago: The University of Chicago Press, 1952, p. 5.
  187. Kroeber A., Parsons T. The Concept of Cultural Systems. // Amer. Social. Rev. 1958. Vol. 23.
  188. A.R. Redcliffe-Brown. Structure and Function in Primitive Society. Cambridge: Cambridge University Press, 1952, p. 176.
  189. A.R. Redcliffe-Brown. A Natural Science of Society. Glencoe, IL: Free Press, 1957, p. 106.
  190. Charles H. Cooley. Social Organization. New York: Scribner’s Sons, 1909, p. 199.
  191. Chris Jenks. Culture. L., NY.: Routledge, 1993, p. 40.
  192. Crane, D. Introduction: The Challenge of the Sociology of Culture to Sociology as a Discipline. In: Crane, Diana, ed. The Sociology of Culture. Emerging Theoretical Perspectives. Oxford, UK and Cambridge, USA: Blackwell, 1994, c. 7.
  193. Eckermann K. Oswald Spengler und die moderne Kulturkritik. Bonn, 1980-
  194. Edward B. Tylor. Primitive Culture: Researches into the Development of Mythology, Philosophy, Religion, Art, and Custom. Vol. I. London: John Murray, 1903, p. 1.
  195. Felken D. Oswald Spengler. Konservativer Denker swischen Kaiserreich und Diktatur. Miinchen, 1988.
  196. Fischer К. History and Prophecy: Oswald Spengler and the Decline of the West. Durcham, 1977-
  197. Geertz CI. Interpretation of Culture. New York: Basic Books, 1973.
  198. Bronislav Malinovski. A, Scientific Theory of Culture and Other Essays. Chapel Hill, NC, University of North California Press, 1931.
  199. Leslie A. White. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. New York, Farrar, Straus and Cudahy, 1949- p. 363.
  200. Lewis Coser. The Function of Social Conflict. New York: The Free Press- London: Collier Macmillan Limited, 1964, p. 48. -
  201. M- Harris. The Riseiof Anthropology Theory. New York: Thomas Y. Crowell, 1968, p. 328.
  202. Naeher J. Oswiad Spengler. Reinbek, 1984.
  203. Royce A. P. Ethnic Identity: Strategies of Diversity. Bloomington: Indiana University Press, 1982, p. 33.
  204. Schermerhorn R. A. Comparative Ethnic Relations: A Framework for Theory. New York: Random House, 1970, p. 85.
  205. Schmid, Michael. The Concept of Culture and Its Place within a Theory of Social- Action. In: Munch, R, Smelser N. J- Theory of Culture: Berkeley, Los Angeles, Oxford: Univ. of Calif. Pr., 1992, p. 92.
  206. Schroter M. Der Streit urn Spengler. Munchen, 1922:
  207. Spiro M.E. Culture and Human Nature. Theoretical Papers. Chicago and L.: The Univ. of Chicago Pr., 1987, p. 26.
  208. Т. Parsons. The Pount of View of the Author. In: M. Black (ed.) The Social Theories of Talcott Parsons. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1961, p. 342.
  209. T. Parsons. The Social System. London: Routledge and Kegan Paul, 1951.
  210. White L.A. Culturological and Psychological Interpretations of Human Behaviour//American Sociological Review. December. 1947.
Заполнить форму текущей работой